Сочинение: Особенности пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Рассуждение по пьесе Вишневый сад Чехова

Написание пьесы «Вишневый сад» происходило на фоне внешних и внутренних изменений.

Экономическая нестабильность в стране, когда уходило в прошлое дворянское превосходство и приходили люди нового, современного типа. Также предсмертное состояние самого Чехова, его личные наблюдения и переживания отображаются в содержании произведения.

Герои пьесы из трёх часовых измерений: кто-то не может оставить прошлое, некоторые живут одним днём, а иные строят несметные планы.

Среди людей былого века, которые не оставляю надежд вернуть прежнюю власть – Раневская и Гаев. Подобные люди не могут выйти из зоны комфорта и приспособиться к совершенно новой жизни.

Среди представителей «новой жизни» — купец Лопухин. Примечательно то, что он хозяин своей жизни, не боится труда и почитает отдых. На месте вишнёвого сада Лопухин хочет построить новую Россию. Но вряд ли возможно, искоренить старое и получить достойный результат.

Романтичное и беззаботное поколение представляют Анна Раневская и Пётр Трофимов. Эти молодые люди едва не знают, что с ними будет через час, не говоря о будущем.

Они не гложут свою душу переживая о том какая судьба выпадет на их долю и сколько испытаний им нужно будет пережить. Аня и Петя живут мечтой создать сад краше прежнего.

Чистые, незапятнанные души живут в этих юных, возможно им удастся своей добротой изменить общество, а затем и страну.

  • Именно в них Чехов видит пример прогрессивного общества, которое уличит интеллигентов, покажет их мужицкую сущность.
  • Нельзя сказать, что Чехов не даёт волю каждому поколению, он лишь показывает варианты восстановления великой России.
  • Возможно, второе начало России дадут простодушные, чистые сердца или с помощью коренных изменений Лопухина может выйти какой-то результат.

Кто же может дать новую жизнь Родине? Возможно, Чехов предоставляет выбор будущего народной мысли.

Вариант 2

Центральную роль в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» занимает помещичья усадьба, которая славится своим вишневым садом. По сути вишневый сад в пьесе — это символ не только красоты природы, но и внутренний мир владельцев и всех, кто причастен к саду.

Антон Павлович собирает вокруг усадьбы всех героев пьесы, которые волею случая должны решить судьбу вишневого сада и свою собственную судьбу. Каждый персонаж практически досконально и живо прорисован. Читатель невольно сочувствует каждому из них.

Родные брат и сестра Гаев и Раневская живут прошлым. Они интеллигентные, добрые, отзывчивые люди, умеющие ценить красоту и прекрасное. Их монологи изящны и полны чувств.

Любовь Андреевна Раневская — это удивительный образ, который притягивает к себе и которому хочется подражать. Ее поступки парадоксальны, но в итоге любовь к человеку, которую Раневская ставит во главу угла, позволяет ее оправдать.

Гаев получился скорее комическим образом и не вызывает такого сочувствия.

Другие персонажи — это Лопахин, Петя Трофимов, Аня, дочка Раневской, Варя, ее приемная дочь, Шарлотта, Фирс и так далее. Ермолай Лопахин — яркий представитель делового мира.

Он, выросший в усадьбе, рядом с Раневской и тайно в нее влюбленный, имеет тонкую душевную организацию, умеет ценить красоту и искренне считающий, что прекраснее вишневого сада ничего нет на свете.

Но Лопахин человек активный и инициативный, поэтому старается предпринять что-либо для спасения участка. Но его предложение отдать сад под дачи, аристократичным наследникам кажется пошлым.

Несмотря на тонкую организацию, Лопахин в итоге показывает свое истинное лицо. Купив на аукционе вишневый сад, ему не хватает широты души подарить его владельцам.

Он искренне радуется тому, что является хозяином там, где когда-то его дед был крепостным и это чувство его губит. От радости Ермолай даже не замечает горя Раневской и Гаева.

В последнем акте он дает распоряжение вырубать сад, не дождавшись отъезда бывших владельцев. В лице Лопахина Чехов пророчески изобразил тех, кто в дальнейшем будет возглавлять революцию.

Петя Трофимов — «вечный студент». Он скорее пародия на революционеров, однако его образ достаточно узнаваем. В те годы подобных мечтателей было достаточно. Высказывание Трофимова, что он и его последователи выше любви может вызвать только улыбку. Но он не так безобиден, как кажется, ведь Аня следует ему и надеется на счастливое будущее. Судьба сада их также не волнует.

Единственным цельным, преданным персонажем во всей пьесе является старый слуга Фирс, которого волнует и сад и его хозяева. Ирония судьбы в том, что о Фирсе все забывают и оставляют одного, старого и больного в пустом доме.

Вишневый сад — это символ красоты и любви. Но в начале девятнадцатого века ценители красоты не хотели за нее бороться, другие проходили мимо, а люди практичные и энергичные наживались на ней.

Сочинение на тему «А.П. Чехов «Вишневый сад»

Желание любого художника заключается в том, чтобы с наибольшей полнотой и по-новому изобразить сложность жизни, правду человеческого бытия, подлинную картину своего времени.

Поэтому и появляются великие творения, от века к веку сохраняющие свою высокую ценность и со временем обретающие актуальность и новизну.

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад»-одно из таких произведений, которое занимает достойное место в русской литературе второй половины девятнадцатого века.

Свою сатиру на уходящее дворянство Чехов «решил» в приемах комедии. Перед нами не злобные «мракобесы», не яростные «крепостники», а совершенно безвредные, даже забавные в своей внутренней пустоте и ничтожности, добродушные люди.

Старшее поколение , представленное Раневской и Гаевым, видит в вишневом саде свое детство, свое счастливое прошлое. Но они не способны осмыслить ответственности: они всю жизнь были на иждивении, уверовали свое право безраздельно пользоваться плодами вишневого сада.

Но их время прошло. Теперь, когда суд нуждается в заботе и опеке, они бессильны что-либо предпринять. Раневская и Гаев – это прошлое России. Они не хозяева, а паразиты, живущие за счет других.

Эти люди – «недотёпы» вредны, потому что способствуют не созданию, не «приумножению» богатств родины, а разрушению.

  Сочинение: Русские женщины (по произведениям Некрасова)

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Прошлая мещанская жизнь врывается в пьесу вместе с Лопахиным Ермолаем Алексеевичем, который вырубает прекрасный вишневый сад. Даровитый выходец из народа, «буржуа новой формации», он не удовлетворен своей жизнью. Мы не можем не отметить, что идеи Лопахина умны и практичны.

Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. Ему, с его страстью к труду, необходимо заниматься «большим делом», но приходится приобретать вишневый сад. При многих своих положительных чертах Ермолай Алексеевич – человек нажива.

Желая по доброте душевной помочь кому-либо, он всем предлагает деньги, потому что мыслит только категорией «купли-продажи». Для Лопахина покупка сада- лишь выгодное вложение денег. Он не может оценить красоты, оказавшейся в его руках, поэтому так безжалостно разоряет вишневый сад.

Лопахин живет настоящим, одним днем, одной минутой, не думая о будущем. Это «хозяин на час»

Будущее в пьесе представлено Аней и Петей Трофимовым. Для них вишневый сад не является ценностью. Аня говорит матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Молодые люди с легкостью предают свое прошлое, не понимая, что нет будущего там, где забыты «корни». Настораживают и сами персонажи.

Петя Трофимов – человек без дела, без профессии, без дома. Разве может «вечный студент» и «облезлый барин» изменить жизнь? Выдвинуть интересные идеи, построить будущее и увлечь за собой остальных могут только умные, энергичные, образованные, уверенные в себе люди. А Петя больше говорит, чем действует.

Замученный жизненными обстоятельствами, полный сострадания к тем, кто беден и несчастен. Петя зовет за собой в будущее, которого не видит сам. «Смешной чудак», падающий с лестницы и теряющий калоши, не способен вести за собой никого, тем более юную Аню, не знающую жизнь.

Такое будущее не обнадеживает, не внушает уверенности.

Показывая в пьесе «Вишневый сад» «нескладную» жизнь героев-«недотёп», А. П. Чехов заставляет нас, читателей, без сожаления проститься со старым, пробуждает веру в счастливое будущее России.

На широком литературном полотне драматург рисует и экономический крах дворянства, и его моральную опустошенность, и неспособность к жизни в новых условиях. Нет в произведении человека, который бы смог спасти вишневый сад, нет на земле хозяина.

Хочется верить, что мы, молодежь двадцать первого века, будем настоящими хозяевами своего времени, своего дома, своей страны.

Сочинение 3

«Вишневый сад» — пьеса русского писателя Антона Павловича Чехова. Произведение было написано в 1903 году. Основной темой является рассуждение писателя о прошлом, настоящем и будущем страны.

Начало 20 века — непростое время в истории России, разрушается старый уклад общественной жизни, на смену старому приходит что-то совершенно новое, одновременно пугающее и дающее надежду на светлое будущее для всей страны.

Геав и Раневская представляют в пьесе век «минувший». Брат и сестра являются представителями дворянства. Они умеют ценить красоту, вишневый сад для Гаева и Раневской символ их молодости, он оживляет в их сердцах счастливые воспоминания юности.

Но, несмотря на то, что вишневый сад и усадьба дороги героям, они не предпринимают никаких действий, кроме как возвышенных речей, для его спасения.

Таким образом, в пьесе показано угасание дворянства, вместе с садом погибают традиции и устои прошедшего века.

Настоящее страны – это Лопахин, деятельный энергичный человек. Благодаря своему упорству и труду герой смог добиться в жизни того, к чему стремился. Лопахин предлагает Гаеву и Раневской сдать сад и землю в аренду дачникам, это могло бы спасти имение брата и сестры. Но Гаеву и Раневской чуждо принятие такого решения. Тогда Лопахин сам выкупает сад.

Читайте также:  Смысл романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Не медля ни минуты, он преступает к реализации своих замыслов: начинается вырубка деревьев. Лопахин знает, что для Раневской сад – это нечто большие, чем деревья, это ее молодость, красота, воспоминания о беспечной юности. Однако герой не щадит чувств помещицы, не дет ее отъезда, чтобы не причинять напрасных страданий душе Раневской.

Она слышит, как стучит топор, вырубая ее прошлое.

В лице кого в пьесе писатель видит будущее страны? Петя Трофимов – вечный студент, который проповедует веру в лучшее. Трофимов – правдолюб, он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным», материальные блага также не привлекают героя.

Петр готов разрушить до основания и прошлое, и настоящее страны. Но что будет потом? Герой говорит о том, что можно вырастить новые сады. Но разве это возможно, не ценя красоту, не ощущая любви в своем сердце. Трофимов создает впечатление несерьезного поверхностного человека.

Чехова не радует такое будущее для страны.

Таким образом, в пьесе нашло отражение прошлое, настоящее и будущее России. И если о прошлом можно говорить, как о чем-то уже свершившемся, а настоящее с каждой минутой становится все более ясным, то будущее предстает волнительным и неопределенным.

По произведению Вишневый сад

Главным героем является сам вишневый сад, за которым следят Раневская и Гаев. Именно там собирается вся семья, и потом решают все свои проблемы и дела.

Кроме этого они должны были решить судьбу этого самого сада, ведь он не всегда будет таким благоухающим и красивым. Сюда спешили все кому он так нравился.

Также здесь можно было ненадолго позабывать о своих проблемах и занять мысли совсем другими делами или побыть наедине с самим собой и решить важные для себя дела и принять решения.

Вот только хозяева данного сада не очень-то следят за ним, и поэтому постепенно он начинает увядать и чтобы они не старались сделать, но ничего не получается. Больше их волнует их личная жизнь, а вот сад находится на втором или последующем месте.

А вот один богатый купец решил помочь ребятам и тем самым заиметь данный сад в свои руки. Но хозяева не знают что делать дальше и поэтому постоянно плачут о том, что он совсем скоро погибнет.

Всем своим соседям они говорят о том, что если продадут или избавятся от сада, то вскоре и их жизнь закончится.

А поскольку ничего изменить нельзя, именно поэтому сад был выставлен на торги. В результате он достался одному богатому помещику. Вот только разводить его он не собирается, наоборот, у него имеются совсем другие планы. Он хочет пустить его на дрова и получить большие деньги за них.

Лопахину очень нравится то, что он недавно приобрел. Ему совсем неважно, что данный сад давно рос и расцветал, а теперь он хочет все разрушить и погубить все, что создавалось много лет. А в итоге все разъясняется, и главные герои решают все свои проблемы одним махом.

Брат и сестра перебираются в другой город и там начинают жизнь с нового листа и давно уже не вспоминают про сад.

Молодые хозяева внушают надежду на то, что жизнь не будет такой уж плохой и все может поменяться в лучшую сторону. Девушке наоборот хочется идти вперед, а вот о прошлом она не хочет даже вспоминать. Петя поступил в институт, о котором так давно мечтал. Вот только денег у него так и нет, и никогда не будет, хотя парень умный и может говорить умными фразами.

А вот сад показывает все, что связано с прошлым и будущим. Хотя в будущем он будет вырубленным и уничтоженным. Вот также и среди людей, ненужных людей будут уничтожать.

Споры о жанровой интерпретации пьесы «Вишнёвый сад»

Одной из особенностей драматургии Чехова стала проблематика определения жанровой принадлежности его пьес. Очень часто точка зрения автора в этом вопросе не совпадала с мнением критиков.

«Подводные течения», характерные для чеховских пьес придают совершенно оригинальные и глубокие звучания его произведениям.

Особенно жаркие споры велись вокруг его последней пьесы, которая была поставлена в 1904 году, и до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: «Вишнёвый сад»- драма, комедия или трагедия?

Чехов еще только приступая к работе над своей последней пьесой, определил ее жанр как комедию, о чем и сообщил в письме своей жене О. Книппер, ставшей первой исполнительницей роли Раневской.

Для Чехова было очень важно, чтоб на сцене МХТа, для которого и был написан «Вишнёвый сад», актеры передали комизм всего происходящего.

По этому, автор в переписке каждому актеру давал дополнительные характеристики персонажей, чтоб каждый смог полностью воплотиться в своего героя, к сожалению, в большинстве случаев, он просто не был услышан.

Однако уже после первого прочтения новой пьесы Станиславским, между постановщиком и драматургом возникли споры – «Вишнёвый сад» драма или комедия? Постановка пьесы шла под контролем Чехова, в ходе репетиций он менял пьесу, подстраиваясь под актеров театра, и это очень расстраивало автора. И даже несмотря на успех пьесы, Чехов считал, что она полностью провалена, так как постановщики полностью перевернули и изуродовали замысел всего действа, просто потому, что не поняли ее смысла, не разгадали героев.

Одной из главных ошибок первой постановки, стало то, что главными героями стали Раневская и Гаев, хотя Чехов неоднократно говорил, что центральный герой – Лопахин. А на поверхность, все же, были выведены их переживания по поводу потери поместья.

Но сам автор, постоянно старался объяснить, что на самом деле их переживания это следствие слабых характеров и безвольности, следовательно, они не заслуживают сочувствия и жалости.

Антон Павлович указывал, что в пьесе присутствует слезливость, но настоящих слез на лицах быть не должно.

А некоторые критики, вообще задались вопросом «Вишнёвый сад»- комедия или трагедия? Конечно, в пьесе присутствуют сугубо комические герои, изображенные крайне нелепыми и, даже кажется, что не так уж они и нужны в сюжете. Например, Епиходов настолько неуклюж, что получил прозвище «двадцать два несчастья».

Слуги Яша и Дуняша – простые необразованные крестьяне, считающие себя чуть ли не ровней своим господам. Шарлотта Ивановна- гувернантка, да только воспитывать то ей и некого, ведь в пьесе нет ни одного ребенка.

Да и чему может научить бывшая циркачка, развлекающая гостей в третьем действие разными фокусами?

А «вечный студент» Петя Трофимов? Чехов изобразил его пустословом, способного лишь красиво рассуждать о прекрасном будущем и том, как надо жить. И просто смешным становится то, что юная и наивная Аня внимательно прислушивается к нему и становится его единомышленницей.

А Гаев? Его считают смешным и нелепым все персонажи пьесы, и даже Яша позволяет себе иронизировать по его поводу. А Раневская вообще не живет настоящим. Склонность к необдуманным поступкам не вызывает сочувствия.

Пожалуй, трагические нотки у автора звучат только тогда, когда Любовь Андреевна вспоминает погибшего сына.

Художественные особенности пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова

Новаторство драматурга, которое привело к созданию особого “чеховского театра”, ставшего основой ведущего направления драматургии XX столетия, в полном виде нашло отражение в его итоговой пьесе.

Прежде всего, “новые формы писания” в “Вишневом саде” проявляются в особенностях драматического конфликта, в котором противоборство социальных сил лишено решающего значения, а главный источник драматизма – субъективное недовольство жизнью всех героев пьесы.

Ход событий строится здесь вокруг перипетии: нечто, ожидаемое и подготавливаемое

в 1-м действии, в результате обстоятельств оборачивается чем-то прямо противоположным в последнем действии.

Другой важной особенностью чеховских пьес, отраженной в “Вишневом саде”, является децентрализация системы персонажей и отсутствие положительных или отрицательных героев.

В результате устранения внешней интриги, связанной с противоборством героев, ослабляется и сюжетное начало, а структура пьесы представляет слабо связанные между собой эпизоды, объединенные не внешней, а внутренней связью -“подводным течением”.

В пьесе “Вишневый сад” оно выражается в особом настроении, объединяющем самые различные устремления героев, поглощенных “своей правдой” и не замечающих переживаний окружающих, но вместе с тем вносящих свой голос в общее звучание пьесы.

Все это приводит к преодолению, с одной стороны, художественной условности: все происходит “так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни.

Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни”.

Именно так построена, например, сцена несостоявшегося объяснения между Лопахиным и Варей в последнем действии: герои говорят о погоде, о разбитом градуснике и ни слова о самом важном в эту минуту.

На поверхности оказывается обычная жизнь с ее бытовыми заботами, но за ними угадывается напряженная внутренняя борьба, связанная с чувствами, душевными переживаниями, страданиями и радостями героев, которые ими скрываются и лишь иногда – в оговорках, жестах, паузах – прорываются наружу.

Особое значение при этом приобретает музыкальность, общее настроение, тон, который создается различными средствами.

Среди них большую роль играют авторские ремарки, которые порой перерастают в целые эпизоды повествовательного характера.

Так первая ремарка пьесы, описывающая комнату, чрезвычайно эмоционально наполнена, создает определенный тон и настроение. При этом на равных правах с голосами действующих лиц в пьесу включается авторский голос.

Очень важны и ремарки, характеризующие особые звуки. “Отдаленный, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный”, стук топора, возвещающий о гибели сада, – это емкие и глубокие символы, позволяющие выйти на новый уровень художественного обобщения, связанный с вечными, общечеловеческими проблемами.

Звук лопнувшей струны, как и сам образ вишневого сада, – это тот “одухотворенный символ”, в котором соединяется реальность жизни и высока символика.

Читайте также:  Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Это сама Россия, ее красота и бесконечность, это время, идущее своим чередом, это и напоминание о чем-то знакомом, вечно звучащем над русскими просторами, где все новые и новые поколения сменяют друг друга.

(1 votes, average: 5.00

Сочинение: Особенности пьесы «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Не зря о драматургии Чехова говорят «Театр Чехова». Ведь произведения автора настолько уникальны, что зрителю, привыкшему к традиционным пьесам, бывает трудно воспринимать постановки.

Антон Павлович способствовал созданию новых законов драматургии, по которым развивался модернистский театр, получивший название «Театр абсурда».

О творчестве Чехова метко высказался писатель Владимир Набоков: 

«Его заслуга в том, что он нашел верный путь из темницы причинно-следственных связей и разорвал пути, сковывающие пленников искусства драмы». 

Мы тоже рассмотрим особенности творчества Антона Чехова на примере его знаменитой пьесы «Вишнёвый сад». 

Своё знаменитое произведение Чехов задумал в жанре фарс. Однако театральный режиссёр Константин Станиславский на этот счёт высказался так: 

«Это совсем не комедия и не фарс, как Вы писали, — это трагедия, какой исход лучшей жизни Вы ни описали в окончательном акте». 

А вот в представлении критического реалиста Максима Горького своеобразное произведение Чехова является лирической комедией.

Сам Антон Павлович насчёт жанра «Вишнёвого сада» высказался так: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Также многие критики и литераторы называли столь известную пьесу трагикомедией.

Именно слияние космического и трагического является специфическим признаком произведений Чехова.

Антон Чехов создал язык «новой драмы», и в произведении «Вишнёвый сад» данный факт прослеживается наиболее ярко.  Создавая пьесу, автор использовал множество символов и образов, присущих его творческой манере.

Например, образ вишнёвого сада у Чехова ассоциируется с образом великой России, с её противоречивой судьбой и неизвестным будущим. Не распродадут ли нашу страну подобно Вишнёвому саду? Вот главный вопрос, на который попытался ответить писатель.

Данный вопрос связывает два образа (вишнёвого сада и России) воедино. 

Чехов не наделал героев говорящим фамилиями. В его произведениях нельзя найти положительных и отрицательных персонажей. Автор одновременно и смеётся в лицо, и сочувствует героям. Он разделяет их эмоции и переживания. К примеру, Гаев — герой, который не желает менять что-либо в жизни.

Однако он смешон тем, что всегда не вовремя вставляет бильярдные словечки, но и в то же время вызывает сочувствие из-за своей беспомощности. Для полноты раскрытия проблематикой произведения Чехов используют внесценических героев. Кроме того, всех персонажей писателей разделил на три группы.

Это герои, олицетворяющие прошлое — Гаев, Раневская, Фирс, настоящее — Лопахин, и будущее — Аня Раневская, Петя Трофимов.  

Чтобы показать проблему непонимания поколений, Чехов вставляет в произведение многочисленные паузы. Они дают понять, что герои не желают меняться. Звуковой фон автор создаёт с помощью ремарок. Например, ремарка «Из соседней комнаты доносится звук игры на биллиарде» подчёркивает всю праздность и леность героев.

Также важным смысловую аспектом в пьесе «Вишнёвый сад» является метод умолчания. Не зря писатель многократно использует многоточие. Таким образом, он хотел продемонстрировать, что персонажи не слушают друг друга. 

Композиция произведения состоит из четырёх действий. Экспозицию представляет сцена ожидания приезда хозяйки имения Раневской из Франции. Завязка — герои узнают неприятную новость, и только один Лопахин предлагает план, как выбраться из сложившейся ситуации. Экспозиция и завязка составляют первое действие пьесы.

Во втором действии описывается, как Раневская категорически отвергает план спасения Лопахина и полностью бездействует. Кульминация произведения — Лопахин выкупает имение. В четвёртом действии (развязка) повествуется о том, что Раневская возвращается в Париж — тратить последние деньги.

Остальные герои расходятся кто куда, и только старый слуга Фирс, забытый всеми, остаётся в доме. Можно отметить основную особенность композиции, которая наблюдается в кульминации пьесы. Важное событие, которым были озабочены герои, продажа имения, остаётся за рамками сценического действия.

Чехов не стал показывать читателям, как происходило данное событие. По мнению писателя, основной конфликт является внутренним,  душевным. Он отражается в душах персонажей, в несоответствии мечты о счастливой жизни с суровой реальностью. Персонажам так и не удалось обрести счастье. Так, Лопахин покупает имение, но счастья ему это не приносит.

Представители старого поколения, Раневская и Гаев, считают себя несчастными людьми, ведь их эпоха закончилась. Анна и Петя мечтают о счастливой жизни, но им некому помочь.

Чтобы немного скрыть внутренние эмоции и переживания героев, Чехов использует простые, стилистически нейтральные фразы. Например, «Епиходов идёт», «солнце село». 

Таким образом, известный драматург Антон Павлович Чехов создал свой театр и новый язык в литературе, который не сразу стал понятен современникам. Мастерство писателя заключается в точной передаче чувств, эмоций и переживаний каждого персонажа. Его произведения раскрывают в новом преломлении социально значимые и актуальные темы.

ПредыдущаяСледующая

Сочинение на тему ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Пьеса «Вишнёвый сад» — не только одна из самых известных пьес Антона Павловича Чехова, но и одна из известнейших пьес русской литературы в целом.

Предлагаем вам сочинение по пьесе «Вишневый сад». Сочинение рассчитано в первую очередь на учеников 10 класса, но может быть использовано и в других классах старшей школы.

В сочинении внимание уделяется жанровому своеобразию пьесы Чехова. Это – сочинение-рассуждение.

Жанровое своеобразие пьесы «вишневый сад»

Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации и, строго говоря, драматического действия как такового тоже не было. Сам Чехов писал о своих пьесах:

«Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы, разбиваются их жизни».

В чеховских пьесах есть подтекст, который приобретает особую художественную значимость. Как же передается читателю, зрителю этот подтекст? Прежде всего, с помощью авторских ремарок. Чехов придавал большое значение авторским ремаркам, которые не только помогают раскрыть духовный мир персонажей, но и подчеркивают главную мысль пьесы.

Весь ряд бывших владельцев сада объединяет бессмысленность и бесполезность их существования. Все они живут «в долг», не принося никакой пользы Отечеству, и не заботясь нисколько о своем поместье. Не умея хозяйничать, умер «от шампанского» муж Раневской.

С иронией Чехов рассказывает о Гаеве, еще одном горе-владельце вишневого сада, который «свое состояние проел на леденцы». Да и сама Раневская, помимо сочувствия, вызывает, по меньшей мере, удивление своей непрактичностью и бесхозяйственностью.

Имея массу долгов, она ублажает свою страсть к роскоши и раздает непомерно большие чаевые слугам.

Изображая персонажей бывших хозяев поместья, Чехов прибегает к гротеску, передавая их манеры и черты характеров через их слуг. В показной чувственности и «нежности» Дуняши мы видим несерьезность и поверхностность чувств Раневской.

«Образованность» Яши и «чудачества» Шарлотты Ивановны иллюстрируют нам всю нелепую и нескладную судьбу Раневской, ее отношение к детям, имению, к своей стране. Очень ярким персонажем-слугой является Фирс, его короткие реплики заставляют нас услышать в словах его хозяев либо пустой фарс, либо легкомысленность.

Например, при встрече со своей хозяйкой, не расслышав ее заверений в любви, Фирс говорит: «Позавчера». Эта, казалось бы, неуместная фраза помогает разглядеть в чувствах Раневской какую-то поверхностность и комичность. Заботлив и предупредителен старый слуга по отношению к высоко-возрастному дитяти Гаеву.

Этот инфантильный помещик, с его патетическими клятвами отстоять поместье, просто смешон и жалок на фоне замечаний Фирса: «опять, барин, не те брюки надели». Тонкая чеховская ирония к хозяевам сада вызывает «смех сквозь слезы».

Сатирический взгляд Чехова не щадит и других героев пьесы. Даже Лопахин — представитель передового капиталистического племени, частенько попадает в комичные ситуации.

Его бьют по голове палкой, которая предназначалась Епиходову, он хочет угостить всех шампанским, но его выпивает Яша.

Лопахин и сам над собой иронизирует, говоря, что так и остался «мужик мужиком», хотя и одел на себя «белую жилетку и желтые ботинки«.

Одна и та же черта делает героя и привлекательным, и смешным, и жалким. Это, пожалуй, та черта, которая объединяет их всех, независимо от внешнего положения.

Намерения, слова героев — замечательны, результаты расходятся с намерениями, то есть все они до некоторой степени «недотепы».

Эту мысль автора проносит в пьесе Петя Трофимов, который считает, что люди Лопахинского типа нужны только как хищники «в смысле обмена веществ».

Умный Петя вызывает симпатию и у зрителя, и у читателя. Но жанр комедии, выбранный Чеховым, не обходит своей сатирой и его. Петя терпит многочисленные насмешки от окружающих, получает прозвища «вечного студента» и «облезлого барина», попадает в разные передряги.

Такое отношение автора Петя Трофимов заслужил своим многословием. которого, как мы знаем, Чехов не терпел. Трофимов красиво и много говорит, но почти ничего не делает. Он чрезмерно эмоционален, споря о своей возвышенности над любовью, над чем иронизирует Чехов в ремарках.

Петя то вскрикивает «с ужасом”, то задыхаясь от негодования, не может произнести ни слова, то грозится уйти и никак не может этого сделать. Из всех персонажей комедии только Аня не высмеивается автором. Она всегда добра к людям, озабочена хозяйством и своими мыслями о лучшем будущем.

Тем не менее при всей комичности многих эпизодов мы остро чувствуем трагизм судеб многих героев пьесы, в первую очередь Раневской, Шарлотты Ивановны, преданного Фирса.

Вишневый сад, центральный образ пьесы, вырастает до всеобъемлющего символа, выражающего неизбежную гибель уходящей, распадающейся жизни. Все герои пьесы виноваты в этом, хотя все они искренни в своем стремлении к лучшему. Но намерения и результаты расходятся.

Старший слуга, конечно, много трудился в жизни, но он — холоп по убеждению, и другой жизнью прожить не сумел бы. Поэтому Чехов не может сочувствовать своим героям глубоко и серьезно.

Он наполнил пьесу множеством шуток, тяжелым юмором и, главное, оптимистичным концом, верой в «новую жизнь». «Я же комедию написал! Что же вы сделали слезливую драму?» — в этих словах А. П. Чехова слышится справедливое авторское недовольство.

Читайте также:  Стихи про пдд, правила дорожного движения для детей, школьников: детские стихотворения

Комедия Чехова "Вишнёвый сад": художественные особенности "новой драмы"

“Вишневый сад” написан в 1903 году. В спокойной и естественной интонации пьесы – чистота души и тревога русского интеллигента, перешагнувшего рубеж веков.

Необычный жанр

С поставившими “Вишневый сад” в 1904 режиссерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко А. П. Чехов расходился в понимании пьесы. Автор настаивал, что написал комедию, а постановщики восприняли её как лирическую драму. Станиславский расчувствовался: “Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…”

Дело в том, что жанр комедии у Чехова не исключает серьёзного, даже трагического содержания и напоминает драму. Действующим лицам драматург даёт двойственное освещение – в комическом (ироническом) и драматическом ключе. Необычность жанра до сих пор заставляет режиссеров искать приемлемый подход к написанному более века назад произведению.

Сопоставление традиционного театра и “новой драмы”. Черты “новой драмы” в “Вишневом саде”.

1. “Новая драма” и значение творчества Чехова-драматурга

Законы традиционного театра были заложены ещё в Древней Греции (в “Поэтике” Аристотеля, в трагедиях Эсхила, Софокла, Эврипида). “Новая драма” развивается на исторической основе в начале 20 века. К ней относят пьесы зарубежных драматургов Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, Б. Брехта, Б. Шоу, М. Метерлинка…

Творчество Чехова-драматурга, которое можно отнести к “новой драме”, – это российская гордость. Пьесы Чехова “Чайка”, “Три сёстры”, “Дядя Ваня”, “Вишневый сад” оказали огромное влияние на развитие современного театра. Например, комедия “Вишневый сад” очень популярна в Японии, где с середины 20 века издали около десятка переводов пьесы.

2. Вопрос о жанре

Если прежде самым значительным жанром произведения для театра признавали трагедию с её высокими героями и событиями, то теперь наиболее востребованной стала драма. Драма показывает обыденную жизнь, сниженные обстоятельства, в которых раскрываются психологически сложные характеры героев. Чеховские жанры – это драма и комедия.

Обращаясь к привычным, сниженным явлениям, пьесы 20 века поднимают вопросы наиболее трагические: говорят об одиночестве человека, непонимании людьми друг друга, отсутствии в жизни гармонии и любви, о нереализованном предназначении человека, поисках смысла жизни, тоске по духовному идеалу, возможности веры в человека.

3. Особенности сюжета и конфликта

В драматургии прежних эпох были важны линейное развитие событий, действие, сюжет, внешний конфликт. Развязка казалась зрителю неожиданной, и он следил за событиями, чтобы узнать, “чем всё закончится”.

В “новой драме” стремительно развивающееся действие отсутствует, события и сюжет отходят на второй план. Авторы отказываются от привычного конфликта. Наиболее важные события совершаются вне сцены.

В “Вишневом саде”это, во-первых, события прошлого Раневской – расточительный образ жизни героини, смерть её погрязшего в долгах и страшно пившего мужа, новое любовное увлечение, гибель в реке семилетнего сына Гриши, осознание грехов, побег за границу, во Францию, длительная болезнь и обман любовника, последовавшего за женщиной, а затем обобравшего её и бросившего.

Во-вторых, это аукцион, на котором преуспевающий купец Лопахин, сын обычного мужика, здешнего крепостного, приобретает утраченное Раневской из-за долгов большое имение.

Уже читая первое действие комедии, мы понимаем, что героям-дворянам Раневской и Гаеву не удастся сохранить сад, с которым связана вся их жизнь. Так что в общих чертах развязка пьесы вполне предсказуема. На первый взгляд, возможно, несколько неожидан поступок Лопахина как приближенного к семье, но по размышлении – даже закономерен.

Уже во втором действии читаем как будто бы шутливый диалог Ермолая и “вечного студента”, известного умника Пети Трофимова. Этот диалог доказывает, что купец и прежде обладал качествами дельца, которые позволяли ему действовать жестко и бесцеремонно.

Лопахин (смеётся). Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете?Трофимов. Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен.Все смеются.

Зрителю интересно следить за внутренним состоянием героев, их мыслями и чувствами, пытаться понять, что кроется за словами персонажей.

Очевидно, что действующие лица переживают внутренний конфликт и следует говорить о внутреннем динамизме пьесы, когда впечатление хода жизни создают обыденные разговоры, бытовые детали, действие насыщено и напряженно психологически. По словам Чехова, на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы.

4. Остранение вместо соучастия, разум вместо чувств

Традиционно зритель становился соучастником событий пьесы, принимая мир художественной иллюзии за действительность, соотносил себя с героями, выражающими авторскую позицию, – резонёрами.

Драматическое произведение должно было воздействовать на чувства зрителя, поучая или развлекая его.

Финал пьесы должен быть вызывать кáтарсис – нравственное очищение в результате перенесенного потрясения или страдания.

В “новой драме” используется прием остранения: зритель должен дистанцироваться от героя. Отношение автора к действующим лицам включает в себя тонкую иронию, завуалированную критику, а авторская позиция выражена неявно, опосредованно. Отношение автора к героям “Вишнёвого сада” двойственное: это и сочувствие, и ирония.

Постижение драматического произведения 20 века зрителем должно быть логическим, рассудочным. Пьеса побуждает нас анализировать, размышлять, искать причины поведения героев.

Поэтому наряду с нравственно-психологической проблематикой в произведении присутствует социальная.

Например, в “Вишневом саде” освещены темы падения дворянского сословия в России, разрушения дворянских гнезд, прихода “новых людей” на смену помещикам, ставится проблема отношения к крепостному праву, проблема судьбы России, её будущего.

5. Значение подтекста, “диалога глухих”, ремарок, пауз, звуков

До 20 века основным способом передачи событий и мыслей героев в драме были диалог и монолог, а ремарки имели вспомогательное значение. (Ремарка – краткое пояснение автора в драматическом произведении, которое сообщать о месте действия, жестах, мимике, интонации героев, их чувствах.)

В “новой драме” диалог и монолог приобретают несколько иное значение: возникает подтекст (“подводное течение”, “двойной диалог”). В тексте присутствует два плана: произносимые героями слова не выражают сути событий, самое главное следует читать между строк. Важно уловить общую атмосферу происходящего. Случайные реплики приобретают символическое значение.

Например, Раневская, наделенная именем Любовь, утешает пятнадцатилетнего “мальчонку” Лопахина, которого ударил кулаком по лицу отец, так что из носа пошла кровь: “Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет…

” Не стало ли это событие отправной точкой в жизни Ермолая? Идеализируя Раневскую, преклоняясь перед ней, возможно, даже на что-то надеясь (хотя автор об этом умалчивает), Лопахин долгие годы упорно работает, вставая в пятом часу утра, и добивается, казалось бы, невозможного для сына крепостного – больших денег, положения в обществе, уважения.

Еще один пример. В последнем, четвертом, действии, перед отъездом из имения, Петя Трофимов произносит: “Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!” “Дойдешь?” – следует вопрос Лопахина. “Дойду” – отвечает Петя.

А затем Варя находит потерянные калоши “вечного студента”: “(Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые…” Действительно, внутренне Петя, которого какая-то “баба” в вагоне назвала “облезлым барином”, принадлежит прошлому, его связь с уходящей эпохой более прочна, чем он думает. Ведь в будущее не идут в старых калошах.

Так Чехов использует приемы подтекста и художественной детали.

Реплики героев в диалоге внешне не связаны, каждый персонаж ведёт свою тему в разговоре, так что диалог напоминает параллельные монологи. Это приём, который называют “диалогом глухих” (к сожалению, в нашей жизни такое явление тоже не редкость). “Диалог глухих” наводит на мысль об одиночестве, разобщённости героев.

Наконец, особую роль приобретают ремарки. Используются невербальные (несловесные) средства выразительности: музыка, звуки, паузы. В “Вишневом саде” наше внимание должны привлечь следующие ремарки.

“Все сидят. Задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.” (Действие второе.)

Помните, как далее каждый из героев – Лопахин, Гаев, Трофимов, Раневская, Фирс – гадает, что может означать странный звук. Лопахин склонен объяснять всё материалистически, приземленно: «Где-нибудь далеко в шахтах оборвалась бадья».

Идеалистически, мечтательно настроенные Гаев и Трофимов думают, что крикнула птица: помещик считает, что цапля, студент – что филин. Чувствительная Любовь Андреевна вздрагивает: «Неприятно почему-то».

Звук символизирует конец привычной для дворян старой жизни и начало чего-то нового, но отнюдь не радостного, а пугающе неизвестного, похожего на пустоту. Фирс говорит, что подобные странные звуки слышались перед «несчастьем» («волей») – отменой крепостного права.

“Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс”. (Финал комедии.)

В пьесе часто повторяется ремарка “Пауза”. Трудно сказать точно: то ли герои оглушены внутренней тревогой и иногда глубоко задумываются о своей жизни, то ли им просто нечего сказать, потому что живут они почти бездумно и решения принимают интуитивно. По крайней мере, во время паузы должны задуматься читатель или зритель.

  • Больше о “Вишневом саде”
  • Сюжет комедии “Вишневый сад”. Особенности сюжета “новой драмы”
  • Краткое содержание комедии Чехова “Вишневый сад”
  • __________
  • Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте “Нравится”, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

Ссылка на основную публикацию