Образ старухи изергиль в рассказе м. горького

Образ старухи Изергиль: значение образа в рассказе Горького добавить в закладки

Горький создал знаменитое произведение о старухе Изергиль в 1894 году. Оно пронизано романтическими мотивами, формируется из трех эпизодов. В роли главной героини выступает старуха. Сюжет выстроен на базе последовательного рассказа пожилой женщины. Образ старухи Изергиль в рассказе Горького тщательно продуман. Она повествует о собственной жизни, включая в рассказ захватывающие легенды. 

В молодости девушка была красивой, стройной, привлекала внимание мужчин. В истории «Старуха Изергиль» образы героев наполнены яркими качествами. Вспоминая о своих возлюбленных, женщина настолько реалистично их характеризует, что персонажи буквально оживают в глазах читателя. 

С годами красота померкла, главная героиня по внешнему описанию стала похожа на ведьму. Автор характеризует внешний образ старухи Изергиль так:

  • На лице появились глубокие морщины;
  • Нос напоминает птичий клюв;
  • Глаза выцвели;
  • Во рту не осталось зубов.

Она обладает прекрасной памятью, ясным умом, мудрым взглядом на жизнь. Поэтому повествование получается интересным, красочным.

Молодая Изергиль жила по собственным правилам, руководствуясь чувствами, желаниями. Ее можно назвать расчетливой, хитрой, гордой, смелой. Особое качество – истинная любовь к жизни.

Женщина любила путешествовать, прожила насыщенную жизнь, всегда получая от мужчин желаемое.

Образ старухи Изергиль в рассказе М. Горького

Какую роль играет образ старухи Изергиль

Образ старухи Изергиль в рассказе М. Горького

Роль старухи Изергиль в рассказе Горького не одна. Рассмотрим на примерах:

  • Легенда о Ларре повествует о мужчине, считавшем себя лучше окружающих. Он всегда вел себя так, словно совершил героический подвиг. В наказание гордец был обречен на вечное одиночество, скитания в поисках гибели, спокойствия. Земля для него превратилась в настоящий ад. Образ Данко, напротив, светлый, добрый. В ходе рассказа женщина осуждает гордеца, восхваляет Данко. Следовательно, рассказчица выступает в роли судьи;
  • Сюжетная структура произведения – сложная. Описание старухи Изергиль в рассказе подтверждает ее значимость как главной героини. Она ведет рассказ, связывает легендарный мир с реальными историями. Роль Изергиль – повествователь;
  • Героиня делится собственными любовными историями. Ее жизнь была сказочной, захватывающей, полной приключений. Она с удовольствием рассказывает о них читателям, вспоминает о своих многочисленных мужчинах. Женщина всегда восхищалась красотой, песнями, любовью, свободой. Многие черты характера делают ее похожей на Данко. Здесь роль старухи – главное действующее лицо;
  • Несмотря на то, что рассказчица всегда с удовольствием вспоминает молодость, только в преклонном возрасте она осознала смысл жизни. Поступки старухи Изергиль были легкомысленными, сейчас она научилась уважать людей. Героиня понимает, что неправильно прожила свои годы. Время назад вернуть не получится, зато ее ошибки – это хороший урок для молодого поколения. Она делится опытом с читателем, играя роль учителя. Ее задание – уберечь других от позднего осознания жизненного смысла.

Тест произведения показывает, что старуха играет четыре роли: учителя, повествователя, судьи, главного действующего лица. 

Каково значение образа Изергиль в рассказе

Повествование представляет класс неоднозначных произведений Горького. Автор поощряет распутность образа старухи в молодости. Она не учится на собственных ошибках.

Глагол любить для нее значит больше всего остального. Влюбленности часто заканчивались трагически, причем во многом виновата была сама Изергиль. Но она была готова снова отдаться страсти.

Жизнь наказывала исключительно мужчин красавицы, некоторые из них погибали.

Значение сюжетных поворотов показывает: каждый поступок сказывается на жизнях окружающих. Поэтому люди должны нести ответственность за свои действия. Все трагические смерти в книге писателя имеют косвенную или прямую связь со старухой. Этим автор подтверждает значимость поступков. 

Смотри также: Проблематика произведения «На дне»: основные проблемы и главный вопрос

Старуха Изергиль — образ и характеристика героини рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Известно, что в период конца ХIХ–начала ХХ веков начинающий писатель Максим Горький увлекался популярными в то время идеями мировой философии, прежде всего А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Но в художественных произведениях он воплотил эти идеи в соответствии со своим пониманием и жизненными наблюдениями — в модифицированном виде.

Поэтому ранние произведения Горького, в том числе и рассказ «Старуха Изергиль», отражают идеи Шопенгауэра и Ницше, но явно демонстрируют и собственные, независимые взгляды писателя.

Как и у Ницше, центром философской системы Горького становится Гордый Человек (сверхчеловек). Горький отдает предпочтение людям, свободным от законов общества. Его любимые герои — нищие, бродяги, цыгане, воры…Он их идеализирует или, если говорить мягче, ставит с точки зрения моральных качеств выше обычных, законопослушных, людей.

В связи с этим психологическая характеристика образа старухи Изергиль несколько сложна. Если трактовать идею Ницше о сверхчеловеке совсем просто, то это выглядит так: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью».

Получается схема: животное — человек — сверхчеловек. В рассказе Горького старуха Изергиль занимает позицию каната (моста).

Она не достигает вершин и силы сверхчеловеческой личности, но указывает направление, по которому, как считают Ницше и Горький, должна осуществляться моральная эволюция человечества.

  • Внешность
  • Характер
  • История жизни Изергиль
  • Вывод

Внешность

Старуха Изергиль живёт в Бессарабии, под городом Аккерманом, на берегу Чёрного моря. В настоящее время это территория Украины.

Ей примерно 70 лет, возможно, чуть больше, но выглядит она очень старой, похожей на саму смерть. Её тело было согнуто пополам, а чёрные в молодости глаза стали тусклыми и слезились. Она улыбалась беззубым ртом и при рассказе указывала вдаль дрожащей рукой с кривыми пальцами.

Сухие губы её потрескались, подбородок заострился, волосы полностью поседели, а щёки провалились в результате отсутствия зубов. Голова её была обмотана красной тряпкой.

Кожа не только на лице, но и на шее, на руках была в глубоких морщинах. Иссушённая временем и солнцем, старуха Изергиль всё-таки была живой, но в глазах её не было огня, а в сердце — желаний. Голос её звучал певуче, но был скрипучим и как будто хрустел.

Характер

Изергиль олицетворяет собой романтическую личность. Она решительна, смела, никогда не была ничьей рабой, если не считать добровольного рабства у еврея. Она горда и не прощает обидных слов в свой адрес. У неё огромная сила воли, тяга к свободе и жажда жизни.

В молодости она была живой, энергичной и работящей. Впоследствии все её занятия состояли в любовных приключениях.

Но нет у неё глубокой привязанности к людям и ответственности за тех, кто её любил. Она плачет иногда и горюет о погибших, но это чувство скоротечно — вихрь жизни снова подхватывает её и несёт дальше, к новым приключениям.

История жизни Изергиль

Изергиль знает много сказок и легенд, да и её собственная жизнь полна событий и приключений, в основном любовных.

Она с удовольствием рассказывает легенды и свои истории молодым, считая, что для них это интересно и поучительно.

Так, она знакомит своего собеседника (повествователя) с двумя легендами: о гордом Ларре, сыне орла и женщины, и человеколюбивом Данко, отдавшем свою жизнь во имя счастья людей. И рассказывает о своей жизни.

В молодости она ткала ковры — «с утра до ночи». А ночью бежала к тому, кого любила. И так бегала три месяца — пока была любовь.

В то время она с матерью жила в Румынии, на хуторе близ города Бырлада на берегу одноимённой реки. Ей было 15 лет. Своего возлюбленного она описывает высоким, гибким, черноусым, веселым парнем.

Он был рыбаком. Мать, узнав обо всём, побила её, но Изергиль не убежала с ним, как он просил.

Девушка бросила его, так как парень уже разонравился ей — «только поет да целуется, ничего больше!» Позже он погиб.

Потом она любила рыжего гуцула, имя которого забыла. Потом был немолодой уже и богатый турок, в гареме которого Изергиль жила «целую неделю», а потом заскучала. У него было 8 жён, которые только и делали, что ели, спали и болтали глупости.

Она сбежала от турка с его 16-летним сыном в Болгарию. Юноша тоже впоследствии умер от тоски по дому или от любви.

Она его тоже любила и плакала над ним, понимая, что, возможно, убила этого мальчика своей безудержной любовью, ведь она была вдвое старше его.

Там, в Болгарии, её ударила ножом в грудь из ревности какая-то женщина. Изергиль долго болела, за ней в женском монастыре ухаживала одна монашка, полька. С её братом, тоже монахом, Изергиль сбежала в Польшу.

Но он, по её словам, оказался подлым человеком, и в порыве обиды за его «гордое, обидное слово» она сбросила его с берега в реку. Он барахтался и кричал, но Изергиль ушла и больше никогда с ним не встречалась.

Она отмечала, что «никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками».

В Польше героине не нравилось всё: холодные и лживые люди, их «змеиный» язык — все шипят. «Это бог дал им такой змеиный язык за то, что они лживы», — говорила она.

Она ушла оттуда, её купил один еврей, чтобы торговать ею, и Изергиль заработала много денег, у неё были уже лошади, золото и слуги.

Потом она любила одного изрубленного саблей поляка, воевавшего за греков с турками. А затем полюбила очень красивого молодого поляка Аркадэка, а ей было уже 40 лет. Он долго добивался её, но, добившись, тут же бросил, а она не могла его забыть.

Он попал в плен во время польского освободительного восстания, и Изергиль, одевшись нищей, пошла его выручать. Она убила часового, утопив его в грязной луже, и Аркадэк с друзьями вышел на свободу. Но и теперь не дождалась она от него любви. Так Изергиль осталась одна и решила, что пора уже ей заводить семью.

Она вышла замуж за молдаванина и прожила с ним 30 лет, а теперь осталась одна — муж умер.

Сейчас она находит утешение в том, что рассказывает свои истории молодым. Старуха считает, что сейчас люди не умеют жить, а только примеряются к жизни. «Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где ж они?.. И красавцев становится все меньше».

Как знакома эта песня всем! Каждое поколение людей рассказывает о том, что раньше и трава была зеленее, и небо голубее…

Но если по существу: чем всё-таки была примечательна жизнь старухи Изергиль? Что полезного сделала она в жизни? Чему можно поучиться у неё молодому поколению?

На эти вопросы пусть каждый ответит себе сам.

Вывод

Используя поэтическую символику романтизма, Горький начинает повествование романтическим пейзажем: огромное море и бескрайняя степь. Но этот пейзаж наполнен и реалистическими приметами: живыми запахами и красками, звуками пения и музыки, силуэтами людей.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» чётко выделяется концепция трёх вариантов жизни: жизни для себя и вне людей в легенде о Ларре; жизни для себя, но с людьми в истории Изергиль; жизни для людей и с людьми в притче о Данко.

Образ старухи Изергиль воплотил в себе черты героев легенд Ларры и Данко. Но всё-таки её сущность ближе к образу Ларры.

Ларра из-за собственной гордыни и ради своей прихоти убивает невинную девушку; Изергиль ради любимого, а скорее, ради своей к нему любви убивает невинного человека (часового), а Данко убивает себя ради других…

Характеристика образа старухи Изергиль может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ Изергиль

Образ Изергиль в рассказе “Старуха Изергиль” М. Горького очень сильный и глубокий. Эта женщина прожила яркую, насыщенную эмоциями жизнь, полную приключений и страстей. Поражает мудрость, любовь к жизни, удивительная память и своеобразная натура главной героини.

Автор подробно описывает черты старухи Изергиль, в которых угадывается её былая красота.

“Ее черные глаза были все-таки тусклы… Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос…”.

Читайте также:  Реферат: литература периода вов — великой отечественной войны

Внешность героини создаёт резкий контраст с теми образами, которые рисует автор, изображая её жизнь в молодости.

Завораживает, кажется нереальным то, что эта “сухая старуха”, “без крови, без желаний” когда-то была невероятно красивой женщиной.

В повествовании много косвенных указаний на то, как красива была героиня в молодости: мужчины падали к её ногам, дарили дорогие подарки, отдавали все свои богатства за возможность осыпать её золотом.

Изергиль была не только упряма и своенравна, но и удивительно мудра от природы. Какое-то особое чутьё подсказывало ей, когда стоит уйти, а когда остаться. Автор вложил в уста героини много мудрых высказываний о любви, о жизни, о чести, о красоте, о свободе.

“Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…”

“…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.”

“Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.”

Рассказы Изергиль о своей молодости – песня гордости, достоинству, красоте. Она учит уважать, ценить себя, быть верным, платить добром за добро, не давать себя в обиду.

Самое важное в рассказах Изергиль то, что она никогда не шла против себя, не тратила своё время на тех людей, которые были недостойны её, ценила каждую минуту своей жизни.

Её взбалмошный характер, горячая натура, жизненные принципы – всё говорит об истинной женственности, желании любить, жить свободно и честно.

Это нетипичный образ для русской литературы 20 века. Однако, жажда жизни, свойственная героине, её тяга к свободе, сила характера, гордый нрав – те моральные качества, которые воспевает М. Горький в своём творчестве.

Эти качества заслуживают уважения, говорят о самоценности человека, его индивидуальности. Образ старухи далёк от высокой морали – её жизнь была трудной, но эта женщина знает цену труду, деньгам, дружбе и верности.

В статье дана подробная характеристика образа старухи Изергиль из одноимённого рассказа М. Горького.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест Гидролиз солейс результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Мертвые души»с результатом 14/19

Гость завершил

Тест «Ионыч»с результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Медный всадник»с результатом 11/11

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 15/16

Гость завершил

Тест «Недоросль»с результатом 9/18

Гость завершил

Тест «Капитанская дочка»с результатом 15/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Характеристика и образ Старухи Изергиль в рассказе Горького сочинение

Основным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.

Героиня описывается в рассказе как поседевшая, худая старуха, имеющая сухую потрескавшуюся кожу, запавшие щеки, бесцветные постоянно слезящиеся глаза, выделяющиеся на морщинистом лице с крючкообразным носом. Старуха характеризуется специфическим неприятным скрипящим голосом, который, несмотря на это, при беседах с Изергиль обладает завораживающим оттенком.

Пройдя долгий жизненный путь, старуха имеет в своем багаже немало различных историй, преданий и сказаний, которые с удовольствием рассказывает молодежи, любящей посидеть с интересной бабулей при лунном свете.

Изергиль вспоминает свою молодость и делится с юными людьми пережитыми ею чувствами о своей первой любви к молодому рыбаку, молдаванину, а затем и к красавцу румыну, с которыми провела незабываемые счастливые часы, но ни с тем, ни с другим семейная жизнь у нее не сложилась, поскольку Изергиль, будучи девушкой, постоянно влюблялась.

В жизни старухи вспыхивает чувство к богатому, немолодому турку, в гареме которого она обитает несколько дней и обретает там новую любовь к шестнадцатилетнему сыну хозяина, хотя ей самой на тот момент исполняется тридцать лет. С юношей Изергиль совершает побег из гарема, который заканчивается смертью возлюбленного.

Не особенно горюя по погибшему юноше, Изергиль вступает в новые отношения с женатым болгарином, супруга которого наносит обидчице ножевую рану, заживавшую длительное время, но даже физическая боль не способна изменить ветреную Изергиль и она снова влюбляется в молодого монаха, являющегося братом монахини, которая лечит ее рану.

Настоящую любовь Изергиль встречает, будучи женщиной средних лет, в лице очаровательного поляка, который, позабавившись с Изергиль, бросает ее. Страдающая женщина осознает, что ощущали ее бывшие возлюбленные, которых она покидала, потеряв к ним интерес. Несмотря на перенесенное унижение, Изергиль помогает поляку освободиться из плена, и после этого выходит замуж, желая остепенится.

Раскрывая образ старухи Изергиль, писатель на примере ее жизни показывает желание женщины ежечасно ощущать силу любви и возможность быть счастливой.

Все герои рассказа Старуха Изергиль

Вариант 2

Старуха Изергиль является одним из главных действующих лиц известного рассказа Горького. Это пожилая женщина, которая прожила сложную, тяжелую жизнь, но довольно интересную жизнь.

Внешне Изергиль предстает перед читателем худой старухой с потрескавшейся кожей и впалыми щеками, с крючковатым острым носом. Несмотря на то, что у старухи неприятный скрипящий голос, он завораживает слушателя во время продолжительных бесед.

Старуха Изергиль прошла достаточно долгий и трудный жизненный путь. Она многое повидала, знает много интересных и увлекательных историй и сказаний, тайн. Молодежь с удовольствием слушает эти рассказы, сидя при луне рядом со старухой.

Самые яркие воспоминания у Изергиль – это период ее молодости. Она вспоминает свою первую влюбленность в простого рыбака. Потом она влюбилась в красавца-румына. Она рассказывала, как приятно проводила с ними время и была в эти минуты очень счастлива. Но ни с тем, ни с другим у нее не сложилась жизнь. А все потому, что старуха была слишком любвеобильной, ей постоянно кто-то нравился.

Однажды она влюбляется в богатого, но немолодого турка и попадает к нему в гарем. Там, она влюбляется в его молодого сына и сбегает с ним. Но побег оказался неудачным, и заканчивается несчастьем – молодой возлюбленный старухи погибает.

Погоревав некоторое время, старуха вновь влюбляется. На этот раз ее избранником становится женатый мужчина. Его супруга, решив отомстить Изергиль, наносит ей ножевое ранение, которое слишком долго заживает. Ее рану лечит монахиня, у которой есть брат, монах. Именно монах становится очередным любимым старухи.

Но в жизни Изергиль была и настоящая любовь в лице красавца поляка. Если раньше мужчины сами завоевывали ее расположение, то теперь старухе пришлось добиваться своего возлюбленного.

Но, мужчина, напротив, рассматривал отношения с Изергиль, не больше, чем интрижку. Поиграв с ней в любовь, поляк бросает женщину.

Именно в этот момент старуха осознала, как чувствовали себя на ее месте мужчины, которых она когда-то с легкостью бросала.

Но, несмотря на предательство и унижение, которое принес ей поляк, она помогает ему выбраться из плена и спастись бегством. После этого, Изергиль решает остепениться и выходит замуж.

Старуха Изергиль прожила со своим мужем много лет, а когда он умер, она осталась доживать свой век в одиночестве. Чтобы как то скрасить свою старость, Изергиль общалась с молодыми девушками и парнями, рассказывая им увлекательные истории из своей жизни.

Сочинение Старуха Изергиль

Главной героиней рассказа Максима Горького “Старуха Изергиль” является старуха – образ очень любопытный и неоднозначный. Молодость её прошла на берегу Бырлада, где жила со своей матерью. Их главным занятием было ткачество ковров.

Героиня была очень жизнерадостной и энергичной, а ко всему этому ещё и очень красивой, потому привлекала к себе мужчин. К сожалению она быстро влюбляла в себя мужчин и так же быстро их бросала, когда становилось скучно. Мужчины же, наоборот, тяжело переносили разлуку с девушкой. Они приносили ей дорогие подарки.

Она была поводом похвастаться перед друзьями. Девушке это нравилось и ей казалось, что она – королева. Хотя случалось, что возлюбленный поднимал руку, за что получал незамедлительную ответную реакцию со стороны девушки. По неизвестной причине она будто становилась черной меткой для мужчин.

Не выдержав разлуки с ней, они погибали или с ними случалось несчастье.

Не обходила стороной она и чужих мужей, но однажды получила ранение от одной из жен. После этого девушку долго лечили в монастыре, где она нашла нового мужчину. Он был молод и влюблен без памяти, что умер, не перенеся разлуки. Тех, кто оставался в живых, девушка больше не видела и старалась не встречаться.

Лучшими навыками женщины были ткачество ковров и любовь к мужчинам. Чтобы заработать на поездку в Бырлад, она даже пошла торговать собой. Женщина притягивала мужчин, казалось, они сходят с ума. Мужчины были готовы пожертвовать всем, чтобы быть с ней.

Нагулявшись, она осталась в Польше, где влюбилась. Ей пришлось самой добиваться мужчину. Он был избалован женщинами. Красота Изергиль стала угасать, и он оставил её.

Впервые её бросили, но женщина не сдавалась и пыталась добиться его. Когда мужчина оказался в плену, она пришла за ним и помогла ему сбежать, убив при этом охранника. Но не перестал возлюбленный смеяться над ней.

Изергиль пришлось прогнать мужчину самой.

Этот случай дал понять Изергиль, что нужно остановиться и пытаться завести семью. Время её красоты и молодости прошло. Вскоре она вышла замуж и прожила с ним до старости. Смерть мужа оставила её одинокой. Изергиль стала тянуться к молодым. Девушкам и юношам нравилось слушать её рассказы.

Так время не пощадило красоту героини и из прекрасной девушки, она превратилась в дряхлую старуху.

Вариант 4

Горький написал огромное количество разных произведений, но среди них имеется то, которое изучается в школе и называется оно «Старуха Изергиль». Как вы уже догадались, что главной героиней стала именно старуха. Если вспомнить ее жизнь, то она была тяжелой и очень трудной.

У женщины были впалые щеки, кожа от времени вся потрескалась, глаза обрели бесцветную форму и из них постоянно текут слезы, морщинки имеются по всему телу, голос стал скрипучим и противным.

Но если кто-то начинает с ней разговаривать, то слушает ее внимательно и не решается перебивать, ведь рассказывает она очень интересно и интригующе.

Она прошла очень дальнюю дорогу под названием жизнь и на пути ей встретились разные ситуации, с которыми она справилась и весь багаж знаний донесла до конца. Кроме этого она знает огромное количество сказаний, предсказаний, а также и историй, которыми может поделиться с любым человеком и совсем неважно, сколько ему лет.

Сначала она начинает рассказывать про свою молодость, какой она была красавицей и как за ней бегали мужчины и делали все для того чтобы покорить ее сердце. Но удалось сделать не многим, а если быть точным, то только одному человеку.

Больше всего ей понравился один рыбак, в которого она сразу же влюбилась, и эти чувства оказались взаимными. Вот только эти чувства оказались фальшивыми, и спустя некоторое время она это поняла, и они расстались. Второй ее любовью стал румын.

Уж очень он был красивым и упорно добивался ее руки. Но и с ним у нее жизнь не сложилась.

Следующей любовью был турок, который забрал ее в гарем. И там она нашла свою следующую любовь, и им оказался молодой парень, которому недавно исполнилось шестнадцать лет. А вот Изергиль на это время уже было под тридцать лет.

Именно он помогает ей убежать из гарема, но немного погодя его нашли и убили. Вот только очень сильно переживать она по нему не стала, а все, потому что уже находилась в отношениях с одним очень богатым, да к тому же еще и женатым мужчиной.

Когда об этом узнала жена, то не захотела отдавать мужа и решила покончить с разлучницей. Она пришла к Изергиль и кинулась на нее с ножом. Женщина не успела отвернуться и поэтому получила несколько ножевых ранений.

Читайте также:  Смысл песни Элджея «Минимал»

Эти ранения она запомнила на всю жизнь и помнила, как они долго заживали. Но и это не поменяло женщину, и она пошла по миру, искать дальше свою любовь.

Она влюбилась в монаха, сестра которого и помогла нашей главной героини излечиться от ранений.

Немного погодя она встретила поляка, в которого влюбилась сама. И как только женщина ему надоела, то сразу же кидает ее и уезжает в другой город, только теперь она поняла, что чувствовали те мужчины, которых она бросила.

← Характеристика и образ Ларры в рассказе Старуха Изергиль
← Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне↑ ГорькийХарактеристика и образ Барона в пьесе На дне →
Наташа в пьесе На дне →

  • Кто главный герой романа Евгений Онегин? (9 класс) сочинение
    Как только роман «Евгений Онегин» вышел в свет, читатели сразу же стали задавать себе вопрос: «А кто же на самом деле является главным героем данного произведения?» Вроде бы ответ очевиден – Онегин
  • Сочинение Красота человека внешняя и внутренняя
    Что такое красота человека? Красота в гармонии, в эстетической удовлетворенности наблюдения за человеком. В наше время, индустрия красоты развита настолько сильно, что человека можно изменить до неузнаваемости
  • Сложно ли жить в эпоху перемен? итоговое сочинение
    Перемены… Такое простое слово и такой непростой смысл. Перемены в нашей жизни происходят едва ли не каждый день. Некоторые оставляют в ней положительный отпечаток
  • Анализ рассказа Шолохова Наука ненависти
    Произведение относится по жанровой направленности к разряду писательских сочинений, посвященных военной тематике и размышлениям о человеческих судьбах, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах.
  • Сочинение Онегин — герой своего времени
    Евгений Онегин – любимый герой многих поклонников русской литературы. Онегин – образ человека, который не является приверженцем старых взглядов, он ратует за новые порядки и идеи, но в тоже время не делает для этого ничего

Старуха Изергиль из рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль», написанный Максимом Горьким в 1894 году, входит в цикл «Ранние рассказы». Сюжет построен так, что повествование ведётся сразу от лица двух людей: автора и старухи-рассказчицы. Характеристика образа старухи Изергиль позволяет понять взгляд Горького на такие важные для человека понятия как любовь, смерть, подвиг, бессмертие, память, красота, смысл жизни.

  • Сюжет
  • Внешность
  • Характер
  • Возлюбленные Изергиль
  • Заключение

Сюжет

Рассказ состоит из 3-х частей, вступления и заключения. Три части: две легенды и история жизни Изергиль ведутся от лица самой старухи, во вступлении и заключении даны слова автора. Такая композиция произведения позволяет уловить связь между сказкой и реальностью. Связующую роль играет также окружающая природа, которая созвучна рассказанным старухой легендам.

История жизни, поведанная автору старухой Изергиль, тоже находится на грани между правдой и вымыслом.

Внешность

Горький видит рассказчицу уже глубокой старухой, но сквозь дряхлость проглядывают черты бывшей красавицы, разбившей немало мужских сердец.

Потускневшие чёрные глаза, когда-то горели огнём и страстью. Выбившиеся из-под красной тряпки, непослушные седые пряди были густыми и блестящими.

Крючковатый «совиный» нос в молодости был тонким и изящным, ломкий трескучий голос – напевным, а сухая кожа – гладкой и бархатистой. Её потрескавшиеся, сухие губы, когда-то соблазнительные и сочные, познали много сладких поцелуев.

О былой красоте старухи говорят реплики её и мужчин: «Вот какая красавица здесь живёт!» «Дрались из-за меня они, разорялись».

Но, кроме красоты, видимо, была в ней какая-то искра, которая заставляла мужчин забывать обо всём: о доме (мальчик-турок), долге (маленький монах), богатстве (пан, продавший всё имущество за золото для Изергиль), жизни (мадьяр, найденный мёртвым).

Жизнь согнула и состарила Изергиль, но сохранила свежими и молодыми её воспоминания, наделила мудростью.

Характер

В молодости Изергиль была очень гордой. Она сама выбирала себе мужчин, сама их бросала, когда они надоедали ей. Девушка не прощала обид, не терпела унижений и оскорблений, была гордая, независимая, страстная, мстительная.

Старуха в молодости обладала удивительной притягательной силой и обаянием, мужчины, познав её один раз, уже не могли жить без неё. Этой героине можно поставить в укор любвеобильный нрав, но она не была корыстной. Каждого своего возлюбленного женщина выбирала сердцем.

С годами возрастает её опыт и разборчивость. Изергиль уже любит не за красивую внешность, а за героизм, бесстрашие. Она умеет быть верной, готова пойти на риск ради возлюбленного.

Изергиль в старости стала мудрой, в её уста автор вложил много поучительных высказываний.

Став некрасивой и дряхлой, старуха не перестала привлекать людей, пусть теперь не внешностью, но интересными историями.

Возлюбленные Изергиль

Первая любовь пришла к девушке, когда ей исполнилось 15 лет. Она сравнивает себя в ту пору с лучиком солнца, столько в ней было энергии. Возможно, поэтому ей быстро наскучил её любимый — красивый рыбак, который «только поёт да целуется». Горячей и своенравной девушке хотелось риска и страсти. Всё это ей дал «рыжий» гуцул — отчаянный и дикий.

Вспоминая молоденького турка, Изергиль перекрестилась, видно чувствовала свою вину за его несвоевременную смерть. Турчонок был сыном её возлюбленного, у которого женщина некоторое время жила в гареме.

Не самые светлые воспоминания остались у старухи от встреч с монахом-поляком. За недобрые насмешки, Изергиль кинула его с обрыва в море.

У одного жида Изергиль стала жить, торгуя собой. Она хотела заработать деньги, чтобы купить дом и быть свободной. Но даже в таком положении Изергиль оставалась гордой и независимой. Она не захотела жить с паном, который был ей не по душе, хоть он осыпал её золотом.

Для независимой Изергиль милее был герой с изрубленным лицом. Она не видела в нём уродства, но ценила смелость и готовность совершить подвиг («В жизни всегда есть место подвигу»).

Изергиль вообще не любила поляков за их подлый характер, но, судьбе было угодно, чтобы она сама влюбилась глупо и безответно в красавца-шляхтича.

Последняя любовь старухи – поляк Аркадэк почти сломал Изергиль. Героине пришлось унижаться и умолять. Она пошла на убийство, чтобы спасти возлюбленного. Но, гордая натура взяла верх: женщина бросила поляка.

В 40 лет Изергиль вышла замуж и прожила с мужем 30 лет, до самой его смерти.

Старуха помнит всех возлюбленных, но у неё не возникало желания видеть их снова («Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойником»). Однако она осталась благодарна им за любовь, которую они дарили.

Заключение

Образ Изергиль в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» отображает саму жизнь: сначала легкомысленную, стремительную, жаждущую приключений, постепенно набирающую мудрость и опыт, а затем угасающую.

Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноименном рассказе?

Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий.

Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-поденщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси.

Вторая сюжетная линия – описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница

людей из прошлого, с которыми судьба сталкивала рассказчицу.

Третья сюжетная линия – легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки.

Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.

Цельность произведения достигается еще и тем, что Горький ставит актуальные для своего времени социально-философские проблемы, обращаясь то к легендам, то к реальной жизни. Писателя волнуют две крайние формы социального поведения.

Легенды о Ларре и Данко вроде бы рассказывают о разном, но на самом деле представляют два противоположных, а значит взаимосвязанных, взгляда на отношения человека и общества.

Ларра – гордый индивидуалист, он любит только себя, он презирает людей и их законы.

Данко горячо любит людей, ради их счастья он повел свой народ искать новую родину, он вырвал свое сердце, чтобы осветить людям путь через лес, он умер, чтобы его народ обрел новую родину.

Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем, ибо он обречен на одиночество. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия в благодарной памяти народа.

Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль – быть судьей, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь.

Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают. Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи.

Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль.

Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в ее жизни была любовь к людям.

Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признается: “Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила.

Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками” (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике.

В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берет верх, таким и становится человек.

Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко – идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.

Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, ее незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, – это научить молодых, чтобы они не повторяли ее ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою – молодому человеку – свои легенды. То есть героиня берет на себя роль учителя, что можно считать четвертой функцией образа Изергиль.

Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам.

Нынешние люди, по ее мнению, не живут, а все только примеряются жить, а когда пройдет их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чем: каждый сам себе судьба (II).

Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: “В жизни всегда есть место подвигам.

Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно” (II). Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль – главная героиня рассказа.

Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения).

Во-вторых, Изергиль выступает еще в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя.

https://www.youtube.com/watch?v=S9Khu6R6MJc

Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия. Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини.

Читайте также:  Какую жизненную цель можно назвать благородной?

История жизни старухи, помещенная между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа.

Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности.

Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Все это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.

Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе Горького

Меню статьи:

  • Внешность Изергиль
  • Жизненный путь
  • Последняя любовь
  • Чему нас учит Изергиль

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом.

Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей.

Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее.

Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи.

Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре.

Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой.

Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись.

Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному.

Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку.

Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание.

Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету.

Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает.

Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил.

Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин.

Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила.

На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой.

И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится.

В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил.

Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно.

Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого.

Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

Изергиль имела все возможности для реализации своего потенциала (воспользовалась она этим или нет – это уже другой вопрос), но женщина всегда делала выбор, руководствуясь исключительно своей, в некой мере, эгоцентрической позицией.

Это не значит, что она должна была всю жизнь прожить с одним человеком и так же ткать с утра до ночи ковры – но резкость ее поступков непростительна. Вопрос выбора – это еще одна проблема рассказа.

Какая жизненная позиция будет правильной? Всегда ли нужно поступать так, как поступают с тобой? Изергиль могла жить как угодно и остановится в любой момент, но желание любить и дарить любовь другим преобладало в ней до самой старости.

Ссылка на основную публикацию