Анализ романа «петр первый» (а. толстой)

Алексей Толстой в романе «Петр Первый» отдал дань образу Петра Великого, создав одноимённый роман. Приняв революционные события, Толстой выбрал для лучшего их понимания наиболее точную в русской истории аналогию — с эпохой Петра.

Произведения исторического жанра, особенно крупной формы, отличает наличие выраженного художественными средствами авторского представления о закономерностях истории, её движущих силах и конфликтах.

В отличие от романов 1920-1930-х годов, изображавших народные восстания и их руководителей («Разин Степан» и «Гулящие люди» А.Чапыгина, «Салават Юлаев» С.Злобина, «Повесть о Болотникове» Г.Шторма и др.). А.

Толстой поставил в центр произведения фигуру царя, деятеля исторического масштаба.

В Петре писатель в первую очередь показал его преобразовательский гений, понимание необходимости коренных изменений в жизни страны («В России все нужно ломать — всё эаново»).

Историческая перспективность реформ уже не вызывает у автора сомнений. Смысл петровской эпохи в романе А.Толстого – это рывок из прошлого в будущее, от изоляции и патриархальности в число передовых держав мира, время резкого столкновения старого и нового. В этом Толстой видел созвучие между «трагической и творческой» эпохой Петра и революционной историей России.

Если для традиционного исторического романа характерна сосредоточенность на изображении прошлого, то А.Толстой стремился воссоздать связь времён, раскрыть общие черты переломных исторических эпох. Такой подход стал принципиально новым явлением для исторической прозы.

«Становление личности в исторической эпохе» — так определил А.Толстой главный принцип изображения. Автор не просто воссоздаёт биографию Петра, он стремится показать, с одной стороны, как эпоха влияла на формирование личности героя, а с другой — каково было воздействие петровских преобразований на судьбу страны.

С решением этой основной задачи связаны и все другие проблемы романа: вопрос об объективной необходимости и значении петровских преобразований; изображение острой борьбы нового со старым; «выявление двигающих сил эпохи», роль личности И народа в истории.

Замысел произведения определил особенности композиции и сюжета.

Произведение отличает эпический размах в изображении жизни страны рубежа XVII-XVIII веков. Основой сюжета являются реальные события краткого по продолжительности, но насыщенного содержанием периода с 1682 по 1704 год.

Первая книга романа (1930) представляет собой предысторию  петровских преобразований. Это период детства и юности Петра, жестокие жизненные уроки, учёба у иностранцев, начало создания флота, военные «конфузим», подавление стрелецкого бунта.

Вторая книга (1934) включает описание начального периода Северной войны и завершается строительством Петербурга.

Апогеем изображения государственной деятельности Петра должна была стать третья книга, но роман остался незавершённым. В опубликованных главах третьей книги (1943-1944), в соответствии с духом военного времени, когда она создавалась, основным стал мотив славных побед русского оружия (взятие Нарвы). В романе воссоздана живая, динамичная, многоплановая картина эпохи.

Первая глава представляет собой историческую экспозицию, рисующую жизнь допетровской России. Здесь акцентированы отрицательные стороны патриархальной российской жизни: «нищета, холопство, бездолье», отсутствие движения («кисли столетние сумерки»).

Всеобщее недовольство жизнью подчёркивают авторские отступления (начало гл. 2; гл. 5, подгл. 12; начало гл. 7). В них сформулирован общий вывод: «Что за Россия, заклятая страна, — когда же ты с места сдвинешься?».

Создавая образ ждущей пере мен России, автор использует кинематографический приём смены ракурсов. Действие, начавшееся в крестьянской избе Ивашки Бровкина, переносится в усадьбу Василия Волкова, оттуда в Москву, не один раз задержится на дорогах России, приведёт в царские палаты, где у постели умирающего Фёдора Алексеевича решается, кому быть царём.

Местом действия становятся кабак на Варварке, где высказывается мнение простых людей, светлица царевны Софьи, площадь, где бунтуют стрельцы, Троице-Сергиева лавра, Переславль, Архангельск, Дон, Воронеж, Германия с Голландией, Нарва.

Многоплановая композиция дала автору возможность отобразить жизнь всех сословий и групп русского общества: от царской семьи, бояр, иностранцев до торговых и военных людей, крестьян, раскольников, каторжников, беглых. Наряду с реальными фактами и персонажами истории в романе важную роль играют вымышленные события и герои.

Можно особо отметить в этом плане тесно связанную с Петром- историю семьи Бровкиных, на примере которой показаны конкретные изменения жизни русских людей.

Быт, нравы, обычаи, сам дух прошедшей эпохи воссозданы в романе с опорой на документы, исторические труды и другие источники. Важнейшим из них стала книга профессора Н.

Новомбергского «Слово и дело государевы», в которой содержатся акты Тайной канцелярии и Преображенского приказа.

В этих «пыточных записях» «рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь» (XIII, с. 567-568).

Простой и точный разговорный язык XVII века лёг в основу языка романа А.Толстого. Это позволило придать произведению исторический колорит, живость и образность, при этом сделав его доступным современному читателю.

Язык произведения отражает дух петровских преобразований, в нём сочетаются народные слова и выражения, архаизмы, иностранные заимствования. Исследователи едины во мнении о романе Толстого как вершине речевого и изобразительного мастерства художника.

Образ Петра Первого.

Особенность изображения героя состоит в том, что писатель показывает Петра не как уже сложившегося государственного деятеля, а прослеживает процесс становления личности под влиянием исторических обстоятельств.

Изображаемые события жизни страны становятся вехами личной биографии Петра, этапами его взросления. Толстой делает юного героя свидетелем расправы стрельцов с его близкими, и эта память отзовётся в дальнейшем непримиримым конфликтом с сестрой Софьей и боярами в борьбе за власть и жестокой расправой над стрельцами.

Посещение Немецкой слободы пробуждает у Петра интерес к европейскому образу жизни. Поездка в Архангельск и вид иностранных кораблей укрепляет в сознании Петра мысль о необходимости преобразований.

Автор неоднократно использует приём парных эпизодов, показывая быстрые изменения в характере героя (к примеру, два заседания Боярской думы — до Азовского похода (кн. 1, гл. 5, подгл. 20.) и после него (кн. 1, гл. 7, подгл. 1) — подчёркивают: Пётр теперь « … другой человек: зол, упрям, деловит».

Рисуя образ Петра, автор широко пользуется контрастом: Пётр — Софья, Пётр — Василий Голицын, Пётр — КарлХII и АвгустVI.

В этих противопоставлениях раскрываются энергия и решительность главного героя, его готовность учиться у самых разных людей, извлекать уроки из поражений, его искренняя боль за нищету и отсталость страны, простота и отсутствие высокомерия.

Алексей Толстой показывает Петра сложной и противоречивой личностью (например, сцены крестного хода в Успенском соборе — кн. 1, гл. 4, подгл. 2; конец кн.1 — подавление стрелецкого мятежа; Пётр у курфюрстин — кн. 1, гл. 7, подгл. 8; в кузнице у Жемова — кн. 2. гл. 1, подгл. 10; Пётр под Нарвой — кн. 2, гл. 4, подгл. 3; кн. З. гл. 4, подгл. 1; Пётр В землянке — кн. 3, гл. 2, подгл. 5).

Он, пользуясь пушкинским определением, «рукой железной / Россию поднял на дыбы». Преобразования осуществляются за счёт жестокой эксплуатации, ценой тысяч жизней, из отсталости страна вырывается через массовые казни, пытки, насильственное введение элементов европейской культуры.

Но автор уравновешивает острый драматизм ситуации вниманием к изображению результатов дела Петра (можно сравнить описание жизни крестьян в имении Волкова в годы правления Софьи (кн. 1, гл. 4, подгл. 1) и в имении Буйносова в период царствования Петра (кн. 2, гл. 1, подгл. 3); проследить за изменениями в жизни Ивашки Бровкина).

Пётр показан глазами разных людей: матери, Софьи, бояр, соратников: Меншикова, Бровкина, немца Лефорта, простых людей — кузнеца Жемова, художника Голикова, крестьян, строителей, солдат. Это позволяет передать полифонию мнений о главном содержании образа — деле Петра.

Писатель запечатлел уникальное для изображаемой эпохи явление: изменение традиционных социальных траекторий, выдвижение людей не по знатности рода, а по уму, деловитости, приверженности новому (Меншиков, Алёшка Бровкин и его сестра Санька, Демидов и др.).

Определяя взаимоотношения между персонажами, писатель располагает их между двумя полюсами: сторонники и противники петровских преобразований. По отношению ко всем персонажам, даже второстепенным, действует принцип многогранности изображения (например, образ боярина Буйносова).

В раскрытии психологии героя Толстой широко использует приём «внутреннего жеста». Речь идёт о передаче внутреннего состояния через внешнее проявление. через движение, жест.

Писатель был убеждён, что «нельзя писать портрет героя на целых десяти страницах», «портрет героя должен проявиться из самого движения, борьбы, в столкновениях, в поведении») (XIII, с. 499)3.

Именно поэтому движение и его выражение — глагол — являются основой создания образа.

Народ в романе « Пётр Первый».

Пётр В романе А.Н.Толстого предстаёт как ярчайшее воплощение русского национального характера. Поставив в центр произведения царя-реформатора, писатель уделил особое внимание изображению активной роли народа в петровских преобразованиях.

В произведении постоянно слышна оценка происходящего народом, и для автора это является важнейшим критерием исторической справедливости дела Петра. В массовых сценах народ изображён не статично, а в столкновении противоречивых настроений.

Толстой мастерски пользуется полилогом, выделяет в обобщённом образе народа отдельные фигуры.

Во второй и третьей книгах автор показывает нарастание народного недовольства, свидетельство чему — частое упоминание имени мятежного Степана Разина. Движение раскольников также трактуется Толстым как одна из форм протеста против усиления гнёта в петровскую эпоху.

Воплощением конфликта стали данные крупным планом образы Овдокима, пегобородого Ивана и Федьки Умойся Грязью.

Символически звучит финал второй книги романа: угрюмый, клеймёный, закованный в кандалы мужик «Федька умойся Грязью, бросая волосы на воспалённый мокрый лоб, бил и бил дубовой кувалдой в сваи … ».

Здесь и подчёркнуты кровавые усилия, которыми создаётся проход из Ладоги в открытое море, и акцентируется угроза, которую несёт строительство новой столицы империи.

Рассказывая о жизни русского человека, А.Толстой подчёркивает его трудолюбие, талантливость (образы Кузьмы Жемова, Кондрата Воробьёва (кн. 2, гл. 5, подгл. 3); палехского живописца Андрея Голикова (кн. 2, гл. 5, подгл. 3; кн. 2, гл. 2, подгл. 5).

В сражениях, которые ведёт Пётр, ярко проявляются такие качества русского народа, как героизм и мужество. Благодаря взаимодействию образов Петра и народа автору удалось показать бурное противоречивое историческое движение России и раскрыть судьбу нации в переломный момент, на многие века определивший ход её истории.

Роман «Петр Первый» — это вершинное произведение Толстого, получившее признание и в России, и в русском зарубежье. Если историческую концепцию петровской эпохи приняли не все, то высочайшее мастерство изобразительности, живой язык, неиссякаемый юмор сделали роман классическим произведением русской литературы.

Война как испытание русского характера «В дни войны Алексей Толстой оказался на посту. Его слова приободряли, веселили, горячили бойцов, Толстой не ушёл в молчание, не ждал, не ссылался на отчуждённость муз от музыки боя. Толстой говорил в октябре 1941 года, и Россия этого не забудет», — писал Илья Эренбург.

Ведущая тема творчества Толстого — русский характер в его историческом развитии — в годы Великой Отечественной войны приобрела особую актуальность.

Читайте также:  Анализ произведения «размышления у парадного подъезда» (н. а. некрасов)

Как и в исторической теме, центральным в произведениях военных лет стал образ родной земли, политой кровью предков, защищаемой «умными, чистыми, неторопливыми», «берегущими своё достоинство» русскими людьми.

Характерное для общественного сознания и культуры периода Великой Отечественной войны обращение к героическим образам отечественной истории и культуры, подвигам отцов и дедов способствовало укреплению национального самосознания. Задачу литературы писатель видел в том, чтобы быть «голосом героической души народа».

"Петр I" Алексея Толстого

“Петр I” Алексея Толстого.

Сегодня речь о пойдет о романе Алексея Толстого “Петр Первый”. Прежде всего хочу отметить, что это не просто очередная талантливая вещь каких в нашей литературе по счастью немало и не просто книга в общемировом печатном потоке, а именно “явление”.

Именно этому роману выпала честь стать основой русской школы исторической прозы, стиль и содержание которой с тех пор стали диаметально отличаться от европейских литературных традиций этого жанра. Вместо легенькой приключенческой истории на фоне малобюджетных исторических декораций советский автор предложил читателям настоящий научно-художественный труд.

Как следствие со шпагами на страницах его романа никто не бегал, но как раз это и находило самый живой отклик в сердцах читателей и обозначило будущую исключительность соответствующего литературного направления у нас в стране. Установив это перейдем непосредственно к основному содержанию нашего сегодняшнего разговора.

***

Имя Петра I известно каждому с детских лет. Он, пожалуй, самая часто упоминаемая личность в русской истории, а полемика, разгоревшаяся вокруг его роли в российской государственности уже давно, не ослабевает и поныне.

Самое же значительное произведение русской литературы ему посвященное– это несомненно роман Алексея Николаевича Толстого с одноименным названием.

Тема великого русского царя всегда увлекала писателя хотя бы потому, что один из его предков Петр Толстой был виднейшим сторонником Петра.

Подготовка к написанию романа и погружение в петровскую эпоху началось у автора с написания в 1918 году небольшого рассказа «День Петра». Именно в нем были выведены первые наброски будущего шедевра, определена во многом языковая палитра и концептуальная основа произведения.

Работа над романом началась в 1929 году. Автор тратил много времени на поиск нужного для написания книги материала и его работа сравнима с трудом настоящего историка.

Чтобы усилить яркость и емкость языка своих персонажей, автор, отвергая громоздкие церковно-славянские обороты, которые якобы показывали колорит эпохи, использовал вместо них записки и дневники современников царя, написанные простым и емким понятным читателю языком.

О сути своей работы автор сообщает так: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна, прежде всего, композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это, прежде всего установление центра, центра зрения.

В моем романе центром является фигура Петра I». Такой по научному серьезный подход делает огромную честь Толстому и конечно результат, выразившийся в создании великолепного исторического произведения, вышедшего даже за рамки жанра выглядит при таких условиях вполне закономерным.

Несмотря на то, что «Петр Первый» создавался в сталинские времена, он почти лишен политической конъюнктуры, а если она и есть, то выглядит весьма удачно завуалированной и не режет глаза при чтении.

Многоплановым историческим полотном предстает перед читателями фигура Петра на страницах романа. Мы с интересом наблюдаем его взросление, возмужание.

В произведении Толстого исторические личности выглядят весьма характерными. Они даже в своем величии либо низости не лишены человеческих качеств, свойственных каждому из нас.

Благородство, доблесть, честь обман, предательство– все эти эмоции выражены без украшательства, такими, какие они есть.

Отметим, что личность Петра в романе раскрывается постепенно, но уже в начале мы видим его буйную натуру и делотелостный нрав.

Ему тесно и душно в дворцовых теремах. Бойкая натура еще молодого царя не переносит ленного и сонного уклада старобоярской Московии. Он стремится прочь из дворцовых палат, реализовывать свои мечты и чаяния о свободной и независимой жизни себя и своего народа. Уже в этом его кредо угадывается будущий, пока негласный оппозиционер порядкам прошлого.

Царь, строит корабли, как будет строить впоследствии и великое государство. Такое отождествление труда плотника и государственного деятеля выглядит в романе очень уместно, красиво и даже поэтично.

Не менее важное место в начале романа, чем сам царь занимает его сестра Софья долгое время бывшая регентшей при нем и его младшем брате Иване. Она рано видит в Петре будущего соперника и справедливо опасается его «потешных полков» долгое время, считавшихся лишь простой забавой.

Жизнь показывает, что тревоги царствующей особы не напрасны, так как впоследствии между ними происходит настоящая война, известная в истории как «Стрелецкое восстание».

Примечательно, что натура Софьи в чем то схожа с петровской. Она тоже непокорная бунтарка. Все царские дочери до ее появления жили затворницами и редко даже выходили из дворца, а она сумела стать правительницей России. Ее распря и борьба за власть с повзрослевшим братом выглядит как схватка двух одинаково сильных личностей, сопоставимая со сражением титанов.

Стрелецкое восстание, ставшее апогеем конфронтации между двумя царскими наследниками выглядит у автора как сражение из гомеровского эпоса. Его картины удивительно ярки.

Толстой описывая те события, не лукавит с читателем и везде подчиняется исторической правде.

Такое же колоссальное впечатление, как и само восстание в романе производит и стрелецкая казнь, знаменующая его завершение. Толстой придает ей огромное символическое значение. Вместе с потоками крови согласно мыслям писателя утекает в прошлое старая эпоха.

Старая русская история заканчивается….. Начинается новая, с европейскими платьями, с состриганием бород, с все возрастающей ролью Кукуй-города (Немецкой слободы), в которой Петр проводит очень много времени.

Поездки туда для него глоток свежего воздуха там он чувствует себя не венценосной особой, а простым человеком, имеющим право вести себя, так как ему хочется, а не как требует этикет. Как верно замечала критика Кукуй-город является кусочком Европы влияние, которой позже распространилось на всю Россию. [1]

Весьма богатым и образным выглядит язык писателя. В отношении оценки его изящества и легкости очень помогает самое начало романа.

Попробуйте внимательно вчитаться в эти строки: Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, — вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено.

Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик.Чада прыгали с ноги на ногу, — все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка.— Дверь, оглашенные! — закричала мать из избы.Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины.

Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, — как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам.

Прошептала:— Озябли? А то на двор сбегаем, посмотрим, — батя коня запрягает… [2]

Не вдаваясь в подробные описания, автор емкими, яркими штрихами дает нам полноценное представление о русской жизни давно ушедшего столетия.

В приведенном выше отрывке не уделяется внимания чертам персонажей и не так подробно говорится о виде их одежды, а между тем благодаря мастерству писателя мы видим их как будто наяву.

Такое поразительное авторское мастерство всемерно характеризует Толстого как талантливейшего рассказчика и художника. Не одна сторона русской жизни не обойдена им в своем романе.

Жизнь и быт духовенства крестьянства и купечества в рамках одного либо двух персонажей отражает сущность общественного класса. Сам царь раскрывается с очень разных сторон.

Это одновременно и великий государь и просто человек, не лишенный недостатков и пороков, что лишь способствует его сближению с читателем на протяжении чтения романа.

Руководствуясь теми же принципами, Толстой рисует перед нами и образы сподвижников царя Александра Меньщикова, Алексея Бровкина и конечно Франца Лефорта. Все они захвачены реформаторскими настроениями царя, а он, почитая их как ближайших друзей, просит их указывать ему на свои ошибки.

Это замечательная галерея образов сопровождает читателя, и мы можем живо проследить путь их развития. Ближе к концу романа Петр становится полновесным правителем великого государства, Алексей Бровкин сыном богатого купца, а Алексашка Меньщиков его ближайшим советником. Мораль концовки произведения очевидна: каждый из персонажей нашел свое место в жизни чего автор между строк желает и самому читателю.

К сожалению Толстой, не успел завершить свой гениальный замысел. Последнее что он успел написать была шестая глава третьего тома. Подводя итог разговору о романе, Петр I необходимо заметить, что он является классическим представителем жанра исторического романа без модной сегодня приключенческой составляющей.

Если вы хотите понять, что же такое исторический роман вам следует прочесть именно эту книгу.

[1] А. Тархов «Исторический триптих А.К. Толстого» – М.: Худож. лит.,1982.

[2] Варламов .А.Н. Алексей Толстой. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2008

"Петр Первый" (Толстой): анализ романа, образ Петра, система персонажей – Толстой А.Н. Литература 20 века

«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор.

В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнего дня, к исследованию лишь нарождающихся конфликтов, формирующихся характеров и литературных типов, исторический роман принципиально обращен к предшествующим эпохам.

В этом и заключается специфика положения историческою романиста: в отличие от писателя, воссоздающего современность, он знает о том, как в реальной исторической ретроспективе разрешились конфликты, описанные им, как сложилась судьба людей, ставших конкретными историческими прототипами его героев.

Читайте также:  Сочинение: Из двух друзей всегда один раб другого

Однако наличие временной дистанции и принципиальная обращенность к прошлому вовсе не лишают исторического романиста интереса к современности.

Напротив, чаще всего интерес к прошлому продиктован потребностью прочитать в нем ответы на вопросы сегодняшнего дня, найти аналогии, параллели между логикой двух исторических моментов, соединенных временной дистанцией исторического романа.

Таким образом, та или иная трактовка исторических событий не бывает вполне «бескорыстной», а подчинена, скорее, потребности познания настоящего и стремлением заглянуть в будущее.

Алексей Толстой своим историческим романом «Петр Первый», анализ которого мы проведем, сопоставляет две эпохи русской жизни, в которых находит общие импульсы, общие конфликты, общий национально-исторический пафос: это рубеж XVII—XVIII веков и 30-е годы XX века.

Писатель сам говорил о совпадении исторического пафоса обеих эпох: «Несмотря на различие целей, — писал он, — эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

Это совпадение, которое мыслилось Толстым как программное в момент создания романа, предопределяет и художественную концепцию произведения, и концепцию личности главного его героя.

Для того чтобы это показать, необходимо обратиться к центральному конфликту исторического романа.

Идеологическую и сюжетно-композиционную структуру произведения формирует конфликт между Петром, с его устремленностью к обновлению, реформированию России, с потребностью направить страну по западному пути экономического, научно-технического, культурного развития, и исторической неподатливостью русского народа, силой древней традиции, сопротивлением боярства, словом, всем тем, что воспринимается автором и героем как косность, вековой сон народа и власти. Победить в этом конфликте Петру помогают качества его личности: целеустремленность, способность к огромному волевому усилию, бескомпромиссность, умение идти до конца. Его цель — убыстрение хода исторического времени, которое может дать возможность России настигнуть упущенное за время векового сна. Петр буквально «хватает за волосы Фортуну», насильно заставляет ее повернуться к себе лицом. Победа достигается невероятным волевым усилием царя и его сподвижников.

Такое историческое мироощущение характеризует не только Петровскую эпоху, оно оказывается в высшей степени созвучно 30-м годам, толстовскому времени. Создавая роман «Петр Первый», он соотносил петровские преобразования со сталинскими, находя в них много общего.

В первую очередь эта общность заключалась в масштабности воистину глобальных свершений двух эпох и тех неимоверных затрат народной энергии, сил, жизней, которых требовали эти преобразования.

Ни в ту, ни в другую эпоху не задумывались о цене исторических свершений, которые были способны сделать Россию сильнейшей и мощнейшей в военном отношении державой Европы. Для достижения своих целей обе исторические эпохи выбрали сильную, жесткую централизованную власть.

Петр, изображенный в романе Толстого, не считающийся с человеческими тратами и достигающий невероятным волевым усилием своих целей, как бы санкционировал деяния современной Толстому власти, оправдывал чудовищную растрату народных ресурсов, высвобожденных коллективизацией и направленных на индустриализацию страны.

Образ Петра в романе Толстого «Петр Первый»

Для того чтобы понять личность Петра Первого, как она представлена в романе Толстого, нужно помнить, что во второй половине 20-х — 30-е годы складывается концепция героической личности, характерная для литературы социалистического реализма.

Она утверждает личность исключительную, жертвенную, способную на самоограничение, на отказ от естественных человеческих потребностей, на полное подчинение себя делу и долгу. Именно такой тип героической личности утверждается романом Н. Островского «Как закалялась сталь» (образ Павла Корчагина), романом А. Фадеева «Разгром» (образ Левинсона).

И в том, и в другом случае герой обнаруживает способность преодолеть естественную человеческую слабость, властвовать над своим телом (Левинсон), ибо сила духа дает возможность победить немощь, встать над болезнью, остаться в строю, даже будучи прикованным к постели (Корчагин).

Герой, сталкиваясь с болезнью, ощущая физическую слабость, укрепляется духовно, преодолевает противоречия собственного сознания, обретает внутреннюю цельность.

В формирование общелитературной концепции личности вносит свой вклад и Толстой, создавая образ Петра в романе «Петр Первый». Однако противоречия, с которыми ему приходится сталкиваться, носят несколько иной характер.

Обладая недюжинной физической силой и здоровьем, Петр не знает, что такое болезнь, и героическое начало его характера проявляется не в борьбе с ней.

Его героизм — в способности взвалить на свои плечи весь груз ответственности за реформирование страны, отбросив естественную человеческую слабость, робость, сомнения.

Героическая концепция личности, сложившаяся в литературе 30-х годов, утверждала деятельного человека, способного преодолеть сомнения и рефлексию и вступить в прямое взаимодействие с реальностью с целью ее преобразования в соответствии с принятыми замыслами. Создавая именно такой характер, Толстой прибегает к приему антитезы.

В системе персонажей романа оказываются противопоставлены Петр и князь Василий Голицын, фаворит Софьи, державший на протяжении ее правления в своих руках все рычаги государственной власти. Человек грамотный, мыслящий, европейски образованный, он прекрасно осознает историческую необходимость реформирования русской жизни.

В течение нескольких лет он составляет свои «прожекты» — планы социально-политических государственных реформ, носящих безусловно прогрессивный характер и идущих дальше петровских преобразований. Одним из пунктов его «прожектов» значилось даже освобождение крестьян из крепостной зависимости.

Однако дальше «прожектов», записей дело не пошло: планы Голицына по сугубо русской традиции так и остались на бумаге. Петр же именно действует, поэтому и выигрывает в борьбе с Софьей за власть.

Действие, эмоциональное и импульсивное, часто необдуманное, идет ли речь о государственной политике или же об отношениях с самыми близкими и преданными людьми, становится главной доминантой созданного Толстым характера.

Он может поколотить Алексашку Меншикова, дать локтем в нос Лефорту, повинуясь вспышкам гнева или столь же неожиданным приливам великодушия, казнить и миловать. Но это именно человек активного деяния, что, с одной стороны, обеспечивает успех всем его государственным планам, с другой — формирует главное противоречие в его характере.

Важнейшее противоречие в характере своего героя Толстой видит в том, что Петр борется с исторической отсталостью России (как он понимает состояние своей страны на тот момент) варварскими средствами, чудовищной жестокостью и насилием подавляя сопротивление и заставляя народ подниматься на исторические свершения кнутом, батогами, дыбой и виселицей.

Таким образом, основное противоречие в образе Петра — это противоречие между благой и исторически обоснованной целью и путями и средствами ее достижения.

Авторская позиция выражается в том, что высшим критерием оценки деятельности царя оказывается восприятие его политики народной средой.

Если Петру удастся, сломив боярское сопротивление п подавив московские стрелецкие бунты, заручиться поддержкой людей из народа, сломав сложившуюся патриархальную социальную иерархию, то такая поддержка будет высшим и абсолютным доказательством исторической перспективности петровских реформ.

Система персонажей в романе Толстого «Петр Первый»

Исследованием этого вопроса обусловлена система персонажей романа. Она построена таким образом, чтобы оценить деяния Петра с различных социальных и культурных точек зрения. Эти точки зрения формируются и людьми из народа, способными наиболее точно и концентрированно выразить общее восприятие происходящего, и боярской средой, и раскольниками, и людьми из иностранных посольств.

Система персонажей в романе «Петр Первый» построена по «гелиоцентрическому» принципу: в центре — образ главного героя, именем которого назван роман, остальные персонажи важны постольку, поскольку они близки к нему, выражают ту или иную точку зрения на Петра или же отношение к историческим процессам, предопределенным его политикой. Система персонажей включает в себя несколько групп, каждая из которых объединяется общим отношением к личности Петра и к его реформам. Традиционно для жанра исторического романа совмещение реальных исторических персонажей с вымышленными.

Судьба семьи Бровкиных, персонажей вымышленных, отражает типическое явление петровского времени: выдвиженцы из народной среды занимают важные государственные посты. Ивашка Бровкин, как его звали соседи, кабальный задворовый крестьянин, превращается в Ивана Артемьевича, богатого купца, поставщика двора его императорского величества, которому доверена поставка амуниции на войско новой России.

Язык романа «Петр Первый»

Можно ли повествовать о событиях достаточно отдаленной истории современным языком? Не вступит ли исторический материал в некоторое комическое противоречие, если повествовать о нем современным языком? Или же писать роман на языке той эпохи, на русском языке конца XVII века? Но будет ли он тогда понятен современному читателю? Кроме того, в Петровскую эпоху еще не сформировалась традиция литературного языка: времена классицизма, Фонвизина, Державина, Сумарокова, Ломоносова, пушкинская эпоха, создавшая русский литературный язык, еще впереди.

Толстой решает эту проблему иным способом: он стилизует свое повествование под язык рубежа XVII—XVIII веков, создавая в языковой стихии своего романа иллюзию погруженности читателя в ту эпоху. Резкий поворот, осуществленный Петром в сфере внутренней и внешней государственной политики, привел к коренной ломке всей национальной жизни.

Эпоха Петра — эпоха коренных ее перемен, которые не могли не отразиться в речевой сфере. Язык отражает время лучше любого летописца и историка.

В речевой стихии романа Толстого сталкиваются, перемешиваясь и сосуществуя, слова и лексические группы, встреча которых в иную эпоху была бы попросту невозможна: это и старославянская лексика, принадлежащая прежним, патриархальным формам жизни; и множество заимствований из европейских языков, немецкого и голландского в первую очередь; и просторечия, всегда характеризующие речевую картину языка в переломные моменты национальной жизни. Таким образом, стилистическими средствами Толстому удается показать время и запечатлеть переломную эпоху, совместившую разные культурные пласты, перемешавшую исторические традиции, вместившую в себя Византию и Европу.

Трагическое и своеобразие комического

Петровская эпоха, как и любое переломное время, с неизбежностью совмещает в себе осколки прошлого и еще не всегда реализовавшиеся приметы будущего. Такое совмещение всегда чревато противоречиями, которые могут поворачиваться как комической, так и трагической своей стороной.

Россия, поворачиваемая железной рукой Петра на новый путь развития, осваивает новые формы исторического бытия, строит флот, созидает регулярную армию, льет пушки, но несет при этом огромные людские потери.

Читайте также:  Стихи про жениха: читать красивые стихотворения поэтов классиков

Толстой вовсе не закрывает на это глаза, напротив, вводит в роман отчетливо слышимые голоса, доносящиеся с дыбы или из-под кнута, стоны ужаса и боли, раздающиеся из прокопченных изб пыточного следствия, где заправляют князь-кесарь Ромодановский да сам Петр. Уход старой, византийской, патриархальной Руси не может не окрашиваться в трагические тона.

Обратитесь к последним главам первого тома, к описаниям стрелецкого сыска и массовых стрелецких казней. Покажите, в чем состоит суть трагического в исторических событиях, с почти документальной точностью воспроизведенных писателем.

Гибель любого значительного явления всегда несет в себе трагическое начало, даже если очевидна его историческая исчерпанность. Трагическое — в неизбежных потерях, в прощании с традицией, созданной предшествующими поколениями.

Трагическое в романе «Петр Первый» состоит в том, что православная византийская Русь, на которую поднял руку Петр, обретает множество защитников, готовых жертвовать собой, восстающих на бунт с целью возвести на престол Софью, даже под страшными пытками не называющих зачинщиков: «Стрельцы лишь признавали вину в вооруженном бунте, но не в замыслах… В этом смертном упорстве Петр чувствовал всю силу злобы против него…» Перед этим упорством царь действительно оказывается бессильным. Подозревая везде измену, устраивая пытки и казни, царь может физически уничтожить своих оппонентов, но не может заставить их раскаяться, привлечь на свою сторону, убедить в перспективности избранного пути. Показывая трагические стороны переломного времени, Толстой приводит исторические документы: дневник одного из иностранных дипломатов, бывшего свидетелем расправ над стрельцами: «Мне рассказывали, что царь в тот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно, русские чрезвычайно упрямы». Как показывается мужество и бескомпромиссность людей, вставших на защиту прежнего порядка? Как ведут себя осужденные на казнь? Как выражают свое пренебрежение к царю? Презрение к палачам? Трагическое состоит не просто в изображении массовых пыток и казней; оно выражается в позиции казнимых, своею смертью утверждающих национальные идеалы патриархальной Руси.

Однако Толстой, не закрывая глаза на трагический характер переломного времени, показывает преходящий характер трагического. Для этого он переводит то же самое историческое противоречие, которое только что повернулось трагической стороной, в комическое русло. Утверждение нового исторического уклада оборачивается не только казнями защитников патриархального быта, но и…

стрижкой боярских бород. Прочитайте 18-ю часть седьмой главы первого тома. Как ведут себя бояре, когда слышат, что государь весел? Как реагируют, увиден, что царская большая, заново отделанная палата превращена а цирюльню? Что чувствуют, увидев «у ног Петра двух богопротивных карлов, Томоса и Секу, с овечьими ножницами»? Покажите, в чем состоит комическое этой сцены.

Неиссякаемым источником комического являются в романе столкновения элементов старого быта с новым. Князь Буйносов, с трудом переживающий вторжение в свой быт элементов новой жизни, мечтает о том, как бы отказаться от «кофея», сделав это таким образом, чтобы не уронить себя в глазах дочерей, «дотошных до политеса», никак не вписывающегося в привычные бытовые навыки.

Приезд боярыни Волковой, заставляющий князя прервать трапезу, за которой, правда, не было ни чесночка, «ни капусты с брусникой на столе, ни рыжичков соленых рубленых, с лучком», но лишь «пирожок маленький, — черт те с чем», наводит его на совсем грустные мысли: «С неохотой Роман Борисович вылез из-за стола — делать галант гостье: трясти перед собой шляпой, лягать ногами».

Толстой в романе «Петр Первый», анализ которого мы провели, показывает позитивный вариант взаимодействия личности и исторического времени.

Требующее полной самоотдачи от главного героя и его соратников и единомышленников, это взаимодействие оборачивается благом для государства и наполняет истинным смыслом жизни людей, способных увидеть и почувствовать глобальные исторические перспективы России.

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003

Анализ исторического романа А. Н. Толстого "Петр I"

«Чтобы понять тайну русского народа, — писал Л.Н.Толстой, — нужно хорошо и глубоко узнать его про­шлое: нашу историю, коренные узлы ее…»

Отсюда становится понятным, почему именно эпоха Петра Первого, время бурных и решительных преобразо­ваний и перемен в России, могла так надолго приковать к себе творческое внимание А.Н.Толстого. Над историческим романом «Петр Первый», над подготовкой отдельных его томов Алексей Толстой, как известно, работал на протяжении примерно двух десятилетий.

В первой книге романа (1930) Петр как преобразова­тель показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера.

Одновременно автор правдиво показывает, какой непосильной тяжестью ложились из­держки реформ на плечи простого народа. Царь-реформа­тор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в дина­мике, в развитии, в процессе сложного его формирования.

Первый том захватывает самое раннее детство царя. Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком в съехавшей набок Мономаховой шапке, когда по требова­нию бунтующих стрельцов царица показывает его с крыль­ца народу.

Вот он — двенадцатилетний подросток, «маль­чик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит «хитрости» — продевать сквозь щеку иглу…

Затем это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор притязаниям своей старшей сестры Софьи: во время торжественного крестного хода в соборе он всту­пает с нею в пререкания, в резкий спор за право нести икону.

Далее это нескладный долговязый юноша, с еле про­бивающимися усиками на загорелом лице, который нелов­ко и застенчиво пытается танцевать заморский танец с Анхен Монс на веселой вечеринке у Лефорта в Немецкой слободе. Затем это молодой царь, вернувшийся из поездки в Европу. С неукротимой яростью расправляется он с непокорными стрельцами в октябре 1698 года, участвуя сам в жестоких казнях.

В сюжете романа особо оттеняется, что юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр по­степенно набирает силы, накапливает опыт, переживает неизбежную стадию первых неудач и поражений и тогда лишь подходит вплотную к осуществлению намеченных им преобразований.

Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний — в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооруже­нию русского войска, в строительстве флота. Толстой по­казывает его в обстановке азартной работы на Воронеж­ской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость»:

Под Нарвой мы видим Петра, со спокойной делови­тостью заряжающего пушку; он метко стреляет, удачно попадая в стену крепостной башни шведов.

Показывая все это, А.Толстой полностью избежал идеализации «царя-плотника». Уже одна встреча Петра под Азовом с боярином Стрешневым, которого царь жестоко «учит» за допущенную тем халатность в снабжении войск продовольствием, — одна такая сцена исключает возмож­ность упрека в идеализирующей гримировке Петра.

Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.

В третьей книге (1945), когда А.

Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, — он как будто вырас­тает на голову; в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одно­го из сильнейших европейских государств… Особую ре­льефность, объемность фигуре Петра придает то, что рядом с ним или, вернее, вокруг него писатель дает целую серию портретов его современников — правителей соседних го­сударств, политических врагов Петра или его ближайших сподвижников.

Роман А.Толстого густо населен людьми, у каждого из которых не только свой облик, но и своя судьба. Но всех их объединяет поступательное и неуклонное движение вперед и вверх по жизненной лестнице.

Толстой любуется тем, как выходец из незнатной среды Александр Меньши­ков становится первым сановником, правой рукой государя; как деревенская девчонка Санька Бровкина превраща­ется в знатную боярыню Волкову, а кабальный холоп Ивашка Бровкин вырастает в крупного негоцианта; как скромный иконописец из Палеха Андрюшка Голиков едет учиться своему ремеслу в саму Италию.

Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавер­шенным. Усилившаяся болезнь и смерть писателя (1945) оборвали работу. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.

В романе писатель изображает широкий поток исто­рической жизни, целую панораму страны, судьбы не только отдельных героев, узкого круга лиц, но и всего народа в его большом движении.

Этим определяется и ряд таких суще­ственных моментов художественной структуры всего про­изведения, как широкая масштабность рисунка; выдвижение на первый план исторических, а не вымышленных героев; наличие хроникальных элементов в развитии сю­жета; многоплановость композиции и т.п.

Содержание третьей книги — это успехи преобразова­ний, первые ощутимые плоды петровских реформ.

Пока­зана сила петровской армии, крепнущая военная мощь России начала XVIII века, и вместе с тем рисуется культур­ный подъем в русском обществе, властное проникновение нового, светского начала в аскетический средневековый уклад старой Руси.

Создававшаяся в годы Великой Отече­ственной войны третья книга «Петра Первого» особенно ярко развертывает тему славы русского оружия, тему геро­изма и подвигов русских солдат.

За всем этим стоит одно — заветная мечта царя сделать Россию богатой державой, а русского человека счастливым.

В утверждении этой гуманистической идеи и нашел Тол­стой разрешение своих сомнений относительно правдивос­ти как прошлого, так и настоящего своей Родины.

Любые, самые тяжкие, кровоточащие проблемы, считал он, обяза­ны отступить перед высшей истиной: «Цель всех усилий — человек, высшая творимая и творческая форма природы».

Ссылка на основную публикацию