Сочинение: История создания поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»

К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет.

Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя.

Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

«Пушкин находил, – писал Гоголь, – что такой сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому».

В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину: «Начал писать “Мертвые души”. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!».

Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал.

В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести “Мертвые души” – перемежал смешные явления с грустными.

Большая часть произведения создавалась за границей, главным образом в Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведенного нападками критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.

В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился.

Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!..

Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения – поэма, и ее герой – вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

После гибели Пушкина, явившейся для Гоголя тяжелым ударом, работу над «Мертвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у С.Т. Аксакова, с семьей которого в это время подружился. Друзьям понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внес в рукопись необходимые поправки и изменения.

В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряженно работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями. Осенью 1841 года писатель вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги.

На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.

В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришел к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить в трех томах “Мертвых душ”.

В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мертвых душ». По словам самого писателя, первый том “Мертвых душ” – лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома – чистилище и возрождение.

Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.

В декабре 1841 года рукопись была готова к печати, но цензура запретила ее выпуск. Гоголь был подавлен и искал выход из создавшегося положения. Втайне от московских друзей, он обратился за помощью к Белинскому, который в это время приехал в Москву.

Критик пообещал помочь Гоголю, и через несколько дней уехал в Петербург. Петербургские цензоры дали разрешение напечатать “Мертвые души”, но потребовали изменить название произведения на «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

Таким образом они стремились отвлечь внимание читателя от общественных проблем и переключить его на похождения Чичикова.

«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и имеющую большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, цензура категорически запретила.

И Гоголь, дороживший ею и не жалевший от нее отказываться, был вынужден переработать сюжет. В первоначальном варианте вину за бедствия капитана Копейкина он возлагал на царского министра, равнодушного к судьбе простых людей.

После переделки вся вина была приписана самому Копейкину.

В мае 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагеря – сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым еще в 1840 году). Каждая страница создавалась напряженно и мучительно, все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжег рукопись этого тома.

Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путем прямого наставления, но не смог – он так и не увидел идеальных «воскресших» людей.

Однако его литературное начинание было позднее продолжено Достоевским и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.

Все темы книги «”Мертвые души” Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

  • Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая
  • Особенности поэмы «Мертвые души»
  • Сочинения

Критики о поэме «Мертвые души» и творчестве Н.В. Гоголя

История создания поэмы Мертвые души Гоголя

«Мертвые души» – самое известное и значимое для русской литературы произведение.  Н.В. Гоголь 23 года занимался писательской деятельностью, 17 из которых посвятил работе над поэмой.  Первый том вышел в свет в 1842 году после семилетнего труда над рукописью.

Планировался выпуск трех томов, где подобно сюжету «Божественной комедии» Д. Алигьери, герои должны пройти этапы – греха, очищения и воскрешения.

До настоящего времени дошел сюжет только первого тома, в котором через типы и характеры героев автор раскрывает проблемы общества России XIX века.

Большой вклад в создание поэмы внес А.С. Пушкин. На основе его идеи выстроен сюжет произведения.

Сам знаменитый поэт изначально планировал написать свойственную для него стихотворную поэму, но решил, что эту идею как никто воплотит в жизнь Гоголь, ведь его герои всегда отличались яркостью и реалистичностью. А.С.

Пушкин поделился с ним историей о человеке, который получал деньги за умерших людей. Так появились «Мертвые души».

История поэмы началась в Санкт-Петербурге в 1835 году. В октябре этого года Гоголь сообщил Пушкину, что начал работу. Автор задался целью – показать другую Россию – мрачную и неуютную, где процветает обман, жадность, скупость.

Главный герой, Чичиков, путешествует по России в поисках «мертвых душ». С помощью такой сюжетной линии планировалось наиболее ярко показать изъяны общества и отобразить характеры героев. Изначально произведение задумывалось как сатира, но юмора не получилось.

Слишком серьезная и острая проблема была развернута в поэме.

Написав первые главы, Гоголь поделился написанным с Пушкиным. После прочтения знаменитый поэт отметил, насколько грустна и безнадежна Россия. В связи с этим Гоголь вносит поправки и наряду с мрачными пейзажами в произведении появляются и веселые мотивы. Зарождается новый замысел – написать три тома.

В первом томе показать читателям проблемы, существующие в обществе с помощью разных типов героев. Второй том – осознание героями своих «грехов». Третий том – их возрождение. Тем самым Гоголь в последней части планировал показать свое видение и идеал России.

После прочтения произведения Жуковскому, Гоголь в корне пересматривает подход к поэме. Теперь его задачей становится показать не только мрачную Россию. Он стремиться отобразить Россию со всех сторон, добиваясь максимальной открытости и объективности.

В этот же период автор определяется и с жанром произведения – поэмой в прозе. Должна была получиться некая летопись России.

Писатель продолжает работу над поэмой уже заграницей. В ходе написания Гоголя постоянно мучают сомнения по поводу сюжета. Была вероятность, что «Мертвые души» так и не будут закончены. Но смерть А.С. Пушкина послужила толчком к дальнейшему творчеству. Гоголь дал слово довести начатое до конца и воплотить идею поэта.

К концу 1841 года первый том был дописан и готов к изданию. Но на пути к печати поэма встречает много критики и препятствий. Слишком открыто и реалистично Гоголь отразил проблемы общества. Согласиться с этим цензура не могла.

В результате «борьбы за печать» поэма была отредактирована. Изменилось название и отредактированы некоторые главы.

  Для того, чтобы отвлечь читателя от общественных проблем, поэма должна была носить двойное название «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

В 1842 году произведение было опубликовано. Успех был очевиден. Тираж раскуплен. Мнение читателей было неоднозначными. Гоголя обвинили в ненависти к стране.

Несмотря на трудности, автор продолжает работу над поэмой и берётся за написания второго тома. В ходе работы Гоголь несколько раз переписывает сюжет. Но второй и третий том читатели так и не увидели.

Читайте также:  Сочинение: Основные проблемы в рассказе «Темные аллеи» И.А. Бунина

Автор не смог справиться эмоционально и сжег рукопись.

История создания «Мертвых душ» не менее интересна, как и сама поэма, так как отражает судьбу не только одного произведения, но и историю целой эпохи.

Вариант 2

Николай Васильевич Гоголь создовал необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души», работа над которым началась в 1835 году.

Сюжет прекрасного творения был подсказан знаменитым писателем Александром Сергеевичем Пушкиным, что не являлся безразличным к творчеству Гоголя. Работа над произведением продолжалась 17 лет, ибо каждая мелочь и любая деталь продумывалась писателем до последнего, тщательно.

Изначально предполагалось, что роман будет юмористическим, однако путем раздумий и глубоких размышлений, Николай Васильевич решил затронуть глобальные проблемы жизни людей в равнодушном мире.

Обозначая жанром произведения поэму, Гоголь посчитал лучшим вариантом разделить её на три части, где в первой желал изобразить отрицательные качества современного общества, во второй же – это самореализация личности, пути ее исправления, а в третьей – жизнь персонажей, что поменяли судьбу в правильную сторону.

Первая часть заняла у писателя по времени ровно 7 лет, начало было положено в России, однако впоследствии продолжилось за границей. Уделял творению довольно большое время, ибо хотел, чтобы все было безупречно. К печати часть была уже готова в 1841 году, но, к сожалению, не сумела пройти цензуры.

Процесс издания произошел лишь со второго раза, с тем учетом, что помогли Гоголю в этом друзья, имеющие влиятельное положение. Но печаталось творение с некими оговорками: Николай Васильевич обязан был поменять название на «Похождения Чичикова или Мертвые души», внести некоторые коррективы, исключить повести «о капитане Копейкине».

Но писатель согласился лишь на то, чтобы изменить текст, а не удалить его из поэмы. Так и вышла в печать первая часть в 1842 году.

После издания работы произошел шквал критики. Судьи, чиновники, прочие люди верховного статуса были категорически против того, чтобы принимать произведение, ибо считали, что Гоголь показал Россию не такой, какой она является на самом деле.

Они утверждали, что родина вырисована Николаем Васильевичем суровой, серой, негативной. Были разногласия по поводу мертвой души, что писал Гоголь в романе. Бездумные люди говорили, что душа бессмертна и то, о чем толкует писатель, это полная чушь, несуразица.

Становится ясно, что до великого Гоголя по уму им слишком далеко.

Примечательно то, что друзья и коллеги считали, как глубоко и точно поднял вечные проблемы Николай Васильевич, ибо то, что изображено в поэме, просто потрясает своей действительностью, суровостью, правдой.

Критика со стороны людей Гоголя задевала серьезно, но это не помешало продолжать ему работу над романом. Вторую главу писал до самой смерти, так и не докончив ее. Николаю Васильевичу произведение казалось неидеальным, несовершенным.

Ровно за девять дней до своей кончины собственные рукописи Гоголь отправил в костер, это был чистовой вариант. На сегодняшнее время остались уцелевшими некоторые главы, по количеству их составляет пять, сейчас в наши дни они воспринимаются отдельным самостоятельным произведением.

Как видно, осуществление третье части романа не произошло, это осталось лишь задумкой, которую Гоголь не успел воплотить в жизнь.

Таким образом, Николай Васильевич Гоголь считается непревзойденным писателем, ибо смог преподнести все насущные проблемы в своем творчестве.

Его многолетник труды неоценимы, после прочтения остается множество вопросов. Собственную точку зрения удалось изложить в романе «Мертвые души», который сейчас является шедевром мировой литературы.

Пускай Гоголь не успел докончить третью часть, зато он оставил читателям то, за что стоит хвататься руками и ногами, над чем желательно задуматься и поразмышлять. Николай Васильевич ничего бы зря не поместил в поэму, ибо слишком заботился о ее процессе написания.

Все детали продуманы до мелочей. Поэтому произведение и представляет необычайную ценность!

История 3

Николай Гоголь начал работать над созданием поэмы «Мертвые души» с 1835 года. Свое творение автор закончил только к концу собственной жизни. Вначале автор планировал создать произведение в 3 томах. Главную идею книги Гоголь взял у Пушкина.

Автор писал поэму на родине, в Италии и Швейцарии, также во Франции. Первая часть книги писатель закончил в 1842 году. Этот том Гоголь назвал «Приключения Чичикова или Мертвые души». В следующем томе писатель намеревался изобразить меняющуюся Русь и людей. В этом томе Чичиков пытался исправить помещиков.

В третьем томе автор хотел описать измененную Россию.

В наименовании книги отображается основная мысль поэмы. При буквальном значении, читатели понимают суть обмана Чичикова. Герой занимался приобретением душ усопших крестьян. Поэма имеет более глубокое значение.

Вначале автор задумал сочинить поэму по произведению «Божественная комедия» от Данте. Гоголь замыслил, что персонажи проходят круги чистилища и ада. В конце произведения герои должны вознестись и заново воскреснуть.

Гоголь не смог воплотить собственный замысел. Гоголь смог завершить только первую часть. В 1840 году автор написал несколько вариантов второго тома. По непонятным причинам автор сам уничтожил вторую часть книги. У поэмы есть только черновых рукописей второй части.

Писатель в своем творений выделяет бездушность и безжалостность персонажей. Собакевич был очень бездушным как Кощей бессмертный. Кроме него все городские чиновники, изображенные в книге, не имели душ.

В начале книги описано активное и интересное существование жителей города. В книге мертвая душа – это простое явление. Для персонажей человеческая душа считается отличительной чертой живого человека.

Название произведения тесно связано с символикой уездного городка N. А город K изображал всю страну. Автор хотел показать, что в России наступил упадок и то, что души жителей угасли. Гоголь показал всю подлость существования падшего городка.

В одном из выступлений читая имена усопших, Чичиков оживляет их в собственной фантазии. В поэме живыми душами являются Плюшкин и Чичиков. Образ Плюшкина различается от других героев.  В 6 главе автор дал полное описание сада Плюшкина.

Сад – это сравнение души Плюшкина.

Мир, описанный в «Мертвых душах» считается совершенной противоположностью настоящего мира. С « мертвыми душами» связано социальное направление творения. Замысел Чичикова невыполнима и в то же время проста.

Несколько интересных сочинений

История создания поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя (Второй вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

«Мертвые души» — центральное произве­дение Гоголя, задуманное как трилогия о жизни России, над кото­рым писатель работал с 1835 года до смерти в 1852 году.

Опублико­ван был лишь первый том (1842), а второй был сожжен перед смертью; к работе над третьим томом писатель так и не приступил. Таким образом, из 23 лет, отданных творчеству, 17 лет Гоголь по­святил работе над «Мертвыми душами».

Большую часть этого вре­мени он прожил за границей, главным образом в Италии.

Работа над этой книгой протекала не просто — в это время Го­голь пережил несколько тяжелейших духовных и физических кри­зисов.

В 1840 году его постигла опасная болезнь, он уже был готов умереть, но неожиданно пришло исцеление, которое Гоголь, глубо­ко религиозный человек, воспринял как дар, посланный ему свыше во имя исполнения его высокого замысла.

Именно тогда у него окончательно складывается философия и нравственная идея второго и третьего томов «Мертвых душ» с сюжетом человеческого само­совершенствования и движения на пути к достижению духовного идеала.

Но работа идет трудно: утопия некой воображаемой новой России никак не согласуется с реальностью. Так в 1845 году возни­кает еще один кризис, в результате которого Гоголь сжигает уже написанный второй том. Он чувствует, что нуждается в напряжен­ной внутренней работе над самим собой. Материал с сайта //iEssay.ru

Гоголь читает и изучает духовную литературу, Священное писа­ние, вступает в переписку с близкими по духу друзьями. Результа­том становится художественно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями», опубликованная в 1847 году и вы­звавшая самую ожесточенную критику.

В этой книге Гоголь выразил мысль, сходную с той, которая лежит в основе замысла трилогии «Мертвые души»: путь к созданию новой России лежит не через слом государственной системы или же различные политические преобра­зования, а через нравственное самосовершенствование каждого че­ловека.

Эта идея, выраженная в публицистической форме, не была воспринята современниками писателя. Тогда он решил продолжить ее разработку, но уже в форме художественного произведения, и с этим связано его возвращение к прерванной работе над вторым то­мом «Мертвых душ», которая завершается уже в Москве.

К 1852 году второй том был фактически полностью написан. Но вновь писателя одолевают сомнения, он начинает правку и в течение нескольких месяцев беловик превращается в черновик. А физические и нервные силы были уже на пределе.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Го­голь сжигает беловую рукопись, а 21 февраля (4 марта) он умирает.

На этой странице материал по темам:

  • история создания поэмы гоголя мертвые души
  • история создания поэмы мёртвые души н. в. гоголя
  • мертвые души как часть трилогии
  • история создания поэмы н. в. гоголя «мёртвые души»
  • утопия второго тома мертвых душ

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души»

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души».

Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. В начале XIX века на юг России, в Бессарабию, бежали с разных концов страны тысячи крестьян, спасавшихся от жестоких хозяев-помещиков. Их ловили и водворяли на место.

Читайте также:  Сочинение: Старые хозяева вишневого сада

Но хитроумные мужики нашли выход: они меняли имена и фамилии на умерших на юге крестьян и мещан.

Например, обнаружилось, что город Бендеры населен «бессмертными» людьми: в течение многих лет там не было зарегистрировано ни одной смерти, потому что было принято умерших «из общества не исключать», а их имена отдавать прибывшим сюда крестьянам: местным владельцам приток живой силы был выгоден.

Сюжет поэмы состоял в том, как ловкий пройдоха нашел в русских условиях головокружительно смелый способ обогащения. При крепостном праве крестьяне приписывались к помещикам в качестве рабочей силы и подданных им личностей.

Помещики платили государству налоги за каждого крестьянина, или, как тогда говорили, за каждую крестьянскую душу. Государственные ревизии этих душ проводились редко – один раз в 12-15 лет, и помещики годами вносили деньги за давно умерших крестьян.

На бумаге они все еще существовали, а на деле были «мертвыми душами».

Герой поэмы Чичиков решается на такую аферу: за дешевую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, в Херсонскую губернию, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. За одну тысячу «мертвых душ» он получает чистый доход в 100 тысяч рублей.

Работу над поэмой Гоголь начал осенью 1835 года, до того, как приступил к «Ревизору». В том же письме, в котором Гоголь просит у Пушкина сюжет для комедии, он сообщает: «Начал писать „Мертвых душ“.

Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни.

Цель у Гоголя иная – показать лишь темные стороны жизни, собрав их, как и в «Ревизоре», «в одну кучу».

Перед отъездом за границу Гоголь познакомил Пушкина с началом своего произведения: «…Когда я начал читать Пушкину первые главы из „Мертвых душ“ в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачней, сумрачней, а наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: „Боже, как грустна наша Россия!“»

Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. Неудача с «Ревизором» еще более укрепила Гоголя в правоте своих сомнений. И за границей писатель приступает к доработке уже написанных глав.

В письме к Жуковскому в ноябре 1836 года он сообщает: «…Я принялся за „Мертвых душ“, которых было начал в Петербурге.

Все начатое переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!»

По мнению К. В. Мочульского, «постановка „Ревизора“, воспринятая как поражение, заставила его переоценить свое творчество. Перед Гоголем встал вопрос: почему его не поняли соотечественники? Почему на него восстали „целые сословия“? И он на это ответил: моя вина.

Все, что он доселе писал, было ребячеством: он относился несерьезно к своему писательскому призванию и неосторожно обращался со смехом… Теперь он знает, как опасна односторонность изображения, и ставит себе целью полноту. Вся Россия должна отразиться в поэме». Теперь он решает придать повествованию о путешествии Чичикова общенациональный масштаб.

Сюжет о плутнях пройдохи и авантюриста остается, но на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающие в себя явления всероссийской значимости («маниловщина», «ноздревщина», «чичиковщина»).

Само повествование о них приобретает летописный характер, претендующий на всесторонность воссоздания русской жизни, переносящий писательский интерес с авантюрной интриги на глубокий анализ противоречий русской жизни в их широкой исторической перспективе.

Первоначальный замысел показать Русь «с одного боку» уступает место более объемной и сложной задаче: наряду со всем дурным «выставить на всенародные очи» и все хорошее, дающее надежду на будущее национальное возрождение.

Это возрождение Гоголь связывает не с социальными переменами, а с духовным преображением русской жизни. Социальные пороки он объясняет духовным омертвением людей. Название «Мертвые души» принимает у него символический смысл.

Гоголь убежден, что общественно-историческая жизнь нации связана тысячами незримых нитей с душевным состоянием каждого человека, она складывается из мелочей.

Именно в мелочах повседневной жизни, в их противоречивом многообразии образуются как положительные, так и отрицательные устремления общественного бытия, как идеальная, «прямая его дорога», так и «уклонения» от нее.

Отсюда возникает на страницах «Мертвых душ» редкое сочетание «дробности, детальности художественного анализа» с масштабностью и широтой художественных обобщений.

Жанровое обозначение «роман» перестает отвечать природе развивающегося замысла, и Гоголь называет теперь «Мертвые души» поэмой. Этот замысел ориентируется уже на «Божественную комедию» Данте с ее трехчастным построением: «ад», «чистилище» и «рай».

Соответственно у Гоголя первый том «Мертвых душ» мыслится как «ад» современной, сбившейся с прямого пути русской действительности, во втором томе намечается выход из ада к ее очищению и возрождению («чистилище»), а третий том должен показать торжество светлых, жизнеутверждающих начал («рай»).

Впрочем, предположение о трехчастном построении замысла «Мертвых душ» в последнее время оспорено рядом исследователей. Ведь такая трехчастная структура не соответствует православному вероучению и православному типу мышления.

Да и вообще может ли быть речь у верующего христианина о водворении «райской жизни» на этой земле? Архимандрит Феодор (Бухарев), ссылаясь на слова самого Гоголя, утверждал, что поэма должна была закончиться «первым вздохом Чичикова для истинной прочной жизни».

Остальные так же возродятся – «если захотят».

Если раньше «плодотворное зерно» русской жизни Гоголь искал в историческом прошлом («Тарас Бульба»), то теперь он хочет найти его в современности.

Гоголь верит, что душа русского христианина, пройдя через страшные искушения и соблазны, вернется на путь православной истины.

В глубине падения своего, на самом дне пропасти, ощутит христианин загорающийся в его душе праведный свет, голос совести. Один из героев незаконченного второго тома, обращаясь к Чичикову, говорит:

«Ей-ей, дело не в этом имуществе, из-за которого спорят и режут друг друга люди, точно как можно завести благоустройство в здешней жизни, не помысливши о другой жизни.

Поверьте-с, Павел Иванович, что покамест, брося все то, из-за чего грызут и едят друг друга на земле, не подумают о благоустройстве душевного имущества, не установится благоустройство и земного имущества. Наступят времена голода и бедности как во всем народе, так и порознь во всяком… Это-с ясно.

Что ни говорите, ведь от души зависит тело… Подумайте не о мертвых душах, а о своей живой душе, да и с Богом на другую дорогу!»

В том же томе генерал-губернатор, почувствовав бесплодность борьбы со взяточничеством административными мерами, собирает всех чиновников губернского города и произносит перед ними такую речь: «Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже, мимо законного управленья, образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия; все оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность. И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как ни ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Все будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что он так же, как в эпоху восстанья народ вооружался против врагов, так должен восстать против неправды…»

Речь военного губернатора к подчиненным здесь напоминает речь Тараса Бульбы о «товариществе».

Но если запорожский герой Гоголя призывал народ к сплочению и духовному единству перед лицом внешнего врага, то герой второго тома «Мертвых душ» зовет к всеобщей мобилизации и ополчению против врага внутреннего.

Именно в духовной перспективе, открывшейся перед Гоголем, можно правильно понять направление и пафос первого тома «Мертвых душ», работу над которым он завершил летом 1841 года.

Цензура, признав «сомнительными» тридцать шесть мест, потребовала также решительной переделки «Повести о капитане Копейкине» и изменения в заглавии поэмы – вместо «Мертвые души» «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Гоголь согласился на переработку, и 21 мая 1842 года первый том поэмы вышел из печати.

История создания поэмы «мертвые души»

  • 9 класс
  • Сочинения по русской литературе
  • История создания поэмы «мертвые души»

Отсчет в истории создания бессмертного творения Н. Гоголя «Мертвые души» можно начать с 7 октября 1835 года.

Этим числом датировано письмо Гоголя к Пушкину: «Начал писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым можно коротко сойтись.

Мне хочется в этом романе показать с одного боку всю Русь».

Толчком к началу работы над произведением послужила беседа Гоголя с Пушкиным. Пушкин благосклонно воспринял небольшой эпизод, прочитанный ему Гоголем, и посоветовал, принимая во внимание его слабое здоровье, приступить к написанию большого сочинения.

Кроме того, Пушкин подарил Гоголю собственный сюжет, из которого он сам хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам Гоголя, он бы не отдал никому другому. Пушкин же был и первым человеком, услышавшим первую редакцию «Мертвых душ», которая, к сожалению, не сохранилась.

Начальные главы вызвали неожиданную реакцию поэта: вместо того чтобы смеяться, Пушкин становился все более и более печальным, а в конце произнес: «Боже, как грустна наша Россия!»

Читайте также:  Ф.И. Тютчев «Последняя любовь» — краткий анализ произведения

Между тем Гоголь продолжает работу над произведением. Писатель убежден в необходимости «глубоко обдумать свои обязанности авторские, свои будущие творения» и обращается к друзьям с просьбой снабдить его конкретным материалом, реальными фактами мошенничества.

Довольно сильное впечатление на него оказывает поездка за границу: там он обдумал план произведения и переделал все написанное в Петербурге. Стараясь окружить содержание будущего произведения таинственностью и секретностью, Гоголь в одном из своих писем Жуковскому разрешает объявить всем его название.

По мнению исследователей, это был своеобразный рекламный трюк Гоголя, связанный с его новым авторским мироощущением. Гоголь воспринимал «Мертвые души» как главный труд своей жизни, как выражение некоей избранности и высшей предопределенности: «И ныне я чувствую, что не земная воля направляет путь мой».

К тому же после того, как Гоголь узнал о смерти Пушкина. Отныне замысел «Мертвых душ», направляемый «неземной волей», воспринимается им как священное завещание великого поэта.

Через три года Гоголь возвращается в Россию, что ознаменовало новый этап в творческой истории «Мертвых душ», — время регулярных петербургских и московских чтений.

Слух о «Мертвых душах» облетает к этому времени всю Россию и возбуждает всеобщее внимание и любопытство к гоголевскому роману.

Однако познакомиться с произведением могли только избранные, потому что писатель отказывался печатать отдельные главы еще не законченного труда.

Вскоре Гоголь снова отправляется за границу, где неожиданно на него нападает страшное «нервическое раздражение», усиленное приступами «болезненной тоски». После кризиса Гоголь заканчивает работу над первым томом. В то время, когда он еще вносит изменения и переписывает первый том, в голове его уже зарождается замысел второго.

Между тем напечатать первый том долгое время не удается. Более полугода длится цензурная волокита: цензор Никитенко не пропускает в печать некоторые фразы, эпизод о капитане Копейкине, а также меняет название на «Похождения

Чичикова, или Мертвые души», тем самым акцентируя внимание на авантюрных моментах произведения. Гоголь вынужден идти на уступки, и в результате к 17 мая 1842 года печатание поэмы закончено. Книга не залеживается на полках, при этом отзывы на нее противоречивы.

К. Аксаков сообщал Гоголю: «Литераторы, журналисты, книгопродавцы, частные люди — все говорят, что давно не было такого страшного шума в литературном мире, одни браня, другие хваля». Работа над вторым томом также начинается за границей.

Снова Гоголь обращается к друзьям с просьбой о книгах и материалах. Он накапливает материал для изображения повседневной русской жизни, ее темных сторон и пороков, и для лепки более значительных, позитивных характеров.

После пятилетней кропотливой работы над вторым томом Гоголь неожиданно для всех сжигает рукопись, объясняя это так: «Бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого».

Таким образом, неудовольствие автора своим творением сводилось к неубедительности, идеальности изображаемого.

В конце сентября 1845 года Гоголь постепенно выходит из кризисной полосы и возобновляет работу над вторым томом.

На рубеже 1846-1847 годов выходят предисловие ко второму изданию «Мертвых душ» и «Выбранные места из переписки с друзьями». Доработка и шлифовка текста продолжается очень долго.

В этот период Гоголь совершает паломничество в Иерусалим, вернувшись в Россию, проведывает родную Васильевку, посещает Петербург.

К середине августа писатель переезжает в Абрамцево, и здесь происходит то, чего давно ждали не только в семействе Аксаковых, но и во всем читающем русском мире — Гоголь предлагает на суд слушателей второй том «Мертвых душ» (несколько первых глав).

Последние месяцы жизни Гоголя были отмечены резкими изменениями его настроения. Иногда отчаяние писателя доходило до такой степени, что из его уст звучали слова о нежелании публиковать второй том в связи с его несовершенством.

Под влиянием смерти сестры на писателя находит «страх смерти» — болезнь, от которой умер его отец.

Во время болезни Гоголь общается с протоиереем ржевского Успенского собора Матвеем Константиновским и читает ему несколько глав «Мертвых душ», прослушав которые, последний обвиняет Гоголя в недостаточном благочестии.

Гоголь обращается к графу Толстому с просьбой передать его рукопись митрополиту Филарету, чтобы тот проанализировал содержание с духовных позиций. Но Толстой «отказался принять бумаги, чтобы не показать больному, что и другие считают его положение безнадежным». Тогда Гоголь решает распорядиться рукописью по своему усмотрению.

По словам очевидцев, глубоко ночью, предварительно помолившись, Гоголь сжигает рукопись, а поутру сообщает Толстому: «Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы «Мертвых душ», которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти».

Через десять дней после сожжения рукописи, утром 21 февраля, писатель скончался. Весть о сожжении рукописи и смерти писателя потрясла всю Россию. По счастливому стечению обстоятельств, при вскрытии бумаг Гоголя обнаружилась рукопись второго тома. Но вместе с радостным чувством возникло и сомнение, стоит ли печатать найденное.

В конце концов, после долгой обработки рукописи, второй том был опубликован. Итак, история создания «Мертвых душ», длившаяся около двадцати лет, была ознаменована трудной, кропотливой работой автора. К написанию поэмы Гоголь приступил молодым человеком, вошел с ней в пору зрелости и приблизился к последней черте.

Произведение стало не только любимой книгой всей читающей России, но и приобрело международное признание.



Краткая история создания поэмы "Мертвые души" Николая Гоголя | Какой Смысл

История создания «Мертвых душ» Гоголя — это не только драматичное сожжение последнего тома, но и долгая подготовка к публикации, разработка образов персонажей, представляющих разные российские сословия. Попробуем разобраться, что было до создания и публикации главного произведения в жизни Николая Васильевича Гоголя.

История создания

Первые упоминания сюжета «Мертвых душ» относятся к 1831 году. Тогда Николай Васильевич излагал его в общении с Александром Сергеевичем Пушкиным, о чем у обоих есть заметки в дневниках.

Но работа над созданием поэмы началась еще в 1835 году и заняла в совокупности более семи лет. Сначала Гоголь думал, что создаст юмористическое произведение про стереотипную русскую душу со всеми ее пороками и достоинствами.

Уже в ходе работы над текстом автор понял, что под его искрометной сатирой должен быть иной, более серьезный смысл.

Изменения сюжета пришлись как раз на период, когда Гоголь ездил по Европе. Постоянные путешествия, тем не менее, не помешали ему работать над образом Чичикова — большой его гордостью, которую хвалил сам Пушкин, то есть его литературный наставник.

Уже в 1837 году Николай Васильевич впервые устроил чтения, на которых присутствовала российская знать. А в 1838 году он показал текст другому уважаемому деятелю литературы — Ивану Сергеевичу Тургеневу.

Тот тоже вполне приветливо воспринял работу старого друга.

Публикация произведения

Перед публикацией произведение неоднократно проходило через руки цензоров.

Во-первых, Гоголь выбрал довольно щепетильную и острую тему — в тот период гуманность содержания крепостных подвергалась большим сомнениям, но государственная политика не предусматривала их освобождение.

К тому же, он открыто указывал на вполне существующие в реальности мошеннические схемы, которые власть игнорировала, что опять-таки выставляло ее в невыгодном свете. Особой критике подвергся раздел поэмы, называющийся «Повесть о капитане Копейкине».

В ней Гоголь открыто указывал на произвол монарха, а также всестороннее злоупотребление властью на местах. Дневниковые записи писателя указывают на то, что он болезненно воспринял необходимость убирать этот фрагмент.

Но в них же он отмечал, что лучше устранить из текста один спорный момент, чем вовсе отказаться от его публикации. И, тем не менее, даже после отказа от «Повести о капитане Копейкине» цензура в 1841 году не пропустила текст.

Гоголь, и так часто находящийся в депрессивных состояниях, был совершенно подавлен.

На помощь ему пришел старый друг — известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, который переправил рукопись в Санкт-Петербург и нашел способ опубликовать ее.

Однако пришлось идти на новые уступки: название «Мертвые души» было заменено на более лояльное, а именно — «Похождения Чичикова, или мёртвые души».

Такой ход позволил сместить внимание читателя с острых социальных проблем на гораздо более безобидные в понимании государства приключения главного героя.

Будущее книги и второй том

В литературных кругах «Мертвые души» восприняли неоднозначно. Славянофилы обвиняли Гоголя в клевете, ненависти к родной стране и царю. И тут на помощь снова пришел Белинский.

Он выпустил несколько статей, в которых высоко оценил литературные способности Гоголя и значимость произведения для всего литературного потока. Поддержка поспособствовала внутреннему подъему Гоголя, и тогда он отправился в Европу.

Именно там он стал работать над вторым томом «Мертвых душ». Его особенности таковы:

  • Автор решил, что в новом томе будет изображать положительных героев, прошедших некое духовное очищение;
  • Второй том должен был стать адаптацией Чистилища, как в «Божественной комедии» у Данте Алигьери;
  • Чичиков по его замыслу должен был исправиться и найти новые смыслы в жизни взамен обогащению.

Но шаткое психическое здоровье не позволило Николаю Васильевичу Гоголю продолжить работать над произведением. Именно это привело к тому, что, по легенде, второй том был сожжен, так как автор посчитал его недостойным продолжением первого.

Незадолго после сожжения второй части поэмы Николай Васильевич умер. Со смертью Гоголя вообще связано много мистификаций. Но очевидно и неоспоримо одно: последние годы жизни писателя, подарившие литературе «Мертвые души», прошли не напрасно.

Ссылка на основную публикацию