Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Главная страницаМастер и Маргарита

Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Маргарита и Аазелло.
Иллюстрация О. Канторовича

Маргарита в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова является одним из главных персонажей произведения. Она становится возлюбленной другого главного героя, писателя по прозвищу Мастер.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Маргариты в романе “Мастер и Маргарита”, описание внешности и характера героини, ее биография, отношения с Мастером, сделка с дьяволом Воландом и другие материалы.

Смотрите: 
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Полное имя героини – Маргарита Николаевна. Фамилия героини не указана в романе:
“…Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной…”

  • Возраст Маргариты – 30 лет:
  • Маргарита – красивая женщина:
  • О внешности Маргариты известно следущее:
  • Маргарита хорошо одевается:
  • У Маргариты один глаз косит:
  • У Маргариты низкий голос:

“…Бездетная тридцатилетняя Маргарита…”

“…меня поразила не столько ее красота…”
“…Она была красива и умна…”
“…привлеченный ее красотою и одиночеством…”
“…Какая красивая…”

“…на черном ее весеннем пальто…”
“…свою руку в черной перчатке с раструбом…”
“…туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками…”
“…развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза…”
“…короткие завитые волосы…”
“…парикмахерская завивка…”
“…черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке…”
“…кусая белыми зубами мясо, Маргарита…”
“…тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…”
“…Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови…”

“…мужчина покосился на хорошо одетую женщину…”

“…женщине, в глазах которой всегда горел какой‑то непонятный огонечек…”
“…косящей на один глаз ведьме…”

“…прозвучал ее голос, низкий довольно‑таки, но со срывами…”

Маргарита – замужняя женщина. Она замужем уже более 10 лет:
“…С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья…”

У Маргариты нет детей:

“…Бездетная тридцатилетняя Маргарита…”
“…была на свете одна тетя. И у нее не было детей…”

Муж Маргариты – добрый и состоятельный мужчина. Он любит Маргариту. Но она несчастлива с ним:
“…Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену…”
“…Он не сделал мне никогда никакого зла…”
“…Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения…”
“…Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится…”

Маргарита нигде не работает. Она также не занимается хозяйством, потому что у нее есть домработница: 

“…Маргарита Николаевна надевала в передней пальто, чтобы идти гулять…”

Маргарита несчастна и одинока, несмотря на свою обеспеченную жизнь:
“…Она была счастлива? Ни одной минуты!..”

“…она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста…”

Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Маргарита и Азазелло.
Иллюстрация Самуэля Гольца

Маргарита – умная женщина:
“…Вы женщина весьма умная и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин…”
“…ответила умница Маргарита…”
“…Чем дальше я говорю с вами, – любезно отозвался Воланд, – тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны…”
“…ты же умный человек…”

Маргарита – обаятельная и очаровательная женщина:

“…сколько такта, сколько умения, обаяния и шарма!..”
“…Непременно придут, очаровательная королева…”

Маргарита – решительная женщина:

“…Все ее действия показывали, что она полна решимости и что она овладела собой…”
“…ее полные решимости глаза…”
“…пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую…”

У Маргариты хорошая интуиция. Ей сразу не нравится Алоизий Могарыч. В итоге Алоизий оказывается подлецом:

“…Жене моей он не понравился до чрезвычайности. Но я заступился за него. Она сказала:
– Делай, как хочешь, но говорю тебе, что этот человек производит на меня впечатление отталкивающее…”

Маргарита – щедрый человек. Она дарит домработнице свои вещи:

“…Маргарита Николаевна пошла в спальню и вышла оттуда, держа в руках пару чулок и флакон одеколона. Сказав Наташе, что она тоже хочет показать фокус, Маргарита Николаевна подарила ей чулки и склянку…”
“…берите на память. Все забирайте, что есть в комнате…”

Маргарита – милосердная женщина. Она жалеет Фриду, гостью на балу у Воланда:
“…Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка…”
“…Я о милосердии говорю Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки…” (Воланд о Маргарите)

Маргарита держит свое слово и выполняет свои обещания:

“…Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь…”

Маргарита – гордая женщина:

“…Попросить, что ли, самой ? «Нет, ни за что», – сказала она себе…”
“…Садитесь, гордая женщина! – Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты…”

Маргарита называет себя легкомысленной:
“…откровенно вам скажу: я легкомысленный человек…”

Маргарита – непрактичный человек. Она не ищет выгоду во всем, что делает:
“…заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь…

  1. Маргарита ценит людей, которые что-то делают первоклассно:
  2. В Маргарите течет королевская кровь:
  3. Маргарита умеет шить. Она шьет Мастеру его знаменитую черную шапочку:
  4. Маргарита курит папиросы:

“…У нее была страсть ко всем людям, которые делают что‑либо первоклассно…”

“…а и притом вы сами – королевской крови…”
“…одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам…” (о Маргарите)

“…черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М» – Она своими руками сшила ее мне, – таинственно добавил он…”
“…перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку…”

“…рядом с раздавленной в волнении коробкой папирос…”
“…рядом с недопитой чашкой кофе и пепельницей, в которой дымил окурок…”

Однажды замужняя Маргарита знакомится с Мастером. Они влюбляются друг в друга и тайно встречаются:
“…Она любила его, она говорила правду…”
“…И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой…”

Маргарита счастлива с бедным Мастером, а не с богатым мужем:

“…ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги…”

Маргарита готова на все ради Мастера:
“…согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики…”

Маргарита – верная и надежная спутница Мастера. Она рядом с Мастером и в беде и в радости:

“…Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя…”

Однажды Мастер куда-то исчезает. Маргарита разыскивает его, но не находит. Она мучается от неизвестности полгода:
“…Вы порядочно постарели от горя за последние полгода…” (о Маргарите)

Маргарита заключает сделку с дьяволом (Воландом). Она надеется, что Воланд поможет ей разыскать Мастера:
“…как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!..”
“…Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!..”

Согласно сделке, Маргарита должна выступить в роли хозяйки “бала у сатаны”. Маргарита выполняет просьбу:

“…Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей Но нужна хозяйка… вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?..”

Для этого Маргариту превращают в ведьму. Она проводит ночь на балу у сатаны (Воланда):

“…от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!..”

Взамен за это Воланд исполняет желание Маргариты. Он возвращает женщине ее любимого Мастера:
“…Ее не волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким‑то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман, что опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке…”

Иешуа и Воланд дарят Маргарите и Мастеру вечный покой. Они остаются вместе навсегда – но уже в другом мире:

“…то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас, – еще лучше…”
“…Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий…”
“…вы нас убили, мы мертвы…”

Это был цитатный образ и характеристика Маргариты в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, цитатное описание внешности и характера, биография героини, описание ее отношений с Мастером и сделки с дьяволом Воландом и другие материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот персонаж играет и в развитии сюжета произведения.

Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей любви. И вот наконец происходит роковая встреча – герой встречает свою музу.

Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж – прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.

Мне кажется, эта женщина чувствовала, что ей уготована другая судьба – судьба музы и вдохновительницы. Встреча Маргариты с Мастером носила какой-то мистический характер.

Они повстречались в безлюдном переулке и сразу же поняли, что любят друг друга: «Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»

Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность.

Важно заметить, что для Булгакова тема музы была особенно актуальна. Ведь прототипом Маргариты оказалась последняя жена писателя – Елена Сергеевна Булгакова. Именно она была с Булгаковым до конца, вместе с ним переживала все гонения и всегда вселяла веру и надежду в своего мужа.

С образом Маргариты связана в романе тема преданности и верности. Героиня всегда была верна своей любви. Именно любви, поэтому нельзя, мне кажется, рассматривать ее тайную жизнь с Мастером как измену мужу. И Маргарита до конца была верна великому творению своего Мастера.

Даже сам герой не обладал такой силой воли и выдержкой! Когда роман был готов и перепечатан, Мастер вышел с ним в свет. Многие издательства отказывались печатать такое «крамольное» произведение.

Именно Маргарита помогла роману «увидеть свет». Она нашла одну редакцию, отважившуюся напечатать несколько глав произведения в своем журнале. Вот тут-то и начались гонения на Мастера.

Каждая газета считала своим долгом высмеять героя и его труд.

Не выдержав такой агрессии и неприятия, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.

Читайте также:  В чем смысл повести «собачье сердце»: сочинение

Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его детищу, его роману.

Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества. Глава «Полет» начинается словами, символизирующими состояние новоявленной ведьмы: «Невидима и свободна! Невидима и свободна!»

Таким образом, ради лишь одной возможности узнать что-то о судьбе своего Мастера Маргарита отправляется к самому Сатане и соглашается быть королевой на его балу. Ради любви героиня становится ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения. Только благодаря Маргарите Мастер был вызволен из клиники.

Даже Сатана не мог не восхититься и не оценить Маргариту. Воланд решает щедро наградить героиню за ее преданность и верность. Лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом важнейшую во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».

Мастер предал свой роман, отрекся от своих убеждений и от своей возлюбленной, поэтому он не заслужил Света. Наградить его мог только Сатана, подаривший Мастеру вечный покой.

А Маргарита, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с героем его судьбу.

Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, любви, женственности, вдохновения в русской литературе 20 века.

Маргарита («Мастер и Маргарита»)

Маргарита — возлюбленная Мастера, героя романа «Мастер и Маргарита». Подробная характеристика образа Маргариты позволяет понять его сложность и глубину.

Кто такая Маргарита

Если о Мастере неизвестно почти ничего, даже имени, то имя и отчество этой героини читатель знает с самого начала: Маргарита Николаевна. Это красивая, сильная женщина с мужественным характером; она домохозяйка, живёт в центре Москвы и не имеет детей. У неё есть муж — довольно обеспеченный военный инженер, которого она уважает, но особо не любит.

Маргарита с мужем живут достаточно солидно — у них большая квартира, да ещё и с прислугой. Однако участь богатой обывательницы не сильно радует женщину, ей хочется чего-то большего. И она влюбляется в писателя, которого называет Мастером; тот живёт в скромном подвале и пишет роман, которому не суждено пробиться в печать по идеологическим соображениям.

Даже когда Мастер остаётся совершенно без денег, крыши над головой и перспектив, Маргарита не бросает его. За это она удостаивается особой чести — становится королевой на призрачном балу, устроенном Воландом.

Реальные, мифологические и литературные прототипы

Видимо, Булгаков придавал особое значение имени Маргарита; поэтому в чертах его героини переплелись признаки сразу нескольких исторических и литературных персон с таким именем.

Так, в первой редакции романа Мастер носит имя Фауст в честь героя знаменитого произведения Гёте; возлюбленную Фауста у Гёте также звали Гретхен-Маргарита.

Во второй редакции романа главный персонаж именуется просто Мастером, однако любимая женщина этого «советского Фауста» сохранила своё «гётевское» имя.

Ещё одни носительницы этого имени — французские принцессы Маргарита Наваррская и Маргарита де Валуа. Их биографию Булгаков изучал в процессе работы над романом, и его Маргарита носит определённые черты этих исторических женщин. Например, Маргарита де Валуа была дерзкой женщиной, смелой и решительной, не лишённой романтики в любовных отношениях.

Как свидетельствуют современники, на Маргариту была похожа третья жена Булгакова — Елена Шиловская, которую он даже называл «моя Маргарита». Они были похожи внешне, а также Елена Сергеевна любила создавать себе имидж этакой «ведьмы». Возможно, есть в героине что-то и от Маргариты Смирновой — молодой замужней дамы, с которой Булгаков встретился в 1930 или 1931 году.

Образ всеобъемлющей и преданной любви

Маргарита в романе является воплощением горячей, чувственной и преданной любви. Ради Мастера она готова отказаться от всех жизненных благ, за ним она готова пойти куда угодно, хоть в кромешный ад. Её любовь поражает даже гостей из «потустороннего мира». Маргариту сравнивают с Левием Матвеем из романа Мастера — он столь же предан Иешуа и готов ради него отречься даже от самого себя.

При этом их встреча с Мастером произошла совершенно случайно. Любовь между ними возникла сразу, с первого взгляда. И после этого девушка поняла, что вся её жизнь до этого была бессмысленной.

Маргарита готова защищать своего возлюбленного от всех врагов, и она умеет это делать. Она легко расправляется с Латунским — противником Мастера.

В этом тоже есть что-то от супруги Булгакова, которая горячо отстаивала честь и достоинство своего мужа и обрушивалась с угрозами на его недругов. В то же время Маргарите свойственна и нежность, и доброта, и даже материнство.

Это женщина, которая с лёгкостью может перевоплощаться из обычной женщины в ведьму и обратно.

Впрочем, в романе говорится, что ведьмой ей пришлось стать, чтобы увидеть своего Мастера, который в то время пропал неизвестно куда. Она как бы жертвует собой ради любви. Впрочем, быстро выясняется, что она прямо-таки создана для роли ведьмы — в ней самой есть что-то мистическое и коварное. То, как она исполнила свою роль королевы бала, очень понравилось Воланду.

Маргарита как бы дополняет образ Мастера, имеющего слабый характер. Ему очень не хватало той силы, которая в избытке имеется у девушки. Маргарита является, по сути, его единственной опорой в жизни.

Однако есть и у неё слабое место в характере. Она обманывает мужа, не говоря ему, что ведёт другую жизнь и встречается с другим человеком. Её это лицемерие мучает, и впоследствии она во всём признаётся мужу в своём письме. Только после этого она чувствует облегчение.

Заключение

Образ Маргариты — это пример сильной, смелой и любящей женщины, которая ради своего возлюбленного решается порвать со своей прошлой жизнью и даже готова продать душу дьяволу. Вместе с тем ей приходится столкнуться с необходимостью обманывать мужа, которого она уважает. Маргарита, в конце концов, преодолевает физические и душевные муки и обретает вечный покой с любимым человеком.

Маргарита — образ и характеристика героини романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Маргарита — одна из центральных фигур произведения и воплощение идеальной женщины для писателя. В романе она играет ключевую роль и является связующим звеном между всеми героями. Характеристика образа Маргариты помогает понять основную мысль, которую пытался выразить автор. Черты характера героини объясняют её поведение и те решения, которые она принимала.

Внешность. Жизнь до встречи с Мастером

В романе Булгаков мало внимания уделяет описанию того, как выглядела главная героиня. Он намеренно заставляет читателя думать о внутреннем мире Маргариты, а не о цвете её волос или росте.

Такой приём позволяет сосредоточиться на главном и не отвлекаться на прозу жизни. Тем не менее, из текста видно, что эта женщина хороша собой, она умеет красиво одеваться и держать себя в обществе.

Булгаков упоминает особенности голоса, манер, смеха, что помогает составить полноценное представление о героине, не имея её подробного описания.

Жизнь Маргариты до встречи с Мастером упоминается вскользь. Она замужем десять лет. Её супруг достойный человек, который боготворит жену и заботится о ней. Несмотря на это Маргарита не любит его, не чувствует себя счастливой и не видит никакого просвета в своей жизни.

Черты характера

Маргарита верна и преданна Мастеру, которого она полюбила всей душой. Ей присуще милосердие. Она сопереживает раскаявшейся детоубийце Фриде, что говорит о её умении сострадать и прощать.

Смелость и решительность, которую Маргарита проявляет при общении с Воландом, свидетельствуют о её бесстрашии и готовности к самопожертвованию. При этом любовь не лишает её гордости. Ей по-прежнему трудно обратиться к кому-то с просьбой о помощи, в какой бы ситуации она ни оказалась.

Героиня готова отказаться от всего, в том числе от собственной жизни ради Мастера. Она любит и боготворит Мастера, восхищается им и безоговорочно верит в него. Для Маргариты он безусловный гений, который нуждается в её поддержке и защите от агрессии внешнего мира в лице литературных критиков.

Кроме любви, главная героиня символизирует собой свободу от условностей, правил общества и общепризнанных законов жизни. Маргарита идёт к своей цели любым путем и не останавливается перед трудностями, которые выпали ей и её любимому человеку.

Маргарита и Мастер

При первой встрече с Мастером Маргарита несёт в руках жёлтые цветы, которые для обоих являются символом расставания с прошлой жизнью и вступления в новый счастливый этап. И Мастеру, и Маргарите кажется, что их любовь возникла гораздо раньше знакомства. Чувства появляются спонтанно и полностью поглощают героев.

Маргарита становится музой и вдохновляет своего возлюбленного на творчество и написание романа. Она остаётся ему верна даже в самые трудные моменты и не допускает сомнений в его уникальности и исключительности. Маргарита думает о себе в последнюю очередь и готова полностью подчинить свою жизнь интересам Мастера.

Хотя в названии произведения на первом месте стоит Мастер, будет справедливо сказать, что роль Маргариты в этой истории не менее важна. Именно её смелость запускает всю цепочку событий, которые меняют жизнь героев и дают им возможность счастья, пусть и не в общепринятом смысле.

Вывод

Образ Маргариты — это образ сильной, волевой женщины, для которой любовь — главное в жизни. Она ни на секунду не сомневается в своём чувстве и готова на любые жертвы ради любимого. Боль и смерть для неё ничто по сравнению со счастьем Мастера. Эта бесстрашная и решительная героиня символизирует собой любовь, свободу и верность.

Характеристика образа Маргариты может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Мастер и Маргарита — великолепное произведение Булгакова, где раскрыто множество тем, среди которых можно выделить отдельно тему любви.

Через призму отношений Мастера и Маргариты тема любви наиболее полно раскрывает образ Маргариты, и придает роману определенную душевность. До встречи с Маргаритой, Мастер был измученным писателем, которого принимали за сумасшедшего.

Но вот судьба дарит ему встречу с ней, с главной героиней романа, чью характеристику мы рассмотрим сегодня в нашем сочинении.

Образ и характеристика Маргариты

Встреча с Маргаритой была судьбоносной в жизни главного героя, ведь именно она сыграла важную роль в судьбе Мастера, сумев изменить положение дел. Образ Маргариты очень важен в произведении, ведь она стала Музой для главного персонажа.

Читайте также:  Какую смелость можно назвать безрассудной?

В ее образе заключалась разрушительная сила красоты, которая могла вдохновить на творчество любого, а также внести в жизнь писателя бурю чувств и эмоций.

В образе Маргариты одновременно сочетаются нежность, решительность, любовь, страсть и справедливость, а ее характер воплощает мятежность духа, человеческую многогранность, сложность выбора приоритетов и жизненного пути.

С главной героиней романа мы знакомимся не сразу. Сначала мы видим Мастера, который пытался отыскать чистую любовь, и лишь спустя несколько глав мы встречаем Маргариту.

Образ Маргариты до встречи с Мастером

До встречи с Мастером Маргарита вышла замуж за обеспеченного и известного инженера. Ее окружала роскошь и богатство. С супругом, который пользовался у всех уважением, они жили в красивом особняке и занимали достойное положение в обществе. Маргарита живет в хороших условиях, которым бы позавидовали многие. Но такая жизнь ее не радовала.

Другая женщина была бы счастлива, но не Маргарита, которая не видела своего счастья без любви. А этих чувств муж ей подарить не сумел. Она не жила, а существовала. Ее жизнь была пуста, и она не понимала, в чем ее предназначение. Маргарите было скучно, а дом для нее был настоящей клеткой. Жизнь в роли обывателя была не для нее. Ее душа требует духовного развития, хочет любви и тепла.

До встречи с Мастером, Маргарита была очень одинокой.

И вот в пустынном переулке встретились наши герои. Они увидели друг друга и полюбили, понимая, что их любовь существовала давно. Маргарита находит в Мастере то, чего ей так не хватало в жизни. Теперь у нее появился смысл жить и радоваться.

Может кто-то осудит женщину, ведь она предает мужа, но я ее не осуждаю, а даже понимаю. Ведь очень тяжело жить, когда жизнь не наполнена цветами радуги, серая и одинокая. А вот Мастер все изменил. Она полностью отдалась любви к герою, посвятив ему свою жизнь.

Маргарита, как и ее избранник, посвятила жизнь роману, помогая писать возлюбленному. А отказ от его издательства принимает также болезненно, как и сам автор. Такое нельзя прощать и она обязательно еще даст о себе знать, но позже, уже в роли ведьмы.

И именно разлука с любимым, которая сделала ее несчастной, в итоге и превратила женщину в ведьму.

Маргарита продает душу Дьяволу

Любовь Маргариты была настолько сильной, что она была готова на все, лишь бы быть рядом с Мастером. Поэтому она не побоялась вступить в сговор с Сатаной. Встретив однажды Азазелло и получив от него крем, Маргарита постепенно превращалась с ведьму.

Уже в роли ведьмы, отправляясь на бал сатаны, она разрушила дом критика, сделав с комнатами то же, что и критик сделал с их произведением. Этим она хоть немного, но добилась справедливости. А потом, ради того чтобы встретиться с Мастером, она соглашается на роль королевы бала.

Благодаря ей, возлюбленный был вызволен из психиатрической больницы, а рукопись была восстановлена.

Вот такой образ Маргариты в своем романе представляет нам Булгаков.

Характеристика Маргариты (Мастер и Маргарита)

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» мистическая история любви, вызывающая неподдельный интерес к судьбе главных героев. Образ и характеристика Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» играет значимую роль в произведении. С именем Маргариты связана тема настоящей любви, свободы, верности.

Полное имя главной героини романа – Маргарита Николаевна. Фамилия неизвестна.

Внешность

Булгаков внешность Маргариты подробно не описывал. Он старался привлечь внимание не к внешней красоте женщины, а к внутреннему состоянию души. Делая акцент на тембре голоса, движениях, манерах, смехе, можно предположить, что она красивая женщина.

«Она была красива и умна…»

Ее низкий, грудной голос, был с бархатными нотками, смягчающими тембр звучания.

«Прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами…»

Один глаз Маргариты слегка косил, что придавало ее образу дьявольскую изюминку.

«Косящей на один глаз ведьме…»

Легкая завивка на короткой стрижке. Белоснежная улыбка. Идеальный маникюр с острыми на концах ногтями. Брови, словно ниточки, выщипаны профессионально и весьма подходили ее лицу.

Одевалась Маргарита стильно, не вызывающе. Элегантна и ухожена. Она привлекала внимание, несомненно, но не внешностью, а грустью и безнадежной тоской в глазах.

Биография

Юной девушкой, в возрасте 19 лет, Маргарита выскочила замуж за состоятельного мужчину. Десять лет в браке. Бездетна.

«Бездетная тридцатилетняя Маргарита». С мужем женщине повезло. Он готов на руках носить любимую, выполнять все прихоти, предугадывать желания. Молод, красив собой, добрый и честный. О таком муже мечтает любая. Даже ведение домашнего хозяйства он переложил на плечи нанятой им домработницы. Стабильность, достаток, но, несмотря на это Маргарита несчастна и одинока. «Она была счастлива? Ни одной минуты!..»

Характер. Личность Маргариты

Маргарита умна, образованна. Воланд (сатана) сразу оценил ее интеллект.

«Чем дальше я говорю с вами, – любезно отозвался Воланд, – тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны…»

Она решительна. Ее поступки не раз свидетельствовали об этом. Внутренним чутьем, интуицией, Маргарита безошибочно определяла, что за человек перед ней. Нежадная, милосердная. Она всегда помогала тому, кто нуждался в помощи. Не бросает слов на ветер. Гордая и независимая. Из вредных привычек можно выделить курение. Курила она часто, и побороть эту пагубную привычку не могла.

Встреча с Мастером

Их встреча была случайна. Она шла по улице с букетом желтых цветов задумчивая и одинокая. Он, повинуясь какому-то тайному знаку, пошел следом. Первой заговорила она. Как говорил Мастер, это была любовь с первого взгляда.

«Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца…и поразила нас сразу обоих…»

Маргарита впервые была по-настоящему счастлива. Она любила, и это было так ново для нее. Ради него женщина была готова на все. Терпеть невзгоды, делить радости и горести, выносить лишения, выпавшие на их долю.

Она продала душу, ради любимого. Смогла простить, когда он исчез. Оставалась верна до последнего. Он был для нее всем. Жизни без него Маргарита не представляла.

Встреча с Воландом

Полгода она не знала о Мастере ничего. Он словно в воду канул. Только Воланд мог помочь вернуть любимого. Для этого ей пришлось заключить с ним сделку.

Она должна выступить в роли королевы бала у Сатаны. Маргарите пришлось стать ведьмой. Сатана остался доволен новой королевой и взамен обещал выполнить любое желание. Она мечтала увидеть Мастера, чтобы все вернулось на свои места. Подвал, роман, Он и Она.

Вечное счастье

Они остались вместе навсегда. Не в этом мире, в другом, заслужив вечный покой за любовь и верность друг другу.

Другие материалы по роману «Мастер и Маргарита»:

  • Краткое содержание
  • Образ и характеристика Мастера
  • Образ и характеристика Маргариты
  • Верность и измена в романе
  • Образ и характеристика Воланда
  • Образ и характеристика Азазелло
  • Образ и характеристика Берлиоза
  • Образ и характеристика Понтия Пилата
  • Цитаты из романа
  • История создания романа

Образ и характеристика Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Маргарита – героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», возлюбленная Мастера. 

Она умна и красива. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женой чрезвычайно видного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был наделен всеми достоинствами и обожал свою жену, и им принадлежал весь верх прекрасного особняка в одном из арбатских переулков.

Маргарита никогда не прикасалась к примусу и не знала счету деньгам, но с тех самых пор, как в девятнадцать лет она вышла замуж и обосновалась в особняке, она не была счастлива ни одной минуты.

«Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме?..» 

Однажды весной она гуляла по Тверской и несла цветы мимозы («нехороший цвет», по мнению мастера). Здесь она и встретилась с мастером, которого поразила «не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах». 

Внезапно Маргарита обратилась к мастеру: «Нравятся ли вам мои цветы?» Услышав, что тот предпочитает розы, Маргарита виновато улыбнулась и выбросила свой букетик в канаву «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» – рассказывает мастер Ивану. 

Правда, Маргарита утверждала впоследствии, что они «любили, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя. …Она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». 

Маргарита приходила к мастеру в подвал каждый день, надевала фартук, зажигала керосинку и готовила завтрак — «в подвальчике слышался смех…» 

Мастер работал, а Маргарита перечитывала написанное им и шила ему черную шапочку, на которой виднелась желтая буква «М». «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть его мастером…» Она «повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе — ее жизнь». 

Опубликовать роман мастеру не удалось. Лишь одна газета рискнула напечатать большой фрагмент его произведения. И почти сразу же в прессе стали появляться разносные отклики. Особенно страшной была статья критика Латунского под названием «Воинствующий старообрядец». 

Маргарита прочитала все статьи до единой и хриплым голосом заявила, что отравит Латунского. Но критики не унимались. Мастера охватил страх, наступила «стадия психического заболевания». Маргарита видела, что с ее возлюбленным творилось что-то неладное. Она и сама похудела, побледнела и совсем перестала смеяться. 

И вот как-то в сумерки мастер, не в силах противостоять болезни, бросил свою рукопись в горящую печь. Появившаяся в этот миг Маргарита голыми руками вытащила из огня то, что еще не успело сгореть.

Оставшиеся листки она завернула в бумагу и перевязала ленточкой.

Немного успокоившись, Маргарита объявила мастеру, что она устала от лжи и намерена завтра же объясниться с мужем, после чего навсегда останется в подвале. 

Как и обещала, Маргарита пришла на следующий день, но мастера уже не было. Несмотря на все ее усилия, что-либо узнать о мастере ей не удалось.

И Маргарита возвратилась в опостылевший ей особняк (с мужем она не успела переговорить, его в тот день не оказалось дома) и зажила прежней жизнью. Зима прошла для нее в тоске и муках.

В тот день, когда в Москве появился черный маг и произошло множество невероятных событий, Маргарита проснулась с предчувствием, что сегодня наконец должно что-то случиться 

Это ощущение было вызвано сном. Маргарите приснился мастер. Перед ним была какая-то неизвестная местность, безнадежная, унылая.

Корявый мостик над мутной речонкой, безрадостные полуголые деревья, одинокая осина, а за ними бревенчатое «зданьице, не то оно — отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что.

Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Вот адское место для живого человека!» 

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Взросление (таблица)

В распахнутой двери появляется Мастер — оборван, небрит, волосы всклокочены, глаза больные, встревоженные… Мастер манит ее рукой, зовет. Маргарита бежит к нему и… просыпается. 

Сон этот Маргарита истолковывает как напоминание мастера о себе. «Он хочет сказать, что мы еще увидимся. Да, мы увидимся очень скоро». 

Она достает фотографию мастера и часть рукописи с обгоревшим нижним краем. На одном из листков она в который уже раз прочитала: «…Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…» И долго сидела Маргарита, глядя на фотографию и плача. 

Воланд и Маргарита. Маргарита на балу

Чтобы хоть немного развеяться, Маргарита выходит на прогулку и идет к Кремлевской стене, под которой она однажды сидела на скамье вместе с мастером. И сейчас она думала о мастере и мысленно разговаривала с ним. 

Внезапно ее внимание привлекла похоронная музыка. Лица людей, участвовавших в траурной процессии, были как-то странно растерянны. 

Погруженная в свои мысли, Маргарита подумала: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет! (она думала о мастере). Интересно узнать, кого это хоронят с такими удивительными лицами?» 

Тотчас же мужской голос неподалеку произнес: «Берлиоза Михаила Александровича, председателя МАССОЛИТа». Говоривший был маленького роста, пламенно-рыж, изо рта у него торчал клык — таким перед Маргаритой предстал Азазелло. 

Свою реплику Азазелло тут же уточняет: за гробом идут литераторы, мучительно соображающие, куда девалась голова Берлиоза. Незнакомец указал на Латунского, которого, подчеркнул он, Маргарита так ненавидит. «А между тем я к вам послан по дельцу», – закончил рыжий свое сообщение. 

Маргарита побледнела и отшатнулась. «С этого прямо и нужно было начинать, – заговорила она, – …Вы меня хотите арестовать?» Однако незнакомец уверил ее, что вовсе не собирается этого делать, он просто должен передать ей приглашение к «одному очень знатному иностранцу». 

Приняв Азазелло за сводника, Маргарита разгневалась и поднялась, чтобы уйти. Уже на ходу услышала она за спиной голос рыжего, произносящего фразу из романа мастера: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…» Побледнев, Маргарита возвращается к скамейке. «Скажите мне, кто вы такой? Из какого учреждения?» – умоляет она неизвестного. 

Азазелло ограничивается намеком на то, что она сможет узнать у иностранца о мастере. Маргарита тотчас же соглашается ехать куда угодно. Получив согласие Маргариты, рыжий вручает ей золотую коробочку с мазью. Вечером, в половине десятого, Маргарита должна, раздевшись донага, натереть этой мазью все тело. В десять ей позвонят и скажут, что делать дальше. 

В назначенное время Маргарита в точности исполняет указания, сделанные Азазелло. Результат поразил ее: «На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы». Мало этого. Она чувствует, что мускулы ее окрепли, а порозовевшее тело потеряло вес. Маргарита подпрыгивает и повисает в воздухе. 

И не только внешность Маргарита изменилась. «Теперь в ней, во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего. Кроме того, она поняла… что именно случилось то, о чем еще утром говорило предчувствие…» 

Она осознала, что покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда и написала мужу записку: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита». 

И тут грянул телефонный звонок и голос Азазелло известил: «Пора! Вылетайте. Когда будете пролетать над воротами, крикните: “Невидима!” — на юг, вон из города, и прямо на реку. Вас ждут!». 

Тотчас же половая щетка, танцуя, сама влетела в спальню. Взвизгнув от восторга, Маргарита вскочила на щетку верхом и вылетела в раскрытое окно, сопровождаемая несшимся откуда-то с неба виртуозным громовым вальсом. 

Беззвучно и медленно летит Маргарита вдоль Арбата, поворачивает в переулок и видит большой восьмиэтажный дом, над дверьми которого виднелась надпись золотом «Дом Драмлита». 

Выяснив по списку жильцов номер квартиры Латунского, Маргарита влетела в окно его жилища и устроила в нем разгром. «Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение». 

Ее буйство остановил голос мальчика с третьего этажа. Малыш лет четырех испуганно прислушивался к доносящемуся до него шуму и грому. «Мама, я боюсь», – заплакал он.

«Не бойся, маленький, – сказала Маргарита, стараясь смягчить свой осипший на ветру преступный голос. – Ты ложись… я тебе сказку расскажу… была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было.

И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая…» Мальчик уснул, и Маргарита тихо вылетела из окна. 

Внизу показалась река. Маргарита выкупалась в полном одиночестве и вышла на плоский берег, где горел костер и надрывался лягушиный оркестр. Русалки и нагие ведьмы приветствовали Маргариту придворными поклонами. Кто-то козлоногий припал к ее руке и поднес бокал шампанского. После шампанского на сердце у Маргариты сразу же стало тепло. 

Прибыла открытая машина с черным грачом вместо шофера. На граче была кленчатая фуражка и перчатки с раструбами. Машина прыгнула и поднялась почти к самой луне, быстро мчась в сторону Москвы. Не успела Маргарита понять, где они находятся, как путешествие закончилось в районе Дорогомиловского кладбища. Машину столкнули в овраг, и грач взвился в воздух. 

Появился Азазелло, жестом пригласил Маргариту сесть на щетку, сам уселся на длинную рапиру — и вот они уже приземляются около дома № 302-бис на Садовой. В квартире № 50, куда Азазелло ввел Маргариту, как в подземелье, царила полная тьма. 

Встретил их Коровьев, объяснивший цель этого приглашения. Воланду нужна хозяйка для весеннего бала полнолуния, которая должна отвечать определенным требованиям.

Во-первых, она непременно должна зваться Маргаритой, во-вторых, быть местной уроженкой.

Кроме того, намекнул Коровьев, в Маргарите течет знатная кровь — она прапраправнучка одной из французских королев, живших в XVI веке. «Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире!» 

Наконец Маргарита была допущена в комнату, где располагались Воланд и его свита. Мессир встретил Маргариту благосклонно и доброжелательно, а Коровьев дал ей несколько советов: ни одному из гостей ни в чем не оказывать преимущества, всех до единого одарить улыбкой, словом или просто поворотом головы. 

Нагую Маргариту увенчали королевским алмазным венцом, на грудь повесили изображение черного пуделя на тяжелой цепи, на ноги надели туфли из лепестков бледной розы. 

Маргариту поставили на возвышение, из-под которого далеко вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром. В окончании лестницы виднелась огромная швейцарская с необъятным холодным камином. 

В полночь из пасти камина стали один за другим вываливаться гробы. Из гробов выпадали скелеты, которые ударялись оземь и превращались в мужчин во фраках или в нагих женщин с перьями на голове.

Перед Маргаритой потянулась вереница отравителей, убийц, развратников, палачей, доносчиков, висельников и сводниц. Все они целовали правое колено и руку Маргариты. Через час колено посинело и распухло.

Ноги Маргариты подгибались от усталости, она боялась заплакать. 

Лишь одна женщина запомнилась Маргарите в этой толпе — Фрида, служанка, задушившая своего ребенка, (ей нечем было его кормить). Маргарита пожалела несчастную, которой уже тридцать лет кладут на столик носовой платок, дабы она не забывала, что именно этот платок она засунула в рот своей крошке. 

По окончании бала Маргарита вновь оказывается в квартире № 50 и вместе со свитой Воланда участвует в веселом ужине. Наступает время прощания, но никто не предлагает Маргарите награды за ее услуги на балу. Гордость не позволяет ей обратиться с просьбой к Воланду. 

Оказалось, что именно такого поведения от нее и ждали. «Мы вас испытывали, – сказал он [Воланд], – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» И Воланд предлагает Маргарите «потребовать одной вещи». 

Маргарите вспомнился назойливый молящий взгляд и голос Фриды и, побледнев, она говорит: «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка». 

Усмехающийся Воланд спрашивает: «Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?» 

«Нет, – с силой ответила Маргарита, – …я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение». 

Воланд удовлетворяет ее просьбу и вновь осведомляется, что он мог бы сделать для самой Маргариты? 

Разумеется, единственное желание Маргариты заключалось в том, чтобы встретиться с мастером.

И мастер тут же явился в потоке лунного света, но свидание не принесло радости ни Маргарите, ни ему, ибо мастер был не в своем уме. И снова Маргарита обращается с мольбой к Воланду. «Вылечите его, он стоит этого.

.. Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было». 

Не слишком одобряя намерение «уйти в подвал, расположиться там и нищенствовать», Воланд тем не менее выполняет и эту просьбу и на прощание дарит Маргарите небольшую золотую подковку, усыпанную алмазами. 

Влюбленные возвращаются в свой угол и думают о будущем. Маргарита уверена, что «все будет ослепительно хорошо», потому что всемогущий Воланд все устроит. 

И действительно, все устраивается. Является Азазелло, посланный Воландом, угощает их фалернским вином с ядом, отведав которого мастер и Маргарита умирают, чтобы обрести покой в ином мире. 

Они улетают вместе с Воландом, который как бы вскользь говорит Маргарите: «…Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Сказано это вроде бы о собаке Понтия Пилата, но в первую очередь слова Воланда предназначены Маргарите. 

Вместе с любимым идет Маргарита по песчаной дороге. «Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру… – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше…» Теперь Маргарите предназначено вечно беречь сон мастера.

Автор анализа: Л.В. Суханова

Другие материалы по теме:

Ссылка на основную публикацию