Сочинение: Культурные достижения Серебряного века

Сочинение: Культурные достижения Серебряного века

Цель: ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы — на доске). Прогнозируемые Результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. тип урока: урок изучения нового материала. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТЬЕ Не машинами — моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми — а тогда чудесны были. Авиатором пилота, самолёт — аэропланом, даже светописью — фото звали в том столетье странном, Что случайно затесалось Меж двадцатым с девятнадцатым, Девятьсотым начиналось И окончилось семнадцатым. ♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха? ♦ Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век — блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…) III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. литература — это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве… Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много — и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски. И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв. IV. Работа над темой урока 1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске) (Учащиеся составляют тезисы.) Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце И выси гор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья победили, Но я любим за то. Кто ровен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь, я буду петь о солнце В предсмертный час! Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром — Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими. Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. ахматова и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов). Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького — самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»). Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.

Сочинение: Культурные достижения Серебряного века

Сочинение на тему Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концНа свободную темуСтр. 1

Сочинение: Культурные достижения Серебряного века

Сочинение на тему Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концНа свободную темуСтр. 2

Сочинение: Культурные достижения Серебряного века

Сочинение на тему Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концНа свободную темуСтр. 3

Серебряный век русской культуры

Серебряным веком был назван рубеж XIX—XX вв. — время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Народы Российской империи получили к этому времени собственный алфавит, у них появились своя литература, национальная интеллигенция. Закон, принятый Государственной думой, гарантировал каждому жителю России получение начального образования на родном языке. Выпуск газет и других периодических изданий за первое десятилетие XX в. увеличился более чем в десять раз.

Наука развивалась быстрыми темпами. Отставание России в промышленности не помешало нашим ученым внести в мировую науку огромный вклад, названный революцией в естествознании. Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки. Имена П. Н.

Лебедева, В. И. Вернадского, Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова, И. П. Павлова, С. П. Боткина, Д. И. Менделеева и многих других стали гордостью России. В области авиации значительны достижения Н. Е. Жуковского, И. И.

Сикорского.

В этот период опубликованы труды выдающихся философов И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, В. С. Соловьева, теоретиков революционного переустройства России Г. В. Плеханова и В. И. Ленина.

Отечественная история пополнилась теоретическими работами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова. А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Вышли первые труды будущих советских историков Е. В. Тарле, Б. Д.

Грекова.

Книги русских писателей Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, И. А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна вошли в мировую литературную сокровищницу. В поэзии Серебряного века появилось новое направление — символизм.

Читайте также:  Смелость – это преодоленная трусость

Представители этого течения противопоставили свое мировоззрение материализму, несущему, по их мнению, оскудение души человека. Поиск эстетического идеала был характерен для творчества поэтов А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э.

Мандельштама, отличавшихся глубоким проникновением во внутренний мир человека.

Сочинение: Культурные достижения Серебряного века

Памятник Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге

Новаторство в русской живописи проявилось в полотнах художников И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, братьев А. М. и В. М. Васнецовых, призывавших к восстановлению первоначальной цели высокой живописи, которая, как они считали, была позабыта художниками предыдущих поколений. Традиции И. Е. Репина продолжил его ученик В. А.

Серов — живописец, постоянно ищущий новые формы художественного отображения реальности, автор множества замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов, картин на бытовые и исторические темы. Мир русской живописи начала XX в. изобиловал художественными объединениями разных направлений с различными взглядами.

Все они внесли вклад в развитие русского искусства.

Архитектура серебряного века развивалась в направлении подчеркивания функционального назначения зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, наличие лепнины.

На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России.

В строительном деле начал применяться железобетон.

Большой подъем переживала и русская музыка. Традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского развивают А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Продолжали свою композиторскую и педагогическую деятельность С. И. Танеев, А. С. Аренский.

Огромную работу по сохранению и пропаганде традиций русского народного музыкального творчества проводил В. В. Андреев. Неоценимый вклад в развитие отечественного театрального искусства внесли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б.

Вахтангов.

В этот период интенсивно развивается технически новый для того времени вид искусства — кинематограф. В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

В целом русская национальная культура конца XIX начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.

Поделиться ссылкой

Сочинение: Достижения культуры серебряного века

Сочинение: Культурные достижения Серебряного века

(528 слов) Великие потрясения, произошедшие на рубеже XIX–XX века, повлияли на культурное развитие нашей страны. Русская культура начала обретать общеевропейские черты, не теряя национальных особенностей. Этот период принято называть «Серебряным веком», как логическое продолжение «Золотого века» русской культуры. Многомудрый Литрекон кратко расскажет Вам об основных достижениях в различных сферах искусства, которые повлияли на общее развитие страны.

В живописи начали возрождаться древние русские традиции, заново было открыто иконописное искусство. В 1903 году возникло крупнейшее объединение – «Союз русских художников». Оно состояло из многих знаменитых деятелей того времени – Бенуа, Бакста, Сомова, Добужинского и Серова. Первыми участниками выставок были Врубель и Борисов-Мусатов.

Спустя 10 лет возникло движение русского авангарда, родоначальником которого принято считать К.С. Малевича («Черный квадрат»). Беспредметность в живописи – главное открытие Малевича. На этом были основаны эксперименты В.В. Кандинского и других художников-абстракционистов. Известными живописцами того времени являлись приверженцы реализма: В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан.

Они изображали социальную действительность и быт, отдельные сюжеты истории страны и невероятные пейзажи русской природы. К достижениям живописи этого периода стоит отнести образование крупного выставочного объединения «Союз русских художников»; выставку «Голубая роза»; объединение «Бубновый валет».

Картины, возникшие в рамках этих объединений и мероприятий, до сих являются уникальным культурным наследием русской культуры.

Достижения серебряного века в архитектуре может увидеть любой житель или гость столицы. Например, великолепные здания Ф. Шехтеля: Особняк Рябушинского, Ярославский и Казанский вокзалы, Исторический музей, Особняк М. И. Щапова, Особняк З.Г. Морозовой и т.д. Архитектор продемонстрировал особенности модернистской архитектуры, которая сочетала в себе элементы разных эпох и стилей.

В литературе существует бесконечное множество достижений серебряного века. Все мы знаем уникальные произведения Л.Н. Толстого «Живой труп», «После бала»; А.П. Чехова «Три сестры», «Вишневый сад»; И.А. Бунина «Деревня». Эти авторы стали новаторами в литературе нового времени. За свой роман «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунин даже удостоился Нобелевской премии. Творчество А.А.

Ахматовой, Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского, И.В. Северянина, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака и других поэтов открыло новую страницу в культуре России. Были созданы четыре принципиально новых течения: футуризм, акмеизм, сентиментализм, имажинизм.

Все они поспособствовали возникновению новаторских стилей, форм, тем в отечественной лирике.

Театр стал богат выдающимися театральными режиссерами: К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом и Е. Б. Вахтанговым. С постановками А.П. Чехова и его зарубежных коллег на подмостки пришел театр абсурда — принципиально новое явление в мире драмы.Музыка XX века ознаменовалась творческим прорывом великих русских композиторов-новаторов: А. Н. Скрябина, И. Ф.

Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. Они выходили за рамки традиционного представления о классической музыке, чтобы создавать иные музыкальные формы и образы. Их музыка пользовалась особенным признанием за рубежом. К достижениям в музыке можно отнести выдающихся оперных певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

 

В начале XX века стала появляться тенденция к соединению различных видов творческой деятельности.

«Мир искусства» являлся отправной точкой и объединял в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Начиная с 1908 года С. П.

Дягилев организовал во многих столицах Западной Европы «Русские сезоны», представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

Достижения культуры серебряного века можно перечислять очень и очень долго, ведь этот период стал невероятно продуктивным. Важно сохранять его уникальное наследие для потомков и стремиться изучить его, чтобы дополнить старания авторов собственными стараниями и развиваться духовно. 

Майя Лаошвили

Сочинения по литературе

Поделиться

Серебряный век великой русской культуры

На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.

Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.

Границы этого периода тоже определяют по-разному.

  • Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережковского «Символы»).
  • А вот концом данного периода одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).

Серебряный век в русской культуре — признаки, представители, достиженияСочинение: Культурные достижения Серебряного века

Так чем же замечательно и интересно это время?

Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.

Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других —  достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.

Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.

Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).

Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).

В музыкальной сфере — это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.

И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.

  • Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории — Серебряный век.
  • Символизм
  • С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, это направление стало специфическим мировым явлением.
  • Основные черты этого литературного течения:
  • двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
  • особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
  • особое значение звукописи,
  • мистические и религиозные мотивы и др.

Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.

Акмеизм

(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.

Основные черты акмеизма:

  • философия действия,
  • приятие мира,
  • переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
  • живописность образа,
  • мужественность восприятия мира и жизни,
  • вес конкретного значения слова и др.

Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.

Русский футуризм

В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:

  •  обращенность к будущему,
  • ощущение грядущих перемен,
  • отрицание классического наследия,
  • урбанизм,
  • поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.

В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И. Северянин и др.

  1. Наша презентация:
  2. Специфика русского реализма этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:
  • романтизма (М.Горький),
  • натурализма (П.Боборыкин),
  • символизма (Л.Андреева)

Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Культура Серебряного Века. Краткое эссе о прекрасном времени – Российская Империя – история государства Российского

Серебряный век в истории русского искусства – это период высочайшего подъема, который, пожалуй, можно сравнить со взлетом французского искусства эпохи импрессионизма. Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в.

Читайте также:  Практические советы: как быстро выучить стихотворение

под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв. И уже к концу 10-х гг.

ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям.

В течение нескольких десятилетий после своего заката искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие. Но ближе к концу второго тысячелетия оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры.

Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому – греческая классика V–IV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс. Золотой век русской культуры – это XIX столетие: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Иванов, П.И.Чайковский, Л.Н.Толстой, Ф.М.

Достоевский и многие другие.

Второй тип отличается изяществом и утонченностью создаваемых им ценностей, он не любит слишком яркого света и ассоциируется с луной, а та, в свою очередь, традиционно отождествляется с серебром и женственностью (в противоположность мужественной солнечности и золоту). Искусство Серебряного века, очевидно, относится ко второму типу.

Серебряный век в русской культуре – понятие расширительное.

Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». И помимо всего прочего, это стиль эпохи, это образ жизни.

Еще в середине XIX в. представители романтизма мечтали о создании единого стиля, который мог бы окружить человека красотой и тем самым преобразовать жизнь.

Средствами искусства преобразить мир – такую задачу ставили перед творцами прекрасного Рихард Вагнер и прерафаэлиты. А уже в конце XIX в. Оскар Уайльд утверждал, что «скорее жизнь подражает искусству, нежели искусство жизни».

Происходила явная театрализация поведения и быта, игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни ее создателей.

Сделать из своей жизни поэму – сверхзадача, которую ставили перед собой герои Серебряного века. Поэт Владислав Ходасевич объясняет это так: «Символисты прежде всего не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением.

Все время он порывался стать жизненно творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невыполнимая правда; и в этом постоянном стремлении протекала, в сущности, вся его история.

Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства».

Были в этом стремлении и теневые стороны. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм – на грани веков все это было знаками избранности и порождало своеобразный снобизм.

Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Одним из способов преодоления обыденности жизни стал оккультизм в самых разнообразных его проявлениях.

Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов.

Овладение магическими знаниями, полагали они, в конце концов делает человека богом, причем этот путь для каждого абсолютно индивидуален.

В России появилась новая генерация литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения «шестидесятников» не только творческими интересами; разительны были и внешние различия.

Мирискусники, голуборозовцы, символисты, акмеисты уделяли серьезное внимание костюму и вообще внешнему виду. Эту тенденцию называют русским дендизмом; она характерна для людей явно западной ориентации.

«Невозможно представить себе К.А.Сомова, признанного мастера галантных сцен, – пишет Ю.Б.Демиденко, – тщательно и любовно воссоздавшего в своих картинах «дух мелочей прелестных и воздушных», одетым в унылый старомодный сюртук или в темную рабочую блузу. Он носил сюртуки особого покроя, чрезвычайно изысканные галстуки».

Не менее изящно одевались М.Врубель и В.Борисов-Мусатов, Л.Бакст, С.Дягилев и другие мирискусники. Об этом сохранилось множество свидетельств. Но королем петербургских эстетов Серебряного века по праву считают Михаила Кузмина.

Не отставала и белокаменная; многие сотрудники редакций журналов «Золотое руно» и «Весы» тоже имели полное право называться русскими денди.

Театрализация жизни плавно перетекала в карнавал. В противоположность прозападной эстетствующей богеме приверженцы национальной идеи облачались в деревенские, а чаще в псевдодеревенские наряды.

Поддевки, шелковые рубахи-косоворотки, сафьяновые сапожки, лапти и т.п. с удовольствием использовали Есенин, Клюев, Шаляпин, Горький.

И западники, и славянофилы в начале века в одинаковой степени были подвержены желанию выразить в поведении свои эстетические принципы и таким образом преодолеть разрыв между жизнью и искусством.

Серебряный век в России породил изрядное количество всевозможных кружков и собраний для избранных. Основатели «Мира искусства» начинали свой путь с организации кружка самообразования, они называли себя автодидактами. На первых встречах делались доклады на темы, связанные с развитием изобразительного искусства.

Самым знаменитым и одновременно весьма таинственным собранием в Петербурге начала века были среды у Вячеслава Иванова – в легендарной башне. Один из наиболее глубоких мыслителей русского символизма Вяч.Иванов увлекался философией Ф.

Ницше и был глубоким знатоком античной культуры; особенно его интересовали дионисийские мистерии (основной его труд на эту тему «Дионис и прадионисийство» был запоздало издан только в 1923 г.).

Квартира Иванова, располагавшаяся на верхнем этаже углового дома по Таврической улице, над которой возвышалась башня, стала местом сбора художественной и литературной элиты символизма. Здесь часто бывали К.Сомов, М.Добужинский, А.Блок, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, Вс.Мейерхольд, С.Судейкин. Множество слухов окружало башню Иванова.

Достоверно известно, что в ней устраивались дионисийские игрища с возлияниями и переодеваниями в античные одежды. Тут проходили спиритические сеансы, разыгрывались спектакли-экспромты, но главным были доклады и дискуссии по различным философским, религиозным, эстетическим вопросам. Вяч.

Иванов и его единомышленники проповедовали грядущее откровение Святого Духа; предполагалось, что вскоре возникнет новая религия – третьего завета (первый – Ветхий завет – от Бога-Отца; второй – Новый завет – от Бога-Сына; третий – от Святого Духа). Естественно, что православная церковь осуждала такие идеи.

Подобного рода кружки и общества были, пожалуй, во всех культурных центрах Российской империи; несколько позже они стали неотъемлемой частью жизни русской эмиграции.

Еще один знак театрализации жизни Серебряного века – возникновение множества литературных и художественных кабаре. В Петербурге наиболее популярны были театры-кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», в Москве – «Летучая мышь».

Организованный в 1908 г. Никитой Балиевым театр-кабаре «Летучая мышь» стал особенно знаменит в 1915-м, когда он обосновался в подвале известного небоскреба – дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Художник Сергей Судейкин расписал фойе, по его же эскизу сделали занавес.

Этот театр-кабаре вырос непосредственно из веселых капустников МХАТа, где начинал актерскую карьеру Никита Балиев. Репертуар «Летучей мыши» состоял из театральных миниатюр, оперетт и вполне серьезных спектаклей. Жующая публика за столиками со временем была заменена зрителями в рядах кресел.

Здесь отдыхал и развлекался артистический мир Москвы. В 1920 г. Балиев с лучшей частью труппы эмигрировал.

Итак, единый стиль, зародившийся в России и ставший синонимом понятия Серебряный век, был действительно универсальным, ибо – пусть на короткий срок – он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно жизнь людей эпохи fin de siecle. Таким является всякий большой стиль.

Михаил Киселев, доктор искусствоведения.Дмитрий Яковлев, кандидат философских наук.Журнал “Искусство”, №16/2003.

Сочинение «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Уроки литературы в 11 классе

УРОК № 31
Развитие речи. Контрольное сочинение по теме «“Серебряный век” как культурно-историческая эпоха»

Цель:

учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных
особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний


Беседа

— «Я верую,— писал А. А. Блок,— что мы не только имеем право, но и обязаны считать поэта связанным с его временем». Как складывались отношения
русских поэтов с эпохой? • Как соотносятся понятия «Серебряный век» и «русская культура рубежа веков»?
• Каковы истоки русского символизма? Из чего выросла художественная система русского символизма?
• Какое литературное направление представляют Д. С. Мережковский, И. С. Шмелёв, Андрей Белый, И. Ф. Анненский, Фёдор Сологуб, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, А. И. Куприн, Н. С. Гумилёв? Почему в ряде случаев вам трудно ответить на этот вопрос?

III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока

  • Слово учителя
  • IV. Работа над темой урока

  • 1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
  • Комментарий.
  • 2. Консультация-объяснение учителя
  • Сочинение-рассуждение на заданную тему — часть экзамена, которая проверяет не только ваши фактические знания, но также умение выстроить связный
    рассказ, высказать и аргументировать свою точку зрения.
Читайте также:  Анализ повести «барышня-крестьянка» (а. с. пушкин)

— Русская литература «Серебряного века» явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались
друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере «артистического» поведения. По отношению к искусству
этой эпохи любые классификации на основе «направлений и течений» заведомо условны и схематичны. Параллельно возникновению всё новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи — нарастание личностного начала,
повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве. Об этом писал в 1923 г. О. Э. Мандельштам, называя Кузмина, Маяковского, Хлебникова, Асеева, Вяч. Иванова, Сологуба, Ахматову, Пастернака, Гумилёва, Ходасевича и заключая: «Уж на что они непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это всё
русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог». Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность — две ключевые категории литературного процесса начала XX в. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста — контекста литературного направления или группировки.

(запись на доске) 1) «Тема творчества и судьбы художника в лирике “Серебряного века”» (на материале двух-трёх стихотворений по выбору учащихся); 2) «“Тень несозданных созданий”: мир творческого воображения в лирике одного из поэтов “Серебряного века”»; 3) «Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов “Серебряного века”» (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору); 4) «Сочинение-интервью с поэтом “Серебряного века”» (по выбору учащихся).
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

Можно написать сочинение и в нетрадиционном жанре. Например, сочинение-интервью.


Интервью

— это совместное творчество журналиста и человека, с которым вели беседу. Журналист должен быть высококультурным, знающим. Поэтому
к интервью нужно подготовиться.

А что же такое эссе? Эссе — это особенный жанр сочинения, в котором автор рассуждает о когда-то увиденном, услышанном, пережитом или прочитанном.

В первую очередь в содержании оценивается сама личность автора — его чувства, мысли и переживания. С написанием эссе вы можете столкнуться во многих
образовательных программах, именно поэтому для любого выпускника важно уметь качественно писать эссе. При рассуждении над взятой вами темой никак не обойтись без доказательств. Они бывают двух видов — качественные и количественные. В первом
случае поставленный вами тезис необходимо подтвердить двумя или тремя значимыми и сильными аргументами. А во втором случае тезис аргументируется
массой разнообразных примеров, в таком случае написанное вами доказательство будет всесторонним. Практически каждое эссе должно следовать определённой логической стратегии: тезис — антитезис — синтез. Поговорите сами с собой, попробуйте высказать то, что волнует, что укладывается в рамки сочинения. Для этого требуется лишь одно — быть откровенным
с собой, быть честным, иначе это будут просто фальшивые рассуждения.

  1. 3. Ознакомление с памяткой
  2. Виды интервью

  3. Интервью-монолог:
  4. Интервью-диалог:
  5. Коллективное интервью
  6. Самоинтервью
  7. Анкета
  8. Интервью-зарисовка,
  9. с разными целями:
  10. Правила построения беседы-интервью

(работа в парах)
избранному для беседы человеку задают вопрос, и он подробно отвечает на него.
беседа в вопросах и ответах.
даёт представление о мнении нескольких людей по какому-то вопросу. Такая беседа выливается в совещание или встречу.
— редкий вид интервью, когда пишущий сам задаёт вопросы и сам на них отвечает.
— массовый вид интервью. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает
его. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.
в котором журналист не только задаёт вопросы, но и высказывает своё мнение по поводу темы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует её, сообщает о своём впечатлении. Интервью печатают в газете, журнале, передают по радио и телевидению • сообщить об очередных задачах;
• рассказать о творческих успехах и достижениях учёных, писателей, артистов, новаторов;
• информировать о предстоящем событии или сообщить подробности происшедшего события;
• разъяснить подробно факт, уже известный читателю или слушателю;
• узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля по какому-либо вопросу. Интервьюирование — проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.
Этот жанр чрезвычайно интересен. Ведь интервью можно взять у автора, у героя, у своего одноклассника (о прочитанном).

Этот жанр обладает колоссальным количеством плюсов по сравнению с другими жанрами. Он немного упрощает синтаксическое построение сочинения,
даёт возможность «задавать вопросы» непосредственно герою произведения, не путаясь в прямой и косвенной речи. Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого ты будешь брать интервью, необходимо знать правила,

по
которым строится беседа. Приведём их. 1. В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно начать беседу с безликого вопроса «Как идут дела?».
Такой вопрос повлечёт за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: «Нормально». Эффективнее начать беседу, например, так: «Мы знаем,
что в течение трёх последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых
успехов нет. В чём секрет ваших успехов?». Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активнее включиться в разговор. 2. Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятие внешних помех общения. Прежде всего журналист должен учитывать состояние души человека, которого он
расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий,
при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринуждённо. 3. Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, характеру. 4. Создать установку на двусторонность общения. Уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать — не прирождённый дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог — разговор двоих, и нить его должен держать в руках интервьюер. 5. Ориентировать разговор на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности. 6. Умело использовать вопросы разного типа: открытые и закрытые, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие.
За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.

  • 4. Составление планов (самостоятельно),
  • 5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
  • 6. Написание творческих работ

  • V. Домашнее задание
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    Развёрнутые планы сочинений ПОЭЗИЯ МЫСЛИ И ПОЭЗИЯ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ

  • «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
    (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору)
  • ОБ ОДНОМ СТИХОТВОРЕНИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
    (по выбору учащихся)

написание черновых вариантов сочинений
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем
1. Ознакомиться с ранними стихотворениями С. А. Есенина. 2. Опережающие задания (3 учащихся).
• Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве С. А. Есенина.
• Подготовить сообщения об истории создания стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери».
I. Введение. Соотношение «ума холодных наблюдений» и «сердца горестных замет» у поэтов XIX в. Примеры разнообразия эмоциональных состояний в лирике А. С. Пушкина. Лермонтовский дух анализа: подчинение композиции
стихотворения движению мысли (например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина»). II. Основная часть. Взаимодействие «музыки» и «риторики» в лирике «Серебряного века». • Передача эмоций, противоречивых душевных движений у поэтов «новых течений»; установка на недосказанность.
• Культ мгновения в лирике мастеров «Серебряного века» (например, в поэзии К. Д. Бальмонта); связанная с этим аморфность композиции, опора на
ассоциативные, а не логические связи между образами.
• Категория музыки в лирике «Серебряного века». Музыка как «самое непосредственное уверение в возможности счастья» (И. Ф. Анненский).
Роль фонетической и ритмической организации текста в поэзии начала
XX в. Приёмы лирического «заражения» (например, в поэзии А. А. Блока, Андрея Белого, И. Ф. Анненского).
• Значимость логической упорядоченности и ясности образного строя в лирике В. Я. Брюсова, акмеистов. Стихотворение как «доказательство» поэтической идеи (например, стихотворение В. Я. Брюсова «Кинжал»). III. Заключение. Значимость наследия «Серебряного века» для русской поэзии XX в.
I. Введение. Место стихотворения (избранного для анализа) в лирике автора. Насколько характерны тема и образный строй стихотворения для этого поэта? II. Основная часть. Анализ и интерпретация стихотворения. • Тематика и жанр стихотворения (рассказ в стихах, лирический монолог и т. п.).
• Особенности позиции лирического героя (специфика мироощущения, отстаиваемые ценности).
• Лирический сюжет, композиция и образный строй стихотворения: как развивается главная идея или передаются чувства лирического субъекта;
значимы ли логические или ассоциативные связи между образами, как
используются приёмы противопоставления (контраста) или сопоставления образов, какова избранная поэтом строфическая форма.
• Соотношение пластичности («живописности») и музыкальности в стихотворении; приёмы лирического «внушения»: роль предметной конкретики и иносказаний (метафор, метонимий, символов).
• Ритмическая и звуковая организация стихотворения: как связаны звуковые, синтаксические и образные повторы с чувствами и мыслями, выражаемыми в стихотворении.
• Лексика стихотворения (нормативное и окказиональное словоупотребление; традиционные словесные формулы и неологизмы; «своя» и «чужая» речь).
• В чём общечеловеческая значимость выраженных в стихотворении чувств и мыслей? III. Заключение. Что мне особенно близко или интересно в избранном стихотворении.

Следующие уроки: Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери» >>>

Ссылка на основную публикацию