Постмодернизм: характеристика явления

Updated: 12.08.2020

Постмодернизм — это широкое направление в искусстве, отражающее поиски современными художниками новых смыслов. Эти поиски — ответ на кризис классической культуры.

Считается, что в XX веке произошла так называемая «смерть супероснований»: Бога, человека и автора. Иными словами, пошатнулся религиозный фундамент, возник кризис гуманистических идей, а творцы перешли от создания нового к переосмыслению старого.

Постмодернизм в искусстве является частью глобального тренда, охватившего мировую культуру и философию.

Постмодернизм: характеристика явления

Постмодернизм — это не единый стиль, а комплекс направлений, объединяемых общим мировоззренческим базисом. Многие из них даже вступают в конфронтацию друг с другом.

Постмодернизм: характеристика явления

Постмодернизм — термин, пришедший из французского языка (postmodernisme). Это название отражает смысл направления, сменившего искусство эпохи модернизма (не путать с модерном). В конце XIX — начале XX столетия модернистские (или авангардистские) течения нанесли мощный удар по классическому искусству. Но постепенно творцов перестали удовлетворять и модернистские подходы.

Постмодернизм: характеристика явления

Особенности постмодернизма

Что такое постмодернизм в живописи? Искусствоведы дают разные ответы на этот вопрос, поскольку постмодернистская культура — феномен многоликий и не имеющий чёткой идеологической платформы.

Постмодернисты не создали универсального канона, более того — принципиально отказались от его создания.

Пожалуй, единственная базовая ценность, декларируемая приверженцами этого направления, — бесконечная свобода самовыражения.

Постмодернизм: характеристика явления

Тем не менее, можно выделить ряд особенностей, характерных для постмодернистского искусства:

  • Неограниченная, абсолютная свобода художника в выборе методов самовыражения.
  • Переосмысление традиционных образов, включение их в новый контекст (отсюда — широкое распространение ремейков, интерпретаций, художественных цитат, заимствований, аллюзий).

Постмодернизм: характеристика явления

  • Синкретизм, то есть сплав в единое целое разнородных элементов, порой даже противоречащих друг другу (например, использование художником разных стилей в одной картине, а то и сочетание живописи с другими видами искусства).

Что такое Постмодернизм

Постмодернизм — стиль и концепция 20-го века в искусстве, архитектуре и философии; представляет собой отход от модернизма и характеризуется осознанным использованием более ранних стилей и условностей, смешением различных художественных стилей, общим недоверием к теориям и критическим ответом на предположения.

Постмодернист — это последователь постмодернизма.

Постмодернизм и постмодерн

Постмодернизм и постмодерн — это два связанных между собой понятия, но они не синонимы.

Постмодерн выражает состояние культуры, искусства и общества. Постмодернизм — это совокупность воззрений и манифестация явлений, т.е. направление в искусстве и философии.

Постмодернизм и модернизм

Постмодернизм был реакцией против модернизма. Модернизм по большей части основывался на идеализме, утопическом видении человеческой жизни и общества, на вере в прогресс.

Предполагалось, что определённые окончательные универсальные принципы или истины, такие как те, которые сформулированы религией или наукой, могут быть использованы для понимания или объяснения реальности.

Мастера-модернисты экспериментировали с формой, техникой и процессами, и не фокусировались на предметах, полагая, что так они могут найти способ лишь отразить современный мир (неизменённым).

В то время как модернизм основывался на идеализме и разуме, постмодернизм был рождён из скептицизма и подозрений разума. Постмодернизм оспаривает представление о том, что существуют универсальные несомненные факты и истины.

Постмодернизм отстаивал, что индивидуальный опыт и интерпретация нашего опыта были более конкретными, чем абстрактные принципы.

В то время как модернисты отстаивали ясность и простоту, постмодернизм охватывал сложные и часто противоречивые смысловые концепции.

Постмодернизм в искусстве

  • Постмодернизм отличается от других направлений в искусстве тем, что ставит под сомнение основные факты, которые были приняты в современный период.
  • Например, тезис о том, что весь прогресс, особенно технологический, является положительным.
  • Постмодернизм перевернул идею о том, что для произведения искусства было присуще лишь одно значение, или что это значение было определено художником во время создания.

Вместо этого зритель стал важным определителем значения. Некоторые художники позволили зрителю участвовать в работе.

Другие художники пошли дальше, создавая работы, которые требовали вмешательства зрителя для создания и/или завершения работы.

Также ключевым элементом постмодернизма была идея разрушения различий между высоким и низким искусством, особенно присутствие в произведении некоторых элементов массовой культуры.

Например, в направлении с названием “кубизм” (художник представляет предметы исходя из целого множества точек зрения вместо одной, таким образом он изображает предмет в более широком контексте). Пабло Пикассо часто включал тексты популярных песен на своих холстах.

Постмодернизм: характеристика явления“Девушка с мандолиной (Фанни Телье)”, Пабло Пикассо, 1910 г., Аналитический кубизм

Идея о том, что вся визуальная культура не только равноценна, но и что её можно понимать, ей можно наслаждаться без какой-либо эстетической подготовки, подрывает представления о значимости и художественной ценности искусства. Такой же эффект имеет использование реди-мейд.

Реди-мейд — творение, которое не было создано полностью самим художником.

Постмодернизм: характеристика явленияСкульптура “Велосипедное колесо”, Марсель Дюшан, 1913 год, реди-мейд

Постмодернизм в литературе

В литературе постмодернистское течение родилось во второй половине XX века, как реакция на II мировую войну и послевоенные события.

Писатели-постмодернисты рассказывали о бессмысленности происходящего, в то время как авторы модернизма пытались найти смысл в вечно меняющемся мире. Постмодернисты отвергают закономерности и ценят больше всего случай.

Главные черты литературы постмодернизма:

  • фигурирование образа рассказчика в произведении;
  • объединение разных жанров;
  • присутствие чёрного юмора, иронии и пародийности;
  • впечатление фрагментарности повествования (отрывочность и бессвязность повествования).

Примеры представителей постмодернизма в литературе:

  • “школа чёрного юмора”: Доналд Бартелм, Джон Барт, Джеймс Патрик Данливи;
  • экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мигель де Унамуно-и-Хуго;
  • “магический реализм”: Габриэль Гарсиа Маркес, Ахмед Салман Рушди;
  • российский постмодернизм: Андрей Георгиевич Битов, Виктор Олегович Пелевин.

Смотрите также значение Экзистенциализм.

Постмодернизм в архитектуре

  1. Постмодернистский архитектурный стиль возник в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.

  2. Постмодернистская архитектура отошла от формальностей модернизма, стала включать игривую и символическую стилистику, с использованием таких методов как: разные формы, цвета и оптическая иллюзия, применение разных элементов и структурных форм (от классической архитектуры до современного дизайна).

  3. Постмодернистская архитектура имеет тенденцию быть очень декоративной, причудливой и считается эстетическим китчем; часто сосредотачивается на форме, а не на функции.
  4. Строения в основном имеют метафорическую природу.

Постмодернизм: характеристика явленияПримером является храм Лотоса в Нью-Дели, в форме цветка лотоса, построенный в 1986 г.,
архитектор Фариборз Сахба.

Архитекторы стремились соединить элементы дизайна из нескольких стилей, ломая границы между ними. Поэтому постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.

Смотрите также значение Эклектики.

Философия постмодернизма

Главной сутью постмодернизма в философии является представление о том, что реальность не может быть познана или описана объективно. Это контрастирует с модернистским взглядом, согласно которому реальность можно понять объективно.

Философии постмодернизма присущи следующие особенности:

  • правда и заблуждение являются синонимами (то, что сегодня является фактом, завтра может быть ложью);
  • само-концептуализация и рационализация (логика и объективность отвергаются, они опираются на мнения, а не на факты);
  • абсолютной истины не существует (понятие истины является искусственной иллюзией, которую люди используют для получения власти над другими);
  • традиционная власть ложна и коррумпирована (они выступают против ограничений религиозной морали и светской власти);
  • глобализация и интернационализация (национальные границы являются помехой для человеческого общения, а национализм вызывает войны);
  • защита окружающей среды;
  • коллективная собственность (по мнению постмодернистов, этот способ был бы лучшим способом управления товарами и услугами);
  • разочарование в модернизме (они сожалеют о невыполненных обещаниях науки, техники, правительства и религии);
  • мораль — личное дело каждого (этика — это что-то относительное, мораль — этический кодекс каждого человека, нет необходимости следовать традиционным ценностям и правилам);
  • все религии действительны (имеют право на существование);
  • либеральная этика (они поддерживают феминисток и гомосексуалистов).

Смотрите также значение Искусство и Абстракция.

Читайте также:  Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

Современный постмодернизм. Особенности постмодернизма. Основные характеристики посмодернизма

Определение 1

Постмодернизм – направление в искусстве, сформировавшееся в 50-е гг. прошлого века, которое пришло на смену модернизму.

Постмодернизм появляется одновременно в нескольких развитых странах Америки и Европы. Он представляет собой художественное направление, которое продолжает модернизм, вместе с тем выглядит как его преодоление. Постмодернизм выступает как контраст с искусством Нового времени, он крайне похож по своим свойствам на своего предшественника – модернизма.

Первым, кто применил этот термин был Р. Панвиц. В его работе “Кризис европейской культуры” встречается понятие постмодернизма. В науке эстетике “постмодернизм” используется весьма часто, он становится популярным после выхода книги Ч. Дженкса “Язык постмодернистской архитектуры”.

Это произведение отмечено тем, что в нём впервые данное понятие употребляется как отказ от экстремизма и нигилизма авангарда, частичный возврат к традициям, в котором особое значение предаётся коммуникативной роли архитектуры, а не названия для крайних литературных экспериментов.

Искусство постмодернизма с самого начала представляло собой многообразное, раздробленное и противоречивое явление. Его сила была сконцентрирована в нескольких направлениях. Невозможно было его обозначить единым понятием типа “абстрактный экспрессионизм” или “минимализм”.

Важнейшей отличительной чертой постмодернизма является его разношёрстность, даже несмотря на понятия коллективного действия и сообщества художников, которые лежат в основе самой идеи художественного направления.

Богатейшее многообразие является отражением простого перечня течений сегодняшнего искусства: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура, абстрактная живопись, специфической чертой которой является в современных условиях не строгость и чёткость, а предусмотренная эклектичность.

Прообразом таких разношёрстных направлений служит фигура личной свободы. Появились такие возможности, из которых наделённый свободой воли художник, мог выбирать, в то время как до этого периода такие возможности были недоступны, в силу того, что были преграждены репрессивные понятия художественного стиля.

Сформировавшийся в истоках художественной культуры, прежде всего литературы и архитектуры, постмодернизм спустя короткий период времени приобретает черты обширного культурного направления, которое затрагивало философию, эстетику и другие гуманитарные науки.

Принято считать, что постмодернизм является новым, самостоятельным художественным стилем, который сменил модернизм. Но важно понимать тот факт, что постмодернизм ещё слишком молодое направление, чтобы уже сегодня говорить о нём в качестве самостоятельного художественного стиля, который получил не самое удачное наименование.

Основные особенности постмодернизма

Важнейшие специфические особенности постмодернизма в следующем:

  • Плюрализм – релитивизация эстетических ценностей, форм, стилей и установок, что никакой художественный взгляд в итоге не может занять главенствующее положение в отождествлении с другой позицией, радикальный эклектизм; отказ от канонов и авторитетов в непосредственном сочетании с плюрализмом, которые лишены подобострастия, свободное одновременно ироничное отношение к классике и традиции.
  • Неопределённость – антисистематичность, антиметодологизм, полное отсутствие у эстетических критериев принципа замкнутости и жёсткости; убеждённость в том, что творение произведений искусства не может регулироваться конкретными предусмотренными правилами: эти правила образовываются вместе с произведением, что в конечном итоге каждое произведение становится событием; стирание границ между категориями жанра и дискурса.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

  • Фрагментарность – недоверие к тотальному, к любым смешиваниям и замещениям, неважно какого характера: социального, когнитивного или эстетического вида; появляющиеся на этой почве желание монтажа, создания коллажей, даже замещение метафор метонимией, а также пристрастие к парадоксам, влечение к разрушению, к неоправданным крайностям; создание впечатления непосредственного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира будто разорванного, оторванного или лишённого всякого здравого смысла, закономерностей и упорядоченности.
  • Многовариантность истолкования – положение, которое предполагает отсутствие одного, единственно верного объяснения произведения искусства, о его принципиальной многозначности, двусмысленности, многослойности, неисчерпаемых возможностях различных его интерпретаций.
  • Потеря “Я” – отказ от идеи возможности полного самопознания индивида и привилегированного положения “Я”, таким образом характеризуется классическая философия; уверенность в том, что самое важное в субъекте безоговорочно прячется от саморефлексии и от всепонимающего “Другого”, которые представляется философией как бессознательное; желание автора к нивелированию собственного присутствия в созданном им произведении и результатов, которые выходят отсюда в качестве маски автора или даже смерти автора.
  • Поверхностность как принцип – отказ от стремлений к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, склонность к простоте и ясности, неглубокое, но при этом синтетическое отражение реальности в произведениях искусства, преобладание идеи, что мир нужно принимать таким, какой он есть и не нужно докапываться до истины; понимание жизни в качестве хаотичного нагромождения разношёрстных тенденций, который лишён ясной цели и чёткого смысла; представление о мире, как о чём-то, что безразлично человеку и чуждо; понимание произведений искусства как лабиринта или мглы, зеркала и неясности, которая не имеет никакого смысла.
  • Отказ от мимесиса, избирательности – не показывать, не находить – это представляется как цель искусства, которую невозможно представить; явная хаотичность композиции; заинтересованность в пограничных сферах мира и сознания, страсть к эзотерическому, скрытому и тайному, которая доступна только посвящённым; перманентные эксперименты с новыми формами и содержаниями; псевдофактографичность или псевдодокументализм, так обозначаются куски реальности, которые никак не объяснены реальностью, но передаются на холсты в качестве художественного произведения посредством коллажной техники, иногда достаточно в не опосредованном виде; регулярной производство нерепрезентативных образов, которые не способны передать реальность, а лишь создают иллюзию “игры в реальность”.
  • Ирония, пародийность – насмешливость, которая парирует между лёгкой шуткой и желчным острым трагифарсом; объяснение ироничности как неизбежного средства освобождения от влияния и осознания случайности представлений и серьёзных, глубочайших убеждений; Уверенность в том, что солидарность людей, которая является частью их жизни, достижима благодаря принижению иронии, а не систематической рефлексии; Объяснение иронии в качестве средства, которое даёт возможность в условиях плюрализма и отсутствия парадигм, способствующих нахождению истины; восприятие всей человеческой истории как пародии и вместе с тем ностальгически; попытки не преобразовывать что-то в стереотип сознания, порождать стандартную, ожидаемую реакцию.
  • Искусство как игра – определение игрового характера искусства, приближение, а иногда даже отождествление его с игрой, даже более того, не с обычной игрой, а с неклассической, которая не имеет определённых правил, приоритета ходов и тех, кто победил или проиграл; интерпретация отношения между искусством и сутью как чисто игрового; маскировка игрой, подобно иронии, трагизму положения человека и общества.
  • Эпатажность – стремление художника поражать, удивлять свою аудиторию различными непредсказуемыми шагами, нарушением общепринятых норм и правил; агрессивность “авторской маски”, которая видит своей целью вовлечение публики в активный диалог, вызов её к спору или спровоцировать непредсказуемую её реакцию, неожиданную для неё самой.
  • Плагиат и цитирование – откровенное заимствование, имплицитное или эксплицитное цитирование, аккумуляция или повторения, но с присутствием ироничных и пародийных элементов по существующим образцам; стремление отказаться от классических для искусства понятий оригинальности, аутентичности и присутствия; убеждение в анонимности форм, которые создаются бессубъектным и неподконтрольным процессом, сомнительной креативностью художника и вместе с ней идеей, которая подразумевает, что автор является творцом, но одновременно является и автором.
  • Смешение высокой и низкой культур – удаление разграничений между элитарной и массовой культурами, принятие высокой культуры примеров массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство.

Можно и дальше перечислять особенности и отличия постмодернизма от других течений, но из всего сказанного становится очевидно, что данное направление имеет свои характерные черты и значительно разнится с другими течениями, особенно, что касается его предшественника – модернизма.

Признаки постмодернизма

Нередко можно услышать мнение, что постмодернизм представляет собой плюрализм, который усилен в несколько раз и является для течения самоцелью.

Читайте также:  Сочинение «Моя Любимая книга» для 11 класса

Плюрализм видится в взаимном существовании разных художественных стилей.

Он оставляет для себя и черты реализма, хотя по сути реализм характеризуется как сугубо внешняя реалистическая манера в разных жанрах, а не в виде критического реализма XIX в.

Данная манера приобрела свойственную для себя популярность в различных жанрах и тем самым поставило под сомнение элитарность настоящего искусства.

Постмодернизм многое поменял, в том числе и представление о соотношении элитарного и массового искусства. Сегодня можно нередко услышать в отношении некоторых жанров и течений слишком громкие заявления.

То, что раньше принято было считать некими “задворками” искусства, сегодня становится массовой силой, которая оказывает на аудиторию серьёзное влияние, но при этом довольно редко, в отличии от настоящего искусства, действительно производит сильное впечатление и затрагивает глубинные проблемы.

Определение 2

Реализм, в современной интерпретации – это плоскостное жизнеподобие, применение в искусстве форм самой жизни безо всяких устремлений определить глубинные её тенденции.

Сегодня такой реализм широко распространён в массовой литературе, кино, во всех видах искусства, которые ориентирована в первую очередь на массовое производство, главная цель которого развлечение.

Научная фантастика, детективы, шпионские романы, приключенческие саги и авантюристские истории, сентиментальные и мелко бытовые сюжеты – всё это вполне правомерные произведения искусства, с позиции постмодернизма.

Интересной особенностью постмодернизма является то, что именно он сам занимается высмеиванием и пародированием такого вида творчества, при этом аудитория выступает объектом насмешки. Постмодернизм раздражает линейность повествования, психологическая детерминированность поведения персонажей, скрупулёзное слежение за причинно-следственными связями и т.д.

Постмодернизм: характеристика явления

Валерия Дедова

Преподаватель философии

  • Психологический вариант правопознания

    • Вид работы: Реферат
    • Выполнена: 2 сентября 2019 г.
    • Стоимость: 500 руб

    Заказать такую же работу

  • Философия постмодернизма. Жан Бодрийяр

    • Вид работы: Реферат
    • Выполнена: 23 ноября 2018 г.
    • Стоимость: 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Эссе Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем У сердца свои законы, которых разум не знает.

    • Вид работы: Эссе
    • Выполнена: 26 сентября 2019 г.
    • Стоимость: 1 300 руб

    Заказать такую же работу

  • Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня и

    • Вид работы: Эссе
    • Выполнена: 8 ноября 2018 г.
    • Стоимость: 1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Актуальность классической философии Древней Греции в современном мире

    • Вид работы: Эссе
    • Выполнена: 20 сентября 2019 г.
    • Стоимость: 1 300 руб

    Заказать такую же работу

  • Тема реферата по философии Философия Древнего Китая теория существования сил инь и ян.

    • Вид работы: Реферат
    • Выполнена: 24 сентября 2019 г.
    • Стоимость: 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по философии

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Что такое постмодернизм или почему «Симпсоны» устарели

    Несмотря на то, что встретить слово постмодернизм нам удается только в словарях и философских текстах, с явлениями, которые можно охарактеризовать как постмодернистские, мы сталкиваемся постоянно.

    Термин «постмодернизм» применяют как правило для описания определенных явлений в культуре. Он характеризует собой не какие-то внешние черты, а типы культурного производства, а подчас даже условия культурного производства — то есть контекст.

    В философии мы можем отнести к постмодернизму Деррида, Фуко, Делеза, Бодрийяра, Лиотара и других. В искусстве можно отнести целые направления: поп-арт, минимализм, концептуализм.

    В литературе нам даже не надо искать примеры среди западных авторов, так как мы богаты своими: Виктор Ерофеев, Саша Соколов, Владимир Сорокин. Виктор Пелевин о трактовке термина писал так:

    — Что это такое — постмодернизм? — подозрительно спросил Степа.

    — Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла.

    Состояние культуры, называемое постмодернизмом, характеризуется концом истории, идеологии, политики, искусства, социальных классов — время конца всего.

    Все уже было и сегодня ничто из этого не работает, мы все преодолели и живем в некую пост-эпоху, так воспринималось это в девяностых.

    Автор умер, персональный стиль невозможен и не нужен, ведь в распоряжении множество стилей и форм прошлого, которые можно использовать и интерпретировать. Ни автор, ни произведение не претендуют на уникальность и тем более новизну.

    Возможно, самым существенным признаком постмодернизма является отсутствие каких-либо позиций. Вера в идеалы, свойственная довоенной эпохе, испарилась. В эпоху постмодернизма самые распространенная позиция — отстраненный взгляд критика, иронизирующего и пародирующего современность и прошлое.

    Интересно смотреть на то, как постмодернизм проникает в наше сознание. Есть люди, которые могут одновременно обожать Ницше и быть неистовыми православными, критиковать Путина и власть и работать в «Единой России».

    Можно сказать, что в определенный момент постмодернизм из особого типа культурного производства превратился в парадигму, которая порождает различные явления в культуре и социуме, возможные только в этой парадигме. То есть постмодернизм стал тотальным состоянием всей культуры, порождающей за собой не только произведения искусства, но и форму мысли как таковую.

    С помощью концепта «постмодернизм» теоретики объясняют не только культурные явления, но и социальные. Постмодернизм предполагает потерю веры в некие коллективные интересы, в движение истории, в прогресс. После развала Советского Союза во всем мире произошел крах веры в большие идеи. Коммунизм как идея стал синонимом разочарования.

    Вместе с этим пришло разочарование в политике и вообще в построении идеалов. Крах СССР стал причиной установления на долгие годы парадигмы восприятия мира как безальтернативного. В 1990-х и начале 2000-х идея, что западная модель либеральной демократии является финальной точкой общественного развития была единственной призмой восприятия мира.

    Расцвет общества потребления как нельзя кстати соответствовал культурной парадигме постмодернизма.

    Ведь если больше нет никаких вопросов ни относительно жизненных ценностей, ни относительно форм общественного устройства, ни относительно религии (так как либеральная демократия предполагает плюрализм), то все о чем нужно думать, это как провести выходные и какой телевизор купить.

    Постмодернизм: характеристика явления
    Американца Джефа Кунса, чьи работы входят в число самых дорогих произведений современных художников, можно отнести к постмодернистам.

    Интересно смотреть на то, как постмодернизм проникает в наше сознание. Есть люди, которые могут одновременно обожать Ницше и быть неистовыми православными, критиковать Путина и власть и работать в «Единой России», работать в рекламном агентстве и критиковать капитализм — примеров множество.

    Состояние культуры становится состоянием человеческого сознания. Людям становится свойственна усталость от любых идеалов, и говоря языком интернета, любые идеалы служат лишь поводом для троллинга.

    Сознание большого числа людей является продуктом постмодернизма, так же как им является сериал «Симпсоны» или «Южный Парк».

    И если можно сказать, что «Симпсоны» устарели, так же можно сказать и про людей, сознание которых остается продуктом эпохи постмодерна. Сегодня мы можем наблюдать признаки преодоления этой парадигмы. Огромное количество людей усомнилось в безальтернативности мира.

    Во всем мире громко зазвучало, что система не совершенна и не может быть финальной точкой общественного развития, а все случаи насаждения Западом демократии в других странах являются проявлениями империалистических амбиций.

    Слова ушедшей эпохи вновь реабилитированы и мы читаем в медиа рассуждения о кризисе капитализма и вновь возникающем на горизонте коммунизме.

    Как говорить

    Неправильно «В моем фейсбуке постмодернизм мнений неуместен». Правильно — плюрализм.

    Правильно «Давайте выкинем телевизор: еще Рената Литвинова говорила, что телевидение эпохи постмодерна — это гной и шлачина».

    Правильно «Василий, вы не сделаетесь умнее, если будете называть постмодернистским сознанием свою неспособность прочитать ни одну книгу».

    Явление постмодернизма в литературе: особенности и яркие представители

    Скорее всего, постмодернизм берет начало от стремления бороться за мир на Земле и за отсутствие дискриминации. Он отрицает идеи эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Если автор-модернист ищет смысл в меняющемся мире, то постмодернист считает, что окружающая действительность абсурдна и смысла не имеет.

    Постмодернизм в литературе имеет множество особенностей. О них – в этой статье.

    Характерные черты постмодернизма в литературе

    Точного определения у постмодернизма нет, поскольку у этого направления отсутствуют четкие критерии и оно весьма многогранно. Некоторые исследователи даже считают спорным вопросом, существует ли он сейчас. Некоторые придумали термин «постпостмодернизм», но это уже отдельная тема. Здесь речь пойдет о том, как понимает постмодернизм большинство литераторов.

    Филологам удалось выделить характерные черты постмодернизма:

    • присутствие иронии, черного юмора, фрагментарности;
    • автор не ищет смысла, его романы – пародия на эти поиски;
    • неструктурированность, конструктивизм;
    • человек и мир вокруг него воспринимается как текст;
    • «отсутствие» Творца;
    • преуменьшение таланта перед случайностью.
    • размытие границ, комбинация тем и жанров.
    Читайте также:  Борис слуцкий стихи: читать стихотворения слуцкого бориса абрамовича - поэзия, произведения поэта

    Излюбленные темы и приемы постмодернистов

    Несмотря на различия в области постмодернизма, у авторов существует ряд одинаковых тем и приемов.

    Ирония и черный юмор

    Многие постмодернистские произведения имеют пародийный и ироничный характер. «Черными юмористами» авторов такой литературы называют потому, что они поднимают серьезные темы, но с юмором и некой игрой.

    Интертекстуальность

    Этот термин понимается как неизолированный характер творения писателя. То есть, произведение может ссылаться на другой текст, иметь его стилистику, сравниваться с ним. Например, авторы упоминают сказки и мифы, популярные жанры (научная фантастика, детектив и пр.).

    Пастиш

    Этот прием может иметь пародийный характер. Например, в отношении классицизма и других стилей прошлого. Также для пастиша характерна комбинация различных жанров и композиционных приемов. Весьма примечателен «метод нарезок» Берроуза: читатель сам может расположить страницы в любом порядке, и в зависимости от того, как он это сделает, произведение будет иметь разный смысл.

    Метапроза

    В литературе постмодерна акцент делается не на содержание текста, а на процесс его разворачивания. Писатель исследует природу самого текста и пишет о нем текст. Искусственность и вымысел очевидны.

    Среднестатистическому читателю ясно, что автор либо хочет сделать неожиданный переход, либо держать эмоциональную дистанцию между героями или с читателем, либо просто прокомментировать повествование.

    Отдельно стоит упомянуть историографическую метапрозу. Здесь за основу берутся случившиеся в реальности происшествия, а персоналии писатель изменяет.

    Среди типов метапрозы выделяется пойоменон. Книга, написанная в таком поджанре, является произведением о написании этой книги.

    Максимализм и минимализм

    Максимализм идеально передает постмодернистскую чувствительность. Например, пародийное произведение пародирует саму идею пародии.

    Минимализм имеет поверхностный характер. Здесь не раскрываются в полной мере мысли и чувства персонажа. Дана лишь описательная информация.

    Автор-минималист скуп в художественных средствах и немногословен: он смог бы поучаствовать в литературном конкурсе, условия которого – лимит в 2000 знаков с пробелами.

    Любители минимализма нередко смеются, когда наблюдают в произведении детализацию чего-либо и обилие прилагательных.

    Фабуляция

    Это тот случай, когда вымысел перемешивается с реальностью. Нет традиционной структуры романа, а роль рассказчика отходит на второй план. И, конечно, в общий реализм включаются эпизоды, связанные с магией и другими фантастическими деталями.

    Временное искажение

    Писатель применяет фрагментацию, а его повествование имеет нелинейный характер. Часто прием «искажение времени» используется для создания в произведении иронического эффекта.

    Магический реализм

    Этот прием объединяет в себе многие вышеперечисленные приемы. Здесь происходит не только сопоставление реальности и фантастики, но и создание временных сдвигов, запутанных повествований и сюжетов. Упоминаемые в книге предметы часто имеют воображаемый и нелепый характер, как будто человеку эти предметы снятся.

    Технокультура и гиперреальность

    Здесь литературный постмодернизм имеет сочетание иронии и пастиша. Ведь гиперреальность описывает симуляцию реальности и неспособность человеческого сознания отличить действительность от плодов богатого воображения. Гиперреальность связана с технологически развитыми странами и представляет собой виртуальную реальность.

    Паранойя

    «Хаос – путь к порядку» – вот девиз постмодернистов-«параноиков». По этому приему очень часто можно определить, что произведение имеет постмодернистский характер. Никакой системы, никакой структуры – в общем, поиски порядка не имеют смысла и абсурдны.

    Фрагментация

    Элементы произведения разбиты на фрагменты и хаотично расположены во всей книге. То есть, делается акцент на хаос: Вселенная имеет необоснованный и неупорядоченный характер. При этом фрагментация характерна не только для сюжета, но и для структуры предложений, грамматики и пр.

    Самые значимые произведения

    Расцвет постмодернизма приходится на 60-80-е годы ХХ века. Самые яркие представители этого направления – Уильям Берроуз, Джозеф Хеллер, Филип Дик, Курт Воннегут.

    Например, американский писатель Филип Дик написал книгу «Человек в высоком замке». Жанр произведения – альтернативная история, одно из направлений фантастики. А в пацифистском романе Джозефа Хеллера «Поправка-22» иронизируется бюрократия на фоне военных событий.

    В постмодернизме преуспели не только западные авторы. Например, книга «Хроники заводной птицы» японского писателя Харуки Мураками полна мистики. Русская литература также полна величайших авторов-постмодернистов. Достаточно вспомнить «Бледное пламя» Владимира Набокова. Название этой книги взято из Пьесы Уильяма Шекспира «Жизнь Тимона Афинского», а языковая ткань весьма специфична.

    Влияние реализма

    Хотя для постмодерна характерно отрицание идей реализма, реализм оказал влияние на творчество писателей этого направления.

    Например, постмодернисты активно трансформируют наследие Федора Достоевского, опираясь на свои мировоззренческие и эстетические установки.

    Современные авторы разнонаправленно воспринимают личность и творчество великого писателя в контексте мировой литературы.

    Хотя постмодернисты интерпретируют, перекодируют и деконструируют значительную часть русской культуры и литературы позапрошлого века, идеи, образы, мотивы его творчества все равно неизменно рассматриваются.

    ПОСТМОДЕРНИ́ЗМ

    Лит.: Eagleton T. The illusions of postmo­dernism. Oxf., 1996; Коз­лов­ски П. Куль­ту­ра по­стмо­дер­на. М., 1997; Иль­ин И. П. По­стмо­дер­низм от ис­то­ков до кон­ца сто­ле­тия: Эво­лю­ция на­уч­но­го ми­фа. М., 1998; он же. Пост­мо­дер­низм: Сло­варь тер­ми­нов. М., 2001; Мань­ков­ская Н. Б. Эс­те­ти­ка по­стмо­дер­низ­ма. СПб.

    , 2000; По­стмо­дер­низм: Эн­цик­ло­пе­дия. Минск, 2001; Со­кал А., Брик­мон Ж. Ин­тел­лек­ту­аль­ные улов­ки: Кри­ти­ка фи­ло­со­фии по­стмо­дер­на. М., 2002; Welsch W. Un­sere postmoderne Moderne. 6. Aufl. B., 2002; Behrens R. Postmoderne. Hamb., 2004; The Routledge companion to postmodernism / Ed. S. Sim. 2nd ed. L., 2005; Ан­дер­сон П.

    Ис­то­ки по­стмо­дер­на. М., 2011.

    По­стмо­дер­низм в ли­те­ра­ту­ре. Лит.: Hassan I. H. The Postmodern turn: Es­says in postmodern theory and culture. Colum­bus, 1987; McHale B. Postmodernist fiction. L., 1987; Hutcheon L. A poetics of postmo­der­nism: History, theory, fiction. N. Y.; L., 1988; Currie M.

    Postmodern narrative theory. N. Y., 1998; Ско­ро­па­но­ва И. С. Рус­ская по­стмо­дер­ни­ст­ская ли­те­ра­ту­ра. М., 1999; Мань­ков­ская Н. Б. Эс­те­ти­ка по­стмо­дер­низ­ма. СПб., 2000; Иль­ин И. П. По­стмо­дер­низм: Сло­варь тер­ми­нов. М., 2001; Ку­ри­цын В. Н.

    Рус­ский ли­те­ра­тур­ный по­стмо­дер­низм. М., 2001.

    По­стмо­дер­низм в ар­хи­тек­ту­ре. Лит.: Jencks Ch. Modern movements in archi­tecture. Garden City, 1973; Portoghesi P. Post­modern: The architecture of the post-in­du­strial society. N. Y., 1983; Klotz H.

    Moderne und Postmoderne: Architektur der Gegenwart 1960–1980. Braunschweig, 1984; Фремп­тон К. Со­вре­мен­ная ар­хи­тек­ту­ра: Кри­ти­че­ский взгляд на ис­то­рию раз­ви­тия. М., 1990; Шу­ку­ро­ва А. Н. Ар­хи­тек­ту­ра За­па­да и мир ис­кус­ст­ва ХХ в. М., 1990; Фе­сен­ко Д.

    Е. За­по­зда­лый рас­цвет: О по­стмо­дер­низ­ме в со­вет­ской ар­хи­тек­ту­ре // Ар­хи­тек­тур­ный вест­ник. 1992. № 3; Collins J. Architecture of excess: Сul­tu­ral life in the Information Age. N. Y., 1995; Postmo­dernism: Style and subversion, 1970–1990. (Cat.). L.; N. Y.

    , 2011; По­стмо­дер­низм // ПРОЕКТ International. 2012. № 32.

    По­стмо­дер­низм в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве. Лит.: A new spirit in painting. (Cat.). L., 1981; Oliva A. B. The international trans-avant­gar­de. Mil.

    , 1982; Art after modernism: Rethin­king representation / Ed. B. Wallis. N. Y., 1984; Hon­nef K. Kunst der Gegenwart. Köln, 1994; Ту­пи­цы­на М. Кри­ти­че­ское оп­ти­че­ское. М., 1997; Оли­ва А. Б.

    Ис­кус­ст­во на ис­хо­де вто­ро­го ты­ся­че­ле­тия. М., 2003.

    По­стмо­дер­низм в ки­но. Лит.: Ям­поль­ский М. Б. Па­мять Ти­ре­сия. М., 1993; Но­вей­шая ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го ки­но, 1986–2000. СПб., 2001–2004. Т. 1–7; Пла­хов А. С. Ре­жис­се­ры на­стоя­ще­го. М., 2008. Т. 1: Ви­зио­не­ры и ме­га­ло­ма­ны; Клюе­ва Л. Б. По­стмо­дер­низм в ки­но: О не­ко­то­рых ас­пек­тах по­стмо­дер­ни­ст­ско­го дис­кур­са в ки­но. М., 2010.

    По­стмо­дер­низм в те­ат­ре. Лит.: Birringer J. Theatre, theory, postmo­der­nism. Bloomington, 1991; Диа­но­ва В. М. По­ст­мо­дер­ни­ст­ская фи­ло­со­фия ис­кус­ст­ва: Ис­то­ки и со­вре­мен­ность. СПб., 1999; Де­бор Г. Об­ще­ст­во спек­так­ля. М., 2000.

    По­стмо­дер­низм в му­зы­ке. Лит.: Че­ред­ни­чен­ко Т. В. Му­зы­каль­ный за­пас, 70-е: Про­бле­мы, порт­ре­ты, слу­чаи. М., 2002; Тео­рия со­вре­мен­ной ком­по­зи­ции / Отв. ред. В. С. Це­но­ва. М., 2007; Вы­соц­кая М. С., Гри­горь­е­ва Г. В. Му­зы­ка XX в.: От аван­гар­да к по­стмо­дер­ну. М., 2011.

    Ссылка на основную публикацию