Водяное общество в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Водяное общество в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представлено дворянством, которое лечится и предпочитает отдыхать на кавказских минеральных курортах.

Среди людей, причисленных к привилегированному сословию, можно встретить как приезжих, так и местных жителей. Об образе жизни дворян повествуется в главе «Княжна Мэри».

Главный герой – Печорин – противопоставляет себя всем представителям водяного общества, ведь не считает себя одним из них.

Дворянство не случайно появляется в романе. Благодаря сословию автор раскрывает проблему личности, ее взаимосвязи с окружающим миром – одна из важнейших линий в творчестве Лермонтова.

Водяное общество помогает в полной мере отобразить образ Григория Печорина.

Сообщество образовалось на просторах Кисловодских целебных источников и включает в себя представителей высшего сословия – дворян, помещиков и франтов.

Провинциальная элита преследует единственную цель – выгоднее выдать замуж дочек. Что сразу же можно заметить по нарядам дам – блистательных и дорогих, а отцы и братья – в поношенных сюртуках и костюмах. Приехавший молодой офицер Григорий изначально принимается за жителя столицы, но после того как он надевает мундир, всякий интерес к нему пропадает.

Ищущие романтические приключения молодые особы не так придирчивы. Леди знают, что в офицерской среде часто можно встретить неглупого и думающего человека, под формой которого будет биться пылкое и жаждущее любви сердце.

Отдыхающие на курорте одинокие мужчины – как военные, так и штатские – относятся к франтам. Внешним видом они выражают всю скуку, и предпочитают минеральным водам игристые вина. Представители сильного пола ленятся и относятся с безразличием ко всему происходящему, даже за спутницами ухаживают без особого рвения.

Среди представителей водяного общества выделяется княжна Мэри. Девушка отличается красотой, начитанностью и образованностью. Доброта, сострадательность, наивность и неопытность подталкивает Мэри к интригам, ведущим к искушенному Печорину.

Сложившееся на просторах Кавказа водяное общество можно сравнить с провинциальным полусветом, походящим на столичных аристократов. Здесь воцарились лень, праздность и зависть. Григорий Александрович выше по интеллектуальному развитию, осознает в полной мере степень пустоты и никчемности водного общества, но на некоторое время все же становится его частью.

2 вариант

Роман «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич, написал о конфликте одного персонажа и общества. В одной из глав этого произведения Лермонтов показал, как Печорин борется всеми силами с водяным обществом. В данном произведении читатель наблюдает, как столкнулись мнения и взгляды людей на жизнь.

По мнению самого писателя, водяное общество представляет собой дворянство, люди, показывающие всю сущность светской жизни.  Печорин герои, который противостоит этому сообществу.

  Общество, где люди завистливые, постоянно ведут сплетни друг про друга. Для Печорина все это было чуждо. Именно это было причиной, чтобы противостоять им. Но, несмотря на все это, общество играет не маленькую роль в произведении.

Благодаря этому, читателю лучше удается узнать главного персонажа романа.

Одним из представителей водяного общества был Грушницкий. В романе он представлен как никчемная копия Печорина. Его общество над ним насмехается, несмотря на то что он из кожи вон лез чтобы его заметили.  Несмотря на то что герой романтичен, все его чувства проникнуты фальшью. Чтобы не терять своего самолюбия, он соглашается на дуэль.

Княжна Мери была очень умной, несмотря на свой юный возраст.  Ее непорочность показывает нам настоящий эгоизм Григория. Который, пытается припереть всю ее доброту. Но именно с Княжной он делится всеми своими переживаниями и мыслями. Однако и в этой героине читатель выдает ее неестественное поведение.

Вернер единственный человек из общества, который противостоит Печорину в открытую. Несмотря на то что их взгляды были в чем то схожи. Вернер оказывается более практичным человеком. По характеру он очень пассивен. Он открыто показывает свое равнодушие к миру. Это становится заметно перед дуэлью с Печориным, когда тот спрашивает, оставил ли Печорин завещание.

Читателю помогает понять насколько был несчастен Печорин, Вера. Именно с ее появлением становится понятно, что Печорин неспособен к искренности и любви. Даже несмотря на то что это ему необходимо. Когда Вера уезжает, он пытается ее догнать. Потерпев неудачу, он впадает в истерику.

Кроме всех выше перечисленных героев произведения, которые относились неким образом к «водяному» обществу, так же можно отнести военных и молодежь. Которые, так же заинтересованы в интригах и сплетнях.

  Их объединяет чинопочитание и праздность их жизни.  Все герои произведения комичны и смешны. Тем не менее, именно благодаря этому обществу, Лермонтову удалось ярче выпазить образ главного героя Печорина.

Этим произведением Михаилу Юрьевичу удалось с точностью описать высший свет, именно таким, какой он был в 19 веке.

Сочинение 3

Роман «Герой нашего времени» — одно из величайших произведений русской литературы. В романе раскрывается не только внутренний мир, душа героя, но и окружающего его общества.

В повести «Княжна Мери» Григорий Печорин, главный герой произведения, противопоставлен водяному обществу. «Водяное общество» — это сатирический собирательный образ всех людей, приехавших на воды.

К водяному обществу относятся люди знатного происхождения — дворяне. В этот собирательный образ Лермонтов вложил все черты характерные его эпохе, этот образ олицетворяет все светское общество в 19 веке.

В первые же дни пребывания на водах Печорин замечает, что люди здесь неприятные: они любят сплетни, тайно завидуют и презирают друг друга.

Во время первого своего знакомства с обществом Пятигорска Печорин сразу понимает всю его сущность: завидя армейские эполеты, небольшая группа людей с отвращением отвернулась от героя, а из подслушанного разговора Григорий узнает, что единственное, о чем здесь мечтают военные люди — это столичные гостиницы. Все это отталкивает главного героя, ведь он совершенно другой.

На минеральных водах Печорин встречается со своим старым приятелем Грушницким. Герой с насмешкой относится к Грушницкому, ведь тот только и пытается показать себя, сделать так, чтобы его запомнили. Кажется, что этот герой чист искренен, но на самом деле его чувства — фальш.

Всё водяное общество словно разделяется на несколько классов.

Первый класс — это провинциальные дворяне. Они приехали на воды не для оздоровления, а для поиска женихов для своих дочерей. Их главная цель — удачно выдать дочерей замуж, поэтому на всех приезжих они обращают пристальное внимание.

Второй класс — это франты. Это люди, которые вечно чем-то недовольны, они с презрением смотрят на провинциальное общество, мечтают о возвращении в столицу. Франты занимаются тем, что постоянно пьют и распускают сплетни.

Третий класс — это водяная молодёжь. Это молодые дворяне и офицеры. Они ведут советскую размеренную жизнь, посещают балы и ухаживают за дамами.

К отдельному классу стоит отнести женщин. Женщины здесь — это жены и дочери провинциальных дворян. Их занятия — это роспуск сплетен и интриг, вечный флирт и короткие романы. Печорин замечает, что дамы здесь одеты очень изящно в отличие от своих мужей и отцов.

Одним из положительных героев является Княжна Мери. Водяное общество ещё не успело тронуть её чистую душу, наложить свой тёмный след на её характер и нравы.

Таким образом, водяное общество обличает дворянство и аристократию 19 века. Лермонтов показывает всю духовную пустоту этого общества, любовь к сплетням и интригам, лицемерие, притворство. Представители этого общества ведут спокойную и размеренную жизнь, у них нет смысла жизни, моральных ценностей, они просто напросто бездействуют.

Водяное общество

Главный герой романа «Герой нашего времени» Григорий Печорин относится к категории «лишних людей». Лермонтов очень лаконично вписывает молодого человека в разные жизненные ситуации, он создает столкновение самовлюбленного эгоиста с различными по характеру и принципам жизни людьми. Автор очень умело проводит параллель своего персонажа с окружающей средой.

«Водяное общество» — это люди противопоставленные Печорину. Но в романе мы можем встретить и персонажей сходных по мировоззрению с главным героем.

К примеру, образ Грушницкого представлен в романе как карикатура Печорина, образ юнкера характеризует эффектная поза, именно благодаря ней он считал, что может произвести впечатление на молодых дам.

Зачастую, он убеждает окружающих в несуществующей информации, также его характерной чертой является поведение не по обстоятельствам. Так, мы можем вспомнить его участие в поединке, как неблагородно и низко он поступил, его огромные амбиции не позволили ему отступить.

В произведении мы видим противостояние Печорина «водяному обществу» и жизнь в целом. В данном романе «водяное общество» является собирательным образом. В него входят представители дворянского рода, их поведение и образ жизни типичны для того времени.

В романе ярко представлен конфликт личности с обществом, данное противостояние изображается для раскрытия характера главного героя – Печорина и возможности отражения его приоритетов жизни в «водяном обществе».

Читайте также:  Анализ романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

На страницах произведения, мы видим как главный герой пытается скрыть своим пренебрежением зависть к интеллигенции и их любовь строить козни и злословить.

Также в романе показаны нравы общества, они определялись историческими событиями.

В произведении существует 1 персонаж, которого можно сопоставить с главным героем — Вернер. Их схожесть можно обнаружить в остроте ума, взаимоотношении с людьми и скептицизме. Только в отличии от Печорина Вернер не очень сложен и глубок, а также с очень активен.

Женские образы в произведении помогают раскрыть взгляды на любовь Печорина. Мери и Вера.

Первая изображена в романе очень романтичной, остроумной, молодой и не глупой девушкой, только немного наивной, но при этом чистой, данный образ ярко показывает эгоизм Печорина.

Так, вторую представительницу прекрасного пола в романе, автор описывает не очень четко, но все же сопоставляет ее  с Печориным, мы видим все трагическое его положение и неумение подлинно любить.

М. Ю. Лермонтов своей основной задачей ставил раскрытие сложной личности, для этого он показывал ее взаимодействие с окружающим миром. Именно поэтому «Водяное общество» не случайно введено автором в роман.

Картинка к сочинению Водяное общество в романе Герой нашего времени

ПредыдущаяСледующая

Как Печорин относится к водяному обществу

Водяное общество — именно так с самых первых строк Григорий Печорин называет людей, с которыми судьба столкнула его на водах в Кисловодске и в Пятигорске.

Логично предположить, что на лечебные источники приезжают люди, желающие улучшить состояние своего здоровья, но на деле же все оказывается совершенно иначе.

Печорин, будучи проницательным и внимательным человеком, при первом же посещении водной галереи дает характеристику здешнему обществу, разбивая его на несколько групп.

В первую очередь Печорину попадаются семейства степных помещиков, цель пребывания которых на водах — удачно сосватать своих дочерей. Об этом свидетельствует и небрежный внешний вид мужей в сравнении с прекрасными нарядами жен и дочерей, и «нежное любопытство» по отношению к Печорину, быстро угасшее после понимания, что он военный человек.

Следующая группа — «хозяйки вод», супруги местных влиятельных господ, которые находят развлечение в том, чтобы любезничать с приезжими военными и другими молодыми людьми. «Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности.», — это замечание Печорина довольно лаконично, иронично и очень тонко создает образ этих дам, другие слова тут излишни.

Отдельно Григорий выделяет мужчин, как штатских, так и военных, которым не так сильно нужны воды и их лечебное действие, как развлечения и выпивка в компании приятелей.

Их Печорин называет франтами: привычки провинции им чужды и неприятны, а в столичное аристократическое общество им нет доступа.

Поэтому они и маются от скуки на водах, красуются больше друг перед другом, чем перед остальными: «опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы».

Из одних только этих описаний можно сделать вывод, что Печорин относится к водяному обществу с неприятием, несколько снисходительно. Он видит этих людей насквозь, ничем не способны они удивить его или взволновать.

Воды — лишь еще одни театральные декорации, на фоне которых разыгрываются все те же избитые сюжеты, успевшие так надоесть молодому герою. Ему чужды их сплетни и мелкие обиды, наигранность и вера в свою светскость и уникальность. Печорин противостоит водному обществу, и это не остается незамеченным.

Григорий отличается от большинства, а значит он — чужак, именно поэтому сплетни о нем и Мери разлетаются так быстро и так охотно.

Общественное мнение о Печорине еще больше усугубляет его неприязнь к здешним обитателям, их чувства взаимны и связаны. Водное общество в повествовании — не отдельные уникальные личности, а целостный единый механизм, за исключением лишь нескольких героев.

Такому человеку, как Печорин, в силу своего ума, характера и привычек просто невозможно стать частью этого сообщества, что становится ему понятно почти сразу после приезда.

Оттого все время его пребывания здесь пронизано каким-то особым тщательно скрываемым напряжением и больше напоминает азартную опасную игры, где каждый шаг выверен, а не пребывание на оздоровительных источниках.

Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова

Водяное общество – это представители дворянства, которые лечатся и отдыхают на кавказских минеральных водах. Среди них есть приезжие, а так же и местные жители. Об их образе жизни на водах повествует глава «Княжна Мэри». Печорин противопоставляет себя водяному обществу, считает себя выше других, но он один из них.

Молодой офицер приезжает в Пятигорск и первыми на его улицах встречает семейства провинциальных дворян – степных помещиков. Печорин догадывается о месте их жительства по старомодным потертым сюртукам мужчин.

Их цель приезда – выгодно пристроить дочерей за дворянина из столицы, поэтому жены и дочери степных помещиков, в отличие от глав семейств, одеты в изысканные наряды.

На каждого новенького приехавшего в Пятигорск они смотрят с любопытством, пытаясь разглядеть в нём потенциального жениха.

Жены местных чиновников встречают гостей иначе. Для их курортных романов хороши не только штатские, но и военные кавалеры.

Есть ещё особенный класс – это франты. Они пьют, но не минеральную воду, гуляют мало, почти не ухаживают за дамами, жалуются на скуку. Франты выражают презрение ко всему провинциальному и мечтают о столичном высшем свете, но их туда не пускают.

Печорин с насмешкой наблюдает за нравами водяного общества, выбирая жертву для своих интриг. Ею становятся юнкер Грушницкий и хорошенькая княжна Мэри.

Молодой армеец – представитель франтов. Это недалёкий человек, любитель внешних деталей. Грушницкий прячет свою сущность за эффектной позой, пространными вычурными речами.

Он любит производить эффект на окружающих, изображая из себя страдальца, мечтая стать героем романа.

Самолюбие не позволяет Грушницкому отказаться от дуэли и признать свою вину в низком поступке, что приводит его к трагической гибели.

Княжна Мери – наиболее выразительный образ из дам водяного общества. Она красива, неглупа, обладает чувством юмора. Именно Мери Печорин посвящает в тайны своей души. Нравы высшего света ещё не наложили на её юный характер свой глубокий след. Княжна пока способна сострадать и любить. Печорин преподаёт ей жестокий урок, разрушает её неокрепшую душу.

Несколько особняком от водяного общества стоит приятель Печорина доктор Вернер. Он похож с главным героем независимым характером. Это единственный человек, мнение которого важно для Печорина. Вернер умён, ироничен, видит людей насквозь.

В отличие от Печорина, который активно участвует в жизни, Вернер наблюдает за ней как бы со стороны. Доктор ещё более Печорина прагматичен в жизни, лишён романтических чувств.

Перед дуэлью Печорин любуется красотой природы, а Вернера интересует наличие у друга завещания.

Всех представителей водяного общества объединяет чинопочитание, интриги, зависть, светские сплетни, пустое времяпровождение, духовная пустота. Оно являются копией высшего света Москвы и Петербурга.

Вариант 2

Печорина, главного действующего лица лермонтовского романа “Герой нашего времени” по традиции относят к категории “лишних людей”. Писатель, помещая своего персонажа в различные обстоятельства, сталкивая с разными людьми, сопоставляет его и окружающую среду.

Печорин противостоит “водяному обществу”, автор изображает взгляд героя на данное общество и среду в целом. “Водяное общество”, конечно, образ собирательный. Это представители дворянства, в поведенческой линии и образе жизни которых наблюдаются все типичные черты современного писателю времени.

Столкновение отдельной личности и общества изображено не только для того, чтобы раскрыть характер Печорина, но и отобразить жизненные приоритеты “водяного общества”. Печорин с едва скрываемым пренебрежением отмечает чувство зависти представителей высшего света, их приверженность к козням и злословию.

Нравы людей, над которыми вслед за автором иронизирует и его герой, определены историческими событиями и обычаями.

«Водяное общество” – антагонист Печорина, однако есть персонажи, которые не противоположны Печорину, а, напротив, сопоставимы с главным героем. Грушницкий, например, является в некотором роде карикатурой на главного героя.

И то, что у Печорина есть сущность его натуры, у Грушницкого – эффектная поза, которой он рассчитывает произвести впечатление. Он позерствует, нередко ведет себя несообразно обстоятельствам.

Участие Грушницкого в поединке низко, неблагородно, но он не может отступиться, так как крайне амбициозен.

Вернер – только один мужской персонаж, который сопоставим с Печориным. Их родственность обнаруживается во взаимоотношениях с обществом, остром уме, скептицизме. Но Вернер неактивен, менее глубок и сложен, чем главный герой.

Что касается женских образов в романе, то они необходимы также для выполнения главной задачи – раскрытия характера Печорина, его взгляда на любовь. Из представленных женских образов княжна Мери изображена более выразительно. Это романтичная натура, она молода, неглупа, остроумна. Чистая и наивная натура, на ее фоне эгоизм Печорина еще более явен.

Вера – нечеткий образ, описан штрихами, намеками. Она сопоставляется с Печориным и во взаимоотношениях с ней отчетливо чувствуется трагичность положения главного героя, его неумение подлинно любить.

Читайте также:  Сочинение: Спор Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»)

Особенная категория в “водяном обществе” представлена статскими и военными мужчинами. Особняком стоит “водяная молодежь”. Но везде то же чинопочитание, те же балы, пустое провождение времени, сплетни, духовная нищета. Провинциальное общество копирует столичное.

«Водяное общество” – не случайная линия романа. Проблема личности, ее взаимосвязь с окружающим миром являются важнейшей задачей творчества М. Ю. Лермонтова.

Сочинение-рассуждение

Образовавшееся на Кисловодских целебных источниках светское общество вводится в романе для того, чтобы максимально раскрыть образ главного персонажа, армейского офицера Григория Печорина.

«Водяным» общество названо из-за того, что оно сформировалось на Кавказских минеральных водах. Это сообщество сформировано из людей, приехавших поправить своё здоровье и отдохнуть возле целебных источников, местных дворян, семейств провинциальных помещиков, а также так называемых франтов.

Провинциальные помещики, или как их ещё называют «степные», приезжают сюда с единственной целью: выгодно выдать замуж своих дочерей.

Это сразу просматривается в том, как они одеваются: их жёны и дочери ходят в блистательных нарядах, сами же они, экономя на одежде, довольствуются тем, что есть – старыми поношенными сюртуками.

Приехавшего в Пятигорск Печорина они изначально принимают за столичного жителя, но увидев его в армейском мундире, быстро теряют к нему всякий интерес.

Находящиеся в поиске романтических приключений представительницы местной знати менее щепетильны в этом вопросе. Они по собственном опыту, знают, что в офицерской среде встречаются неглупые и думающие люди, а под форменным мундиром часто бьётся пылкое и нежное сердце.

Отдыхающих на водах одиноких мужчин, среди которых встречаются как военные, так и штатские, можно отнести к категории франтов. Всем своим видом они выражают скуку и вместо минеральной воды пьют шампанское и вино. Они настолько ленивы и безразличны ко всему, что даже за дамами ухаживают без особого энтузиазма.

Особняком в «водяном» обществе стоит княжна Мэри. Она – красивая, начитанная и образованная девушка. В силу своей доброты, сострадательности, а также наивности и неопытности, она становится жертвой интриг более искушённого в человеческих отношениях Печорского.

Единственным мужским персонажем, которого Печорский не презирает, и с кем общается на равных, является доктор Вернер. Он также, как и Григорий, критически относится к «водяному» обществу, однако, в отличие от него, остаётся в стороне от интриг и склок.

В целом можно охарактеризовать сложившееся на целебных источниках светское общество, как провинциальный полусвет, тщетно пытающийся походить на столичную аристократию. Здесь царит праздность и лень. От скуки мужчины и женщины заводят мелкие интрижки, сплетничают, злословят и завидуют друг другу.

Печорин, находясь на более высоком уровне интеллектуального развития, понимает пустоту и никчёмность «водяного» общества, однако всё равно становится его частью.

Несколько интересных сочинений

Печорин и “водяное общество” – сочинение об отношении к нему

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Водяное общество в романе Герой нашего времени

Водяное общество в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представлено дворянством, которое лечится и предпочитает отдыхать на кавказских минеральных курортах.

Среди людей, причисленных к привилегированному сословию, можно встретить как приезжих, так и местных жителей. Об образе жизни дворян повествуется в главе «Княжна Мэри». Главный герой – Печорин – противопоставляет себя всем представителям водяного общества, ведь не считает себя одним из них.

Дворянство не случайно появляется в романе. Благодаря сословию автор раскрывает проблему личности, ее взаимосвязи с окружающим миром – одна из важнейших линий в творчестве Лермонтова.

Водяное общество помогает в полной мере отобразить образ Григория Печорина.

Сообщество образовалось на просторах Кисловодских целебных источников и включает в себя представителей высшего сословия – дворян, помещиков и франтов.

Провинциальная элита преследует единственную цель – выгоднее выдать замуж дочек. Что сразу же можно заметить по нарядам дам – блистательных и дорогих, а отцы и братья – в поношенных сюртуках и костюмах. Приехавший молодой офицер Григорий изначально принимается за жителя столицы, но после того как он надевает мундир, всякий интерес к нему пропадает.

Ищущие романтические приключения молодые особы не так придирчивы. Леди знают, что в офицерской среде часто можно встретить неглупого и думающего человека, под формой которого будет биться пылкое и жаждущее любви сердце.

Отдыхающие на курорте одинокие мужчины – как военные, так и штатские – относятся к франтам. Внешним видом они выражают всю скуку, и предпочитают минеральным водам игристые вина. Представители сильного пола ленятся и относятся с безразличием ко всему происходящему, даже за спутницами ухаживают без особого рвения.

  Сочинение: Романтизм в творчестве Максима Горького

Среди представителей водяного общества выделяется княжна Мэри. Девушка отличается красотой, начитанностью и образованностью. Доброта, сострадательность, наивность и неопытность подталкивает Мэри к интригам, ведущим к искушенному Печорину.

Сложившееся на просторах Кавказа водяное общество можно сравнить с провинциальным полусветом, походящим на столичных аристократов. Здесь воцарились лень, праздность и зависть. Григорий Александрович выше по интеллектуальному развитию, осознает в полной мере степень пустоты и никчемности водного общества, но на некоторое время все же становится его частью.

Водяное общество

Кого Печорин называет водяным обществом и почему? Становится понятен эпитет после чтения главы «княжна Мери». Местное дворянство здесь перемешивается с гостями, прибывшими из столицы. Такая смесь дает интересную картину нравов. Кто кого переборет по безнравственности.

Оба общества « уже хороши», вместе они еще сильнее. Почему называет водяное? Потому что их цель оздоровление на водах Кисловодска. Климат, целебная вода не способны вылечить души людей. Именно здесь становится понятно, что болезнь Печорина неизлечима.

Мужчина пытается еще что-то изменить вокруг себя, но все поглощает его эгоизм и жажда авантюризма.

Водяное общество собралось около чистого источника, но напоминает болото, затягивающее и разрастающееся очень быстро. На кого делит Григорий всех представителей нового сообщества, как к ним относится? Это степные мужья, помещики, хозяйки местных домов, отдыхающие франты, многочисленные дамы и офицеры.

Печорин и “водяное общество”

Автор называет общество людей водяным. Определение несколько непонятно и близко к сказочному. Печорин и «водяное общество» – это часть главы «Княжна Мери». Там персонаж оказывается среди общества, отличного от светского, но и схожего с ним по основным характеристикам.

  1. Водяное общество
  2. Степные помещики
  3. Хозяйки вод
  4. Франты
  5. Однообразие разнообразных типов

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Степные помещики

Отцы семейств прибывают в Пятигорск, чтобы найти удачную пару для своих дочек. Их желание – укрепит свое финансовое состояние. Петербургские гвардейцы в большинстве сыновья успешных дельцов. Судьба дочерей – это только предлог. Помещики ищут выгоду в любых своих деяниях.

У степных мужей истертые старомодные сюртуки, но их дочери и жены нарядны и изысканы. В каждом проходящем мужчине они видят возможность создания пары. Вид Печорина вызывает сначала нежное любопытство, но оно быстро исчезает, появляется негодование. Вызвано оно армейскими эполетами.

У читателя эта сцена вызывает горькую усмешку.

Сравнение с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Григорий Печорин — главный герой произведения, его образ — определенный социальный тип. Как и пушкинского Онегина, его называют «лишним человеком». В характерах двух персонажей прослеживаются близкие моменты: мелкие детали, некоторые черты характера, даже события, которые происходят с ними.

Но конфликт личности с обществом в «Герое нашего времени» сложнее, чем в пушкинском романе, поскольку Печорин полон жизни, настойчиво ищет ее, но все попытки обречены на неудачу, Онегин же «плывет по течению».

Франты

Таких мужчин толпы. У них нет лиц и индивидуальности. Печорин говорит, что они много пьют и не воду. То есть их цель пребывания на Кавказе – не укрепление здоровья. Они как положено франтам держат стакан целебной воды, выбирая картинную позу – «академическую».

Им все лень, франты «волочатся мимоходом», ищут с кем посплетничать, играют и жалуются на скуку, которую сами и создают. Франты выражают презрение к провинциалкам, страдая о столичных барышнях. Но читатель понимает, когда они попадают в Москву или Петербург, их позиция меняется.

Там они скучают по дамам из глубинки, выражая презрение к аристократкам.

Популярные сегодня темы

Роман Щедрина можно считать историей семьи, которая была обречена на распад из-за утраты между людьми человеческих отношений. По-особому это показал Порфирий Владимирович Головлев, которого прозвали Иудушкой.

Герасим – обычный деревенский мужик, обладавший неистовой силой и мужеством. Герасим – настоящий русский человек, именно таким себе представляешь рабочего крестьянина того времени

Читайте также:  Анализ баллады «Светлана» (В. Жуковский)

Каждый из нас заслуживает оценку со стороны благодаря собственным поступкам и действиям, которые нас и определяют. Одобрение или порицание окружающих нас людей иногда является важным моментом в становлении личностных

Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы.

Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи

Однообразие разнообразных типов

Печорин оказывается втянут в жизнь общества. Автор доказывает, что невозможно человеку остаться вне окружения. Григорий становится его частью, пусть не самой страшной, но такой же распущенной и жестокой. Чем заняты «водяные люди»? Они сплетничают, лгут, обманываю.

Их тянет сочинять и представлять себя героем, лидером, активистом. Праздники, балы, вино и еда затягивают и представить их в других условиях практически невозможно. Страшно, что большая часть общества – это молодежь. Пугает и то, что зачинщиками интриг становятся военные.

Даже им, людям познавшим ценность жизни, здесь нравится. Семейные отношения строятся на обмане, выгоде и голом расчете. Чувства уходит куда-то в прошлое, ими играют, постепенно забывая об искренности и преданности. В водном обществе тема совести не стоит совсем. Дуэль превращается в убийство и орудие мести.

Печорин относится к окружающим с пренебрежением, но это не добавляет ему привлекательности. Он здесь один из них.

  Тема любви в цикле рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

Лермонтов раскрывает законы общественных отношений. Люди везде одинаковы, они живут по избранным правилам, меняя свое место расположения. Написать сочинение «Печорин и «водяное общество» несложно. Предложенную информацию можно взять за основу рассуждений и аргументирования своих мыслей.

“Водяное общество” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

“Герой нашего времени” – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, “исследовать душу человеческую”. Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма и, естественно, творчества поэта.

Однако новаторство “Героя нашего времени” заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических. Печорин главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею “лишних людей”.

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в “Герое нашего времени” острее, чем в “Евгении Онегине”, так как Печорин “бешено гоняется за жизнью”, но ничего от нее не получает, а Онегин просто “плывет по течению”.

Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть “Княжна Мери”, в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер.

В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя. Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях “Бэла”, “Тамань” и “Княжна Мери”.

В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” – это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи.

Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений. Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам.

Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним. Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих.

Грушницкий – антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив.

В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага. Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется.

Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин “бешено гоняется за жизнью”, Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.

Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая. Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, – раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна.

Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера). Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками.

Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя.

Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: “… петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись”.

Тут же мы узнаем о женах местных начальников, “хозяйках вод”: “… они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум”. Особый класс в “водяном обществе” составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется “водяная молодежь”. Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера. Таким образом, “водяное общество” – не случайная тема в романе. Проблема личности, ее взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века,

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых компанейских — Главные герои «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

Тест по произведению

Ссылка на основную публикацию