Система образов в романе «Герой нашего времени»

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Глава пятая

ГЕРОЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ РОМАНА

Система образов «Героя нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена прежде всего раскрытию центрального персонажа, в чем есть определенный отзвук романтической поэтики.

Однако второстепенные действующие лица имеют и вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы, что соответствует реалистическим принципам изображения.

Тем не менее в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма.

«Бэла». Они уже не походят на романтических героев, скажем, А. Бестужева-Марлинского, в которых все необыкновенно, начиная с внешности, кончая их страстями и поступками. Однако в них есть, как утверждал Ап. Григорьев, что-то от «дико бушующих страстей «Аммалат-Бека» и «Муллы-Нура».

Но Марлинский и другие писатели-романтики, изображая исключительных героев, наделяли их столь же исключительным обликом, необычайной яркостью, красотой или, по контрасту, уродством (ср. в юношеском романе Лермонтова «Вадим» описание «ангела» Ольги и «демона» Вадима). В создании образов «Героя нашего времени» Лермонтов идет принципиально иным путем.

Он дает в них сплав обычной внешней повседневности с внутренней, постепенно раскрываемой исключительностью.

В первоначальной характеристике Казбича, которую ему дает Максим Максимыч, нет ни приподнятости, ни нарочитой сниженности: «Он, знаете, был не то чтоб мирной, не то чтоб не мирной. Подозрений на него было много, хотя он ни в какой шалости не был замешан».

И затем упоминается о таком будничном занятии Казбича, как продажа баранов, хотя вскользь замечается, что торговаться он не любил; говорится о его неказистом наряде, хотя и обращается внимание на его пристрастие к богатому оружию и своему коню.

Правда, Максим Максимыч отмечает, что «рожа у него была самая разбойничья», но последующая расшифровка пристрастного этого определения ничего не оставляет в нем ни от высокого («разбойничья»), ни от низкого («рожа»): оказывается, Казбич был «маленький, сухой, широкоплечий».

В дальнейшем образ Казбича получает свое раскрытие в острых сюжетных ситуациях, демонстрирующих его действенную, волевую, дико-порывистую натуру.

Но и эти внутренние качества Лермонтов всем ходом повествования обосновывает в значительной мере реалистически, вскрывая их связь с обычаями и правилами, господствующими в реальной жизни горцев («по-ихнему… он был совершенно прав»). В то же время, по верному замечанию Е.

Михайловой, «типы горцев у Лермонтова не превращались в воплощение любопытных этнографических изысканий…». В них он «вкладывал какой-то отблеск своей мечты о человеке сильном, свободном и цельном»1.

В целом же Лермонтов решительно отказывается от романтической, руссоистско-байронической традиции в обрисовке горцев как гармонических «детей природы», реалистически осваивая и эти «экзотические» пласты современной ему действительности.

Бэла, Казбич, Азамат — это не только разновидности естественного человека, но и сложные, противоречивые характеры.

Рисуя их ярко выраженные общечеловеческие качества, глубину чувств, силу страстей, активную действенность, цельность натуры, Лермонтов показывает и присущую им социально-видовую ограниченность, обусловленную патриархальной неразвитостью их жизни.

Их гармония со средой, которой так не хватает Печорину, основывается на силе обычаев, традиций, а не на развитом самосознании, и в этом одна из причин хрупкости и недолговечности этой гармонии в столкновении с «цивилизацией».

Образам горцев во многом противостоит глубоко реалистический в своей основе художественный тип Максима Максимыча.

Нередко художественные функции этого образа сводятся к чисто «служебному» назначению: с одной стороны, служить реалистическим противовесом образам горцев с их элементами внутренней романтики, а с другой — способствовать наиболее пластичной подаче образа главного героя. С этой целью, по мнению Б.

Эйхенбаума, оказалось необходимым «вложить первоначальные сведения о Печорине в уста особого рассказчика — человека хорошо осведомленного и доброжелательного, но постороннего по духу и воспитанию; это привело к появлению Максима Максимыча»2.

из значительнейших образов-типов в лермонтовском романе. Образ Максима Максимыча — этап в постижении русской литературой характера, близкого к народному. Это, по определению Белинского, «тип чисто русский» (IV, 205).

И, видимо, не случайно Максим Максимыч — единственный персонаж, сопутствующий Печорину на протяжении всего романа (исключая новеллу «Тамань»).

Только Печорин и Максим Максимыч являются сквозными персонажами в «Герое нашего времени», представляя собою как бы структурно-художественные полюсы романа.

Максим Максимыч — чрезвычайно емкий художественный образ. С одной стороны, это ярко очерченный конкретно-исторический и социальный тип, с другой — один из коренных русских национальных характеров.

Этот образ по его «самобытности и чисто русскому духу» Белинский ставил в один ряд с образами мировой литературы. По словам критика, у него «чудесная душа, золотое сердце». Он необыкновенно человечен, ему присуще неподдельное участие в судьбах окружающих людей.

Он наделен даром сочувствия и сопереживания, в нем нет и тени эгоизма.

Недаром время от времени истолкователи лермонтовского романа, сопоставляя Печорина с Максимом Максимычем, делали заключение о том, что с наибольшей полнотой авторский идеал человека выражен не в раздвоенно-противоречивом индивидуалисте Печорине, а в цельной и глубоко человечной натуре Максима Максимыча.

Но так ли это? Ведь тот же Белинский, так высоко ценивший Максима Максимыча и как художественный образ, и как характер, обращал внимание и на другую его сторону — ограниченность его умственного кругозора, инертность, патриархальность его воззрений (IV, 205). В отличие от Печорина Максим Максимыч почти полностью лишен личностного самосознания, критического отношения к существующей действительности, он пассивно приемлет ее такой, как она есть, не рассуждая выполняет свой «долг».

Характер Максима Максимыча не так гармоничен и целен, как представляется на первый взгляд, и он неосознанно драматичен в своей внутренней раздвоенности.

С одной стороны, этот образ — воплощение лучших национальных качеств русского народа, его человеческих сущностных сил, а с другой — его исторической ограниченности на определенном этапе развития, косной силы вековых традиций и привычек, невольно служившей опорой для самодержавно-деспотической власти.

В этом плане символичны превращения Максима Максимыча, который инстинктом человека, близкого к народу, «понимает все человеческое» (Белинский), в представителя иерархического порядка.

Вот Максим Максимыч, надев эполеты и шпагу, приходит к Печорину получить объяснения по поводу похищения Бэлы и на его добродушное приветствие отвечает: «Извините! Я не Максим Максимыч: я штабс-капитан». После встречи Максима Максимыча с Печориным на «большой дороге» странствующий офицер говорит: «Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном».

Многое связывает в романе Печорина и Максима Максимыча, каждый по-своему высоко ценит другого, и в то же время они во многом антиподы.

И в том и в другом многое чрезвычайно близко автору, но ни один из них, взятый в отдельности, не выражает полностью лермонтовский идеал; больше того, что-то в каждом из них неприемлемо для автора (эгоцентризм Печорина, ограниченность Максима Максимыча и т. д.). «Трагическое осознание неслиянности и нераздельности» (А.

Блок) правд Печорина и Максима Максимыча явилось своеобразным полифоническим отражением драматических отношений передовой дворянской интеллигенции и народа в самодержавно-крепостнической России 1830-х гг., их глубокого внутреннего единства и разобщенности.

«Личность вне народа есть призрак, но и народ вне личности тоже призрак. Одно условливается другим. Народ — почва, хранящая жизненные соки всякого развития; личность — цвет и плод этой почвы» (X, 368).

И это обусловлено тем, полагал критик, что из всех социально-видовых групп, включая сюда сословия и классы, народ наименее кастово ограничен, в наибольшей степени воплощает в себе общечеловеческое, родовое начало, как отдельный человек — начало индивидуальное.

«Что личность в отношении к идее человека, — писал он, — то в отношении к идее человечества. Другими словами: народность суть личности человечества» (X, 28—29).

Поэтому как личности для ее развития необходимо наиболее полное усвоение опыта народного и общечеловеческого, так народу и его представителям — развитие и углубление личностного самосознания.

Образы романа "Герой нашего времени"

Статья для написания сочинения на тему: “Образная система романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»”

Решая поставленную перед собой задачу – изобразить историю души человеческой, Лермонтов использует разнообразные художественные средства. Система образов, в центре которой находится главный герой – Григорий Александрович Печорин, построена так, чтобы под разными углами зрения осветить центральный персонаж.

Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным его психологией, национальностью, возрастом, социальной принадлежностью.

Все они вполне реалистические образы, а их взаимодействие с Печориным необходимо для характеристики главного героя: каждый из них открывает нечто новое в его характере, углубляет и обогащает его образ.

Максим Максимыч

Один из важнейших персонажей романа – штабс-капитан Максим Максимыч. Белинский писал, что читатели от души полюбят этого простого, доброго человека. Максим Максимыч беззаветно предан своему делу, и это является типичной чертой «маленького человека».

«Для него «жить» – значит служить, и служить на Кавказе…» – писал Белинский о штабс-капитане. Он давно живет на Кавказе и прекрасно знаком с обычаями и нравами горцев. Ему также свойственна некая сентиментальность: при встрече с Печориным после многолетней разлуки у него на глазах выступают слезы.

Однако, несмотря на взаимную искреннюю симпатию Максима Максимыча к Печорину, он не понимает и никогда не поймет своего друга. Штабс-капитан, проще относящийся к жизни, не склонен к глубокому самоанализу. Он относится к типу «простого человека». Печорин же личность рефлексирующая, раздвоенная.

Он хорошо образован, мыслит критически и способен вступить в открытый конфликт с обществом. Максим Максимыч, напротив, не противостоит обществу. Именно такой человек является опорой всей государственной системы, и в нем, а не в Печорине, Николай I хотел видеть «героя времени».

Максим Максимыч всегда будет преданно, не рассуждая, выполнять все приказы «сверху».

Портрет поколения раскрывается не только благодаря образу Печорина, составленного, как сказано в предисловии, из пороков его времени. Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем этого времени.

Читайте также:  Антиробинзонада «повелитель мух» у. голдинга

Грушницкий

Как один из типичных представителей изображаемой эпохи воспринимается Грушницкий. Склонный к романтизации жизни, он любит производить эффект. В одной из дневниковых записей Печорин вспоминает о его безрассудной храбрости: «…

Я его видел в деле: он махает шапкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..» Грушницкий «часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям…

» Как и многие юноши того времени, Грушницкий старается выглядеть старше своих лет. По природе веселый и не знающий истинной скуки, он играет роль разочарованного человека. Тогда как Печорин – это, действительно, человек, скрывающий мучительную тоску и неудовлетворенность собственной жизнью.

Разгадав истинную суть характера Грушницкого, Печорин подсмеивается над ним.Желание молодого юнкера играть чужую, несвойственную ему роль оборачивается настоящей трагедией для него: приводит его к обману, к нечестной игре и, наконец, к гибели.

Его подводит ложное самолюбие: он в действительности мог бы отказаться от дуэли и сохранить себе жизнь. Однако Грушницкий становится жертвой придуманной им роли, которая разрушает его.

Вернер

Если Грушницкий предстает перед читателем как пародия на Печорина, то Вернер сопоставляется с ним как человек, близкий ему. История взаимоотношений «героя времени» и доктора – это история несостоявшейся истинной дружбы людей, родственных духовно и интеллектуально.

Если о духовной общности Печорина и Максима Максимыча не могло быть и речи, то с доктором Вернером его сближает очень многое. У Вернера не складываются отношения с обществом: его соперники распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих пациентов, и после этого многие отказались от его услуг. Доктор остроумен, способен зло высмеять пороки человека в своих эпиграммах.

Ему присущ скептический взгляд на жизнь: единственное, в чем он убежден, – это его собственная смерть.

Все это роднит доктора с Печориным. Они оба скрывают томящую их тоску под маской непринужденности, подвергают сомнению способность человека любить и сострадать другим. Однако их собственный эгоизм обрекает их на одиночество. Их трагедия в том, что «приличием стянутые маски» в конце концов прирастают к лицам, уродуют души.

Печорин и Вернер панически боятся проявления своих человеческих чувств. Так, в суете дуэли они напряженно и старательно скрывают свои эмоции: страх, сожаление, даже отвращение к происходящему. Но есть между доктором и «героем времени» различия. Вернер пассивен: он беден, мечтает о деньгах, но ничего не делает для того, чтобы их получить.

Тогда как Печорин бешено стремится обрести удовлетворение в жизни. Портрет Вернера указывает на внутренние противоречия в характере, некий трагический конфликт. Он был слаб и худ, но голова у него была большая, череп неровен и бугрист; одна нога была короче другой. Однако его глаза старались проникнуть в душу человека, в самую ее суть.

Надо заметить, что Печорин также стремится прорваться за внешнюю маску своих собеседников, увидеть их истинные лица.

Женские образы в романе: Бэла, ундина, княжна Мэри, Вера

Женские образы романа помогают читателю понять отношение главного героя к любви. На протяжении романа он встречается с женщинами в разных ситуациях: среди вольной и дикой природы, на минеральных водах, в скверном городишке Тамань.

Первой перед читателями предстает кавказская девушка Бэла. Ее характер не лишен таких национальных черт, как гордость и чувство собственного достоинства. Обидевшись на отсутствие Печорина, Бэла говорит, что она не раба его, а княжеская дочь и сама способна решить свою судьбу.

Максим Максимыч особенно выделяет в облике Бэлы ее черные, как у серны, глаза. Она любит Печорина страстно, всем сердцем, но его чувство к ней неглубоко и несерьезно. Бела вскоре надоедает ему, становится в тягость.

Любовь простодушной дикарки не принесла главному герою утешения, которого он так искал.

Следующая героиня – ундина. Она помогает автору показать стремление героя к загадочному миру вольности, представленному контрабандистами. Облик ундины романтичен: светлые длинные волосы, гибкое тело, магнетические глаза.

Печорина поражает необъяснимая странность ее поведения. Именно она чуть не погубила героя, почти поверившего в возможность романтического свидания наедине с ней.

Таким образом, «герой времени» оказывается лишним в мире «честных контрабандистов», разочаровавшись в очередной раз.

Однако и в светском обществе, к которому он принадлежит, ему также нет места. Так, в повести «Княжна Мери» Печорин встречает Веру, которую, как ему кажется, он страстно любит.

Но глубокая, жаждущая деятельности натура Печорина не может позволить себе полностью подчиниться чувству к женщине. Вера является той единственной, которая поняла Печорина «совершенно, со всеми его… мелкими слабостями».

Она через всю жизнь пронесла любовь к этому человеку, но оказалась рабой своего чувства. Решившись на роман с Печориным, она потеряла нравственную опору в жизни.

Взаимоотношения с княжной Мери раскрывают основной порок Печорина – стремление к власти над людьми. Княжна умна, начитанна и романтически настроена. Ей нравится все, что таинственно и загадочно, обычные люди ее не привлекают. Кроме того, она самолюбива и стремится к успеху.

Именно поэтому Печорин смог привлечь к себе ее внимание, умело манипулируя самолюбием княжны. По сути, он влюбляет княжну в себя, находя в обладании «молодой, едва распустившейся душой» минутное удовлетворение.

Однако игра с Мери скоро наскучила Печорину, и он погружается в привычное состояние пустоты и одиночества.

Итак, вся образная система «Героя нашего времени» помогает показать читателю трагедию главного персонажа романа. Стремясь обрести смысл жизни и какое-то утешение в ней, он так и не находит удовлетворения ни в чем. Страдая от собственного эгоизма, Печорин обречен на одиночество и в конце концов на бессмысленную смерть.

Система образов в романе «Герой нашего времени». Сочинение по литературе

Одно из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова — роман «Герой нашего времени» — творение удивительно многоликое и многогранное. Читая роман, мы совершенно отчетливо представляем себе всех героев, видны селения и города, описанные автором.

Образы Лермонтова играют огромную роль в выполнении сложной художественной задачи. Ни один из героев в романе не выведен «просто так», каждый из них как-либо соотносится с главным персонажем — Печориным.

В общении с другими раскрывает Печорин различные черты своего сложного характера, показывая читателю то, что обычно спрятано «внутри».

Есть в романе персонажи, в некоторой степени «противоположные» главному герою — те, на контрасте с кем выстраивается образ — например, Грушницкий и его окружение. Есть и те, кто герою близок — таков Вернер.

Так или иначе пересекаясь на жизненном пути с кем-либо. Печорин часто все меняет. Дух неизъяснимого разрушения присутствует во всех его действиях, и в итоге Печорин с легкостью (сам того не желая) губит Бэлу, легко овладевает горячим воображением Азамата, походя оскорбляет Максима Максимыча, разрушает привычное течение жизни у скромных контрабандистов Тамани…

Странно и страшно то, что ломать чью-ту жизнь у Печорина нет никакой необходимости. Зачем он похитил Бэлу? Была ли то любовь — настоящая, всепоглощающая?.. Нет, и даже сам Печорин всегда понимал — Бэлу он не любит. Но то была его прихоть — прихоть человека, которому надоели светские женщины.

А может, он хотел коренным образом изменить свою жизнь? Намеренно ли обидел Печорин Максима Максимыча?.. Конечно, нет. Он вёл себя естественно для своего круга, но это было непонятно простому штабс-капитану, старому вояке, выходцу из постолюдья. Просто ему и в голову не пришло, что такое обращение очень больно заденет старика.

А контрабандистам он помешал всего лишь из любопытства…

Характер Печорина почти до конца раскрывается в части «Княжна Мэри». Рядом с ним здесь множество других-персонажей — Мэри и Вера, Грушницкий и Вернер.

Но можно ли сравнивать отношение Печорина к Мэри — наивной девочке, с которой он жестоко забавляется — с его же отношением к Вере?..

Автор показывает, что Печорин может быть и любящим — показывает в одном-единственном эпизоде, где Печорин, загоняя коня, скачет, чтобы увидеть Веру. А его страстное желание сделать предложение Мэри, которое он с силой отвергает, потому что дал слово Вере.

Грушницкий и Вернер тоже оттеняют характер героя. Не будь в романе Грушницкого, сам Печорин мог бы показаться смешным. В образе мальчишки-юнкера Лермонтов рисует пародию на Печорина, чтобы сам герой не казался пародией…

А Вернер? Он создан Лермонтовым, вероятно, для того, чтобы показать взгляды Печорина в другом герое. Не случайно сам Печорин в дневнике неоднократно упоминает о близости своих взглядов с воззрениями Вернера — почти по всем вопросам. Из того же дневника мы узнаем, что Вернера называют Мефистофелем. Не намек ли это на то, что в самом Печорине автор видит демоническое начало?

Есть и еще один образ в романе Лермонтова — образ природы. Лермонтовские пейзажи точно воспроизводят изумительные виды Кавказа. И многие моменты в описании перекликаются с лирикой поэта — те же горные вершины, тог же Терек… Они создают своеобразный колорит романа и напоминают нам о тех мотивах, о тех словах, которые мы слышали в лирике Лермонтова…

Система образов

В основе композиции «Героя нашего времени» лежит принцип зеркальности.

Вся система образов этого произведения, как и всяхудожественная структура романа, построенатаким образом, чтобы с разных сторон и под разным углом зрения осветить центрального героя.

Однако и второстепенные лица имеют вполне самостоятельное художественное значение, что соответствует реалистическим принципам изображения. Тем не менее, в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма.

Таковы, в частности, образы горцев в повести «Бэла». Они уже не похожи на романтических героев, в которых все необыкновенно от внешности до поступков, однако в них осталась романтическая сила страстей. В создании образов Лермонтов дает сплав обычной внешней повседневности с внутренней, постоянно раскрываемой исключительности.

Читайте также:  Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?

В первоначальной характеристике Казбича, которую ему дает Максим Максимыч, нет ни приподнятости, ни нарочитой сниженности: «Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то чтоб немирной. Подозрений на него было много, хотя он ни в какой шалости не был замешан».

Затем упоминается такое будничное занятие горца, как продажа баранов; говорится о его неказистом наряде, хотя и обращается внимание на его страсть к богатому оружию и своему коню. В дальнейшем образ Казбича раскрывается в острых сюжетных ситуациях, показывающих его действенную, волевую, порывистую натуру.

Но и эти внутренние качества Лермонтов обосновывает в значительной мере реалистически, связывая их с обычаями и нравами реальной жизни горцев.

Бэла – черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для Печорина. Именем Бэлы, как главной героини, названа первая повесть романа.

О Бэле рассказывает простодушный Максим Максимыч, но его восприятие постоянно корректируется словами Печорина, приводимыми в рассказе. Бэла – горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутренне достоинство.

Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь и, как цельная натура, Бэла отдается ей со всей силой страсти.

Когда же Бэла наскучила Печорину, и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!».

Традиционную ситуацию романтической поэмы – «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество – Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но, в конце концов, завершается гибелью героини.

Любовная история построена на противоречиях: пылкий Печорин – равнодушная Бэла, скучающий и охладевший Печорин – горячо любящая Бэла, Тем самым разница культурно-исторических укладов одинаково катастрофичная как для интеллектуального героя, оказавшегося в «естественном» обществе, родном для героини, так и для «дикарки», перенесенной в цивилизованное общество, где обитает интеллектуальный герой. Всюду столкновение двух несходных миров кончается драматически или трагически. Человек, наделенный более развитым сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным поражением. В конце концов, он пасует перед цельностью «простой» натуры и вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души, первоначально воспринимаемое как возрождение, оказывается мнимым и принципиально невозможным.

Ситуация осложняется вводом третьего лица, Казбича, также испытывающего влечение к Бэле. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву Бэла приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному самолюбию горца.

Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад для Бэлы столь же трагично, как и жизнь вне его.

Бэла предстает заложницей хотя и пересекающихся, но несовместимых культурно-исторических общностей и гибнет под напором разных, но более могущественных, чем сами люди, сил, которые играют ею, персонифицируясь в Казбиче и Печорине.

В создании образов черкесов, автор отходит от романтической традиции их изображения как «детей природы». Бэла, Казбич, Азамат – сложные, противоречивые характеры.

Рисуя их ярко выраженные общечеловеческие качества, силу страстей, цельность натуры Лермонтов показывает и их ограниченность, обусловленную патриархальной неразвитостью жизни.

Их гармония со средой, которой так не хватает Печорину, основывается на силе обычаев, устоев, а не на развитом сознании, в чем одна из причин ее хрупкости в столкновении с «цивилизацией».

Образам горцев во многом противостоит глубоко реалистический в своей основе художественный тип Максим Максимыча, пожилого штабс-капитана, который встречается на страницах нескольких повестей – «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист».

Он выполняет функции рассказчика и самостоятельного персонажа, противопоставленного Печорину. Штабс-капитан – настоящий «кавказец» не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь волею случая занесенным на Кавказ.

Он служит на Кавказе давно, хорошо знает его природу, местные обычаи, психологию и обычаи горцев. У Максим Максимыча нет ни романтического пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам.

В какому-то смысле ему, носителю патриархального сознания, горцы даже более понятны, чем рефлектирующие соотечественники типа Печорина.

У Максим Максимыча золотое сердце и добрая душа, он ценит душевное спокойствие и избегает приключений, на первом месте стоит для него долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски.

Командир и начальник берут верх в нем на войне и только тогда, когда подчиненные, по его разумению, совершают дурные поступки. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу и готов оказать уважение и любовь любому человеку.

Его роль как персонажа и рассказчика состоит в том, чтобы снять ореол романтической экзотики с изображения Кавказа и взглянуть на него глазами «простого», не наделенного особым интеллектом наблюдателя.

Лишенный личностного самоанализа, как бы не выделенный из «естественного» мира, Максим Максимыч воспринимает Печорина и Вулича как «странных» людей. Ему неясно, почему Печорин скучает, но зато он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно.

Еще более уязвляет самолюбие Максим Максимыча та холодная встреча, какой «наградил» его Печорин после долгой разлуки. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными.

Между тем Печорина вовсе не хотел обидеть Максим Максимыча, просто ему не о чем говорить с человеком, которого он не считал своим другом.

Максим Максимыч – чрезвычайно емкий художественный образ. С одной стороны, это ярко очерченный конкретно-исторический и социальный тип, с другой – один из коренных национальных характеров. Этот образ по его «самостоятельности и чисто русскому духу» Белинский ставил в один ряд с художественными образами мировой литературы.

Но критик обращал внимание и на другие стороны характера Максим Максимыча – инертность, ограниченность его умственного кругозора и воззрений. В отличие от Печорина Максим Максимыч почти лишен личностного самосознания, критического отношения к действительности, которую он приемлет такой, как она есть, не рассуждая, выполняя свой «долг».

Характер Максим Максимыча не так гармоничен и целен, как представляется на первый взгляд, он неосознанно драматичен. С одной стороны, этот образ – воплощение лучших национальных качеств русского народа, а с другой – его исторической ограниченности, силы вековых традиций.

В этом плане символичны превращения Максим Максимыча, который инстинктом человека, близкого к народу, в представителя иерархического порядка: «Извините! Я не Максим Максимыч: я штабс-капитан».

Благодаря Максиму Максимычу обнаруживаются и сильные и слабые стороны печоринского типа – разрыв с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам штабс-капитан тоже оказывается одиноким и обреченным.

Его мир ограничен и лишен сложной гармонии, а целостность характера «обеспечена» неразвитостью чувства личности.

Смысл столкновения Максим Максимыча и Печорина не в преобладании и в превосходстве личного начала над патриархально-народным или патриархально-народного над личным, а в их драматическом разрыве, в желательности сближения и движения к согласию.

Многое связывает в романе Печорина и штабс-капитана, каждый по-своему высоко ценит другого, и в то же время они антиподы. И в том и в другом многое близко автору, но ни один из них по отдельности не выражает полностью лермонтовский идеал; более того, что-то в каждом из них неприемлемо для автора (эгоизм Печорина, ограниченность Максим Максимыча и др.).

Драматические отношения передовой русской интеллигенции и народа, их единства и разобщенности, нашли своеобразное воплощение этих начал в романе. Как печоринская правда свободно, критически мыслящей личности, так и правда непосредственного, патриарахально-народного сознания Максим Максимыча далеки от завершенности и гармоничной целостности.

Для Лермонтова полнота истины не в преобладании одной их них, а в их сближении. Правда Печорина и Максим Максимыча постоянно подвергаются испытанию, проверке другими жизненными позициями, находящимися в сложном состоянии взаимного оттолкновения и сближения.

Умение видеть относительность и вместе с тем несомненность отдельных правд – извлечь из их столкновения высшую правду развивающейся жизни – одна из главных философско-этических принципов, лежащих в основе «Героя нашего времени».

«Тамань» – произведение, с которого начинается дневник Печорина.

Это своего рода кульминация в столкновении двух стилей романа: реализма и романтизма. Необыкновенную прелесть и очарование тонкого колорита, сопутствующего образам и картинам новеллы, окружены предельно убедительной реалистичностью и жизненным правдоподобием.

Ундина – так по-романически назвал Печорин девушку-контрабандистку. Герой вмешивается в простую жизнь «честных контрабандистов». Его привлекли загадочные ночные обстоятельства: слепой мальчик и девушка поджидали лодку с контрабандистом Янко. Печорину не терпелось узнать, что они делали ночью.

Девушка, казалось, сама заинтересовалась Печориным и вела себя двусмысленно: «вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту».

Печорин увидел «чудно нежный взгляд» и воспринял его как обычное женское кокетство («он напомнил мне один из тех взглядов в старые годы так самовластно играли моей жизнью»), т.е.

в его воображении взор «ундины» сопоставлялся со взором какой-нибудь светской красавицы, взволновавшей его чувства, и герой ощутил в себе прежние порывы страсти. В довершение всего последовал «влажный, огненный поцелуй», назначенное свидание и признание в любви.

Герой почувствовал опасность, но все-таки был обманут: не любовь была причиной демонстративной нежности и пылкости, а угроза Печорина донести коменданту. Девушка была верна другому, Янко, и ее хитрость служила лишь поводом для расправы с Печориным. Отважная, наивно-коварная и ловкая, заманив Печорина в море, она едва не утопила его.

Душа Печорина жаждет обрести среди «честных контрабандистов» полноты жизни, красоты и счастья, которых так не хватает герою. А его глубокий трезвый ум осознает невозможность этого.

Печорин понимает безрассудность своих поступков, всей истории с «ундиной» и другими контрабандистами с самого начала.

Но в этом-то и особенность его характера, что, несмотря на присущий ему в высшей степени здравый смысл, он никогда не подчиняется ему целиком, – для него существует в жизни более высокое, чем житейское благополучие.

Читайте также:  Характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Постоянное колебание между «реальным» и заключенным в его глубинах «идеальным» ощущается почти во всех образах «Тамани», но особенно ярко – в девушке-контрабандистке.

Восприятие ее Печориным меняется от завороженного удивления и восхищения до подчеркнутой прозаичности и будничности. Это обусловлено и характером девушки, построенном на переходах и контрастах.

Она так же изменчива, как и ее жизнь, беззаконно-вольная.

В «Тамани» есть образы, полностью выдержанные в реалистических тонах. Они относятся, как правило, к третьестепенным эпизодическим персонажам (урядник, десятник и др.). Их назначение – создать реально-бытовой фон повествования. Более сложными функциями наделен образ денщика Печорина.

Это персонаж появляется в самые напряженно-роматические моменты и своим реальным обликом сдерживает романтическое повествование. К тому же своей пассивностью он оттеняет беспокойную натуру Печорина.

Но и самоирония главного героя обуславливает смену романтических и реалистических планов, их тонкое взаимопроникновение.

  • В новелле действуют три главных типа героев.
  • 1)«Ундина», Янко и слепой мальчик – представители загадочно-таинственного мира вольной жизни, борьбы и отваги
  • 2) Урядник, десятник, денщик – воплощающие регламентированный мир обыденной жизни

3) Печорин – беспокойно мятущийся между этими двумя мирами, не находящего себе места, чужого среди «честных контрабандистов» еще более, чем среди горцев. Буря, окончившаяся ничем, поманившая призраком счастья, оборачивается обманутыми надеждами, усиливающими опустошенность в душе героя.

Система образов в романе «Герой нашего времени»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Система образов в романе Герой нашего времени

Роман «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе.

Этот роман — не история одного героя, это история души человеческой. Хронология романа нарушена с целью показать умирание души главного героя, Григория Печорина.

Григорий повлиял на жизни многих героев этого романа, все вместе они составляют целую связанную систему образов:

Григорий Печорин — молодой человек с непростым характером. Он утверждает, что у него есть только одна половина души, а вторая давно мертва. В романе описана смерть оставшейся половины.

Григорий не по годам умный человек, он хороший психолог, поэтому видит других героев насквозь и управляет их душами. Он уважаем в обществе, но при этом он ненавидит общество со всеми его пороками, поэтому он так и не смог прижиться в этом мире.

Печорин всё время испытывал себя на прочность и играл со смертью.

Максим Максимыч — верный друг Печорина, он стал наставником Григория и полюбил его, как собственного сына. Максим Максимыч — фаталист, он верит в назначение человека и его судьбу.

Доктор Вернер — двойник Печорина. Они схожи почти во всём, только душа Верненра ещё не умерла, но это рано или поздно произойдёт, как и у его двойника. Он повторит судьбу Печорина, и сам не заметит, как возненавидит социум и потеряет душу.

Княжна Мэри Лиговская является «жертвой» игр Печорина. Герою нравилось обладать душами молодых и неопытных людей, поэтому он обратил внимание на юную княжну.

Мэри влюбилась в Печорина, а он разбил ей сердце. Она хранила надежду на счастливый брак с Григорием, но он растоптал её душу, сказав, что ничего не испытывает к ней.

Мэри была доброй и отзывчивой девушкой, но Печорин навсегда изменил её.

Грушницкий — антипод Печорина, они совершенно разные, это поначалу и сблизило их. Грушницкий оказался подлым и пытался нечестным способом выйти победителем из дуэли. Его хитрость и убила его. Печорин узнал о задумке Грушницкого и убил его на дуэли.

Бэла — кавказская дикарка, которая погибла из-за Печорина. Печорин выкрал её с помощью её же брата и влюбил в себя. Когда девушка влюбилась в него, она стала ему неинтересна. Печорин охладел к Бэле, а чуть позже она погибла из-за коварности Григория.

Вера — любовь всей жизни Григория Печорина. Она смогла заставить поверить Печорина, что он способен искренне любить. Она раскрыла в нём лучшую черту характера. Печорин любил Веру больше всего на свете и был готов гнаться за ней, когда ей невольно пришлось его покинуть. И он погнался так, что загнал до смерти своего коня. Но Вера создала единственные светлые воспоминания в жизни Григория.

Каждый персонаж был введён для того, чтобы проявить ту или иную черту характера главного героя. И не все эти черты оказались плохими. Печорин был склонен к самоуничтожению, но он был искренен и умел любить, как никто другой.

Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома терпимости и трактиры, где воочию предстают пьянство, проституция и другие пороки общества. Все действие романа сосредоточено вокруг главного героя.

Появляющиеся вокруг него персонажи как бы призваны подчеркнуть или опровергнуть что-то в нем, оправдать его поступки, создать фон, на котором разворачивается его безумие.

Но, несмотря на это, остальные персонажи романа представляют собой конкретные социальные типы, которые, хотя и возникают благодаря главному герою, но сами по себе очень типизированы и потому ценны для развития сюжета. Рассмотрим каждого поподробнее. Раскольников – молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности.

Он, поддавшись идее «необыкновенного человека», решился на убийство. С помощью грабежа Раскольников надеется спасти от падения свою сестру, сам встать на ноги и облагородить человечество своей теорией. Герой представляет собой тип, в котором одержимость и болезненность соседствуют очень тесно.

Достоевский, с одной стороны, оправдывает Раскольникова, указывая на нечеловеческие условия, в которых тому приходится жить, а с другой, показывает всю несостоятельность его теории, обрекая душу героя на суд совести. Помогает свершить правосудие в романе следователь Порфирий Петрович, который на самом деле является сильным противником Раскольникова.

Его внешний облик: «Пухлое, круглое и немного курносое лицо» — создаёт впечатление очень добродушного человека, простака. Но: «Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье».

И на самом деле, вначале Порфирий Петрович кажется довольно милым и открытым человеком, но с течением времени, он начинает ловко расставлять ловушки Раскольникову. Его вопросы неизбежно ведут к откровенности подозреваемого. Этот приём обнаруживает в Свидригайлове опытную ищейку и умного человека.

Автор умышленно не даёт внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Подмигивания, знаки, которые делает Порфирий Петрович… Не понятно, плод ли это воспаленного сознания Родиона или происходит на самом деле. Таким образом, в роман вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого даже страшной.

Он похож на лисицу, которая сидит в засаде и готова в любой момент напасть на свою, уже измученную предчувствиями, жертву. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, который затем вошёл в галерею лучших образов русской литературы. Это Сонечка Мармеладова, проститутка, случайно вошедшая в жизнь Раскольникова и положившая начало его духовному возрождению.

Вообще нужно отметить, что рассеянные по всему роману описания обездоленности и страданий фокусируются в трагическом изображении несчастий семейства Мармеладовых, которые в сознании Раскольникова связываются с драмой его родных. Жизнь Сони, на первый взгляд, не имеет никаких необычных фактов.

Но что заставило автора романа заострить внимание на этой девушке и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Раскольников впервые видит Раскольников, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь.

Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка: «Почти похожая на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

По отношению к Соне Раскольников играет роль демона, таким образом как бы копируя поведение Порфирия Петровича, который играет роль мучителя по отношению к самому Раскольникову. Но Соня стойко противостоит нападкам героя. Вот, например, что говорит она, когда Раскольников начинает утверждать, что Катерину Ивановну стоит ненавидеть: «Если б вы только знали.

Ведь она совсем как ребёнок… Ведь у неё ум совсем как помешан… от горя. А какая она умная была, какая великодушная… какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете…» Великодушие и сострадание Мармеладовой не имеют границ. «Гармонию» личных и общественных выгод пропагандирует в романе преуспевающий делец Лужин.

Принимая главную евангельскую заповедь за устаревший порядок, он противопоставляет ей принцип личной наживы как основного условия процветания общества. Но беда в том, что его теория отвергает всякие нравственные законы и поощряет греховные стремления человека (сребролюбие, тщеславие, зависть). По внутреннему содержанию к образу Лужина примыкает Лебезятников, «следящий за новыми мыслями», который убеждает Мармеладова, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Схожа с ними в отношении к жизни и старуха-процентщица, «берущая жидовские проценты». Жертвы подобных теорий – сестра Раскольникова, Соня, семья Мармеладовых и все «невидимые» бедняки Петербурга. Таким образом, в своем романе Достоевский вывел на сцену яркие социальные типы (беднота, интеллигенция, средний класс), которые представили другую, отличную от пушкинской, сторону Петербурга – сторону трущоб.

Ссылка на основную публикацию