Сочинение к ЕГЭ: Свобода означает ответственность

Везде есть люди, считающие, что абсолютная свобода — единственное, к чему стоит стремиться. В их интерпретации данное понятие фактически означает желание делать все что угодно, несмотря на последствия, по принципу «тварь я дрожащая или право имею».

  • На самом деле такая независимость не безгранична.
  • В эссе на тему «Свобода и ответственность» оба эти понятия обязательно должны сочетаться друг с другом, ведь они оба относятся к категории права и этики.
  • Их разновидности схожи:
  • правовая;
  • гражданская;
  • экономическая;
  • личностная;
  • политическая;
  • социальная;
  • нравственная;
  • коллективная.

Для многих ответственность — практически пустой звук. И если юридическую ответственность перед родителями или детьми люди еще готовы нести, то о личной, социальной или нравственной просто забывают.

С другой стороны, не всегда можно спрогнозировать последствия предпринимаемых шагов или бездействия в определенных ситуациях. Но и в таких ситуациях человек сам отвечает за результат своих действий.

Ответственность — ограничение, установленные рамки, которые человек вынужден соблюдать, если хочет, чтобы его признавали членом общества. Но чем более ответственен индивид, тем больше у него свободы и прав. Только здравомыслящий человек не будет вредить ни себе, ни обществу, ни ближайшему окружению.

Главные критерии

Обсуждение свободы и ответственности в эссе затрагивает аспекты личностного роста. Человек рождается свободным, но еще не имеет понятия об ответственности. Связать их можно, только целенаправленно развивая в себе личность. Характерные критерии ответственного человека:

  • четкое осознание личностной ответственности за настоящее и будущее;
  • компетентность и уверенность в профессионализме;
  • сила воли и духа;
  • пунктуальность;
  • способность решать не только свои проблемы, но и близких людей;
  • самостоятельность выбора во всех аспектах;
  • персональная ответственность за каждый поступок;
  • умение сделать выбор и идти по своему пути, несмотря на трудности;
  • уважение к законам юридическим, общественным и моральным;
  • инициативность;
  • умение признавать свои ошибки и исправлять их;
  • принятие неудач в качестве опыта.

Главное качество ответственного, самостоятельного человека — его уверенность в праве выбора. Только это качество дает осознанную свободу выбора. И даже если этот выбор сделан неправильно, человек принимает его последствия, делает необходимые выводы.

Воспитание необходимых качеств

Способность брать на себя ответственность в любой ситуации — качество редкое и достойное уважения. К таким людям возникает доверие. Ответственными не рождаются, ими становятся. Это качество можно воспитать, если следовать следующим рекомендациям:

  • Оправдания для слабых. Что бы ни случилось, важно оценить ситуацию, сделать выводы, найти пути решения и идти дальше.
  • Пунктуальность важна в любой ситуации.
  • Планирование — часть личностного роста.
  • Важно научиться «держать себя в руках». Спокойствие и оптимизм помогут выйти из любой трудной ситуации.
  • Основная трудность — научиться контролировать свои желания, как материальные, так и эмоциональные. Нельзя позволять им нарушать составленные планы.
  • Похвала должна быть приятным бонусом, а не конечной целью.
  • Каждое данное обещание должно быть сдержано.
  • Нужно учиться управлять своим временем. На тему тайм-менеджмента написаны десятки книг, но до сих пор эта проблема очень актуальна.

У некоторых людей складывается ошибочное мнение, что ответственный человек должен отвечать абсолютно за все и за всех. Это не так. Важно научиться устанавливать границы. Отвечать стоит только за себя и свои поступки.

Границы должны быть не только в отношении себя. Есть множество явлений, на которые невозможно повлиять. Например, нельзя брать ответственность за нерадивого коллегу.

Основная мысль мини-сочинения на тему «Свобода и ответственность» заключается в том, что только воспитавший в себе чувство ответственности человек может быть до конца свободен.

Что означает тезис «человек – это свобода»?

Если существование предшествует сущ­ности, то ссылкой на раз и навсегда данную природу чело­века ничего нельзя объяснить. Но если человека ничего не детерминирует — ни его собственная природа, ни Бог, не­посредственно или через природу, то он свободен, человек — это свобода.

Свобода — это судьба человека: «Я взглянул в лицо своей судьбе и узнал её; то лишь была моя свобода», — пишет Сартр. И более того, он осужден быть свободным. Осужден, говорит Сартр, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен потому, что однажды, брошенный в мир, отвечает за все, что делает.

Свобода у Сартра неразрывно связана с ответственностью за свой свободный выбор, за свой проект.

Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками.

Все смотрят на него и оценивают его поступки, а он, в свою очередь, смотрит на других и оценивает их. И, таким образом, каждый ответственен за всех и за каждого. Свобода отождеств­ляется с «моей», с персональной ответственностью каждого.

«Человек, приговоренный к свободе, возлагает тяжесть всего мира на свои плечи: он ответствен за мир и за себя самого». Выбор себя равен выбору всех. Человек ответствен не только за свою индивидуальность, он отвечает за всех людей.

Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть.

Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей.

Создавая себя, человек создает человека вообще. Если существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом.

Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество. Человек ответствен за себя самого и за всех и создает определенный образ человека, который выбирает; выбирая себя, он выбирает человека вообще.

Ответственность происходит оттого, что и мир возникает в результате создания себя в результате перманентного свободного выбора. Человеческий мир — это перманентный выбор каждого.

Итак, человек делает свой выбор. Он не может не выбирать. Даже в том случае, если человек уклоняется от выбора, тем самым он все-таки выбирает. Находясь в какой-то ситуации он вынужден выбрать какую-то позицию, и несет ответственность за этот выбор. Выбор обязывает его, и обязывает в то же время все человечество.

Эссе на тему «свобода и ответственность личности» пожалйста

Свобода означает не только то, что индивидуум имеет возможность, но и то, что он должен отвечать за последствия своих действий. В этом плане свобода и ответственность неотделимы. Вера в индивидуальную ответственность, которая всегда была сильна, когда люди твердо верили в индивидуальную свободу, постепенно уменьшается вместе с уверенностью в свободе.

К сожалению, некоторые постсоветские общества из этих двух неотделимых ценностей избрали только свободу. Да и то в смысле вседозволенности. Ответственность стала непопулярным принципом. Ответственность вызывает враждебность у людей, которых учили, что только обстоятельства, которые они не могут контролировать, определили их позицию в жизни и их действия.

Это отрицание ответственности, однако, обычно обязано страху ответственности, страху, который становится также страхом свободы. Сомнению не подлежит тот факт, что многие боятся свободы, потому что свобода означает дисциплину, которую каждый человек должен на себя возложить, если он хочет достичь своих целей.

Строго говоря, то, что часто говорят — «человек не виноват, что он такой, какой он есть», — является бессмыслицей, так как целью передачи ответственности является сделать его отличным от того, какой он есть или каким мог быть. Если мы скажем, что личность ответственна за последствия действия, — это не заявление факта, но утверждение причинности.

Именно в этом смысле следует понимать культуру ответственности, и какие средства воздействия формируют постсоветские элиты для воздействия на свои общества — культуру конформизма и «сильной руки» или культуру свободы и самодостаточности.

Конечно, следует отметить, что не только правительства несут соответствующую ответственность, но и на каждом гражданине в отдельности лежит часть ответственности за общее Ответственность, чтобы стать результативной, должна быть индивидуальной ответственностью. В свободном обществе не может быть коллективной ответственности как таковой, ибо это означает безответственность.

К сожалению, принцип коллективной ответственности очень часто используется постсоветскими элитами. В то время как наши действия стали полезными и результативными, наши цели должны быть адаптированы к возможностям нашего ума и нашего сострадания.

Если нам постоянно будут напоминать о наших «социальных» обязанностях, ответственности по отношению ко всем нуждающимся или несчастным в нашем обществе, стране или во всем мире, то это ослабит наши чувства. Для того чтобы быть результативной, ответственность должна быть ограничена настолько, чтобы побудить индивидуума опираться только на свои собственные знания в решении важности разных задач, применить свои моральные принципы к ему известным обстоятельствам и помочь добровольно смягчить конфликт старых и новых ценностей переходных обществ.

Эссе на тему "Мое понимание свободы и ответственности"

     В своей жизни над понятием «свобода» я мало задумывался. Но понятие «ответственность» существовало для меня всегда, за исключением, может быть, раннего неосознанного детства.

   Сейчас о свободе и правах можно услышать гораздо чаще, чем об ответственности человека. Как мы знаем из истории, еще в 18 веке, в странах Западной Европы громко заговорили о свободе слова, свободе личности…. Именно там зарождалось большинство революционных идей.

Читайте также:  Инструкция по применению «Зиланткон»

С этим «красивым» и манящим словом « свобода» совершались самые известные мировые революции. В нашей стране в 1917 году призывы к свободе привели к тому, что народ сверг Царя и, как результат, Россия оказалась в исторической цепочке кровавых событий.

Почему же так происходит? Казалось бы, такие красивые лозунги идут впереди человеческих поступков!…

           Я постарался поразмышлять над этим вопросом с точки зрения христианина.

Изначально свобода дана человеку Богом как дар. Каждый из нас обладает такой свободой, так как создан по образу Божьему. Эта способность помогает человеку самостоятельно направлять свою волю на поступки добрые или злые. Собственно, этим выбором определяется нравственность человека.

Зачастую в современном мире свобода воспринимается иначе – больше как уход от подчинения, вседозволенность; отрицание власти над собой, а также определенных правил и законов. Действительно, если со стороны взглянуть на христианство, то человек как бы со всех сторон окружен ограничениями. Возьмем, к примеру, 10 заповедей Божиих.

Что это, как не руководство свыше для человека. Но если мы внимательно посмотрим, то увидим, как за исполнение, например, пятой заповеди (о почитании родителей) Бог обещает долгую добрую жизнь. А Евангельские заповеди начинаются со слов « Блаженны…». Это означает, что исполняя их в своей жизни, человек становится счастливым.

Таким образом, можно увидеть, что добровольное подчинение воле Бога не делает человека ограниченным и подавленным, а, наоборот, открывает перед ним пути духовного роста и развития.

В Новом Завете апостолы в своих посланиях раскрывают христианское понимание свободы. С одной стороны, они наставляют всех христиан – подчиняться власти, детей – почитать родителей, жен – слушаться мужей, рабов – повиноваться господам.

С другой стороны, они ясно показывают нам, что при всем таком послушании, человек может обладать подлинной свободой. Апостол Павел пишет: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5.1.).

О каком же рабстве идет речь?

   К сожалению, после грехопадения люди подвержены влиянию страстей, а страсть -это нечистый дух, всегда склоняющий человека к греховным поступкам. Человек, постоянно следующий страстям, становится рабом греха. Вот о каком рабстве говорит Апостол Павел. Одержим я, скажем, страстью сребролюбия.

У меня будет только одна мысль – как скопить, собрать, спрятать, потратить деньги. Какая уж тут свобода! Сам Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8.34).

Но Бог, « не хотяй смерти грешника», следом и обещает: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8.36).

Каким образом это происходит в нашей жизни? Мы знаем, что Господь дарует человеку в Православной Церкви Свои Таинства – Исповедь, Причастие, Елеопомазание, чтобы человек очистился от греха и достиг бесстрастия. И в этом смысле истинная свобода может быть только во Христе, ведь свобода души несравненно важнее свободы тела.

По-моему, если человек понял это, то в жизни он постарается узнать и исполнить волю Божию, а не свою. Это потребует от него внимательного отношения к своим поступкам. Таким образом, он будет более ответственно подходить ко всем своим словам, делам, решениям, потому что в конце жизни всем нам предстоит держать ответ перед своим Создателем.

 Шанин Илья, обучающийся 10 класса МОУ-Ворошиловская СОШ

Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность

В древние времена свободным был тот, кто не являлся рабом.

С юридической точки зрения, свобода – это закрепленная в законе возможность определенного поведения человека, с точки зрения политики – отсутствие вмешательства или помех, а в философии принято считать, что свобода – это возможность проявления индивидом своей воли. В наши дни самое обыденное представление о свободе – это «делать все, что хочу», но очевидно, что если каждый будет делать все, что он захочет, то в мире будет хаос и это может привести к гибели человечества, поэтому абсолютной свободы нет. Истинная свобода всегда ограниченна внешними факторами (законами, обстоятельствами, другими людьми) и внутренними (моральными принципами, долгом, совестью). Без защиты и ограничения законов свобода зачастую приводит к гнету сильных над слабыми и рабству.

Статья 29

Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Всеобщая декларация прав человека

Свобода – это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.

Ядро свободы — выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Способность осуществлять выбор – это и есть самостоятельность.

Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается.

Существует крылатое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столкнувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность).

Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рассказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.

Свобода
экономическая политическая духовная
это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

«Свобода как познанная необходимость» – сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков.

Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно.

Между тем свобода воли – иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение.

Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения. 

В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения – волюнтаризм и фатализм.

Волюнтаризм – (от лат. «voluntas» – «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы».

Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного – это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.

Фатализм – (от лат. «fatalis» – «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора.

Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия.

Читайте также:  Рецензия о пьесе а.н. островского «гроза»

Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку.

Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками.

Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность – это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Ответственность – это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность.

Виды ответственности

  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная,
  • Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
  • Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства).
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
  • Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Сочинение Свобода означает ответственность

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Свобода означает ответственность

Быть свободным – значит быть способным выбирать свой путь, принимать самостоятельные решения. Но свобода это не только преимущество выбора, но и ответственность.

Человек не боится самой свободы, стремится к ней, а вот ответственность за свои поступки перед обществом, перед близкими людьми, перед своей совестью вызывает опасения. Вдруг сделаешь неправильный выбор, примешь неверное решение.

Где начинается свобода одного человека, заканчивается свобода другого.

Последствия почти любого поступка, действия или бездействия можно предугадать. При жизни человека в обществе они непременно коснуться, кого то, приведут к определенным событиям, вызовут ответную реакцию. Об этом нужно думать, чтобы вместо положительного результата на свои поступки не получить негатив.

Может показаться, что это трудная работа обдумывать каждый свой шаг, но у каждого уже есть свой определенный жизненный опыт и в теории опыт других людей. Применяя эти знания, можно просчитать результат того или иного действия. Любой человек, пользуясь своей свободой, совершив необдуманный поступок, может навредить себе или другим.

С сознанием о последствиях у человека и наступает ответственность.

Если человек действует по принуждению, в силу обстоятельств ограничен в своей свободе и совершает поступки во вред обществу, то он не несет ответственности за свои действия.

Даже если он считает себя виновным или невиновным, но это уже моральный аспект. Люди признанные недееспособными по медицинским показаниям, несовершеннолетние дети тоже не отвечают за свои действия.

Они имеют свободу выбора в своих поступках и словах, но ответственность за них несут другие люди.

Быть свободным и ответственным трудно. Как человек распорядится своей свободой в выборе. Как распланирует свою жизнь.

Всегда проще поступиться личной свободой и жить спокойно за спиной сильного и надежного человека.

Но иногда жизненные ситуации вынуждают к принятию самостоятельных, сознательных решений, человек будет свободен в их выборе, и должен сознавать, что вся ответственность за полученный результат лежит на нем.

Проблема свободы, ответственности и необходимости в жизни человека

Вопрос о свободе – один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности.

Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории; на разных этапах истории, в различных типах социальности она по-своему осмысливается.

Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости (независимости), отчуждения, ответственности. Определения этих понятий видоизменяются в соответствии с конкретными социокультурными условиями исторического времени.

  • Проблема свободы рассматривается во взаимосвязи с такими понятиями, как необходимость, зависимость (независимость), отчуждение, ответственность.
  • Свобода –
  • одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование и обозначающая возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
  • Свобода – способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков[6].
  • В классической философии свобода рассматривалась в двух основных вариантах: «свобода есть осознанная необходимость» и «свобода воли».

Проблема свободы была предметом философских размышлений И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и др.

Свобода рассматривается в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, равенством и справедливостью.

Б. Спиноза определил свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным.

Но для этого, по мнению Спинозы, человек должен познать свою собственную природу как разумного существа и избавиться от аффектов и пристрастий, искажающих его человеческую сущность. Спиноза назвал рабством бессилие человека в укрощении своих страстей, т.к.

человек, им подверженный, уже не владеет собой и не может сам управлять своим поведением.

Г. Гегель считал, что история человечества представляет собой прогресс в осознании свободы.

В марксистской философии свобода понимается в двух вариантах: 1) как познанная необходимость (закономерность) и 2) как практическое использование результатов этого познания (умение принимать решения на основе знаний вопроса). В данном случае свобода – это, прежде всего, свобода выбора.

В марксизме не отрицается свобода воли человека, а признается, что она детерминирована системой реальных возможностей. Согласно марксистской концепции, все, что находится вне пределов реальных возможностей, не должно быть объектом притязаний человека, т.к.

из-за реальной недостижимости желаемого человек погружается в бесперспективные мечты и фантазии. При наличии реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. Наиболее сложным является выбор, затрагивающий духовную и социальную сферы жизнедеятельности человека.

Человек несет ответственность за свой выбор.

Свобода мысли, слова, совести, вероисповедания, убеждений связана с реализацией человеком своих прав на эти ценности, предоставляемые человеку обществом.

Право на жизнь, здоровье, качественную и своевременную медицинскую помощь гарантированы человеку и международными, и отечественными правовыми документами.

Свобода человека проявляется в том, что он делает свой выбор – жить или не жить, сохранять здоровье или нет, обращаться за помощью к врачам или знахарям и т.д. Права теряют свою ценность, если человек не свободен в возможности воспользоваться ими.

  1. 25-я статья Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».
  2. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием воли и вольницы.
  3. Свобода воли
  4. – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

Свобода, понимаемая как свобода воли, означает, что человек имеет возможность поступать так, как ему хочется. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли традиционно связывалось с ответственностью человека за свои действия, с исполнением им своего долга и осознанием предназначения.

Самоопределяем ли человек или детерминирован в своем поведении и поступках какими-либо факторами, т.е. имеется ли причинная обусловленность поведения человека какими-либо обстоятельствами кроме его собственных желаний?

В концепции детерминизма утверждается, что существует универсальная причинно-следственная связь, которая предопределяет мотивы, мысли, поступки людей.

В концепции индетерминизма полностью отвергается причинная обусловленность всего сущего.

Предполагается, что не существует однозначной причинно-следственной взаимосвязи между природными явлениями и сферой сознания.

Поэтому мотивы поступков, возникая спонтанно, самопроизвольно, зависят только от свободной воли человека. Такое понимание свободы воли человека влечет за собой появление волюнтаризма, своеволия, произвола.

Концепции детерминизма и индетерминизма, начав формироваться во времена Античности, развиваются до настоящего времени. Во все времена существовали сторонники и той, и другой концепции.

Для человека индустриального общества свобода имеет, прежде всего, правовой и экономический смысл.

Это свобода «распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания»[7].

В 20 веке свобода «становится способностью человека к поведению, соразмеряющему самостоятельность индивида с действием разнообразных социальных, культурных, технологических форм, с умением осваивать и контролировать их воспроизводство»[8].

Свобода часто вступает в конфликт, противоречие с элементарными нормами жизни.

Абсолютной свободы для человека не существует. Свобода всегда относительна. Она соразмеряется с теми требованиями среды, в которых человек ее реализует.

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева[9]. Бердяев считал, что связь свободы с природной и/или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинно обусловлен, предопределен необходимостью.

Подлинная свобода не связана ни с чем, не имеет причинной обусловленности. Свобода не сводится к выбору возможности, т.к. этот выбор принудителен, связан с необходимостью. Свобода- это творчество, созидание ранее не существовавшего. Свобода выбора – это один из моментов реализации свободы. Настоящая свобода, по мнению Н.А.

Читайте также:  Какие цели важно ставить на жизненном пути?

Бердяева, проявляется тогда, когда выбор уже сделан. Свобода неотделима от творчества. Только свободный творит.

В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода традиционно противопоставляется принуждению. Принуждение не тождественно необходимости.

Необходимость – философская категория, которая выражает порядок, существующий в мире, объективные связи внутри материального мира. Реально или физически необходимым можно считать такой феномен, который неизбежно должен наступить, если для этого созрели определенные условия[10].

Случайность, по мнению Гегеля, — это форма выражения необходимости. В каждой случайности есть элемент необходимости.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.

Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в ещё худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой «мир», чтобы там реализовать себя.

В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы.

Свобода и ответственность. Ответственность – результат человеческого поступка, касающийся самого субъекта. Только способность взять на себя ответственность делает человека свободным.

Ответственность предполагает осознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины. Работы по истории культуры подтверждают, что, только «овладев культурой воли, пройдя школу собственного достоинства, школу самоуважения, научившись отвечать за свои поступки», человек становится по-настоящему свободным.

В античном языческом мире были люди, которые пользовались во внеслужебное время и в своем кругу полной «свободой» беспорядочного, не связанного никакими обязательствами удовлетворения своих физических импульсов.

«Но люди эти были – рабы. Свободнорожденные жили иначе». Свободный выбирает, несвободный – подчиняется позыву. Свободный человек находится внутри «объективной смысловой связи ценностей», несвободный – за ее пределами.

Свобода и необходимость. Свобода – возможность действовать в соответствии со своими идеалами, интересами и целями.

Под лозунгами свободы формировалась буржуазная цивилизация. Свобода – действительная ценность и средство манипуляции. Имеет неопределенное содержание, что отмечали многие мыслители: «соблазнительное имя, вводящее в заблуждение» (Т. Гоббс), «странная вещь» (В. Гете), «многозначная, доступная величайшим недоразумениям идея» (Г. Гегель).

Традиционно понятие свободы раскрывается через систему субординации ряда других понятий («свобода от», «свобода для», воля, произвол, необходимость, отчуждение, ответственность и ряд др.).

Многими рассматривается как термин, обозначающий разное содержание, формировавшееся в разные эпохи (Гадамер).

Проблема свободы разрабатывалась в двух основных вариантах:

1. гносеологическом, видящем основу свободы в познании (Спиноза, Гегель, Энгельс и др.),

2. гуманистически-натуралистическом, предполагающем возможность раскрытия природных или приобретенных в культуре задатков и способностей, творчества культуры и самого себя, формирования целостной, гармонически развитой личности (романтики, Маркс, Батищев и др.).

  • Кроме того, свобода в одних случаях истолковывается как коренная характеристика бытия самого по себе, субстанциональный источник сущего (ранний Бердяев, немецкие мистики), в других – как «несубстанциональная основа» подлинности человека, «осужденного в каждый момент выбирать себя» (Сартр).
  • В настоящее время проблема свободы исследуется с учетом новой реальности, возникающей в режиме цивилизационного поворота, прежде всего глобализации и информатизации общества.
  • Необходимость
  • – философская категория, обозначающая существенную связь явлений, то, что при определенных условиях обязательно должно произойти.
  • Проблема отношения свободы и необходимости тщательно разрабатывалась, начиная с Нового времени. Предложено несколько вариантов ее решения:

1. необходимость как таковая не существует. Она есть фантом сознания. «Необходимость не факт, а интерпретация» (Ницше). Идея Ницше – это «идея каменной стены», предписывающей – «восставать нельзя». Но не примиряться ни с одной из невозможностей и каменных стен можно и нужно (Достоевский). Современные философы Камю и Сартр, определяли свободу как «разжатие бытия».

2. сфера свободы существует за пределами необходимости. Они плохо смешиваются, как плохо смешиваются вода и масло. Элементы этого подхода прослеживаются в марксизме, который, несмотря на следование традиции Спинозы и Гегеля, различал эпохи истории: «царство несвободы» и «царство свободы».

3. существует тождество несвободы и свободы, главный путь к которому – познание. Тезис «свобода есть познанная необходимость» отстаивали Спиноза, Гегель, Энгельс. Понимание свободы как познанной необходимости раскрывает важный, но не единственный аспект свободы. Оно не дает ответа на вопрос о том, для чего человеку свобода.

[1] Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1988. С. 74.

[2] Швейцер А. Культура и этика / Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992, с. 218.

[3] Кунин И. Римский-Корсаков. ЖЗЛ., 1964. С. 221.

[4] Чехов А.П. Записные книжки. Собр. соч.: В 12 Т. – М., 1963. Т. 10. С. 490.

[5] Мечников И.И. Собр. Соч. Т. 11. С. 29.

[6] Социальная философия: Словарь /Сост. И ред. В.Е. Кемеров, Т.К. Керимов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. С. 440.

  Анализ комедии «Ревизор» Гоголя для читательского дневника

[7] Социальная философия: Словарь /Сост. И ред. В.Е. Кемеров, Т.К. Керимов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. С. 440.

[8] Социальная философия: Словарь /Сост. И ред. В.Е. Кемеров, Т.К. Керимов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. С. 440 — 441.

[9] Произведения: «Философия свободы», «О рабстве и свободе человека», «Философия свободного духа», «Дух и реальность», «Царство духа и царство Кесаря» и др.

[10] Гуревич П.С. Философский словарь. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 320 с.

Свобода и ответственность личности [Эссе №2331]

В «Декларации прав человека и гражданина» свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами.

Пределы эти могут быть определены только законом». Однако, от изобилия терминов и ограниченной лексики здесь будет трудно что-либо понять в том смысле, в котором следовало бы.

Поэтому скажу по-своему и от себя: свобода – это возможность беспрепятственного достижения результатов, возможность беспрепятственно действовать.

«Ответственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». Почему-то о свободе было сказано больше, а вот «ответственность» была разъяснена всего парочкой слов, причем весьма понятных. И здесь без лишнего я согласна со всем.

Углубляясь в два понятия сразу можно сказать, что «свободу» большинство из людей будет разъяснять по-своему, ведь это зависит сугубо от ценностей человека. К примеру, поэты видели свободу всегда по-своему, главы государств имели свою точку зрения. И даже с разными «мудрецами» мы можем согласиться или не согласиться.

«Свобода человека состоит в свободном пользовании своими способностями (К. Гельвецкий), «Свобода есть право делать все, что дозволено законом (Ш. Монтескье)». Ответственность же у большинства звучит так, как мы и процитировали выше.

Но большинство людей окрыленных свободой забывают об ответственностях или же просто, не хотят их иметь, ограничивают себя, изолируют от общества. Но вряд ли это хорошо, ибо человек существо биосоциальное, а общение – это простая человеческая потребность.

«Каждый… обязан носить общественные повинности – повиноваться Законам и властям Отечества – быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда этого потребует Закон» (Н. Муравьев).

Я считаю, что мечтая о свободе, конечно же, не нужно забывать об ответственности, ведь мы все люди разумные (homo sapiens) и давно уже живем в цивилизованном обществе.

Пусть даже многие говорят нам о негуманности, пусть даже мы ее наблюдаем, и нас многое вообще не устраивает в обществе в котором мы живем.

Но, если мир так плох и не справедлив, то не нужно ли начать с себя? Не нужно бояться ответственности, ибо в ней кроется решимость, мужество, честь и гордость – она придает силы.

Человек должен быть стойким, чтобы суметь нести на себе бремя наложенное обществом, и улыбаться, чтобы показать всем, что, неся это бремя, он свободен, потому что у каждого есть право выбора, а так же счастлив от всего этого. К тому же я считаю, что мы – новое поколение – отвечаем за будущее общества, будущее нашего государства. И, слыша о том, какое оно «не хорошее», то почему бы не сделать его «по-своему» и «намного лучше»?

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» В. И. Ленин.

Ссылка на основную публикацию