Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)

  • Безмолвное море, лазурное море,
  • Стою очарован над бездной твоей.
  • Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
  • Тревожною думой наполнено ты.
  • Безмолвное море, лазурное море,
  • Открой мне глубокую тайну твою.
  • Что движет твое необъятное лоно?
  • Чем дышит твоя напряженная грудь?
  • Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

  1. Таинственной, сладостной полное жизни,
  2. Ты чисто в присутствии чистом его:
  3. Ты льешься его светозарной лазурью,
  4. Вечерним и утренним светом горишь,
  5. Ласкаешь его облака золотые
  6. И радостно блещешь звездами его.
  7. Когда же сбираются темные тучи,
  8. Чтоб ясное небо отнять у тебя –
  9. Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
  10. Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
  11. И мгла исчезает, и тучи уходят,
  12. Но, полное прошлой тревоги своей,
  13. Ты долго вздымаешь испуганны волны,
  14. И сладостный блеск возвращенных небес
  15. Не вовсе тебе тишину возвращает;
  16. Обманчив твоей неподвижности вид:
  17. Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
  18. Ты, небом любуясь, дрожишь за него

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)

Г. Дмитриев. Теплый день на море. 2015

В элегии лирический герой (поэт) невероятно объёмно, живо и красочно описывает безмолвное море цвета лазури, красотой которого он околдован. Поэт ведёт со стихией диалог, будто бы перед ним не вода, а живой собеседник, способный слушать, слышать и понимать. Море в произведении дышит, оно преисполнено «тревожной думой» и «смятенной любовью».

Лирический герой, обращаясь к морской глади, просит открыть ему свою глубину и тайну. Он желает понять: что именно движет «необъятное лоно» морской пучины, чем дышит морская «напряжённая грудь».

Герой представляет, словно море тянет в свои «объятия» «из земныя неволи» далёкое светлое небо. Поэт замечает одну важную особенность: когда небесный свод спокойный и чистый, тогда и морская гладь становится сладостной, преисполненной таинственной жизни.

В это время вода сверкает горящими звёздами, отражая в себе светозарную лазурь.

Едва на небе собираются грозные тучи, желающие взять небо «в плен», то и море начинает биться, словно в истерике, поднимая метровые волны, чтобы пресечь враждебную и страшную небесную тьму.

Но, когда небесный свод вновь обретает бирюзовую чистоту, уходят тучи и исчезает тьма, море ещё очень долго бьётся, не в силах успокоиться и забыть недавнюю тревогу.

 Лирический герой приходит к выводу, что морская пучина обманчива в своей мнимой неподвижности: в ней скрываются тонны ярости и гнева. Море связано с небом неразрывно, оно постоянно волнуется из-за него.

История создания

Это замечательная элегия имеет конкретный адресат: она посвящена молодой женщине по имени Мария Протасова. К Марии поэт испытывал сильные любовные чувства, но жениться на ней не мог.

Причина этого заключалась в следующем: матерью возлюбленной Жуковского была Е.А. Протасова, являвшаяся кузиной поэта. Так как родство было чрезвычайно близким, о возможности женитьбы не могло быть и речи.

Печаль и боль от происходящего нашли прямое отражение в данном произведении, воплотившись в образах моря и неба.

Жанр, направление, размер

Следует заметить, что сам Жуковский назвал своё произведение элегией. Оно имеет прямое отношение к этому жанру, так как содержит черты созерцательного характера и ноты светлой тоски. Произведение написано в рамках литературного направления «романтизм». Если исходить из прямого перевода, то «элегия» означает «жалобу».

Элегия смогла сохранить свои жанровые особенности ещё с периода античности. Любая элегия характеризуется философским характером, выражает тоску и глубокое поэтическое размышление. Данное произведение написано «белым» стихом, когда при сохранении размера и ритма рифма отсутствует. Поэтический размер – четырёхстопный амфибрахий.

Всё это наделяет элегию особой чувственностью, глубинной печалью.

Композиция

С семантической точки зрения поэтическое «здание» элегии имеет кольцевую композицию. Произведение можно разделить на три части:

  1. Первая часть – в начале элегии происходит диалог поэта и моря. Лирический герой любуется безмолвной морской гладью, остро ощущая, что этот покой лишь кажущийся, он хранит в себе какую-то загадку.
  2. Вторая часть – лирический герой повествует о буре, которой он находит разумное объяснение. Герой уверен: буря спровоцирована тем, что «тёмные тучи» нарушили идиллические отношения, установившиеся между морем и небом.
  3. Третья часть – заключительная. Лирический герой снова возвращается к описанию мирной морской стихии, чем закольцовывает всю композицию. Но теперь герой нашёл ответ на ранее мучивший его вопрос о том, какая загадка хранится в морской пучине.

Следует заметить, что само море пребывает в полном спокойствии на протяжении всего произведения: буря бушует лишь в «голове» лирического героя. Но, благодаря именно такому способу рассуждения, поэт делает композицию элегии трёхчастной, придавая её необходимый динамизм.

Образы и символы

Жуковский  создаёт немало ярких образов, способствующих наиболее полному раскрытию основной идеи. Особого внимания заслуживают два ключевых образа:

  • образ моря – центральный. Данный образ вынесен в название произведения. Возможно, что с помощью метафорических образов моря и неба поэт повествует о своих взаимоотношениях с возлюбленной Марией Протасовой. Море выступает символом самого лирического героя, а небо символизирует любимую женщину. Именно море является главным действующим лицом произведения. Море поэт очеловечивает, наделяя способностью мыслить, сопереживать и действовать. Морская стихия антропоморфна: она абсолютно живая и поэтому «дышит». Морская гладь страстно влюблена в небосвод: она счастлива, когда небо отражается в её зеркальной поверхности. Иногда идиллические отношения моря и неба нарушают грозовые тучи, заслоняющие небесный свод от водной глади. Тогда море яростно бунтует и горько страдает, ненавидя «враждебную мглу» и борясь с ней;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Под образом романтического героя представлен человек, способный любить и понимать природу, вести диалог с морской стихией, словно с близким другом. Длительное пребывание наедине с морской гладью приносит герою радость и счастье, он признаётся: «Стою очарован над бездной твоей…». Узнав тайну морской пучины, герой ощущает родство с ней.

Темы и настроение

В элегии Жуковский поднимает несколько актуальных для себя тем:

  1. Тема невозможности любви – центральная. Данная тема уходит корнями в биографию поэта. Как известно, Жуковский не мог сочетаться узами брака со своей возлюбленной, так как она приходилась ему близкой родственницей (девушка была дочерью двоюродной сестры поэта). Влюблённые так и не решились просить благословения у матери невесты, приняв вынужденное решение остаться друзьями. Соответственно, описанные в элегии любовные отношения между морем и небом гораздо более оптимистичны: их друг от друга скрывают тёмные тучи лишь на время.
  2. Тема одиночества – поэт неспроста обращается к морю: он чувствует себя невероятно одиноким, но, при этом, радуется, что море счастливо от вида неба. Лирический герой ощущает тревогу, скрытую в водной стихии.
  3. Тема красоты и могущества морской стихии – Основные герои элегии – поэт и море. С целью продемонстрировать читателям все грани морской стихии, автор создаёт параллельно два равнозначных пейзажа – статичный (море) и динамичный (небо).

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями меланхолии, печали и пессимизма. Лирический герой, описывая близкие взаимоотношения моря и неба, переносит их на себя и свою возлюбленную. Осознавая невозможность взаимного счастья, он впадает в уныние и грусть.

Основная идея

Основная мысль, которую стремится донести до нас Жуковский, заключается в утверждении родства между человеком и природой. Автор призывает учиться у природы созерцанию, утверждая идею о том, что следует бороться за своё счастье.

Жуковский приводит в пример морскую стихию, которой всё же удаётся одержать победу над тёмными, враждебными тучами. Безусловно, море уже никогда не будет безмятежным как прежде, но зато оно вновь будет  вместе с любимым небом.

Сам поэт хотел бы, подобно морю, преодолеть все препятствия на пути к желанному браку с Марией Протасовой.

Средства выразительности

С целью передачи читателям душевного состояния романтического героя и демонстрации величия морской стихии, Жуковский использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «тёмные тучи», «земная неволя», «светозарная лазурь»;
  • метафоры – море «ты живо, ты дышишь смятенной любовью», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь»;
  • антитеза – «ясное небо – тёмные тучи»;
  • аллитерация – автор в ряде строк использует слова с согласными звуками «Ж» и «Ш»: «… ты живо, ты дышишь», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвёшь и терзаешь»;
  • риторический вопрос — «Что движет твое необъятное лоно?»

«Море», анализ стихотворения Жуковского

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский.

Стихотворение «Море» полный текст

  • Безмолвное море, лазурное море,
  • Стою очарован над бездной твоей.
  • Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
  • Тревожною думой наполнено ты.
  • Безмолвное море, лазурное море,
  • Открой мне глубокую тайну твою:
  • Что движет твое необъятное лоно?
  • Чем дышит твоя напряженная грудь?
  • Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

  1. Таинственной, сладостной полное жизни,
  2. Ты чисто в присутствии чистом его:
  3. Ты льешься его светозарной лазурью,
  4. Вечерним и утренним светом горишь,
  5. Ласкаешь его облака золотые
  6. И радостно блещешь звезда́ми его.
  7. Когда же сбираются темные тучи,
  8. Чтоб ясное небо отнять у тебя —
  9. Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
  10. Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
  11. И мгла исчезает, и тучи уходят,
  12. Но, полное прошлой тревоги своей,
  13. Ты долго вздымаешь испуганны волны,
  14. И сладостный блеск возвращенных небес
  15. Не вовсе тебе тишину возвращает;
  16. Обманчив твоей неподвижности вид:
  17. Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
  18. Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Читайте также:  Сочинение на тему: лето (для мальчиков из 1 класса)

Анализ стихотворения “Море” Жуковского 9 класс

Стихотворение «Море» было написано Жуковским В.А. в 1829 году. Он сочинил его в свои зрелые годы. Красота морских просторов вдохновляла многих поэтов писать свои незабываемые произведения, не оставило оно равнодушным и Жуковского.

В стихотворении поэт, наделенный богатым воображением, разговаривает с морем, как с живым существом. Он пытается разгадать ее тайну: «Что движет твое необъятное лоно?». Море стихотворец описывает во взаимосвязи с небом.  Эти две стихии и правда очень близки друг к друга. Небо отражается в море. А цвет морской воды зависит от состояния погодных условий. Сила волны связана с ветром.

Небо поэт описывает, как более свободную стихию. Жуковский − человек верящий в бога. Он считает, что жизнь моря зависит от неба. Поэт показывает через морскую стихию, что все мы в это мире зависимы от всевышних сил. Стихотворец доверяет свои философские мысли морю. Он делится с водной стихией своими сокровенными мыслями.

Поэт доверяет свои переживания водной стихии. Поэт, как и любой человек, не хочет ни от кого зависеть, но это невозможно. Море тоже не может быть свободным, оно: «Терзает враждебную мглу.» Поэт считает, что, может быть на небе его ждет счастье, так же, как и море: «Иль тянет тебя из земныя неволи далекое, светлое небо к себе?»

Поэт очень красиво сумел описать море и небо. Он рассказывает, что море ласкает облака золотые и радостно блещет звездами его. Ведь небо отражается в море.

Это стихотворение учит нас любить природу. А также оно заставляет за думаться нас о смысле жизни, о свободе, которую сложно отстоять в нашем неспокойном мире.

Подробный анализ стихотворения «Море»

Замечательным образцом элегической поэзии Жуковского может служить стихотворение «Море». Оно было создано в 1822 году, напечатано в сборнике «Северные цветы на 1829 год».

Романтический образ моря – тема стихотворения. Перед нами морская стихия с ее красотами, звуками. В романтических картинах моря переданы переход от штиля к шторму, лазурный, небесный оттенок морской поверхности в хорошую погоду, отражение в водах при ночном ясном небе луны и звезд.

Море в стихотворении Жуковского одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. При этом море для Жуковского – стихия, загадочно-непонятная в своей сущности. Поэт пытается понять «тайну» моря («Открой мне глубокую тайну твою»). Такое романтическое мироощущение лирического героя обусловило жанр стихотворения (элегия).

Само море не может открыть свою «тайну», ибо оно «безмолвно». Тем не менее, поэт, который видит в непрерывном движении водной стихии признаки внутренней тревоги и смятения, постигает эту «тайну»: источник постоянного движения, изменения моря – небо. Два существа («необъятное» море и столь же безграничное небо), ощущая свою родственность, духовно тяготеют друг к другу.

Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, по-своему зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба.

Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой.

Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом.

В то же время море, небо и буря – это символические образы. У Жуковского небо – символ безмятежности, покоя, красоты.

Когда же море побеждает возникающие враждебные силы, торжествует «сладостный блеск возвращенных небес», тишина (хотя и обманчивая), неподвижность. Но небо – это образ, образ возвышенной души, летящей ввысь.

То есть это и обобщенное изображение идеала поэта, его стремление к «неземному» совершенству. На «земле» же жизнь жестокая, несправедливая, полная противоречий.

Иначе говоря, неудовлетворенный окружающей действительностью, поэт мечтает об идеале – высоком совершенстве. Но направление его мечты не «земное», а «небесное», далекое от реальности.

В свою очередь, море, не теряя черт настоящей водной стихии, одновременно символизирует человеческую душу, ее вечное стремление к идеалу.

Поэт наделяет море собственными тревогами, печалями, радостями, стремлениями.

В результате перед нами не обыкновенная, а, по словам Белинского, «романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Из этого следует, что идеи элегии заключаются в ее философском смысле, в излюбленной мысли Жуковского об освещении всего живого высоким духовным светом.

Композиционно стихотворение «Море» можно разделить на три части, которые различаются не только содержанием, но также интонацией, ритмической структурой стиха.

Первая часть (1 — 4‑е четверостишия) – умиротворенное, спокойное, безмятежное море. В присутствии чистого неба обыкновенно и море бывает чисто.

Оно льется лазурью неба, горит его «вечерним и утренним светом», ласкает его облака, блещет его звездами.

Эта часть неторопливая, размеренная, ритм здесь плавный, мелодичный, завораживающий. При этом первое и третье четверостишия осложняются характерной для поэзии романтизма вопросительной интонацией, повышающей эмоциональное напряжение.

Вторая часть (пятое четверостишие) показывает море в бурю. «Темные тучи» пытаются отнять у него небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Значит, тучи – не часть неба, они ему не принадлежат, если собираются отторгнуть «ясное небо» у моря.

Интонация резко повышается, ритм убыстряется, особенно в двух последних строчках. Поэт показывает характер водной стихии: море грозно, бушует, оно в состоянии разъяренности, непокорности.

Третья часть (шестое – седьмое четверостишия) – море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: оно все равно скрывает «смятенье» и, как бы боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. Тональность понижается, хотя в ней ощущаются тревожные ноты, ритм становится более плавным.

Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора-олицетворение. Море очеловечивается, то есть автор создает и зримый, и одновременно наделенный способностью мыслить и чувствовать облик моря: «Ты живо; ты дышишь…».

Немалую роль в представлении о море как об одушевленном существе играют эпитеты, передающие относительно спокойное море: «безмолвное», «лазурное», наполненное «смятенной любовью», «тревожной думой», скрывающее «глубокую тайну», дышащее «напряженной грудью», оно «радостно блещет» (здесь эпитет выражен наречием), полное «таинственной, сладостной» жизни.

Следует объяснить, что эпитет «таинственный» (лирический герой очарован таинственной бездной моря) указывает на стремление поэта подчеркнуть сложное, неуловимое переживание, неопределенность, невыразимость впечатлений. Художественные определения неба «далекое, светлое» (море спокойно, когда небо такое) характеризуют не только признаки самой стихии, но обозначают мечту, идеал, отчего вся картина становится символической.

Дважды повторяющийся эпитет «чистый» (в первом случае выражен наречием) подчеркивает внешний облик моря, полностью зависящего от состояния, в котором находится небо («Ты чисто в присутствии чистом его…»).

Иные эмоции передают эпитеты, когда море неспокойно: оно окутано «враждебной мглой», вздымает «испуганны волны». Для передачи смены состояния моря используются и глаголы: «дышишь», «льешься», «ласкаешь», «блещешь» (когда море безмятежно); глаголы «бьешься», «воешь», «рвешь», «терзаешь», «вздымаешь» (когда на море стихия).

Мелодичность, музыкальность придают элегии пронизывающие всю стихотворную ткань разнообразные повороты. Прежде всего, это дважды звучащее обращение «море», которое повторяется через несколько строк, чтобы лишний раз подчеркнуть внешнее спокойствие морской стихии.

Элегию «Море» любили современники Жуковского. Лермонтов помнил ее наизусть, а восхищенный Пушкин в письме П.А. Вяземскому выделил из сборника «Северные цветы» это стихотворение: «Читал «Цветы»? Каково «Море» Жуковского…» и написал стихотворение «К морю».

В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, красотой, мелодичностью, чувством.

Анализ по строфам «Море»

В. А.  Жуковский «Море» по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.

Одним из ярких образцов романтической лирики является элегия «море», написанное в 1822 году.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны». Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы.

Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может— с каким-то таинственным незнакомцем.

Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря.

Читайте также:  Рецензия на пьесу «Горе от ума»

Сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть “Обманчивый покой» — третья часть.

В первой части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину.

  • Ты чисто в присутствии чистом его: 
  • Ты льешься его светозарной лазурью, 
  • Вечерним и утренним светом горишь, 
  • Ласкаешь его облака золотые 
  • И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного.

Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный.

Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море, 

Открой мне глубокую тайну твою: 

Вторая часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга.

Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. Этот эффект достигается за счет использования особого приема — аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой дактилической строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу».

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и пpeкрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

  1. Эта мысль становится понятной лишь в третьей части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:
  2. И сладостный блеск возвращенных небес 
  3. Не вовсе тебе тишину возвращает, 
  4. Обманчив твоей неподвижности вид: 
  5. Ты в бездне покойной скрываешь смятенье. 

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь мы знаем, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье, но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

«Море» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – история создания, стихотворный размер, рифма, эпитеты

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЭГЕ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.

История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.
  • Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
  • Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей».

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Композиция

В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

Жанр

Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства.

Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

Звучание моря автор воспроизвел при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь».

ПредыдущаяСледующая

Стихотворение «Море» В .А. Жуковского разбор и анализ по плану

Элегия

Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Элегия «Море» история создания

Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.

  «Мать» – краткое содержание книги Максима Горького

Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.

Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.

Читайте также:  Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём

Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.

История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.История создания – было написано в 1822 г., когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, строки не рифмуются.
  • Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
  • Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи».

Анализ стихотворения В. А. Жуковского

Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.

Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.

Краткое содержание плана для анализа «Моря»:

  • общая информация о произведении,
  • идея текста,
  • жанр произведения, звуковая организация стиха,
  • выявление литературного направления,
  • особенности построения лирического произведения,
  • характер лирического героя,
  • основная проблематика,
  • темы,
  • средства художественной выразительности.

План

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского — одного из наиболее известных текстов поэта.

Основная мысль произведения

Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.

Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.

Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.

И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.

Художественные приемы: метафоры и олицетворения, аллитерация

Также можно определить и жанр произведения, проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского. Элегия – это будет правильный ответ. Данный жанр возник еще во времена Древней Греции. Слово «элегия» обозначает «жалобная песня».

Движение моря поэт передает с помощью многочисленных метафор и олицетворений, выраженных при помощи глаголов «блещешь», «бьешься», «рвешь», «терзаешь». Поэт наделяет море человеческими способностями любить и тревожиться, бороться и испытывать нежность.

В стихотворении присутствует также и прием аллитерации, при помощи которой поэт описывает таинственную мощь стихии («Чем дышит твоя напряженная грудь»).

Литературное направление

Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.

В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.

Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.

Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.

А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.

Стремление к небу

По мере того как читатель проводит анализ стихотворения «Море» Жуковского и разгадывает тайну поэта-романтика, ему становится ясно: море, как и все живое на этой планете, находится в плену. Земная жизнь полна трудностей и утрат, идиллия свойственна только небесам.

Даже тучи, которые, на первый взгляд, принадлежат небу, на самом деле сами по себе. Они собираются только для того, чтобы «отнять» небо. Оно представляется поэту прекрасным и беззащитным – это подчеркивается с помощью приема контраста.

Жуковский противопоставляет «темные тучи» и «ясное небо».

Композиция

Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:

  • чистая лазурная гладь,
  • в непогоду,
  • по окончании бури.

Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.

Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств.

Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних.

Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Характеристика героев

Героями стихотворения можно назвать:

  • море – главная героиня,
  • небо, воплощающее лирического героя.

Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.

Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.

Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Художественные средства

Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:

  • эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы,
  • аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой,
  • метафоры – это символические образы,
  • прием рефрена поддерживает ритм,
  • риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование,
  • тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.

Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.

Темы

  • Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
  • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
  • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.
Ссылка на основную публикацию