Анализ стихотворения «никого не будет в доме» (б. пастернак)

  • Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

  • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы

    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

  • Роль частей речи в художественном произведении

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое

    «Никого не будет в доме…» Б.Пастернак

    Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак)

    • «Никого не будет в доме…» Борис Пастернак
    • Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме
    • Незадёрнутых гардин.
    • Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой,
    • Только крыши, снег, и, кроме
    • Крыш и снега, никого.
    • И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье
    • И дела зимы иной.
    • И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине
    • Сдавит голод дровяной.
    • Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь, — Тишину шагами меря.
    • Ты, как будущность, войдёшь.
    • Ты появишься из двери В чём-то белом, без причуд, В чём-то, впрямь из тех материй,
    • Из которых хлопья шьют.

    Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»

    Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания.

    Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви.

    Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

    Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться.

    Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни.

    Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

    Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками».

    О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной».

    когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце.

    «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков.

    Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме. » (восприятие, истолкование, оценка)

    Борис Леонидович Пастернак жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы. Возможно, именно это тревожное время заставляло людей брать в руки бумагу, садиться за стол и пытаться в своих стихах находить ответы на вопросы, искать смысл жизни…

    Б.Л. Пастернак – прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Его творчество занимает особое место в истории русской литературы.

    1. Стихотворение «Никого не будет в доме…» написано в 1931 году. Оно начинается такими строками:
    2. Никого не будет в доме,
    3. Кроме сумерек. Один
    4. Зимний день в сквозном проеме

    С первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня. Стоит заметить, что практически все произведения Пастернака трудно читать. Это стихотворение не исключение.

    Очень хочется поделить предложения по-своему, не обращая внимания на знаки препинания, поставленные автором. Но это только после первого, поверхностного, прочтения.

    Что же мы видим, прочитав стихотворение так, как задумал это автор? Всего четыре строчки, но перед нами возникает четко вырисованная картина!

    • Только белых мокрых комьев
    • Быстрый промельк маховой.
    • Только крыши, снег и, кроме
    • Крыш и снега, – никого.

    Не нужно четкое и подробное описание зимы со всевозможными нюансами. Это ни к чему. Несколькими точными штрихами автор передает читателям ощущение зимнего снегопада. Мы тут же видим перед своими глазами падение «белых мокрых комьев».

    Очень интересно то, что у Пастернака природа и вообще окружающий его мир наделяется свойствами, равноправными с поэтом, перестает быть пассивным объектом описания. До Пастернака состояние природы описывалось через состояние человека. У него же природа – без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:

    1. И опять кольнут доныне
    2. И окно по крестовине
    3. Сдавит голод дровяной.

    Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой.

    Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом поэт хотел показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимопроникновение.

    Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

    Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ невыделен, неясен.

    Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня.

    Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.

    • Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, целостность бытия – единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…
    • В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:
    • Только белых мокрых комьев
    • Быстрый промельк маховой.
    • Повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим неспешное шорох падения больших хлопьев снега и видим их девственную белизну… Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»…
    • Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.

    Композиционно произведение можно разделить на две части. Первая – чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества. Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:

    1. Но нежданно по портьере
    2. Пробежит вторженья дрожь.
    3. Тишину шагами меря,
    4. Ты, как будущность, войдешь.
    5. Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:
    6. Ты появишься у двери
    7. В чем-то белом, без причуд,
    8. В чем-то впрямь из тех материй,
    9. Из которых хлопья шьют.

    Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина, наполняя душу покоем, умиротворением и сладостным ожиданием чуда.

    Данное произведение получило свою вторую жизнь в качестве песни, исполненной в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Разве это не величайшее признание поэта, когда его произведения ложатся на музыку.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Читайте также:  Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

    / Сочинения / Пастернак Б.Л. / Разное / Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме. » (восприятие, истолкование, оценка)

    Послушайте стихотворение Пастернака Никого не будет дома

    Темы соседних сочинений

    ← Март↑ ПастернакНобелевская премия →

    Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак)

  • Никого не будет в доме ???? краткое содержание, о произведении

    • Никого не будет в доме,
    • Кроме сумерек. Один
    • Зимний день в сквозном проеме
    • Незадернутых гардин.
    • Только белых мокрых комьев
    • Быстрый промельк маховой,
    • Только крыши, снег, и, кроме
    • Крыш и снега, никого.
    • И опять зачертит иней,
    • И опять завертит мной
    • Прошлогоднее унынье
    • И дела зимы иной.
    • И опять кольнут доныне
    • Не отпущенной виной,
    • И окно по крестовине
    • Сдавит голод дровяной.
    • Но нежданно по портьере
    • Пробежит вторженья дрожь,-
    • Тишину шагами меря.
    • Ты, как будущность, войдешь.
    • Ты появишься у двери
    • В чем-то белом, без причуд,
    • В чем-то, впрямь из тех материй,
    • Из которых хлопья шьют.

    Краткое содержание

    Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак)

    А. Мещерякова. Одинокий путник. 2014

    В произведении описан один из дней, который ожидает лирического героя (поэта) в будущем.

    Герою представляется следующая картина: он находится в доме совершенно один, за окном тихо падает снег, и в этом царстве абсолютно безмолвной белизны ощутимо предчувствие чуда.

    В рамках двух начальных строк посредством употребления предлога «кроме», подчёркивается отстранённость лирического героя от внешнего мира людей и событий. Герой полностью растворён в круговерти белой зимней природы, где белый цвет является символом одиночества.

    Позитивный эмоциональный настрой лирического героя изменяется в третьем и четвёртом четверостишиях: переживания его становятся унылыми, он находится во власти раздумий о «делах зимы иной». Этими строчками автор передаёт читателям свои угнетённые чувства, связанные с его неудачным опытом семейной жизни.

    Поэтому сердце романтического героя терзает «не отпущенная вина»: он не имеет душевных сил простить самого себя за то, что решился оставить супругу и ребёнка.

    Грустный снежный пейзаж способствует тому, что герой вспоминает не только о расставании с бывшей женой, но и о непростой жизни послевоенных лет: прямым указанием на это служит словосочетание «голод дровяной».

    В двух заключительных строфах настрой души романтического героя резко меняется: внезапно, словно «будущность», появляется его долгожданная избранница.

    Герой с чувством искреннего нетерпения ждёт свою возлюбленную, тщательно маскируя своё ожидание.

    Образ любимой женщины описывается посредством нескольких штрихов: она носит простой наряд из «воздушных хлопьев» снега, приносит с собой много света и дарит зыбкую надежду на светлое будущее.

    История создания

    История рождения данного стихотворения содержит прямую отсылку к переломному периоду в судьбе Пастернака. Автор написал его в 1931 г., сразу же после того, как состоялось его судьбоносное знакомство с женщиной Зинаидой Нейгауз. На момент знакомства женщина была замужем и имела детей.

    Пастернак также был женат и имел сына. Несмотря на подобные обстоятельства «непреодолимой силы», между мужчиной и женщиной мгновенно вспыхнул «костёр» любви такой силы, что даже узы брака не смогли помешать этому.

    Спустя некоторое время после знакомства, Нейгауз и Пастернак решили соединить свои жизни.

    Разрыв отношений с первой супругой, повлекший вынужденное расставание с сыном, дался Пастернаку невероятно трудно. Поэт понимал и осознавал собственную вину за происшедшее: в его сердце поселились смятение и «не отпущенная вина».

    Зинаиде Нейгауз довелось стать второй супругой Пастернака: они прожили всю оставшуюся жизнь вместе.

    Тем не менее, Нейгауз так и не смогла стать последней страстью поэта: в конце жизни Пастернак увлёкся другой музой по имени Ольга Ивинская.

    Произведение было опубликовано в 1932 г., войдя в поэтический сборник «Второе рождение». Известный биограф поэта Дмитрий Быков высказал мнение о том, что всё содержание данного стихотворения устремлено в будущее: оно даже написано «в будущем времени».

    И это вовсе не странно: создавая произведение, Пастернак находился на пороге новой жизни, начиная «писать» свою семейную историю с чистого листа.

      По авторитетному мнению Быкова, поэт искренне любил Новый Год, так как именно в это время испытывал острое чувство новизны и счастья.

    Жанр, направление, размер

    Стихотворение относится к  жанру любовной лирики: основную роль в нём  исполняют чувства и эмоции. Вместе с тем, стихотворные строки насквозь проникнуты настроением печали и грусти, что особенно характерно для жанра элегии. Поэтический размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой. Присутствуют мужские/женские рифмы.

    Интонация произведения отличается плавностью и спокойствием: лирический герой не желает чем-либо нарушать безмолвие зимнего дня. Благодаря размеренной тональности повествования, стихотворение превратилось в лирическую песню к известному фильму «Ирония судьбы». Музыку на него написал композитор Микаэл Таривердиев, назвавший текст «нежными стихами».

    Композиция

    Произведение включает в себя шесть строф. С точки зрения композиционного построения, оно делится на две, тесно связанных друг с другом, части:

    1. Первая часть – описание дома, в условиях которого находится лирический герой. Мы буквально окунаемся: в зимний пейзаж, чувство одиночества героя, его грустные мысли и эмоции.
    2. Вторая часть – осуществляется радикальная смена настроения лирического героя по причине появления любимой женщины. Воздушный образ возлюбленной привносит в сюжет ноты лёгкости и свежести, даря надежду на возможное счастье.

    Таким образом, стихотворение включает в себя два смысловых сегмента – это повествование об одиноком доме и мечты романтического героя о встрече с любимой женщиной.

    Образы и символы

    С целью передачи основной идеи произведения, Пастернак создал следующую палитру образов:

    • образ лирического героя – центральный. Лирический герой полностью идентичен автору. Героем является мужчина, пребывающий в состоянии крайнего смятения и погружения в «океан» собственных переживаний. Он пребывает в состоянии острого одиночества, спровоцированного чувством вины из-за расставания с супругой. Героя окружают лишь темнота и безмолвие, ведь в доме нет ни одной живой души, «кроме сумерек»;
    • образ одинокого (потерянного) человека – данный образ создан в первой части произведения. Но уже во второй части, после раздумий об истинных причинах своих страданий, лирический герой (он же «потерянный человек») видит «лекарство» от своего одиночества – любимую женщину. Теперь он уже не кажется настолько несчастным и покинутым;
    • образ возлюбленной – внезапное появление любимой женщины избавляет романтического героя от одиночества. В данном случае, возлюбленная выступает символом надежды на счастье. Автор не делает подробного описания любимой, но при этом создаёт её образ настолько виртуозно, что он вступает в резонанс с грустью и тоской. Окончание произведения остаётся открытым, поэтому надежды лирического героя остаются лишь надеждами, не более того. Это дарит стихотворным строкам особую чувственность;
    • образ снега – центральный. Едва появляется избранница лирического героя, как всё вокруг буквально преображается. Если, в самом начале произведения, герой воспринимает снег как «белые мокрые пятна», то в конце произведения – это уже «воздушные хлопья», из которых сшито платье избранницы. Таким образом, снег выступает не только как идеальная декорация поэтического действа, но и как передатчик глубинных чувств лирического героя.

    Темы и настроение

    В произведении поднимается две ключевых темы:

    1. Тема любви – поэт сильно переживает из-за разрыва с первой женой и разлуки с сыном, всё ещё испытывая искреннюю любовь к ним. Он линчует себя за произошедшее, пребывая в состоянии неуверенности относительно будущего. Герой пребывает в подвешенном состоянии, испытывая сомнение относительно правильности своего выбора.
    2. Тема одиночества – лирический герой, существуя в состоянии внутренней борьбы с самим собой, чувствует сильное одиночество. Никто не способен помочь ему принять грамотное, единственно верное решение. Лишь появление новой возлюбленной, ради которой он ушёл из семьи, способно подарить герою робкую надежду на счастье.

    Настроенческий спектр произведения имеет широкую амплитуду: от тягостного одиночества – до светлой надежды, спасающей лирического героя из заточения его внутренней «тюрьмы».

    Основная идея

    Основная идея произведения заключается в утверждении важности духовного возрождения человека. Поэт утверждает мысль о том, что насколько бы сложной не оказалась жизненная ситуация, всегда существует надежда на разрешение всех проблем, достижение светлого будущего.

    Повествуя о глубочайшей потерянности и одиночестве, лирический герой демонстрирует следующее: излишнее погружение в собственные переживания способны оторвать человека от реальной жизни, посадить его «под замок» внутренней тюрьмы.

    А, чувство надежды – это именно то, что открывая двери внутренней тюрьмы, дарит свободу.

    Средства выразительности

    Лирическое «Я» автора раскрывается через обращение к следующим средствам художественной выразительности:

    • эпитеты – «белые, мокрые комья», «зимний день»;
    • метафоры – «по портьере пробежит сомненья дрожь», «и опять зачертит иней…»;
    • сравнение (в тексте одно) – «ты, как будущность, войдёшь»;
    • анафора – «и опять завертит иней, и опять завертит мной…», «и опять кольнут…»;
    • аллитерация – неуютная атмосфера передана посредством использования согласных звуков «З», «С», «Р»: «… зимний день в сквозном проёме не задёрнутых гардин».

    «Никого не будет в доме» – анализ стихотворения Бориса Пастернака

    История написания

    Произведение было создано в 1931 году и впервые напечатано в журнале «Красная новь», а в 1932 году вошло в книгу стихов «Второе рождение». К моменту его написания Пастернак более восьми лет был женат на художнице Евгении Лурье. Но в 1929 году он повстречался с Зинаидой Нейгауз и влюбился в неё, хотя она уже была замужем. Поэт довольно долгое время поддерживал с семьёй Нейгаузов дружеские отношения, однако в 1930 году ушёл от своей жены из-за сильных чувств к Зинаиде. Она так же тяжело разводилась со своим супругом, пианистом Генрихом Нейгаузом.

    Читайте также:  Образ бабушки Акулины Ивановны в «Детстве» Горького

    В эти годы Пастернак и его возлюбленная поддерживали переписку. Их взаимоотношения проходили проверку на прочность в течение двух лет, которые сам поэт сравнивал с настоящей мукой.

    Пытаясь разобраться в своих чувствах, Зинаида ещё подумывала вернуться к мужу, на что Пастернак реагировал достаточно болезненно. Зима 1932 года стала для него очень тяжёлым временем: в феврале он даже предпринял попытку самоубийства.

    Однако в этом же году возлюбленные зарегистрировали свои отношения.

    Именно эти события и эмоции от новой любви и нашли отражение в тексте произведения «Никого не будет дома». Как и другие работы Пастернака, оно глубоко метафорично: не зная всей истории из его биографии, невозможно должным образом объяснить, какой смысл он вкладывает в свои строки.

    Тема и идея

    В литературе Борис Пастернак больше известен своими философскими стихотворениями. Он сам признавался, что не умеет красиво отражать эмоции и чувства, но при этом его любовная лирика очень тонко показывает человеческую душу, поражает откровенностью и оригинальностью. В этом стихотворении затронуты такие темы:

    • одиночество;
    • любовь;
    • ожидание встречи с возлюбленной.

    Также произведение ярко запоминается зимним пейзажем.

    По мнению биографа Пастернака, Дмитрия Быкова, в этом стихотворении всё устремлено в будущее, оно даже написано «в будущем времени». Автор находится на пороге новой жизни, в которой начнёт всё с чистого листа. За это ощущение предстоящего счастья и грядущего чуда, по мнению Быкова, Пастернак трепетно любил Новый год.

    Лирический герой представляет один из дней, которые ждут его в будущем. Он будет пребывать в доме в полном одиночестве, в тишине и белизне, которая словно готовит само появление чуда.

    В первых двух строфах с помощью слова «кроме» лишь подчёркивается его отстранённость от всего остального мира и от людей: «кроме сумерек», «кроме крыш и снега, никого».

    Он полностью растворяется в мире зимней природы и белом цвете, символизирующем одиночество.

    Но в третьем и четвёртом четверостишии его настроение и ожидание чуда омрачается тягостными воспоминаниями: им овладевают «прошлогоднее унынье» и думы о «делах зимы иной». В этих строках поэт передаёт своё состояние, связанное с его неудавшимся браком.

    Его сердце колет «неотпущенная вина»: он не может простить себя за то, что оставил первую жену и сына. Невесёлый зимний пейзаж наводит его на воспоминания не только о непростом расставании с бывшей супругой, но и о тяжёлой жизни послереволюционных лет.

    На это указывает словосочетание «голод дровяной».

    Однако в последних двух четверостишиях настроение героя резко меняется: «как будущность» появляется его долгожданная возлюбленная. Герой явно с нетерпением ждал её, хотя и тщательно скрывал это от читателя. Её образ рисуется всего несколькими штрихами: она легка, воздушна, «без причуд» — её наряд прост, она приносит с собой свет и надежду на счастливое будущее.

    С её появлением всё вокруг преображается. И если в начале стиха снег описывается как «белые мокрые комья», то теперь это воздушные хлопья, из которых сшито невесомое одеяние героини. Также в финале совершенно по-другому видятся белый цвет и зимний пейзаж.

    Жанр, стихотворный размер и композиция

    Жанр — любовная лирика. На первый план выходят эмоции и чувства главного героя. Грустный мотив стихотворения характерен для элегии.

    Оно написано четырехстопным хореем с перекрёстной рифмовкой АВАВ.

    Стихотворение состоит из шести четверостиший, но композиционно делится на две части, которые тесно связаны между собой:

    1. В первой части описываются дом, в котором пребывает лирический герой, зимний пейзаж, тишина, его одиночество, невесёлые мысли, переживания и сожаления.
    2. Во второй части происходит резкая смена настроения, когда появляется возлюбленная героя. Её воздушный образ привносит в действительность свежесть и лёгкость, наводя на мысли о светлом будущем.

    Средства художественной выразительности

    По своей интонации стих очень плавный и спокойный, будто лирический герой не хочет нарушать мирную атмосферу зимнего дня и тишину, господствующую в пустом доме.

    Даже когда появляется долгожданная героиня, автор не использует восклицательных предложений, хотя и чувствуется его восторг и восхищение ею.

    Должно быть, именно благодаря размеренному тону повествования текст легко превратился в лирическую песню в жанре романса, включённую в фильм «Ирония судьбы». Композитор Микаэл Таривердиев называл текст «нежными стихами».

    Борис Пастернак использует большое количество средств художественной выразительности, которые служат для более подробного раскрытия темы и передают внутреннее состояние героя. Благодаря тропам можно погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа или почувствовать одиночество персонажа. Автор подбирает художественные средства на основе своих ассоциаций. Например:

    1. Метафоры, присутствующие почти в каждом четверостишии: «белых комьев быстрый промельк моховой», «зачертит иней, завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».
    2. Эпитеты: «зимний день», «белые комья».
    3. Сравнение: «ты, как будущность».

    Читателя завораживают такие необычно использованные слова, как «промельк маховой» или «будущность». Кроме того в тексте присутствует аллитерация — автор повторяет несколько согласных звуков для придания тексту большей выразительности.

    В строке «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин» он показывает немного тревожную атмосферу, используя звуки «р», «з», «с», а в строке «пробежит сомненья дрожь» с помощью звука «ж» показывает неожиданность вторженья героини. Её возникновение заставляет все тревоги героя стихнуть и становится началом чего-то нового, но об этом читатель догадывается уже сам, так как в этот момент повествование обрывается на светлой позитивной ноте.

    Борис Пастернак

    Никого не будет в доме,
    Кроме сумерек. Один
    Зимний день в сквозном проеме

    Незадернутых гардин.

    • Только белых мокрых комьев
      Быстрый промельк маховой,
      Только крыши, снег, и, кроме
    • Крыш и снега, никого.
    • И опять зачертит иней,
      И опять завертит мной
      Прошлогоднее унынье
    • И дела зимы иной.
    • И опять кольнут доныне
      Не отпущенной виной,
      И окно по крестовине
    • Сдавит голод дровяной.
    • Но нежданно по портьере
      Пробежит вторженья дрожь,-
      Тишину шагами меря.
    • Ты, как будущность, войдешь.
    • Ты появишься у двери
      В чем-то белом, без причуд,
      В чем-то, впрямь из тех материй,
    • Из которых хлопья шьют.

    Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака

    Творчество Б. Пастернака невероятно сложно для понимания. Его произведения всегда насквозь метафоричны, заключают в себе тайный смысл. Не зная обстоятельств личной жизни поэта, не всегда можно уловить этот смысл. Стихотворение «Никого не будет в доме…» (1931 г.

    ) напрямую связано с важным событием в жизни Пастернака. В этом году он порвал отношения с первой женой и создал новую семью с З. Нейгауз. Это событие вызвало скандал и породило массу слухов, так как женщина также имела мужа, вдобавок являвшегося другом Пастернака.

    Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается.

    Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» — присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.

    Хмурый зимний пейзаж настраивает лирического героя на безрадостные воспоминания. «Прошлогоднее унынье», вероятно, связано с неудачно сложившейся семейной жизнью. Автор чувствует за собой «неотпущенную вину». Пастернак никак не упоминает свою первую жену. Можно предположить, что именно он стал причиной распада семьи.

    Появление героини совершенно преображает действительность. Становится понятно, что автор ждал возлюбленную с огромным нетерпением, просто тщательно скрывал его от читателя. Он находился во вневременном и внепространственном состоянии.

    Это подчеркнуто сравнением героини с «будущностью». Наверно, Пастернак не был до конца уверен, что женщина ради него бросит своего мужа. Поэтому он не строил никаких планов и не предавался мечтам.

    Внезапное появление женщины озарило всю его жизнь и пробудило веру в счастливое будущее.

    Изменение настроения лирического героя передает перемена в его восприятии действительности. Если в начале произведения снег ассоциируется с «белыми мокрыми комьями», то в финале возникает образ воздушных «хлопьев». Они символизируют неземной материал, из которого сшит наряд главной героини.

    Стихотворение «Никого не будет в доме…» отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака. Оно является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.

    Читать стих поэта Борис Пастернак — Никого не будет в доме на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

    Читайте также:  Женские образы в романе «Доктор Живаго» (Б. Пастернак)

    «Никого не будет в доме», анализ стихотворения Пастернака

    Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение».

    Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака. Для соединения в браке, которое произошло в 1932 г.

    , Пастернаку и Зинаиде Нейгауз пришлось пережить тяжёлый развод с прежними мужем и женой. Пастернак оставил сына, а дети пианиста Нейгауза жили в семье Зинаиды и Бориса. Младший, Станислав, тоже стал знаменитым пианистом.

    Зинаида Нейгауз-Пастернак была женой писателя до самой его смерти в 1960 г., но фактически после 1945 г. супруги стали отдаляться друг от друга. Последней любовью Пастернака стала Ольга Ивинская, ради которой поэт так и не решился бросить вторую жену, как когда-то ради неё самой оставил первую.

    Литературное направление и жанр

    Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак – яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.

    Тема, основная мысль и композиция

    Тема стихотворения – любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви – возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.

    Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддаётся мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной. В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.

    У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня – его будущность.

    Тропы и образы

    Основное состояние и настроение лирического героя – одиночество.

    Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то – определённой личностью, навевающей тоску.

    Другая личность – одушевлённый зимний день – стоит за окнами, виден через незадёрнутые гардины. Сами незадёрнутые гардины – знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.

    Вторая строфа контрастна по цветам. Чёрные крыши и белый снег, быстрое движение (неологизм промельк) белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства (прошлогоднее унынье), продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.

    Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.

    Дела зимы иной – очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее.

    Четвёртая строфа – это сложное предложение, первая часть которого – односоставное неопределённо-личное, то есть личность тех, кто кольнёт виной, которую не простили, не важна и не интересна лирическому герою.

    Глагол кольнуть относится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» (метафора). Глагол сдавит относится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.

    Четвёртая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намёка на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.

    Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья (метафора). Портьера – антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задёрнута, но она колеблется от шагов.

    Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой всё это время находился лирический герой. Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.

    Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершённая концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

    • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

    • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

    • «Июль», анализ стихотворения Пастернака

    • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

    • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

    • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

    • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

    • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

    • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

    • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

    • «Март», анализ стихотворения Пастернака

    • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

    • «Сон», анализ стихотворения Пастернака

    • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

    • «Иней», анализ стихотворения Пастернака

    • По произведению: «Никого не будет в доме»
    • По писателю: Пастернак Борис

    ???? Никого не будет в доме

    Ничто так не побуждает поэта к написанию красивых строк, как рождение новых чувств, когда Муза присаживается рядом с письменным столом и помогает передать на бумагу бессмертные строфы. Так, стихотворение «Никого не будет в доме» Борис Пастернак пишет в 1931 году после начала близких отношений с Зинаидой Нейгауз, пытаясь передать в нём эмоции влюблённого человека.

    Пастернак и Зинаида Нейгауз

    Чувства между Зинаидой и Борисом вспыхнули, как папиросная бумага от поцелуя огня, несмотря на то, что оба на момент их зарождения находились в законном браке. Более того, над Пастернаком тяготело чувство вины перед женой, но новая любовь оказалась сильнее, ей просто нельзя было противостоять.

    Пара встретилась в Москве в 1927 году, а в конце лета 1931 года в Аджарии они были вместе, куда банально сбежали от московской суеты. «Медовый» месяц прошёл в санатории «Грузия» в Кобулети, где Зинаида и Борис проводили время в окружении вековых сосен и своих грузинских друзей.

    Тема и сюжет

    Стих «Никого не будет в доме» яркий образец любовной лирики, в которой проглядываются нотки философии, что свойственно Пастернаку. Автор сумел соединить вместе темы встречи с любимой и одиночества, которое помогает подчеркнуть важность любовного свидания.

    По сюжету лирический герой находится один в воображаемом зимнем доме, покрытом в вечерние сумерки вуалью ожидания любимой женщины.

    Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один.

    Чтобы в полной мере вкусить радость от встречи герою необходимо побыть в одиночестве, ему надо остаться наедине с тишиной, между крышами и снегом.

    Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого.

    В это время героя посещают воспоминания о былом, где есть место и «не отпущенной вине» перед бывшей женой, место которой заняло новая возлюбленная. Он оценивает прошлое и отпускает его, чтобы открыть дорогу к будущему.

    Пребывание в одиночестве не будет долгим, неожиданно колыхнётся портьера и из-за неё появится его женщина, предмет его ожидания и обожания.

    Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь.

    Свою возлюбленную герой воспринимает настолько всерьез, что называет её будущностью, при этом свидание имеет не только банальный сексуальный мотив – это встреча не только двух тел, но и двух близких душ. Белый наряд возлюбленной тому подтверждение, хотя конечно, отношения и не предполагались чисто в платонической области.

    Краткий тех анализ

    Стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой (доме – один – проеме – гардин) и состоит из двух частей. В первой герой находится один в ожидании возлюбленной, томится в одиночестве и вспоминает возможные ошибки прошлого. Во второй любимая приходит и падает занавес таинства встречи.

    Пастернак использует в стихе большое количество метафор (например, «по портьере пробежит сомненья дрожь»), а эпитеты (белые… комья, зимний день) помогают автору передать настроение стихотворения. Имеется пример сравнения (ты, как будущность войдешь), которое возвеличивает женщину в глазах читателя и оправдывает свидание с ней.

    Текст

    • Никого не будет в доме,Кроме сумерек. ОдинЗимний день в сквозном проеме
    • Не задернутых гардин.
    • Только белых мокрых комьевБыстрый промельк моховой,Только крыши, снег, и, кроме
    • Крыш и снега, никого.
    • И опять зачертит иней,И опять завертит мнойПрошлогоднее унынье
    • И дела зимы иной.
    • И опять кольнут донынеНе отпущенной виной,И окно по крестовине
    • Сдавит голод дровяной.
    • Но нежданно по портьереПробежит сомненья дрожь,-Тишину шагами меря.
    • Ты, как будущность, войдешь.
    • Ты появишься из двериВ чем-то белом, без причуд,В чем-то, впрямь из тех материй,
    • Из которых хлопья шьют.

    1931 год

    Романс на стихи

    Ссылка на основную публикацию