Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации.

Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы. Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.

Действие в рассказе Шолохова «Судьба человека»

(1956) начинается в марте 1946 года, в первую послевоенную весну. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. У него большие темные руки труженика.

Он плохо одет, у него тощий вещевой мешок.

Однако за внешней неприметностью кроется большая трагедия: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова — это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство. Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства.

Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов — таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне.

Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.

Сцена столкновения с Мюллером — кульминационная в этом рассказе. Это поединок врагов, своеобразная психологическая дуэль, требующая от героя неимоверного напряжения воли и всех физических и душевных сил.

С одной стороны — вооруженный, сытый, самодовольный и властный фашист, с другой — безоружный, бесправный, еле держащийся на ногах, лишенный даже своего имени военнопленный № 331.

Голодный и обессиленный, он отказывается пить за победу немецкого оружия, а когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русской достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Известие о гибели семьи, полное одиночество — последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя.

Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища.

Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» — задает такой вопрос автор.

И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Выразительное чтение наизусть отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по выбору учащегося).

Билет № 17

Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.

Необычное построение произведения — от общего к частному — необычайно ярко передает идею произведения. В центре его — невероятный случай превращения собаки в человека.

Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского.

Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина.

Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние.

Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.

В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак.

Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность.

Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.

Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.

Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам.

Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается.

Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.

Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности — повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.

Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер — это человек без своего духовного мира, бездельник, хам.

Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему.

Швондер — воспитанник пролетариата — группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.

Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться.

И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность.

Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.

История создания

В основу рассказа положена реальная история, произошедшая с Михаилом Шолоховым близ хутора Моховский, неподалеку от степной речки Еланка, сюда писатель приехал на охоту. Присев на поваленную изгородь, Шолохов увидел мужчину, ведущего за руку маленького мальчика лет 5-6-ти.

Приняв писателя за шофёра, путник присел рядом с Шолоховым и в ожидании переправы, в ходе непринужденной беседы, поведал писателю свою историю. Шолохов был настолько потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого.

Но он сразу решил, что обязательно напишет об этом рассказ. Однако история написания рассказа «Судьба человека» затянулась на целых десять лет.

За это время он много путешествовал, много читал, особенно таких мастеров рассказа как Хемингуэй, Ремарк, в произведениях которых авторы писали об обреченности человека, его бессилии перед лицом возникших трудностей.

Тогда-то он вспомнил свою встречу с незнакомцем и засел за работу над рассказом. Он писал его запоем и написал всего за неделю. Назвал его Шолохов «Судьба человека».

Произведение писатель посвятил Евгении Левицкой, являющейся редактором издательства «Московский рабочий», оказавшей огромную помощь автору при публикации рукописи романа «Тихий Дон». Впервые рассказ был напечатан в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио и вызвал бурю читательских откликов. В 1959 году по материалам книги Сергеем Бондарчуком был снят фильм, в котором он исполнял главную роль.

Направление и жанр

«Судьба человека» была создана в рамках литературного направления реализма. Автор стремится к как можно более натуральному изображению действительности. Его персонажи, их слова и действия прописаны максимально реалистично. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает относительно короткий промежуток времени. Количество действующих лиц ограничено. Созданные писателем образы размыты и неконкретны, что только подчёркивает типичность рассказанной истории.

Проблемы

Проблематика рассказа «Судьба человека» служит нам вечным напоминанием о том, что пережили наши предки:

  1. Сила духа – Шолохов с упоением описывает силу духа своего героя, который не ломается ни перед чем, даже самой смертью. Такое качество советского народа сделало возможной победу над противником, превосходящим по силе и технической оснащенности.
  2. Война – основная тема рассказа «Судьба человека». Писатель не склонен приукрашивать войну. Грязь, кровь смерть и насилие – вот, что представляет собой Великая отечественная война, лишённая всякой глянцевости. Однако Шолохов отмечает важность и необходимость вех этих испытаний перед лицом нацистского вторжения.
  3. Измена родине – Шолохов подчёркивает патриотичность той войны, показывая непоколебимую преданность большей части советских граждан, проходящих через страшные муки, своему отечеству. Автор изобразил предателя, заостряя внимание читателя на его одиночестве в толпе. Люди не поддержали его, так как они сохранили верность стране аде под угрозой смерти.
  4. Смерть – на протяжении всей войны смерть преследует героев, отнимая у них самых близких людей и угрожая им самим. Однако даже она не способна сломить бойцов, которые продолжают жить, несмотря ни на что.
  5. Жестокость – главный герой сталкивается с нечеловеческой жестокостью со стороны немецких оккупантов, для которых человеческая жизнь не значит ничего. Избиения, издевательства и убийства со стороны нацистов становятся в плену обычным делом.
Читайте также:  Тема любви в творчестве Бунина

Смысл названия

Название рассказа «Судьба человека» точно отражает его суть – жизненный путь простого русского человека, которому пришлось преодолеть множество испытаний. Через судьбу обычного солдата автор показывает, через что прошел весь советский народ? Вся жизнь Соколова — отражение того, что пережил каждый боец. Таков смысл заглавия произведения.

Само слово «человек» в названии обращает наше внимание на главную мысль Шолохова – о том, как пройдя через ад, можно и нужно остаться человеком, способным на сострадание. Как, увидев, какие ужасы творит человечество, не отчаяться и продолжать жить, надеясь на лучшее.

Популярные сегодня темы

Произведение «Хорошо!» было создано в 1927 году, но любая его часть так реалистично относит читателей в передаваемое время, вошедшее в историю прогресса, что работа похожа скорее на стихотворный журнал

Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.

В своем романе Гончаров вводит существенное количество второстепенных персонажей, многие из которых представляют образы простых людей. В частности Анисья является служанкой Обломова

В современном мире, людям очень важно мечтать, ведь именно с мечты начинаются большие дела. Через мечты человек осознает себя, что он хочет, как ему достичь успехов, а самое главное счастье, без него мечта не имеет смысла.

  Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва сочинение

История жизни главного героя романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени складывается из ряда эпизодов, которые представлены автором благодаря разным видам повествования

Источник

Вариант 2

Герой пережил сильное потрясение, но сразу же вернулся на фронт. Вскоре Андрей получает письмо от сына, это укрепляет его дух. Несмотря на все страдания, горе и утраты герой продолжает бороться с общим врагом. Теперь он бьется с неприятелем еще сильнее, чтобы отомстить за свою убитую семью.

Судьба многократно и жестоко испытывала Андрея. До этого он пережил ранение и попал в плен. Какое-то время провел в концлагере, несмотря на это, смог остаться человеком. Даже порицал и осуждал других за слабохарактерность. Отказался пить за победу нацистской Германии, дал твердый отказ. Не боялся смотреть в лицо самой смерти. Позже смог бежать из концентрационного лагеря.

Чему учит?

Рассказ «Судьба человека» в очередной раз подчёркивает значимость, патриотический характер той войны. Автор демонстрирует волю народов СССР и клеймит нацизм, который стремился уничтожить целые страны и народы. Вывод из книги можно сделать такой: война за жизнь и свободу является нравственным долгом тех, кто дорожит своей страной.

Соколов демонстрирует нам колоссальную силу духа, с помощью которой можно преодолеть даже ужасы концлагеря, не говоря уже о бытовых проблемах. Автор доказывает важность семьи, доброты и любви, осуждает подлость и приспособленчество. Мораль Шолохова вечна, ведь он автор ставит семью, любовь и доброту выше пустых амбиций, а это вечная истина.

Вариант 2

Матери провожают сыновей, жены мужей, сестры братьев, и никто не знает — вернутся ли они домой. Это наводит сильный страх. Слабый пол вынужден брать на себя всю работу, которая осталась в селах и деревнях. Женщины и дети работали на заводах, пытались помочь фронту, как можно. Делали всё, что было в их силах и даже, сверх того.

Герой пережил сильное потрясение, но сразу же вернулся на фронт. Вскоре Андрей получает письмо от сына, это укрепляет его дух. Несмотря на все страдания, горе и утраты герой продолжает бороться с общим врагом. Теперь он бьется с неприятелем еще сильнее, чтобы отомстить за свою убитую семью.

Судьба многократно и жестоко испытывала Андрея. До этого он пережил ранение и попал в плен. Какое-то время провел в концлагере, несмотря на это, смог остаться человеком. Даже порицал и осуждал других за слабохарактерность. Отказался пить за победу нацистской Германии, дал твердый отказ. Не боялся смотреть в лицо самой смерти. Позже смог бежать из концентрационного лагеря.

Судьба человека на войне

Много книг написано о Великой Отечественной войне. Романы Ю. Бондарева, К. Симонова, произведения Б. Васильева, В. Быкова, В. Курочкина и многих других писателей повествуют о крупных сражениях, поражениях и победах, о борьбе с врагами в тылу и на оккупированной территории и, конечно же, о судьбах миллионов людей во время войны.

Рассказ М. Шолохова так и называется: «Судьба человека». Главный герой произведения, Андрей Соколов, — один из миллионов солдат, сражавшихся за свою Родину.

До войны жизнь его была обычной: работа, дом, семья, свои трудности и радости. В сорок первом, простившись с семьёй, ушёл воевать. Свою военную работу выполнял честно, за спины других не прятался, два раза был ранен. А потом – плен.

Андрей Соколов из тех солдат, которые не смиряются со своим положением и даже в плену ведут себя достойно. Из его рассказа о себе мы узнаём, что не раз он пытался бежать, вернуться на фронт, чтобы продолжать борьбу с врагом.

Герою рассказа присущи такие качества, как мужество и стойкость. Даже перед лицом смерти он держится достойно. Когда в лагере для пленных его вызвали к коменданту, фашисты предложили ему выпить за победу немецкого оружия.

Андрей Соколов отказался, но выпил за свою погибель. Даже немцы с уважением отнеслись к советскому солдату, который держался мужественно перед лицом смерти.

Автор подчёркивает в своём герое такие черты, как воля к жизни, любовь к Родине, непримиримость к её врагам.

Андрею Соколову всё же удаётся бежать из плена. Он возил немецкого офицера и, когда выдался удобный случай, направил машину к той стороне фронта, где находились наши войска. Солдат вернулся в строй и дошёл до Берлина.

Судьба героя рассказа – это судьба миллионов людей, которые потеряли во время Великой Отечественной войны своих близких. Ещё на фронте получил Соколов известие, что в его дом попала бомба, вся семья его погибла. А в последний день войны потерял он самое дорогое, что осталось, – своего сына, который пал смертью храбрых возле Берлина.

Шолохов, описывая своего героя, говорит, что «глаза его словно присыпаны пеплом». Андрей Соколов потерял во время войны своих близких. Жизнь замерла в его душе. Но судьба дарит ему надежду на возрождение.

Мальчика, сироту, который тоже остался один на белом свете (отец погиб на фронте, мать – под бомбёжкой) назвал он своим сыном.

В конце рассказа читатель вместе с автором задумывается о том, что ждёт двух осиротевших людей впереди, и верит, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, … кто сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Почему автор назвал свой рассказ не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека»? Я думаю, потому, что в образе главного героя отразились судьбы миллионов людей нашей страны, за которыми видны и через которые показаны огромные события в жизни народа. Писатель в малом показывает большое, в отдельной судьбе – отражение процессов народной истории.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

TESTSOCH.RU

Все материалы с раздела: Сочинения по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Изображая Великую Отечественную войну в своем рассказе «Судьба человека», Михаил Шолохов описывает не глобальные сражения и боевые операции, а заостряет внимание читателей на простом человеческом горе, которое несет в себе каждая битва, любой вооруженный конфликт. На примере жизни одного конкретного человека автор хотел показать, насколько разрушительна и пагубна война. Как калечит она судьбы людей. Война никого не жалеет. Даже ребенок, и тот становится жертвой!

В рассказе Шолохова последствия войны – это искалеченные судьбы солдата и маленького мальчика, которые случайно встретились и стали смыслом жизни друг для друга.

Автор описывает весь жизненный путь главного персонажа Андрея Соколова, жителя Воронежа, включая довоенное время, и заканчивает повествование послевоенным периодом. Хочется думать, что в мирное время жизнь Андрея и Ванюшки сложится благополучно.

Герой рассказа потерял из-за войны всю семью – жену и троих детей. Сам он воевал, был в плену, но смог выжить. Когда Андрей уходил на фронт, близкие его провожали, а явившись в отпуск, находит от дома только воронку, жена и дочки погибли.

У солдата остался только сын, его единственный родной человек, и они воюют, оба мстят за убитую семью, за разрушенные жизни. Но по трагическому стечению обстоятельств и сын Анатолий погибает от пули немецкого снайпера утром в день победы.

Это было тяжелейшее испытание – хоронить в день окончания войны своего единственного близкого человека. Жизнь Андрея потеряла смысл. Война сделала мужчину глубоко несчастным. Позже, усыновив Ванюшку, мальчика-сироту, герой рассказа скрасил его жизнь и свое скорбное одиночество.

Ведь Соколов никогда не забывал о своих погибших родных. А забота о ребенке наполнила его существование смыслом.

Наверное, нет такой семьи в России, на которой, в большей или в меньшей степени, не отразились страшные события Великой Отечественной. И в своем произведении Михаил Шолохов показывает искалеченную жизнь солдата Андрея Соколова, как типичного представителя русской нации.

Его судьба в целом неотделима от судьбы великого русского народа, испытавшего на себе все тяготы и ужасы войны, ее разрушительную и губительную силу.

Так, на примере потерь и потрясений одного человека автор показывает судьбу целой страны, горе и скорбь людей, лишившихся своего крова и оставшихся без родных.

Рекомендуем также ознакомиться:

Суровая правда войны в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». (конкурсное сочинение"

Суровая правда войны в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».

Читайте также:  Сочинение: Моя любимая музыка (рок)

Читая и перечитывая то или иное шолоховское произведение, постоянно вспоминаю его слова о призвании художника писать истину. Добывать эти крупицы золота истины совсем не просто, и не только потому, что  нужен талант.

Здесь необходимы и испепеляющая требовательность к себе, и совершенно фантастическое трудолюбие, и настоящая художественная зоркость сердца и ума, и огромное знание того, о чем пишешь.

И, наконец, то мастерство, когда забываешь, что перед тобой череда слов, и встает со страниц в захватывающих образах сама жизнь, полная драматизма, правды, красоты и величия народного духа.

«Война-это страшно, потому что на ней умирают. Рядом твой товарищ, тепленький, живой, может в любую секунду умереть…  И где-то далеко заголосит мать…Тебя тоже может не стать. Один миг и – ничего нет. Ну а если все же есть жизнь там, то зачем она- без всех, кто был рядом с тобой здесь?..»

Эти размышления солдата о смерти я, дочитывая рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», вспомнила не случайно. Ведь восприятие жизни земной, когда сам остался, а родных унесла война, может оказаться похожим: зачем я- здесь, без всех? Чувство вины, что их нет, а ты есть, не дает покоя. Такую, должно быть, неизбывную муку испытывал Андрей Соколов.

Не помню, где читала, что главный герой «Судьбы человека» – лицо реальное, действительно встретившееся писателю ранней весной тысяча девятьсот сорок шестого года.

От него Шолохов услышал горькую повесть жизни и написал  рассказ,  который явился «точкой отсчета» новой литературы о войне, объединенной под названием «Окопная правда».

Авторы произведений послевоенных лет обратились к изображению суровых  военных будней, стремясь проникнуть в психологические глубины человека, постичь его духовный мир, смятение, солдатскую тоску. Именно об этих мучениях книга сострадающего, всепонимающего Шолохова.

Уже в самомначале рассказа автор обозначает две основные темы: тему войны,  несущей человечеству боль и смерть, и жизни, продолжающейся вопреки перенесенным ужасам.

Описание пробуждающейся от зимнего сна природы сменяется трагическим повествованием рассказчика.Память возвращает Андрея Соколова в его молодость, довоенную пору. Ему пришлось пережить в голодные годы смерть самых близких людей: матери, отца, сестры.

Встреча с Ириной, воспитанницей детского дома, зажигает в его сердце, так рано узнавшем горечь потерь, всепобеждающую любовь. И дальше все свершается по ее законам: создается семья, рождаются дети, строится дом.

В  представлении шолоховского героя это и есть счастье, те высшие ценности, которые воспитали в нем чувство ответственности за тех, кто рядом.

Но естественное течение мирной жизни обрывает война… Мужчины уходят на фронт. Уходит и Андрей.

Сцена его прощания  с семьей до предела напряжена, исполнена рвущего душу предчувствия беды. Жена Ирина, с распухшим от слез лицом, с «мутными, бессмысленными,  как у тронутого умом человека глазами», только и может вымолвить: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся … мы с тобой… больше… на этом свете…»

Женские слезы, женские переживания… Ничего нет трогательнее, тягостнее для мужчины.  Андрей   не может простить себе, что оттолкнул тогда жену, не понял ее прощальных чувств. И в гибели Ирины и дочерей ощущает свою вину. В смерти сына тоже готов упрекнуть себя.

Конечно, шолоховский рассказчик не виноват ни в своем горе, ни в том, что попал в плен к немцам, где довелось ему испытать нечеловеческие физические и духовные страдания.Но в жутких условиях фашистского плена и он, и большинство солдат не теряют достоинства, поддерживают друг друга, спасают от смерти.

Военнопленные в большинстве своем чувствуют себя сродненными одним горем, одной судьбою. Отсюда их стремление к самопожертвованию.

Так, восхищенное уважение вызывает поступок военного врача, который, выбиваясь из последних сил,  «великое свое дело делал»: старался облегчить страдания другим.

Неспроста у Шолохова подвиг милосердия совершается в Божьем храме.  События, происходящие в нем, кажутся мне глубоко символичными.

Церковь с разбитым куполом, ставшая временным местом заключения узников, представляется мне образом несчастной, поруганной, но не сломленной врагами Руси.

Беззащитность же пленного солдата перед жестокостью оккупантов ассоциируется в воображении писателя с библейским образом агнца, Божьего праведника, поэтому  он и сравнивает загнанных в церковь людей с «овцами в темном катухе».

Шолохов   подчёркивает, что место длямолебен, воспарения человеческого духа, как ни жутко это звучит, можно превратить в тюрьму для тел. Но для свободной, бессмертной души- никогда! Разве возможно ее пленить? Ведь и здесь она продолжает свою работу, определяет для себя выбор.

Именно в доме Господнем Андрей сознательно идет на один из самых страшных грехов- убийство. Однако у войны свои законы. Под сводами поруганной церкви, под небом униженной Руси гибнет предатель, враг, исповедующий звериную философию: «Умри ты сегодня, а я завтра». Но спасен защитник земли русской, чье дело у нас почиталось как высокое, святое.

Два года провел Соколов в немецких застенках, где его били, морили голодом, где не однажды заглядывала ему «в зрачки» смерть так, что он чувствовал, как тянет от нее леденящим холодом. Но никогда герой не терял силу духа и выдержку.

Так, Соколов не падает перед лагерфюрером Мюллером на колени, не умоляет сохранить себе жизнь. Он готов встретить смерть с достоинством, мужеством, которые поражают коменданта концлагеря.

Полученные «за смелость» хлеб и кусок сала солдат несет в барак, чтобы разделить эту пищу с товарищами поровну.

Только тот, кто испытал муки физического голода, может оценить этот высокий поступок шолоховского героя.

Четыре года герой рассказа шел через бои и фашистские лагеря к семье, к дому, а вернулся- и ни жены, ни детей. На месте дома- глубокая воронка, наполненная ржавой водой. Остался лишь сын, воевавший на полях сражений. А значит, еще было ради чего жить. Но вдруг: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее». И это случилось в день Победы…

«Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один».

Какая бездна сдержанной боли в словах героя! Никогда уже не забыть читателю глаз Андрея, «словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной тоскою, что в них трудно смотреть».

А сколько их было таких глаз! Не только шолоховский герой мог воскликнуть разрывающие сердце слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Разлученные смертью мужья и жены, оставшиеся без родителей и отчего дома дети… Так бесчинствует в рассказе  война. Но  жизнь продолжается. И, пройдя через все несчастья, шолоховский герой поднимается на борьбу против уготованных ему одиночества и опустошенности.

Он усыновляет мальчика-сироту, чтобы «отогреться душою». Ванюшка, которого «взял себе в дети» Соколов, мудро решив «не пропадать порознь», должен наполнить его существование смыслом. Для радости приходит в мир человек, а радость заключается в том, чтобы  заботиться о других.

И пусть не берут Андрея во сне ушедшие родные, не может он теперь уйти с ними. Здесь, «по эту сторону», нужен он своему «отыскавшемуся» сынишке «со светлым, как небушко, глазами».

Путь, в который отправляются в рассказе нашедшие друг друга отец и сын, – это путь к новому счастью…

О самой большой тяжести, тяжести реального исторического опыта, своего и чужого, это произведение. Иными словами, жизнь Соколова, мученика, страдальца, но все же героя,- это жизнь народа, перенесшего адскую тяжесть войны, но вышедшего из нее победителем. Вот почему рассказу автор дал обобщенное название, и критика заговорила о нем как о рассказе-эпопее.

Великий писатель  верил, что прорастающее в любых условиях чудо человеческой любви к жизни уцелеет даже посреди ада и, конечно, победит зло. Не зря рассказ М.А.Шолохова  начинается и заканчивается описанием весны, давно ставшей в литературе символом  пробуждения жизни, утверждением вечности человека на земле.

Сочинение Тема войны в рассказе Шолохова Судьба человека

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Война в произведении Судьба человека

Главный герой рассказа — Андрей Соколов. Великая Отечественная война принесла ему много испытаний.

Он работал водителем на фронте, но попал под обстрел и оказался в плену.

Там он встретился с нечеловеческими условиями со стороны немцев, увидел попытку предательства и встретился лицом к лицу с врагом, который великодушно отпустил его.

Война разрушила всю жизнь Андрея Соколова. От рук немцев умерла его жена, когда вражеские снаряды упали на дом. Его сын погиб в бою. Сам Андрей Соколов получил травмы и ранения.

После войны ему было некуда идти. У него не было ни дома, ни работы, ни семьи. Война все забрала, оставила его не с чем. Однако, Андрей Соколов не потерял надежды.

Он встретил мальчика, Ваню, который оказался в такой же ситуации. Его родители погибли, он остался один. Андрей Соколов решил усыновить его и с тех пор Ваня жил с ним. Его сердце, пораженное болью, нашло точно такое же раненное сердце, которое помогло ему пережить боль. Ваня полюбил его, привязался к нему. Они заменили друг другу семью, обрели новую семью.

Нет, Андрей Соколов никогда не забудет свою семью: жену и сына. После их потери он многое пересмотрел. Ему стало жалко, что когда-то он не ценил их, ругался и ссорился.

Он навсегда запомнил лицо своей жены в тот момент, когда она провожала его на фронт. Он часто вспоминал ее глаза, слова. Это помогало перетереть все невзгоды и сложности, с которыми он столкнулся.

Это давало ему силы и стремление жить, бороться за свободу.

В рассказе Михаила Александровича Шолохова война — страшное время, забирающее все самое главное и ценное для человека, дающее ему много испытаний, которые ему суждено пережить. В мире никогда не должно быть войн, считает автор, так как это самое серьезное преступление перед человеком. Оно нарушает его права, наносить вред здоровью, а также зданиям и памятникам культуры.

На примере одного человека автор хотел показать, насколько пагубна война. Она никого не жалеет. Даже ребенок (на примере мальчика Вани) и тот становится жертвой! Почему? За что? Как? На эти вопросы, увы, не суждено найти ответа. Его нет.

Дети и война

Чего не стоит война? Она не стоит человеческой жизни, материнского горя. И она не способна оправдать ни единой слезы ребенка. Но тех, кто зачинают это кровавое преступление, не трогает даже детский плач.

Мировая история полна ужасных страниц, которые повествуют о зверских преступлениях против детей.

Несмотря на то что история является наукой, необходимой человеку во избежание ошибок прошлого, люди продолжают их повторять.

Дети не только гибнут на войне, они погибают и после нее. Но уже не физически, а морально. Именно после Первой мировой войны появился термин «детская беспризорность». Это социальное явление имеет разные предпосылки для возникновения. Но самая сильная из них — война.

В двадцатые годы осиротевшие дети войны наполнили города. Им пришлось учиться выживать. Делали это они с помощью попрошайничества и воровства. Первые шаги в жизни, в которой их ненавидят, превратили их в преступников и безнравственных существ.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Война (таблица)

Как влияет война на судьбу человека, который только начинает жить? Она лишает его будущего. И только счастливый случай и чье-то участие могут сделать из ребенка, лишившегося родителей на войне, полноценного члена общества.

Влияние войны на детей имеет столь глубокое действие, что стране, которая участвовала в ней, приходится страдать от ее последствий десятилетиями.

Воюющих сегодня подразделяют на «убийц» и «героев». Они не те и не другие. Солдат — это тот, кому не повезло дважды. Впервые — когда он попал на фронт. Во второй раз — когда оттуда вернулся. Убийство угнетает человека. Осознание приходит иногда не сразу, а значительно позже.

И тогда в душе поселяется ненависть и желание мести, что делает несчастным не только бывшего солдата, но и его близких людей.

И судить за это необходимо организаторов войны, тех, кто, по словам Льва Толстого, будучи самыми низкими и порочными людьми, получили в результате осуществления своих планов власть и славу.

Одним из произведений М.А. Шолохова, в которых автор стремился поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее, является рассказ «Судьба человека», опубликованный в «Правде» 31 декабря 1956 года-1 января 1957 года.

Шолохов написал этот рассказ в поразительно короткий срок. Всего несколько дней напряжённой работы было отдано рассказу. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет.

Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет.

Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира.

Шолохов, исследуя национальные истоки характера главного героя Андрея Соколова, был верен глубинной традиции русской литературы, пафос которой составляли любовь к русскому человеку, восхищение им, и особенно внимателен к тем проявлениям его души, которые связаны с национальной почвой.

Андрей Соколов — это истинно русский человек советской эпохи. В его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность воплотила черты, характеризующие облик русского человека, прошедшего через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невозместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.

В рассказе поднята проблема психологии русского солдата — человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив.

Он олицетворяет те нравственные ценности, которые присущи людям труда. С какой нежной проникновенностью вспоминает он свою жену Ирину («Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор.

И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!»»).

Сколько отцовской гордости вкладывает он в слова о детях, особенно о сыне («И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали…»).

И вдруг война… Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос.

На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил.

Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря («… До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти.

Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору.»). В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.

Человек все время оказывается перед нравственным выбором: спрятаться, отсидеться, предать или же забыть о грозящей опасности, о своем «я», помочь, спасти, выручить, принести себя в жертву. Такой выбор пришлось делать и Андрею Соколову. Не задумываясь ни на минуту, он бросается на выручку своим товарищам («Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»). В этот момент о себе он забывает.

Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два года плена.

После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при этом почти не кормили и заставляли много работать.

И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека.

Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты. Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни, любовь, счастье.

Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы.

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям.

Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека. Всей логикой своего рассказа М. А.

Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям.

Я считаю, что в «Судьбе человека» звучит обращение ко всему миру, к каждому человеку: «Остановись на минуту! Подумай над тем, что несет война, что может она принести!». Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего в жизни человека.

В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Две темы — трагического и героического, подвига и страдания — все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единое целое.

Страдания и подвиги Соколова — это не эпизод, связанный с судьбой одного человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл этого произведения.

Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том, каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

Бессмертное произведение М. А. Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломанной войной.

Судьба человека в военное время

Андрей Соколов простой сельский труженик, который также как все работал в колхозе, имел семью и жил обычной размеренной жизнью. Он смело идет защищать свое отечество от фашистских захватчиков, оставляя, таким образом, своих детей и жену на произвол судьбы.

На фронте для главного героя начинаются те страшные испытания, которые перевернули его жизнь. Андрей узнает, что его жена, дочь и младший сын погибли в результате авиационной атаки. Он очень тяжело переживает эту утрату, так как чувствует собственную вину в том, что произошло с его родными.

Однако Андрей Соколов имеет ради чего жить у него остался старший сын, который за время войны смог добиться значительных успехов в военном деле, и был единственной опорой своего отца. В последние дни войны судьба приготовила для Соколова последний сокрушительный удар его сына убивают противники.

По завершению войны, главный герой, морально сломан и не знает, как ему жить дальше: он потерял своих близких людей, родной дом был разрушен. Андрей устраивается на работу водителем в соседнем селе и начинает постепенно пьянствовать.

Как известно, судьба, толкающая человека в пропасть, всегда оставляет ему маленькую соломинку, по которой из нее при желании можно выбраться. Спасением для Андрея стала встреча с маленьким мальчиком сиротой, родители которого погибли на фронте.

Ванечка никогда не видел своего отца и потянулся к Андрею, так как жаждал той любви и внимания, которые проявлял к нему главный герой. Драматическим пиком в рассказе становится принятие Андреем решения соврать Ванечке, что именно он приходится ему родным отцом.

Несчастный ребенок, не знавший в жизни любви, ласки и доброго отношения к себе со слезами бросается на шею Андрея Соколова и начинает говорить, что вспомнил его. Так по сути две обездоленные сироты начинают совместный жизненный путь. Они нашли спасение друг в друге. У каждого из них появился смысл жизни.

Ссылка на основную публикацию