Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Постмодернизм — явление культурное, социальное, философское. Это мощная реакция на идеи и достижения высокого модернизма, на его веру в прогресс, науку, техническое развитие, абсолютную истину, на его экспериментальный азарт.

Это реакция на абстрактный экспрессионизм как финальную точку развития модернизма, после которой не осталось пространства для экспериментов с формой, цветом, перспективой, индивидуальным стилем.

Что такое постмодернизм: кратко и понятно
О постмодернизме в его современном значении заговорили в конце 1960-х. А в философских теориях он обосновался в 1970-х благодаря Жану-Франсуа Лиотару и Жаку Лакану. Художники поп-арта уже вовсю использовали вырезанные из журналов портреты Монро и Элвиса, писали Гагарина и Кеннеди, Виктор Вазарели чертил оптические иллюзии, а Александр Колдер развешивал цветные стеклышки на первых мобилях, Ники де Сен-Фалль вовсю палила по холстам из ружья, а Жан Тэнгли построил движущуюся машину, которая сама себя уничтожала, концептуалисты уже использовали написанные убористым почерком тексты, ксерокопии, фильмы и язык собственных тел как язык искусства, Йоко Оно сидела на сцене, предлагая зрителям отрезать кусочки от своего платья. Абстрактный заставил заговорить весь мир о новой страшной вершине модернизма, после которой некуда взбираться, после которой неизвестность. Автомобиль, на котором Джексон Поллок отправился в свой последний путь, давно догнивал на свалке, а Марк Ротко уже готов был без сожалений расстаться с жизнью, целенаправленно убивая себя алкоголем и погружаясь в депрессию. Последний модернист Жоан Миро запасался бензином и спичками, чтобы поджечь десяток холстов и поставить на самой идее модернизма точку.
1. Первыми пророками постмодернизма считают художников американского поп-арта. Они за несколько лет напрочь снесли священную границу, веками разделявшую высокое искусство и массовое. Они поставили под сомнение не только миссию искусства достигать каких-то важных целей, но и зрителю разрешили не обладать никаким особым опытом видения, понимания, заранее приобретенного знания.Теоретик литературы Фредрик Джеймисон в эссе «Постмодернизм и общество потребления», опубликованном в 1982 году, писал:«Многие из новейших типов постмодернизма были просто заворожены всем этим ландшафтом рекламных щитов и мотелей, зоной Лас Вегаса, ночными шоу, второсортными голливудскими фильмами, так называемой паралитературой, всеми этими книгами в мягких обложках, которые берут для чтения в дороге, — , любовные истории, популярные биографии, детективы, научная фантастика или . Они больше не „цитировали“ подобные „тексты“, как это делали Джойс или Малер; они инкорпорировали их настолько, что провести границу между высоким искусством и коммерческими формами стало все труднее и труднее».2. за несколько десятков лет захватил музеи и художественные академии, частные галереи и даже внутренние пространства штаб-квартир международных фондов и организаций, мэрий столиц и аэропортов. Для поколения 60-х стал новым истэблишментом, новым академизмом, а его успешные, медийные лидеры (Пикассо, Дали, Гропиус, Мис ван дер Роэ) скучными прижизненными золотыми памятниками, героями учебников.
Что такое постмодернизм: кратко и понятно

3. Впервые в истории искусства целая эпоха, захватившая со временем весь мир, начиналась в Америке. На континенте, который включился в западноевропейские изобразительные процессы где-то на этапе реализма и импрессионизма, настало время переосмыслить и присвоить все предыдущие стили и эпохи: , , даже .Постмодернизм имитирует и цитирует стилистические приемы этих направлений, добиваясь порой почти китчевой эклектики и избыточности украшений. Американский архитектор, один из теоретиков и основателей постмодернистской архитектуры Роберт Вентури перефразировал знаменитое кредо модерниста Миса ван дер Роэ «Меньше значит больше» в ироничное «Меньше значит скучно».

4. Ироничные историки искусства утверждают, что могут назвать точную дату и даже время, когда потерпел окончательное поражение. 15 июля 1972 года в 15:32 были взорваны три из тридцати трех зданий в квартале социального жилья Прюитт-Айго в Сент-Луисе. А вместе с ними рухнула и модернистская идея о многоэтажном бетонном строительстве как символе равенства, о зданиях как «машинах для жизни» (так называл свои жилые проекты Ле Корбюзье, теоретик и пророк брутализма). За 20 лет эксплуатации район Прюитт-Айго стал опасным местом, в котором рост преступности показывал устрашающую динамику, безработица зашкаливала. Снос целого квартала завершился к 1976 году.

Что такое постмодернизм: кратко и понятно

В одном из австралийских университетов профессор истории искусства Дэниел Палмер попросил студентов ответить, что такое постмодернизм. Одним из ответов было: это когда ты все берешь в кавычки. И это, пожалуй, самый точный короткий ответ, который требует подробной расшифровки.

Парадокс самых высоких достижений модернизма состоит в том, что они же стремительно приближали конец модернизма. Каждое новое художественное направление, каждый новый индивидуальный стиль извлекал из доступного (ограниченного, конечно) набора вариаций свою часть.

Можно было предсказать угрозу окончательного исчерпания, еще когда Малевич создал «Черный квадрат» или Дюшан попозже поставил подпись на писсуаре. За какие-то 80 лет в искусстве были совершены все возможные эксперименты — и каждый из них был принят и присвоен историей. Художники-модернисты добивались признания не просто при жизни, а достаточно молодыми.

Арт-критики, отягощенные корпоративным чувством вины за непризнанного гения Ван Гога, научились мгновенно реагировать на новых бунтарей и признавать их новаторство.

Работа концептуалиста Джозефа Кошута — это цитирование авторского стиля художника Пита Мондриана. Но на цветных фрагментах узнаваемой мондриановской композиции Кошут разместил фрагменты эссе об искусстве: например, фраза о взаимодействии объекта, картины и пространства помещена в красном прямоугольнике.

Такая стремительность движения привела к моменту, когда сказано все. И на все разнообразие авторских стилей и стилей отдельных художественных направлений постмодернизму пришлось отвечать собственным разнообразием.

Фредрик Джеймисон утверждает, что ключевым понятием постмодернизма оказался пастиш: «Так бремя целой эстетической традиции модернизма — ныне мертвой — „давит своей тяжестью на разум живущих подобно кошмару“, как некогда выразился Маркс в другом контексте.

Отсюда вновь — пастиш: все, что нам осталось в мире, где стилистические инновации более невозможны, — так это имитировать мертвые стили, говорить через маску голосом этих стилей из воображаемого музея».

Пастиш — это имитация стиля отдельного автора или нескольких авторов. И, в отличие от пародии, пастиш не высмеивает оригинал, а тщательно его исследует и вписывается в его рамки до невозможности вычленить отличия.

И отсюда следует еще одна важная черта постмодернизма — ирония.

Противоречивость, двусмысленность, декоративная избыточность, обман эстетических ожиданий зрителя — все эти крайности художники и архитекторы эпохи постмодернизма оправдывают иронией.

Нет больше общепринятого понятия прекрасного и никакого тайного смысла в искусстве, как нет единой правды или моральной нормы в обществе. А значит, нет и автора, который что-то хотел сказать, а зритель больше не обязан это что-то расшифровать.
Литературный критик Ролан Барт заявил об этом в эссе 1967 года.

В этой работе речь идет прежде всего о литературе и об авторах литературных произведений, но, как и для любой эпохи, одни и те же выводы актуальны для всех видов искусства. В постмодернизме и художник умер. Художник в том понимании, в котором его видели до сих пор. Это больше не Бог, чувства, опыт и знания которого ложатся в основу произведения.

Это человек, зафиксировавший и собравший набор цитат из всего огромного массива техник и образов, накопленных культурой за тысячелетия своего существования.

Ролан Барт пишет: «…текст сложен из множества разных видов письма, происходящих из различных культур и вступающих друг с другом в отношения диалога, пародии, спора, однако вся эта множественность фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель.

Читатель — это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении своем, а в предназначении, только предназначение это не личный адрес; читатель — это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст».

Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Поэтому стал центральной формой искусства перформанс — действо, происходящее здесь и сейчас и максимально вовлекающее зрителя в процесс создания. Поэтому в изобразительном искусстве возникает такое множество стилей с приставкой нео-: нео-гео (или нео-геометрия, стиль, соединивший и преобразовавший опыт оп-арта и абстрактного искусства), нео-экспрессионизм и даже нео-поп Джефа Кунса с его золотой скульптурой Майкла Джексона в полный рост и скульптурами-шариками.
Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Любое художественное движение в истории искусства позиционировало себя в отношениях с действительностью. И как бы ни увлечены были даже модернисты экспериментами с цветом, формой, перспективой, в их манифестах звучала всегда позиция относительно реального мира.

Художник-постмодернист существует в системе знаков и, жонглируя ими, не пытается установить связь с реальностью в принципе.

Французский философ Жан Бодрийяр в постмодернистский контекст вводит термин «симулякр», известный еще со времен Платона. Но теперь это «действительность, которая скрывает тот факт, что ее не существует». Копия без оригинала, артефакт без истории.

Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Одна из самых ярких демонстраций симулякра — выставка Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения „Невероятного“». Это грандиозная мистификация, выдуманная арт-история, тщательно подготовленный (Хёрст работал над экспонатами 10 лет) и отыгранный спектакль. Никогда не существовавший корабль, по легенде Хёрста, затонул у берегов Африки 2000 лет назад. На нем были произведения искусства из всех стран, направлявшиеся в музей. Каждый экспонат у Хёрста существует в трех вариантах: якобы поднятый со дна и обросший кораллами, отреставрированный «оригинал» и его «копия». Выставка сопровождается псевдо-документальными подводными съемками с места крушения. Феерический симулякр, мастерская подделка действительности.
В последние десятилетия в связи с кардинальным переустройством мира, глобализацией, скачком в техническом прогрессе и развитием информационных технологий мир входит в период так называемого метамодернизма — состояния культуры, которое синтезирует постмодернизм и модернизм, легитимизирует их сосуществование.
Энди Уорхолл, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Марина Абрамович, Йоко Оно, Дэмиен Хёрст, Джеф Кунс, Ай Вэйвэй, Луиз Буржуа, Джозеф Кошут, Виктор Вазарели, Александр Колдер, Хесус Рафаэль Сото, Трейси Эмин и другие.

Что такое Постмодернизм

Постмодернизм — стиль и концепция 20-го века в искусстве, архитектуре и философии; представляет собой отход от модернизма и характеризуется осознанным использованием более ранних стилей и условностей, смешением различных художественных стилей, общим недоверием к теориям и критическим ответом на предположения.

Постмодернист — это последователь постмодернизма.

Постмодернизм и постмодерн

Постмодернизм и постмодерн — это два связанных между собой понятия, но они не синонимы.

Постмодерн выражает состояние культуры, искусства и общества. Постмодернизм — это совокупность воззрений и манифестация явлений, т.е. направление в искусстве и философии.

Постмодернизм и модернизм

Постмодернизм был реакцией против модернизма. Модернизм по большей части основывался на идеализме, утопическом видении человеческой жизни и общества, на вере в прогресс.

Предполагалось, что определённые окончательные универсальные принципы или истины, такие как те, которые сформулированы религией или наукой, могут быть использованы для понимания или объяснения реальности.

Мастера-модернисты экспериментировали с формой, техникой и процессами, и не фокусировались на предметах, полагая, что так они могут найти способ лишь отразить современный мир (неизменённым).

В то время как модернизм основывался на идеализме и разуме, постмодернизм был рождён из скептицизма и подозрений разума. Постмодернизм оспаривает представление о том, что существуют универсальные несомненные факты и истины.

Постмодернизм отстаивал, что индивидуальный опыт и интерпретация нашего опыта были более конкретными, чем абстрактные принципы.

В то время как модернисты отстаивали ясность и простоту, постмодернизм охватывал сложные и часто противоречивые смысловые концепции.

Постмодернизм в искусстве

  • Постмодернизм отличается от других направлений в искусстве тем, что ставит под сомнение основные факты, которые были приняты в современный период.
  • Например, тезис о том, что весь прогресс, особенно технологический, является положительным.
  • Постмодернизм перевернул идею о том, что для произведения искусства было присуще лишь одно значение, или что это значение было определено художником во время создания.

Вместо этого зритель стал важным определителем значения. Некоторые художники позволили зрителю участвовать в работе.

Другие художники пошли дальше, создавая работы, которые требовали вмешательства зрителя для создания и/или завершения работы.

Также ключевым элементом постмодернизма была идея разрушения различий между высоким и низким искусством, особенно присутствие в произведении некоторых элементов массовой культуры.

Например, в направлении с названием “кубизм” (художник представляет предметы исходя из целого множества точек зрения вместо одной, таким образом он изображает предмет в более широком контексте). Пабло Пикассо часто включал тексты популярных песен на своих холстах.

Что такое постмодернизм: кратко и понятно“Девушка с мандолиной (Фанни Телье)”, Пабло Пикассо, 1910 г., Аналитический кубизм

Идея о том, что вся визуальная культура не только равноценна, но и что её можно понимать, ей можно наслаждаться без какой-либо эстетической подготовки, подрывает представления о значимости и художественной ценности искусства. Такой же эффект имеет использование реди-мейд.

Реди-мейд — творение, которое не было создано полностью самим художником.

Что такое постмодернизм: кратко и понятноСкульптура “Велосипедное колесо”, Марсель Дюшан, 1913 год, реди-мейд

Постмодернизм в литературе

В литературе постмодернистское течение родилось во второй половине XX века, как реакция на II мировую войну и послевоенные события.

Писатели-постмодернисты рассказывали о бессмысленности происходящего, в то время как авторы модернизма пытались найти смысл в вечно меняющемся мире. Постмодернисты отвергают закономерности и ценят больше всего случай.

Главные черты литературы постмодернизма:

  • фигурирование образа рассказчика в произведении;
  • объединение разных жанров;
  • присутствие чёрного юмора, иронии и пародийности;
  • впечатление фрагментарности повествования (отрывочность и бессвязность повествования).

Примеры представителей постмодернизма в литературе:

  • “школа чёрного юмора”: Доналд Бартелм, Джон Барт, Джеймс Патрик Данливи;
  • экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мигель де Унамуно-и-Хуго;
  • “магический реализм”: Габриэль Гарсиа Маркес, Ахмед Салман Рушди;
  • российский постмодернизм: Андрей Георгиевич Битов, Виктор Олегович Пелевин.

Смотрите также значение Экзистенциализм.

Постмодернизм в архитектуре

  1. Постмодернистский архитектурный стиль возник в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.

  2. Постмодернистская архитектура отошла от формальностей модернизма, стала включать игривую и символическую стилистику, с использованием таких методов как: разные формы, цвета и оптическая иллюзия, применение разных элементов и структурных форм (от классической архитектуры до современного дизайна).

  3. Постмодернистская архитектура имеет тенденцию быть очень декоративной, причудливой и считается эстетическим китчем; часто сосредотачивается на форме, а не на функции.
  4. Строения в основном имеют метафорическую природу.

Что такое постмодернизм: кратко и понятноПримером является храм Лотоса в Нью-Дели, в форме цветка лотоса, построенный в 1986 г.,
архитектор Фариборз Сахба.

Архитекторы стремились соединить элементы дизайна из нескольких стилей, ломая границы между ними. Поэтому постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.

Смотрите также значение Эклектики.

Философия постмодернизма

Главной сутью постмодернизма в философии является представление о том, что реальность не может быть познана или описана объективно. Это контрастирует с модернистским взглядом, согласно которому реальность можно понять объективно.

Философии постмодернизма присущи следующие особенности:

  • правда и заблуждение являются синонимами (то, что сегодня является фактом, завтра может быть ложью);
  • само-концептуализация и рационализация (логика и объективность отвергаются, они опираются на мнения, а не на факты);
  • абсолютной истины не существует (понятие истины является искусственной иллюзией, которую люди используют для получения власти над другими);
  • традиционная власть ложна и коррумпирована (они выступают против ограничений религиозной морали и светской власти);
  • глобализация и интернационализация (национальные границы являются помехой для человеческого общения, а национализм вызывает войны);
  • защита окружающей среды;
  • коллективная собственность (по мнению постмодернистов, этот способ был бы лучшим способом управления товарами и услугами);
  • разочарование в модернизме (они сожалеют о невыполненных обещаниях науки, техники, правительства и религии);
  • мораль — личное дело каждого (этика — это что-то относительное, мораль — этический кодекс каждого человека, нет необходимости следовать традиционным ценностям и правилам);
  • все религии действительны (имеют право на существование);
  • либеральная этика (они поддерживают феминисток и гомосексуалистов).

Смотрите также значение Искусство и Абстракция.

Андрей Демин: Постмодернизм: новые пути познания или торжество релятивизма?

Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Со второй половины XX века общество характеризуется новой установкой на восприятие окружающей действительности, которая распространилась на все сферы человеческой деятельности, включая политику, экономику и культуру. Это новое видение мира можно назвать “постмодернистской чувствительностью” – призма, через которую мы видим мир как нечто, не имеющее центр, фрагментарное, неупорядоченное, лишенное казуальных связей и ценностных ориентиров – одним словом, когда мы наблюдаем хаос. И если ранее типичным образом мира было Дерево (где есть корни, символизирующие причинность и вертикальную модель мира), то в наше время можно говорить о том, что пришел Новый Человек и срубил это Дерево, выкорчевал его, а на его месте теперь растет грибница – так называемая Ризома[1].

Человек этот, по сути, выкорчевал целую эпоху – эпоху Модерна. Но, поднимая в своих руках топор, он вряд ли подумал о том, что он делает, а главное – зачем.

Именно таким мне видится современный человек, для которого даже если и существует вопрос “зачем?”, то ответа на него невозможно найти.

Точно также видится мне и вся наша, так называемая, современность – то, что принято называть еще Постмодерном.

Некоторые полагают, будто постмодерн – это производное от той самой постмодернистской чувствительности, о которой я писал выше; что это некоторая интеллектуальная мода, фирменный знак времени.

Однако я буду рассматривать постмодерн с точки зрения едва начавшейся новой переходной эпохи, проистекающей из философии модерна и определяющей себя в противостоянии этой философии.

Поэтому, чтобы понять постмодерн (а затем постмодернизм как попытку осмысления глубинных изменений в обществе и ориентаций культуры), необходимо обратиться к его предшественнику.

Итак, модерн – это особая эпоха, начало и конец которой весьма трудно определить. Так, по мнению Э.Гидденса, она наступила в XVII веке и определяется им индийским словом “Джаггернаут”[2], как нечто неотвратимое.

Другая точка зрения на временные рамки этой эпохи указывает на период между концом XIX века и серединой XX, когда в мире стали складываться и развиваться капиталистические отношения, началась индустриализация, урбанизация, секуляризация и развитие институтов государства. Модерн – это состояние человеческого духа, характерное для этого времени.

В эпоху модерна мир представляется как единая иерархически выстроенная система, которая логична и подчинена определенным законам. Это дух времени, где есть вера в прогресс, в определенные идеалы и ценности.

Можно описать модерн с помощью перечисления основных его принципов: это принцип рациональности, принцип монизма, прогрессизма, системности и логоса (космоса) как организованного разумного бытия.

И, несмотря на то, что в основу всего положен Разум – как основополагающий принцип, провозглашенный на могиле Бога, где он был похоронен еще Ницше, тем не менее, во всей этой “системе” вдруг что-то[3] пошло не так, что привело к тому, что вся рациональность суждений модерна (модернизма) была объявлена утопической.

И все будто бы перевернулось с ног на голову, а на всей философии модерна был поставлен жирный крест приставкой “пост”.

И теперь в том, что пришло на смену модерну – эпохе постмодерна – звучали другие лозунги: иррациональность вместо рациональности, плюрализм вместо монизма, “постоянное возрастание сложностей” (Лиотар) вместо прогресса, ризома против системности и, наконец, хаос вместо логоса. Интеллектуалы, если они раньше были “властителями дум”, становятся теперь лишь представителями умственного труда. И постмодернистская чувствительность охватывает все, а как следствие – разочарование в разуме и прогрессе, неверие в будущее и собственные силы.

Постмодерн можно по-прежнему называть модерном, но без всего того величественного и грандиозного, ради чего он затевался. Без всего утопического. Постмодерн становится культурой постиндустриального, информационного общества. Общества потребления и масс-медиа (средств массовой коммуникации и информации).

Насчет последнего многое писал Ж.Бодрийяр, например, в книге «Символический обмен и смерть» (1976).

Он пришел к выводу, что вместо производства, над обществом доминирует средства массовой информации, кибернетические модели и вычислительные системы, компьютеры и индустрия развлечений (массовая культура, где главное – мода и реклама).

Все это приводит к некому знаковому взрыву – не к господству производства, а к господству знаков (кодов) производства. Из-за этого современному человеку сложно ориентироваться в обществе, так как ему становится трудным отличать реальность от тех вещей, которые симулирует реальность.

Последними являются так называемые симулякры (репродукции объектов и событий). «Мы живем в эпоху симуляций» – пишет Бодрийяр, – подобно тому, как отчасти показано в художественном фильме “Матрица”[4]. Кроме того, Бодрийяр затрагивает еще одну интересную тему, а именно тему человека и массы.

Масса для него, в отличие от того же Маркса, который видел ее революционной и активной, представляется наоборот очень пассивным элементом общества. Сравнивая ее с “черной дырой”, он видит ее всепоглощающей и все более требовательной к новым образам и спектаклям, разыгрываемых СМИ. Это в свою очередь может привести только к еще большей манипуляции людьми.

Последнее характерно для человека эпохи постмодерна – человека, которого подчас называют “зомби”, так как он является запрограммированным существом, лишенным личностных свойств и неспособным к самостоятельному мышлению. Ведь мышление нового человека строится на таком виде познания, при котором невозможно уверенно говорить о чем-либо.

Помимо того, что мы живем в мире симуляций, мы не можем более опираться на язык как основное средство познания мира. Язык перестал быть для современного человека чем-то постоянным, он больше не в силах непосредственно нести смысл или истину.

Нет более единого мнения, с которым согласны все, есть только дискурс как совокупность контекстных высказываний, значимых только в рамках определенного нарратива[5].

Таким образом, язык становится непостоянной средой, в которой существует человек. Однако с точки зрения постмодернизма иногда все же в истории образуется более или менее единая система знаний, которая складывается из различных дискурсивных практик – так называемая эпистема[6].

По сути, это все тот же мир симулякров по Бодрийяру, который бессознательно определяет мышление индивидов, но здесь нам интересно рассмотреть его с позиций М.Фуко. Он пишет о том, что эпистема всегда внутренне подчинена структуре властных отношений. Она является, так сказать, “тотализирующим дискурсом”, который легитимирует власть.

Отсюда известная формула Фуко “Знание – власть”, где власть всегда тесно связана со знанием. Кроме того, тот же Фуко определяет, на мой взгляд, одну очень актуальную вещь – основную стратегию власти, направленную на политический захват тела[7].

При этом власть не локализуется в одной только надстройке (государственном аппарате), а распространяется везде, пронизывая все общество и охватывая все отношения людей: “Власть повсюду, не потому что она охватывает все, а потому, что проистекает отовсюду”[8].

Символом такой власти Фуко выбирает Паноптикум Бентама, где заключенные люди сидят в стеклянных камерах, расположенных по периметру кольца тюрьмы, в центре которой – смотровая башня с защитными стеклами, чтобы не было видно надзирателя.

Паноптическая система отправления власти, таким образом, может быть и автономной (заключенные не знают, есть ли надзиратель в башне на самом деле, однако вместо него приходит “постоянный надзиратель в голове”).

Это актуально именно с той точки зрения, что в постсовременности, в том времени, в котором мы живем сейчас, такую значимость приобретает симулякр, “тотализирующий дискурс” или паноптическая дисциплинарная власть, что становится возможным управлять людьми именно, как “зомби”. Ведь социальная действительность – это сеть жестких норм и правил, которые сортируют людей. Сам по себе человек – никто и ничто, всего лишь носитель определенной роли; подчиненный социальным ожиданиям. По сути, современный человек – сырье, биомасса или пластилин в чьих-то руках.

И все это усугубляется еще и тем, что в современном обществе вершится торжество релятивизма. И, действительно, постмодернизм отказывается от бинарной логики. Он не задается вопросом, где есть истина, а где ложь. Все в мире относительно и нет ничего абсолютного.

Нет больше и абсолютных ценностей: все, что было полезно или бесполезно теперь оценивается как более или менее полезное (относительно чего-либо), а добро и зло – как большее или меньшее благо.

Да и критерий самого знания тоже изменился со времен модерна: теперь это не истина, а практическая польза для человека, эффективность и успех.

Современный человек не спрашивает “Верно ли это или нет?”, а исповедуя культуру потребления как свою новую религию, он задается только одним вопросом “Можно ли это продать?”. И каждый старается найти собственную выгоду[9], что ведет к всевозрастающей атомизации общества.

Человечество лишилось главного – единства и целостности, и все более отступает от одной только идеи этого. Человечество распадается на множество локализованных культур и тем самым лишается самого смысла.

И своего смысла лишается вообще все. Даже религия и философия – то, что, по сути, могло бы спасти наше время – причисляется к чему-то маргинальному. Как говорил Бодрийяр, происходит “катастрофа смысла”.

Да и как этой катастрофе не происходить, когда над человеком нашего времени нависла, как Дамоклов меч, угроза другой катастрофы – ядерной[10]. И пусть говорят, что ядерное оружие – оружие дураков, но кто сказал, что современный – постсовременный – нынешний человек стал умнее?..

Отвечая на вопрос темы моего эссе, я не могу выбрать одно из двух определений того, что такое постмодернизм.

Назвать постмодернизм новой теорией познания я затрудняюсь, так как не понимаю, что может познавать постмодернист, если даже не существует общего критерия знания.

С другой стороны, несомненно то, что постмодернизм построен на релятивизме, как на прочном, но в тоже время рассыпающемся фундаменте. Да разве можно строить на песке?

Для меня постмодернизм – это в первую очередь хорошее теоретико-интеллектуальное учение, объективно описывающую реальное состояние нынешнего мира.

Но в то же время (да простите мне этот релятивизм!) – это ужасная теория, так как за этим, осмелюсь выразиться, бессмысленным теоретизированием не стоит никакой практической пользы.

И я писал в самом начале, что постмодерн для меня – это переходная эпоха, так как мне хочется верить, что грамматика языка все же выдержит еще одну приставку “пост”…

_______________________________________

[1] Термин Ризома (фр. rhizome «корневище») – является одним из ключевых понятий постмодернизма, которое в противовес понятию Дерева, можно трактовать как нечто, не имеющее главного (ствола) и второстепенного (ветвей), т.е. нечто неопределенное и рассеянное. Был введен Ж. Делезом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 года.

[2] Термин “Джаггернаут” – в индийской мифологии одно из воплощений бога Вишну. Обычно это понятие используется для описания проявления безжалостной, неумолимой силы.

[3] Можно долго рассуждать на тему того, что именно произошло, что привело человека к переосмыслению окружающей действительности. Я нарочно опускаю этот момент, однако, хочу привести в качестве примера причин изменений понравившуюся мне мысль Ж.

Лиотара – человека, который первым дал определение постмодерна. Он говорил, что Освенцим является “тотальным событием” нашей эпохи, “преступлением, которое открывает постсовременность”.

Это слово – символ конца истории, после которого говорить о гуманизме уже невозможно.

[4] Примечательно то, что в начале этого фильма на столе главного героя лежит книга Ж.Бодрийяра «Симулякры и симуляция».

[5] Термин Нарратив (лат. narrare – языковой акт, то есть вербальное изложение – в отличие от представления) одно из ключевых понятий философии постмодернизма, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, как писал Р.Барт, «сообщающего») текста.

[6] Термин Эпистема понимается Фуко как структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период (“Слова и вещи: археология гуманитарных наук”, 1966г.)

[7] Фуко M. “Надзирать и наказывать”, 1975г.

[8] Фуко М. “Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет” Пер. с франц.— М., Касталь, 1996.— 193 с.

[9] Еще одно характерное понятия для постсовременности – “Яппи”, т.е. городской тип людей, которые стремятся к профессиональному и финансовому успеху.

[10] Сюда также можно отнести угрозы экологического и финансового кризисов.

Оригинал

Что такое постмодернизм или почему «Симпсоны» устарели

Несмотря на то, что встретить слово постмодернизм нам удается только в словарях и философских текстах, с явлениями, которые можно охарактеризовать как постмодернистские, мы сталкиваемся постоянно.

Термин «постмодернизм» применяют как правило для описания определенных явлений в культуре. Он характеризует собой не какие-то внешние черты, а типы культурного производства, а подчас даже условия культурного производства — то есть контекст.

В философии мы можем отнести к постмодернизму Деррида, Фуко, Делеза, Бодрийяра, Лиотара и других. В искусстве можно отнести целые направления: поп-арт, минимализм, концептуализм.

В литературе нам даже не надо искать примеры среди западных авторов, так как мы богаты своими: Виктор Ерофеев, Саша Соколов, Владимир Сорокин. Виктор Пелевин о трактовке термина писал так:

— Что это такое — постмодернизм? — подозрительно спросил Степа.

— Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла.

Состояние культуры, называемое постмодернизмом, характеризуется концом истории, идеологии, политики, искусства, социальных классов — время конца всего.

Все уже было и сегодня ничто из этого не работает, мы все преодолели и живем в некую пост-эпоху, так воспринималось это в девяностых.

Автор умер, персональный стиль невозможен и не нужен, ведь в распоряжении множество стилей и форм прошлого, которые можно использовать и интерпретировать. Ни автор, ни произведение не претендуют на уникальность и тем более новизну.

Возможно, самым существенным признаком постмодернизма является отсутствие каких-либо позиций. Вера в идеалы, свойственная довоенной эпохе, испарилась. В эпоху постмодернизма самые распространенная позиция — отстраненный взгляд критика, иронизирующего и пародирующего современность и прошлое.

Интересно смотреть на то, как постмодернизм проникает в наше сознание. Есть люди, которые могут одновременно обожать Ницше и быть неистовыми православными, критиковать Путина и власть и работать в «Единой России».

Можно сказать, что в определенный момент постмодернизм из особого типа культурного производства превратился в парадигму, которая порождает различные явления в культуре и социуме, возможные только в этой парадигме. То есть постмодернизм стал тотальным состоянием всей культуры, порождающей за собой не только произведения искусства, но и форму мысли как таковую.

С помощью концепта «постмодернизм» теоретики объясняют не только культурные явления, но и социальные. Постмодернизм предполагает потерю веры в некие коллективные интересы, в движение истории, в прогресс. После развала Советского Союза во всем мире произошел крах веры в большие идеи. Коммунизм как идея стал синонимом разочарования.

Вместе с этим пришло разочарование в политике и вообще в построении идеалов. Крах СССР стал причиной установления на долгие годы парадигмы восприятия мира как безальтернативного. В 1990-х и начале 2000-х идея, что западная модель либеральной демократии является финальной точкой общественного развития была единственной призмой восприятия мира.

Расцвет общества потребления как нельзя кстати соответствовал культурной парадигме постмодернизма.

Ведь если больше нет никаких вопросов ни относительно жизненных ценностей, ни относительно форм общественного устройства, ни относительно религии (так как либеральная демократия предполагает плюрализм), то все о чем нужно думать, это как провести выходные и какой телевизор купить.

Что такое постмодернизм: кратко и понятно
Американца Джефа Кунса, чьи работы входят в число самых дорогих произведений современных художников, можно отнести к постмодернистам.

Интересно смотреть на то, как постмодернизм проникает в наше сознание. Есть люди, которые могут одновременно обожать Ницше и быть неистовыми православными, критиковать Путина и власть и работать в «Единой России», работать в рекламном агентстве и критиковать капитализм — примеров множество.

Состояние культуры становится состоянием человеческого сознания. Людям становится свойственна усталость от любых идеалов, и говоря языком интернета, любые идеалы служат лишь поводом для троллинга.

Сознание большого числа людей является продуктом постмодернизма, так же как им является сериал «Симпсоны» или «Южный Парк».

И если можно сказать, что «Симпсоны» устарели, так же можно сказать и про людей, сознание которых остается продуктом эпохи постмодерна. Сегодня мы можем наблюдать признаки преодоления этой парадигмы. Огромное количество людей усомнилось в безальтернативности мира.

Во всем мире громко зазвучало, что система не совершенна и не может быть финальной точкой общественного развития, а все случаи насаждения Западом демократии в других странах являются проявлениями империалистических амбиций.

Слова ушедшей эпохи вновь реабилитированы и мы читаем в медиа рассуждения о кризисе капитализма и вновь возникающем на горизонте коммунизме.

Как говорить

Неправильно «В моем фейсбуке постмодернизм мнений неуместен». Правильно — плюрализм.

Правильно «Давайте выкинем телевизор: еще Рената Литвинова говорила, что телевидение эпохи постмодерна — это гной и шлачина».

Правильно «Василий, вы не сделаетесь умнее, если будете называть постмодернистским сознанием свою неспособность прочитать ни одну книгу».

Современный постмодернизм. Особенности постмодернизма. Основные характеристики посмодернизма

Определение 1

Постмодернизм – направление в искусстве, сформировавшееся в 50-е гг. прошлого века, которое пришло на смену модернизму.

Постмодернизм появляется одновременно в нескольких развитых странах Америки и Европы. Он представляет собой художественное направление, которое продолжает модернизм, вместе с тем выглядит как его преодоление. Постмодернизм выступает как контраст с искусством Нового времени, он крайне похож по своим свойствам на своего предшественника – модернизма.

Первым, кто применил этот термин был Р. Панвиц. В его работе “Кризис европейской культуры” встречается понятие постмодернизма. В науке эстетике “постмодернизм” используется весьма часто, он становится популярным после выхода книги Ч. Дженкса “Язык постмодернистской архитектуры”.

Это произведение отмечено тем, что в нём впервые данное понятие употребляется как отказ от экстремизма и нигилизма авангарда, частичный возврат к традициям, в котором особое значение предаётся коммуникативной роли архитектуры, а не названия для крайних литературных экспериментов.

Искусство постмодернизма с самого начала представляло собой многообразное, раздробленное и противоречивое явление. Его сила была сконцентрирована в нескольких направлениях. Невозможно было его обозначить единым понятием типа “абстрактный экспрессионизм” или “минимализм”.

Важнейшей отличительной чертой постмодернизма является его разношёрстность, даже несмотря на понятия коллективного действия и сообщества художников, которые лежат в основе самой идеи художественного направления.

Богатейшее многообразие является отражением простого перечня течений сегодняшнего искусства: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура, абстрактная живопись, специфической чертой которой является в современных условиях не строгость и чёткость, а предусмотренная эклектичность.

Прообразом таких разношёрстных направлений служит фигура личной свободы. Появились такие возможности, из которых наделённый свободой воли художник, мог выбирать, в то время как до этого периода такие возможности были недоступны, в силу того, что были преграждены репрессивные понятия художественного стиля.

Сформировавшийся в истоках художественной культуры, прежде всего литературы и архитектуры, постмодернизм спустя короткий период времени приобретает черты обширного культурного направления, которое затрагивало философию, эстетику и другие гуманитарные науки.

Принято считать, что постмодернизм является новым, самостоятельным художественным стилем, который сменил модернизм. Но важно понимать тот факт, что постмодернизм ещё слишком молодое направление, чтобы уже сегодня говорить о нём в качестве самостоятельного художественного стиля, который получил не самое удачное наименование.

Основные особенности постмодернизма

Важнейшие специфические особенности постмодернизма в следующем:

  • Плюрализм – релитивизация эстетических ценностей, форм, стилей и установок, что никакой художественный взгляд в итоге не может занять главенствующее положение в отождествлении с другой позицией, радикальный эклектизм; отказ от канонов и авторитетов в непосредственном сочетании с плюрализмом, которые лишены подобострастия, свободное одновременно ироничное отношение к классике и традиции.
  • Неопределённость – антисистематичность, антиметодологизм, полное отсутствие у эстетических критериев принципа замкнутости и жёсткости; убеждённость в том, что творение произведений искусства не может регулироваться конкретными предусмотренными правилами: эти правила образовываются вместе с произведением, что в конечном итоге каждое произведение становится событием; стирание границ между категориями жанра и дискурса.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

  • Фрагментарность – недоверие к тотальному, к любым смешиваниям и замещениям, неважно какого характера: социального, когнитивного или эстетического вида; появляющиеся на этой почве желание монтажа, создания коллажей, даже замещение метафор метонимией, а также пристрастие к парадоксам, влечение к разрушению, к неоправданным крайностям; создание впечатления непосредственного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира будто разорванного, оторванного или лишённого всякого здравого смысла, закономерностей и упорядоченности.
  • Многовариантность истолкования – положение, которое предполагает отсутствие одного, единственно верного объяснения произведения искусства, о его принципиальной многозначности, двусмысленности, многослойности, неисчерпаемых возможностях различных его интерпретаций.
  • Потеря “Я” – отказ от идеи возможности полного самопознания индивида и привилегированного положения “Я”, таким образом характеризуется классическая философия; уверенность в том, что самое важное в субъекте безоговорочно прячется от саморефлексии и от всепонимающего “Другого”, которые представляется философией как бессознательное; желание автора к нивелированию собственного присутствия в созданном им произведении и результатов, которые выходят отсюда в качестве маски автора или даже смерти автора.
  • Поверхностность как принцип – отказ от стремлений к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, склонность к простоте и ясности, неглубокое, но при этом синтетическое отражение реальности в произведениях искусства, преобладание идеи, что мир нужно принимать таким, какой он есть и не нужно докапываться до истины; понимание жизни в качестве хаотичного нагромождения разношёрстных тенденций, который лишён ясной цели и чёткого смысла; представление о мире, как о чём-то, что безразлично человеку и чуждо; понимание произведений искусства как лабиринта или мглы, зеркала и неясности, которая не имеет никакого смысла.
  • Отказ от мимесиса, избирательности – не показывать, не находить – это представляется как цель искусства, которую невозможно представить; явная хаотичность композиции; заинтересованность в пограничных сферах мира и сознания, страсть к эзотерическому, скрытому и тайному, которая доступна только посвящённым; перманентные эксперименты с новыми формами и содержаниями; псевдофактографичность или псевдодокументализм, так обозначаются куски реальности, которые никак не объяснены реальностью, но передаются на холсты в качестве художественного произведения посредством коллажной техники, иногда достаточно в не опосредованном виде; регулярной производство нерепрезентативных образов, которые не способны передать реальность, а лишь создают иллюзию “игры в реальность”.
  • Ирония, пародийность – насмешливость, которая парирует между лёгкой шуткой и желчным острым трагифарсом; объяснение ироничности как неизбежного средства освобождения от влияния и осознания случайности представлений и серьёзных, глубочайших убеждений; Уверенность в том, что солидарность людей, которая является частью их жизни, достижима благодаря принижению иронии, а не систематической рефлексии; Объяснение иронии в качестве средства, которое даёт возможность в условиях плюрализма и отсутствия парадигм, способствующих нахождению истины; восприятие всей человеческой истории как пародии и вместе с тем ностальгически; попытки не преобразовывать что-то в стереотип сознания, порождать стандартную, ожидаемую реакцию.
  • Искусство как игра – определение игрового характера искусства, приближение, а иногда даже отождествление его с игрой, даже более того, не с обычной игрой, а с неклассической, которая не имеет определённых правил, приоритета ходов и тех, кто победил или проиграл; интерпретация отношения между искусством и сутью как чисто игрового; маскировка игрой, подобно иронии, трагизму положения человека и общества.
  • Эпатажность – стремление художника поражать, удивлять свою аудиторию различными непредсказуемыми шагами, нарушением общепринятых норм и правил; агрессивность “авторской маски”, которая видит своей целью вовлечение публики в активный диалог, вызов её к спору или спровоцировать непредсказуемую её реакцию, неожиданную для неё самой.
  • Плагиат и цитирование – откровенное заимствование, имплицитное или эксплицитное цитирование, аккумуляция или повторения, но с присутствием ироничных и пародийных элементов по существующим образцам; стремление отказаться от классических для искусства понятий оригинальности, аутентичности и присутствия; убеждение в анонимности форм, которые создаются бессубъектным и неподконтрольным процессом, сомнительной креативностью художника и вместе с ней идеей, которая подразумевает, что автор является творцом, но одновременно является и автором.
  • Смешение высокой и низкой культур – удаление разграничений между элитарной и массовой культурами, принятие высокой культуры примеров массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство.

Можно и дальше перечислять особенности и отличия постмодернизма от других течений, но из всего сказанного становится очевидно, что данное направление имеет свои характерные черты и значительно разнится с другими течениями, особенно, что касается его предшественника – модернизма.

Признаки постмодернизма

Нередко можно услышать мнение, что постмодернизм представляет собой плюрализм, который усилен в несколько раз и является для течения самоцелью.

Плюрализм видится в взаимном существовании разных художественных стилей.

Он оставляет для себя и черты реализма, хотя по сути реализм характеризуется как сугубо внешняя реалистическая манера в разных жанрах, а не в виде критического реализма XIX в.

Данная манера приобрела свойственную для себя популярность в различных жанрах и тем самым поставило под сомнение элитарность настоящего искусства.

Постмодернизм многое поменял, в том числе и представление о соотношении элитарного и массового искусства. Сегодня можно нередко услышать в отношении некоторых жанров и течений слишком громкие заявления.

То, что раньше принято было считать некими “задворками” искусства, сегодня становится массовой силой, которая оказывает на аудиторию серьёзное влияние, но при этом довольно редко, в отличии от настоящего искусства, действительно производит сильное впечатление и затрагивает глубинные проблемы.

Определение 2

Реализм, в современной интерпретации – это плоскостное жизнеподобие, применение в искусстве форм самой жизни безо всяких устремлений определить глубинные её тенденции.

Сегодня такой реализм широко распространён в массовой литературе, кино, во всех видах искусства, которые ориентирована в первую очередь на массовое производство, главная цель которого развлечение.

Научная фантастика, детективы, шпионские романы, приключенческие саги и авантюристские истории, сентиментальные и мелко бытовые сюжеты – всё это вполне правомерные произведения искусства, с позиции постмодернизма.

Интересной особенностью постмодернизма является то, что именно он сам занимается высмеиванием и пародированием такого вида творчества, при этом аудитория выступает объектом насмешки. Постмодернизм раздражает линейность повествования, психологическая детерминированность поведения персонажей, скрупулёзное слежение за причинно-следственными связями и т.д.

Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Валерия Дедова

Преподаватель философии

  • Психологический вариант правопознания

    • Вид работы: Реферат
    • Выполнена: 2 сентября 2019 г.
    • Стоимость: 500 руб

    Заказать такую же работу

  • Философия постмодернизма. Жан Бодрийяр

    • Вид работы: Реферат
    • Выполнена: 23 ноября 2018 г.
    • Стоимость: 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Эссе Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем У сердца свои законы, которых разум не знает.

    • Вид работы: Эссе
    • Выполнена: 26 сентября 2019 г.
    • Стоимость: 1 300 руб

    Заказать такую же работу

  • Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня и

    • Вид работы: Эссе
    • Выполнена: 8 ноября 2018 г.
    • Стоимость: 1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Актуальность классической философии Древней Греции в современном мире

    • Вид работы: Эссе
    • Выполнена: 20 сентября 2019 г.
    • Стоимость: 1 300 руб

    Заказать такую же работу

  • Тема реферата по философии Философия Древнего Китая теория существования сил инь и ян.

    • Вид работы: Реферат
    • Выполнена: 24 сентября 2019 г.
    • Стоимость: 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по философии

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Ссылка на основную публикацию