Психологизм в романе «герой нашего времени»

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Трояновский
Д.В.

2
курс 2 группа.

Психологизм
романа М.Ю. Лермонтова

«Герой
нашего времени»

1830-е
годы. Близится к окончанию покорение
Кавказа. Проезжая на перекладных из
Тифлиса, автор романа встречает ветерана
Кавказской войны, штабс-капитана Максима
Максимыча. Этот персонаж много лет был
комендантом крепости в Чечне.

Пусть и
преисполненная опасностей, гарнизонная
жизнь была довольно скучной и однообразной,
до тех пор, пока в крепости ни появился
Григорий Александрович Печорин, главный
герой романа, двадцатипятилетний
прапорщик, прослуживший в той части
около года.

Печорина
не зря зовут «героем нашего времени».

Как и многие молодые дворяне в тот
период, он во всем разочаровался, ему
надоел высший свет Петербурга, бесконечные
балы, лицемерные знатные дамы, пустая
болтовня и бессмысленное времяпрепровождение.

Такой вот «страдающий эгоист», классический
герой Байрона и его подражателей,
отправился на войну, чтобы под свистом
горских пуль, в окружении диких гор и
смертельной опасности отвлечься от
опостылевшей жизненной суеты.

Но
и на Кавказе Печорину не нашлось места.
Он пошел на невероятную авантюру, похитив
дочь местного князя, красавицу Бэлу и
расплатившись за нее лихим конем
Карагезом, украденным у удальца Казбича.

Вскоре
герой, однако, понял, что чувства дикарки
не нужны ему, так же как и любовь дворянской
барышни. Мудрый Максим Максимыч заранее
предчувствовал беду, и она случилась –
Бэла погибла.

Совершенно
неожиданно автор видит самого Печорина,
и именно тогда понимает что он – «герой
нашего времени». Молодой человек
удивительно холодно реагирует на
радостные приветствия Максима Максимыча,
встречающего Печорина с распростертыми
объятьями.

Вскоре
Печорин вовсе уезжает прочь, оставляя
автору и Максиму Максимычу свой дневник.

Огорченный неприветливостью свое
старого знакомого, штабс-капитан сначала
хочет пустить записи на патроны, но
автор убеждает его уступить документы
ему.

Благодаря этому читатели узнают о
былых похождениях героя, разочаровавшегося
в российской дворянской жизни, типичного
представителя молодого поколения
периода, начавшегося после разгрома
декабристов.

Покинув
постоялый двор, Печорин направляется
в Персию, умирает на обратном пути
оттуда, после чего автор книги и публикует
его дневник.

В
«Тамани», первой из печоринских записок,
раскрывается характер главного героя
как безрассудного искателя приключений,
готового без всякого повода пожертвовать
собственной жизнью.

Печорин идет на
риск и начинает следить за странно себя
ведущими жителями хаты, где он был
расквартирован вместе с денщиком.

Загадочное ночное романтическое
приключение на морском берегу дает
простой ответ на мучивший Печорина
вопрос – хозяева дома оказались обычными
контрабандистами.

Дальше
герой нашего времени вновь идет на риск
– отправляется в ночное путешествие
по неспокойному морю вместе с девушкой
– контрабандисткой. Печорин не умеет
плавать, и вся романтическая прогулка
была задумана злоумышленниками для
того, чтобы сгубить офицера. Герой едва
остается жив, к тому же «слепой» мальчишка
(также один из контрабандистов) похищает
у него все ценные вещи.

После
этого происходят уже упоминавшиеся в
повести «Бэла» эпизоды в гарнизоне
Максима Максимыча, затем Печорин
направляется в Кисловодск, где разворачиваются события «Княжны Мери».

Приехав
на воды, офицер знакомится с романтически
настроенным юнкером Грушницким и
доктором Вернером. Скептицизм и
язвительность последнего сразу приходятся
Печорину по вкусу.

Поскольку
неподалеку идет война, общество на
курорте собралось в основном мужское,
офицерское. Дам в Кисловодске совсем
немного, и первой красавицей среди них
является юная княжна Мери, дочь богатой
московской барыни, любительницы всего
английского.

И
здесь в полной мере проявляется эгоизм
Печорина и его свойство губить не только
себя, но и других. Когда Мери оказывает
Грушницкому знаки внимания, герой сразу
вспыхивает завистью. Нет, он не влюбился
в очаровательную княжну, Печорин просто
не мог вынести мысли, что самое лучшее
(пусть и в пределах одного отдельно
взятого города) может принадлежать не
ему, а кому-то другому.

Именно
поэтому, а так же просто от нечего делать
он начинает «кампанию» по завоеванию
сердца княжны. В кратчайшие сроки
Печорину действительно удается влюбить
в себя юную барышню, уязвив тем самым
самолюбие слишком удачливого георгиевского
кавалера Грушницкого и потешив свое
собственное.

Потом
был приезд бывшей возлюбленной героя,
Веры, и образование любовного
четырехугольника: Печорин – Вера –
Мери – Грушницкий. Герой утверждает
Вере, что не любит Мери, но та понимает,
что это не так.

Она ревнует своего бывшего
любовника (хотя сама героиня уже замужем)
и назначает ему свидание. Грушницкий с
компанией обнаруживают Печорина и
решают, что он пришел к Мери.

В такой
ситуации у молодых офицеров оставался
только один выход – драться на дуэли.

Судьба
распорядилась так, что стрелявший первым
Грушницкий промахнулся с шести шагов,
а Печорин ответным выстрелом убил своего
врага. После того как ситуация была
предана огласке, Вера с мужем немедленно
уехали.

Печорин
был в отчаянии. Он грубо отверг объяснения
Мери в любви, тяжко оскорбив девушку.
Себе он признавался, что был не в силах
расстаться со своей свободой. Той, что
столь многим принесла горе, беды,
страдания и смерть.

В
«Фаталисте», заключительной по сюжету,
хотя не последней по фабуле части романа
(ее действие происходит примерно в то
же время, что и «Бэла») Печорин становится
участником смертельной игры. Серб Вулич,
фаталист по складу, предлагает офицерам
– собутыльникам, сидящим на квартире в
казачьей станице, куда и занесло Печорина
из крепости Максима Максимыча, страшное
пари.

Зарядив пистолет, он приставляет
его к своему лбу, и предлагает собравшимся
заплатить за редкостное зрелище –
испытание судьбы, которая не должна
допустить его гибели, если в этот день
Вуличу не предначертано умереть. Никто
из офицеров, разумеется, не хотел посылать
товарища на верную смерть. Никто кроме
Печорина.

Последний выложил все свои
деньги ради того чтобы посмотреть на
невиданный эксперимент.

Была
на то воля рока или нет, но Вулич
действительно остался цел и невредим.
Несмотря на это, Печорин во всеуслышание
заявил, что серб умрет именно сегодня.
Оскорбленный Вулич покинул общество
офицеров, и, выйдя на улицу, тут же попал
под шашку пьяного казака. Предсказание
Печорина сбылось.

После
этого главный герой сам ввязался в игру
с судьбой, взявшись задержать дебошира.
Как это много раз случалось на страницах
романа, удача оказалась на стороне
Печорина.

Но Вулич погиб, а ведь, не
окажись Печорин в обществе станичников,
останься он в своем гарнизоне, тогда,
возможно, не состоялось бы рискованного
эксперимента, серб – фаталист не ушел
бы раньше остальных, разбушевавшийся
станичник протрезвел, компания мирно
разошлась, и персонаж бы остался жив.

По
мнению самого главного героя, ему была
уготована смерть от злой жены, однако
этому не суждено было свершится – как
уже говорилось, Печорин умер по
невыясненным обстоятельствам, возвращаясь
домой из Персии.

Таким
образом, роман «Герой нашего времени»
отличается глубоким психологизмом.
Тщательно раскрыты образы не только
ключевых персонажей, но и эпизодических
действующих лиц.

Хищная
контрабандистка, прозванная героем
«ундиной» (русалкой). Свободолюбивая и
гордая Бэла, похищенная братом Азаматом
для Печорина и замкнувшаяся в себе от
неволи и унижения. Мэри, спасенная и
погубленная Печориным и Вера, пожалуй,
единственная женщина, которую главный
герой любил по-настоящему (но, как и
остальные его спутницы, она жестоко
пострадала по вине бывшего возлюбленного).

Серб
Вулич – бретер, игрок и храбрец. Доктор
Вернер добр, пусть и скрывает свой нрав
под маской цинизма. При этом, он всего
лишь созерцатель. Ничтожность Грушницкого
спрятана под романтической маской и
позерством, что было очень распространено
в те времена.

Прочтя
роман Лермонтова, Николай I счел героем времени не Печорина, а
Максима Максимыча.

Эта позиция не лишена
определенной логики – простой, прямодушный
и честный офицер, прошедший немало битв
вполне заслужил бы подобное звание,
если бы не одно «но»: такие люди как
Максим Максимыч могли быть и куда раньше
и много позже действия этого произведения.
Такие же, как Печорин – нет.

Он – герой
именно своей, «нашей» для Лермонтова
эпохи. Эгоистичный, разрушительный,
приносящий много зла, пусть и против
своего желания, и при этом глубоко
трагический, несчастный и страдающий
– герой своего непростого времени.

Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

  • Департамент образования Администрации города Ноябрьска
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»
  •  с углубленным изучением
  •  иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
  •  Урок по литературе в 9 а классе
  • Тема: «Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)»»
  • Учитель Швецова Елена Анатольевна
  • 2011г
  • Тема: «Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)»
  • Цель:

1. Дать определение понятий «самопознание», «психологизм», «нравственность» через раскрытие истории души Печорина.

2. Развивать умения учащихся анализировать художественный образ с использованием приема психологизма:  психологический анализ в форме внутреннего монолога.

3. Воспитывать у учащихся ответственность как внутреннюю потребность в самооценке поступков.

  1. Оборудование:
  2. Ход урока:
  3. I. Приветствие
  4. – Здравствуйте, ребята!

– Сегодня не просто урок, а встреча… со мной, с вами, с писателем, героями. Она нам нужна.  Постарайтесь это почувствовать.

  • I. Вступление в тему урока
  • Слайд №1
  • Звучит музыка из фильма «Герой нашего времени»
  • – Какие мысли, чувства вызвала у вас услышанная музыка? (беспокойство, тревогу, неопределенность в поступках, опасение, жизненные искания, метания, неразрешенность проблем…)
  • – Велика сила музыки: она « побуждает… мыслить»
Читайте также:  Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

– Прозвучала музыка к экранизации литературного произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Слайд №2

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

В.Г.Белинский писал: «В этом романе…есть что-то неразгаданное»

– Мы не ставим задачу что-то разгадать: прежде чем разгадать, надо понять. По пути понимания мы и пойдем.

  1. I. Сообщение и толкование темы учебного занятия
  2. Слайд №3
  3. Тема:

«Самопознание героя М.Ю.Лермонтова.

  • Психологизм» (по роману «Герой нашего времени»)»
  • – Как понимаете значение слова «самопознание»? (познание самого себя);
  • Если будет неконкретный ответ, то задать вопросы:
  • – А что познает человек о себе? (поступки, действия);
  • – Но сами по себе действия не происходят (необходимы мотивы, мысли)
  • Слайд №2
  • Самопознание –
  • Анализ своих мыслей, поступков, желаний,
  • симпатий и антипатий.
  • – О самопознании какого героя романа будет идти разговор? (Григория Печорина);
  • – Как вы думаете: что было  задачей автора – рассказать историю жизни героя или историю души его? (показать историю души героя, то есть внутренний мир, переживания, чувства);

!!!Если дадут ответ: и то, и другое, необходимо спросить:

– зачем тогда нужно было нарушать хронологию событий? (по хронологии: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бела», «М.М.»)

– Найдите в тексте обоснование вашему ответу (правильному) – предисловие к Журналу Печорина»: «История души человеческой,..едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою…»

  1. – Ваша задача – попытаться понять внутренний мир героя, чтобы легче идти к неразгаданному, о чем и говорил Белинский.
  2. В художественной литературе изображение внутреннего мира персонажа называется психологизмом.
  3. Слайд №3
  4. Психологизм –
  5. изображение внутреннего мира персонажа
  6. II. Самопознание Печорина
  7. 1. Журнал Печорина
  8. а) Прием психологизма
  9. – В каких повестях подробно раскрывается душа Печорина? (в дневниковых записях: «Княжна Мери» и «Фаталист»);

– Каким образом Печорин посвящает нас в тайны своей души? (через психологический анализ в форме внутреннего монолога).

  • Слайд №5
  • Прием психологизма:
  • Психологический анализ
  • в форме внутреннего монолога.
  • б) Цель дневниковых записей Печорина
  • – Какую цель преследовал герой, ведя дневниковые записи?
  • Слайд №6
  • Портрет Печорина, силуэт дневника (иллюстрация)
  • Цель Печорина:
  • – проанализировать свои помыслы и чувствования
  •  как «семена и плоды» собственных действий.
  • – объясните схему реализации цели героя.
  •  Слайд №7
  • Силуэт дневника (рис.)
  • Идея – действие
  • Действие – идея
  • – Каким чувством  одержим? (страстью)
  • – Получается своего рода «страстная философия»
  • – Зачем она ему? (проверить, насколько он прав);
  • – Какой характер приобрела его жизнь? (характер эксперимента, проверки)
  • Слайд №8
  • Жизнь Печорина – эксперимент над собой
  • и над окружающими
  • – Над кем он проводил эксперимент? (по повести «Княжна Мери)
  •  (над Мери, Верой, Грушницким);
  • Мери:
  • – расскажите, что собой представлял собой эксперимент над Мери?

1. Необходимо было влюбить ее в себя, так как она была холодна по отношению к нему, иногда роняла колкие фразы в его адрес. Кроме этого, причинить боль Грушницкому, потому что тот был влюблен в княжну.

– Что для этого делает?

2. Стал обращать на себя внимание, то есть быть недалеко от княжны во время прогулок; стал бывать в доме княжны, встречаться и вести разговоры; приглашать на танец на балах; показал широкий жест в эпизоде «покупка ковра»; слово, стал ухаживать за княжной.

– А если я скажу «не верю». То, о чем вы рассказали, еще не говорит, что это эксперимент.

  1. – Необходима идея, помноженная на страсть, ставшая толчком к действию.
  2. в) Практическая часть (работа в парах)
  3. – А теперь поработаем в рабочих листах, поучимся выстраивать ход мысли при анализе поступков героя.
  4. Рабочий лист  (заготовка)
  5. Задание: доказать, что действия Печорина по отношению к Мери – эксперимент (по повести «Княжна Мэри»)
  6. Эксперимент над княжной Мэри – влюбить в себя.
  7. Идея:
  8. 1. _______________________________________________________________________________
  9. 2. _______________________________________________________________________________
  10. 3. _______________________________________________________________________________
  11. 4. _______________________________________________________________________________
  12. 5. _______________________________________________________________________________
  13. Действия:
  14. Бывает в доме княжны, встречается и ведет разговоры; танцует на балах; показал широкий жест в эпизоде «покупка ковра»; пытается одновременно навредить и причинить боль Грушницкому, ухаживая за княжной.
  15. Результат:
  16. __________________________________________________________________________________
  17. Ответ Печорина: ___________________________________________________________________
  18. __________________________________________________________________________________

Во имя чего (кого?) все делал?

  • __________________________________________________________________________________
  • Рабочий лист (что должно получиться)
  • Задание: доказать, что действия Печорина по отношению к Мери – эксперимент (по повести «Княжна Мэри»)
  • Эксперимент над княжной Мэри – влюбить в себя.
  • Идея:
  • 1. от 13 мая (16 мая) «После обеда часов в шесть…- «Вы не на шутку сердитесь, милая княжна; погодите, то ли еще будет»

2. от 23 мая (от 29 мая) «Она не дослушала, отошла прочь» – «Я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!»

3. от 23мая (от 29 июня) «Все эти дни…» – «Если вы мне объявите войну, то я буду беспощаден».

4. от 29 мая (от 3 июня) «Все эти дни…» – «Ни разу не отступил от своей системы».

5. от 29 мая (3 июня) «Я пристально посмотрел на нее» – «Еще два дня не буду с ней говорить».

  1. Действия:
  2. Бывает в доме княжны, встречается и ведет разговоры; танцует на балах; показал широкий жест в эпизоде «покупка ковра»; пытается одновременно навредить и причинить боль Грушницкому, ухаживая за княжной.
  3. Результат:
  4. Эксперимент удался: Мери искренне полюбила Печорина.
  5. Ответ Печорина: «Я вас не люблю»
  6. Размышления Печорина от 3 июня: «Если б она мне показалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия»

Во имя чего (кого?) все делал?

  • Ради себя, потому что  его «страстная философия» ведет героя только к эмоционально-волевому порыву.
  • – Нравственны ли поступки героя?
  • Вывод: помыслы и чувствования Печорина были лишены нравственности.
  • – Что такое нравственность?
  • Слайд №9
  • Нравственность –
  • правила, определяющие поведение;
  • духовные и душевные качества,
  • необходимые человеку в обществе.
  • – На время отойдем от героя.
  • 2. Составление таблицы духовности
  • (провести параллель между таблицей умножения и таблицей («золотые правила») духовности)
  • – Какие бы составляющие вы включили в таблицу духовности?
  • – Можно и такую:
  • Слайд №10
  • Любить – понимать – принимать – сострадать – помогать
  • – обратите внимание на связь, определяющую последовательность  слов:
  • «любить» затрагивает сферу чувств, без которой изначально немыслима духовность;
  • «понимать» несет в себе смысловое, интеллектуальное начало, то есть знания как основу духовности;
  • «сострадать» передает состояние души;
  • «помогать» приводит чувство и мысль в действие, поступок;
  • «принимать» – центральный, связующий глагол несет в себе идею общения, вне которого ничто не имеет смысла.
  • – А теперь вернемся к Печорину (работаем по таблице духовности)
  • – Любил ли Печорин? (да-нет)
  • Вера

«Я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал. – «Все к лучшему!»

  1. – Почему же он, по егословам, стал нравственным калекой?
  2. Вывод:
  3. Искаженные представления о нравственных ценностях у Печорина возникают в атмосфере искусственной жизни петербургского «света», где, как в кривом зеркале, все истинно человеческое теряет свои естественные очертания и приобретает неправильные пропорции.
  4. Отрывок из фильма как подтверждение сказанному выводу.
  5. Слайд №11
  6. Портрет Печорина
  7. Высокие       (рис. зеркала)
  8. помыслы
  9. – Обратите внимание на цвет рабочего листа.

– Почему выбрала красный цвет? (красный цвет в данном случае – признак душевного неспокойствия  героя).

– А теперь понятно поведение Печорина?

III. Вывод по уроку:

1. Без знания каких понятий трудно обойтись в жизни?

  • Нравственность
  • Самопознание
  • Психологизм

2. Почему самопознание Печорина не помогло ему обрести счастье?

Он все делал  для себя, для собственного удовольствия и не мог насытиться. Его душа была испорчена светом.

IV. Домашнее задание к следующему уроку:

1. Исследуйте поступки Печорина по отношению к Вере (воспользуйтесь рабочим листом как подсказкой)

2. Чужой дневник читать нельзя, но мы читаем. Откуда такое право? (найти ответ в тексте).

Слайд №12

Музыка мажорного характера

– Наш урок закончим  музыкой, зовущей в дальнейший поиск. Вокруг героя – сплошные вопросы, а значит, разговор не закончен.

– В начале урока я сказала, что сегодня урок- встреча, встреча с писателем, героем и со мной и что она важная.

– Пусть в вашей душе звучит только та мелодия, которая помогает жить, жить достойно, по законам нравственности.

Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1814-1841. – презентация

1 Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

2 Глубокое чувство действитель- ности… богатство содержания… глубокое знание человеческого сердца и современного общества… самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собою совершен- но новый мир искусства. В.Г. Белинский

3 Словарь Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний человека. Психика – совокупность душевных переживаний, душевный склад.

Душевный – внутренний, психический мир человека, его сознание. Рефлексия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

4 Цель работы: 1. Раскрыть, почему роман является психологическим; 2. Показать его значение для развития русской литературы.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «горе от ума» по действиям (а. с. грибоедов)

5 План. 1. Социально-психологический роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – величайшее открытие XIX века. 2.

В чем проявился психологизм романа? Психологически рассчитанный план романа; Психологический портрет героя; Психологизм взаимоотношений героя, его воздействие на людей; Психологизм природы; Психологический анализ – способ решения нравственно-философских проблем; Психология героя как социальное явление. Значение романа для развития русской литературы.

6 Величайшим открытием в мировой литературе XIX века стало произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – первый социально-психологический роман. До него был опыт психологического раскрытия личности (Гёте «Страдания юного Вертера», рассказы Мопассана, «Бедная Лиза» Карамзина, стихотворения Жуковского), но был ограничен – показан в рамках любви.

7 У Лермонтова психологическая глубина личности, изображение внутренней жизни человека гораздо шире. Он создал социально-психологический и философский роман. Лермонтов первым показал противоречивость человеческой души, которая «едва не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

8 В чём проявился психологизм в романе? Психологически рассчитанный план. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий с целью шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина, то есть историю его души. На примере Печорина Лермонтов стремился раскрыть историю целого поколения.

9 Психологический портрет героя (как выражение личности героя, его души). 1. Сложный и противоречивый внутренний мир. 2.

Духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни и истинной деятельности ведут Печорина, не дают остановиться. 3. Противоречия в характере героя свидетельствуют об усталости и холодности, о нерастраченных силах. 4.

Появление «героя времени», человека, воплотившего в себе все черты эпохи, заставляет людей почувствовать всю трагичность века.

10 «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» М.А. Врубель год.

11 Психология взаимоотношений героя, его воздействия на людей (Я и общество) Печорин Максим Максимыч Грушницкий «водяное общество» Вернер Вулич

12 Отношение Печорина к женщинам. Печорин Бэла неизвестная женщина Вера княжна Мери

13 Психологизм природы. Ф.Д. Константинов г. Кавказ Природа воспринимается героем в связи с его настроением.

14 Психологический анализ – способ решения нравственно- философских проблем. «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее…» Д.А. Шмаринов. 1941г.

15 Психология героя как социальное явление. В.Г. Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени». Иллюстрации М.А. Врубеля и К.А. Савицкого.

16 Значение романа для русской литературы. За «Героем нашего времени» появляется целая галерея образов: Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Родион Раскольников и другие.

17 Значение романа для русской литературы. Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших вершин. Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Л.Н. Толстой – имена гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе.

Сочинение: Психологизм романа "Герой нашего времени"

(544 слова) Глубокий психологизм является отличительной чертой русской классической литературы. Персонажи наших классиков всегда многогранны, неоднозначны и раскрываются в процессе повествования с совершенно неожиданных сторон.

Лермонтов тонко чувствовал дух своего времени, который он и отразил в своём знаменитом романе «Герой нашего времени».

Произведение Михаила Юрьевича многие критики считают первым русским психоделическим романом, а образ Печорина называют собирательным образом русского романтического героя, отображающим настроения и интересы целого поколения. 

В центре повествования в «Герое нашего времени» находятся не психологические и социальные проблемы высшего слоя, не трудности с которыми сталкиваются персонажи, а всего лишь одна личность, имеющая ряд своих переживаний.

Григорий Александрович Печорин – ещё один «лишний человек» в русской классической литературе. Этот персонаж прописан Лермонтовым с учётом всех особенностей эпохи романтизма: он молод, хорош собой, смел и хмур.

Именно такой типаж героев постоянно использовал в своём творчестве английский поэт Байрон, на которого равнялся Михаил Юрьевич. Как и пушкинский Онегин, Печорин не принимает сытой и бездумной жизни светского общества.

Он ищет острых ощущений, неизвестных ему наслаждений, но в итоге всегда скатывается в тоску и апатию к происходящему. Как и все романтики, Печорин стремится к высоким идеалам, грезит великими переменами. Он является настоящим мечтателем, и никак не может примириться с реальностью.

Подобные персонажи существовали во все времена и в каждом обществе. Произведение Лермонтова вскрывает пороки конкретного социального слоя, обнажая звенящую пустоту светской жизни. Люди в эпоху романтизма становятся хмурыми и пассивными уже в молодости, ведь они осознают абсурдность своего бессмысленного существования.

Они не научились любить, поэтому могут лишь тосковать, глядя на то, как другие пытаются наладить свою жизнь. Тонкие, сверхчувствительные романтики слишком впечатлительны. Они много думают о своей жизни, что не приносит молодым людям счастья и покоя. Таковы и Печорин со своими друзьями, знакомыми и возлюбленными.

Ни одна женщина Григория Александровича не может сказать, что по-настоящему любима им, ведь все они служат лишь фоном в придуманной героем действительности. Печорин является масштабным портретом своего поколения: вдумчивым, смелым, но поразительно апатичным к жизни. Герой перманентно находится в состоянии скуки, быстро привыкая к любым изменениям в своей жизни.

И даже ссылка в армию и близость дуэли не могут серьёзно повлиять на состояние героя, которого ничто в жизни уже не удивляет.

В «Герое нашего времени» всё сосредоточено вокруг развития главного персонажа. Печорин как будто подстраивает под себя окружающую реальность. Психологизм романа заключается в том, как изображён внутренний мир Григория Александровича, и как он способен по ходу повествования влиять на развитие сюжета и композицию.

Один из главных литературных критиков нашей страны, Виссарион Григорьевич Белинский, писал, что последовательность событий в «Герое нашего времени» выстроена так, чтобы автору было удобнее донести до читателей состояние Печорина в тот или иной момент, передать все душевные терзания молодого человека.

Хронология повествования нарушена в угоду раскрытию романтического персонажа, жизнь и переживания которого является для Михаила Юрьевича Лермонтова основой романа.

Помимо явных признаков произведения эпохи романтизма, в «Герое нашего времени» можно отметить некоторые признаки реалистичного жанра. В романе присутствует отчетливый историзм, твёрдо прописанные характеры реально существующих слоёв населения. Отсутствие строго положительных персонажей также позволяет нам усомниться в том, что «Герой нашего времени» – сугубо романтическое произведение.

Психологизм выходит на главные роли именно в эпохе реалистичных произведений, который предвосхищает роман Лермонтова. Образ «лишнего человек» позже будет дорабатываться и совершенствоваться многими советскими и российскими писателями. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов обогатил нашу литературу, добавив в неё новые традиции и особенный взгляд на описание внутреннего мира персонажа.

Екатерина Волкова

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как социально-психологический роман

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Герой нашего времени — первый русский психологический роман

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» считается первым психологическим романом в русской литературе.

Произведение называется психологическим, потому что в центре событий находится не просто человек, а личность, ее чувства, эмоции, душевные переживания. Это объясняется тем, что М. Ю. Лермонтов жил в ту эпоху, когда общество находилось в состоянии потрясений, вызванных провалом восстания на Сенатской площади и последующим периодом реакции.

Лермонтов уверял, что люди, совершающие добрые деяния во благо общества, в конце концов замыкаются в себе и погружаются в самоанализ.

В предисловии автор описывает главного героя как личность, составленную из пороков современного ему общества. Печорин — это собирательный образ всего молодого поколения того времени. Лермонтову удается показать, какое влияние общество и положение в государстве оказывают на человека. Хронология в романе нарушена, но это не мешают читателю окунуться в духовный мир Григория Печорина.

Сам Печорин — умный человек с высокими жизненными стремлениями и идеалами, романтик по своей натуре. Он всегда правдиво оценивает окружающих, но отличие его заключается в том, что он критикует не только других, но и самого себя.

Сам Печорин в своем дневнике писал, что он двуличный человек: одна его личность спокойно живет, а другая — критикует и оценивает поступки первой. Причина такой неоднозначности заключается во влиянии людей.

Когда-то Григорий любил всех, но его отвергали, так он научился ненавидеть, он говорил правду, но ему не верили — он научился врать. Так главный герой и стал злопамятным, черствым и эгоистичным человеком.

Однако, назвать героя абсолютно черствым нельзя, он способен к глубоким чувствам. Об этом говорит его любовь к Вере. Долгие годы он хранил свою любовь к женщине и не отступил даже после того, как Вера вышла замуж.

Печорин сам признавался, что это единственная женщина, которую он по-настоящему любил. Его эгоизм, самолюбие, черствость — это лишь маска, за которой скрывается горячее сердце. Кто в этом виноват? Общество.

Именно духовная пустота аристократического общества заглушили возможность развития Печорина как личности.

Самой главной проблемой произведения является проблема эгоизма и самолюбия. Печорин теряет возможность оценивать самого себя так же, как оценивает всех окружающих, нравственные и духовные ценности, определение добра и зла.

Григорий словно питается горестью и болью других персонажей, так герой начинает ухаживать за Мери лишь от скуки. Главный герой возвышает себя над другими, он чувствует свое превосходство, поэтому позволяет себе бесчинствовать.

Читайте также:  Нужна ли человеку правда? (по пьесе горького «на дне»)

Печорин — это образ лишнего человека. Главный герой не может найти свое место в обществе, потому что ищет смысл жизни лишь во внешних признаках, отчего и оказывается везде лишним.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов — первый писатель в русской литературе, который сумел так четко и развернуто раскрыть духовный мир человека со всеми его противоречиями и трудностями.

«Герой нашего времени» М. Лермонтова как психологический роман

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом.

Главным героем этого произведения является Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил типичные черты молодого дворянина своего времени.

Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в сам душевный склад его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.

Печорин — это человек выдающегося ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции, Недостаток своего поколения он видит в его неспособности «к великим жертвам для блага человечества».

Но благие стремления героя не развились. Пустоа и бездушность современного ему общества заглушили возможности героя, изуродовали его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени.

Будучи умным человеком, Печорин понимает, что никакая полезная деятельность в тех условиях, в которых ему приходится жить, невозможна. Это и обусловило его скептицизм и пессимизм. Лишившись добрых целей, он превратился в холодного, жестокого эгоиста.

Страдания и радости других он воспринимает только тогда, когда они касаются его самого. Он приносит окружаюим беды и несчастья. Так, например, ради минутной прихоти Печорин вырвал Бэлу из привычной среды, Не задумываясь, он обидел Максима Максимыча.

Ради пустого любопытства он нарушил привычный уклад жизни «честных контрабандистов». Он отнял покой Веры и оскорбил достоинство Мери.

Печорин, не зная, куда идти и девать свои силы, расточает их на мелкие и ничтожные дела.

Положение и судьба героя трагичны, Беда его заключается в том, что его не удовлетворяют ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм, Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к «истории души» главного героя и всех остальных действующих лиц.

То, что Пушкин наметил в «Евгении Онегине», Лермонтов развернул в систему сложно детализированной социально-психологической характеристики. Он впервые в русской литературе наделил действующих лиц способностью к глубокому самоанализу.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведя рассказ от имени Максима Максимыча, «издателя» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом повествовательном эпизоде нам раскрывается новая сторона духовного облика героя романа. Лермонтов, вводя новых героев, как бы сравнивает их с Печориным и показывает их отношение к нему.

Рисуя Печорина на военной службе, Лермонтов противопоставил ему Максима Максимыча — простого штабс-капитана, тесно связанного с солдатской средой. Он добрый и честный человек, всю жизнь посвятивший служению Отечеству.

У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, близко к сердцу воспринимает его поступки.

Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не может понять мотивов его поведения.

То, что ценно и дорого для Максима Максимыча: верность, преданность в дружбе, взаимопомощь, воинский долг — все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, испытать свой характер, а не защищать интересы государства. Поэтому они и не стали друзьями.

А вот Грушницкий олицетворяет модную тогда в обществе разочарованность в окружающем мире. Казалось бы, он так же страдает, как и Печорин. Но вскоре становится понятно, что он стремится лишь производить эффект: носит «по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель», «на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы», говорит «трагическим голосом».

Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («О эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки…»), человек глупый, так как не понимает истинного отношения княжны Мери, иронии Печорина, своей смешной внешности.

Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявились в истории с заговором против Печорина и в поведении на дуэли.

Однако самоанализ, разъедающий Печорина, свойственен и Грушницкому. Это обусловило тяжелую борьбу с самим собой в последние минуты жизни, проявившуюся в смятении, подавленности, наконец, в прямом принании своей неправоты по отношению к Печорину. Он уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Если Грушницкий контрастен главному герою, то доктор Вернер во многом ему близок. Он единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого он не скрывает своей опустошенности.

В нем он признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность, Вернер, как и Печорин, скептик и материалист. Оба они образованы, проницательны, знают жизнь и людей, с нескрываемой насмешкой иронизируют над «водяным обществом».

За критический ум и склонность к самоанализу молодежь прозвала Вернера Мефистофелем — духом сомнения и отрицания.

Вернер «действует», то есть лечит больных, у него много друзей, Печорин же считает, что в дружбе один человек всегда является рабом другого. Образ Вернера оттеняет существенные стороны личности Печорина.

Лермонтову удались и женские образы в романе. Это образы дикарки Бэлы, любящей и глубоко страдающей Веры, умной и привлекательной Мери.

Из всех женщин Печорин выбирает только Веру — единственного человека, понявшего его страдания, противоречивость его характера.

«Никто не может быть так истинно несчастен, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном», — говорит Вера.

Мери полюбила Печорина, но не поняла его мятежной и противоречивой души. Здесь Печорин вытупает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Мери (как, впрочем, и Бэла) для главного героя — очередное препятствие, испытание, вызов.

«Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть…» Завоевав их любовь, Печорин опять становится холоден и равнодушен.

«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», — холодно говорит он.

Мастерство внешней характеристики, воплощающей внутреннюю суть образа, с особенной силой проявляется в портрете Печорина. Внешность главного героя рисуется с такой психологической глубиной, которая русская литература еще не знала.

Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск его глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающих его морщин, бледные, худые пальцы — все эти внешние признаки свидетельствуют о психологической сложности и противоречивости натуры Печорина. Глаза Печорина не смеются, когда он смеется. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.

Его равнодушно-спокойный взгляд, в котором «не было отражения жара душевноо», говорит о разочарованности, внутренней опустошенности и безучастности к окружающим.

Говоря о психологической стороне «Героя нашего времени», нельзя не сказать и о значении в нем пейзажных зарисовок. Их роль различна. Часто пейзаж служит для изображения состояния героев, Беспокойная стихия моря, несомненно, усиливает обаяние контрабандистов («Тамань»). Картина тревожной и мрачной природы, предшествующая первой встрече Печорина с Верой, предвещает их будущее несчастье.

Обрисовка психологического своеобразия Печорина и других героев романа искусно довершается оригинальным построением произведения. Сюжет «Героя нашего времени» строится в виде самостоятельных новелл, объединенных личностью Печорина и единством мысли.

Разнообразие необычных событий, пестрое собрание лиц раскрывают различные грани характера главного героя романа.

Писатель нарушает хронологическую последовательность, чтобы повысить напряженность развития действия, усилить впечатление трагичности образа Печорина и ярче показать его заубленные возможности.

В каждой главе автор помещает своего героя в новую среду: он сталкивает его с горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю новой гранью своего характера.

Печорин показан смелым и энергичным человеком, он выделяется среди окружающих его людей своим глубоким аналитическим умом, культурой и эрудицией. Но свои силы герой растрачивает на никчемные приключения и интриги. В словах героя слышится боль и печаль оттого, что его действия слишком мелки и приносят людям несчастья. В своем дневнике герой смело говорит о своих слабостях и пороках.

Так, например, Печорин с сожалением пишет о том, что нарушил мирное течение жизни «честных контрабандистов», лишив старуху и слепого мальчика куска хлеба. Нигде в дневнике мы не встретим серьезных раздумий о судьбах родины или народа. Герой занят лишь своим внутренним миром.

Он пытается разобраться в мотивах своих поступков, Этот самоанализ ввергает Печорина в мучительный разлад с самим собой.

Главная проблема Печорина заключается в том, что он не видит выхода из сложившейся ситуации.

«Герой нашего времени» — сложное произведение, связанное с жанрами романа-путешествия, исповедью, очерком. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман.

История души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни.

Человек — целый мир, и разобраться в загадках и тайниках его души — необходимое условие для обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.

Ссылка на основную публикацию