Анализ стихотворения «свободы сеятель пустынный» (а. с. пушкин)

Разные поэты пытались осмыслить проблемы русского народа через библейские сюжеты. Не стал исключением Пушкин. Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» знакомит с особенностями текста. Александр Сергеевич задается вопросом, так ли людям нужна свобода, если они не борются за нее. Поэзия пронизана переживаниями автора.

История создания

Стихотворение было написано в 1823 году. В это время Пушкин находился в Южной ссылке. За ним осуществляли строгий надзор, что сильно угнетало поэта. Подобный распорядок казался Александру Сергеевичу унизительным. В это же время до него доходили новости о революционных событиях в Западной Европе.

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А. С. Пушкин)

Все это заставляло Пушкина постоянно размышлять. Он тоже видел угнетения людей, считал царское правление недостойным, но в одиночестве поэт не мог ничего сделать. Его возмущало, что в Европе люди боролись за свои права и сражались за свободу, в то время как в России были терпеливыми.

Так появилось стихотворение, которое выражало мнение поэта. В тексте Пушкин использовал библейскую историю о сеятеле. Ее рассказал Иисус Христос. Он поведал о том, что сеятель разбросал семена. Часть съели птицы, некоторые взошли на каменистой почве, но растения засохли. И только небольшое количество семян дало плоды.

Смысл притчи прост — не всегда труд сеятеля виден сразу, иногда должно пройти много времени.

Краткое содержание

Лирический герой сеять вышел еще до появления первых звезд и принялся разбрасывать семена. Никто не помогает ему, поэтому он трудится один. Он вспахал землю, подготовил почву и принялся сеять. Герой надеялся, что его усилия не пропадут даром, он получил множество всходов.

Но сеятель только зря потерял время. Ничего не получилось сделать. Тогда он обращается к мирным народам, которые напоминают пасущиеся стада.

Лирический герой сокрушается, что его усилия пропадают и никого не интересуют, поэтому он говорит стадам: их будут резать и стричь с них шерсть, ведь на большее они не годятся. Им остается только нести ярмо и терпеть бичи пастухов.

Герой подводит неутешительный итог: потомки этого стада тоже будут покорно служить и не пытаться освободиться.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. В символах и образах поэт скрыл важное послание. Лирический герой пытался призвать народ к революции, борьбе за свободу, противостоянию, но безуспешно. Все его слова остались без ответа. В отчаянии поэт назвал людей стадом, которое согласно покорно все терпеть, а не пытаться сражаться за светлое будущее.

Стих Пушкина очень эмоциональный. В нем ярко выражена авторская позиция. Поэт томился в ссылке, его раздражала бездеятельность русского народа. Люди были согласны мириться с царем, бесправием и другими плохими вещами, в то время как в Европе народ поднялся на борьбу за права. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Работа сеятеля.
  2. Подведение итогов.
  3. Обращение героя к людям.

Стихотворение Пушкина подверглось цензуре. Его отказались публиковать, поэтому оно долго передавалось читателям в рукописном виде.

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А. С. Пушкин)

Произведение написано от первого лица и позволяет лучше передать переживания автора. Герой пытался словами призывать людей к борьбе, но безуспешно. Никто его не послушал.

При написании стихотворения Пушкин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает сеятеля безвинным, чистым, а бразды у него порабощенные;
  • метафоры — автор рассказывает о живительном семени, дарах свободы, наследстве в виде ярма;
  • аллегория — лирический герой ассоциирует себя с евангельским персонажем.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб. Это позволяет передать эмоциональность текста.

Главная идея работы заключается в размышлениях над тем, нужна ли свобода людям. Веками они находятся в рабстве и привыкли к нему, стали воспринимать его чем-то обыденным. Таких людей бесполезно призывать к борьбе.

Стихотворение Пушкина остается актуальным и сейчас. Люди готовы мириться с несправедливостью, терпеть, а не сражаться за свои права. Единственные бунтари остаются одинокими в своих начинаниях, их не поддерживают и не помогают в борьбе. Но, возможно, спустя годы семена все же прорастут в благодатной почве.

"Свободы сеятель пустынный" А.С. Пушкина: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А. С. Пушкин)

Жанр

Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике.

Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья.

Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.

Тема, идея, композиция

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» показывает, что тема и идея стихотворения очень созвучны. Это глубокое разочарование в силе поэтического слова.

Пушкин всегда воспевал силу поэта, он считал, что его призвание «глаголом жечь сердца людей», но в стихотворении «Свободы сеятель» чувствуется, что его вера в это пошатнулась.

Здесь лирический герой, разочаровавшись в бездействии толпы, обращается к народам в надежде разбудить отзывчивых, понимающих, небезразличных людей. Основной мыслью является желание заставить некоторых людей осознать своё значение в исторической судьбе родной земли.

Композиционно стихотворение делится на две части. Анализируя их, можно увидеть, что в первой автор знакомит читателя с поэтом-сеятелем.

Его семенами являются идеи, содержащиеся в политических стихотворениях.

Во второй части стихотворения герой взывает к народам, и не получив от них ответа, сравнивает их с безмолвными «овцами», довольными своей жизнью и боящимися признать необходимость перемен.

Стихотворный размер

Размер стиха – четырехстопный ямб с пиррихием. Чередование мужской и женской рифмы придаёт стихотворению живость и немного спотыкающийся ритм.

Средства художественной выразительности

Выразительные средства, использованные здесь, придают произведению возвышенное звучание, особую роль в стихотворении играет использование старославянизмов и устаревших слов («бразды», «благой»). Основной прием, который Пушкин использует в «Сеятеле» это аллегория.

«Звезда» у Пушкина – это желанные лучшие времена, когда придет конец рабству. «Живительное семя» — это аллегория вольнолюбивых идей поэта, которые он пытается посеять в разумах людей.

Помимо этого, в стихотворении используются эпитеты, благодаря им, Пушкин даёт характеристику поэту и безмолвным народам («сеятель пустынный», «порабощенные бразды»).

История создания и анализ стиха «Свободы сеятель пустынный» показывают, каково было разочарование поэта в бессилии своего чудесного дара. Более всего Пушкину хотелось разбудить в безмолвствующей народной массе людей, осознающих свою роль в истории России, и призвать их к действиям против рабства.

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году, в период южной ссылки.

Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.

Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.

Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.

2. Литературное направление

Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.

Произведение написано в реалистической манере.

3. Род

Стихотворение является образцом гражданской лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения – послание.

Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.

Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.

5. Проблематика

В стихотворении затронута социальная проблематика.

Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.

6. Тематика

Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.

В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.

Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.

Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом отрицания.

Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»

9. Система образов

Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.

Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.

Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое добро» по тексту пермяка

Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.

Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.

Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».

Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.

Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.

Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.

12. Сюжет

Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:

  1. Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
  2. Неготовность почвы принять зерно

В качестве вывода звучит последнее четверостишие:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А.С. Пушкин) | Литрекон

Самый Зелёный · 05.03.2019

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» является одним из самых ярких примеров свободолюбивой лирики А.С. Пушкина.

В нем поэт размышляет о российском народе, поднимает проблему его полного бездействия в изменении сложившегося порядка. В произведении слышно разочарование автора в своем поэтическом даре.

Многомудрый Литрекон старается не разочаровывать Вас и делать качественный разбор творчества Пушкина!

История создания

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» создавалось во время Южной ссылки Пушкина, в 1823 году в Бессарабии. Он был сослан на 4 года за то, что осмелился написать весьма удачные эпиграммы в адрес императора.

Конечно, он должен был поплатиться куда большим, чем ссылкой на юг, но влиятельные друзья поэта помогли ему избежать сурового гнева монарха.

Эти обстоятельства оскорбили достоинство Пушкина, и он пребывал в дурном расположении духа.

Тогда поэт находился под контролем полиции и был лишен свободы, которую так ценил. В то же время в Европе проходила волна революционных движений, пока народ России молчал, еще не готовый к изменениям. Разочарование в окружающем мире, в силе поэтического слова, в роли поэта–глашатая свободы отразились в этом произведении.

Жанр, направление, размер

Стихотворение Пушкина — гражданская лирика. Еще ее называют свободолюбивой, ведь у поэта независимость сплеталась воедино с гражданственностью: свобода была для него главным требованием к власти. Ассоциируя народ со стадом овец, поэт сокрушается о существующем порядке, в котором общество не готово бороться за свои права.

«Свободы деятель пустынный» является характерным стихотворением для периода романтизма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, что отражено в ярком конфликте личности и общества, изображенном здесь. Бездействие толпы противопоставляется действиям поэта,  желающего одарить свободой души людей.

Произведение написано в классическом для А.С. Пушкина четырехстопном ямбе. Автор использует перекрестную (ABAB) и кольцевую (ABBA, в конце первой строфы) рифмовки. Особую ритмичность стихотворению придает использование как мужской, так и женской рифмы.

Образы и символы

Особую роль в стихотворении играют символы, в основном, отсылающие к евангельской притче о сеятеле. А.С. Пушкин указывает на это уже в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что только часть семян, которые посеял Христос, дадут свои плоды.

Но там хотя бы был урожай, а в пушкинском стихотворении его не было: сеятель зря потерял время. Однако под семенами Пушкин подразумевает слово не божье, а поэтическое, свободолюбивое и честное. Потому сам лирический герой называет себя сеятелем, а народ —  покорными стадами, которым по нраву ярмо на шее и бич сильного покровителя.

Таким образом, автор отходит от Евангельского толкования стад, как всех верующих в Бога.

  1. Образ лирического героя. Это поэт с «чистой и безвинной рукой», который достоин сеять разумное, доброе и вечное. Однако он разочарован бесплодностью своих стараний и умывает руки: больше он не будет смущать покой толпы.
  2. Стадо – толпа, которая не хочет перемен и не внемлет кличу чести. Если в Библии паства – это определение верующих людей, которые чувствуют себя ничтожными по сравнению с Богом, то в пушкинской лирике взгляд на общество меняется: покорность – не добродетель и необходимость, а порок. Люди ведут себя как овцы, их режут или стригут, но не Боги, а представители правящей элиты. Поэт пренебрежительно говорит о народе, которому ни к чему дары свободы.
  3. Живительное семя – политические воззвания и стихи, которыми отличается творчество Пушкина. Он не раз писал произведения, направленные против власти, но основная часть населения не вняла его зову.

Темы и проблемы

  1. Основной темой стихотворения является разочарование лирического в своем даре и в окружающем его обществе. Неспособность поэта повлиять на души масс, привнести в них желание истинной свободы приводит его к глубокой печали. Он уверен, что все те силы, которые он отдавал на благо народа, не имели никакого смысла.
  2. Бунт.

    Пушкин переоценивает евангельское толкование покорности и провозглашает новые романтические идеалы бунта против тиранического образа Всевышнего. Народ – не паства, не скот, не рабы, а люди, которые должны бороться за свою независимость от тех, кто называет себя помазанниками божьими.

  3. Одиночество.

    Это проблема, которая мешает лирическому герою прийти к успеху, ведь его сил явно недостаточно для того, чтобы пробудить народ. Но люди его не понимают и обходят стороной чудака: он сеет то, что не дает всходов. Это тоже типично для романтизма.

  4. Поэт и поэзия. Лирический герой признает, что зря терял время, пытаясь привести людей к свободе и ее пониманию.

    Им не нужно его помощи, ведь и так хорошо. Живительное семя поэзии чуждо невежественному стаду, которое нуждается только в удовлетворении первичных физиологических нужд.

  5. Автор поднимает важнейшую социальную проблему – рабство. Народ настолько привык к рабству, что не может представить свою жизнь иначе.

    Таким образом, Пушкин говорит не только о крепостных крестьянах, но и о дворянском сословии, не желающем никаких изменений.

Основная идея

Итак, автор задается вопросом: нужна ли народу свобода вообще? Столетиями, находясь под гнетом зависимости и царизма, он боится свободы и не желает о ней слышать.

Поэтому в стихотворении, наполненном, кажется, полным разочарованием, слышен призыв к тем немногим людям, которые не боятся разрушить существующий порядок. Главная мысль произведения — побуждение сильных личностей на великие перемены.

Логика такая: если ты, читатель, не относишь себя к безвольному стаду, возьми живительное семя и стань тем, кто изменит мир к лучшему.

Смысл авторской позиции в том, что пока сами люди не осознают необходимость свободы, ни одно семя не взойдет. Почва, то есть сам народ, не готова к новой жизни. Поэтому так разочарован сеятель. Но это означает лишь то, что время и усилия тех немногих, кто услышит призыв поэта, смогут преобразовать землю в плодоносный чернозем, где вырастут борцы за независимость. Но пока не время…

Средства художественной выразительности

Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.

Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»).

Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»).

Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.

Дарья Маковеева

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А. С. Пушкин) | Литерагуру

Стихотворение написано автором в 1823 году, когда Пушкин находился в южной ссылке, а именно в Одессе в канцелярии графа Воронцова.  Поэт находился в подавленном состоянии в результате того, что его мечты о свободе разбились в пух и прах.

История создания

Для создания своего произведения Пушкин обращается к евангельским мотивам. В частности, речь идет о притче, повествующей о сеятеле. Ее произнес Христос. Суть заключается в том, что сеятель не может полагать, что все зерна дадут росток. Но если семечко посадят в плодородную землю, оно непременно прорастет.

В то время поэт был в опале из-за антиправительственных настроений, которые он выражал в стихах. Однако его ненавидела не только власть, но и обычные люди, которые жестко критиковали его творчество в журналах. Тогда Александр Сергеевич разозлился и бросил всем недоброжелателям стихотворный упрек.

Жанр, направление и размер

Жанр произведения А. С. Пушкина — лирическое стихотворение. Направление, в рамках которого было создано лирическое произведение «Свободы сеятель пустынной», — романтизм, так как А. С. Пушкин создал разочарованного в своих идеалах лирического героя. Он одинок и настроен оппозиционно по отношению к обществу. Это и есть признаки романтического направления.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия. Такое сочетание делает произведение необычайно богатым и живым. В произведении присутствует рифма, как перекрестная, так и кольцевая. Также идет чередование женской и мужской рифмы.

Образы и символы

Стихотворение создано автором от первого лица, что дает читателю возможность лучше понять лирического героя, рассмотреть его вблизи. Поэт нарекает главного героя «сеятелем пустынным», акцентируя тот факт, что он первопроходец, то есть он первый, кто пытался посеять семена, олицетворяющие свободу.

Лирический герой не добивается желаемого, что приводит его в отчаяние. Разочаровавшись, он сравнивает мирные народы со стадами животных, обрекших себя и своих потомков на рабство. Это сравнение высмеивает не только крепостное право, но и тех дворян, которые добровольно ограничивают себя в правах, повинуясь царю-батюшке.

Ярмо с гремушками да бич – атрибуты пастбища, которые указывают на схожесть народа со скотом, который гонят на убой.

Темы и проблемы

  1. В 19 веке писатели и поэты придавали большое значение проблеме закрепощения народа. Эта проблема нашла отражение в стихотворении А. С. Пушкина. Поэт решил донести свои мысли и идеи до читателя через притчу из Библии.

    Он обвиняет в рабском поклонении не столько простых людей, сколько дворян, которые могут что-то изменить, но не решаются это сделать.

  2. Основная тема произведения — разочарование лирического героя в предназначении поэта: вестника правды и свободы.

    Его семя не нашло плодородной почвы, люди не хотят его слышать. Им дороже покой и праздность сытой жизни скота, чем идеалы и ценности свободы. Поэтому сеятель покидает их, убедившись, что его труд это поколение не оценит.

  3. Также поэт обращается внимание на безысходность порочного круга, где отцы передают детям рабское ярмо. Никто не осмеливается его порвать, поэтому на рабство обречены все следующие поколения людей.

Основная идея

Главная мысль, которая лежит в основе произведения, заключается в тщетности попытки поэта подтолкнуть людей к пониманию собственной роли и важности. Таким образом, если поэт не может донести свои идеи до масс, его творчество становится ненужным. Поэтому он и разочаровался в обществе, которое само просит бича и тянет ярмо, отвергая дар сеятеля.

Смысл послания А. С. Пушкина в том, что он, выражая свое недовольство, втайне подстёгивает самолюбие людей. Читая его стихотворение, они злятся не только на него, но и на себя, ведь понимают, что сеятель прав. Эта эмоция подстегивает их к осознанию своего рабского положения.

Средства художественной выразительности

Александр Сергеевич для выражения своих мыслей и идей использует ряд средств художественной изобразительности. В первую очередь – это тропы, например, метафоры (« сеятель свободы», «чести клич», «дары свободы»), эпитеты («рукою чистой и безвинной», «порабощённые бразды»).

В стихотворении можно найти примеры стилистических фигур, таких как антитеза и инверсия, и синтаксических средств, к которым относятся: риторическое восклицание, обращение, вопрос и ряды однородных членов.

В качестве поэтической фонетики А. С. Пушкин использовал аллитерацию. К тому же, поэт не обошел стороной и лексические средства изобразительности, к которым можно отнести возвышенную лексику (благие, бразды).

Елизавета Буркова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Свободы сеятель пустынный»

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Свободы сеятель пустынный.История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.

Тема стихотворения – порабощение народа.

Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам. Формально стих разделен на два семистишья.

  • Жанр – гражданская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА
  • Метафоры – «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».
  • Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Жанр, направление и размер

Жанр произведения А. С. Пушкина — лирическое стихотворение. Направление, в рамках которого было создано лирическое произведение «Свободы сеятель пустынной», — романтизм, так как А. С. Пушкин создал разочарованного в своих идеалах лирического героя. Он одинок и настроен оппозиционно по отношению к обществу. Это и есть признаки романтического направления.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия. Такое сочетание делает произведение необычайно богатым и живым. В произведении присутствует рифма, как перекрестная, так и кольцевая. Также идет чередование женской и мужской рифмы.

История создания

История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.

Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.

Основная идея

Главная мысль, которая лежит в основе произведения, заключается в тщетности попытки поэта подтолкнуть людей к пониманию собственной роли и важности. Таким образом, если поэт не может донести свои идеи до масс, его творчество становится ненужным. Поэтому он и разочаровался в обществе, которое само просит бича и тянет ярмо, отвергая дар сеятеля.

Смысл послания А. С. Пушкина в том, что он, выражая свое недовольство, втайне подстёгивает самолюбие людей. Читая его стихотворение, они злятся не только на него, но и на себя, ведь понимают, что сеятель прав. Эта эмоция подстегивает их к осознанию своего рабского положения.

Тема

В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения.

Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.

Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена.

Не зря мужчина называет себя «сеятелем пустынным»: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять «порабощенные бразды» семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.

Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.

Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель – человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена – это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.

Темы и проблемы

  1. В 19 веке писатели и поэты придавали большое значение проблеме закрепощения народа. Эта проблема нашла отражение в стихотворении А. С. Пушкина. Поэт решил донести свои мысли и идеи до читателя через притчу из Библии.

    Он обвиняет в рабском поклонении не столько простых людей, сколько дворян, которые могут что-то изменить, но не решаются это сделать.

  2. Основная тема произведения — разочарование лирического героя в предназначении поэта: вестника правды и свободы.

    Его семя не нашло плодородной почвы, люди не хотят его слышать. Им дороже покой и праздность сытой жизни скота, чем идеалы и ценности свободы. Поэтому сеятель покидает их, убедившись, что его труд это поколение не оценит.

  3. Также поэт обращается внимание на безысходность порочного круга, где отцы передают детям рабское ярмо. Никто не осмеливается его порвать, поэтому на рабство обречены все следующие поколения людей.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.

Преобладают в тексте метафоры: «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».

  Особенности стихотворения «Творчество» Валерия Брюсова

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как сеятель засевал разные почвы. Он выполняет работу один, и никто не помогает ему. Никто не пробовал использовать порабощенные бразды. Этот образ указывает на стремление поэта словами побуждать людей, вызывать у них стремление к свободе.

Но усилия героя остались безуспешными. Он тратил время, трудился, но ни одно семя не дало всходов. Никто не услышал его, не проникся идеями. Народ предпочитал оставить все как есть. Все это вызывало возмущение у героя.

Он с гневом и злостью обращается к людям. Герой называет людей стадом. Животные не нуждаются в свободе, они нужны только для мяса и шерсти. Но страшнее всего то, что такой образ жизни перейдет к потомкам. Герой подводит итог: люди всегда будут тащить ярмо и терпеть бичи пастухов.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта.

Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы.

Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье.

Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса.

В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» — политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.

Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.

Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.

Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.

Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».

Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.

Жанр

Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике.

Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья.

Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.

  В.И. Иванов-Разумник Роза и Крест (Поэзия Александра Блока)

Литературное направление, жанр

«Свободы сеятель пустынный» — позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных.

«Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв.

Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма.

Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб.

Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

Система образов

Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.

Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.

Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.

Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.

Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.

Значение произведения

Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.

Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.

Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.

Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный»

Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей

. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя».

Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу.

Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях.

Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие . И это вызывает в душе поэта огромное возмущение.

Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным.

Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

Стихотворение написано автором в 1823 году, когда Пушкин находился в южной ссылке, а именно в Одессе в канцелярии графа Воронцова. Поэт находился в подавленном состоянии в результате того, что его мечты о свободе разбились в пух и прах.

Для создания своего произведения Пушкин обращается к евангельским мотивам. В частности, речь идет о притче, повествующей о сеятеле. Ее произнес Христос. Суть заключается в том, что сеятель не может полагать, что все зерна дадут росток. Но если семечко посадят в плодородную землю, оно непременно прорастет.

В то время поэт был в опале из-за антиправительственных настроений, которые он выражал в стихах. Однако его ненавидела не только власть, но и обычные люди, которые жестко критиковали его творчество в журналах. Тогда Александр Сергеевич разозлился и бросил всем недоброжелателям стихотворный упрек.

Ссылка на основную публикацию