Поэзия тютчева: темы, мотивы, жанры, циклы и своеобразие стиля

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие.

Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других.

Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

  • В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:
  • Народ, чуждаясь вероломства,
  • Поносит ваши имена —
  • И ваша память от потомства,
  • Как труп в земле, схоронена.
  • Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:
  • …Взойдешь ли ты когда, Свобода,
  • Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

  1. Не плоть, а дух растлился в наши дни,
  2. И человек отчаянно тоскует…
  3. Он к свету рвется из ночной тени
  4. И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

  • Так связан, съединен от века
  • Союзом кровного родства
  • Разумный гений человека
  • С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

  1. Есть в осени первоначальной
  2. Короткая, но дивная пора —
  3. Весь день стоит как бы хрустальный,
  4. И лучезарны вечера.
  5. Из осени поэт перемещается сразу в вечность:
  6. А там, в торжественном покое
  7. Разоблаченная с утра,
  8. Сияет белая гора,
  9. Как откровенье неземное.
  10. Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».
  11. В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:
  12. Как поздней осенью порою
  13. Бывают дни, бывает час,
  14. Когда повеет вдруг весною
  15. И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти.

В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта.

Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Особенности творчества – Поэзия тютчева

 Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира – философский. 

Ф. И. Тютчев как поэт-философ.У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).

Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. (И.С.Тургенев).

Политическая лирика Ф. И. Тютчева. 

Поэт, без которого по словам Л.Н.Толстого «нельзя жить», до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России, даже на смертном одре спрашивал: «Какие пришли политические новости?».

Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.

                         Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! 

                                                                             «Цицерон», 1830  При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной, 

Чтоб вечный полюс растопить! 

Едва, дымясь, она сверкнула 

На вековой громаде льдов, 

Зима железная дохнула – 

И не осталось и следов.

Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира.

Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.

Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

Пейзажная лирика. 

Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия.Разлад, созданный самим же человеком, приводит к дисгармонии его бытия, внутреннего мира, к разладу человека с внешним миром. Создаются два противоборствующих начала: одно – воплощение тьмы, хаоса, ночи, бездны, смерти, другое – это свет, день, жизнь.

Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.                                             Лирический герой Тютчева постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.

Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его. 

И человек, как сирота бездомный, 

Стоит теперь и немощен и гол, 

Лицом к лицу пред пропастию тёмной. 

                                        «Святая ночь на небосклон взошла», 1848-5о-е годы

Днём, даже при вечернем свете, мир спокоен, прекрасен, гармоничен. Об этом мире многие пейзажные зарисовки Тютчева.

Есть в осени первоначальной 

Короткая, но дивная пора – 

Весь день стоит как бы хрустальный, 

И лучезарны вечера,1857

Есть в светлости осенних вечеров 

Умильная, таинственная прелесть,1830

Ночью приходит тьма, обнажается

Небесный свод, горящий славой звёздной, 

Таинственно глядит из глубины, – 

И мы плывём пылающею бездной 

Со всех сторон окружены.                                                                   

«Как океан объемлет шар земной», 1830.  

Тема человека как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов  Ломоносова, Державина, будет продолжена в стихах поэтов начала ХХ века.. 

Чародейкою зимою 

Околдован, лес стоит- 

И под снежной бахромою, 

Неподвижною, немою 

Чудной жизнью он блестит. 

1852 

Любовная лирика. Адресаты любовной лирики. Адресаты любовной лирики Тютчева Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина. Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван – в России. В 1851 г. ( с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: “Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить… Мне, говорящему со всеми”. И в другом письме: “…хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.  Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски: “Для вас (чтобы разобрать наедине)”. Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:  

Не знаю я, коснется ль благодать  

Моей души болезненно-греховной,  

Удастся ль ей воспрянуть и восстать,  

Пройдет ли обморок духовный?  

Но если бы душа могла  

Здесь, на земле, найти успокоенье,  

Мне благодатью ты б была –  

Ты, ты, мое земное провиденье!..

Любовь Тютчева к Елене Денисьевой принесла поэту и великое счастье и величайшее горе. Чувство Тютчева было подчинено законам его бытия, творчества. Любовь соединила жизнь и смерть, счастье и горе, явилась перекличкой миров. Наиболее ярко “двойное бытие” расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.  В 1850 г.

47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

Читайте также:  Рецензия на очерк Быкова «Трезвый Есенин»

  “Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, – говорит Лев Озеров. – По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из “Идиота” Достоевского и Анной Карениной у Толстого”.  В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь.

Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.  В минуты страстного чувства к Денисьевой, он пишет своей жене: «Нет в мире существа умнее тебя и мне не с кем больше поговорить».  Внезапная утрата Елены Александровны, последовавший за её смертью ряд потерь, обострили чувства рубежа, границы миров.

Любовь к Денисьевой – это для Тютчева смерть, но и высшая полнота бытия, «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой» жизни и смерти: 

Вот бреду я вдоль большой дороги 

В тихом свете гаснущего дня 

Тяжело мне замирают ноги 

Друг мой милый видишь ли меня? 

Всё темней, темнее над землёю – 

Улетел последний отблеск дня 

Вот тот мир, где жили мы с тобою, 

Ангел мой, ты видишь ли меня?                                                                       «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»,1865.

Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева. Литературовед Ю. Тынянов первый заметил, и многие исследователи согласились с ним в том, что для лирики Ф. Тютчева не характерно разделение стихотворений на жанры.

   А жанрообразующую роль у него играет фрагмент, «жанр почти внелитературного отрывка».

 Фрагмент – это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство – из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок – из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово», «Итак, опять увиделся я с вами», «И в Божьем мире то ж бывает».

Форма фрагмента подчеркивает бесконечное течение, движение мысли, чувства, жизни, истории. Но и вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения, в основе стихотворения часто – мимолётное, мгновенное, быстротекущее в жизни человека и природы: 

И как, виденье, внешний мир ушёл. 

Столетье за столетьем пронеслось. 

Как неожиданно и ярко 

На влажной неба синеве 

Воздушная воздвиглась арка 

В своем минутном торжестве.

Особенности композиции лирических стихотворений.

  Тютчевская мысль о противостоянии и, в то же время, о единстве миров природы и человека, мира внешнего и внутреннего, часто воплощается в двучастной композиции его стихотворений: «Предопределение», «Цицерон», «Ещё земли печален вид» и многих других.  Другой композиционный приём поэта –  это прямое изображение чувств – таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки. 

Песок сыпучий по колени 

Мы едим – поздно – меркнет день, 

И сосен, по дороге, тени 

Уже в одну слилися тень. 

Черней и чаще бор глубокий – 

Какие грустные места! 

Ночь хмурая, как зверь стоокий, 

Глядит из каждого куста! 1830.

Стиль лирики. Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.

Умом Россию не понять,  

Аршином общим не измерить: 

У ней особенная стать – 

В Россию можно только верить. 

28 ноября 1866 Под влиянием поэтов-классицистов XVIII века в тютчевской лирике немало риторических вопросов, восклицаний:

О, сколько горестных минут, 

Любви и радости убитой! 

Откуда, как разлад возник? 

И отчего же в общем хоре 

Душа не то поёт, что море, 

И ропщет мыслящий тростник?

Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как 

Атлас, давит сушу…», ветреная Геба, кормя Зевесова орла»  

Говоря о поэтической манере Тютчева, позднее станут употреблять термин «чистая поэзия». (Философская лирика – понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого…)

“Чистая поэзия”.  

… у всех поэтов, рядом с непосредственным творчеством, слышится делание, обработка. У Тютчева деланного нет ничего: все творится. Оттого нередко в его стихах видна какая то внешняя небрежность: попадаются слова устарелые, вышедшие из употребления, встречаются неправильные рифмы, которые, при малейшей наружной отделке, легко могли бы быть заменены другими. 

Этим определяется и отчасти ограничивается его значение как поэта. Но это же придает его поэзии какую-то особенную прелесть задушевности и личной искренности.

Хомяков – сам лирический стихотворец – говорил и, по нашему мнению, справедливо, что не знает других стихов, кроме тютчевских, которые бы служили лучшим образом чистейшей поэзии, которые бы в такой мере, насквозь, durch und durch, были проникнуты поэзией.  И.С.Аксаков.

   Стихотворения

Основные темы и мотивы лирики Тютчева – Сочинения по русской литературе

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой.

Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем».

С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

В лирике Тютчева можно выделить философски, гражданский, пейзажный и любовный мотивы. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике можно отнести стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм».

Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других.

Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

  • Народ, чуждаясь вероломства,
  • Поносит ваши имена —
  • И ваша память от потомства,
  • Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

  1. Не плоть, а дух растлился в наши дни,
  2. И человек отчаянно тоскует…
  3. Он к свету рвется из ночной тени
  4. И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

  • Так связан, съединен от века
  • Союзом кровного родства
  • Разумный гений человека
  • С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

  1. Есть в осени первоначальной
  2. Короткая, но дивная пора —
  3. Весь день стоит как бы хрустальный,
  4. И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

  • А там, в торжественном покое
  • Разоблаченная с утра,
  • Сияет белая гора,
  • Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней:

«Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

  1. Как поздней осенью порою
  2. Бывают дни, бывает час,
  3. Когда повеет вдруг весною
  4. И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти.

В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта.

Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Темы и мотивы лирики Тютчева

Прожив долгую жизнь, он был современником многих трагических событий не только в России, но и в Европе.

  Краткий анализ стихотворения «Из Пиндемонти» по плану

Своеобразна гражданская лирика поэта. В стихотворении «Цицерон» он пишет:

  • Счастлив, кто посетил сей мир
  • В его минуты роковые!
  • Его призвали всеблагие,
  • Как собеседника на пир,
  • Он их высоких зрелищ зритель…

Понимание своего предназначения, стремление понять смысл жизни и круговорот истории отличает лирику поэта. Тютчев, рассматривая исторические события, находит в них больше трагического.

В стихотворении «14 декабря 1825» поэт выносит свой приговор восстанию декабристов, называя восставших «жертвами мысли безрассудной», которые

уповали,… что станет вашей крови скудной, чтоб вечный полюс растопить!

Он говорит и о том, что сами декабристы — порождение Самовластья

Вас развратило Самовластье

Поэт понимает тщетность такого выступления и силу реакции, которая наступила после поражения восстания

Зима железная дохнула — и не осталось и следов

Век, в котором пришлось жить поэту, — век железной зимы. В этот век законом становится

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои…

Идеал поэта — гармония человека и мира, человека и природы, которая дается только верой, но именно веру потерял человек.

  1. Безверием палим и иссушен,
  2. Невыносимое он днесь выносит…
  3. И сознает свою погибель он,
  4. И жаждет веры…
  5. … Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..

Современный поэту мир потерял гармонию, потерял веру, что грозит будущими катаклизмами человечества.

В четверостишии «Последний катаклизм» поэт рисует картину апокалипсиса:

Читайте также:  Борис слуцкий стихи: читать стихотворения слуцкого бориса абрамовича - поэзия, произведения поэта

  «Поет зима – аукает» – анализ стихотворения С.А. Есенина

  • Когда пробьет последний час природы,
  • Состав частей разрушится земных:
  • Все зримое опять покроют воды,
  • И Божий лик отобразиться в них!

Поэт предпочитает не говорить о конкретных людских судьбах, давая широкие обобщения. Таково, например, стихотворение «Слезы»:

  1. Слезы людские, о слезы людские,
  2. Льетесь вы ранней и поздней порой…
  3. Льетесь безвестные, льетесь незримые,
  4. Неистощимые, неисчислимые…

Россия и русский человек в творчестве Тютчева

Пожалуй, именно Тютчеву удалось поэтически выразить загадку русской души и России:

  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать —
  • В Россию можно только верить

В этом четверостишии все, что мы говорим о нашей стране и по сей день:

  • особый путь России, который не поддается разумному пониманию,
  • особенное мироощущение, которое оставляет нам только возможность верить в эту страну.

А если есть вера, то есть и надежда.

Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева

Поэзия Ф. Тютчева — “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”.

Важнейшая тема для Тютчева — хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее — лишь временное порождение этого хаоса.

С этим связано обращение поэта к “ночной тьме”. Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования.

Поэт использует прием аллитерации:

  1. Сумрак тихий, сумрак сонный,
  2. Лейся в глубь моей души…
  3. О чем ты воешь, ветр ночной?
  4. О чем так сетуешь бездумно?

“Silentium” — философское стихотворение. Лирический герой предстает в нем как мыслитель. Основная идея — бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен.

Исходя из этого, Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Отсюда вытекает трагическая коллизия — невозможность человека выразить свою душу, передать свои мысли другому. Стихотворение строится как своего рода советы, обращение к читателю, к “ты”.

Первая строфа начинается советом — “молчи” — и завершается тем же. Под “ты” понимается и “я”:

  • Как сердцу высказать себя?
  • Другому как понять тебя?
  • Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: “Мысль изреченная есть ложь”. Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души:
  • Лишь жить в себе самом умей —

  Роман Пастернака “Доктор Живаго”: анализ произведения

Есть целый мир в душе твоей…

Природа — основная тема творчества Тютчева. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь воплощаются поэтом в стремлении изобразить природу как некое одушевленное целое.

Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзаж, это космос. Основной прием, используемый поэтом, — олицетворение.

Стихотворение “Весенние воды” — это поэтическое описание пробуждения природы. Природа (ручьи) одушевляется, обретая голос:

  1. Они гласят во все концы:
  2. “Весна идет, весна идет!”
  3. В стихотворении передается молодое, веселое чувство весны, обновления.

Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении “Осенний вечер” — картина вечерних сумерек, в стихотворении “Люблю грозу в начале мая” — весенний первый гром.

Самобытна и любовная лирика Тютчева. “О, как убийственно мы любим…” — стихотворение “денисьевского цикла”.

Тютчев винит себя в страданиях, причиненных Елене Денисьевой двусмысленным ее положением в обществе. Любовь звучит то как “союз души с душой родной”, то как тревога, то как горестное признание.

Любовь не может быть абсолютно счастливой. Одно сердце торжествует, другое, более слабое, погибает.

  • Судьбы ужасным приговором
  • Твоя любовь для ней была.
  • Но без любви, без внутренней борьбы нет человеческой жизни.

Возвращение в Россию: «чарующий рассказчик» и публицист

Федор Тютчев. 1848–1849. Санкт-Петербург. Фотография: ftutchev.ru

Автографы черновых материалов Федора Тютчева к трактату «Россия и Запад» и «Отрывка». Фотография: ftutchev.ru

Федор Тютчев. 1860–1861. Фотография: Сергей Левицкий / ftutchev.ru

В 1845 году, спустя несколько месяцев после возвращения в Петербург, Федор Тютчев вновь стал сотрудником Министерства иностранных дел. На несколько лет — до 1849 года — он перестал писать стихи. В эти годы поэт посещал светские салоны, балы. Петербургской знати он запомнился как хороший рассказчик, который разбирался в политике и философии.

«Много мне случалось на моем веку разговаривать и слушать знаменитых рассказчиков, но ни один из них не производил на меня такого чарующего впечатления, как Тютчев.

Остроумные, нежные, колкие, добрые слова, точно жемчужины, небрежно скатывались с его уст Когда он начинал говорить, рассказывать, все мгновенно умолкали, и во всей комнате только и слышался голос Тютчева Главной прелестью Тютчева было то, что не было ничего приготовленного, выученного, придуманного»

Писатель Владимир Сологуб, «Воспоминания»

В 1848 году Тютчева назначили старшим цензором при министерстве иностранных дел. Эта должность не приносила поэту больших денег, а работа казалась ему скучной и однообразной. Каждый день Тютчеву приходилось искать в прессе статьи на тему внешней политики.

Родителям он писал: «Если бы я не был так нищ, с каким наслаждением я швырнул бы им в лицо содержание, которое они мне выплачивают, и открыто порвал бы с этим скопищем кретинов… Что за отродье, великий Боже!..».

В эти годы он писал и печатал статьи на французском языке, среди которых «Россия и революция», «Россия и Германия», «Папство и римский вопрос». Поэт задумал масштабный исторический трактат «Россия и Запад», в котором планировал изложить свои мысли о внешней политике.

Труд остался незавершенным, хотя Тютчев работал над ним несколько лет.

«К концу 40-х годов Тютчев стал проповедовать политическое и духовное обособление России от Европы. Согласно его трактатам, Россия — великая патриархальная империя, опора порядка, исповедница христианского безличия и смирения.

Христианская идея отлично уживалась у Тютчева с завоевательным пафосом, с призывами к расширению территорий, к захвату Константинополя, который должен был, по его теории, оказаться центром государства, объединяющего славянские народы под властью русского царя»

Наум Берковский, «О русской литературе»

Своеобразие творчества Тютчева

Судьба Тютчева – поэта была своеобразной. На протяжении достаточно длительного времени его имя в читательских кругах или не замечали, или считали его поэтом «для избранных». Между тем, в числе этих «избранных» были Тургенев, Пушкин, Достоевский, Чернышевский, Некрасов, Фет, Добролюбов. Один только перечень имен таких ценителей говорит о том, что поэзию Тютчева ждет великое будущее.

Первое стихотворение поэта было напечатано в 1819 году. Автору на тот момент еще не было и шестнадцати лет. Со второй половины 1820-х годов наступает расцвет творческого таланта Тютчева.

  1. Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
  2. Замечание 1
  3. Поэтической школой Тютчева стал русский и западноевропейский романтизм.

И не только поэтической, но и философской, так как Тютчев наряду с Баратынским является крупнейшим представителем отечественной философской лирики. Как литературное направление, романтизм развивался в эстетической атмосфере, которая была насыщена идеалистическими философскими представлениями, большая часть которых была воспринята Тютчевым.

Однако это совсем не означает, что лирика поэта стала стихотворным изложением философской системы, неважно, своей или чужой. Стихи Тютчева — это в первую очередь полное выражение его внутренней жизни, неутомимой работы его мысли и сложного противоборства чувств.

Все перечувствованное, передуманное им самим в его стихах облекается в художественный образ и поднимается на высоту философского обобщения.

Тютчева называют «певцом природы». Автор «Весенних вод» и «Весенней природы» был тонким мастером стихотворных пейзажей. Однако во вдохновенных стихах Тютчева, в которых он воспевает явления и картины природы, нет того бездумного любования.

Природа у него – это размышления о вечных вопросах человеческого бытия, о загадках мироздания. Через всю лирику Тютчева проходит идея тождества человека и природы, и это определяет основные ее особенности.

Для Тютчева природа – это такое же разумное, одушевленное существо, как и человек.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 430 ₽ Реферат Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 250 ₽ Контрольная работа Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как правило, поэт изображает природу через глубокое эмоциональное восприятие человека, который стремится слиться с ней, ощутить себя частью этого великого целого.

Однако поэтому были известным и моменты мучительного сознания того, что между человеком и природой существует трагической различие. Природа неизменная, вечна.

А человек – одновременно и «царь земли», и «мыслящий тростник», «злак земной», быстро вянущий. Он приходит и уходит, а природа остается.

Гармонию в природе поэт обнаруживает и в «стихийных спорах». Вслед за грозами и бурями всегда следует «успокоение», осененное радугой и озаренное солнечными лучами. Грозы и буря потрясают внутреннюю жизнь человека, они обогащают ее многообразием чувств, однако после себя чаще всего он оставляют только душевную опустошенность и боль утраты.

Философская подоснова не делает абстрактной тютчевскую лирику природы. Умением поэта воссоздавать изображение мира восхищался еще Некрасов.

Художественные особенности лирики Тютчева – Тютчев Ф.И

Судьба Тютчева – поэта была своеобразной. На протяжении достаточно длительного времени его имя в читательских кругах или не замечали, или считали его поэтом «для избранных». Между тем, в числе этих «избранных» были Тургенев, Пушкин, Достоевский, Чернышевский, Некрасов, Фет, Добролюбов. Один только перечень имен таких ценителей говорит о том, что поэзию Тютчева ждет великое будущее.

Первое стихотворение поэта было напечатано в 1819 году. Автору на тот момент еще не было и шестнадцати лет. Со второй половины 1820-х годов наступает расцвет творческого таланта Тютчева.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 410 руб.
  • Реферат Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 280 руб.
  • Контрольная работа Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 250 руб.
  • Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
  • Замечание 1
  • Поэтической школой Тютчева стал русский и западноевропейский романтизм.

  Итоговое сочинение: В чем причины одиночества? (3 варианта)

И не только поэтической, но и философской, так как Тютчев наряду с Баратынским является крупнейшим представителем отечественной философской лирики.

Как литературное направление, романтизм развивался в эстетической атмосфере, которая была насыщена идеалистическими философскими представлениями, большая часть которых была воспринята Тютчевым.

Однако это совсем не означает, что лирика поэта стала стихотворным изложением философской системы, неважно, своей или чужой. Стихи Тютчева — это в первую очередь полное выражение его внутренней жизни, неутомимой работы его мысли и сложного противоборства чувств. Все перечувствованное, передуманное им самим в его стихах облекается в художественный образ и поднимается на высоту философского обобщения.

Читайте также:  Бертольд брехт - о сподвижниках кортеса: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Тютчева называют «певцом природы». Автор «Весенних вод» и «Весенней природы» был тонким мастером стихотворных пейзажей. Однако во вдохновенных стихах Тютчева, в которых он воспевает явления и картины природы, нет того бездумного любования.

Природа у него – это размышления о вечных вопросах человеческого бытия, о загадках мироздания. Через всю лирику Тютчева проходит идея тождества человека и природы, и это определяет основные ее особенности.

Для Тютчева природа – это такое же разумное, одушевленное существо, как и человек.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Как правило, поэт изображает природу через глубокое эмоциональное восприятие человека, который стремится слиться с ней, ощутить себя частью этого великого целого.

Однако поэтому были известным и моменты мучительного сознания того, что между человеком и природой существует трагической различие. Природа неизменная, вечна.

А человек – одновременно и «царь земли», и «мыслящий тростник», «злак земной», быстро вянущий. Он приходит и уходит, а природа остается.

Гармонию в природе поэт обнаруживает и в «стихийных спорах». Вслед за грозами и бурями всегда следует «успокоение», осененное радугой и озаренное солнечными лучами. Грозы и буря потрясают внутреннюю жизнь человека, они обогащают ее многообразием чувств, однако после себя чаще всего он оставляют только душевную опустошенность и боль утраты.

Философская подоснова не делает абстрактной тютчевскую лирику природы. Умением поэта воссоздавать изображение мира восхищался еще Некрасов.

Художественные особенности лирики Тютчева

Критики часто называют Тютчева классиком в романтизме. Крылатые фразы из тютчевских стихотворений до сих пор на слуху («Умом Россию не понять…», «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые…» и др.).

Лирический герой поэзии Тютчева — сомневающийся, ищущий, находящийся на краю «бездны роковой» человек, осознающий трагическую конечность жизни. Мучительно переживая разрыв с миром, он в то же время устремлён к обретению единства с бытием.

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (1835) мы слышим меланхолическую интонацию, создаваемую лексическими повторами, градацией и особым романтическим эпитетом «тихий».

Обратите внимание на детали: лирический герой ощущает и незримый полёт мотылька, и непостижимость огромного дремлющего мира.

Микрокосм (внутренний, духовный мир человека) и макрокосм (внешний мир, Вселенная) словно сливаются воедино.

Романтический мотив у Тютчева не связан с жизненными обстоятельствами, не обусловлен традиционным конфликтом «личность — общество», он имеет, как принято говорить, «метафизическую основу».

Человек одинок перед лицом вечности, перед тайной бытия. Он не может в полной мере выразить свои мысли и чувства, потому что не существует полного соответствия им на языке слов.

Отсюда возникает столь значимый для лирики Тютчева мотив поэтического молчания.

  1. Молчи, скрывайся и таи
  2. И чувства и мечты свои…
  3. «Silentium!»

Излюбленный тютчевский прием — антитеза. Чаще всего противопоставляются ночь и день, земля и небо, гармония и хаос, природа и человек, покой и движение. Контрастность, парадоксальность образов способствуют изображению противоречий, которыми полон мир. «Мир души ночной» с особой остротой воспринимает бытие, под мнимым покоем и светом дня скрывается первозданный хаос.

Многие стихотворения Тютчева выдержаны в форме поэтического фрагмента и, как правило, имеют симметричную структуру: две, четыре, шесть строф.

Подобная форма не только позволяет подчеркнуть открытость художественного мира, его незавершённость, мимолётность, но и подразумевает его целостность, полноту.

Подобные фрагменты тесно примыкают друг к другу, создавая общую поэтическую концепцию мира, своеобразный лирический дневник.

Основная тема стихотворения обычно подчёркивается повтором, риторическим вопросом или восклицанием. Иногда стихотворение напоминает диалог лирического героя с самим собой.

Лексическое наполнение стихотворений Тютчева отличается сочетанием штампов элегической и одической поэзии, лексики нейтральной и архаичной. Для передачи особого эмоционального состояния смешиваются зрительные, слуховые и осязательные образы.

  • Впросонках слышу я — и не могу
  • Вообразить такое сочетанье,
  • А слышу свист полозьев на снегу
  • И ласточки весенней щебетанье.

Из античной и немецкой поэзии Тютчев позаимствовал традицию составных эпитетов: «громокипящий кубок», «грустно-сиротеющая земля» и др. Перед нами не только описание явления или предмета, но и его эмоциональная оценка.

Стихотворения Тютчева очень музыкальны: повторы, ассонансы и аллитерации, анафоры и рефрены, особенно в любовной лирике, создают их неповторимую мелодику. Недаром на стихи Тютчева написано немало романсов. Кроме того, поэт использует разные стихотворные размеры в рамках одного стихотворения, что позволяет также варьировать поэтическую интонацию.

Одной из важнейших особенностей лирики Тютчева является «неуловимость» тематики стихотворения. Собственно пейзажной лирики у поэта немного: чаще всего тема природы связана с философскими мотивами или темой любви, стихотворение о любви может содержать философские обобщения.

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Елизавета Весна Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в Орловской губернии 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в коллегию иностранных дел, его отправили в Мюнхен. В Россию поэт вернулся только в 1844 году.

Творческий путь: сборники, циклы

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой.

И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева.

В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна.

Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку.

В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Особенности

Лирика Ф. И. Тютчева философична. Описывая природу, автор подразумевает человека, отсюда широкое использование психологизма, позволяющего передать настроение лирического героя.

Человек часто изображен поэтом как существо мыслящее, желающее понять истину бытия, истину человеческого существования. Эти попытки понять свое предназначение выражаются тревожными красками. Вся жизнь и творчество Тютчева проникнуты этим состоянием тревожности.

Человек в стихотворениях поэта пытается найти объяснение всему происходящему, однако это у него не всегда получается. Тревожность и недоверие к миру возникает из-за того, что человек не может разгадать загадки бытия.

Любовная лирика в творчестве поэта

Анализируя творческую лирику Тютчева, выявляется четкое отражение художественного мироощущения. Его стихотворения проникнуты звучанием печальной трагедии и особым драматизмом. Эти болезненные изречения связаны с личными переживаниями великого поэта.

Стихотворения, посвященные теме любви, были написаны с чувством переживания, особой вины и характерными страданиями Фёдора Ивановича, спровоцированными многочисленными испытаниями в жизни. Самый известный сборник лирических произведений Тютчева, посвященный любовной тематике – «Денисьевский цикл».

В эту книгу вошли самые откровенные и чувственные стихотворения автора, наполненные особым смыслом.

Фёдор Иванович, уже на склоне лет, испытал неповторимое чувство любви к прекрасной женщине, Елене Денисьевой. Их любовный роман имел длительный характер, почти четырнадцать лет, и, несмотря на многочисленные осуждения общества, Елена и Фёдор Иванович были неразлучны.

Влюбленную пару разлучила внезапная смерть Денисьевой, вызванная неизлечимой болезнью. Даже после ее ухода из жизни, поэт продолжал корить самого себя за все страдания любимой женщины, основанные людским судом.

Пара не имела законных отношений, поэтому общество категорически отказывалось воспринимать ранимые чувства этих людей. Злые наговоры и клевета, оставляли кровавые раны в душе Елены, ее мучения и боль четко отразились в памяти Фёдора Ивановича.

Потеряв любимую женщину, он до конца своих дней корил самого себя за бессилие и страх, которые так и не позволили поэту защитить Елену от осуждений и людского гнева.

Свои глубокие переживания Фёдор Иванович перенес в лирику. Читая стихотворения Тютчева из знаменитого сборника «Денисьевский цикл», чувствуется оригинальная искренность, выстраданная глубокой мыслью автора. Он ярко передает свои эмоции в моменты неповторимого, но такого быстротечного счастья, испытываемого в период любовных отношений с Еленой.

Любовь, в творчестве Тютчева, представляется как необыкновенное, волнующее и неподконтрольное чувство, посланное с небес. Смутное душевное влечение, слово пропитанный топливом факел, внезапно возгорается в порыве страсти и нежности, в объятиях любимой.

Смерть Елены Денисьевой унесла с собой все самые смелые и радостные мечтания великого поэта. Он потерял не просто близкого человека, а самого себя.

После ее ухода, жизненные ценности перестали вызывать интерес у Фёдора Ивановича.

Всю свою нестерпимую боль, а также праздные чувства радости, испытываемые в моменты страстных встреч с любимой женщиной, основанные на воспоминаниях, он передал в своем любовном лирическом творчестве.

Ссылка на основную публикацию