Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

Конспект урока смыслового чтения на тему «Рассказ А. И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа».

Предмет: литература

Класс: 5

Учитель: Удальцова Л.Б.

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

  • Тип урока: художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.
  • Цели:
  • – выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе;
  • – формирование навыков лексической работы, работы с учебником;
  • – воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Задачи: – обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения.

  1. – воспитательные: прививать интерес к литературе, формировать нравственные качества.
  2. Планируемые результаты
  3. Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни; : воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей.
  4. Метапредметные:
  5. – смысловое чтение; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении
  6. Предметные:
  7. -умение отвечать на вопросы по прослушанному илипрочитанному тексту; понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений( владение литературоведческими терминами«рассказ») .
  8. ХОД РОКА

I. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Наш урок хочу начать вот с такой фотографии. .(СЛАЙД 1)

II. Актуализация знаний. Ориентиры предвосхищения.

– Посмотрите на неё. Какие слова-ассоциации возникают у вас при взгляде на неё?

Утро деревня рассвет солнце тишина и т.д. (СЛАЙД 2)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Можете предположить?

  • (Ответы учащихся).
  • -А если добавить слова:
  • Пение хор нота фуга пианиссимо (СЛАЙД 3)
  • -О чём тогда пойдёт речь?

Ответы учащихся (о музыке). О какой музыке пойдёт речь?

СЛАЙД 4 (аудиозапись-петушиное пение)

-Как же связать эти два ряда слов?(необычные сочетания)

-А теперь посмотрите на название рассказа А.Куприна «Золотой петух». ( СЛАЙД 5)

– О чём будет рассказ А.Куприна, с жизнью и творчеством которого вы познакомились на прошлом уроке?

Предположения детей.

-Тогда послушайте начало рассказа Куприна.

« Не могу точно сказать, когда случилось это чудо…

Я тогда проснулся ещё до света, проснулся как- то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством лёгкой свежести и со сладкой уверен­ностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо….»

-Ваши предположения о том, что будет дальше? Что же это за чудо? Как соотносятся между собой эти три ряда слов? ( СЛАЙД 6)

Ответы детей.

(Возможно, это рассказ о том, каким увидел раннее утро писатель и в чём необычость его восприятия утреней картины пробуждающейся природы).

-Чтобы подтвердить ваши предположения, давайте познакомимся с рассказом А.И.Куприна «Золотой петух». Итак, тема нашего урока

РАССКАЗ А.КУПРИНА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА.

-Определите цель урока.

Цель урока: чтение и анализ рассказа А.Куприна «Золотой петух» . СЛАЙД 7

  1. Задачи: СЛАЙД 8
  2. Познакомиться с содержанием рассказа
  3. Выяснить значение незнакомых слов
  4. Выяснить тему и основную мысль произведения
  5. Выявить, какие художественно-изобразительные средства используются в рассказе
  6. Оценить свою работу.

Прежде чем мы будем читать рассказ, обратите внимание на мини-словарики (см. Приложение 1), которые лежат у вас на партах. В них вы можете найти значение непонятных вам слов.

III. Чтение текста учителем

IV. Анализ текста.

-Какое впечатление произвёл рассказ? Что же это за чудо? В чём необычность восприятия увиденного рассказчиком?

Необычно восприятие рассказчиком петушиного пения утром, необычны чувства автора, необычны образы героев.

Ребята, цель нашего урока – чтение и анализ рассказа. Поэтому давайте разделимся на группы, и каждая группа получает задание.

V. Работа в группах. Раздаются листочки с текстами(см. Приложение 2)

  • Инструктаж групп.
  • VI. Отчёт групп
  • Слово учителя.

Откуда такое восприятие? Только потому, что Куприн обладал поэтической натурой? Где происходят события?

– В конце 1919 года Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине. Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России.

Восхищаясь французским пейзажем, писатель вспоминает черты родной русской природы.

В 1923 г. появился рассказ «Золотой Петух».

В нем писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюбленности в жизнь.

-Чудесна и одухотворена природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью. А жизнь- это солнце, тепло, любовь ко всему живому. И вот таким даром любви и обладал А.И.Куприн – даром любить, восхищаться прекрасным вокруг себя.

-Итак, о чём рассказ «Золотой петух? .Тема? Основная мысль?

Тема: красота мира природы

Основная мысль: автор восхищается красотой природы, величием и гармонией мира.

VII. Проверка понимания содержания текста.

– Понять идею произведения нам помогает его композиция. Поработайте в парах. Вам надо восстановить цитатный план в правильной последовательности. Проверка ( СЛАЙД 9)

-Вернёмся к началу урока. Совпали ваши ожидания перед чтением текста? Смысл заглавия рассказа: «Золотой петух» -это солнце, без которого жизнь на земле невозможна.(СЛАЙД 10)

-Мы сейчас структурируем содержание рассказа в виде солнца.( на магнитной доске). Первый круг – это композиция (цитатный план.) Второй полукруг – тема произведения. Третий полукруг – основная мысль. А художественно-выразительные средства и чувства автора– это лучики солнца (работа 1и 2 группы)

Создание солнышка.

Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

VIII . Итоги урока.

Мы достигли цели урока?

Задачи все выполнили?

IX.Рефлексия.

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? С каким настроением вы уйдёте с урока?

Поднимите руки-лучики верх, если урок вам понравился.

Все работали хорошо. Мне было очень приятно с вами работать. Особенно хочу отметить работу…

Домашнее задание:Напишите отзыв- впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы.

Приложение 1

Мини-словарик к рассказу А.И.Куприна «Золотой петух»

Легион

1. В Древнем Риме: крупная войсковая единица. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.

2. Название особых воинских частей в некоторых странах. Иностранный л.

Когорта

1. В Древнем Риме: отряд войска, десятая часть легиона.Одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт

Пианиссимонареч. (спец.).

Очень тихо, тише, чем пиано.

Пианиссимо – чрезвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга

Сочинение по рассказу Золотой петух Куприна

Наверно, каждый, когда-нибудь читал такое интересное, и по своей сути уникальное своими красочными эпитетами проведение, которое называется «Золотой петух» великого писателя, написавшего множество произведений. Но интересен рассказ не только этим, а также своей историей.

Шла бурная Гражданская война. Так как Александр Иванович находился на стороне Белых, поэтому ему не удалось остаться на Родине. Но вдохновение он нашел не в этом. Красоты французского города Виль-д’Аврэ и подтолкнули на написание данной истории. Так, с помощью литературы творец нашел спасение от всех тягот жизни.

Что же хотел донести автор с помощью произведения? Прежде всего Куприн восхищается утренней природой, а помогают ему в этом великолепные эпитеты.

Нельзя не процитировать его собственные слова: «В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли…» Но не только этим вооружился автор для «Золотого петуха».

Вторая основная мысль — это непонимание со стороны равнодушного человека к величественной природе. Но в тот же момент рассказчик любуется «живой» натуре, воспевая её красоты…

Читайте также:  В чем различие между честью и честностью

Именно в основных мыслях заключается суть рассказа. Во-первых, яркая колоритность, необычайно красивая к утру. Ну а во-вторых, отношения между фауной и человеком. Их сходства, различия. Именно ее олицетворяет главный персонаж рассказа «Золотой петух», или если быть точнее согласно тексту, «огромный лоншанский петух».

Но автор представляет его как птицу Феникс, полную своими мифами, которая сжигает и снова величественно и с надеждой возрождается. И вот вечер. Смолки земные петухи. Рассказчик улавливает тончайшее пианиссимо, можно с уверенностью сказать, становиться частью природы, её целым. Человек всегда пытался понять ее натуру.

 

Анализируя стилистику написания композиции, а также средства олицетворения, надо подчеркнуть, что автор выражает все простым для читателя языком, с помощью красивым и приятных для слуха эпитетов, и олицетворений. Куприну удалось ярко и выразительно описать утренний восторг и восхищение музыкой петуха, а реалистичность дают рассказу четкое и реалистичное описание – рассуждение.

Итак, подытоживая данное сочинение хотелось бы упомянуть критическую точку рассказа, раскрывающую суть только в конце: ««Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более.

Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога». Эта суть всего рассказа – человеку не дано понять, что чувствуют существа природы, близкие ей.

Ну а вообще всегда приятно выйти на улицу, вдохнуть свежий воздух и услышав пронзительную музыку петуха думать: «А ведь это Золотой петух!»

`

По рассказу Золотой петух

Популярные сочинения

  • Зимний пейзаж – сочинение
    На улице январь. Небо чистое, голубое. Солнышко ярко светит, но плохо греет. Жгучий мороз щиплет нос и щеки, без рукавичек и шарфа на прогулку не выйдешь! Вздохнешь глубоко, и тут же в воздухе
  • Анализ сказки О рыбаке и рыбке Пушкина
    Сказка А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке – это кладезь народной мудрости. Она представляет интерес и для взрослой, и для детской аудитории. В ней образно представлены такие понятия, как человеческая мораль
  • Анализ рассказа Деревня Бунина
    Произведение И. А. Бунина рождалось в самом начале революционного времени. Оно вобрало в себя волнения народа, встретившегося лицом к лицу с неизвестностью

Анализ рассказа «Золотой петух» (А.И. Куприн)

  • Краткие содержания
  • Куприн
  • Золотой петух

Рассказчик просыпается недалеко от Парижа, в окрестностях. Он находится в бодром расположении духа. Словно ожидая какого-то обыкновенного чуда, распахивает окно и присаживается на подоконник.

Утро по истине чудесное. В воздухе веет травой и растениями, а туман еще не успел рассеяться до конца. Со всех концов обычно доносится утренняя мелодия дроздов и скворцов, пробуждающая все живое, но только не в этот раз.

Вместо привычного птичьего напева слышатся доселе неведанные, мощные звуки.

Спустя время становится понятно – это петушиные крики. Они пронзают все струнки души, оставляя рассказчика под глубоким впечатлением от этого действа. Именно такими звуками, по его мнению, в Древнем Риме победоносная армия цезаря встречала своего императора.

Солнце поднимается из-за горизонта, этот Великий Золотой Петух озаряет и пронзает все вокруг, изменяя окрас из бледно-розового в ярко-оранжевый цвет.

Это настолько поражает разум повествователя, что мысли сбиваются с толку и непонятно, лучи солнца звенят золотыми трубами, или гимн петуха сверкает солнечными лучами. Рассказчик размышляет о чуде рассвета.

Спустя некоторое время, петухи начинают замолкать, вот уже и самый последний закончил свое солнцепоклонное пение.

Впечатленный этой восхитительной петушиной музыкой, рассказчик чуть позже полудня оказывается в одном из сельских домов, во дворе которого, в лучах яркого солнца, стоит огромных размеров лоншанский петух. Подойдя поближе, можно заметить, как его перья переливаются разными красками, словно доспехи.

Нагнувшись к этому красавцу, повествователь осмеливается поинтересоваться у этого гордого, величественного создания, не он ли сегодня на рассвете так прекрасно практиковался в пении.

Нехотя повернув голову в сторону нежданного гостя, петух, недовольно, с призрением бормочет себе под нос что-то больше похожее на: «Какое вам до этого дело?»

В душе у рассказчика ни капли обиды, лишь некое удивление. Ведь для него прекрасно понятно, что он всего лишь человек – слабое, жалкое существо, которое не способно вместить в своем сердце весь безумный восторг петуха, воспевающего своего священного, солнечного бога. Но ведь это не значит, что повествователь не может тоже по-своему быть влюблен в это прекрасное, лучезарное светило?

Рассказ учит быть более чутким и внимательным к окружающему нас миру, ведь иногда самое удивительное и замечательное можно найти в обыденных вещах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

Рассказ «Золотой петух» – одно из произведений, написанных А.И. Куприным за рубежом.

Выступая за Белую армию во времена Гражданской войны, писатель не смог оставаться на Родине после поражения своей стороны. Эмиграция далась ему тяжело, как и многим его соратникам: людям было сложно найти достойную работу и адаптироваться в новых условиях.

Куприн жил в Финляндии, а затем и во Франции. Именно здесь в 1923 году, будучи очарованным красотами живописного Виль-д’Аврэ, он написал рассказ «Золотой петух». Литература давала ему стимул бороться с судьбой и преодолевать трудности. Он не прекращал работать, хоть и не знал порой, удастся ли опубликовать его труды.

История написания

Автор написал произведение за границей. Во время происходящей Гражданской войны Куприну, выступая на стороне Белых, не удалось остаться на Родине.

Эмигрантам в те времена было тяжело: адаптация в непривычной военной среде и поиск достойной работы были не легки. Очарование красот французского Виль-д’Аврэ в 1923 году и подтолкнуло автора на работу над повествованием «Золотой Петух».

Благодаря литературе он преодолевал все сложности судьбы. Он постоянно писал, хотя и не мог знать точно, будут ли опубликованы его труды.

Композиция и конфликт

Как такого конфликта в рассказе нет. Это обусловлено тем, что произведение представляет собой восхищение красотой и величественностью природы – от крика петуха и до аромата трав.

Однако уловить критическую точку всё же можно, но лишь в конце рассказа:

«Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога».

В этом заключается следующая главная мысль писателя в рассказе «Золотой петух»: человеку не дано понять то, что чувствуют существа, всё ещё близкие природе. Люди всё дальше уходят от первозданной неделимости с природой, теряя ощущение беспричинной радости и восторга от красоты мира.

Рассказ «Золотой петух» интересен с точки зрения своей композиции: начиная с описания утра – неспешного и умиротворённого – писатель переходит к динамичности крика петуха. «Сила и пронзительность петушиного крика» придают живости всему повествованию.

Куприн будто наращивает интенсивность действия, подходя к финалу произведения. Он рассуждает о масштабах утреннего крика петухов, о распространённости этого явления, о том, что вовлечено в этот процесс.

И лишь появление солнца прерывает поток размышлений:

«Вот и солнце. Еще никогда никто — ни человек, ни зверь, ни птица — не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда все в мире становится из бледного розового — розово-золотым, золотым. Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю».

Рассуждая о солнце и его связи с петушиным хором, Куприн приходит к финалу, где человек тревожит петуха, оставаясь в итоге наедине со своими мыслями о произошедшем.

Александр Куприн — Золотой петух

Золотой петух

* * *

  Сочинение про Очумелова из рассказа Хамелеон

Не могу точно сказать, когда случилось это чудо. Во всяком случае, – если не в день летнего солнцестояния, 21 июня, то очень близко к нему. А происходило оно на даче, в Виль-д’Аврэ, в десяти километрах от Парижа.

Читайте также:  Анализ стихотворения «свободы сеятель пустынный» (а. с. пушкин)

Я тогда проснулся еще до света, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством легкой свежести и со сладкой уверенностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо. Так, иногда меня ласково пробуждали до зари – веселая песня скворца или дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда.

Я распахнул окно и сел на подоконник. В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли. В темных паникадилах каштанов еще путались застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?

Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам – мощным и звонким, – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха.

Я не вдруг понял, что это пели петухи. Прошло много секунд, пока я об этом догадался. Мне казалось, что по всей земле трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной чистоты, красоты и звонкости.

Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

Рассказ создан А. И. Куприным под эмоциями от французской природы. Лирика, составляющая рассказ, указывает читателю на то, что даже обыкновенные вещи могут быть прекрасными и увлекательными. Об этом рассказе и пойдёт речь в статье.

История написания

Автор написал произведение за границей. Во время происходящей Гражданской войны Куприну, выступая на стороне Белых, не удалось остаться на Родине.

Эмигрантам в те времена было тяжело: адаптация в непривычной военной среде и поиск достойной работы были не легки. Очарование красот французского Виль-д’Аврэ в 1923 году и подтолкнуло автора на работу над повествованием «Золотой Петух».

Благодаря литературе он преодолевал все сложности судьбы. Он постоянно писал, хотя и не мог знать точно, будут ли опубликованы его труды.

Стилистика золотого петуха

Рассказ содержит эмоции самого рассказчика, лирические зарисовки и наполнен сравнением и описанием.  Важное значение Куприн придает процессам внутри окружающего мира и описанием красоты природы. Реалистичность направлению придаёт детальное и четкое описание  обычного утра.

Основная идея и направление

Автор восхищается величественностью и могуществом природы – от аромата трав до петушиного крика, что обуславливает отсутствие конфликта в повествовании.  Но в конце повествования всё-таки можно уловить критическую нотку. Рассказчик критикует себя за сухое сердце и за то, что петух священно восторгается своим «золотым» богом, воспевает солнце как не может человек.

В рассказе «Золотой петух» в том и заключается идейная мысль автора: человеку трудно понять чувство созданных природой существ. Люди утрачивают ощущение радости, неделимости с окружающей их изяществом.

Композиция «Золотого Петуха» очень интересна динамичностью: с умиротворенного и эстетичного утра автор переходит на описание контраста, которым выступает крик утренней птицы. Пронзительная и сильная песня петуха оживляет всё повествование.

В конце этого рассказа резкость действий наращивается. Куприн в финале пишет о масштабности утреннего петушиного хора, о том, что вовлечено и как распространено данное явление.

И лишь с появлением утреннего солнца поток лирических размышлений прекращается. По словам автора, всё пронизано солнечным светом, никто не умел поймать момент появления солнца.

Автор подмечает, что с появлением солнца всё окрашивается в розовый или розово-золотой цвет.

Повествуя о связи песен петуха и восхода солнца, автор приходит к выводу, в котором люди, всё-таки, тревожат петуха и остается с рассуждением о происходящем.

Суть «Золотого Петуха»

Название можно интерпретировать с разных сторон.

  1. С одной стороны, Золотым Петухом автор описывает простого петуха, перья которого в лучах нежного солнца блистают, когда он начинает свою песню. Автор также называет золотыми и сами песни петуха.
  2. Вторая сторона названия взята из сравнения Золотого Петуха и дневного светила. Рассказчик сравнивает петуха, начинающего своё утро перед восходом, и солнце, также торопящегося к встрече с петухом и утром. Они схожи: являются символом пришедшего нового дня и просыпаются раньше человека.

Суть рассказа

Куприн описывает очарование и резкость петушиных песен, природу утра, главное внимание уделяя описанию первых петушиных возгласов. Автор рассуждает о том, что вызывает крик птиц: определенный день в году? Или крик петуха празднует «в честь памяти трёхсотого тысячелетия Древнего Петуха — прародителя всех петухов в мире»?

Автор настолько восхищен происходящим, что даже интересуется у одного их петухов о смысле его участия в хоре. Финал этих размышлений приводит рассказчика к выводу, что он не сможет испытать такой восторг от восхода солнца, как эта птица. Людям доступна простая радость, наслаждение приятными моментами.

Главные действующие лица рассказа

Автор  творческий и чуткий человек. Эмоционально восхищается красотой во всём. То, с какой поэтичностью описана природа наталкивает на мысль, что автор чуткий человек. Несмотря на все трудности автор всё равно радуется восходу и утру.

Петух — Птица достойная и надменная. Из-за непонимания не придает внимание на человека.  Автор описал петуха как птицу грамотную, гордую, умную и преданную своему заданию.

Солнце  Солнце автор сравнивает с богом, с  Фениксом.  Огненный шар, символизирующий начало нового дня. Дневное светило описано наряду с петушиным резким хором и играет основную роль.

Темы рассказа

  1. Очарование, контрастность и необыкновенность утра.
  2. Природа и человек. Человек несовершенен в отношениях с природой. Автор хочет донести идею о первозданном. О неделимости природных процессов.

Основная идея

Автор описал красоту, контраст и очарование природы. Также рассказчик указывает на то, что некоторые не видные взгляду природные процессы происходили веками. Основная мысль рассказа о том, то человеку нужно учиться видеть прекрасное в самом обычном.

Стилистика написания

Рассказ написан понятным языком. Составлен с помощью олицетворений, эпитетов и сравнений. Обилие и разнообразие средств литературного слога позволяет Куприну эмоционально и подробно описать природу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

Анализ эпизода А. куприна Золотой петух

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух» — характерный пример лирических зарисовок этого писателя. Сквозь все его творчество проходит образ природы, которая в художественном мире Куприна неразрывно связана с концепцией человека.

«Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр, основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы.

Сюжет этой истории довольно прост: лирический герой (личность которого в данном случае приближается к личности самого автора) повествует о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Пробудившись от яркого света и утренней свежести, герой, распахнув окно, садится на подоконник.

С каким наслаждением вдыхает он в себя ароматы растений и земли, с какой внимательностью и чуткостью наблюдает он за пробуждением всего живого. Особый трепет в сердце героя (не случайно он называет это чудом) вызывает звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе.

Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.

В описании петушиного пения как нельзя лучше проявляется концепция природы Куприна, затронутая им во многих других произведениях.

Столкновение со всем живым становится для героя (и самого автора) попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени.

Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.

Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, — это великое таинство. Все художественные средства, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль.

Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает читателю, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя. Рассказ «Золотой петух» — одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»

В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна "Золотой петух"

Коршакова А.Г.,

  • учитель русского языка
  • и литературы
  • МБОУ «Мезенская СОШ»

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна «Петух»

  1. Цели:
  2. • выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.
  3. • формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы в группах;
  4. • воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.
  5. Ход урока.

1.Вступление.

А) Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

Б) Организационный момент (повторение правил, определение ролей)

2. Индуктор

Утро… Какие слова притягивает к себе это слово? Утренние слова! Ловите!

  • 3.Чтение начала текста (ученик)
  • – Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют обдумывания?
  • ( ответы на вопросы по первой части текста, составленные учащимися дома)
  • – Как, по вашему мнению, должен завершиться данный текст?
  • 4. Разрыв
  • …Я не вдруг понял, что это пели…( магнитофонная запись «Крик петуха» )
  • – Подберите ассоциации.
  • Самоконструкция, социоконструкция.

5. Чтение остального текста учителем.(Название рассказа учащимся не сообщается)

Выразите одним словом свои впечатления. (Работа по цепочке)

6. Открытие фамилии автора.

Презентация: 1- 7 слайды

7. Восстановите последовательность микротем текста (работа в группах). Совместная проверка с использованием презентации и обсуждение итогов работы.

8 слайд – План

  1. Пробуждение человека и природы.

  2. (Непонятные звуки).

  3. Удивительное открытие

а) волшебный хор петушиного племени

б) (чудесная фуга)

4. Что случилось сегодня с петухами?

5. (Великий Золотой Петух).

6. Встреча с лошанским петухом

7. (Но разве не позволен и мне?)

Самоконструкция, социоконструкция

8. Работа в группах.

Давайте наметим маршрут дальнейшей работы. Какие слова в данном тексте чаще всего повторяются, являются ключевыми?

  1. (петух, музыка, цвет, чудо, солнце)
  2. 9 слайд – заповеди 6, 1
  3. Задание группе музыкантов:
  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»

  2. Объясните толкование незнакомых слов (9 слайд – см. гиперссылку- презентация «Музыкальный словарик», подготовленная учащимися дома)

  3. Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.

Задание группе художников:

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.

Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?

  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?

Задание группе

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».

  2. Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?

  3. Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста . Как он связан с содержание текста?

  4. Объясните значение слова «экстаз»

9.Выступление групп. (Тематические группы слов записываются учащимися на доске)

10. Самостоятельное просмотровое чтение учащимися текста статьи «Музыка солнца» (см. приложение)

Отметьте знаком «+» предложения, содержащие уже известную вам по рассказу А.И.Куприна информацию.

Что в статье показалось вам интересным, помогающим понять рассказ А.И.Куприна?

– Какие слова, словосочетания, фразы в тексте рассказа передают слияние музыки и цвета?

10 слайд – орган

11. Индуктор.

Золотой, пурпурный, розовый, мажорный, чудесный, гимн, хор, восторг, радость, старые, пожилые, молодые…

К какому слову подобраны ассоциации ? (праздник)

12.Работа со «Словарем поэтических образов» Н.Павлович

– Кто же творит чудо, превращая обыкновенный рассвет в праздник ? Кого Куприн называет чудотворцем?

( человек, племя петухов, лошанский петух, Солнце-Петух)

– Знакомство со словарем (рассказ учителя с показом некоторых страниц электронной версии словаря).

Человек живет в двух языковых мирах. Первый – это мир, в котором ценится точность и однозначность высказывания. Депутат в Думе, покупатель в магазине – все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир – это мир необычных смыслов – поэтические образы, шутки, намеки, придумывание слов, детские слова. Это мир поэтический.

В нем часто несходное становится сходным. Ни один из нас не принадлежит только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас. Словарь образов облегчает путь читателя во второй мир – поэтический. Зачем это нужно делать? Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Но любить можно только то, что понятно.

Чтобы получать радость от поэзии, наслаждаться ее чудесами, необходимо понимать поэтический язык.

– Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе.( группам раздаются ксерокопированные страницы словаря)

  • Составьте группу поэтических образов
  • (Самоконструкция. Социоконструкция)
  • 1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой
  • Певун, певец
  • Кудесник
  • Бог, божок
  • Труба иерихонская, фанфара
  • Корабль
  • Глашатай новой жизни
  • Золото
  • 2) Пение петуха – гимн
  • Богослужение, благовест
  • Огонь, костер

– Какие образы вы бы добавили, прочитав рассказ А.И.Куприна?

  1. (Петух – трубач
  2. солнцепоклонник
  3. Царь
  4. Солнце
  5. Пение петухов – фуга
  6. славословие )
  7. – А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?
  8. ( Солнце – петух
  9. музыкант, органист,
  10. Бог
  11. праотец
  12. корабль
  13. Феникс
  14. Жизнь)
  15. – Какие поэтические образы повторяются в полученных группах? (группы следует записать на доске)
  16. – С какой целью Куприн вводит в рассказ образ птицы Феникс?
  17. 11 слайд –мифологическая справка, значение образа

– Какие образы из славянских мифов, народных сказок можно было бы ввести в словарную статью? Объясните свой выбор.

  • 12 слайд – Ярила, Даждь-бог, Жар-птица
  • – Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?
  • 13. Авторское «я» в рассказе
  • 13 слайд – заповеди 2, 9
  • – В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?

– Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?

14 слайд – «А.И.Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: « Да здравствует…!» ( В.Львов-Рогачевский )

  1. 15 слайд.
  2. – Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали? (ответы по цепочке)
  3. 14. Музыкальная иллюстрация

Многие композиторы в своем творчестве пели тоже пели гимн солнцу. В русских операх «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь», А.П. Бородина и др.звучат хоры «Славься», в которых образ солнца является центральным. Существуeт и инструментальная музыка, рисующая рассвет..

– Прослушайте 3 музыкальных отрывка. Какой из прослушанных отрывков мог бы, по вашему мнению, стать музыкальной иллюстрацией к рассказу Куприна? Аргументируйте свой ответ. Напишите сочинение-миниатюру.

(С.С.Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром № 1; А.Н.Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза»; Э.Григ «Утро»; М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» и др.)

  • ( выступление по желанию)
  • 15. Рефлексия
  • Звучит крик петуха ( см. 15 слайд)
  • – Поделитесь своими впечатлениями (по цепочке, учитывая желание ребят):
  • 1. Сегодня я понял…,
  • 2. Я почувствовал…,
  • 3. Сегодня меня удивило…,

4. Сегодня было (интересно, неинтересно)…, т.к…

5. Сегодня мне было …(трудно, легко и т.д.) работать в группе, потому что…

6. Самое главное для себя я понял, когда…(слушал,читал, смотрел, сравнивал, подбирал и т.д.)…

Ссылка на основную публикацию