Образы князей в поэме «Слово о полку Игореве»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

Образы древнерусских князей в произведении проработаны достаточно тщательно: молодые и лихие Игорь и Всеволод, умудренный опытом Святослав, который защищает общерусские интересы и.т.д. Можно сказать, что разбитная молодость конкурирует со «старой закалкой» и рождает некий конфликт. Однако невооруженным глазом видно, что автор более тяготеет к точке зрения Святослава.

Игорь представляется отважным в бою. Ему не чужды патриотизм и любовь к своему народу.

Чувствуется в князе и целеустремленность – ведь даже дурное предзнаменование в виде затмения не смогло остановить его, заставить пересмотреть свои планы.

Что же касается корысти, нельзя сказать, что герой к ней тяготеет – если в нем и есть некая доля тщеславия, то его скорее интересуют военные подвиги, нежели золото.

Но нельзя сказать, что в князе Игоре нет отрицательных черт – он честолюбив, эгоистичен – потому, порой не замечает, что его личные решения могут приносить не только пользу, но и весомый вред государству.

Тем не менее, Игорь – не отрицательный герой. Да, он ошибается в своих действиях главы государства, но имеющиеся в нем положительные качества все же вселяют веру в то, что это неплохой человек со своим уникальным мировоззрением, по своему старающийся привести Киевскую Русь к счастливой жизни.

Что же касается Всеволода, он изображен великим воеводой, основной интерес которого – дружина. В бою ему равных нет – князь с легкостью расправляется с любым противником, источает героизм и бесстрашие.

Он чем-то напоминает былинного богатыря. Но, тем не менее, Всеволод также может быть верным товарищем, любящим братом, ему не чуждо ничто человеческое.

Хоть война и закалила его тело и душу, он не потерял главного, что должно быть у человека – души, умения любить и ценить близких.

Однако видно, что автору куда ближе князь Святослав — он изображен как рассудительный зрелый мужчина, опытный и справедливый правитель всего государства, который ставит интересы державы выше своих собственных. В отличие от молодого, своевольного Игоря, данный герой умеет различать пользу и вред своих поступков, не лишен способности к анализу, умеет разработать правильные стратегию и тактику.

Стоит отметить, что Святослав защищает интересы государства бескорыстно. Бояре очень уважают его. Вполне вероятно, что автору хотелось бы, чтобы и молодые князья, по прошествии лет, остепенились и стали похожими на этого героя. Опытный князь предлагает всем объединиться в интересах земли Русской – он видит ошибки правления Игоря, но не серчает на него – главное, спасти ситуацию.

Святослав – неплохой дипломат. Его можно назвать умом Руси того времени. Его поступки, как правило, логичны и последовательны. В речах всегда присутствует рациональное зерно.

Хотя, нетрудно догадаться, что так происходит ввиду его опытности – ведь возраст также играет большую роль. Молодость, как правило, слепа и немного глупа.

И лишь только жизненный опыт способен правильно расставить приоритеты, заставляет многое переосмыслить и понять.

Образы князей в поэме «Слово о полку Игореве»

(351 слово) «Слово о полку Игореве» — произведение, являющееся историческим памятником древней литературы: несмотря на небольшой объем, поэма вмещает в себя описание подвига Игорева войска, пейзажную картину древней Руси и образы князей, правивших в 12 веке.

В своем произведении автор избегает описания внешности и характера персонажей, но при этом мы четко представляем себе их образы, и поступки князей для нас понятны. Одним из главных персонажей в «Слове» является Игорь, которому автор явно симпатизирует. Князь Новгород-Северский предстает перед нами в роли доблестного воина, способного пожертвовать многим ради защиты своей Родины.

Игоря не останавливает даже солнечное затмение, которое на Руси считалось дурной приметой, предвещающей беду или смерть. Но, кроме положительных черт персонажа, автор также уделяет внимание и тем характеристикам Игоря, которые привели князя к поражению.

Главный герой самолюбив и тщеславен, он не считает нужным просить помощи у других князей, и идет на половцев лишь со своим братом Всеволодом, потому что не хочет делить славу и награбленные богатства с другими. Но силы двух молодых князей оказывается мало, и они проигрывают ночной бой с половцами, теряя почти всю свою армию.

Образ Игоря производит на нас двоякое впечатление: мы восхищаемся им во время сражения, при этом осуждая его эгоистичное поведение, проявляющиеся в определенных эпизодах на протяжении всей поэмы.

Автор также наделяет и брата Игоря, Всеволода, героическими чертами. Мужество и доблесть князя буй-тур Всеволода не может не удивить читателя: во время сражения он, как истинный богатырь, пускает стрелы в своих врагов — защищает Родину, забывая о своих ранах и страхах.

Можно сказать, что автор, изображая поведение Всеволода в бою, явно прибегает к приему гиперболизации, часто используемому в фольклорных произведениях. Наделяя князя богатырскими качествами, автор на контрасте подчеркивает его эгоизм и самолюбие, свойственные брату.

Но в поэме «Слово о полку Игореве» все же есть один персонаж, являющийся идеальным, по мнению автора, – князь Киевский, Святослав. Создатель «Слова» изображает его главою целого государства.

Именно Святослав объединяет всю Русь и заботится о ее интересах: его сильно печалит поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает князей с просьбой о помощи оказавшимся в беде братьям.

Его «золотое слово, со слезами смешанное» является важным фрагментом всей поэмы, потому что именно оно выражает идею автора об объединении русских князей.

Дарья Ситнова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение: Русские князья в «Слове о полку Игореве»

(580 слов) Произведение из древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», рассказывает о неудавшемся походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев. Войско князя было разбито, сам он попал в плен. Автор осуждает самонадеянность Игоря и приводит в пример другого князя, Святослава, чтобы показать, какими должны быть русские правители. Все их образы достойны внимания.

В те времена Русь распалась на несколько княжеств, и далеко не все русские земли подчинялись киевскому князю. Большинство русских правителей заботилось только о собственных интересах, из-за чего значительно ослабла обороноспособность страны. Но всех русских людей по-прежнему объединяли единый язык, единая религия и память о славном прошлом.

Феодальной раздробленностью на Руси воспользовались степные кочевники, половцы. Они угоняли людей в рабство, забирали имущество и скот, жгли города и сёла.

Поэтому глава небольшого Новгород-Северского княжества Игорь вместе со своими сыновьями и братом, князем Курским и Трубчевским Всеволодом, отважился бросить вызов многочисленной половецкой орде.

Он выступил в поход, чтобы вновь присоединить к русским землям город Тмутаракань, когда-то принадлежавший Черниговскому княжеству и находившемуся на месте нынешней Тамани.

Неизвестный нам автор «Слова» вспоминает о том, что совсем недавно киевский князь Святослав во главе объединённых сил из разных русских княжеств победил половцев. Святослав − мудрый политик и искусный полководец.

В своём «золотом слове» он упрекает Игоря и Всеволода за самонадеянность, за то, что они ослушались его и пошли воевать с небольшими силами.

Устами Святослава автор обращается к правителям самых больших и сильных русских княжеств, напоминает им об их могуществе и призывает, забыв взаимные обиды и распри, объединиться для борьбы с общим врагом.

Поэт возносит хвалу Галицкому князю Ярославу Осмомыслу, который высоко сидит на своём престоле, подперев Карпатские горы, «закрыв ворота королю». Имеется в виду венгерский король, венгры, так же как и половцы, были кочевниками и часто тревожили русскую землю.

В «Слове» говорится и о главе Владимиро-Суздальского княжества, Всеволоде Большое Гнездо, самом могущественном князе на Руси, с которым считались не только русские князья, но и иноземные монархи.

Поэт с восхищением говорит, что войско Всеволода настолько велико, что «его воины могут Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать».

Автор осуждает самого князя Игоря за его самоуверенность и тщеславие, которые привели его к беде, но отдаёт должное его настойчивости, храбрости и самоотверженности.

Игорь бежит из плена, а не предлагает за себя выкуп, уплата которого легла бы тяжёлым бременем на его землю, и, прежде всего, на простой народ. Брат Игоря Всеволод ─ также отважный и умелый воин. В пылу сражения он забывает о себе ради победы, ради общего дела.

Недаром автор наград ил его прозвищем «буй Тур». Тур ─ дикий бык. Интересен и образ жены Игоря, Ярославны. Её плач ─ один из самых ярких и поэтичных эпизодов в произведении. Она просит природу, солнце, ветер, Днепр вернуть ей мужа.

И готова сама обернуться птицей и лететь за любимым хоть на край света. Словно вняв её мольбам, на море начинается буря, которая помогает Игорю освободиться.

Несмотря на поражение и пленение Игоря, автор поёт хвалебную песнь о его возвращении в Киев. А в призыве к единству и борьбе с половцами он вложил всю свою любовь к родине, веру в то, что она достойна своего великого прошлого и лучшего будущего.

  Краткое содержание Пушкин Евгений Онегин кратчайшее

«Слово о полку Игореве» ─ литературное произведение. Но автор широко использует устную речь, былинные мотивы, дохристианские, языческие образы. Тем самым подчёркивается преемственность современной автору Руси с прежде единой Киевской Русью.

В строках «Слова» звучит его надежда на то, что русские земли снова станут одним целым, и никакой враг им не будет страшен. «Слово» стало заметным явлением не только в древнерусской литературе, но и литературе XIX и XX веков. Поэты и писатели не только переводили произведение, но и использовали в своём творчестве.

Артем Аввакумов

Образы князей в «Слове о полку Игореве»

Одно из самых талантливых произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже 12-13 веков, незадолго до татаро-монгольского нашествия. Страна, которая на тот момент была разрознена, являлась легкой добычей для воинствующих кочевников: Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же».

И стали князья про малое «это великое» говорить И сами на себя крамолу ковать. Автор рассказывает в своем произведении о неудачном походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками. Если говорить о месте этого Игоря в русской истории, то в политической жизни Руси он занимал третьестепенное место по сравнению с другими князьями.

Однако автор «Слова о полку…» придает огромное значение описываемым событиям. Это настоящий богатырь, который не боится половецких сил. И даже когда происходит затмение, он говорит своей дружине: Князь промолвил: «Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонян! Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону».

Это очень сильный, любящий свою родину человек. Несмотря на то, что русское войско было разбито, а сам Игорь попал в плен, он остается героем, так как не отделяет свою жизнь от жизней других русичей, не мыслит своего существования без родного края. Уж погасли зори. Игорь спит. Дремлет Игорь, но не засыпает. Игорь к Дону мыслями лежит.

Еще один персонаж в произведении, князь Всеволод, на мой взгляд, очень схож с образами былинных богатырей: Славный яр-тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь. Описывая один из самых трагических моментов сражения, когда Всеволод был ранен, и его дружина потерпела поражение, автор внезапно прерывает повествование.

Читайте также:  Когда победа не приносит радости и удовлетворения?

Его мучает вопрос: в чем причина неудач славного смелого Игоря? На мой взгляд, создатель «Слова о полку Игореве» не только талантливый поэт, но и мудрый человек. Он понимает, что причиной поражения Игоря является раздробленность государства.

Вина лежит на всех русских князьях, которые своими раздорами и междоусобицами разоряли русскую землю: И куют крамолу брат на брата А враги на Русь несутся тучей, И повсюду бедствие и горе. В это время в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого он узнает о поражении Игоря.

И говорит Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить половцам за «раны Игоревы» и прекратить междоусобицы. По моему мнению, «золотое слово» Святослава занимает важное место в произведении. Автор изображает его как человека мудрого и понимающего причины всех неудач родной земли.

Святослав – настоящий патриот, он гордится землей Русской. Я думаю, что через образ Святослава автор призывает всех князей к объединению, ибо только так государство русское будет неуязвимым: Ярослава все внуки и Всеслава, Склоните стяги свои, Вложите в ножны свои мечи поврежденные, Ибо лишились вы славы дедов.

Князья были слишком увлечены властью и стремлением во что бы то ни стало оказаться в Киеве, каждый заботился о своем благополучии, об обогащении, и именно поэтому государство начало слабеть. По мнению автора, именно князья могут спасти русскую землю от бедствия. Они изображены как русские богатыри, истинные патриоты, люди сильные и мужественные. Они не отступят перед надвигающейся бедой. Их бесстрашие может быть примером для людей других поколений и для нас в том числе. Только вместе, только общим стремлением к могуществу и процветанию русской земли можно было достичь истинных успехов.

Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

Образы древнерусских князей в произведении проработаны достаточно тщательно: молодые и лихие Игорь и Всеволод, умудренный опытом Святослав, который защищает общерусские интересы и.т.д. Можно сказать, что разбитная молодость конкурирует со «старой закалкой» и рождает некий конфликт. Однако невооруженным глазом видно, что автор более тяготеет к точке зрения Святослава.

Игорь представляется отважным в бою. Ему не чужды патриотизм и любовь к своему народу.

Чувствуется в князе и целеустремленность – ведь даже дурное предзнаменование в виде затмения не смогло остановить его, заставить пересмотреть свои планы.

Что же касается корысти, нельзя сказать, что герой к ней тяготеет – если в нем и есть некая доля тщеславия, то его скорее интересуют военные подвиги, нежели золото.

Но нельзя сказать, что в князе Игоре нет отрицательных черт – он честолюбив, эгоистичен – потому, порой не замечает, что его личные решения могут приносить не только пользу, но и весомый вред государству.

Тем не менее, Игорь – не отрицательный герой. Да, он ошибается в своих действиях главы государства, но имеющиеся в нем положительные качества все же вселяют веру в то, что это неплохой человек со своим уникальным мировоззрением, по своему старающийся привести Киевскую Русь к счастливой жизни.

Что же касается Всеволода, он изображен великим воеводой, основной интерес которого – дружина. В бою ему равных нет – князь с легкостью расправляется с любым противником, источает героизм и бесстрашие.

Он чем-то напоминает былинного богатыря. Но, тем не менее, Всеволод также может быть верным товарищем, любящим братом, ему не чуждо ничто человеческое.

Хоть война и закалила его тело и душу, он не потерял главного, что должно быть у человека – души, умения любить и ценить близких.

Однако видно, что автору куда ближе князь Святослав — он изображен как рассудительный зрелый мужчина, опытный и справедливый правитель всего государства, который ставит интересы державы выше своих собственных. В отличие от молодого, своевольного Игоря, данный герой умеет различать пользу и вред своих поступков, не лишен способности к анализу, умеет разработать правильные стратегию и тактику.

Стоит отметить, что Святослав защищает интересы государства бескорыстно. Бояре очень уважают его. Вполне вероятно, что автору хотелось бы, чтобы и молодые князья, по прошествии лет, остепенились и стали похожими на этого героя. Опытный князь предлагает всем объединиться в интересах земли Русской – он видит ошибки правления Игоря, но не серчает на него – главное, спасти ситуацию.

Святослав – неплохой дипломат. Его можно назвать умом Руси того времени. Его поступки, как правило, логичны и последовательны. В речах всегда присутствует рациональное зерно.

Хотя, нетрудно догадаться, что так происходит ввиду его опытности – ведь возраст также играет большую роль. Молодость, как правило, слепа и немного глупа.

И лишь только жизненный опыт способен правильно расставить приоритеты, заставляет многое переосмыслить и понять.

Князья Древней Руси, кто они? Исторические портреты (С6)

Доброе время суток, дорогие друзья!

В этом мега-полезном посте мы остановимся на слое таких непростых людей, которых на Руси звали князьями. Мы уже, кстати начинали разговор о различных сословиях Московского государства в эпоху русского средневековья. Поэтому данная тема будет как бы в продолжение.

В первой части статьи Вас ожидает небольшой экскурс в Древнюю Русь, с тем, чтобы узнать, кто такие князья и что они делали в древней Руси.

Во второй части — вас ждет 4 исторических портрета, написанных лично мной, для качественного выполнения задания С6 по истории.

Итак, кто же такие князья Древней Руси? Само слово «князь» может происходить от разных слов: коннунг — скандинавский предводитель, кнехт — немецкий рыцарь или даже каган — тюркское именование верховного правителя. Между тем, значение у этого слова одно — предводитель, лучший воин, управленец.

Как Вы знаете из моего бесплатного видеокурса «Древняя Русь» ключевое событие, с которого начинается известная история Российской государственности, — призвание Рюрика в 862 году словенами ильменскими. На самом деле князья в новгородской земле были и раньше, их просто выгоняли, или вновь призывали. Такое положение продолжилось и позже.

В Повести Временных Лет — эти призванные варяги (скандинавы), именуются русью. И не случайно. Современные ученые пришли к мнению, что скорее всего слово «русь» не этнического происхождения.

То есть снимается парадокс: как варяжские князья могли быть русскими? Такой парадокс был возможен лишь при наделении слова «русь» этническим содержанием.

Между тем — русь — это не народ, а термин, который в то далекое время обозначал социальное происхождение — так называли верхушку скандинавской дружины.

А так как именно рюриковичи укрепились в роли князей в Древней Руси, то само собой и сама земля стала именоваться русской, то есть там, где правят варяги — русь — воинская верхушка.

Эти мои выкладки не плод вымысла. В одном из следующих постов я поделюсь книгами о Древней Руси, которые стоит прочесть любому учителю истории, не говоря уже о преподавателях. Так, что не пропустите и оформите подписку на новые статьи!

Итак, князь Рюрик пришел не один, а с Синеусом и Трувором — своими легендарными в полном смысле этого слова, братьями. Легендарными, потому что их на самом деле скорее всего не было. Рюрик пришел со своим родом (детьми) и дружиной. На самом деле легенда о трех братьях является очень известной библейской параллелью: во многих библейских историях фигурируют три брата.

Князь имел свою дружину. Какое место он в ней занимал? Это положение очень хорошо иллюстрирует латинское словосочетание — primus inter pares — первый среди равных. То есть князем становился самый лучший воин, но при этом он зависел о своих дружинников. Наиболее яркий пример такой зависимости — князь Игорь Старый (912 — 945 гг.)…. Его историю я рассказал в своем видеокурсе о Древней Руси.

  Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Таким образом князь Древней Руси был изначально варягом, который ославянился с одной стороны, а с другой дал название земле славян. Тем не менее мы не знаем, как называли себя сами славяне.

Было ли преодолено племенное самосознание? Пока остается загадкой. Однако бесспорно, что фактор князей, которые смогли придать славянской земле политический облик, — несомненно был весом. Вспомним хотя бы такого харизматичного князя как Вещий Олег….

О Святославе -я вообще молчу!

Между тем приставка «вещий» к имени Олега не случайно. Вероятно в Скандинавии он имел титул Святой. Без дураков. Сами можете проверить!

Как мы знаем, князья на Руси как верховные правители сохраняли своё главенствующее положение до появления в Московском государстве титулованного царя.

Затем, князья перебрались на ступеньку вниз, стали именоваться удельными, а затем и вовсе исчезли с политической арены.

До династии Романовых: начиная с эпохи Империи титулы «великий князь» и «великая княжна» стали присваиваться детям царствующего императора.

Вот такой небольшой экскурс. А теперь перейдем собственно ко второй части поста.

Исторические портреты князей

Княгиня Ольга

Время жизни вторая- третья четверть 10 века. Правила Ольга после смерти своего мужа Игоря с 945 по 962 годы. Она была первой известной нам женщиной княгиней.

В её правление можно выделить внешнюю и внутреннюю политику.

В области внутренней политики прослеживается укрепление центральной власти путём расправы на племенем древлян, которое расправилось с князем Игорем из-за того, что он хотел собрать с них непомерную дань.

Однако наряду с силовыми методами укрепления княжеской власти, Ольга также использовала путь реформ и провела на Руси первую налоговую реформу: она ввела уроки — фиксированный размер сбора дани и погосты- места свода дани. Тем самым Ольга избавила от необходимости князя совершать полюдье: лично объезжать все зависимые от него славянские плена и рискуя жизнью, собирать с них дань.

Наряду с внутренней, Ольга проводила и успешную внешнюю политику. Так, она была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство. Причём крестным отцом ещё стал сам византийский император Константин Багрянородный.

Читайте также:  Русский постмодернизм в литературе

Он хотел, по преданию, жениться на Княгине, но она хитростью заставила его стать своим крестным отцом, которому по христианским канонам запрещено вступать в брачные узы с крестницей.

Приняв христианство, Ольга создала прецедент, который в будущем сыграет свою роль при выборе князем Владимиром религии.

Таким образом деятельность княгини Ольги была направлена на укрепление как внутреннего положения молодого русского государства, так и упрочение внешних связей, в частности, религиозных, с Византией. Ольга смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей, сохранила хитростью и коварством Киев для своего сына Святослава, чем обеспечила преемственность династии Рюриковичей.

Князь Святослав Игоревич

Время жизни вторая половина 10 века. Годы правления 962 — 972. Этот князь был сыном князя Игоря и княгини Ольги. Он был ярым язычником, и в основном был занят военными походами.

Одним из направлений его деятельности было дальнейшее укрепление древнерусского государства. Он подчинил своей власти племена вятичей, которые платили дань хазарам.

Тем самым Святослав расширил владения киевского князя. И силой заставил и дальше подчинять себе оставшиеся в повиновении племена.

Кроме этого, он в 964-67 годах нанес военный удар волжской Булгарии, которой платили дань вятичи и страдали от набегов булгар.

Далее, он ликвидировал хазарскую угрозу: после его похода на столицу хазарского каганата город Итиль в 967 году, хазары получили страшный удар, от которого они не оправились. Тем самым Святослав открыл для Руси волжско- окский торговый путь. Другим направлением деятельности Святослава, была попытка создать империю, центр которой бы находился в Болгарии.

Ей предшествовала просьба Византии подавить мятеж в Болгарии. Святослав согласился, и далее, после подавления мятежа, отказался покидать болгарские земли. Началась русско-византийская война, в ходе которой Святослав был разбит и был вынужден уйти обратно на Русь.

Однако император Византии Иоанн Цимисхий подкупил печенегов — новую степную орду-, которая встретила Святослава недалеко от днепровских порогов и убила.

В результате деятельности князя Святослава о Руси узнали многие народы, со многими завязались дипломатические отношения. Этот князь упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и хазарского каганата, расширил владения киевского князя.

Однако действия Святослава привели к тому, что вместо более менее известных хазар в северное Причерноморье пришла новая кочевая орда — печенеги, которые на протяжении будущих ста лет терроризировали русские земли. Также амбициозность Святослава повлияла на его поражение и гибель в ходе русско- византийской войны 970-971 годов.

Также Святослав не способствовал единству Руси тем, что разделил Русь между своими тремя сыновьями: Ярополком, Олегом и Владимиром. Этот прецедент привёл к первой страшной усобице на Руси.

Святослав хотел создать империю, однако амбиции князя не были подкреплены социально- экономическими возможностями молодого древнерусского государства.

  Характеристика Евгения Онегина в I и II главе романа

Чтобы просмотреть исторические портреты, поставьте лайк

Князь Ярослав Мудрый

Время жизни князя: вторая четверть десятого — первая половина 11 века. Годы правления 10191036 — 1054 годы.

Внутренняя политика:

-Церковное строительство и расширение повсеместного образования. Был построен Софийский храм в Киеве и Новгороде. Развивалось книжное дело. Показателем повсеместного образования было распространение берестяных грамот, на которых люди всех слоев делали повседневные записи.

  • -Создание первого общерусского свода законов: Русской Правды, которая хотя поначалу и была отражением обычного права, тем не менее уже несла в себе зачатки государственного законодательства, так как ряд преступлений теперь наказывалось штрафом, а не кровной местью.
  • Внешняя политика:
  • — Борьба против печенегов завершилось победой Руси: в битве 1036 года под стенами Киева Ярослав нанес им сокрушительное поражение, после которого они уже не оправились: часть из них откочевала в Византию, а часть была ассимилирована пришедшими сюда вскоре половцами (кипчаками).
  • — В 1043 году Ярослав неудачно воевал против Византии — это было последнее военное столкновение Руси с Восточно-Римской Империей.
  • — Ярослав повышал авторитет Руси на мировой арене, ведя грамотную династическую политику: выдавал своих дочерей за титулованных особ Западной Европы, а своих сыновей женил на иноземных принцессах.

В итоге при Ярославе Мудром Русь достигает своего расцвета. Иностранцы называли Русь — страной городов. Также при этом князе Русь добилась впечатляющих успехов в деле образования, распространения христианства, повышению авторитета Руси на мировой арене.

Между тем, и этот князь тоже не решил проблему наследования власти: он разделил всю Русь между своими тремя старшими сыновьями: Изяславом, Святославом и Всеволодом, что явилось одной из причин споров между братьями и в конце концов вылилось в новую усобицу, растянувшуюся больше чем на полвека.

Однако такого могущества, которое Русь достигла в 11 веке, она уже достигнет, наверное только при Петре Великом.

Князь Владимир Мономах

Время жизни: вторая половина 11 века — по первая четверть 12 века. Годы княжения в Киеве: 1113 — 1125 гг.

Владимир Мономах получил такое прозвище, так как был рожден от греческой принцессы, принадлежавшей к Византийской династии Мономахов. Его основными направлениями деятельности были следующими:

— Политика консолидации своих братьев князей против общего врага — половцев. Результатами этой политики было несколько совместных походов русских князей против половцев: 1103 год и 1111 год. В ходе этих походов половцы надолго перестали терроризировать русские земли набегами.

— Политика объединения русских земель путем внедрения диалога между своими братьями и племянниками. Принимал активное участие в княжеских съездах в городе Любече (1097 год) и в городе Витичеве (1100 год). В результате Мономах добился высокого уважения к себе и даже стал князем Киевским в 1113 году: киевляне сами позвали его, как самого справедливого из всех князей.

— Владимир Мономах оставил свой след и в публицистике. Он написал «Поучение детям …», в котором рассказал о полной невзгод своей жизни и на примерах из нее показывал своим детям, как надо править по правде. «Поучение…» нередко относят к третьей части Русской правды — первого общерусского свода законов.

В результате своей деятельности Владимир Мономах смог, пусть и ненадолго, вновь объединить русские земли, повернул, так сказать, время вспять. Однако для раздробленности были объективные исторические причины, которые в конце концов взяли верх уже после старшего сына Мономаха Мстислава Великого.

————————————————————————————————-

————————————————————————————————-

Вот такие исторические портреты, друзья! Надеюсь, они Вам помогли сориентироваться среди князей Древней Руси. Лучшей благодарностью за этот пост — ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно

Образы князей в "Слове о полку Игореве"

«Слово о полку Игореве» — это не только повествование о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В первую очередь, это история судьбы всего русского народа в 12 веке.

Всё произведение, от первого до последнего слова, проникнуто одной общей идеей – идеей единства Русской земли.

Постоянные атаки внешних врагов, плач Ярославны, поражение дружины князя Игоря и его дальнейшее раскаяние, тревожные думы Святослава Киевского – всё это изображается автором для того, чтобы убедить княжества в необходимости объединения их сил. Но это решение зависело целиком от воли русских князей, а многие из них заботились только о личном благополучии.

Роль князя Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве»

Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета

Большое место в «Слове о полку Игореве» отводится освещению поступков главных участников похода – князя Игоря и его брата Всеволода.

Князь Игорь Святославич отличается своим мужеством и отвагой. Он храбрый воин, который с готовностью отправился защищать родную землю. Ради блага Руси Игорь готов на любые жертвы и лишения.

Перед началом похода князь вдохновляет торжественной речью свою дружину, призывая их сложить головы за свободу Русской земли. Даже ужасное предзнаменование не в силах поколебать решимость князя Игоря постоять за свою Родину.

Не обращая внимания на солнечное затмение, он всё-таки выступает в поход, а за ним следуют его преданные воины.

Таким же доблестным князем представляется в «Слове о полку Игореве» и младший брат Игоря Всеволод. Автор описывает его, как яростного и храброго воина, который, не задумываясь, кидается в атаку. Неслучайно он получил прозвище «бой-тура», ведь тур – это древний дикий бык, отличающийся своей немыслимой силой и выносливостью.

Всеволод всегда рвался в бой первым, увлекая следом за собой своё войско. Его воины гордились своим предводителем, и никогда не падали духом, беря пример с отважного князя.

Однако автор не только восхищается мужеством Всеволода, он также обращает внимание и на его негативные стороны. Он упрекает молодого князя в том, что тот в пылу битвы позабыл о близких и своей Родине. Увлечённый сражением Всеволод не смог реально оценить силы противника, поэтому обрёк большую часть своего войска на гибель.

Отношение автора к русским князьям

У автора «Слова о полку Игореве» двойственное отношение к русским князьям. С одной стороны он симпатизирует им, а с другой – осуждает.

Автор осуждает Игоря и Всеволода за их стремление к личной славе. Он говорит, что нельзя ставить свои потребности, выше нужд Русской земли. Именно поэтому Игорь, сбежав из плена, сразу направляется в Киев. Он осознал свою вину, и хочет исправить содеянное, попросив помощи у великого князя Святослава.

Но в то же время автор сочувствует потерпевшему поражение войску. Он скорбит вместе с природой, Ярославной и другими русскими женщинами о невосполнимой для русской земли утрате.

Идеал правителя

Автор «Слова о полку Игореве» воплотил свой идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли в князе Святославе Киевском. Его образ раскрывается в тревожном сне и золотом слове. Он скорбит о безрассудных князьях, не захотевших помочь ему в объединении Руси.

Святослав – настоящий защитник своей Родины, хранитель её чести и славы. Но таким он представляется именно в «Слове», а в действительности его образ во многом не соответствует герою древнерусской повести.

Согласно неопровержимым фактам, Святослав Всеволодович не оказал особого влияния на политическую жизнь Руси.

Он владел только одним Киевом, и часто его власти не хватало даже для управления этим городом-государством.

Но автор осознанно преувеличил достоинства каждого из князей, потому что только они, по его мнению, могли спасти Русскую землю от надвигающейся беды. Именно поэтому князья изображены, как русские богатыри, настоящие патриоты, сильные и мужественные воины. Они готовы сложить голову ради свободы и независимости своей Родины, и их бесстрашие служит примером для многих поколений.

Читайте также:  Сочинение на тему: Основные темы, поднимаемые В.Г. Короленко в рассказе «В дурном обществе»

Битва с половцами. Иллюстрация В. Фаворского

«Слово о полку Игореве» — один из самых значительных памятников литературы Киевской Руси. Уже более двух столетий оно не перестаёт будоражить умы литературоведов и историков. Несмотря на многочисленные исследования, это произведение до сих пор остаётся одним из самых непонятных в мировой литературе.

Интересной его особенностью является то, что автор намеренно избегает описания внешности и характеров своих героев. Тем не менее, это не является помехой для понимания образов русских князей.

Прославление русских князей

Автор «Слова о полку Игореве» прославляет воинскую доблесть правителей русских княжеств. Для их прославления служат образы-символы: солнце, свет, ветер, сокол, орёл, соловей. В «Слове» отмечаются заслуги многих князей, и даже, несмотря на осуждение поступка князя Игоря, автор отмечает, что земле будет тяжело без него, как телу без головы.

Князь Игорь

Новгород-северский князь Игорь Святославич предстаёт в «Слове о полку Игореве» в роли доблестного воина, способного всем пожертвовать ради защиты своей Родины. Его даже не остановило солнечное затмение, являющееся на Руси дурным предзнаменованием, предвещающим верную погибель.

Однако кроме положительных качеств, автор упоминает и те черты, которые привели князя Игоря к совершению необдуманного поступка. Главный герой оказывается самолюбивым и тщеславным. Желая прославиться, он не стал просить помощи у соседних княжеств, и отправился в опасный поход против половцев только в сопровождении своего младшего брата.

  Дмитрий Писарев, “Мотивы русской драмы”: краткое содержание

Силы и опыта одного молодого князя оказывается недостаточно. Игорь проигрывает решающий бой, и теряет большую часть своего войска из-за собственной недальновидности.

Учитывая всё вышесказанное, образ Игоря оказывает двоякое впечатление. Им невозможно не восхищаться во время сражения с половцами, но в то же время его нельзя не осудить за безрассудное поведение, повлекшее за собой сотни смертей.

Князь Всеволод

Князь Всеволод также наделён героическими чертами, он изображён сильным и отважным воином. Во время битвы он ведёт себя, как настоящий богатырь. Не обращая внимания на боль и страхи, младший брат Игоря яростно сражается за свободу Русской земли.

Сравнивая Всеволода с диким быком, автор показывает его безграничную храбрость и твердое намерение одержать победу над своим врагом. Однако в сражении молодой князь забыл об интересах своей Родины. Будучи одержимым страстью битвы, он не смог реально оценить окружающую его обстановку, и тем самым погубил большую часть своего войска.

Князь Святослав

Воплощением мудрости и величия выступает в «Слове о полку Игореве» киевский князь Святослав Всеволодович. Его образ несколько идеализирован. Автор видит его во главе всех русских княжеств, поэтому превозносит качества правителя всей Руси.

Именно Святослав призывает князей забыть былые распри и обиды, и объединиться, для того чтобы вместе встать на защиту родной земли от общего врага. Из страшного сна он узнает о несчастье, постигшем северских князей. Его сильно огорчает поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает правителей остальных княжеств и просит их помочь оказавшимся в беде братьям.

Его золотое слово – очень важный эпизод «Слова о полку Игореве», потому что именно в нём выражена основная авторская идея о единении Русской земли.

Другие князья в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» автор упоминает и других русских князей. К примеру, он рассказывает о великом галицком князе Ярославе Осмомысле, который не даёт напасть на Русь венгерскому королю. Его могущество простирается далеко за пределы его владений, и даже Киев зависит от воли галицкого князя, и старается ему всячески угодить.

Также в «Слове» вспоминается князь Роман Мстиславович Волынский, прославившийся своим мужеством и отвагой. Автор призывает его прийти на помощь Русской земле и оградить её от посягательств внешних врагов.

В этом призыве к сражению заключается искренняя забота о будущем великой Руси. Путь к успеху будет нелёгким, но он обязательно окончится победой. Именно поэтому всем русским князьям необходимо объединиться, собрать общее войско, вдохновить своих воинов на подвиги, и отправиться в новый поход, который навсегда положит конец нападкам половцев.

Отношение автора

Все княжеские образы «Слова о полку Игореве» подчинены главной авторской идее — необходимости объединения Русских земель. Летописец с большим уважением относится к личным качествам русских князей, как воинов: доблести, мужеству, храбрости. При этом он справедливо упрекает своих героев в том, что их жажда личной славы приводит к эгоизму, а в конечном счете, к бесконечным раздорам.

Князья в «Слове» — трагические порождения своей эпохи. Они по-своему любят свою родную землю, но честолюбие в их душах одерживает верх над трезвым расчетом. Роковая феодальная формула «Мы собе, а ты — собе» оборачивается для всей Руси бесконечными бедами и страданиями.

Игорь

Князь Игорь — . В начале повествования он выглядит настоящим защитником Русской земли против половцев. Игорь мужественно обращается к дружине: «Луцу жъ бы потяту быти [зарубленным в битве], неже полонену быти». Смелый князь прав: бесконечные половецкие набеги можно было прекратить лишь мощным ответным ударом.

Страстному желанию Игоря одержать над врагом победу не могут помешать даже грозные предзнаменования. Игнорируя явные зловещие приметы, честолюбивый князь, с точки зрения автора, уже совершает большую ошибку.

Победа над передовым отрядом половцев совсем вскружила голову Игорю. Захватив вражеские боевые знаки («стягъ», «хорюговь», «чолка», «сребрено стружие»), он уже не сомневается в своей окончательной победе.

  Онлайн чтение книги Декамерон The Decameron День первый

Накануне решающей битвы предзнаменования становятся еще более грозными, но князь рвется в бой. Слепое безрассудство Игоря приводит к его унизительному поражению и пленению половцами.

Он сам виноват в том, что пересел «изъ сҍдла злата, а въ сҍдло кощиево [рабское]». Через Святослава Киевского автор обвиняет Игоря с братом Всеволодом в забвении общерусских интересов ради собственной славы.

Поход был изначально обречен на поражение, потому что многочисленному половецкому войску могли противостоять только объединенные русские дружины.

Несмотря на весь вред, который повлек за собой неудачный поход, автор испытывает искреннее сочувствие к Игорю. Князь совершил большую ошибку, но продолжает оставаться одним из главных защитников Руси.

Именно поэтому бегству Игоря из плена помогает бог и вся природа.

Вернувшегося из плена князя автор сравнивает со светящимся на небе солнцем, при виде которого ликует вся Русская земля: «страны ради, гради весели».

Всеволод

Князь Всеволод дополняет образ своего брата. Он с радостью соглашается принять участие в походе, не заручившись поддержкой остальных русских князей. Главным для Всеволода является также принадлежность к одному роду: «Одинъ братъ… ты, Игорю! оба есвҍ Святъславличя!».

Очень характерной чертой Всеволода является его упоение битвой, затмевающее перед князем все на свете. «Яръ туре Всеволодҍ» в пылу сражения забывает не только о ранах, но даже о феодальных обязанностях, своем княжестве и любимой жене. Такое безрассудное поведение может быть характерно для рядового воина, но никак не для князя.

Всеволоду приходится разделить участь брата. Оба храбрых Святославича слишком поздно понимают, что для победы над сильным врагом нужно прежде всего забыть о личных амбициях и покончить с внутренними разногласиями между русскими князьями.

Зачинатели междоусобиц

Автор с осуждением отзывается о виновниках феодальной раздробленности. Одним из них он считает родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, который «мечемъ крамолу коваше и стрҍлы по земли сҍяше».

Имеется в виду печально известная битва на Нежатиной Ниве между потомками Ярослава Мудрого. В ней принимали активное участие наемные половецкие отряды.

Называя Олега иронически Гориславичем, автор с горечью отмечает, что в те времена произошло небывалое запустение русских земель: «рҍтко ратаевҍ кикухать» (редко пахари погоняли лошадей).

К зачинателям усобиц, по мнению автора, относится и родоначальник полоцких князей — Всеслав. Добыв киевское княжение силой, этот князь навлек на себя божественную кару и был вынужден всю жизнь «влъкомъ рыскаше».

«Золотое слово»

В горькой речи умудренного жизненным опытом Святослава Киевского автор выражает свою главную мысль. «Золотое слово» Святослава содержит справедливое обвинение Игорю и Всеволоду в том, что они проступили вопреки его воле.

Святослав прославился победами над половцами, но сейчас лишен необходимой поддержки: «Княже ми непособие» (князья мне не помогают).

Отсутствие единства на Русской земле уже привело к первым гибельным последствиям: поражению Игоря и нападению половцев на Переяславль Русский.

Остальные князья

Ко всем удельным князьям автор обращается со страстным призывом постоять за Русь. В этих образах намеренно преувеличены могущество и слава. Всеволод Юрьевич может веслами расплескать Волгу; дружина Рюрика и Давида Ростиславичей «рыкаютъ акы тури»; Ярослав Владимирович Галицкий подпирает венгерские горы и т. д.

Вся эта сила и мощь ничего не будут стоить, пока на Руси продолжаются кровавые междоусобицы. Крамолы лишают нынешних могучих князей славы предков («выскочисте изъ дҍдней славҍ») и помогают половцам безнаказанно грабить и разорять русские земли.

Список использованной литературы

  1. Д.С. Лихачев. Размышления об авторе «Слова о полку Игореве». — Русская литература, 1985 г.
  2. Л.А. Дмитриев, Н.П. Корелкин. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – СПб, 1995 г.
  3. И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.) – Москва, 1998 г.
  4. Г.В. Вернадский. Золотой век Киевской Руси. – Москва, 2012 г.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мой любимый герой в рассказе Кавказский пленник (Жилин) Необыкновенно интересный сюжет рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» вызывает любопытство благодаря и своим героям. Один из них особо привлекает меня своим поведением
  • Сочинение Как я однажды удил рыбу 5 класс Утро выдалось чистое, с розовыми от зари макушками берёз. С сенным духом от стогов за дворами. Села сорока на ветку, качается.
  • Твір на тему Вчинки людей Тільки вчинки по справжньому розкривають людину, тільки завдяки їм ми можемо дізнатися про справжні наміри. Як не прикро про це говорити, але нерідко буває, що слова не відповідають діям. Люди дають обіцянки
  • Толстой Л. Н.
  • Образ и характеристика Пульхерии Александровны в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение Пульхерия Александровна — мать главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.

Основные персонажи поэмы

Главные герои:

  • Игорь – Новгород-Северский князь. Выступил в поход против половцев, его войско было разбито врагом.
  • Всеволод – брат Игоря, участвовавший в походе.
  • Святослав – великий князь Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода, их феодальный глава, опытный полководец, государственный деятель.
  • Ярославна – жена князя Игоря. Просит силы природы уберечь мужа от гибели.

Другие персонажи:

  • Овлур – половец, помогающий Игорю сбежать из плена. Мать Овлура была русской. Затаив по какой-то причине обиду на половцев, Овлур помагает бежать из плена Игорю.
Ссылка на основную публикацию