230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация “Честь и бесчестие” итоговое сочинение по литературе

230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Материал для подготовки к итоговому сочинению по тематическому направлению „Честь и бесчестие“

2 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Честь и бесчестие В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Толкование понятий Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Это и доброе имя, почет, уважение. Существуют долг чести, дело чести, суд чести. Бесчестье – оскорбление, нанесенное самолюбию, принимаемое всерьез и переживаемое как трагедия, бесславие, обида, позор.

4 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Пословицы и поговорки о чести и бесчестии Береги платье снову, а честь смолоду. Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь. Лучше быть плохим у хорошего, чем хорошим у плохого.

Не кусок пирога, а честь дорога. Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе. Где честь, там и правда. Всяк честен своими заслугами. Всякому своя честь дорога.

Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит.

5 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Пословицы и поговорки о чести и бесчестии Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь. Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Честь тверда, в слове стойка. Честь головой оберегают. Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.

Бесчестье хуже смерти. Честь честью, а дело делом. Бесчестье — не деньги, потрава — не хлеб. Кого почитают, того и величают. Не велика честь волку зайца съесть. Какая уж честь, коли нечего есть! По заслугам и честь.

И честь оказали, и на двери показали

6 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Афоризмы о чести и бесчестии Честь дороже жизни. Ф. Шиллер Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. Б. Франклин Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. У.

Шекспир Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. П.

Корнель Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой. Г. Гегель

7 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Афоризмы о чести и бесчестии Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства. У. Шекспир Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.

Цецилий Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума. Г. Гегель …Женщина мало что смыслит в чести.

Пусть же станет честью ее — любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй. Ф. Ницше Лишать чести другого — значит лишаться своей. Публий

8 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Примерные темы о чести и бесчестии В чем различие между честью и честностью?  Как вы понимаете слова честь и бесчестие?  Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают.

  Что значит идти дорогой чести?  Береги платье снову, а честь смолоду. «Чести своей никому не отдам» «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.

Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?  

9 слайд 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» Описание слайда:

Рекомендуемые произведения А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин» Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина» В.Быков «Сотников» Ч.Айтматов «И дольше века длится день» М.А.

Булгаков «Мастер и Маргарита» Б.Васильев «Завтра была война» М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени» И. С. Тургенев «Отцы и дети» А. П. Чехов «Дуэль» А. И. Куприн «Поединок» Ф.М.

Достоевский «Преступление и наказание»

10 слайд Описание слайда:

Варианты вступления Честь дворянина, купца, воина… В былые времена бесчестьем считалось малейшее оскорбление человеческого достоинства.

Дуэлянты отстаивали свои принципы в поединках, защищали честь своей семьи. Из-за обид или сомнений в чьих-то моральных качествах начинались войны, разыгрывались драмы кровавой мести.

Даже целые народы вставали друг против друга, чтобы никто не усомнился в их храбрости.

11 слайд Описание слайда:

Варианты вступления Честь… Что же это такое? Честь – моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни.

12 слайд Описание слайда:

Варианты вступления Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть.

Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать.

Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

13 слайд Описание слайда:

Варианты вступления Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы.

За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу.

Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

14 слайд Описание слайда:

Литературные аргументы Вспомним героев повести А.С.Пушкина „Капитанская дочка“: молодого офицера Петра Гринева, который вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, пытавшегося завоевать ее любовь насилием.

Если сравнить главных героев, безусловно, большее уважение вызовет Гринев, потому что он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Чувство собственного достоинства помогает герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага.

Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем.

15 слайд Описание слайда:

Литературные аргументы М.Ю.Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала сильно развитое чувство чести.

К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.

16 слайд Описание слайда:

Литературные аргументы В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким, Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел.

Безнравственность и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению к девушке и к своему товарищу. Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него извинения.

Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей Печорина.

17 слайд Описание слайда:

Литературные аргументы Как понимают герои Пушкина в романе «Дубровский» «честь» и «бесчестие»? Троекуров – «бесчестие», когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почета и уважения; «бесчестие» – стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет. А.Г. Дубровский: «бесчестие» – терпеть оскорбление от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать свое человеческое достоинство. Владимир Дубровский: «бесчестие» – оставить без отмщения, без наказания не праведный поступок, стерпеть беззаконие.

18 слайд Описание слайда:

Литературные аргументы Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей.

Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан.

Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену.

Читайте также:  Топ 10 вопросов о егэ по выбору

Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается и благодарит Бога за то, что не убил человека.

19 слайд Описание слайда:

Источники http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=31545 http://www.e-ng.ru/literatura/tema_chesti_v_proizvedeniyax_russkix.html http://mognovse.ru/fth-proshanie-vladimira-dubrovskogo-s-otcom-i-rodnim-domom-4-5.html http://iumka.ru/russkiy/ege-gia/item/3912 http://int-max.net/1__tol.htm http://rus.fizolimpiada.ru/itogovoe/tema2.html https://fs00.infourok.ru/images/doc/146/168898/img14.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6412/148561800.108/0_9236c_460c00d4_L.jpg

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Итоговое сочинение 10 класс май 2017 итоговое

230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти» 230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»

В пользу разума Посерединке В пользу чувства Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой. Эпиктет Единственное место, где Бог точно существует, – Разум – подлец, оправдает что угодно. Ф. М. это человеческий разум. Там он расположился Достоевский во всем своем величии и ужасе. Алан Мур Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Ф. Шиллер Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет. Вольтер Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями. Н. В. Гоголь Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума. Софокл Разумное и нравственное всегда совпадают. Л. Н. Толстой Если бы человек всегда прислушивался к голосу разума, с ним никогда не происходило бы ничего интересного. Роберт Шекли Цель мира в том, чтобы царствовал разум. Ренан Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. П. Я. Чаадаев “. . . имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. . . ” (Стародум) “. . . [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь» . (Стародум) “. . . я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. . . ” (Стародум) “. . . наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. . . ” (Стародум) “. . . Прямое достоинство в человеке есть душа…” (Правдин) Где для вас формула ЦЕЛОМУДРИЯ?

«Разум и чувство» Литература: Д. И. Фонвизин «Недоросль» А. С. Грибоедов «Горе от ума» Шекспир «Гамлет» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» А. Н. Островский «Гроза» Ф. И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А. П. Чехов «Ионыч» , «Человек в футляре» М. А. Булгаков «Собачье сердце»

Темы Произведения 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? 122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств? 123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам? 124. Когда следовать чувствам неразумно? 129. Могут ли чувства быть истинными и ложными? 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е.

О» , «Капитанская дочка» Толстой «Война и мир» Островский «Гроза» Чехов «Ионыч» , Человек в футляре» , «О любви» Шолохов «Судьба человека» Е. Водолазкин «Авиатор» 126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать? 127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» ? 128.

Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума? Фонвизин «Недоросль» Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е. О» , Тургенев «Отцы и дети» Достоевский «Преступление и наказание» Толстой «Война и мир» Солженицын «Матренин двор» 130. Всегда ли разумный поступок является нравственным? 132.

Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом? Фонвизин «Недоросль» Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е. О» , «Капитанская дочка» Толстой «Война и мир» Островский «Гроза»

Контрастные качества (чувства) человека Злобность, злопамятство, злословие, злорадство, злодейство, злопыхательство, злонамеренность Неблагодарность Эгоизм, себялюбие Алчность, жадность, скупость, корысть, своекорыстие Страх, трусость, боязнь, робость Гордыня, тщеславие, чванство, надменность, заносчивость, хвастовство самодовольство, зазнайство, самонадеянность, самолюбование Доброта, добросердечность, добродушие, доброжелательность, благожелательность Благодарность, признательность Самоотверженность, самозабвение, самоотречение, самопожертвование Бескорыстие, щедрость, помощь, пожертвование Мужество, бесстрашие, смелость, доблесть, отвага, храбрость, героизм, неустрашимость Скромность, смирение, достоинство, сдержанность, уверенность, кротость Необидчивость, умиротворенность, прощение, примирение Лживость, нечестность, лукавство, изворотливость, честность, правдивость, принципиальность, справедливость, прямота, неподкупность Лицемерие, притворство, двуличие, Искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие Обида, ожесточение, озлобление, мстительность, непримиримость неискренность, коварство

Работа над вступлением Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.

Рассмотрим типичные цели вступления: – дать общие сведения об обсуждаемой теме (В ответе малого объёма это не нужно) – ввести в тему текста – назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст – обосновать актуальность проблемы – заинтересовать потенциального читателя – подготовить к восприятию текста (сформулировать тезис) -высказать свою точку зрения на проблему.

Типы вступления Историческое вступление Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. Также где говорится об эволюции какого-нибудь явления. ( «Эпоха революционных преобразований в произведениях А. Платонова, М. Замятина, М. Шолохова» .

Аналитическое вступление В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. «Душа и маска Печорина в художественном изображении М. Ю. Лермонтова» : нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя.

Определение понятий «чувство» и «разум» Биографическое вступление Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т. п. «Россия в лирике А. Блока» : невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир.

Сравнительное вступление «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б. Васильева, В. Астафьева, К. Воробьева и др. ): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений.

Вступлениехарактеристика произведения Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. ( «Женские образы в романе М.

Лермонтова «Герой нашего времени» ) «Лирическое» вступление Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями? » Вступление-перекличка с современностью В нём указывается, ЧТО роднит произведение (тему) с сегодняшним днём, что делает её особенно актуальной.

Четвёртый этап анализа темы сочинения: метафоры в формулировке темы Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль. Пример.

В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» ? «Голова» и «сердце» – выразительные метафоры в высказывании романтика Фридриха Шиллера. Сделаем своеобразный «перевод» высказывания замечательного немецкого поэта и философа: «Разум отвечает за проявление чувств человека» .

Значит, по Шиллеру, именно разуму отдаётся первенство в поступках, поведении, мировоззрении человека. Я глубоко не согласен с замечательным автором. И понимаю иронию Ф. М. Достоевского, назвавшего в одной из «Петербургских повестей» двух немцев пошляков, живущих в Подьяческой улице, Шиллером и Гофманом.

Дело не только в разуме, когда речь идёт о мировоззрении человека. Рассмотрим это на примере двух романов: И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (94 слова) «У истории нет корзины для хлама» (В. Гюго) 1.

Для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы стран и народов, так и незначительные происшествия. 1. История помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих её ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу.

Оба тезиса могут стать основой будущего сочинения только в том случае, если неизвестны контекст, в котором были произнесены эти слова и события, их породившие.

Порядок работы над основной мыслью сочинения 1. Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т. е.

дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы. 2.

По вопросам определить отношения между основными понятиями. 3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении? »

РАБОТА НАД ВСТУПЛЕНИЕМ 1. Погружайтесь в тему, толкуйте её. 2. Актуализируйте знания. 3. Создайте интерес 4. Пробудите доверие. ИДИТЕ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ: К любой теории. Дайте практический пример или случай. Будьте искренними, но не вульгарными.

Создадим вступления к нескольким темам 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? 130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?

Создадим вступления к нескольким темам. ПИШЕМ! Сначала определимся в понятиях. Эмоции – это чувства. Значит, следует подумать о 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? том, почему важно, необходимо даже держать чувства под контролем. Возникает вопрос: «А кто должен контролировать? » Думаю, что разум.

Ведь не случайно эти два понятия существуют в паре: разум-чувство. Что будет с нами, если мы эмоции не поставим под контроль разума? ТЕЗИС (51 слово)( «Горе от ума» ; «Капитанская дочка» ; «Война и мир» ; «Отцы и дети» …) Доля разумного в поступках и поведении современного человека начинает 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а доминировать.

Мы долго думаем, просчитываем даже, стоит ли знакомиться с кемто, помогать кому-то, идти куда-то. Насколько это нам выгодно, необходимо, какие не разумом? будет иметь последствия. Разум мой современник давно уже поставил на первое место, а чувства при этом девальвировались, это проявляется даже в любви, дружбе, взаимопомощи.

Читайте также:  Сочинение-рецензия по повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»

Редко кто «сиганёт» в огонь, сделает искусственное дыхание. Зато будет фиксировать, снимать видеокамерой происходящее на его глазах. Всё-таки, думаю, руководствоваться в жизни нужно именно чувствами. (71 слово) ( «Недоросль» ; «Горе от ума» ; «Преступление и наказание» «Евгений Онегин» , «Станционный смотритель» , «Шинель» , «Матрёнин двор» ) 130.

Всегда ли разумный поступок является нравственным? «Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце» , – говорил знаменитый немецкий романтик Фридрих Шиллер. С этим можно поспорить. Так бывает далеко не всегда. Не всяктй разумный поступок будет одновременно и нравственным.

Для обоснования своего мнения обратимся к романам А. С. Пушкина «Капитанская дочка» , «Евгений Онегин» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (44 слова)

ПИШЕМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ 1. 2. 3.

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 и т. д. Что следует из вышесказанного? В ы в о д

Смерть лучше бесчестья, лучше бесчестия русская пословица

10 поговорок и пословиц о речи

Бесчестье хуже смерти. — Смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже (тяжеле) смерти. См. ЧЕСТЬ ПОЧЕТ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

пословицы по неметски про немцев

БЕСЧЕСТИЕ — БЕСЧЕСТИЕ, бесчестье ср. всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание. | Денежная пеня, взыскиваемая за причинение бесчестья, позора, обиды. В бесчестьи (или: в тяжбе, в суде) не деньги, в потраве& … Толковый словарь Даля

значение всех поговорок пословиц

ЧЕСТЬ – ПОЧЕТ — Наверху голова вскружится. Не бей по роже, себе дороже. Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть. На дурака чести (т. е. почету) не напасешься. Свинья не знает чести. Одна честь свинье: помои. Свинье в огороде одна честь: полено. Старую& … В.И. Даль. Пословицы русского народа

знаметые пословицы и высазывания

Хагакурэ — (яп. ?? (??) «Сокрытое в листве»?), или Хагакурэ кикигаки (яп. ???? «Записи о сокрытом в листве»?)  это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая … Википедия

  • пословица голой овцы не стригут
  • Абдуллаев, Чингиз Акифович — Чингиз Абдуллаев азерб. Cingiz Akif oglu Abdullayev Дата рождения: 7 апреля 1959(1959 04 07) (53 года) Место рождения: Баку, СССР … Википедия
  • 5 известных пословиц

ГОСТЬ – ХЛЕБОСОЛЬСТВО — Легок на помине. Его помяни только, а он и тут. Помянули волка, а он и тут. Помяни волка, а волк из колка. Ни слуху, ни духу, ни вестей, ни костей. И глаз не кажет. И облику его не видаем. Хоть бы плюнул к нам (т. е. навестил). Как молодой месяц& … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  1. 5 пословиц в которых есть числительное семь
  2. Марк Порций Катон Младший — Марк Порций Катон Утический/Младший лат. Marcus Porcius Cato (Minor/Uticensis) … Википедия
  3. пословицы афоризмы о богатстве

Иоанн III Васильевич — великий князь всея Руси, называемый также иногда Великим, старший сын великого князя Василия Васильевича Темного и супруги его, великой княгини Марии Ярославны, внучки кн. Владимира Андреевича Храброго, род. 22 января 1440 г. в день памяти& … Большая биографическая энциклопедия

  • пословица о помощи
  • Отягощённые злом, или Сорок лет спустя — Жанр: роман Братья Стругацкие Язык оригинала: русский Год написания: 1986 1988 Публикация: Журнал «Юность … Википедия
  • пословицы фондовый рынок

АРГЕНТИНА — (Argentina) Общие сведения Официальное название Аргентинская Республика (исп. Republica Argentina, англ. Argentine Republic). Расположена в юго восточной части Южной Америки. Площадь 2766 тыс. км2, численность населения 37,9 млн чел. (2002).& … Энциклопедия стран мира

пословица о быстрой речи

Как Вы понимаете выражение Бесчестье хуже смерти, как написать сочинение?

“Хуже смерти” бесчестье может быть только для того человека, который буквально с молоком матери впитал представление о чести и о том, какое место она занимает в процессе формирования личности человека, становления его убеждений, принципов и характера.

Если это место является главным, и ценность собственного достоинства и чести превышает значимость своего существования, то такой человек, несомненно, пойдёт на смерть, но не поступится своими взглядами и принципами… Но есть и такие персонажи, для которых данное утверждение актуальным не является.

Любой иуда, продавший общее дело ради собственной наживы или какой-то иной выгоды, может служить примером тому.

Встречался за свою жизнь я с многими людьми, видел огромное количество бесчестных людей, что даже удивлялся тому, как они выживают, как Господь не наказывает их. Помню при мне один авторитет начал матом гонять человека в звании консула, а тот в это время улыбался, как с гуся вода.

Я удивился и подумал: правильно говорят армяне – это из сорта тех людей, у которых лицо приравнено к заднице.Ни стыда, ни чести, ни совести…НО есть и люди, которые как бы созданы для достоинства, такие люди отвечают за каждый свой поступок, совесть у них на первом месте, всё остальное – на втором.

Но, жаль, таких людей становится всё меньше и меньше, и они как бы становятся последними могиканами, последними жертвами жестокого мира без чести и совести…

Отвечая на этот вопрос, разложить все доводы по полочкам будет не так легко, поскольку “что русскому хорошо, то немцу – смерть”, как говорится. И понятие “ошибка” тоже бывает временным и относительным, так как сегодняшний промах может привести к завтрашнему успеху…

Тем не менее, существуют некие закономерности, которые человечество выявило на основании многолетнего (или даже многовекового) опыта – он отражается в бесценных метких и мудрых выражениях народной мысли – пословицах и поговорках… Тут можно привести массу примеров, давая краткую характеристику каждому.

Любая пословица служит кратким и ёмким наставлением, основанном на жизненном опыте.

Если рассматривать разум и душу как средства “управлять собой”, то здесь, по всей видимости, следует обратиться к теме духовности, нравственного развития и самовоспитания. Конечно, человек не рождается с морально-этическим кодексом в голове – все эти нормы прививаются ему теми, кто занимается формированием его личности.

Но в дальнейшем, когда он, волею судеб, окажется перед проблемой морального выбора, он должен будет проявить устойчивость характера и зрелость души, чтобы ненароком не свернуть на скользкую дорожку.

И вот именно в этот момент душе потребуется поддержка разума – он и послужит тем самым “рычагом управления”, который поможет сформулировать верную мысль, которая затем превратится в намерение и, наконец, воплотится в реальное действие.

Один мой друг сказал мне:” Почему ты удивляйся подлости вокруг себя, как маленький ребенок, удивляйся честности, которой всего осталось с ноготок”.

Ну, конечно, я с ним не согласен, ибо сам он по натуре весьма прижимистый и себе на уме человек, всё-таки в жизни есть моменты, когда нужно дать бой этой страшной, кочующей по стране бесчестности.

И здесь дело даже не в воспитании, просто в испорченности окружающей среды и какой-то беззащиности людей, которые начав с честных шагов, кончают бесчестием. А разве раньше неужели было не так.

Если вы читали “Гамлета” Шекспира и следили за поступками Лаэрта, сына Полония, вы уверились бы в отм, что это весьма легкомысленный дворянин, но в любом случае человек дворянской чести, имеющий свой вес в столице Франции.

Но вот случилась беда, умерли отец и сестра Лаэрта, и он в порыве мстительности идет на поводу у коварного короля Дании Клавдия и фактически становится его орудием. Бог за это его покарал, но такое бывает в трагедиях, написанных 400 лет назад, а ныне что мы наблюдаем. В нашем окружении именно бесчестные люди добились всего, стали хозяевами жизни, открыли магазины и даже супермаркеты. А юноши именно берут пример с такого брутального идеала: плевать на совесть, на честь, главное – стать богатым и сильным.Вот здесь и меняется картина жизни…

Не всегда. Лично мне кажется, что понятие “опыт”, которое употребляется в данном контексте, люди используют исключительно для того, чтобы оправдать недовольство последствиями каких-то собственных не слишком удачных действий.

Чтобы воспринимать опыт как некий обучающий фактор, нужно, чтобы ситуации его применения были абсолютно идентичными, а такого обычно не происходит. То есть, даже в сходных ситуациях человек всегда видит какие-то различия, которые уводят его от сути проблемы так далеко, что в итоге он опять наступает на те же грабли…

Миновать ошибок, избежать их повторения, помятуя о прошлом опыте, сможет только продуманный и дальновидный человек, умеющий делать правильные выводы.

Довольно интересная тема с философским подтекстом – в юном школьном возрасте раскрыть её будет достаточно сложно. Тут необходимо будет подробнее остановиться на понятиях наслаждения жизнью с одной стороны и страдания – с другой, поскольку оба они являются относительными.

Испытывать величайшее счастье быть живым может и глубокий инвалид, в то время как здоровый, красивый и от рождения обеспеченный человек может быть глубоко несчастным… Изначально наш мир является совершенным – в нём есть абсолютно всё для того, чтобы человек чувствовал себя довольным своей жизнью.

Читайте также:  Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

Однако, именно человеческие пороки, рождённые в социуме (зависть, предательство, ложь, подлость, коварство и пр.), отравляют его существование, а иногда делают его и вовсе невыносимым.

Умение радоваться тому, что имеешь, должно прививаться с самого раннего детства – тогда, повзрослев, человек не будет испытывать никаких проблем с позитивным восприятием мира и себя в нём.

Переводной экзамен по литературе

Переводной экзамен по литературе (сочинение) в 10 классе

Обучающимся будут предложены темы для сочинения по литературным произведениям, изучаемым в 8-10-х классах в соответствии с государственной программой по литературе. Темы сочинений будут сформулированы по следующим направлениям:

1. «Разум и чувство».

2. «Честь и бесчестие».

3. «Победа и поражение».

4. «Опыт и ошибки».

5. «Дружба и вражда».

Темы сочинения учащиеся узнают в день экзамена. Учащемуся предоставляется возможность выбора одной из пяти тем разной проблематики, входящих в комплект. Все темы раскрываются в жанре сочинения-рассуждения. Рекомендуемый объём сочинения не менее 350 слов

Процедура проведения сочинения

На выполнение работы отводится 3часа 55 минут (235 минут). Время инструктажа не входит во время написания сочинения. Начало в 10.00. Для уточнения написания слова или его значения разрешается пользоваться орфографическими словарями.

Словарем обучающийся может пользоваться за своим столом на этапе самостоятельной проверки работы. Проверка сочинения осуществляется комиссией, состоящей из учителей русского языка и литературы.

Проверка осуществляется в соответствии с критериями, разработанными для проверки сочинений по литературе обучающихся 10-х классов в 2017 году.

  • На рабочих местах участников сочинения заблаговременно должны быть разложены листы для чистовика (не менее 2 двойных тетрадных листов или 2 листов формата А4) и для черновика (не менее 3 двойных тетрадных листов или 3 листов формата А4).
  • Инструкция для учащегося 
  •  Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов).
  • Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём).

  1. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
  2. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
  3. Темы сочинений:

1. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?2. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века? 3. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?

4. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки? 5. Чем различаются дружба и приятельство?

  • Критерии оценки сочинения для учащихся 10 классов
  • в 2017 году
  • К проверке по пяти критериям оценивания допускаются сочинения, соответствующие установленным требованиям:
  • Требование № 1.   «Объем сочинения»
  • Рекомендуемое количество слов – от 350.
  • Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  • Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
  • Требование № 2.   «Самостоятельность написания сочинения»

Сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

  1. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
  2. Сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
  3. «Соответствие теме»;
  4. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  5. «Композиция и логика рассуждения»;
  6. «Качество письменной речи»;
  7. «Грамотность».
  8. Критерии № 1 и № 2 являются основными.
  9. Для получения «зачета» за сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3 – № 5).
  10. Критерий № 1 «Соответствие теме»
  11. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  1. Критерий №5 «Грамотность»
  2. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  3. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
  4. «Разум и чувство»

121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?124. Когда следовать чувствам неразумно?126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?127.

В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?128. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?129. Могут ли чувства быть истинными и ложными?130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?132.

Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?

133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?

«Честь и бесчестие»

221. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?222. Можно ли считать честь предрассудком?223. Может ли честь оказаться дороже жизни?224. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?225.

Как Вы понимаете выражение «дело чести»?226. Как связаны понятия чести и долга?228. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?229. Кого можно назвать бесчестным человеком?230.

Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?231. Что такое честь?

233. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

«Победа и поражение»

321. Легко ли быть победителем?322. Когда поражение ценнее победы?323. Чем можно пожертвовать ради победы?325. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?327. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?328.

Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?329. Как поражение может повлиять на человека?330. Когда побеждённый достоин уважения?331. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?332.

Важно ли уметь признавать собственное поражение?

333. Что важно победить в самом себе?

«Опыт и ошибки»

421. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?422. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?425. Какой опыт важнее: собственный или чужой?426. Чем читательский опыт отличается от жизненного?427.

Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?428. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?429. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?430. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?431.

Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?432. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?

433. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?

«Дружба и вражда»

521. В чем причины вражды между народами?522. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?523. Может ли быть неравенство в дружбе?524. Познается ли друг в радости?525. Можно ли сохранить дружбу на годы?526.

Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?527. Можно ли дружить с эгоистом?528. Что важнее в дружбе: получать или отдавать?530. Можно ли уважать врага?532.

Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?

533. Чем различаются дружба и приятельство?

Источник: http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/temyi-itogovogo-sochineniya-1-fevralya-2017.html

Ссылка на основную публикацию