Сочинение: Образ Агафьи Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов»

  • Особое место в произведении «Обломов» Ивана Гончарова занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
  • Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.
  • Сочинение: Образ Агафьи Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов»
  • Как и мужские, женские образы в «Обломове» также противопоставляются, что заметно, как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.

О. Ильинская и А. Пшеницына – две любви Обломова

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Двух героинь связывают чувства к Обломову, однако каждая женщина выражала свою любовь по-разному.

А. Гончаров сумел передать яркость эмоций, переживаний девушек, смог «оживить» их образы. Каждая вызывает симпатию у читателя, поскольку они изображены в качестве положительных героев.

Ольгу Ильинскую автор изображает серьезной, пытливой девушкой, способной создать гармонию ума и сердца, которой присущи глубина чувств, щедрость. Ее влияние пробуждает Обломова к жизни, заставляет проявить все самое лучшее, что в нем есть.

Героине нравится роль спасительницы, которая помогает утопающему, поэтому она старается перевоспитать Обломова: он начинает вести активный образ жизни, становится более заинтересованным в окружающем мире, происходящих рядом с ним событиях.

Но спасательная миссия Ольги длится недолго: Обломов все же возвращается к прежнему стилю жизни, прежнему угнетенному состоянию души. Такой исход событий приводит Ольгу Ильинскую в отчаянье, и вскоре она вынуждена разорвать с ним отношения.

Противоположностью Ольги является Агафья Пшеницына. Она представлена, как истинно русская красавица: светлая кожа, округлые формы. Характеру Агафьи были присущи кротость, смирение, покладистость, простодушие. Она происходила из небогатой, просто семьи, без образования, однако она отлично справлялась с ведением хозяйства, приготовлением пищи.

Отличие Агафьи от Ольги заключалось в том, что она не стремилась что-то менять Илью Ильича, не хотела его «перевоспитать». Девушка принимала и любила его таким, какой он есть. Однако, это стало губительно для героя: ведь постоянная забота, опека, благоговение перед мужчиной, могут наскучить, стать в тягость.

Изображенные в романе женщины – это два типа, превалирующие в обществе 19 века, которые они сохранены и по сей день, но в немного модифицированном виде.

Агафья является представительницей классического типа женщины в российском обществе: она хранит семейный очаг, благоговеет перед мужем, уступает ему, во всем с ним соглашается. Девушка выступает тем райским местом, в котором нет забот и суеты, где можно в наслаждении проводить умиротворенные минуты досуга, предаваться мечтам и раздумьям.

Девушка не стремится к постоянному поиску знаний, в отличие от Ольги, она принимает окружающий ее мир, таким, каковым он является, не старается его изменить, сделать лучше. Она любит тот мир, в котором живет.

Ольга же – новый тип представительницы русских женщин, воспитанная на прогрессивных европейских идеях. А значит, девушка не видит и не ограничивает свой мир мытьем посуды, да приготовлением пищи.

Ольга стремится к новым знаниям, старается развиваться  во всех сферах, интересуется чем-то новым, неизвестным ей, у Штольца и Обломова.

Однако судьба была не благосклонна к девушке, а общество не готово было принять женщину деятеля.

Итак, в романе Гончарова «Обломов» женские образы выступают двумя сборными образами, типичными для того времени, и в которых раскрыты важные социальные и духовные вопросы.

Портретные характеристики женских образов

Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя.

Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное. Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью «будто там покоилась мысль», зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд.

В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки. Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование.

Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.

Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами. Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью.

  1. Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.
  2. Два типа русской женщины
  3. Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.

Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях.

Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях.

В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце.

И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу «обломовщины», состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.

Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины.

Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу.

Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья.

Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга.

После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.

В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму.

На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального.

Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.

Женщины Ильи Обломова

Героини появляются в жизни Обломова в определенные периоды его жизни и объединяет их чувство любви к Илье Ильичу, но выражают они свою любовь к Обломову по-разному.

Ольга Ильинская – двадцатилетняя дворянка из знатного рода, умна, грациозна, красива. Хорошо воспитана, интеллигента, увлекается пением, музыкой, чтением. По характеру искренняя и спокойная девушка, но в то же время горда и самолюбива.

Ольга страстно влюбляется в Обломова и, погрузившись в бурный роман, наивно пытается переделать Илью Ильича в целеустремленного мужчину. Находясь под влиянием прогрессивных взглядов, девушка постоянно находится в процессе обучения и познания всего нового. Таким она хочет видеть и своего возлюбленного.

Но в один момент девушка осознает, что Обломов никогда не изменится и не вернется из своего сонного состояния, поэтому расстается с ним. Для нее неприемлема тихая семейная жизнь, ограниченная домашним хозяйством, детьми и редкими выходами в свет.

Через некоторое время Ольга соглашается на брак со Штольцем, человеком энергичным и живым, как и она сама. Но, к сожалению, после свадьбы Ольгу все чаще одолевают скука и тоска в связи с ее нежеланием поддаваться бытовой рутине.

Агафья Пшеницына – обнищавшая вдова 30 лет, оставшаяся после смерти мужа с двумя детьми. Это женщина без образования, из обычной семьи, не умеющая писать, но при этом добрая, простодушная, бескорыстная и очень трудолюбивая. После расставания с Ольгой, Обломов снимается комнату в доме Агафьи, а затем и женится на ней. Спустя время, в семье Обломова и Агафьи рождается сын.

Агафья представляет собой консервативный образ русской женщина, хранящей семейный очаг и во всем соглашающаяся с мужем. Она горячо любит Обломова со всеми его достоинствами и недостатками, окружает заботой, вниманием материнской любви.

Но эта слепая любовь приводит Обломова к неизлечимой болезни, в результате которой он скончался. Сына Обломова ради его блага Агафья решает после смерти мужа отдать на воспитание в семью Штольцев.

Повествуя о жизни главного героя романа, автор параллельно раскрывает разные женские судьбы, мечтающие о личном счастье, но так и не познавших его.

Кроме основных женских образов романа, писатель описывает в произведении еще двух женщин: кухарку Анисью и мать главного героя.

Кухарка изображается автором простой крестьянкой средних лет, доброй, ласковой и хозяйственной женщиной. Будучи уже в зрелом возрасте, она становится женой слуги Захара, с которым счастливо живет до своей смерти от холеры.

Также второстепенным персонажем произведения является образ матери Обломова, которую он вспоминает во сне. Это практически необразованная женщина дворянского рода, заботливая, но при этом ленивая.

Она не занимается хозяйственными делами, день напролет чаевничает и бездельничает. Мать безумно любит своего Илюшу и не позволяет ему никакой самостоятельности, оберегая от сложностей, в итоге Обломов становится ленивым мужчиной, равнодушным ко всему происходящему вокруг него.

Таким образом, в произведении на примере главного героя писатель не только описывает негативное явление в жизни общества под названием «обломовщина», но и помогает читателю раскрыть образ Обломова через его любовные переживания с помощью описания в романе близких к герою женщин.

Два типа любви – Ольги и Агафьи

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым.

С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути.

Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть.

Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться.

Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Читайте также:  Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа.

Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте.

Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

  • Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов.
  • Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви.
  • Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.

Женские образы в романе Обломов

В романе Гончарова «Обломов» фигурирует не слишком много людей, поэтому писатель смог описать каждого героя своего произведения подробно. Он проводит между героями параллель и сравнивает их между собой.

Так в романе существуют два образа мужчин, которые являются лучшими друзьями, но совершенно разные. Среди женских образов таковыми являются Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, два антипода друг друга. Единственное что связывает этих двух замечательных женщин это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская яркая, молодая, целеустремленная молодая женщина. Она всегда знает, чего хочет и старается этого добиться. Ильинская хочет жить в комфорте и достатке, поэтому всегда проводит работу над собой и старается дотянуть до своего уровня Илью Ильича Обломова. Ей кажется, что главное в жизни это постоянно работать над собой для своего достатка и образованности.

Многие могут подумать, что она расчетлива, но мы не можем осуждать человека в желании жить комфортно. У них разное понятие о комфорте и уюте с Обломовым, поэтому их пути разошлись. Ольге Ильинской по типажу больше подходит Штольц, с которым они по жизни смотрят в одну сторону.

Агафья Матвеевна совсем противоположный персонаж, она прототип русской женщины. Агафья Матвеевна тихая, спокойная женщина, рядом с ней постоянно спокойно и хорошо. Она знает, как позаботится о любимом человеке и все для него сделает не задумавшись.

Агафья Матвеевна никогда не придаст и не поставит собственные интересы во главу интересам человека, который с ней рядом. Возможно, поэтому Илья Ильич Обломов выбрал для жизни Агафью Матвеевну, ведь она совсем не хотела его переделать и всегда была рядом с ним.

Агафья Пшеницына очень мудрая и умная женщина, которая может угадать на подсознательном уровне, что нужно для человека. Обломов не смог найти в Ольге всех этих качеств, поэтому и выбрал Агафью Матвеевну.

Образы двух этих женщин совершенно противоположны, одна стремится к обеспеченной жизни, а другой нравится опекаться и любить своего мужа. Герои романа Гончарова тесно переплетены с людьми из реальной жизни. В современном мире можно встретить таких людей как Обломов, Штольц, Ольга и Агафья Матвеевна.

Для Обломова было важно, что никто его не захочет переделывать и сможет посвятить ему всю свою жизнь. Ольга Ильинская привлекательная женщина с другими жизненными принципами, которая не подошла Обломову. Агафья Матвеевна наоборот смогла посвятить себя и растворится полностью в Илье Ильиче Обломове.

«Буратино» герои сказки и характеристика образов.

Роман «Обломов» Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества.

Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в романе Обломов Гончаров сочинение

Образ Агафьи Пшеницыной вызывает много двойственных мыслей, как  в наше время, так и во времена Гончарова. Главная черта характера героини – любовь с большой самоотдачей к близким ей людям, которая переплетается с поклонением и смирением.

Для нее смысл ее жизни в заботе о семье, доме и глубокая вера в Бога. Героиня полностью отдает себя обустройству  уюта дома. Ей не нужны прогулки и светские развлечения.

Дополнительные краски в образ Агафьи Пшеницыной вносит описание ее внешности. В ее образе нет аристократизма. Руки Агафьи привыкли к работе, фигура полновата. Одежда отличается простотой. Манера поведения и разговора подчеркивает чрезмерную скромность и смирение.

Любовь, которая проснулась в героине к Обломову, была любовь-восторг, любовь-обожание. Любовь к Обломову и Ольги, и Агафьи были толчком к расцвету их образов.

Разница в том, что Ольга придумывает себе образ «настоящего мужчины» и пытается переделать Обломова. Для Агафьи любовь стала  «простудой» и «неизлечимой лихорадкой». Это любовь-пробуждение, обожание и смысл  жизни.

Не знающая границ вера в идеалы Агафьи пробудили в душе Обломова любовь. Их связывали общие черты характера, взгляды на мир.

Гончаров рисует нам портрет героини с двух сторон. С одной стороны перед нами предстает женщина безвольная, казалось бы, без проявления интересов. С другой стороны – женщина, которая ради любимого все сделает. В ней просыпается женственность. Возможность быть рядом с любимым человеком окрыляет ее.

Образ Агафьи просматривается по-разному на фоне Обломова. Обломов-лентяй выставляет ее в образе женщины, которая не хотела замечать его недостатки. Обломов-обыватель сам не стремился к душевному росту. Агафья рядом с ним растворялась в этом маленьком болоте.

В романе просматривается сравнение женщины, любящей и требующей, и  женщины все прощающей и обожающей.

2 вариант

Роман «Обломов», написанный писателем И.А.Гончаровым и опубликованный в 1859 году, рассказывает о распространенном в то время термине «обломовщина». Это проблема страны, характеризующая ленивость, мечтательность и бездействие человека, которое приводит к угасанию личности.

В своем произведении автор подробно рассказывает об этом термине и показывает его значение на конкретном человеке. Илья Ильич Обломов – дворянин и помещик, все время бездельничает и мечтает. Вся его жизнь одна сплошная обломовщина, по причине которой он погибает в рассвете сил.

Важную роль в жизни Ильи Ильича сыграла Агафья Матвеевна Пшеницына. Она была хозяйкой квартиры, которую снимал Обломов. Именно там они познакомились и полюбили друг друга, после чего Пшеницына стала его женой.

Образ Агафьи Матвеевны автор как будто списал со своей матери. Это была полноватая женщина с пышными формами, с выразительным взглядом серых глаз и ярким румянец на щеках.

Она была верующий и простодушно женщиной, которая ставила на первое место заботу о семье, хозяйстве и наведении уюта в доме.

Эта женщина является олицетворением настоящей русской красоты, которая веками вдохновляет многих писателей и художников.

Несмотря на то, что Пшеницына была хозяйкой, у нее не было сильного характера. Сначала она полностью подчиняясь покойному мужу, потом брату, а затем и самому Обломову.

В сравнении с Ольгой, Агафья никогда не пыталась изменить Илью Ильича. Женщина была просто счастлива от того, что он рядом, что она может заботиться о нем.

А Обломов нашёл в ее обществе долгожданный покой, который ощущал только в родном поместье.

Агафья Матвеевна не была умной женщиной и не имела никакого образования. При общении с ней, если тема была ей не знакома, то она предпочитала вообще не отвечать. Хотя она и была простой, но в ее персонаже скрыта глубокая мысль.

Ее доброта, искренность, самоотдачи и самопожертвование являются абсолютной противоположностью второй героине романа. Благодаря этим качествам, Пшеницына стала по-настоящему счастливой, в отличие от других героев произведения.

После смерти Ильи Ильича женщина очень горевала. Она не могла находиться в доме, в котором они жили вместе, и переехала к брату. Их общего сына она отдала на воспитание Штольцу – другу Обломова. Агафья очень тосковала по сыну, но знала, что так будет лучше для него. Со смертью Обломова она потеряла смысл своей жизни.

Сочинение про Агафью Пшеницыну 10 класс

Гончаров в своём романе противопоставил два совсем не похожих между собой образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Ольга очень активна, стремится к знаниям, веселая и умная.

Агафья похвалы критиков и современников не удосужились. Можно с уверенностью сказать, что Агафья обладает не меньшей внутренней красотой и глубиной, добротой, чем та же Ольга.

 Илья Ильич именно с Агафьей приобрел свое счастье, хоть, можно сказать, оно и было иллюзией.

Агафья, безусловно, очень важный персонаж. Скорее всего, это прототип матери автора – Авдотьи Матвеевны. Агафья, как и мать Гончарова, обладает добрым сердцем, огромной верой, но самое главное то, что забота о семье стоит на первом месте. Пшеницыну можно называть воистину русской женщиной, душой русского народа.

Автор рисует в голове читателя ее, как женщину с полными локтями, пышные формы, которые в своё время служили настоящим вдохновением для великих мастеров. Глаза не несли в себе особой загадки, простые. Яркий румянец на щеках делал образ более детальным и красочным. Образ Агафьи Пшеницыной – это прототип русской женщины-крестьянки.

Такой женщиной нужно восхищаться!

Ее характеристика в романе довольно-таки неопределенная и неоднозначная. Кажется, что автор просто изобразил обычную женщину – крестьянку, которая не блещет умом и, если так можно выразиться, недалекая. Главные заботы – кухня и хозяйство, хлопоты по дому.

У нее нет собственного мнения, она во всем потакает брату, а позже и самому Обломову. Самое трагичное то, что Агафья даже и не пытается быть хоть кем-то, ей не нужно свое мнение, ведь мнение Обломова заменяет мнение Пшеницыной, она живёт только им.

Когда ей задавали вопросы, она смущалась, ведь за улыбкой или Молчанием тщательно скрывала то, что она глубоко необразованная.

Но есть и другая картина всего этого. Гончаров изображает женщину, словно ангела-хранителя Обломова. Самое главное счастье для Агафьи – счастье Обломова, ведь именно для него она и живёт. Она мечтает лишь о его благополучии. Она просто принесла себя в жертву. Но эта жертва, как ни странно, является настоящим счастьем нашей героини. Возможно, именно в этом и есть ее смысл жизни.

10 класс

← Любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской
← Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов↑ ГончаровОбраз и характеристика Захара в романе Обломов →
Характеристика и образ Обломова →

Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»

В романе «Обломов» Гончаров изобразил два противопоставляемых и совершенно разных женских образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

И если Ольга с самого выхода произведения в свет привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным саморазвитием и внутренней красотой, то Агафья получала неоправданное осуждение как современников, так и потомков писателя.

Однако образ Пшеницыной в «Обломове» обладает не меньшей глубиной, чем образ Ильинской, ведь именно с по сюжету романа ней Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.

Читайте также:  Короткие стихи есенина о природе, которые легко учатся для детей

У нас появилась новая характеристика Агафьи Пшеницыной.

На важность Агафьи в системе персонажей романа также указывает и то, что прототипом героини была родная мать Гончарова – Авдотья Матвеевна, такая же добрая, верующая и всем своим естеством своим направленная на заботу о семье.

Пшеницына привлекает своей истинно русской красотой: полными локтями, пышными формами, которые могли бы послужить живописцу или скульптору натурой для шедевра, серовато-простодушными глазами и ярким румянцем на полных щеках.

Она – словно идеал русской женщины-крестьянки, сошедший с картин художников.

Характеристика Пшеницыной в романе «Обломов», как, впрочем, и остальных персонажей, неоднозначна. С одной стороны автор изображает перед читателями простую необразованную женщину, интересы которой ограничиваются хозяйством, кухней и общением со слугами и продавцами продовольствия.

У нее словно нет собственного мнения, внутреннего стержня и сильной воли – для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему.

На любой вопрос, который касался далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала усмешкой либо молчанием – они были для нее принятой формой, за которыми Пшеницына прикрывала свою неосведомленность и необразованность.

С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании.

Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни.

Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное, не иллюзорное счастье, тогда как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокими требованиями к возлюбленным, ни мечтательный Обломов не обретают его либо не живут им в полной мере.

Гончаров словно подводит читателя к парадоксу: умные, образованные, успешные в обществе и карьере люди уступают перед простой верующей женщиной, живущей всеохватывающим чувством любви.

Отношения Обломова и Пшеницыной становятся для героя после разрыва с Ольгой тихой гаванью, обретением спокойствия, умиротворения и того «обломовского» счастья, о котором он мечтал многие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняя все его пожелания и готовая на все ради мужа.

Ее любовь была основана не на дружбе или уважении к Обломову, а на полном его обожании, чуть ли не обоготворении.

Женщина любила его не за что-то (как это было в отношениях с Ольгой, которая любила в Обломове только определенные черты, не принимая другие), а просто за то, что может быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за ее заботу.

По мнению литературных критиков, характер любви Пшеницыной может иметь разное оттеночное определение в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем видит смысл его жизни.

Если рассматривать Илью Ильича как прообраз истинного русского человека, того мифического «Емели», который сидит на печи и ждет прорыва, способного перевернуть его жизнь, то, конечно, любовь Агафьи – отрицательное явление в жизни героя.

Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера «обломовщины» и бездействия, царящая в доме Пшеницыной, и становится причиной быстрой кончины героя, который отказывается даже выполнять рекомендации врача, все сильнее погружаясь в иллюзорный, прекрасный мир мечтаний и полудремы.

Однако Обломов может рассматриваться и как типичный человек, обыватель, которому на самом деле чужды стремления и необходимость постоянно развиваться, присущие Штольцу и Ольге, а близки привычные семейные ценности, рутинные спокойствие и благополучие. В таком случае Агафья является той самой женщиной, о которой Обломов всегда мечтал, а ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.

Агафья Матвеевна Пшеницына в романе «Обломов» – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни.

В конце произведения автор не делает окончательных выводов по поводу образа Агафьи, но очевидно, что для Гончарова она является привлекательным и бесспорно положительным персонажем, введенным в роман для контраста с постоянно что-то ищущими внутри себя или в окружающем мире Обломовым, Штольцем и Ольгой.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Капитанская дочка»с результатом 7/16

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 9/15

Гость завершил

Тест «Хорь и Калиныч»с результатом 12/12

Гость завершил

Тест «Биография Гоголя»с результатом 9/12

Гость завершил

Тест Часовые поясас результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 18/19

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Агафья Матвеевна Пшеницына — образ и характеристика героини романа И. А. Гончарова «Обломов»

Характеристика образа Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» дана Иваном Александровичем Гончаровым достаточно полно: это тип простой русской женщины, довольно зрелой и сознательной, обладающей житейской мудростью. Автор очень хорошо сказал о том, что именно привлекало Обломова в Агафье Матвеевне: «Он подвигался к ней как к тёплому очагу».

Интересы человека, живущего рядом с ней, были её интересами. Возможно, ради такой женщины мужчина не станет совершать подвигов, но рядом с ней он будет ощущать себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной не свойственно пытаться переделать человека — она примет его таким, каков он есть. Или не примет совсем.

Психологически Агафья близка Обломову, в ней он находит всё то, чего была лишена Ольга Ильинская.

Жизнь Агафьи Пшеницыной до встречи с Обломовым

Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова лет тридцати. У неё двое детей: Ваня 8 лет и Маша 6 лет. Автор не говорит о её происхождении, но в романе она несколько раз названа «благородной» женщиной, что в то время означало принадлежность к дворянству. Возможно, по мужу. Покойный муж Агафьи был коллежским секретарем, чиновником.

По существу, ничего дворянского в её облике нет: она малообразованная женщина, несколько даже ограниченная. Но при этом замечательная хозяйка: очень чистоплотная, экономная, умеет хорошо готовить. Шьет, штопает, стирает, крахмалит бельё. Работает на огороде, держит кур. Но больше ничего, кроме домашних дел, её не интересует.

Дом и хозяйство Агафьи

Агафья с братом и двумя своими детьми живёт в доме на Выборгской стороне в Петербурге. Дом небольшой и старый, но отличается чистотой.

На подоконниках стоят горшки с цветами, на крыльце — чистый коврик, ручка колокольчика вычищена до блеска.

Часть дома ради денег она сдаёт жильцам, кроме этого зарабатывает ещё продажей цыплят и яиц, но. в общем, семья живёт довольно бедно, экономя на всём.

Поселившись в доме Пшеницыной, Обломов занял 4 комнаты, остальные две занимала хозяйка с детьми. Брат её жил в светёлке наверху.

На кухне Агафьи Пшеницыной было всё, что может понадобиться в хозяйстве, причём утварь и посуда были в образцовом порядке. Здесь же, на кухне, хранились различные лекарства, снадобья и порошки на случай болезни кого-то из домочадцев.

  • Агафья была отличной хозяйкой и всегда имела в запасе набор продуктов, которые хранились в кладовой.
  • Двор был небольшим, но чистым и ухоженным.
  • Позади дома был большой огород.

Внешность

Это довольно ещё молодая женщина с полноватой фигурой, простым, но приятным лицом, удивлявшим белизной, сквозь которую никогда не просвечивал румянец. Её серые глаза, как и само лицо, обычно имели простодушное выражение.

Руки у неё также были белыми и красивыми, но жёсткими, с выступившими жилами от работы. Обломов любил наблюдать за движениями её рук с открытыми локтями — так было удобнее работать по дому. Эта деталь (открытые локти) несколько раз повторяется в романе и символизирует трудолюбие женщины.

Одета она была всегда просто, но опрятно. По словам автора, она никогда не прибегала к искусству украшения своей фигуры через одежду, её полноватая фигура сама по себе была хороша и указывала на крепкое здоровье.

Движения у неё плавные, ровные, она не суетится, неторопливо отдаёт приказания, но всё успевает и за всем в доме следит.

Характер

Обломов, поселившись по совету Тарантьева в доме Агафьи Пшеницыной, сразу отметил её добрый и спокойный нрав. Она всё делала вовремя, но без спешки и суеты и так же спокойно, даже монотонно, разговаривала, никогда не выражая эмоций, не жестикулируя, не повышая голоса.

Она не представляла себе жизни без работы и всегда находила какую-то деятельность.

Автор говорит об этом так: «Она всё за работой, всё что-нибудь гладит, толчёт, трёт…» Её трудолюбие удивляло и восхищало бездеятельного Обломова: «Вечно заняты! — сказал он, входя к хозяйке…» Он много раз хвалил её за хозяйственность, за умение вкусно готовить. За это уважал её и Захар, называя пироги Агафьи не хуже обломовских.

Обломов отмечает её простоту, неприхотливый нрав, и это в ней ему очень нравится. Он знает и о её малообразованности, неразвитости (она с трудом пишет, не читает книг).

От недостаточного образования и природной ограниченности она слишком доверчива и подписывает любые бумаги, которые ей подают. На вопросы она обычно отвечает усмешкой или тупо молчит.

Но когда речь заходит о знакомом ей предмете, её тупость пропадает, она оживляется.

Ее брат (господин Мухояров) считает Агафью дурой за ее ограниченность. Андрей Штольц тоже невысокого мнения о ней и при первой встрече с недоумением спрашивает у Обломова, кто эта женщина. «Жена! — покойно произнес Обломов… А этот ребенок — мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!..»

Агафья лишена способностей к самоанализу, она никогда не пытается понять свои чувства. Даже в своей любви к Обломову она разобралась не сразу: «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих её и для неё самой».

Агафья Пшеницына и Илья Обломов

Когда Обломов, снимая жильё, окончательно поселился у Агафьи, она окружила его такой заботой, создала ему такой уют и комфорт, что он почувствовал, будто снова попал в Обломовку, к родителям.

Отношение Агафьи к Обломову было восторженно-благоговейным, она лелеяла его, как очень ценное растение, а затем влюбилась. Её прежнее замужество было скучным, без любви. И вот в 30 лет она впервые полюбила, и её тусклая жизнь наполнилась счастьем.

Обломов совсем не был похож на её бывшего мужа.

Агафья приняла Обломова таким, каким он был, и не стремилась изменить его, как это делала Ольга Ильинская. Она боготворила его и старалась угодить во всем.

И Обломов чувствует себя уютно и спокойно в доме Пшеницыной. Она становится его женой, у них появляется сын Андрей. Они прожили вместе 7 счастливых лет. Автор пишет об этом так: «Она … любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому».

После его смерти Агафья теряет смысл жизни. «С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем. Она проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем». Каждую неделю она приходила молиться и плакать в кладбищенскую церковь.

Читайте также:  Сочинение 15.3. Что такое сила духа? (по тексту Л. Улицкой)

После смерти Обломова Агафья отдает Андрюшу на воспитание Андрею Штольцу. Она понимает, что в их семье мальчик получит лучшее воспитание, ведь она считает Андрюшу барином. Она видит сына только зимой, когда Штольцы переезжают в Петербург, и тогда не может наглядеться на своего сыночка. Вся её безграничная любовь к мужу восполняется любовью к ребёнку.

Вывод

Образ Агафьи Пшеницыной противопоставлен в романе И. А. Гончарова «Обломов» образу Ольги Ильинской, с которой не сложилось счастье Обломова.

Конечно, два эти образа несопоставимы. И лучше этого не делать – они не подлежат сопоставлению.

Часто бывает так, что два человека, каждый из которых хорош сам по себе, не могут ужиться вместе (если это семья) или не могут подружиться (если это коллеги по работе).

Это случается потому, что каждый отдельный человек представляет собой микромир, и эти миры не всегда совпадают. Так случилось у Обломова и Ольги Ильинской. Несмотря на то, что Обломов любил Ольгу, они никогда не смогли бы быть счастливыми вместе.

Та любовь была подобна оспе, кори, горячке, едва не погубившей его. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней».

А вот мироощущения Обломова и Агафьи совпали, и они были счастливы. Агафья нашла смысл жизни в хлопотах по дому, за­боте о детях и Обломове. Она воплощает собой ту «обломовскую» жену-хозяйку, о которой только и мог мечтать Илья Ильич Обломов.

Она жила его жизнью: переживала неудавшееся блюдо; не спала, если Илья Ильич где-то задержался; просиживала ночи напролет у его постели, когда он болел; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней». «Всё её хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — всё это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».

А Обломов? Любил ли он её так же?

Скорее, нет. Её заботы о нём он воспринимал как должное. И. А.

Гончаров пишет, что его отношение к ней было проще: в Агафье для него «воплощался идеал того необо­зримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».

Он с удовольствием шутил с ней, смотрел на её мелькающие в работе локти, но не скучал без неё. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он».

  1. Для Агафьи Матвеевны весь смысл жизни настоль­ко заключался в Обломове, что в трудный период, когда все доходы уходили за долги братцу, она переживает не за своих детей, а о том, что будет кушать барин. Ради этого она даже закладывает жемчуг, полученный в приданое, а затем серебро, салоп…
  2. Идеал его жизни осуществил­ся, хотя и без поэзии.
  3. Но жизнь Агафьи Матвеевны после смерти Обломова потеряла всякий смысл: «Она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что бог вложил в её  жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…»
  4. Характеристика образа Агафьи Пшеницыной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в рассказе Обломов Гончарова

Второстепенный персонаж Агафьи Матвеевны Пшеницыной является одним из характерных женских образов произведения и представляет собой полную противоположность главной героине романа Ольге Ильинской.

Автор изображает героиню настоящей русской женщиной пышных форм, глубоко религиозной. Агафья описывается в виде прекрасной хозяйки дома, любящей чистоту и домашний уют, доброй, скромной, покорной женой главного героя Обломова.

Женщина совсем не образована и во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.

Писатель акцентирует внимание на положительных качествах героини, окружившей мужа любовью и постоянной заботой, оберегающей его от любых проблем и переживаний. Это именно та тихая спокойная гавань, долгожданное умиротворенное счастье, о котором всю жизнь мечтал Обломов.

Любовь Агафьи к Обломову значительно отличается от чувства, которое испытывала к нему Ольга. Пшеницына любит мужа не за что-то, а за возможность находиться рядом с ним и ощущать его искреннюю благодарность за ее самопожертвование ради него.  

Главный герой, измученный отношениями с Ольгой Ильинской, обретает с преданной ему Агафьей спокойное благополучие, погружаясь в рутину своего иллюзорного мечтательного мира. С другой стороны, образ Пшеницыной иллюстрирует и раскрывает драматизм жизненных идеалов Обломова, застрявшего в пучине бездействия и лени.

Именно умиротворяющая атмосфера семейного быта, созданная Агафьей для любимого мужа, и приводит в финале романа к скоропостижной смерти Обломова, отказывающего исполнять рекомендации докторов.

У супругов рождается сын, которого Агафья обожает, но решает отдать на воспитание друзьям Обломова Штольцам, поскольку считает, что только они смогут дать ребенку неординарного человека необходимое воспитание и образование.

Повествуя о жизни Обломова с Агафьей, писатель невольно сравнивает Пшеницыну с Ильинской и выявляет парадоксальную истину о том, что обычная верующая женщина, охваченная всеобъемлющим чувством любви, во всем превосходит успешную, образованную, умную карьеристку, и может быть совершенно счастлива в своей бескорыстной любви.

Вариант 2

Агафья Пшеницына – это второстепенный персонаж. Она была создана как идеальная противоположность главной героини произведения. Не смотря на то, что она второстепенный персонаж, она является одной из основных характеров произведения.

Агафья описывается как типичная русская женщина. Она имеет пышные формы, которые вовсе ей не мешают. Она очень верит в бога и это сильно сказывается на её характере. Агафья настоящая хозяйка, она любит делать дела по дому и поддерживать чистоту. Она является прекрасной женой для главного героя.

У неё нет образования, и она много не знает. Всё её интересы – это домашние дела. Ей действительно нравится заниматься этим, и ни о чём другом она думать даже не хочет.

Агафья – это очень положительный персонаж. Она очень любит своего мужа и заботится о нём. Она защищает его от проблем внешнего мира. Обломов очень любит её. Он всегда мечтал о такой жене, которая станет для него раем.

Агафья действительно любит Обломова. И эта любовь сильно отличается, от чувств Ольги. Агафья любит его за то, что это он. Не за какие-то его заслуги и деньги. Она любит его за душу и добрый нрав. Она жертвует всем, ради его благополучия.

Обломов очень устал от прошлых отношений, и роман с Агафьей стал для него настоящим отдыхом. Но возможно из-за этого, Обломов погружается в свой мир, который наполнен бездельем и ленью. Он так привык ничего не делать, ведь он знает, что жена всё сделает ради него. Возможно, именно из-за этого он погибает.

Из-за своей лени и несерьёзности, он отвергает советы врачей. И это заканчивается очень плачевно. Он погибает из-за болезни, которую можно было бы вылечить, если бы сам Обломов хоть что-то для этого делал.  Но жена создала для него настолько удобную атмосферу, что он отвык от этого. Он отвык от того, что ему нужно что-то делать для достижения цели.

Это показывает то, что лень губительна.

Однажды, у героев рождается ребёнок. Агафья очень любит его, но всё-таки решает отдать его на воспитание друзьям Обломова. Она считает, что именно там ребёнок сможет получить достойное воспитание и образование.  

Писатель скрыто сравнивает её и Ольгу. Он показывает то, что простая русская женщина, которая не имеет образования. Которая очень религиозна и очень любит Обломова, может во всём превзойти образованную карьеристку. Агафья доказывает то, что бескорыстная любовь гораздо ценнее и приятнее.

Сочинение Характеристика и образ Агафьи Пшеницыной

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным женским персонажем.

Агафья Матвеевна простая русская женщина, она необразованная и очень часто общается со слугами и торговцами продуктов. Пшеницына очень добрая и всецело отдается своим любимым людям.

До того пока она стала женой Обломова она посвящает всю себя своему брату и даже может показаться, что Агафья Матвеевна не имеет собственного мнения и проживает чужую жизнь.

Гончаров решил сделать контраст между героинями Ольгой и Агафьей, если Ольга больше ценит материальные блага, то Пшеницына больше человек душевной организации. Если Агафья Матвеевна не знала ответ на какой-то вопрос, она просто молчала или мило улыбалась собеседнику.

Писатель описал Агафью Матвеевну Пшеницу как ангела и спасителя для своих мужчин брата и Обломова. Она очень хозяйственная и мудрая женщина, которая всегда пыталась оберегать своего мужчину и создавать комфорт и уют для него. Ей нравилось, что рядом с ней Обломов чувствовал себя комфортно, ведь именно для этого она и старалась.

Обломов был очень ленивым человеком, который любил поесть, Агафья Матвеевна готовила для Обломова всякие вкусности и пыталась ему угодить в этом. Возможно, именно эта жертвенность и отдача всецело себя Обломову сделало Пшеницыну по-настоящему счастливой.

Агафья Матвеевна была счастлива рядом с таким необычным человеком как Обломов, она посвятила ему всю себя и ее это умиляло. Она ограждает его от любых огорчений и невзгод и берет на себя всю работу, которую только может. Агафья Матвеевна верующая женщина и эта вера помогла ей быть счастливой.

Иван Александрович сделал акцент на том, что, несмотря на необразованность героини, она стала счастливой, чего нельзя сказать о других персонажах романа. Однозначно можно сказать, что Агафья Матвеевна Пшеницына положительный персонаж.

Пшеницына подает пример бесконечной любви к человеку и всему, что ее окружает. В отличие остальных героев романа она не гналась за деньгами и обрела свое счастье.

Иван Александрович ставит в пример обычную русскую женщину, которая обладает бесконечной душой и готова пожертвовать собой ради любви.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Белая гвардия Булгакова
    В данном великолепном романе, написанным замечательным писателем Булгаковым, рассказывается о событиях, которые автор пережил в период с тысяча девятьсот восемнадцатого по тысяча девятьсот девятнадцатый годы в городе Киев.
  • Подвиг в повести А зори здесь тихие Васильева
    Данная повесть знакомит нас с героинями, которые ради победы были готовы оставить безопасную жизнь и отправиться на фронт. Девушки в отличие от парней не имели обязанности перед военкоматом.
  • Сочинение на тему Бабушка по утрам заставляет меня есть кашу
    Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне
  • Самая большая ценность народа – его язык сочинение
    Мысли, чувства и эмоции, которые люди ощущают, всегда будут выражаться через язык. Можно выучить один, два, или даже пять иностранных языков, но язык мышления человека навсегда остаётся один.
  • Образ и характеристика Большова в пьесе Свои люди – сочтемся!
    Большов – один из «новых людей», поднявшийся из низов и разбогатевший, используя не самые честные способы. Став состоятельным человеком, купец продолжает жить по принципу использования прав сильного.
Ссылка на основную публикацию