Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Роман «Мертвые души», несомненно, является одним из величайших образцов русской литературы XIX века. Произведение до сих пор остается актуальным для молодого поколения, хоть ему более ста лет.

В своей работе Гоголь высмеивает человеческие недостатки: алчность, продажность, жадность к деньгам.

Дети читают произведение в школе, а затем, чтобы лучше понять его смысл, делают детальную характеристику главных героев поэмы «Мертвые души».

История создания

«Мертвые души» — поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем. Изначально автор планировал создать роман-трехтомник:

  • первый том был написан в 1835 году, впервые издан — в 1842;
  • второй том был затерян, остались лишь некоторые отрывки в черновиках писателя;
  • третий том даже не был начат, по каким причинам — известно только самому создателю.

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Существует также гипотеза, что третий том произведения Гоголь сжёг, но доказательств у нее нет.

Сюжет исторической поэмы Николаю Васильевичу подсказал Александр Сергеевич Пушкин. Ориентировочно это произошло осенью 1831 года. Наброски своей работы Гоголь читал Пушкину. Дальнейшее написание было продолжено за границей: в Италии (Риме), Франции (Париже) и Швейцарии. На создание романа-поэмы молодой Гоголь потратил более 6 лет.

Герои поэмы

В поэме присутствует около 25 действующих лиц, большинство из которых второстепенные. Основной список персонажей «Мертвых душ»:

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

  1. Чичиков.
  2. Манилов.
  3. Коробочка.
  4. Ноздрев.
  5. Собакевич.
  6. Плюшкин.

Все персонажи отличаются характерами и манерой поведения, поэтому описанию каждого из них нужно уделить отдельное внимание.

Описание Чичикова

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Главным персонажем произведения Гоголя является покупатель душ умерших крестьян Павел Иванович Чичиков. Несомненно, он представляет собой основной образ романа, хоть и является натурой лицемерной и лживой.

Павел Иванович — помещик приятной наружности, не красавец и не урод, хорошего телосложения, не слишком молод. Души у помещика нет, она давно омертвела, став местом только для денег. Персонаж лишается человеческих чувств, забывает, что такое радость жизни.

Автор замечает, что у Чичикова нет своей манеры поведения, он подстраивается под того, с кем общается. Он присутствует во всех главах, это доказывает его многогранность, способность найти выход из любой сложившейся ситуации. Намерения Чичикова трудно понять, так как он является персонажем, который всегда и везде готов подложиться, лишь бы найти выгоду для себя.

Продавцы крестьянских душ

К персонажам, на образах которых построено произведение, относятся продавцы душ умерших крестьян. В общении с ними проявляются основные черты характера Чичикова.

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Краткое описание каждого из них представлено в таблице:

Помещик Манилов Первый продавец «мертвых душ», офицер с хорошей внешностью: голубые глаза, белокурые волосы, добрый взгляд. Фамилия героя происходит от слов «манить» и «заманивать». Изначально о нем складывается двоякое впечатление: с одной стороны, он доверчивый, приятный и чувственный, а с другой — апатичный, ленивый и вспыльчивый. Он счастливый семьянин, любит свою жену Лизаньку и детей (старший сын — Фемистоклюс и младший — Алкид). С женой герою удалось сохранить тёплые отношения вопреки тому, что в браке они находятся более 8 лет. У Манилова единственное сходство с Чичиковым в том, что он ничего собой не представляет. Вся жизнь героя состоит из мечтаний, которые никак не соответствуют действительности, да и для этого он ничего не делает и делать не хочет, являясь слишком апатичной и безразличной натурой. Автор подчеркивает, что этого персонажа нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, он — ничто
Коробочка Настасья Петровна Вдова, старая помещица и вторая продавщица «мёртвых душ». Это предприимчивый в торговле человек, так как в каждом герое видит только вероятного покупателя. Предстает перед читателями положительным персонажем, хоть и представляется глупой и необразованной домохозяйкой. Внутренний мир женщины не развивается, об этом говорит ее дом, полный мух и старинных картин. Гоголь показывает образ Коробочки простым. Эта простота присутствует во всем — во внешнем виде, общении с другими людьми, поведении. Главная цель ее жизни — заработать как можно больше денег. Героиня продает все, что только можно, даже предметы своего хозяйства. В жизни у нее нет ничего, только желание накопить как можно больше деньжат
Помещик Ноздрев Молодой 35-летний вдовец, живущий ради пьянок, гулянок и выпивки, третий продавец «мертвых душ». После смерти жены герой ничем полезным не занимается, давно забыл про детей и свое хозяйство, невзирая на целую стаю собак. Ненавидит сидеть дома более одного дня. Единственное его занятие — развлечения. О внешности мужчины известно следующее: черные густые волосы, низкого роста, белые зубы, черные бакенбарды и румяные щеки. В свои 35 по образу жизни соответствует 18—20 годам, любит погулять и выпить, больше ничего не надо. Как только выигрывал деньги, тут же спускал их на другое развлечение. Герой врал на каждом шагу, даже по пустякам, не придавая этому значения
Собакевич Михаил Семенович Мужчина в расцвете сил, возраст — около 40—45 лет. Наружностью своей был похож на медведя: круглое лицо, цвет лица каленый, широкая спина. Даже своими неуклюжими поступками он доказывал это: имел привычку наступать на ноги, косолапил, даже фрак носил медвежьего цвета. Из этого и появляется имя с фамилией «Михайло Собакевич». В свои 40 с лишним лет Михаил может похвастаться крепким здоровьем: «никогда даже горло не болело». Герои поэмы считают, что у него не было души, так как он ко всему относился с равнодушием и мало чем интересовался. Несмотря на это, Собакевич — человек образованный и начитанный. Он реалист, здраво смотрит на мир и не тешит себя ложными надеждами. В жизни является материалистом, главное — не товар, а его цена
Степан Плюшкин Богатый помещик, вдовец, отец троих детей (сына и двух дочерей). Пожалуй, это самый негативный персонаж поэмы. Фамилия героя говорит сама за себя. Плюшкин — скупой человек. Из-за скупости его можно спутать с нищим: ходит в лохмотьях, старой и рваной одежде, питается сухарями, считая, что лучше использовать испортившийся товар, чем выбросить. Ему больше 60 лет. Внешность: маленькие глаза, худая и небритая физиономия, зубы почти отсутствуют. Из-за алчности старика страдает не только он, но и его крестьяне, которых он кормит плохо, они умирают в большом количестве. Герой выпивает, давно не следит за хозяйством, зато никогда не забывает наполнить свой графин наливкой. Душа Плюшкина мертва, на смену всем положительным качествам приходят отрицательные: равнодушие, скупость, апатичность, угрюмость и ненасытность

Таким образом, в поэме-романе представлено множество действующих лиц. У них есть схожие черты, но наблюдаются и некоторые различия.

Через главных героев «Мертвых душ» автор показывает нам, как деньги меняют человека. Они превращают людей в бездушных статуй. Несомненно, деньги облегчают жизнь, но не нужно жить ради них. Не стоит забывать, что никакие финансы не заменят счастье и любовь.

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Вам также может понравиться

«Мертвые души»: проблематика, главная тема произведения

«Мертвые души»: проблематика, главная тема произведения добавить в закладки

Основная тема произведения «Мертвые души» двоякая. Она раскрывается в самом названии пьесы. Автор рассказывает о продаже душ крепостных крестьян, их передаче другим владельцам. Герои – Плюшкин, Собакевич, Манилов символизируют отсутствие духовности, пошлость, аморальность, присущие людям того времени. 

Гоголь воссоздал образ, сформированный на базе пороков, нравов русских людей, проживавших в девятнадцатом веке. Каждый помещик обладает определенными недостатками. Сюжет «Мертвых душ» близок для нашего времени. Автор сумел максимально точно передать черты характеров людей, провести исследование связи между отношением помещиков к жизни и последствиями их поступков. 

Основной герой пьесы занимается скупкой умерших крестьян. Каждая душа приближает его к достижению материальных благ. Основная задача Чичикова – заработать больше денег, стать богатым. Поэма рассказывает о взаимодействии персонажей и основного действующего лица. Читая «Мертвые души», можно заметить, как проблемы произведения выделяются в истории общения Чичикова с каждым героем.

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

«Мертвые души» – тема и идея

Сложность выявления основной идеи заключается в том, что значительную часть своего труда автор уничтожил самостоятельно. Первый том и некоторая часть второго не позволяют полностью проанализировать поэму.

Народ, представленный писателем, подвергается угнетению за счет крепостного права, жестокости помещиков. Каждый зажиточный герой – мертвый в душе, стремящийся исключительно к обогащению.

Можно выделить три главных идеи:

  • В первой главе Гоголь повествует о ключевых действующих лицах. Формируется общая композиция произведения, описывается губернский городок, нравы главных персонажей. В основе преобладает русское общество, представленное через призму пошлости, безнравственности, алчности;
  • В произведении «Мертвые души» главная тема – жизнь всей России, родины автора. Он стремится показать всю низменность, аморальность помещиков, проводит параллель между ними и жизнью простого люда;
  • Гоголь выступает в роли просветителя. Он хочет донести до крестьян смысл жизни, вселить в них веру в светлое будущее. Обрисовывая порочных деятелей, писатель старается показать, что жизнь людей может измениться. 
Читайте также:  Сочинение по картине серова «мика морозов»

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

В чем состоит конфликт поэмы «мертвые души»

Конфликт произведения основывается на противоречивости образов, представленных в поэме. Сильные духом, трудолюбивые крестьяне оказываются в кабале у властей из-за крепостного права. Для описания конфликта автор применял следующие сравнения:

  • Состояние хозяйств помещиков, условия жизни крепостных;
  • Моральный облик зажиточных господ, простых людей, крестьян;
  • Чиновничье дворянство, труженики;
  • Судьба народа, его жизненные цели, стремления;
  • Отношения между крестьянами и властью. 

Тема «Мертвых душ» раскрывается через типажи безнравственных, жестоких помещиков, чиновников. Каждый из них по-разному реагирует на предложение Чичикова. Все заинтересованы в том, чтобы «не продешевить», получить максимальную выгоду. Только мечтатель Манилов отдает крестьянские души бесплатно.

Проблематика произведения «Мертвые души»

В истории «Мертвые души» проблематика затрагивает нравственный облик русских людей различных сословий. Автор описывает жизнь в 1830-х годах в России. В сюжете рассмотрены следующие проблемы:

  • Невежество зажиточных граждан, бескультурье;
  • Нравственно слепые, озабоченные лишь властью, обогащением люди;
  • Период гуманистического кризиса в стране;
  • Эгоистические натуры;
  • Господствующий класс жестоких, алчных граждан;
  • Условия жизни различных групп людей.

Гоголь рассказывает читателю о сложностях, преградах, с которыми сталкивалась вся страна. Ключевыми аспектами он считает развитие взяточничества, казнокрадства. Дворянство бездействует, заботясь лишь о собственных благах. Крестьяне живут в нищете, невежественные, трудятся на износ. 

Смотри также:

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя.

Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто.

Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова

Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный.

Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем.

Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления.

Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки

Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит.

Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться.

Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева

Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести.

Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние.

Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича

Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный.

Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека.

Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина

Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом.

Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал.

Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Помещики в Мертвых душах сочинение

Образы помещиков в Мертвых душах помогают Гоголю воссоздать картину современного ему общества, отразив в произведении образ России того времени с присущими ей пороками. В нашем сочинении сегодня мы остановимся подробнее на теме помещиков в поэме Мертвые души, рассмотрев галерею образов и мир помещиков, что жили в далекие для нас времена.

Образы помещиков в Мертвых душах, сочинение

Знакомясь с произведением, читатель попадает в крепостную Россию, где земли и души принадлежат высшему сословию, дворянам. Именно они занимают в стране главенствующее положение, отвечая за ее экономику и культурное развитие.

Именно на плечах этих владельцев крепостных душ лежит ответственность за будущее государства. Вот только представителей привилегированного сословия ничего не волнует, кроме собственной наживы, что и показывает Гоголь, изображая мир помещиков в поэме Мертвые души.

Давайте проанализируем образы помещиков, которые играют ключевую роль в поэме Гоголя.

В те времена большую часть дворянства составляют помещики, поэтому и Гоголь основную часть произведения уделяет описанию характеров помещиков, чтобы показать, насколько мертвыми их души были в те времена, насколько они были безнравственными и бездуховными.

При помощи галереи образов помещиков, что представлены Маниловым, Ноздревым, Коробочкой, Собакевичем и Плюшкиым, автор показывает истинную сущность дворянства крепостной России с их убогими умами, бездумным расточительством, безответственностью и паразитарным существованием.

Через образы созданных помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь показывает, как теряют люди человеческие чувства, как они деградируют и теряют свои души.

Вот так постепенно, путешествуя с Чичиковым от одной усадьбы в другую, мы и знакомимся с помещиками, где один выглядит краше другого. Во всех подробностях мы видим их пошлую жизнь и низменные нравы. Давайте поближе познакомимся с галереей помещиков, что стали олицетворением пороков того времени.

Галерея помещиков в поэме Мертвые души

Галерею образов помещиков открывает самый безобидный в своей пошлости Манилов. Это персонаж с вычурными манерами, слащавыми речами и довольно-таки привлекательной внешностью.

Вот только живет он в каких-то мечтах и мало интересуется, как своим поместьем, так и людьми, что ему принадлежат.

Предавшись мечтаниям, он то и дело лежит или сидит, в то время как люди страдают от беспечности своего хозяина.

Затем мы знакомимся с Коробочкой, которая живет уже в другом мире, и не интересуется тем, что происходит за пределами ее поместья. Она скупа, и живет лишь одной целью — побольше накопить. Поэтому даже при продаже мертвых душ своих крестьян боится продешевить. К подобной продаже Коробочка относится как к обычному товару, за которым могут понаехать и другие купцы.

Потом мы переносимся в усадьбу Ноздрева, где видим очередной образ помещика, который был не редкость в крепостной Руси. Ноздрев — заядлый игрок и пьяница.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина «Демон»

Он вспыльчив и хвастлив, постоянно бросает на ветер деньги, покупая ненужное. Ноздрев по-хамски относится к людям, и для него характерны такие черты как вранье и нечестность.

Он тоже не занимается поместьем, поэтому оно в полуразрухе, в том числе в жутком положении пребывают и его крепостные.

В образе Собакевича писатель показал злых и жестоких помещиков, никогда не упускающих своей выгоды. В разговоре с Чичиковым автор раскрывает его безудержное стремление нажиться.

А далее галерею помещиков автор завершает описанием образа Плюшкина, который был богат и мог бы процветать, вот только мертвая душа привела его к полному духовному распаду. Осталось лишь желание копить и копить. У Плюшкина много запасов и денег, но все вокруг рушится и гниет.

Крестьяне у Плюшкина голодают, да и сам помещик похож на старую ключницу в жалком ее подобии.

Желание копить, приводит к утрате реального восприятия вещей и чем ближе читатель знакомится с Плюшкиным, тем становится понятнее духовная смерть помещика, к чему вскоре придут и другие, вышеописанные герои.

Вот такие образы помещиков в произведении Мертвые души и нашем сочинении предстают перед зрителем, и от этого становиться жутко. Ведь это не единичные образы, а типичные характеры того времени.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

У первого помещика нет имени, только фамилия — Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты.

В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе.

Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним.

Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов.

Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем.

Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления.

Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить.

Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”

Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение.

“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями…» Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.

“За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…»

Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи.

“В гостиной Коробочки также есть картины:..картины с какими-то птицами…»

«… на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”

Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок.

Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется.

У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси.

Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Манилов: характер героя

Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. Этот помещик сентиментален и прекраснодушен до приторности.

Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, — это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме «Мертвые души». Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией.

Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком.

Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда «чего-нибудь недоставало», а также о слащавых отношениях его с супругой.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика.

Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка.

Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей.

Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Читайте также:  Анализ произведения «Еще земли печален вид» (Ф.И. Тютчев)

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине.

Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, — с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог.

Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может.

Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом.

Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века.

В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян.

Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.

Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:

«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».

Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.

После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».

Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.

Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты.

Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается.

Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.

После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин.

Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе.

Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.

Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:

«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!..».

Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.

Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей.

Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными.

«Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.

Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.

Дарья Ефремчева

Крестьянские образы в поэме Гоголя Мертвые души» — Сочинение

Образы крестьян в поэме «Мертвые души» Гоголь рисует кратко и точно. Резкими штрихами он разворачивает панораму жизни крепостной империи на примере среднерусского захолустья.

Если помещики являют собой пороки: лицемерие, обжорство, мотовство, скупость, то простой народ человечен и прост.

Именно крестьяне выглядят единственно живыми людьми в этом гротескном путешествии Чичикова по Руси.

Широкий образ трудового народа даёт помещик Собакевич, рекомендуя мошеннику своих мёртвых душ. Собакевич расхваливает их, особенно выделяя профессиональные способности. Кирпичник Милушкин в любом доме может смастерить печь; Степан Пробка так могуч, что «служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали».

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Сметливый торговец Сороплёхин, искусный каретник Михеев, сапожник Максим Телятников, который «что шилом кольнёт, то и сапоги» — в кратких заметках Собакевича создан образ народной жизни, не застывшей в крепостном безвремении, но живой и подвижный. Даже смерть крестьяне находят в самом процессе жизни, труда, на что Чичиков с горечью замечает: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!». Словно смерть в тишине, в спокойствии — не для русского крестьянина.

Иначе в поэме показаны образы слуг Чичикова. Слуги — это другая сторона народа. Нравственно изувеченные, униженные постоянным гнётом люди ведут бессмысленную жизнь.

Лень и безволие, свойственные слугам — результат их полной зависимости от хозяина.

От скуки Петрушка занимается чтением, имея к нему «особую страсть», но как он читает? Его действия механичны — он читает потому, что ему нравятся слова и нравится, как они звучат.

Точно так же, как Башмачкин не вникал в смысл написанного, Петрушка не вникал в смысл прочитанного — такое духовное отупение роднит этих двух маленьких гоголевских людей.

Кучер же Селифан являет только видимость послушания, но всё, что ему приказано, выполняет по-своему.

Он может вести бричку пьяным, случайно её опрокинуть и всю вину свалить на коней, которым он постоянно что-то пытается растолковать.

Ещё одно их «отличие» — особо сильная страсть к спиртному. Слуги пьют больше и крепче, чем крестьяне, занятые трудом на земле. Селифан и Петрушка неотделимы от Чичикова — они как верные оруженосцы, по-своему дополняющие неоднозначный характер господина.

Крестьянские образы в поэме «Мёртвые души» начертаны так, что к ним можно проявить или симпатию, или жалость, или оба чувства сразу. Создаётся впечатление, что мёртвые души, на самом деле, единственные живые души во всей поэме. Порой для того, чтобы проникнуться симпатией к человеку, достаточно лишь нескольких слов о нём или даже фамилии.

В противопоставлении образов помещиков и крестьян чувствуется контраст двух различных сословий, которые никогда не смогут найти общего языка. Простота и добродетельность — те черты народного духа, которые стремился передать Гоголь в своей бессмертной комедии.

Ссылка на основную публикацию