Сочинение: Почему «Мертвые души» — это поэма?

Когда в школе на уроках литературы добираются до этой книги, учителя встают перед сложной задачей. Из уст детей летят закономерные вопросы – почему это поэма, когда текст прозаический? Что тут скажешь?

Обычно отделываются общими фразами о том, что в этой книге у Гоголя очень поэтичный язык. Взять хотя бы фрагмент о русской тройке. Да и вообще, Пушкин вон захотел и назвал “Евгения Онегина” романом в стихах, так почему бы Гоголю не обозвать свою книгу поэмой?

Объяснение страдает страшными натяжками. У Гоголя есть куда более поэтичные произведения, наполненные пронзительными лирическими описаниями природы и людей. Но те же “Вечера на хуторе близ Диканьки” он почему-то сборником поэм не назвал.

И потом, разве у других русских писателей в книгах нет прозаических страниц, исполненных подлинной поэзии? С такой логикой Лев Толстой мог бы смело именовать поэмой “Войну и мир”. А уж про тургеневские “Записки охотника” и говорить нечего.

Впрочем для школьников такого объяснения обычно хватает. либо они понимают, что большего от учителя не добьются и перестают приставать. А потом этот вопрос вообще уходит из числа актуальных и забывается.

Но все-таки, если говорить серьезно, почему Гоголь на самом деле дал своему произведению такой странный жанр?

Ответ в принципе очень простой. Но в школе его озвучивать не получается, потому что тогда надо перестраивать всю логику изучения “Мертвых душ”.

Дело в том, что замысел Гоголя был грандиозен. Он собирался написать ни много ни мало – новую версию “Божественной комедии” Данте. Только на современном ему русском материале.

Сочинение: Почему «Мертвые души» — это поэма?

Поэма “Божественная комедия”, как известно, имеет трехчастную структуру. В начале мы попадаем в Ад и проходим по всем его кругам, знакомясь с разными томящимися там грешниками. Потом отправляемся в Чистилище. А третья часть отведена описанию Рая.

Первый том “Мертвых душ” – это и есть путешествие по отечественному варианту Ада. Вместе с Чичиковым мы встречаем галерею грешников. Тела их живы, но души мертвы, поэтому в каком-то смысле это описание загробного существования.

Второй том был аналогом Чистилища – там показывались те помещики, которых нельзя счесть бездушными созданиями. Они обладают как недостатками, так и достоинствами.

Третий том, которого Гоголь так и не написал, должен был демонстрировать возможность духовного преображения. Из записок писателя нам литературоведам примерно известен общий план этого произведения. Чичикову суждено было бы попасть в Сибирь, где он встретился бы с прошедшими нелегкий путь героями первых двух томов.

Например, его дорога еще раз пересеклась бы с Плюшкиным, который, дойдя до полного дна и разорившись, стал бы в итоге нищим странником.

Сочинение: Почему «Мертвые души» — это поэма?

К сожалению, вся эта величественная задумка так и не была реализована Гоголем. От нее нам остался только первый том, несколько глав второго, да отдельные наброски сюжетных линий третьего. И еще жанр, который писатель выбрал для своего произведения. Поэма!

Почему «Мертвые души» — поэма?

Сочинение: Почему «Мертвые души» — это поэма?

Произведение «Мертвые души» Н.В. Гоголя все знают со школы. Но правильно определить его жанр под силу не всем. Сочинение автора больше вызывает ассоциации со стихотворным творением, а не с прозой. Гоголь, как и другие современники, критики считают произведение поэмой. Оно имеет несколько признаков принадлежности к этому жанру. Почему «Мертвые души» — поэма? Этому есть свое объяснение.

Позиция писателя

Если обратиться к общепринятым литературным нормам, то «Мертвым душам» можно дать жанр социально-сатирической повести. Но автор считает свое сочинение поэмой, и на это у него были свои мысли, рассуждения. Николай Васильевич эпический жанр считал высшей литературной мыслью. Но также отмечал, что сочинение находится между эпосом и романом. Это «менее эпический вид».

Термин подробно раскрывает жанр и смысл произведения. Именно так его называл сам Николай Васильевич. Но длинное наименование сложно воспринять, поэтому писатель применяет термин «поэма». Благодаря этому автор использовал не только эпические элементы, но и лирические детали. Все это позволяет относить литературное творение к поэме.

Поэма как жанр

Поэма является жанром, который сочетает эпос и лирику. В классическом понимании это произведение должно быть стихотворным. Но в литературе есть и прозаические поэмы. Кроме «Мертвых душ» следует вспомнить «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. Получается, что поэма может быть прозаической при выполнении нескольких условий:

• Присутствие больших лирических отступлений при эпичном показе действительности.• Участие в произведении героев и/или антигероев.

• Уникальный прозаический язык повествования (мелодичный, ритмичный как стихи).

Все указанные признаки присутствуют в «Мертвых душах». Именно поэтому произведение считается поэмой. Такого мнения придерживается большинство людей.

Наличие лирики и эпоса

Поэтика писателя состоит из контрастов и противоречий. Гоголь – автор, который использует в своем произведении гротеск. Это проявляется в резких переходах от смешного к серьезному, от смеха к пафосу. Такие элементы свидетельствуют о наличии лирики и эпоса. Авторское сочинение включает 2 противоположных стиля, которые подходят к 2 другим жанрам:

  • • поэтика возвышенности (признак лирики);
  • • поэтика тривиальности (элемент эпоса).

Первый проявляется в лирических отступлениях, поэтому сочинение считается стихотворением в прозе. Эпический элемент показан в сюжете, где писатель показывает пошлость, уродство действительности того времени. В итоге произведение включает эпические и лирические детали.

Присутствие героев и/или антигероев

В произведении представлено много антигероев (это касается даже Чичикова). Чтобы найти «мертвых крепостных», персонаж посещает нескольких помещиков, которые живут недалеко от города Н. В каждой усадьбе ему встречаются люди с отрицательными характерами.

Манилов хоть и внешне привлекательный, но сильно сентиментальный, слащавый персонаж. Ему присущ розовый оптимизм и глупая мечтательность. У него отсутствует твердость характера, воли.

Другие помещики считаются «антигероями». Это можно увидеть по ограниченным мыслительным способностям Коробочки, авантюризму Ноздрева, хитрости Собакевича, жадности Плюшкина.

Такие детали свидетельствуют о принадлежности сочинения Гоголя к поэме.

Уникальное повествование

Сравнения считаются известными трюками в поэтике писателя. Этот прием используется по отношению к людям и животным. Автор использует в произведении иронические метафоры, аллюзии, благодаря чему достигается отличный эффект. Гоголь использует контраст эпических форм, ритмических конструкций, комического содержания.

Оригинальная образность героев обеспечивается с помощью преувеличения конкретных характеристик, что не соотносится с повестью или романом. Писатель не показывает психическое состояние персонажей. А благодаря описанию жестов, мимики, поз читатели могут сами представить образ.

Множество лирических отступлений, вставных конструкций, возвышенных размышлений, переживаний Гоголя за судьбу Родины выносят «Мертвые души» за пределы эпического жанра. Особое значение имеет заключительная часть, где автор представляет портрет «птицы-тройки» — рассуждение о людях и России.

Получается, что «Мертвые души» считают поэмой. Это уникальное произведение, не имеющее подобных в мировой литературе. Поскольку в нем показаны простые формы, жесткая сатира и настоящие эмоции автора, сочинение получилось острым. Оно показывает реальность крепостного периода России.

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой?

Создавая «Мертвые души», Н. В. Гоголь ставил перед собой задачу — показать «всю Русь». Он чувствовал, что для этого ему потребуется прибегнуть к какому-то особому жанру.

Так, в процессе работы над своим произведением он писал: «Вещь, над которой я сижу и тружусь теперь и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман… Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение».

Назвав «Мертвые души» поэмой, в первую очередь Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть те особые черты, свойственные этому произведению: его эпопейный характер, широкие художественные обобщения и, конечно, лиричность.

Эпопею Гоголь считал самым полным и многосторонним из всех повествовательных сочинений.

Он писал о том, что эпопея «объемлет не некоторые черты, но целую эпоху времени, когда действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество.

Весь мир на великое пространство освещается вокруг самого героя, при этом не одни частные лица, но весь народ, а и часто и многие народы
совокупляются в эпопею».

Роман для Писателя представлялся тем жанром, который «не берет всю жизнь, но замечательное происшествие в жизни, такое, которое заставило обнаружиться в блестящем виде жизнь, несмотря на условленное пространство».

В соответствии с этими определениями «Мертвые души» по тому, как их задумал Гоголь, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Однако, утверждал писатель, в литературе возник новый тип произведений, который является как бы соединительным звеном между эпопеей и романом. Такие произведения он называл «меньшие роды эпопеи».

По его словам, их героем становилось «хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой».

Описывая приключения главного героя, автор одновременно показывает «верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, ту земную, почти статистически схваченную картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что заметил он во взятой эпохе и времени…» Желая отнести свое произведение к разряду «меньших родов эпопеи», писатель и назвал его поэмой. Жанр поэмы Гоголь не связывал с воспеванием общественной жизни. Напротив, свою поэму он наполнил обличительным пафосом, критикуя «недостатки, пороки, злоупотребления».

Сюжет поэмы — покупка и продажа мертвых душ — позволил писателю не только с необыкновенной яркостью показать внутренний мир действующих в произведении лиц, но и охарактеризовать типичные черты, дух эпохи. Если рассматривать поэму с точки зрения композиции, то ее можно разделить заставляющем двух дам на три части.

В первой из них автор знакомит читателей с владетелями поместий. Здесь дана целая галерея портретов: каждому из действующих лиц посвящена отдельная глава. Последовательно изображая одного помещика за другим, Гоголь как будто предлагает читателям сопоставить их.

При переходе от одного героя к другому происходит усиление отрицательных качеств («…один пошлее другого»).

Вторая часть поэмы посвящена изображению жизни губернского города. Писатель знакомит читателей с губернскими чиновниками и, кроме того, завершает характеристику помещиков, «собирая» их всех вместе в городе. Однако в центре внимания находится чиновничья среда, «избранное» общество в его наиболее характерных проявлениях.

В третьей части автор излагает жизненную историю главного героя поэмы, постепенно раскрывая его характер. Если поначалу Чичиков производит впечатление загадочной личности, не до конца понятой людьми, с которыми ему приходится сталкиваться, то здесь Гоголь в полной мере раскрывает его истинный облик.

Одной из характерных особенностей произведения являются лирические отступления автора. Благодаря этим отступлениям мы еще больше убеждаемся в правоте автора, назвавшего «Мертвые души» поэмой. А. И.

Герцен писал, что лирические места, внося живительное, освежающее начало, выпукло оттеняют возникающие перед читателем мрачные картины.

С необыкновенной художественной силой нарисован образ великой, могучей России, неразрывно связанный с представленными ранее народными образами.

Таким образом, проанализировав различные аспекты данного произведения — его масштабность, композиционное построение и лиричность, — мы начинаем понимать, почему писатель назвал его поэмой.

Читайте также:  Тема любви в произведении а. и. куприна «олеся»

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом?

Великий классик, создавая «Мертвые души», ставил цель охватить разные образы помещичьей Руси. По размаху автору хотелось представить всю широту характеров огромной страны. Уже в самом начале Н.В.Гоголь начал сомневаться в жанре своего творения. Идея и то, что ложилось на листы, не подходило под привычные формы. Это был ни рассказ, ни повесть и ни роман.

Поэма – это стихотворное произведение крупное по размерам. Организация текста строится по повествовательному сюжету. В поэме сливаются в единое целое эпос и лирика. А.С.Пушкин, по источникам литературоведов, предложил классику создать прозаическую поэму. А.Пушкин сам мечтал о таком творении, но не находи темы. Н.В.Гоголь реализовал идею, развил ее и создал прозаическую поэму «Мертвые души».

Признаки поэмы

Произведение схоже с обычным восприятием поэм. Какие признаки делают текст бесспорно поэмой:

  • Эпичность. Для каждого персонажа отводится отдельная глава. В ней читатель узнает, как жил герой, формирование характера. Все описания проходят на фоне исторических событий, передающих реальность времени.
  • Обобщение. Все персонажи отличаются друг от друга. Но они типичные представители помещичьей России, яркие представители людей того времени. Каждый образ обобщает огромное количество людей. Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Манилов находят в любой губернии, они живут в столице и ее округе.
  • Лирические отступления. Автор насыщает текст размышлениями, они так гармонично проникают в текст, что иногда становится непонятно, чьи мысли представлены автором.
  • Лирические отступления помогают понять переживания за будущее России. Они подчеркивают широту текста поэмы. Самые яркие отступления: о метком русском слове, о юности и впечатлениях юных лет жизни.

    Со стихами схожи отступления о Руси, ее далях и красоте. Как песня читаются строки, посвященные дорогам и быстрой езде.

    Образы отступлений настолько лиричны и реалистичны, что становятся отдельными произведениями, вырываются из контекста поэмы.

    Сходство с другими формами

    Классик говорил, что создал особый вид литературного текста. Он ставил его между романом и эпопеей. Что сближает «Мертвые души» с жанром романа:

    • Строгая композиция. Главный герой едет по стране, он придумал способ наживы и пытается его реализовать. Чичиков скупает мертвые души крестьян, мужиков, которые уже ушли в мир иной, но еще числились по бумагам в числе живых. Павел Иванович встречается с помещиками, продавцами душ, разными по взглядам и характерам, но одинаковыми по своей нравственности, вернее ее отсутствия.
  • Полная линия жизни героев. Автор хотел дать читателю возможность увидеть жизнь персонажа от рождения до смерти. Задуманы были 3 тома поэмы, но сил хватило на один.
  • Неизвестно, кого из героев Гоголь хотел возродить, изменить. Возможно, при написании он понял, как глубоко пали люди и потерял свою мечту б их очищении.

    Поэма «Мертвые души» уникально по жанру. Ее нестандартная форма, сюжет и речь не встречаются больше в русской литературе. Недосказанность позволила оставить за читателем возможность самому поразмышлять над проблемами, поднятыми в книге.

    Другие материалы по поэме «Мертвые души»

    • Краткое содержание
    • История создания
    • Краткая биография Чичикова
    • Образ и характеристика Чичикова
    • Образ и характеристика Ноздрева
    • Образ и характеристика Манилова
    • Образ и характеристика Собакевича
    • Образ и характеристика Плюшкина
    • Образ и характеристика Коробочки
    • Образы помещиков
    • Образ России в поэме
    • Образ и характеристика города NN
    • Крестьянская русь в поэме. Сочинение
    • Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

    Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой

    Когда Николай Васильевич Гоголь задумал создать произведение, ныне носящее название «Мертвые души», он поставил перед собой особую цель – суметь всесторонне изобразить огромную Россию.

    Писатель осознавал, что для этого ему необходимо будет обратиться к какому-либо не заезженному другими писателями жанру.

    Еще лишь начиная «Мертвые души», автор записал в дневнике слова о том, что его новое творение не походит ни на роман, ни на повесть, ни на рассказ.

    Считается, что идею создания произведения в жанре поэмы дал Гоголю Пушкин, который неоднократно восхищался талантом писателя. И некогда сам хотел создать прозаическую поэму. Но Гоголь воспользовался лишь основой идеи и широко развил ее. О чем не говорил Александр Сергеевич.

    Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

    Связаться с нами:

    Гоголь стал углубляться в сюжет и досконально описывать не только характер героев, но и их жизнь на фоне расстилающихся исторических событий того времени. Определив жанр нового произведения как поэму, писатель, желал выделить те особые черты, что принадлежат данному произведению: эпичность, обобщение и множество лирических отступлений в тексте.

    Писатель говорил, что в литературе появился особый тип произведения, являющийся некой серединой между романом и эпопеей. Подобные творения он прозвал меньшими родами эпопеи. В них главным героем был частный человек, деяния которого между тем становились для многих людей значительными.

    Такие герои своим поведением обнажали пороки современности, которые другие тщательно пытались скрыть от взгляда общественности. Желая, чтобы его новое произведение считали «меньшим родом эпопеи», Гоголь и называет его поэмой.

    Поэма имеет четко выстроенную композицию. Ее главный герой Чичиков ездит по стране с желанием стать владельцем больших денежных средств, всюду покупая мертвые души крестьян за бесценок. Помещики, ставшие продавцами душ – это не просто люди, пожелавшие получить деньжат задаром.

    Это придуманные образы, показывающие типичные взгляды, желания и привычки людей того сословия. Автор хотел показать, как низко пали духовные качества русских помещиков. Он желал создать не один, а три тома поэмы, в которой герои все же смогли бы измениться и возродиться морально. О таком повороте в истории России мечтал автор.

    Когда ты впервые прочитал это произведение, то осознаешь, что создано оно действительно в нестандартной форме. Навряд ли возможно найти нечто подобное у какого-нибудь другого русского или зарубежного автора. В нем огромная роль отведена лирическим отступлениям. А ведь именно они характерны для поэмы.

    В них автор высказывает собственные мысли, ненавязчиво вводит в повествование собственное «я». Первую книгу Гоголь закончил, оставляя мысль, что нашу страну ждут изменения и падение черной дымки с душ народа. Он желал возродить идеальный мир, поэтому назвал свою работу лиро-эпической поэмой.

    Почему Мертвые души называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра Мертвых душ

    В чем заключается отличие стихотворного произведения от прозы? Многие скажут в наличие рифмы, но в действительности речь идет о ритмико-рифмическом рисунке, который представляет собой определенное сочетание слов. Ведь существуют также и стихи совсем без рифмы, нечто похожее на прозу, записанную в столбец, но, тем не менее, являющуюся стихами.

    На самом деле суть этого рисунка заключается в гармонии и определенном равновесии элементов. Подобно тому как на завершенной картине, если убрать какую-то деталь, то появится дисгармония.

    Также, если из стихотворения или поэмы убрать хотя бы одно слово, то в итоге структура полностью рушится и конструкция становится неполной. С другой стороны, если мы убираем какое-либо слово из прозы, то не всегда нечто теряем.

    В прозе нередко есть, скажем так, некий словарный наполнитель, который просто создает объем, подобно тому как разговорная речь (наше общение с другими людьми) полна различными ненужными оборотами, дополнительными словами и междометиями.

    Итак, если из поэмы убрать хотя бы слово, то нарушится рисунок произведения, деформируется конструкция – таков удобный тест. Пожалуй, тогда следовало бы попробовать использовать этот тест для произведения Мертвые души и тогда мы довольно легко увидим, к чему произведение ближе.

    Конечно, Гоголь и сам называл Мертвые души поэмой и, вероятно, не просто ради того чтобы казаться оригинальным.

    Тем более, как известно, сначала он использовал слова роман и повесть и только потом в письмах к своим современниками говорил о работе над поэмой, где хочет описать всю Русь.

    Опытный писатель, наверное, и сам со временем понял сколь поэтичным становится его произведение и на правах профессионала просто дал верную классификацию.

    Если читать Мертвые души и наблюдать за способами описания и развития сюжета, то проза действительно выглядит стихами. Описание жилища и быта каждого помещика или, например, приема у городских чиновников. Повсюду там используется огромное количество сравнений и метафор, язык, безусловно, поэтический, который и составляет поэму.

    В заключение следует отметить и содержание произведения с его особенностями.

    Гоголь использует главного героя, который пробирается через различные приключения и формирует тем самым эпический сюжет, повествующий фактически о подвигах героя.

    Соответственно (в частности, если учитывать предполагаемые второй и третий том произведения) перед нами эпос, то есть эпическая поэма, созданная в рамках традиций и канонов античности.

    Таким образом Мертвые души являются поэмой, исходя из основного содержания и структуры повествования, исходя из определения самого автора, и исходя из особенностей используемого языка.

    Сходство с другими формами

    Классик говорил, что создал особый вид литературного текста. Он ставил его между романом и эпопеей. Что сближает «Мертвые души» с жанром романа:

    • Строгая композиция. Главный герой едет по стране, он придумал способ наживы и пытается его реализовать. Чичиков скупает мертвые души крестьян, мужиков, которые уже ушли в мир иной, но еще числились по бумагам в числе живых. Павел Иванович встречается с помещиками, продавцами душ, разными по взглядам и характерам, но одинаковыми по своей нравственности, вернее ее отсутствия.
    • Полная линия жизни героев. Автор хотел дать читателю возможность увидеть жизнь персонажа от рождения до смерти. Задуманы были 3 тома поэмы, но сил хватило на один.

    Неизвестно, кого из героев Гоголь хотел возродить, изменить. Возможно, при написании он понял, как глубоко пали люди и потерял свою мечту б их очищении.

    Поэма «Мертвые души» уникально по жанру. Ее нестандартная форма, сюжет и речь не встречаются больше в русской литературе. Недосказанность позволила оставить за читателем возможность самому поразмышлять над проблемами, поднятыми в книге.

    Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом? (сочинение)

    «Мертвые души» — это одно из самых загадочных произведений русской литературы. Одной из особенностей книги является ее жанровое своеобразие. Автор определил, что «Мертвые души» — это поэма. Но почему он сделал такой вывод?

    Поэма — это лироэпический жанр. Она соединяет в себе стихотворную форму, лирические отступления с сюжетом, который является основой произведения и раскрывает нравственные и социальные проблемы. Но произведение Гоголя является прозой. Почему оно называется поэмой?

    Автор «Мертвых душ» сам долго не мог определиться с жанром. Николай Гоголь задумал создать глобальное произведение, которое могло бы описать всю Россию хотя бы с одной стороны. Ни один из популярных и доступных в те времена жанров не мог отразить художественную задумку писателя.

    В переписках с друзьями Николай Гоголь называл «Мертвые души» то повестью, то романом, а позднее поэмой. Писатель обратился к произведениям прошлого, чтобы раскрыть свою мысль.

    В жанровом определении «Мертвых душ» лежат прежде всего особенности таких произведений как «Илиада» и «Одиссея».

    Позднее после публикации работы автор стал трудиться над учебником по словесности. В данном пособии Гоголь раскрывает свое понимание жанра поэмы, что также помогает понять почему так названы «Мертвые души».

    Читайте также:  Сочинение: Наполеон в романе «Война и мир»

    Для автора поэмой может быть и прозаическое произведение, если оно отвечает некоторым условиям. Во-первых, в основу повествования ложится какое-то поэтическое событие. То есть такое действие, которое может заметить и описать только настоящий поэт.

    Во-вторых, писатель рассматривает это мероприятие с поэтической стороны. То есть использует очень много изобразительно-выразительных средств, обращает внимание на необычные, выдающиеся стороны предмета. В-третьих, повествование имеет живой, динамичный характер.

    Все это можно найти в «Мертвых душах».

    Позднее автор дополнил эти требования еще несколькими. Главным героем поэмы должен быть человек с интересным характером, которого можно исследовать со стороны психологии, а также повествование должно быть авантюрным. То есть содержать приключения и происшествия.

    Все это можно также отметить в известной поэме Гоголя. Кроме того, поэтичным повествование делается и благодаря наличию лирических отступлений, в которых автор переживает за судьбу России и думает о будущем страны. Они органично вписываются в повествование и делают его выразительнее.

    Признаки поэмы

    Произведение схоже с обычным восприятием поэм. Какие признаки делают текст бесспорно поэмой:

    • Эпичность. Для каждого персонажа отводится отдельная глава. В ней читатель узнает, как жил герой, формирование характера. Все описания проходят на фоне исторических событий, передающих реальность времени.
    • Обобщение. Все персонажи отличаются друг от друга. Но они типичные представители помещичьей России, яркие представители людей того времени. Каждый образ обобщает огромное количество людей. Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Манилов находят в любой губернии, они живут в столице и ее округе.
    • Лирические отступления. Автор насыщает текст размышлениями, они так гармонично проникают в текст, что иногда становится непонятно, чьи мысли представлены автором.

    Лирические отступления помогают понять переживания за будущее России. Они подчеркивают широту текста поэмы. Самые яркие отступления: о метком русском слове, о юности и впечатлениях юных лет жизни.

    Со стихами схожи отступления о Руси, ее далях и красоте. Как песня читаются строки, посвященные дорогам и быстрой езде.

    Образы отступлений настолько лиричны и реалистичны, что становятся отдельными произведениями, вырываются из контекста поэмы.

    Смысл произведения Мертвые Души

    Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.

    Смысл концовки

    Смысл финальной части поэмы «Мёртвые души» состоит в идее спасения мира Русью. Сможет измениться русский человек — спасёт мир вокруг себя, не сможет — погибнет мир.

    Возможно, автор намеренно не написал продолжение поэмы. Он хотел заставить читателя задуматься, а что же можно изменить в своей жизни, чтобы не стать подобными описанным в произведении чиновникам и помещикам.

    • Насколько публикация полезна?
    • Нажмите на звезду, чтобы оценить!
    • Средняя оценка / 5. Количество оценок:

    Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

    Лирические отступления в поэме

    «Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных.

    Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении.

    Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

    Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

    Популярные сочинения

    • Сочинение-описание по картине Светлый день Млады Финогеновой (6 класс) Млада Константиновна Финогенова – представитель русской школы изобразительного искусства. Основными направлениями ее творчества были пейзажная живопись
    • Сочинение про Воспитание человека У каждого из нас есть семья, которую мы любим и уважаем, ведь, это по праву самое лучшее и дорогое, что есть у человека. Никакие материальные блага не заменят человеку семьи, ведь она выполняет для человека
    • Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс) Один из главных героев произведения «Кавказский пленник» — русский офицер Жилин. Герой представлен молодым барином из небогатой дворянской семьи.

    Про что поэма Мертвые Души

    Когда Павел Иванович Чичиков устроился на службу в таможню, он показал себя как кристально честный человек. Работает он безупречно, не берёт взяток, не идёт на сговор с контрабандистами. Благодаря своей неподкупности Чичиков получает повышение по службе и новый чин.

    Став начальником, Павел Иванович провернул выгодное дело в сговоре с контрабандистами. С его помощью через границу спокойно переправлены были кружева на миллион рублей.

    Но Чичиков поссорился с сообщником, попал под суд и потерял деньги и должность.

    Бывший чиновник, выгнанный со службы за мошенничество решает поправить своё незавидное финансовое положение. Для этого Павел Иванович Чичиков разъезжает по небольшим городам и за копейки скупает души умерших крестьян, оформляя на них купчую как на живых.

    В своих странствиях он знакомится с разными людьми. Домовитая помещица Коробочка, слащавый Манилов, игрок Ноздрёв, жадный до еды Собакевич, скряга Плюшкин — все они проходят красной нитью через всю канву похождений Чичикова.

    Когда вскрывается афера главного героя, его знакомые начинают сочинять о Чичикове небылицы. Они считают, что Павел Иванович может оказаться и самим Наполеоном, и капитаном Копейкиным, повесть о котором удачно вплетена в поэму. Их не смущает даже факт, что капитан Копейкин был инвалидом.

      Методический материал. Как писать сочинение-повествование.

    В поэме описано и детство Чичикова. Уже в ту пору он показал свой характер. Товарищи считали его подлым человеком.

    С самого детства Павел Иванович стремился стать богатым человеком, и готов был на многие неблаговидные поступки. Поведение главного героя взбудоражило тихий мирок провинциального городка. Дошло до того, что обвиняли его даже в будущем похищении губернаторской дочки.

    Для Павла Ивановича всё закончилось печально, он попал под гнев высшего начальника. Поэму свою автор не закончил, хотя задумывалось три тома «Мёртвых душ».

    Почему “Мертвые души” – поэма? (кратко)

    В привычном нам понимании поэма – это стихотворное произведение среднего или крупного размера. Когда мы говорим об этом жанре, первое, что вспоминается из русской литературы, это «Василий Теркин» Твардовского.

    Величайшее произведение всех времен «Илиада» Гомера – тоже поэма. Однако существуют произведения, которые написаны не в стихотворной форме, но при этом считаются поэмой.

    Яркими примерами служат «Мертвые души» Гоголя и «Москва-Петушки» Ерофеева.

    Что же отличает поэму от других жанров?

    • присутствие лирических отступлений;
    • в основе повествование о каком-либо событии;
    • пристальное внимание к нравственным и социальным проблемам;
    • главный герой изображен в взаимодействии с остальными героями;
    • главный герой человек неизвестный, но события, которые с ним происходят являются значительными и интересными;
    • присутствие антигероев.

    Ритм, рифма, язык и стиль поэмы «Василий Теркин»

    «Василий Теркин» – чудо полного растворения поэта в стихии народного языка. Б. Пастернак1

    А. Ахматова в свое время не случайно назвала поэму Твардовского «легкими солдатскими стишками».

    Они действительно поразительно легки, легко запоминаются, легко читаются, вроде бы легко, до самого донышка («да и есть ли оно», – можно нередко услышать) понимаются… Что ж… Твардовский не Мандельштам, но он не лучше и не хуже, – он другой поэт, не менее значимый и талантливый по чувству языка, хотя и других его пластов. Стих Твардовского лишь создает впечатление необыкновенной и вроде бы вовсе не стихотворной естественности и выразительности разговорной речи. Твардовский сам говорит о своей поэме:

    Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке…

    Самые высокие темы раскрываются в поэме обычными, не «возвышенными» словами, не «поэтизмами». Причем простые, будничные слова не только не снижают пафоса, но придают стиху особую теплоту и естественность. В этом Твардовский сродни А.П. Чехову.

    Простота стиха Твардовского кажущаяся, она не примитивна, она умная и лукавая, позволяет естественно говорить об очень сложных явлениях, тончайших душевных переживаниях, очень верно и глубоко передавать различные психологические состояния: от юмора до трагического пафоса.

    Твардовский не прибегает к словотворчеству, он поворачивает перед читателем слово новыми гранями, открывая новые смыслы и связи. У Твардовского нет никакой цветистости стиля, мало даже сравнений.

    Поэма Твардовского написана четырехстопным хореем, традиционным в русской литературе, известным со времен А.С. Пушкина. В «Василии Теркине» этот размер варьируется, иначе поэма звучала бы монотонно.

    Варьируется рифма – то женская, то мужская; строфы чаще состоят из четырех строк, но количество стихов-строк в них тоже варьируется на протяжении поэмы.

    Например, в главе «Переправа» встречаются строфы и в два стиха, и в три, и в четыре, и в пять, и более:

    – Молодец, – сказал полковник. – Молодец! Спасибо, брат. И с улыбкою неробкой Говорит тогда боец: – А еще нельзя ли стопку, Потому как молодец? Посмотрел полковник строго, Покосился на бойца. – Молодец, а будет много – Сразу две. – Так два ж конца…

    Проста и бесхитростна рифма Твардовского. Такие рифмы обычно считаются невыразительными, но в стихах Твардовского они выглядят неожиданно и впечатляюще. Рифма в пределах одной главы может быть и смежная (когда рифмуются соседние строки: аабб):

    15 стр., 7070 слов

    По поэме василий теркин (8 класс)

    … Сочинения » 8 класс | Средняя оценка: 4.1 В самом центре Смоленска, в сквере на площади Победы установлен памятник: А.Твардовский беседует с В.Теркиным. Реальный человек и литературный персонаж.

    Автор поэмы «Василий Теркин» … стихотворения, третьи — героическую балладу. Твардовский «Василий Теркин»: анализ.

    Строфы, размер и рифмовка Особенность построения «языка» поэмы восходит к желанию автора …

    А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим…

    и перекрестная (когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки: абаб):

    Подхватили, обвязали, Дали валенки с ноги. Пригрозили, приказали – Можешь, нет ли, а беги.

    Охватные (или опоясывающие, когда рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строфы) практически не используются Твардовским как менее характерные для живой, «естественной» речи.

    Читайте также:  Стихи про родителей, маму и папу: красивые стихотворения известных поэтов классиков

    Иногда (довольно редко) в четырехстрочных строфах со смежной рифмой Твардовский не рифмует первую и третью строки, пропуская рифму:

    Шутки, слухи в этом духе Автор слышит не впервой. Правда правдой остается, А молва себе – молвой.

    • Этим приемом, частым в народном стихосложении, достигается еще большее разнообразие «простого» стиха о «простом», обыкновенном, рядовом солдате Василии Теркине.
    • Иногда смысл четверостишия подкрепляется и усиливается пятым стихом (строкой):
    • Всюду надписи, отметки, Стрелки, вывески, значки, Кольца проволочной сетки, Загородки, дверцы, клетки – Все нарочно для тоски…
    • Трудные дороги войны рисуются еще более сложной конструкцией строфы:
    • Эти строки и страницы – Дней и верст особый счет, Как от западной границы До своей родной столицы, И от той родной столицы Вспять до западной границы, А от западной границы Вплоть до вражеской столицы Мы свой делали поход.

    Возникает «подвижная», «текучая» строфика (А.В. Македонов) и соответствующий ей синтаксис. Достижения в области поэтического синтаксиса сам Твардовский относил к наиболее интересным своим новациям2.

    В ритмическом отношении «простой» стих Твардовского также разнообразен. Например, в передаче солдатской пляски под гармонь (глава «Гармонь»):

    Подает за шуткой шутку: – Эх, жаль, что нету стуку, Эх, друг, Кабы стук, Кабы вдруг – Мощеный круг! Кабы валенки отбросить, Подковаться на каблук, Припечатать так, чтоб сразу Каблуку тому – каюк!

    В книге сливаются различные речевые потоки: литературная речь и просторечие, народно-поэтическая и ораторская лексика. Твардовский варьирует размеры строф от одного до шестнадцати стихов, часто использует переносы, подчиняя движение стиха разговорным интонациям. Текст включает многочисленные живые диалоги. Основной стихотворный размер поэмы – четырехстопный хорей.

    Выбор художественных средств в поэме обусловлен тем, что в ней изображается народный герой на войне. Отсюда и ее народный, преимущественно разговорный язык:

    • язык поэмы свидетельствует о ее близости к произведениям устного народного творчества. Элементы частушки, пословицы, поговорки и прибаутки, часто перефразированные, чрезвычайно многочисленны в поэме: «Будем живы – не помрем»; «Делу время – час забаве»; «Тут не скажешь: я не я, ничего не знаю, не докажешь, что твоя нынче хата с краю»; «Ничего, с земли не сгонят, дальше фронта не пошлют»; «У войны короткий путь, у любви далекий»; «Города сдают солдаты, генералы их берут»;
    • в поэме множество уменьшительных слов, характерных для устной народной поэзии («голубочек», «сыночек», «дружок», «соколик» и т.п.), постоянных эпитетов («земля сырая», «година горькая», «дорога постылая», «край чужой» и др.), слов и выражений из устного народного творчества («жив-здоров», «встрепенулся ясный сокол»; «хвать-похвать»; «тем же ладом, тем же складом, только стежкою иной» и др.);
    • поэт мастерски имитирует народную песню: Заведет, задует сивая Лихая борода: Ты куда, моя красивая, Куда идешь, куда.
    • для поэмы характерны идиоматические выражения и непереводимые обороты речи («сказать по чести», «ударит в пот и дрожь», «парень хоть куда», «ясно до точки», «шут с тобой»);
    • в поэме преобладают короткие, простые предложения, с отсутствием связок. Эту структуру разговорной речи автор сохраняет и в диалогах, которых очень много в поэме. Диалоги придают поэме живой драматический характер, они рисуют воинский быт, дают портретные характеристики;
    • для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм, что достигается перефразировкой или усечением таких фраз, которые бытуют как поговорки или устоявшиеся штампы: Как ни в чем – Василий Теркин, Как ни в чем – старик-солдат.

    4 стр., 1550 слов

    Как написать речь для защиты диплома на «5»: секретные методы и приёмы

    … сутью диплома каждому из членов экзаменационной комиссии. Напечатайте и профессионально оформите речь к диплому. В самой речи должны … и подходов анализирования полученных результатов.

    Качество проводившегося анализа; Умение находить главную проблему; Конкретность выбора … явным ограничением движений. В виде метода восполнения энергетического потенциала организма.

    В виде средства для восстановления …

    Примеры похожих учебных работ

    План к сочинению мертвые души в поэме гоголя

    … мертвые души. Гоголь в Мертвых душах раскрывает чиновничество того времени, где показывает насколько оно продажное и где сплошное воровство и жульничество. Гоголь Мертвые души главные герои Гоголь в произведении Мертвые души … План: 1. Чичиков в …

    «Своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

    … интригу. В поэме «Мертвые души» Гоголь характеризует каждого помещика через среду, которая его окружает. Писатель показывает идентичность человека и предметно-бытовой среды, в которой он обитает и продолжением которой этот герой является. Образ …

    Почему «мертвые души» — это поэма?

    … характерны для поэмы. Сочинение на 5.Ру Сочинение на тему: Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой? Создавая «Мертвые души», Н. … мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение». Назвав «Мертвые души» поэмой, в первую …

    Крестьянская русь в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

    … Здесь намечена задача, которую Гоголь собирался решить в «Мертвых душах». В поэме Гоголь Этот образ в основном представлен в лирических отступлениях и размышлениях самого писателя. «Мертвые души» начинаются с изображения городской жизни, набросков …

    Почему «Мертвые души» – поэма?

    «Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.

      Сочинение на тему собор василия блаженного 8 класс

    Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.

    Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме.

    Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России.

    Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.

    Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.

    Сочинение: Почему Н.В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души»?

    (369 слов) Всем известно, что Николай Васильевич Гоголь является талантливым писателем. Его книги признаны классикой, его творения переводят на разные языки, по ним ставят спектакли и снимают фильмы. Одним из главных его произведений является поэма «Мертвые души», название которой таит в себе разгадку смысла всего произведения.

    Очень часто на всех, кто еще не знаком с содержанием книги, название наводит страх и трепет. Многие ожидают от сюжета появления призраков и страшилок, как в книге «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    Однако в поэме «Мертвые души» нет призраков, но есть кое-что намного страшнее, и это – живые люди. Хотя, чем дальше мы читаем поэму, тем сильнее понимаем, что живы ее герои лишь физически, в то время как их духовная составляющая давно мертва. В этом и кроется весь смысл названия поэмы.

    Конечно, есть и прямое значение, ведь «мертвые души» — это название крепостных, существующих только в ревизской сказке. За ними и охотится Чичиков, чтобы заложить несуществующих крестьян в опекунский совет и скрыться с деньгами.

    Но Гоголь является слишком гениальным писателем для того, чтобы использовать в названии лишь одно прямое значение, без переносного смысла и тайны.

    При прочтении это и вовсе становится очевидным. Читателю раскрываются образы Чичикова и помещиков, к которым он приезжает, в результате чего приходит понимание того, что они все – потерянные личности с мертвыми душами.

    Зацикленные на себе Коробочка и Собакевич, лицемерно-приторный Манилов, грубый и невоспитанный Ноздрев, запутавшийся в прошлом и потерявший себя в собирании всего вокруг Плюшкин — каждый из них утратил в себе все светлое и живое. Их жизнь — всего лишь игра в существование.

    «Умирание всего человеческого» — так писала о персонажах «Мертвых душ» писательница и критик Елена Сазанович. Действительно, давно усопшие крестьяне кажутся читателю более живыми, чем их уцелевшие хозяева.

    Если простые люди оставили после себя памятный след своим трудом, то помещики вскоре забудутся даже наследниками, ведь они ничего не сделали.

    Известно, что поэма «Мертвые души» задумывалась как трилогия, олицетворяющая собой ад, чистилище и рай.

    К сожалению, две последующие части так и не были написаны, но сохранившиеся черновики свидетельствуют о том, что у одной из душ все же была надежда на возрождение.

    Это была душа Плюшкина, который должен был стать искателем и странником. К счастью, это дает надежду на то, что и у мертвых душ есть шанс возродить все мертвое в себе для новой жизни.

    Ксения Алексеева

    Лирические отступления в поэме

    «Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных.

    Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении.

    Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

    Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

    Популярные сочинения

    • Сочинение на тему Лес Как приятно после городского шума окунуться в тихую свежесть леса. Подходя к лесу, уже издали можно заметить насколько, он наполнен величием. Войдя в лес, сразу же ощущаешь терпкий запах зелени и прохладу тенистых крон.
    • Сочинение Письмо другу (подруге) Приятного времени суток, Настя! Это письмо пишу тебе я – твой лагерный друг.
    • Сочинение Природа в повести Ася Тургенева Повесть «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева посвящена трагической любви. Много внимания автор уделяет описаниям природы, которые отражают чувства персонажей.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
    • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
    • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
    • для самых занятых — Читательский дневник «Мёртвые души»
    • для самых любопытных — Анализ «Мёртвые души» Гоголь
    • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

    Тест по произведению

    Ссылка на основную публикацию