Анализ романа «идиот» (ф. м. достоевский)

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) — прозаик, критик, публицист.

 Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

О книге

Время написания: 1867–1869

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Содержание

Молодой человек, князь Лев Николаевич Мышкин, возвращается в Петербург из Швейцарии, где лечился от тяжелой нервной болезни.

После нескольких лет почти затворнической жизни он попадает в эпицентр петербургского общества. Князь жалеет этих людей, видит, что они гибнут, пытается спасти, но, несмотря на все усилия, ничего не может изменить.

В конечном итоге Мышкина доводят до потери рассудка те люди, которым он более всего пытался помочь.

История создания

Роман «Идиот» был написан за границей, куда Достоевский поехал, чтобы поправить здоровье и написать роман, чтобы расплатиться с кредиторами.

Работа над романом шла тяжело, здоровье не улучшалось, а в 1868 году в Женеве умерла трехмесячная дочь Достоевских.

Находясь в Германии и Швейцарии, Достоевский осмысливает нравственные и социально-политические изменения в России 60-х годов XIX века: кружки разночинцев, революционные идеи, умонастроения нигилистов. Все это найдет свое отражение на страницах романа.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Сад Боболи во Флоренции, где любил гулять писатель во время пребывания в Италии

Замысел произведения

Достоевский считал, что на свете существует только одно положительно прекрасное лицо — это Хрис­тос. Писатель попытался наделить главного героя романа — князя Мышкина — похожими чертами. 

По мнению Достоевского, в литературе ближе всех к идеалу Христа стоит Дон Кихот. Образ князя Мышкина перекликается с героем романа Сервантеса. Как и Сервантес, Достоевс­кий ставит вопрос: что случится с человеком, наделенным качествами святого, если он окажется в современном обществе, как сложатся его отношения с окружающими и какое влияние он окажет на них, а они — на него?

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Дон Кихот. Рисунок Д. А. Харкера

Заглавие

Историческое значение слова «идиот» — человек, живущий в себе, далекий от общества.

В романе обыгрываются различные оттенки значения этого слова, чтобы подчеркнуть сложность образа героя.

Мышкина считают странным, его то признают нелепым и смешным, то считают, что он может «насквозь прочитать» другого человека. Он, честный и правдивый, не вписывается в общепринятые нормы поведения.

Лишь в самом конце романа актуализируется другое значение — «душевнобольной», «помраченный рассудком».

Подчеркивается детс­кость облика и поведения Мышкина, его наивность, беззащитность. «Совершенный ребенок», «дитя» — так называют его окружающие, а князь соглашается с этим. Мышкин говорит: «Какие мы еще дети, Коля! и… и… как это хорошо, что мы дети!». В этом совершенно отчетливо звучит евангельский призыв: «будьте как дети» (Мф 18:3).

Еще один оттенок значения слова «идиот» — юродивый. В религиозной традиции блаженные — проводники Божественной мудрости для простых людей.

Смысл произведения

В романе повторяется и подлинная евангельская история, и история Дон Кихота. Мир снова не принимает «положительно прекрасного человека». Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако главные препятствия на этом пути — неверие и бездуховность современного общества. 

Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись. С сюжетной точки зрения роман предельно трагичен.

Экранизации и театральные постановки

К сюжету романа роману «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы. Драматические инсценировки начинаются уже с 1887 года. Одной из самых значительных театральных постановок версий романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал Иннокентий Смоктуновский.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

“Идиот”. Режиссер Петр Чердынин (1910)

Первая экранизация романа относится к 1910 году, периоду немого кино. Автором этого короткометражного фильма стал Петр Чардынин. Выдающейся киноверсией первой части романа стал художественный фильм Ивана Пырьева «Идиот» (1958), где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

“Идиот”, реж. Акира Куросава (1951)

Одна из лучших зарубежный экранизаций романа — японская чёрно-белая драма «Идиот» (1951) режиссера Акиры Куросавы.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Евгений Миронов в роли князя Мышкина в экранизации романа «Идиот» (реж. Владимир Бортко, Россия, 2003)

Самой подробной и максимально приближенной к первоисточнику киноверсией романа является многосерийный фильм Владимира Бортко «Идиот» (2002), роль Мышкина исполнил Евгений Миронов.

Интересные факты о романе

1. Идиот» — второй роман так называемого «великого пятикнижия Достоевского». В него также входят романы «Преступление и наказание», «Игрок», «Бесы» и «Братья Карамазовы». 

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Тома одного из первых изданий собрания сочинений Ф. М. Достоевского

2. На идею романа сильно повлияло впечатление Достоевского от картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гро­бу». На полотне предельно натуралистически изображено тело мертвого Спасителя после снятия с Креста. В образе такого Христа не видно ничего божественного, а по преданию Гольбейн и вовсе писал эту картину с утоп­ленника.

Приехав в Швей­царию, Достоевский захотел увидеть эту картину. Писатель пришел в такой ужас, что сказал жене: «От такой картины веру потерять можно». Трагическая фабула романа, где большинство героев живет без веры, во многом проистекает из размышлений об этой картине.

Не случайно именно в мрачном доме Парфёна Рогожина, который потом совершит страшный грех убийства, висит копия картины «Мертвый Христос».

3. В романе «Идиот» можно встретить всем известную фразу «мир спасет красота». В тексте ее произносят в грустном, ироничном и почти издевательском тоне два героя — Аглая Епанчина и смертельно больной Ипполит Терентьев. Сам Достоевс­кий никогда не считал, что мир спасет некая абстрактная красота.

В его дневниках формула спасения звучит так — «мир станет красота Христова». Романом «Идиот» Достоев­ский доказывает, что красоте присуща не только одухотворяющая, но и губительная сила.

Трагическая судьба Настасьи Филиппов­ны, женщины необыкновенной красоты, иллюстрирует мысль о том, что красота способна вызвать невыносимые страдания и погубить.

4. Ужасную сцену в рогожинском доме в финальной части «Идиота» Достоев­ский считал самой главной в романе, а также сценой «такой силы, которая не повторялась в литерату­ре».

Цитаты:

  • Нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, чем сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный.
  • Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
  • Столько силы, столько страсти в современном поколении, и ни во что не веруют!

Александр Ткаченко. Кто хочет стать идиотом? 
Легендарные христианские книги: Александр Мень «Сын Человеческий»
Легендарные христианские книги: Сергей Фудель «У стен Церкви»
Легендарные христианские книги: Сюсаку Эндо «Молчание»

Ф. М. Достоевский "Идиот": анализ

История создания произведения

Над романом «Идиот» Ф.М. Достоевский работал в Швейцарии и Италии на протяжении четырех лет.

После написания «Преступления и наказания» писатель решил создать роман, в центре которого будет находиться положительный герой. Замыслом «Идиота» становится стремление показать героя-идеала.

После описания Раскольникова, который считал себя человеком и Богом, Ф.М. Достоевский показывает Мышкина, который на самом деле является таковым.

Произведение было опубликовано в 1868 году.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Жанр произведения

Жанровая принадлежность «Идиота» – роман.

В нем соединились черты и признаки философского и психологического романа, так как в центре внимания стоит личность, судьба которой связана с вечными и общечеловеческими вопросами.

Роман «Идиот» имеет признаки романа-трагедии, что связано с жизнью и судьбой главного героя. Есть черты уголовно-криминального романа, а также публицистического и полемического романа.

Название произведения и его смысл

Роман Ф.М. Достоевского назван так, потому что идиотом звали главного героя. Такое наименование Мышкин получил за свою доброту, милосердие и бескорыстие.

В названии присутствует своеобразная обманка. Читатель планирует увидеть в произведении образ дурака и настоящего идиота, но именно в таком герое воплощается идея создания идеального и прекрасного человека.

Повествование ведется от лица отчужденного от самого автора лица. Появление такого типа рассказчика является новаторской моделью в творчестве Ф.М. Достоевского.

Темы

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

1. Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.

2. Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.

3. Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.

4. Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

5. Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается.

Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.

6. Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.

Проблемы

Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.

  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.
Читайте также:  Анализ стихотворения И. Бунина «Сумерки»

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Смысл

В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей.

Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии.

Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.

В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».

Сюжет

В основе сюжета романа Ф.М. Достоевского лежит демонстрация деградации дворянства, на фоне которого выделяется образ «идиота» Мышкина.

Сюжетных линий в романе две: история Мышкина и Аглаи, а также история Рогожина и Настасьи Филипповны. Однако эти сюжетные линии существуют не отдельно, а, наоборот, соединяются друг с другом, образуя своеобразный «любовный четырехугольник».

Особенностями сюжета являются динамичность различных сцен и эпизодов, в то же время – снижение и замедленность темпа повествования. Сюжетные линии, которые соединены между собой, начинают распутываться лишь в финале произведения, получая трагическую развязку.

Система образов произведения

Центральным персонажем романа «Идиот» является князь Мышкин, который является воплощением идеала, олицетворением христианской любви. Главный герой – человек бескорыстный, скромный, честный, миролюбивый и добрый.

Мышкин готов помочь каждому человеку, которому необходима помощь. Однако за все эти нравственно высокие качества окружающие называют героя «идиотом».

То, что общество так относится к идеальному герою, показывает, кто именно является идиотом.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Композиция произведения

Композиционным центром произведения является образ князя Мышкина. Именно с этим героем связаны другие образы, сюжетные линии и, главное, смысл всего романа.

Хронотоп произведения определен автором: действие происходит в России, куда приезжает герой из Швейцарии. Время действия – ноябрь 1867 – лето 1868 года.

Особенностями композиции являются вставные эпизоды и отдельные новеллы, некоторые из них не соединены с сюжетом.

Художественные средства

Писатель использует прием психологизма. Широко применяются символические образы, одним из которых является сам князь Мышкин, олицетворяющий христианские принципы, в частности любовь к окружающим.

Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» показывает положительного героя, который противопоставлен окружающим, называющим князя Мышкина идиотом, хотя идиотами являются они сами.

Ф. М. Достоевский “Идиот”: характеристика героев

Ф. М. Достоевский “Идиот”: краткое содержание

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Источник

Источник

«Идиот» — гениальный роман, полный тонкого психологизма и философских размышлений о жизни. Блог. online-knigi.com.ua

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Русская литература дала миру множество громких имён. Cамым гениальным из всех был Фёдор Михайлович Достоевский. Его творчество по достоинству оценено не только на родине, но и во всём мире. Стоит отметить хотя бы тот факт, что книги писателя всегда попадают в список лучших произведений литературы по версии различных авторитетных изданий, критиков и по опросам общественного мнения во многих странах.

Творческий гений великого русского прозаика оказал колоссальное влияние на мировую литературу всех последующих периодов. Он стал предтечей таких направлений, как персонализм и экзистенциализм, довёл до совершенства реализм в литературе. Логичным апогеем литературных изысканий Фёдора Михайловича Достоевского стал роман «Идиот».

Творчество Фёдора Достоевского

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Достоевский — поистине грандиозное явление не только в русской и мировой литературе, но и философской мысли. Писатель не просто затрагивает темы, которые волнуют читателей во всех странах и во все эпохи, но и ставит их в центр своего творчества.

А главной темой, проходящей красной линией сквозь всё творчество Фёдора Михайловича является человек, личность, индивидуальность. И не просто человек, а его чувствительная, тонкая и ранимая натура, для которой жизнь представляет собой черёд испытаний и страданий.

Достоевский воспринимал жизнь как нечто тяжкое, наполненное беспокойством и печалями. В жизни любого человека часто бывает довольно много беспричинной злобы и агрессии, поэтому главной задачей личности является преодоление одиночества, враждебности к окружающим. Мы должны найти гармонию с миром, уйти от печалей, привносить в свою жизнь и жизнь окружающих красоту.

Писатель глубоко проникает не только в душу человека как такового, но и в русскую душу, как особый феномен. Он сам был плотью от плоти русского народа и очень хорошо понимал все тонкости этой загадочной субстанции. Он выявляет все самые потаённые места этой души, вскрывает её метафизику и показывает те глубокие противоречия, которые лежат в её основе.

Всё творческое наследие Достоевского говорит нам о том, что главное, чем интересовался писатель как психолог и философ — это человек. Он детально исследует его природу методом собственноручно разработанного художественно-экспериментального анализа.

Человеческая природа на Западе более активна, чем в России, но при этом в душе русского человека заложен гораздо больший потенциал. Вся сила этого духа лежит не в логике и рационализме, как на Западе, а как раз наоборот — в тугом клубке противоречий, в иррациональности. И как раз этот фактор предоставляет огромные, практически бесконечные, возможности для личности.

Писатель сам является таким средоточием противоречий, он — органическое продолжение русского народа, который посредством гения Достоевского пытается постичь себя и найти своё место в этом жестоком мире.

Главный итог, к которому приходит Фёдор Михайлович — это то, что даже смерть не страшна ибо вечность непостижимым образом сосредоточивается в человеке.

Через иррациональную и борющуюся личность раскрывается множество различных миров.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Достоевский необычайно умён, его сердце — это бесконечно сострадающее и любящее сердце Иисуса, он христианин до мозга костей в своём гуманизме и антропоцентризме. Он великий художник мысли. Он создал множество потрясающих по своей остроте и психологизму произведений, таких как:

Почему стоит прочитать роман «Идиот»?

 

«Идиот» — одно из лучших произведений в мировой литературе. А почему так? Потому что критики так сказали? Стоит ли вообще читать это произведение? Естественно, что только вы сами сможете сформировать для себя окончательное мнение о романе, о его литературной ценности, но у него ряд черт, которые делают его действительно гениальным.

Среди них можно назвать глубочайший психологизм — автор проникает в самую суть человеческой души, создавая живые и красочные образы, которые мы с лёгкостью можем рассмотреть в повседневной жизни. Мы видим мотивацию персонажей, их внутреннюю борьбу и переживания.

Особенно детально прописан образ князя Мышкина. Он очень наивен, добр, предельно честен с собой и окружающими. Лев Николаевич является некой интерпретацией христианского мученика. Возможно даже Фёдор Михайлович изобразил через Мышкина своё видение образа Иисуса.

Именно поэтому князь лишний в этом мире ожесточённых и корыстолюбивых людей. В своей доброте и любви к миру он подобен ребёнку, чистому и непорочному. И всё это делает его в глазах окружающих идиотом, неким слабоумным простаком. Неужели действительно святой и чистый человек должен быть идиотом? Или это, опять-таки, всего лишь суждение слепцов, из которых состоит всё общество?

В книге внешняя динамика заменена внутренней, психологической. Кроме этого, роман написан лёгким и простым языком, что делает чтение очень увлекательным. И это вряд ли можно считать умышленной примитивизацией, творение от этого нисколько не проигрывает, а делает содержание книги ближе, понятнее читателю. «Идиот» изобилует увлекательными диалогами, значительно оживляющими повествование.

Ещё одним замечательным аспектом этой книг являются небольшие, но ёмкие ремарки, уводящие нас на время от основного сюжета. В них автор затрагивает всевозможные философские, а также социальные вопросы. Они не только вставлены именно в том месте, где это необходимо, но и придают произведению своеобразную глубину.

Содержание книги «Идиот»

Молодой князь из обедневшего и практически вымершего рода Мышкиных возвращается после долгого лечения в Швейцарии от нервного расстройства в Россию. Здесь его судьба пересекается с рядом колоритных персонажей: богатым купеческим сыном Рогожиным, семейством Епанчиных, дворянином Тоцким и его содержанкой Настасьей Филипповной, генералом Иволгиным и его секретарём Ганей.

Лев Мышкин не перестаёт удивлять всех своих новых знакомых откровенностью, наивностью и открытостью. События начинают раскручиваться с чрезвычайной быстротой — любовь, ненависть, зависть интриги. Мышкин оказывается в эпицентре всех событий.

Князь влюбляется в Настасью Филипповну и младшую дочь Епанчиных Аглаю. Вызывающее и иррациональное поведение Барашковой расшатывает здоровье нашего героя. Да и остальные не отстают, вовлекая князя во всё более запутанные интриги. Это оканчивается смертью Настасьи Филипповны и окончательным помешательством Льва Мышкина.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Каждому читателю стоит самому решить для себя, кем же на самом деле является главный герой романа Фёдора Достоевского «Идиот» князь Мышкин — простодушным идиотом или практически святым человеком, который пытается спасти несчастные и заблудшие души ценой собственной жизни?

Читайте также:  Стихи про вербное воскресенье: красивые стихотворения для детей, взрослых русских поэтов классиков

Ясно одно — главными ценностями для Льва Николаевича была любовь и красота. Он пытался привнести всё это в жизни окружавших людей, а в ответ на это получал лишь циничный смех.

В итоге этот чёрствый и бездушный мир, к которому Мышкин так и не смог приспособиться, сломил и уничтожил его.

Читать бесплатно книгу Фёдора Достоевского «Идиот» можно на нашем сайте.

Обзор романа «ИДИОТ» Достоевского

Коротко разберем особенности романа и обсудим, чем он хорош.

Лев Николаевич Мышкин – главный героя романа «Идиот».Лев Николаевич Мышкин – главный героя романа «Идиот».

  • Если вы не читали «Идиот» Достоевского, то не испытывали невероятное чувство восхищения от того, как можно одними лишь признаками обозначить суть персонажа, как можно одной нейтральной фразой выразить любовь или ненависть одного персонажа к другому.
  • Когда вы проникаетесь мотивами героя и начинаете ненавидеть тех, кто плохо с ним обходится, при этом видя, как сам он остается совершенно спокойным и добрым, даже слишком добрым к своим обидчикам.
  • Это Студия Ливанского и сегодня я расскажу, почему нельзя писать глубокие и серьезные книги, если вы не читали Идиота, а также в чем собственно гений Достоевского.

Непростое чтиво

Весьма большой объем, будьте к этому готовы.Весьма большой объем, будьте к этому готовы.

Беря эту книгу в руки будьте готовы к тому, что читать ее непросто. Особенно если вы до этого читали изредка или не читали вовсе, в таком случае лучше начать с чего-то полегче.

Но если же у вас получится выдержать все обилие описаний, которое Достоевский использует, чтобы передать состояние персонажа, впереди вас будет ждать знакомство с глубокими персонажами, с их мотивами и внутренними демонами.

Я не со вру если скажу, что читал эту книгу около двух лет. Начало шло крайне медленно и для было невыносимо читать бесконечные описания и потоки сознания. Виной тому, конечно, более легкое чтиво, которое расслабляет и отучает думать. За полтора года я прочитал лишь половину книгу, зато вторую часть дочитал за пару месяцев и был в восторге.

Разные души, разные миры

Удивляешься, насколько князь и другие персонажи разныеУдивляешься, насколько князь и другие персонажи разные

Постепенно вы будете понимать, кто такой Лев Николаевич и почему его называют идиотом, начнете злиться на тех, кто так говорит. Контраст, который возникает между Львом Николаевичем и персонажами, которые его окружают, просто поражает. Это настолько разные миры, что невольно хватаешься за голову от того, как они могут существовать рядом.

Ближе к концу кажется, что решение всех конфликтов рядом, но природы общества не победить и оно неуклонно тянет ко дну. Лев Николаевич скажет: бежать, немедленно. Но все равно останется не в силах бросить окружающих его людей.

Князя посещали мысли о том, что надо бежать. Но он так и не смог этого сделать.Князя посещали мысли о том, что надо бежать. Но он так и не смог этого сделать.

Каждый герой, включая второстепенных, формирует четкое ощущение и восприятия. Они воспринимаются как реальные люди, и вы ни минуты в этом не сомневаетесь, словно это и не роман вовсе, а настоящая история про живших когда-то людей.

Князь Мышкин ведет себя отлично от других. Так, как другие никогда бы себя не стали вести из-за собственных границ и рамок, навязанных обществом. И это обескураживает тех, кто его окружает.

В конце, когда пути к спасению уже не окажется, Мышкин скажет, что любит обоих, и эти слова просто не сможет принять Евгений Павлович, потому что в его картине мира это просто не укладывается и быть такого не может.

А для князя это очевидно, до смешного просто.

Персонажи

Потрясающий и яркий персонаж.Потрясающий и яркий персонаж.

Герои после прочтения надолго остаются в голове. Рогожин. Его поступок не вызовет у вас злости, потому что вы будете понимать, почему он так поступил. Достоевский погружает читателя во внутренний мир персонажа и объясняет таким образом его природу.

Настасься Филипповна вовсе не безумнаНастасься Филипповна вовсе не безумна

Становится понятно, как прав был князь о несчастье Настасьи Филипповны и действия ее не будут казаться безумные. До невозможно обидно за Аглаю, которая по неопытности совершила роковой поступок.

За Аглаей особенно интересно наблюдать ближе к финалу.За Аглаей особенно интересно наблюдать ближе к финалу.

Три абсолютно разные, яркие и запоминающиеся персонажи. Они созданы из противоречий, наделены целью и стремлением к ней. Их не спутать с миллионом других персонажей, настолько тонко они прописаны.

Говоря о главных героях, не стоит забывать и второстепенных. Они все не похожи друг на друга и практически все оставляют след в памяти.

Сила деталей

Что отличает книгу опытного писателя и новичка? На мой взгляд, верный признак то, как он выражает чувства героев друг к другу. Новичок скажет устами персонажа: я за тебя переживаю, мне стыдно за свой поступок или я тебя люблю.

Мастер может не поминать ни слова об этом и лишь мелкими деталями, намеками и поведением показать это чувство. Вы читаете обычный светский диалог и по контексту понимание, что имел ввиду герой.

Переживания Аглая на встрече людей из высшего света и князя.Переживания Аглая на встрече людей из высшего света и князя.

Чего только стоит описание сцены с переживаниями Аглаи, когда князя Мышкина решили вывести в свет.

Герои словно касаются друг друга легонько, рукавами, а читатель уже понимает, что происходит у них в душе. Это мастерство поразило меня и оставило сильное впечатление.

После этого произведения персонажи других книг сплющиваются и становятся картонными, а в своих текстах срочно хочется половину переписать.

Итог

Это непростая книга, читать ее в депрессии не стоит. Читать ее стоит если у вас уже есть опыт прочтения сложных и глубоких произведений или вы знакомы с творчеством Достоевского. И конечно она обязательна к прочтению каждому, кто пишет сам.

Видеообзор

"Идиот" Достоевского: анализ романа – Достоевский Ф.М. Литература 19 века

Кратко:

Гуманизмом пронизан роман «Идиот» (1868), который автор создавал «с наслаждением и тревогой… с тоской и с беспокойством ужаснейшим», по 3,5 листа каждый месяц с величайшим напряжением всех сил.

Идея «изобразить вполне прекрасного человека» была дорога писателю, хотя и представлялась безмерно трудной.

Многочисленные переделки, обилие планов и материалов к этому произведению раскрывают сложную историю его создания.

«Прекрасное есть идеал, — писал Достоевский,— а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». «Князем Христом» называл он своего героя, имея в виду прежде всего нравственные убеждения Мышкина, его отношение к жизни.

Кроткий, благородный, братски любящий всех людей, чуткий к чужому страданию, он вынужден действовать в вихре событий, среди страшного хаоса и дисгармонии окружающей жизни.

Горячий противник смертной казни, с любовью сострадающий всем обиженным и несчастным, способный для спасения человека пожертвовать собственным счастьем, Мышкин зачастую вызывает усмешку у тех, кому не дано его понять.

Сочетание тяжелой нервной болезни с духовной ясностью и чистотой придает его образу особый трагизм, даже, пожалуй, обреченность.

Стремительность развития действия, перемещающегося из роскошного особняка генерала Епанчина то в зловещий дом купца Рогожина, то в скромное жилище чиновника Лебедева, то на скандальную вечеринку у «содержанки» Настасьи Филипповны, до крайности обнажает бытовые и психологические контрасты в романе, заостряет столкновения действующих лиц. Гордая в своем унижении, Настасья Филипповна, «поруганная красота», смело идет к трагической развязке, буквально провоцируя на нее неистового в своей страсти Рогожина, мрачно, по-собственнически любящего ее.

Драматизм повествования по мере развития сюжета все более нагнетается и сгущается. Этому способствует «призрачность» петербургской атмосферы, белых ночей, на фоне которых завершается действие произведения.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII – начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. – М.: Книжная палата, 1988

Подробнее:

При создании образов «Идиота» на Достоевского оказало влияние творчество Сервантеса, Гюго, Диккенса.

Особенно заметен след «Египетских ночей» Пушкина, ставших культурной и духовной моделью романа; процитировано в нем и пушкинское стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный…». Отдельные мотивы произведения восходят к русской сказке и былине.

В «Идиоте» переистолкованы апокрифы, прежде всего легенда о Христовом братце. Существенное значение имеет и сближение с Новым Заветом.

Пораженный образом Гольбейна Младшего, поставившего под сомнение Преображение и, следовательно, Богосыновство Христа, утвердившего смерть как суть земного бытия, Достоевский вдохновлен мыслью об искусстве, что должно послужить великой цели подтверждения Блага и искупительной дарованности света человеку, прозрения и спасения.

Творческое открытие писателя — лицо, к какому стягиваются все смыслы произведения, князь Мышкин. Идея о жертве Богочеловека, родившаяся у Достоевского в преддверии Пасхи, становится сверхтемой романа. Искупительные страдания Сына Божия, переживаемые как современное событие,— обоснование прообразности «Идиота».

В черновиках записано: «Сострадание — все христианство». Рубежное значение имеет припоминание князем Лиона и эшафота. Рассказанные Мышкиным истории о приговоренных к смертной казни есть апофеоз жизни, пронзенной чудом.

Читайте также:  Сочинение характеристика остапа и андрия

Герой привозит в петербургский мир и оглашает Епанчиным завет о цене космического и личного бытия, ценность которого становится столь очевидной при смертном обрыве.

Князь, вспоминая о политическом преступнике, называет и вектор преображения человека: увидеть собственными глазами свет истины на земле, прикоснуться к небесной красоте, слиться с энергией Бога в единении церковного горения. Текущее время совмещает два взгляда: с эшафота вниз и с него же вверх. С одной связана только смерть и падение, с другой — новая жизнь.

Роман «Идиот» Достоевского — творение о смерти и о силе ее одолеть; о смерти, через которую познается целомудренность существования, о жизни, какая и есть эта целомудренность. «Идиот» — проект общего и индивидуального спасения.

Жизнь появляется, когда мука стала причастным терзанием, когда молитвенный жест претворился реальным последованием за Искупителем. Мышкин собственной судьбой повторяет миссию Богосыновства.

И если на уровне психологическом, сюжетном он может быть рассмотрен как «юродивый», «праведник», то мистическая ступень образа князя Мышкина нивелирует такие уподобления, выдвигая на первый план отношение ко Христу. Мышкин обладает способностью знать чистоту и невинность человеческой души, видеть за слоями греха исконное.

Для романа в целом важен духовный визионерский настрой, когда сквозь художественную фабулу просматривается проблема борьбы за судьбу человека. Князь оставляет в первый же день завет поступка: отыскать красоту Искупителя и Богоматери и следовать ей. Одна же из сестер Епанчиных озвучивает недуг мира: неумение «взглянуть».

Догматика снисхождения Бога к людям и восхождения твари («обожения») получает художественное воплощение в образах и идеях романа. Осмысливая взаимосвязь времени и вечности, Достоевский стремится к прояснению художественного календаря.

Центральным днем в первой части «Идиота» становится среда 27 ноября, соотнесенная с празднованием иконы Божией Матери «Знамение». Именно в появлении странного князя ощущает Лизавета Прокофьевна Епанчина необыкновенное значение дня. Образ «Знамения» подсказывает дальнейшую историю принятия и отвержения миром Христа-младенца.

Апофеоз отождествления Мышкина и «младенца», «агнца» — в эпизоде дня рождения Настасьи Филипповны. Тогда же выясняется и прообраз героини: ей дана возможность стать Богоматерью. Ожидаемый брак князя и Настасьи Филипповны — обручение Христа и Церкви.

Но героиня не решается выбрать между двумя кардинально разнящимися символами: святостью Марии и адской судорогой Клеопатры. Она не сохранила веру в вечный источник жизни, ей свойственна духовная бездомность, мир обращается для нее преисподней.

В романе усиливается трагическое начало, поскольку нет утверждения Церкви. Достоевский создает сюжетные ситуации с тем, чтобы в них проявился лик героев, раскрылась новая жизнь. Новый Город — «Новгород», «Неаполь» — символ авторской концепции. Однако сложения земного и небесного Иерусалима не происходит.

Писатель будто и не знает грозного Христа, апокалиптического Судию. Его Богочеловек — всегда распятый, на кресте, всегда Искупитель. В связи с этим наиболее спорной оказывается трактовка образа князя Мышкина.

Наряду с высказываемыми идеями о богочеловеческой прообразности его, существует представление о «христоподобности» персонажа и даже его принципиальной несхожести с Христом.

Идея смешения добра и зла, болезненности души лежит в основе образа Рогожина. И если Настасья Филипповна — духовный символ смятения, то Парфен Рогожин — мрака, иррационального пленения тьмой.

Несоответствие реальности поведения и заданного масштаба бытия подчеркнуто неисполненностью личных имен: Парфен — «девственник», Анастасия — «воскресение». Тогда же как имя князя «Лев» — указание на изображение Христа-младенца.

С тайной преображения связан и тот свет, что озаряет Мышкина во время эпилептического припадка. Он явно соотносим с иконописным ассистом, объявляющим божественность Мессии.

Символика «надмирности» главного героя поддерживается и аналогиями, выделенными в ретроспекциях второй части романа: соответствием сюжетной линии Мышкина Рождеству, Богоявлению (пребывание героя в Москве) и Воскресению (записка «на Страстной» к Аглае).

Три последние части романа — исход величайших христианских событий, демонстрирующий их апокалиптическую заостренность. Апокалиптический Вход Господень, апокалиптические Страстные Четверг и Пятница, наконец, Воскресение из мертвых, ожидаемое писателем,— излом времени, который превышает земную историю и дарует вечность.

Таков мистический фундамент романа. Это своеобразное истолкование Достоевским пришествия Христа позволяет писателю надеяться на перерождение человека и человечества, на достижение духовного рая очищающейся душой. Многочисленные параллели с Евангелием от Иоанна обнажают метасмысл образа главного героя.

Например, слова Мышкина о вере близки двенадцатой главе Евангелия — молениям Христа, а также надписям на иконе «Споручница грешных» и образу «Достойно есть». Лейтмотивом повторяется мысль о необходимости восстановления личности, возобновления союза с Творцом на основе безграничной любви, благодаря Христовой красоте, которой мир спасется.

Это и есть рай; полнейшее обретение его возможно, когда времени больше нет.

В минуту высочайшего томления, аналогичного молению Искупителя на Елеонской горе, Мышкин сталкивается с безумием Настасьи Филипповны, непрестанно появляющейся в виде языческой богини, и с демонической одержимостью Рогожина, отвергающего крестовое братство. Три части романа проходят под знаком катастрофы для мира, лишающегося спасения.

Существо крестного подъема раскрывается на дне рождения Мышкина, выстроенного по рамкам Страстного Четверга. Символика Тайной Вечери контрастна удрученности Лебедева и жестам Рогожина и Ипполита Терентьева. Характерно, что именно в этой части «Идиота» осмысливается облик Богочеловека. Богословский накал вопроса проистекает от восприятия картины Ганса Гольбейна.

В противовес образу, от которого «у иного еще вера может пропасть», Мышкин проникновенно говорит о неумираемости веры, даже в самом преступном сердце. Сущность христианства слышится в словах «простой молодки» — о духовной радости покаяния, о радости быть сыновьями Бога. Копия же в доме Рогожина явно замещает собой крест, пристроена на месте распятия.

В высоте вместо света, явленного Мышкину, мрак уничтожения, вместо рая, предлагаемого князем, — могила. Силуэт базельского ужаса благословляет на уверенность в том, что Бог мертв навсегда. Статус его в петербургском пространстве выраженно иконоборческий. От вида этой картины теряет веру и сам Рогожин, и шаткая в ней Настасья Филипповна.

К очевидцам несомненного поражения Помазанника, свидетелям Божественной неудачи относит себя Ипполит, чье «Объяснение» — философское обоснование личного неверия. Гностик Ипполит называет земное трупным собранием, скопищем истлевшего. Ему кажется, что грубая и злая сила материальности уничтожает Спасителя.

Это фактически приводит умирающего от чахотки подростка к разумному богоборчеству, но одновременно его сердце хранит память о Мессии.

Идея Ипполита сформировалась в день Вознесения Господня, будучи антитезой смыслу христианского праздника. Попыткой самоубийства он бросает дерзкий вызов мирозданию и Творцу.

Неудавшийся выстрел — знак промыслительного участия Бога в человеческой судьбе, неисповедимости Провидения, залог иной жизни. Это опровергает безнадежность картины, даруя простор бытия за пределами времени.

Мир попал в ловушку казуистики (в том числе католической и социалистической) и бесчудесности, выбраться из которой можно после окончательного поражения зла, лишь в апокалиптическом преображении.

Мышкин подает пример жития, сподобиться его — задача человечества. Шанс, общий для всех, — приобрести «идиотизм», присущий князю, т.е. мудрость видения. Софиологическое упование автора дополняет идейную постройку романа, оно противостоит позитивистскому знанию.

Припадки Мышкина обнаруживают некрасивость земного, пребывающего в обстоятельствах грехопадения естества, а вот в духовном средоточии нет ни боли, ни ужаса, нет безобразия и покоится красота. Так и в «Мертвом Христе» все же жив Сын Божий. Мысль о новом свете, о сосложении общества как Церкви связана также с образом Аглаи Епанчиной.

Но и она не способна принять подвиг жены-мироносицы, к чему взывает Мышкин. Читая балладу Пушкина, Аглая обрисовывает собственный идеал, предстающий в виде кумира, идола, того же она требует и от князя. Ценность жизненного последования «паладина» интерпретируется ею в качестве слепого приношения, неистовства языческой слепоты, подобной поступку невольника Клеопатры.

Говорит же о темном увлечении та, чье имя — «блестящая». Эпизод встречи Аглаи и Настасьи Филипповны выявляет невозможность реализоваться в них христианской любви, что обрекает князя на одиночество Голгофы. Финальные главы романа означены совпадением числовой символики воскрешения и восьмого (апокалиптического) дня.

Приход князя Мышкина в дом Рогожина, когда уже убита Настасья Филипповна, восстанавливает извод иконы «Сошествие во ад», иконы Пасхи. Второе пришествие и восхождение спасли жизнь. В ответ — собирающееся вокруг страдальца человечество: Коля Иволгин, Евгений Павлович Радомский, Вера Лебедева, Лизавета Прокофьевна, познавшие завет русского Христа.

Эпилог сужает масштаб произведения, служа цели предупреждения, раскрывая изложенное романом в саму действительность. Иконой и храмом должен соделаться человек, таким должно стать человечество. Представляя князя «сфинксом», Достоевский максимально освобождает голоса героев и оценки читателей от диктата собственной позиции.

Конец 1860-х — начало 1870-х гг.— проявление и оформление новой эстетической системы Достоевского, в основе которой лежит мысль о соотнесенности эстетического идеала с Боговоплощением, Преображением и Воскрешением.

Достоевский последовательно шел по стезе мистического реализма, символические способности которого позволяли выводить сверхсущностное на уровень бытия, тем самым максимально устраняя момент распада между творчеством литературным и созиданием христианским.

Первая инсценировка романа была осуществлена в 1899 г. в Малом и Александринском театрах. Самой значительной стала постановка Г А. Товстоногова в 1958 г. на сцене БДТ им. М. Горького.

В спектакле БДТ роль Мышкина исполнял И.М. Смоктуновский, а Рогожина — Е.А. Лебедев. Другая трактовка романа — в спектакле-триптихе Московского драматического театра на Малой Бронной, поставленном С.

Женовачем.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Ссылка на основную публикацию