Куда выходит один лирический герой Лермонтова?

Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта.

Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Лирический герой Лермонтова – вечный странник, его удел изгнание, вынужденное или добровольное. Его путь не имеет конечного пристанища, это вечный поиск, вечное стремление, но никогда не обретение.

В стихотворении «Парус» прежде всего обращает на себя внимание абсолютная неслиянность мира природы и мира лирического героя. «В тумане моря голубом» – так предстает мир первой строки.

Само слово «туман», а также эпитет «голубом» указывает на покой, умиротворение, в то время как парус находиться на перепутье между родным краем и «далекой страной», между прошлым и будущим.

Море второй строфы бурное, играющее волнами, говорит о жизни, движении, в то время как строчки «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит» отражают состояние потерянности героя, находящегося в тупике.

Мир природы третьей строфы – яркий, праздничный, ликующий, но именно такой мир, в котором, казалось, можно быть счастливым, абсолютно отвергаем парусом, который жаждет прямо противоположного – стояния бури.

В этом живом, изменяющемся, то бурном и неукротимом, то праздничном и умиротворенном мире парус одинок. Он находится между взаимоисключающими «половинками» мира: бурей и покоем, чужой далекой страной и родным краем, прошлым и будущим.

Ни одна из этих «половинок» не станет для паруса берегом: желание его найти покой в буре обречено не потому, что буря невозможна, а потому, что и в буре парусу не найти счастья, на что указывает скептическое и горькое «как будто» в последней строке.

Для лирического героя Лермонтова не остается в мире вещей, существование которых несло бы ему радость и успокоение.

В стихотворении «И скучно и грустно» все: желания, любовь, страсть, радость, муки – переходящее, обессмыслено, в мире остались лишь одиночество, пустота, скука и грусть.

Разочарование в человеческих чувствах, разочарование в самой жизни неотделимо от разочарования в самом себе. Для героя ни где не находиться опоры – и в своем внутреннем мире тоже.

Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задаётся вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель их жизни.

Он испытывает горечь и боль за свое поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы. Герой видит, что у него нет ясных идеалов.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» начинается с описания величественной и пустынной ночной природы. Это не пейзаж природы в обычном понимании этого слова, это описание особого мира космоса, Вселенной.

Величие, покой, гармония мира рождает желание гармонии и в душе поэта, уставшей от боли и горечи. Сон, покой – это особое состояние души, когда человек остается наедине с собой и миром, состояние самоуглубления, саморастворения в природе, которое по Лермонтову, и есть сама жизнь.

В стихах Лермонтов показывает противоречия между внутренними силами, жаждой жизни лирического героя и его невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на облик героя, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств («Дума»).

Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями.

Эти романтические мотивы звучат в стихах «Из Андрея Шенье»: «Задело общее, быть может, я паду…», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…» , «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей…» Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги.

Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Отрицание «толпы людей», «света» носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер.

Куда выходит один лирический герой Лермонтова?

  • Несмотря на внутренние противоречия, лирический герой Лермонтова остаётся человеком, любящим родную землю, её прекрасную природу. Именно мир природы делает героя поистине счастливым и искренним («Когда волнуется желтеющая нива…»):
  • Тогда смиряется души моей тревога,
  • Тогда расходятся морщины на челе, –
  • И счастье я могу постигнуть на земле,
  • И в небесах я вижу бога…
  • Противоречивость отношения к жизни, да и ко всему окружающему проявляется у лирического героя Лермонтова и в любви к родине. С одной стороны, он не принимает «официальной» идеи о том, что Россия почти идеальное государство и видит множество изъянов в жизни страны, для него родина – «немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» С другой, для Лермонтова Россия -это прекрасный мир счастья, добра и простоты («Родина»):
  • Люблю дымок спалённой жнивы,
  • В степи ночующий обоз
  • И на холме средь жёлтой нивы
  • Чету белеющих берёз.

Неудовлетворённость и тоска присуща лирическому герою Лермонтова в любви. Чаще всего перед нами человек, страдающий и мучающийся от испытываемых чувств («К Н.И.»):

  1. Я не достоин, может быть,
  2. Твоей любви: не мне судить;
  3. Но ты обманом наградила
  4. Мои надежды и мечты…

Таким образом, следует говорить об одиночестве и внутренней противоречивости лирического героя у Лермонтова, он находится в постоянном поиске настоящего, но всё же обречён на вечную неудовлетворённость. И только мир природы даёт чувствовать лирическому герою истинную красоту и находить счастье в созидании.

Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова – образ, особенности и черты характера

Поэзия в жизни Лермонтова

Поэзии какого бы то ни было автора свойственно быть его решением внутреннего конфликта; написанием различных сочинений поэт может освободить себя от скопившегося груза впечатлений, мыслей и прочих рассуждений.

Лирика становится неотъемлемой частью человека, сочиняющего стихи — для него это в итоге оказывается единственным способом отойти от обыденной рутины и скучной жизни, найти, хотя бы ненадолго, то самое желаемое душевное спокойствие.

Лермонтовская поэзия, в этом случае, выделяется некоторыми особенностями, которые стали прорывными и новаторскими в его время. Лермонтов не боялся вынести на оценку публики свои неразрешимые внутренние столкновения и открыть душу.

В этом автору, конечно, на помощь приходит некий лирический персонаж, который всегда, в любом произведении является олицетворением самого поэта, его мыслей и чувств, ведь лирика это и есть своеобразное отражение его души.

Предназначение лирического героя

Если кратко, лирический герой нужен для того, чтобы читатель смог отождествлять себя с происходящим; основной чертой образа такого героя является то, что он не привязан к чему-то определённому, как, например, обыкновенный литературный персонаж.

Читатель может легко поставить себя на место героя в лирике и тем самым полностью понять его и в конечном счёте, самого автора. Для зрителя, подобный герой — способ «связаться» с поэтом, для поэта — способ выразить свои мысли понятно для читателя.

Совсем необязательно такой герой должен выносить страшные муки. Взять, к примеру, стихотворение «Чуткая душа» Саши Чёрного.

Здесь перед читателем предстоит картина взаимодействия людей и животных, в принципе, а сделано это при помощи понятной даже детям ситуации, где персонаж «беседует» с котом.

То, каким кот предстаёт в восприятии лирического героя, раскрывает самого автора и его отношение и к людям, и к животным. Таким образом, становится понятно, что герой в лирике это сам автор, просто помещённый в обстоятельства его творения.

Если, например, делать характеристику какого-либо героя поэзии, то можно очень быстро прийти к каким-то чертам, близким самому автору, творцу этого героя.

Всё как раз потому, что этот самый герой и есть автор, который, благодаря поэзии, может общаться с читателем практически напрямую.

Это и многое другое Михаил Лермонтов использует в своём творчестве, дабы читатель мог лучше его воспринимать и, чтобы самому быть с читателем как можно ближе.

Своеобразие лермонтовской романтики

Во время Лермонтова, в первой половине XIX века, в литературе среди направлений доминировал, конечно же, романтизм.

Этому способствовали и Пушкин, и Жуковский, и сам Лермонтов, однако, последний не собирался мириться с рамками и правилами заданной обстановки и привносил в устоявшуюся романтику новые необычные аспекты.

Например, если взять единственное прозаическое произведение поэта «Герой нашего времени» то можно заметить, что та же разбитая хронология событий является настоящим новаторством, которое потом ляжет в основу нынешнего модернизма и постмодернизма.

Лирический герой поэзии Лермонтова, как и его творчество были неординарными и смелыми. Поэт не боялся быть откровенным и писал обо всём, что его тревожило, не загоняя себя в рамки цензуры.

За свою жизнь он успел написать огромное число стихотворений, но делать анализ каждого из них не требуется, достаточно рассмотреть наиболее значимые как для читателя, так и для самого автора.

Кто такой лирический герой. Лирический герой в поэзии Лермонтова

Содержание

Лирический герой – это воображаемый человек, от лица которого поэт пишет стихотворение. Именно его мысли и переживания отражены в стихах.

Поэт и лирический герой не тождественны: между ними всегда есть дистанция. Литератор может наделить своего героя особыми чертами. Так, лирический герой Владимира Маяковского – несгибаемый «агитатор, горлан-главарь», хотя сам поэт в жизни мог быть и нежным, и стеснительным человеком.

Читайте также:  Стихи про домашних животных для детей, школьников: детские стихотворения классиков

Первым понятие «лирический герой» ввел литературовед Юрий Тынянов в статье «Блок» в 1921 году. Считается, что подобные образы появились в литературе эпохи романтизма – в творчестве Джорджа Гордона Байрона и Генриха Гейне.

Лирический герой в стихотворении чаще всего не называется по имени и не описывается. Поэтому порой бывает сложно разграничить, где именно с читателем говорит автор, а где – его альтер эго.

В чем разница между автором и лирическим героем?

Автор стихотворения – реальный человек, поэт, который написал эти строки. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или И.А. Бродский.

Лирический герой – художественный образ. Он может быть близок к подлинному автору, а может быть очень далек от него.

Например, мы читаем в стихах Сергея Есенина:

Шум и гам в этом логове жутком, Но всю ночь напролет, до зари, Я читаю стихи проституткам И с бандитами жарю спирт.Такой жизнью живет лирический герой стихотворения – поэт-хулиган, образ которого так любил Есенин. Это не значит, что поэт действительно все ночи напролет пил с бандитами спирт (хотя и такое в бурной биографии Сергея Есенина могло случаться).

  • Другой пример. У Александра Блока в цикле «Стихи о Прекрасной даме»:
  • Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы
  • В мерцаньи красных лампад.
  • Вновь речь идет не об авторе, а о лирическом герое, который в этом цикле предстает в разных образах – рыцаря, монаха-инока и других.

Лирический герой есть в любом стихотворении?

Существуют «безличные» стихотворения, где лирического героя нет. Взять, к примеру, чисто пейзажные стихи Афанасия Фета о природе:

Далеко, в полумраке, лукамиУбегает на запад река.Погорев золотыми каймами,Разлетелись, как дым, облака.

А бывает «ролевая лирика» – стихотворения, написанные от имени вымышленного или исторического персонажа. Яркий пример – «Черная шаль» Пушкина, написанная от имени убийцы-ревнивца:

Безглавое тело я долго топталИ молча на деву, бледнея, взирал.Я помню моленья… текущую кровь…Погибла гречанка, погибла любовь!

Часто встречаются стихи, где граница между автором и лирическим героем условна. Например, в стихах Пушкина о селе Михайловском, где он отбывал ссылку, трудно отделить реального человека от идеализированного поэта-философа:

…Вновь я посетилТот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Бывает и так, что образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта либо меняется в разные периоды, в разных стихотворных циклах. Принято считать, что единством образа лирического героя отличается творчество Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой…» Лирический герой Лермонтова

Лирический герой Михаила Юрьевича Лермонтова – это лирический герой европейского романтизма. Он отражает личность автора на глубинном, «задушевном» уровне, но при этом из образа сознательно исключается все лишнее, не связанное с «участью» поэта, отмечала литературовед Ирина Роднянская в «Лермонтовской энциклопедии».

Для Лермонтова как для поэта-романтика лирический герой – это способ самопрезентации, «игры в себя». «Это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру», – объясняла Роднянская.

Функцию авторской самоподачи выполняют и трагические персонажи Лермонтова – Печорин, Демон, Мцыри. Внутренний мир «лермонтовского героя» един, но в различных произведениях доминируют разные его черты: вольнолюбие Мцыри, эгоцентризм Демона, рефлексия Печорина.

Основные черты лирического героя Лермонтова:

  • Это человек с непростой судьбой, трагическими воспоминаниями
  • Он ищет и не может найти свое предназначение
  • Разочарован в жизни
  • Мечтает о свободе и покое
  • Вечный странник, свободолюбивый сын природы
  • Одинокий и гордый
  • Спорит с роком, сам создает свою судьбу
  • Чувствует в себе энергию, которой нужен выход
  • Предчувствует раннюю и трагическую гибель
  1. Нет, я не Байрон, я другой,Ещё неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,
  2. Но только с русскою душой.
  3. Я раньше начал, кончу ране,Мой ум немного совершит;В душе моей, как в океане,
  4. Надежд разбитых груз лежит.
  5. «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832)
  • В ранней поэзии Лермонтова лирический герой больше обращен в себя, это более интимный образ:
  • Он не красив, он не высок;Но взор горит, любовь сулит;И на челе оставил рок
  • Средь юных дней печать страстей.
  • Власы на нем как смоль черны,Бледны всегда его уста,Открыты ль, сомкнуты ль они:

Лиют без слов язык богов!…

«Портреты» (1829)

  1. Однако за свою недолгую жизнь поэт прошел большой путь: от наивного юношеского романтизма к зрелой рефлексии, оценочному взгляду со стороны; от копирования романтических клише – к уникальному, внимательному взгляду на жизнь.
  2. Расставшись с надеждами юности, автор устами лирического героя начинает размышлять о судьбе «лишнего» поколения, к которому относит и себя. С одной стороны, в этом проявляется его трагизм, с другой – он находит свое предназначение в обращении к обществу:
  3. Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее – иль пусто, иль темно,Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
  4. В бездействии состарится оно.
  5. Богаты мы, едва из колыбели,Ошибками отцов и поздним их умом,И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
  6. Как пир на празднике чужом.

«Дума» (1838)

  • В итоге лирический герой Лермонтова отходит от «сверхчеловеческой» героики отрицания, становится сопричастен людям. Он выходит за рамки «человека своего поколения», обращается ко всему челочеству – и ни к кому конкретно:
  • Уж не жду от жизни ничего я,И не жаль мне прошлого ничуть;Я ищу свободы и покоя!
  • Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…Я б желал навеки так заснуть,Чтоб в груди дремали жизни силы,

  1. Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
  2. Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,Про любовь мне сладкий голос пел,Надо мной чтоб, вечно зеленея,
  3. Темный дуб склонялся и шумел.

«Выхожу один я на дорогу» (1841)

Пожив всего 27 лет, Лермонтов своей судьбой и творчеством воплотил образ, появившийся еще в ранних стихах, отмечает Роднянская. В результате вся его лирика воспринимается как «пророческая тоска» великого поэта, предвидевшего свое будущее. Лирический герой и реальный Лермонтов в глазах потомков практически слились.

Лирический герой в лирике Лермонтова

Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики.

Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта

и формируют образ его героя.

Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

  • Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом
  • Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
  • … Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.

Лучшее, что есть в человеке, – его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”.

Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:

К добру и злу постыдно равнодушны В начале поприща мы вянем без борьбы.

Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.

Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека.

В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску.

Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой.

Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира. Демонический и романтический герой поэм ” Демон ” и ” Мцыри ” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут.

Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.

Читайте также:  Путеводитель по альбому «выживут только влюбленные»

В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.

В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя.

Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное.

Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника.

Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу.

С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта.

Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта. В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.

В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского.

Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем.

Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в ” Бородино ” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)

Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.

Лирический герой в поэзии Лермонтова – Школьные сочинения

Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.

Каков лирический герой Лермонтова? Как и для всех поэтов в целом, это поэтический образ, в котором можно увидеть три начала: тот, кто чаще всего называет себя в стихотворениях (лирическое «я»); образ, проходящий через всю лирику поэта; отражение личности самого поэта (но вовсе не тождественно равное самому поэту).

Между лирическим героем и личностью самого поэта нужно искать не биографическое сходство, а глубокое внутреннее родство, ведь иногда эти личности могут очень сильно расходиться.

Например, если сопоставить факты реальной и художественной (те сведения, которые можно найти в художественных произведениях) биографий поэта, то разительный контраст будет виден сразу же.

  • В стихотворении «Узник» (1837) лирический герой выступает в роли узника, мечтающего о свободе:
  • Отворите мне темницу,
  • Дайте мне сиянье дня .

Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного опыта поэта.

Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он — образ поколения, он узнаваем и нужен современникам.

В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.

Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.

Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:

  • он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
  • он хотел бы любить, но любовь трагична;
  • хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
  • хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
  • хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
  • постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.

Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

  1. А вечно любить невозможно.
  2. («И скучно, и грустно», 1840)
  3. Помимо любовной лирики, очень ярко тема одиночества проявляется в стихотворениях «Узник», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.
  4. В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов сравнивает себя с одинокой скалой, выражая весь масштаб своего одиночества:
  5. Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко
  6. И тихонько плачет он в пустыне.
  7. Также в лирике Лермонтова часто встречается тема одиночества личности внутри целого поколения. В стихотворении «Дума» автор говорит о безыдейности, пассивности и вялости своего поколения:
  8. Едва касались мы до чаши наслажденья,
  9. Но юных сил мы тем не сберегли;
  10. Из каждой радости, бояся пресыщенья,
  11. Мы лучший сок навеки извлекли.

Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании.

Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус — это символ мятущейся души лирического героя.

Он сначала борется со стихией, а когда она умолкает, будто бы просит ее вернуться, как будто в борьбе с ней и заключается весь смысл его существования:

  • Под ним струя светлей лазури,
  • Над ним луч солнца золотой: —
  • А он, мятежный, просит бури,
  • Как будто в бурях есть покой!

Лирические герои поэзии Лермонтова. Особенности лирики М. Ю. Лермонтова

Особенностью творчества Михаила Юрьевича (годы жизни — 1814-1841) является то, что лирические герои поэзии Лермонтова внутренне едины. Постепенно они меняются, но трансформация эта несущественна по сравнению с развитием образов у других поэтов XIX века.

В последнем периоде творчества Лермонтова все чаще показывается характер уставшего от жизни человека, который совсем не похож на персонажа ранних стихотворений. Но все же эти лирические герои поэзии Лермонтова тесно связаны.

Преемственность обусловлена сохранением главных тем, мотивов, пронизывающих творчество поэта и формирующих образ героя.

Тема одиночества

Ноты изолированности от обыденной жизни особенно сильно звучат в образе романтического героя Михаила Юрьевича. Одиночество приобретает в его произведениях различные вариации: любовное, возникающее во множестве произведений на данную тему; заточение в темнице; обособленность человека в окружающем мире.

Во многих произведениях («И скучно и грустно…», «Дума») появляется образ, связанный с общим мотивом одиночества современного Лермонтову поколения. Мы сталкиваемся здесь с одной из важнейших проблем, которую затрагивает Михаил Юрьевич, — это рефлексия, разрушающая душу, болезнь, которая, по мнению поэта, убивает поколение и замыкает в себе личность, обрекая человека на одиночество.

  Трагедия судьбы Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Мотив смерти

Лучшие чувства, существующие в людях, с голосом рассудка исчезают. Рефлексия убийственна для веры и чувств. Себя автор причисляет к поколению «заблудшему». Сравнивается тем самым лирический герой поэзии Лермонтова с «до времени созрелым плодом».

Мотив ранней смерти является традиционным в романтической литературе, но Михаил Юрьевич вносит в данную тему свежую идею: он говорит не о физической гибели, а о смерти чувства, вызванной неверием, отсутствием борьбы и цели.

Мы «постыдно равнодушны» к злу и добру, а перед властью — лишь «презренные рабы», как пишет он.

Зрелость персонажа

Каков же поздний лермонтовский герой? Он продолжает противопоставляться современникам, влачащими покорное пустое существование.

Они чужды друг другу, но, как и свойственно повзрослевшему человеку, герой становится мягче, его уже можно описать как либерала. Он всё ещё не разделяет ценности общества, но более не борется за справедливость.

Одиночество всё ещё делает ему больно, но принятие этой боли стало привычным спутником жизни, платой за иное мышление.

Лирический персонаж не забыл о своих идеалах, он всё ещё не принимает общество, а оно — его. Он по-прежнему одинок. Всё ещё бессмысленны стяжательство и социальные отношения, зачем размениваться на непостоянное.

Приходит смирение с тем, что конфликт с миром в принципе неразрешим и теперь существует лишь жажда покоя.

Мотив борьбы

Эта тема является важнейшей для романтической литературы не только в нашей стране, но и во всем мире. У Михаила Юрьевича она получает оригинальное развитие.

Читайте также:  230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»

Борьба является сущностью, основой характеров, которые имеют лирические герои поэзии Лермонтова. Сочинение Михаила Юрьевича «Парус» — стихотворение, в котором человек в образе корабля сражается с враждебной стихией.

Но стоит смолкнуть буре — и он начинает сам ее «просить» и искать, так как ищет отнюдь не счастья, а преодоления.

Противопоставление внешнего и внутреннего мира

Внутренне противоречивы лирические герои поэзии Лермонтова, сочинение о которых мы сейчас пишем. Разлад внутри человека, происходящий от разрушительной, темной рефлексии, не может не порождать борьбу и конфликт в его душе.

В одном из стихотворений под названием «Как часто пестрою толпою окружен…» автор противопоставляет реальному внешнему миру, скрывающему под благообразной маской безразличие, мятежный внутренний мир лирического героя.

Возникают «бездушные образы» людей.

Метафоры маскарада вообще и маски в частности появляются у поэта очень часто. Они символизируют бездуховность, ложность мира, в котором вынуждены существовать лирические герои поэзии Лермонтова.

Тема безверия и веры

Тесно связана с мотивом борьбы и тема безверия и веры. Лирический герой поэзии Лермонтова упрекает Бога за то, что мир несовершенен.

Романтический и демонический персонажи поэм «Мцыри» и «Демон» отрицают Создателя, не принимая при этом и самого мира, в котором они живут.

Но, видевший именно в отсутствии идеалов, в неверии причину такого мировоззрения, Михаил Юрьевич не мог не привести в конце концов к согласию с Творцом романтическую личность. Поэтому лирический герой поэзии Лермонтова приходит к компромиссу с небесами.

Таким умиротворяющим началом становится в произведении «Когда волнуется желтеющая нива…» природа. Мысль героя «погружается в сон», тем самым освобождая его чувства, а любовь к «мирному краю» дает ему возможность «увидеть» Творца.

«Выхожу один я на дорогу»

Одно из последних стихотворений поэта. Оно глубоко философично и, в отличие от ранних произведений, гармонично. Именно в нем автор смог отразить все свои жизненные установки и свое мировоззрение. Теперь он просит не бури, а покоя.

Но не «холодного сна могилы», он хочет жить, чувствовать, смотреть на природу, наслаждаться ее красотой и чувствовать любовь к себе, быть может, ту, которой ему не хватало в реальной жизни. Стихотворение написано очень красиво, автор использует яркие эпитеты и олицетворения.

Природа изображается им как идеальное и гармоничное мироздание, сотворенное всесильным Богом.

Взаимоотношения толпы и поэта

Подходит к концу наше сочинение. Лирический герой поэзии Лермонтова, как и у других авторов, противостоит массе. Традиционно в русской литературе взаимоотношения толпы и поэта рассматривались как конфликт, являющийся неизбежным.

Тема эта занимала важное место в творчестве многих писателей, причем всегда сближался с обликом лирического героя образ самого поэта. Лермонтов не является исключением, но разрешение этого непростого конфликта у него весьма своеобразно.

Традиционно толпа определялась как «бездушная», «глухая», «чернь». Она характеризовалась бездуховной приземленностью, корыстью, а образ поэта был близок своими чертами изгнаннику, певцу, пророку. Иначе решает этот конфликт Лермонтов.

С одной стороны, он изображает более уважительно саму толпу, говоря о том, что народ «измят» пытками, утратами. С другой — в произведении 1838 года под названием «Поэт» проводит мысль о том, что каждый век порождает «своего» пророка, единого с толпой, которой он нужен и которая нужна ему.

«Ржавчиной», разъедающей клинок таланта, называет Лермонтов презрение к народу.

Новый образ простого, уставшего от жизни человека появляется в таких стихотворениях, как «Соседка», «Завещание», «Родина», «Валерик», и других. С более ранними персонажами этот лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова связан глубокими корнями. Все изменение черт его подчинено внутреннему единству на подсознательном уровне.

Лирический герой в поэзии Лермонтова

Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта.

Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Лирический герой Лермонтова – вечный странник, его удел изгнание, вынужденное или добровольное. Его путь не имеет конечного пристанища, это вечный поиск, вечное стремление, но никогда не обретение.

В стихотворении «Парус» прежде всего обращает на себя внимание абсолютная неслиянность мира природы и мира лирического героя. «В тумане моря голубом» — так предстает мир первой строки.

Само слово «туман», а также эпитет «голубом» указывает на покой, умиротворение, в то время как парус находиться на перепутье между родным краем и «далекой страной», между прошлым и будущим.

Море второй строфы бурное, играющее волнами, говорит о жизни, движении, в то время как строчки «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит» отражают состояние потерянности героя, находящегося в тупике.

Мир природы третьей строфы – яркий, праздничный, ликующий, но именно такой мир, в котором, казалось, можно быть счастливым, абсолютно отвергаем парусом, который жаждет прямо противоположного – стояния бури.

В этом живом, изменяющемся, то бурном и неукротимом, то праздничном и умиротворенном мире парус одинок. Он находится между взаимоисключающими «половинками» мира: бурей и покоем, чужой далекой страной и родным краем, прошлым и будущим.

Ни одна из этих «половинок» не станет для паруса берегом: желание его найти покой в буре обречено не потому, что буря невозможна, а потому, что и в буре парусу не найти счастья, на что указывает скептическое и горькое «как будто» в последней строке.

Для лирического героя Лермонтова не остается в мире вещей, существование которых несло бы ему радость и успокоение.

В стихотворении «И скучно и грустно» все: желания, любовь, страсть, радость, муки – переходящее, обессмыслено, в мире остались лишь одиночество, пустота, скука и грусть.

Разочарование в человеческих чувствах, разочарование в самой жизни неотделимо от разочарования в самом себе. Для героя ни где не находиться опоры – и в своем внутреннем мире тоже.

Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задаётся вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель их жизни.

Он испытывает горечь и боль за свое поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы. Герой видит, что у него нет ясных идеалов.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» начинается с описания величественной и пустынной ночной природы. Это не пейзаж природы в обычном понимании этого слова, это описание особого мира космоса, Вселенной.

Величие, покой, гармония мира рождает желание гармонии и в душе поэта, уставшей от боли и горечи. Сон, покой – это особое состояние души, когда человек остается наедине с собой и миром, состояние самоуглубления, саморастворения в природе, которое по Лермонтову, и есть сама жизнь.

В стихах Лермонтов показывает противоречия между внутренними силами, жаждой жизни лирического героя и его невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на облик героя, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств («Дума»).

Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями.

Эти романтические мотивы звучат в стихах «Из Андрея Шенье»: «Задело общее, быть может, я паду…», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…» , «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей…» Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги.

Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Отрицание «толпы людей», «света» носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер.

  • Несмотря на внутренние противоречия, лирический герой Лермонтова остаётся человеком, любящим родную землю, её прекрасную природу. Именно мир природы делает героя поистине счастливым и искренним («Когда волнуется желтеющая нива…»):
  • Тогда смиряется души моей тревога,
  • Тогда расходятся морщины на челе, —
  • И счастье я могу постигнуть на земле,
  • И в небесах я вижу бога…
  • Противоречивость отношения к жизни, да и ко всему окружающему проявляется у лирического героя Лермонтова и в любви к родине. С одной стороны, он не принимает «официальной» идеи о том, что Россия почти идеальное государство и видит множество изъянов в жизни страны, для него родина – «немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» С другой, для Лермонтова Россия -это прекрасный мир счастья, добра и простоты («Родина»):
  • Люблю дымок спалённой жнивы,
  • В степи ночующий обоз
  • И на холме средь жёлтой нивы

  Психологизм И. С. Тургенева (по роману «Отцы и дети»)

Чету белеющих берёз.

Неудовлетворённость и тоска присуща лирическому герою Лермонтова в любви. Чаще всего перед нами человек, страдающий и мучающийся от испытываемых чувств («К Н.И.»):

  1. Я не достоин, может быть,
  2. Твоей любви: не мне судить;
  3. Но ты обманом наградила
  4. Мои надежды и мечты…

Таким образом, следует говорить об одиночестве и внутренней противоречивости лирического героя у Лермонтова, он находится в постоянном поиске настоящего, но всё же обречён на вечную неудовлетворённость. И только мир природы даёт чувствовать лирическому герою истинную красоту и находить счастье в созидании.

Ссылка на основную публикацию