Сочинение: Образ Якова Верного в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В путешествии по стране семь мужиков встречают множество людей с разными судьбами. Одни рассказывают о себе сами, о других ходоки узнают из историй, которыми делятся с ними встречные.

Образ и характеристика Якова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» появляются в отдельной части – сказ «Про холопа примерного, Якова Верного». Сюжет взят из реальной жизни, он вызывает споры, различные выводы читателей и слушателей. Автор дает возможность каждому оценить историю, остановиться на своем мнении.

Истоки истории о Якове

Н.А.Некрасов искал данные о крепостном произволе. Он изучал исторические документы, общался и собирал материал для поэмы. Юрист А.Ф.Кони передал ему историю помещика, который зверствовал, потешался над крепостными людьми сам и с помощью жестокого кучера.

Кто из двух людей был более беспощаден, сложно сказать. Кучера звали Малюта Скуратов. Оба реальных человека отрицательны и неприятны. Гениальный поэт подошел к истории по-своему. Он показал, как может изменить психологию человека крепостное право.

Рабство привело Якова к гибели, хотя судьба его могла бы завершиться совсем иначе. Даже с героями поэмы легко провести параллели: Яков и Савелий (закопал злобного немца живьем), Яков и мужики (пошли искать правду), Яков и бунтующие крестьяне. У Некрасова помещик жесток, а холоп добр.

Качество не помогает стать мужику счастливым, а делает его безвольным и слабым.

Поливанов

Помещик жесток и жаден. Поэт говорит о нем скупо, но читателю понятен образ Поливанова. Деревня приобретена помещиком за деньги от взяток. У автора нет желания назвать ее привычно. Это «деревнишка», что-то унизительное чувствуется в имении без названия.

Хозяин жесток не только с крестьянами, доставшимися ему для управления. Он по-своему расправляется с близкими ему людьми: дочь повенчал, высек ее мужа и выгнал без средств к существованию – «нагишом». Не меняет Поливанова болезнь ног. Он еще надеется встать и продолжить свои измывательства.

Помещик отправляет парня в солдаты, надеясь, что невеста достанется ему.

Верный холоп Яков

Особый цинизм звучит в словах поэта, когда он показывает отношение помещика-хозяина к верному слуге. Поливанову нравится унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы. В отличие от реального персонажа – Малюты Скуратова, верный слуга добр и сострадателен.

Он сравним с псом, который служит своему хозяину и забывает о том, что он человек. Обидно звучат слова автора об их участи: им милей становятся господа после тяжелых наказаний. Внимательный читатель видит, как одинокий человек привязывается душей к жестокости. Яков заботится не только о хозяине, он любит племянника Гришу.

Именно любовь делает его смелее. Он решается просить у Поливанова за родного ему человека, но получает жестокий отказ, насмешку и очередное издевательство, схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть. Но какой она может быть? Яков не способен на действия против тех, кого любит всю жизнь. Он решает только на действия против себя.

Яков повесился на глазах у помещика.

Особый бунт

Сцена смерти Якова вызывает множество споров. Самоубийство на Руси – великий грех, но нет чувства осуждения к крестьянину, как к висельнику. Автор скупо произносит фразу о смерти холопа. Зато картина ужаса, которую пережил Поливанов, яркая и эмоциональная:

«В саван окутан»;

«зги не видать».

Над помещиком летают совы, бьются крыльями, пытаясь добраться до него. Слетаются на поживу вороны. Чьи-то глаза светятся во тьме. Просыпается совесть, осознает мученик свой грех, но поздно.

Возможно, Некрасов оставляет его живым, чтобы понял Поливанов, кого потерял и обидел. Странники и простые слушатели истории реагируют на бунт-казнь по-разному. Многим жалко Якова. Кто-то сочувствует барину.

Другие понимают, что жалеть господ не стоит, их память короткая, появится другой холоп, и все начнется сначала.

Образ и характеристика Якова Верного в поэме Кому на Руси жить хорошо

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Образ и характеристика Якова Верного в поэме Кому на Руси жить хорошо

Яков был, действительно, верным…но, видно, не тому человеку. Всё-таки верная служба должна быть вознаграждена. А тут хозяин повел себя подло, за это и получил страшное наказание от всё ещё верного слуги.

В начале главы говорится, что Яков из тех людей был, которые даже на затрещины от хозяина не обижаются. Хозяин-то его был не из благородных, а собрал на мелкое поместье из взяток. И вообще, сам он был не самый приятный человек.

Соседей своих не любил, своих крепостных тоже не любил, никого не любил! Своей семьи у него не было…Только к сестре на чай мог поехать. Но всё-таки сказано, что пил-гулял, а после у него стали ноги отказывать.

Это ведь совсем другая служба – почти сиделкой быть, какое терпение нужно! И тут верный Яков его не бросил, служил полупарализованному, заботился о нем. Ноги пледом укрывал, наливал чай. То есть, конечно, барин уже не гулял по балам. Получается, что Яков терпеливый и даже покорный человек.

Ни за что барин ругает, значит, чем-то всё-таки виноват… Хотя бы тем, что под руку подвернулся. И такой скромный, что никогда ни о чем не просил. Но получилось так, что племянник Якова решил жениться на крепостной.

Яков барина за племянника попросил, а тот, хоть и не ходит, а сам о той красавице – невесте племянника мечтает. И не разрешил свадьбу! Даже ещё хуже – отправил племянника рекрутом, то есть в армию, а тогда это было на очень долгий срок – лет на двадцать.

Можно представить, как Якову было обидно. Всю жизнь посвящаешь барину, а он не только не помогает, а еще хуже делает. Думаю, слуга был в отчаянии, а еще очень злился на хозяина. Даже запил, а барину другие пытались прислуживать. Но никого равного Якову не нашлось! Вот почему, когда слуга снова пришел, барин взял его обратно на службу.

Известно, как хитро и ужасно поступил Яков. Греха на душу не взял, кроме самоубийства, но пытку барину устроил. Отомстил. Видимо, продумал за время своего отсутствия план Яков. Он показал себя человеком, доведенным до отчаяния.

Но он и очень умный, ведь понимал, что узнай барин от кого-то о его самоубийстве, стыдно б тому не станет. Нужно было, чтобы барин пожалел о своих поступках, чтобы на всю жизнь запомнил.

Интересно, а смог ли он вернуть племянника из армии?

Это очень грустная и страшная глава поэмы. Очень жалко главного героя. Вот ему-то точно не жилось весело на Руси, но он, наверное, на что-то надеялся, а после потерял и эту единственную надежду.

Поливанов

Помещик жесток и жаден. Поэт говорит о нем скупо, но читателю понятен образ Поливанова. Деревня приобретена помещиком за деньги от взяток. У автора нет желания назвать ее привычно. Это «деревнишка», что-то унизительное чувствуется в имении без названия.

Хозяин жесток не только с крестьянами, доставшимися ему для управления. Он по-своему расправляется с близкими ему людьми: дочь повенчал, высек ее мужа и выгнал без средств к существованию – «нагишом». Не меняет Поливанова болезнь ног. Он еще надеется встать и продолжить свои измывательства.

Помещик отправляет парня в солдаты, надеясь, что невеста достанется ему.

Верный холоп Яков

Особый цинизм звучит в словах поэта, когда он показывает отношение помещика-хозяина к верному слуге. Поливанову нравится унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы. В отличие от реального персонажа – Малюты Скуратова, верный слуга добр и сострадателен.

Он сравним с псом, который служит своему хозяину и забывает о том, что он человек. Обидно звучат слова автора об их участи: им милей становятся господа после тяжелых наказаний. Внимательный читатель видит, как одинокий человек привязывается душей к жестокости. Яков заботится не только о хозяине, он любит племянника Гришу.

Именно любовь делает его смелее. Он решается просить у Поливанова за родного ему человека, но получает жестокий отказ, насмешку и очередное издевательство, схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть. Но какой она может быть? Яков не способен на действия против тех, кого любит всю жизнь. Он решает только на действия против себя.

Яков повесился на глазах у помещика.

Про холопа примерного – Якова Верного

Про холопа примерного – Якова верного. Краткое содержание Отрывок из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Глава «Пир на весь мир» (1. Горькое время – горькие песни).

Был господин невысокого рода, Он деревнишку за взятки купил, Жил в ней безвыездно тридцать три года, Вольничал, бражничал, горькую пил.

Жадный, скупой, не дружился с дворянами, Только к сестрице езжал на чаек; Даже с родными, не только с крестьянами, Был господин Поливанов жесток; Дочь повенчав, муженька благоверного Высек – обоих прогнал нагишом, В зубы холопа примерного, Якова верного, Походя бил каблуком.

Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.

Яков таким объявился из младости, Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать Да племяша-малолетка качать. Так они оба до старости дожили.

Стали у барина ножки хиреть, Ездил лечиться, да ноги не ожили… Полно кутить, баловаться и петь! Очи-то ясные, Щеки-то красные, Пухлые руки как сахар белы, Да на ногах – кандалы!

Смирно помещик лежит под халатом, Горькую долю клянет, Яков при барине: другом и братом Верного Якова барин зовет. Зиму и лето вдвоем коротали, В карточки больше играли они, Скуку рассеять к сестрице езжали Верст за двенадцать в хорошие дни. Вынесет сам его Яков, уложит, Сам на долгушке свезет до сестры, Сам до старушки добраться поможет, Так они жили ладком – до поры…

Вырос племянничек Якова, Гриша, Барину в ноги: «Жениться хочу!» – «Кто же невеста?» – «Невеста – Ариша». Барин ответствует: «В гроб вколочу!» Думал он сам, на Аришу-то глядя: «Только бы ноги господь воротил!» Как ни просил за племянника дядя, Барин соперника в рекруты сбыл.

Крепко обидел холопа примерного, Якова верного, Барин, – холоп задурил! Мертвую запил… Неловко без Якова, Кто ни послужит – дурак, негодяй! Злость-то давно накипела у всякого, Благо есть случай: груби, вымещай! Барин то просит, то пёсски ругается, Так две недели прошли. Вдруг его верный холоп возвращается… Первое дело – поклон до земли.

Жаль ему, видишь ты, стало безногого: Кто-де сумеет его соблюсти? «Не поминай только дела жестокого; Буду свой крест до могилы нести!» Снова помещик лежит под халатом, Снова у ног его Яков сидит, Снова помещик зовет его братом.

«Что ты нахмурился, Яша?» – «Мутит!» Много грибков нанизали на нитки, В карты сыграли, чайку напились, Ссыпали вишни, малину в напитки И поразвлечься к сестре собрались.

Курит помещик, лежит беззаботно, Ясному солнышку, зелени рад. Яков угрюм, говорит неохотно, Вожжи у Якова дрожмя дрожат, Крестится.

«Чур меня, сила нечистая! – Шепчет, – рассыпься!» (мутил его враг), Едут… Направо трущоба лесистая, Имя ей исстари: Чертов овраг; Яков свернул и поехал оврагом, Барин опешил: «Куда ж ты, куда?» Яков ни слова.

Проехали шагом Несколько верст; не дорога – беда! Ямы, валежник; бегут по оврагу Вешние воды, деревья шумят.. Стали лошадки – и дальше ни шагу, Сосны стеной перед ними торчат.

Яков, не глядя на барина бедного, Начал коней отпрягать, Верного Яшу, дрожащего, бледного, Начал помещик тогда умолять. Выслушал Яков посулы – и грубо, Зло засмеялся: «Нашел душегуба! Стану я руки убийством марать, Нет, не тебе умирать!» Яков на сосну высокую прянул, Вожжи в вершине ее укрепил, Перекрестился, на солнышко глянул, Голову в петлю – и ноги спустил.

Экие страсти господни! висит Яков над барином, мерно качается. Мечется барин, рыдает, кричит, Эхо одно откликается!

Сочинение: Яков Верный в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(420 слов) Яков Верный появляется в отдельной части поэмы — сказе «Про холопа примерного — Якова Верного». Холоп Яков является представителем крестьян, пострадавших от жестокости помещиков.

Из рассказа Викентия Александровича читатель узнает, что свое прозвище «верный» холоп получил не случайно. Он всю жизнь служил у помещика Поливанова, который отличался жестокостью по отношению ко всем окружающим.

Читайте также:  Женщины в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Он не только крестьян не жалел, но и свою семью. И свое поместье он купил за деньги от взяток.

Однако Яков верно служит Поливанову, выполняет все его приказы и поручения. А за свою честную службу он получает побои и оскорбления. Но несмотря на это холоп ведет себя тихо и покорно. Герой не бросил барина даже тогда, когда Поливанов сильно заболел. Он утратил способность самостоятельно передвигаться, но Яков все равно остался безропотно верен ему и всегда за ним ухаживал.

Яков был очень добрым человеком, и именно это качество стало его недостатком. Он не мог постоять за себя. И даже когда помещик бил его каблуком по зубам, Яков все смиренно принимал. Некрасов хотел показать, каким крепостничество делает человека. Оно делает его покорным, слабым и даже жалким.

У Якова было две радости в жизни: служить барину и заботиться о племяннике Грише. Любовь к родственнику придает ему сил, и он решается просить Поливанова разрешить Грише жениться на любимой девушке Арише. Но помещику тоже нравилась Ариша, и он решил подло избавиться от соперника. Яков получает жестокий отказ, а бедного Гришу отдали в рекруты.

Яков был в отчаянии, он всю жизнь посвятил барину, а тот в ответ так жестоко поступил. Холоп запил, барину другие пытались прислуживать, но с Яковом никто сравниться не мог. Поэтому когда слуга вернулся, Поливанов его принял обратно. Но Яков решил отомстить. Он служил помещику всю жизнь и не был способен сделать ему что-то плохое.

Также холоп не хотел губить чужую жизнь и марать свои руки убийством. Поэтому Яков решается только на действие против себя. Когда холоп вез помещика в гости к его сестре, он остановился у оврага и повесился на сосне на глазах у Поливанова. Всю ночь помещик провел у оврага, рядом с телом верного слуги.

Над барином кружили совы, вокруг тела Якова летали вороны, чьи-то глаза светились во тьме. После этой страшной ночи у Поливанова просыпается совесть, он осознает свои грехи, но уже поздно.

С помощью образа Якова Верного автор показывает весь ужас помещичьего произвола. Также Некрасов показывает все ужасные последствия крепостного права.

Доброта, которая в обычной жизни могла бы сделать Якова счастливым, в крепостничестве сделала его несчастным. Крепостное право делает человека рабом.

Таким образом, с помощью рассказа о Якове Некрасов показал, как крепостничество негативно отражается на народе.

Ирина Юрьева

Истоки истории о Якове

Н.А.Некрасов искал данные о крепостном произволе. Он изучал исторические документы, общался и собирал материал для поэмы. Юрист А.Ф.Кони передал ему историю помещика, который зверствовал, потешался над крепостными людьми сам и с помощью жестокого кучера.

Кто из двух людей был более беспощаден, сложно сказать. Кучера звали Малюта Скуратов. Оба реальных человека отрицательны и неприятны. Гениальный поэт подошел к истории по-своему. Он показал, как может изменить психологию человека крепостное право.

Рабство привело Якова к гибели, хотя судьба его могла бы завершиться совсем иначе. Даже с героями поэмы легко провести параллели: Яков и Савелий (закопал злобного немца живьем), Яков и мужики (пошли искать правду), Яков и бунтующие крестьяне. У Некрасова помещик жесток, а холоп добр.

Качество не помогает стать мужику счастливым, а делает его безвольным и слабым.

Анализ сказа "Про холопа примерного, Якова Верного" ("Кому на Руси жить хорошо") – Некрасов Н.А. Литература 19 века

Даже гнев приниженных рабов выливается подчас в уродливые формы. Психология раба рождает и рабские способы мести. Таков именно смысл знаменитого сказа «Про холопа примерного, Якова Верного», которому Некрасов придавал очень большое значение. В основу новеллы положен действительный случай, сообщенный Некрасову юристом А. Ф. Кони.

В одной из бесед с Кони (летом 1873 года) поэт сказал, что ему для работы над «Кому на Руси жить хорошо» нужны примеры фактов крепостнического произвола, и Кони рассказал Некрасову в числе других историю помещика, который зверски обращался со своими крепостными.

находя усердного исполнителя своих велений в своем любимом кучере — человеке жестоком и беспощадном.

Когда Кони прочитал присланный ему через год Некрасовым корректурный лист сказа «О холопе примерном, Якове Верном», он назвал стихи эти потрясающими. Это определение очень отчетливо выявляет разницу между драматичным по фактам, но спокойно-бесстрастным рассказом Кони и новеллой Некрасова, произведением высокого поэтического искусства.

В рассказе Кони одинаково отвратительны и зверь-помещик, и его верный Малюта Скуратов (прозвище-то какое!). Некрасов значительно усилил, сгустил отрицательную характеристику помещика, введя целый ряд дополнительных деталей: «деревнишка» куплена на взятки, «жадный, скупой» Поливанов жесток «даже с родными, не только с крестьянами»:

  • Дочь повенчав, муженька благоверного
  • Высек — обоих прогнал нагишом.
  • Парня в солдаты он отдает не в ответ на угрозы, а лишь для того, чтобы сбыть с рук соперника. И, наконец, ярчайшая характеристика цинизма и жестокости помещика по отношению к крепостным:
  • В зубы холопа примерного,
  • Якова Верного
  • Походя дул каблуком.
  • Яков у Некрасова, напротив, не жестокий и беспощадный Малюта Скуратов, а лицо страдательное. Это жалкий человек, не только приниженный, но лишенный сознания этой приниженности, рабски, по-собачьи преданный своему господину:
  • Люди холопского звания —
  • Сущие псы иногда:
  • Чем тяжелей наказания,
  • Тем им милей господа.
  • Поэт не отказывает Якову в способности самоотверженно и бескорыстно привязаться, прилепиться сердцем к другому. Этот одинокий, не знавший семьи человек всего себя отдает заботам о барине да племяннике — Грише:
  • Только и было у Якова радости:
  • Барина холить, беречь, ублажать,
  • Да племяша-малолетка качать.

Рассказ Кони имеет информационный характер. Некрасов как истинный художник-психолог обогащает повествование картиной внутренней борьбы, колебаний и смятения кроткого Якова, решившегося на месть, нарастания его гнева, ненависти и презрения к барину.

Под пером мастера краткое сообщение о том, что на глазах у беспомощного и в ужасе кричащего барина кучер влез на дерево и повесился, развертывается в жуткую эмоционально-психологическую картину: «В саван окутался Чортов овраг», «зги не видать», совы ширяются оземь крылами, горят во тьме «чьи-то два круглые, яркие ока», слетел ися на добычу вороны… И в этой ночной тишине висит Яков над барином, мерно качается… Итог — мучения пробудившейся одичавшей совести («Мечется барин, рыдает, кричит», «Грешен я, грешен! Казните меня!») и вывод рассказчика о правомерности возмездия:

  1. Будешь ты, барин, холопа примерного,
  2. Якова верного,
  3. Помнить до судного дня!
  4. На рассказ о Якове слушатели реагируют по-разному. Большинство темных вахлаков подходят к услышанному с чисто христианской незлобивостью:
  5. «Грехи, грехи! — послышалось
  6. Со всех сторон: — Жаль Якова,
  7. Да жутко и за барина,
  8. Какую принял казнь!»
  9. Лишь некоторые, более сознательные, бросают ироническое:
  10. «Жалей!»

Сказ о Якове завязывает спор о виновниках свершающегося зла, «о том, кто всех грешней?». Версия — «разбойники!», высказанная купеческим братом Ереминым, исчерпывается дракой с ним Клима Лавина, разумно рассудившего, что

Разбой — статья особая,

Разбой тут не при чем!

Другое мнение — «кабатчики!» — не находит развития в споре, и в дальнейшем течении крестьянского диспута речь идет о помещиках и мужиках.

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни (“Кому на Руси жить хорошо”). СПб: “Наука” РАН, 2001

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Анализ главы «Пир на весь мир»

Аммирал-вдовец по морям ходил, По морям ходил, корабли водил, Под Ачаковым бился с туркою, Наносил ему поражение, И дала ему государыня Восемь тысяч душ в награждение.

В той ли вотчине припеваючи Доживает век аммирал-вдовец, И вручает он, умираючи, Глебу-старосте золотой ларец.

«Гой, ты, староста! Береги ларец! Воля в нем моя сохраняется: Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!»

Аммирал-вдовец на столе лежит. Дальний родственник хоронить катит.

Схоронил, забыл! Кличет старосту И заводит с ним речь окольную; Всё повыведал, насулил ему Горы золота, выдал вольную.

Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сожигается!

На десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то!

Всё прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!

Суровый и рассерженный, Громовым грозным голосом Игнатий кончил речь. Толпа вскочила на ноги, Пронесся вздох, послышалось: «Так вот он, грех крестьянина! И впрямь страшенный грех!» — «И впрямь: нам вечно маяться, Ох-ох. » — сказал сам староста, Опять убитый, в лучшее Не верующий Влас. И скоро поддававшийся Как горю, так и радости, «Великий грех! великий грех!» — Тоскливо вторил Клим.

Площадка перед Волгою, Луною освещенная, Переменилась вдруг.

Пропали люди гордые, С уверенной походкою, Остались вахлаки, Досыта не едавшие, Несолоно хлебавшие, Которых вместо барина Драть будет волостной, К которым голод стукнуться Грозит: засуха долгая А тут еще — жучок! Которым прасол-выжига Урезать цену хвалится На их добычу трудную, Смолу, слезу вахлацкую,— Урежет, попрекнет: «За что платить вам много-то? У вас товар некупленный, Из вас на солнце топится Смола, как из сосны!»

Опять упали бедные На дно бездонной пропасти, Притихли, приубожились, Легли на животы; Лежали, думу думали И вдруг запели. Медленно, Как туча надвигается, Текли слова тягучие. Так песню отчеканили, Что сразу наши странники Упомнили ее:

О верном холопе якове

Поливанов купил за взятки деревню и жил в ней 33 года. Прославился жестокостью: выдав дочь замуж, тут же высек молодых и прогнал. С другими помещиками не водился, был жаден, много пил.

Холопа Якова, который верно служил ему с малых лет, ни за что бил каблуком в зубы, а тот барина всячески холил и ублажал. Так оба дожили до старости. Стали у Поливанова ноги болеть, и никакое лечение не помогало.

Остались у них развлечения: в карты играть да к сестре помещика в гости ездить. Яков сам выносил барина и отвозил в гости. До поры все шло мирно. Да только подрос у слуги племянник Гриша и захотел жениться. Услышав, что невеста — Ариша, Поливанов разгневался: сам глаз на нее положил.

И отдал жениха в рекруты. Сильно обиделся Яков, запил. А барину неловко стало без верного слуги, которого он братом называл. Это первая часть истории и ее краткое содержание.

«Пир на весь мир» Некрасов продолжает рассказом о том, как Яков решил отомстить за племянника. Через время вернулся он к барину, покаялся и стал дальше служить. Вот только хмур стал. Как-то повез холоп барина в гости к сестре. По дороге вдруг свернул к оврагу, где была лесная трущоба, и остановился под соснами.

Когда стал коней распрягать, испугавшийся помещик взмолился. Но Яков лишь зло рассмеялся и ответил, что не станет свои руки убийством марать. Закрепил вожжи на высокой сосне и свою голову в петлю… Барин кричит, мечется, но никто его не слышит. А холоп над головой висит, качается. Только на следующее утро увидел Поливанова охотник и отвез домой.

Наказанный барин только причитал: «Грешен я! Казните меня!».

Николай Некрасов — Аммирал-вдовец по морям ходил ( Крестьянский грех )

Аммирал-вдовец по морям ходил, По морям ходил, корабли водил, Под Ачаковым бился с туркою, № 4 Наносил ему поражение, И дала ему государыня Восемь тысяч душ в награждение.

В той ли вотчине припеваючи № 8 Доживает век аммирал-вдовец, И вручает он, умираючи, Глебу-старосте золотой ларец.

«Гой, ты, староста! Береги ларец! № 12 Воля в нем моя сохраняется: Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!»

Аммирал-вдовец на столе лежит. № 16 Дальний родственник хоронить катит.

Схоронил, забыл! Кличет старосту И заводит с ним речь окольную; Все повыведал, насулил ему № 20 Горы золота, выдал вольную.

Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сожигается!

На десятки лет, до недавних дней № 24 Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то!

Все прощает бог, а Иудин грех № 28 Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!

Krestyansky grekh

Ammiral-vdovets po moryam khodil, Po moryam khodil, korabli vodil, Pod Achakovym bilsya s turkoyu, Nanosil yemu porazheniye, I dala yemu gosudarynya Vosem tysyach dush v nagrazhdeniye.

V toy li votchine pripevayuchi Dozhivayet vek ammiral-vdovets, I vruchayet on, umirayuchi, Glebu-staroste zolotoy larets.

Читайте также:  Алексей гастев стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта алексей гастев - поэзия

«Goy, ty, starosta! Beregi larets! Volya v nem moya sokhranyayetsya: Iz tsepey-krepey na svobodushku Vosem tysyach dush otpuskayetsya!»

Ammiral-vdovets na stole lezhit. Dalny rodstvennik khoronit katit.

Skhoronil, zabyl! Klichet starostu I zavodit s nim rech okolnuyu; Vse povyvedal, nasulil yemu Gory zolota, vydal volnuyu.

  «Малахитовая шкатулка», Бажов: краткое содержание, анализ

Gleb — on zhaden byl — soblaznyayetsya: Zaveshchaniye sozhigayetsya!

Na desyatki let, do nedavnikh dney Vosem tysyach dush zakrepil zlodey, S rodom, s plemenem; chto narodu-to! Chto narodu-to! S kamnem v vodu-to!

Vse proshchayet bog, a Iudin grekh Ne proshchayetsya. Oy, muzhik! muzhik! ty greshneye vsekh, I za to tebe vechno mayatsya!

Rhtcnmzycrbq uht[

Fvvbhfk-dljdtw gj vjhzv [jlbk, Gj vjhzv [jlbk, rjhf,kb djlbk, Gjl Fxfrjdsv ,bkcz c nehrj/, Yfyjcbk tve gjhf;tybt, B lfkf tve ujcelfhsyz Djctvm nsczx lei d yfuhf;ltybt/ D njq kb djnxbyt ghbgtdf/xb Lj;bdftn dtr fvvbhfk-dljdtw, B dhexftn jy, evbhf/xb, Ukt,e-cnfhjcnt pjkjnjq kfhtw/ «Ujq, ns, cnfhjcnf. thtub kfhtw! Djkz d ytv vjz cj[hfyztncz: Bp wtgtq-rhtgtq yf cdj,jleire Djctvm nsczx lei jngecrftncz!»

  • Fvvbhfk-dljdtw yf cnjkt kt;bn/// Lfkmybq hjlcndtyybr [jhjybnm rfnbn/
  • C[jhjybk, pf,sk! Rkbxtn cnfhjcne B pfdjlbn c ybv htxm jrjkmye/; Dct gjdsdtlfk, yfcekbk tve Ujhs pjkjnf, dslfk djkmye////
  • Ukt, — jy ;flty ,sk — cj,kfpyztncz: Pfdtofybt cj;buftncz!

Yf ltcznrb ktn, lj ytlfdyb[ lytq Djctvm nsczx lei pfrhtgbk pkjltq, C hjljv, c gktvtytv; xnj yfhjle-nj! Xnj yfhjle-nj! C rfvytv d djle-nj!

Dct ghjoftn ,ju, f Belby uht[ Yt ghjoftncz/ Jq, ve;br! ve;br! ns uhtiytt dct[, B pf nj nt,t dtxyj vfznmcz!

Кому на Руси жить хорошоПро холопа примерного — Якова верного

Был господин невысокого рода, Он деревнишку за взятки купил, Жил в ней безвыездно тридцать три года, Вольничал, бражничал, горькую пил.

Жадный, скупой, не дружился с дворянами, Только к сестрице езжал на чаек; Даже с родными, не только с крестьянами, Был господин Поливанов жесток; Дочь повенчав, муженька благоверного Высек — обоих прогнал нагишом, В зубы холопа примерного, Якова верного, Походя бил каблуком.

Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Яков таким объявился из младости, Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать Да племяша-малолетка качать. Так они оба до старости дожили.

Стали у барина ножки хиреть, Ездил лечиться, да ноги не ожили… Полно кутить, баловаться и петь! Очи-то ясные, Щеки-то красные, Пухлые руки как сахар белы, Да на ногах — кандалы! Смирно помещик лежит под халатом, Горькую долю клянет, Яков при барине: другом и братом Верного Якова барин зовет. Зиму и лето вдвоем коротали, В карточки больше играли они, Скуку рассеять к сестрице езжали Верст за двенадцать в хорошие дни. Вынесет сам его Яков, уложит, Сам на долгушке свезет до сестры, Сам до старушки добраться поможет, Так они жили ладком — до поры…

Вырос племянничек Якова, Гриша, Барину в ноги: «Жениться хочу!» — «Кто же невеста?» — «Невеста — Ариша». Барин ответствует: «В гроб вколочу!» Думал он сам, на Аришу-то глядя: «Только бы ноги господь воротил!» Как ни просил за племянника дядя, Барин соперника в рекруты сбыл.

Крепко обидел холопа примерного, Якова верного, Барин, — холоп задурил! Мертвую запил… Неловко без Якова, Кто ни послужит — дурак, негодяй! Злость-то давно накипела у всякого, Благо есть случай: груби, вымещай! Барин то просит, то пёсски ругается, Так две недели прошли. Вдруг его верный холоп возвращается… Первое дело — поклон до земли.

Жаль ему, видишь ты, стало безногого: Кто-де сумеет его соблюсти? «Не поминай только дела жестокого; Буду свой крест до могилы нести!» Снова помещик лежит под халатом, Снова у ног его Яков сидит, Снова помещик зовет его братом.

«Что ты нахмурился, Яша?» — «Мутит!» Много грибков нанизали на нитки, В карты сыграли, чайку напились, Ссыпали вишни, малину в напитки И поразвлечься к сестре собрались.

Курит помещик, лежит беззаботно, Ясному солнышку, зелени рад. Яков угрюм, говорит неохотно, Вожжи у Якова дрожмя дрожат, Крестится. «Чур меня, сила нечистая! — Шепчет: «рассыпься!» (мутил его враг).

Едут… Направо трущоба лесистая, Имя ей исстари: Чертов овраг; Яков свернул и поехал оврагом, Барин опешил: «Куда ж ты, куда?» Яков ни слова.

Проехали шагом Несколько верст; не дорога — беда! Ямы, валежник; бегут по оврагу Вешние воды, деревья шумят… Стали лошадки — и дальше ни шагу, Сосны стеной перед ними торчат.

Яков, не глядя на барина бедного, Начал коней отпрягать, Верного Яшу, дрожащего, бледного, Начал помещик тогда умолять. Выслушал Яков посулы — и грубо, Зло засмеялся: «Нашел душегуба! Стану я руки убийством марать, Нет, не тебе умирать!» Яков на сосну высокую прянул, Вожжи в вершине ее укрепил, Перекрестился, на солнышко глянул, Голову в петлю — и ноги спустил!..

Экие страсти господни! висит Яков над барином, мерно качается. Мечется барин, рыдает, кричит, Эхо одно откликается!

Вытянув голову, голос напряг Барин — напрасные крики! В саван окутался Чертов овраг, Ночью там росы велики, Зги не видать! только совы снуют, Оземь ширяясь крылами, Слышно, как лошади листья жуют, Тихо звеня бубенцами. Словно чугунка подходит — горят Чьи-то два круглые, яркие ока, Птицы какие-то с шумом летят, Слышно, посели они недалеко.

Ворон над Яковом каркнул один. Чу! их слетелось до сотни! Ухнул, грозит костылем господин! Экие страсти господни! Барин в овраге всю ночь пролежал, Стонами птиц и волков отгоняя, Утром охотник его увидал.

Барин вернулся домой, причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!» Будешь ты, барин, холопа примерного, Якова верного, Помнить до судного дня!

«Грехи, грехи, — послышалось Со всех сторон. — Жаль Якова, Да жутко и за барина, — Какую принял казнь!» — Ой! ой! Еще прослышали Два-три рассказа страшные И горячо заспорили О том, кто всех грешней. Один сказал: кабатчики, Другой сказал: помещики, А третий — мужики.

То был Игнатий Прохоров, Извозом занимавшийся, Степенный и зажиточный Мужик — не пустослов. Видал он виды всякие, Изъездил всю губернию И вдоль и поперек. Его послушать надо бы, Однако вахлаки Так обозлились, не дали Игнатью слово вымолвить, Особенно Клим Яковлев Куражился: «Дурак же ты!..

» — «А ты бы прежде выслушал…» — «Дурак же ты…» — «И все-то вы, Я вижу, дураки! — Вдруг вставил слово грубое Еремин, брат купеческий, Скупавший у крестьян Что ни попало, лапти ли, Теленка ли, бруснику ли, А главное — мастак Подстерегать оказии, Когда сбирались подати И собственность вахлацкая Пускалась с молотка.

— Затеять спор затеяли, А в точку не утрафили! Кто всех грешней? подумайте!» — «Ну, кто же? говори!» — «Известно кто: разбойники!» А Клим ему в ответ: «Вы крепостными не были, Была капель великая, Да не на вашу плешь! Набил мошну: мерещатся Везде ему разбойники; Разбой — статья особая, Разбой тут ни при чем!» — «Разбойник за разбойника Вступился!» — прасол вымолвил, А Лавин — скок к нему! «Молись!» — и в зубы прасола. «Прощайся с животишками!» — И прасол в зубы Лавина. «Ай, драка! молодцы!» Крестьяне расступилися, Никто не подзадоривал, Никто не разнимал. Удары градом сыпались: — Убью! пиши к родителям! — «Убью! зови попа!» Тем кончилось, что прасола Клим сжал рукой, как обручем, Другой вцепился в волосы И гнул со словом «кланяйся» Купца к своим ногам. «Ну, баста!» — прасол вымолвил. Клим выпустил обидчика, Обидчик сел на бревнышко, Платком широким клетчатым Отерся и сказал: «Твоя взяла! не диво ли? Не жнет, не пашет — шляется По коновальской должности. Как сил не нагулять?» (Крестьяне засмеялися.) — «А ты еще не хочешь ли?» — Сказал задорно Клим. «Ты думал, нет? Попробуем!» Купец снял чуйку бережно И в руки поплевал.

«Раскрыть уста греховные Пришел черед: прислушайте! И так вас помирю!» — Вдруг возгласил Ионушка, Весь вечер молча слушавший, Вздыхавший и крестившийся, Смиренный богомол. Купец был рад; Клим Яковлев Помалчивал. Уселися, Настала тишина.

Образ и характеристика Якова Верного в поэме Кому на Руси жить хорошо

Н.А.Некрасов искал данные о крепостном произволе. Он изучал исторические документы, общался и собирал материал для поэмы. Юрист А.Ф.Кони передал ему историю помещика, который зверствовал, потешался над крепостными людьми сам и с помощью жестокого кучера.

Кто из двух людей был более беспощаден, сложно сказать. Кучера звали Малюта Скуратов. Оба реальных человека отрицательны и неприятны. Гениальный поэт подошел к истории по-своему. Он показал, как может изменить психологию человека крепостное право.

Рабство привело Якова к гибели, хотя судьба его могла бы завершиться совсем иначе. Даже с героями поэмы легко провести параллели: Яков и Савелий (закопал злобного немца живьем), Яков и мужики (пошли искать правду), Яков и бунтующие крестьяне. У Некрасова помещик жесток, а холоп добр.

Качество не помогает стать мужику счастливым, а делает его безвольным и слабым.

Холопы в поэме Н. А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Некрасов писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально «по словечку». Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось.

В поэме мы встречаем совершенно разных людей: счастливых и несчастных, бедных и состоятельных; бунтарей и рабов. Тема этого сочинения посвящена последним.

Прежде чем рассказать о «людях холопского звания», изображенных в поэме, нужно отметить, что это лишь часть крестьян.

Большинство же мужиков осознавали ужас рабской жизни и не свыклись со своим бесправным положением, не стали холопами по убеждению.

Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметьева Я был любимый раб, Жена-раба любимая… Он молится:

Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяника, И на руку нечист. Работать не работает, С цыганами вожжается, — Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где бы он ни появлялся. Выражая общее мнение людей о таких холопах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по поводу Егорки Шутова:

Аи служба — должность подлая!,. Гнусь человек! — Не бить его, Так уж кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки «О двух великих грешниках»:

Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предателя — самый тяжелый: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за что тебе вечно маятся! Показав в своей поэме немало «людей холопского звания» среди крестьян, Некрасов тем самым дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей.

А как же реформа 1861 года? Ведь она отменила крепостное право. Это так, но положение народа от этого не стало лучше. Оставаясь по-прежнему беспра вными и нищими, крестьяне изо всех сил выбиваются, чтобы прокормиться… Недаром они говорят о реформе:

  • — Добра ты, царска грамота,
  • Да не про нас ты писана… Некрасову же видится такое счастье для русского народа:
  • Не надо мне ни серебра,
  • Ни золота, а дай Господь,
  • Чтоб землякам моим
  • И каждому крестьянину
  • Жилось вольготно, весело
  • На всей святой Руси!

На примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других персонажей Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт написал с надеждой:

  1. Рать поднимается
  2. Неисчислимая,
  3. Сила в ней скажется
  4. Несокрушимая.
Читайте также:  Характеристика Ларисы Гишар

Поливанов

Помещик жесток и жаден. Поэт говорит о нем скупо, но читателю понятен образ Поливанова. Деревня приобретена помещиком за деньги от взяток. У автора нет желания назвать ее привычно. Это «деревнишка», что-то унизительное чувствуется в имении без названия.

Хозяин жесток не только с крестьянами, доставшимися ему для управления. Он по-своему расправляется с близкими ему людьми: дочь повенчал, высек ее мужа и выгнал без средств к существованию – «нагишом». Не меняет Поливанова болезнь ног. Он еще надеется встать и продолжить свои измывательства.

Помещик отправляет парня в солдаты, надеясь, что невеста достанется ему.

Сочинение: Образ Якова Верного в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В свою поэму «Кому на Руси жить хорошо» Николай Некрасов отдельной частью включил поучительный сказ о примерном холопе.

В этом сказе нам представлен холоп Яков по прозвищу Верный, который, как и многие крестьяне той поры, сильно пострадал от помещичьих поборов. По словам Викентия Александровича, Якова прозвали Верным за то, что тот всю свою жизнь пробатрачил на помещика по фамилии Поливанов.

Этого помещик – очень злой и жестокий человек, который был безжалостен как по отношению к крестьянам, так и к членам своей семьи. Также имелась информация о том, что имение он купил себе за полученные в результате взяточничества деньги.

Но, несмотря на всю злобность Поливанова, Яков служит помещику верой и правдой, выполняя всю порученную ему работу. За все свои заслуги в награду помещик его избивает и всячески унижает.

Однако Верный не противится этому, а все смиренно сносит. Более того, он остается верен ему даже тогда, когда тот болел.

Во время болезни барин перестал ходить, слег, однако Яков и тогда честно и верно за ним ухаживал и заботился.

Холоп являлся человеком с добрым и кротким нравом, который и был его недостатком – из-за него Яков не мог постоять за себя. Яков сносил даже удары помещика в лицо.

Образом Якова Некрасов показывает нам, что делает крепостное право с людьми – из-за него здоровые, нормальные люди становятся безвольными и жалкими.

Так, в жизни Якова было всего лишь две радости. Первая заключалась в безупречной службе помещику. Вторая же – в заботе о своем племяннике Григории. Все силы Яков черпает из любви к своему родственнику.

Однажды он даже набрался смелости и попросил у помещика разрешения на женитьбу Гриши на его возлюбленной Арише, но эта попытка заканчивается провалом, потому что девушка нравится самому Поливанову.

Помещик решил поступить по-своему – жестко отказал Якову, а его племянника отправил в армию. Из-за этого Яков впал в отчаяние, потому как он прослужил Поливанову всю свою жизнь, а тот с ним так обошелся. Не выдержав такого отношения хозяина, Верный ушел в долгий запой.

После этого помещику пытались услужить другие люди, однако они не дотягивали до уровня Верного, и, благодаря этому, барин вновь взял на работу опального холопа, когда тот вышел из запоя.

Однако холоп принял решение отомстить помещику, потому что он проработал у него всю свою жизнь, но не решился сделать ему что-то плохое, хотя и мог.

Потому что он не желал из-за своего характера причинять зло кому-то и также не желал проливать кровь. И он решился совершить самоубийство.

Во время их совместной с Поливановым поездки в гости к сестре помещика, Яков повесился на дереве в овраге. И помещик видел эту жуткую сцену. Он пробыл ночь возле оврага с трупом своего верного слуги. Над ним нарезали круги совы, а над трупом вились вороны, а также в темноте светились чьи-то глаза.

После этого жуткого происшествия у помещика появляется чувство совести, и он начинает понимать, что много нагрешил, но уже поздно. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Верный холоп Яков

Особый цинизм звучит в словах поэта, когда он показывает отношение помещика-хозяина к верному слуге. Поливанову нравится унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы. В отличие от реального персонажа – Малюты Скуратова, верный слуга добр и сострадателен.

Он сравним с псом, который служит своему хозяину и забывает о том, что он человек. Обидно звучат слова автора об их участи: им милей становятся господа после тяжелых наказаний. Внимательный читатель видит, как одинокий человек привязывается душей к жестокости. Яков заботится не только о хозяине, он любит племянника Гришу.

Именно любовь делает его смелее. Он решается просить у Поливанова за родного ему человека, но получает жестокий отказ, насмешку и очередное издевательство, схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть. Но какой она может быть? Яков не способен на действия против тех, кого любит всю жизнь. Он решает только на действия против себя.

Яков повесился на глазах у помещика.

Мир крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

Крестьяне в поэме даны как в массе, так и в образах конкретных лиц. Они делятся на две контрастные группы. К первой относятся крестьяне-холопы. Это духовные лакеи, отравленные ядом рабства, человеческое достоинство которых убито веками крепостничества. Они готовы целовать руку, бьющую их: «Люди холопского звания сущие псы иногда.

Чем тяжелей наказание, тем им милей господа». К холопам относятся лакей князя Утятина Ипат, восторгающийся своим барином. Лакей князя Переметьева в главе «Счастливые», хвастающий своей дворянской болезнью — подагрой. Яков Верный — холоп примерный, который повесился, чтобы отомстить барину за несправедливое отношение. Глеб — староста, продавший за деньги «Вольную» 8 тыс.

крестьян. «Грех» предательства — тягчайшее преступление перед народом, которое повергло слушающих крестьян в уныние, воплощенное в песне «Голодная», и которое рассеял Гриша, объяснив, что всему виною «крепь». Крестьянам-холопам противопоставлены крестьяне-труженики, правдоискатели и свободолюбы. Среди них выделяются несколько типов. 1. Крестьяне-правдоискатели из Пролога.

Они показаны эпически едиными, что подчеркнуто их хоровыми монологами. Благодаря этому снимается необходимость анализа внутреннего мира и психологического портрета каждого из них.

Но зато у всех семерых выявлены лучшие народно-национальные черты: пытливость, жажда справедливости, трудолюбие, привязанность к земле и семейному очагу, любовь к природе, способность отрешиться от своих индивидуальных интересов ради достижения высокой общественной цели. Все они слиты с народной средой, народными массами.

Эти семеро мужиков напоминают хор в античной трагедии, но если хор не влияет на действие, то некрасовские правдоискатели — прямые участники действия. 2. Яким Нагой из главы «Пьяная ночь». Этот защитник народной чести объясняет, почему крестьяне пьют вино («Мы до смерти работаем, до полусмерти пьем») и показывает, что понимает, кто наживается на крестьянском труде.

Яким — честный труженик-пахарь, слитый с сохой и землей. Перед нами крестьянин, который, несмотря на свою физическую неприглядность, любит искусство и спасает из пожара не деньги, а картины. Это первый в русской литературе образ политически сознательного крестьянина, понимающего величие народа и остроту социальных противоречий. 3. Ермил Гирин из главы «Счастливые».

Он защитник народных интересов. Работая писарем и старостой, показал себя честным и неподкупным, и крестьяне, зная его честность, собрали ему деньги на покупку мельницы. А когда он без очереди отдал в солдаты сына одинокой крестьянки вместо своего брата, то угрызения совести заставили Ермилу просить всенародного прощения.

В его образе утверждается единство народного мира и народного героя. 4. Матрена Тимофеевна Корчагина, отстаивающая свое женское и человеческое достоинство. По истории своей жизни, а также психологически она близка образу Дарьи из поэмы «Мороз-Красный Нос».

Это русская женщина, которая вопреки беспощадным ударам судьбы (сын растерзан свиньями, а мужа отдали в рекруты), сумела сохранить свое достоинство, душевное богатство и физическую красоту. Важно, что рассказ о женской доле впервые в русской литературе доверено вести женщине-крестьянке. Ее рассказ о себе — это исповедь женской крестьянской души.

Впервые крестьянка показана мыслительницей, человеком глубокого ума и сильной воли, доказывающим свое великое право на женское и общечеловеческое счастье.

А в ее словах: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», — впервые в русской литературе раскрывается психологическая глубина и сложность внутреннего мира женщины-крестьянки: потупленная голова — признак смирения, а гневное сердце — признак мятежности; т. е., в сознании крестьянки совмещается несовместимое. В этом проявляется реалистичность образа Матрены Тимофеевны. 5.

Крестьяне — стихийные бунтари и мстители за справедливость. Это Савелий и разбойник Кудеяр. Богатырь Савелий наделен былинными героическими чертами: хаживал в одиночку на медведя.

Ему свойственно презрение к рабской покорности, к лакейскому духу («Клейменый, да не раб»); мужество, вольнолюбие, готовность к борьбе с угнетателями (именно он засыпал немца Фогеля, за что и отбыл на каторге 20 лет). Но народ не поддержал его, и богатырь Савелий оказался в одиночестве. В этом его трагедия.

После гибели маленького Демушки Савелий пришел к религиозным настроениям. В его образе воплощен не подвиг победы, а подвиг стойкости и одновременно страдания. Это Образ могучей силы и тяжелой каторжной судьбы. В его образе, как и в нарисованном им образе народного богатыря, воплощены сила и слабость русского крестьянства.

И в характере Савелия Некрасов тоже подчеркивал психологическую сложность: с одной Стороны — бунтарь, с другой — проповедник религиозного смирения. Атаман Кудеяр-мститель, борец за справедливость, который по легенде очистился от грехов лишь после убийства им пана Глуховокого.

В его образе заключен авторский призыв крестьянству: расправиться с деспотами и угнетателями и тем самым очистить свою совесть перед Богом. 6. Образ народного заступника Григория Добросклонова.

Этот новый герой появляется в последней четвертой части в момент подавленности крестьян, запевших песню «Голодная» после того, как услышали легенду о страшном крестьянском грехе — грехе Предательства. Значит, противоречия в мышлении народа настолько сильны, что крестьяне не смогут добиться счастья без помощи людей развитого сознания.

Именно таким развитым и образованным и представлен Гриша среди собравшихся крестьян. Сын деревенского дьячка, рано осиротевший, он учится в семинарии, не теряя связь с бедным крестьянством. Лучшие черты его морально-психологического облика: связь с землей, тяга к знаниям, оптимизм, уважение к труду и готовность к самопожертвованию.

Интересно, что имущественно богатые герои поэмы показаны несчастными по своей неудовлетворенности и в глазах крестьян, начавших понимать, что иметь только материальный достаток не означает быть счастливым. Для полного счастья не достаточно только внешнего благополучия. В этом свете образ Гриши как единственного бесспорного счастливца выглядит особенно интересно.

Можно не иметь внешнего покоя и богатства, но если иметь достойную цель и внутреннюю уверенность в себе, то это делает человека счастливым и сильным. Счастье как соучастие в жизни людей и следование благородным целям-к этому ведет Некрасов героев и читателей. Единство целей и средств их достижения, т. е.

гуманизм не только целей, но и средств, равновесие слова и дела, мотивов и поступков, т. е. гармония личности и составляет счастье Гриши Добросклонова. В отличие от руководителя подполья Рахметова и от трагически одинокого Базарова, Гриша показан как юный поэт и философ революции, труженик, влюбленный в жизнь, революционер-просветитель, в котором Некрасов воплотил надежду. Ему только 15 лет, поэтому Гриша — это солнышко на восходе. Цель Гриши — не политическая революция, а внесение в народ сознания его значения и величия, т. е. цель просветительская. Образ Гриши — это особый тип революционера-демократа 70-х годов XIX века. Интересно, что сельская учительница Малоземова, прочитав первые главы поэмы, написала Некрасову о себе как о вполне счастливом человеке: «Радость удовлетворения я нахожу в скромной деятельности просветителя народа». Некрасов ей ответил: «Счастье, о котором вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы». Итак, если образы и судьбы крестьян показывали попытки различных путей достижения счастья, то образом и судьбой Гриши Некрасов дал ответ на вопрос о счастье, поставленный в заглавии и развернутый в содержании поэмы. Поэма «Кому на Руси…» звала к счастью, но честно предупреждала о серьезных трудностях этого пути («чахотка и Сибирь») и призывала к личному мужеству и личной ответственности за свое и общее счастье. Поэма завершается песней о Руси, в которой высшая идея: хотя Русь убогая и всесильная одновременно, Некрасов предчувствует будущее — прозрение и могучее пробуждение народа: «Рать подымается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая!».

Ссылка на основную публикацию