Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

Редко можно найти писателя, который бы не поднимал в произведениях проблему предназначения человека в мире. Александр Сергеевич не стал исключением. В его творчестве значительное место отведено поэзии.

«Эхо», «Певец», «Пророк» — только небольшая часть из всего разнообразия произведений, где отражалась такая тематика.

Краткий стиховедческий анализ стихотворения Пушкина «Поэт» позволит ученикам 7 класса разобраться еще с одним творением, где автор использует эту идею.

История создания

Стихотворение написано в 1828 г., когда автор находился в селе Михайловском, с которым был тесно связан в зрелом возрасте. Здесь он был в ссылке и создал множество своих уникальных творений.

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

В 1827 г. заканчивается ссылка Пушкина в Михайловском, но уже через год писатель возвращается сюда из Петербурга, чтобы побыть одному, отдохнуть от городской суеты Северной столицы и заняться творчеством. В это время он создает большое количество своих творений, решает написать прозаическую повесть «Арап Петра Великого».

В сельской тишине муза писателя пробудилась ото сна и воспарила. Стих «Поэт» отображает удивительное пробуждение автора, когда он из загнанного человека постепенно начал превращаться в великого творца.

Жанровое своеобразие

Произведение написано в жанре лирики — одном из наиболее любимых направлений автора. Повествование идет от лица писателя, он рассказывает об особенностях творцов. По мнению Пушкина, талантливого человека часто не замечают в обществе, но до того мгновения, пока к нему не прикоснется рука Аполлона. Погрузившись в мир муз, он начинает изменяться. Его мир трансформируется.

Произведение можно разделить на несколько частей. Человек в обычном мире находится до тех пор, пока к нему не прикоснется «божественный глагол». Затем писатель переходит в творческий мир, в царство искусств и волшебной музыки.

Стихотворение представляется как жанр романтической лирики. Одна из отличительных черт романтизма — описание двоемирия, что читатель тоже может наблюдать в стихотворении «Поэт».

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

Размер стихотворного произведения — четырехстопный ямб, благодаря которому можно создать связный и ровный ритм. Поэзия читателем воспринимается словно притча. В мыслях у людей возникает седой старик, монотонно повествующий о какой-то мудрой сказке. У Пушкина получилось создать атмосферу удивительной истории, которая завораживает легкостью прочтения, погружает в мир муз и мечтаний.

Описание структуры

Маленькое стихотворение можно разделить на 2 главные части, которые описывают серую жизнь среди суеты, не представляющей никакой ценности, и радость от творческой работы лирического героя. К негативным оттенкам первых строк добавляются эпитеты, которые талантливо смог найти Пушкин:

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

  • ничтожный;
  • суетный;
  • хладный.

Писатель не боится преувеличений и патетики, поскольку убежден в наивысшем предназначении поэтического творчества. В финале произведения общий настрой изменяется, для этого применяются следующие прилагательные:

  • божественный;
  • священная;
  • святая.

В распространенном в то время стиле написания конкурируют два способа чередования рифм: перекрестный и кольцевой. Альтернативная рифмовка сделала акцент на изменении настроения рассказа.

  • Эмоциональные прилагательные, возвышенный стиль повествования, мотив независимости человека от общепринятых правил, противопоставление вдохновения и суеты — все это характерные черты романтизма.
  • Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»
  • Пронизывающая лирика автора, открывающая множество граней его неординарной души, красочно повествует о том, что волновало писателя, о чем он не хотел больше молчать.
  • Отношения талантливого человека и Вселенной, роль поэзии в разрешении общественных вопросов — важные темы, которые занимают основное место в стихотворении «Поэт».

Художественный талант, как считал Пушкин, обязывает его владельца к конкретным действиям. Силой слова писатель должен пытаться сделать мир чище, добавить в него жизненной реальности и красоты.

Характеристика героя

В основе сюжетной линии находится поэт, предстающий перед читателями в различных ипостасях. Сначала он представлен ничтожным человеком, частью серой массы.

Но когда «божественный глагол» касается глубины души поэта, он пробуждается после сна и начинает постепенно расцветать.

Теперь он не может жить по-старому, не смиряется с обывательским существованием, для него чужды материальные ценности и мелочные страсти.

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

Если до этого поэт был таким же слепцом, как и все, то сейчас по-настоящему прозрел, ему душно в мире корысти и обмана. Он пытается убежать от этого бренного общества на свободу.

В произведении автор затронул одну из основных проблем поэтов. Здесь говорится о творческой теме, перевоплощении человеческой души, что удалось сделать с помощью искусства. Пушкин показал, как лишь одним движением муза может изменять жизненные взгляды.

Помимо этого, писатель поднимает проблематику «слепоты» в обществе. Этой теме посвящается первая часть стихотворения. Мир здесь является ничтожным, меркантильным и равнодушным:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Именно таким является равнодушный человек, у которого спит душа. Поэт так жить не может, у него острая реакция на все, что происходит вокруг, он тонко замечает порочность людей, находящихся рядом с ним, и не может с этим примириться. Мир, который был до этого привычным, начинает открываться для него в новом непристойном свете.

Кроме того, Александр Сергеевич рассказывает об особой специфике вдохновения: муза может прийти и покинуть поэта, она является своевольной и независимой.

Смысл стихотворения

В произведении можно выделить две основные мысли: «слепая» жизнь, где спит душа, и удел пробудившегося поэта, который не закрывается за мелочными интересами от бесполезного прозябания. Теперь он может смело посмотреть в лицо проблемам. Это идеал человека, которого воспевает Александр Сергеевич.

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

Основная идея стихотворения заключается даже не в том, что поэт начинает возвышать собственное мастерство, а в том, что любой человек должен пытаться стать выше обыденных мелочей, которые заменяют духовные потребности. Не стоит мириться со злом, нужно выступать против него, чтобы и остальные люди смогли увидеть, что необходимо изменять ситуацию в лучшую сторону.

Поэт пытается призвать к неравнодушию. Он воспарил ввысь гордой птицей, когда услышал «божественный глагол». Важно уметь открыть собственную душу этому голосу, ведь именно он раскрывает мир перед человеком.

Способы выразительности

В произведении Александр Сергеевич применяет аллюзию («молчит его святая лира»), создающую художественный образ чего-то очень пугающего. Читатель видит, что святые молчат, поэтому начинает господствовать дьявол.

Душа не уснула, что создает яркий образ праздного счастья и дворянской сытости. Ей нравится комфорт слепой жизни, для нее чужды искренние чувства, мечтания и влечения.

Интересными могут показаться эпитеты, которые применяет Пушкин:

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

  • суетный свет;
  • священная жертва;
  • божественный глагол.

Все это подчеркивает принцип стихотворного построения. Поэзия Александра Сергеевича построена на антитезе: начало — суета и потемки, конец — свет и прозрение.

При этом писатель применяет в начале произведения инверсию («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»). Она подсказывает читателю, что Пушкин скажет дальше, что происходит с ним во время вдохновения.

Инверсия указывает на непостоянство нахождения в полумертвом и сонном состоянии, поэтому нужно верить, что душа человека способна проснуться.

Мнение критиков

Судьба автора стихотворения была сложной, ведь несколько лет он находился в ссылках. В произведении Пушкин пытался выразить стремление к творческой свободе, показать остальным, что писатель не является хозяином самому себе, им властвуют искусство, муза и творчество.

У современников к Александру Сергеевичу было разное отношение: одни им восторгались, другие не принимали славы писателя в том масштабе, что ему приписывали. Вот почему некоторые творения поэта подвергались нападкам. Например, Пушкина сильно критиковал Ф. Булгарин, работающий редактором правительственного издания «Северная пчела».

Но русский литературный критик и писатель Апполон Григорьев о нем хвалебно отзывался: «Пришел поэт, появилась огромная творческая сила, которая равна по задаткам всему, что в мире проявлялось не только великого, но и величайшего: Шекспира, Гетте, Гомера — появился Пушкин».

Извечная тема миссии поэта и поэзии раскрывается в стихотворении кратко и точно. Александр Сергеевич видел смысл искусства в пробуждении доброты в душах его почитателей. По смысловой нагрузке произведение напоминает стихотворение автора «Пророк», которое он сочинил годом раньше.

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»: особенности и тема

Пушкин не упускал возможности поразмыслить над тем, как влияют силы порывов на восприятие творческой натуры. Поэзия была для него истинной отдушиной, входом в мир иной, полный спокойствия и благоденствия.

Делая краткий анализ стихотворения «Поэт» Пушкина, можно прийти к выводу о том, что эта тема никогда не теряла актуальности. Удастся привести множество примеров, доказывающих приверженность литератора к красочным описаниям.

Это поможет сформулировать характеристику особенностей его творчества.

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

История создания

Начальный этап 1827 года был ознаменован пребыванием Пушкина в Москве. Сосредоточиться на произведениях у него не получалось — неизменно мешали светские забавы и романтические свидания.

Переехав в Михайловское и оставшись в одиночестве, творец смог воплотить свои идеи. Вдохновение пришло совершенно неожиданно и долго не покидало литературного гения.

Стихотворение «Поэт» Пушкина было вскоре успешно напечатано в «Московском вестнике» и обрело известность.

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

Становится ясно, что автор намеревался изменить не только структуру творений, но и их основное содержание, что идёт наперекор убеждениям многих поэтов того времени. Это своеобразие проявляется метаморфозами.

Александр Сергеевич всю жизнь размышлял о предназначении тех, кто способен передать незыблемое при помощи словесных оборотов или изобразить на полотне красоту.

Его труд не только раскрывает тему творческой деятельности, но и служит намеком на социальную проблематику.

Тематика и идея

В стихотворении говорится об ощущениях поэта, о том, как он себя чувствует среди обычных людей, которые не имеют отношения к созиданию. Можно сказать, Пушкин «разрушил шаблон», выразив свое мнение.

Он утверждал, что бытие того, кто рождён творить, бессмысленно без новых впечатлений и их неповторимого описания.

Игнорируя зов вдохновения, талантливый поэт становится посредственным и безэмоциональным, теряет надежду и перестает размышлять.

Тема о роли поэзии активно обсуждалась литератором. В стихотворении поэт сравнивается с незримым, но могущественным божеством, неимеющим возможности жить в обычных условиях.

Такие привилегии давят подобно веревке, затянутой на шее висельника, и мешают проявить себя. Такого рода проблема важна для автора, поскольку ему самому бывает тяжело рассказать о собственных чувствах, подбодрить страдающих и позволить им поверить в лучшее.

Тем не менее, Пушкин понимает, что суета никогда не породит положительные эмоции.

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

Начало произведения наталкивает на пессимистичные мысли, расстраивает и заставляет сдаться, не начав поединок с судьбой. Кажется, что в этом мире нет места тому, кто отличается от других. Использование литератором подходящих эпитетов придает сказанному динамичность. Читатель внимательно следит за автором, видит, как тот меняется и преображается.

Рифмовки в первой части и втором четверостишии последующей не различаются, поскольку разговор ведётся об одном и том же. Александр Сергеевич упоминает о связи творца с обществом. Суть и смысл стихотворения просты:

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

  • поэт сталкивается с трудностями, а значит иногда ему грустно,
  • он отличается от остальных,
  • способен увидеть прекрасное там, где иные замечают неказистость.

Ему подвластно невообразимо возвыситься, забыть обо всем и забвенно творить, не обращая внимания ни на что.

Мысль литератора подобна гордому и независимому орлу, свободно воспарившему в небесные просторы. Творческий человек становится ничтожным, когда отрекается от своих произведений.

Пылкая личность лишается намерения жить дальше, теряет тягу к созданию прелестного и незабываемого.

Направленность и жанровый смысл

Творение относится к жанру философской лирики. Это ярчайший образец размышлений о жизненной драме. Пушкин высказывает предположения касаемо предназначения поэта, познавая новое вместе с читателями.

Читайте также:  Как общество влияет на мнение личности?

Он узнает о многих явлениях, лаконично упоминая о том, что смысл его жизни заключается в совершении благих дел. Автор жаждет осчастливить каждого, позволяет поверить в светлое будущее и добиться желаемого.

Александр Сергеевич намеревается многое подвергнуть изменениям.

Любимый стихотворный размер Пушкина, использованный поэтом в произведении, — четырехстопный ямб. Причем рифмовка применяется разная: как кольцевая, так и парная. Нельзя не заметить, что, выбирая способы, литератор ориентировался на высказывание мнения. Каждый акцент подкреплён соответствующей рифмой, придающей эмоциональную окраску словесным стиховедческим оборотам.

Использованные тропы

Автор отдал предпочтение различным средствам выразительности, чтобы умело, но кратко передать настроение и душевное состояние, которое так беспокоит его.

Таким образом, он надеется передать отчаяние и одновременно выразить радость. Тропы помогают читателям понять, как себя чувствует литературный гений.

Речь идёт о романтизме, что тоже нельзя не выделить в произведении:

  • поэт сравнивает безысходность с надеждой,
  • делает акцент на независимости творца, не признающего светских забав.

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

Применение эпитетов позволяет в произведении отобразить нахлынувшие эмоции и построить представление реальности, описанной поэтом.

Лирика Александра Сергеевича заставляет задуматься о жизненных ситуациях различного рода, обдумать судьбоносные решения и дать волю истинному, всепоглощающему таланту. Автор уверен: мудрые изречения творца способны избавить мир от скверны. Лишь уверенные и красноречивые контролируют не только свои, но и чужие порывы и чаяния.

Следует отметить, что стихотворение основано на реальных событиях. Находясь в Москве, Пушкин уделял внимание женщинам и не думал о написании произведений. Оказавшись в деревне, он сосредоточился на творчестве. Литератор утверждает, что даже опытный певец и мудрый творец нуждается в уединении и может не представляться публике некоторое время.

Поэт: смысл и анализ стихотворения А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – одна из самых весомых фигур в русской литературе XIX века.

Будучи не только поэтом, но и публицистом, литературным критиком и теоретиком, он внес огромный вклад в развитие современного литературного языка. Одной из ведущих тем его творчества являлась тема взаимоотношений Поэта и общества.

Два его стихотворения с похожими названиями, «Поэту» и «Поэт», смысл которых в важности искренности творца, как нельзя лучше раскрывают данную проблему.

История создания

Произведение «Поэт» было написано в 1827 году. Устав от светской суеты богемной столицы, Пушкин переезжает сначала в Петербург, а затем возвращается в уединенное село Михайловское, где сразу ощущает сильнейший прилив вдохновения.

Интересно! В имение матери, расположенное в Михайловском, Пушкин был сослан в 1824 году. Именно там, в уединении, были созданы гениальные «Я помню чудное мгновенье…», «Цыганы», «К морю», «Пророк». Этот период характеризуется возникновением более 100 произведений.

Здесь, в удалении от шума и городской суеты, поэт погружается в раздумья о роли художника, созидателя в обществе.

  • Какова миссия поэта?
  • Должен ли он выражать собственные мысли и идеи, или лишь быть зеркалом социума?
  • Что важнее: быть искренним перед собой или добиться признания?

Отвечая на эти терзающие его вопросы, Пушкин создает стихотворение «Поэт», смысл которого – в попытке разобраться в сути поэтического дара.

Анализ стихотворения «Поэт»

В этом произведении Пушкин будто переосмысливает предназначение поэта в целом и собственное предназначение в частности. Используя различные средства выразительности, поэт эмоционально окрашивает свои глубокие размышления, делая их убедительными и бескомпромиссными.

Жанром данного произведения является философская лирика. Автор отождествляет себя с главным героем, транслируя таким образом собственные мысли и переживания.

Композиционное разделение стиха «Поэт» на две части имеет весьма определенный смысл.

Сочинение: Смысл стихотворения Пушкина «Поэт»

1 часть

Начало произведения будто описывает жизнь самого поэта в шумной Москве. Без дара вдохновения, который автор называет призывом Аполлона, творческий человек погружен в прожигание собственной жизни. Он обречен на бесцельное проведение дней в суетном мире. Когда мысли сосредоточены на телесных удовольствиях, у «святой лиры» просто нет шанса начать говорить. Она молчит.

Поэт щедро сдабривает негативными эпитетами такой образ жизни:

  • малодушное погружение;
  • хладный сон;
  • ничтожнейший среди всех ничтожных.

Пушкин-поэт отчаянно ищет смысл в такой жизни. И не находит его. Потому что лишь в созидании, лишь в творении заключается миссия певца. Его голос, его святая лира не могут быть услышаны, пока вокруг безумствует толпа.

Каждая строка, каждое слово этой части пронизаны пессимизмом. Автором хорошо передана атмосфера угнетения души, тусклого существования героя. Чувство нехватки воздуха от отсутствия творческого полета, который задавлен повседневностью, суетой и праздностью.

2 часть

Буквально первая же строчка второй части произведения создает совершенно другое настроение. Появляются эпитеты, имеющие иную эмоциональную окраску:

  • божественный глагол;
  • чуткий слух;
  • гордая голова;
  • дикий и суровый.

Автор будто встрепенулся и что-то переосмыслил. Поэт, смысл которого Пушкин видит в следовании за своим вдохновением, начинает творить. Здесь используется еще одно средство выразительности – сравнение.

Душу стихотворца, пробудившуюся и наполненную вдохновением, автор сравнивает с орлом – свободной, мощной, сильной и гордой птицей. Птицей, способной подняться высоко над мирской суетой, способной к свободному полету, не ограниченному ничьим суждением.

Птицей, не склоняющей гордую голову к ногам толпы, волной и не имеющей кумира. В этом смысл поэта, как такового. И в этом смысл стихотворения «Поэт».

Лишь свободному от суетности и обыденности поэту дан великий дар вдохновения, позволяющий ему творить. Позволяющий ему жить не ничтожно, а со смыслом.

Общая проблематика стихотворения

Таким образом, в произведении автор поднимает несколько основных проблем:

  • Тема творческого человека.

В стихотворении «Поэт» смысл заключается в умении, в жизненной необходимости даже подниматься над внешней суетой, отрешаться от повседневности. Чтобы освобождаться и творить.

Пушкин, как никто другой знал, насколько обыденность и суета этого мира убивают вдохновение. Разгульные периоды его жизни, проводимые в столице, были малопродуктивны творчески. Зато богаты на дуэли, ухаживания за женщинами и увеселительные мероприятия. Стихотворение «Поэт» передает именно эту особенность поэтической деятельности Пушкина.

Интересно! Часто даже вынужденные уединение и отрешенность от мира становились толчком вдохновения для Пушкина. В 1830 году карантин по холере задержал поэта в имении отца в Болдино. Именно этот период творчества Пушкина, названный Болдинской осенью и подаривший «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», заключительные главы «Евгения Онегина», является одним из самых плодотворных.

  • Проблема взаимоотношений с обществом.

Поэт, то есть человек наделенный даром говорить, не должен идти на поводу у толпы. Не имеет права склонять голову перед кумирами. Не имеет права молчать. Его миссия – нести в этот мир, часто равнодушный и меркантильный, свет своего дара. Не прогибаться под мир, позволяя себя поглотить, а прогнуть мир под себя, освещая души вокруг своим словом.

Муза поэта своенравна и независима. Она приходит внезапно, когда считает нужным, касаясь «божественным глаголом». И покидает стихотворца так же внезапно. Тогда его лира замолкает. Вдохновение — это дар, с которым следует обращаться крайне бережно.

К Пушкину можно относиться по-разному: кто-то считает его гениальным поэтом и прозаиком, а кто-то не понимает той славы, которая ему приписывается. Но одно можно сказать совершенно точно: Пушкин – поэт, смысл жизни которого заключался в неутолимой жажде настоящей свободы творчества. Которое подобно орлу расправляет свои крылья и совершает неограниченный ничем полет.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин) | Литрекон

Самый Зелёный · 01.05.2019

Над местом поэта в обществе задумывается каждый, кто однажды взялся за перо. Многие творческие личности по-разному видели своё предназначение. Например, Николай Некрасов считал, что муза должна напоминать людям о том, что «бедствует народ»(стихотворение «Элегия»). А вот А.С. Пушкин затронул тему собственного  предназначения в стихотворении «Поэт».

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров. 

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Жанр, направление, размер

В начале XIX века расцветало такое литературное направление, как романтизм. Для него характерны такие черты, как исключительность главного героя, нетипичные обстоятельства. Многие произведения Пушкина  написаны в русле романтизма, стихотворение «Поэт» — одно из них. 

Жанр — лирическое стихотворение. В центре произведения находятся чувства и мысли лирического героя. Стихотворение «Поэт» можно отнести к философской лирике. А.С.Пушкин затрагивает важные темы: место поэта в обществе, предназначение творческой личности. 

Стихотворение написано любимым размером поэта: ямбом (пятистопный), рифма — перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы — кольцевая. 

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, композиционно также делится на две смысловые части. 

  1. В первой описывается жизнь поэта в «обычные» будни, когда он не занят творчеством. 
  2. Во второй уже перед читателями предстаёт вдохновлённый творец, который не находит себе места среди обывателей, который посвящает себя и свою жизнь определённой миссии. 

Образы и символы

  1. В центре стихотворения находится образ лирического героя — поэта. Автор описывает его как обычного человека, который в обществе ничем не выделяется, пока «молчит его святая лира».

    Но когда к поэту приходит вдохновение, он начинает творить, бежит от людей, уединяется в природном уголке. 

  2. Природа в стихотворении становится символом спокойствия и умиротворения. Это то место, где душа поэта черпает вдохновение.

  3. Аполлон — древнегреческий бог творчества и красоты, которого поэт упоминает в своих строках, как глашатая творческого зова.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика текста весьма многогранны.

  • Основная тема стихотворения — поэт и поэзия. По мнению автора, человек, одарённый способностью слагать стихи, не находит места среди людей в минуты вдохновения, он убегает в отдалённые места, чтобы посвятить творчеству всего себя. 
  • Проблема непонимания — основная в жизни поэта. Общество не всегда способно принять его труд, оценить по достоинству шедевры творческой личности. Поэтому он вынужден часто избегать толпу, удаляться. Среди шумных балов поэт не может черпать вдохновение, ему нужно обретать гармонию с собой в тихих природных уголках. 
  • Тема природы тоже прослеживается в тексте. Автор показывает, что именно в окружающем мире естества и гармонии творец находит свою музу.

Основная идея

Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Поэт» заключена в том, что такая творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей.

Когда поэт творит, ему становятся чужды людские забавы, он не приемлет кумиров. У поэта есть всегда определённая миссия, которой он готов посвящать все своё время, всю свою жизнь.

Каждый творец самостоятельно определяет эту задачу. 

Смысл посыла Пушкина заключается в том, что творчество преображает личность и возвышает ее, но ценою этого взлета является одиночество.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

  • Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира». 
  • Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе. 
  • Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта. 
  • Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»). 

Анастасия Сметанова

Полный анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Делая полный анализ стихотворения «Поэт», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, стоит вспомнить о том, что написал его автор в свой достаточно спокойный период жизни. Команда Литеровед.ру расскажет о истории написания данного произведения, а так же поможет полностью проанализировать данный текст.

История создания

Стихотворение «Поэт» было написано Александром Сергеевичем в 1827 году. Первое полугодие, из которого он жил в Москве, где полностью окунулся в светскую жизнь.

Постоянные приглашения на мероприятия отвлекали Александра Сергеевича от работы, что негативно сказывалось на его творчестве. Он не мог сконцентрироваться, и собраться с мыслями.

Второе же полугодие автор проводит в Михайловском, где не так давно отбывал ссылку. Находясь именно там, автор публикует данное произведение.

Жанр, размер произведения

Поскольку в то время на пике популярности был романтизм, то и Александр Сергеевич не стал исключением данного направления. Автору было очень близко это направление литературы, поэтому немалое количество произведений были написаны именно в этом русле.

Безусловно, это лирика, где все действие происходит вокруг лирического героя. Его чувствам и мыслям так же отводится большое внимание. Это стихотворение можно так же назвать философским, поскольку поэтом были подняты размышления на весьма глобальные темы. Не обошла стороной тема поэта в обществе, отношение общества к творческой личности.

Размер произведения – это любимый размер поэта – пятистопный ямб. Используется перекрестная рифмовка, но во второй строфе встречается кольцевая.

Композиция           

Композиционно данное стихотворение можно разделить на две смысловые части.

Первая часть описывает жизнь обычного человека, который живет повседневностью. Он не творит, и мысли его не летают далеко в облаках в поисках новой музы.

  • Пока не требует поэта
  • К священной жертве Аполлон,
  • В заботах суетного света
  • Он малодушно погружен;
  • Молчит его святая лира;
  • Душа вкушает хладный сон,
  • И меж детей ничтожных мира,
  • Быть может, всех ничтожней он.

Во второй же части перед нами предстает творец, который полностью растворяется в творчестве. Ему чужды человеческие проблемы, а миссия, которая стоит перед ним, очень высока. Творчество – это вся жизнь поэта, поэтому окунаясь в него, он перестает видеть все вокруг. Он полностью растворен в своих мыслях и написании шедевра.

  1. Но лишь божественный глагол
  2. До слуха чуткого коснется,
  3. Душа поэта встрепенется,
  4. Как пробудившийся орел.
  5. Тоскует он в забавах мира,
  6. Людской чуждается молвы,
  7. К ногам народного кумира
  8. Не клонит гордой головы;
  9. Бежит он, дикий и суровый,
  10. И звуков и смятенья полн,
  11. На берега пустынных волн,
  12. В широкошумные дубровы…

Образы и символы

Конечно же все события происходят вокруг главного лирического героя. В его образе легко увидеть самого автора строк. Пушкин очень хорошо показывает то, что в обычной «мирской» жизни наш поэт ничем не выделяется среди толпы. Он такой же обычный человек, как и все вокруг. Ничего примечательного в нем нет.

Но это все только лишь на первый взгляд. Как только к нему приходит вдохновение и он начинает творить, то он превращается совершенно в другого человека. Ему становится безразличны все окружающие его проблемы, ему не интересно общество – он начинает его попросту избегать и сторониться.

Вторым образом показана природа – колыбель для творца. Уединившись от человеческой толпы, автор полностью растворяется в природе и занимается написанием шедевра. Природа действует на него умиротворяюще, успокаивает его самого и его мысли. Окунувшись с головой в природу – автор вдохновляется.

Темы и проблемы произведения

Главной темой произведения является поэт и его поэзия. Автор пытается донести до нас, насколько ценно в минуты вдохновения для творца уединение. Ему мешает общество, оно отвлекает его и не дает возможности сосредоточиться. То ли дело природа. В ней автор черпает вдохновение, успокаивается и готов творить.

Так же поднимается проблема непонимания, с которой сталкивался неоднократно каждый поэт. Не всегда творчество сразу же принимается толпой. Иногда приходится сталкиваться с негативом, непринятием произведения. Поэтому в минуты вдохновения автор старается уединиться и побыть наедине с собой.

Тема природы больше выступает в роли музы в данном произведении. Именно из неё автор черпает свое вдохновение и идеи.

Средства выразительности

В этом стихотворении Александр Сергеевич прибегает к помощи метафор, эпитетов и сравнений. С помощью них, произведение становится ярче и намного лучше доносит до нас мысли автора.

Основная мысль произведения

Одной из мыслей данного стихотворения, можно назвать роль природы в жизни творческой личности. Насколько общество может играть негативную роль на творчество. Находясь в нем, можно столкнуться с критикой, непониманием, что негативно влияет на творческую личность.

Пропадает желание творить, появляется депрессивное состояние, выйти из которого не всегда легко.  Находясь в толпе, творец практически ничем не выделяется из неё. Но это все происходит до той поры, пока к нему не приходит вдохновение. Это две абсолютно разные личности.

Когда поэта посещает муза, ему становится чуждо все то, что так увлекает толпу. Ему становятся не интересными проблемы окружающих, да и свои его начинают волновать не так уж и сильно.

Он полностью растворяется в творчестве, в которое уходит с головой. Но для того, чтобы он смог творить и полностью отвлечься от суеты – ему необходимо полное уединение.

Вот тут и приходит на помощь природа, которая всегда сможет помочь найти гармонию с самим собой.

Здесь показывается влияние природы на поэта. Её влияние всегда благотворно сказывается на написании произведений, поскольку природа всегда успокаивает, помогает сосредоточиться на творчестве и мыслях. Она вдохновляет на новые и новые свершения, за которые каждой творческой личности приходится платить одиночеством.

“Поэт” анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии.

Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога.

Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении.

Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.

Может ли обычный

человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу?

В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.

Произведение “Поэт” было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале “Московский вестник”. В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока “молчит его святая лира”, он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету.

Поэт “ничтожен”, а его душа “вкушает хладный сон”.

Во второй части стихотворения лирический герой слышит “божественный глагол” вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. “Забавы мира” и “людская молва” становятся ему чужды. “Дикий и суровый” поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.

Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь. Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо.

Стихотворение “Поэт” появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.

В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно.

А поэт – это человек, живущий по особым правилам. Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – “и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он”.

В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для Романтической поэзии: “народный кумир”, “гордая голова”, “пустынные волны”, “пробудившийся орел”.

Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы.

Поэтому стихотворение “Поэт” вполне логично отнести к этому литературному направлению.

Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: “детей ничтожных”, “хладный сон”, “суетного света”.

Вторая часть стихотворения более оптимистична: “широкошумные дубровы”, “гордой головой”, “встрепенувшийся орел”.

Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: “божественный глагол”, “святая лира”, “священной жертве”.

Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.

Стихотворение написано Четырехстопным ямбом. Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.

Вечная Тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение “Поэт” сродни произведению Пушкина “Пророк”, написанному годом ранее.

«Поэт» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – композиция, стихотворный размер, рифма, средства выразительности

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о ещё одном важном произведении, в котором поэт рассматривает тему поэта и поэзии.

С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмысление им многих своих взглядов.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

  1. Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.
  2. Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.
  3. Жанр – лирическое стихотворение.
  4. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
  5. Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
  6. Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенётся”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  7. Сравнение – “как пробудившийся орел”.

Анализ стихотворения «Поэт» А.С. Пушкина

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году. Именно в это время Пушкина терзают мысли о его предназначении как поэта и о роли поэзии в жизни общества.

В основе построения стихотворения лежит антитеза. Противопоставляются две строфы, условно разделяющие стихотворение на две части. В первом восьмистишии показан поэт в тихое, мирное время.

Пока ничто не волнует общество он живет «в заботах суетного света» как обычный человек. Его душа «вкушает хладный сон».

Хладный он от того, что она почти омертвела, погрязнув в мелочных заботах, но может проснуться от этого, как только того потребует долг. Но до сего момента от может быть ничтожней всех.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Вторая строфа повествует нам о поэте во время общественных волнений. Будто божественная сила пробуждает его душу от глубокого сна. Она сравнивается с орлом – гордой, благородной, гордой, и самое главное вольной птицей. Он летит над нашим миром, своим зорким глазом видит все пороки человеческие и стремится донести о них людям.

Поэт теперь видит реальную картину мира. Ему не интересны, а может даже противны забавы мира, которые основаны на интригах, лжи, зависти. Он «людской чуждается молвы», потому что в разговорах этих порочных людей нет ничего чистого и душевного. Так же он «к ногам народного кумира не клонит гордой головы».

Сам Пушкин никогда не преклонял голову ни перед кем: ни перед генералами или иными начальниками, ни перед императором. Он писал свои вольнолюбивые стихи, не боясь гнева правителя. Главным для него было донести свои мысли для народа через творчество. Так же поступали поэты, общавшиеся с Пушкиным, в том числе знаменитые декабристы Пущин (см. анализ стихотворения «Пущину») и Рылеев.

Поэт «смятенья полн», потому что мир, в котором он живет, ввел его в ужас. Он бежит от него, старается скрыться. Единственной обителью для него может стать девственная природа: «берега пустынных волн», «широкошумные дубровы».

Противопоставляется не только жизнь поэта, но и сам его характер. В первой строе он малодушен и ничтожен. Во второй же он «дикий и суровый». Такую перемену вызвал «божественный глагол», то есть слово божье. Пушкин считает, что дар поэзии послан людям свыше, об этом он говорит во многих своих стихотворениях.

В «Поэте» использовано много старославянизмов: «дубровы», «широкошумные», «глагол». Это одновременно обращает нас к библейским сюжетам и связи поэта с Богом, так и к древности, что говорит о том, что поэт в любые времена имел столь важную роль.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве.

И лишь во второй половине года, когда он уединился в своём имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение.

Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чём состоит суть поэтического дара, он провёл свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливает собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

«Поэт», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога.

Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении.

Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.

Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.

Произведение «Поэт» было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира», он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен», а его душа «вкушает хладный сон».

Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему чужды. «Дикий и суровый» поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.

Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь.

Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо.

Стихотворение «Поэт» появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.

В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно.

А поэт – это человек, живущий по особым правилам.

Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он».

В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической поэзии: «народный кумир», «гордая голова», «пустынные волны», «пробудившийся орел».

Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы.

Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению.

Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных», «хладный сон», «суетного света».

Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы», «гордой головой», «встрепенувшийся орел». Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол», «святая лира», «священной жертве».

Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.

Вечная тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению Пушкина «Пророк», написанному годом ранее.

  Сочинение Тема любви в лирике Пушкина (в творчестве)

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Поэт(Пушкин)»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Композиция

Стих разделён на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет своё основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтическое обобщение того времени, которое он провёл в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждёт тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально меняется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением.

Таким образом, Пушкин делает вывод, что без творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, даёт ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта.

Его предназначение – это сочинение стихотворений. Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб. При этом рифма в нём используется разная, как парная, так и кольцевая.

При этом нельзя не заметить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрёстные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орёл”.

С их помощью Пушкин создаёт яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Художественные средства выразительности

Следующий пункт анализа «Поэта» Пушкина — это определение художественных средств выразительности.

В произведении противопоставляются низкое и высокое начала поэта, что усиливают эмоционально окрашенные эпитеты. Особое предназначение поэта подчеркивается возвышенным слогом.

В стихотворении Пушкина душа поэта сравнивается с орлом — свободолюбивой гордой птицей. Поэт точно так же свободен в своем творчестве, полете мысли.

Также при проведении анализа стиха «Поэт» Пушкина нужно определить стихотворный размер и способ рифмования. Оно написано четырехстопным ямбом с использованием двух видов рифм — перекрестной и кольцевой. Перекрестная рифмовка используется для описания отношений между поэтом и обществом. Второй же вид употребляется для того, чтобы показать отношение поэта к творчеству.

В стихотворении Пушкин использует приемы, свойственные романтической поэзии. В своем творении Александр Сергеевич рассказывает о независимости поэта от всего общества. Но из-за этой независимости и отстраненности он остается одиноким, потому что люди большей частью являются приземленными, не желающими восхищаться только красотой.

Александр Сергеевич стремился сделать жизнь людей осмысленнее. Он постарался показать всю непростую поэтическую натуру.

Поэтому его герой несколько возвышается над толпой, но в то же время он стремится избегать людей, чтобы они не спугнули его вдохновение. Только находясь в уединении и гармонии, он сможет создать нечто прекрасное и удивительное.

Поэтому он стремится быть ближе к природе. Это был краткий анализ стихотворения «Поэт» Пушкина по плану.

Ссылка на основную публикацию