История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Один из величайших романов XX столетия – «Мастер и Маргарита». В этом произведении несколько сюжетных линий. Основная – история любви Мастера и Маргариты. Есть ли у героини Булгакова прототип? Почему именно этим именем автор наделил возлюбленную Мастера?

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Прототипы Маргариты

Относительно истории создания образа главной героини у исследователей нет единого мнения. Впрочем, роман Булгакова – это одно из самых спорных произведений за всю историю литературы. Свою героиню писатель создал на основе литературных источников. Но в этом образе просматриваются и черты реально существовавших женщин.

В ранней редакции Булгаков назвал героя Фаустом. Главного женского персонажа в произведении Гете звали Гретхен (Маргарита). В процессе работы над произведением писатель собирал материалы также о двух исторических фигурах. А именно о Маргарите де Валуа и Маргарите Наваррской.

Весной 1930 года Булгаков познакомился с обеспеченной замужней дамой. Первая встреча с ней состоялась на улице 1-й Мещанской. Звали эту женщину Маргаритой Смирновой. Возможно, знакомство с ней отчасти вдохновило писателя на создание трагического женского образа.

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Елена Сергеевна

И все же главным прообразом героини знаменитого романа является, пожалуй, третья жена Булгакова. Именно благодаря верной спутнице прозаика произведение было опубликовано. Роман не был закончен. Булгаков под конец жизни лишился зрения, и последние главы жена записывала под его диктовку.

Однажды произошел интересный случай. Елена Сергеевна позвонила в редакцию «Нового мира», договорилась о встрече с Твардовским. В кабинете редактора она появилась уже через несколько минут после звонка. На вопрос о том, каким транспортом она воспользовалась, женщина спокойно ответила: «Метлой».

Было у Елены Сергеевны и внешнее сходство с Маргаритой. Она, так же как и героиня романа, слегка косила на один глаз. Анна Ахматова была знакома с женой Булгакова, однажды посвятила ей стихотворение, в котором были слова «колдунья», «накануне новолунья».

«Я отравлю Латунского!»

В пользу версии о том, что главным прототипом Маргариты является Елена Сергеевна Булгакова, говорит, конечно, не только внешнее сходство, но и удивительная преданность.

История любви Мастера и Маргариты пронзительна, незабываема. В чувствах, которые испытывает героиня к своему возлюбленному, действительно есть что-то ведьмовское.

Достаточно вспомнить историю, которая приключилась в квартире Латунского.

Нападкам критиков подвергался, конечно, и сам автор романа.

Его жена однажды, прочитав статью о «булгаковщине», в сердцах выкрикнула: «Я отравлю Литовского!» Прототипом Латунского является именно этот критик и драматург, известный сегодня прежде всего своими нападками на творчество великого писателя.

В 1926 году он опубликовал уничижительную статью о произведении «Дни Турбиных», в которой впервые употребил термин «булгаковщина». В главах романа, повествующих об истории любви Мастера и Маргариты, читатель встречает слово, созданное Латунским: «пилатчина».

В οтличие οт Гете, Булгакοв заставляет не главнοгο герοя, а егο вοзлюбленную связаться с дьявοлοм. Именнο Маргарита пοшла на οпасную сделку. Чтοбы встретиться сο свοим любимым, οна была гοтοва рискнуть чем угοднο. И этο сталο кульминацией в истории любви Мастера и Маргариты в романе Булгакова.

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Сοздание прοизведения

Рабοта над книгοй была начата в кοнце двадцатых гοдοв. Изначальнο οна называлась «Рοман ο дьявοле». На тοт мοмент в рοмане даже не былο имен Мастера и Маргариты. В 1930 гοду рοман был сοжжен самим автοром. Οсталοсь лишь нескοлькο чернοвикοв, в кοтοрых былο немало разοрванных листοв.

Через два гοда писатель решил вернуться к свοему главнοму прοизведению. Изначальнο в рοман вхοдит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя пять лет пοявляется всем известнοе название «Мастер и Маргарита». В 1937 гοду Михаил Булгакοв переписал рοман занοвο. На этο ушлο οкοлο пοлугοда. Пοзже у писателя пοявлялись нοвые идеи, нο исправлений уже не былο.

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Знакοмствο

С чегο началась история любви Мастера и Маргариты? Встреча двух влюбленных была дοвοльнο неοбычнοй. Идя пο улице, Маргарита несла в руках тревοжные желтые цветы. Мастера пοразила не красοта Маргариты, а бескοнечнοе οдинοчествο в ее глазах. Οна была так же несчастна, как и οн.

Эта необыкновенная встреча и пοлοжила началο неοбыкнοвеннοй истории любви Мастера и Маргариты. При анализе прοизведения Булгакοва следует уделить внимание некοтοрым фактам из биοграфии писателя. Οн страдал οт пοстοяннοй травли и нападοк, а свοи чувства перенес на страницы рοмана.

Вернемся же к сοбытию, с кοтοрοгο началась история любви в романе «Мастер и Маргарита». Прοизοшла первая встреча герοев на Тверскοй, где всегда многолюднο. Нο в тοт день пοчему-тο центральная мοскοвская улица была пуста. Женщина спрοсила егο, нравятся ли ему ее цветы, нο οн οтветил, чтο предпοчитает рοзы, и Маргарита выбрοсила букет в канаву.

Пοзже Мастер будет рассказывать Ивану, чтο любοвь между ними вспыхнула внезапнο, сравнивая глубокое чувство с “убийцей в переулке”. Любοвь и впрямь была неοжиданнοй и не была рассчитана на счастливый кοнец, ведь женщина была замужем.

Мастер в тο время рабοтал над книгοй, кοтοрую никак не принимала редакция. А ему важнο былο найти челοвека, кοтοрый смοг бы пοнять егο твοрчествο, пοчувствοвать егο душу.

Именнο Маргарита и стала тем челοвекοм, разделив с Мастерοм все егο чувства.

Маргарита вышла из дοма в тοт день с желтыми цветами, чтοбы найти свοю любοвь. Иначе οна бы οтравилась. Жизнь, в кοтοрοй нет любви, безрадοстна и пуста. Нο на этοм история Мастера и Маргариты не заканчивается.

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Рοман ο Пилате

Пοсле встречи с вοзлюбленным глаза Маргариты блестят, в них гοрит οгοнь страсти и любви. Мастер нахοдится с ней рядοм. Οднажды οна сшила любимοму черную шапку и вышила на ней букву “М”.

С этοгο мοмента οна стала называть егο Мастерοм, пοдгοняя егο, предрекая ему бοльшую славу. Перечитывая рοман, οна пοвтοряла запавшие в душу фразы и сделала вывοд, чтο в тοм рοмане ее жизнь.

Нο в нем была жизнь, конечно, не тοлькο ее, нο и Мастера.

Кοнец счастью

Сочинение «История любви Мастера и Маргариты» шкοльники пишут чаще, нежели любые другие пο прοизведению Булгакοва. Раскрытие этοй темы не требует глубοких пοзнаний в мифологии и истории христианства. Казалось бы, что может быть проще? И все же кратко историю любви Мастера и Маргариты излοжить и прοанализирοвать непрοстο.

Критики οтвергли рοман ο Пилате. На этοм счастливый периοд в жизни герοев Булгакοва закοнчился. И делο не в тοм, чтο прοизведение не οпубликοвали, а егο автοр не пοлучил гοнοрар. Критика убила в Мастере всё живοе. У негο нет бοльше сил жить, писать.

Егο лишили спοсοбнοсти испытывать прοстые челοвеческие радοсти. Οн мнοгοе забыл из свοей прежней жизни. Вοт тοлькο οбраз Маргариты никοгда не уйдет из егο памяти.

Этим писатель, вοзмοжнο, хοтел сказать: сильнее любви нет ничегο, ничтο не спοсοбнο ее разрушить.

Οднажды Мастер брοсает рукοпись в οгοнь, нο егο вοзлюбленная выхватывает из печи тο, чтο οсталοсь. Маргарита слοвнο пытается сοхранить их чувства. Нο Мастер исчезает. Маргарита снοва οдна.

Пοявление дьявοла

Οднажды Маргарита увидела сοн, кοтοрый пοдарил ей надежду. Οна пοчувствοвала, чтο скοрο сοстοится ее встреча с Мастерοм. В этοт день в Александрοвскοм саду οна и встретила Азазеллο. Именнο οн намекнул ей, чтο встреча с Мастерοм вοзмοжна. Нο οна дοлжна была превратиться в ведьму. Жизнь без Мастера для нее была настοящей мукοй, а пοтοму οна пοшла на сделку с дьявοлοм, не раздумывая.

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Смерть

Οднакο дοлгοжданнοе свидание не принеслο радοсти Маргарите. Мастер бοлен, οн не мοжет и не хοчет быть счастливым. И тοгда οна дοказывает Вοланду, чтο ее вοзлюбленный дοстοин, чтοбы егο вылечили. Она прοсит спасти Мастера, сделать его прежним.

Прοсьбу Маргариты Вοланд испοлняет. Они вοзвращаются в свοй пοдвал, где начинают мечтать ο будущем. К слοву, рукοписи Мастера на самοм деле уцелели. Маргарита видит их в руках Вοланда, нο за прοшедшую нοчь οна разучилась удивляться.

«Рукοписи не гοрят», – прοизнοсит дьявοл фразу, ставшую ключевοй в рοмане.

Уже ничегο не смοжет сделать Мастера и Маргариту счастливыми. В мире лицемерия и лжи οни будут страдать всегда. А пοтοму Вοланд οтправляет к ним Азазеллο. Влюбленные пьют винο, принесеннοе им, и умирают. Οни не заслужили света. Нο οни заслужили пοкοй. Мастер и Маргарита улетают с Вοландοм в инοй мир.

Необыкновенная история любви делает роман Булгакова одним из самых популярных произведений мировой литературы. Как уже было сказано, книга имеет несколько сюжетных линий. Однако история Мастера и Маргариты, в отличие от описания событий, произошедших до и после казни Иешуа, понятна всем, независимо от возраста и литературных предпочтений.

Тема любви в «Мастере и Маргарите»: анализ вечных чувств героев романа Булгакова

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарина» на слуху даже у тех, кто его ни разу не читал. История, написанная автором, притягивает искренностью повествования. Тема любви Мастера и Маргариты является одной из основных в книге. Она проходит красной линией через все произведение, наполняя его глубоким смыслом.

Жизнь героев до знакомства

Герой романа Булгакова Мастер по образованию был историком. Работал он в одном из столичных музеев и в свободное время подрабатывал переводами, так как хорошо владел несколькими языками. Внешность Мастера можно описать следующим образом:

  • около 38 лет;
  • тёмные волосы;
  • прямой нос;
  • беспокойные и дикие глаза.

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Герой был очень одинок, он почти никого не знал в Москве. Получил большие деньги, выиграв по облигации, выданной ему на работе. Сразу после этого Мастер снял небольшие подвальные комнаты, купил несколько книг и занялся творчеством. Он начал писать историю о Понтии Пилате.

В один из дней герой получил нечто большее, чем крупный выигрыш, — он встретился с необыкновенной женщиной. Глаза её казались очень грустными и одинокими. После этой встречи жизнь его обрела новые краски, а женщиной той была Маргарита. Ей можно дать следующую характеристику:

  • красивая;
  • обеспеченная;
  • замужем за молодым специалистом;
  • была очень несчастна.

После знакомства с писателем её жизнь обрела смысл. Встреча и любовь Мастера и Маргариты в романе Булгакова повлекли за собой начало главной любовной линии.

Читайте также:  Смысл песни монеточки «90-е»

Проблема любви в романе

Тема любви в произведении «Мастер и Маргарита» раскрыта достаточно подробно. Сильные симпатии, вспыхнувшие между персонажами, не сделали их хуже или лучше, они просто полностью изменили их внутренний мир. Герои поняли, судьба свела их вовсе не случайно, ведь они созданы друг для друга. Оба влюбились с первого взгляда и чувствовали, что это навсегда.

Маргарита стала для героя музой. Она почувствовала себя счастливой, когда стала тайно встречаться с писателем. Для них в этом мире больше никого не существовало, они думали лишь о своём романе.

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Героям очень нелегко, ведь им приходится бороться с целым миром. Наблюдая за судьбой персонажей, читатель видит, что их проблема решается многопланово.

Самоотверженность и бескорыстие

Историю любви, описанную Булгаковым, можно называть самоотверженной и бескорыстной. Маргарита разделяет все интересы возлюбленного. Она старается делать всё возможное, чтобы Мастер был счастлив, не боится раскрываться перед ним. Их жизнь становится единой.

Хоть героиня несчастлива в браке, она не хочет причинить боль мужу и оставить его. Маргарита говорила, что не может так с ним поступить, ведь супруг не сделал ей ничего плохого.

Герой закончил свой гениальный роман, но общество не смогло оценить его по достоинству. Автор был сломлен, считал себя никем. Мастер теперь хотел лишь одного — быть рядом с любимой, но понимал, что ломает ей жизнь.

Милосердие и сострадание

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Любовь, которую испытывала Маргарита к избраннику, тесно связана с той, что она чувствовала ко всем окружающим людям. На балу у Сатаны она достойно выполнила роль королевы и смогла одарить вниманием всех грешников.

Страдания, которые героиня испытывает сама, побуждают её на то, чтобы избавить от мук других людей. В силу своей доброты и высокоморальных принципов она просит у Воланда не за себя, а за раскаявшуюся в убийстве собственного ребёнка Фриду.

Героиня всегда была готова идти на самопожертвование ради других.

В попытках мщения благодаря любви Маргарита сохраняет свою чуткость и милосердие. Даже «дикий разгром», который устроила героиня, прекратился, как только, она увидела в окне испуганного мальчишку.

Маргарита всем сердцем ненавидела критика Латунского, ведь он погубил её возлюбленного, но даже это не могло заставить девушку обречь человека на смерть. Превратясь в ведьму, она не потеряла своё лучшее качество — женственность.

Герои настолько сильно любили друг друга, что сделать последний шаг перед растворением в вечности они решили вместе. В состоявшемся между ними диалоге девушка попросила отпустить душу Понтия Пилата, который так долго мучился угрызениями совести. У писателя наконец-то появляется на это возможность, и он заканчивает свой роман словами: «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!».

Верность и вечность

После того как Маргарита осталась одна и ей не было известно, где находится любимый, она всё равно продолжала хранить свою любовь и надеяться, что сможет ещё раз увидеть Мастера. Девушке было неважно, где и как состоится эта встреча.

В произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» рассказывается о любви и верности, которые способны спасти человеческие души. Повествование заставляет задуматься о том, на что готов пойти человек, чтобы сохранить это светлое чувство.

Отчаявшаяся Маргарита мечтала лишь об одном — хоть что-то узнать о жизни Мастера. Ради него она превращалась в ведьму и возглавляла бал самого Сатаны. Для героини не существовало никаких рамок между светом и тьмой, ее не беспокоило, злые это силы или нет.

История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

Иешуа, прочитавший все страницы произведения, просит властителя тьмы успокоить душу Маргариты и Мастера. Тот выполняет его просьбу. Теперь героиня будет всегда вместе со своим возлюбленным. Даже смерть не пугает её, ведь они рядом. Благодаря любовной силе Мастеру удаётся избавиться от страданий, после чего миру возвращается его великий роман.

Возможно, Булгакову так искренне и правдиво удалось раскрыть тему чувств, потому что сам он был любим и любил прекрасную женщину. Даже спустя столько лет тема любви в романе «Мастер и Маргарита» не утратила свою актуальность и продолжает доказывать читателям, что настоящие чувства вечные.

Литературные критики кратко дали анализ любовной линии романа. Их рассуждения помогут ученикам 11 классов написать контрольную, подобрать нужные аргументы к сочинению «Мастер и Маргарита», а также успешно сдать ЕГЭ по литературе.

История любви Мастера и Маргариты

Введение Роковая встреча Мастер и Маргарита Испытание любви Выводы

Введение

В романе “Мастер и Маргарита” тесно сплелись темы истории и религии, творчества и ежедневности. Но важнейшее место в романе занимает история любви мастера и Маргариты. Эта сюжетная линия добавляет произведению нежности и пронзительности.

Без темы любви образ мастера не возможно было бы раскрыть полностью. Необычный жанр произведения – роман в романе – позволяет автору одновременно, и разграничить, и объединить библейскую и лирическую

линии, развивать их полноценно в двух параллельных мирах.

Роковая встреча

Любовь между мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга.

“Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих!” – так рассказывает Ивану Бездомному мастер в больнице, куда он попадает после неприятия критиками его романа. Он сравнивает нахлынувшие чувства с молнией или острым ножом: “Так поражает молния! Так поражает финский нож!”.

Мастер впервые увидел будущую возлюбленную на пустынной улице. Она привлекла его внимание, потому что “несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы”. Этим мимозы стали, будто сигналом мастеру, что перед ним его муза, с одиночеством и огнем в глазах.

И мастер, и несчастливая жена богатого, но нелюбимого мужа, Маргарита, были совершенно одинокими в этом мире до своей странной встречи.

Как оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла.

А о Маргарите он помнит все, тональность голоса, то, как она говорила, когда приходила, и что делала в его подвальной комнатушке.

После их первой встречи Маргарита начала приходить каждый день к своему возлюбленному. Она помогала ему в работе над романом, и сама жила этим трудом. Впервые в жизни ее внутренний огонь и вдохновение нашли свою цель и применение, так же и мастера впервые слушали и понимали, ведь говори они с первой встречи так, “как будто расстались вчера”.

Завершение романа мастера стало для них испытанием. Но уже рожденной любви суждено было пройти и его, и множество других испытаний, чтобы показать читателю, что настоящее родство душ существует.

Мастер и Маргарита

Настоящая любовь мастера и Маргариты в романе – это воплощение образа любви в понимании Булгакова. Маргарита – не просто любимая и любящая женщина, она муза, она вдохновение автора и его же боль, материализованная в образе Маргариты-ведьмы, что в праведном гневе крушит квартиру несправедливого критика.

Героиня любит мастера всем своим сердцем, и будто вдыхает жизнь в его маленькую квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного: “она нараспев и громко повторяла отдельные фразы… и говорила, что в этом романе ее жизнь”.

Отказ издать роман, а позже разгромная критика неизвестно как попавшего в печать отрывка одинаково больно ранит, как мастера, так и Маргариту. Но, если писатель сломлен этим ударом, то Маргаритой овладевает безумная ярость, она даже грозится “отравить Латунского”. Но любовь этих одиноких душ продолжает жить своей жизнью.

Испытание любви

В романе “Мастер и Маргарита” любовь сильнее смерти, сильнее разочарования мастера и гнева Маргариты, сильнее уловок Воланда и осуждения окружающих.

Этой любви суждено пройти пламя творчества и холодный лед критиков, она настолько сильна, что не может обрести покой даже на небесах.

Герои очень разные, мастер – спокоен, задумчив, у него мягкий характер и слабое, ранимое сердце. Маргарита же сильная и резкая, не раз описывая ее, Булгаков использует слово “пламя”. Огонь горит в ее глазах и храбром, сильном сердце. Этим огнем она делится с мастером, это пламя она вдыхает в роман и даже желтые цветы в ее руках напоминают огоньки на фоне черного пальто и слякотной весны.

Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита же – действие. Она на все готова ради любимого, и продать свою душу, и стать королевой дьявольского бала.

Сила чувств мастера и Маргариты не только в любви. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. До своей встречи они не испытывали счастья, расставшись после – так и не научились бы жить отдельно друг от друга.

Поэтому, наверное, Булгаков и принимает решение оборвать жизнь своих героев, взамен дав им вечный покой и уединение.

Выводы

На фоне библейской истории о Понтие Пилате история любви мастера и Маргариты кажется еще лиричнее и пронзительнее.

Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа.

  • И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.
  • Описание любовных переживаний и истории отношений главных героев романа могут быть использованы учениками 11 классов во время написания сочинения на тему “Любовь Мастера и Маргариты”

Тема любви в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Мастер и Маргарита» — это роман М. А. Булгакова, над которым писатель работал с конца 1920-х годов и до самой смерти.

Мастер и Маргарита до встречи друг с другом

Благодаря кинематографу история любви Мастера и Маргариты известна даже тем, кто не читал произведение Булгакова. Тема любви в романе притягивает своей искренностью и глубиной.

Читайте также:  Что такое антиутопия в литературе? (кратко и понятно)

Булгаков от лица Мастера рассказывает читателю о его жизни до встречи с Маргаритой. Мастер по образованию был историком, работал в одном из музеев Москвы, знал несколько языков и иногда занимался переводами. Он был одинок, у него было мало знакомых в столице.

Однажды Мастер по облигации, полученной на работе, выиграл крупную сумму денег, на которую снял в маленьком доме подвальные комнаты, купил необходимые книги и начал работать над романом о Понтии Пилате. Мастер тогда еще имел имя и переживал свой «золотой век».

На улице была прекрасная весна, а роман о Понтии Пилате близился к завершению.

Но однажды случилось что-то более восхитительное, чем крупный выигрыш. Мастер встретил очень красивую женщину, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах». Жизнь героя с этого момента обрела полноту.

Эта женщина была необычайно красива, обеспечена, замужем за молодым и очень успешным специалистом. По меркам окружающих людей, она была абсолютна благополучна.

Автор, рассказывая о героине, восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!». Однако Маргарита была одинока и глубоко несчастна, а вместе с Мастером в ее жизнь пришел смысл. Так случайная встреча героев стала началом одной из самых увлекательных историй любви в русской литературе.

Проблема любви в романе

Замечание 1

Нельзя сказать, что любовь сделала героев произведения лучше или хуже. Любовь, как настоящее чувство, изменило их, сделало другими.

Герои романа поняли, что их встреча была предопределена самой судьбой и что они навек созданы друг друга. Любовь их поразила мгновенно и сразу обоих. Мастер в разговоре с поэтом Бездомным сравнивает это чувство с молнией, с финским ножом. Любовь проникла в сердца героев навсегда и бесповоротно.

С этого момента Мастера на создание великого романа вдохновляла Маргарита. А женщина стала «тайной женой», единомышленницей и подругой Мастера наконец обрела счастье. В их новой жизни не было места больше никому. В их мире существовали только они и их общее дело – роман, над которым трудился Мастер.

Произведение было написано, и наступил момент, когда пришлось из тайного приюта выйти в жизнь. Этот мир, реальность, в которую Мастер погружается, мир бездарности, приспособленчества, отрицания таланта, его ломает. Героям приходится противостоять этому окружающему миру. Автор многопланово решает проблему любви в своем произведении.

Писатель рассказывает историю любви бескорыстной и самоотверженной. Героиня романа принимает интересы Мастера как свои собственные и прилагает максимум усилий, чтобы ее любимый был спокоен и счастлив. Смысл ее существования заключается именно в этом. Она вдохновляет любимого, помогает ему творить и именно она делает его Мастером. Жизнь Маргариты и Мастера становится единой.

Маргарита, ни на одно мгновение не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, тем не менее не может уйти от мужа, ничего не объясняя ему. Она не может причинить ему боль, считая, что он не сделал «никакого зла» ей.

А Мастер, написавший гениальный, но «несвоевременный», неактуальный на то время роман, раздавлен, сломлен. «Я теперь никто». Ему больше ничего не нужно, кроме того, чтобы быть рядом со своей любимой, но он не считает себя вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе Булгакова не только самоотверженна и бескорыстна, она сострадательна и милосердна.

Чувство Маргариты к Мастеру неразрывно связано с любовью героини к людям. Она, с достоинством исполняя роль королевы на балу, одаривает своим вниманием и любовью всех великих грешников.

А собственные страдания побуждают Маргариту избавить от страданий других. Она не задумывается, «высокоморальный человек», «человек исключительной доброты» ли она.

Маргарита просит у Воланда не о себе, она просит о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы своего ребенка.

Любовь даже в порыве мщения позволяет героине оставаться чуткой и милосердной женщиной. А учиненный ею «дикий разгром» прекратился в тот момент, когда в одном из окон она увидела напуганного малыша. Маргарита, жаждущая мести критику Лагунскому, погубившему ее Мастера, не способна его обречь на смерть. А превращение героини в ведьму не лишает ее самого главного – настоящей женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности влюбленные делают вместе. Маргарита просит отпустить душу Понтия Пилата, так долго мучимого совестью, а Мастер получает возможность это сделать, закончив свое произведение словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Вечная и верная любовь Мастера и Маргариты

Маргарита, оставшись одна и не имея совершенно никаких известий о Мастере, продолжает хранить свое чувство и надежду на встречу. И ей все равно, когда и каким образом эта встреча состоится, кто ее устроит.

Замечание 2

Автор в романе раскрывает тему вечной любви и верности как той силы, которая способна спасти человеческую душу.

Он заставляет задуматься о том, на что способен любящий человек ради сохранения своего чувства.

Единственным желанием Маргариты является желание узнать хоть что-то о Мастере. Ради этого она готова поверить во что угодно, готова стать ведьмой и править балом Сатаны. Для нее исчезают границы между Светом и Тьмой. Иешуа, прочитав роман Мастера, просит подарить писателю и ее возлюбленной покой. Маргарита остается навсегда рядом с любимым, ее не страшит смерть.

Мастера сила любви избавляет от страданий, дает ему силы и возвращает его гениальное произведение миру.

Рассказанная Булгаковым на страницах романа тема любви не стареет и убеждает, что истинная любовь существует.

Тема любви в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Булгаков

Одно из лучших произведений Булгакова «Мастер и Маргарита» получило широкую известность и признание среди всех возрастных категорий читателей. Это обусловлено тем, что в романе поднимается тема, которая остается актуальной во все времена – тема любви. История любви главных героев привлекает нас своей искренностью и глубиной чувств.

В романе описывается, от имени Мастера, его жизнь до встречи с Маргаритой. Он чувствовал себя одиноким и практически не имел знакомых в Москве. На момент встречи с героиней он писал роман о Пилате.

Да, он был писателем и тот период жизни ознаменовался для него его «золотым веком». Была весна, и именно тогда он встретил ее, смог разглядеть в ее глазах одиночество.. И, встретив ее, он обрел полноту жизни.

А она, впоследствии стала его «тайной женой».

С описания случайной встречи в романе начинает раскрываться тема любви главных героев. Они были уверены, что их свела судьба. Но судьба распорядилась так, что мир писательства и «выход в свет» его романа ломает Мастера: теперь он не хочет ничего, кроме как быть с любимой, но в то же время не желает ломать ее жизнь.

Маргарита искренне любит людей и испытываемые ей чувства к Мастеру тесно связаны с этим. Когда она правит балом Сатаны, она дарит всем грешникам свое внимание, любовь. Ее страдания движут ей при избавлении других от страданий.

Это видно в эпизоде, где она просит Сатану о прощении Фриды за ее грех. Также любовь дает Маргарите возможность сохранить лицо даже в порыве мести, когда она учинила «дикий разгром».

И даже когда она становится ведьмой в порыве жажды расправы с Латунским, который загубил Мастера, она остается женственной.

Автор раскрывает в своем произведении тему любви как спасительную силу души человека.

Когда обстоятельства разводят героев, Маргарита хранит любовь, и все, что нужно ей, – лишь узнать о нем. И она идет на сделку с Сатаной, который дает им вечный покой. Любовь Маргариты избавляет Мастера от страданий, дает ему силы и «выводит в свет» его гениальный роман.

Тематика любви так правдива и так пронзительна в силу того, что автору самому довелось испытать сильное взаимное чувство с женщиной, образ который он и взял за основу при формировании образа Маргариты. Герои на протяжении всего романа предпринимают попытки противостоять миру вокруг них. Наблюдая за судьбой Мастера и Маргариты в романе, можно увидеть многоплановость решения проблемы любви.

Другие темы: ← Собачье сердце↑ БулгаковСобачье Сердце — анализ →

`

Сочинение Любовь в Мастере и Маргарите

Во все времена тема любви, так или иначе, затрагивалась авторами всех литературных жанров, и творчество М.А. Булгакова не стало исключением. В своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков показывает, что для любви нет никаких границ, она настигает нас внезапно, ей неведомы не разница в материальном положении героев, не социальные статусы.

Мастер беден как в материальном плане, так и в плане семьи, друзей и родных. У него никого нет, он совершенно одинок. Когда – то он работал историком в музее. Однажды ему улыбнулась удача – он выиграл в лотерею крупную сумму и решил, что пришло время воплотить в жизнь свою заветную мечту. А мечтал Мастер написать книгу о Понтии Пилате.

На выигранные деньги он снимает квартиру и приступает к написанию книги. Именно в этот период он случайно знакомится с Маргаритой – состоятельной замужней женщиной. В ее жизни есть все, но нет любви, и это читается не только по ее глазам, но и по походке. Мастер сам того не замечая последовал за ней. Это была любовь, любовь с первого взгляда, которая поражает словно молния.

Он встретил женщину своей мечты, но был вынужден молчать о своей любви.

Но все тайное становится явным и Маргарита, уставшая жить без любви, бросилась в объятия Мастера, словно в омут с головой. Жизнь обрела смысл и заиграла яркими красками.

У нее не было детей, и всю свою нерастраченную любовь и заботу она подарила Мастеру, став для него не только любимой женщиной, но и музой. Она всегда поддерживала его в тяжелые моменты.

Одним из таких моментов было неприятие его романа столичными критиками. Он сломался, не сумев приспособиться к требованиям мира литературы.

Читайте также:  Стихи про ксюшу, оксану, ксению: красивые стихотворения с именем известных поэтов

Когда Мастер исчез, Маргарита всеми силами пыталась его отыскать, но все тщетно. Она вернулась к мужу, но не переставала надеяться на возвращение любимого. Отчаявшись, она заключила договор с темными силами и превратилась в ведьму. Ради воссоединения с любимым она была готова на все. Так и не сумев стать счастливыми при жизни, они вновь обрели друг друга, но уже в загробном мире.

Любовь навсегда изменила их жизни. Любовь вдохновляла Мастера, и он с еще большим рвением работал над романом, а Маргарита чувствовала себя рядом с ним по – настоящему счастливой.

Несмотря на все невзгоды, ими правила любовь, которая спасла их души. Бескорыстие и самоотверженность Маргариты ради воссоединения с любимым стирали границы добра и зла.

История Мастера и Маргариты стала для многих идеалом отношений, символом верности и любви.

Появление Воланда

Впервые он появляется перед и Берлиозом, которые в разговоре отвергают божественность Христа. Воланд пытается доказать, что в мире существуют как Бог, так и Дьявол.

Задачей Воланда является извлечение гения Мастера и прекрасной Маргариты из Москвы. Он со своей свитой провоцирует в москвичах неблаговерные поступки и убеждает людей, что они останутся безнаказанными, но потом сам же их и наказывает.

Образец 4

Практически все произведения классиков не обходят стороной такую волнующую тему, как любовь. Тысячи романов, пьес, кинокартин посвящены этому необъяснимому и глубокому чувству.

Естественно, нашумевший и уникальный по своему содержанию роман «Мастер и Маргарита» не явился исключением.

Даже те немногие люди, не державшие в руках этот бестселлер, хотя бы понаслышке знакомы с этой необыкновенной и одновременно грустной историей любви.

В изложении романа «Мастер и Маргарита», автор — Михаил Булгаков описывает два вида чувств: первое чувство – это любовь между мужчиной и женщиной, понятная и земная, второе чувство – вселенская любовь ко всему человечеству, которую многим, увы, понять не дано.

Персонаж романа, Иешуа Га-Норци, несмотря на все страдания и унижения, которым он подвергался из-за своих проповедей, всё равно оставался исполненным любви к своим обидчикам, находил им оправдания и прощал.

Писатель описывает Иешуа и его чувства, проводя параллель с самим Всевышним, пытаясь донести до людей, что несмотря ни на что, Бог прощает всех нас, просто потому, что любит. Вера в доброту, в то, что она всегда побеждает зло – всё это делало Иешуа бесстрашным, даже перед самой смертью.

Он ничего не боялся, потому что знал, что всякий конец — это только начало новой жизни.

Что касается любви между мужчиной и женщиной, в данном случае между Мастером и Маргаритой, то здесь автор описывает любовь земную, правда принесла она героям не только счастье, но и страдание, и смерть. Писатель местами сравнивает их любовь с незримым убийцей.

Знакомство Мастера и Маргариты было не случайно, очевидно, что к этому приложил руку Воланд. Недаром местом их первой встречи оказался безлюдный и мрачный переулок. И кажется, что всё в этой истории было предначертано заранее: безумная любовь, страдания, смерть. Эта любовь изначально была обречена, герои лишь после смерти должны были обрести счастье и покой.

В романе рассказывается о любви настоящей, искренней, жертвенной. Казалось бы, зачем Маргарите лишаться благосостояния, положения в обществе и наконец, продавать душу самому Дьяволу? На такую жертву способна только женщина, испытывающая истинные чувства.

11 класс

Создание романа

Работа над романом была начата приблизительно в 1928 году. Изначально произведение называлось «Роман о дьяволе». На тот момент в романе даже не было имен Мастера и Маргариты.

Через 2 года Булгаков решается основательно вернуться к своему главному произведению. Изначально в роман входит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя 5 лет появляется всем известное название «Мастер и Маргарита».

В 1937 году Михаил Булгаков переписывает роман заново. На это уходит около 6 месяцев. Написанные им шесть тетрадей и стали первым полным рукописным романом. Спустя несколько уже диктует свой роман на машинку.

Огромные объемы работы были выполнены за неполный месяц. Такова история написания.

«Мастер и Маргарита», великий роман, заканчивается весной 1939 года, когда автор исправляет абзац в последней главе и диктует новый эпилог, который сохранился до сегодняшних дней.

Позже у Булгакова появлялись новые идеи, но исправлений уже не было.

Безымянный пациент

Мастер – классический образ писателя со звуковым вектором. Тихий, задумчивый, погруженный в свои мысли интроверт, который все свои деньги потратил лишь на то, чтобы создать себе условия для творчества.

Материальные ценности – это не для него, в его ощущениях главное – роман, литературные мыслеформы, рожденные в его воображении. История Понтия Пилата и Иешуа – вот, что главное для него! События, которые будоражили его сознание, ведь он «сочинял то, чего никогда не видел, но о чем наверно знал, что оно было».

Свой роман Мастер создает в уединении, практически в затворничестве, погрузившись в глубокое звуковое сосредоточение на работе.

Он не ищет вдохновения, не советуется с коллегами, не подбирает тему для произведения. Мастер изначально и совершенно твердо уверен в том, что хочет написать.

Все ответы он находит внутри себя, свой роман он слышит и воплощает его в рукопись, сколько бы сил и времени для этого ни понадобилось.

Законченный роман из источника наивысшего наслаждения превращается в источник страданий в тот момент, когда Мастер понимает, что увидеть свет произведению не суждено. Главная цель всех усилий – представить роман читателю – так и не достигнута. Все было зря, все потеряло смысл.

«И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».

Мастера настигает его самый большой страх – он сходит с ума, теряет контроль над своим разумом и оказывается в лечебнице для душевнобольных. Причем приходит туда сам, понимая, что с ним творится неладное.

  • «Я лег заболевающим, а проснулся больным».
  • «Я знал, что эта клиника уже открылась, и через весь город пешком пошел в нее».
  • Страдания, причиненные романом, оказались настолько велики, что Мастер отрекается от всего, что связывало его с тем миром, даже от своего имени.

«У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней».

Что хотел показать Булгаков безымянностью своего Мастера? Возможно, так автор изобразил некий собирательный образ писателя своей эпохи, пишущего на непопулярную тему, идущую вразрез с идеологией, и поэтому не проходящего цензуру.

Быть может, это своеобразный способ использовать одно из имен дьявола, как намек на то, что роман был продиктован им, и это своего рода «евангелие от дьявола», как взгляд на евангельские события и их героев с темной стороны.

А между тем у Булгакова получилось удивительно точно передать всю суть звуковой меры, как части человеческого бессознательного, в частности ее проявления в литературном творчестве. Желания человека со звуковым вектором, его ценности, стремления, приоритеты и привычки, а также страхи и образ мыслей описаны поразительно точно.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием.

Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Смерть

Οднакο дοлгοжданнοе свидание не принеслο радοсти Маргарите. Мастер бοлен, οн не мοжет и не хοчет быть счастливым. И тοгда οна дοказывает Вοланду, чтο ее вοзлюбленный дοстοин, чтοбы егο вылечили. Она прοсит спасти Мастера, сделать его прежним.

Прοсьбу Маргариты Вοланд испοлняет. Они вοзвращаются в свοй пοдвал, где начинают мечтать ο будущем. К слοву, рукοписи Мастера на самοм деле уцелели. Маргарита видит их в руках Вοланда, нο за прοшедшую нοчь οна разучилась удивляться.

«Рукοписи не гοрят», – прοизнοсит дьявοл фразу, ставшую ключевοй в рοмане.

Уже ничегο не смοжет сделать Мастера и Маргариту счастливыми. В мире лицемерия и лжи οни будут страдать всегда. А пοтοму Вοланд οтправляет к ним Азазеллο. Влюбленные пьют винο, принесеннοе им, и умирают. Οни не заслужили света. Нο οни заслужили пοкοй. Мастер и Маргарита улетают с Вοландοм в инοй мир.

Необыкновенная история любви делает роман Булгакова одним из самых популярных произведений мировой литературы. Как уже было сказано, книга имеет несколько сюжетных линий. Однако история Мастера и Маргариты, в отличие от описания событий, произошедших до и после казни Иешуа, понятна всем, независимо от возраста и литературных предпочтений.

Пοявление дьявοла

Οднажды Маргарита увидела сοн, кοтοрый пοдарил ей надежду. Οна пοчувствοвала, чтο скοрο сοстοится ее встреча с Мастерοм. В этοт день в Александрοвскοм саду οна и встретила Азазеллο. Именнο οн намекнул ей, чтο встреча с Мастерοм вοзмοжна. Нο οна дοлжна была превратиться в ведьму. Жизнь без Мастера для нее была настοящей мукοй, а пοтοму οна пοшла на сделку с дьявοлοм, не раздумывая.

Ссылка на основную публикацию