Анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Главная / Разное /  

Николай Степанович Гумилев – великий поэт и прозаик, переводчик и теоретик 20 века, именно ему предписывают обоснование теории акмеизма. Однако не только теорией знаменит автор, но и практикой. Многие его стихи известны и любимы русским читателем. Например, «Жираф».

План анализа

  • Анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)Автор, название, история создания.
  • Содержание, чем вызваны описываемые в стихе события.
  • Жанр, идея, тема, композиция.
  • Лирическмй герой и художественные образы произведения.
  • Литературные приёмы, используемые автором в стихотворении.

По этому плану сделаем краткий анализ произведения. Гумилёв путешествовал не только, как поэт. Он преследовал и научные цели. После возвращения Николай Гумилёв писал научные отчёты и статьи, привозил ценные коллекции артефактов из африканских земель.

Но главная ценность — стихи, которые автор писал под впечатлением от путешествий. Именно поэтическое наследие Гумилёва является для потомков самым ценным.

В 1907 году он написал своего » Жирафа», самое популярное и известное стихотворение. В 1908 году оно было включено в сборник «Романтические цветы». Уже по названию сборника становится ясным характер его лирического героя. О чём бы ни писал автор, в центре изображения — человек с героическим прошлым, жизнь которого состоит из приключений и таинственных событий.

Это интересно: аллегория в литературе — что это, примеры.

В тексте стиха » Жираф» нет непосредственного описания экзотических событий, есть только намёк на то, что такие события пережил лирический герой.

В произведении использован приём противопоставления. Хмурому серому дождливому дню, навевающему тоску и безысходность, противопоставляется величественная волшебная картина Африки с озером Чад, с невозмутимым жирафом, с таинственными легендами о страстной любви.

Поэзия, как и музыка, воспринимается разными людьми по-своему. Жанр стихотворения Гумилёва — философская лирика. В нём противопоставлена обыденная серость и яркая жизнь в путешествиях по экзотическим странам.

Стихотворение начинается обращением к девушке, которая особенно грустна, выглядит очень хрупкой и уязвимой на фоне серого дождливого дня. Лирический герой с ласковой настойчивостью обращается к ней, Его слова похожи на сказочный зачин: «Далёко, далёко на озере Чад изысканный бродит жираф…»

Цель поэта — не увести читателя от будней в сказку, а дать понять, что каждый видит жизнь по-своему. Один за тяжёлым туманом не видит, что есть и другая жизнь. Только ты можешь заставить себя забыть тоску и туман и отправиться за интересными приключениями.

Поэт рисует картину, полную разнообразных красот природы на далёком острове Чад. Это не сказка, озеро Чад существует в жизни. «Изысканный жираф» проходит по его берегу, сияя узорами своей шкуры, и скрывается в мраморном гроте. И только от человека зависит, сможет ли он уйти от серости жизни и насладиться африканскими красотами.

Завораживающе звучит рассказ поэта о чёрной деве, о страсти молодого царя. Но девушка не хочет верить рассказам о жизни в далёких странах, о «тропических садах» и «стройных пальмах». Она ничего не хочет видеть, кроме серости, тоски, «тяжёлого тумана» и дождя.

Но лирический герой не сдаётся и под плач девушки снова повторяет свои слова.

Концовка стиха внушает читателю, что жизнь не состоит только из серости и дождя, пока на далёком «озере Чад бродит изысканный жираф», цветут «тропические сады» и растут «стройные пальмы».

Как «Жираф» появился на свет?

Описание жирафа в стихотворении было настолько ярким и обаятельным, что многие современники автора считали, что оно было написано после его путешествия в Африку. На самом деле это не правда – в эту поездку он наоборот отправится за средства, полученные от сборника, в котором был опубликовано это произведение.

Стихотворение «Жираф» Н. Гумилев посвятил своей возлюбленной – Анне Ахматовой. На тот момент они были парой, и мужчина даже считал поэтессу своей невестой. Они действительно расписались в 1910 году, однако быстро после этого разошлись. Огорченный отказом Анны писатель и отправляется в Африку. Впоследствии он даже уберет посвящение в «Жирафе», оставив произведение «пустым».

История создания

Николай Гумилев, анализ стихотворения которого мы начинаем, был сторонником литературного направления, носящего название “акмеизм”. Интересно, что он был родоначальником этого стиля.

Для таких поэтов, как он, очень важен текст, значение каждого слова в произведении. Он очень придирчиво относился к своим работам, и все время пытался довести их “до ума”.

Именно Николай Степанович занимался воспитанием у юных поэтов художественного вкуса.

Гумилев не только поэт. Он прежде всего — исследователь, путешественник. При жизни он любил проводить время в далеких экспедициях. Для него даже написание стихов было на втором плане после путешествий. Правда, поэтом Николай Степанович был очень талантливым.

Важно! Стих “Жираф” было включен в сборник поэта “Романтические цветы”, который увидел свет в 1908 году.

Анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Еще один образ Гумилева — мыслитель, выбравший для себя отшельничество. Внимательный читатель заметит, что все это один разносторонний человек. “Жираф” был написан Гумилевым в 1907 году.

Гумилев был тогда под впечатлением от дальних путешествий — по Африке, Турции, странам Востока. Вот почему стихам того времени присущи экзотические, средиземноморские мотивы. Стихотворение “Жираф”, например, было посвящено его путешествию в Африку.

Это интересно! Детальный анализ стихотворения Александра Пушкина К Чаадаеву

Гумилев здесь настоящий сказочник. Он умело сочетает образы далекой живописной страны и лирическое, почти музыкальное, повествование. Недаром, на эти стихи потом были написаны прекрасные романсы.

Картинка к стихотворению Жираф

Анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Жанровая принадлежность и содержание

Стихотворение построено в форме диалога с грустной собеседницей. Несмотря на то, что большинство строчек посвящено описанию жирафа, жанр произведения – интимная лирика. Женщина, описанная в начале весьма утонченная, чувственная и разочарованная в жизни – она видит только плохое, ее окружает только дождь. От этого она кажется еще более хрупкой.

Лирический герой пытается успокоить и утешить возлюбленную рассказом о чудесном «изысканном жирафе». Он видит мир совсем по-другому – замечая окружающие чудеса, мужчина пытается развеять беспросветную тоску женщины. Для этого он описывает далекие пейзажи почти фантастически, ирреально, с заметной долей волшебства.

Заканчивается это произведение тем, что герой доводит женщину до слез. Идеалистический пейзаж, который должен был подарить ей радость и надежду на чудо, наоборот, причиняет ей боль своей мечтательностью и идеалистичностью. При этом мужчина все равно не может успокоиться, не может понять, что возлюбленную это мучает.

Он заканчивает разговор акцентом на том же «изысканном жирафе», который бродит вокруг далеких озер, снова пытаясь заставить ее поверить в чудо.

«Жираф» большинством строк описывает красоты Африки, идеализирует их, но он на самом деле не об этом. Он об отсутствии единства мыслей и взаимопонимания между мужчиной и женщиной, о непреодолимой пропасти между ними, когда она хочет грустить, ей не нужны утешения, а он полон надежд, желания жить и увидеть мир. Это и предвидит отношения Ахматовой и Гумилева и их печальное завершение.

Литературное направление и жанр

Гумилёв был мастером «Цеха поэтов», основанного в 1911 г., в 1912 заявил о появлении нового течения – акмеизма. Но в 1907 г. Гумилёв только открывает для себя новые поэтические законы, которые впоследствии назовутся акмеистическими.

Стихотворение представляет собой жанровую сценку (разговор с грустной собеседницей), в которую включён экзотический африканский пейзаж и даже портрет жирафа. Но жанр стихотворения – интимная лирика. Все остальные элементы подчинены отношениям лирического героя и возлюбленной.

Какие тропы использовал автор?

Из художественных приемов автор в основном использует эпитеты или метафорические эпитеты. Они были нужны ему для описания лирической героини и волшебства жирафа, страны в которой он обитал и ее местных жителей.

Например, «стройные пальмы», «немыслимые травы» или «таинственные страны». Кроме этого, автор использует жесткие и мужские рифмы, подчеркивая характер лирического героя.

Для описания женщины в начале Гумилев использует непрямой порядок слов в предложении, что делает образ ярким, усиливает ощущение надломленности.

«Жираф» Н. Гумилева – это очень тонкая и чувственная лирика, которая рассказывает буквально в несколько строк о сложных и глубоких отношениях мужчины и женщины, об их характерах и чувствах. Причем автор сумел обрамить этот текст в волшебные краски, придать чувственности и эмоциональности буквально каждому слову, отчего стихотворение кажется целостным, законченным и ярким.

Темы и настроение

  • Тема счастья. Основой лирического произведения точно можно считать описание идеалистической картины, которую мастерски воспроизводит Гумилев, окунувшись в воспоминания. Зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом – вот что наполняет сердце и душу лирического героя спокойствием и счастьем.
  • Тема мечты. Герой осознает то, что идеальный мир иллюзорен, но это не вовсе не означает для него, что мечта не может быть исполнена. В своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Гумилев продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, а не конкретным экзотическим животным.
  • Проблема тревожности и суетности бытия, побег от реальности. У рассказчика буря чувств и сомнений, от которых невозможно избавиться даже на берегу волшебного озера Чад в компании вольного и свободного жирафа. Но он столь хочет ощутить мечту, что готов убедить и себя, и свою таинственную собеседницу, ведь главное хотя бы на миг забыть эти переживания, чтобы на мгновение приостановить бесконечный поиск рая на Земле.
Читайте также:  Как общество влияет на формирование целей?

Это интересно: 232,Анализ стихотворения «Завещание» М, лермонтова

Композиция

При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хоть и гораздо меньше по объему. Формально произведение делится на пять катренов.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, чтобы напомнить человеку простую вещь – нужно находить счастье в жизни. Неважно, сколько испытаний встретится на пути, сколько времени займут поиски, но нельзя сдаваться. Лирический герой, как и Гумилев, находится в вечном поиске благодати, но рассказчик позволяет себе насладиться негой ситуации, даже если обстановка не совсем идеальна.

Главная мысль стихотворения – утверждение ценности мечты, ее неизбывная значимость в жизни человека. Только грёзы дают ему приют в пучине будней и тревог. Они же надувают паруса его корабля, который несется навстречу своей гавани.

Размер и рифмовка

  • Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, который прекрасно передаёт размеренную речь монолога лирического героя.
  • В стихотворении перекрёстная рифмовка, резкие мужские рифмы соответствуют характеру лирического героя.
  • По произведению: «Жираф»
  • По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Средства художественной выразительности

Относительно небольшое по объему стихотворение наполнено изобразительно-выразительными средствами, преимущественно эпитетами и метафорами.

Говоря в первую очередь об эпитетах, стоит отметить их высокую образность:

  • «радостный птичий полет» — передает ту магию и легкость образа жирафа, ведь что может быть невесомее полета;
  • «таинственные страны» — эпитет, передающий не то, что государства покрыты тайной или секретом, а иллюстрируется их далекость и экзотичность. Передается надежда на то, что, хотя бы в таких неблизких странах станет возможным найти «рай»;
  • «тяжелый туман» — эпитет грузной жизни, в которой нет места обычному мирскому счастью;
  • «немыслимые травы» — эпитет опять же передает отдаленность «рая» от места обычной жизни, ведь мыслить мы не можем лишь о том, чего никогда не видели, и даже не догадываемся, что подобное существует.

Игорь Васильев

Полный анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Если делать полный анализ стихотворения «Жираф», которое написал великий поэт Николай Степанович Гумилев, стоит вспомнить, что же это был за человек и какие жизненные события способствовали написанию данного произведения.

История создания

Николай Степанович Гумилев оставил после себя огромный след не только как поэт, но так же он был первоклассным переводчиком, прозаиком и теоретиком. Супругой Николая Степановича была легендарная Анна Андреевна Ахматова.

Такой творческий союз, казалось бы, невозможно сломить, и долгое время они являлись образцовой семьей. Но с началом Первой Мировой войны очень много изменилось в их отношении. Начались постоянные недомолвки и непонимание.

Встал вопрос о непринятии образа жизни, измен и непонимания.

Но данные семейные ссоры очень продуктивно сказались на творчестве молодого автора. К великому сожалению, Николай Степанович прожил очень короткую жизнь. Уже в 35 лет он попал под подозрение в государственном заговоре, за что позже был расстрелян. Автор оставил после себя бессмертные произведения, которые не потеряли свою актуальность и по сей день.

Одним из таких творений можно выделить стихотворение «Жираф», которое автор написал в 1907 году, когда вернулся из Африки. Он очень большую роль в жизни отводил именно путешествиям по миру, где пытался найти своего рода рай.

Жанр, размер

Безусловно, данное стихотворение можно отнести к лирике. Написано оно было амфибрахием, рифмовку автор использует перекрестную.

Поскольку Гумилев является основоположником акмеизма, то естественно использует данное течение и в своем творчестве.

Композиция

Композиция стихотворения весьма интересна и необычна. Формально произведение делится на пять частей, но по смыслу можно выделить две части стихотворения. Первая несколько меньше второй части. В ней идет речь о женщине, которая грустит.

  • Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
  • И руки особенно тонки, колени обняв.
  • Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
  • Изысканный бродит жираф.

Во второй же части описывается жираф и окружающая его природа.

  1. Ему грациозная стройность и нега дана,
  2. И шкуру его украшает волшебный узор,
  3. С которым равняться осмелится только луна,
  4. Дробясь и качаясь на влаге широких озер

Автор подробно описывает животное, восхищаясь его красотой и грациозностью. Сравнивая его с парусами корабля, а бег – с полетом птиц, Николай Степанович подчеркивает всю изящность и красоту этого прекрасного животного.

  • Вдали он подобен цветным парусам корабля,
  • И бег его плавен, как радостный птичий полет.
  • Я знаю, что много чудесного видит земля,
  • Когда на закате он прячется в мраморный грот.

В последней строфе рассказчик снова возвращает нас к разговору с девушкой, и попытками развеять её тоску.

  1. И как я тебе расскажу про тропический сад,
  2. Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
  3. Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
  4. Изысканный бродит жираф.

Основная тема произведения

В стихотворении умело раскрывается тема экзотики и женской грусти. Так до конца и не ясно то,  кого автор представлял в женском облике – жену, сестру или же просто случайную незнакомку.

Лирический горой старается помочь девушке прогнать тоску, рассказывая об экзотике далеких стран. В частности о жирафе, который, безусловно, покорил сердце автора. Он с любовью и восхищением описывает незнакомое нашим краям животное.

По одним выражениям, которые он использует для его описания, можно заметить его восхищение.

Но его рассказ не помог девушке, а лишь ещё больше расстроил её. Она начинает ронять слёзы. Автор оставляет неизвестной причину данного поведения. Возможно, незнакомке стало грустно от того, что она никогда ранее не видела подобного тому, что описывал ей лирический герой.

Очень интересный способ рассказа о красотах экзотических стран помогает стихотворению стать особенным в русской литературе.

Средства выразительности и образы

При написании этого произведения, Николай Степанович не поскупился на использование метафор, эпитетов и сравнений. Благодаря их использованию автор умело подчеркивает всю красоту животного и природы, а так же четко передает настроение девушки.

Что же касается образов, то здесь перед нами предстают три образа: лирического героя, девушки и жирафа. Но образ девушки и героя автор не слишком развивает, то в образ жирафа он воплощает всю красоту и свободу экзотики.

Так же отдельным образом можно выделить описание природы, которую автор мастерски описывает. Он занимался тем, что пытался найти «рай на земле». Именно это желание толкало его на новые и новые походы.

Основная мысль произведения

Основная мысль стихотворения была воспета ни одним поэтом. Это поход к своей мечте и умение жить. Автор в образе лирического героя передает свои чувства и стремления. Его цель – найти тот самый оазис, из которого не захочется уходить. Он умеет замечать прекрасное в мелочах, а, главное, он умеет этим наслаждаться.

Он ценит в жизни каждую мелочь и никакие преграды не смогут ему помешать, чтобы добраться до своей цели. Лирический герой, как и сам Гумилев, очень целеустремленный человек. Поставив перед собой цель – он движется к ней.

Из любой ситуации он пытается получить что-то полезное, насладиться доселе невиданными видами и красотами мира.

По строкам данного стихотворения можно сделать вывод о том, что автор умеет ценить красоту, он живет ею. Он воспевает прекрасные черты жирафа. Строки его произведения настолько красивы и чувственны, что невольно начинаешь сам восхищаться этим животным и окружающим пейзажем.

Именно этим стихотворением автор пробуждает в нас желание жить.

Не важно где и с кем ты находишься, не важно, какие жизненные передряги не встречаются на твоем пути, никогда нельзя опускать руки и сдаваться.

Именно к этому старается призвать нас автор строками своего бессмертного произведения. Гумилев показывает цену мечты. Что именно мечта толкает нас идти вперед с гордо поднятой головой и горящими глазами.

«Жираф» анализ стихотворения Гумилёва по плану кратко – разбор, тема, лирический герой

В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилёва. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами. Не стало исключением и стихотворение «Жираф», которое поэт создал под впечатлениями от путешествия в Африку.

Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

  Природа в стихах и. з. сурикова: анализ стихотворения “зима”

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице.

По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа.

Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.

  1. Жанр – элегия.
  2. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
  3. Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».
  4. Эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».
  5. Сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полёт».
Читайте также:  Краткое содержание произведения «Белые ночи» (Ф. М. Достоевский)

Жанр, направление и размер

Гумилев – «отец русского акмеизма», именно он наиболее точно и полно изложил положения нового для 20 века литературного модернистского течения. Акмеизм ставил своей целью писать «искусство ради искусства». Первые акмеисты практически полностью отказались от принципов символизма, провозгласили ясность языка и эстетизм в поэзии.

Стихотворение «Жираф» написано амфибрахием с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Согласно статье М. Л. Гаспарова «Метр и смысл», амфибрахий — наиболее подходящий стихотворный размер для изображения легкого, спокойного чувства и бытия, поэтому Гумилев и использует его.

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилёва к путешествиям. Поэт любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике.

«Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилёв включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.

Тема стихотворения

В путешествиях Гумилёв искал не минутного экстаза от открытия нового, а пытался найти на земле мифический Эдем, где царит свобода. Идеализм? Да, в определённой мере, но это вполне естественно для романтической натуры. В «Жирафе» поэт ведёт поэтический рассказ о дивном животном, читая его таинственной девушке, которая далека от романтизма и не верит в светлые сказки.

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

В строках Гумилёв описывает образ жирафа, которого он видел на озере Чад в Африке. Поэт делится своим видением грациозности и особой расцветкой жирафа. Вкупе этот образ ассоциируется у автора со свободой, хотя тут можно поспорить, так как настоящая свобода не имеет никакой связи ни с цветом, но с грациозностью.

Возможно, автор уделяет столько внимания путешествиям и их описаниям, потому что испытывает в жизни серьёзное разочарование. Поездки по миру позволяют Гумилёву отвлечься, погрузиться в мечты и сбежать от реальности.

Николай разочарован не только в личной жизни, но и в России, он делает попытки построить свой иллюзорный мир и подольше там находиться, чтобы разорвать связь между разочарованием и собой.

Экзотика далёких стран является для поэта бальзамом, он лечит на время, но тем больнее возвращение в реальность, поэтому автор строк проводит за границей большую часть жизни. Поездки по миру для поэта отчасти возможность открывать для себя новый мир, отчасти попытка сбежать от реальности.

Тема

Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя её рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Написаны строки от первого лица.

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далёких краях. Лирический герой увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается под женским образом: жена или сестра – неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Он говорит, что животное живёт на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, «грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у поэта с лунным светом, падающим на воду. Очаровывают героя и очертания жирафа, плавность его бега.

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далёких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас.

Вскоре рассказчик останавливается, видя, что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слёзы.

Можно предположить, что грусть стала острее оттого, что героиня оказалась заточенной в туманах и очень сожалеет, что не могла видеть всё, о чём услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почётное место в русской литературе.

Основная мысль произведения

Основная мысль стихотворения была воспета ни одним поэтом. Это поход к своей мечте и умение жить. Автор в образе лирического героя передает свои чувства и стремления. Его цель – найти тот самый оазис, из которого не захочется уходить. Он умеет замечать прекрасное в мелочах, а, главное, он умеет этим наслаждаться.

Он ценит в жизни каждую мелочь и никакие преграды не смогут ему помешать, чтобы добраться до своей цели. Лирический герой, как и сам Гумилев, очень целеустремленный человек. Поставив перед собой цель – он движется к ней.

Из любой ситуации он пытается получить что-то полезное, насладиться доселе невиданными видами и красотами мира.

По строкам данного стихотворения можно сделать вывод о том, что автор умеет ценить красоту, он живет ею. Он воспевает прекрасные черты жирафа. Строки его произведения настолько красивы и чувственны, что невольно начинаешь сам восхищаться этим животным и окружающим пейзажем.

Именно этим стихотворением автор пробуждает в нас желание жить.

Не важно где и с кем ты находишься, не важно, какие жизненные передряги не встречаются на твоем пути, никогда нельзя опускать руки и сдаваться.

Именно к этому старается призвать нас автор строками своего бессмертного произведения. Гумилев показывает цену мечты. Что именно мечта толкает нас идти вперед с гордо поднятой головой и горящими глазами.

Средства выразительности

Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.

В тексте есть метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озёр», «много чудесного видит земля»; эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой грусть героини подчёркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Два мира

Противопоставление беспросветного «сегодня» и райского «далеко» видим мы в «Жирафе» Гумилева. Анализ двух миров поможет лучше понять основную идею стихотворения. Начинается оно с образа грустной женщины с тонкими руками.

Подчеркивается ее изящество и беспомощность перед окружающим миром. В нем присутствуют только дождь и «тяжелый туман», словно придавливающий к земле. Существование в таком мире убивает веру в лучшее, вызывает слезы безысходности.

Возможно, это ощущение породили страшные перемены, происходившие в России того времени.

Совсем другим показан африканский мир, где бродит «изысканный жираф». Этот образ своей утонченностью перекликается с обликом печальной женщины. Но в отличии от нее, жираф окружен чудесами, он способен оторваться от земли — его бег сравнивается с радостным полетом птицы.

Эта часть стихотворения наполнена яркими образами, «запахами немыслимых трав», веселыми сказками и страстью. Лирический герой предпочел этот мир. Райскую страну он хочет подарить своей возлюбленной, чтобы вырвать ее из печального «сегодня».

Но она отказывается верить ему, она закрывается, отгораживается слезами.

Я знаю, что много чудесного видит земля…

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» необходим для понимания идейного содержания и художественной формы этого произведения. В третьей и четвертой строфах Гумилев как будто предлагает читателю взглянуть на этот мир иными глазами. Жираф в восприятии поэта имеет несколько образов.

Это не просто дикое африканское животное. Это часть прекрасного мира, который не каждый может или хочет видеть. Предлагая освободиться от «тяжелого тумана», поэт призывает познать, насколько огромен и чудесен мир.

Обращение к читателю осуществляется посредством диалога с загадочной девушкой.

Композиция

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф» позволяет выявить его родство с народными сказками. Подобно многим из них, здесь присутствует кольцевая композиция. Начинается повествование с минорных нот. Перед нами предстает грустная, одинокая героиня. Лирический герой пытается утешить ее рассказами об изысканном жирафе.

Эта часть наполнена светом и радостью. Рисуется идиллическая картина. Ее олицетворяет таинственный жираф, прячущийся на закате в мраморном гроте. Чувствуется, что рассказчик увлечен и очарован его описанием. Он хотел бы рассказать своей возлюбленной и другие сказки, полные веселья, страсти. Но натыкается на стену непонимания.

Женщина далека от него. Она погружена в свой тяжелый, ненастный мир. Лирический герой не может увести любимою за собой в «прекрасное далеко», защитить от тусклой действительности.

Но упрямо продолжает попытки: «далеко, на острове Чад, изысканный бродит жираф».

Кольцевая композиция указывает на замкнутость этого круга и на то, что лирический герой не оставит своих попыток, даже зная заранее об их тщетности.

Поездка в Африку

Прежде чем сделать анализ стихотворения Гумилева «Жираф», следует сказать несколько слов о том, с чего началась его любовь к африканским дивным пейзажам.

Читайте также:  Очень краткое содержание романа «мастер и маргарита» для читательского дневника (м. а. булгаков)

С детства русский поэт мечтал оказаться на черном континенте, но долгожданная поездка состоялась, когда ему шел двадцать второй год.

К этому времени небольшая денежная сумма, которую удалось скопить студенту Сорбонны, позволила покинуть Россию без одобрения отца, в чьих глазах подобное путешествие было чрезвычайно безрассудным.

Поездка стала спонтанной, но именно с нее начинается долгая исследовательская деятельность, которую Гумилев посвятил жаркому континенту.

Примечания

  1. Гумилёв Н. С. Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 1996. — С. 305-307. — 336 с. — (Поэзия XX века). — ISBN 5-255-00499-5.
  2. Павел Фокин.

Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф"

Слайд 1

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Жираф»

Слайд 2

Цель урока знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы Вот рай, пропитанный звучаньем и тоской, Не рай, так подступы к нему, периферия Той дивной местности, Той почвы колдовской, Где пятая откроется стихия. А. Кушнер.

  • Слайд 3
  • История созания стихотворения Приезд семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, встреча семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “ была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это-счастье . В песок зарывала желтое платье , Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…
  • Слайд 4
  • Царское село
  • Слайд 5
  • Николай Гумилев Анна Ахаматова (Горенко)
  • Слайд 6

Например, «Жираф» Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Слайд 7

Жираф Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, как много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 8

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке? О чем это стихотворение ? (поставь галочку ) Об экзотическом животном О любви

Слайд 9

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, понаблюдаем над текстом.

  1. Слайд 10
  2. Оно грустное , почти печальное и тревожное, тоскливое… Каково настроение стихотворения ?
  3. Слайд 11
  4. Можно ли пересказать его сюжет?
  5. Слайд 12

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени,… Где происходит действие? Как оно происходит ?

Слайд 13

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение). Когда происходит действие?

  • Слайд 14
  • Лирический герой Кто ведет повествование?
  • Слайд 15

Каким вы представляете его себе? Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг! Он нежный, терпеливый, мудрый.

Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной, дорожкой на широкой глади озера.

Слайд 16

Из маленькой комнаты – в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем. Как выражается художественное пространство?

Слайд 17

«…И руки особенно тонки, колени обняв…» Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции? Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте ?

  1. Слайд 18
  2. Что придает стихотворению оттенок волшебства и загадочности?
  3. Слайд 19
  4. Какие эпитеты и сравнения встречаются в стихотворении “Жираф”?
  5. Слайд 20

Итоги урока Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”? Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку? А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”. Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Слайд 21

Домашнее задание Выучить стихотворение “Жираф” наизусть. Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или “Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.

Анализ «Жираф» Николай Гумилев

  • «Жираф» Николай Гумилев
  • Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взглядИ руки особенно тонки, колени обняв.Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
  • Изысканный бродит жираф.
  • Ему грациозная стройность и нега дана,И шкуру его украшает волшебный узор,С которым равняться осмелится только луна,
  • Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
  • Вдали он подобен цветным парусам корабля,И бег его плавен, как радостный птичий полет.Я знаю, что много чудесного видит земля,
  • Когда на закате он прячется в мраморный грот.
  • Я знаю веселые сказки таинственных странПро чёрную деву, про страсть молодого вождя,Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
  • Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

  1. Изысканный бродит жираф.
  2. Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»

Поэт Николай Гумилев был личностью достаточно одиозной и непредсказуемой. Он сам часто признавался в том, что главной его страстью является отнюдь не литература, а путешествия. Поэтому в Россию поэт наведывался нечасто, предпочитая проводить 8-10 месяцев в году далеко на чужбине и выбирая для своих скитаний самые экзотические и малоизученные страны.

Казалось бы, в тяге к путешествиям нет ничего странного и удивительного, особенно для человека, который обладает романтической натурой. Однако в каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле.

В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка.

Идеалистическая картина, которую он мастерски воспроизводит, окунувшись в воспоминания, действительно завораживает – зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом.

У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Однако в своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Он продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет».

В простых и обыденных вещах автор пытается уловить что-то мистическое и необычное, умышленно приукрашивая пустынный пейзаж и наделяя обитателей Африки некой таинственностью. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей.

Будучи человеком темпераментным и непосредственным, Николай Гумилев на мгновение пытается представить, что испытывает человек, который лишен возможности наслаждаться экзотикой удивительных южных стран, и понимает, что его удивительный рассказ о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав способен вызвать у слушателей слезы разочарования.

Не потому, что нарисованный поэтом мир так плох, а из-за невозможности найти свой райский уголок, надежно укрытый от посторонних глаз.

При этом в процессе повествования автор и сам понимает, что созданный им мир иллюзорен, так как от мрачной действительности можно убежать даже на край света. Однако избавиться от мыслей, чувств, сомнений и личных переживаний невозможно даже на берегу волшебного озера Чад, в компании гордого и свободолюбивого жирафа.

Однако открытый поэтом мир настолько притягателен и необычен, что Николай Гумилев готов убедить и себя, и свою собеседницу в том, что это и есть настоящий рай. Главное, здесь и сейчас заглушить ту душевную боль, которая заставляет его вновь и вновь отправляться в странствия.

Красивая мечта, дающая надежду на счастье, настолько хороша, что автор попросту не готов с ней расстаться, и, занимаясь самообманом, пытается вовлечь в него близкого человека, чтобы хоть немного скрасить унылое и безрадостное существование той, которую он любит, но не может сделать по-настоящему счастливой потому, что рая на земле не существует.

А значит, мифический жираф так и останется символом другого мира, полного загадок и неизъяснимого очарования, в котором для поэта, к сожалению, места так и не нашлось.

Ссылка на основную публикацию