О чем роман «мы» на самом деле?

История создания

Евгений Иванович Замятин задумался о создании романа «Мы» после возвращения из Англии в революционную Россию. Писатель считал, что смена режима изменила жизни множества людей.

Он полагал, что необходимо следовать новому литературному течению неореализму.

В своем произведении Замятин показал как машинизация и тоталитарный режим уничтожают индивидуальное мнение и мышление, способствуя развалу человеческого общества.

О чем роман «Мы» на самом деле?

Во главе встает единый механизм, а люди становятся безвольными существами, которые действуют на основе программ. Вместо имен у них номера, и только первая буква выдает принадлежность к полу. Вся жизнь подчиняется строгим правилам и государство контролирует все вплоть до интимных встреч.

На создание произведения у Замятина ушло немного времени. В 1920 году он полностью написал роман. Через год он отправил рукопись берлинскому издательству. Книга была переведена на английский язык и опубликована в Нью-Йорке в 1924 году. Позже ее издали на французском и чешском языках.

Роман был написан в жанре антиутопия, он демонстрировал негативные проявления утопии. Писатель показал, как будет себя чувствовать человек в образцовом обществе. В СССР работа Замятина была воспринята очень негативно. Его критиковали, осуждали и травили. В «Литературной газете» открыто говорили, что такие писатели не нужны стране, они мешают строить социализм.

Сам же Замятин не стремился показать недостатки политической системы. Он лишь продемонстрировал жестокие перегибы и нездоровые тенденции. Евгения лишили права ставить пьесы в театре, ему не давали работать. Поэтому писатель попросил разрешения покинуть СССР.

Композиция

Роман «Мы» написан в стиле конспекта рабочего. В произведении Евгений Замятин создал два мира и их разделил цветовой гаммой.

Единое государство имеет серую и голубую палитру, а пространство за Зелёной стеной пестрит изобилием красок. Преобладает розовый оттенок, как будто это иллюзорный мир.

Это как раз и подчеркивает то, что вне рамок возможности намного шире, чем в них. Жизнь как будто играет новыми красками и сияет во всех своих проявлениях.

О чем роман «Мы» на самом деле?

Если же говорить о жанровом своеобразии романа, то произведение считается романом-антиутопией. Основная идея этого жанра – это растворение собственного «Я» ради общих интересов.

Роман является антиутопией во всех своих проявлениях. В романе содержится любовная линия. В конце произведения девушку казнят в Газовом Колоколе, а парня лишают фантазии, проводя операцию.

Замятин постарался явно показал жизнь в таком закрытом государстве и за его пределами.

У героев нет имен, фамилий или прозвищ. Каждому присвоен свой номер. Такой прием создан, чтобы показан тоталитарный режим их государства. Они нужны лишь для общего дела, никто не рассматривает жителей как личностей. Это место, где все друг другу равны.

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

О чем роман «Мы» на самом деле?

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Направление и жанр

«Мы» можно отнести к литературному направлению модернизма. Автор, пользуясь новаторским инструментарием, стремится отражать не саму реальность, но строить предполагаемое будущее человечества, для чего активно используются нестандартные образы и новые формы повествования.

Произведение Замятина является романом-антиутопией. За основу берётся отдалённое и неприглядное будущее человечества, атмосфера которого разбирается по косточкам за счёт многочисленных деталей и персонажей. Автор стремится рассказать полноценную историю, разворачивающуюся на фоне масштабных и важных событий.

Жанр антиутопии появился в качестве полемичного ответа модернистов писателям прошлого. Издавна человечеству был известен жанр утопии — милой сказки, где люди, наконец, объединились, полюбили друг друга и начали жить счастливо.

Яркий пример — Эльдорадо Вольтера, где прямо под ногами людей раскиданы драгоценности, и все живут в богатстве. Но 20 век с его войнами, кризисами и революциями показал грошовую цену этих мечтаний.

Поэтому зародилась антиутопия — сценарий мрачного будущего, где перемены к лучшему привели нас к наихудшему из всего возможного.

О чем роман «Мы» на самом деле?

Смысл названия

Название произведения «Мы» отображает главный страх Замятина перед грядущим – вопрос отдельной личности в человеческом обществе. «Мы» единого государства — это не люди, а механизмы одной машины, которые синхронно трудятся с одной и той же целью, имеют одну и ту же роль. Такое дикое упрощение личности до шестеренки возмущает писателя и выносится им в емкое, но содержательное заглавие.

Писатель крайне опасался, что человечество, движимое идеями коллективизма и общего блага, в итоге уничтожит в людях осознание ценности отдельного индивида. Человек с яркой индивидуальностью будет обречён либо слиться с общим потоком, либо погибнуть.

Главные герои и их характеристика

Система образов в антиутопии «Мы» отличается глобальным упрощением, заложенном в замысле автора. Все люди одинаковы, их отличают друг от друга лишь номера и функции.

д-503 Ничем не примечательный номер, главный инженер на строительстве «интеграла». На протяжении всего повествования переживает тяжелейшую внутреннюю борьбу, которая приводит его на грань безумия.

Это ведомый человек, не наделенный сильной волей, но не до конца порабощенный рабскими понятиями того общества, где он живет.

В конце смиряется со своей судьбой и без сопротивления позволяет лишить себя воображения.

I-330 Крайне привлекательная и непохожая на остальных девушка. Занимает одну из ключевых должностей в организации мефи. Уже неоднократно покидала город и наладила контакты с существами, которые живут в окружающих лесах.

В своей борьбе готова идти до конца, даже использовать двигатели космического корабля против города. Обладает невероятной силой воли, не сломалась даже под пытками.

Ее живой ум пленяет главного героя и заставляет его стремиться к свободомыслию.

0-90 Привлекательная пышнотелая женщина. Была давним партнёром главного героя по «сексуальным часам». Это женщина-мать, покорная, милая и чувствительная. Искренне любила его, и вопреки запретам захотела ребёнка от д-503. Предстала перед судом, который приговорил её к смерти. По всей видимости в конце романа смогла сбежать с ребёнком за пределы города.

О чем роман «Мы» на самом деле?

Суть: о чём?

Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма.

Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».

Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.

Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.

I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.

Читайте также:  Вечные вопросы в стихотворениях державина: анализ оды «к фелице»

Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.

После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.

О чем роман «Мы» на самом деле?

Темы

  • Будущее – роман наполнен страхом писателя перед грядущим. Для него будущее человечество наполнено страхом и отчаянием. Однако в то же время остаётся и надежда, что найдутся те, кто не позволит человечеству окончательно потерять себя.
  • Любовь – любовь в романе показана, как самое светлое и прекрасное чувство, но в то же время показано, что не каждый человек способен выдержать его, ведь помимо счастья любовь несёт глубочайшие сомнения и ежедневно испытывает нас.
  • Семья – Замятин отрицает общество Единого Государства из-за отсутствия семьи. Стремление к семейному счастью, обретению большей близости с тем, кого любишь, которое продемонстрировала О-90, писатель превозносит.
  • Творчество – на фоне однообразного, такого идеального, но мёртвого города Единого Государства мы понимаем, как важно, чтобы в будущем люди продолжали творить и воображать.
  • Историческая память – номера Единого Государства начисто забыли о своём прошлом, живя лишь настоящим и будущим. Именно незнание людей об альтернативных моделях общества, которые существовали в прошлом, и делает Единое Государство, владеющее всей информацией, таким могущественным. Люди просто не знают и не могут представить, как можно жить иначе, чем говорят им власти.
  • Природа – Единое Государство полностью закрылось от внешнего мира. Оно отгородило своих граждан от живой природы, подарив им бездушный суррогат. Людей, которые не знают, как устроен мир, очень просто контролировать.

О чем роман «Мы» на самом деле?

Проблемы

  • Технократия – Единое Государство представляет собой мир победившего рационализма. Всё рассчитано до секунды, все детали подобраны идеально, но мир, созданный на одном лишь разуме, походит больше на карикатуру, нежели на рабочую общественную модель. По мнению Замятина, нельзя строить мир, опираясь на один лишь бездушный разум.
  • Тирания – тирания, изображённая в романе, ужасна тем, что граждане сами не понимают, что живут в тираническом государстве. Они вполне довольны текущим положением вещей и просто не смеют представить, что можно жить как-то по-другому.
  • Массовое сознание – в начале нумеры Единого Государства показаны послушной серой массой, которой не ведомы сомнения. Однако к концу романа мы понимаем, что всё это было лишь иллюзией, и множество номеров готовы отринуть порядки Единого Государства и сражаться за новый мир.
  • Исчезновение индивидуальности – писатель показал, что как бы ни было жёстко общественное устройство, ему не удастся лишить людей индивидуальности. Человеческая природа всегда будет пробиваться наружу до тех пор, пока человека физически не превратят в бездушного робота.
  • Тотальный контроль государства над личностью – писатель решительно осуждает вмешательство государства в личное пространство человека, показывая абсурдность такого порядка вещей.
  • Нравственный выбор – сталкиваясь с трудностями, человек зачастую вынужден делать непростой выбор, и в этой ситуации всё зависит только от него, а не от внешних сил.
  • Внутренне рабство – судьба Д-503 показывает нам, что человек зачастую боится свободы. У него может не хватить силы воли, чтобы жить, опираясь только на свои собственные ориентиры. И это, по мнению писателя, большая трагедия для всего человечества, которое сможет обрести счастье только после того, как освободится от своих собственных дурных привычек.

Основная идея

В своём романе писатель выступил против идей вульгарного материализма и технократии, отстаивая важность духовной свободы, нематериального бытия и ценности отдельного индивида. Право человека на свободу воли и индивидуальность он считает неотъемлемым условием для жизни. В этом и состоит смысл антиутопии «Мы».

В то же время писатель показал, что моральные качества людей находятся не на высшем уровне, а потому человечество ещё не способно построить по-настоящему дивный новый мир. Руководство неизбежно эксплуатирует и обманывает народ, каким бы режимом оно ни прикрывалось. Поэтому такая сомнительная идиллия не стоит прав и свобод личности, обмен не равнозначен. Это и есть главная мысль романа «Мы».

О чем роман «Мы» на самом деле?

  • Источник
  • Источник
  • Источник

Пророчество тоталитарных ужасов: любовь и ненависть к роману Замятина "Мы"

У Евгения Замятина не было причин восхищаться современным ему политическим режимом. В 1906 году он был арестован царским правительством, а в 1922 году, уже при большевиках, писатель снова оказался в той же тюрьме. И его роман-антиутопия “Мы” стал своеобразным исследованием сущности тоталитарного режима, появление которого в России он предугадал.

Замятин написал роман в 1920 году, а вдохновила его поездка в Англию, где писатель прожил два года — с 1916 по 1917 год.

Он увидел в Англии боязнь свободы и отсутствие энергии: “Все улицы, все жилые дома — одинаковые”, “Город большой, но скучный непроходимо… Глупейшие театры… Тоска”. И по возвращении на родину писатель решил перенести увиденное на бумагу.

Так и появился роман о жёстком контроле государства над обществом, в котором никто не имеет права на индивидуальность и даже фантазию.

О чем роман «Мы» на самом деле?

Обложка первого полного издания романа на русском языке, 1952 год. © wikipedia.org

В романе Замятина у жителей Утопии нет имён, они носят одинаковую униформу, живут в стеклянных домах, а политическая полиция без труда наблюдает за ними. Что такое брак, им неизвестно, зато у них есть “сексуальный час”, когда на 60 минут можно опустить шторы своих стеклянных квартир и предаться любовным утехам.

Государством управляет Благодетель, который ежегодно и единогласно переизбирается всеми жителями. Главный принцип, проповедуемый Благодетелем, состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Поэтому Государство обещает всем счастье, только вот о свободе стоит забыть.

Современники восприняли фантастический роман как злую карикатуру на коммунистическое общество, которое они строят. Естественно, цензура не могла допустить к публикации подобное произведение.

Это очень странно, потому что, как верно подметил Джордж Оруэлл в рецензии на “Мы”, “в 20-е годы в стране ещё не было тех проявлений тоталитарного государства, которые позволили бы цензуре провести некие параллели”.

Роман “Мы” — самая моя шуточная и самая серьёзная вещь

Но Замятину всё же повезло: его роману не было суждено пролежать в столе. В 1921-м рукопись была отправлена заказной бандеролью через Петроградский почтамт в Берлин. Через два года роман был издан на английском, французском и чешском языках. А вот на русском соотечественники Замятина смогли прочесть произведение только через 60 лет после написания.

Издание романа за рубежом было воспринято советской властью как противодействие, и началась травля Замятина.

В 1929 году союз писателей принуждал писателя отказаться от романа, на что он ответил: “Таких нелепых требований никто не пытался предъявлять к писателю даже в царское время. То, что сделано, что существует, — объявить несуществующим я не могу”.

Вдобавок “Литературная газета” написала довольно-таки доходчиво: “Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя”.

Очень слабо и претенциозно. Этакая рваная, “динамическая” проза якобы. Какая-то противненькая

В то время с большим успехом в московских и ленинградских театрах шла пьеса Замятина “Блоха” — правительство незамедлительно решило снять её с репертуара. Пьесу “Атилла”, которая дошла до генеральной репетиции на сцене Большого драматического театра в Петербурге, постигла такая же участь.

Многие рассказы и повести Замятина не были допущены к печати, причём мотивы запретов часто звучали более чем нелепо.

Одно произведение не прошло цензуру из-за первой вступительной фразы: “На углу Блинной улицы и улицы Розы Люксембург…” Цензор посчитал, что подобное сопоставление названий звучит уничижительно, и убрал фразу.

Потом в повести нашлось много подобных “издевательств”, поэтому она так и не была опубликована.

Роман высоко оценили за границей. Джордж Оруэлл мечтал прочитать “Мы” Замятина несколько лет и называл произведение литературным феноменом “книгосжигательского века”.

Насколько я могу судить, это не первоклассная книга, но, конечно, весьма необычная, и удивительно, что ни один английский издатель не проявил достаточно предприимчивости, чтобы перепечатать её

Несмотря на положительные отзывы зарубежных критиков, известные писатели-соотечественники не посчитали произведение Замятина выдающимся. Например, Максим Горький говорил: “Мы” — отчаянно плохая, неоплодотворённая вещь, гнев её холоден и сух”.

А Корней Чуковский сравнил “Мы” с “Бесами” Достоевского и заявил: “В одной строке Достоевского больше ума и гнева, чем во всём романе Замятина”. Зато через несколько лет Александр Солженицын назвал роман сверкающей талантом вещью. “…

Читайте также:  Сочинение к ЕГЭ: Свобода означает ответственность

Среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует”, — говорил он о романе.

Травля писателя, запрет публиковаться, снятие пьес из репертуара в театрах вынудили Замятина в 1931 году написать письмо Сталину, в котором он просил разрешения выехать с женой из страны. Ещё долгое время копия этого письма переходила из рук в руки в писательских кругах Петербурга. Все понимали, что Замятина фактически вынудили уехать из Советского Союза.

О чем роман «Мы» на самом деле?

“Уважаемый Иосиф Виссарионович… моё имя Вам, вероятно, известно.

Для меня как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году всё усиливающейся травли.

Я ни в какой мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые три-четыре года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок.

Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать, — что это одинаково унижает как писателя, так и революцию”.

Супругам Замятиным повезло: с февраля 1932 года они начали жить в Париже, откуда оказывали помощь Анне Ахматовой и Михаилу Булгакову. При этом у них сохранилось советское гражданство.

Через два года после эмиграции Замятин прислал из Парижа в ленинградский оргкомитет телеграмму с просьбой принять его в члены Союза писателей СССР. Но поскольку этот вопрос выходил за пределы компетенции союза, то просьба была направлена самому Сталину.

Он ответил коротко: “Предлагаю удовлетворить просьбу Замятина”. На родину писатель не вернулся — не позволила продолжительная болезнь, но он скучал по России до самой смерти.

Смысл романа "Мы" Замятина | Какой Смысл

Роман Евгения Замятина «Мы» появился в 1920 году. Для русской литературы роман стал непривычным, поэтому долгое время его отказывались печатать, а позже и вовсе устроили травлю его автору. Роман стал одной из величайших мировых антиутопий наряду с «О дивным новым миром» Хаксли и «1984» Оруэлла.

Смысл названия романа «Мы»

Чтобы понять, почему роман получил такое название, вспомним время, в которое он был написан. В начале двадцатого века в стране процветала идея равенства. Люди стремились объединиться в коллективы, забывая об индивидуальности.

Более того, поведение вне рамок этой концепции считалось ненормальным и наказывалось.

То же самое мы видим и в самом романе Замятина — ни у кого из героев нет имени, только номера, все выглядят практически одинаково, носят одну и ту же одежду, у каждого из них одинаковые взгляды на жизнь и мышление.

Название «Мы» также относиться к этой концепции. Люди не должны ничего скрывать друг от друга, быть единой массой, образовывать один большой механизм.

Каждый из героев обязан отказаться от собственных целей и надежд и иметь только одну радость жизни — делать общее дело. А самое главное, что людей все устраивает. Кроме, конечно же, главного героя.

Д-503 влюбляется, что уже является симптомом неправильного поведения. Это чувство заставляет его задуматься, а все ли идет так, как хочется лично ему?

Смысл романа «Мы»

Роман представляет собой рукописи человека, который живет в середине второго тысячелетия. Он рассказывает, что происходит в окружающем его мире. Правительство идеального мира решило, что людям нечего озадачивать себя лишней информацией. А первая из них — имя.

Поэтому имен в мире просто не существует, поэтому все имеют просто свой номер. Люди питаются пищей, созданной из нефти. Этому есть две причины — таким образом умирали все слабые люди, не в состоянии переварить такое. И второе — после двухсотлетней войны природной пищи и воды не осталось.

Сейчас же главное зло для правительства это любовь. Поэтому детей сразу же забирают в инкубаторы, а понятия «семья» не существует уже много лет. Люди живут в одинаковых стеклянных домах, что позволяет власти постоянно следить за ними.

У жителей также присутствуют два перерыва — в один они маршируют, а второй именуется «сексуальным часом». Все могут спать с кем захотят, но при этом должны иметь специальный талончик.

Во главе государства стоит Благодетель, которого из года в год переизбирают. А главные его принципы заключаются в том, что свобода и счастье — понятия противоположные.

Когда в романе идут рассуждения об этом устое, то всегда упоминается Библия. Якобы, люди, жившие в Раю, были счастливы, но им захотелось свободы, за что Бог и лишил их счастья.

А новое государство вновь лишило человечество свободы, обменяв ее на счастье.

Весь этот дневник принадлежит человеку под номером Д-503. Но его мировоззрение меняется, с появлением I-330. Она рассказывает ему странную историю о том, что за стенами города все еще остались люди, которые имеют свободу.

Основной смысл произведения раскрывает революционная организация, которая позволяет людям ненадолго очутиться в мире свободы. Конечно, восстание быстро подавили, теперь уже навсегда выстроив стену. Но одной женщине, О-90, удалось пробраться на другую сторону и родить там ребенка. Автор считает, что именно он будет идеальным человеком, который объединит два типа людей.

Смысл финала книги «Мы»

Роман Замятина является аллюзией на государство будущего, в котором все люди равны. Хотя явно видно, что государство автора — копия СССР времен двадцатых годов прошлого века. Это эпоха тоталитаризма, революций и огромных перемен в стране.

Однако автор рассматривает все это с иронией. Фантазия и размышления находятся под запретом. Но главный конфликт романа — противостояние прошлого, нормального по мнению автора мира, и нового, создающего «роботов».

Нашлись люди, готовые отстоять свои естественные права на радость, эмоции и фантазию. Эти персонажи Замятина — прямая отсылка к советской интеллигенции. Именно они стали толчком для освобождения умов людей. Но правительство делает все против этого.

В конечном итоге происходит полное зомбирование граждан, ограничения в получаемой информации и ее недостаток.

Роман «Мы» Евгения Замятина как зеркало эпохи

«Мы» — один из первых в мире романов-антиутопий, описывающих жизнь в тоталитарном государстве.

Уже это дает право говорить о произведении Евгения Замятина как об острой социальной и политической сатире на свое время.

Помимо эксперимента с организацией государства-коммуны в романе отразились и другие идеи, смежные или сопутствующие этому общественному «опыту». При внимательном чтении некоторые из них невозможно не заметить.

«… Около 300 лет назад был провозглашен наш исторический „Lex sexualis“: „всякий из нумеров имеет право — как на сексуальный продукт — на любой нумер“.

Ну, дальше там уж техника. Вас тщательно исследуют в лабораториях Сексуального Бюро, точно определяют содержание половых гормонов в крови — и вырабатывают для вас соответствующий Табель сексуальных дней».

В 1919 — 1921 годах активно обсуждалась идея раскрепощения женщин в моральном и физическом плане. Одной из яростных ее сторонниц была Александра Михайловна Коллонтай — революционерка, государственный деятель и дипломат.

«Для рабочего класса большая текучесть и меньшая закрепленность общения полов вполне совпадают и даже непосредственно вытекают из основных задач данного класса», — считала Коллонтай. Она же составила доклад о вреде ревности и хотела, чтобы Совет Народных Комиссаров отменил ревность декретом.

До декрета дело, конечно, не дошло, но на фоне подобных выступлений родилась и новая теория «стакана воды» — сводящая любовь только к половым отношениям. Более того, популярность набирала идея одиночного материнства: девушки мечтали забеременеть от гениального или талантливого мужчины, чтобы потом растить ребенка самостоятельно в полной уверенности, что воспитывают будущего гения.

«Мы прошли через комнату, где стояли маленькие, детские кровати (дети в ту эпоху были тоже частной собственностью)».

Как вы помните, в мире, где живет Д-503, развито «детоводство». Рожать позволено только определенным «нумерам», которые отвечают всем критериям, обозначенным генетиками Единого Государства. После рождения ребенок должен содержаться на «Детско-воспитательном Заводе», предполагается, что он становится собственностью государства и не принадлежит родителям.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»

Эта идея также пропагандировалась Коллонтай и изложена в ее книге «Семья и коммунистическое государство»: «Сознательная работница-мать должна дорасти до того, чтобы не делать разницы между твоими и моими, а помнить, что есть лишь наши дети, дети коммунистической трудовой России.

На месте узкой любви матери только к своему ребенку должна вырасти любовь матерей ко всем детям великой трудовой семьи».

По мнению Александры Михайловны, дети должны были воспитываться в государственных учреждениях, в то время, когда их матери отдавали все свое время на благо государства.

«Вот был мой путь: от части к целому; часть — R-13, величественное целое — наш Институт Государственных Поэтов и Писателей».

А вот идея Института Государственных Поэтов и Писателей в России была воплощена. Организация, в которой состоял герой романа R-13 — это аллюзия на «Пролеткульт», идеологами которого были Александр Богданов и Алексей Гастев.

«Пролеткульт» просуществовал около 15 лет (с 1917 по 1932 гг.) и включал в себя не только «цеха» поэтов и писателей. Так, наиболее ярким отделением этой организации был театр, в котором в свое время работали Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров.

«Кто, прочитав их, не склонится набожно перед самоотверженным трудом этого Нумера из Нумеров? А жуткие красные „Цветы Судебных приговоров“? А бессмертная трагедия „Опоздавший на работу“? А настольная книга „Стансов о половой гигиене“?»

Здесь, в первую очередь, нас интересует трагедия, действительно оказавшаяся бессмертной. Речь идет о пьесе Горького «Работяга Словотеков», впервые поставленной в петроградском Театре народной комедии 16 мая 1920 года.

Эту пьесу Замятин упоминает и в статье «Я боюсь», горько иронизируя над тем, что власть яростно оберегает политическую и социальную «невинность» жителей советской России: «…

где нам думать об Аристофане, когда даже невиннейший „Работяга Словотеков“ Горького снимается с репертуара, дабы охранить от соблазна этого малого несмышленыша — демос российский!».

Аллюзия на Горького подчеркивает нелепость рассуждений Д-503.

«Цветы судебных приговоров» — намек на сборник стихотворений Шарля Бодлера, обвиненного в безнравственности.

«…настольная книга „Стансов о половой гигиене“» — отсылка к кодексу половой морали П. Фридлендер.

«— А вы слыхали: будто какую-то операцию изобрели — фантазию вырезывают? (На днях в самом деле я что-то вроде этого слышал.) — Ну, знаю. При чем же это тут?

— А при том, что я бы на вашем месте — пошел и попросил сделать себе эту операцию».

Вероятно, речь идет о лоботомии. Есть основания полагать, что Замятину было известно о неудачной работе швейцарского психиатра Готлиба Буркхардта, в 1888 году удалившего лобные доли у шести пациентов, страдающих слуховыми галлюцинациями. Операция привела к гибели и самоубийствам пациентов.

Биография Замятина и его роман «Мы»

Замятин был далеко не первооткрывателем жанра антиутопий. Его опередил Роберт Хью Бенсон, который в 1907 году опубликовал книгу «Властелин мира». В книге представлена модель, в которой Земля управляется Антихристом, что само по себе несет оттенки тоталитаризма.

Позже дистопии стали еще более политическими. В романе 1984 Джордж Оруэлл показал холодную, беспощадную, доминирующую в партии тиранию (1949). Дивный новый мир Олдоса Хаксли утверждал, что посредством утопии общество было одурманено(1932).

Люди стали просто пассивной безынициативной массой, которую все устраивает.

При всей любви к вышеперечисленному, но антиутопический роман, наиболее соответствует нашему времени.

Тем более, роман «Мы» Евгения Замятина, который предшествовал романам Хаксли и Оруэлла, очевидно, вдохновил следующих авторов на создание своих антиутопий.

Роман написан в 1920 году, всего через 3 года после русской революции. Именно тут начинается история романа «Мы» и биография Замятина.

«Мы» — прямая критика обстановки в СССР того времени, а потому нельзя. В 1924 году роман был впервые опубликован в американском журнале.

После этого Замятин был истерически осужден Союзом Советских писателей.

Замятин покинул объединение, сказав: » Я считаю невозможным принадлежать к литературной организации, которая хотя бы косвенно принимает участие в преследовании соратника”. «Мы» были окончательно опубликованы в России в 1988 году.

Сюжет романа «Мы» и его главные герои

Перенесемся в 3017 год. Прошло ровно 1000 лет после революции, которая привела к становлению Единого государства. У горожан нет собственных имен. На смену именам пришла одна буква и порядковый номер. При чем мужчинам принадлежат согласные буквы, а женщинам гласные.

 «1984 — Джорд Оруэлл»

Главный герой истории — Д-503, инженер, работающий на космическом корабле, цель которого-принести славные принципы революции в космос. Единым государством правит Благодетель. Он руководят Хранителями, которые шпионят за гражданами. Граждане живут в стеклянных квартирах, поэтому слежка за ними не становится непосильной или сложной задачей.

«Мы» Замятина — история D-503, математика-инженера, работающего над созданием огромного космического корабля Integral. Превосходный гражданин, D-503 следует за движением системы безукоризненно.

Он смеется над неровностями старинной музыки, восхваляет ритм двигателей и хореографическое человечество, почтительно ждет розовых билетов своего назначенного партнера О-90. Он с трепетом относится к “подрывным” высказываниям пропагандистского поэта Р-013, но в один момент все меняется.

Когда девушка с “именем” I-303 однажды входит в его жизнь, у героя начинают возникать вопросы. Эти вопросы выбрасывают инженера из обычного течения жизни.

Что же будет с инакомыслящими и противниками такого обращения? Как и в 1984, если у мужчин проявляются признаки бунта, часть их мозга, связанная со страстью и творчеством, удаляется хирургическим путем. То есть, лоботомия.

Единое Государство в романе Замятина «Мы»

Единое государство — это абсолютно безопасное существование со всеми удобствами жизни. Что же тогда не так? За свое равенство и безопасность люди заплатили страшную цену – потерю индивидуальности.

То, что люди готовы включить такие социальные парадигмы (например, фашизм в Германии), также является увлекательной пищей для размышлений.

Книга сопоставляет две параллели и задает читателю вопрос: готов ли ты пожертвовать самым сокровенным, чтобы обрести стабильность.

 «451 градус по Фаренгейту — Рей Брэдбери»

Жизнь людей в романе «Мы» идет по кругу: утро, работа, еда и сон. От секса до “свободного времени”, затем пробежка под музыку и другая физическая активность. Все граждане Единого Государства живут по определенному расписанию, а оно находится под бдительным оком благодетеля.

Каждый гражданин – это маленький винтик, который крутит другие винтики в огромном механизме. Но под этой суровой статичностью фасада зубрежки и этикета, за Зеленой Стеной, окружающей город, шевелится движение.

Там живут люди, которые не готовы жить подобно типичному гражданину Единого Государства.

Взгляды Замятина

Революция везде, во всем. Она бесконечна. Нет окончательной революции, нет окончательного числа. Социальная революция — это только один из бесконечного числа чисел: закон революции не социальный закон, а неизмеримо больше. Это космический, универсальный закон, как законы сохранения энергии и диссипации энергии (энтропии). Когда-нибудь будет установлена точная формула закона революции. И в этой формуле нации, классы, звезды — и книги — будут выражены в виде числовых величин.

Отрицательная сторона романа

Однако есть несколько потенциальных жалоб на роман. Начнем с концовки. Является ли концовка подходящим или нет? Скорее, что эпическая пропорция, которая предшествует ему, не отражена должным образом.

  События, которые приводят к финалу: неизвестность, окружающая Integral, взаимодействие D-503 с благодетелем и таинственное существование I-330, предлагают больше богатства и драмы, чем заключительные сцены.

  Последний удар у романа довольно слабый, особенно в сравнении с 1984 Оруэлла.

Во-вторых, нахождение главного героя в Едином Государстве с самого начала идеально, слишком идеально, на самом деле.

В первой половине книги представлены многочисленные сцены, в которых он поэтично воспевает красоту и величие своего общества. Он описывает свои отношения с О-90, как более чем удовлетворительные.

  Кроме того, его личная идеология представлена как щелчок с помощью системы через воспоминания о своей молодости.

Таким образом, возникает вопрос: если D-503 действительно наслаждается жизнью в Едином Государстве, зачем его вытаскивать? Если мир воспринимается как совершенный, как его разрушение может улучшить ситуацию?  Оруэлл, изображая Уинстона Смита неудовлетворенным и тайно подрывным, исправляет этот аспект, создавая более правдоподобное представление человечества в этом процессе. Хоть Замятин и эффективно использует I-330, но принятие персонажами Единого Государства слишком идиллическое.

 «Дивный новый мир — Олдос Хаксли»

Подытожим роман «Мы»

Несмотря на эти потенциальные проблемы, легко понять, почему роман Замятина «Мы» так сильно повлиял на более поздних авторов. Сюжетная линия, простая, но глубоко проникающая в человеческие понятия автономии и социальной гармонии.

Множество авторов с тех пор приняли идею и развили ее по-своему, что является свидетельством плодовитости и глубины Замятинской посылки. Написанная в стиле, смешивающем поэзию и миф, жизнь D-503 абстрактна, но заставляет задуматься читателя о жизни в общих чертах.

Заставляет задумать над вопросом: “А не похожа ли моя жизнь на существование D-503?”.

Ссылка на основную публикацию