Люди войны и люди мира (по роману Толстого «Война и мир»)

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого отражает в себе очень много актуальных тем. Политическая борьба и предстоящая война с Наполеоном открыто делить людей на две категории: люди войны и люди мира.

Важно заметить, что люди войны не всегда находятся в состоянии борьбы, а люди мира тоже способны воевать. Разграничение на категории происходит гораздо раньше. Всё начинается в сфере моральных принципов, убеждений и ориентиров.

Разница заключается в том, что у героев разные мотивы и цели.

Люди войны никогда не могут находиться в спокойной атмосфере. Они всегда думают только о себе, плетут какие-то интриги, устраивают скандалы, ссоры и склоки. Спокойная жизнь не для них. Эта категория людей никогда не думает о других.

Она может спокойно наносит вред, топтать и ни во что не ставит чувства других людей, способна идти по головам. Такие люди привыкли, что им все можно. Они легко манипулируют и управляют, а если что-то не по их, то разразится скандал, а то и начнутся военные действия. Зависит от того, какой пост занимает человек.

Таким людям чужды такие понятия, как: милосердие, сострадание, забота о других. Они видят только одно – свои желания и цели. Они всегда найдут себе оправдание. Скажут, что цель оправдывает средства. Совесть этой категории не в состоянии оказать на них влияния.

Из-за таких людей ненависти становится больше, что впоследствии и приводит к войнам, страданиям и кровопролитию.

Люди войны: Наполеон, Александр Первый, Курагины, Друбецкие, Долохов, Карагины, Даву, Берг, Растопчин, Шерер.

Наполеон – самый яркий представитель этой категории. Ради своей цели и славы он пойдет на всё. Легко переступает через других людей ради достижения собственной выгоды.

Анатоль Кургагин легко играет с чувствами влюбленной в него Наташи. Для него жизнь сплошное развлечение. Он не думает о том, что легко разбил счастье Андрея и Наташи.

Александр Первый легко посылает солдат на верную смерть, несмотря на то, что Кутузов предостерегает его не делать этого. Его желания и планы стоят превыше жизней людей.

Люди мира живут спокойно, думают о тех, кто их окружают. Они полны добродушия, сострадания и внимания к другим людям. Они выступают против войны и кровопролития, но, если она всё-таки придет, эта категория будет на стороне справедливости.

Люди мира сделают всё, чтобы выйти из этой ситуации с меньшими потерями, но при это стать победителями. Такие люди любят свою семью, страну. Им чужда ненависть, эгоизм, самолюбование и манипуляции. Они знают, что только в единстве сила.

Именно благодаря таким людям добро еще живо.

Люди мира: Кутузов, Болконские, Ростовы, Безуховы, Багратион, Тушин, Каратаев, Денисов, солдаты и простой народ.

Ярким примером этой категории является Кутузов. Он заботится о благосостоянии армии, думает о том, как сохранить жизни бойцов. Не гонится за славой.

2 вариант

В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” всех героев можно разделить на людей войны и людей мира. Они очень отличаются друг от друга, у них разные характеры и разное восприятие всего происходящего.

Люди войны — это герои привыкшие добиваться своих целей силой и агрессией. Их абсолютно не волнует, что происходит с окружающими людьми и как они от этого страдают. К таким людям можно отнести Наполеона, императора Александра, Курагиных, Растопчина, Бориса Друбецкого и еще огромное количество героев данного романа.

Все они живут ради денег, славы и признания в легкомысленном высшем обществе. Эти герои до фанатизма одержимы своим величием и пытаются доказать всем окружающим. К примеру, Наполеон отправляет своих солдат на верную смерть при этом приписывает себе все их заслуги.

Растопчин в свою очередь отдает толпе на растерзание сына купца, обвиняя его в сдаче Москвы. Тем самым прикрывая себя.

Долохов же с неподдельным удовольствием и наслаждением убивает людей и все это он делает ради того, чтобы его наградили.

Князь Курагин и Борис Друбецкой ради успеха при дворе, готовы льстить, унижаться и обманывать. И таких персонажей в романе очень много.

Полная противоположность им, это люди мира. Они свои интересы не привыкли ставить выше других. Единственная их цель — это любовь и духовное развитие. Во избежание мук совести, они привыкли добиваться желаемого только честным путем. Люди мира полны сочувствия, веры, любви и самопожертвования.

Кутузов чтобы избежать смерти солдат, специально срывает наступление на бежавших французов, рискую при этом званиями, карьерой и уважением. Не боясь наказания и упреков, он смело идет на такой отчаянный поступок.

Семью Ростовых смело можно назвать самой доброй и отзывчивой. В их доме царит мир, любовь и понимание. Они с удовольствием принимают гостей и помогают всем нуждающимся.

Пьер Безухов тоже относится к людям мира. Он всегда предельно честен, его смело можно назвать человеком совести.

Разделяя персонажей как бы на два лагеря, автор весь романа сталкивает их на каждой странице своего произведения. Тем самым помогая читатель сделать выбор на чьей он стороне. Взаимодействую между собой герои обнажают всю свою сущность.

← Герои произведения После бала
← Главные герои повести Детство↑ Толстой ЛевТема любви в романе Война и мир →
Патриотизм в романе Война и мир →

Сочинение: Люди войны и люди мира в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литрекон

Многомудрый Литрекон представляет два варианта краткого сочинения-рассуждения по литературе: «Люди войны и люди мира в романе «Война и мир»».  

Вариант 1

(400 слов) Роман-эпопея «Война и мир» принадлежит к шедеврам классической литературы. Уже в названии автор делит все в своем произведении на два полярных мира.

Поскольку жанр романа-эпопеи позволяет автору не только исследовать законы этого мира, но и раскрывать общество людей, которые делятся на людей войны и людей мира.

Но также следует уточнить, что люди мира могут участвовать в военных действиях, описываемых в произведении, в то время как люди войны не всегда связаны с боевыми действиями.

К людям войны принадлежат такие люди, как семейство Курагиных, Друбецких, все общество Александра Первого и, безусловно, Наполеон, который действительно стал символом кровавой бойни, захватившей Европу. Люди войны привыкли к вседозволенности, они руководят всем, пытаются манипулировать и играть чувствами людей.

Этой группе людей не присущи такие качества, как сострадание и жалость, ведь они думают только о себе и своих целях. Им не важно, каким образом прийти к своей цели и на что надо пойти ради нее. Эти люди как неживые, неестественные, сделанные. Л.Н. Толстой сравнивает Элен со статуей.

А гости у Анны Павловны Шерер ведут себя  фальшиво, как будто играют роль. 

«Все гости совершали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки.» 

Именно такие люди порождают в людях все самое плохое, впоследствии приводящее к разъединению и войнам.

К группе «люди мира» принадлежат представители семейств Болконских, Ростовых, Безуховых, простой люд, и, конечно же, Кутузов, который стал символом войны, человеком, который борется за мир.

Они обладают такими качествами, как уважение, отзывчивость, доброта, забота о других. Основа их жизни – это любовь. Им присущи заступнические черты характера, они борются за свою страну и справедливость.

Например, гостям на именинах у Ростовых свойственна чистота и простота.

«Ждали Марью Дмитриевну Ахрасимову, прозванную в обществе драгуном, даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простой обращения».

На именинах встречают всех одинаково приветливо и радушно. Для хозяина дома, графа Ильи Ростова, и для всего дома характерен приём графа «поздравителей», которым он, всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил:

«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher… за себя и за дорогих именинниц».

Это те герои, которые способны привить любовь, они борются за единство и благополучие людей.

Таким образом, Л.Н. Толстой в своем произведении смог четко разграничить две совершенно разные группы, которые придерживаются разных взглядов. Толстой в «Войне и Мире» показал не только военные действия и жизнь в мирное время, но и раскрыл характеры героев, которые также олицетворяют войну и мир.

Вариант 2

(602 слова) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» отчетливо прослеживается разграничение героев на людей мира и людей войны — две категории персонажей, у каждой из которых свои жизненные приоритеты и цели.

Одним из главных этапов духовного роста каждого героя является самоопределение: кем он стал? Какие ценности считает наиважнейшими? Пройдя этот этап, человек определял свой дальнейший жизненный путь и уже с него не сворачивал.

Люди войны — это герои с агрессивной жизненной позицией. Они привыкли завоевывать, брать от жизни все силой, не задумываясь о последствиях и жертвах. У них притуплены нравственные инстинкты, ослаблена совесть. Они эгоистичны и самодовольны, заботятся о внешнем лоске и успехе, не думая о духовных ценностях.

Такие люди готовы идти к цели по трупам, даже если их цель будет очень мелкой и даже ничтожной. Свои действия они всегда оправдывают в глазах света, ведь им очень небезразлично его мнение. А материальный успех и признание в легкомысленном высшем обществе оправдывают любые поступки.

Среди таких героев выделяются император Наполеон, семейство Курагиных, император Александр и многие его приближенные, граф Растопчин, Борис Друбецкой, Федор Долохов и многие другие персонажи.

Всех их объединяет общая характеристика: живут ради славы, богатства и почестей, с легкостью приносят в жертву других людей, чтобы достичь своих целей, ставят свои личные интересы выше любых других, не стремятся к обретению настоящей любви и семьи. Они одержимы величием своей персоны и хотят доказать его всем остальным.

Так, Наполеон посылает тысячи солдат на смерть, приписывая своему гению их заслуги, купленные ценой крови. Растопчин позволяет толпе казнить сына купца, который не был виновен в сдаче Москвы, чтобы выместить ее агрессию на невиновного, а себя оправдать.

Долохов с удовольствием убивает людей, чтобы его наградили и похвалили, а еще подставляет Ростова, разжигая в нем пыл игрока и вынуждая проиграть крупную сумму. Друбецкой готов обманывать, льстить и унижаться ради успеха при дворе, как и князь Курагин, который не любит даже собственных детей. Его сын Анатоль опозорил и обманул Наташу только из-за своей похоти, а дочь Элен изменяла мужу, да и вышла за него ради денег. 

Совершенно по-другому ведут себя люди мира. Они выше всего ставят интересы родины и семьи. Они стремятся к любви, саморазвитию и духовному росту. Такие персонажи ненавидят войну и все, что она олицетворяет: агрессию, насилие, подлость, обман. В жизни они чаще не борются, а смиряются, пытаясь решить проблему мирно и разумно.

Своих целей они достигают только честным путем, ведь совесть мучает их за каждую ошибку. Каждый из них равнодушен к деньгам, зато отзывчив и добр к людям. На протяжении романа такие герои развиваются, совершенствуются и находят гармонию.

Читайте также:  Аргументы на тему: мечта и реальность в романе-эпопее «война и мир» (л. н. толстой)

Среди них мы можем отметить фельдмаршала Кутузова, семью Ростовых (кроме Веры), семью Болконских, Пьера Безухова, Платона Каратаева, Денисова и других персонажей. Их объединяют общие черты: они искренне и предано любят, дружат, служат отечеству и сопереживают каждому горю, пытаясь помочь.

Их интересует не карьера, а призвание, не брак по расчету, а крепкая семья. Так, Кутузов сознательно срывает наступление на убегающих французов, чтобы сохранить жизни солдат. Он жертвует славой и карьерой, но не чужими жизнями.

Наташа Ростова пожертвовала почти всем оставшимся достоянием семьи, чтобы вывезти из захваченного города раненых бойцов. Николай Ростов спас Марью Болконскую от бунтующих крестьян, а потом один содержал свою семью, бросив военное поприще. Сама Марья всю жизнь посвятила отцу и племяннику, заботясь о них.

Андрей Болконский пошел воевать в действующую армию, на передовую, чтобы делом помочь своей Родине освободиться от захватчиков. Пьер Безухов на протяжении всего романа пытался освободить крестьян от чрезмерных повинностей, несмотря на неминуемое снижение дохода.

Таким образом, люди войны и люди мира противопоставляются друг другу на каждой странице романа. Сталкивая их, автор помогает нам сделать выбор и определиться, какими хотим стать мы: эгоистичными или патриотичными, равнодушными или отзывчивыми, лицемерными или искренними? От этого выбора зависит наше будущее. 

Вариант 3

(622 слова) «Война и мир» Л. Н. Толстого — произведение, название которого во многом определяет смысл всего романа. Так, «война» подразумевает не только события 1812 года, но и героев, которые по разным причинам относятся к ней, равно как и «мир» включает в себя персонажей, противоположных по своему мировоззрению героям «войны».

К людям войны относят тех, кто может ради достижения цели переступать через других людей. Например, Наполеон: для него война — игра в шахматы. Он играет на публику, ему присуща театральность поведения. Герой считает, что творит историю. Александр Первый тоже относится к данной категории.

Он слишком переживает о своем внешнем виде, но в делах управления государством неопытен и тщеславен. Он не преследует интересы народа. Анна Шерер не участвовала в войне, но разделяет ее безнравственные принципы: она псевдопатриотична, лицемерна, цинична.

Героиня  устраивает вечера, на которых принимает участие в пустых беседах с представителями «высшего общества, ни капли не заботясь о том, чем она может помочь своей стране в трудную минуту. Зато на обсуждениях войны она делает карьеру при дворе, как и другой герой — Борис Друбецкой.

Не менее воинственны в жизни Курагины: готовы унижаться, жить с нелюбимыми людьми, идти по трупам ради богатства и выгоды. Их не заботит судьба народа. К этому списку можно добавить и Федора Долохова. Герой жесток, циничен, мстителен, не имеет совести.

Однако при этом он нежен к семье, что ставит его на границе между двумя группами. Также к этой категории героев относятся офицеры, не думающие о жизнях солдат, Берг, наживающийся на тех, кто бежит из осаждённой Москвы, и другие менее важные герои.

К людям мира относят тех героев, которые не переступают через людей ради достижения своей цели. Например, Кутузов. Он не позирует для истории, а переживает за жизни солдат и жертвует карьерой, чтобы спасти армию.

Герой понимает, что человек не должен руководить единолично, что очень важно вдохновить всех солдат на сражение, и только тогда можно добиться победы. Не менее «мирными» кажутся солдаты: все они до последнего стоят за свою Родину. Это сердечные, храбрые люди, главным представителем которых в романе стал Платон Каратаев.

Он олицетворяет простой, малограмотный, но добродушный русский народ. Герой любит всех окружающих и идет на войну только ради того, чтобы выручить брата и его многодетную семью. Вместо него Платон идет в рекруты и погибает в плену у врага. Самыми добрыми, хлебосольными и отзывчивыми героями являются Ростовы.

Это семья, в которой царит искренняя любовь: они честны и нравственны, готовы помогать другим, патриотичны и отважны. К героям «мира» относится и Пьер Безухов. Он естественен, честен, благороден и добр. Герой  ищет умных людей, но часто натыкается лишь на пустые разговоры и обман.

Он не может жить по бессмысленным правилам высшего общества, разочаровывается в идеях масонства и других заблуждениях, ведь все время находится в поиске себя. Гармонию и счастье ему дарит семья. К этому списку стоит прибавить Марью Болконскую: она любит близких, верит в Бога, постоянно жертвует своими интересами ради блага семьи.

Свое счастье она находит в браке, материнстве и мирной жизни. Также к данной категории персонажей относятся капитан Тушин (отважный и честный офицер, воюющий не ради славы), Василий Денисов (глава партизанского движения, добрый и отзывчивый человек) и другие герои.

Однако есть герои, которых трудно однозначно отнести только к «войне» или только к «миру». Таких персонажей называют «нейтральными». К ним также относят тех, кто проходит сложный путь, на котором проявляют себя с разных сторон. Например, старый князь Болконский, Андрей Болконский, Соня, Лиза и другие.

Например, Болконский изначально склонялся к войне и искал в ней славы, почестей, самоутверждения. Однако потом он разочаровался в своих убеждениях и начал способствовать развитию страны в мирном русле: работал над реформами, улучшал состояние своих крестьян и т.д.

В личной жизни он проявил мстительность и жестокость, но в финале смог простить Наташу и обрести гармонию с собой.

Таким образом, люди «войны» и люди «мира» в романе— это герои, противоположные по своим взглядам и ценностям.

Анастасия Боблак

Сочинение Люди войны и люди мира в романе Война и мир (Толстой)

Очень многие актуальные проблемы были задеты в большом романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Масштабная война с Францией и политические споры разделили героев произведения на людей войны и людей мира.

Но это не значит, что люди войны всегда на войне, а люди мира никогда не участвовали в боях. Деление людей на группы началось задолго до войны, по их убеждениям и принципам, смотря на их поступки и моральные мотивы.

Людьми войны в произведении прозвали героев, которые не могут находиться в спокойной обстановке. Они всегда стараются ругаться и спорить, плетут интриги и думают только о своём благополучии. Чужие чувства и интересы для таких личностей ничего не значат.

Они могут растоптать любовные чувства другого человека, или же жестоко отказать в осуществлении чужой идеи. А главное, они думают, что им всё дозволено, никогда не примут вину на себя, да и свои вину не признают. И плохо, если люди войны занимают управляющие посты.

Если что-то не будет сделано так, как им нужно, то разразится большой скандал или даже война. И они не обратят внимания на то, что могут пострадать много людей. Перед собой они видят только свои желания и цели, а о сострадании и милосердии им даже не известно. Совести у таких людей нет, и взывать к ней бесполезно.

В романе такими личностями были целые семьи, такие как Друбецкие, Карагины. К ним можно отнести также правителей государств Наполеона и Александра Первого.

Самым значимым человеком войны можно назвать Наполеона. Он поставил перед собой глупую цель, к которой шёл по чужим головам. Ради славы правителя он переступил через многих людей, пожертвовал их жизнями.

Александр Первый тоже переступил через чужие интересы и советы, послал многих солдат на войну, хотя Кутузов предупреждал о плачевных последствиях.

Анатоль Курагин не был в высокой должности, но это не помешало ему сломать несколько жизней. Он отнёсся с юмором к чувствам влюблённой в него девушки, принеся ей душевную боль. А затем разбил счастливую жизнь Наташи и Андрея.

Люди мира являются полной противоположностью людей войны. Они живут спокойно, переживают за других и стараются помогать всем, кому могут. Именно такие личности сохраняют добро в мире. Они добродушные, смелые, миролюбивые.

Они всячески постараются предотвратить военные действия, но если это не в их силах, то в битве они будут стоять на стороне справедливости. Всеми силами они постараются предотвратить многочисленные жертвы, при этом обычно выходят победителями. Для таких героев неприемлем эгоизм и самолюбование, ненависть и управление другими.

Они любят и заботятся о своей семье, идут на все ради благополучия своей страны. Эти личности понимают, что сила в единстве народа.

В романе людьми мира можно считать Кутузова, солдат и обычных людей, Безуховых, Багратиона, Тушина, Денисова.

Самый известный представитель мирных людей был Кутузов. Он всегда заботился о других, о солдатах армии, о том, как сохранить им жизнь, и никогда не гнался за славой.

Несколько интересных сочинений

  • Как изменилась Татьяна и Евгений Онегин сочинение
    Татьяной Ларина непримечательная, молчаливая, одним словом, простая девушка. Она не любит рукодельничать и не хочет жить по-французски, в отличие от большинства дворянских барышень. Избегает пустых разговоров с подругами, в отличие от сестры Ольги.
  • Сочинение по сказке Снежная королева 5 класс (рассуждение)
    Сказка Андерсена Снежная королева – это история вечной войны зла и добра. История любви, дружбы, преданности и верности. История о том, что нужно ценить близких, ценить жизнь.
  • Сочинение по картине Поленова Московский дворик 5 класс описание
    Очень светлая картина. Она и солнечная, и приятная. Тут много пространства, много зелени. Это один из многих двориков Москвы.
  • Сочинение Человек, общество и освоение новых видов энергии
    С чего начинается утро среднестатистического человека? Давайте поразмышляем. Человек проснулся, принял теплый душ, не задумываясь о том, откуда в кране такая приятная согревающая вода.
  • Судьба мастера в России в сказе Левша (литература 6 класс)
    Н.С. Лесков – русский писатель в своем произведении «Левша» затронул тему мастеров из России. Он описал простого русского мастера со своими индивидуальными чертами настоящего человека – патриота, любившего свою Родину.
Читайте также:  Кого можно назвать добрым человеком?

"Война и мир". А что здесь означает "мир"?

Общество или состояние покоя? Развенчиваем миф

Вопрос не случайный и не праздный. Дело в том, что существует один популярный миф… Впрочем, давайте по порядку.

Такое привычное нам название главной эпопеи Льва Толстого – “Война и мир”. Нам часто говорят, что оно многозначное.

Ведь словом “мир” можно назвать и состояние без войны, и всю Вселенную, и даже какую-то часть общества, в которой ты вращаешься.

Мы говорим, например, “мир Толстого” и обозначаем этим словосочетанием знакомых, писателя, предметы и явления, которые его окружают, и т.д.

А в каком значении все-таки употреблял это слово сам автор в заглавии романа?

Есть очень распространенное мнение, что под словом “мир” Лев Толстой подразумевал светское общество тогдашней России. Вот типичные примеры таких рассуждений, взятый после недолгих поисков в интернете:

“В прошлом слово “мир” часто употребляли как синоним современному человеческому обществу. Поэтому смыслом названия “Война и мир” может быть “война и общество людей, которые в нее вовлечены”.”В романе слова “мир” и “общество” являются синонимами. Произведение можно было переименовать в “Общество и Война”.

А вот как это аргументируется:

“Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] – I – десятеричное, и слово писалось “мiръ”… В романе это слово несет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества”.

Очень логично и убедительно, не правда ли? Аргументов против такого факта просто нет. Действительно, до реформы русской орфографии это были два разных слова, писались они по-разному. Поэтому , если роман назывался “Война и мiръ”, то все совершенно понятно – речь идет об обществе…

Вот только это неправда.

На самом деле, дело обстоит с точностью до наоборот. Во всех прижизненных изданиях этого романа Льва Толстого в заглавии указано: “Война и миръ”. Смотрите сами:

Фото с сайта https://secure.diary.ruФото с сайта https://secure.diary.ru

  • А слово “миръ” имело только одно значение – антоним к слову “война”.
  • Во всей этой истории поражаешься только одному: как легко в интернете факты переворачивают с ног на голову, а потом миллионы людей в них свято верят.
  • Напоследок приведем ссылки еще на несколько наших заметок про Льва Толстого:
  • Какую героиню Толстой называл идеальной женщиной?
  • Принял ли Толстой ислам?
  • За что конкретно Льва Толстого отлучили от церкви?

_________________________________

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Мир в «Войне и мире» – Вопросы литературы

В современном литературоведении все чаще разбор отдельного произведения становится задачей методологической. Особенное значение приобретает самый подход к произведению: как подойти к нему, чтобы оно раскрывалось в исследовании? – ибо при ложном, неадекватном подходе произведение закрывается и исследователь получает лишь мнимые решения.

Очевидно при этом, что в разных случаях подход не может быть единообразным. В настоящей статье рассматривается произведение, в котором особую роль играет универсально-значащее слово, охватывающее широкий круг содержания и как бы основополагающее для произведения в целом. Таким словом является «мир» в «Войне и мире» Толстого.

Русское слово «мир», как известно, чрезвычайно богато значениями. Совершенно неповторимым образом смысловая емкость этого слова соединяется с широтой содержания книги Толстого.

На этом слове немалое строится во внутренней организации книги; наблюдение этого слова в толстовском тексте, кажется, позволяет ориентироваться в структуре книги, размыкает ее с определенной существенной стороны. В поворотах значений толстовского «мира» в тексте нам открываются внутренние членения в структуре «Войны и мира».

Но очевидно, что этот метод проникновения в произведение через слово, которому в тексте принадлежит особая роль, – этот метод не окажется подходящим в других случаях (уже для других произведений Толстого, где подобного слова нет).

  • Летописец у Пушкина, перечисляя темы своих «правдивых сказаний», самой первой и самой общей из них называет войну и мир;
  • Описывай, не мудрствуя лукаво,
  • Все то, чему свидетель в жизни будешь:
  • Войну и мир, управу государей,
  • Угодников святые чудеса…
  • В словах трагедии Пушкина как будто скрывалось заглавие будущей книги Толстого.

«Война и мир» у Толстого звучит так же спокойно и просто, как и у пушкинского летописца. Действительно, это заглавие в высшей степени отвечает тому «духу эпоса», которого, как признано всеми, исполнена книга Толстого. Просто то, о чем нам рассказывается, тема и основное событие: война и мир, а в композиции – основное деление книги на главы «мирные» и «военные», сменяющие друг друга.

Но в то же время смысл заголовка для нас как будто двоится, а именно двоится значение второго понятия: мир. Это уже не так однозначно и просто, как у пушкинского летописца. Там не являлось вопроса, в каком смысле мир, а у читателя книги Толстого такой вопрос возникает, ибо весь текст книги дает для того основания.

Исследователи1 выясняли, как сам Толстой своей рукой писал название, и высказывали предположения, почему он мог написать и «миръ» и «мiръ», по прежней орфографии, тогда как печаталось в заголовке при жизни Толстого всегда только «миръ» = не-война. Б.

Эйхенбаум в заметках о 90-томном Собрании сочинений осудил это стремление мудрствовать лукаво над заголовком и придавать такое значение случайностям орфографии в письмах Толстого2.

Но все же, если рассматривать заглавие вместе со всем текстом книги, следя за тем, как заглавие раскрывается в тексте или, наоборот, как заглавие вырастает из текста (как и было в процессе работы Толстого над книгой), – все же проблема соотношения разных значений понятия мир возникает.

Название книги: «Война и миръ» – в значении: отсутствие войн, согласие, тишина и покой – так, как у пушкинского Пимена. Но в тексте наряду с этим значением мы встречаем в большом изобилии и слово в другом написании (по-старому): мiръ – в значении «весь свет», «все люди» и еще целый ряд подобных значений.

В тексте при этом «миръ» всегда встречается в одном определенном значении, противоположном «войне», в то время как «мiръ» – в нескольких разных и даже противоречащих одно другому значениях. В настоящей статье, не претендуя на полный обзор всех случаев, ограничимся некоторыми наблюдениями над тем, как «исполняется» слово мир у Толстого и как в «исполнении» этом разворачивается художественная ситуация книги «Война и мир». В употреблении этого слова в тексте действительно есть своего рода сюжет, образуется ситуация, которую мы и хотим сейчас проследить. Просто звучащий в заглавии, мир оказывается проблемой, что не свойственно «летописному духу».

Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея – такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке.

Достаточно посмотреть переводы: «La guerre et la paix», «Krieg und Frieden» – в заглавии; однако в тексте для выражения всех значений того же русского мира необходима целая серия разных иноязычных слов; возьмем французский перевод: la paix (в заглавии и всюду, где не-война), le monde (в ряде значений), l’univers (в значении космическом, в масонском рассуждении Пьера), la commune (крестьянский мир-община), tous ensemble (в молитве «Миром Господу помолимся»), terrestre (мирской)3. Множественность значений передается, но только ценой утраты единого сверхзначения, или, может быть, лучше сказать – всезначения, которое составляет такую могучую смысловую скрепу в толстовском эпосе. Можно сказать, что теряется неизбежно что-то очень существенное в единстве художественной идеи книги из-за невозможности адекватного перевода.

Но существует ли это единое значение слова мир? Иначе говоря, есть ли это одно слово с очень широким значением или же это два слова разного происхождения и разного значения, что было подчеркнуто в прежней орфографии различным написанием (через «и» и «i»)? Еще в начале нашего века А.

Мейе отметил в исследовании по этимологии и словарю старославянского языка, что славянское «миръ» в значении «мир, не-война», в сущности, несомненно тождественно «миру» в значении «космос»24. В последнее время обоснование единого значения слова «мир» дано в работах В.

Топорова, посвященных мифологическому образу индо-иранского божества Митры, чьей функцией было посредничество между божественными существами и людьми, объединение людей силой договора с ними и таким образом объединение людей «в социальную структуру, в мир, как можно было бы сказать, заимствуя термин русской социально-общинной традиции» 5.  Согласно исследованию В.

Топорова, к имени Митры этимологически восходит и русский «мир» во всех основных значениях.

«Таким образом, славянская (в частности, русская) традиция уникальным образом сохраняет трансформированный образ индоиранского Митры в виде представлений о космической целостности, противопоставленной хаотической дезинтеграции, о единице социальной организации, возникшей изнутри в силу договора и противопоставленной внешним и недобровольным объединениям (типа государства), наконец, о том состоянии мира (дружбы), которое должно объединять разные коллективы людей в силу Завета, положенного между людьми и их верховным патроном».

В «Войне и мире» Толстого, по нашему убеждению, осуществляется именно эта полнота значения единого слова «мир». В этом отношении сама простота заглавия, крайняя простота составляющих его понятий, их элементарность, обобщенность и широта тем больше способствуют многозначности смысла.

  1. Обратимся к «Войне и миру». Николай Ростов возвращается в свой родной Павлоградский полк после того, как на воле, в Москве, он пережил потрясение от сложности человеческих отношений с Соней, Долоховым, которому он проиграл 43 тысячи, дал честное слово при невозможности его выполнить и вдруг почувствовал под напором жизни этот всегда для него непререкаемый кодекс чести каким-то условным вздором: «Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым…» После этого кризиса вновь очутившись в «определенных условиях полковой жизни», он себя чувствует так, как чувствует себя усталый человек, ложась на отдых. Здесь он может «служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным».
Читайте также:  Басни крылова: читать все басни для детей ивана андреевича крылова - список стихов

В миру – у Толстого дано курсивом как специфическое выражение: мирская жизнь, что кипит за оградой монастыря; вся безграничность связей человеческой жизни, с ее видимой пестротой отношений, мнений, стремлений, целей, в которых надо ориентироваться, делать выборы и принимать решения, – «безурядица вольного света», где, по Ростову, все вздор и путаница. В миру трудно быть прекрасным человеком, а в монастыре – для Ростова в полку – легко; а ему как герою Толстого нельзя не быть прекрасным человеком – конечно, в своем понимании: прямодушным, порядочным, благородным – рыцарем на особый гусарский лад.

Но ту же задачу решают все основные герои Толстого, каждый по-своему: как быть прекрасным человеком? «Пьер принадлежал к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми».

Но Пьер загрязняется очень быстро от жизни «в миру», со свалившимся на него богатством, женитьбой на красавице Элен, столкновением из-за нее с Долоховым (тем самым Долоховым, через которого входит в свой кризис и Николай Ростов), наконец, с нелепой дуэлью, на которой он, не желая того, едва не убил человека: Пьер совершает весь этот ряд стихийных поступков, которых он не хотел совершать. В результате он приходит в состояние нравственного тупика, которое передано таким сравнением: свернулся винт, на котором держалась вся его жизнь; винт вертится вхолостую, ничего не захватывая, все на том же нарезе. Именно так работает мысль у Пьера в Торжке на почтовой станции, когда он едет в Петербург после дуэли и разрыва с женой; то, что он видит сейчас на станции, его собственная жизнь, мировая история – все это вместе попадает в его мыслительную машину, которая вертится вхолостую, но перестать вертеться не может. Он видит, что смотритель обманывает, говоря, что нет лошадей, чтобы получить лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?.. Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» И нет ответа на эти вопросы, кроме одного: «умрешь – все кончится. Умрешь и все узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».

(В следующем своем романе, изображая предсмертный распад сознания у Анны Карениной, Толстой обратится к тому же уподоблению: «винт свинтился».)

Картина жизни в сознании Пьера в этот момент рассыпается на изолированные факты: каждый прав для себя, смотритель, что обманывал офицера, а офицер, что прибил смотрителя, – но нет ответа на общий вопрос: кто прав, кто виноват? В том, как связаны между собой явления жизни, нет целесообразности, нет смысла, а есть абсурд. В рассуждении Пьера все звенья связаны по логике абсурда, нагнетением противительного союза «а», который только разъединяет в словно отталкивает одно звено от другого: а офицер прибил за то… а я стрелял в Долохова… а Людовика XVI казнили за то… а через год убили тех… Такова картина жизни «в миру».

Эта жизнь представляется неупорядоченной, главное – морально неупорядоченной и даже нравственно безразличной («безурядица вольного света»); для Николая Ростова эта проблема существует в плане практической морали:

Примеры сочинений по направлению «Война и мир»

09.10.2019

Сборник примерных готовых сочинений по направлению ВОАЙНА И МИР для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Раздел будет обновляться. СОХРАНИТЕ В ЗАКЛАДКИ!

Поведение человека на войне (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

150 лет книге «Война и мир»

Автор сочинения – Петрунина Людмила Григорьевна

Великий писатель – реалист Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» поставил перед собой задачу – сказать историческую правду о событиях 1812 года. С этой целью он отвел большое место в своем романе-эпопее партизанской войне. Он считал её законной и целесообразной в борьбе против врага.

Гениальный художник нарисовал яркие картины этой войны и целую галерею замечательных образов народных мстителей как из офицерского состава (Василий Денисов, Долохов), так и из крестьян (Тихон Щербатый, старостиха Василиса и другие). Писатель справедливо считал, что никаких правил для уничтожения людей не может быть.

И если враг пришёл на чужую землю с целью её завоевания, то благо тому народу, который берёт первую попавшуюся дубину и мужественно расправляется с ним.

Перед нами образ народного мстителя – партизана Тихона Щербатого. Это был один из самых нужных людей в партии, полезный и храбрый. Никто больше его «не открыл случаев нападения», никто больше его не побил французов. Его ненависть к врагу не знала границ.

Он проявлял отвагу и смелость, когда по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а также приводил пленных. Находчив и ловок был, когда со всего размаха раскалывал топором брёвна, а потом, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки, вырезывал ложки.

Когда нужно было сделать что – нибудь особенно трудное, все указывали на Тихона, зная его большую физическую силу и выносливость. Добродушный русский юмор и лукавый ум выделяли Тихона среди других партизан. Он шутил над ранением в спину и разрешал товарищам не раз смеяться над своим способом лечения раны.

В лице Тихона Щербатого Толстой дал яркий образ партизана, мстителя за преданное огню и мечу Отечество. Несмотря на тяжёлые условия ведения партизанской войны, русские партизаны не унывали, не падали духом, и в тех условиях они любили пошутить и посмеяться.

Все эти качества партизана эпохи Отечественной войны 1812 года в полной мере проявились и в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией.

Патриотическое поведение русских людей в Отечественной войне 1812 года выражалось по – разному. Смоленский купец Ферапонтов, увидев, что городу грозит падение, раскрывает двери магазина и разрешает тащить все из него, чтобы не досталось «дьяволам». Жители Смоленска покидают город с возами.

Княжна Марья отдает приказание подготовить подводы к отъезду. Мысль пользоваться покровительством и благодеяниями господина генерала Рамо приводила в ужас. Замечательным патриотическим подвигом русских людей была эвакуация из Москвы почти всего населения.

Толстой пишет, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под их управлением нельзя было быть. Это понимал каждый житель. Патриотизм простых русских крестьян Карпа и Власа выразился в том, что они отказывались продавать французам сено даже по дорогой цене и сжигали его.

Патриотический подъем в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят».

Подводя итог сказанному, снова обращаюсь к страницам замечательного произведения:« Каждый русский человек… на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,…- делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».

Отношение Толстого к войне в романе «Война и мир», Война и мир

Колосов Алексей Алексеевич

В своем романе-”Война и мир” Лев Николаевич Толстой показал две стороны человеческой жизни, в честь которых и названо само произведение. Об отношении автора к невоенному периоду жизни говорить не приходится, он,точевидно, положительно относится к мирному времени.

Но как автор великого романа относится к войне? Ответ, на самом деле, не сложен, отношение Л.Н Толстого к войне негативное. В подтверждение этому служит множество примеров. Мнение автора выражается как изображением картин войны, так и действиями и словами героев романа. Я думаю, трудно не показать то, насколько ужасна война, говоря о ней. Л.

Н Толстой в подробностях изобразил все её аспекты, что позволяет в полной мере понять её бессмысленность и ужас. Сразу на ум приходят события, которые мы видим глазами таких героев как Андрей, Пьер, Николай Ростов: люди, которые падают замертво от очередной пули, Бородинское поле, покрытое трупами, солдаты, оставшиеся без рук или ног.

Говоря о Николае, нельзя не вспомнить его визит к Денисову, в госпиталь, полный измученных, больных людей, которые умирают на глазах друг друга. Говоря о выражении автором своего отношения к войне посредством поступков и слов героев, на ум приходят Андрей Болконский и М.И Кутузов.

Андрей, который так рвался заполучить славу на поле боя, оказавшись в гуще боевых действий, на примере Тушина, который совершил настоящий подвиг, видит, что командование не воздает капитану почестей, его отчитывают за потерю пушки.

Князь Болконский видит людей, которые вместо того чтобы думать о том, как победить врага, думают о том, как побыстрее продвинуться по карьерной лестнице. Всё это заставляет молодого князя сомневаться, это всё совсем непохоже на то, о чём он мечтал.

Говоря о Кутузове, нельзя не сказать того, что он всеми силами пытался избежать тех сражений, которых не считал крайне необходимыми. Всё это для того, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, под Шенграбеном он послал отряд Багратиона для задержания неприятельской армии, всё для того чтобы остальная часть русского войска смогла отступить. Он был против и сражения под Аустерлицем, которые было проиграно и привело к

множеству жертв, как он и говорил. Все свои силы он направлял на сохранение как можно большего количества жизней. В заключении хочется сказать, что война, это безусловно ужасное событие в жизни любого человека, и Л.Н Толстой отчетливо изобразил все её ужасы и всю её бессмысленность, чем ясно дал понять своё негативное отношение к ней.

Ссылка на основную публикацию