Характеристика Ларисы Гишар

UGC

«Доктор Живаго» принес Борису Пастернаку мировую славу и Нобелевскую премию, от получения которой писателя заставили отказаться. Это произведение стало программным. Чтобы составить мнение о романе, воспользуйтесь своеобразным путеводителем по персонажам «Доктора Живаго» и главным сюжетным поворотам.

«Доктор Живаго»: о произведении, главные и второстепенные персонажи

Борис Леонидович Пастернак — философ по духу и поэт по мировосприятию. Эти свойства его натуры нашли отображение в главном герое романа «Доктор Живаго». Книга была окончена автором в 1955 году (начал писать в 1945-м). Впервые роман был издан в Италии (1957), а потом — в Голландии и Великобритании. В России «Доктора Живаго» опубликовали только в 1988 году.

Содержание романа легко структурируется и систематизируется благодаря краткому пересказу основных эпизодов и сюжетных ходов. Чтобы было проще сориентироваться в изложении, изучите систему образов, которые представил Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго».

Характеристика Ларисы ГишарКадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Главные герои романа – это:

Юрий Живаго

Одаренный молодой человек (пишет стихи), в юном возрасте остается сиротой, его воспитывают приемные родители Громеко. Повзрослев, поступает на медицинский факультет, женится на Антонине Громеко, хотя любит Ларису Гишар, работает врачом.

Юрий всю жизнь пытался разобраться в себе, отыскать свое предназначение. Его волнуют перемены в обществе, в жизни. Размышления, духовное естество, мировоззрение, внутренние терзания и душевные переживания Юрия

Живаго — это художественно выраженное «Я» Пастернака. Юрий — классический тип интеллигента, борющегося с внутренними демонами, мятущегося и терзаемого собственным несовершенством и дисгармонией мира.

Антонина Громеко (Тоня Живаго)

Девушка из еврейской зажиточной семьи. Она воспитана, умна, демонстрирует стоицизм в столкновении с реалиями жизни. Ее красота напоминает героинь Сандро Боттичелли.

В 1912 году она оканчивает юридическое отделение Высших женских курсов, выходит замуж за Юрия. В супружестве проявляет терпимость и понимание. Она знает о любви Юрия к Ларе, о его второй жизни, но прощает ему этот грех.

Лара Гишар (Лариса Федоровна Антипова)

Лариса Гишар — дочь обрусевшей француженки Амалии Карловны и бельгийца-инженера. После смерти отца юная Лара вместе с матерью переезжает в Москву. Амалии Карловне покровительствует адвокат Комаровский (она его любовница). Он открывает для них швейный салон и намекает, что юная девушка за это должна одарить его своей любовью.

Под напором опытного ловеласа Лариса отступает и становится любовницей адвоката. Дальнейшая ее судьба — это смятение чувств и желаний, трагическое переплетение страсти и обязанностей. Жизнь Ларисы была надломлена связью с Комаровским, она утратила честь и достоинство. Однако это не лишило ее решимости и силы духа.

Характеристика Ларисы ГишарКадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Виктор Ипполитович Комаровский

Этот герой в романе Пастернака воплощает демоническое начало. Он становится причиной гибели отца Юрия Живаго, грехопадения Ларисы. Комаровский сколотил себе состояние преступным путем, но он обладал связями и влиянием, поэтому удачно избегал наказания.

Павел Антипов (Стрельников)

Павел — красивый молодой мужчина. Получил хорошее образование, отличался острым умом, любознательностью, был активен и готов пожертвовать собой во имя другого человека. Еще в ранней юности он влюбился в Ларису, которая старше его. После женитьбы Павел понимает, что его тяготит материнская опека и нежность жены.

Он приветствовал революцию, поскольку видел в ней шанс более разумно переустроить мир. Однако трагические события революционной действительности приводят к изменениям в его самосознании: Павел становится черствым и жестоким эгоистом. Это подчеркивает его новая фамилия — Стрельников.

Характеристика Ларисы ГишарКадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

К второстепенным персонажам романа относятся такие:

Евграф Живаго

Сводный брат Юрия. Он искренне восхищается талантами брата. Появляется в жизни Юрия в критические моменты жизни: помогает продуктами, деньгами, устраивает на работу, помогает с жильем.

Евграфу суждено стать хранителем архива доктора Живаго. После смерти Юрия Евграф (генерал-майор) находит его дочь и опекает ее.

Николай Веденяпин

Родной дядя Юрия Живаго, который стал его опекуном после смерти матери. Он рассказал историю гибели отца Юрия, устроил его в семью Громеко. Обладал литературным талантом.

Александр и Анна Громеко

Родители Антонины были зажиточными. Отец — профессор химии, мать, урожденная Крюгер, происходила из семьи фабриканта-железоделателя.

Громеко владели большим двухэтажным домом в центре Москвы — на углу Сивцева Вражка. Они были хлебосольными хозяевами, щедрыми и добрыми людьми, любили музыку (устраивали вечера камерной музыки) и большие компании.

Михаил Гордон

Одноклассник и друг Юрия Живаго. Он стал свидетелем самоубийства его отца и рассказа Тани Безочередовой. Филолог.

Марина

Третья жена Юрия, с которой он сошелся по возвращении в Москву после отъезда Ларисы и Антонины за границу.

Таня Безочередова

Дочь Юрия Живаго и Ларисы. Ее во время войны отыскал Евграф Живаго. Девушка работала бельевщицей. Оставленная матерью в сторожке на железнодорожном разъезде, Таня воспитывалась умалишенной женщиной Марфой, беспризорничала, отбывала наказание в исправительных домах. Евграф Живаго обещает дать ей образование и профессию.

Это произведение критики называют апофеозом гения Бориса Пастернака. История, описанная автором, — литературное воплощение внутреннего мира и судьбы самого писателя и его поколения. Их жизнь — отражение исторических перипетий, которые происходили в России в бурный период революции и двух мировых войн.

Краткое содержание романа приблизит к пониманию замысла и художественной природы образов Пастернака. Однако составить собственное мнение о произведении, проникнуть в его смыслы сможете только после его прочтения.

«Олеся» Александра Куприна: краткое содержание по главам

«Доктор Живаго»: краткое содержание произведения

Роман «Доктор Живаго», читать который следует внимательно, состоит из двух книг. Все части имеют сквозную нумерацию. Эта особенность натолкнула исследователей на идею ритмичности (стихотворности) — композиционную особенность романа.

Характеристика Ларисы ГишарКадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Предлагаем прочитать краткое содержание романа Пастернака «Доктор Живаго», чтобы составить общее впечатление о произведении:

Часть 1

Детство Юрия Живаго омрачено смертью матери — Марии Николаевны. Отец давно оставил семью. Опеку над Юрием берет дядя Николай. В поезде, который ехал в Москву, происходит самоубийство: пьяный мужчина выбросился из поезда на ходу. Это был отец Юрия. Свидетелем этого происшествия стал маленький Миша Гордон.

Часть 2

В Москву с Урала переехала вдова Гишар с дочерью Ларисой и сыном Родионом. По совету адвоката Комаровского она купила швейную мастерскую и поселилась около Брестской железной дороги. Адвокат неоднократно делал юной Ларе намеки на близость и вскоре совратил ее. Лариса ищет утешение в религии.

Недалеко от Гишаров живут железнодорожники Антиповы и Тиверзины. После забастовки Павла Антипова арестовывают, а его сына Пашу берут на воспитание Тиверзины. Бойкий мальчик знакомится с Ларисой. Он боготворит ее.

Юра Живаго живет в семье Громенко. Во время одного из домашних концертов они становятся свидетелями отравления Амалии Гишар. Юрий знакомится с Ларисой и влюбляется в нее.

Часть 3

Анна Ивановна Громеко заболевает. Тоня, Юра и Миша Гордон оканчивают университетские курсы. Живаго узнает о сводном брате Евграфе и отказывается в его пользу от наследства. В предновогоднюю ночь Анне Ивановне становится хуже. Юрий успокаивает ее. Женщина отпускает детей на вечер к Светницким, благословляет их на супружество в случае ее смерти.

Лара разорвала отношения с Комаровским и устроилась гувернанткой к Липе — сестре Нади Кологривовой. За три года она скопила приличную сумму, но вынуждена отдать ее брату Роде для погашения карточных долгов. Еще часть занимает у бывшего любовника. Вскоре понимает, что не может рассчитаться с ним.

Перед походом на елку к Светницким, где должен состояться решающий разговор с Виктором, Лариса просит Пашу жениться на ней. В это время свет свечи в их комнате рождает у проходящего мимо Юрия строки стихотворения. На вечере Лариса стреляет в Комаровского.

Характеристика Ларисы ГишарКадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Часть 4

Лариса заболела горячкой. Комаровский спасает ее от тюрьмы. От Кологривовых она получает 10 тысяч, выходит замуж за Пашу и уезжает в Юрятин. Юрий занимается врачебной практикой, у него родился сын.

Лариса и Павел учительствуют в Юрятине, у них родилась дочь Катя. Павел и Юрий уходят на фронт. Антипов пропадает без вести, Живаго попадает в госпиталь. Здесь встречает Ларису: она отправилась искать мужа и стала медсестрой. От женщины утаивают, что Павел погиб.

Часть 5

Живаго и Лариса входят в органы самоуправления. Их встречи перерастают в любовь. Юрий открывает ей свои чувства, но вынужден вернуться в Москву к Тоне.

Часть 6

По возвращении домой Юрий Живаго остро чувствует свое одиночество: с Тоней они чужие друг другу, сын его не узнает и пугается, друзья потускнели и исчезли из виду. Он погружен в то, чтобы прокормить семью.

Брат Евграф привозит из Сибири продукты, восторгается стихами Юрия, советует тому перебраться с семьей в Варыкино — имение Тониного деда вблизи Юрятина. Живаго переезжают туда в апреле.

Часть 7

Живаго едут поездом. Юрий узнает, что в крае хозяйничает атаман Стрельников. Его называют Расстрельниковым за жестокость и беспощадность. На одной из станций Живаго принимают за шпиона и отводят к атаману. Стрельниковым оказывается Павел Антипов.

Характеристика Ларисы ГишарКадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Часть 8

Тоня узнает о новых хозяевах, которые захватили дедово поместье, — это старый революционер Аверкий Микулицын. Он выделяет Живаго дом и участок. Они занимаются крестьянским трудом, чтобы выжить.

Часть 9

Евграф навещает брата в Варыкино. Юрий встречает в библиотеке Ларису, но не подходит к ней. Он узнал ее адрес и навестил. Женщина познакомила его с дочерью и рассказала, что Стрельников ее муж.

У Ларисы и Юрия начинается роман. Доктор тяготится тем, что обманывает жену, хочет ей открыться, но не успевает: во время похода к любовнице его пленяют «Лесные братья».

Часть 10

Два года Живаго проводит у партизан: лечит их и ведет философские беседы с командиром Ливерием Микулицыным.

Часть 11

Живаго вынужден был убить троих людей, но при этом спас белогвардейца, вылечил его и отпустил. В среде партизан начинается волна фобий: солдат Палых помешался от страха за близких.

Читайте также:  Сочинение 15.3 на тему: Что такое подвиг? (по тексту Катаева)

Часть 12

Палых приводит в отряд жену и детей, желая уберечь от смерти, но сам убивает их. После бежит из лагеря, а за ним и Живаго уходит на лыжах под предлогом сбора рябины для лекарства.

Характеристика Ларисы ГишарКадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Часть 13

Живаго возвращается в Юрятин к Ларисе. У него изменяется отношение к революции, которая поражает его прямолинейностью и тоталитарным контролем. Переболев горячкой, он остается у Ларисы. Они живут семьей, Юрий работает врачом.

Лариса заговаривает о бегстве из Юрятина, потому что туда приехали Тиверзин и Антипов-старший — фанатики революции. Они уничтожат и ее, и тех, кто рядом с ней. Перед отъездом в Варыкино Живаго получает письмо от Тони: она назвала дочь Марией и эмигрирует с детьми во Францию.

Часть 14

В Варыкино Юрий погружается в творчество. Появляется Комаровский, который сообщает об аресте Стрельникова и о том, что Ларисе нужно бежать. Он уговорил Юрия сказать, что тот приедет попозже. Виктор увозит женщину. К Юрию наведывается Стрельников. После разговора по душам Павел застрелился.

Часть 15

Живаго пешком возвращается в Москву. Он поселяется в Мучном городке в комнате Светницких, сходится с дочерью дворника Мариной. У них рождаются две дочери. Вскоре Живаго исчезает (живет недалеко на съемной квартире), но присылает Марине большую сумму денег. Евграф помогает ему финансово, с работой, хлопочет о его выезде к семье.

Однажды утром во время поездки на работу Живаго становится плохо. Он выходит из трамвая и умирает на остановке. Евграф на похороны приглашает Ларису. Вместе они разбирают архив Юрия, женщина признается, что родила от доктора дочь. Вскоре женщина пропадает.

Часть 16

В 1943 году Евграф находит дочь Ларисы и Юрия. О ней также знает Гордон, который в тридцатых отсидел в лагерях. У девушки начинается новая жизнь.

Проникнуться смыслами этого романа не так просто. Для этого нужно детально изучить сюжет, истории жизни главных и второстепенных героев, установить между ними связи, охватить сложные характеры и динамику внутренних изменений, которые происходят с персонажами.

Мухтар Ауэзов: достижения и лучшие произведения

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1826208-doktor-zivago-kratkoe-soderzanie/

Кто стал прототипом Лары в "Докторе Живаго" Бориса Пастернака

Общество » Семья » Житейские истории

Роман “Доктор Живаго” является самым монументальным произведением Бориса Пастернака. При его написании не обошлось без несчастной любви. Так, по одной из версий, прототипом Лары была Фанни Збарская, к которой Пастернак питал нежные чувства, но та была замужем. Збарская тоже была влюблена в Пастернака. Эта любовная история закончилась печально.

Характеристика Ларисы Гишар

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Исследователями романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” высказывалось пять версий о том, кто был прототипами Лары: Ида Высоцкая, Елена Виноград, Зинаида Нейгауз, Евгения Лурье и Ольга Ивинская. Но была еще одна Лара — Фанни (Фрейда) Николаевна Збарская.

Всеволодо-Вильва — “лучшие времена” Пастернака

Вспомним текст романа. В конце 1921 года Юрий Живаго с Ларой и ее дочкой Катей жили в Варыкино. В декабре Лариса Федоровна и Катенька уехали с Комаровским в Юрятин, а потом на Дальний Восток.

“С Юрием Андреевичем творилось что-то несообразное. Он медленно сходил с ума….

Он пил и писал вещи, посвященные ей (Выделено нами — прим. Ред.)… За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном”.

Более нигде в романе не говорится об активной поэтической деятельности Живаго. Юрий Андреевич “юрятинского периода”, несомненно, сам Пастернак. Нами установлено, что имение Крюгеров в Варыкино — это Бондюжская усадьба купцов Ушковых (Бондюг, Тихие Горы и Камашево — ныне город Менделеевск, Татарстан) и Всеволодо-Вильва (Александровский район Пермского края).

Кому же посвятил Борис Пастернак свои самые известные стихи “На пароходе” и “Марбург”, написанные во Всеволодо-Вильве? Фанни Николаевне Збарской. Вероятно, и в описании любовных отношений Ларисы Антиповой и Юрия Живаго есть что-то и от чувств Пастернака и Фанни Збарской.

Эта романтическая история началась во Всеволодо-Вильве в январе 1916 года.

Борис Ильич Збарский, пригласивший Пастернака на работу в уральский поселок, писал в своих воспоминаниях: “Привольная жизнь, отсутствие материальных забот, обилие прислуги (у нас были горничная, кухарка, няня, кучер и дворник).

Все это давало много свободного времени Ф[анни] Н[иколаевне], я же мало бывал дома и не мог, поэтому, составлять ей компанию для времяпровождения. Вот почему Ф[анни] Н[иколаевна] особенно настаивала на приглашении к нам проживать друзей”. Так в поселке появились литератор Евгений Лундберг и поэт Борис Пастернак.

Из воспоминаний Збарского: “Большое удовольствие мы получали, когда вечерами Лундберг и Боря читали свои произведения. Боря часто играл на рояле, блестяще импровизируя.

Все это было очень мило, трогательно и скрашивало мою душевную тоску в это время.

В личной жизни я пережил за время пребывания во Всеволодо-Вильве первую, хотя и небольшую, трещину, так что она явилась первым сигналом последующего краха”.

  • Фанни Николаевне не нравилось, что муж слишком предан своей работе, думает о “прозаических вещах”. Збарская и Пастернак все больше времени проводили вместе: катание на лыжах, поездки в санях… И вот — первые стихи для Фанни:
  • Улыбаясь, убывала
  • Ясность масленой недели,
  • Были снегом до отвала
  • Сыты сани, очи, ели.
  • Мы смеялись, оттого что
  • Снег смешил глаза и брови,
  • Что лазурь, как голубь с почтой,
  • В клюве нам несла здоровье.

В романе “Доктор Живаго” есть похожий эпизод. Юрий Живаго в кошовке вез Ларису Федоровну и Катю из Юрятина в Варыкино.

“Кошовка лодкою взлетала вверх и вниз, ныряя по неровностям разъезженной дороги. Катя и Ларавскрикивали и смеялись до колик, перекатываясь с одного края саней на другой и неповоротливыми кулями зарываясь в сено.

Иногда доктор нарочно, для смеху, переворачивал сани набок и, без всякого вреда для них, вываливал Лару и Катю в снег.

Сам он, протащившись несколько шагов на возжах по дороге, останавливал Савраску, выравнивал и ставил сани на оба полоза и получал нахлобучку от Лары и Кати, которые отряхивались, садились в сани, смеялись и сердились”.

Этот эпизод вполне можно было бы закончить фразами из стихотворения: они “смеялись, оттого что снег смешил глаза и брови”, “были снегом до отвала сыты сани, очи, ели”.

В мае 1916 года Борис Леонидович и Фанни Николаевна побывали в Перми. Они проговорили всю ночь, сидя в судовом ресторане. Вернувшись во Всеволодо-Вильву Борис Пастернак написал стихотворение “На пароходе” и посвятил его Фанни Збарской. Это стихотворение стало первым, которое Леонид Осипович Пастернак отметил, как художественную удачу сына.

  1. Держа в руке бокал, вы суженным
  2. Зрачком следили за игрой
  3. Обмолвок, вившихся за ужином,
  4. Но вас не привлекал их рой.
  5. Вы к былям звали собеседника,
  6. К волне до вас прошедших дней,
  7. Чтобы последнею отцединкой
  8. Последней капли кануть в ней.

Это — строфы из последнего варианта стихотворения, сложившегося после “вычеркивания”, “вымарок и замены одного слова другим”. При переиздании книги “Поверх барьеров” в 1928 году были отредактированы строфы, передающие психологическую характеристику ночного разговора. Борис Пастернак, как и персонаж его романа Юрий Живаго, делал это, вероятно, “из соображений точности и силы выражения”.

  • Первоначально по-другому звучали 7 и 8 строфа:
  • Сквозь грани баккара вы суженным
  • Зрачком могли следить за тем,
  • Как дефилируют за ужином
  • Фаланги наболевших тем,
  • И были темы те — эмульсией
  • Из сохраненных сердцем дней,
  • А вы — последнею конвульсией,
  • Последней капли были в ней.

Сохранился автограф первой редакции этого стихотворения с посвящением “Г-же Ф. Збарской”, с указанием даты — “17 мая 1916 г.” и места написания — “Всеволодо-Вильва”. В этом автографе имеются еще две строфы между 6-й и 7-й:

  1. Что он подслушивал? — Подслушивал,
  2. Дыша на запотелый люк?
  3. Тонула речь в обивке плюшевой.
  4. Он понимал движенье рук?
  5. И этих рук движеньем проняло
  6. Его? И по движенью рук
  7. Он понял: так на фисгармонии
  8. Берут в басах забытый звук.

Этих строф, дающих повод к новому пониманию событий той ночи, нет в изданных сборниках стихов Бориса Пастернака.

В личном архиве Збарской сохранилось подаренное ей Пастернаком стихотворение — первоначальный вариант “Марбурга”, напечатанный на машинке на чистых сторонах четырех заводских бланков, с надписью: “Из Марбургских воспоминаний — черновой фрагмент. Фанни Николаевне в память Энеева вечера возникновения сих воспоминаний. Борис Пастернак. 10 мая 1916”.

В стихотворении “На пароходе” Пастернак отметил: “Вы к былям звали собеседника, к волне до вас прошедших дней”. Борис Леонидович (по просьбе собеседницы) вспоминал о поездке в Марбург, объяснении в любви Иде Высоцкой и ее отказе (1912 год). Разговор со Збарской поэт и назвал “Энеевым вечером возникновения сих воспоминаний”.

В “Энеиде” повествуется о том, что после долгих странствий флот Энея прибывает в Карфаген. Царица Карфагена Дидона, влюбленная в Энея, устраивает большой пир в его честь.

На пиру герой начинает подробный рассказ о падении Трои.

Сравнивая себя с Энеем, а Фанни Николаевну с Дидоной, Борис Пастернак имел ввиду ту самую ночь на пароходе (с 9-го на 10-е мая 1916 года), когда он рассказывал ей о своих “странствиях” (“Из сохраненных сердцем дней”).

  • В июне Збарские уезжают в Тихие Горы, а Пастернак — в Молоди, к родителям. В коллекции Фанни Збарской было еще одно небольшое стихотворение Бориса Пастернака, сочиненное, вероятно, в последний день пребывания во Всеволодо-Вильве “Уже в архив печали сдан”:
  • Перед отъездом страшный знак
  • Был самых сборов неминучей —
  • Паденье зеркала с бумаг,
  • Сползавших на пол грязной кучей.
  • Заря ж и на полу стекло,
  • Как на столе пред этим, лижет.
  • О счастье: зеркало цело,
  • Я им напутствуем — не выжит.

Есть такая примета: если упавшее зеркало не разбилось, значит роковой разлуки с любимым человеком не будет. Пастернак женился на Евгении Лурье в 1922 году, с кем он был до этого времени, мы можем только догадываться.

Читайте также:  Образ бесприданницы в пьесе Островского

В пятидесятые годы Борис Пастернак написал на оборотной стороне своей фотографии (Пастернак сидит на стулена террасе дома Збарских), которую принес ему поэт Алексей Крученых: “Всеволодо-Вильва Пермской губ. начало 1916 г. (февраль-март). Алексею Крученых на добрую память об одном из лучших времен моей жизни”.

Тихие Горы — “отрадные причины”

Еще в мае 1916 года Б. И. Збарский писал родителям Пастернака о Борисе: “Мы стали считать его членом своей семьи.

Когда я распределял квартиру в Тих[их] Горах, то я поймал себя на том, что назначал комнаты: это столовая, это для Эли (сын Збарских Илья — Авт.), а это для Бори”.

Борис Леонидович приехал в Тихие Горы в октябре 1916 года и стал работать в военно-учетном столе Бондюжского и Кокшанского заводов купцов Ушковых.

“Личная жизнь Бориса Ильича в эти годы не блистала счастьем, — пишет А. П. Штейн в повести о Б. Збарском “И не только о нем…” — Обаятельная каменец-подольская гимназистка (окончила гимназию с серебряной медалью — Авт.

) с черным бантом была его любовью, первой и единственной, он относился к ней трепетно, надеясь обрести в ней не просто жену, но и единомышленника, человека, разгадавшего одержимость его натуры, требовавшей действия, непрерывного горения, поиска, страстного увлечения научным делом, которому он отдавал всего себя без остатка.

Этого не было. Взаимная их отчужденность сказывалась во многом и становилась все тягостней.

Приезд матери Бориса Ильича в Тихие Горы и брошенная ею фраза решили: все точки над “i” были поставлены. Однажды, поздно вечером, очень усталый, он вернулся с завода и спросил встретившую его с ужином мать:

— Где Фанни?

— В гостиной, — сказала она. И, помолчав, добавила — И, как всегда, с Борей. Он читает ей стихи.

В ее тоне ему послышалось нечто тревожное.

— Что ж тут такого? — Он пожал плечами. — Все поэты любят читать свои стихи. И Боря — тоже.

– Пэп, он предпочитает читать стихи ей одной. Пэп, неужели ты не понимаешь? Она в него влюблена”.

В письме к родным 26 ноября 1916 года Борис Пастернак просил у родителей совета, как ему поступить в складывающейся ситуации:

“Дальше читай только папа; в крайнем случае мама еще. Есть и иные, слишком отрадные причины, именующиеся терминологически счастьем, которые делают для меня пребывание здесь — делом тяжелым для моей совести (вы догадаетесь) — и вот я прямо не знаю, как быть… “.

9 декабря 1916 года Борис Пастернак сообщал родителям, как всегда намеками, о том, что в романе с Фанни Збарской поставлена точка:

“Дорогие мои! Если до вас дошло уже сумасшедшее мое письмо одно, в котором я пишу о желании моем уехать отсюда и отдаленно касаюсь мотивов этого желания — прочтите его и предайте забвению.

Когда-нибудь я вам расскажу про все то, что темными намеками вторгается в последнее время в мои письма к вам. Теперь я сделать этого не могу, да и не вправе.

Вам важно знать сейчас, что ничего особенного не произошло и не произойдет…”.

В середине декабря Збарский и Пастернак ездили в Елабугу, где Борису Леонидовичу предстояло пройти медицинское переосвидетельствование. Всю ночь накануне комиссии они проговорили. На следующий день Збарский похлопотал о том, чтобы Пастернака не взяли на фронт, то есть фактически спас ему жизнь.

Тайна Фанни Збарской

В марте 1917 года Пастернак возвратился в Москву, а летом поселился в Нащокинском переулке в квартире Татьяны Николаевны Лейбович, сестры Фанни Збарской. В декабре Борис Леонидович получил посылку из Тихих Гор от Ольги Збарской, жены брата Бориса Збарского — Якова.

В это же время в Москву приезжала Фанни Николаевна и Пастернак передал с ней письмо для Ольги Збарской, где есть такие строки: “… как только поулягутся события… — выйдет большая моя вещь, роман, вчерне почти целиком готовый.

Так вот, попадется он Вам на глаза когда-нибудь, хоть не скоро это, знайте и запомните, что первую часть его подымать помогли мне Вы. Не шучу нисколько”.

Местоимение “Вы” относится лично к Ольге Збарской, но можно с уверенностью сказать, что Пастернак в ее лице благодарил всю тихогорскую компанию, которая целиком присутствует в “Докторе Живаго”. А тот роман, о котором упоминает Борис Леонидович, окончен не был, но его начало было опубликовано как повесть “Детство Люверс”.

Есть и еще одно доказательство того, что Лара юрятинского периода — Фанни Збарская. Из текста романа следует, что Лара была на несколько лет старше Юрия Живаго. Ида Высоцкая, Еленa Виноград, Евгения Лурье, Зинаида Нейгауз, Ольга Ивинская и другие, любимые Пастернаком женщины, были моложе его. Старше Бориса Леонидовича (на шесть лет) была только Фанни.

Фанни Николаевна жила в густонаселенной коммунальной квартире на Арбате (дом № 51, 6 этаж). На Арбате и неподалеку от него жили многие персонажи романа и их прототипы. Кроме того, Фанни, как и Лара, работала в больнице.

Збарская помогла Пастернаку разобраться в самом себе. Именно во Всеволодо-Вильве Пастернак, наконец, решил, что он не музыкант, а литератор. За весну 1916 года Борис Леонидович сочинил полтысячи строк, и уже в декабре вышел сборник его стихов “Поверх барьеров”. Нетрудно понять, кто был его музой.

Фанни Николаевна ушла от мужа в 1922 году. Один из потомков Ф. Збарской сказал мне, что в их семье фамилия Пастернака была под запретом. Борис Збарский женился во второй раз в 1928 году.

Знала ли Збарская о том, что это она — Лара? Наверное, знала, но хранила тайну. С таким же достоинством и простотой, как это делала бы Лариса Гишар.

  1. Глава из книги “Возвращение в Юрятин” печатается в сокращении. 
  2. Истории любви: царь и Лалла Рук
  3. Истории любви: обручение в стиле Кафки
  4. Истории любви: рок Владимира Маяковского
  5. Истории любви: Андрей Белый и дьяволица
  6. Истории любви: Драма за королевским фасадом
  7. Куратор: Наталия Красовская

Дамы эпохи №90. Лара, Доктор Живаго, Борис Пастернак

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Лары в Докторе Живаго Пастернака

В романе Пастернака «Доктор Живаго» происходит постоянное сплетение и столкновение людских жизней на фоне революции.

Возможно, в обычной, спокойной и мирной жизни эти люди не встретились бы никогда, но тут судьба сталкивается их снова и снова, убеждая в том что они должны быть вместе.

Счастье Ларисы и Юрия не может быть абсолютным, хотя кажется кто как не они его заслужили.

Лариса дочь обрусевшей француженка мадам Гишар, мать воспитывает её одна. Амалия Карловна, мать Ларисы, содержит швейную мастерскую. Кроме того она имеет богатого любовника, Комаровского, который пользуясь положением близкого человека соблазняет и Лару. Лара тяготится этими отношениями и стремиться сбежать от них, в итоге перестаёт видеться с Комаровским.

Лара как и любая женщина встречает в своей жизни разных мужчин, это и соблазнитель Комаровский, который даёт ей иллюзию красивой жизни, осыпая подарками и развлекая её, и муж Павел, простой рабочий, за которого она выходит замуж от безысходности. Павла Антипова Лара не любит и не любила никогда, он понимает это гораздо позже, по приезду в другой город, Юрятин.

Не смотря на то, что у Павла и Лары есть дочь, он уезжает на фронт. Лариса сильная женщина, и она стремительно сдает экзамены на звание сестры милосердия и следует на фронт, в госпиталь. Лариса на протяжении всего времени предстаёт сильной, решительно женщиной, которая готова расплачиваться за ошибки молодости браком с не любимым человеком.

Знакомство с Юрием совершенно новый виток в её жизни, ведь таких мужчин Лариса ещё не встречала. Доктор Живаго видит в ней не только женщину и мать, он видит в ней истинную красоту и нежность, делает её своей музой.

Юрий готов посвящать Ларе не только стихи, но и отдать самого себя. Ларе приходится уехать, но судьба снова сталкивает её с Юрием Живаго, уже в Юрятине.

Они счастливы, но не спокойное революционное время не даёт покоя никому.

  Сообщение Гаршин Всеволод Михайлович 3, 4, 5 класс доклад

Лара боится за дочь и принимает решение уехать с Комаровским, чтобы спасти дочь Катеньку. Судьбы героев снова разошлись, Юрий погибает, а Лара остаётся одна.

После смерти Юрия Живаго Лара однажды уходит из дома и пропадает, возможно её арестовали или она попала в один из концлагерей.

Этот неопределённый момент в романе ещё больше подчёркивает её тяжёлую неясную судьбу, как и судьбу всей России в этот непростой период.

Сочинение Лариса в романе Доктор Живаго

Произведение “Доктор Живаго”, написано великим автором по имени Борис Леонидович Пастернак. Именно благодаря большому количеству персонажей в произведении, читатель может рассмотреть рассказ наиболее полно, так как изучая особенности каждого героя, становится понятно, какие идеи и мысли автора сокрыты в произведении.

Главная героиня Лариса — предстает читателям в виде женщины среднего возраста. Она является женщиной, которая постоянно вынуждена страдать, переживать и может даже показаться мученицей. Но несмотря на все это она старается, смотреть на жизнь с положительной стороны, не отчаиваться, идти вперед навстречу своей судьбе. Благодаря своему смирению, она вызывает уважение у читателя.

Она является примером для многих женщин. Сильная и стойкая по жизни, она не останавливается перед препятствиями, которые попадаются на её пути. Для неё справиться с трудностями, не составляет труда, главное это идти по пути, который предписан ей судьбой.

Она является не суеверной женщиной, Главное для неё, то что она видит перед собой, что она может ощупать и услышать. Неправдой же считается, то чего она не может увидеть. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу что, она является недоверчивым человеком.

Данная черта, возможно, появилась у женщины не с рождения, а когда в ее жизни произошло, что-то такое, что заставило ее изменить свое отношение к окружающим ее людям и миру. По крайней мере она была изображена человеком, который не мог довериться просто так, без причины, для этого ей было необходимо время, за которое она возможно могла бы ближе познакомиться с человеком и довериться ему.

Читайте также:  Сочинение: Особенности пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Также ее нельзя назвать глупой, он весьма умна и сообразительна, именно эти черты и показывают читателю, что она была ответственным и образованным человеком, которому просто по несчастливой случайности не повезло в жизни, от чего жизнь пошла наперекосяк и изменилась до неузнаваемости.

Она предстает перед читателями тем человеком, который является усердным трудоголиком и не останавливается на том, чего достиг.

Лариса, это персонаж, который не может не радовать читателя своей мотивацией по жизни, ведь именно ее настрой на самое лучшее не дает ей останавливаться на достигнутом.

Она весьма красива и привлекательна, многим посторонним людям она очень нравится, ведь что может быть лучше для женщины ее лет, как иметь привлекательную внешность, быть образованной и не зависеть от постороннего мнения.

Характеристика героини

Лара – главный женский образ романа «Доктор Живаго». На долю этой девушки пало много событий и перемен. В частности, её жизнь и окружение зависят от мужчин, с которыми она находилась рядом в определённые периоды революционного переворота.

Судьба девушки надломлена изначально. Это утверждает и сама Лара Фёдоровна, понимая, что юность закончилась слишком рано и её репутация благоразумной и чистой женщины треснула по швам с приходом в её жизнь Комаровского.

Лара человек решительный, не сгибаемый. Она способна на действительные серьёзные поступки. Чтобы избавится от ненавистного любовника, Лара идёт на попытку убийства Комаровского.

На одном из вечеров в доме Светницких девушка целится в любовника, но по несчастному случаю, попадает в самого прокурора.

После судебной тяжбы, от которой её освобождает всё тот же ненавистный покровитель, Лара заболевает, но по выздоровлению даёт согласие на венчание с Павлом Антиповым и уезжает на Урал.

(Джули Кристи в роли Лары Гишар, к/ф Дэвида Лина «Doctor Zhivago», США 1965)

После рождения любимой и единственной дочери, Катерины, Павла отправляют на фронт. Муж пропадает без вести. Лара вновь принимает судьбоносное решение: отправляется на фронт в качестве сестры милосердия. В поисках мужа женщина встречает влюбившегося в неё Юрия Живаго. Однако, боясь ранить вспыхнувшие чувства доктора, Лара спешит отдалиться от него.

Счастье поворачивается лицом к Ларе спустя продолжительное время. В Юрятине женщина вновь встречает Юрия и отдаётся порыву чувств. Немолодые люди отвоёвывают свой островок мира в водовороте революционных страстей и коренных перемен, к которым просто невозможно приспособиться.

  Иван Никитин: биография, творчество, карьера, личная жизнь

В итоге, опасаясь за единственного ребёнка, Лара совершает свой последний судьбоносный поступок в романе: она поступается своим счастьем, ради безопасности дочери и уезжает прочь с возникшим вновь Виктором Комаровским. Юрий же погибает на войне.

Лариса Антипова образ и характеристика

Лариса Антипова образ и характеристика

1. Общая характеристика. Лариса (Лара) Федоровна Антипова (Гишар) — главная героиня романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Это жена Павла Антипова (Стрельникова) и возлюбленная Юрия Андреевича Живаго. Прототипом этого персонажа для Пастернака послужила Ольга Ивинская — его последняя любовь.

2. Внешний вид и характер. Лариса Федоровна — очень красивая женщина. У нее белокурые волосы и серые глаза. Особую грацию ей придает «незаметная быстрота движений».

Антипова отличается нежеланием и неумением сознательно выстраивать собственную жизнь. Оно покорно следует и полностью доверяет своей судьбе. При этом Лариса Федоровна обладает удивительной способностью к любой работе.

Юрия Федоровича поражает, насколько естественно и непринужденно выглядит его возлюбленная как во время переноски ведер, так и занимаясь в библиотеке.

По характеру Лариса Федоровна очень похожа на доктора Живаго. Она также старается сохранить независимость от исторической эпохи, скрыться от окружающей злобы и ненависти в воображаемом счастливом мире.

При всей своей мягкости и доброте Лариса Федоровна является роковой женщиной, которая обладает великой властью переплетать судьбы людей. Все главные герои романа (как мужские, так и женские) попадают под ее влияние, сталкиваясь между собой самым причудливым образом («стукаются лбами», по выражению А. Эфрон).

3. Раннее падение. Молодая Лара живет вместе с матерью (вдовой Амалией Карловной Гишар) и братом Родей. Мечтательная девочка учится в гимназии и представляет собой «самое чистое существо на свете». Резкий перелом в судьбе Лары происходит после ее соблазнения адвокатом Комаровским.

Девочка очень рано становится женщиной, о чем гораздо позднее скажет Живаго: «Я — надломленная, я с трещиной на всю жизнь». Лариса мучительно переживает свое падение. Ей вдвойне стыдно от того, что внимание красивого известного мужчины доставляет определенное удовольствие. Чем дольше длится этот роман, тем больше девушка осознает, что Комаровский стал ее проклятием.

Параллельно развиваются отношения с Пашей Антиповым. В полусумасшедшем состоянии Лариса совершает попытку убить Комаровского. Только таким образом она избавляется от своего проклятия.

4. Недолгое счастье. Лариса Федоровна выходит замуж за Пашу из жалости и милосердия к нему. Но постепенно тихая и спокойная жизнь в Юрятине становится для нее идеалом. Внезапный и бессмысленный отъезд Антипова на фронт становится для Лары крушением самых лучших и светлых надежд.

Тоска по мужу толкает Ларису Федоровну на самый решительный поступок в своей жизни. Она заканчивает курсы сестер милосердия и тоже отправляется на войну. На фронте Лара узнает о смерти Паши. Здесь же происходит ее знакомство с доктором Живаго. Эта становится началом романа главных героев, хотя о любви между ними не было сказано ни слова.

5. Лара и Живаго. Очередное «столкновение лбами» происходит в Юрятине. Юрий Андреевич случайно встречает Ларису Федоровну в библиотеке, а затем решается прийти к ней домой. Женщина живет вдвоем с дочерью.

Она знает, что под страшным именем комиссара Стрельникова скрывается ее муж. Лариса Федоровна безмерно уважает Пашу и мечтает вернуться с ним в прошлое. Муж, однако, полностью охвачен революционной стихией.

Ему сейчас не до жены и ребенка.

Лара находит новое счастье в романе с Живаго. Пока доктора не мобилизовали партизаны, его отношения с Ларисой Федоровной были преступными. Живаго разрывался между семьей и любимой женщиной.

Сама Лара даже не пыталась «подчинить» себе любимого, наслаждаясь каждым счастливым мгновением.

Проведя в отряде год и совершив побег, Юрий Андреевич возвращается в Юрятин и вновь воссоединяется с любимой.

На какое-то время Живаго и Лариса Федоровна полностью выпадают из времени, всецело отдавшись любви. Постепенно вокруг влюбленных сгущаются тучи. Ради Кати Лариса Федоровна соглашается бежать с Комаровским, еще не зная, что больше не увидит живыми ни Юрия, ни Пашу.

В финале вновь совершенно случайно Лариса Федоровна заходит в дом, где стоит гроб с Живаго. Так происходит последняя встреча между влюбленными. Главная героиня несколько дней вместе с братом Живаго занимается разбором бумаг покойного, а затем бесследно исчезает: «Видимо, ее арестовали… и она умерла или пропала неизвестно где».

6. Значение образа. Лара для Пастернака — олицетворение русской женщины и всей многострадальной страны в целом. Доктор Живаго называет Россию «несравненной… знаменитой родительницей, мученицей, упрямицей, сумасбродкой… боготворимой». Все эти определения подходят к Ларисе Федоровне. Жена Юрия Андреевича говорит: «Лара родилась, чтобы «осложнять[жизнь] …и сбивать с дороги»».

На роковую женщину претендуют три совершенно разных типа мужчины: пошляк (Комаровский), борец (Антипов-Стрельников) и поэт (Живаго). Самим Богом Лариса Федоровна (Россия) предназначена поэту, но этот союз слишком хрупок и недолговечен.

О себе

Образование — высшее педагогическое

Заканчила Хакасский государственный педагогический университет Н.Ф.Катанова по специальности «Дошкольная психология и педагогика», «Воспитатель»

  • Стаж работы — 29 лет
  • Аттестация — высшая квалификационная категория
  • Повышение квалификации:
  • 2017г, ноябрь, курсы ИПК по теме: «Организация и содержание работы в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 72 ч, (удостоверение)
  • 2015г, сентябрь , курсы ИПК по теме:»Организация психолого — педагогичекого сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», 72 ч (удостоверение)
  • 2015, март, курсы ИПК по теме: «Организация образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО, предметно — пространственная среда», 72 ч (удостоверение)
  • 2015г, декабрь, курсы «Центр повышения квалификации», по теме: «Технология эффективного взаимодействия специалистов психолого — педагогического профиля с родителями, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья», 24 ч, (удостоверение)
  • 2013г, декабрь, курсы ИПК по теме:» Использование ИКТ в ДОУ», 72ч, (удостоверение)

Сертификаты:

  • 2017г, ноябрь Районные педчтения
  • 2017г, март, Канская районная конференция «Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы.»
  • 2016г, апрель, Санкт — Петербург, 8 всероссийская конференция с международным участием «Педагогическая диагностика инструмент и проблема образовательной практики»
  • 2016г, февраль, Канский район, районная конференция «Способы поддержки детской инициативы».
  • 2016г, март, 10 педагогическая конференция педагогов восточной группы Красноярского края «Инновационный опыт — основа системных изменений».
  • 2016г, январь,Канск, окружной семинар — совещание «Итоги деятельности системы образования Красноярского края в 2015 г и приоритетные направления деятельности в 2021г».
  • 2015г, март, Канский район, семинар «Итоги работы по ФГОС дошкольного, начального и школьного образования».
  • 2015г, март, Канский педколледж «Образовательная политика и практика инклюзивного образования в ДОО в рамках внедрения ФГОС ДО».
  • 2014г, февраль, МГППУ » Экспертный семинар по апробации программ по повышении квалификации педагогов ДОУ по вопросам внедрения ФГОС ДО и система оценки качества образования».
  • 2014г, ноябрь, ИПК г. Красноярска «Разработка модели внедрения профессионального стандарта воспитателя в Красноярском крае».
  • 2014г, февраль, педагогическая конференция восточного образовательного округа Красноярского края «Современные практики дошкольного образования на этапе внедрения ФГОС»
Ссылка на основную публикацию