Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Михаил
  • Афанасьевич
  • Булгаков:
  • Образ Москвы в романе «Мастер и Маргарита»
  • Болдырева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №13»
  • г. Пскова

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

15 мая 1891 года в Киеве родился русский писатель Михаил Булгаков. Его никогда не любили критики, а собратья по перу и вовсе считали опасным провокатором. Сам же Булгаков на всё это реагировал стоически.

Оперируя на фронтах Гражданской войны, писатель насмотрелся всякого. И впоследствии стал относиться к жизни по-другому. Он делал только то, что ему нравилось, но при этом не впадал в крайности.

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Булгаков никогда ничего не откладывал, но и не заводил долгов, никогда ни с кем серьёзно не ссорился, но и за словом в карман не лез.

Идти по жизни ему помогали отличное чувство юмора, самоирония и невероятная одержимость литературным трудом. Булгаков писал всегда, даже когда его клеймили белогвардейской контрой, даже когда болел, даже когда знал, что при его жизни это никогда не напечатают. И такое упорство через годы дало свои всходы, которые очень сильно обогатили русскую литературу 20 века.

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. Читайте повести и романы Михаила Булгакова:
  2. «Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 1922)
  3. «Белая гвардия» (роман, 1922-1924)
  4. «Дьяволиада» (повесть, 1923)
  5. «Записки на манжетах» (повесть, 1923)
  6. «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
  7. «Роковые яйца» (повесть, 1924)
  8. «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
  9. «Копыто инженера» (роман, 1928-1929)
  10. «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, опубликована в 1987 году)
  11. «Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, опубликован в 1966-1967 годах)
  12. «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, опубликован в 1962 году) «Театральный роман» («Записки покойника»)
  13. (неоконченный роман (1936-1937),
  14. в СССР опубликован в 1965 году).

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

В такой атмосфере вырос талант М. Булгакова, человека –пророка и «предтечи», человека удивительно трудной судьбы, что впрочем не исключение в истории русской литературы. Красной нитью через его творчество проходят образы городов Киева и Москвы. И это не случайно, т.к. творчество писателя можно разделить на два периода: киевский и московский. Роман «Мастер и Маргарита» создавался в московский период. ” width=”640″>

Первая половина 20 века , особенно до 30-х годов, – это время глубоких потрясений, изменивших мировоззрение человека.

Разные направления в искусстве, в литературе, в живописи, невиданный доселе научный прогресс, русско-японская война, Первая мировая война, Первая русская революция – все это не могло не отразиться на творчестве писателей той эпохи.

В такой атмосфере вырос талант М. Булгакова, человека –пророка и «предтечи», человека удивительно трудной судьбы, что впрочем не исключение в истории русской литературы.

Красной нитью через его творчество проходят образы городов Киева и Москвы. И это не случайно, т.к. творчество писателя можно разделить на два периода: киевский и московский.

Роман «Мастер и Маргарита» создавался в московский период.

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Писатель ведет нас по известным местам столицы: Малая Бронная улица, Садовое кольцо, Патриаршие пруды… ” width=”640″>

Главное произведение М. Булгакова –

«Мастер и Маргарита» – стало вечным и актуальным во все времена. В нем перед нами предстают три основных мира: древнеершалаимский, потусторонний и мир Москвы 20-х годов 20 века. Число три имеет здесь магическое значение.

Москва в романе указана как герой произведения:» Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая».

Писатель ведет нас по известным местам столицы: Малая Бронная улица, Садовое кольцо, Патриаршие пруды…

Роман Булгакова в первую очередь повествует о Москве, о жизни московских

жителей, но это и образ всей страны, ее проблем, ценностей ее жителей. Москву

Булгаков показывает как сторонний наблюдатель. Мы видим столицу глазами иностранца Воланда. Наблюдая за городом, он обращает внимание на изменения, которые произошли за последние годы: появились трамваи, изменились костюмы… Но Воланда больше интересует то, что «московское народонаселение значительно изменилось» .И сатану привлекают современные пороки москвичей.

Благодаря своим сверхъестественным способностям, он каждому воздает по заслугам: кого-то наказывает, кого-то вознаграждает. Сатирического эффекта автор достигает с помощью изображения карикатурных героев. Образ величественной Москвы в глазах читателя стал как бы мельче и смешнее. Вездесущий Воланд замечает и наказывает жадность, жажду наживы.

Но его наказание не столь серьезно, он всего лишь подшучивает над ними. Вспомним его сеанс «чёрной магии с разоблачением». Каждому Воланд отмеряет свое наказание по мере того, насколько люди погрязли во лжи и обмане. Никанор Иванович Босой попадает в сумасшедший дом за хранение иностранной валюты.

Таким образом, писатель обнажает проблему того времени – хранение валюты каралось заключением в тюрьму.

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Квартирный вопрос – актуальный для москвичей

во все времена – поднимается автором, когда Алоизий Могарыч, прикинувшись другом Мастера, хочет избавиться от него и заселиться в его квартиру. Таким яавляется и Поплавский, дядя Берлиоза, задумавший получить в наследство квартиру племянника.

Смеется Булгаков и над жизнью учреждений и организаций в романе. Людей против воли заставляют петь в хоре, участвовать в различных кружках. Замечает Воланд, что работники культуры плохо воспитаны, дерзят и лгут по телефону, а кто-то вообще занимает не свое место.

Поразило Воланда и общественное питание. В ярком контрасте показаны ресторан в «Грибоедове», куда пускают только избранных, и буфет в Варьете, где осетрина почему-то «второй свежести». Кстати эти слова в советское время стали крылатой фразой.

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

И в этом слиянии с грозой образ бессмертия еще ощутимей. А в городе описание грозы все время выглядит для людей угрожающе, и, кажется, гроза имеет силу и власть над москвичами. ” width=”640″>

В романе ярко окрашены моменты грозы. Они проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых появился древний Иершалаим и это мечта о бессмертии и возмездии. С грозою сливаются Мастер и Магарита. «Уже гремит гроза, вы слышите? Темнеет.

Кони роют землю, содрагается маленький сад»,- зовет Азазелло. «Огонь!» –страшно кричит Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору на сторону. В небе прогремело весело и коротко». И маленький дом с подвалом вспыхнул пожаром. Герои сами становятся частицами грозы, пролетая над городом.

И в этом слиянии с грозой образ бессмертия еще ощутимей.

А в городе описание грозы все время выглядит для людей угрожающе, и, кажется, гроза имеет силу и власть над москвичами.

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

В описании Москвы в романе мы видим приметы времени: нарзан, папиросы «Наша марка», телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния …Эти слова присущи Москве советской, они вышли из употребления современных россиян.Но эти приметы помогают создать образ того времени.

Кроме того, в романе не раз упоминаются известные московские места: Арбат, Патриаршие пруды, Садовая улица, Тверская улица, Кремлевская стена, Каменный мост, Девичий монастырь, Москва-река, Воробьевы горы .

Образ города в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Москва настоящая и в тоже время мистическая предстает перед нами

на страницах романа. Мистическими являются не только события, происходящие с ге-роями, но и многочисленные пейзажи. Луна достаточно часто появляется на страницах романа, и все фантастические ужасные события происходят именно в момент полнолуния, когда потусторонние силы становятся могущественнее (регент после смерти Берлиоза, Римский после встречи со свитой сатаны…)

«Озером электрического света» называет автор ночную Москву (гл. «Полет»), когда Маргарита, превращаясь в ведьму, летит на бал сатаны. Такой предстает перед нами Москва булгаковская.

Жертвой московского мирра оказался Мастер, талантливый писатель, историк, непризнанный в своем отечестве гений, каковым являлся и сам Булгаков в свое время. Свободные творческие личности обречены на непонимание и забвение, если они не выпоняют идеологические заказы существующей системы.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Будет актуален всегда, поскольку проблемы, поднимаемые писателем вне времени. Проделки сатаны в Москве вряд ли изменили людей в лучшую сторону. Образ Москвы в романе тесно связан с образами людей, населяющих его.

Москва как город наложила огромный отпечаток на творчество писателя, помгла ему создать бессмертный шедевр русской литературы 20 века, именно здесь он нашел любовь, чей образ запечатлелся в романе под образом Маргариты.

Читайте также:  Сочинение: Описание дуба в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир»

Ссылки на интернет-ресурсы

http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2014-01/1389941985_ici0swtbzn2lbka.jpg

http://bgfons.com/upload/paper_texture322.jpg

http://allday1.com/imagedb/b4/f/9b4117d77a7e5e54a5bdb90132469.jpg

http://4.404content.com/1/D6/99/961409955306931499/fullsize.jpg

http://baba-deda.ru/upload/image/quick-folder/2253.jpg

http://dombulgakova.ru/wp-content/uploads/2015/04/%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg

http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/671762/main_671762_original.jpg

http://freedom-fire.ru/assets/freedomfire/images/promo-1.png

Шаблон выполнен учителем иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В.

Идея технологического приема Г.О.Аствацатурова http :// didaktor . ru / interaktivnaya – infografika – v – powerpoint – eto – vozmozhno /# more -5892

http://www.aif.ru/dontknows/infographics/mihail_bulgakov_osobye_primety_infografika АИФ

Образ города в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

«Мастер и Маргарита» – роман, известный всему миру, одно из величайших произведений М. А. Булгакова. Работу над этим романом писатель продолжал вплоть до своей смерти, но закончить, к сожалению, так и не успел. В этом произведении наряду со всеми остальными героями романа город также является персонажем, только завуалированным.

  Писатель показывает Москву не просто как место действия романа с привычными улицами, скверами и пейзажами, а как символ целой эпохи. Патриаршие пруды, Малая Бронная, Арбат, Остоженка, Спиридоновка – обыденные для любого москвича улицы становятся местом, где разворачиваются основные, порой удивительные события.

Атмосфера этих улиц наполнена таинственностью и мистикой. Они то пугающе безлюдны, то слишком оживлены потоком людей, в котором каждый спешит по своим делам, не замечая другого.

В булгаковской Москве пред нами предстают фантастические пейзажи – полнолуние, на момент которого с героями случаются ужасные события, Маргарита, которая летит на бал к сатане в обличии ведьмы.

Автор акцентирует внимание читателя на том, что в повседневной рутине жители города утратили свою индивидуальность, живя в угоду стереотипам. Все они живут по принципу «как все», не стремясь выделяться из толпы и совершенствоваться. В большинстве своем герои романа люди зависимые, не свободные. Так или иначе они зависят от тех или иных рамок, принятых обществом, инструкций или обязанностей.

В одной из глав романа автор наиболее ярко раскрывает не только образ города, но и образы его жителей. В этой главе проводится некая параллель между сюжетом романа и сюжетом Библии. На сеансе черной магии, устроенном в театре варьете Воланд искушает людей импортными вещами, деньгами и другими материальными ценностями.

Но как бы кардинально люди не изменились внешне, их натура осталась такой же эгоистичной и заботящейся лишь о материальных благах. Они настолько бедны в духовном плане, что им чужды доброта, милосердие и сочувствие. Воланда привлекают людские пороки, и он каждому дарует то, что тот заслужил, в зависимости от того, насколько человек погряз по лжи.

Кто – то заслуживает награды, а кто – то наказания.

Таким образом, Москва в романе Булгакова стала своего рода лакмусовой бумажкой с помощью которой автор показывает истинное лицо героев, их сущность, их скрытые чувства и эмоции, обличает их пороки, главными из которых являются меркантильность, пошлость и безнравственность.

← Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита
← Смысл романа Мастер и Маргарита↑ БулгаковСмысл названия повести Собачье сердце →
В чем смысл произведения Собачье сердце →

  • План рассказа Весенняя ночь Белова
    Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
  • Образ Москвы в романе Пушкина Евгений Онегин
    Москва, возможно, любимый город Пушкина, сердце страны, которое пытались завоевать все нации, воевавшие с Россией. При его жизни, столицей Российской империи был Санкт-Петербург
  • Образ и характеристика Валека (В дурном обществе, Короленко)
    Одним из ключевых героев произведения является Валек, представленный писателем в образе девятилетнего мальчика, приемного сына бродяги Тыбурция, друга главного персонажа рассказа Васи.
  • Сочинение Что такое Милосердие 9 класс 15.3 ОГЭ
    Милосердие в моем понимании означает «оказание кому-либо бескорыстной помощи и содействия», но на самом деле смысл здесь гораздо глубже – ведь речь также идет и о всепрощении.
  • Образ и характеристика Алёши Пешкова из повести Детство Горького сочинение
    В первой части своей автобиографической трилогии, Алексей Максимович Горький описывает своё детство. Алексей Пешков рано потерял отца, и детство будущего писателя прошло в семье его деда, Василия Васильевича Каширина.

17.Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем произведением, место действия в которых можно по праву назвать «действующим лицом».  Булгаковская Москва- это не просто улицы и переулки, дома и магазины, это город, образ которого сливается с образами его жителей. Перед нами предстает советская столица, отражающая нравы, устои представителей 30-х годов 20-го века…

Патриаршие пруды, Садовая, Арбат, Малая Бронная, Спиридовка, Тверская, Герцена, Остоженка — вот улицы, где произойдут необыкновенные происшествия. Они то полны людей, то пустынны, то над ними грязно голубеет выцветшее небо, то светит обманчивым светом золотая луна.

Казалось бы, пейзаж необычен, фантастичен, но действия горожан и приметы советской Москвы вполне реальны. Вот автор описывает город, живущий вечерней жизнью: в пыли пролетают , «бряцая цепями, грузовики», на платформах которых лежат люди, все окна в домах открыты, в каждом из них горит огонь под абажуром.

Но это не тот огонь и не тот абажур, которые воспевал М.А.Булгаков в романе «Белая гвардия». Смеясь над москвичами, автор показывается их стремление жить по шаблону, любить, «как все», вещи покупать, «как все», музыку слушать, «как все».

Вот почему в каждом окне горит не голубой, белый, зеленый свет в абажуре, а одинаково оранжевый. И «из всех дверей», из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывается одна и та же музыка: «хриплый рев полонеза из оперы «Евгений Онегин»».

Если бы только абажуры и любовь к «тяжелому басу», поющему «о своей любви к Татьяне» были у горожан одинаковые! Но нет, они все как один уже приучены доносить письменно и «стучать» по телефону, «никогда не разговаривать с неизвестными», проверять и перепроверять документы, испытывать страх и благоговение перед печатью на двери.

Что еще роднит жителей столицы, героев романа М. А. Булгакова, так это поголовное членство в профсоюзе, шпиономания, мечта о свободном входе в магазины для богатых и страх перед ночными арестами, последствием которых может стать высылка на Соловки.

С первых страниц романа мы понимаем, что этот город населен бездумными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивается одной фразой: «Этого не может быть».

Такие люди, как писатели ассоциации МАССОЛИТ,  не занимаются поиском истины, не стремятся к совершенствованию, потому что они знают: реальная правда — это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт. 

Булгаков высмеивает новые московские порядки. Впрочем, такие ли уж они новые? Действительно, ничего, казалось бы, не изменилось: люди ходят в театры, магазины, веселятся в ресторанах. Вот только появились машины, трамваи, да осетрина в  буфете театра подается «второй свежести».

На сеансе черной магии, который устраивают в столичном Варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, импортными вещичками, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. Горожане сильно изменились, замечает мессир, — внешне…

Но в остальном — они «люди как люди». Квартирный вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются брать взятки и прячут золотые червонцы.

Они утратили представление о добре, справедливости, а это гораздо страшнее. 

Итак,  образ Москвы, сатирически обличенный М. А. Булгаковым, помог писателю раскрыть сущность героев, населявших столицу, изобразить безнравственность, неверие, пошлость, горожан, их бездумное стремление жить, «как все».

Вика

Москва и москвичи в романе «Мастер Маргарита»

Москва в «Мастере и Маргарите» Булгакова не зря выбрана основным местом действия романа. Вторым служит Ершалаим. В древнем городе несет свои светлые идеи Иешуа, в Москве 30 годов – «гастролирует» Воланд, сокрушаясь, «что люди совсем не изменились».

Москва была в то время культурным центром, сердцем страны. Соответственно, и ее жители воплощали основные черты современников писателя, возможно именно потому Булгаков выбрал ее городом, где напишет свой великий роман мастер и куда совершит визит Воланд и его свита.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)

Изображение Москвы в романе происходит в двух плоскостях: Москва, как место действия, и Москва сатирическая, овеянная легким юмором, показана будто наизнанку.

Изображая городские пейзажи, Михаил Булгаков берет лишь те краски и полутона, которые способны не просто очертить декорации, а и подчеркнуть настроение, атмосферу романа и его героев.

Это и цвета, и ощущения, и даже запахи, как запах сирени, что перекочевывает из древнего Ершалаима в современную Москву.

Вспомним начало романа. Это май 30-х годов. Но уже стоит безумная жара. Действие начинается в «час небывало жаркого заката». Жара и раскаленная Москва вызывают ощущение тревоги, ожидание неких событий, которые не заставляют себя долго ждать.

А при встрече мастера с Маргаритой, Булгаков описывает мрачный проулок, «грязную желтую стену», тысячи идущих чужих людей, чтобы показать темное мрачное одиночество главных героев, в котором они пребывали до встречи.

Описание Москвы подчеркивает настроение героев и тонкий юмор писателя. Например, в описании «Грибоедова», как прозвали Массолитовцы пресловутый Дом Грибоедова, не может не вызвать улыбку «на дверях первой же комнаты» рисунок – «карась, попавшийся на уду».

Множество дверей со странными записями «Запись в очередь на бумагу к Поклевкиной» или «Квартирный вопрос» с большими очередями перед ними иронично обрисовывают дом творчества и бюрократию, царящую в нем. В доме литературы на самом деле нет литературы.

Лишь формальности, бумаги, бланки да «квартирные вопросы».

Становится ясно, почему таким ужасным показался мастеру этот мир пресловутого «творчества», в котором его встречает «девица со скошенными от постоянного вранья глазами», а провожает «смущенно хихикая и смотря, будто моя щека раздута флюсом» редактор.

Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита» совсем не скрывает своих недостатков и несовершенств. Так, бывший дом великого Грибоедова – теперь дом Массолита, где определяют писатель человек, или нет по наличию удостоверения, а в доме Герцена так и вовсе сделали ресторан.

Представители «Ассоциации литературы»: Берлиоз и Латунский, другие критики и «великие литераторы», настолько приземлены, что когда дело доходит до разговора о доме литературы вспоминают не творчество, а гастрономические излишества в виде «порционных судачков» и «яиц-коккот» да привилегии, что дает им «членский билет с золотой широкой каймой».

Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.

Образ Москвы в «Мастере и Маргарите» проникается нотами осуждения и сатиры, когда Булгаков показывает людей искусства и массовой культуры – представителей варьете Лиходеева, Варенуху, Римского. Степа Лиходеев пьяница и лжец.

За сою подлую натуру он будет наказан Воландом, что внезапно перенесет его в Ялту, а Варенуха и вовсе станет вампиром. Но, не смотря на то, что эти персонажи понесли справедливое наказание, их образы вызывают грусть.

Казалось бы, в самом центре великой страны представители культуры должны быть людьми как минимум моральными и одухотворенными. А на деле же мы видим шайку подлецов и трусов, которых интересует лишь свое теплое местечко да забавы.

Москва и москвичи в «Мастер и Маргарита» довольно сильно контрастируют с мастером и его внутренним миром. При этом, практически нет различий с людьми Ершалаима. И сейчас, и две тысячи лет назад, люди все так же желали обогащения, шли на поводу толпы и стремились не пропустить зрелища.

В московских главах и гастролях Воланда москвичи поддаются на искушения и ведут себя так, как и ожидает Воланд. Как ни странно, его это совсем нее радует, даже наоборот, «темных дел мастер» грустно взирает на то, как сходит с ума казавшаяся приличной публика варьете.

Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.

Михаил Булгаков в своем фантасмагорическом романе удивительно виртуозно чередует бытовые сцены с монументальными сценами Ершалаима и бала Воланда.

Так, летящая Маргарита заглядывает в окно коммунальной кухни, где за не вовремя выключенный свет ссорятся женщины. Мистическое сплетается с реальными ежедневными событиями, образы дьявола и его свиты теряются в толпе обычных москвичей.

Пожалуй, словами Воланда с ноткой грусти «Люди как люди, такие же, как и раньше» говорит о жителях Москвы сам автор.

В романе «Мастер и Маргарита» Москва 30 годов выступает основным местом действия. Город и его герои не только становятся фоном для событий романа, но и принимают участие в нем.

В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.

Здесь живет и творит мастер, здесь он встречает Маргариту, которая станет его «тайной женой и музой». Сюда прибывает Воланд, чтобы раскрыть москвичам глаза на их низменные желания. Москва в романе «Мастер и Маргарита» будто выступает отдельным персонажем. Она живет, дышит сиренью и «абрикосовой водой», меняет свое настроение вместе с героями.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Маленький принц»с результатом 10/14

Гость завершил

Тест «Маленький принц»с результатом 10/14

Гость завершил

Тест Причастиес результатом 8/11

Гость завершил

Тест «Биография Гумилева»с результатом 6/13

Гость завершил

Тест «Биография Катулла»с результатом 2/10

Гость завершил

Тест «Маленький принц»с результатом 2/14

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Недоросль»с результатом 12/18

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 15/16

Гость завершил

Тест «Маленький принц»с результатом 5/14

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Какой смысл приобретает образ города в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»? (Сочинение)

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 10.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем произведениям, в которых сцену по праву можно назвать «актером». Булгаковская Москва – это не просто улицы и переулки, дома и магазины, это город, образ которого сливается с образами его жителей. Перед нами советская столица, отражающая нравы, основы представителей 30-х годов 20 века.

Патриаршие пруды, Садовая, Арбат, Малая Бронная, Спиридовка, Тверская, Герцен, Остоженка – это улицы, где будут происходить необычные происшествия. Они либо полны людей, теперь пустынны, затем блеклое небо становится грязно-голубым над ними, либо золотая луна светит обманчивым светом.

Казалось бы, пейзаж необычный, фантастический, но действия горожан и признаки советской Москвы вполне реальны. Здесь автор описывает город, который живет вечерней жизнью: они летят в пыли, «гремят цепи, грузовики», на платформах которых лежат люди, все окна в домах открыты, в каждом из них пожар горит под абажуром.

Но это не тот огонь и абажур, который пел М.А.Булгаков в романе «Белая гвардия». Смеясь над москвичами, автор показывает свое желание жить по образцу, любить, «как все», покупать вещи, «как все», слушать музыку, «как все». Именно поэтому в каждом окне не синий, белый, зеленый свет в абажуре, а тот же оранжевый.

И «со всех дверей», со всех дверных проемов, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов раздается та же музыка: «хриплый полонез из оперы« Евгений Онегин »».

Читайте также:  Смелость и трусость в любви

Если бы только абажуры и любовь к «тяжелому басу», пение «о своей любви к Татьяне» было одинаково для горожан! Но нет, они все как один привыкли сообщать в письменной форме и «стучать» по телефону, «никогда не разговаривать с незнакомцами», проверять и перепроверять документы, страх и почтение к печати на двери.

Что еще объединяет жителей столицы, героев романа М. А. Булгакова, так это всеобщее членство в профсоюзе, шпионаж, мечта о свободном доступе к магазинам для богатых и боязнь ночных арестов, что может привести к депортации на Соловки.

С первых страниц романа мы понимаем, что этот город населен бездумными атеистами, которые верят в безраздельное торжество разума, такими как Берлиоз, который отвергает все сверхъестественное одной фразой: «Этого не может быть».

Такие люди, как писатели ассоциации MASSOLIT, не ищут правды, не стремятся к совершенству, потому что знают: настоящая правда – это престижный летний домик, отдых на курорте, изысканная еда в ресторане, вход в который не открыт для простого смертного.

Булгаков высмеивает новый московский порядок. Тем не менее, они такие новые? Действительно, казалось бы, ничего не изменилось: люди ходят в театры, в магазины, веселятся в ресторанах. Просто машины, трамваи и осетрины, появившиеся в столовой театра, подали «вторую свежесть».

На сеансе черной магии, который помощники Воланда устраивают в столичном Разнообразии, сатана соблазняет Москву деньгами, ввозит вещи, компрометирует каждого человека в отдельности и весь город в целом. Горожане сильно изменились, замечает сэр, – внешне …

Но в остальном – они “люди как люди”. Жилищная проблема, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело не в том, что герои романа не пренебрегают взятками и скрывают золотые кусочки.

Они потеряли идею добра, справедливости, и это намного хуже.

Так, образ Москвы, сатирически разоблаченный М. А. Булгаковым, помог писателю раскрыть сущность героев, населявших столицу, изобразить безнравственность, неверие, пошлость граждан, их бездумное желание жить «как все».

Московские главы в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова

Место действия

Изображение образа города Москва в романе стоит рассматривать с двух сторон. Один ракурс — это место, где происходят описываемые события. Другой — сатирический. Город с определённой долей юмора показывается автором изнутри, обнажая свою изнанку.

Михаил Булгаков при описании Москвы в «Мастере и Маргарите» для городских пейзажей использует исключительно те полутона, которые способны подчеркнуть настроение героев и атмосферу самого произведения, а не просто для очертания декораций. Сюда можно отнести и колеровку цвета, и ощущения персонажей, и запахи. Примером служит незабываемый аромат сирени, присутствующий как в майской Москве, так и в древнем городе Ершалаиме.

Если вспомнить начало произведения, то порядок действий строится в майскую жару тридцатых годов. И раскалённый город у читателя сразу вызывает какое-то чувство неопределённости и тревоги. Складывается впечатление, что очень скоро произойдут события, не вкладывающиеся в обычный уклад жизни горожан. И они действительно происходят.

При встрече же Мастера и Маргариты автор даёт описание грязной жёлтой стены в мрачном переулке и множества чужих друг другу людей. Этим Булгаков как будто подчеркнул то мрачное состояние глубокого одиночества, в котором главные персонажи произведения пребывали до встречи друг с другом.

В представлении Москвы, как места действия, прослеживается тонкий юмор Михаила Булгакова. Так, в описании Дома Грибоедова, где дислоцировались литераторы-массолитовцы, вызывают читательскую улыбку надписи и рисунки на дверях помещений:

  • «Карась, попавшийся на уду» (рисунок на двери).
  • «Запись в очередь на бумагу к Поклёвкиной».
  • «Квартирный вопрос».

А огромные очереди, собирающиеся перед ними, только подчёркивают нескрытую иронию автора, с которой он обрисовывает так называемый Дом Творчества с царящей в нём бюрократии. И понятно, что в этом литературном центре есть всё, только не литература. Ясно, что «Грибоедов» — это сосредоточение формальностей и бланков для решения «квартирных вопросов». Творчеством здесь и не пахло.

В связи с этим читатель может понять ужас, который пришлось пережить Мастеру, как творческой личности, когда он туда попал. Чего только стоит приём косой от постоянной лжи девицей, и проводы смущённо хихикающим редактором.

Массолит и Варьете

В процессе создания декораций для «Мастера и Маргариты» в московских главах Михаил Булгаков не поскупился на краски юмора, переходящего зачастую в сатиру или насмешку с дружеским сочувствием.

Москва в его романе изображена со всеми недостатками. К примеру, дом Грибоедова стал пристанищем бюрократического Массолита, а дом Герцена чиновники превратили в точку общепита.

При разговорах о Доме литературы «великие» критики и представители «Ассоциации литературы» Берлиоз с Латунским рассуждают не о проблемах творчества, а предпочитают вести разговор о гастрономии либо привилегиях членства, которые им даёт картонка «с золотой широкой каймой».

На фоне такой обстановки в литературном мире Москвы становятся понятными причины, по которым Мастер принял решение сжечь собственный роман. Незаслуженная низкопробная критика произведения, в которое вкладывалась душа, привела к столь отчаянному поступку.

Нескрываемое осуждение и откровенная сатира просматривается в моментах, связанных с описанием Булгаковым представителей массовой культуры и так называемого Варьете:

  • Лиходеева.
  • Варенуху.
  • Римского.

Так, Степан Лиходеев показан отъявленным пьяницей и откровенным лжецом. Иван Варенуха — хам и безудержный врун, а финдиректор Григорий Данилович Римский представлен верхом цинизма и равнодушия.

За свои подлые черты все они понесли наказание от Воланда:

  • Стёпа Лиходеев внезапно переносится в Ялту.
  • Варенуха превращается в вампира.
  • Григорий Римский, запуганный вампирами, попадает в психиатрическую клинику.

Но даже несмотря на то, что подлецы понесли заслуженное наказание, у читателя остаётся ощущение некоторой грусти.

И связано оно в первую очередь с тем, что не оправдывается ожидание морали и одухотворённости людей, занимающихся культурой в центре огромной страны.

На деле Булгаковым представлены не люди, радеющие за развитие и сохранение духовных ценностей, а сборище трусливых подлецов, которым важно только тёплое местечко да развлечения.

Образы москвичей

Внутренний московский мир в романе «Мастер и Маргарита» кардинально отличается от духовного содержания главного героя. В то же время при сравнении с жителями древнего Ершалаима — отличий обнаружить невозможно. Несмотря на разницу в две тысячи лет, люди не изменились — все те же реалии, всё то же желание обогатиться, требование зрелищ и стадное чувство.

Во время своих гастролей у Воланда складывается мнение, что москвичи ведут себя так, как он и ожидал — легко и предсказуемо поддаются на искушения.

Но это не приносит радости мастеру тёмных дел, а наоборот, наводит на неутешительный вывод: ничего в человеческой натуре за два тысячелетия не изменилось.

И он с грустью смотрит на сходящую с ума публику, которую так легко удалось испортить во время сцены в варьете.

Падающие сверху деньги заставляют господ забыть о приличиях и ввязываться в драки. Благовоспитанные дамы стремятся надеть диковинные платья, которые на поверку окажутся иллюзией.

И всё это происходило в тот момент, когда люди на уровне подсознания понимали, что всё происходящее фарс — цирковой номер умелого и циничного фокусника.

Но сила толпы и низменные желания привели к тому, что вопреки здравому смыслу московское общество поддалось на провокацию Воланда.

В своём романе Михаил Булгаков мастерски сумел сплести мистику с реальностью, что позволило усилить эффект восприятия повседневных жизненных событий москвичей.

Удивительной фантасмагорической презентацией является чередование сцен из московского быта и монументализма Ершалаима с балом Воланда.

Всё это булгаковское сплетение помогает читателю на контрастах лучше увидеть и понять человеческую сущность, которую не могут изменить тысячелетия эволюции: «Люди, как люди […] в общем, напоминают прежних» (цитата Воланда о жителях Москвы).

Еще статьи по роману “Мастер и Маргарита”:

Ссылка на основную публикацию