Женские образы в романе «Доктор Живаго» (Б. Пастернак)

Облик первой жены, Тони, предстает в начале произведения. В следующей части характеры героинь дополняет Лариса. В заключительной части показана Марина – третья жена Юрия Живаго. Каждая из девушек олицетворяет собой разные стороны жизни России.

Антонина Александровна Громеко ассоциируется с интеллигенцией России. Воспитанная и образованная девушка – типичный представитель дореволюционной культуры, ей приходится приспосабливаться к жизни в послереволюционное время. Подобно другим представителям своей среды, Тоне трудно найти свое место в новых условиях.

Живаго помогает своей жене посмотреть на жизнь с иной точки рения, адаптироваться. Простодушная и близкая подруга детства становится опорой главного героя. Отроческая дружба переросла во взаимную любовь. Юрий воспринимает Антонину как надежного друга, близкого человека, идеальную жену, которая поймет и поддержит.

Но кроткая и трогательная Тоня – это отражение уже не актуального периода жизни, поэтому Живаго оставляет ее, несмотря на все теплые чувства, полюбив другую женщину, способную подарить ему более вольную любовь.

Тоня эмигрирует из России в Европу, забрав с собой детей, что лишь подтверждает ее желание сохранить прошлое, в то время как главный герой стремится навстречу будущему.

Она так и не смогла пережить измену супруга, а доктор до конца жизни испытывает чувство вины.

История создания

Пастернак писал свой роман на протяжении 10 лет начиная с 1945 и заканчивая 1955 годом.

Впервые идея о создании подобной книги посетила писателя в 1918 году, однако непростое время заставило отказаться его от работы.

В 1945 работа над романом наконец началась, и на следующий год была готова первая глава. Зимой автор написал ещё две части, но из-за материальных трудностей ему пришлось прерваться на некоторое время.

В 1948 году Пастернак вновь возвращается к написанию романа и заканчивает четвёртую главу. Вновь писатель прекращает работу в связи с репрессиями и арестом возлюбленной Ольги Ивинской.

Таким образом, первая книга была завершена только в 1952 году.

Интересно, что название романа менялось множество раз: «Свеча горела», «Мальчики и девочки», «Смерти не будет», пока Борис Леонидович не выбрал действующую версию — «Доктор Живаго».

В 1955 году из ссылки возвращается Ольга Ивинская, которая взяла на себя редактуру романа, финансовые вопросы и издательство. Пастернак полностью погрузился в написание книги, и уже к концу 1955 года «Доктор Живаго» был завершён.

Несмотря на отказ в публикации произведения на родине, в 1957 произведение печатается в Италии, а уже в следующем году книга выходит на разных языках, что не понравилось советским властям.

В 1958 году Нобелевский комитет присуждает автору одноимённую премию, от которой его заставляют отказаться. Скандалы и последующая травля подрывают здоровье Пастернака, и в 1960 году он умирает, так и не увидев публикацию своей книги. В России «Доктор Живаго» начал издаваться только в 1988 году, через тридцать лет после смерти писателя.

Лариса Федоровна Антипова

Следующей спутницей на жизненном пути Юрия Живаго становится Лариса Федоровна Антипова. Пастернак указывает на связь ее образа с российским бытом настоящего. Лара персонифицирует волнующее и живое отображение, нуждается в заботе. На протяжении своей жизни ее преследуют невзгоды: смерть отца, финансовое неблагополучие, любовная связь с Комаровским, избранником ее матери.

В романе она ассоциируется с природой: рассветом, лебедем. Ее связь с любовником матери только усиливает желание доктора помочь девушке, заботиться о ней. Лариса, любящая мать и жена, становится воплощением мужества и смелости, характерных революционному поколению. Для нее важнее всего благополучие ребенка.

Чтобы спастись от ареста, она бежит с дочерью и человеком, которого ненавидит.

Лариса бесследно исчезает в конце романа, ее судьба неизвестна. Ее образ воплощает «больную» Россию, ей нужны основательные перемены. Но для Живаго она женственна и чиста, символизирует жизнь, возможности реализовать цели. Ее жизнь – типична, подобна многим другим в то страшное время. Она – символ поколения, надломленная революционными переменами, исчезнувшая без следа.

Описание главных героев

В «Докторе Живаго» персонажей в самом начале произведения появляется очень много, но далеко не все они играют главную роль в повествовании. Некоторые имеют особое значение, и их краткую характеристику необходимо рассмотреть в первую очередь.

Главный герой романа:

  1. Юрий Живаго. Одарённый молодой человек, который является приёмным ребёнком в семье Громеко. После жизни со своим дядей тот передаёт мальчика на воспитание другим людям. Ребёнок здесь счастлив и уже в раннем возрасте начинает писать стихи. Но, повзрослев, идёт учиться на врача. После окончания института женится на Тоне, и вскоре у них рождается дочь. Главный герой работает врачом, но после начала войны его, как и всех мужчин, призывают на фронт. Именно там он начинает задумываться о своём предназначении, его волнуют перемены в обществе и стремительное изменение жизни. На фронте он знакомится с Ларисой, в которую влюбляется и впоследствии живёт с ней. После окончания войны возвращается в родной город, где и умирает от сердечного приступа. Прототипом для этого персонажа стал сам Пастернак, поэтому образ Юрия Живаго глубоко автобиографичен. Главный герой — это умный, интеллигентный и творческий человек, который жил в неспокойное время. Захваченный водоворотом событий, он не может понять, что для него важнее. При этом Живаго не в состоянии определиться не только в своих политических взглядах, но и в любви. Он просто плывёт по течению, не вмешиваясь в ход событии. Через этого персонажа Пастернак показывает свои рассуждения о происходящих событиях, раскрывает своё внутреннее «я» и духовное мировоззрение.
  2. Тоня. Дочь приёмных родителей Юрия, которая позже становится его женой. Это добрая, благородная, терпеливая и относящаяся по-философски к своей жизни девушка. Растит сына и дочь фактически одна. Семья часто испытывает нужду, а денег отца не хватает даже на самое необходимое. Вскоре Живаго исчезает из её жизни, и Тоня принимает решение уехать заграницу. На прощанье она пишет письмо Юрию, что не винит его. Девушка знает о его связи с Ларой, но обещает при этом воспитать детей с уважением к отцу. Тоня, созданная Пастернаком, — это простая, надёжная, добрая женщина, которая была опорой для своего мужа.
  3. Лариса Гишар. Дочь обрусевшей француженки Амалии Карловны и бельгийца-инженера. После того как её отец умер, вместе с матерью переезжает в Москву. У неё очень тяжёлая судьба. Внешне красивая женщина выходит замуж только для того, чтобы от неё отстал ненавистный ей Комаровский. После обмана адвоката она вынуждена бежать с ним, чтобы избежать преследования со стороны властей. Образ Лары в романе значительно отличается от Тони. Для главного героя она была светом, источником вдохновения, любви и творчества.
  4. Виктор Комаровский. Это отрицательный персонаж в романе. Влиятельный адвокат из Москвы, склонивший молодую Гишар к сожительству. Кроме того, он состоит в любовной связи с её матерью. Сперва может показаться, что Комаровский покровительствует этой семье после смерти их отца и мужа, но на самом деле он приносит им столько же неприятностей в результате своих действии. Матери Ларисы помогает открыть в Москве швейный салон, но та, узнав, что её несовершеннолетнюю дочь и адвоката связывают далеко не дружеские отношения, пытается выпить яд. Устав от постоянного преследования адвоката, Лариса стреляет в него, но промахивается и попадает в прокурора. От суда и приговора её спасает всё тот же Комаровский. Кроме того, он сломал жизнь не только семье Ларисы, но и Юрию Живаго. В этом человеке маленький Миша узнаёт того, с кем перед смертью говорил отец Юрия. Ещё раз своё разрушительное влияние Комаровский применяет в годы Первой мировой войны. Отыскав Ларису, он обманным путём уводит её вместе с дочерью в неизвестном направлении.

К второстепенным персонажам романа относятся:

  1. Стрельников, он же Павел Антипов. Несмотря на схожесть судеб с Юрием Живаго, автор представляет этого героя как соперника и антипода доктора. Антипенко был рождён в семье железнодорожников, но воспитывался приёмными родителями. Он довольно образован, умён и ещё с детства был влюблён в Лару, которая приезжала к ним на каникулы. Разница в возрасте ничуть не смущала его. Однако со временем он начинает тяготиться от той «материнской нежности», которую проявляла к нему девушка. Не чувствуя семейного счастья, он уходит на фронт как доброволец. В период революции становится комиссаром и меняет фамилию. Многие критики высказались против Стрельникова, считая его бездарным персонажем, рушившим режим. Но это не означало, что Павел Антипенко — отрицательный герой. Напротив, он был раним и слишком чувствителен. Все думали, что он погиб, а Павел тем временем отстаивал свои принципы. Ради жены и дочери он хотел добиться признания и полностью отплатить за все страдания, которые перенесла Гишар в Москве. Но решив вернуться к семье, Стрельников узнаёт о судьбе своей жены. На следующий день он застрелился во дворе.
  2. Веденяпин. Этот второстепенный персонаж является дядей Юрия, который опекал его после смерти родителей. Николай Николаевич по специальности священник, работающий в издательстве и решивший забрать ребёнка в монастырь. Но там мальчику становится страшно, и Веденяпин определяет племянника в семью своего приятеля профессора Александра Громеко.
  3. Таня. Является дочерью Юрия Живаго и Лары, рождённой в период революции. Её фамилия — Безочередова. Через несколько лет после окончания войны девушку находит сводный брат Юрия — Евграф Живаго. Безочередова почти ничего не знает о своих настоящих родителях. Матерью она считает Раису Комарову. У девочки было тяжёлое детство. Сторожиха Марфа, воспитавшая её, в итоге попала в сумасшедший дом. Себя она считает девушкой неучёной, так как росла совершенно одна. Евграф после встречи с племянницей обещает заботиться о ней и быть всегда рядом на случай необходимости. Вот так в финале книги Таня находит защитника в лице своего дяди.
  4. Александр и Анна Громеко. Добрые и светлые люди родители Тони. Юрий любил беседовать со своим приёмным отцом. Это время запомнилось ему как самое лучшее в его жизни. Анна Громеко даёт благословение на их брак с Тоней и вскоре умирает.
  5. Шура Шлезингер. Друг семьи Громеко. Дружит с матерью Тони. После Революции 1917 года женщина активно поддерживает революционное движение.
  6. Евграф Живаго. Сводный брат Юрия. Доктор знает о нём только то, что Евграф отказался от наследства отца, желая всего добиться самостоятельно. Это амбициозный и целеустремлённый мужчина, который сумел дослужиться до генерал-майора. В жизни Юрия брат играет роль ангела-хранителя. Именно он собирает все сочинения доктора и находит ему жильё. Даже после того, как главный герой умер, Евграф отыскивает его детей и помогает им.

«Доктор Живаго» — роман, отчасти связанный с биографией Бориса Пастернака и отражающий всю жизнь, творческие и философские поиски писателя, по мнению которого, главная тема книги — взаимосвязь личности и истории.

Особое место в произведении занимает любовь. Она показана в повести во всех возможных ипостасях и со всей свойственной этому великому чувству многогранностью.

Марина

Третьей женой главного героя является дочь дворника – Марина, талантливая и добрая девушка. Ее образ, несомненно, представляет собой идеализированную представительницу советского общества. Пастернак уделяет особое внимание ее ярким чертам характера.

Она покорна и подчинена желаниям своего мужа, верна, прощает все его недостатки и причуды. Марина поддерживает Юрия, обеспечивает тепло и уют в течение всего времени, пока они вместе. Их взаимоотношения были не возвышенной любовью, а только удобным сосуществованием. Робкая и тихая Марина – это надежда на счастливое будущее.

Такой образ необходим не только доктору, но и всей советской России.

Все три женщины значительно повлияли на жизнь главного героя, на формирование его личности. Такие непохожие, но важные, они стали отображением этапов развития России.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Бородавкина в Истории одного города↑ ДругиеОбраз Чудакова в пьесе Баня Маяковского →

( 3 оценки, среднее 5 из 5 )Женские образы в романе «Доктор Живаго» (Б. Пастернак)

Женские образы в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Любовь всегда сопровождает героев известного писателя Бориса Пастернака.

Поэтому основной темой произведения «Доктор Живаго» стала тема любви, удивительные истории, о которых поведал автор на страницах своего романа.

Все эти удивительные и разные любовные истории происходили с главным героем. В своем романе Пастернак создал различные типы героинь, но основной персонаж только один — Юрий Андреевич Живаго.

Поэтому все любовные истории с разными женщинами сплетаются воедино вокруг него. Известно, что Пастернак вначале задумывал назвать свое произведение иначе. В первой редакции роман назван «Мальчики и девочки».

Причина этого в том, что действие романа начинается с главных героев, представленных женскими образами: Надя, Тоня. А вот другую, вторую часть произведения автор назвал «Девочка из другого круга», в которой и появляется образ совершенно новой героини – Ларисы Гишар.

В конце всего действия, когда роман медленно подходит к заключению, появляется еще один женский образ – Марина Живаго, жена главного героя.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Первой женой Юрия стала Тоня Громенко. Они вместе росли, дружили с раннего детства. Однажды Живаго смог разглядеть в друге девушку, которая оказалась каким-то сложным, непонятным, необъяснимым для него существом.

Юра влюбился, думал, что именно Тоня, такая близкая с детства, родная и хорошо знакомая, предназначена судьбой. Но не только это подтолкнуло молодых людей к браку. Умирающая мать девушки благословила их.

Анна Павловна вселила в них мысль, что они созданы друг для друга, поэтому им нельзя расставаться. Слова женщины, уходившей в другой мир, заставили посмотреть приятелей с детства совсем по-другому друг на друга. И вот тут совсем неожиданно возникло какое-то новое чувство – влюбленность.

Читайте также:  Борис слуцкий стихи: читать стихотворения слуцкого бориса абрамовича - поэзия, произведения поэта

Оба испытывали это в первый раз, и это тоже связывало их, соединяло. Но Юрий не эмоционально воспринимал свою жену, он любил ее за те чувства, запахи, которые она была наполнена.

Да, безусловно, он был ей благодарен за то, что она была не только всегда искренне с ним, была тиха, спокойна и чиста, но и оказалась надежной опорой в его жизни. Но к этому прекрасному чувство примешивалось у самого Юрия еще и другое – чувство вины за то, что он любил другую женщину.

Другой женщиной, которую полюбил герой, оказалась Лара Гишар. Воспитанной в скромной и небогатой обстановке, она была чистейшим существом. В жизни ей пришлось совсем нелегко.

Так как она вынуждена была терпеть ласки богача Комаровского, который был груб и нагл. К тому же, она ухаживала за больной и страдающей матерью, а чтобы выжить, давала частные уроки.

Живаго и Лариса встречаются иногда, совершенно случайно, вскользь, практически не замечая друг друга.

Проходит время и жизнь сводит вместе героев на званом ужине.

Символом новой любви становится свеча, горящая каждый вечер в комнате Лары, а Живаго, которому нужно было спастись и укрыться в этой маленькой комнатушке, однажды ее видит и идет на нее. Любовь к Ларе духовна, она спасительна.

Первая близкая встреча и знакомство было интересно, и вызвало у Живаго настоящий шок. Молодая девушка прямо на балу стреляет в надоевшего ей и ненавистного Комаровского.

Но эта любовь должна пройти много испытаний, которые подготовила им судьба. Прежде всего, это страшные и суровые события в стране: гражданская война, перевороты, революция, забастовки.

Да, и их личная жизнь сложна и трудна. Так, Юрий женат, у него есть дети, и он не желает причинить им боль и страдания. Лара также замужем.

Видно, что их соединение обязательно произойдет, так как они тянутся друг к другу.

Каждый раз Лариса предстает перед Живаго по-разному. Она словно похожа на лебедя, а иногда автор сравнивает ее с рябиной.

Такой авторский прием используется, чтобы показать, как необходимы эти люди друг другу, что девушка — это воплощение природы и совершенства. А для Юрия Андреевича Лариса Федоровна — это идеал женственности и красоты.

Трагедию переживает и сама героиня: она надломлена и ее рано и преступно сделали женщиной.

Лариса думает не только о Живаго. Ожидая скорый арест, она старается позаботиться о дочери. И перед читателем открывается ее новый образ: любящая женщина превращается в прекрасную мать. Она выбирает побег с нелюбимым человеком, спасая дочь.

Вернувшись, Лара узнает, что Живаго умер, и она некогда не смогла простить себе этого поступка. Трагично оканчивается ее жизнь: однажды женщина ушла из дома и больше сюда не вернулась, и ее никто не видел.

Можно предположить, что ее арестовали прямо на улице, а умерла она в одном из северных женских концлагерей.

Но в жизни героя была еще одна, третья, женщина. Очередная жена Марина. Покорная и молчаливая, полностью подчинялась Юрию Андреевичу, принимала мужа со всеми странностями, причудами и капризами. Он опускался все ниже, но Марина все терпела и принимала.

И, может быть, в этом состоит ее подвиг, как жены, как любящей женщины. В своем романе Борис Леонидович Пастернак показал три женщины, образы которых он создал совершенно разными. Но их объединяет одно – Юрий Андреевич Живаго.

Они смогли ему подарить самое большое – свою любовь.

Сочинение на тему: Женские образы в романе Доктор Живаго, Пастернак

­Женские образы в романе

Борис Леонидович Пастернак, как истинный лирик, достаточно эмоционально отнесся к теме любви в своем эпическом романе “Доктор Живаго”. Он показал, как на фоне гражданской революции начала 20-го века развивались личные драмы в жизни главных обычных людей. В основу сюжета легла история любви Юрия Андреевича Живаго. Этот герой был вечным искателем.

Как в плане гражданской позиции, так и в личной жизни он не мог себе позволить выбрать только одну конкретную гавань.

Ему одинаково дорога была Тоня Громеко,

с которой он вырос и впоследствии создал семью. Но также небезразлична ему была судьба Ларисы Гишар – дочери обрусевшей француженки и “девочки из другого круга”. В конце произведения в его жизни появляется еще одна женщина – внучка дворника Маркела.

Марина становится третьей гражданской женой Юрия и у них рождается две дочери. Каждая женщина в судьбе этого героя в метафорическом плане олицетворяет собой одну из граней российской жизни.

Тоня Громеко – это дореволюционная интеллигенция, которая в итоге покидает страну. Лару автор представляет как проекцию образа России, женскую ипостась всего вечно живого, мятущегося, нуждающегося в исцелении и преображении. Ну, а Марина – талантливая и одаренная женщина.

В ней собрано все то положительное, что, по мнению автора, ждало советское общество в будущем. С одной стороны, можно было бы упрекнуть Пастернака за то, что наделил своего героя таким обилием женщин, но он просто хотел превратить доктора Живаго в “возлюбленного многоликой России”.

Параллельно лирической линии в романе проходит и гражданско-военная. Одну без другой рассматривать нельзя, так как война оставила глубокий след в личной жизни главных героев. Возможно, если бы она не началась, Юра Живаго не оставил бы свой дом и родных, не уехал бы на Урал, и соответственно не связал бы свою жизнь с другой женщиной. Если бы не война, его жена и дети не уехали бы из страны.

Если бы не война, Комаровский не увез бы с собой Ларису из страны. По поводу характеристики женских образов из жизни доктора, лучше всех высказалась Тоня.

В письме, адресованном мужу, она сказала, что Лариса рождена для того, чтобы осложнять жизнь. Она была сплошь стихийной, бедовой, но при этом боготворимой сумасбродкой. Находясь рядом с ней, люди не могли не чувствовать, насколько она внутренне изранена, насколько измучена.

В отличие от нее, Тоня была более “здоровым существом”, призванным упрощать жизнь. При всем при этом она лишена совместного будущего с доктором в обновленной России. Автор дает возможность Юрию Андреевичу строить новые отношения с взбалмошной Ларисой, которую он смог простить и духовно возродить.

Примечательно то, что в конце произведения она все-таки вернулась в Россию.

Ну, и последней женой Ю. А. Живаго стала Марина, проработавшая в войну на телеграфе. Она исправно заботилась о нем и искренне любила, но будучи человеком творческим, доктор всегда находился в поиске. Он не мог жить по-другому. Ему недоставало духовной свободы и места, где он смог бы творить в тишине и спокойствии.

Поэтому в конце произведения он ушел от нее, оставив внушительную сумму на воспитание детей.

Таким образом, можно сказать, что Пастернак не выбирает для своего героя какую-либо одну героиню. Только все вместе они могли отразить последовательность событий в развивающейся России. Тоня была символом дореволюционного времени, Лара – самой революцией, а Марина – надеждой на лучшее будущее в постреволюционном пространстве.

Такие разные, они сумели каждая в разный период подарить свою любовь и нежность главному герою, поддержать его в трудные времена.

«Женские образы» в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Выполнила студентка

1 «Женские образы» в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Выполнила студентка: 4 курса ИГН Рус-од Баранова Юлия Руководитель: Матвеева И.И.

2 Важная роль в художественном мире романа играют женские персонажи. Каждая женщина в судьбе Живаго в метафорическом плане олицетворяет собой одну из граней российской жизни.

3 Жена Живаго Тоня Громеко воплощает собой интеллигентской- профессорский круг, ту дореволюционную культуру, которой не суждено выжить в новой, послереволюционной действительности. При всей своей жизненной практичности Тоня, наиболее «здоровое существо» в романе – лишена надёжны на совместное будущее с доктором, на жизнь в обновлённой России.

4 По мысли Пастернака, Тоне, как и символизируемой ею дореволюционной среде– нет места в России новой. Неслучайно именно Тоня с детьми эмигрирует; в культурном отношении задача эмиграции – сохранять прошлое, потерянную Россию, тогда как герой Пастернака устремлён к будущему.

5 Вторая женщина в судьбе Живаго, Лара, очевидным образом мыслится автором как проекция образа России, как женская ипостась всего вечно живого, мятущегося, нуждающегося в исцелении и преображении.

6 Лара – сама стихия российского бытия: Цитата – «…пространство всё насквозь живое.

И эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!

7 Такой её воспринимает Живаго, получающий от автора право простить и духовно возродить Лару, соблазнённую в юности любовником матери Комаровским (прообразом отношений Живаго и Лары становится история о прощении Христом грешницы Марии Магдалины). Лара воплощает собой больную Россию, чающую перемен, воскресения. Её трагедия поруганной невинности кажется Пастернаку одной из символических причин произошедшего:

8 Прекрасная дама не должна быть обижена, Вечную женственность необходимо восстановить в её правах. Роман Живаго и Лары начинается в революционный период и заканчивается с окончанием гражданской войны.

Важно и то, что Лара, пойдя по ложному пути эмиграции, отдав свою и Живаго дочь чужим людям, всё-таки возвращается на родину, чтобы оплакать Живаго и погибнуть в одном из сталинских лагерей, что также в некоторой степени символизирует собой судьбу революционного поколения.

9 Установившаяся советская государственность приносит Живаго новую женщину – дочку дворника Маркела Марину, по-своему талантливую и одарённую женщину, с образом которой может быть проассоциировано всё то положительное, что стремится увидеть Пастернак в советском обществе.

10 Тем самым, обилие женщин, за которое ревнители нравственности упрекали доктора, объясняется не распущенностью его нравов, но возложенной на него символической функцией возлюбленного многоликой России.

11 Пастернак не избирает для своего героя какой-либо одной героини. Только все они в совокупности отражают последовательно становящуюся, развивающуюся, Россию, в своей любви к Живаго и в отношении Живаго к ним объединяющуюся в единое целое.

Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» – по русскому языку и литературе

Итак, первая героиня, на которую стоит обратить внимание — это первая жена Юрия Живаго. Ее имя — Тоня Громенко. Они с раннего возраста не отходили друг от друга, всегда бегали по улице вместе. Лишь через определенное количество времени Живаго сумел разглядеть в Тоне настоящую спутницу жизни. Для персонажа она стала родной девушкой, на которую можно положиться.

Помимо этих обстоятельств еще одна ситуация взяла верх. Причиной скорой свадьбы стал предсмертный завет умирающей матери Тони. Та жаждала, чтобы Живаго и Громенко обрели друг друга.

Анна Павловна решительно смогла убедить молодых, что они необходимы друг другу. Однако в героине для Юрия притягательным являлось не духовное, а материальное составляющее. Её запахи, искренние чувства.

Несмотря на этот факт, герои создали семью, спокойную и чистую. Однако для полноценной радости Живаго мешала любовь к иной героини…

Лариса Федоровна Антипова

Следующей спутницей на жизненном пути Юрия Живаго становится Лариса Федоровна Антипова. Пастернак указывает на связь ее образа с российским бытом настоящего. Лара персонифицирует волнующее и живое отображение, нуждается в заботе. На протяжении своей жизни ее преследуют невзгоды: смерть отца, финансовое неблагополучие, любовная связь с Комаровским, избранником ее матери.

В романе она ассоциируется с природой: рассветом, лебедем. Ее связь с любовником матери только усиливает желание доктора помочь девушке, заботиться о ней. Лариса, любящая мать и жена, становится воплощением мужества и смелости, характерных революционному поколению. Для нее важнее всего благополучие ребенка.

Чтобы спастись от ареста, она бежит с дочерью и человеком, которого ненавидит.

Лариса бесследно исчезает в конце романа, ее судьба неизвестна. Ее образ воплощает «больную» Россию, ей нужны основательные перемены. Но для Живаго она женственна и чиста, символизирует жизнь, возможности реализовать цели. Ее жизнь – типична, подобна многим другим в то страшное время. Она – символ поколения, надломленная революционными переменами, исчезнувшая без следа.

Лариса Антипова

Следующей в жизни Живаго стала Лариса Антипова. Она является сестрой милосердия. На войне не раз спасала человеческие души. По своей сущности женщина ласкова и нежна. Она образована и скромна.

Ее история жизни довольна необычна. У героини был муж, который из-за революции потерял напрочь собственный разум.

После чего она осталась одна с дочерью во время страшных годов… Ей пришлось пройти через ужасные испытания судьбы…

  Текст книги “Сочинения (с иллюстрациями)”

Полюбил Живаго Лару именно духовно. Для души Юрия такая любовь считалась настоящим спасением от нависших трудностей. Но простой жизни с героиней не могло и быть.

В стране шли сначала революционные действия, затем гражданская война, потом разлука с женой. Все это пыталось в сознании героя.

Оттого не смогли Лара, и Юрий построить семью в гармонии и радости… А Антипова до последнего дня была для персонажа истинным идеалом красоты! Но, к сожалению, жизнь жестока. Порой она не дает никакой возможности на продолжение…

Читайте также:  Куда выходит один лирический герой Лермонтова?

«Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»»

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. Примечательно, что вначале «Доктор Живаго» назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов, помимо мальчиков, здесь появляются девочки — Надя, Тоня.

Вторая часть романа открывается главой «Девочка из другого круга» — появляется Лариса Гишар. В конце мы знакомимся с еще одним образом — третьей жены Живаго, Марины. Тоня Громеко стала первой женой героя. Мы знаем, что они выросли вместе, дружили с детства.

Но в один прекрасный момент Юрий вдруг обнаружил, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной». Тоня была простой, трогательной, знакомой и родной. Она, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой.

Мы помним, что перед смертью Анна Ивановна, мать Тони, благословила Юрия и свою дочь на брак: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…» Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность.

Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу». Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным.

Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни. Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины.

Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью — виной за любовь к другой — Ларисе Гишар, Ларе. «Лара была самым чистым существом на свете», — говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.

Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев. Но проходит время. Уже повзрослев, герои вновь встречаются на званом вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары.

А свеча впоследствии станет символом их любви — знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ. Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей Комаровского, но и в ненавистное, навязанное извне, существование. Судьба сводит героев во время страшных испытаний — революции и гражданской войны.

Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира. Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад.

Эта женщина появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара — воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…». Для Живаго Лара — воплощение женственности, воплощение его идеала, символ России.

Эта женщина хороша, по мнению героя, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для главного героя романа Лариса Федоровна — «представительница самой жизни, самого существования». Но внутри героини живет трагедия, надлом: «Я — надломленная, я с трещиной на всю жизнь.

Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны». Лариса не только любящая женщина. Она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать».

Возможно, именно это заставляет женщину бежать на Дальний Восток с Комаровским. Но, по моему мнению, Лара так и не простила себе этот поступок. Возможно именно поэтому, вернувшись из Иркутска и узнав о смерти Юрия Живаго, она вдруг говорит о своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но я ведь не говорю, не открываю главного. Назвать этого я не могу, не в силах.

Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна». Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где… в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

Но в жизни Живаго была и еще одна женщина — его третья жена Марина. Любовь к ней — некий компромисс героя с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах». Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича.

Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека». Чем-то эта героини напоминает Агафью Пшеницыну из романа Гончарова «Обломов». Пшеницына также поддержала Обломова в последние годы его жизни, дала ему уют и тепло, в котором Илья Ильич так нуждался. Конечно, это не была святая любовь, а всего лишь уютное существование. Но иногда оно бывает необходимее всего. Таким образом, через весь роман «Доктор Живаго» проходят три женских образа, связанных с фигурой главного героя — Юрия Живаго. Тоня, Лара, Марина… Такие разные, но сумевшие, каждая по-своему, поддержать героя, подарить ему свою любовь, стать его спутницей на определенном этапе жизни.

Марина

Есть в конечном итоге и третья девушка в судьбе Живаго. Это героиня по имени Марина. Особая прелестная внешность у героини, по характеру довольно молчаливая, скромная женщина.

Ее покорность Юрию Живаго действительно потрясала самого действующее лицо. Она принимала персонажа таким, какой он есть на самом деле, со всеми изъянами и недостатками. Девушку не смущали странности мужа.

Ко многим вещам героиня относилась с непоколебимым спокойствием. И с такой женщиной Юрию тоже было хорошо.

https://www.youtube.com/watch?v=tUOnm8Kn6zQ

Таким образом, Борис Леонидович Пастернак создал в собственном произведении три совершенно различных образа, которые примечательны по-своему. Каждая из героинь обладает удивительными качествами, которые завораживали сердце или мозг Живаго. Однако общее между всеми представительницами женского пола — это то, что они все без исключения дали Юрию свою невероятную любовь!

Большая любовь доктора Живаго в одноименном романе

Роман писателя и поэта «Доктор Живаго» Борис Пастернак писал целых десять лет. Поэтому многие считают, что в нем описана жизнь Пастернака, однако сам он утверждал, что хоть и ассоциировал себя с главным героем, но описывал историю не своей жизни, а ту которую хотел бы прожить.

События романа проходят в одну из самых сложных эпох – в эпоху перемен. От начала первой мировой войны, затрагивая события революции и до начала второй мировой. Писатель стремился передать, как много ошибок сделали люди в истории. Как много было сломано человеческих судеб и душ. Какой разрушительной силой обладают перемены.

Вся повесть пропитана высокой философией жизни и смерти, добра и зла.

Писатель показал от лица Живаго свое отношение к истории России и к революции в целом, поэтому изначально его роман был не принят и резко раскритикован режимной в то время советской властью.

Но вместе с реальностью жизни того времени, Борис Пастернак подарил своему герою любовь, божественное чувство то ли дар то ли наказание.

Кажется будто автор хотел показать разные грани любви.

Первая жена Юрия Живаго Антонина, была ему скорее близким другом и родным человеком Они вместе росли, вместе жили, понимали друг друга легко, как брат и сестра.

Именно как сестру, Живаго и воспринимал Антонину, в то время как по дальнейшему развитию сюжета романа, станет видно, как сильно любила она его и как мудро поступила, отпустив однажды.

Вторая любовь Юрия Живаго стала самой роковой. Лариса Антипова для него была загадкой. Она появлялась и исчезала на протяжении всей его жизни. То ли преступница, то ли жертва данной эпохи. Лариса единственная женщина, которая пробудила в нем страсть и сильную любовь. Ради нее он готов был на все.

Попав в плен, только о ней он грезил. Судьба подарила им недолгое время вместе. Скрываясь и прячась от всего мира Юрий все же потерял свою Ларису, когда однажды обманом ее забрал и увез Комаровский.

Многие литературоведы считают, что Лариса символизировала собой Россию того времени, вечно меняющуюся, мятущуюся, роковую и странную.

После утраты любимой женщины Юрий отчаялся, он все меньше уделял время науке, терял свои врачебные навыки, перестал творить и писать свои стихи. Разочарование в жизни, в устоях, в политике, в идеях того времени и ко всему прочему потеря самого дорого человека привели к полному душевному опустошению Живаго.

Даже последняя его женщина Марина, дочь бывшего дворника Маркела не смогла вернуть его к жизни. После испытанных ранее сильных чувств, Живаго уже не мог подарить ни грамма той былой страсти больше никому. Однажды приняв решение быть отшельником и не связывать больше свою жизнь ни с кем он ушел. Умер в центре Москвы от сердечного приступа.

На похорон к доктору пришло много людей, была среди них и любимая его Лариса.

Символистский роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» получил Нобелевскую премию в 1958 году. Автора наградили за то, что он смог передать так талантливо события той эпохи, за стихи которые были частью произведение, за душевность и духовность.

К сожалению, почти сразу после присуждения премии Пастернака стали «травить» в родной стране. Великие партийные чиновники и лидеры, не простили писателю той правды, которую он описал.

Гонения внутри страны вызвали тяжелую болезнь и преждевременную смерть талантливого и великого писателя и поэта Бориса Пастернака.

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Женские образы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Любовь в романе Пастернака Доктор Живаго

В произведении «Докор Живаго» тема любви особенно остра, ведь речь тут идет о неком любовном треугольнике. Главный герой по имени Юрий, не может и не желает делать выбор между двумя девушками. Он не может выбрать между Тоней, с которой ему хорошо утром, и Ларисой, с которой ему хорошо по вечерам.

Юрий был интеллигентом. По своему происхождению являлся дворянином, получил специальность врача общей терапии. Также он был очень творческой личностью.

Девушки очень разные, она совсем не схожи друг с другом, ни внешне, ни темпераментом. Антонина, которая была его супругой, очень активная и хозяйственны девушка, у нее есть сын. А Лариса-спокойная, рассудительная. И каждая из этих красивых женщин пыталась завоевать внимание и сердце главного героя и быть его единственной возлюбленной.

Антонину он любил за ее спокойную душу и чистоту. Он ощущал с ней угрызение совести за свои поступки, тяжело ему было на душе, ведь он испытывал чувства и к другой женщине. К любви подтолкнула их умирающая мать Антонины, которая просила не расставаться возлюбленных. Их любовь была прочной и искренней.

Между Юрием и Ларисой была настоящая страсть. И судьба их постоянно сводила вместе, как будто подталкивали их на отношения. Лариса изначально покорила Живаго своей красивой внешностью.

Главный герой ведет себя по-разному по отношению к девушкам. Нельзя сказать, что у него прошла любовь к Тоне, когда он встретил Лару, он по-прежнему любит ее. Он любит двух женщин, но каждую по-разному.

Лариса и Антонина очень любили Юрия. Даже после его смерти, Лара любила Юрия. Но такие же светлые и искренние чувства были у Тони по отношению к Живаго.

В произведении показывают любовь, которую можно было сравнить с революцией.

В жизни Юрия появляется еще одна женщина, зовут ее Марина. И это еще больше усложняет жизнь персонажу. Их любовь-это как некое смирение со всем происходящим в жизни.

Несмотря на такое количество женщин в жизни Юрий Живаго, он так и не нашел настоящего счастья. Его терзали душевные муки, угрызение совести, вина, которую он испытывал по отношению к каждой из девушек.

В этом то и есть трагедия главного героя в произведении «Доктор Живаго».

Писатель показал в этом произведении различные грани любви. Тема любви здесь неординарная и весьма противоречива. И без того непростая жизнь главного героя усложняется запутанными отношениями с его разными возлюбленными женщинами.

Читайте также:  Иван дмитриев - ермак: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Другие сочинения: ← Герои произведения Идиот↑ ДругиеГерои произведения Тимур и его команда →

Тоня

Облик первой жены, Тони, предстает в начале произведения. В следующей части характеры героинь дополняет Лариса. В заключительной части показана Марина – третья жена Юрия Живаго. Каждая из девушек олицетворяет собой разные стороны жизни России.

Антонина Александровна Громеко ассоциируется с интеллигенцией России. Воспитанная и образованная девушка – типичный представитель дореволюционной культуры, ей приходится приспосабливаться к жизни в послереволюционное время. Подобно другим представителям своей среды, Тоне трудно найти свое место в новых условиях.

Живаго помогает своей жене посмотреть на жизнь с иной точки рения, адаптироваться. Простодушная и близкая подруга детства становится опорой главного героя. Отроческая дружба переросла во взаимную любовь. Юрий воспринимает Антонину как надежного друга, близкого человека, идеальную жену, которая поймет и поддержит.

Но кроткая и трогательная Тоня – это отражение уже не актуального периода жизни, поэтому Живаго оставляет ее, несмотря на все теплые чувства, полюбив другую женщину, способную подарить ему более вольную любовь.

Тоня эмигрирует из России в Европу, забрав с собой детей, что лишь подтверждает ее желание сохранить прошлое, в то время как главный герой стремится навстречу будущему.

Она так и не смогла пережить измену супруга, а доктор до конца жизни испытывает чувство вины.

Сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”

Другие сочинения:

  1. Роман “Доктор Живаго” стал своеобразным откровением, поскольку в нем Б. Л. Пастернак впервые открыто и смело заговорил о революции и гражданской войне в России. В своем произведении писатель дает собственную оценку тем событиям.

    В романе автор затрагивает социальные проблемы, но Read More ……

  2. Лариса очень жалела, что Юрия не отпевали по-церковному: “Он так всего этого стоил, так бы это “надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя” оправдал и окупил!” Она почти боготворит Живаго, после его смерти она осталась совсем одна, беспомощная, беззащитная, покинутая.

    Только Юрий Read More ……

  3. Юрий Андреевич – стихийный, творческий человек, и под стать ему его дядя – Николай Николаевич. Хотя возможно я не совсем точно выразилась и имеет смысл пояснить эту мысль.

    Юрий Живаго стихийный не в том смысле, что он управляет жизнью, подчиняет Read More ……

  4. “Доктор Живаго” – это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже и не снились”, – так говорил Пастернак о своем творении.

    Роман “Доктор Живаго” стал ключевым во всем творчестве писателя, и роль его в мировой литературе Read More ……

  5. Тема любви является ключевой темой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В романе “Доктор Живаго” б. Пастернак раскрывает свой взгляд на это чувство. Любовь у него противоречива и разнообразна в своих проявлениях.

    Главным героем романа Read More ……

  6. Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе – это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную Read More ……
  7. Судьбы героев постоянно пересекаются, “скрещиваются”.

    Скрещиваются судьбы Юрия и Лары. Волею судьбы, рока постоянно сталкиваются, встречаются Юрий Андреевич Живаго и Лариса Федоровна Гишар-Антипова, и весь роман как бы строится на их сходстве и различии. Они любили друг друга не из Read More ……

  8. “Стихотворения Юрия Живаго” (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л.

    Пастернаком во время работы над романом “Доктор Живаго”, в центре кото­рого творческий человек, попавший в водоворот революци­онной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе “голосом автора говорят все герои Read More ……

Женские образы в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго” В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» изображены удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. В начале романа мы видим двух девочек Надю и Тоню. Во второй части романа узнаём о жизни Ларисы Гишар, Лары. В конце мы знакомимся с еще одним образом — третьей жены Живаго, Марины.

Файлы: 1 файл

В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» изображены удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. В начале романа мы видим двух девочек Надю и Тоню. Во второй части романа узнаём о жизни Ларисы Гишар, Лары.

В конце мы знакомимся с еще одним образом — третьей жены Живаго, Марины. Тоня Громеко – первая жена героя. Они выросли вместе, дружили с детства.

Но в один прекрасный момент Юрий вдруг понял, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной». Тоня была простой, трогательной, доброй, близкой и родной.

Казалось, она была предназначена Живаго самой судьбой. Вспомним тот момент, когда мать Тони, Анна Ивановна благословила Юрия и свою дочь на брак. «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…». Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу.

Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев. Любовь Юрия к Тоне была тихой и чистой. Эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Этой виной была любовь к Ларисе Гишар.

«Лара была самым чистым существом на свете», — говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.

Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь вскользь, случайно, не замечая друг друга, и каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. Свеча становится символом их любви – знаком вечного духовного, спасительно огня и жизни.

«…Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела…»

Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.

Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Для Живаго Лара – воплощение природы, женственности, воплощение его идеала. Но внутри героини живет трагедия: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь.

Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны». Лариса не только любящая женщина, она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать.

Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

В жизни доктора Живаго была и еще одна женщина – его третья жена Марина. Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича. Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».

Через весь роман проходят женские образы, тесно сплетающиеся с судьбой главного героя. Тоня, Лара, Марина…. Они такие разные, но каждая по своему смогла поддержать Юрия Андреевича, подарить свою любовь, стать его спутницей на разных этапах его жизни.

Роман «Доктор Живаго» стал апофеозом гениального творчества Пастернака как прозаика. Он описывает шествие и трансформацию сознания русской интеллигенции сквозь драматические события сплошь пронизывающие первую половину 20-го века.

История создания

Роман создавался на протяжении десятилетия (с 1945 по 1955 год), судьба произведения была удивительно трудной — несмотря на мировое признание (вершиной его было получение Нобелевской премии), в Советском Союзе роман был разрешен к изданию лишь в 1988 году.

Запрет романа объяснялся его антисоветским содержанием, в связи с этим на Пастернака началась травля со стороны властей. В 1956 году были предприняты попытки публикаций романа в советских литературных журналах, но они, естественно, не увенчались успехом.

Заграничная публикация принесла поэту-прозаику славу и откликнулась в западном обществе небывалым резонансом. Первое русскоязычное издание увидело свет в Милане в 1959 году.

  Анализ стихотворения Бунина Помню долгий зимний вечер

Лариса Федоровна Антипова

Следующей спутницей на жизненном пути Юрия Живаго становится Лариса Федоровна Антипова. Пастернак указывает на связь ее образа с российским бытом настоящего. Лара персонифицирует волнующее и живое отображение, нуждается в заботе. На протяжении своей жизни ее преследуют невзгоды: смерть отца, финансовое неблагополучие, любовная связь с Комаровским, избранником ее матери.

В романе она ассоциируется с природой: рассветом, лебедем. Ее связь с любовником матери только усиливает желание доктора помочь девушке, заботиться о ней. Лариса, любящая мать и жена, становится воплощением мужества и смелости, характерных революционному поколению. Для нее важнее всего благополучие ребенка.

Чтобы спастись от ареста, она бежит с дочерью и человеком, которого ненавидит.

Лариса бесследно исчезает в конце романа, ее судьба неизвестна. Ее образ воплощает «больную» Россию, ей нужны основательные перемены. Но для Живаго она женственна и чиста, символизирует жизнь, возможности реализовать цели. Ее жизнь – типична, подобна многим другим в то страшное время. Она – символ поколения, надломленная революционными переменами, исчезнувшая без следа.

Анализ произведения

Описание произведения

(Обложка для первой книги, нарисованная художником Коноваловым

)

Первые страницы романа раскрывают образ рано осиротевшего маленького мальчика, которого впоследствии приютит его родной дядя. Следующий этап — переезд Юры в столицу и жизнь его в семье Громеко.

Несмотря на раннее проявление поэтического дара, юноша решает последовать примеру своего приемного отца — Александра Громеко, и поступает учиться на медицинский факультет.

Нежная дружба с дочерью благодетелей Юрия, Тоней Громеко со временем переходит в любовь, и девушка становится супругой талантливого доктора-поэта.

Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб главных героев романа. Незадолго после женитьбы, Юрий обретает страстную влюбленность в яркую и неординарную девушку Лару Гишар, впоследствии жену комиссара Стрельникова.

Трагическая история любви доктора и Лары будет периодически появляться на протяжении всего романа — после множества мытарств они так и не смогут обрести свое счастье. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучит семьи главных героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину.

Остро звучит в романе тема одиночества, от которого главный герой впоследствии сходит с ума, а муж Лары Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Последняя попытка доктора Живаго обрести семейное счастье также терпит неудачу. Юрий оставляет попытки научной и литературной деятельности и заканчивает свою земную жизнь вкрай опустившимся человеком.

Главный герой романа умирает от сердечного приступа по пути на работу в центре столицы. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и…….. Гордон читают сборник стихотворений доктора-поэта.

Марина

Третьей женой главного героя является дочь дворника – Марина, талантливая и добрая девушка. Ее образ, несомненно, представляет собой идеализированную представительницу советского общества. Пастернак уделяет особое внимание ее ярким чертам характера.

Она покорна и подчинена желаниям своего мужа, верна, прощает все его недостатки и причуды. Марина поддерживает Юрия, обеспечивает тепло и уют в течение всего времени, пока они вместе. Их взаимоотношения были не возвышенной любовью, а только удобным сосуществованием. Робкая и тихая Марина – это надежда на счастливое будущее.

Такой образ необходим не только доктору, но и всей советской России.

Все три женщины значительно повлияли на жизнь главного героя, на формирование его личности. Такие непохожие, но важные, они стали отображением этапов развития России.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Бородавкина в Истории одного города↑ ДругиеОбраз Чудакова в пьесе Баня Маяковского →

Лариса Антипова

Следующей в жизни Живаго стала Лариса Антипова. Она является сестрой милосердия. На войне не раз спасала человеческие души. По своей сущности женщина ласкова и нежна. Она образована и скромна.

Ее история жизни довольна необычна. У героини был муж, который из-за революции потерял напрочь собственный разум.

После чего она осталась одна с дочерью во время страшных годов… Ей пришлось пройти через ужасные испытания судьбы…

Полюбил Живаго Лару именно духовно. Для души Юрия такая любовь считалась настоящим спасением от нависших трудностей. Но простой жизни с героиней не могло и быть. В стране шли сначала революционные действия, затем гражданская война, потом разлука с женой.

Все это пыталось в сознании героя. Оттого не смогли Лара, и Юрий построить семью в гармонии и радости… А Антипова до последнего дня была для персонажа истинным идеалом красоты! Но, к сожалению, жизнь жестока.

Порой она не дает никакой возможности на продолжение…

Ссылка на основную публикацию