Анализ рассказа Ивана Бунина «Цифры»

Анализ рассказа Ивана Бунина «Цифры»

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 730.

Обновлено 9 Августа, 2021

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 730.

Обновлено 9 Августа, 2021

«Цифры» – это трогательный рассказ о том, как ребёнок постигает окружающий мир под чутким руководством взрослых, а также о том, насколько важным является правильное воспитание.

Краткое содержание «Цифры» для читательского дневника

ФИО автора: Бунин Иван Алексеевич

Название: Цифры

Число страниц: 7. Иван Бунин. «Легкое дыхание». Издательство «Эксмо». 2001 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1906 год

Действие произведения разворачивается в начале ХХ века в царской России. Время действия рассказа — всего один день, с утра до вечера, день, запечатлённый в воспоминаниях взрослого человека. Этот день разделён на семь глав, каждая из которых является определенным этапом в познании жизни ребенком, умении строить отношения со взрослыми людьми.

  • Женя – маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.
  • Рассказчик – дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный рассудительный, справедливый.
  • Мама и бабушка Жени – любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.

Однажды утром Женя проснулся с новой мечтой – научиться читать, писать и рисовать. Мальчик страстно хотел стать владельцем пенала, цветных карандашей, книжек с картинками и детского журнала.

Он принялся умолять дядю как можно скорее пойти в лавку и купить всё необходимое, чтобы научиться писать цифры. Дяде совершенно не хотелось идти в город за покупками, и он объявил Жене сегодняшний день «царским».

Мальчик принялся упрашивать дядю хотя бы начать учить цифры, но тот твёрдо настоял на своём: покупки и обучение будут только завтра. Женя немного покапризничал, но затем успокоился, смирившись.

Радость, смешанная с нетерпением, вылилась у Жени в проказы: он принялся подпрыгивать, с силой бить ногами по полу и при этом звонко вскрикивать. Эта шалость вызывала у него чувство эйфории, но крайне раздражала взрослых. После нескольких замечаний от мамы и бабушки, которые мальчик будто и не слышал, дядя потерял терпение. Он дёрнул Женю за руку, шлёпнул и вытолкнул из комнаты.

От внезапного оскорбления Женя горько заплакал и принялся умолять бабушку и маму прийти к нему на помощь.

Любящим женщинам было трудно себя сдерживать, но они старались быть невозмутимыми: избалованность в детях в их семье не приветствовалась.

Дяде также хотелось вскочить, распахнуть дверь и обнять плачущего племянника, однако он чувствовал на себе ответственность за его разумное воспитание.

Дядя выдержал характер и зашёл в детскую только спустя полчаса, сделав вид, что зашёл по делу. Всё ещё всхлипывающий Женя играл на полу пустыми спичечными коробками.

Дядя направился было к выходу, когда мальчик сказал, что никогда больше не будет любить его. Зашли мама и бабушка и посоветовали Жене попросить прощения у дяди, но тот наотрез отказался.

Наконец, бабушке удалось переломить его гордость, напомнив о заветных цифрах.

Женя попросил у дяди прощения, и они помирились. Удобно усевшись за стол, Женя под руководством дяди принялся писать цифры, старательно выводя огрызком карандаша чёрточки – его мечта сбылась.

Женя – обычный шаловливый ребёнок, с неуёмной энергией и жаждой знаний. И направить эту энергию в правильное русло – большая наука.

В произведении красочно описаны моменты, когда состояние Жени вызывает искреннюю жалость.

Но, если бы дядя, мама или бабушка в такие моменты проявили слабину, это бы негативно сказалось на воспитании ребёнка и он не смог бы получить важный жизненный урок: за свои поступки всегда нужно держать ответ.

Правильное воспитание – залог развития гармоничной, полноценной личности. Искренняя любовь к ребёнку – это не вседозволенность и потакание его прихотям, а мудрое наставничество и забота о его физическом, моральном и духовном развитии.

«…В ответ на это ты – трах ногами в пол!..»

«…Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди?..»

  1. «…тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…»
  2. «…Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее…»
  3. «…чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее…»
  4. «…детские волосы хорошо пахнут, — совсем как маленькие птички…»
  5. Царский день – дни коронации и восхождения на престол, дни рождения государей.
  6. Ушат – большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения.
  7. Небось – вероятно, пожалуй, должно быть.
  8. Обыденный – обычный.
  9. Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
  10. Альт – второй по высоте голос в музыке четырехголосного склада.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 730.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Биография Пушкина»с результатом 12/14

Гость завершил

Тест на тему “Аллегория”с результатом 5/5

Гость завершил

Тест на тему “Страны СНГ”с результатом 5/10

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ рассказа Ивана Бунина «Цифры» | Литерагуру

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

История создания

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие.

Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей.

Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю.

В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим —  только бабушка делает попытки примирить «мужчин».

В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом.

Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное.

В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

 …Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка.

Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство.

Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Читайте также:  Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д.

Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению.

Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться.

Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример.

Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Юлия Четверикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ рассказа «Цифры» (И. А. Бунин) | Литрекон

Проза И. А. Бунина отличается необыкновенным реализмом и психологизмом. В своих рассказах писатель поднимает самые разные темы: природы, нравственности, любви, жизни и смерти. В рассказе «Цифры» Бунин обращается к еще одной важной для русской литературы теме – детства и взросления. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор рассказа «Цифры» по плану. 

История создания

Во второй половине XIX века в русской литературе формируется традиция обращения к теме детства. Описывают период взросления и становления личности в своих произведениях Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие писатели.

Обращается к этой теме и Иван Бунин. В его рассказе «Цифры» на первый план выходит история взаимоотношений дяди и маленького племянника.

Автор показывает детское восприятие мира, эмоции и мотивы, которыми диктуется поведение маленького человека.

Рассказ был написан в 1906 году, через год после смерти в Одессе единственного сына Бунина – пятилетнего Коли. Сюжет «Цифр» напрямую не связан с этим событием, однако вся история окрашена в ностальгические, немного печальные тона.

Жанр, направление

Иван Бунин по праву считается одним из мастеров русского Реализма, каждое его произведение необыкновенно точно отражает те или иные аспекты жизни, а тонкий психологизм писателя помогает ему через отдельные реплики и детали изображать мельчайшие душевные движения персонажей.

«Цифры» — это рассказ, один из любимых жанров Бунина. Его отличает небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц, но главное – все действие подчинено описанию одной сюжетной линии, раскрытию одной основной идеи. В данном случае речь идет о взаимоотношениях ребенка и взрослого, особенностях детского восприятия.

Суть: о чем?

Рассказ «Цифры» представляет собой своеобразную исповедь дяди перед племянником. Он написан от первого лица, то есть события прошлого раскрываются перед читателем глазами самого дяди, который вспоминает одну из крупных ссор с маленьким Женей.

Душа ребенка захвачена новой мечтой учиться, но дядя откладывает обещанный урок на завтра. Погруженный в свой яркий мир, Женя принимается активно и шумно баловаться, чем вызывает раздражение взрослых. Это приводит к крупной ссоре, в которой ни мальчик, ни дядя не собираются признавать свою неправоту. 

Лишь мудрой бабушке удается примирить «мужчин», когда она напоминает внуку о «цифрах», которым может научить его только дядя.

Главные герои и их характеристика

Несмотря на небольшой объем рассказа, Бунину удается создать живые и объемные образы героев в рассказе «Цифры», которые Многомудрый Литрекон заточил в таблицу.

Главные действующие лица – это дядя, он же рассказчик, и мальчик Женя.

Женя активный и любознательный ребенок. Любая новая мечта, например, обучение счету, способна полностью захватить его душу. Дядя трогательно описывает его так: «Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!» И все же безудержная энергия мальчика часто выливается в капризы, которые приводят к конфликтам с самыми близкими людьми.
Дядя Из речи рассказчика становится очевидно, что он очень привязан к племяннику, с такой теплотой и нежностью мужчина вспоминает детские годы Жени. В то же время дядя эмоционален и вспыльчив, шалости ребенка быстро выводят его из равновесия, что и приводит к ссоре.
Женщины Строгая мама и заботливая бабушка – второстепенные персонажи рассказа, но их образы позволяют полнее обрисовать атмосферу, в которой происходит действие. Пусть любящая бабушка не является для ребенка серьезным авторитетом, как дядя, но именно ее житейский опыт помогает подобрать нужные слова, чтобы примирить дядю с племянником.

Темы

Тематика рассказа «Цифры» может быть описана более подробно, если Вы, уважаемые читатели, шепнете Литрекону в х, чего не хватает его разбору?

  1. Основная тема рассказа «Цифры» – взаимоотношения детей и взрослых. Необходимо понимать, что ребенок только начинает познавать этот мир, маленькие события часто становятся для него необыкновенно значимыми, а поведением не в последнюю очередь управляют эмоции. Писатель подчеркивает, как важно взрослому быть мудрым в общении с ребенком.
  2. Еще одна тема – детства как важного периода формирования личности и семьи, играющей одну из ключевых ролей в формировании этой личности. Маленький Женя мечтает учиться новому, энергия этой жажды не дает мальчику сидеть на месте. Мама, дядя и бабушка, как самые близкие люди, становятся проводниками ребенка в большой мир, и им следует подходить к этой роли бережно и ответственно.
  3. Воспитание становится еще одним поводом для раздумий автора. Необходимо не только не потакать ребенку, но и не ограничивать его в познании. Нужен компромисс и баланс между двумя крайностями, который с трудом нащупывают даже взрослые люди. Это говорит о том, что семья — та же работа, только еще более ответственная.

Проблемы

Проблематика рассказа «Красавица» обусловлена центральной темой детства и взросления. Многомудрый Литрекон расширит ее, если Вам понадобится более обширный комментарий.

  1. Конфликты в семье. Вспыхнувшая из-за мелочи ссора дяди и племянника не является чем-то уникальным, конфликты в семье часто возникают из самых незначительных событий. Очень важным становится в таких случаях не подчиниться собственному эгоизму, а проявить чуткость и житейскую мудрость.
  2. Нравственная проблематика рассказа «Цифры» касается общих для ребенка и взрослого пороков: вспыльчивости, эгоизма и категоричности. Они становятся причиной ссоры, при этом и маленький мальчик, и взрослый мужчина одинаково не хотят признать свою неправоту и заключать мир. 
  3. Упрямство. Очевидно, что от него страдают не только дети, но и взрослые и уже сформировавшиеся люди, поэтому каждому из нас необходимо воспитывать себя даже в преклонном возрасте.

Основная идея

Название рассказа имеет сразу несколько значений. Самое очевидное, цифры – это предмет конфликта между дядей и племянником, на обещании «обучить цифрам» строится сюжетная линия повествования. В то же время, цифры – символ детской мечты.

Они становятся идеей, которая захватывает сознание маленького Жени и обретает для него большую важность. Наконец, цифры – это возраст. Несмотря на большую разницу в возрасте, оказывается, что рассказчик и Женя ведут себя одинаково: подчиняются эмоциональному порыву и затевают ненужную и неприятную для одного и другого ссору.

Смысл рассказа «Цифры» заключается в необходимости вести себя мудро, ценить близких людей и их мечты.

Бунин вложил в свой рассказ не только назидание для взрослых, но и наблюдение за становлением личности ребенка. Главная мысль рассказа «Цифры» выражается в описании детского внутреннего мира, где обретение новых знаний становится настоящей навязчивой идеей.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Цифры»? Прием взгляда в прошлое придает произведению не только ностальгическое, но и назидательное звучание. Оглядываясь назад, рассказчик может проследить мотивы своих поступков, попытаться понять психологию племянника и вынести из прошлого определенные нравственные уроки.

Если тогда мужчину раздражало шумное поведение и бесконечные просьбы Жени обучить его счету, то теперь воспоминание о них вызывает у него теплоту и нежность. Он понимает, что мир ребенка отличается от мира взрослого, любая мелочь обретает в этом мире небывалое значение, а новая мечта способна полностью увлечь его сознание. 

Читайте также:  Сочинение 15.3: что такое трусость по тексту вигдоровой

Задача находящегося рядом взрослого – бережно отнестись к хрупкому миру ребенка и поддержать в его начинаниях. Это и есть вывод, который можно сделать после прочтения книги.

Критика и художественные особенности

Выдающийся вклад И. А. Бунина в литературу многократно подчеркивался писателями и критиками и был отмечен присуждением ему Нобелевской премии по литературе.

Как и другие рассказы Бунина, «Цифры» написаны легким, живым и эмоциональным языком. Сюжетная линия позволяет проследить проблемы, которые волнуют писателя, а яркие образы персонажей – полностью погрузиться в созданный автором мир.

  • Рассказ «Цифры» раскрывает тему детства и взросления, показывает особенности мировосприятия ребенка, учит читателя проявлять чуткость и житейскую мудрость.
  • Проникнутый легкой ностальгической грустью, текст показывает, как хрупок мир и как много в нем значат сила мечты, заботы и любви.
  • Юлия Филипская

Сочинение Анализ рассказа Цифры Бунина

Хотя рассказ Бунина Цифры имеет довольно простое содержание и композицию, он говорит о по-настоящему значимых аспектах человеческого существования. Перед нами конфликт между отцами и детьми, а если быть точнее, то конфликтуют племянник и дядя.

Маленький мальчик хочет чтобы взрослый обучил его цифрам, но взрослый устал и ничего не хочет. Ребенок скандалит, взрослый срывается, а потом выставляет виноватым мальчика. В итоге ребенку приходится извиняться при своих родителях за то как ему задал трепку несдержанный дядя.

Ситуация парадоксальная, но такое часто бывает. Мы видим отношения между угнетателем и угнетенным, бездумное использование собственной силы и возможностей. При этом в действительности дядя мальчика слаб, так как сильный человек смог бы отыскать в себе возможность дать ребенку нечто ценное и сразу бы превзошел себя и начал бы рассказывать о цифрах.

Наш герой в действительности слаб, он срывается на юном создании, пользуется собственной силой.

Причем если мальчик имеет положительную мотивацию – тяга к знаниям, то взрослый заботится не о чем-то высоком, но только о собственном комфорте, а потом о собственном достоинстве, как говорится, пытается сохранить лицо, обвиняя мальчика.

Подобное поведение заслуживает всяческого морального порицания, чем, собственно, Бунин и занимается, автор описывает ситуацию негативного поведения.

После прочтения этого рассказа многие взрослые смогут задуматься о том, как следует вести себя с детьми, а дети смогут посмотреть какие бывают ситуации. Мне кажется, для того чтобы сделать этот мир немного лучше, следует писать подобные рассказы. Нужно открыто говорить о подобных ситуациях несправедливости и глупости.

Даже в школе мы иногда видим как учителя не хотят рассказывать о чем-то дополнительно. Экономят свои силы, но для чего? Ведь задача учителя в том чтобы передавать знания и передавать ровно столько, сколько дети смогут в себя вобрать.

Именно благодаря этому и развивается человечество, благодаря самоотдаче. Себялюбие, надменность и глупое использование своих возможностей замедляет этот прогресс и развитие, поэтому с такими пороками нужно бороться и продолжать стремиться к знаниям подобно мальчику из этого рассказа.

Сочинение по произведению Цифры

В основе сюжета рассказа Ивана Александровича Бунина «Цифры» описываются и раскрываются две личности(и проблематика из взаимоотношений), являющиеся по совместительству главными действующими лицами.

Задумкой автора было наглядно продемонстрировать ситуации недопонимания между двумя поколениями, каждое из которых имеет свои убеждения, моральные установки и взгляды на жизнь в силу своего возраста. Мало что может поколебать взрослого человека в его правоте, особенно если перед ним – ребёнок.

Ситуация в рассказе проста, но вопреки этому не лишена доли нравоучения от автора и темы сакральности отношений между людьми: ребёнок просит своего дядю показать цифры, но тот, бросаясь в вихрь негативных эмоций и теряя над собой контроль, настоятельно отказывает ему, откладывая изучение на следующий день. Главная причина, обуславливающая ответ дяди, банальна – лень. Постепенно его гложет мысль о жестокости совершенного поступка по отношению к своему племяннику, тем самым формируя основополагающую мораль касательно сущности восприятия дорогих тебе людей, корректируя необходимость показывать те или иные эмоции в определённых моментах. Иными словами, автор затрагивает механизмы взаимоотношений между людьми (в данном контексте – между родственниками) и влияние взятой линии и тактики в этой сфере

Следовательно, мораль заключается в демонстрации порой опрометчивого отношения к желанию другого, которое спустя пару мгновений может инстинктивно запечатлиться в голове и нагромождаться в виде угрызений совести.

Заметна некая обознанность автора в данных вопросах, но здесь нету ничего странного : у каждого из нас подобные ситуации встречались, и мало кого не задел итог, ведь для того, чтобы к человеку относились с добром и уважением, он сам должен повсеместно сеять то, что он хочет пожинать потом.

Кричащий произвол откликнется тем же, в то же время как доброта и отзывчивость найдут своего обладателя при любом раскладе.

Забавно и то, что сердце ребёнка просто не в силах долго хранить в себе накопившуюся злость – он(ребёнок) её напрочь забывает, продолжая жить счастливой жизнью. В этом и есть их преимущество, которое перекрывает поток зла и ненависти в современном мире.

Приятно осознавать, что есть ещё на свете то существо, которое всё простит, хоть и сознательно своего выбора не понимая, все обиды и причинённые пакости, испарятся спустя непродолжительный отрезок времени.

Анализ 3

В данном произведение под названием «Цифры» идет речь о двух родственных душах — дяде и племяннике.

В этом рассказе Бунин показывает не простые отношения между взрослыми и детьми, но неужели же тяжело людям постарше понять, что у детей тоже есть чувства, их также легко можно ранить и некоторые на это не обратят внимания.

А просто на просто вспомните себя в их возрасте, вспомните свои радости или горечи и поймите детей. Они-то вырастут и простят, но где-то в глубине души никогда не забудут и возможно проявят эту обиду.

Вот как раз в этом же рассказе показан пример тяжелых отношений, так как мальчик много не хотел просто, чтобы ему дали того внимание какое нужно, а взамен был в постоянных избиениях своего дяди, которому было лень уделить внимание своему племяннику , который его любил. Вот такая хоть и мелочь, но зато для мальчика это было дороже подарка.

Бунин это написал не для того, чтобы чего-то научить ребёнка, а для того чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны.

В своем возрасте ребёнок не может понять такой отказ , вообще об их опыте речи быть и не должно так как они достаточно малы.

Возможно, это и есть главной причиной почему дети часто устраивают скандалы или так скажем, проявляют агрессию. И не всегда взрослые могут понять, что вина бывает именно их.

Впрочем, мальчик понял, что все зависит от него самого и первый же попросил прошение, понятное дело он был вообще не виноват и в его же возрасте понять какое может быть решение проблемы. Ценой детской открытости и чистоты они нашли компромисс, ведь мальчик любил цифры, а дядя их знал…

  • В этой книге счастливый конец, ведь никогда не поздно понять свои ошибки и начать любить того, кого никогда не ценил и вечно не думать только про себя дать свою доброту кому она была нужна больше всех , а нужнее всего она только ребёнку , все-таки без заботы он в будущем из себя ничего культурного и успешного представлять не будет.
  • Это произведение учить нас как важно понимать и ценить друг друга, не обидев, ведь это сделать довольно легко, а первым пойти на примирение бывает очень даже сложно. Надо запомнить одну самую важную вещь – никогда не надо слушать кого либо, а только свое сердце , ведь оно никого еще не обманывало
  • ← Анализ рассказа Окаянные дни
    ← Анализ рассказа Дурочка↑ БунинАнализ рассказа Холодная осень →
    Анализ рассказа Жизнь Арсеньева →
  • Сочинение Готовим дома
    Домашняя еда нравится всем. Почти все семья варят одинаковые супы, каши, жарят котлеты, но в нашем доме самые вкусные блюда! Не останется равнодушным даже привередливый гость
  • Сочинение на тему «Мой класс» (про учеников)
    Школа – это целый мир, наполненный радостью и эмоциями. Это место, где объединяются люди с желанием получить знания и научиться чему-то новому. Школа – одно из лучших времен в жизни человека.
  • Образ и характеристика Лизаветы Прокофьевны в рассказе Идиот Достоевского сочинение
    Одним из второстепенных персонажей произведения является Елизавета Прокофьевна Епанчина, дальняя родственница главного героя романа Льва Николаевича Мышкина.
  • Сочинение по роману Дубровский Пушкина 6 класс
    В арсенале произведений великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, не мало произведений, в которых отразилось свободолюбие, патриотизм, мудрость вперемешку со вспыльчивостью и дерзостью характера
  • Сочинение Мое любимое стихотворение Тютчева
    Федор Тютчев – русский поэт 19 века, творчество которого при жизни было не очень популярно. Современник Николай Некрасов отнес его к «второстепенным» поэтам. Однако лирические произведения

Анализ рассказа Бунина Цифры 7 класс

В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Читайте также:  Аргументы: «Смелость и трусость» в повести «Капитанская дочка»

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

Вариант 2

Рассказ Бунина, вероятно, описывает события из личной жизни автора, его взаимоотношения с собственным племянником, в доме которого он гостил. Отношения с маленьким мальчиком автор описывает трепетно и нежно, он явно любит своего племянника и относится к нему с уважением, достаточно почтительно.

Сюжет рассказывает о том, как мальчик и взрослый поругались из-за непослушания ребенка.

Ключевым фактором являются «цифры», которым дядя обещает обучить своего подопечного, но откладывает обучение и мальчик начинает капризничать.

После этого происходит ссора, которая только усугубляется радикальными высказываниями мальчика, заявляющего, что больше не будет любить дядю и даже ничего ему больше не купит и не подарит.

С одной стороны мы видим как Бунин умело выводит особенности детского поведения и психики, с другой – наблюдаем какими всеобъемлющими являются переживания в детской душе.

Мальчик полностью погружается в свои переживания, для него эти высказывания не являются бравадой.

Иногда он, конечно, впадает в некоторую театральность и пробует манипулировать взрослыми, как свойственно детям, но в остальном он предельно серьезен и поглощен происходящим.

Наверное, с возрастом люди утрачивают подобное ощущение, становятся более обыденными и пережитый опыт не позволяет относиться ко всему так поглощено и увлеченно. Ребенок в свою очередь действительно существует будто в другом мире, который представляет собой пространство предельной серьезности. Он видит, по мнению взрослых, довольно мало, но для него увиденное является невероятно масштабным.

Бунин указывает на интересное соотношение между «цифрами» и счастьем. Автор понимает, что на самом деле обучение и склонность узнать нечто новое представляется для ребенка возможностью пережить настоящее счастье. И здесь в действительности трудно не согласиться.

Даже, если мы посмотрим с нашей, условно взрослой, стороны, то поймем, что цифры в действительности являются довольно полезным знанием и изучение этого знания позволяет практически вступить в иной мир. Оказаться там, где есть математика и астрология, закономерности существования космических пространств и человеческого восприятия.

На мой взгляд, именно соотношение обучения цифрам и счастья является ключевым элементом рассказа.

Анализ произведения Цифры Бунина

Иван Бунин уникален в плане написания рассказов, что способны воздействовать положительно на человека. Действительно, всё творчество писателя наполнено духовным смыслом. Поэтому каждый читатель, что обращается к творениям Бунина, делает собственную жизнь и внутренний мир богаче и ярче.

Знаменитый рассказ творца – “Цифры”, где проблема кроется в нравственном выборе человека при сложившихся обстоятельствах.

История представляется в ссоре между маленьким ребенком и его дядей. Дитя жаждало того, чтобы взрослый позанимался с ним, рассказал о цифрах. Однако на дядю налетела усталость, он не желал уделять время своему близкому. Здесь и завязался узел между героями.

Ребенок начал топать ногами, кричать, требовать того, чтобы взрослый потратил драгоценное время на учение мальчика. Но все безуспешно. Когда мама дитя потребовала объяснений по поводу того, что же произошло, дядя свалил всю вину на маленького ребенка. Почему он это сделал? Гордыня, что сказать.

Разве можно выставить себя перед бабушкой и матерью сына в плохом свете? Нет, конечно.

С одной стороны виноват дядя, который своим равнодушием убивал в ребенке стремление к познаниям. С другой, всё дело в ребенке, что спровоцировал собственной настойчивостью отрицание, негативность по отношению к мальчику. Ситуация довольно-таки проблематичная и актуальная, ибо подобное происходит и сейчас.

Многие взрослые люди, имеющие детей, часто пренебрегают общением с ними. А ведь это самые счастливые годы: детство любимого ребенка. И если упустить такое, то потом будет слишком поздно что-либо менять. Важно понимать, как необходимо внимание детям. Без этого взаимопонимания трудно добиться.

Об этом и предупреждает Бунин: стоит осознавать весь груз и ответственность перед теми, кто нам действительно дорог.

Писатель изобразил, казалось бы, обыкновенный случай, но глубина ситуации просто неоспоримо потрясает. Всё просто, да много истины. В этом и проявляется талант Бунина: акцентировать внимание на том, что особо не явно замечаешь.

В итоге ребенок просит прощения за собственное поведение, ему не до обид и расстройств, в отличие от дяди, которого съедала день из дня гордыня. Дитя просто стремится к знаниям. И, в конце концов, взрослый их даёт. А это главное!

Не нужно отнимать у малышей, что жаждут познать мир, желание осязать и чувствовать, и развиваться! Ни в коем случае!

7 класс

Несколько интересных сочинений

Смысл рассказа "Цифры" Бунина | Какой Смысл

«Цифры» — рассказ Ивана Бунина, описывающий случай, произошедший между ребёнком и взрослым. Обычная ситуация, которая может произойти в любой семье, однако как много она нам показывает с моральной точки зрения. В нашей статье мы подробнее проанализируем это произведение.

Смысл названия книги «Цифры»

Весь сюжет построен на одной главной мысли — маленький мальчик очень хочет изучить цифры. Причём не просто хочет, он одержим этой мечтой. Казалась бы, ребёнок стремится к знаниям, к учению, к открытию нового, у него «горят» глаза и он готов изучить то, что для него ещё является тайной.

Однако из-за этого стремления случилась ссора с дядей, который не горел желанием помочь мальчику, ведь это «вредно, не полагается баловать детей».

Всё началось из-за цифр, и в конце, когда уже герои помирились, ими же и заканчивается: дядя и мальчик сидят вместе, внимательно изучая их. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Смысл произведения «Цифры»

Ссора — это не только размолвка, взаимный враждебный настрой друг к другу, но и своего рода нравственное испытание. Нужно уметь найти в себе силы признаться, что ты не прав, и извиниться, но, к сожалению, не все могут это понять. Так и случилось в сюжете рассказа.

Мальчик очень хотел поскорее приступить к изучению цифр, дядя же решил выдержать характер, не баловать ребёнка и перенести всё это дело на следующий день.

Но ведь все мы знаем, что детям свойственна непосредственность, наивность, стремление сейчас же осуществить свою мечту, да и сам автор это отмечает: беззаветная преданность, нежность, неумение лукавить и способность быстро забывать обиду. Всё это свойственно лишь детству.

По этой причине мальчик начинает капризничать, шалить, шуметь, как бы выражая свой протест и своё нетерпение. К сожалению, его буйства приводят к печальному результату: его отправляют в комнату, где он остаётся наедине со своими криками и рыданиями.

Тут дядя начинает понимать, что зря он так поступил, однако тут же одёргивает себя мыслью, что детей баловать вредно. Мама с бабушкой сдерживаются, чтобы не пойти к мальчику и не утешить его, но не идут к нему из-за дяди.

В конце концов когда он сам заходит в комнату, предварительно сделав серьёзное лицо и вид, как будто он зашёл туда случайно, и наблюдает, как ребёнок перебирает пустые коробочки из-под спичек. Эта картина трогает его, но виду он не подаёт.

В глубине души он всё же понимает, что не прав, но не хочет в этом признаться даже самому себе. Таким образом, гордыня не позволяет ему помириться с ребёнком.

В этом нравственном противостоянии побеждает мальчик, сумевший смириться, принявший ситуацию. Он первый произносит слова извинения, и очень просит научить его, «подарить каплю счастья».

В итоге мы видим, как дети бывают намного мудрее взрослых, ведь они ещё не имеют эту тщеславную гордыню, у них есть лишь детская наивная доброта и чистое сердце. Прав был автор, что именно такая любовь, преданность и нежность свойственны лишь детству. И эту мысль Бунин проводит в своём рассказе.

Смысл финала

Мальчик извиняется перед дядей, и они наконец-то садятся за изучение цифр.

С каким жадным интересом, с каким желанием ребёнок впитывает в себя эти знания, и при этом старается во всём угодить дяде, чтобы невзначай снова не разозлить его.

Думается, на этом трогательном моменте невозможно не испытать некую нежность, любовь к этому ребёнку, который сумел первым извинится, который так усердно учится.

Эту всю историю дядя вспоминает спустя много лет, и лишь тогда он понимает, что поступил неправильно по отношению к мальчику.

Этим показывается, что все мы можем изменить своё отношение к ситуации лишь спустя какое-то время и признать, что тогда были не правы.

В какой-то момент нам это не позволяет сделать слепая гордость, и тогда перед нами встаёт нравственный выбор. И лишь от нас самих зависит, останемся ли мы честны с собой или с гордостью.

Ссылка на основную публикацию