Стоит ли доверять общественному мнению?

4 октября в 20.55 на телеканале «МИР» стартует новое шоу – «Игра в правду». Участникам предстоит приложить все свои умения и старания, чтобы выяснить: кто врет, а кто говорит правду?

Всегда ли нужно быть честным со всеми? Возможно, вы задавались таким вопросом и даже старались никогда не врать. Но говорить правду всегда, наверное, не под силу никому.

Ведь, как говорят психологи, фраза «я не врал, я не договаривал» тоже является ложью.

Мы решили помочь вам утихомирить вашу совесть и узнать у психологов, в каких случаях лжи не избежать и как вернуть доверие, когда тебя рассекретили?

Всегда ли нужно быть честным?

В первую очередь, стоит ответить на главный вопрос – действительно ли всегда нужно быть честным со всеми? Психологи, которых мы опрашивали, пришли к единому мнению – никогда не врать невозможно.

Более того, этого не нужно делать. Возможно, многим не понравятся такие выводы, ведь в нашем обществе ложь принято осуждать, а с «врунишкой» никто не хочет иметь дел.

Давайте тогда разберемся, что есть хорошо, а что плохо.

«Всегда ли нужно быть честным? Нет! Не всегда и не со всеми! Хочу начать с того, что честность – атрибут очень сильного и бесстрашного человека. Как известно, за правду люди подвергались гонениям, страдали и нередко погибали. Поэтому иной раз сказать правду означает неминуемую гибель.

И нужно быть супервоином Духа, чтобы быть готовым умереть за правду. Таких сильных и честных людей не так уж и много. Среднестатистический человек не готов слишком страдать за свои убеждения и его нельзя винить за это.

Ко лжи приходится прибегать в случаях, когда наступает угроза безопасности, комфорту или достижению цели», – рассказывает психолог-психотерапевт Андрей Смирнов.

По мнению психолога Милы Кудряковой, правду нужно говорить тогда, когда вас об этом просят. Прежде чем сказать правду, особенно зная, что она может быть неприятной, спросите разрешения, убедитесь, что человек готов вас услышать и дал на это согласие.

Такая форма общения сохраняет границы – ваши и другого человека. Не стоит внезапно вываливать на другого ушат правды. Даже если человек дал вам согласие высказать свое мнение, правду все равно нужно говорить максимально аккуратно, не забывая о форме подачи.

«Попробуйте хотя бы день говорить всем правду и вы потеряете друзей, работу, семью, статус, репутацию, возможно, даже свободу. У всех нас армия скелетов в шкафу, а умышленное умалчивание какой-то важной информации – это тоже форма лжи.

С этой точки зрения, мы лжём каждую секунду сотни раз, не говоря, например, о своём отношении к тому или иному человеку. Скажите о себе всю правду на первом свидании, и второго не будет. Если ребёнок научился лгать, родители, радуйтесь, он далеко пойдёт.

Умение лгать – это залог успешного человека и его выживания в обществе», – комментирует основатель «Школы профалинга», эксперт по лжи и жестам Илья Анищенко.

Люди лгут по разным причинам, считает практикующий психолог, гештальт-терапевт, исполнитель сервиса YouDo Елена Ефименко. Одни лгут «во благо», стараясь оградить близкого человека от чего-то плохого или неприятного. Другие лгут из корысти, ради собственной выгоды. У каждого человека есть свои оправдания, почему он использует ложь в своей жизни.

К чему может привести ложь?

Ложь может иметь не только плохие исходы, будь то разоблачение и наказание, но и привести к успеху, власти, спасению, богатству.

Как говорит Илья Анищенко, ложь – это инструмент достижения поставленной цели, который нас и отличает от животных. Именно фантазия и ложь сделали из обезьяны человека, а не труд. Это очень сложный мысленный процесс, который развивает мозг.

Он заставляет думать, прогнозировать, запоминать, анализировать информацию, выбирать грамотные пути выхода из ситуации. Но здесь есть и другая сторона медали. Можно настолько сильно завраться, что потеряешь грань между вымыслом и реальностью.

Стоит ли доверять общественному мнению?

«Самое неприятное, к чему ведет ложь, – это ситуации, когда человек начинает путаться в собственных показаниях и врать самому себе. В любом вранье есть два уровня: личный и межличностный.

На межличностном уровне ложь опасна тем, что подрывает самое важное, что есть в отношениях – безопасность.

Осознание того, что нам скажут правду, какой бы она ни была, дает нам безопасное пространство, в котором мы можем доверять другому», – говорит Мила Кудрякова

К ситуации, когда ложь может оказаться полезной, Андрей Смирнов приводит прозаический пример: ложь работодателю о своем возрасте как в сторону уменьшения, так и увеличения может сыграть позитивную роль при решении о проведении очного собеседования. В этом случае такая небольшая хитрость помогает обойти изъяны формалистского подхода кадровиков.

Как вернуть доверие, когда тебя рассекретили?

Во время вранья мы больше всего боимся, что нас рассекретят. Когда это происходит, мы чувствуем вину, стыд. Как быть, когда самое страшное уже произошло и ложь не удалась?

Илья Анищенко советует признать свою ошибку и не продолжать врать дальше. Это дает шанс, что человек, которого мы обманывали, нас простит. Все дело в том, что в нашей психике заложено равенство всех людей. А ложь – это умышленное желание получить преимущество одного человека над другим. А кто любит, когда нами манипулируют и когда обещания не выполняют?

«Необходимо утихомирить свои эмоции: взять паузу и придумать план оправдания. Лучший способ восстановить доверие – это провести открытый разговор, обсудить свои и чужие ошибки.

Конечно, градус антипатии к вам может быть очень высок, если вы действительно вышли из зоны доверия, но попытаться стоит. Важно пообещать, что такое больше не повторится, и вы будете следить за своими эмоциями.

При объяснении не стоит переигрывать, начинать плакать или же давать пафосные клятвы», – комментирует Елена Ефименко.

По словам Милы Кудряковой, вернуть доверие в ситуации, когда вас поймали на лжи, очень сложно. Это работа обеих сторон, и человеку, который соврал, нужно быть готовым к тому, что на какое-то время он лишится доверия. Обманщику придется принимать чувства обманутого и помогать с ними справляться.

При этом адекватно относиться к недоверию и перепроверкам, быть готовым к обсуждению и открытым к диалогу. Главное – научиться брать ответственность за свои слова и очень внимательно относиться к любым обещаниям. Если вы не уверены в чем-то – не обещайте. Еще одно важное условие возврата доверия – внимательное отношение к тем ситуациям, в которых случилась ложь.

Например, если жена застукала мужа на флирте в соцсетях, то пара может сесть и написать список действий, которые будут успокаивать обманутого партнера и оговорить срок, в течение которого эти действия будут выполняться. Так, муж может дать согласие на то, чтобы в течение месяца жена раз в неделю могла без предупреждения попросить его показать ей диалоги в мессенджерах.

И в случае, если жена не обнаружит там никакого криминала, то у нее появится возможность вернуть себе безопасность и доверие к мужу.

Бывает и такое, что полностью восстановить доверие не удается. В этом случае Андрей Смирнов советует смириться, учесть прошлый опыт и искать новое окружение.

Стоит ли врать работодателю?

Это тема на самом деле очень популярна. Связано это с новыми формами собеседования, которые приходят в нашу рабочую жизнь, с развитием и распространением сервисов для поиска работы и сотрудников. Эта тема актуальна и для тех, кто не находится в поисках работы. О причинах опоздания, отсутствия на работе, увольнения многим также приходится врать.

«Для начала нужно помнить о том, что вранье всегда всплывает и практически всегда работает против того, кто соврал.

Если вы соврете работодателю «на входе», то будьте готовы к тому, что в какой-то момент можете начать не справляться с объемом работы, ввиду чего у вас может возникнуть стресс, который отразится на вас же.

При другом варианте вас рассекретят, и в лучшем случае уволят, а в худшем вы потеряете свою репутацию. При этом, если вы специалист в узкой сфере или на маленьком рынке, то такое развитие событий может быть для вас крайне нежелательно», – говорит Мила Кудрякова

Илья Анищенко даже провел опрос и выяснил, о чём чаще люди лгут на собеседовании:

Стоит ли доверять общественному мнению?

И, как мы видим, самая популярная ложь связана с тем, что практически невозможно узнать, а именно причины увольнения и истинную мотивацию. Стоит или нет врать работодателю? Каждый решает сам. Но стоит помнить, ложь – это сильный стресс.

Кому стоит врать, а кому нет?

Всем, кроме себя, утверждает Илья Анищенко. Самообман – это любимое состояние нашей психики. Мы не хотим признаваться самим себе в своих ошибках, недостатках и просчётах. Боимся принять их и начать работать над собой.

Стоит ли доверять общественному мнению?

«В идеале лучше не врать никому, но учитывая жизненные реалии, нужно всегда думать о последствиях лжи, и в зависимости от этого принимать решения. К примеру, маме не нужно говорить, что вас отправили служить в «горячую точку».

Кроме измотанных нервов мамы, это ни к чему не приведет. Не надо говорить жене, что заскочил на чашечку кофе к старой подружке. Кроме нервотрепки дома ничего не будет, хотя и с подружкой ничего не было», – говорит Андрей Смирнов.

При каких обстоятельствах ложь неизбежна?

Ложь становится неминуемой, когда наказание или выгода очень велики. Илья Анищенко и Андрей Смирнов сходятся во мнении, что ложь во спасение неизбежна. Чаще всего для эмоционального успокоения наших родителей и близких.

Когда врач или психолог видит, что у пациента плохой прогноз, он старается не говорить об этом прямо. Такая правда может добить человека.

Наоборот полезнее внушить уверенность, что все обойдется и порой такое внушение действительно помогает выкарабкаться из крайне сложных и неоднозначных ситуаций.

Но какой бы ни была причина, ложь всегда останется ложью. Перед тем, как врать, Елена Ефименко предлагает задаться вопросом: «Действительно ли нет другого выхода?». Обман может причинить боль вашему собеседнику или же вам самому.

Часто бывает, что соврешь один раз и тянет соврать еще и еще, здесь есть некая зависимость. Самой страшной ложью является предательство. Люди, которым врут постоянно, черствеют душой, теряют веру в человека и надежду на помощь ближнего.

Вы сами выбираете: лгать по-крупному или «приукрашивать» факты, главное, делать это осознанно и понимать, для чего вам это нужно. Однако стоит помнить, что всё тайное становится явным.

Читайте также:  10 лучших фильмов, снятых по книгам

Стоит ли доверять общественному мнению?
Стоит ли доверять общественному мнению?Стоит ли доверять общественному мнению?Стоит ли доверять общественному мнению?Стоит ли доверять общественному мнению?

Всегда ли стоит доверять общественному мнению?

Может ли, вообще говоря, у общества (именно как единого целого) быть хоть какое-то мнение? Очень легко доказать, что нет, не может.

Выйдите на улицу, представьтесь журналистом — и рандомно опросите людей на предмет их отношения к теории Большого Взрыва, к геометрии Лобачевского или к перспективам развития физики жидких кристаллов. Люди начнут нелепо улыбаться, как-то неадекватно реагировать, многие предпочтут побыстрее ретироваться.

Зато если опросите их на предмет того, как воспитывать детей, когда вступать в брак или кем идти работать — все воодушевленно ринутся выражать свое «мнение». Почему? А потому, что мнение требует определенных специальных знаний, в то время как штампы может повторять любой дурак. Так вот у социума — не мнение, а именно набор штампов.

Стоит ли доверять общественному мнению?У социума — не мнение, а набор штампов Depositphotos

Особо циничные ученые пытаются это доказать экспериментально — и, что интересно, с успехом достигают положительного результата соответствующих экспериментов. Всем известен еще советский тест с черными и белыми пирамидками, когда 80−85% респондентов самого разного возраста «убеждаются» в том, что черное — это белое, а белое — это черное, если им будут настойчиво это внушать.

Можно не соглашаться с тем, что 90, 95, 99% людей — идиоты, но вот отрицать повышенную внушаемость подавляющего большинства населения все же невозможно, потому как это уже научно доказанный факт. А если большинство людей не в состоянии самостоятельно определить даже цвет того предмета, который они видят у себя под носом, то какого мнения от них вы ожидаете?

Вместе с тем вряд ли следует категорически отвергать любые оценки людей. Во-первых, есть все же определенные профессиональные сообщества, члены которых обладают значительной квалификацией в соответствующих узкоспециализированных вопросах — и к мнению этих сообществ, в частности, по вашему вопросу, наверное, все же неплохо бы и прислушаться.

Да, эти сообщества тоже могут быть ангажированными, зашоренными и так далее, но даже в предвзятой критике, если она высказана профессионалом своего дела, все же время от времени можно-таки найти какое-то здравое зерно.

Во-вторых, есть широкий перечень бытовых вопросов, в которых на простейшем (так сказать, животно-интуитивном) уровне разбирается любой идиот.

Если вы занимаетесь каким-то делом, то очевидно, что это дело должны оценить: во-первых, люди, для которых вы это делаете; во-вторых, тот профессиональный цех, в рамках которого вы это делаете.

Причем оценка потребителей чаще всего важнее оценки коллег, которые и впрямь могут завидовать успеху.

Потому-то никаких «неоцененных гениев» попросту не существует, а бывают только те, которые плохо работают, имеют недостаточную квалификацию и, как следствие, попросту не могут заинтересовать окружающих людей результатами своего труда.

Стоит ли доверять общественному мнению?Если вы занимаетесь каким-то делом, то очевидно, что это дело должны оценить Depositphotos

Многие могут спросить: «Ну, а как же те, кого оценили только через 100−300−500 лет?» Встречный вопрос: а где такие? Опередившие свое время Пифагор, Леонардо да Винчи и Никола Тесла были замечательнейшим образом признаны и оценены при жизни. Так что если не испытывающие к вам личной неприязни люди говорят, что вы — идиот, задумайтесь: может быть, вы как минимум никакой не гений.

Если вы занимаетесь, к примеру, ядерной физикой или пишете картины, а какому-нибудь соседу Ваське, равно как и его сожительнице Маньке, вдруг покажется, что это чушь и вам надо бы попить вместе с ними пивка во дворе, — очевидно, что такое «мнение» стоит проигнорировать, даже если это «мнение» разделяет весь ваш двор. Аналогично — и применительно к тому, когда и на ком жениться/выходить замуж, во что одеваться, где работать, чем заниматься по жизни и так далее: не Васькиного и не Манькиного ума это дело (если вообще у них есть этот самый ум).

Но вот если вы громко музицируете после 10 часов вечера, если льете тонны воды на пол, затапливая соседей, если, в конце концов, месяцами не моетесь и от вас воняет за версту, то тут недовольство Васьки с Манькой будет совершенно справедливым, и к нему надо, не раздумывая, прислушаться. Тут Васька с Манькой правы.

Важно уловить вот эту тонкую, зачастую практически прозрачную, грань, когда надо слушать находящихся рядом или вдалеке людей, а когда — не стоит. Короче говоря, реагировать на социальные оценки (именно оценки, а не чужое мнение!) надо ситуативно — вот о чем речь.

Стоит ли доверять общественному мнению?Если вы громко музицируете после 10 часов вечера, недовольство социума вполне справедливо Depositphotos

Ну, и напоследок следует, наверное, процитировать мудрейшую мудрость, активно гуляющую на просторах Интернета и приписываемую почему-то Брюсу Уиллису: «Общественное мнение — это мнение тех, кого не спрашивают». Не всегда, но часто именно так и бывает.

Можно ли доверять результатам опросов общественного мнения

“65% россиян поддерживают введение запрета на продажу алкоголя по четвергам”, “58% российских женщин предпочитают искать мужа среди соотечественников”, “17% наших сограждан ощущают себя счастливыми всегда или почти всегда” – результаты таких опросов появляются чуть ли не каждый день. Откуда социологи всё про нас знают и можно ли им верить, рассказали Валентина Сушко, кандидат социологических наук, доцент кафедры методологии социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, и Тимур Османов, ведущий специалист Фонда “Общественное мнение”.

Чтобы узнать вкус супа, вам вовсе не обязательно съедать всю кастрюлю, одной тарелки будет достаточно. Главное – тщательно размешать его перед тем, как попробовать. Для социологов всё население России, так называемая генеральная совокупность, – это как кастрюля супа, а участники опроса, то есть выборка, – та самая тарелка.

Тимур Османов: В математической статистике действует закон больших чисел. Опираясь на него, можно утверждать, что в правильной выборке распределение будет мало отличаться от распределения в совокупности.

При соблюдении, правда, двух условий: во-первых, вероятность попадания в выборку должна быть одинаковой для каждого человека из изучаемой совокупности, а во-вторых, сама эта вероятность должна быть измеримой. Выполнить эти условия непросто.

У социологов существуют специальные технологии: стратификация, кластеризация, отбор кластеров с вероятностью пропорциональной их размеру, контролируемый отбор и другие. Времени на составление выборки уходит всегда очень много.

Валентина Сушко: Чтобы говорить за всех россиян, мы обязаны учитывать, например, что у нас в стране 47% мужчин и 53% женщин, а значит, среди опрошенных должно быть такое же соотношение. То же самое касается возраста, образования, семейного положения и так далее.

В пределах России 1600 человек вполне могут быть репрезентативной выборкой, то есть достоверно представлять всю страну, погрешность будет небольшая.

Мы, конечно, можем увеличить число опрошенных, но на результаты это серьёзно не повлияет, если выборка была составлена грамотно.

Как проверить, что интервьюеры не сами заполнили анкеты за респондентов?

Социологи несколько недель корпели над составлением выборки, описали схему опроса… А интервьюер вместо этого засел дома и заполнил все анкеты сам. Но социологи уверяют: ничего подобного случиться не может.

Стоит ли доверять общественному мнению?

Как найти в Антарктиде лунную пыль и марсианские камни

Тимур Османов: Телефонные опросы проводятся централизованно из специальных звонковых центров. За работой интервьюеров следит супервайзер, ведётся аудиозапись.

А во время личных опросов сейчас всё чаще используются планшеты, которые автоматически фиксируют большое количество так называемых параданных – информации о ходе проведения интервью.

Например, в какое время состоялась беседа, сколько она длилась, сколько занял ответ на каждый вопрос, GPS-координаты места интервью, его аудиозапись. Если беседа прошла слишком быстро или GPS-координаты не менялись, хотя должны были, мы сразу это увидим.

Валентина Сушко: Во-первых, мы всегда ответственно подходим к отбору интервьюеров, это не случайные люди, а, например, студенты социологических факультетов. Во-вторых, существуют специальные методы проверки, так называемый контроль поля. Респондентов, даже если опрос анонимный, просят дать номер мобильного телефона.

И есть контролёры, которые после опроса обзванивают в случайном порядке респондентов, примерно каждого десятого. Если мы видим много брака – например, ответы в анкете и при проверке не совпадают или человек и вовсе говорит, что его не опрашивали, – это повод задуматься о добросовестности интервьюера.

Бывает, что приходится аннулировать все его результаты и опросить заново такое же количество человек. За каждый опрос, любого уровня, мы отвечаем своей репутацией.

Где социологи находят респондентов на опросы?

После того как выборка описана, требуется найти нужное число людей с определёнными характеристиками.

Тимур Османов: Сначала случайным образом отбираются точки опроса (города, посёлки, сёла; районы; территории переписных или избирательных участков), в которых интервьюеры, следуя строгой процедуре, отбирают квартиры для проведения опроса, а в квартирах – респондентов.

Для телефонных опросов есть возможность случайным образом отбирать любые из существующих в стране мобильных и домашних номеров.

Это проще, чем ходить по квартирам, но в выборку не попадут люди без телефонов, а в России порядка 5% населения старше 18 лет не имеют ни мобильного, ни стационарного телефона.

Валентина Сушко: Если выборка специфическая – например, нужно что-то узнать о людях с высоким доходом, или о многодетных мамах, или о представителях какой-то профессии, – можно найти организацию, где вероятность встретить таких людей выше, и уже там подобрать респондентов под наши условия.

Как можно быть уверенным, что респонденты отвечают честно?

Социологи хоть и владеют методами проверки на искренность, не могут гарантировать честность каждого респондента.

Тимур Османов: Конечно, есть специальные техники проверки искренности респондентов и снижения сенситивности вопросов, например ICT – Item Count Technique. Но никакая методика не поможет вывести на чистую воду респондента, который целенаправленно обманывает интервьюера. Но, я думаю, таких всё же немного.

Стоит ли доверять общественному мнению?

Как работает самая большая в России аэродинамическая труба

Валентина Сушко: В анкету можно добавить так называемые вопросы-ловушки. К примеру, в самом начале и в конце задать один и тот же вопрос, изменив формулировку. Если ответы не совпадут, значит, что-то тут не так. Помогает и математика.

При обработке результатов с помощью статистических инструментов программа показывает подозрительную анкету. К тому же опытный интервьюер многое может понять по поведению респондента. Если тот ведёт себя странно, относится к опросу несерьёзно, меняет тему, процесс может быть прерван. Но людям особенно незачем обманывать.

Опрос ведь анонимный, и если вопросы не затрагивают какие-то очень личные темы, респонденты обычно отвечают честно.

Платят ли респондентам за участие в опросах?

Тут всё просто: иногда платят, а иногда нет.

Тимур Османов: В подавляющем большинстве опросов вознаграждение не предусмотрено. Только небольшие подарки в качестве компенсации за потраченное время: ручки, блокноты, сувенирчики.

Читайте также:  Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы

Бывает, однако, что опросить нужно определённых людей – труднодоступную группу населения или, скажем, если проводится панельное исследование (несколько волн опросов одних и тех же респондентов, позволяющие отследить индивидуальную динамику ответов).

В таких случаях мы нередко стимулируем к участию более ценными подарками или деньгами.

Валентина Сушко: Если это количественное исследование, короткая анкета на пять минут, то обычно не платят. Если же исследование качественное – интервью, фокус-группа, – респонденты получают вознаграждение. Ведь это час или два времени, а оно, конечно, стоит денег.

Почему мы не доверяем людям и стоит ли начинать – Лайфхакер

У всех нас разный уровень доверия к конкретным знакомым и к людям вообще. Кто-то оставляет телефон на столе кафе, когда идёт в уборную, потому что верит: ни один из посетителей девайс не возьмёт. А кто-то даже в общении с близкими держит дистанцию. Неизвестно, не воткнут ли они метафорический нож в спину, если расслабиться.

Вне зависимости от уровня доверия можно и оставленную сумку найти, и получить удар от близкого человека. При таком раскладе кажется, что людям доверять небезопасно. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Но это не совсем так.

Когнитивно-поведенческий психолог.

Без доверия не получится построить дружеские и любовные отношения. Недоверчивому человеку приходится много сил тратить на контроль детей, партнёра, коллег, подчинённых и прочих людей вокруг: «Ни на кого нельзя положиться, никому нельзя доверять, все могут обмануть». А в итоге такое поведение оборачивается стрессами, эмоциональным выгоранием и апатией. Теряется радость жизни.

Доверяющий человек относится к миру более творчески, открыто проявляет себя, расслаблен, спокоен, более дружелюбен и окружён такими же дружелюбными людьми.

По словам Ирины Айгильдиной, понятия нормального уровня доверия не существует, потому что нет единицы его измерения. В каждой ситуации критерий «нормальности» находится внутри нас самих. Но и это ещё не всё.

Доверие — это убеждённость, что человек оправдает наши ожидания. Но он вовсе не обязан этого делать и может ответить на добро добром, ничем или даже неблагодарностью.

Магистр психологии, практический психолог.

Получается, что принцип золотой середины работает и в случае доверия. Нерационально никому не доверять, но и доверять кому ни попадя тоже опрометчиво. Каждый случай индивидуален, и в любых, даже очень хороших, отношениях есть доля риска. Но, как известно, кто не рискует, тот не вкушает известного приятного напитка.

Почему мы не доверяем людям

Психологи называют несколько факторов.

Из-за негативного опыта в детстве

По словам Айгильдиной, в раннем детстве закладывается так называемое базовое доверие. Ему ребёнок учится в первые два года жизни. Решающими становятся следующие факторы:

  • было ли предсказуемым мамино поведение,
  • оставалась ли она «на связи» и приходила по зову ребёнка,
  • насколько была упорядочена и ожидаема окружающая обстановка,
  • соблюдались ли режим и привычные ритуалы кормления, купания, переодевания.

Эти ежедневные мелочи формируют у младенца чувство доверия к окружающему миру и людям.

В первые несколько месяцев жизни ребёнок не отделяет себя от мамы. Поэтому её роль в формировании доверия на этом этапе важна. Если мама не может быть всё время рядом, роль значимого взрослого для ребёнка начинают исполнять бабушка, папа или няня.

В первые дни вынужденной разлуки, возможно, ребёнок будет испытывать дискомфорт и беспокойство.

Но если мама всё равно возвращается, а человек рядом даёт чувство предсказуемости и упорядоченности, ощущение того, что миру можно доверять, постепенно вернётся к ребёнку.

В дальнейшем ребёнок будет обращать внимание на то, как с ним общаются, выполняют или не выполняют обещания, насколько ему комфортно заявлять о своих желаниях и контактировать со знакомыми и посторонними. Так формируется чувство психологической безопасности, важный элемент доверия к людям. Или же, наоборот, появляются настороженность и постоянное ощущение угрозы.

Из-за тревожных событий

Чувство доверия не статично и может меняться под влиянием жизненного опыта, общественной и экономической ситуации.

Из-за недоверия к себе

Иногда считают, что если человек не доверяет другим, то он в первую очередь не доверяет себе. А уверенность в собственных силах напрямую связана с самооценкой.

Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business Speech.

Как правило, мы решаемся доверять другому человеку только в том случае, если готовы взять на себя ответственность за неудачное взаимодействие. Вы можете доверять другим людям только в том случае, если верите в себя и в то, что способны преодолеть и гармонизировать любой негативный вариант развития событий после взаимодействия с тем или иным человеком.

Доверять означает не только надеяться, что кто-то оправдает наши ожидания, но и брать на себя риски на случай, если человек этого не сделает.

Как научиться доверять людям

Эффективнее всего решать проблему с помощью специалиста — психолога или психотерапевта. Но работать над ней можно и самостоятельно.

Если не заниматься формированием доверия к людям и миру вообще специально, то оно само «не вырастет». И тогда рано или поздно недоверчивость начнёт главенствовать в вашей жизни. Например, вам может начать казаться, что собеседник насмехается над вами или имеет скрытый умысел, хотя на самом деле никаких причин так думать нет.

Айгильдина советует проанализировать свои взгляды и установки в отношении людей, ситуаций и жизни вообще.

Например, вы можете руководствоваться следующими фразами: «доверяй, но проверяй», «на одном доверии далеко не уедешь» или «все вокруг обманывают». Естественно, такие убеждения влияют на взаимодействие с окружающими.

Это эффект самоисполняющегося пророчества. Если видеть во всём мире и в людях опасность и враждебность, то так и будет.

Также поможет анализ негативного опыта, способствовавшего росту вашего недоверия. Возможно, вы сталкивались с предательством или другими ситуациями, когда открытость сыграла в минус.

Скорее всего, вспомнить плохое не составит труда. Гораздо сложнее будет следующий этап: найти в жизни ситуации, когда люди вас не подвели, были честны и выполнили свои обязательства, не нарушили ваше доверие к ним. Такие истории мы обычно воспринимаем как само собой разумеющееся. А негативный опыт занозой застревает в памяти.

Хорошие воспоминания помогут вам «натренировать» взгляд, чтобы видеть положительную сторону жизни.

Что делать, если вы чрезмерно доверяете людям

У недоверия есть и противоположный полюс, когда люди слишком открываются миру. Человек раз за разом получает негативный опыт, но продолжает демонстрировать чрезмерную доверчивость.

Это проистекает из желания понравиться всем. А ещё из неумения быть самостоятельным и стремления переложить заботы на плечи других людей: «Пусть кто-то другой позаботится обо мне и решит за меня все проблемы». Но человек при этом забывает, что сам уже давно взрослый и может о себе позаботиться.

Если вы замечаете за собой склонность приписывать всем людям добрые намерения, хотя у вас есть негативный опыт обмана и разочарования, попробуйте перед тем, как в очередной раз довериться собеседнику, задать себе вопрос: «А чего он хочет на самом деле?»

Доверяйте внутреннему голосу. Прислушивайтесь к своим ощущениям и мыслям, а не к словам знакомого. Что будет, если вы сейчас поступите, как нужно вам, а не вашему собеседнику? Ваше общение прекратится? Если да, то, скорее всего, этот человек беспокоится только о своей выгоде. И есть повод поразмыслить о доверии в этих отношениях.

Можно ли верить опросам общественного мнения?

МОСКВА, 27 апреля 2016 г. Часто на встречах с неспециалистами в опросном деле сотрудники опросных компаний слышат вопрос: “Как можно быть уверенным в надёжности данных и в том, что мнение небольшого количества респондентов отражает реальное мнение всех россиян?”

Конечно, было бы идеально иметь реальную возможность задавать вопросы всем россиянам и получать ответы – мнение каждого человека для нас значимо, важно и интересно.

Однако реальность далека от идеала: не все имеют возможность задать вопросы, и не все захотят на эти вопросы отвечать.

Здесь на помощь приходят законы статистики: если правильно организовать выборку, то механизм отбора участников исследования позволит получить надёжные данные о том, как распределяются мнения в среднем по стране.

Современные технологии дают нам больше возможностей охватывать опросами самые разные аудитории. Нужно просто эти возможности активно использовать, внедрять новые технологии, не бояться идти вперед.

Если еще несколько лет назад получить надёжные данные с помощью телефонного опроса было невозможно из-за низкой телефонизации, то сейчас такой опрос считается одним из наиболее распространенных методов исследований – почти у каждого есть мобильный телефон и часто не один.

Разнообразие доступных способов достучаться до респондента открывает для нас новые возможности – мы можем давать людям выбор способа общения, что повышает достижимость наших опросов.

Например, по телефону можно дозвониться в те отдалённые районы, куда интервьюеру трудно добраться, можно опросить людей, которых часто нет дома.

А личными на дому мы охватим тех респондентов, которые не могут ответить по телефону по ряду причин: где-то связь плохая, кто-то просто не отвечает на звонки с незнакомых номеров.

Конечно, при этом возникают новые вопросы и вызовы, на которые мы должны отвечать – в частности, о том, как комплексировать данные, полученные разными методами.

Для этого нам необходимо очень четко понимать, как тот или иной метод опроса влияет на ответы респондента, какие возможны смещения, как их можно избежать.

В настоящее время, например, Фонд содействия изучению общественного мнения ВЦИОМ разрабатывает такую методику для комбинирования телефонных и квартирных опросов. Уже проведена серия экспериментов, которые показали, что такое комбинирование данных вполне возможно. 

И это только первый шаг. Сегодня все крупнейшие мировые поллстеры развивают интернет-панели, понимая, что за ними будущее.

В России доля интернет-пользователей быстро увеличивается и уже очевидно, что нам следует работать с интернет-аудиторией, в то же время, отказ от традиционных технологий пока был бы преждевременным.

  Поэтому в наших планах – расширение технологий комбинирования, подключение к ней интернет-опросов.

Ну, а россияне, несмотря на все сложности и нюансы опросной деятельности, демонстрируют доверие опросам общественного мнения. По нашим данным, 70% россиян считают, что опросы в целом отражают действительные мнения и настроения граждан, и только 23% им не доверяют.

6 причин, почему не нужно следовать общественному мнению

Мы уже не раз писали о том, что общественное мнение может возвысить человека или же стереть его в порошок, превратив жизнь в ад.

Но всегда ли толпа права и ли стоит прислушиваться к этому большинству в любых ситуациях? Ведь заметь, мы легко соглашаемся с тем, что нравится нам, но чувствуем некий диссонанс, когда вступаем в противоречие с обществом.

Читайте также:  Анализ стихотворения «никого не будет в доме» (б. пастернак)

К тому же кто это мнение формирует? В большинстве своем это ведомые люди, которые «клюют» на лозунги и предпочитают обвинять, а не разбираться в вопросе. Мы как-то писали о том, что мнение большинства не означает то, что оно верно, а теперь нашли и научное обоснование этого вопроса.

1. Недостаточный охват слоев населения

Думаем, ты знаешь, как обычно проводятся опросы. У узкого круга людей, например, жителей города, спрашивают мнение по какому-либо вопросу, причем количество опрошенных человек редко переваливает за сотню. Они в свою очередь дают ответы, и вскоре мы видим такие заголовки: «Общественное мнение показало, что жители страны «N» голосуют за пенсионную реформу». Но никто не учел то, что опросили людей, живущих в одном регионе, хотя многие опросы должны проводиться по всей стране. Также участники могут оказаться приблизительно одного возраста, что не даст полного охвата мнений. Полноценный опрос должен включать в себя мнение абсолютно всех слоев населения из разных мест проживания и разного уровня доходов.

2. Недостаточный охват представителей

Представь, что ты слушаешь рок, когда все окружающие слушают рэпчик. Если взять именно вашу группу, то получится, что ты изгой и отклоняешься от нормы, а 98% людей предпочитает иное направление музыки, которое и считается правильным.

Звучит абсурдно, не так ли? Вот, что из себя зачастую и представляет общественное мнение. Некоторые лидеры сеют в наших умах зерно мысли, которое со временем прорастает в идею, искусственно формируя мнение о чем-либо.

Затем некий круг людей, объединившись, начинает навязывать мнение окружающим, которые соглашаются с их позицией.

Давай рассмотрим это чуть шире. Представь: в комнате 10 человек, 7 из которых – молодежь от 17 до 21 года, а возраст других – от 50 лет. Проводят опрос, можно ли громко слушать музыку после 23:00. Угадай, какое сформируется общественное мнение? Его формирование редко проходит стихийно, а зачастую – под влиянием множества факторов. Иначе говоря, оно может быть искусственным.

3. Слабая воля опрашиваемых

Многие люди не способны выражать истинные взгляды лишь из-за того, что они могут не сходится с мнением большинства. Думаю, ты уже много слышал об экспериментах, где в комнату садят трех актеров и одного человека, который даже не догадывается о сговоре.

Затем начинается опрос, где задаются элементарные вопросы, на которые актеры дают заведомо ложные ответы. В итоге многие испытуемые, идя на поводу у мнения большинства, дают аналогичный ответ, хотя сами считают иначе.

То есть многие мнения формируются под давлением авторитетов и страхом быть не таким, как все.

4. Формулировка вопроса

5. Общественное мнение не учитывает все нюансы

«Мне не важно мнение неинтересных мне людей». Почему многих заботит чужое мнение?

Самая большая тюрьма, в которой живут люди, — это страх перед тем, что подумают о них другие.

Итак, мнения бывают разные – есть мнение о бизнесе или новостях, и есть мнение о тебе как о личности. Когда дело доходит до публичных дебатов и каких-то обсуждений, чужое мнение может помочь найти решение проблемы. Каждый имеет право на своё собственное мнение, ты можешь прислушаться к нему, а можешь его проигнорировать.

А когда дело доходит до мнения о тебе, то есть о твоей личности, о твоих действиях? Как ты на него реагируешь? Никак? Или всё же воспринимаешь всё близко к сердцу? Что ты думаешь о людях, которые высказывают о нас своё мнение? Не спеши отвечать. У нас есть своя теория по этому поводу. 

1. Они просто глупы

Если оценивать ситуацию объективно, то это, вероятно, не совсем так. Однако чисто субъективно большинство так и считает. Тебе все кажутся глупыми? Возможно. Поэтому всегда помни, что лучший способ сделать что-то хорошо – это сделать самому.

2. Ты сам себе нравишься. Да и так и должно быть

Ты – единственный, с кем тебе самому придётся уживаться (как ни странно это звучит). Ты – единственный человек, с чьим мнением тебе нужно считаться при принятии решения. Ты – единственный, кто должен любить тебя. Потому что от себя не убежишь. Поэтому расставь для себя правильные приоритеты и забудь обо всех остальных.

3. Никто по-настоящему не знает, что ты пережил

Никто не знает, почему ты такой, какой ты есть, или почему ты поступаешь так, как поступаешь. Никто не знает, сколько горя или счастья выпало на твою судьбу, никто не знает о том, что ты поступаешь именно так из-за какой-то детской травмы. Они высказывают своё мнение на основании того, что они видят. Они не знают тебя настоящего. Себя настоящего знаешь только ты.

4. Ты не обязан держаться за то, что тебе не нравится

Это твоя жизнь, и если тебе что-то не нравится, ты имеешь полное право отпустить это. Это в том числе касается мнения других людей. Если суждение других людей сбивает тебя с ног, просто игнорируй его. Держись только за то, что вселяет в тебя силы и заставляет чувствовать себя хорошо. А всё остальное не имеет значения.

5. Ты действительно хочешь, чтобы другие тебя оценивали?

Слишком часто мы ищем одобрения со стороны, какие-то подтверждения того, что мы всё делаем правильно. Но, как мы уже говорили выше, другие люди глупы в своих осуждениях. Так зачем же тогда ждать их оценки?

В любом случае, решать только тебе. Как бы то ни было, тебе стоит научиться быть открытым и уважительно относиться к мнению людей, даже если ты с ним не согласен.

Мы делим эту планету с семью миллиардами других людей. Число это просто огромное – наш мозг, к сожалению, не в состоянии представить, сколько это на самом деле. Это огромное количество людей.

Независимо от того, кем ты являешься, независимо от того, что ты делаешь, независимо от того, насколько велики твои достижения или насколько катастрофичны твои неудачи, независимо от того, во что ты веришь, независимо от того, что ты отстаиваешь – всегда найдутся те, кому ты будешь нравиться, и те, кто тебя будет ненавидеть. И большинству из них будет всё равно, жив ли ты вообще.

Вот как это бывает

Нарциссы верят в то, что их все любят. Тревоженные люди верят в то, что все их осуждают. Но и те, и другие — ошибаются. На самом деле один отдельно взятый человек не так уж и много значит для человечества.

Поэтому не стоит распыляться на мнение других. Право на жизнь даётся только один раз, и тебе самому решать, какой она будет.

Ты можешь жить так, как тебе хочется, или так, как говорят другие люди. В любом случае это ничего не изменит – всё равно найдутся те, кому «что-то не так».

Так стоит ли беспокоиться о том, что думают другие люди?

Нет. Это твоя жизнь, и ты должен проживать её так, как тебе хочется.

Стоит ли беспокоиться о том, что думают о тебе близкие люди?

Может быть. Если они поддерживают тебя, если они искренне хотят помочь тебе стать лучше, если их замечания могут сделать тебя и твою жизнь лучше, тогда да, их мнение стоит учитывать.

Понимаешь, в чём тут парадокс. С одной стороны, нас окружают люди, которые формируют своё мнение о человеке, даже не зная его. А с другой стороны, мы – социальный вид, и мы нуждаемся в общении с другими, поэтому нам действительно важно, что думают другие.

Поэтому, когда ты слышишь мнение о себе, сначала разберись, насколько оно важно для тебя. Мнение большинства людей не имеет значения. Мнение людей, которые искренне тебя любят и хотят, чтобы ты жил лучшей жизнью, имеет очень большое значение.

Опрос: имеет ли значение общественное мнение о тебе?

Мы провели внутренний опрос среди коллег. И вот результат. 

Люди всегда обсуждали, обсуждают и будут обсуждать других людей. Независимо от того, что ты делаешь или говоришь, как ты ведёшь себя, как ты одеваешься, какие решения принимаешь — всегда будут «промываться кости». Но помни, мнение других не определяет твою ценность их рейтингом одобрения. «Великие умы обсуждают идеи; средние умы обсуждают события; мелкие умы обсуждают людей». И это правда.

Роман

Если люди говорят о тебе, скорее всего, ты достоин этого. Я думаю, что чужое мнение является неотъемлемой частью жизни. Но не нужно жить ради этого.

Ярослав

Нет, не имеет значения. И никогда не имело. Я сам автор своей истории. Не трать свою энергию на самоистязание, они этого не достойны.

Дмитрий

Мне совершенно не важно мнение неинтересных мне людей. Осуждение других, — это отражение собственных наихудших качеств. Я прислушиваюсь только к очень близким людям: родным и друзьям, настоящим друзьям, а не мифическим в соц. сетях.

Мария

Мы социальные существа, поэтому мы жаждем внимания других. Мы хотим, чтобы нас видели с нашей лучшей стороны, но слышим самые сокровенные недостатки. И снова мы хотим показать свой идеальный образ, но опять льётся грязь. Не нужно относится слишком серьёзно к тому, что другие думают о тебе. Нужно быть собой, но до той степени, чтобы ты не был социально изгнан.

Альбина

Правда в том, что мы не можем жить в изоляции от других. Нам нужна поддержка и сотрудничество других людей для достижения наших целей. Таким образом, принимать конструктивную критику от других разумно.

Иван

Нужно учитывать каждое мнение, интерпретировать и находить важное для себя. Помни, что большинство не даст хороший совет, поэтому тебе решать, кому доверять.

Анна

Это в основном имеет значение для тех людей, которые не могут принять себя и ищут подтверждение извне. Когда тебе удобно быть собой и любить себя таким, какой ты есть, и работать над тем, чтобы каждый день становиться лучше, не имеет значения, что о тебе думают другие.

Саша

Как видишь, ответы респондентов хоть и разные, но весьма логичные. Найди адекватное окружение, к мнению которых можешь прислушаться.

Читай ещё ответы на вопросы:

  • Нужно ли мстить обидчику?
  • Что женщины хотят от мужчин?
Ссылка на основную публикацию