Мой любимый рассказ А.П. Чехова — «Дама с собачкой»

Все произведения Антона Павловича Чехова воспроизводят на меня немалое впечатление, и, на удивление, со мнением автора я всегда согласна. Пока что не было ни рассказа, ни повести, где бы я не была солидарна с автором.

Многие читатели этого произведения (это я выяснила по рецензиям), не очень хорошо относятся к исходу всех событий, мол нужно было проучить главного героя и т.п.

Но лично я в этой истории вижу какую-то романтику, правдивость, и я искренне счастлива за судьбу главных героев.

Антон Павлович умеет подшутить над читателем – ждешь одно, получаешь другое.

Великолепным чеховским языком описывается самый банальный и пошлый адюльтер сорокалетнего неудачника и по совместительству бабника и молоденькой вчерашней институтки, вышедшей не так давно замуж и уже успевшей заскучать. Муж работает, а она, бедняжка, дома скучает. Вот и на курорт в Ялту муж не смог поехать вместе с ней и она поехала одна.

Гуров как охотничий кобель сразу принял стойку и уже черз неделю после знакомства “вдруг обнял ее и поцеловал в губы, и его обдало запахом и влагой цветов, и тотчас же он пугливо огляделся: не видел ли кто?
– Поедемте к вам… – проговорил он тихо. И оба пошли быстро. У нее в номере было душно…”

Можно ли пошлее описать сцену первого грехопадения “дамы из порядочного…

Развернуть

Решила не читать этот рассказ Чехова, как я это обычно делаю, в электронном виде, а прослушать аудиокнигу. Мне кажется, это идеальное сочетание: рассказчик с красивым бархатным голосом и красивейший авторский слог. А вот сам сюжет мне не понравился.

Анна Сергеевна приехала в Ялту отдохнуть. Когда она погуливалась с собачкой по набережной, девушку заметил Гуров, мужчина в два раза её старше. Так завязался курортный роман совершенно разных людей: бабника, который не уважает женщин и молодой скромной дамы, которая несчастлива в браке.

Дальше спойлеры.
Мне не понравилась концовка. Она такая ненатуральная. Я понимаю, что, возможно, этот рассказ в какой-то мере автобиографичен, но мне бы хотелось, чтобы окончание было логичным, может быть неожиданным. Я не хочу критиковать Антона Павловича, но…

Развернуть

Не пора ли обратиться и к классике российской литературы?
Одно из ивзестных произведений несравненного мастера короткого рассказа – Антона Павловича Чехова, “Дама с собачкой”.
Только сейчас я его прочитала, признаюсь честно.

Может быть, ещё когда-то в школе, если этот рассказ вообще входил в нашу программу русской литературы тогда, сейчас уже и не вспомнить.

Но могу утверждать, что только при прочтении именно в этом возрасте, по мере приобретения какого-то жизненного опыта, а не в возрасте школьника, понимаешь – насколько прекрасна и глубока может быть такая небольшая литературная вещь (это мое утверждение ни коим образом не значит, что его не надо читать юным читателям; лишь скажу, что какие-то мысли, заложенные автором, вторые, третьи смысловые слои повествования, могут обнаружиться…

Развернуть

Вчера в дискуссии под рецензией на “огни” речь зашла об их сходстве с “Дамой с собачкой” и о причинах невключения их Чеховым в собрание сочинений.

Выяснилось, что я прожил добрую половину жизни, не прочитав этот шедевр. Кое-кто из моих друзей даже пристыдил меня за это.

А поскольку для меня стыд – это лучший мотиватор (когда-нибудь поговорим о цене, которую за это необходимо платить), я бросил все дела и побежал читать.

Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь…

Вот что я вычитал. Опытный немолодой человек скучает в жизни. И тут на его пути, да ещё и в курортных декорациях, встречается молодая и чистая (как минимум, опрятная) женщина с псинкой. Собачка эта и послужила поводом для знакомства, но, забегая вперёд скажу (не сочтите за спойлер), что в Мефистофеля она так и не…

Развернуть

Литература субъективна. Это факт. Меж тем, произведения зачастую делятся на классические, которые будут популярны еще много лет спустя, и на нечто “второсортное”, что тоже может понравиться, но явно “на один раз”: прочитал, подумал и забыл.

Мне подобная систематизация не нравится, но если уж взять за основу эту модель, то можно выделить еще одну категорию историй – и хорошие, и плохие. Такие книги вызывают бурное обсуждение.

Самый яркий пример – “Мастер и Маргарита”, менее очевидный – “Дама с собачкой”.

Сюжет довольно банален и, казалось бы, больше бы подошел для французских романов. Он – ловелас, разочарованный в жизни и женщинах, она – дама с собачкой, личность, до поры до времени окруженная тайной. Однако, не стоит забывать, что автор этого небольшого рассказа – Чехов, мастер малой…

Развернуть

Главными героями здесь являются Дмитрий, которому «не было еще сорока» и Анна Сергеевна «молодая дама, невысокого роста блондинка».

Дмитрий находится в несчастливом браке с женщиной, которая старше его на несколько лет, у них трое детей. Он недоволен своим браком и несчастлив с ней, часто ей изменяет.

Он предстает довольно-таки противоречивым и нелогичным: не любит женщин, называя их «низшей расой», при этом находит прекрасным нахождение среди женщин и отлично с ними ладит, а в обществе мужчин чувствует себя некомфортно; читает по три газеты в день и из принципа не признается в этом.

Анна же недавно вышла замуж, ее муж – чиновник. Она еще совсем юная и невинная особа, недавно окончила институт.

Два главных героя оказываются на курортном отдыхе в Ялте и между ними завязывается роман.…

Развернуть

Недавно нашла высказывание, что сейчас современным феминисткам очень сложно читать русскую классику. Мол такие все герои, что у Бунина, что у Толстого. 

А я вот хочу обратить внимание на портрет главного героя в этом рассказе. И признаюсь, таких героев я часто встречаю в современном мире, скажем 99,9 из 100. 

А Чехов очень точно описал то, что как то не находилось подходящих слов для таких личностей. Выразил словами неприятные ощущения. « …называть их как угодно, но все же без «низшей расы» он не мог бы прожить и двух дней». Слаб на передок ещё так вроде называют таких удальцов.

Автор вроде и говорит что героя захватила любовь. Но в чем она эта любовь для героя? В том, что он встречается с любовницей изредка, также скрываясь и обманывая всех и вся в том числе и себя? Если его…

Развернуть

Невозможно написать отзыв на произведение, ставшее за 120 лет с момента издания не только классикой, но и своеобразной «лакмусовой бумажкой» для проверки вас самих по меткому высказыванию одного литературного критика: «По тому, что вы напишете о «Даме с собачкой», будут судить не об этом рассказе, а о вас!». Хотите высказаться? Или доверитесь Владимиру Владимировичу Набокову, считавшему «Даму с собачкой» одним из величайших литературных произведений в истории. Алексей Максимович Горький в письме А. П. Чехову в январе 1900 года сообщал: «Читал „Даму“ Вашу. Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм. И убьете Вы его скоро — насмерть, надолго. Эта форма отжила свое время — факт! Дальше Вас — никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это…

Развернуть Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

Сочинение на тему: Любовь в рассказе Дама с собачкой, Чехов

­Главная>Сочинения по произведению Дама с собачкой

Любовь

21 предложение/ 399 слов

Рассказ А. П. Чехова «Дама с собачкой» (1898) посвящен одной из самых значимых тем в мировом искусстве — теме любви. Это произведение относится к поздней чеховской прозе, и потому в нем находят свое отражение яркие черты индивидуального стиля и философии писателя. Характерной чертой мировоззрения Чехова был новый взгляд на романтические отношения, ранее неведомый русской литературе.

Читайте также:  Сочинение: Великие русские писатели

Любовь, которая изображена в «Даме с собачкой», невероятно свободна и, несмотря на свою внешнюю порочность, чиста, искренна и прекрасна.

Главный герой произведения — еще достаточно молодой женатый мужчина Дмитрий Дмитрич Гуров неожиданно для себя смог полюбить несвободную, так же как и он, девушку Анну Сергеевну.

Это случилось с ним впервые в жизни, и не в юности, а лишь тогда, когда «у него голова уже стала седой».

Чувство, возникшие у мужчины к этой скромной, робкой и угловатой девушке, полностью преобразило героя и стимулировало его нравственный рост.

Из циничного аморального изменника, любившего и одновременно глубоко презиравшего женщин, считая их «низшей расой», Гуров вдруг превратился в нежного, пылкого, заботливого и, что очень важно, способного к состраданию мужчину, тяжело переживающего глубокую душевную драму. Каким же образом стали возможны подобные метаморфозы?

Конечно, совершить такое под силу только настоящей любви. И подтверждение этому мы находим в строках самого произведения: «Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди… им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга».

Но любовь у Чехова, какой бы прекрасной и чистой она ни была, всегда трагична. Она никогда не приносит героям его произведений счастья, и рассказ «Дама с собачкой» в этом плане не является исключением.

Сердце Анны Сергеевны, так же как и сердце Гурова, открыто для любви, но оба героя несвободны в социальном плане.

Они не чувствуют в себе решимости, позволившей бы им разорвать узы законного брака и избавиться от мучительных «невыносимых пут».

Это заставляет влюбленных скрываться от посторонних глаз и тайно встречаться в номере гостиницы «Славянский базар», который Анна Сергеевна снимает, когда, в очередной раз обманув мужа, приезжает в Москву к Дмитрию Дмитричу.

Рассказ «Дама с собачкой» имеет открытый финал, и потому читателю не известно, как сложатся взаимоотношения героев дальше.

Это оставляет определенную надежду на возможность счастливого совместного будущего для Гурова и Анны Сергеевны, ведь оба они понимают, что любовь их будет длиться еще долго.

Вместе с тем для героев очевидно и то, что желанное счастье может стать возможным лишь тогда, когда они пройдут по очень длинному и тяжелому пути. Они чувствуют, что «самое сложное и трудное только еще начинается».

  • см. также:Другие сочинения по произведению Дама с собачкой, Чехов
  • Характеристики главных героев произведения Дама с собачкой, Чехов
  • Краткое содержание Дама с собачкой, Чехов
  • Краткая биография Антона Чехова

Урок 49. тема любви в рассказе «дама с собачкой» – Литература – 10 класс – Российская электронная школа

По предмету «Литература» для 10 класса

Урок № 49. Тема любви в рассказе «Дама с собачкой».

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. История зарождения настоящих чувств у главных героев рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой»;

2. Идейно-нравственное содержание рассказа и исследование словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста;

3. Роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж) в рассказе А. П. Чехова.

Тезаурус

Новелла (от итал. novella — «новость») — небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу.

  • Подтекст — скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом и особенно — речевой ситуацией.
  • Символ — условный знак, намёк.
  • Художественная деталь — выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.
  • Основная литература по теме урока

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.

Дополнительная литература по теме урока

Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М.: Государственное издательство МГУ, 1989. — 261 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Антон Павлович Чехов — выдающийся драматург.

Владимир Набоков пишет о нём: «Главная мысль, которую внушают читателю чеховские герои — от самых милых до самых противных, состоит, видимо, вот в чём: пока в России отсутствует настоящая нравственная, духовная и физическая культура, усилия благороднейших интеллигентов, которые строят мосты и школы рядом с вечной распивочной, будут тщетными. Чехов пришёл к выводу, что чистое искусство, чистая наука, чистое знание, даже дойдя до народа, принесут в конце концов больше пользы, чем неуклюжая и бестолковая благотворительность. Между прочим, сам Чехов был типичным чеховским интеллигентом».

Герои Антона Павловича погружены в туман романтических грёз о лучшей жизни, но не готовы победить устои среды, в которой живут. В обществе того времени бурное выражение эмоций не приветствуется. Истинные чувства и сильные душевные переживания спрятаны за простыми фразами.

Чехов описывает Россию XIX столетия, где преобладают патриархальные представления: вполне нормальными считаются браки без любви, по договоренности родителей или другим бытовым причинам. Многие от этого страдают, но вырваться из оков семьи удаётся лишь самым смелым и решительным.

Писатель поднимает тему отношений в рассказе «Дама с собачкой». Главные герои Дмитрий Гуров и Анна Сергеевна несчастны в семейной жизни. Читатель видит развитие и последствия курортного романа между ними.

Знакомство на отдыхе — лишь часть их обыденной жизни. «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами.

Сидя в павильоне у Берне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц». В череде измен Гуров считает Анну Сергеевну проходящим эпизодом.

Однако Чехов готовит для своего героя момент прозрения.

В сцене в театре перед ним открывается правда: Гуров осознаёт, что Анна Сергеевна стала «его горем, радостью, единственным счастьем». Но несмотря на это, их отношения превращаются в «дурную бесконечность» с тайными свиданиями.

Писатель считает, что момент прозрения — в любви, и он не осуждает героев за нарушение их супружеских клятв. Он показывает преображение искренними чувствами. В начале произведения Дмитрий Гуров описан, как человек недалёкий, холодный и не уважающий людей. Но после встречи с Анной Сергеевной его размеренная жизнь обретает новый смысл.

Однако нерешительность и страх перед новыми отношениями подталкивают героев к двойной игре: они не способны объясниться с супругами и бояться реакции общества поэтому довольствуются короткими встречами.

«И казалось, что ещё немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только ещё начинается».

Особый колорит в произведениях Чехова создают художественные детали. Владимир Набоков считает: «В любом описании деталь подобрана так, чтобы залить светом всё действие».

В рассказе «Дама с собачкой» символом угнетающего мира, из которого старается убежать Анна Сергеевна, становится лорнетка. Перед встречей с Гуровым в Ялте она даже случайно теряет этот аксессуар.

Но после возвращения к привычной жизни мы видим её в театре с «вульгарной лорнеткой».

Чехов создаёт для героев особый художественный мир, который меняется в зависимости от обстоятельств и эмоций. Первая часть полна романтичных пейзажей и ярких цветов, а во второй — появляется всё больше серых оттенков. Общую картину унылой атмосферы обывательской жизни дополняют звуки. Также писатель подчёркивает приземлённые интересы Гурова и, напротив, духовные стремления Анны Сергеевны.

Развитие сюжета в композиции рассказа «Дама с собачкой» имеет второстепенное значение: на первый план здесь выходят душевные поиски персонажей. «Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», — пишет Чехов. Мировоззрение главного героя Гурова стремительно меняется на фоне сильных чувств к Анне Сергеевне.

В результате он приходит к внутреннему перерождению. Однако для счастья этого недостаточно. Пути назад, в прежний притворный мир, уже тоже нет, но Чехов оставляет надежду на продолжение истории. В финале рассказа будущее героев так и остаётся неясным.

Читатель продолжает размышлять, как могла бы сложиться эта история и что же важнее — разум или чувства.

Резюме

Читайте также:  Почему Родион убил старуху-процентщицу?

Судьба героев рассказа «Дама с собачкой» заставляет задуматься над тем, почему люди несчастны, что надо делать, чтобы привнести в жизнь любовь, искренность, ликование. Для Чехова главным является то, что происходит постепенное «расфутляривание» человека (Гуров), приобретение истинного смысла жизни, желание уйти от тех правил, которые делают его несчастным.

По мнению Чехова, можно уважать людей за способность любить.

Гуров и Анна Сергеевна оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Ненужные дела и разговоры всё об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!».

  1. Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
  2. Определите, какому персонажу принадлежит высказывание в произведении.
  3. Высказывания:
  4. А) «…о женщинах отзывался почти всегда дурно, и когда в его присутствии говорили о них, то он называл их так: − Низшая раса!»

Б) «− Пусть бог меня простит! − Это ужасно».

  • В) «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему − первый раз в жизни».
  • Герои:
  • 1. Гуров
  • 2. Автор
  • 3. Анна Сергеевна
  • Правильный ответ:
Персонаж Высказывание
Гуров «…о женщинах отзывался почти всегда дурно, и когда в его присутствии говорили о них, то он называл их так: − Низшая раса!»
Автор «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему − первый раз в жизни».
Анна Сергеевна «− Пусть бог меня простит! − Это ужасно».
  1. Расположите в хронологической последовательности события, которые происходят в рассказе.
  2. Правильный вариант/варианты:
  3. 1. «Что-то в ней жалкое всё-таки»
  4. 2. «Пора и мне на север»
  5. 3. «Он ходил и всё больше ненавидел этот забор»
  6. 4. «Театр был полон»
  7. 5. «Я приеду к вам в Москву»
  8. 6. «Обоим было ясно, что до конца ещё далеко»

Подсказка: Гуров перед сном; провожает Анну; возле дома Анны; место встречи в городе С.; обещание приехать; трудное ещё впереди.

Размышляя над рассказом А. Чехова «Дама с собачкой»

/ Сочинения / Чехов А.П. / Дама с собачкой / Размышляя над рассказом А. Чехова «Дама с собачкой»

  Скачать сочинение

    Чехова, с моей точки зрения, можно назвать “описателем повседневности”. В его произведениях нет ни предельного накала чувств, ни катастрофического отчаяния, ни всепоглощающей боли (либо все это глубоко скрыто в душе героев). Его персонажи встречаются, разговаривают, гуляют, занимаются пустяками, страдают… Страдают? Да.

Но эти страдания, заключенные где-то внутри, спрятанные за разговорами о градусниках и о погоде, будучи перенесенными в другое время или в другие— экстремальные — обстоятельства, может быть, выльются в настоящую трагедию.
    А пока эта неразвившаяся трагедия живет внутри, она спрятана, не доведена до крайней черты.

Люди не в силах носить ее в себе, распыляют свою боль на мелочи и незначительности. Поэтому очень часто в рассказах и пьесах Чехова люди существуют со своей бесприютностью и душевным надломом в каком-то футляре. В себе. Вокруг них — мир, состоящий из таких же “закупоренных” людей.

И это футлярное существование (я говорю о понятии “футляр” в широком смысле, который придан ему в известном рассказе) заставляет людей плыть по течению жизни. Но за этим футляром прячется мучительное одиночество, непонятость, ненужность, скрывается страдающая и измученная душа.

    В рассказе “Дама с собачкой” происходит постепенное, если можно так выразиться, расфутляривание человека, обретение им истинного смысла жизни. С банальной истории — курортного романа — начинается настоящая, большая и хрупкая любовь.
    Итак, на курорте встречаются два человека, жизнь которых скучна и нелепа. Их первый разговор — тоже о скуке.

Их семьи только по названию могут считаться семьями: Анна Сергеевна вышла замуж из любопытства, мужа своего презирает, называя лакеем; Гуров не любит свою жену, считает ее церемонной и недалекой, давно ей изменяет. Все это не жизнь— жалкое подобие, блеклое отражение истинной жизни в кривом зеркале повседневности.

Любовь преображает их обоих: она открывает перед ними иное измерение, заставляет жить в полную силу, а не механически.
    Гурову чувство возвращает утерянную было духовность. Только полюбив, он начинает осознавать красоту окружающего мира. Например, когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел.

И эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”.
    Вернувшись в Москву, герой думает, что забудет об Анне Сергеевне, как забывал о других женщинах. Но он уже по-настоящему полюбил ее, сам того не осознавая, — в нем проснулась душа. И эта душа, наполненная живительным чувством, не могла мириться с безобразием, существующим вокруг.

Гуров обнаруживает вдруг, что совсем одинок, что не с кем ему поделиться своими переживаниями, что с людьми можно говорить только на тему “осетрины с душком”. И тогда его охватывает отчаяние: “Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство”.

Героя мучит мысль о несовершенстве мира, о несовершенстве самого человека; мысленно он возвращается к событиям в Ялте, ему кажется, что там он был лучше, чище… Все самое светлое в жизни связано с его любовью.
    Почему-то, мечтая о новой жизни, люди представляют ее иной, сверхъестественной, яркой.

Они связывают наступление счастья с избавлением от всего того, к чему мы так привыкли. Может быть, поэтому некоторые люди не понимают творчества Чехова, считая любовь в его произведениях неистинной, обычной. Но писатель в высшей степени правдив — суета будет всегда вокруг нас. Другое дело — как мы к ней сами будем относиться.

    Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”! Даже “вульгарная лорнетка” отмечается скорее автором, чем героем: тот видит только любимую. Вводя эту деталь, Чехов специально несколько снижает образ героини; он не идеализирует, не делает из нее богиню — перед нами самая обыкновенная женщина. Писатель показывает, что любовь — это реальное чувство к реальному человеку. И именно такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека, становится целью его жизни.

    В финале рассказа будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, “что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”.

В чем суть такого открытого финала? Самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь.

И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем, оставаясь равнодушным, совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через годы.

47957 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Дама с собачкой / Размышляя над рассказом А. Чехова «Дама с собачкой»

Смысл рассказа Дама с собачкой Чехова | Какой Смысл

Одно из последних произведений Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» написано в 1898 году под впечатлением от знакомства с будущей женой Ольгой Книппер. Для финала творческого пути повесть оказалась слишком смелой, слишком новаторской. Одновременно гениальной и простой, как все у Чехова.

Смысл названия произведения Дама с собачкой

«На набережной появилось новое лицо: дама с собачкой», – именно эту строчку цитируют, с неё начинаются многие театральные постановки. Строчка стала классикой, как и сама маленькая повесть.

Дмитрий Дмитриевич Гуров – 40-летний москвич, банковский работник. Жена и трое детей не мешают ему увлекаться другими женщинами и прожигать жизнь с приятелями, людьми своего круга.

Читайте также:  Пример итогового сочинения по направлению «Добро и зло»

Женский пол Гуров презирает, относится к ним свысока, называя низшей расой.

Городская суета, раздражение от надоевшей жены, накопившаяся усталость рабочих будней «приводят» мужчину к ялтинскому побережью – развеять праздность и скуку.

Дама с собачкой – ироническое представление Анны Сергеевны фон Дидериц. Миловидная молодая женщина приехала из провинции к Черному морю поправить слабое здоровье. На прогулке со шпицем и заметил её Гуров. Мимолетное увлечение, курортный роман, доступная и пленительная цель, – такими категориями оценивал Дмитрий Дмитриевич новую знакомую.

Но за обыденным «сценарием» следует неожиданное продолжение: главный герой влюбляется по-настоящему. И «дама с собачкой» больше не безликая очередная интрижка. Встреча с ней делит жизнь на «до» и «после», совершенно преображая героя.

В названии кроется насмешка судьбы: Гуров предполагал краткое знакомство с безымянной дамой, но встреча оказалась длиною в жизнь.

Смысл произведения Дама с собачкой

Тема измены, если и появлялась в мировой литературе, то история отдавала «душком». Адюльтер главных героев чеховского рассказа не скатывается в пошлость. Наоборот – Гуров и Анна Сергеевна вызывают симпатию, читатель на их стороне.

Смысл «Дамы с собачкой» и заключён в том, что от отношений молодых людей не отдаёт пошлостью. Дмитрий Дмитриевич, кутила и дон-жуан, после случайного ялтинского романа постепенно меняется.

Неожиданно для себя самого приходит понимание, что посиделки с друзьями – глупы и скучны, былые отношения с женщинами – неинтересны. И за всем этим немым напоминанием видится Гурову Анна.

Казалась бы, прошло лето, а вместе с ним и ни к чему не обязывающие симпатии, но Дмитрий томится без своей «дамы с собачкой». Вот уже он делится мыслями о волнующем с приятелем, но никакой поддержки или понимания мужчина не встречает.

Общество игнорирует и не принимает измены. Но за нравственностью стоит не добродетель, а бездушие и бесконечная ложь. Двойные стандарты мнения окружающих позволяют быть «как все» с ворохом бессмысленных интрижек, но настоящие чувства они не прощают.

В рассказе 2 основные идеи: 1) искренняя, неподдельная любовь способна полностью изменить внутренний мир; 2) лицемерное общественное мнение, диктующее людям правила жизни.

Молодые люди после встречи друг с другом перекраивают свое мировоззрение: суета, мещанство, бесцельность существования сменяются «рождением» новых людей – умных, тонких, душевных.

Но при всех личностных переменах главные герои не способны противостоять сложившейся фарисейской системе ценностей, установленных в социальных слоях.

Смысл финала книги Дама с собачкой

Обретая себя, искренних, нежных, любящих, Анна и Дмитрий теряются в огромном мире условностей и предрассудков. Желание жить открыто и свободно для себя и окружающих, не прятаться, не замаскировать ложь мучают Гурова и Анну.

Ответов они не находят, продолжая свои тайные встречи.

Также не находит ответа и Антон Павлович: как переломить черствость и «футлярность» обывателя, воззвать к великодушию и состраданию? Подобно Диогену, искавшему с фонарем человека, Чехов ищет человечность на страницах своих произведений.

Концовку произведения автор оставляет открытой. Многоточием вместо точки звучит фраза о том, что «сложное и трудное еще только начинается» в истории героев. Многие испытания предстоит пройти главным героям. Молодые люди понимают это, но отступать не планируют: любовь преобразила их, и к старой жизни возврата нет.

Анализ рассказа «Дама с собачкой» (А.П. Чехов)

А. П. Чехов – мастер юмористического рассказа, однако есть в его творческом наследии и серьезные произведения, например «Дама с собачкой». Автор интерпретировал традиционный любовный сюжет, наполнив его философским звучанием. Образы рассказа интересны с точки зрения психологии.

В отличие от традиционного сюжетного мотива курортного романа, любовь главных героев рассказа не оканчивается полным расставанием. Изучают произведение в 10 классе. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

Рассказ «Дама с собачкой» был написан в 1898 году, после длительного творческого кризиса писателя. Многие критики считают, что Чехов занялся написанием рассказа после поездки в Ялту, где познакомился с Ольгой Книппер. Возможно, именно ей мы обязаны созданию этого произведения.

  “Кровавая свадьба” (Лорка): описание и анализ пьесы

Замысел рассказа появился еще в 1896 году, когда автор наметил в записной книжке основу сюжета. В то время он был уже смертельно болен туберкулезом, поэтому стремился привести в порядок свое собрание сочинений.

Параллельно он занимался театральными постановками своих же пьес. Занятость не позволяла ему сразу же начать работу над текстом, поэтому она растянулась на два года. И все же за это время он смог сделать совершенно новый, поистине уникальный рассказ, творческая история которого стала легендой.

Многие именитые литературоведы и критики признавали произведение новаторским и не имеющим аналогов.

Жанр и направление

Если говорить о жанре, то считается, что это рассказ, хотя некоторые литературоведы относят «Даму с собачкой» к разряду повести. Действительно, произведение имеет деление на части, и объем у него пограничный: крупноват для рассказа, но маловат для повести. Однако количество героев все же указывает на самый малый прозаический жанр.

Направление — реализм. Автор описывает совершенно обыденные вещи, предлагая читателю услышать историю, основанную на реальных событиях. Адюльтер не был редкостью в те времена, как и неравный брак юной девушки со взрослым мужчиной.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей, каждая из которых рассказывает об отношениях Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны, постепенно увеличивая темп событий. Однако у композиции рассказа «Дама с собачкой» есть свои особенности.

Многие критики, в том числе известный писатель Владимир Набоков, указывали на то, что текст не имеет традиционной линейной структуры, где есть место завязке, кульминации и развязке. Непонятно, что в нем является наивысшей точкой напряжения, неясно, что он хотел сказать открытым финалом.

В данном рассказе нет привычной логической законченности.

Подобная хаотичность частей — не ошибка автора, а его новаторство. Только так можно было передать фрагмент из реальной жизни, где не действуют законы драматургии.

Он хотел изобразить естественные отношения двух настоящих людей, а не рассказ о них. В его тексте все происходит так, как в жизни: ровно, без пафоса и интриги, как будто само собой.

Открытый финал передает растерянность героев, которые не знают, что ждет их дальше.

Финал

Чехов описывает город С. как серое и унылое пристанище, в котором не выживают чистые и светлые чувства. Роковое стечение обстоятельств ставит героев перед выбором. Но невозможно превозмочь искренние и светлые чувства, поэтому Дмитрий и Анна решают продолжить свои встречи в московской гостинице.

Повествование заканчивается историями о том, как главные герои продолжают встречаться в Москве. По сути, это сложно назвать «счастливым концом» или закрытым финалом. В последнем абзаце рассказа Чехов предполагает, что в будущем встречи Анны и Дмитрия могут иметь развитие.

Смысл названия

Почему автор назвал рассказ «Дама с собачкой»? Смысл заглавия кроется в том, что случайная женщина без имени стала всем для Гурова.

В самом начале ему понравилась идея завязать краткосрочные отношения с безымянной незнакомкой, которую никто не знал в Ялте.

Тогда он предчувствовал легкость этой победы и безнаказанность, ведь раз ее никто знает, значит она свободна от общественного контроля.

«Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она и назвали ее просто так: дама с собачкой».

Однако в финале он осознал, что не может жить без этой дамы с собачкой. Название звучит иронично по отношению к главному герою: он не хотел знать Анну Сергеевну, ему достаточно было романа с незнакомкой, но судьба перехитрила его, и он не смог отказаться от любви.

Отрывок, характеризующий Дама с собачкой

Ссылка на основную публикацию