Определения: Человек и общество (для итогового сочинения)

Инфоурок › Литература ›Презентации›Подготовка к итоговому сочинению по теме “Человек и общество”

Определения: Человек и общество (для итогового сочинения)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Определения: Человек и общество (для итогового сочинения) Описание слайда:

Человек и общество

2 слайд Определения: Человек и общество (для итогового сочинения) Описание слайда:

ЧЕЛОВЕК — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.

В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д.

формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек – элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность.

Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.

3 слайд Определения: Человек и общество (для итогового сочинения) Описание слайда:

Синонимы: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, царь природы.

4 слайд Определения: Человек и общество (для итогового сочинения) Описание слайда:

ОБЩЕСТВО — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами.

Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п.

,к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).

5 слайд Определения: Человек и общество (для итогового сочинения) Описание слайда:

Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм.

Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.

6 слайд Определения: Человек и общество (для итогового сочинения) Описание слайда:

Синонимы: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, братство, группа.

7 слайд Определения: Человек и общество (для итогового сочинения) Описание слайда:

Человек и общество неразрывно связаны между собой, однако нередко между ними происходит конфликт, так как отдельная личность не всегда хочет следовать определенным стереотипам, правилам и законам , другими словами, идет против общества, вносит дисгармонию в жизнь многих людей.

8 слайд Определения: Человек и общество (для итогового сочинения) Описание слайда:

Нельзя не вспомнить в этой связи Евгения Онегина из одноимённой поэмы А.С.Пушкина и Печорина из произведения “Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Оба героя не могли найти достойного места в обществе. В произведениях А.

Солженицина можно найти примеры того, как человек, которого общество пытается унизить и раздавить, всё равно находит в себе силы остаться человеком с большой буквы, противопоставив себя этим существующей в обществе несправедливости.

9 слайд

Итоговое сочинение по литературе «Человек и общество». 2017-18 уч. год

Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом.

Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир.

Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?

В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества».

Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто.

Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених».

Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!

В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.

Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве.

Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно.

Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества.

Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.

Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Тема 2. Свобода

Статья 3. Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».

Личная неприкосновенность — это первая предпосылка (условие) свободы.

Свобода
естественное право человека высшая ценность человеческой жизни идеал (основная идея) либералов одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств.
Объект свободы является критерием социального прогресса.

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Условия существования свободы:

  • Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за свой выбор.
  • Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Тема 3. Равенство

Статья 1. Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

Социальное равенство — это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.

Равноправие — это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.

Убеждение
Убеждение – вера Убеждение – знание
Пример: убеждение Джордано Бруно Пример: убеждения Галилео Галилея
Вера — особый вид убеждения. Верить можно не только в Бога. Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой.Окончательно заменить веру знанием невозможно. Знание – это объективная истина для субъекта познания. Знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации.
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развиваться по его предположению. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека.
  • Убеждения: — Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний; — Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен; — Выступает регулятором сознания и поведения личности; — Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
  • — Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.
  • Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.
Читайте также:  Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Мораль

Мораль — особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.

Категории морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.

Задачи морали
Оценка явлений, событий, действительности, поступков людей. Регулирование общественных отношений Воспитание подрастающего поколения
Определение, что хорошо и что плохо, что добро и зло, а также сущности идеалов и ценностей; умение правильно оценивать общественное мнение Направление деятельности человека, общества на гуманные цели, на изменение человека и мира в соответствии с законами добра, справедливости Воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, гуманистического мировозрения.

Мораль – это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. Нравственность – это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий. Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.

Различия морали и права
Нормы морали Нормы права
Появилась задолго до возникновения государства Сформировались и развивались вместе с государством
Регулируют все стороны человеческой жизни Регулирует наиболее важную, жизнеобеспечивающую сферу общественных отношений
Формируется людьми и выражают мнение общества Устанавливаются и фиксируются государством и выражают волю государства
Существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч Формируются в письменном виде в источниках права: в нормативно-правовых актах, нормативных договорах и т.д.
Носят оценочный субъективный характер, распространяются на определённые группы людей Имеют конкретную формулировку, формально определены, обязательны для исполнения всеми гражданами государства
Предъявляют требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей
Поддерживаются силой общественного мнения Обеспечиваются силой государственного принуждения

Общие признаки морали и права

  • Регулируют общественные отношения (поведение людей);
  • Способствуют стабильности общества;
  • Являются элементами культуры народа.

Образование

Образование — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства. Цель — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения её культурного достояния.

Функции образования
Название функции Содержание функции
Профессионально-экономическая
  • формирование профессиональной структуры общества, воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
  • переподготовка и повышение квалификации кадров;
  • повышение производительности труда, создании новых технологий
Социальная
  • социализация и воспитание личности;
  • социальный лифт, способствующий вертикальной социальной мобильности человека в обществе
Культурно-гуманистическая
  • обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту,
  • участие в производстве новых знаний;
  • формирование и развитие способностей личности к творческой деятельности
Политико-идеологическая
  • выполнение социального и государственного заказа для подготовки к жизни подрастающих поколений, осуществление образовательной функции в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,
  • формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества

Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.

Принципы развития современного образования

  1. гуманизация образования – большое внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточие усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями, создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  2. гуманитаризация образования – усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
  3. интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения в разных странах, усиление академической мобильности обучающихся и преподавателей;
  4. профилизация образования – ранняя профессиональная ориентация, вjзможность углубленного изучения отдельных предметов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
  5. информатизация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
  6. непрерывность образования – образование в течении всей жизни человека, что связано с развитием научно-технического прогресса, с необходимостью постоянно обновлять свои знания, чтобы быть активным членом общества и конкурентоспособным специалистом.

Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:

Дошкольное образование — ясли, детский сад;

Общее образование включает в себя три ступени:

  • Начальное общее образование (1–4 классы), основное общее образование (5–9 классы), среднее общее полное образование (10–11 классы).
  • Главная цель общего образования — передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;

Профессиональное образование имеет следующие ступени:

  • Начальное (Профессиональные училища, лицеи), среднее (техникумы, колледжи), высшее (институты, университеты, академии), послевузовское профессиональное образование.
  • Цель профессионального образования — формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;

Дополнительное образование

  • Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.)

Религия

Религия – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религия – древнейшая форма культуры.

Элементы религии
Мировоззрение, основанное на вере в Бога Культ – вид религиозной деятельности, религиозное поклонение сверхъестественным силам; обрядность. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж. Религиозная организация, в основе которой лежит вероучение, определяющее религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Причины возникновения религии:

  1. Бессилие и страх человека перед силами природы.
  2. Отсутствие знаний для объяснения явлений природы.
  3. Попытка человека повлиять на природу, других людей.

Ранние формы религиозных верований: Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определённой разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.

Фетишизм – вера в наличие сверхъестественных свойств у неодушевлённых предметов (амулеты, талисманы, знаки Зодиака). Тотемизм – вера в существование родства между животным или растением и человеческим родом. Тотемному животному не поклонялись, но на него запрещалось охотиться, его мясо не употребляли в пищу, его считали прародителем, помогающим своим потомкам.

Анимизм – вера в духов и души, существующие в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озёр или камня, дерева и т.д.) В период формирования наций появились национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм у евреев, синтаизм у японцев, индуизм у индийцев.

Возникновение многонациональных империй в результате завоеваний способствовало появлению мировых религий: буддизма, христианства (католицизм, православие, протестантизм); ислама.

Мировые религии

БУДДИЗМ
Время и место возникновения и распространение Бенарес, п-в Индостан, 6-5 вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония. Религиозная община – сангха
Имя пророка, название священной книги Будда (просветлённый) Типитака
Основные идеи религии 1. Жизнь – это страдания, причиной их являются страсти и желания людей. Чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от желаний. 2. Идея переселения душ.3. Нужно стремиться к нирване.
ХРИСТИАНСТВО
Время и место возникновения и распространение Палестина, 1 в. н. э. Распространение по всему миру. Религиозная организация – церковь: православие, католицизм, протестантизм
Имя пророка, название священной книги Иисус Христос (мессия, помазанник) Библия
Основные идеи религии 1. Идея монотеизма – Бог един, выступает в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. 2. Идея мессианства: Христос послан Богом для спасения людей.3. Идея конца света – гибель мира в результате божественного вмешательства.
ИСЛАМ
Время и место возникновения и распространение Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община – умма.
Имя пророка, название священной книги Мухаммед (Магомет) Коран
Основные идеи религии 1. Строгий монотеизм. Есть один Бог – Аллах – всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им. 2. Мухаммед – его посланник. 3. Каждому Аллах приготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха. 4. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые. 5. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник.6. Идея конца света и наступления Судного дня.

Функции религии в жизни современного общества: — мировоззренческая: создает религиозную картину мира; — компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей; — религиозного утешения: страдания, дорога в рай; — нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих; — способствует развитию культуры общества: письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению; — объединяет общество или какие-то большие социальные группы; — является способом освящения и укрепления власти. Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания. Это значит, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.

Читайте также:  Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:

1. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности. 2. Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания. 3. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления. 4. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону. 5. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. В свою очередь религиозные объединения : 1. Не вмешиваются в дела государства; 2. Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления; 3. Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений; 4. Не оказывают им материальную или иную помощь.

Атеизм – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.

Свободомыслие – это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.

Термины "Человек и общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию

Термины, необходимые для запоминания по разделу «Человек и общество». 

Простые, легко запоминающиеся определения, знание которых обязательно для тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Подготовила: Прощина Ю.В.

Термин Определение
Человек Высшая форма развития живых организмов на Земле, наделенная мышлением, речью и разумом. 
Сознание Форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в образах.
Потребность Осознаваемая нужда в чем либо.
Самосознание Осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность
Самооценка Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.
Самопознание Это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.
Личность Совокупность социально значимых качеств человека, приобретенных в процессе его деятельности и взаимодействия в обществе. 
Индивид Представитель человека как биологического рода. 
Индивидуальность Совокупность характеристик, позволяющих отличать одного индивида от другого. 
Способности Индивидуальные особенности человека, позволяющие ему  осуществлять отдельные виды деятельности наиболее успешно.
Интерес Активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида.
Склонность Предрасположенность личности к той или иной деятельности, отдание ей преимущества перед остальными видами деятельности.
Антропосоциогенез Процесс становления общества и человека.
Свобода Возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности.
Мировоззрение система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Потребность Осознаваемая нужда в чем-либо.
Деятельность Сознательная активность человека, направленная на преобразование окружающего мира.
Культура Совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в ходе его жизнедеятельности.
Ценность То, что обладает для человека или общества определенной значимостью.
Истина Знание о предмете, соответствующее внутреннему содержанию предмета.
Общество Обособившаяся от природы, но неразрывно с нею связанная часть, включающая в себя все способы и формы взаимодействия людей.
Мышление это способность человека рассуждать,  отражать объективную действительность в представлениях, суждениях и понятиях.
Социализация Непрерывный процесс  усвоения социальных норм и освоения социальных ролей.
Общение Процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.
Наука Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Социальный институт Это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. 
Общественный прогресс Процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного к цивилизованному.
Цивилизация Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией.
Формация Определённая стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая способом производства.
Традиционное общество Уклад жизни с преобладание аграрного сектора в экономике; характеризуется  стабильность структуры, сословной организацией, низкой мобильностью. 
Индустриальное общество Общество, ставшее результатом развития машинного производства, промышленной революции, применения достижений научно-технического прогресса, основано на промышленности с гибкими динамичными структурами.
Информационное общество Фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний. 
Социальное познание Это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.
Научное познание Это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов
НТП Поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.
Глобализация  Процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. 

Связанные страницы:

ЕГЭ по обществознанию – экономика ЕГЭ по обществознанию задания по теме “Право” Задания по политике с ответами – обществознание ЕГЭ ЕГЭ по обществознанию – человек и общество

Демоверсии ОГЭ 2021

Демоверсии ЕГЭ 2021

Вступление к направлению "Человек и общество" итогового сочинения

Многие слышали идею о том, что человек немыслим вне общества. Находясь в социальной среде, люди находят свое место в жизни. Формируется их мировоззрение, складывается круг общения. Без социального взаимодействия человек лишается шансов стать личностью.

Именно поэтому человек не может без общества. Социализация – путь усвоения важнейших ценностей, путь интеграции в общество, путь к жизни в обществе. Об этом мы знаем из курса обществознания.

Стоит ли сомневаться в том, что человеку без общества полноценно не прожить? Думаю, каждый из нас ответит “нет”.

Каждая отдельно взятая личность – важный элемент общества. Человек всегда что-то “предлагает” окружающим его людям. Кто-то способен организовывать массы людей, кто-то – воодушевлять. У каждого своя роль. Роль человека в жизни общества определяется его личностными качествами.

Важнейшими из них являются доброта, отзывчивость, честность, ответственность. Поступая тем или иным образом, человек должен руководствоваться высокими моральными принципами. Почему внутренние качества отдельно взятого человека важны? Потому что из людей складывается общество.

Человек – всего лишь один из многих, но именно он – кирпичик в фундаменте общества. Чем инициативнее каждый из нас, тем лучше наша социальная среда.

Общественная жизнь интересна, многогранна. Но в то же время она противоречива и непредсказуема. Существует множество исторических примеров, где явно видна неприязнь общества к великим личностям. Людей, отличающихся от общей массы, могут недолюбливать по разным причинам. Например, из зависти или недостаточного уровня интеллекта для осмыслениях их идей.

Поэтому умным людям, предлагающим смелые идеи, бывает сложно найти общий язык с остальными. Несомненно, это проблема, которую не всегда можно решить. Человек и общество в данном случае не представляют собой единое целое. Напротив, общество может помешать человеку развиваться.

Социальная среда может убить тягу к саморазвитию и изолировать от внешнего мира лучших людей нашего поколения.

Общество – это “суд”, действующий особыми методами. В обществе не любят предателей, завистников, лентяев. Они не улучшают человеческую жизнь, а разрушают ее своим безнравственным поведением.

Именно поэтому люди, обладающие не лучшими личностными качествами, находятся в своеобразной изоляции. Презрение – один из наиболее эффективных инструментов, которыми обладает общество.

Именно этот факт доказывает справедливость высказывания о том, что общественное мнение очень важно.

Сочинение Человек и общество

Общество состоит из людей, логично. Человек, говорят, раньше не мог без общества. А вот теперь единоличников много.

Интересы общества и человека часто разнятся. То есть понятно, что обществу нужно, чтобы человек забыл о своих интересах, принёс их в жертву. Время свое посвящал обществу, а не себе. Но только общество забывает, что человеку важны и собственные интересы – здоровье, семья… Но ведь сколько было, что люди реально жертвовали даже своей жизнью ради интересов других.

Общество выражает свою волю мнением. Складывается общественное мнение. Раньше важно было, что подумают окружающие. Сейчас это уже не так важно. Мама часто волнуется из-за того, что могут сказать люди. А вот мне это не важно! Но тут мы с мамой не сходимся, она часто просит её не позорить. Но она просто очень волнуется зря.

Так вот раньше были даже общественные суды. Люди собирались и могли винить и ругать того, кто плохо себя вел. Например, если кто пьет, мало работает… Но обычно людям всё равно. Пьет он, так это его проблемы! Мало работает, а нам-то всё равно. Но это тоже, может, не правильно. Но суды – это слишком, конечно.

Думаю, когда общество организуется, тогда идеи его сильны, тогда люди готовы перерабатывать на благо общества. После уже идеи ослабевают, люди вспоминают о себе… Своих проблемах и заботах, о радостях жизни. Там уже никто на работе задерживаться не станет, особенно если просто так, все пойдут отдыхать, заниматься спортом, строить семейную жизнь.

Читайте также:  Позиция Островского в «Грозе»

Даже сейчас разные общества есть. Вот в Японии они даже не всегда женятся, всё отдают работе.

И в итоге страдают от одиночества… А в Европе магазины и всё остальное закрываются в шесть вечера, в выходные даже супермаркеты не работают, ведь у всех семьи, свои интересы. У нас в стране сильно ещё советское прошлое с этим общественным мнением.

Если вдруг коллектив на тебя плюнет, как говорится… Но всё больше появляется единоличников, хотя их старшие осуждают. Ещё сейчас модно быть интровертом!

Вообще, всё должно быть в гармонии. Что-то и для общества делать нужно, но при этом и о себе не забывать. Создать бы такое гармоничное общество! Я надеюсь, что в будущем так и будет во всём мире.

2 вариант

Что такое индивидуальная личность в безграничной сети социальных связей? Это основной часть социума, которая всегда с ним контактирует.

С самого раннего возраста мы подвергаемся социализации, подстраиваемся и существуем по тем канонам, которые предписывает нам общество. Далеко не просто так еще древнегреческий мыслитель Аристотель именовал индивида «общественным животным».

Однако общество не всегда хорошо воздействует на человека, порой под его воздействием он лишается собственного лица и не только.

К примеру, в истории Куприна «Олеся» главная героиня является пострадавшей стороной в социальных заблуждениях. Люди думают, что она – колдунья, потому что проживает в лесной глуши и собирает целебные травы. Народ терпеть не может бедную деву только за то, что она не похожа на них.

В стремлении подружиться с людьми, из-за любимого человека она оставляет родные места и уходит в храм. В этот момент люди нападают на нее и чуть не убивают. Таким образом желание вступить в структуру социальных связей чуть не закончилось для действующего лица несчастьем, и подобное отношение нередко побуждает человека смириться с устоями общества и быть таким же, как все.

Олесю от подобной судьбы спас побег, однако не все могут решиться и пойти на этот кардинальный путь.

Деваться некуда обывателям ночлежного места, главным персонажам сочинения Горького «На дне». Когда рассматриваешь любого из них поодиночке, то перед нашими глазами неплохая личность, и ничто в его действительности не сулило подобной жизни. Но все вместе люди низа создали выгребную яму, из которой не выкарабкаться ни одному из них.

К примеру, Сатин был преуспевающим и удачным человеком, пока не проучил преследователя сестры, получив в конце расплату в виде лишения свободы. Даже после всего этого человек сохранил чувство собственного достоинства, отбыв заключение, но на свободе он увидел, что теперь его не уважают, и нормальная общественность от него отреклась.

Для того чтобы не погибнуть и как-то выжить в этом мире, ему пришлось ступить на преступный путь. Таким образом, один социальный слой его угробил личным безразличием, а другой втянул в собственные безнравственные узы, мешая освободиться и стать на правильный путь. Сатин – жертва общества, которая думает условностями и привычками.

Выходит, зачастую появляются варианты, когда личность не может нормально существовать в возникшей структуре социальных связей.

В некоторых случаях она сражается с позицией и поступками основной массы, однако в большинстве случаев забывает о своих целях и принимает общественные цели.

Но, без сомнения, люди обязаны пытаться изменить социум к лучшему, в то же самое время принимая с его стороны придирки и замечания. Только так можно достигнуть совершенства.

Сочинение Согласны ли Вы с мнением Толстого: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем»?

«Если тебе мешают люди  то тебе жить незачем» – считал один из величайших русских писателей, Л. Н. Толстой. С его словами трудно не согласиться.

Этими словами писатель хотел донести мысль о том, что человек, являясь биосоциальным существом, не может жить вне социума.

В отличие от животного, у человек есть не только первичные потребности, но также и вторичные, которые представляют собой взаимодействие с другими людьми.

Подтверждение справедливости слов  Л. Н. Толстого находит свое место в некоторых литературных произведений.

Человек, который отказывается от общества, не сможет жить счастливой и полноценной жизнью. В пример модно привести рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», где показано то, как герой одной легенды, Ларра, отворачивается от общества.

Он решил сделать это по той причине, что нахождение в окружении людей мешало ему жить так, как он хочет, поэтому юноша был обречён на вечную жизнь, в которой люди не обращают на него никого внимания. Однако долгожданная свобода не приносит герою счастья и удовольствия.

Так, отвернувшись от общества, он сам же и подвергает наказанию собственную личность: окружающие не принимали его во внимание, в котором он стал так сильно нуждаться, так как Ларре пришлось жить все время в виде тени. Жизнь Ларры обесценилась, поскольку в ней отсутствовало общественное значение.

Он не был нужен ни одному человеку, в следствии чего, утратил себя, став тенью. Данной легендой Горький демонстрирует к чему может привести жизнь, если отказывается от общества.

Правдивость в словах Л. Н. Толстого можно найти в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Степан Плюшкин – старый и дикий помещик. Он живёт один, выглядит  неопрятно и неуклюже. Таким он был не всегда.

Когда-то у него были близкие люди, семья, а также чистые крестьяне, но из-за своей же скупости Плюшкин, безжалостно обрезав все нити, которые когда-то соединяли его с людьми, закрылся и тем самым отвернулся от общества. Оно ему было и не нужно, в приоритете у него стояли деньги.

 Спустя время, что Плюшкин находится в одиночестве, он потерял все свои человеческие качества, потерял самого себя, а все его достоинства превратились в пороки. Из-за данного жизненного уклада герой сошёл с ума от своей же скупости, стал «прорехой на теле человечества».

 Жизнь Степана Плюшкина является ярким примером последствий отказа человека от общества.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что человек становится человеком исключительно в обществе, а если человек уходит от людей, то как человек он постепенно «умирает». Тот, кто отказывается от людей, собственнолично лишает себя полноценной жизни, поскольку вне социума он способен удовлетворить только биологические потребности.

← Роль человека в обществе
← Можно ли простить измену↑ Свободная темаЧто значит «быть отзывчивым»? →
Мир моих увлечений →

  • Путь Раскольникова к преступлению (по роману Достоевского)
    Родион Романович Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Из-за финансовых сложностей молодому человеку пришлось бросить учебу на юридическом факультете.
  • Анализ произведения 451 градус по Фаренгейту Брэдбери
    В романе «451 градус по Фаренгейту» повествуется об обществе, которое погрязло в антиутопии. Это произведение фантастично, представляет мир будущего. Люди получают информацию от экранов телевизоров, радиоприёмников
  • Сочинение на тему Звездное небо 3 класс по русскому языку
    Звёздное небо невероятно прекрасно. Оно переливается миллионами звёзд, пестрит плавными переходами от ярко-голубого до чёрного. Да-да, даже на голубом небе иногда видны звёзды. Они словно белые веснушки космоса.
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5 и 6 класс
    Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна
  • История создания поэмы Пушкина Руслан и Людмила
    Поэма «Руслан и Людмила» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в период с 1818 по 1820 год, после того, как он окончил лицей. Сам автор иногда говорил, что начал произведение ещё во время обучения, однако анализируя фактам можно сделать вывод
Ссылка на основную публикацию