Анализ рассказа Чехова «Душечка»

Жизнь А.П. Чехова подобна его произведениям. Она весьма коротка и очень насыщенна. За 25 лет творчества он создал более 500 произведений, многие из которых стали мировой классикой. Сам он, полушутя и не без доли гордости, говорил: 

«Вам хорошо, теперешним писателям. Вас теперь хвалят за небольшие рассказы. А меня, бывало, ругали за это. Да как ругали! Бывало, коли хочешь называться писателем, так пиши роман, а иначе о тебе и говорить и слушать не станут, и в хороший журнал не пустят. Это я вам всем стену лбом прошибал для маленьких рассказов.» 

Попробуем разобраться, почему именно Чехову удалось сломить презрительное отношение литературного общества к малому жанру. В качестве примера Многомудрый Литрекон рассмотрит рассказ «Душечка» об очаровательной и очаровывающейся, ласковой и доброй девушке, чья жизненная дорога определяется спутником…

История создания

Чехов – писатель, сумевший превратить качество в количество, не проиграв нигде. В период с 1885 по 1887 из-под его пера вышли три сотни рассказов (по его собственным словам, он писал по рассказу в три дня). Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, о чем можно судить по записным книжкам. 

Изначально Чехов хотел создать персонажа, излучающего тепло, доброту и ласку. Эта задумка, надо полагать, отчасти реализована в «Рассказе неизвестного человека» и повести «Три года». В 1893-1894 была сформирована фабула рассказа, где вторым мужем Оленьки мыслился кондитер. Однако «опредмечен» рассказ был лишь в декабре 1898 года. 

Пройдя столь долгий путь, «Душечка» была напечатана в первом номере журнала «Семья» за 1899 год. 

Жанр, направление 

Антон Чехов не оставил после себя ни одного романа. Он придерживался выведенной им же аксиомы «краткость – сестра таланта».

Казалось бы, по временному охвату «Душечка» вполне могла бы стать повестью или романом, ведь только в браке со вторым мужем героиня прожила шесть лет.

Но в этом и состоял гений писателя – в несколько страниц рассказа уложить историю длиною в годы, сконцентрировав в ней саму жизнь.

Мы знаем Чехова как писателя-реалиста. В «Душечке» нашли отражение многие особенности конца девятнадцатого века.

Проблемы Кукина, пытающегося завлечь публику на представления, стояла и перед реальным руководителем ялтинского театра, где жил Чехов после 1898 года.

Жители никак не реагировали на афиши, тогда артисты заменили серьезные драматические постановки комедиями, которые также игнорировались. 

Третьим возлюбленным Оленьки становится ветеринар. В Ялте в 1890-х годах проходил судебный процесс о нарушениях в бойнях. Чехов как врач присутствовал на заседаниях, анализировавших деятельность местных ветеринаров. 

Эти и другие детали реального времени свидетельствовали о стремлении Чехова соединять вымысел и точные подробности тогдашней жизни. 

Смысл названия

Главная героиня – воплощение всепоглощающего тепла, убаюкивающей ласки, материнской доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». По словарю Ожегова душечка (душенька) – милый, приятный человек (преимущественно о женщине или ребенке, обычно в обращении).  

Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя. Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания. 

Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся.

Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа.

Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.

Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».

Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.

Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела. 

Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней.

После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами.

Несмотря на это, они были счастливы.

Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости. 

Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась.

Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию. Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников.

На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям. 

Заканчивается рассказ на том, что Оленька слышит стук в ворота и воображает, что принесли телеграмму из Харькова, в которой мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии. Но через мгновение оказывается, что это ветеринар возвращается домой из клуба, что никакой телеграммы нет. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:

герои рассказа «душечка» характеристика
оленька «это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы».
кукин «он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам».
пустовалов уже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно. в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома.
смирнин о ветеринаре известно мало. он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька.

Темы и проблемы 

Говоря о тематике рассказа «Душечка», отчетливо видим одну доминирующую тему – любовь. Но не та любовь, о которой мы привыкли читать в романах. Здесь не раскрывается ее глубина, скупо описаны душевные переживания. Это не значит, что любовь не сильна и быстро проходит. Напротив, она здесь является природным свойством Оленьки, страдающей от невозможности эту любовь высвобождать. 

Основная проблема рассказа «Душечка» – отсутствие «я» в отношениях. Четырехчастная композиция – четыре сменяющих друг друга объекта любви Оленьки – показывают повторяемость ситуации и невозможность изменений. Писатель с иронией завершает список привязанностей душечки мальчиком.

Во-первых, это показывает сущность ее любви: не биологическая тяга к мужчине и не пошлость, а материнское желание согреть, защитить, приласкать.

Во-вторых, особенность душечки присваивать себе мнения доведена до абсурда: теперь она пересказывает на базаре то, что слышит от ребенка – пустота ее внутреннего мира поражает читателя.

Читайте также:  Антология боли группы «Макулатура»: анализ творчества

Основная идея 

Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам. 

В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях.

Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали.

Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.

Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.

Чему учит? 

Мораль в рассказе «Душечка» определенно стоит пытаться искать в баснях и детских сказках. Однако присутствует она не в любом произведении.

Задача писателя заключается в фиксации жизни на бумаге, но ни в коем случае не в поучении читателя, по крайней мере умышленно.

Взявший в руки книгу должен сам определить свою роль по отношению к автору: он может быть учеником, критиком или сторонним наблюдателем.

Мы можем говорить о морали в том случае, если выбрали позицию ученика. 

Итак, какой вывод можно сделать, прочитав «Душечку»? 

  1. Во-первых, это рассказ о важности наличия так называемого стержня. Только самодостаточность, т.е. наличие собственных интересов и увлечений, спасет человека от мучительности одиночества. 
  2. Во-вторых, симбиоз возможен лишь при наличии собственной линии у каждого из участников. Иначе это паразитизм. Все, кто связывает жизнь с Оленькой, плохо кончают. Ее «папаша», которого она раньше любила, теперь был болен и тяжело дышал. Кукин умер. Пустовалов умер. Смирнин помирился с женой. Кругом несчастья. Душечка – паразит, питающийся энергией и интересами любимых людей. Она делает это ненамеренно, ведь это единственный способ поддержания в ней жизни. Это ее проклятье. 

Таким образом, можно заключить, что основной посыл рассказала А.П. Чехова – не привязывайся к людям, они не вечны. Привяжись к чему-то, что вне зависимости от обстоятельств никогда тебя не покинет.

Александр Ладонцев

Анализ рассказа Чехова «Душечка» | Литерагуру

Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.

История создания

В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.

В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.

Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.

С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.

Жанр, направление

Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.

Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.

«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.

Суть

В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.

В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.

Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.

Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.

Главные герои и их характеристика

Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.

  1. Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
  2. Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
  3. Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
  4. Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.

 Темы и проблемы

  1. Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины»,
  2. Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки.

    Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.

  3. Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе, о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
  4. Проблема счастья.

    Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.

  5. Философская проблема ценности жизни.

    У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.

  6. Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности, которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.

Смысл

Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души.

Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности.

Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.

Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.

Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.

Чему учит?

Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.

Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.

Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чеховская "Душечка": пустышка или идеал женщины? Интересное послесловие Толстого

Как простой, в сущности, рассказ вызвал неоднозначные эмоции у читателей.

Оленька Племянникова кротка, мягка и собой приятна. Заслушавшись соседа, антрепренёра Кукина, как он страдает, что каждый день идут дожди, чуть ли не против воли, она увлекается его делами и вот уже выходит замуж.

Молодые счастливы, а Оленька живет только интересами мужа. Когда он неожиданно умирает, немного пострадав, Племянникова с той же страстью увлекается делами лесоторговца, повторно выйдя замуж. А уж после его смерти переключается на ветеринара с его заботами.

И так могло бы быть до бесконечности, но ветеринар оказался женат и уехал. Тогда Оленьке совершенно не с кем стало общаться и жизнь потеряла смысл. Былой огонь вспыхивает с появлением сына ветеринара, гимназиста, на которого постаревшая Оленька обрушивает свой пыл материнской нерастраченной любви и боится лишь, что и его отнимут.

Следуя приметам времени, Чехов вроде бы высмеивает таких пустых женщин. Но не все так однозначно. Пусты ли они? Способность к такой всепоглощающей не любви даже, а заботе, подкупила многих.

Некоторые женщины восприняли рассказ, как высокую оценку подобных качеств, что мужчина наконец-то заметил и оценил жертвенность женскую.

Одна даже прислала писателю вышитую подушечку с надписью “За Душечку”.

Вот и Толстой, конечно, понял, чеховские намеки, но не поверил ему:

Я думаю, что в рассуждении, не в чувстве автора, когда он писал «Душечку», носилось неясное представление о новой женщине, об ее равноправности с мужчиной, развитой, ученой, самостоятельной, работающей не хуже, если не лучше, мужчины на пользу обществу, о той самой женщине, которая подняла и поддерживает женский вопрос, и он, начав писать «Душечку», хотел показать, какою не должна быть женщина. Валак общественного мнения пригласил Чехова проклясть слабую, покоряющуюся, преданную мужчине, неразвитую женщину, и Чехов пошел на гору, и были возложены тельцы и овны, но, начав говорить, поэт благословил то, что хотел проклинать.

Вот такой парадокс случился. Образ женщины-матери оказался близок не только мужчинам, но и самим женщинам. Хотя вовсю обсуждалось равноправие полов, “освобождение женщин”.

Немного хочется сказать и о реакции и мнении Толстого. Он написал обширное послесловие к рассказу Чехова.

Толстой относится к “женскому вопросу” скептически. Какой же он все-таки консерватор! Просто транслирует типично патриархальные домостроевские взгляды:

Удивительное недоразумение весь так называемый женский вопрос, охвативший, как это должно быть со всякой пошлостью, большинство женщин и даже мужчин!«Женщина хочет совершенствоваться»,— что может быть законнее и справедливее этого?Но ведь дело женщины по самому ее назначению другое, чем дело мужчины. И потому и идеал совершенства женщины не может быть тот же, как идеал совершенства мужчины. Допустим, что мы не знаем, в чем этот идеал, во всяком случае несомненно то, что не идеал совершенства мужчины. А между тем к достижению этого мужского идеала направлена теперь вся та смешная и недобрая деятельность модного женского движения, которое теперь так путает женщин.Боюсь, что Чехов, писавши «Душечку», находился под влиянием этого недоразумения.

Он идет и еще дальше, отказывая женщинам в “мужских” профессиях:

Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее,— без таких женщин плохо было бы жить на свете.

  • Забыл еще продолжить в стиле: ну а мы, мужчины, будем это воспринимать как так и надо, пользоваться вашей заботой и помощью, а потом, при случае, заведем эмансипированную любовницу, а лет через 10 заявим, что мол, надоело, неразвитая ты какая-то, глупая, душишь своей заботой.
  • В общем, как ни хотел Толстой казаться прогрессивным, всё и всех понимающим, охватить все аспекты жизни, его дворянское барское воспитание не давало ему этого делать.
  • Чехову в очередной раз удалось написать короткий и при этом глубокий, вызывающий споры, рассказ.

Но мне никак не хотелось бы быть Душечкой. А вам?

Анализ рассказа Чехова «Душечка» | СуперСоч

«Душечка» – один из самых известных и популярных рассказов Антона Павловича Чехова, полюбившийся читателям сразу же после первой публикации.

О произведении в свое время рассуждали, спорили, критиковали его или хвалили Максим Горький, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, В. Немирович-Данченко и многие другие выдающиеся люди.

В 1966 году рассказ был экранизирован на киностудии «Мосфильм». В киноленте снялись известные советские актеры.

История создания

Замысел рассказа «Душечка» зрел у Антона Павловича Чехова целых десять лет.  Об этом свидетельствуют записные книжки писателя. В 1893 году Чехов приступил к написанию произведения, но вскоре снова отложил в сторону его черновик. Вернулся к рассказу писатель лишь в 1898 году, будучи в Ялте, и написал его всего за десять дней.

В декабре 1898 года Чехов отправил рассказ в секретариат газеты «Новости дня». А уже в начале 1899 года произведение опубликовали в еженедельном литературном приложении к «Новостям дня» – в первом номере газеты «Семья».

Антон Павлович остался не очень доволен медлительностью предпечатной подготовки и задержкой доставки журнала с опубликованным рассказом.

Информация о публикации «Душечки» быстро распространилась в издательских кругах. О разрешении напечатать рассказ Чехова вскоре попросила и редакция газеты «Курьер».

Жанр, направление

  • Рассказ «Душечка» написан в жанре классического реализма с элементами натурализма.
  • Незатейливая бытовая история изложена писателем с легкой доброй иронией и свойственной его произведениям лиричностью звучания.
  • Реалистичное направление рассказа основано на наблюдениях Чехова, жившего в то время в Ялте, за городской средой.
  • В «Душечке» нашли отражение и плачевное состояние дел городского театра, с трудом зазывающего на свои спектакли зрителей, и деятельность ветеринарной службы Ялты. 

Суть

В центре повествования – непростая, но в то же время наполненная хорошими событиями, судьба дочери отставного коллежского асессора Ольги Семеновны Племянниковой, называемой знакомыми душечкой.

Простая, милая девушка самозабвенно влюблялась в своих мужей, растворяясь в них самих и их делах целиком и полностью. Оставаясь в одиночестве, искренне оплакивала потерю любимых супругов, страдала и снова обретала смысл жизни в новой привязанности.

После расставания с последним из мужчин, постарев, помрачнев и потеряв интерес к окружающему миру, Ольга Николаевна вновь обрела смысл жизни в заботе о полюбившемся ей мальчике Саше.

Главные герои и их характеристика

В литературном сообществе XIX века тема возможных прототипов героев чеховского рассказа была очень популярна. Образ главной героини произведения, «душечки», «примерялся» на многих знакомых Чехову женщин.

Ольга Семеновна Племянникова — милая девушка с чистой и открытой душой, простая, сердобольная, кроткая. За здоровый вид и приветливый характер знакомые называли Ольгу душечкой.

Особенностью Оленьки было то, что «она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Любовь героини вначале была обращена к отцу, тетке, учителю французского языка…

Антрепренер Иван Кукин, устраивающий спектакли в городском саду, был худощав, невысок ростом, говорил высоким голосом, часто огорчался и жаловался: на погоду, невзыскательную к репертуару публику, актеров… Оленька стала сострадательна к несчастьям Кукина и полюбила его.

Они повенчались, стали жить счастливо и вместе заниматься театральными делами. Иван нежно называл жену душечкой, а она его — ласково Ваничкой.  Ольга будто бы стала мужниной тенью. Она жила мыслями супруга и делилась ими с окружающими. Ольгу поглотило театральное дело, которое она стала считать самым важным на свете.

Как-то Кукин отбыл в Москву для набора труппы и скоропостижно умер, о чем Ольгу известили в срочной вечерней телеграмме. Похоронив мужа, Ольга страдала и тосковала. А уже через три месяца в ее сердце родилось новое чувство.   

Василий Андреич Пустовалов, сосед Ольги Николаевны, в которого она влюбилась безоглядно, отличался от беспокойного Кукина степенностью, солидностью, равнодушием к развлечениям. 

Олина любовь к театру осталась в прошлом. Пустовалов – управляющий лесным складом, и теперь героиню увлекли лес, древесина, бревна и балки. Жизнь наполнилась совместными с мужем Васичкой сытными обедами, баней и церковными службами. И снова Оленька полностью растворилась в супруге: говорила, как он, переживала за древесное дело и… критиковала театры.

После шести лет совместной жизни Ольга Николаевна снова овдовела (Василий Андреич заболел и умер). 

Владимир Платоныч Смирнин, полковой ветеринарный врач, заходивший в гости к Ольге Николаевне в отсутствие Пустовалова, стал новым увлечением женщины.

Семейна жизнь Смирнина не сложилась. С изменившей ему женой Владимир Платоныч расстался и стал помогать ей лишь деньгами на содержание сына Саши.

Ветеринарная медицина увлекла Ольгу Николаевну так, как прежде ее увлекали театр и древесное дело. Но Смирнин однажды уехал, а Ольга Николаевна впала в апатию, потеряла интерес к жизни, не имела никаких мнений.

Благодаря сыну Смирнина, Саше, Оленька познала неведомое ей ранее материнское чувство, помолодела и снова сделалась заботливой и любящей душечкой.

Темы и проблемы

Любовь – главная тема произведения. Любовь к семье, к мужчине, к ребенку, к делу, которое увлекает. И главная героиня рассказа полна этого чувства и готова дарить его без устали.

Рассказ посвящен и теме женской судьбы, непростой, полной отчаяния и радости одновременно.

Писатель повествует нам о жизни главной героини, предельно деликатно выбирая слова для характеристики Ольги Николаевны.

Чеховскую «Душечку» трудно представить без темы счастья. И эта тема проходит в рассказе красной линией.

Чехов затрагивает и не утрачивающую свою актуальность проблему ценности человеческой жизни.

Чему учит?

Рассказ учит умению любить. Любить за простые душевные качества и свойства характера, не замечать недостатки и слабости близких людей.

Чувство Оленьки к Кукину, Пустовалову, Смирнину и его сыну имеет объединяющее начало. Во всех случаях это чувство имеет характер жалостливый, добрый, стихийный, материнский и поглощает героиню целиком и полностью.

Так и надо любить – безоглядно, истово, нерасчетливо.

Рассказ учит умению быть счастливым и радоваться простым житейским поводам.

Герменевтический анализ произведения Чехова "Душечкая"

Герменевтический анализ произведения А.П. Чехова «Душечка»

Свой рассказ «Душечка» Антон Павлович Чехов написал в 1899году. Первоначальный замысел заключался в том, чтобы подвергнуть осмеянию пошлость мещанского быта, бездушное, никчемное существование.

После своего опубликования рассказ вызвал неоднозначную оценку критиков. Лишь Л.Н. Толстой был в восторге от прочитанного.

Он в сборнике «Круг чтения» в 1906 году в послесловии дал свое объяснение рассказу «Душечка».

Переходя к анализу произведения Антона Павловича Чехова, стоит сказать, что этот рассказ написан легко и незамысловато. Автор уделяет особое внимание описанию мелких деталей, эмоций, чувств и переживаний главной героини – Ольги Семеновны.

В герменевтический круг мы постараемся войти со следующими вопросами: Каково место человека в обществе? Может ли он быть счастлив за счет других? Живет он своей жизнью или проживает чужую?

С первых строк произведения нам может показаться, что автор нейтрально относится к своим героям. Однако, читая произведение дальше, мы видим, что Чехов переживает за судьбу главной героини, хотя ярко этого нам не демонстрирует.

Он относится к ней с жалостью и добродушием: «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая».

Эмоциональный тон повествования помогает нам понять замысел произведения: автор будет рассказывать о довольно сложной, трудной и запутанной судьбе главной героини с различного рода испытаниями, трудностями и переживаниями как эмоционального, так и личностного характера.

  • Читая текст, мы можем разделить его на тематические и композиционные части. По моему мнению, тематически текст можно разделить следующим образом:
  • 1. Жизнь «душечки» Ольги Семеновны до замужества
  • 2. Жизнь во время замужества:

2.1. Семейная жизнь с Ванечкой Кукиным

2.2. Семейная жизнь с Васечкой Пустоваловым

2.3. Несостоявшаяся «семейная» жизнь с Володечкой-ветеринаром

3. Жизнь после замужества.

Я разделила текст тематически именно так, потому что считаю, что все эти части взаимосвязаны между собой.

Второй пункт я посчитала нужным разделить на подпункты потому, что именно в них раскрывается характер героини, именно в них мы видим, что человек, живущий в мире (в данном случае Ольга Семеновна), в принципе не имеет своего собственного мнения. Отсюда вытекает вопрос: а было ли оно у нее вообще? И какое место в жизни, в этом бренном мире она занимает?

Композиционно текст делится на четыре части: экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Именно деление на композиционные части помогает нам понять, как мы движемся по герменевтическому кругу, все ли правильно понимаем. Попробуем в этом разобраться.

Экспозицией рассказа Чехова служит лирическое отступление от основного действия, в котором автор рассказывает нам, кто такая эта душечка, из какого рода она произошла и что она играла на сцене театра. Далее плавно мы переходим к завязке самого действия.

На наш взгляд этот переход между экспозицией и завязкой практически не заметен, ведь происходит ни к чему не обязывающая беседа, которая плавно переходит в семейную жизнь главных героев. И именно вся семейная жизнь со всеми свадьбами и смертями уже является кульминацией всего произведения.

Именно кульминация помогает ответить нам на герменевтический вопрос, поставленный вначале нашего анализа: Каково место человека в обществе? Может ли он быть счастлив за счет других? Живет он своей жизнью или проживает чужую? Мы можем сказать, что душечка занимала не центральное, а второстепенное место в жизни, так как не имела собственного мнения, а подчинялась «мнению большинства». Она не имела собственных мыслей и доказательств, ведь когда произошло ее расставание с ветеринаром, то голова ее была пуста, и мысли иссякли, она ничего не могла произнести и не была уверена во всем сказанном ею. Однако в развязке, когда ветеринар возвращается домой, Ольга Семеновна вновь обретает «смысл жизни», она снова пресмыкается перед мыслями других людей, она вновь не владеет своим собственным мнением и мыслями, она повторяет все слова, сказанные её окружением (здесь имеем в виду сына Смирнина-Сашу): «…И она уже имела свои мнения и за ужином говорила…»

Перейдем к анализу цитат текста, связанных с этапами жизни главной героини.

«…её розовые щеки, милая, наивная, похожая на сияние, улыбка мелькали то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете» – эта цитата рассказывает нам о жизни с театральным деятелем Кукиным.

Ольга Семеновна жила театральной жизнью, повторяла все в точности, что и ее супруг Ванечка (так она называла его в течение всей жизни) Кукин. Она была с ним единых мыслей, чувств и действий, до того самого момента, пока не получила телеграмму о его смерти.

Но даже в этот момент она не смогла понять, как же она теперь будет без своего горячо любимого Ванечки. Ее вопросы в рассуждении только подтверждают ее несостоятельность по жизни как человека: «…Зачем же я с тобой повстречалася? Зачем я тебя узнала и полюбила!…».

меня, как читателя, эти фразы наталкивают на мысль, а была ли любовь вообще или это всего лишь привязанность?

Но Ольга Семеновна долго не оставалась одна. Уже через три месяца она прогуливалась со своим вторым супругом Василием Пустоваловым.

Но и в этих отношениях она не состоялась как личность: «По субботам Пустовалов и она ходили ко всенощной, в праздники к ранней обедне и, возвращаясь из церкви, шли рядышком, с умиленными лицами, от обоих хорошо пахло, и ее шелковое платье приятно шумело».

Она вновь пресмыкается перед своим мужем, вновь повторяет в точности все, что желает он. даже про театр, который она так любила в первом браке, говорит, что «…нам некогда с Васечкой по театрам ходить…мы люди труда, нам не до пустяков…».

Брак «людей труда» длился шесть лет… Шесть лет они жили мыслями на двоих, у них не было детей и того семейного счастья, о котором, наверное, мечтает каждая девушка. Впрочем…душечка жила совсем чужими мыслями.

Даже при живом муже она проводила свое время с ветеринаром, жившим во флигеле ее дома, потому что ей необходимо было жить чьими-нибудь мыслями и словами, даже если она в этом ничего не смыслит. Проходит время. Жизнь бежит. Люди умирают и рождаются, уезжают и приезжают.

Именно так произошло и с ветеринаром Владимиром Платонычем Смирниным. Он оставил Ольгу Семеновну в одиночестве с самой собой. Именно в этот момент она понимает, что у нее нет собственных мыслей, собственной жизни, она живет замкнутой в себе, никуда не выходит и не показывается на люди.

Но вновь проходит время, и снова появляется ее «любовь» ветеринар Смирнин, который становится для нее не Володичкой, а Владимиром Платонычем.

Жизнь главной героини резко меняется из сумрачного, запустелого мира она превращается в жизнь с яркими красками: «На другой день уже красили на доме крышу и белили стены, и Оленька, подбоченясь, ходила по двору и распоряжалась. На лице ее засветилась прежняя улыбка, и вся она ожила, посвежела, точно очнулась от долгого сна».

Но именно в этой яркой красками жизни Ольга понимает, что нашла свой смысл, что обрела реальное счастье.

Ну и пусть она живет чужими мыслями, пусть она живет чужой жизнью, пусть она не стала значимым человеком в обществе, зато она обрела поистине настоящее женское счастье: она стала воспитывать сына своего возлюбленного от первого и единственного брака Сашу: «Проводив Сашу в гимназию, она возвращается домой тихо, такая довольная, покойная, любвеобильная; ее лицо, помолодевшее за последние полгода, улыбается, сияет; встречные, глядя на нее, испытывают удовольствие…»

Все вышеописанное нами является основной движущей силой герменевтического круга, ведь именно эти повторы жизни доказывают нам, что героиня не смогла состояться в жизни как личность и проживала чужие мысли.

Можно ли назвать Оленьку положительной героиней? Ответ на этот вопрос носит двоякий характер. Я могла бы назвать ее положительной лишь за те качества, которые проявились в ее сознании в конце произведения. Но все же она будет больше отрицательным персонажем, потому что ее надежды и ожидания обманывались, в какой бы ситуации она не оказалась, и длилось это все по кругу.

Горизонт – поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. Горизонты смещаются, ибо изменяются герменевтические ситуации. Понимание выступает как слияние горизонтов.

Понимание возможно только при слиянии горизонтов, то есть если в нас не загорится интерес к данной теме, она не будет актуальна для нас, мы не сможем вступить в диалог с писателем как литературовед-герменевтик.

Следовательно, нам не откроется смысл и идея данного произведения, также мы не сможем задать герменевтический вопрос, так как суть произведения далека от нашего понимания. Невозможным окажется и вхождение в герменевтический круг.

Также мы должны пользоваться философскими постулатами герменевтики в попытке истолковать текст с разных точек горизонта для правильного его понимания.

Интерпретатор вынужден смотреть вперед, расширяя горизонт, также примеряя на себе новые роли, соотнося с исторической эпохой те или иные ситуации, персонажи. Для подлинного понимания нужно читать текст несколько раз, вдумчиво, медленно, формулируя свои внутренние вопросы с ответами автора на них.

Когда горизонт автора и интерпретатора сливаются воедино, тогда открывается поистине философский смысл произведения.

Ссылка на основную публикацию