Сочинение: Описание дуба в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир»

1 отрывок – 2 том. 3 часть. 1 глава

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы.

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками.

С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.

Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков.

Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

2 отрывок – 3 глава

«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно.

Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления.

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей.

— Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Сочинение Характеристика и описание Дуба

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.

Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой.

Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались.

Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.

Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит.

Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками.

Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.   

И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав.

У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой.

Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!

Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.  

Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.

← Народная война в романе Война и мир
← Роль Пейзажа в романе Война и Мир↑ Толстой ЛевЦитаты Наполеона в романе Война и мир →
По повести Детство →

  • Сочинение про Лису (описание животного)
    С самого детства, мы встречались с образом этого животного, во многих сказках и повестях. В каждой из них, лисица символизирует собой воплощение хитрости и коварства. Стоит вспомнить известную всем сказку
  • Герои повести Гранатовый браслет Куприна сочинение
    «Гранатовый браслет» – это повесть Александра Ивановича Куприна, была написана в 1910 году.
  • Сочинение Что делает Базарова героем своего времени?
    Иван Сергеевич Тургенев, является автором произведения, Отцы и дети. Именно в нём автор показывает, своему читателю, проблемы взаимоотношения отцов и детей в конце 19 века.
  • Анализ рассказа Петька на даче Андреева
    Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира,
  • Анализ рассказа Куст сирени Куприна
    «Куст сирени» – рассказ Александра Ивановича Куприна, раскрывающий тему любви между мужем и женой. Произведение стало одной из самых известных работ писателя: его восторженно встретила критика и читатели

Описание дуба в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Время на чтение: 13 минут

  • Описание дуба занимает важное место в произведении и помогает понять, какие мысли и чувства посещали Андрея Болконского в моменты переоценки ценностей.
  • Огромное дерево с «болячками» в романе-эпопее олицетворяет человека.

Первая встреча с деревом

Дуб, о котором идёт речь, рос на краю дороги, ведущей в усадьбу. Кроме него, в лесу было много берёз, каждая из них — в несколько раз тоньше и ниже дерева-исполина.

Выступая, как талантливый художник, о размере ствола Толстой пишет, что он был «в два обхвата». Об особом отношении Льва Николаевича к этому дереву говорит описание: Толстой указывает, что кора заросла «старыми болячками».

Эпитеты, которыми автор награждает «руки и пальцы дерева»:

  • «корявые»;
  • «несимметрично-растопыренные»;
  • «неуклюжие».

О самом дубе автор пишет, что он стоял между «улыбающимися берёзами», как «старый, сердитый и презрительный урод». Все деревья радуются приходу весны, и только старик-дуб не хочет слушать пение птиц и поддаваться всеобщему ликованию. Он как будто осуждает всё живое на земле, которое смеет наслаждаться солнцем и весенним обаянием. Такова неприглядная характеристика дуба.

Автор вкладывает в слова старого раскидистого дерева монолог, из которого следует, что всё хорошее, приходящее с весной, — всего лишь обман.

Глупо желать счастья, любви, и все, кто надеется на лучшее, — беспросветные глупцы. Кажется, что дерево сетует на свою непривлекательность.

Ободранные и обломанные «пальцы», выросшие отовсюду, не могут способствовать радостному настрою. Дубу ничего не остаётся, как безмолвно сетовать на свою участь. Но он не одинок — поодаль растут почерневшие ели, которые писатель характеризует такими эпитетами:

  • «мёртвые»;
  • «задавленные»;
  • «одинокие».

Когда Андрей увидел старое раскидистое дерево, он почувствовал, что ему нужно постоять рядом, побыть наедине с дубом. Князь распорядился, чтобы карету остановили.

Выйдя из неё, он попросил кучера распрячь лошадь, чтобы она могла набраться сил для дальнейшей дороги.

Необходимость в уединении нужна была не для того, чтобы полюбоваться на дерево: Андрей хотел разобраться в себе и своих мыслях, понять, чего ему хочется и как жить дальше.

Лакей с кучером повиновались и нашли неподалёку место, где лошадь могла пастись. Болконский не спеша подошёл к дубу, осторожно дотронулся до его тёплой, морщинистой коры. Проведя по стволу рукой, он почувствовал, насколько право безмолвное дерево, выражающее всем своим видом укор весеннему ликованию.

Весна, женщины, любовное опьянение, радость бытия — всего этого нет, люди придумали себе иллюзию и упиваются ею.

Сомнения и эксперимент князя

Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался.

Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение.

Читайте также:  Городничий в комедии Гоголя «Ревизор»

Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу.

Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена.

Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно.

Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней.

Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

Сочинение Описание Дуба в романе Война и мир Толстого

При описании внутреннего состояния Андрея Болконского Л.Н. Толстой использует образ дуба.

Князь Болконский встречает дуб во время сложного для него жизненного периода. В это время  Андрей разочаровывается во всем, что было важно и значимо – в Наполеоне, в войне, а также в себе и собственных идеалах. Болконский еще довольно молод, но за его плечами жизнь, которая была полна событий и эмоций, он лицезрел разные грани как мира, так и войны.

Герой пребывает в ясном убеждении, что жизнь безвозвратно прошла и дальнейшее существование лишено смысла.  В безжизненном дереве Болконский видит родственную душу и отражение своего внутреннего состояния. Этот мрачный дуб заставляет героя переосмыслить прожитые им события.

Однако ни воспоминания, ни прелесть наступающей весны не способны пробудить в Болконском желание жить.

Само приведенное писателем описание дуба позволяет читателю понять, почему именно в этом старом безжизненном дереве Болконский обнаруживает единственного союзника, хотя природа вокруг расцветает и живет.

«Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками». Из этого описания читатель может сделать вывод, что дуб подобно герою видел и пережил многое.

Больная кора дерева, его нелепость, неуклюжесть и все его состояние показывают обреченность, бессилие и  разочарование в жизни. Автор олицетворяет дерево. Дуб, как  человек,  обладает пальцами  и руками, которые автор называет «неуклюже, несимметрично растопыренными» и  «корявыми».

Описываемый дуб растет на краю дороги, что показывает его отчужденность и одиночество. Автор называет его «презрительным уродом», который выглядит уныло и мрачно посреди «улыбающихся» берез.

Однако когда Андрей Болконский встречает дуб во второй раз, мы уже не видим болячек, ран, усталости и обреченности дуба.

Болконский сначала не узнает дерево, вызвавшее у него столько мыслей и переживаний во время первой встречи – настолько свежим выглядит его зеленый шатер, а молодая поросль  и сочные листья говорят о жажде жить полноценной насыщенной жизнью.

Именно этот дуб, который на этот раз полон сил, пробуждает в Андрее самые светлые воспоминания и вселяет чувство радости и стремление к обновлению. Болконский решает, что его жизнь продолжается и ощущает себя готовым к новому жизненному этапу. Так дуб показывает возрождение главного центрального персонажа.

Описание противоположных состояний дерева позволяет читателю понять внутреннее состояние князя Андрея Болконского в разные периоды его жизни. Вместе с этим сам дуб является персонажем романа, благодаря которому Болконский приходит к переосмыслению собственной  жизни и возрождению.

Несколько интересных сочинений

  • Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина сочинение
    Главной темой в произведениях Михаила Пришвина является взаимоотношение человека с природой. Действие сказки-были, в основном, происходит на болоте, которое автор называет «кладовой солнца» за то, что оно хранит немало богатст
  • Герои произведения Доктор Живаго Пастернака (характеристика)
    Произведение является автобиографической прозой, создаваемой на протяжении десятилетия, награжденной Нобелевской премией.
  • Анализ рассказа Суламифь Куприна сочинение
    Произведение Ф.И. Куприна «Суламифь» повествует нам не только о мудром и справедливом правителе Соломоне, который прославился своим богатствам, но и знающим толк в любви. На тот момент, когда он встретил свою настоящую любовь ему было уже за сорок
  • Сочинение повествование Как я однажды…
    Зима-замечательное время. Каждый школьник ждет наступления зимних каникул, чтобы наконец-то встретится с друзьями, погулять и отдохнуть. Зима в этом году получилась на славу снежной и не сильно холодной. И вот однажды мы с друзьями сидели вместе и
  • Сочинение Почему между родными возникает вражда
    Люди очень часто не ценят того, что они имеют. Часто ругаются, ссорятся, неправильно расставляют приоритеты. Самые страшные ссоры возникают между родственниками, ведь недопонимание может привести к вражде на всю жизнь.

Описание и характеристика Дуба (Война и мир)

Проблема одиночества и поиска смысла жизни волновала Льва Толстого всю жизнь, отразилась полной мерой в его творчестве.

Автор создал описание и образ дуба в романе «Война и мир» чтобы передать состояние Андрея Болконского в период переоценки жизненных ценностей. Обстоятельства меняют внутренний мир человека, иногда выворачивают душу наизнанку.

2 том. 3 часть. 1 глава (1 отрывок)

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы.

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками.

С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.

Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков.

Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

3 глава (2 отрывок)

«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно.

Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления.

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей.

— Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Вдовец, отец, хозяин

Два года прошло после Аустерлицкого сражения, князь Андрей вдовствовал в Лысых Горах с маленьким сыном, отцом и сестрой. Иногда ему приходилось выезжать по делам в имения Коленьки, так как он был законным опекуном мальчика.

Болконский отошел от военных дел, сделался передовым хозяином. В некоторых деревнях князь перевел крестьян в статус вольных хлебопашцев. В других имениях заменил крепостную повинность барщины оброком. Новшества благоприятно влияли на доходы семьи.

В свободное время Болконский много читал, вел записи о причинах поражения русских солдат в войне с Наполеоном. Ничто не тешило душу тридцатиоднолетнего мужчины. Эмоциональная сторона бытия не вписывалась в его распорядок дня.

Весенний лес

Дорога лежала в Рязанскую губернию, надо было проверить дела в деревнях сына. Весна 1809 года выдалась теплой, Андрей безразлично рассматривал зеленую траву, молодые почки на деревьях, которые выглядели особенно красиво на фоне яркого синего неба.

Читайте также:  Постмодернизм: характеристика явления

В березовой роще было особенно тепло, здесь отсутствовал ветер, становилось жарко, хотя раннее под мостом видно было остатки снега. Лиловые цветы, украшавшие поляны, вселяли веру в весеннюю пору. Лошади потели, а птицы и люди на козлах радовались смене поры года.

Князь не понимал причины человеческой радости. Он думал о дубе, который стоял у дороги.

Как выглядел дуб после зимы

Дерево по возрасту было намного старше тех берез, что его окружали, потому что ствол необъятный, и высота вдвое превышала высоту берез. Старые ветки оказались обломанными много лет назад, на их месте торчали уродливые искалеченные суки, как символ богатого душевного опыта.

Не раз дуб терял местами свою кору, которая зарастала мхом, как древние раны, свидетельствующие о том, что дереву пришлось многое пережить. С возрастом симметрия утратила свои линии, дерево выглядело неуклюжим, старческим уродом на фоне молодых берез, радовавшихся приходу весны:

«Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами».

Что общее было между дубом и князем Болконским

Андрей представлял, как возмущается дерево по поводу всеобщего веселья.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья».

Герой, как встретившийся ему дуб, чувствует себя чужим среди радостных лиц окружающих. Он потерял жену два года назад, боль утраты оставила след в его душе, напоминающий ободранную кору на стволе дерева. Офицер пережил поражения русской армии в сражениях под Шангребеном и Аустерлицем, пропустил через себя унижение в плену, разочарование в авторитете Наполеона.

Душа Болконского, как этот дуб, была изуродована испытаниями судьбы, радость окружающих он воспринимал, как лицемерие, а счастье, как несуществующую категорию мировосприятия. Эмоционально мужчина чувствовал опустошение. Жизнь, любовь и радость казались недоступными в силу возраста и горького жизненного опыта.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

Герой решил, что его удел – дожить года, предопределенные господом, избегая искушений, спокойно, не злясь, не тревожась, в отличие от всего мира. Как дуб, который не принимает весенние правила, стоит, не покрываясь яркой листвой.

Образ дуба летом

Рязанские дела требовали встречи с Ильей Николаевичем Ростовым. Князь нашел графа в Отрадном. Пришлось провести в имении одну июньскую ночь. Наташа Ростова взбудоражила воображение Болконского, пребывающего в унынии. Девушка так естественно, так восторженно любовалась началом лета, что в душе героя задребезжала неосознанная им надежда.

Дорога домой снова лежала мимо протестующего дуба, который весной оставался невозмутимым и равнодушным к всеобщему пробуждению. Лес смыкался над головой густой кромкой. Андрею хотелось увидеть своего немого единомышленника, он пристально вглядывался в левую сторону рощи.

Вдруг поймал себя на том, что невольно любуется тем дубом, мрачный образ которого хочет найти. Удивительно, как преобразилось древнее дерево. Вечернее солнышко согревало налитую сочно зеленью крону, которая мило шумела, колыхаемая легким ветерком.

Молодая листва успешно покрыла собой все изъяны старого ствола, омолодив его собой. Жизнеутверждающее состояние дуба передалось Болконскому. В памяти мелькали победоносные моменты, небо под Аустерлицем в момент ранения, лицо ушедшей Лизы и счастливая девочка Наташа Ростова, чей образ вызывал желание радоваться всему, что есть прекрасного вокруг.

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей».

Дуб, как символ возрождения

Лев Толстой, писатель и гуманист, ценил жизнь во всех ее проявлениях. Природные пейзажи в его произведениях всегда побуждают желание жить и само утверждаться. Болконский понял, как много может он дать обществу, поделиться опытом и знаниями, полученными в боях, которые нельзя предать забвению.

Князь кардинально меняет жизнь, пытается создать новый военный устав, учесть ошибки минувших сражений, повысить боеготовность государства. Вместе с министром Сперанским они ведут работу по армейскими реформами. Начинается новый этап жизни князя Болконского. Росток романтического влечения к юной Наташе пустил свои корни в душе молодого мужчины, чтобы заполнить образовавшуюся там пустоту.

Описание дуба в романе Война и мир – характеристика дерева, олицетворение

Первая встреча с деревом

Дуб, о котором идёт речь, рос на краю дороги, ведущей в усадьбу. Кроме него, в лесу было много берёз, каждая из них — в несколько раз тоньше и ниже дерева-исполина.

Выступая, как талантливый художник, о размере ствола Толстой пишет, что он был «в два обхвата». Об особом отношении Льва Николаевича к этому дереву говорит описание: Толстой указывает, что кора заросла «старыми болячками».

Эпитеты, которыми автор награждает «руки и пальцы дерева»:

  • «корявые»;
  • «несимметрично-растопыренные»;
  • «неуклюжие».

О самом дубе автор пишет, что он стоял между «улыбающимися берёзами», как «старый, сердитый и презрительный урод». Все деревья радуются приходу весны, и только старик-дуб не хочет слушать пение птиц и поддаваться всеобщему ликованию. Он как будто осуждает всё живое на земле, которое смеет наслаждаться солнцем и весенним обаянием. Такова неприглядная характеристика дуба.

Автор вкладывает в слова старого раскидистого дерева монолог, из которого следует, что всё хорошее, приходящее с весной, — всего лишь обман.

Глупо желать счастья, любви, и все, кто надеется на лучшее, — беспросветные глупцы. Кажется, что дерево сетует на свою непривлекательность.

  Сочинение ЕГЭ” Проблема роли отца в жизни человека”

Ободранные и обломанные «пальцы», выросшие отовсюду, не могут способствовать радостному настрою. Дубу ничего не остаётся, как безмолвно сетовать на свою участь. Но он не одинок — поодаль растут почерневшие ели, которые писатель характеризует такими эпитетами:

  • «мёртвые»;
  • «задавленные»;
  • «одинокие».

Когда Андрей увидел старое раскидистое дерево, он почувствовал, что ему нужно постоять рядом, побыть наедине с дубом. Князь распорядился, чтобы карету остановили.

Выйдя из неё, он попросил кучера распрячь лошадь, чтобы она могла набраться сил для дальнейшей дороги.

Необходимость в уединении нужна была не для того, чтобы полюбоваться на дерево: Андрей хотел разобраться в себе и своих мыслях, понять, чего ему хочется и как жить дальше.

Лакей с кучером повиновались и нашли неподалёку место, где лошадь могла пастись. Болконский не спеша подошёл к дубу, осторожно дотронулся до его тёплой, морщинистой коры. Проведя по стволу рукой, он почувствовал, насколько право безмолвное дерево, выражающее всем своим видом укор весеннему ликованию.

Весна, женщины, любовное опьянение, радость бытия — всего этого нет, люди придумали себе иллюзию и упиваются ею.

Сочинение Характеристика и описание Дуба

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.

Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой.

Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались.

Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.

Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит.

Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками.

Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.

И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав.

У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой.

Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!

Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.

Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.

Сомнения и эксперимент князя

Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался.

Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение.

Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу.

Читайте также:  Краткая биография Сергея Есенина: жизнь и творчество

Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена.

Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно.

Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней.

Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

Образ дуба в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

1. Восхищение весенним возрождением. 2. Внутренний мир героя.

3. Целительная сила природы.

Что не знаю сам, что буду Петь, но только песня зреет. А. А. Фет

В своем творчестве Л. Н. Толстой обращается к разным граням личности для того, чтобы составить ее наиболее полный портрет. Это могут быть мало уловимые движения лица: улыбка или блеск глаз.

При описании же внутреннего состояния героя важно не только эмоции, но и внешние их проявления. Толстой находит другие черты, способные показать нам его???”диалектику души”, термин, который использовал Н. Г.

Чернышевский при характеристике произведений великого писателя.

В своем сочинении я остановлюсь на образе дуба из романа “Война и мир”, который помогает нам приоткрыть душевное состояние князя Андрея Болконского. Это дерево Андрей встречает на своем пути перед тем как попадает в имение Ростовых, Отрадное.

За плечами у князя может и небольшая по времени, но насыщенная по содержанию жизнь. Он видел все грани того, к чему в своем произведении обращается писатель: миру и войне. Из такого странствия Болконский вынес твердое убеждение в том, что жизнь кончена.

“Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!” Увиденное дерево заставляет Болконского вновь взглянуть на пройденный им путь. Но и воспоминания не меняют его отношения к себе.

Прелесть весны не воскрешает в нем прекрасных мгновений и не дает свежего дуновения новой жизни.

Однако писатель, обращаясь к такому путешествию, которое Болконский затеял в Богучарово по делам сына, показывает, что именно этот дуб становится своеобразной поворотной точкой в судьбе одного из главных героев. Князь Андрей же не понимает, чему может так радоваться его, кучер Петр. И единственный, кого он находит себе в союзники, это старый дуб, который “вероятно в десять раз старше берез”.

Именно он еще более утвердил Болконского во мнении, что “ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Само описание дерева, которое приводит в произведении писатель, помогает нам понять, почему князь Андрей воспринял его как единственного союзника в этой красоте весеннего сказочного леса.

“Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренны-ми, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.

Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”.

Из этого описания следует, что дуб тоже многое видел в жизни. А из такой нелегкой борьбы он вынес не только разочарование, но и раны, о которых говорят болячки на его коре.

При описании этой картины Толстой ловко использует один прием. Писатель показывает, что встретились две родные души, которые смогли противостоять общему веселью. Однако же они все равно остаются одинокими: дуб – в этой лесу, Андрей – в жизни.

От того, что две родные души закрылись от света и других, ничего не изменится. Ведь жизнь продолжается… Она привносит новые события и впечатления, которые постепенно затмевают любую грусть. Таким существом для князя Андрея Болконского становится Наташа Ростова.

Он поражен ее искренней радостью и восхищением, тем, что окружает нас в жизни. Она так. непосредственно и без лукавства радуется обыкновенной ночи. “Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!..

Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!” В этом случае девушка становится не союзником, а можно сказать, противником князя Андрея.

И это дает свой эффект. Болконский начинает задумываться над тем, что и повседневные, с первого раза неприметные вещи могут радовать человека.

  • Он понимает, что простые предметы и явления природы такие, как луна, могут окрылять.
  • Может именно в этот момент князь Андрей понимает, чему весь день так радовалась Наташа.
  • “В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул”.

Когда он возвращается, едет из Отрадного, то начинает обращать внимание на то, что его окружает. Это уже не восторженность и своеобразная весенняя пробужденность природы. Весна давно вступила в свои права, на дворе – лето.

И в этот момент князь Андрей никак не может найти того, с кем был недавно так одинок в царстве просыпающейся природы. Образ дуба в произведении играет большую роль. Ведь именно глазами Болконского показано данное дерево. В нем он находит союзника своей души и мыслей, своей пройденной жизни.

Автор использует данный образ для того, чтобы не через реплики приоткрыть внутренний мир персонажа. Князь Андрей, такой герой, который не говорит о своих тревогах и опасениях напрямую. Только с Пьером он может себе позволить немного пооткровенничать.

В этот переломный момент, когда друга нет рядом, именно через описание дерева мы поняли то, что творилось, и какие кардинальные изменения произошли в душе Болконского.

Он, словно этот дуб, ожил под теплым солнцем и мог радоваться летним дням, как те березы, которые снова повстречались ему на пути. Наташа своими восхищениями у окна только дала толчок тому, чтобы в князе Андрее вспыхнул огонек.

Но укрепился герой в своем мнении только в тот момент, когда вновь увидел тот корявый и “печальный” дуб.

Дерево словно само радовалось жизни, которую перед ним открыла весна, и Андрей “сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца”. Новая листва скрыла болячки и раны.

Так и Болконский подумал, наверное, что его душевные раны тоже могут зарубцеваться.

Поэтому он сможет не только как этот дуб преобразиться, но и начать жизнь с нового листа. Дерево словно своим примером показывало то, что горе и недоверие можно переступить, как это сделал он сам.

При последовательном описании дуба автор словно показывает ступени возрождения героя. Во-первых, стоит впустить в себя то новое, что окружает нас.

Это позволит не только скрыть внешние изъяны, но и убедить себя в том, что горе останется позади.

Во-вторых, самое главное, что ты сам сможешь сделать так, чтобы все вокруг тебя двигалось и оживало: “Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их”. И все эти этапы вместе с дубом и проходит Болконский.

  Сочинение на тему Осень в лесу (2, 3, 4, 5, 6 класс)

“”Да, это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему”.

И в памяти молодого человека, ведь Андрею только тридцать один год, начали всплывать только приятные моменты его жизни, которые словно говорили о том, что он может идти вперед и при этом опираться не только на темные и мрачные, но и светлые мгновения.

Болконский словно понимает, что именно обновление и восхищение жизнью позволяют смело идти вперед к новым вершинам, а не прятать свою молодость и талант за “корой с болячками”.

Он должен жить не только для себя, но и для других так, чтобы они тоже смогли рассмотреть в нем то лучшее, что пряталось долгое время, “…чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!” Так встреча с дубом стала тем поворотным моментом, который показал и утвердил главного героя во мнении о том, что можно начать жизнь с чистого листа. А окружающие, возможно, помогут ему в этом, так как во время своего пробуждения он вспоминает Пьера, девочку и теперь этот воскресший дуб.

Так образ дуба в повествовании играет несколько ролей. Он не только приоткрывает нам завесу тайны над внутренним миром героя, но и является персонажем, который находит свой путь возрождения князя Андрея Болконского к новой прекрасной жизни. В то же время образ дуба дает возможность автору показать нам те качества героя, которые нельзя было бы показать через описание внешности.

Ссылка на основную публикацию