Краткое содержание рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»

Рассказ «Рыцарь Вася» Яковлева был написан в 1967 году. Это история о том, что за неказистой неинтересной внешностью может скрываться удивительно богатая, прекрасная душа и чуткое сердце. Не стоит судить о человеке лишь по его внешнему виду – к этому призывает в своем произведении писатель.

Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 4 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Рыцарь Вася» на нашем сайте. Книга Ю. Яковлева в сокращении будет полезна для анализа сказки и читательского дневника.

  • Главные герои

  • Вася – толстый, неповоротливый, медлительный мальчик, который мечтал стать рыцарем, добрый и смелый, но очень застенчивый.

  • Другие персонажи

  • Димка Ковалев – одноклассник Васи, бойкий, наглый мальчик, подлый и лживый.

  • Первоклассник – глупый мальчик, провалившийся под лед.
  • Краткое содержание

Вася был полным, неуклюжим толстяком, над которым постоянно подшучивали приятели. За «медлительность, неповоротливость и неловкость» Васю прозвали тюфяком. За что бы ни взялся мальчик, все у него валилось из рук, все выходило не так, как надо.

Вид у него был постоянно сонный, «будто он только что проснулся или собирался уснуть». Кроме того, Вася был очень полным, и все думали, «что причина его полноты – обжорство: с чего еще он такой толстый?».

Однако мальчик ел совсем немного, более того – он испытывал полное равнодушие к еде.

Никто из окружающих не подозревал, «что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой». А в груди Васи билось отважное рыцарское сердце. Мальчик любил представлять смелым и отважным рыцарем времен Айвенго.

Он видел себя высоким, сильным и красивым, в сияющих доспехах и верхом на великолепном боевом коне. Но когда мальчик смотрел на свое отражение в зеркале, все его мечты рассыпались, словно карточный домик.

В такие минуты Вася «ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность».

В свободное время Вася посещал музей, где с большим удовольствием рассматривал старинные рыцарские доспехи, оружие. Он «мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично». Однажды Вася, проходя мимо скованной льдом реки, услышал крики. Это звали на помощь мальчики, решившие опробовать на крепость тонкий первый лед: один из них провалился в воду.

Димка Ковалев – то, что остался на берегу, стал давать советы Васе, как спасти товарища. Несмотря на большой риск, Вася отважно отправился по тонкому льду к барахтающемуся первокласснику. Вытаскивая перепуганного мальчика на берег, он набрал полные ботинки воды. Димка Ковалев предложил ему идти домой греться, а сам отвел спасенного мальчика.

Даже родной матери Вася не рассказал о том, что случилось.

На следующий день Вася стал свидетелем того, как на пионерской линейке Димку Ковалева поздравляли и награждали за спасение первоклассника. Вася хотел было рассказать всем правду, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно».

Заключение

Рассказ Ю. Яковлева учит быть смелым, решительным, не опускать руки в сложных жизненных ситуациях, и уверенно идти навстречу своей заветной мечте.

После ознакомления с кратким пересказом «Рыцарь Вася» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

«Рыцарь Вася» краткое содержание рассказа Яковлева – читать пересказ онлайн

  • Краткие содержания
  • Яковлев
  • Рыцарь Вася

Для всех окружающих он был тюфяком. Вася — неповоротливый и очень медлительный мальчик, которому никогда не хватало времени на контрольных работах.

Он все разливал и задевал. Постоянное сонное состояние, от которого заплетались ноги и быстро стаптывались ботинки, только добавляло насмешек со стороны одноклассников.

А еще Вася был толстым, хотя никогда не объедался, он вообще не любил кушать, но в это никто не верил.

При этом застенчивый мальчик чувствовал себя в душе отважным и благородным рыцарем. Он часто представлял себя облаченным в тяжелые доспехи. В своих мечтах Вася совершал множество подвигов и всегда защищал слабых.

О своих фантазиях он как-то рассказал приятелям, но те только рассмеялись. Все сочли, что на такого толстого рыцаря доспехов не существует. Не утешало Васю собственное отражение в зеркале.

Особенно ранили его насмешки мальчишек на уроках физкультуры и школьных утренниках.

Неповоротливый рыцарь начал привыкать к судьбе неудачника. От жестокой действительности мальчик сбегал в музей, где разглядывал оружие и доспехи, а также предавался мечтаниям. Это было единственной его отдушиной.

Но однажды судьба дала ему шанс проявить себя. Проходя мимо только что замерзшей реки, Вася услышал надрывные крики о помощи своего приятеля Димки. Тот размахивал руками и указывал на малыша, провалившегося под лед. Первоклашка был по пояс воде, а Димка кроме криков ничего не предпринимал, ему не хватало смелости ступить на тонкий лед.

А вот Вася был настоящим рыцарем, он даже не задумался о собственной безопасности и поспешил на помощь ребенку, хотя он был гораздо тяжелее Димки и потому рисковал сильнее. Вася вытащил малыша, но промочил ноги. Приятель посоветовал ему идти домой и вызвался сам отвести малыша к маме.

На следующий день в школе директор торжественно объявила о героическом поступке Димы Ковалева, о том, как он спас первоклассника. Вася знал, что это неправда, но ему не хватило смелости все рассказать.

Рассказ учит тому, что внешность может быть обманчива. Главное – это поступки, которые совершает человек. Место для подвига есть и в наши дни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

О произведении

Рассказ «Рыцарь Вася» Яковлева был написан в 1967 году. Это история о том, что за неказистой неинтересной внешностью может скрываться удивительно богатая, прекрасная душа и чуткое сердце. Не стоит судить о человеке лишь по его внешнему виду – к этому призывает в своем произведении писатель.

Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 4 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Рыцарь Вася» на нашем сайте. Книга Ю. Яковлева в сокращении будет полезна для анализа сказки и читательского дневника.

Смысл рассказа «Рыцарь Вася» Яковлева Юрия Яковлевича

Советский писатель Юрий Яковлев прославился книгами и рассказами для детей и подростков.

Психологические портреты героев произведений нашли отклик в сердцах тысяч читателей, узнающих в них и себя, своих товарищей, родителей и учителей.

Поучительные, веселые и грустные повествования о дружбе, любви, храбрости и верности зачастую задуматься не только юных, но и взрослых читателей. Одним из таких рассказов является «Рыцарь Вася».

Главный герой — незадачливый советский школьник Вася Рыбаков. Неуклюжий, медлительный и рассеянный ребенок вызывает раздражение мамы и учителей и насмешки товарищей. Настоящих друзей, которые могли бы поддержать мальчика, у Васи тоже нет.

Его окружают «приятели», давшие товарищу прозвище тюфяк, которое, сам того не желая, Вася ежедневно оправдывает в глазах окружающих. Неудобства и незадачливость школьника являются его бедой, с которой мальчик тщетно борется.

Усугубляет ситуацию и тайная мечта Васи стать рыцарем — храбрым, стройным, сильным воином, которому не страшны ни враги, ни ближайшее окружение, щедро осыпающее мальчика насмешками и презрением.

Несмотря на недостатки, с которыми Вася тщетно вел борьбу, случай продемонстрировать отвагу наравне с любимыми мальчиком героями представился школьнику поздней осенью.

Не задумываясь об опасности и рискуя жизнью, Рыбаков пересек полосу тонкого льда, чтобы вытащить из воды провалившегося под воду первоклашку.

Спасение происходило на глазах одноклассника Васи, Димы Ковалева, который с волнением наблюдал за сценой спасения.

Однако финал произведения вновь спускает Васю с небес на землю: подвиг спасения на глазах всей школы был приписан Диме, помощь которого свелась к тому, что он отвел промокшего первоклашку домой.

Краткость и смысловое наполнение рассказа делают его показательным по многим пунктам. Автор вложил в произведение несколько основных идей.

  1. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Вася, привыкший к небрежному отношению со стороны окружающих, сам проникся чувством собственной ничтожности. Самой показательной является ситуация с молчаливым признанием Васи «подвига» товарища, не сделавшего ничего ради спасения ребенка. Страх перед мнением учителей и одноклассников, вероятность высмеивания и обвинения героя во лжи победил в мальчике чувство собственной гордости и жажды справедливости. Данной сценой автор наглядно показал, что вина за образ, закрепившийся за Васей, лежит не только на нем, но и на тех, кто участвовал в его создании. Быть может, увидь они в мальчике не ленивого неуклюжего толстяка, а храброго и скромного
  2. Сражения возможны не только на страницах книг про рыцарей. Они — часть повседневной жизни обычных людей. Главное оружие это не меч, а способность постоять за себя, восстановить справедливость и правду. В любом городе есть место подвигам, а за неказистая внешность тихого застенчивого толстяка может скрывать храброе и самоотверженное сердце настоящего рыцаря.

На протяжении рассказа можно уловить скрытый призыв автора остановиться и задуматься: есть ли рядом с нами такие же Васи Рыбаковы, над которыми мы подшучивали и особенности которых вызывали в нас лишь презрение и недовольство? Действительно ли такие люди заслуживают подобного отношения к себе? Быть может, ограничен не их взгляд на жизнь, а наш собственный, мешающий за внешними и незначительными деталями увидеть настоящего человека?

Сюжетная линия постепенно раскрывает читателю истинное отношение автора к главному герою. Вася, неоднократно называемый Яковлевым безвольным тюфяком, предстает совершенно в другом свете, когда дело касается более серьезных вещей, нежели успехи в учебе или спорте.

Истинный портрет мальчика предстает перед читателем в трех моментах: когда Вася спасает малыша и скрывает совершенный подвиг от мамы и школы. Трусость соседствует в нем с храбростью, стеснительность со скромностью, а простота — с подлинной человечностью.

, разглядев которые, читатель действительно может признать: несмотря на все «поражения», описываемые Яковлевым в рассказе, Вася является рыцарем, о победах которого люди еще не раз услышат.

  • Насколько публикация полезна?
  • Нажмите на звезду, чтобы оценить!
  • Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Краткое содержание

Вася был полным, неуклюжим толстяком, над которым постоянно подшучивали приятели. За «медлительность, неповоротливость и неловкость» Васю прозвали тюфяком. За что бы ни взялся мальчик, все у него валилось из рук, все выходило не так, как надо.

Вид у него был постоянно сонный, «будто он только что проснулся или собирался уснуть». Кроме того, Вася был очень полным, и все думали, «что причина его полноты – обжорство: с чего еще он такой толстый?».

Однако мальчик ел совсем немного, более того – он испытывал полное равнодушие к еде.

https://www.youtube.com/watch?v=goMhTV1JTAU

Никто из окружающих не подозревал, «что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой». А в груди Васи билось отважное рыцарское сердце. Мальчик любил представлять смелым и отважным рыцарем времен Айвенго.

Он видел себя высоким, сильным и красивым, в сияющих доспехах и верхом на великолепном боевом коне. Но когда мальчик смотрел на свое отражение в зеркале, все его мечты рассыпались, словно карточный домик.

В такие минуты Вася «ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность».

В свободное время Вася посещал музей, где с большим удовольствием рассматривал старинные рыцарские доспехи, оружие. Он «мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично». Однажды Вася, проходя мимо скованной льдом реки, услышал крики. Это звали на помощь мальчики, решившие опробовать на крепость тонкий первый лед: один из них провалился в воду.

Димка Ковалев – то, что остался на берегу, стал давать советы Васе, как спасти товарища. Несмотря на большой риск, Вася отважно отправился по тонкому льду к барахтающемуся первокласснику. Вытаскивая перепуганного мальчика на берег, он набрал полные ботинки воды. Димка Ковалев предложил ему идти домой греться, а сам отвел спасенного мальчика.

Даже родной матери Вася не рассказал о том, что случилось.

На следующий день Вася стал свидетелем того, как на пионерской линейке Димку Ковалева поздравляли и награждали за спасение первоклассника. Вася хотел было рассказать всем правду, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно».

Юрий Яковлев, «Рыцарь Вася»: краткое содержание. Главный герой

Главный герой, мальчик по имени Вася, среди одноклассников слывет тюфяком. Это прозвище он получил за свою неловкость, неповоротливость и медлительность. Это касалось всего. Если он писал контрольную, то ему никогда не хватало времени. Если пил чай, то обязательно оставлял вокруг своей чашки лужу.

Ходил Вася вразвалку, задевая все вокруг. Вид у него был всегда сонный. Все валилось из рук «тюфяка», ничего не ладилось. Носил он одежду в обтяжку, отчего казался еще толще. Окружающие были уверены, что виной всему обжорство. Но Вася ел очень мало и вообще не получал никакого удовольствия от этого процесса. Все выдавало в нем то, что он тюфяк, даже голос был невыразительным и глухим.

Судьба неудачника

Проблемы маленького героя-мечтателя не только будут понятны таким же школьникам, но и помогут другим понять своих странных друзей, посмотреть на таких сверстников по-другому.

Объяснить, что и в тучном неповоротливом мальчике может жить храброе сердце, хотел Яковлев.

«Рыцарь Вася» (краткое содержание представлено в этой статье) — прекрасное произведение, которое учит детей оценивать других по их поступкам, а не по внешности.

Вернемся к нашему рассказу. На уроках физкультуры Вася был настоящим посмешищем, он не мог выполнить ни одного упражнения. Ему не везло во всем. Даже прочитать стихотворение, которое он разучивал неделю, ему не удалось.

Постепенно Вася смирился с тем, что он неудачник. Хотя осознание этого сердило его. Но мальчик винил только себя, а не других, как это обычно бывает.

Настоящее счастье

Краткое содержание «Рыцаря Васи» рисует персонажа, чей внутренний мир совершенно не соответствует внешности. И напоминает об этом не только зеркало, но и мама. Заслышав, как сын топает по коридору, она называла его «слоном в фарфоровой лавке».

Друзья тоже не понимали и не поддерживали его мечтаний. Как-то один из них сказал, что на такого толстого доспехи не налезут. Все эти люди и не подозревали, как сильно обижают Васю. В свободное время мальчик отправлялся в музей.

Здесь его интересовал только один зал, где на стенах висело оружие, а в углах расставлены рыцарские латы. Тайно от служащих он касался стали доспехов и проверял, насколько хорошо заточено оружие.

Вася воображал, что в латы закованы настоящие рыцари, с которыми он дружил или враждовал. В этом месте мальчик по-настоящему был счастлив.

Обыденность

Краткое содержание «Рыцаря Васи» дает понять, насколько серьезные детские проблемы поднимает произведение. Главный герой с обидой вопрошает, почему природа так жестоко посмеялась над ним, наделив благородное сердце таким жалким телом.

Вася мечтал о подвигах, а его жизнь была будничной и однообразной. Все его дни были похожи: он просыпался, умывался, завтракал. Мама все время поторапливала его. Затем он грузно спускался по лестнице, и все соседи знали, кто идет.

В школу он приходил ко второму звонку, бросал тяжелый портфель рядом с партой и грузно опускался на скамью.

  Краткое содержание сказки «Мэри Поппинс» П. Л. Трэверс

Делал он все это с невозмутимым спокойствием того, кто привык к однообразию и не ждет перемен.

На уроках он никогда не болтал и сидел тихо, но учителя часто делали ему замечания и вызывали к доске. Решая задачу с мелом в руке, он так натужно и вяло обдумывал решения, что преподаватели не выдерживали и отправляли его обратно на место.

За партой он вновь возвращался к мечтам и рисовал в тетрадях доспехи и оружие.

Развязка

Димка отправил Васю домой, так как тот промочил ноги, а спасенного первоклашку сам повел домой. Когда «тюфяк» вернулся, мама спросила о том, что случилось. Вася ответил, что промочил ноги.

Сначала мальчик хотел рассказать все маме, но он захотел спать, поэтому пошел в свою комнату. Он лег и в этот момент подумал, что будь на нем доспехи, лед бы его не выдержал. С этой мыслью Вася уснул.

На следующий день он пришел в класс как обычно, но там никого не было – все были на линейке. Вася поднялся в актовый зал, где дети уже построились. Затем выступал директор и сказал, что вчера Дима Ковалев совершил героический поступок и спас первоклассника, который провалился под лед. Потом заговорила старшая вожатая и прочитала письма от мамы спасенного мальчика.

Димку все стали поздравлять. Вася сначала хотел вмешаться и сказать, что это он спас ребенка. Но потом он представил, сколько привлечет к себе внимания и решил не вмешиваться.

После линейки Вася вернулся в класс, протиснулся на свое место и, взяв ручку, принялся рисовать рыцарей, мечи и доспехи. Так оканчивается рассказ Яковлева «Рыцарь Вася». Наш герой остался незамеченным, зато совершил настоящий подвиг и спас чужую жизнь, а это намного важнее наград и почестей.

Сердце рыцаря

Но не так прост герой Ю. Яковлева в «Рыцаре Васе». Краткое содержание послужит отличным тому доказательством. Под его толстой некрасивой оболочкой «билось благородное сердце рыцаря».

В мечтах Вася видел себя облаченным в сияющие доспехи и на белом коне. Он спасал слабых и угнетенных.

Герой воображал себя безымянным рыцарем, так как у книжных персонажей обычно звучные имена – Родриго, Айвенго, в его же не было ничего примечательного.

В фантазиях он был гибким, стройным, ловким и сноровистым. Все его недостатки исчезали. Но стоило только подойти к зеркалу, как оно возвращало Васю в реальность. В эти мгновения мальчик начинал ненавидеть себя из-за внешности.

Настоящий подвиг

Краткое содержание рассказа «Рыцарь Вася» описывает не только унылые будни героя, но и тот момент, когда он смог совершить свой подвиг и почувствовать себя настоящим героем.

Как-то поздней осенью ночью подморозило, и утром река была покрыта льдом. Он был еще тонким и ненадежным, но детей сильно манил. Разумеется, на реку тут же отправилось несколько смельчаков.

Лед трещал и прогибался под их ногами, но разве способно это остановить мальчишек?! Вася был в это время на берегу и услышал чей-то крик. Герой тут же ускорил шаг и побежал к тому месту, откуда доносились голоса. Рядом стоял Димка Ковалев, который бегал вдоль берега и кричал «Тонет».

Вася спросил о том, что происходит, на что Дима огрызнулся и ответил, почему тот стоит и ничего не делает. Главный герой не стал вступать в словесную перепалку, а посмотрел на реку. Там уже по пояс ушел под воду незнакомый первоклашка. Тогда «тюфяк» шагнул на лед, который прогнулся, но не треснул.

Димка с берега стал давать советы. Когда Вася схватил мальчика за руку, лед стал обламываться. Но герою удалось вытащить малыша из воды.

Юрий Яковлев – Рыцарь Вася

  • Юрий Яковлевич Яковлев
  • РЫЦАРЬ ВАСЯ
  • ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость.

Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа.

Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два – над глазами, у начала бровей, а третай между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.

Все считали, что причина его полноты – обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями.

В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена – Ричард, или Родриго, или Айвенго.

Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.

  1. Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.
  2. И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.
  3. В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.
  4. Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:

– Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!

  • Разве так обращаются с благородным рыцарем?
  • Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.
  • Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:
  • – На такого толстого никакие доспехи не налезут.
  • Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.

В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора.

Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин.

Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.

Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого – к серебряному.

К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим – со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.

Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?

Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: “Поторапливайся, а то опоздаешь!” – натягивал на себя штаны и рубаху.

Потом он плелся к умывальнику, мочил нос – “И это называется вымылся?!” – и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу – “Не усни над тарелкой!”, – он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице.

В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.

  1. Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.
  2. На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:
  3. – Рыбаков, о чем ты мечтаешь?
  4. – Рыбаков, повтори, что я сказала.
  5. – Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.

Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.

Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.

На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать.

Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через “коня” ему тоже не удавалось перепрыгнуть.

Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.

Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение “Человек сказал Днепру”, тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:

Чтоб на улице и дома

Было вечером светло!

Когда он вышел на сцену, все “выражение” сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:

Чтоб на улице и дома

Было вечером темно!

Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.

Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь.

Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило.

Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.

Читать дальше

Рыцарь Вася (Яковлев Юрий). Рассказ

Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два — над глазами, у начала бровей, а третай между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.

Все считали, что причина его полноты — обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями.

В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена — Ричард, или Родриго, или Айвенго.

Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.

  • Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.
  • И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.
  • В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.
  • Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:

— Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!

  1. Разве так обращаются с благородным рыцарем?
  2. Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.
  3. Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:
  4. — На такого толстого никакие доспехи не налезут.
  5. Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.

В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора.

Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин.

Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.

Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого — к серебряному.

К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим — со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.

Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?

Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: «Поторапливайся, а то опоздаешь!» — натягивал на себя штаны и рубаху.

Потом он плелся к умывальнику, мочил нос — «И это называется вымылся?!» — и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу — «Не усни над тарелкой!», — он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице.

В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.

  • Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.
  • На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:
  • — Рыбаков, о чем ты мечтаешь?
  • — Рыбаков, повтори, что я сказала.
  • — Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.

Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.

Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.

На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать.

Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через «коня» ему тоже не удавалось перепрыгнуть.

Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.

Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение «Человек сказал Днепру», тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:

Чтоб на улице и дома

Было вечером светло!

Когда он вышел на сцену, все «выражение» сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:

Чтоб на улице и дома

Было вечером темно!

Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.

Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь.

Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило.

Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.

…Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег.

А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.

Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.

Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:

— Тонет! Тонет!

— Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.

— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!

Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.

Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.

Димка Ковалев оживился. Он снова стал махать руками и кричать:

— Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам…

Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.

Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.

Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.

Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слезы.

  1. Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.
  2. — Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.
  3. Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:
  4. — Валяй!
  5. Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.

Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб.

Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.

— Что это? — спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет.

— Промочил ноги, — растягивая слова, ответил мальчик.

— Где это тебя угораздило? — Мама пожала плечами и пошла за тряпкой.

Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и зажмурил глаза.

Неожиданно он подумал, что если бы на нем были тяжелые рыцарские доспехи, то лед сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана.

Он быстро уснул.

…На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж.

Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой «П».

Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.

В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына.

Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врет — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели.

В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам.

И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.

Он с трудом протиснулся за парту — сдвинул ее с места, — а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.

Анализ рассказа ю. яковлева «рыцарь вася»

Заголовок рассказа заставляет вспомнить о рыцарских  временах. 
Рыцарство –это военно-дворянское сословие эпохи феодализма в Западной
Европе.

В феодальной Европе рыцарь – лицо, принадлежащее к военно –дворянскому сословию.
«Рыцарь печального образа» – так говорили о Дон-Кихоте, герое романа
Сервантеса.

Второе значение слова РЫЦАРЬ – самоотверженный, благородный
человек, деятель на каком-нибудь поприще.

Рассказ Ю.Яковлева «Рыцарь Вася» о том, как неуклюжий,
неловкий мальчик Вася мечтал стать рыцарем, мечтал о подвигах, а жизнь его
проходила однообразно и буднично, и о том, как Вася совершил рыцарский подвиг,
славу за который присвоил себе другой человек.

По началу рассказа мы не можем предположить, что героем
произведения может быть этот мальчик Вася: медлительный, неповоротливый,
неловкий, сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть      –      «Одним словом, тюфяк».

«То, что он тюфяк,
было написано у него на лице, угадывалось в его 
медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе». Однако автор
заставляет нас заинтересоваться следующей репликой: «Никто не догадывался, что
скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой».

И мы догадываемся, что его
неказистая внешность лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце
рыцаря». Он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищая
слабых и обиженных. В его душе живёт романтик.

Несколько раз автор сталкивает
внутренний мир Васи и его внешность, которая подавляет внутренний жар, не даёт
разглядеть благородного мальчика, «прекрасного рыцаря» за «толстым и косолапым
тюфяком». Он сам ненавидел себя «за неподходящую для рыцаря внешность». Да и
прозвище за ним закрепилось не рыцарское: «Слон в фарфоровой лавке».

Никто Васю не понимал, даже друг, которому он раскрыл
свои мечты, грубо посмеялся над ним: «На такого толстого никакие доспехи не
налезут». Посмеялся, не понимая, что «ранил Васю в самое сердце».

В свободное время Вася бегал в музей, в зал, где
находились рыцари, закованные в латы. Ему доставляло наслаждение тайком от
строгой дежурной старушки трогать «холодную сталь  доспехов», пробовать остроту мечей. Он
медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого –к серебряному.

Он
жил в этом мире: « К одни рыцарям он относился по –дружески, к другим – со
сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл
очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели
опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его
тюфяком».

В этом мире он был счастлив.

Но когда приходило время уроков. Он опять становился
неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты», на
уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек», потому что на «коне» он застревал
и « восседал, как всадник в седле».   «Ребята уже заранее начинали
хихикать», «Ребята смеялись ..»

Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей
внешностью, непониманием окружающих : «Он привык к судьбе неудачника».

Но один случай помог разглядеть в нём благородного
человека. Вася спас провалившегося под лёд первоклассника. Не Дима Ковалёв,
который потешался над неуклюжим Васей, а «тюфяк», жертвуя собой, спасает
тонущего. Он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… Но
рыцари не рассуждают, если речь идёт о спасении: «Он видел только насмерть
перепуганного малыша»

Совершив подвиг, он вновь стал «тюфяком». Ему не нужна
была слава, ведь он видел себя «безымянным рыцарем». Поэтому он принимает
предложение Ковалёва: «Ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу».
«Тюфяк поплёлся домой».

На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва
Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе
внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и
захлопал, когда все захлопали. Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а
ради спасения.

Что –нибудь изменилось после случившегося? Нет. «Он с
трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места…и в тетрадке по арифметике
начал рисовать рыцаря». Он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был
настоящим рыцарем.

Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю,
который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не
могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем  есть уверенность, что внутреннее рыцарство
Васи когда–нибудь будет раскрыто и оценено по –заслугам.

ТЕЗИСЫ .

Внешняя и внутренняя красота, одиночество среди людей,
истинные герои и «примазавшиеся», скромность и нахальство –такие проблемы можно
услышать в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Быть внимательным к окружающим,
чтобы уметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу, –вот к чему
призывает автор.

Ссылка на основную публикацию