Конфликт в пьесе М. Горького «На дне»

«Макар Чудра» стало первым произведением, которое Горький представил свету в 1892 году. Романтический рассказ под названием «Старуха Изергия» вышел всего на два года позже – в 1894 году. В нем старая женщина делится историями любви из своей жизни.

Она рассказывает захватывающую легенду про Данко, вошедшую в третью часть романа, которая покорила сердца читателей. Легенда про Ларра – сына орла и женщины – также оставила определенный отпечаток.

Наказание в виде бессмертия, одиночества пугает, заставляет задуматься о смысле жизни.

Конфликт в пьесе М. Горького «На дне»

Своеобразие конфликта в пьесе «На дне»

В 1902 году автор представляет пьесу «На дне». Современники долго изучали, каков конфликт драмы «На дне». Описание грязной, отвратительной ночлежки вызывает неприятные ощущения.

В этом месте выживает группа людей, выброшенных из социума. Все они совершенно разные, ранее вели другую жизнь, имели семьи, работу, уважение окружающих.

Резкий поворот судьбы собрал персонажей вместе, когда они оказались на дне. 

У обездоленных героев также есть мечты, мысли, планы на будущее. Отвечая на вопрос: Какой конфликт драмы «На дне»?, в первую очередь следует выделить кардинальное различие мировоззрений. Каждый герой прошел свой путь.

Для одного ночлежка – свобода, для другого – крайняя точка перед смертью. Единственное, что объединяет большинство ночлежников, — это безразличие к окружающим. Только Лука старается поддержать, вселить веру людям. Остальные живут своей правдой.

Поэтому у Луки возникает спор с другими действующими лицами.

Конфликт в пьесе М. Горького «На дне»

Основной драматургический конфликт пьесы «На дне»

Главный конфликт в пьесе «На дне» носит социальный характер. Все ночлежники ранее столкнулись с социальными проблемами. Они послужили причиной резкого падения на дно. Унизительное положение каждого постояльца делает его обездоленным, социально изолированным. 

Клещ больше не смог работать, Настя потеряла возможность иметь семью, Актер навсегда лишился профессии, Барону пришлось отказаться от комфортной жизни. Ввиду обстоятельств Анна вынуждена голодать, Пепел – воровать, Настя – заниматься проституцией. Персонаж Бубнова не может самостоятельно справиться с тягой к алкоголю. Яркий пример социального конфликта – Настя и другие жители пристанища:

  • Девушка постоянно подвергается насмешкам, издевательствам. Она – женщина легкого поведения, которая постоянно читает любовные романы, верит в чистую любовь. Настя мечтает, как ее заберет какой-нибудь Рауль, вытащит из болота, в которое она попала;
  • Для сожителей ее мечты кажутся глупыми, смешными, учитывая то, чем она занимается. Настю все время дразнят, подшучивают над ней;
  • Горький в образе девушки показывает, что сохранить чистую душу, веру в чудо можно в любых обстоятельствах;
  • Через поведение ночлежников автор передает потерю человеческого лица, моральную скудность. 

Каков конфликт драмы «На дне»– Горький

В пьесе противопоставлены два понятия – правда и сострадание. К завершению истории становится понятным, что преимущество получает правда. Сострадание Луки никак не помогло героям:

  • Актер, не выдержав борьбы с самим собой, повесился;
  • Пепел оказался в тюрьме;
  • Наталья попала в больницу;
  • Утешитель Лука пропал.

Отдельно писатель рассматривает конфликт жителей пристанища и действительности. Однозначное решение отсутствует. В пьесе не раз говорится: жизнь, состояние человека зависят от его отношения, действий. Однако, рассмотрев Костылева, Василису, можно увидеть отсутствие человечности. Все их поступки предопределены получением выгоды, дохода. Именно эти герои являются хозяевами жизни.

По мнению современников, писатель ввел персонажей Костылевых, чтобы осудить представителей государственной власти, уставы существующего строя в стране.

Каков конфликт драмы в пьесе «На дне» – пример бытового конфликта

В бытовом конфликте пьесы присутствуют три персонажа – Наташа, Пепел, Василиса. Владелец ночлежки женился на Василисе, но она не любит мужа. Главная цель брака для нее – выбраться из нищеты. Девушка утешается, изменяя мужу с Пеплом. Ее мучает ревность любовника к Наташе, которая приходится ей родной сестрой. 

Василиса постоянно оказывает психологическое давление на Наталью, бьет ее, несмотря на признание Пепла. Мужчина отказался от Василисы. Он остается с Наташей. Поражение приводит сестру в ярость, она вместе с мужем избивает Наташу. Пеплу приходится заступиться за девушку, убить владельца пристанища.

Вдова сразу дала показания на бывшего любовника, хотя особо не переживала от потери мужа. Ей полностью досталось пристанище, она давно поговаривала с Пеплом на тему убийства ненавистного супруга. Бытовой конфликт в произведении «На дне» закончился арестом Пепла, госпитализацией Натальи.

Каков конфликт в пьесе «На дне» – человек и общество

Несоответствие человека и общества описывается во многих эпизодах. Яркий пример – персонаж Сатин. Мужчина образованный, неглупый, знающий. Он вполне мог бы стать среднестатистическим членом общества, добиться уважения. Ему не позволяет этого сделать постоянное противопоставление себя принятым канонам.

Актер, которому автор не дал имя, не смог побороть тягу к бутылке. Человек творческой души остро переживал проблему. В завершении постановки он покончил с собой.

Смотри также: 

Конфликт в пьесе М.Горького «На дне»

В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что:

  • Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме,
  • Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу,
  • а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.

Но своеобразие пьесы в том, что не любовный сюжет является определяющим. Большинство героев не причастны к его развитию, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.

На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.

Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни.

Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки.

Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.

  • Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»
  • Обитатели ночлежки — представители дна жизни, бродяги, которые выброшены туда обществом и которые этому обществу уже не нужны.
  • Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:
  • Сатин — после тюрьмы,
  • Актер — спился,
  • Клещ — из-за болезни жены,
  • Барон — разорился,
  • Пепел потому, что он потомственный вор.

Таким образом, основания конфликта этих людей и действительности различны. (Причины, приведшие людей к такому состоянию, и сегодня не утратили своей актуальности.)

По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:

(«Человек — вещь, ты везде лишняя… да и все люди лишние…»),

(«Надо жить — по закону»),

  • Наташа (мечты заменяют реальную жизнь),
  • Барон (жизнь заменена воспоминаниями о прошлом).
  1. Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее  ( Наташа, Пепел, Актер).
  2. Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда.
  3. Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.
  4. Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще
  5. один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.
  6. Гуманитарная составляющая конфликта пьесы Горького
  7. Лука — один из центральных персонажей, с его появлением в ночлежке начинаются внутренние изменения. По мнению автора, этот персонаж — скорее отрицательный

(«изуверство добродетели», «лукавый старец»).

Лука жалеет человека: он утешает умирающую Анну, он говорит Пеплу о замечательной жизни в Сибири, где можно часть все сначала, он говорит Актеру о лечебницах, где можно вылечиться от алкоголизма. Сам Горький уверен, что

«не жалеть человека надо». Писатель считает , что «жалость унижает человека».

Однако именно Лука действует на людей, именно он заставляет их по-новому взглянуть на свое положение. Именно он до последней минуты остается у постели умирающей Анны. Следовательно, довольно однозначное отношение автора к персонажу не делает образ Луки однозначным, а задает его многомерность.

Сатин выделяется среди других и своим отношением к жизни и своими высказываниями о ней. Его монологи о человеке и правде — кредо Горького. Неоднозначен образ этого героя. Его можно рассмотреть, как человека, провоцирующего, например, Пепла на убийство Костылева.

Человека, который сознательно отказывается что-либо делать, монологи которого входят в противоречие с его поведением.

Но можно рассмотреть его позицию с точки зрения философии стоиков: он сознательно отказывается от работы на это общество, которое вышвырнуло его на обочину жизни, он презирает его

(» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?… Человек — выше! Человек выше сытости!»).

Таким образом, и Сатин не однозначен в произведении.

Конфликт пьесы «На дне» между состраданием и правдой формально разрешен в пользу правды: утешения Луки не сделали жизнь обитателей ночлежки лучше (кончает жизнь самоубийством Актер, Пепел попадает в тюрьму, Наташа — в больницу, сам Лука исчезает). Человек должен знать правду о себе, говорит Горький, тогда он может изменить эту жизнь. Но вопрос, поставленный писателем, остается вопросом, так как образы героев не дают однозначного решения, поэтому пьеса и не потеряла своей актуальности.

Конфликт же между обитателями ночлежки и действительностью тоже неоднозначно решен. С одной стороны, как уже говорилось, само отношение людей определяет их состояние, их жизненный путь.

С другой стороны, хозяева жизни (Костылев и Василиса) — это тот тип эксплуататоров, которые чужды человечности, их помыслы направлены на наживу, им выгоден существующий строй. В образах Костылевых Горький осуждает существующий строй. Недаром современники принимают пьесу как призыв к изменению существующего строя.

Таким образом, по Горькому, надо изменить жизнь — тогда изменится человек. Разрешение конфликта между обитателями ночлежки и действительностью вынесено автором за пределы произведения.

  • Наша презентация
  • Необычный для своего времени сюжет (жизнь ночлежки) и общечеловеческий конфликт в пьесе «На дне» при однозначной и определенной позиции автора дают неоднозначную трактовку произведения и делают его актуальным для любого времени.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Проблематика и конфликт пьесы М. Горького "На дне"

  • Тема: Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
  • Цели:
  • Обучающие:
  • 1) изучить историю создания пьесы;
  • 2) выявить жанровую природу пьесы;
  • 3) обозначить особенности конфликта.
  • Развивающие:
  • совершенствовать навыки системно-комплексного анализа драматического произведения;
  • развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

Воспитательные

  • воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы по сюжету и жанровому своеобразию пьесы.

Читайте также:  Сочинение: Признаки романтизма и реализма в произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»

Оборудование:

  • компьютер (презентация в программе Microsoft Power Point 2007-2010);
  • видеопроектор, экран.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня вы познакомились с романом М. Горького «Мать», ставшего, пожалуй, главным произведением, Горького-романиста. Сейчас мы с вами познакомимся с драматургическим творчеством М. Горького. Вашим домашним заданием было чтение пьесы «На дне». Давайте к ней обратимся.

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы “Чайка” и “Дядя Ваня”, они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только “пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу”.

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу “Мещане”. Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли.

Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе.

И хотя цензура вычеркнула из пьесы все “опасные” места, вычеркнула и слова Нила: “Хозяин тот, кто трудится!”, “прав – не дают, права – берут”, все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы.

Почти одновременно с пьесой “Мещане” Горький работал над второй пьесой, “На дне”. В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко.

Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве.

Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: “Читал я “На дне” в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: “Мы хуже!”… Целовали меня, обнимали…”. 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы.

Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, – такого успеха он не ожидал.

Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

  1. Беседа по содержанию пьесы (устно):

Вопросы к классу:

  1. На чём построена сюжетная линия произведения?
  2. Кто является обитателями ночлежки? Назовите их.
  3. Кто такой Клещ? Что о нем известно?
  4. Кто такой Лука? Сатин?

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком.

Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он свободен”.

Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) – потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может.

Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к.

после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.

Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе.

Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену.

Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

  1. Не заметили ли вы сходство между горьковскими «людьми дна» и «маленьким человеком»? В чем оно? В чем они отличаются?

 (Сходство есть. И «маленькие люди», и люди «дна» – «униженные и оскорбленные» жизнью социальные типы. Однако положение героев пьесы Горького гораздо хуже. У «мал.чел» была надежда (вспомните гоголевского Башмачкина или героев-идеологов Ф.М. Достоевского), у «людей дна» такой надежды нет. Дальше уже падать некуда).

  1. В чем сходство «людей дна» и героев «босяцких рассказов», например, рассказа «Челкаш», с которым Вы знакомы?

(Герои пьесы тоже босяки. Но здесь уже нет никакой романтики. Челкаш – романтический образ, это сильный, волевой характер. Для него главное – море и воля. В пьесе же отсутствует романтиз. действительности. Люди «ночлежки» спорят о правде, но сам не знают в чем она заключ.)

  1. Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?

 (Автор разделяет т.зр. и Луки, и Сатина. Гуманистические идеалы Сатина близки Горькому)

  1. Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?
  2. Как бы Вы определили жанр? Какие драматургические жанры Вы знаете?

Комедия, драма, трагедия, водевиль, мелодрама. «На дне» – драма. В трагедии д.б. герои идеологи. Их конфликт с обществом должен стать идеологическим.

Вспомните, например, конфликт Катерины Кабановой с «темным царством (Островский «Гроза») или конфликт Ларисы Огудаловой с миром хищных купцов («Бесприданница» Островского). Здесь такого нет.

Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.)

  1. В чём по Вашему спасение людей, упавших “на дно” жизни?

(Либо уйти в мир иллюзий, либо – бороться за соц. несправедливость. Их спасение – это соц. перемены в России, к этому и вел зрителя Горький. Скоро наступит 1917 г. На сцену истории выйдет пролетариат).

В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир – мир босяков, опустившихся на самое дно жизни. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра.

В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Здесь Горький выступает продолжателем традиций Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского.

Однако положение горьковских «людей дна» в отличие от «маленьких людей» более удручающее.

В пьесе Горький обозначил необходимость социально-исторических перемен, которые принесет революция. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

Пьеса М.Горького – новаторское литературное произведение. В центре ее – не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.

Социальный конфликт выражен на нескольких уровнях:

  1. Конфликт между хозяевами ночлежки, супругами Костылевыми, и обитателями этой ночлежки
  2. Каждый их героев в прошлом пережил свой соц. конфликт. Но предыстория каждого остается в прошлом. Горький оставляет ее за кулисами. Их жизненные драмы не становятся основой конфликта драматургического.
  3. Любовная линия в пьесе связана с социальной. Костылев ищет Василису, которая изменяет ему  Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта – приход в ночлежку Наташи. Любовь Васьки Пепла к Наташе возрождает его к жизни. Горький показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека. Василиса мстит своему возлюбленному. Социальное неравенство побеждает.

В жанровом отношении пьеса является драмой. Нет идеологических конфликтов с обществом. Философские размышления обитателей ночлежки никуда не ведут, не становятся бунтом против соц. неравенства. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Все они – соц. типы . У всех героев – клички вместо имен.

М.Горький предлагает читателям два возможных ответа вопрос о спасении ночлежников:

1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей.

2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)

-Две основные проблемы в пьесе:

Читайте также:  Краткое содержание произведения «Сказка о царе Салтане» для читательского дневника

философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:

  • проблема человека;
  • проблема правды

Вывод.

-Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”.

Домашнее задание:

  1. выписать  цитатные характеристики героев

Философский конфликт пьесы М. Горького "На дне"

Определение 1

Реализм — это направление в искусстве и литературе, главной целью которого является воспроизведение реальной действительности в типичных ее чертах.

Пьеса «На дне» является ярким примером реалистического произведения. М. Горький в ней отказывается от романтических традиций, свойственных его творчеству. Писателя привлекает реалистическое начало, он достаточно много внимания уделяет социально-философским конфликтам. Сам М.

Горький является одним из самых талантливых писателей своего времени. Не возникает ни малейшего повода усомниться в правдивости изображенных им человеческих характеров. Так же ярко писатель изображал и быт, на фоне которого происходят события в произведении.

У Горького быт – это не просто совокупность разных деталей в описании обстановки. Быт у него приобретает совершенно особое значение, разрастаясь до глобальных масштабов. Не случайно, что бытие и быт являются однокоренными словами.

Условия жизни, быта, в которых человеку довелось жить, обязательно оказывают влияние на его мировоззрение и характер.

Герои пьесы

Пьеса интересна прежде всего своими действующими лицами. Герои произведения Горького – это типичные обитатели жизненного «дна», как и сказано в названии пьесы.

Герои пьесы «На дне»:

  • Михаил Иванович Костылёв -содержатель ночлежки
  • Василиса Карповна — его жена
  • Наташа — сестра Василисы
  • Медведев — дядя Василисы и Наташи
  • Васька Пепел – вор
  • Клещ, Андрей Митрич — слесарь
  • Анна — жен Клеща
  • Настя
  • Квашня — торговка пельменями
  • Бубнов — картузник
  • Барон
  • Сатин
  • Актёр
  • Лука — странник
  • Алёшка — сапожник
  • Кривой Зоб, Татарин — крючники.

Жизнь обитателей ночлежки сложилась далеко не так, как они мечтали. У этих людей нет ничего радостного, светлого, хорошего. Они находятся на самой низшей ступени социальной лестницы и не питают никаких иллюзий относительно собственной жизни, наоборот, они ясно осознают все беспросветность своего существования.

Одной из особенностей пьесы является то, что в ней нет завязки и развязки, что противоречит драматическому жанру. Так же в пьесе нет и основного сюжетного конфликта. Однако в произведении ясно виден социально-философский конфликт.

Раскрывается этот конфликт не в действиях персонажей, а в их разговорах, которых в пьесе намного больше, чем действий (ействий как таковых в пьесе практически и нет).

Философия обитателей ночлежки

Философия обитателей «дна» хорошо понятна. Они не скрывают собственных убеждений. Убогость, ограниченность и ничтожность характеров этих людей очевидна. Они жестоки по отношению друг к другу. Им не свойственны ни уважение, ни сочувствие, ни даже дружеские привязанности.

Грубость для них выглядит чем-то вполне нормальным, само собой разумеющимся. Этим людям чуждо даже обычное человеческое сострадание. Никто даже не пытается хотя бы добрым словом поддержать умирающую Анну, жену Клеща. Все обитатели ночлежки жестоки не только к окружающим, но и к себе. И сами же в этой жестокости глубоко несчастны.

Каждый герой имеет свою правду или же доказывает ее отсутствие.

Например, для Клеща правда в том, что нет работы, нет сил, нет пристанища и жить нельзя. Он ненавидит правду, и всех людей он тоже ненавидит. Такое отношение к жизни вызвано социальными противоречиями. У Клеща нет ничего – ни пристанища, ни работы, ни будущего. Ему нужна правда, но в своей жизни он не видит никакого смысла.

Лука является носителем другого философского начала. Странник не пытается искать правду, веры в Бога для него вполне достаточно. И это мировоззрение позволяет Луке смириться со всеми жизненными трудностями и тяготами.

Замечание 1

Таким образом, в центре пьесы «На дне» два конфликта: внутренний – конфликт «правд», который развивается вокруг Луки, и внешний – развивающийся вокруг столкновения Васьки Пепла с Костылевыми. Внутренний конфликт трансформируется в общефилософский конфликт – писатель поднимает вопрос «Что нужнее – правда или сострадание» и не находит на него однозначного ответа.

Трактовать пьесу М. Горького можно по-разному. С одной стороны, это произведение можно рассматривать как предвестник революции, и это восприятие еще совсем недавно было традиционным. Произведение рассматривали сквозь призму социальных преобразований.

Обездоленные несчастные люди считались носителями революционных идей. Жизнь этих людей была очень сложной, плохой, а революция могла принести хот что-то хорошее.

Она бы за собой повлекла социальные изменения, и это оказало бы благотворное влияние на обитателей «дна» жизни.

Однако такая трактовка неоднозначна. В пьесе писатель не использует прямые призывы к революции. Горький лишь показывает обездоленных, несчастных людей, у которых нет ни желания, ни сил что-то изменить в своей жизни.

а если попытки и предпринимаются, как, например, у Васьки или Актера, они оказываются все равно бесполезными. Обитатели «дна» не имеют никаких понятий о нравственных ценностях. Их не интересуют окружающие, они замкнуты только на себе. Они издевательски смеются друг над другом и тем самым унижают самого себя.

Эти люди отвержены обществом. Нет в обитателях «дна» нравственного начала, способного стать опорой для их дальнейшего возрождения. Изгои общества не могут возродиться, и их уделом остается только дальнейшая деградация. Споры о жизни, которые ведут герои произведения, абстрактны и умозрительны.

Настоящей жизни они не знают, ведь она прошла мимо. Этим людям неизвестно возвышенное, прекрасное, светлое и чистое.

https://www.youtube.com/watch?v=4g94dgwXqOg\u0026t=12s

Героев своей пьесы М. Горький называет «бывшими людьми». Он говорит, что пьеса «На дне» стала результатом его «почти двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей». У писателя нет симпатии и сочувствия к своим героям. А у них нет высоких стремлений. Любые попытки спасти свой внутренний мир в лучшем случае могут стать уходом в мир иллюзий и грез.

Например, Настя, чтобы отвлечься от убогости реальной жизни, читает любовные романы. Отсутствие высоких стремлений вскрывает деградацию и убогость босяков, жителей ночлежки, обитателей дна. На примере таких людей М. Горький показывает, что безволие, безыдейность никогда не приносит положительных результатов.

Жизнь обитателей ночлежки не имеет смысла и у них нет будущего.

Основной конфликт в пьесе на дне. Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький Максим)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Конфликты в пьесе На дне

Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения, время беспощадно бежит и с каждым поколение можно услышать свои мнения по воду данного произведения.

Современное время диктует свои правила, но все же, актуальна ли данная пьеса сегодня? Можно сказать, что, безусловно, да.

Независимо от того каких вершин добилось человечество, какие технологии теперь придуманы, какой образ жизни теперь преобладает, всегда будет присутствовать «дно».

А на «дне» всегда будут люди, который по каким-то причинам оказались в нем, а выбраться не могут или не хотят.

В пьесе Горького описывается отвратительная, грязная ночлежка, которая стала пристанищем для некоторых людей.

Люди разные и кто-то был уважаемым человеком, кто-то был семейный человек, но в жизни пошло что-то не так и все – «дно». Но прежде всего это люди, которые также строят планы, о чем-то думают, на что-то надеются.

У каждого есть своя история, которая привела этих людей в ночлежку, но каждому просто плевать на другого человека.

Слои общества, которые относятся к успешным людям, считают людей «дна» недостойными людьми, они брезгуют этими людьми. Отношение как к животным, люди с верхов считают, что ночлежка для низших слоев общества, это то, что они заслуживают.

Проблема социального конфликта становится более ясной, когда приходит понимание того, что люди ничем не отличаются друг от друга. Нет разницы между светскими людьми, и теми людьми кто упал на «дно». Эти люди также переживают любовные чувства, злобу, лицемерие, зависть. Если представить этих людей в дорогой и чистой одежде, то чем не дворяне?

Веры на лучшее нет. Эти люди смирились, и у них уже нет желания что-то изменить. Стоит только оказаться на «дне», то для остальных людей сразу становишься отбросом общества. Словно таракан, которого каждый хочет раздавить или крыса, которая несет заразу. Суть в том, что под грязной и рваной одеждой никто не пытается рассмотреть душу человека.

В обществе такого характера, у тех, кто упал на «дно» просто нет шансов, выбраться не удастся. Социальный конфликт в этом и заключается.

Жизнь Василисы

У содержателя ночлежки, 54-летнего Костылева, была молодая жена Василиса, возраст которой составлял всего 26 лет. Отношения между этими двумя героями драматичны. Василиса не по любви, а по расчету вышла замуж за Костылева, а он постоянно попрекает героиню нищетой («свинья», «нищая»). Вряд ли супруг искренне любит свою жену.

Любовный конфликт в пьесе «На дне» его не касается. Это жадина, стяжатель, лицемер, которому чужды чистые, светлые чувства. «Поганая», — называет он ее. Для Василисы жизнь с подобным человеком — ад, их отношения далеки от любви. Поэтому она изменяет ему с другим героем, Васькой Пеплом.

Именно вокруг последнего строятся особенности любовного конфликта в пьесе «На дне».

Конфликты в пьесе Горького На дне

Максим Горький — один из крупнейших русских писателей и драматургов 20 века. Его рассказы, романы и пьесы всегда были наполнены глубоким философским подтекстом и острым социальным посылом.

Это правило не обошло стороной и его наверное самую знаменитою пьесу «На дне». Пьеса «На дне» является эталонным представителем такого жанра, как общественно-философская драма.

Горький написал её в 1902 году с целью предоставить искушённому читателю настоящие дно жизни.

В этой пьесе, можно выделить несколько типов конфликта. Людской конфликт или можно назвать его бытовой. Главным примером такого типа конфликта служат любовные перепитии между Васькой Пеплом, Наташей и её сестрой Василисой Костылёвой. Суть конфликта в том, что Василиса жената на Костылёве — содержателе ночлежки. Жената она не по любви, а по расчёту.

Да и,по правде сказать, глубоко ненавидит мужа, по этой причине она ищет утешения у Васьки Пепла. Но Василиса крайне бездушная девушка, она ревнует Пепла к своей сестре Натальи. И методы её борьбы за Ваську Пепла, просто ужасны: она избивает и психологически давит на Наталью. Васька открыто ей говорит, что никогда не любил её. И Васька уходит к Наташе.

Василиса озверев от своего поражения, начинает избивать Наташу с новой силой и ещё большей яростью. Однажды, когда семья Костылёвых в который раз жестоко избивала Наташу, Пепел заступился за возлюбленною и убил хозяина ночлежки. На что Василиса сразу отреагировала дачей показаний против Пепла, хотя Василисе только это и нужно было, ведь теперь вся ночлежка досталось ей.

Она даже раньше пыталась уговорить Ваську сделать это. В итоге Васька и попал в тюрьму, а Наташа в больницу.

Также можно выделить конфликт между Настей и другими постояльцами ночлежки. Над Настей все смеются и издеваются, так как она, являясь дамой «легкого поведения», питает огромную страсть к любовным романам и грезит о чистой любви с каким-нибудь «Раулем», который сможет её вытащить из этого социального дна. Но все её сожители откровенно смеются над её мечтами и вечно дразнят её.

Читайте также:  Образ Алексея Швабрина в «Капитанской дочке» А. Пушкина

Этими конфликтами автор показывает нам, что даже будучи в таком незавидном положении можно сохранить чистоту души как Настя. И в то же время, находясь в положении социального бедствия, многие люди теряют своё человеческое лицо и морально скудеют, как Василиса.

Ещё одним родом конфликта, можно назвать конфликт философский. Самый важный конфликт в пьесе происходит между Сатиным и Лукой. Этот конфликт не явный, прямого соперничества между этими персонажами нет, тем не менее данный конфликт проносится вихрем сквозь всю пьесу.

А конфликт заключается в насущном вопросе «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь»? Лука в этом споре отстаивает позиции сладкой лжи. Лука считает, что человеку нужно утешение, чтобы он духом не упал.

Ведь, ложь может быть во блага и подавать надежду в трудной ситуации. Но Сатин категорически против жалости. Он думает, что человек не нуждается в сострадание. Что человек выше сострадания.

В самой пьесе не даётся точного ответа, а читателю предоставляется возможность самому принять решение на чьей он стороне: Луки или Сатина.

Также на протяжение всей пьесы прослеживается ярко выраженный конфликт людей с обществом. К примеру Сатин, ведь он не глуп и вполне мог бы вести образ жизни обычного человека, но он намеренно противопоставляет себя обществу.

Или конфликт людей внутри себя. Такой конфликт у Актёра более заметен чем у других. Актёр не может справиться со своей алкогольной зависимостью. Его творческая душа хочет отказаться от этого «яда», но тело не может.

В конце пьесы Актёр повесился.

Василиса и Наташа

Василиса, эта жестокая, злая женщина с «дьявольским характером», ведет за Пепла борьбу, методы которой очень сомнительны. Она ревнует его к Наташе, своей бесправной сестре, во всем зависящей от нее. Наташа нравится обитателям ночлежки, а Василису они не жалуют.

Сестра Костылевой — «славная девка», «надежный человек», а жена владельца ночлежки — «гадюка ядовитая». У Наташи множество достоинств, поэтому и Васька Пепел неравнодушен к ней. Властную сестру же он упрекает в отсутствии души.

С Костылевой этот герой искренен и напрямую говорит, что никогда не любил ее, а жил вместе с ней лишь ради развлечения, просто так. В конце концов Васька оставляет Василису ради Наташи. Костылева не может вынести любви этого героя к своей сестре.

Эта мстительная натура, охваченная яростью, непрестанно бьет и мучит Наташу. Последняя, находясь в столь невыносимых для себя условиях, готова сбежать с Пеплом на край света.

Отношения между ним и Наташей обогащают героя, дают надежду на совсем иную, новую жизнь, что показывает М. Горький («На дне»).

Популярные сегодня темы

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

Стремление к своей цели, к своему желанию является главным смыслом жизни человека. А не имея своей цели, своей мечты – то вовсе и нет человека, как нет птицы без крыльев.

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимаются проблемы актуальные на все времена. В ней рассказывается о том, что грубость всегда порождает грубость. А глупость, глупость.

Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить.

Любит ли Василиса Ваську Пепла?

Василиса показана в пьесе как корыстолюбивый человек. В своей связи с Пеплом она видит не просто возможность обрести женское счастье. Костылева надеялась, что Васька поможет ей разделаться с мужем, после чего она будет полновластной хозяйкой его заведения. Пьеса Максима Горького «На дне» заставляет о многом задуматься.

Возникает закономерный вопрос: «А любит ли на самом деле Василиса Пепла?» Представляется, что нет. Разве толкала бы она его в противном случае на преступление, обрекая себя на неминуемую разлуку с любимым? Стала бы она подстрекать его к воровству, а затем скупать краденое? В последний момент Василиса все еще думает уговорить Пепла на сговор с ней.

Она даже согласна на брак его с Наташей, обещает Ваське денежное вознаграждение.

Сущность Костылевой

Особенности любовного конфликта в пьесе «На дне» раскрывают истинную сущность Василисы. Пепел чувствует ее. Он говорит, что Василисе надо лишь денег и воли, «чтобы развратничать». Васька смог бы даже полюбить эту героиню, пойти на что угодно ради ее счастья, однако страсть к деньгам оттолкнула его. Он не может примириться с этим в характере Василисы.

Костылева ставит Пепла в тупик. Заступившись однажды за Наташу, которую обварили кипятком и жестоко избивали муж с женой, Васька убивает владельца ночлежки в драке. Этого и хотела Василиса. В ней не осталось ничего человеческого, лишь полное нравственное падение, которое, несомненно, показывает пьеса Максима Горького «На дне».

Проститутка Настя

Говоря о любовной теме в произведении, необходимо сказать пару слов и о еще одной героине пьесы — проститутке Насте. Ее не случайно вводит в повествование М. Горький («На дне»). Барон и Бубнов издеваются, смеются над Настей, над ее выдуманной историей любви. Эта героиня грезит о Рауле, воображаемом поклоннике, думая, что он ее возвышенно и страстно любит.

Настя читала любовные романы, представляя себя их героиней. Это единственное, что есть хорошего в ее тяжелой жизни. Торгуя своим телом, она душой все еще тянется к теплу, свету, участию и доброте. За этой выдумкой скрывается глубокая потребность героини в любви.

Настя не теряет надежды, не прекращает верить в то, что большое и чистое чувство изменило бы всю ее жизнь, подняв со дна.

Таковы особенности любовного конфликта в пьесе «На дне».

Максим Горький в этой пьесе показывает, как личность калечат нечеловеческие условия существования, уродуя возвышенные чувства, приводя к деградации и разрушению человеческого «я».

Духовно-нравственное и социальное тесно связаны в творчестве этого писателя, что в очередной раз доказывает в произведении М. Горький. «На дне» поэтому по праву считается социально-философской пьесой.

Особенности жанра и конфликта

Домашнее задание к уроку

1.​ Прочитать пьесу «На дне».

2.​ Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.

3.​ Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.

4.​ Какова природа конфликта в пьесе?

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.

История создания пьесы

Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!

  Мини-сочинение на тему “Что такое хороший поступок?”

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».

Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные.

Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?

Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.

В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.

Где происходит действие пьесы?

В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.

Как изображается место действия в пьесе?

В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла.

Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни).

Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?

Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.

Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский.

Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой.

Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.

Ссылка на основную публикацию