Анализ стихотворения Пушкина «Демон»

Название «Демон» ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И всё же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально.

Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии. Современники увидели в Демоне дружескую пародию на Раевского – приятеля, но в то же время соперника поэта. Однако Пушкин отрицал подобный «шарж», говоря о большей масштабности стихотворения.

Здесь чувствуется философский подход, некий пессимизм, даже цинизм пожившего человека. В первых строках взгляд в прошлое: «В те дни…». И следует перечисления всех признаков бурной молодости – всё было ново: и чувства, и женщины, работа в сфере искусства и успехи со славой… Приходится автору прибегнуть к многосоюзию.

И вот Поэт признаётся, что уже тогда «злобный гений» стал являться к нему. Это тот (внутренний голос), который отравляет беззаботную радость, говорит, что всё пройдёт. Здесь происходит «перелом» повествования.

Поэт сравнивает демонские речи с ядом, используя метафору. Следует описание печального демона, пересказ его ядовитых речей. Эпитеты возвышены. Он убеждал юношу, что всё прекрасное – пустая фантазия, а вдохновение презренный жар. Не советовал верить в свободу и любовь. Он ничего во всем свете не благословлял, а лишь презирал.

С психологической точки зрения такое понимание может приходить к молодым людям. Со временем, видно, поэту всё наскучило – ничто не волнует кровь, то есть Демон сумел отравить его жизнелюбие. И Пушкин смеётся над своей юношеской наивностью. И хочет предостеречь новое поколение…

В философском смысле здесь говорится о двух крайностях: молодость и старость, страсть и безразличие. Опять же следует найти золотую середину: не забываться в юношеском восторге, но и не разочаровываться во всем мире.

Вариант 2

Своё стихотворение «Демон» Пушкин написал в 1824 году. Поэт чувствует, как всё чаще его начинает одолевать скептицизм, мешающий сполна радоваться жизни. Пушкин пишет, что это чувство приходит к нему с самой юности, когда жизнь кажется по-настоящему прекрасной.

Однако уже тогда «яд» демона отравлял жизнь лирического героя, мешая в полной мере наслаждаться своей молодостью и всеми дарами жизни.

Именно это чувство скептицизма представлено в стихотворении демоном – не абстрактным ощущением, а вполне конкретным, можно даже сказать, очеловеченным персонажем.

Этот демон-искуситель ведёт беседы с лирическим героем, и весь его облик, его слова, «язвительные речи» внушают поэту ужас. Этот демон мешает даже творческому процессу, так как он презирает и вдохновение, и всё то, о чём пишутся стихи, он презирает само искусство.

Если рассмотреть стихотворение в контексте биографии Пушкина, то мы увидим, что он в некоторой мере был на этапе разочарования в жизни, ведь он побывал в южной ссылке, понял, чем чревато его творчество и как всё решается в мире власти и денег. Он не был полноценно счастлив на тот момент в творчестве, счастлив в любви, и, конечно же, это сказывалось на его мировоззрении, мировосприятии.

Пушкин изображает в своём стихотворении именно то искушение, которому подвластен каждый человек, и которое одолевало и самого поэта; демона, заставляющего видеть ложку дёгтя в каждой бочке мёда. Пушкин показывает, что с возрастом человеку свойственно всё больше сомнений, однако не стоит поддаваться им и становится чёрствым скептиком.

По направлению стихотворение можно отнести к романтизму. Образ демона, дьявола, искусителя был одним из излюбленных и наиболее распространённых образов у романтиков. По жанровой принадлежности стихотворение можно отнести к элегии и философской лирике, так как оно представляет собой грустное размышление о жизни, об общечеловеческих ценностях.

Написано стихотворение четырёхстопным ямбом, по композиции оно состоит из двух частей, противопоставленных словами «когда» – «тогда», из чего следует, что основным композиционным приёмом заявлена антитеза.

Анализ стихотворения Демон Пушкина

У каждого человека есть те или иные страсти, о чем поэту было известно очень даже не плохо.

Еще когда он только учился в лицее, он не один раз влюблялся в девушек и ни разу, не стыдился данных ему чувств, ведь они даются свыше. Но, спустя годы, А. С.

Пушкин, вдруг осознал, что чем больше восхищается жизнью, тем чаще одолевают мрачные мысли, где нет никакой нотки романтизма, одна лишь бренность человеческой души.

Так и создалась произведение «Демон», где скептицизм и множественные разочарования, представлены в виде сказочного героя.

Поэт подметил, что это существо стало навещать его еще в молодости, когда все казалось простым и легким, когда все было удивительно и интересно.

И в то же время, его мифическое существо не искушает поэта приобретением новых блаженств, которые так огромны в молодые годы. Напротив, пытается разрушить идеалы и мечты Александра Сергеевича Пушкина.

Этому сказочному персонажу автор предал простые человеческие черты характера, благодаря его скептицизму и хладнокровию медленно, но верно разрушил идеалы мира самого автора. И по достижению двадцати четырех лет поэт очень сильно был разочарован в людях и в их поступках, где нет любви и справедливости.

9 класс, 10 класс по плану кратко

Анализ стихотворения Демон по плану

Возможно вам будет интересно

Стихотворение "Демон", Пушкин: анализ произведения

Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.

По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.

Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.

Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.

Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.

Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.

История создания и публикации

Замысел поэмы о монахине, в которую влюблены одновременно Ангел и Демон, возник у пятнадцатилетнего Лермонтова во время учёбы в университетском благородном пансионе[2]. В первых, самых ранних версиях произведения отсутствовало конкретное место действия — история происходила на фоне «условного романтического пейзажа».

В процессе работы усложнялись и сюжет, и образы героев, появлялись различные вариации диалогов между персонажами. Примерно в 1837 году Лермонтов «переселил» действующих лиц поэмы (получившей второе название — «Восточная повесть») в Грузию, насытил произведение деталями кавказского быта, добавил этнографические элементы.

В 1838-м поэт подарил своей возлюбленной Варваре Лопухиной авторскую рукопись с посвящением: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!»[3].

Второй лист автографа-посвящения к поэме «Демон» с рисунком Лермонтова

Несмотря на посвящение, работа над поэмой продолжалась вплоть до февраля 1839 года[3]. В марте «Демон» был представлен в цензурное ведомство. Цензор Александр Никитенко, на рассмотрении которого оказалась рукопись, собственноручно удалил из текста многочисленные «крамольные» фрагменты; тем не менее в итоге он дал разрешительный вердикт[4].

Однако позже цензура объявила о недопуске «Демона» к печати.

По словам литературоведа Анны Журавлёвой, лермонтовская поэма в определённом смысле повторила судьбу другого запрещённого произведения — грибоедовской комедии «Горе от ума»: и то, и другое обрело известность в российском литературном сообществе задолго до выхода первого издания благодаря чтению в кружках и распространению в списках[5].

Исследователям известно как минимум о восьми вариантах «Демона».

Поскольку при жизни автора поэма не была опубликована, текстологи так и не пришли к единому мнению относительно того, какую редакцию следует считать канонической[6]; рукописи, передававшиеся друзьями и знакомыми поэта, нередко оказывались комбинированными, собранными из разных версий.

В 1842 году, уже после смерти Лермонтова, отрывки из поэмы появились в журнале «Отечественные записки». Впервые полный текст произведения увидел свет в Германии в 1856 году; четырьмя годами позже полный вариант «Демона» вышел и в России[3].

Система образов

  • Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.
  • Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».
  • У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:
  • Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел.

Анализ стихотворения «Демон» А.С. Пушкина

Стихотворение «Демон» написано в 1823 году — достаточно сложный период жизни Александра Сергеевича Пушкина. Молодому человеку было всего 24 года, а он уже успел побывать в Сибирской ссылке, и благодаря друзьям и союзникам был перемещен на юг.

Напечатано произведение было только через год. Многие знакомые Пушкина утверждают, что под образом «Демона» Александр Сергеевич подразумевал своего друга Александра Николаевича Раевского. В то время Пушкин был влюблен в жену губернатора Новороссийского края, о чём тот узнал благодаря Раевскому. Александр Сергеевич тут же был выслан в Михайловское.

«Демон» был написан в романтический творческий период, тогда еще совсем молодым поэтом. И пришёлся на пик стремительно развивающегося периода жизни.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Это произведение смело можно отнести к философской лирике. Лирический герой анализирует темную сторону личности и пытается найти способы, чтобы бороться с ней.

Жанр стихотворения «Демон» — элегия.

Тема этого произведения — сомнения и искушения. Ведь они всегда идут рука об руку с верой, надеждой и становлением личности.

Первая часть стихотворения:

В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья,— Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь, Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня.

Читайте также:  Практические советы: как быстро выучить стихотворение

Рассказывает о тех временах, когда юноша, лирический герой мог свободно наслаждаться окружающим миром, девушками, природой. О том времени, когда молодой человек был полон светлых надежд. Но уже в те замечательные времена юнца стал посещать злой гений.

Вторая же часть произведения:

Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел.

Повествует о том самом «злобном гении», который клевещет, насмехается, лжет, искушает, тем самым отравляет душу молодого человека.

Основную мысль растолковал сам автор, когда написал пояснение (стараясь обелить себя в не очень приятной ситуации, из-за которой его сослали в Михайловское), но так и не издал его. Основная мысль такова: в разные этапы жизни, человека преследуют духи сомнения и противоречия («демоны»). Они не дают человеку идти по правильному пути, делают безнравственным.

В стихотворении отсутствует какое-либо морализаторство. Пушкин только обозначает проблему (духи сомнения и противоречия — есть, и они придут и постучат в душу к каждому из нас), но не говорит, как с этим бороться.

Настроение произведения в первой части светлое, возвышенное и по мере приближения ко второй части становится все более и более угнетенным.

Для написания «Демона» Пушкин использовал 4-х стопный ямб. Стихотворение кажется естественным и простым благодаря неупорядоченным перрихиям и спондеям, которые сбивают ритм. Однако рифмовку «Демон» имеет упорядоченную, с чередованием мужской и женской рифмы.

В этом произведении Александр Сергеевич использовал многие художественно-выразительные средства:

Основной прием — антитеза. Противоставление частей стихотворения.

  1. Он рассказал о своем чувстве, о произошедшем с Александром кризисе, используя такой прием как олицетворение.
  2. Эпитеты : «возвышенные чувства», «чудный взгляд», «злобный гений», «язвительные речи», «хладный яд», «неистощимая клевета», «прекрасная мечта», «вдохновенные искусства», «печальные встречи».;
  3. Метафоры: «Демон», «Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд»;
  4. Многосоюзие: «И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья»;
  5. Старославянизмы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.

Проведя анализ данного произведения мы можем увидеть, что ссылки и гонения отразились на творчестве Александра Сергеевича Пушкина. А цензура лишила его самого дорого — самовыражения через творчество. Однако Пушкин не сдался, о чем свидетельствует его богатое наследие!

Образы героев

По замечанию литературоведа Анны Журавлёвой, ключевыми словами, определяющими характер Демона, являются «печальный»

и«изгнанье» . Неприкаянность главного героя во многом связана с тем, что, изгнанный из рая, он не нашёл себе места ни в аду, ни во вселенской пустоте.

Рассказывая Тамаре о своих полётах в «эфире», Демон признаётся: «И скрылся я в ущельях гор; / И стал бродить, как метеор».

Герой бесплотен; в ранних вариантах поэмы Лермонтов упоминал про его чёрные глаза, но позже изъял из текста эту подробность — вместо сенсорного органа, которым наделены живые существа, появился

взор

— «неотразимый, как кинжал». В то же время поэт оставил герою вполне материальный «аксессуар» — крылья. Ими Демон «рассекает воздух»; они же иногда опускаются от бессилья. Нескончаемый полёт соотносится с вечным одиночеством персонажа. Поэт Райнер Мария Рильке признавался, что его первое впечатление после чтения «Демона» было связано с «чувством крыльев, возникающим от близости облаков и ветра»[9].

Анализ Стихотворения Пушкина «Демон»

Стихотворение А.С. Пушкина «Демон».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Демон» было написано А.С. Пушкиным в 1823 году. В 1824 году оно было напечатано в альманахе «Мнемозина». Читатели увидели в этом стихотворении психологичес­кий портрет А.Н. Раевского, на что поэт ответил небольшой за­меткой, оставшейся неопубликованной.

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — элегия, стиль романтический. Основная тема — вера и сомнение в жизни лирического героя.

В основе композиции стихотворения лежит прием антитезы, противопоставление веры и сомнения. Условно мы можем выде­лить в элегии две части. Первая часть — рассказ лирического героя о том периоде жизни, когда была сильна вера в возвышен­ные чувства.

По форме эта часть представляет собой некую смыс­ловую градацию, когда перечисление прошлых чувств и духов­ных ценностей идет по нарастающей в соответствии со значимо­стью в жизни героя и, наконец, достигает своей кульминации: «Так сильно волновали кровь…».

Затем лирическая мысль как будто замирает в неожиданном «сообщении», своеобразной «раз­вязке», раскрытии ожидаемого читателем события: «Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злоб­ный гений Стал часто навещать меня». Это «сообщение» стано­вится композиционным центром стихотворения и одновремен­но началом второй части.

Вторая часть — это рассказ об искуше­нии. Демон вселяет в героя дух сомнения, разрушает веру в иде­алы, в «свободу, славу и любовь».

Здесь следует перечисление «разрушительных» последствий встреч с демоном, причем по значимости в жизни героя это перечисление тоже идет по нара­стающей (хотя интонационного нарастания во второй части нет, в интонациях — спокойствие и удивление). Кульминацией «де­яний демона» становится отрицание самой жизни — «И ничего во всей природе Благословить он не хотел». При этом первая и вторая «кульминации» в стихотворении симметричны.

Характерно, что лирический герой не отождествляет себя с демоном, считая последнего лишь временной причиной своих негативных чувств.

Тем самым он как будто приподнимается над собственным настроением, говорит о потенциальной возмож­ности выхода из этой ситуации. Именно это было отмечено В.А. Жуковским, который писал А.С.

Пушкину: «Обнимаю тебя за твоего Демона. К черту черта! Вот пока твой девиз».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует разнообразные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («возвышенные чувства», «чудный взгляд», «злоб­ный гений»), метафору («Его язвительные речи Вливали вдушу хладный яд»), анафору и многосоюзие («И взоры дев, и шум дуб­ровы, И ночью пенье соловья»).

Тематически произведение связано с такими стихотворения­ми поэта, как «Бывало, в сладком ослепленье», «Дар напрасный, дар случайный», «Безверие».

Краткий анализ стихотворения "Демон" (В те дни…) по плану

Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.

По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.

Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.

Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.

Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.

  Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.

Взаимосвязь биографии поэта и его творчества

Произведение было написано, когда Пушкину было 24 года. К этому времени в жизни поэта произошло многое. Он успел побывать в ссылке в Сибири и стараниями соратников был перемещен на юг. Виной тому было его творчество, которое не понравилось Александру Первому из-за политического содержания.

Поэт рано понял, какую роль играет власть в этой жизни, это его сильно разочаровало. Такие события и породили стихотворение «Демон». А. С. Пушкин утратил вдохновение. Он понял, что есть цензура, которая не даст ему выразить то, что он желает передать читателям. Поэт погрузился в тоску.

Система образов

  • Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.
  • Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».
  • У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:
  • Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел.

Содержание стихотворения «Демон»

Поэт вспоминает, какие прекрасные дни у него были. Как он получал новые впечатления, как его вдохновляли девичьи взгляды, природа, любовь, свобода, слава и искусства. Но в эти часы наслаждений его осенила тоска, которую он назвал злобным гением. Она начала постоянно его навещать, и эти встречи были печальны для поэта.

Улыбка, взгляд, речи злобного гения охлаждали душу автора. Он подвергся клевете, не верил в прекрасное, любовь и свободу, презирал вдохновенье, смотрел на жизнь с насмешкой и ничего не благословлял.

Что хотел донести автор данным стихотворением?

Главное – это правильно воспринять образ демона, но, чтобы понять его, нужно иметь сильный и стойкий характер. Это произведение говорит о невероятной силе воли, стойкости и упорстве.

В тот момент, когда демон приходит к жертве, у человека есть возможность подумать о прошлом, переосмыслить его, учесть все ошибки и выбрать верный путь.

«Демон» Пушкина учит нас твердо стоять на своем, иметь силу духа, чтобы не поддаться соблазнам, а так же правильно взвешивать свои действия и ошибки.

Образы и символы

В начале стихотворения Пушкин обращается к образам, наиболее характерным для романтизма. Женские взгляды, ночное пенье соловья – всё это находит отклик в юной, полной мечтаний душе.

Ей противопоставляется «злобный гений». Он символизирует отрицание, скептицизм. Демон не знает, что такое оптимизм, и призывает отказаться от веры в лучшее свою жертву. Его образ пронизан негативом, тёмная сила отвергает любовь, вдохновение – всё, что стимулирует жить, творить и дарит радость.

Читайте также:  И.С. Тургенев: жизнь и творчество

Смысл

Пушкин в стихотворении описывает состояние, знакомое многим из нас. Иногда возникают трудности при выполнении какой-либо работы, в такой момент хочется всё оставить и признать свои стремления бессмысленными. Главная мысль заключается в том, что такое угнетённое состояние навеивает злой дух, дух сомнения. Именно демон заставляет становиться скептиком и забыть былые мечты.

  Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» по плану

Кого посещает этот дух? Разочаровавшихся, отчаявшихся людей, чьи надежды не оправдались.

Быть может, и сам автор испытывал подобные чувства, что и вдохновило его на создание столь печального произведения. Так Пушкин показывает, насколько угнетённым может быть состояние души, утратившей веру.

Основная идея стихотворения в том, чтобы напомнить человеку, как важно сохранять силу духа и жизнелюбие.

Темы и проблемы

  • Молодость. Эта тема представлена в стихотворении посредством упоминания чувств, свойственных для юного сердца, а также образом майской ночи, когда слышно пение соловья.
  • Сомнение. Проблему сомнения иллюстрирует демон, он отрицает веру, злой дух способен погубить душу стремлением отвергнуть светлые чувства.
  • Искушение. Демон провоцирует отказаться от поставленных целей, попросту сдаться. Слабый духом не способен противостоять такому соблазну: признать «прекрасное мечтою».
  • Борьба темного и светлого начал. В данном произведении автор изобразил извечное противостояние тьмы и света в масштабах человеческой души.

Жанр, направление и размер

«Демон» — романтическое лирическое произведение философского характера. Относится оно к жанру элегии, так как проникнуто печальными рассуждениями героя. Четырехстопный ямб, размер, близкий к разговорной речи, придаёт сочинению исповедальный характер.

Тенденция, заданная в русской поэзии Пушкиным, была весьма популярна, как в высокой литературе, так и в массовой. А. Башилов, А. Зилов, К. Бахрушин и многие другие авторы были последователями, даже в некотором роде эпигонами поэта. Вслед за Пушкиным М.Ю. Лермонтов начинает работу над своей великой поэмой «Демон», а попутно с этим создает стихотворение «Ангел».

Анализ «Демон» Пушкин

Анализ «Демон» Пушкин

«Демон» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Демон» написано в тяжёлый для Пушкина 1823 год и напечатано в 1824 году в альманахе «Мнемозина». Современники угадывали в образе демона друга Пушкина А.Н.Раевского. Как и Пушкин, он был влюблён в Е.К.

Воронцову, жену губернатора Новороссийского края М.С.Воронцова, у которого на службе в Одессе состоял Пушкин. Когда Раевский узнал о любви Пушкина, он рассказал обо всём Воронцову.

Как предполагал Пушкин, именно это явилось причиной его высылки из Одессы в Михайловское.

Пушкин даже написал и собирался дать в печати заметку-опровержение под чужим именем, в которой изъяснял смысл «Демона». Это удивительный случай, когда сам поэт объясняет идею стихотворения.

Литературное направление, жанр

«Демон» — прекрасный образец романтической лирики Пушкина. Образ демона любим романтиками, потому что позволяет показать личность, отвергнутую обществом. Демон – это романтический герой, который так близок юношескому мировосприятию. Но лирический герой не отождествляет себя с демоном.

Жанр «Демона» — элегия. Это философская лирика. Лирический герой рассуждает о тёмной стороне собственной личности, ищет в себе силы для победы над ней.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения «Демон» связана с сомнениями и искушениями, которые всегда сопровождают веру, надежду и само становление личности.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть – одно сложное предложение.

Придаточные предложения времени, начинающиеся словом когда, описывают тот период жизни лирического героя, когда юноша наслаждался жизнью — природой, женщинами, возвышенными чувствами, искусствами. Лирический герой был полон надежд.

Предложение заканчивается главной частью тогда… Эта часть предложения одновременно композиционное начало следующей части и завершение первой. В те благословенные времена юношу стал посещать злобный гений.

Во второй части стихотворения описывается этот злобный гений. Его речи язвительны, он клевещет и искушает, насмешничает и лжёт, отравляя душу лирического героя. Злой гений не верит в прекрасное, любовь, свободу. Он отвергает само творение, всю природу. Словосочетание благословить он не хотел буквально означает, что злой гений не говорил о природе ничего хорошего, не находя этого.

Основная мысль стихотворения растолкована самим автором. Он считал целью стихотворения нравственное воспитание. В юности сердце доступно для прекрасного. С опытом приходят сомнения. Они уничтожают романтические порывы — лучшие надежды и поэтические предрассудки.

Дух отрицанья влияет на нравственность человека и человечества.

Если обобщить всё, сказанное Пушкиным, в одном предложении, то основную мысль можно сформулировать так: каждый человек в определённый период своей жизни подвержен влиянию духа отрицанья и сомненья — демона, который сбивает человека с истинного пути, делая его безнравственным.

  Сочинение на тему «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»

Стихотворение лишено какого-либо морализаторства. Пушкин не указывает, как должен поступить человек со своими сомнениями. Он очерчивает проблему: довольно симпатичный, вызывающий сочувствие демон стучится в душу каждого человека, это нужно разглядеть.

Старший товарищ Пушкина Жуковский угадал настроение Пушкина и додумал идею «Демона», состоящую во внутренней борьбе со злом: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Неупорядоченные пиррихии и спондеи сбивают ритм и делают повествование таким естественным, что стихи кажутся простыми, как проза. Рифмовка как раз упорядочена, перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Тропы и образы

Первая и вторая часть противопоставлены. Основной композиционный приём стихотворения – антитеза. Старославянизмы возвышают, подчёркивают серьёзность рассматриваемой темы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.

Тропы в первой и второй части несут разную смысловую нагрузку. Все эпитеты первой части положительные: возвышенные чувства, вдохновенные искусства.

Во второй части эпитеты негативно окрашены: печальные встречи, язвительные речи, чудный (то есть странный) взгляд, хладный яд, неистощимая клевета.

Во второй части положительное отрицается: провиденье — искушением, прекрасное – пустой мечтою, вдохновение — презреньем, любовь и свобода — неверием, жизнь — насмешкой. Метафора позволяет передать губительность общения с демоном: его речи вливают хладный яд в душу.

Полезные материалы:

Другие материалы по творчеству автора:

  • Анализ «Капитанская дочка» Пушкин
  • Хронологическая таблица жизни и творчества А. С. Пушкина
  • Александр Пушкин — Капитанская дочка
  • Анализ «Барышня-крестьянка» Пушкин
  • Анализ «Гробовщик» Пушкин
  • Анализ «Выстрел» Пушкин
  • Краткое содержание по главам «Руслан и Людмила» Пушкин
  • Анализ «Борис Годунов» Пушкин
  • Анализ «Пиковая дама» Пушкин
  • Анализ «Моцарт и Сальери» Пушкин

Средства художественной выразительности

Первая часть стихотворения посвящена прекрасной юности, поэт обращается к эпитетам «возвышенные», «вдохновенные». С момента появления демона, встречаются такие определения как «язвительные», «печальны».

В этом кроется приём антитезы: поэт противопоставляет светлые мечтания юной души и коварные намерения злого духа. Демон в тексте сравнивается со злобным гением.

Описывая его речи, Пушкин обращается к олицетворению: «Его язвительные речи //Вливали в душу хладный яд».

Чаще других средств художественной выразительности в этом произведении поэт использует анафору, а повтор направлен на привлечение читательского внимания.

Злобный демон – это метафора сомнения и отчаяния — чувств, что способны овладеть практически каждым человеком.

Александра Барбашова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткий анализ стихотворения "Демон" (В те дни…) по плану

Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.

По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.

Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.

Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.

Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.

Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.

27

Владимир Федосеевич Раевский, арестованный 6 февраля 1822 г., был заключен в Тираспольскую тюрьму. Но и из тюрьмы он поддерживал связи с друзьями. До нас дошли стихи Раевского, писанные им в заключении и адресованные кишиневским друзьям.

В этих стихах автор в первую очередь обращался к Пушкину. Таково стихотворение «К друзьям». По-видимому, ответом на это послание является недоконченный черновик стихотворения Пушкина «Не тем горжусь я, мой певец».

Стихотворение должно было начинаться строками:

  • Недаром ты ко мне воззвал Из глубины глухой темницы.
  • В нем развивается тема пересмотра пройденного пути.
  • Не тем горжусь, что иногда Мои коварные напевы Смиряли в мыслях юной девы Волненье страха и стыда,
  • Не тем, что у столба сатиры Разврат и злобу я казнил, И что грозящий голос лиры Неправду в ужас приводил.
  • Еще большее впечатление произвело на Пушкина второе послание Раевского «Певец в темнице». Оно прямо призывало к пересмотру всей прошлой жизни:

О мира черного жилец! Сочти все прошлые минуты, Быть может, близок твой конец И перелом судьбины лютой! Ты знал ли радость — светлый мир, Души награду непорочной? Что составляло твой кумир —

И дальше следовали подобные же вопросы, вызывавшие на исповедь.211

В черновых тетрадях Пушкина сохранилось несколько набросков одного стихотворения, являющегося, по всем признакам, ответом на это послание В. Раевского.

Ты прав, мой друг, напрасно я презрел Дары природы благосклонной. Я знал досуг, беспечных муз удел И наслажденья лени сонной…

И далее Пушкин отвечает на вопросы, поставленные Раевским. В итоге такого пересмотра своего жизненного опыта Пушкин выдвигает две темы. Первая — разочарование в некотором ложном идеале, вторая — жалоба на то, что голос поэта не доходит до толпы.

К первой теме относятся стихи:

Разоблачив пленительный кумир, Я вижу призрак безобразный. Но что ж теперь тревожит хладный мир Души бесчувственной и праздной?

  1. И далее следуют еще две строфы. Вот вторая из них:
  2. Что ж видел в нем безумец молодой, Чего искал, к чему стремился, Кого ж, кого возвышенной душой Боготворить не постыдился!
  3. Вторая тема выражена в стихах:
  4. Я говорил пред хладною толпой Языком истины свободной, Смешон глас сердца благородный.
  5. И непосредственно за этим дается печальная картина действительности, подвергающейся всем бедствиям тирании и рабства:
  6. Везде ярем, секира иль венец, Везде злодей иль малодушный, А человек везде тиран, иль льстец, Иль предрассудков раб послушный.
Читайте также:  Мои любимые герои льва толстого

Эти две темы — разочарование в ложном идеале и бессилие слова перед хладной толпой — повторяются в стихотворении 1823 г., также оставшемся недоработанным и, по-видимому, адресованном тому же В. Ф. Раевскому.

В этом стихотворении черты ложного идеала выступают более явственно.

Уже написав стихотворение, первоначально начинавшееся стихом «Мое беспечное незнанье», Пушкин начал набрасывать к нему начало, но не довел его до завершения:

  • Бывало в сладком ослепленье Я верил избранным душам, Я мнил — их тайное рожденье Угодно властным небесам, На них указывало мненье.
  • Далее написан один только стих, намечающий тему разочарования в «избранных» людях:
  • Едва приближился я к ним…
  • Эта мысль была едва намечена в черновиках стихотворения «Ты прав, мой друг, напрасно я презрел»:
  • Встречались мне наперсники молвы, Но что ж в избранных я увидел? Ничтожный блеск…
  • Та же мысль отразилась во второй главе «Евгения Онегина», написанной в том же 1823 г. Характеризуя романтические увлечения Ленского, Пушкин писал в VII строфе главы (в беловой рукописи; в печати эти стихи изменены):
  • Он знал и труд, и вдохновенье К чему-то
  • жизни молодой Неизъяснимое влеченье, Страстей мятежных буйный пир, И слезы и сердечный мир.
  • Первый стих тождествен со стихом из послания В. Раевскому:
  • Младых бесед оставя блеск и шум, Я знал и труд и вдохновенье, И сладостно мне было жарких дум Уединенное волненье.

Вообще стихи, в которых дается характеристика Ленского, написаны в круге тем, поставленных в послании к В. Раевскому.

Следующая, VIII, строфа начинается со стихов:

Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна…

Заключительные стихи строфы и развивали тему, намеченную в приведенных начальных стихах стихотворения 1823 г. «Бывало в сладком ослепленье». Эти заключительные стихи имеют три редакции. В печати они не появились, хотя и находятся в рукописи, с которой печаталась вторая глава. По-видимому, их не пропустила цензура. Вот две последние беловые редакции этих стихов. Первая:

  1. Что есть избранные судьбами, Что жизнь их — лучший неба дар — И мыслей неподкупных жар И гений власти над умами Добру людей посвящены
  2. В окончательной редакции эти стихи читаются:
  3. Что есть избранные судьбами, Людей священные друзья; Что их бессмертная семья Неотразимыми лучами Когда-нибудь нас озарит И мир блаженством одарит.

Совпадение со стихотворением «Бывало в сладком ослепленье» достаточно полное, кроме одного: в характеристике Ленского совершенно отсутствует доля разочарования. Ленский восторженно верит в то, что разоблачает Пушкин в своих посланиях. Романтическая теория «избранных людей» конкретизуется в стихах 1823 г. в законченный поэтический образ:

Мое беспечное незнанье Лукавый демон возмутил, И он мое существованье С своим навек соединил. Я стал взирать его глазами, Мне жизни дался бедный клад, С его неясными словами Моя душа звучала в лад.

И в дальнейших стихах Пушкин выражает свое разочарование словами стихотворения «Ты прав, мой друг, напрасно я презрел»:

Взглянул на мир я взором ясным И изумился в тишине; Ужели он казался мне Чего, мечтатель молодой, Ты в нем искал, к чему стремился, Кого восторженной душой Боготворить не устыдился?

Итак, «пленительный кумир» послания 1822 г. и «демон» — одно и то же. С этим же образом связано и восторженное представление романтика об «избранных людях». Непосредственно после этого Пушкин переходит ко второй теме:

И взор я бросил на людей, Увидел их надменных, низких, Жестоких, ветреных судей, Глупцов, всегда злодейству близких. Пред боязливой их толпой, Жестокой, суетной, холодной, Смешон глас правды благородной, Напрасен опыт вековой. Вы правы, мудрые народы, К чему свободы вольный клич! Стадам не нужен дар свободы, Их должно резать или стричь, Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

«Демон», последние стихи переходят в другое стихотворение — «Свободы сеятель пустынный».

«Демону» имел еще одну промежуточную ступень. Попытка иной обработки этих стихов находится среди черновиков «Евгения Онегина». Семь стихов, написанных Пушкиным, по своему строю соответствуют началу онегинской строфы. Возможно, что они предназначались для характеристики Онегина:

Мне было грустно, тяжко, больно, Но одолев меня в борьбе Он сочетал меня невольно — Я стал взирать его очами, С его печальными речами Мои слова звучали в лад…

Этот набросок не нашел себе места в «Евгении Онегине». Вслед за ним был написан «Демон».

«Мнемозине». Еще до появления в печати стихотворение широко было известно друзьям и знакомым Пушкина. А. И. Тургенев писал Вяземскому 29 ноября 1823 г. о Пушкине: «Он написал другую пиесу: „Мой демон“.

Ее хвалят более всех других его произведений».212 Жуковский благодарил Пушкина за это стихотворение: «Обнимаю тебя за твоего Демона. К чорту чорта! Вот пока твой девиз» (письмо 1 июня 1824 г.).

Конечно, Жуковский понял стихи в желательном для него смысле.

Стихотворение встретило отзывы в критике. В. Ф. Одоевский писал о нем в следующем выпуске «Мнемозины»: «С каким сумрачным наслаждением читал я произведение, где поэт России так живо олицетворил те непонятные чувствования, которые холодят нашу душу посреди восторгов самых пламенных.

Глубоко проникнул он в сокровищницу сердца человеческого…».213 В «Сыне отечества» в «Письме на Кавказ» говорилось: «Демон есть одно из минутных вдохновений гения, которыми Поэт изливает свои чувствования, не думая о плане и о цели.

Демон Пушкина не есть существо воображаемое: автор хотел представить развратителя, искушающего неопытную юность чувственностью и лжемудрствованием. В нескольких стихах начертана живая картина, под которой Байрон не постыдился бы подписать своего имени».

214 «не есть существо воображаемое», основано на общем мнении, что «Демон» портретен и в нем Пушкин изобразил Александра Раевского. По-видимому, именно этот отзыв вызвал заметку Пушкина, которую он предполагал напечатать от третьего лица: «Думаю, что критик ошибся.

Многие того же мнения, иные даже указывали на лицо, которое Пушкин будто бы хотел изобразить в своем странном стихотворении». Далее Пушкин указывает иную, «более нравственную» цель стихотворения.

И Пушкин переходит к характеристике своего стихотворения: «В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противоречия существенности рождают в нем сомнения, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души. Недаром Гете называет вечного врага человечества духом отрицающим

. И Пушкин не хотел ли в своем демоне отразить сей духотрицания или сомнения ?».

«Кавказском пленнике» и в «Демоне» обрисован один и тот же романтический идеал. «Демон» написан в 1823 г., когда Пушкин уже работал над второй главой «Евгения Онегина».

Но стихотворение осуществляет более ранний замысел, возникший еще в 1822 г., прежде, чем Пушкин приступил к созданию своего романа. «Демон» и «Евгений Онегин» знаменуют один и тот же поворот творческого пути Пушкина.

Смысл его — преодоление романтического идеала.

Примечания

211 «Стихотворения Пушкина, обращенные к В. Ф. Раевскому» (Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, вып. 6, стр. 41—50). Ответные стихи Пушкина и дальнейшая их судьба в лирике Пушкина освещены в статье И. Н. Медведевой «Пушкинская элегия 1820-х годов и „Демон“ (там же, стр. 51—71).

212 Остафьевский архив князей Вяземских, т. II, стр. 368.

  Анализ стихотворения «Одиночество» (М.Ю. Лермонтов)

213 Мнемозина, 1825, кн. IV, стр. 35. Вышла в свет в октябре 1825 г.

214 3, стр. 309. Эта часть письма подписана «Д. Р. К.» и, по-видимому, писана Гречем. Все письма на Кавказ подписаны «Ж. К.» и, вероятно, писаны Булгариным. Во всяком случае Греч печатно отрицал свое авторство.

  • Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.
  • Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».
  • Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел.

Первая часть стихотворения посвящена прекрасной юности, поэт обращается к эпитетам «возвышенные», «вдохновенные». С момента появления демона, встречаются такие определения как «язвительные», «печальны».

В этом кроется приём антитезы: поэт противопоставляет светлые мечтания юной души и коварные намерения злого духа. Демон в тексте сравнивается со злобным гением.

Описывая его речи, Пушкин обращается к олицетворению: «Его язвительные речи //Вливали в душу хладный яд».

Чаще других средств художественной выразительности в этом произведении поэт использует анафору, а повтор направлен на привлечение читательского внимания.

Злобный демон – это метафора сомнения и отчаяния — чувств, что способны овладеть практически каждым человеком.

Александра Барбашова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Молодость. Тема молодости раскрыта в стихотворении при помощи описания майской ночи, пения соловья. Всего того, что ассоциируется с юностью и беззаботностью.

Сомнение. Сомнение же представлено в образе демона, который отрицает любовь и веру, тем самым способного погубить чистую, и светлую душу. Искушение. Демон так же подстрекает отказаться от целей, просто сдаться.

Ведь слабый духом человек не способен противиться подобному соблазну. Борьба темного и светлого начал.

В данном произведении поднята извечная проблема борьбы света и тьмы, только показано это все на примере человеческой души.

Ссылка на основную публикацию