Образ бесприданницы в пьесе Островского

Характеристики героев

Лариса

Лариса Огудалова – главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива, обладает целым набором талантов, способна на глубокие чувства.

Однако в обществе, которое ее окружает, ее искренность и добродетели считаются чуть ли не пороком. Один из новоиспеченных молодых дельцов, Вожеватов, отмечает, что бесприданницам вроде нее, не следует быть такой прямодушной.

Личная жизнь Ларисы не складывается, так как человек, которого она любила, Сергей Сергеич Паратов отогнал всех ее женихов, а сам наскоро уехал из города.

Образ бесприданницы в пьесе Островского

Харита Игнатьевна в погоне за женихами стала приглашать других молодых людей, заставляя дочь улыбаться сквозь слезы и развлекать гостей. Вскоре объявился новый жених, но его арестовали за растраты прямо у них дома. Отчаявшись, Лариса дала слово выйти замуж за первого, кто ей предложит.

Таким образом, она пыталась избежать унижений и кривотолков, связывающих ее с Паратовым. Тогда в ее жизни появился Карандышев – мелкий чиновник, давно влюбленный в нее. Со временем Лариса поняла, что ни Паратов, ни Карандышев не любят ее по-настоящему.

Каждый из них пытается тешить свое самолюбие и тщеславие. А другие мужчины, посещающие их дом, не прочь воспользоваться двусмысленным положение девушки и сделать из нее содержанку. Так и не найдя искренней любви и понимания, она предпочитает умереть.

Выстрел Карандышева становится для нее спасительным. Он спасает ее от жестокой реальности.

Карандышев

Карандышев Юлий Капитоныч – один из главных персонажей пьесы «Бесприданница», молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на большее.

Основные его черты – это болезненное чувство собственного достоинства и уязвимое самолюбие. Собираясь жениться на Ларисе, он считает себя благодетелем, спасающим бесприданницу. На самом деле, он хочет обладать «вещью», чтобы утереть нос ее предыдущим поклонникам.

Он не упускает возможности прилюдно похвастать, что Лариса – разборчивая невеста, оттого и предпочла его.

Образ бесприданницы в пьесе Островского

Со временем Карандышев понимает, что его никто не воспринимает всерьез. Даже будучи официальным женихом девушки, он остается «запасным вариантом». Герой не может перенести такого унижения, что влечет за собой трагический исход.

Лариса сама понимает, что как Паратов, так и Карандышев любят ее по своим меркантильным причинам. Она просит своего жениха быть с ней искренним и нежным, но раздраженное самолюбие затмевает ему глаза.

На просьбы Ларисы поскорее уехать в деревню, он отвечает, что нужно еще обвенчаться непременно в городе, чтобы люди не говорили, что он ей не пара. На самом деле, им движет желание победить Паратова.

Поняв, что своими действиями он не увлечет Ларису, и, не желая отдавать ее другому, в финале произведения он убивает ее. Этот поступок – его последняя попытка одержать верх над своими соперниками.

Паратов

Паратов Сергей Сергеич – один из главных героев пьесы «Бесприданница», блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым.

В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и красивая бесприданница, которой он вскружил голову, чтобы лишь потешить свое самолюбие. Она в нем видит идеал мужчины и тяжело переживает его отъезд. То, чем восхищается Лариса, не что иное, как обман, пыль в глаза. За внешним лоском героя скрывается отсутствие искренних эмоций.

Это прекрасно известно Кнурову и Вожеватову – настоящим хозяевам жизни.

Образ бесприданницы в пьесе Островского

Паратов умеет создать видимость богатства и роскоши. Он напропалую сорит деньгами, тогда как сам в них нуждается. Любой свой поступок он превращает в эффектное и загадочное действо. При этом им движет всего лишь жесткий расчет. Даже издевательство над бедным Карандышевым он преподносит как доблестный поступок.

За маской благородства Паратова скрывается желание удовлетворить свои амбиции и прихоти. Ради этого он даже готов растоптать чужую жизнь. Его роль в драме Островского резко отрицательная. С его появлением рушится хрупкий мир главной героини.

Одним поступком он погубил не только жизнь бедной Ларисы, но и нив чем неповинного Карандышева, который из ревности убил любимую девушку.

Кнуров

Кнуров Мокий Парменыч – один из персонажей драмы Островского «Бесприданница», пожилой и состоятельный человек, крупный делец с завидным состоянием. Это истинный представитель «чистой публики» города Бряхимова, как отмечает буфетчик Гаврило. В начале пьесы становится ясно, что у него есть определенные привычки.

Например, он любит заботиться о своем здоровье, подолгу гуляя по бульвару, чтобы нагулять аппетит. Он частый посетитель кофейной, но предпочитает общаться только с людьми своего положения. В поисках достойного собеседника он ездит в Москву, Петербург и даже за границу. Окружающие почтительно относятся к этому герою.

Вожеватов при встрече кланяется, Огудалова уважительно и взволновано встречает его, всем видом показывая, что для нее честь принимать такого «высокого» гостя.

Образ бесприданницы в пьесе Островского

Кнуров ценит красоту и считает, что все можно купить, вплоть до любви. Ларису Дмитриевну он считает «дорогим бриллиантом», а себя – художником-ювелиром. Он готов немало потратиться, чтобы сделать эту бедную, но красивую девушку своей содержанкой. Именно Мокий Парменыч дает Харите Игнатьевне денег на подвенечное платье и приданое Ларисы.

При этом он намекает, что если девушка передумает выходить замуж, он не прочь предложить свою «дружбу» и пожизненное содержание. По-своему Кнуров действительно желает девушке счастья. Он искренне жалеет, что она выходит замуж за такого глупого и мелкого чиновника как Карандышев. По его мнению, Ларисе быстро наскучит полумещанская жизнь с бедняком.

Поэтому он предлагает ей уехать с ним в Париж на выставку и бросить затею с замужеством.

Вожеватов

Вожеватов Василий Данилыч – один из персонажей пьесы «Бесприданница», очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы, любит одеваться по-европейски, типичный пример купеческой знати XIX века. Этот герой полагается только на холодный расчет и деньги для него самоцель.

К людям он относится в зависимости от их материального благосостояния и социального положения. Сам автор неодобрительно и даже презрительно относится к этому герою. Несмотря на то, что он мог вполне жениться на Ларисе и спасти ее положение, он предпочитает оставаться в стороне. Ведь ему неведомо чувство любви.

Он холоден, практичен, расчетлив и не намерен жениться на бесприданнице.

Образ бесприданницы в пьесе Островского

Свои отношения с Ларисой он описывает как приятельские, не более того. Она для него как игрушка. Он может ей подлить лишний стаканчик шампанского тайком от Хариты Игнатьевны, привезти книг с романтическим содержанием.

Ему нет дела до ее нравственности, он просто развлекается. Когда Лариса ищет у него сочувствия и понимания, он говорит: «уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу». При этом он легко играл в орлянку с Кнуровым на честь девушки.

Когда удача оказалась на стороне Кнурова, он даже обрадовался, что растрат будет меньше.

Харита Огудалова

Харита Игнатьевна Огудалова – хитрая и проворная вдова, мать Ларисы Дмитриевны. Благодаря ее ловкости, их дом всегда полон гостей, в частности женихов. Автор настойчиво подчеркивает разность дочери с матерью.

Если Харита Игнатьевна одевается изящно, но не по летам, то Лариса всегда одета со вкусом, но скромно. Она умеет льстить и заискивать, принимать подарки и материальные блага от богатых, в то время как Лариса далека от этого.

Она по настоянию матери лишь улыбается гостям и вежливо их принимает. Для того чтобы развлечь их она часто музицирует на рояле или гитаре.

Образ бесприданницы в пьесе Островского

Из разговора Кнурова с Вожеватовым становится ясно, что у Огудаловой были еще две дочери, которых она уже загубила. Одну она выдала замуж за неуравновешенного горца, который убил ее по дороге из ревности, а вторую – за иностранца, который оказался настоящим шулером. Теперь очередь была за Ларисой. Для нее тоже была найдена не лучшая партия – мелкий чиновник Карандышев.

Это человек с уязвленным самолюбием, пытающийся за счет брака с Ларисой Дмитриевной утвердиться в обществе и всем доказать, что он достойнее других. Харита Игнатьевна надеется, что он вырвет ее дочь из «базара, где немало всякого сброду» и увезет за Волгу.

Однако финал пьесы неожиданно печален: Карандышев, не желая проигрывать Ларису другому, стреляет в нее из револьвера и убивает.

Второстепенные герои

Гаврило. Второстепенный персонаж, содержатель кофейной на бульваре, где происходят важные события пьесы.

Иван. Второстепенный персонаж, слуга Гаврило в буфетной.

Робинзон. Второстепенный персонаж, актёр Счастливцев, которого Паратов подобрал на необитаемом острове на Волге. Его высадили там за непотребное поведение на одном из кораблей.

Илья-цыган. Второстепенный персонаж, руководитель цыганского хора.

Ефросинья Потаповна. Второстепенный персонаж, тетка Карандышева.

Читайте – А. Н. Островский “Бесприданница”: анализ пьесы

Источник.

Образ бесприданницы в пьесе Островского

Женские образы в творчестве Островского: их общность и различия

Женские образы в творчестве Островского: их общность и различия добавить в закладки

Женские образы в творчестве Островского позволяют прочувствовать всю атмосферу, жизнь представительниц прекрасного пола в девятнадцатом веке. Писатель в семидесятые годы был мировым судьей в Кинешемском уезде. Он внимательно изучал громкие судебные разбирательства, криминальную хронику, вникал в причины преступлений. Это помогло ему сформировать женский образ в своих произведениях. Автор опирался на реальные истории, с которыми сталкивался по долгу службы.

Отдельный класс пьес Александра Николаевича – это произведения «Бесприданница» и «Гроза». Они посвящены проблемам жизни женщин, отношению к ним русского общества. Из многочисленных судебных процессов автор вынес урок, он прочувствовал всю горечь, сложность жизни женщин.

Образ бесприданницы в пьесе Островского Образ бесприданницы в пьесе Островского

Женские образы в произведениях Островского – характерные черты

Наиболее ярко женскую жизнь иллюстрируют три персонажа Островского:

  1. Катерина. Пьеса «Гроза». Девушка является главной героиней произведения. Она имеет отличный от других персонажей характер: добрый, искренний. Для нее непереносима ложь, фальшивые отношения. Катерина следует своим принципам, живет честно. Автор не случайно подобрал это имя – оно обозначает чистая. Девушку рано выдают замуж, после чего жизнь кардинально меняется. Романтичная, мечтательная натура страдает от жестокой свекрови, деспотичности, властности. Катерина чувствует себя ненужной, непонятой. Светлая душа попадает в темную западню, откуда нет выхода. В конце пьесы девушка прыгает в Волгу.
  2. Лариса. Пьеса «Бесприданница». Главная героиня была ранимой, доброй девушкой с красивой внешностью. Она хочет искренне любить, знакомится с Сергеем Паратовым. Лариса из бедной семьи, у нее нет приданного. Она видит любимого через призму своих чувств, не замечая его истинную сущность. Сергей бросил Ларису, она потеряла веру в светлое чувство, столкнувшись с обманом. Девушка остается одна; чтобы выжить – выбирает деньги. Однако скоро также погибает от руки нелюбимого человека. 
  3. Варвара. Пьеса «Гроза». Кабаниха воспитывает дочь в строгости, но она все равно уходит из дома. Ее задание с детства – избавиться от давления матери. Варвара бесстрашная, не суеверная, постоянно врет деспотичной Марфе, привыкла хитрить. Ее главная цель – найти мужа, чтобы обрести другой дом. Женщина не ищет любви, она успела адаптироваться к условиям жизни. 
Читайте также:  Краткое содержание «Евгения Онегина» для читательского дневника

Судьба русской женщины в творчестве Островского

Достаточно провести тщательный анализ произведений писателя, чтобы понять всю суть женской жизни в девятнадцатом веке. Автор указывает на наличие масштабного конфликта между личностью и обществом. Женщины не имели прав, были забитыми, полностью подчиненными своим мужьям. Мало кому везло выйти замуж по любви. 

Большинство девушек вынуждены были связывать свою жизнь с мужчиной, выбранным родителями. Писатель первый вник в чувства, эмоции женщин. Он выразил проблему неравноправия в своих пьесах. Суть судьбы русской женщины заключалась в трагедии, несчастьях, подавлении. 

Смотри также: Отношения Кабанихи и Тихона: в чем их особенность, описание

Система образов пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». Сочинение по литературе

В своей пьесе «Бесприданница» А.Н. Островский хотел выразить свое отношение к обществу, погрязшему в низменных пороках и осудить его.

Идея пьесы – показать народу правду о том, что власть и богатство стоят выше истинных нравственных ценностей.

В произведении Островского описано общество, убежденное в том, что главная движущая сила – это деньги, на которые можно купить все, вплоть до человеческих чувств.

Характеристика героев. Главные герои

Лариса Огудалова. Это молоденькая, красивая, одаренная девушка, младшая дочь Хариты Игнатьевны. У неё тонкая, возвышенная натура, романтический склад души, она наивно верит в искренность чувств. Вина юной девушки в том, что она – бесприданница.

Отец прокутил всё наследство, оставив нищими и жену, и дочерей. У Ларисы нет приличного состояния, и, несмотря на то, что Огудаловы – дворяне, она не представляет никакой ценности для богатых женихов. Лариса влюбляется в человека своего круга судовладельца Паратова.

Девушка искренне верит в силу своих чувств и надеется, что он возьмет её в жены. Безвыходное положение бедной девушки на выданье заставляет ее дать согласие на брак с Карандышевым, которого Лариса даже не уважает. Окружающая социальная среда, враждебный и жестокий мир приводят к трагической развязке.

Отчаявшаяся девушка пытается покинуть этот мир, сбросившись с обрыва в Волгу, но у неё не хватает смелости. В итоге она погибает от рук обманутого жениха.

Харита Игнатьевна Огудалова. Мать девушки. Когда-то имела достаточное состояние, чтобы вращаться в кругах высшего света. Теперь это обнищавшая дворянка, старающаяся изо всех сил «сохранить лицо».

Ради того, чтобы не потерять окончательно былые связи с представителями поместного «высшего света», Харита Игнатьевна устраивает приемы, принимает у себя городскую знать. Она переживает за будущее дочери и постоянно занята поисками богатого жениха для Ларисы.

При удачном раскладе и она, Харита Игнатьевна, сохранит свое положение среди элиты. Она давно потеряла все человеческие чувства, уподобляясь окружающему обществу. Харита Игнатьевна привыкла хитрить, льстить и изворачиваться, этому же учит свою наивную девушку. Она желает лишь одного – удачно выдать замуж свою дочь.

Лариса является для нее товаром, выгодно продав который, она снова сможет вращаться в светском обществе. Чтобы этого достичь, Харита Игнатьевна пускает в ход все средства.

Сергей Сергеевич Паратов. Состоятельный судовладелец, пользуется уважением в городе. Живет легко и беззаботно, на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Пользуясь своей властью и высоким положением, избирательно относится к окружающим.

Любит показать свое «я», унижая и издеваясь над другими. В этих же целях использует Ларису. Легкомысленный образ жизни приводит его к банкротству, и Паратову предстоит брак по расчету.

Он согласен жениться на нелюбимой женщине, в приданое за которой он получит золотые прииски.

Юлий Капитонович Карандышев. Мелкий служащий не имеющий никаких достоинств. Влюблен в Ларису, но она ему нужна лишь для того, чтобы тешить свое самолюбие. Эгоистичный и завистливый человек, мечтает оказаться в одном кругу с богатыми людьми города.

Недалекого ума, выглядит смешно и жалко, стараясь казаться лучше, чем он есть. Как и для всех остальных, Лариса является для него красивой игрушкой. Когда эту «игрушку» у него отнимают, оскорбленное себялюбие толкает Карандышева на безумный поступок.

Чтобы Лариса никому не досталась, Карандышев стреляет в неё из пистолета.

Второстепенные персонажи

Мокий Пармёныч Кнуров. Один из самых влиятельных и богатых людей городка. Представителей низшего сословия открыто презирает. Имеет огромные возможности, считает, что купить можно абсолютно все.

«Для меня невозможного мало» –, говорит он Ларисе, предлагая унизительное содержание Прагматичный и предусмотрительный человек.

Власть и многомиллионное состояние позволяет ему выражать свое мнение и желания открыто, не скрывая пошлых намерений.

Василий Вожеватов. Богатый купец, знает цену деньгам. Успешно преумножает свое состояние. С Ларисой знаком с детства. Пользуясь её доверчивостью и наивностью, относится к ней покровительственно и цинично. Разыгрывает Ларису в орлянку с Кнуровым. Когда выигрыш достается сопернику, не слишком огорчается, считая, что остался не в накладе, сэкономив на ее содержании.

В своей пьесе Островский показал представителей разных сословий, раскрыв настоящую сущность и внутренний мир этих людей. Нетрудно догадаться, что в центре конфликта пьесы находится Лариса Огудалова, остальные персонажи, располагаясь вокруг девушки, тянут каждый в свою сторону.

В итоге разрывая её сердце и жизнь на части. Не случайно она говорит в своём последнем монологе, что она «вещь» … Однако принимая условия игры согласна быть только дорогой вещью. Опредмеченность человеческих чувств говорит о гибельности такого общества.

Хотя сегодня многие фрагменты пьесы звучат весьма актуально.

«Бесприданница» (А. Н. Островский) — характеристики героев

Драма «Бесприданница» была написана Александром Николаевичем Островским в 1878 году. В ней рассказывается о трагической судьбе девушки-бесприданницы в обществе, в котором над истинными чувствами превалирует богатство. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей драмы.

Главные герои

Огудалова Лариса Дмитриевна

Лариса Дмитриевна Огудалова — молодая, красивая девушка из обедневшего дворянского рода. Её отец умер, две старшие сестры вышли замуж, и Лариса живёт в городе Бряхимове с матерью Харитой Игнатьевной.

Мать озабочена тем, чтобы повыгоднее пристроить замуж свою младшую дочь-бесприданницу, поэтому держит свой дом открытым, в нём часто собираются гости, в основном холостяки, которым нравится общение с умной красавицей Ларисой, которая к тому же умеет прекрасно себя вести, чудесно поёт и умеет играть на разных музыкальных инструментах.

Девушке не нравится такая жизнь, но она подчиняется своей хитрой, властной и напористой матери и развлекает гостей. Ей хочется вести себя искренно, но приходится скрывать свои истинные чувства и быть со всеми любезной даже когда она устаёт от общения и хочет побыть одна. Лариса горда, самолюбива, болезненно ранима и страдает от такой жизни.

Поэтому она соглашается выйти замуж за нелюбимого чиновника Карандышева, много лет влюблённого в неё. Она хочет уехать с ним в деревню и найти покой в тихой семейной жизни.

Но жизнь героини трагически оборвалась, и виновен в этом не только жених, застреливший её, но и бессердечный Паратов, в которого Лариса была влюблена и который совратил её перед свадьбой, не сказав, что сам он обручён с другой.

Подробная характеристика Ларисы Дмитриевны Огудаловой здесь.

Паратов Сергей Сергеевич

Сергей Сергеевич Паратов — блестящий барин, ему лет за 30, он из судохозяев. Это обаятельный человек, который многим нравится, но на самом деле он жесток и эгоистичен.

Паратов любит жить с шиком, пускать пыль в глаза, такая жизнь привела к тому, что он совсем разорился, пришлось ему продать свои баржи и пароходы. Он признаётся, что у него нет ничего заветного, что если найдёт выгоду, продаст всё, что угодно.

Даже свою волю он продаёт за полмиллиона (столько берёт приданого за невестой — дочерью золотопромышленника).

Паратов умеет красиво говорить и обольщать своими речами дам. Год назад Сергей Сергеевич увлёкся Ларисой Огудаловой, и она влюбилась в него, но через два месяца он исчез из города и не писал Ларисе. И вот сейчас, приехав в Бряхимов продавать свой последний пароход «Ласточку», он обольщает Ларису, не сообщив, что обручён с другой.

Его эгоизм и жестокость, спрятанные под маской обаятельного, весёлого барина, проявляются не только к Ларисе, но и к её жениху Карандышеву. Мстительный Паратов, не простивший Карандышеву какого-то нелепого спора с ним о грубости и невежестве бурлаков, напоил его на званом обеде и выставил Ларисе её жениха в неприглядном свете.

Лариса до того, как в город приехал Паратов, сказала Карандышеву: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите». Эти слова она могла бы сказать Паратову, если бы знала, насколько он эгоистичен и бездушен. После того, как Паратов соблазнил Ларису и отказался жениться на ней, сказав, что обручён, девушка восклицает: «Что же вы молчали? Безбожно, безбожно!»

Подробная характеристика Сергея Сергеевича Паратова здесь.

Карандышев Юлий Капитонович

Юлий Капитонович Карандышев — молодой небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой. Карандышев несколько лет влюблён в неё, и вот, наконец, девушка согласилась выйти за него замуж.

Его Лариса не любит и согласна стать его женой только потому, что у неё уже нет сил вести ту жизнь, которую устроила у себя в доме её мать.

Лариса не в силах уже притворяться и развлекать гостей, она хочет найти покой в семейной жизни.

У Карандышева гипертрофированное чувство собственного достоинства, он гордится и важничает перед другими — ведь это его выбрала в мужья прекрасная Лариса Дмитриевна.

Карандышев не только очень самолюбив, и болезненно горд, но и ревнив и мстителен. Ещё не став мужем Ларисы, он требует, чтобы она не называла друга её детства Вожеватова Васей, запрещает ей петь, когда её об этом попросили Паратов и Кнуров.

Юлий Капитонович не старается понять душу Ларисы, ему нужна только её внешняя красота и обаяние, чтобы он мог гордиться своей невестой, а затем женой перед богатеями, которые его ни в грош не ставят. Ревность и мстительность привели Карандышева к совершению преступления — он застрелил Ларису, чтобы она не досталась никому.

Подробная характеристика Юлия Капитоновича Карандышева здесь.

Другие персонажи

Вожеватов Василий Данилович

Василий Данилович Вожеватов — молодой представитель богатой торговой фирмы. Он с малолетства знаком с Ларисой Огудаловой, в детстве они вместе играли, поэтому она называет его Васей.

Читайте также:  Русский народ в сказке «Левша»

Вожеватов, скорее всего, из купеческого рода. Он «по костюму европеец», наверно, получил хорошее образование, готов ехать в Париж на выставку представителем фирмы.

Вожеватов разговорчив, часто говорит с иронией. Особенно иронически он относится к Карандышеву, но тот этого не замечает.

Вожеватов, несмотря на то, что разговорчив и любит пошутить, на самом деле равнодушен к людям, к их чувствам. Например, он обнадёжил провинциального актёра Счастливцева, по прозвищу Робинзон, в том, что возьмёт его в поездку в Париж. А затем оказалось, что он имел в виду трактир под названием «Париж».

К своей подружке детства Ларисе Вожеватов относится как к дорогой красивой вещи.

Увидев, что её обманул Паратов, что она уже не выйдёт замуж за Карандышева, Вожеватов разыгрывает её в орлянку с Кнуровым — кому из них везти её в Париж.

Повезло Кнурову, и Вожеватов, держа купеческое слово, не утешает Ларису, когда она, узнав, что Паратов обручён, просит Вожеватова, знакомого с ней с детства, пожалеть её, сказать, что ей делать.

Кнуров Мокий Парменыч

Мокий Парменыч Кнуров — пожилой, женатый человек. Он «из крупных дельцов последнего времени», владелец громадного состояния, ведёт себя очень важно, в Бряхимове общается только с двумя-тремя богатыми людьми. Большую часть своего времени Кнуров проводит в Москве, в Петербурге или за границей.

Он так уверен во власти своего богатства, что, узнав о том, что бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за какого-то ничтожного Карандышева, начал подумывать, что «хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку». Кнуров расспрашивает о Ларисе Вожеватова и делает вывод, что «эта женщина создана для роскоши». «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует», — говорит он о Ларисе.

Кнуров понимает, что Лариса, выйдя замуж за Карандышева, «бедной полумещанской жизни» не вынесет, зачахнет и может заболеть чахоткой. Он намекает её матери, что лучше будет для Ларисы, если она поскорее бы бросила мужа и вернулась к ней, а затем материально ей поможет сильный, богатый человек, то есть намекает, что готов сделать Ларису своей содержанкой, любовницей.

После того, как Лариса была морально сломлена из-за того, что Паратов её бросил, Кнуров и Вожеватов решили выяснить, кому из них она достанется, разыграли её в орлянку, и выигрыш (в виде прекрасной девушки) должен был достаться Кнурову. Но гибель Ларисы избавила героиню от опасности стать вещью богатого подлеца Кнурова.

Огудалова Харита Игнатьевна

Харита Игнатьевна Огудалова — мать Ларисы, вдова. Это женщина средних лет, одевается она «изящно, но смело и не по летам», в отличие от дочери, которая «одета богато, но скромно».

Лариса — её младшая дочь, двух старших дочерей Харита Игнатьевна уже выдала замуж, правда, неудачно. Состояние у неё небольшое, Лариса — бесприданница, поэтому Огудалова живёт открыто, её дом всегда полон холостыми гостями.

Она любит пожить весело, а нужные средства для такой жизни выпрашивает у почитателей дочери.

Ларису Харита Игнатьевна заставляет быть с гостями любезной, даже когда у девушки нет настроения принимать гостей и хочется остаться одной.

Она не против того, чтобы Лариса, выйдя замуж за бедного чиновника Карандышева, побыстрее его бросила и стала содержанкой богача Кнурова.

Лариса не находит в своей матери поддержку, для Хариты Игнатьевны дочь — это, в какой-то мере, товар, вещь, как и для Кнурова и Вожеватова.

Робинзон (Аркадий Счастливцев)

Родинзон (Аркадий Счастливцев) — провинциальный актёр. Его Паратов подобрал с острова, куда его высадил капитан парохода за пьяное дебоширство.

Паратов дал ему прозвище Робинзон, и этот спившийся артист развлекал Паратова, которому было скучно в дороге, когда он ехал в Бряхимов.

Паратов относится к нему , как к собственности, а тот и не возражает — лишь бы барин денег давал на вино и водку.

Робинзон доверчив, он поверил, что Вожеватов возьмёт его в поездку в Париж. А тот придумал это, чтобы не брать его на прогулку за Волгу, так как там он может напиться «до звериного образа». Вожеватов завёз Робинзона к себе домой, сказал отдохнуть, уснуть и пообещал, что когда вернётся домой, они соберутся и поедут в Париж.

Но когда выяснилось, что Вожеватов имел в виду не столицу Франции, а трактир, который называется «Париж», Робинзон обиделся и решил с купцами больше дел не иметь. А в отместку находчивый актёр тоже подшутил над Вожеватовым и Паратовым, и пока они ездили на прогулку за Волгу, в кофейной угостился на кредиты этих господ дорогим вином и дорогим ужином.

Ефросинья Потаповна

Ефросинья Потаповна — старая тётка Карандышева, скуповатая и ворчливая. Она очень озабочена тем, что для званого обеда, устроенного племянником, пришлось изрядно потратиться.

Гаврило

Гаврило — содержатель кофейной на городском бульваре, рассудительный и наблюдательный человек, знающий о многих привычках местных богачей.

Иван

Иван — слуга в кофейной. Он услужлив и любознателен.

Илья-цыган

Илья и другие цыгане и цыганки, певшие в хоре, развлекали приехавшего в Бряхимов Паратова, пожелавшего весело проститься с холостой жизнью. Паратов берёт их и в поездку за Волгу.

Лариса Дмитриевна Огудалова («Бесприданница»)

Драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница», написанная в 1878 г. продолжает тему несчастной любви, затронутую писателем в «Грозе». Характеристика образа Ларисы Огудаловой показывает бесправное положение женщины в современном писателю обществе, где всё строится на товарно-денежных отношениях, где ни во что не ставятся душевные качества человека.

  • Судьба
  • Портрет
  • Окружение Ларисы
  • Заключение

Судьба

Положение у героини драмы незавидное: она бесприданница. Главная цель её матери — выдать бедную девушку замуж, хоть за первого встречного. С этой целью она собирает в доме гостей, преимущественно мужского пола для внедрения своих планов в действие. Задача Ларисы — развлекать потенциальных женихов.

Лариса — самая младшая дочь Хариты Игнатьевны, двух старших она уже выдала замуж очень неудачно. Печальная участь старших дочерей ничему не научила госпожу Огудалову. Она вновь одержима идеей замужества. Теперь её цель — найти выгодного жениха для младшей дочери. Поэтому в доме Хариты Игнатьевны собираются местные «сливки» общества, а также заезжие «богачи» — претенденты в женихи.

Ларису тяготит роль «товара», она хочет вырваться из дома, поэтому, отчаявшись, соглашается выйти замуж за Юлия Капитоновича Карандышева, мелкого чиновника («…если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть…»).

Портрет

Островский не даёт описания внешности Ларисы Дмитриевны. О её красоте и обаянии можно судить по репликам гостей Хариты Игнатьевны («…барышня хорошенькая…»; «Много блестящих молодых людей окружало её…»).

Собравшееся общество восхищает не только внешность девушки, но её чудесные таланты. Лариса прекрасно играет на гитаре, чарующе поёт романсы. «Да-с талантов у неё действительно много», — говорит Карандышев. Она образована и начитана, умеет поддержать беседу, у неё безукоризненные манеры.

Трагедия Ларисы состоит в том, что у неё необыкновенные душевные данные. Она добрая, чуткая, честная, смелая, искренняя, бесхитростная. Девушка беспрекословно подчиняется своей матушке, хотя все её затеи Ларисе не по нутру. На приёмах она через силу улыбается гостям и развлекает их пением.

В глубине души Лариса мечтает встретить настоящую любовь. Романтическая натура девушки всем сердцем стремится к осуществлению своей мечты. Среди гостей, посещающих их дом, она выделяет Сергея Сергеевича Паратова.

Смелый, остроумный, весёлый, красивый, он становится идеалом для чувствительной романтичной девушки. Лариса влюбляется раз и навсегда.

И, даже обманувшись один раз, она снова доверяется человеку, бросившему её год назад.

Живя в обществе лицемерных лжецов, девушка не растеряла благородных качеств. Даже в последнюю минуту жизни, она думает о других, берёт пистолет, чтобы несчастье списали на её самоубийство.

Окружение Ларисы

В классической литературе XIX в. описано немало случаев, когда трагедия главного героя заключена в окружающем его обществе.

Большую роль в драме «Бесприданница» сыграло окружение Ларисы и устоявшееся мнение, что девушка без приданного не может составить блестящую партию для состоятельного человека даже при наличии массы талантов и достоинств.

В этом и состоит трагедия главной героини, которая усугубилась после ночи с Паратовым.

Ларису окружают холодные безжалостные люди, для которых на первом месте стоит выгода. Душевная щедрость девушки не находит отклика в корыстных душах. К сожалению, среди них находятся самые близкие для Ларисы люди: мать, любимый человек, друг детства. Не последнюю роль играет и будущий жених Юлий Капитоныч Карандышев и «отец города» Мокий Парменыч Кнуров.

Для каждого из них девушка была лишь способом наживы (для матери), приобретения выгодного статуса (для Карандышева) или просто красивой куклой. Никто даже не попытался заглянуть в чистую душу бесприданницы. Каждый из этих людей одинаково виноват в гибели девушки, которую подвела доверчивость и душевная открытость.

Понимание жестокой правды приходит слишком поздно, когда исправить ничего уже нельзя. И хотя выстрел был сделан рукой Карандышева, убийцами можно считать любого из участников драмы, не исключая родную мать, для которой не послужили уроком трагические замужества старших дочерей.

Главный же виновник драмы — беспринципный бездушный Сергей Сергеевич Паратов, для которого нет в жизни ничего святого.

Заключение

Образ Ларисы Огудаловой в драме «Бесприданница» несёт в себе осуждение общества, сосредоточенного на материальном благополучии и не способного разглядеть внутренний мир человека. Подобное общество способно привести к гибели хрупкие, чувствительные, непорочные души. Эта тема не раз освещалась в драмах А. Н. Островского.

Отношение автора к ларисе бесприданница. Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н

Лариса Огудалова – новый тип персонажа, такой женский образ появился в произведении Н.Островского в связи со стремительной сменой эпох, техническим прогрессом, изменением общества, его ценностей и мировоззрения.

Имя героини означает «чайка», она действительно парит гораздо выше, чем ограниченные, хищные торговцы и предприниматели, которые привыкли, что за деньги можно купить всё.

Для таких, как Паратов, душа и тело, красота и наивность – тоже товар, его можно продать, проиграть, отдать даром.

Лариса не только красива, но и умна: понимание собственного бессилия перед ситуацией, высокие моральные принципы, тщеславие и амбициозность, которые не чужды главной героине – всё это делает её существование невыносимым.

Душа девушки ищет родственной натуры, тепла, понимания, любви, но она не находит желаемого. Реальность проста, груба и пошла – товарно-денежные отношения сместили главные человеческие ценности: любовь проиграла деньгам.

Читайте также:  Краткое содержание «Капитанской дочки» по главам (А.С. Пушкин)

Сочинение: Образ Ларисы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

Особое место в творчестве А.Н.Островского занимает проблема несчастья русских женщин внутри патриархальной системы, существовавшей в обществе его времени.

Очень ярко мы видим это явление в “Бесприданнице” — истории о талантливой и красивой женщине, судьбу которой портит только одно — отсутствие приданого.

Она вынуждена подчиняться тщеславным законам общества, в котором живёт, и быть комедийным персонажем в этом спектакле, в условиях своего печального положения.

Речь идет о Ларисе Дмитриевне Огудаловой — самой главной красавице светского общества города Бряхимов, что на берегу Волги.

Но Лариса не просто красавица, она к тому же ещё и обладательница прекрасного музыкального слуха и голоса, её песнями заслушивается весь свет, и кажется, что судьба такой девушки относительно замужества должна быть решена самым наилучшим образом, однако всё складывается совсем по-другому.

Из-за своей бедности и отсутствия приданого девушка вынужденно становится пешкой в замысловатой и запутанной игре местных женихов, которые только и делали, что бравировали между собой статусами, званиями и состоянием.

И вроде бы, всё выглядит довольно неплохо — кавалеров, желающих просить у неё руку и сердце совсем немало, ведь все понимают, что девушки из обедневших семей становятся более покладистыми женами, чем богачки.

Такие девушки готовы терпеть любые невзгоды и разлады в семье, лишь бы сохранить свой лоск, достаток, прекрасную одежду из роскошных тканей и кисеи, к которой они так привыкли на многочисленных балах и приемах до замужества. Одиночество для девушек без приданого означало нищету, забвение и скорую печальную гибель.

В дом к Огудаловым ходит множество богатых женихов, однако разговоры идут вовсе не о девичьем нраве Ларисы и не о сердечных расположенностях, а о капиталах, которые имеют конкуренты, так же желающие связать себя узами брака с такой завидной красавицей.

И пока эта безумная игра продолжается, сама Лариса и её мать — Харита Игнатьевна, могут не переживать о своём материальном положении, однако чем дальше развиваются события, тем больше безобидная конкуренция перерастает в торги, а личность Ларисы становится похожа на лот, за который борются покупатели на аукционе.

Конкуренты борются между собой, не стесняясь показывать самые нелицеприятные черты характера, о любви здесь не может быть и речи, да о ней никто и не вспоминает.

Ларису рассматривают как потенциальное антикварное украшение чьего-то большого богатого дома, купленного за бешеные деньги, никто и не предполагает, что у неё могут быть свои чувства и желания, тем более право голоса в этой хищнической игре.

Читателю, конечно, становится очень жаль героиню. В конце пьесы жалость к ней достигает своего максимума — она, униженная и обесцененная, погибает и благодарит своего убийцу. Лариса счастлива умереть. Ведь только теперь она стала настоящей хозяйкой своей жизни и прекращает эту безумную игру.

Впервые окружавшие её люди подумали о ней, о её чувствах и всем становится понятно, насколько она была несчастна. И несчастье её закончилось в тот самый миг, когда пуля попала в её грудь, ведь наконец-то что-то сложилось по её желанию и воле.

Все плачут, суетятся над ней, но понимают, что изменить ничего нельзя — рана смертельная.

Всю свою жизнь Лариса жила в обществе алчных, жадных, богатых людей, не имеющих представления о настоящем счастье. Они жили в вечной погоне за деньгами, лжи, подхалимничестве и лицемерии, не оставляя в своем мире место для человечности.

Желая произвести впечатление, мужчины разбрасывались деньгами, находились в постоянной погоне за наживой, жертвовали последним, чтобы иметь излишнее. Лариса знала только таких мужчин.

И только подтверждая свое безысходное состояние и обреченность, она так легко отказаться от брака с Карандышевым, который мог дать благополучие, на очень шаткие перспективы с Паратовым — светским модником, бабником и ханжой, которого за глаза называют человеком с большими усами и маленьким сердцем.

Сделав это, Лариса обрекла себя на безучастное наблюдение за своей жизнью, она сделала этот спектакль ещё масштабнее и ярче. Правда, ей было уже совершенно безразлично, что происходит на сцене. Получив пулю в грудь, как это не парадоксально, она избавилась от той боли, которая мучила её долгое время, она стала свободной и больше не заложник в чьей-то игре.

https://www.youtube.com/watch?v=CWrJaUfHSmM\u0026t=26s

Можно подытожить, что история Ларисы Огудаловой лишь служит подтверждением того, насколько правдива фраза о том, что женское несчастье начинается там, где заканчивается мужская честь. Честь, которая принимает отказ и не боится услышать “нет”. Честь, которая не стесняется быть бедной, но боится быть дешёвой. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Душа и характер главной героини

Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру.

Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки.

Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.

Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся.

Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг.

Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ «Грозы» и «Бесприданницы» Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини — яркие личности, а их избранники — слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины.

Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она — вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе — она просто решает жить теперь так, как все.

Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Судьба Ларисы Огудаловой

Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту, сделал ей огромное одолжение, ведь дальнейшая жизнь в роли содержанки едва ли сделала бы героиню счастливой.

Несчастная женщина, не потеряла себя и в последние минуты жизни: поступила благородно, забрав у Карандышева пистолет. Она оказалась выше всех окружающих её людей даже на пороге смерти.

Последние слова героини – свидетельство её безграничной натуры, чистой души: “Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю».

В статье представлен материал для подготовки к сочинению на тему “Лариса Огудалова” по пьесе Н. Островского “Бесприданница”.

«Бесприданница»: характеристика героев. Таблица

Попробуем систематизировать анализ главных героев драмы с помощью таблицы.

Характеристика
Дворянин, 30 лет, уважаемый человек, любитель роскоши, невероятно расчетливый, бессердечный, все его действия связаны с наживой.
Карандышев Молодой, небогатый чиновник, самолюбив и завистлив. Всегда попрекает Ларису за «цыганский табор» в ее доме. Соперник Сергея Сергеича, пытается во всем ему подражать, даже говоря об образованных и уважаемых людях с Паратовым, ставит их рядом.
Молодая девушка на выданье из бедной семьи, бесприданница. Собирается выйти замуж за Карандышева из-за безвыходности положения, чтобы не жить со своей матерью. Талантливая, красивая и образованная девушка, но кукла в руках мужчин.

Вот такой мы представили характеристику главных героев. Для того чтобы сделать свои выводы, советуем прочесть это произведение.

Психологическая драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница» – сильнейшая классическая пьеса XIX века. Типичный волжский купеческий городок с разорившимися дворянами, где разгораются нешуточные страсти.

Может показаться, что основа пьесы – любовь. По прочтении вместо созидающего мы видим расчёт, становящийся просчётом, как итог – неудавшиеся «торги».

Образ Ларисы Огудаловой предстает воплощением красивой и желанной «вещи».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бесприданница»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бесприданница»
  • для самых любопытных — Анализ «Бесприданница» Островский
  • для самых крутых — Читать «Бесприданница» полностью

Тест по произведению

  Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери)

Как создавалась пьеса

История создания «Бесприданницы» следующая. Произведение, которое сегодня считается классикой мировой драматургии, изучается по школьной программе, при жизни автора не было принято.

Премьерный показ спектакля по пьесе «Бесприданница» состоялся осенью 1878 года и вызвал неприятие со стороны театральных критиков и зрителей. Дальнейшая судьба пьесы складывалась непросто по причине провала первых постановок. Жанр драмы выбран не случайно: с целью раскрыть глубину психологических переживаний главных героев.

На работу над пьесой автор потратил фактически пять лет, на протяжении которых то откладывал работу (сюжет произведения несколько видоизменялся), то вновь возвращался.

Островский служил в должности мирового судьи, потому бытует мнение, что пьеса основана на реально произошедших событиях: если у главной героини, действительно, был прототип, значит, в смерти этой девушки виноват конкретный человек.

Сейчас понятие «бесприданница» практически не употребляется, смысл его видоизменился. Раньше наличие у девушки приданного являлось обязательным моментом.

По сути, кто такая бедная девушка? – просто камень на шее мужа, ведь тогда возможности работать и приумножать свой капитал женщина не имела. Даже умная, красивая, отличающаяся богатым духовным миром девушка, воспринималась как человек второго сорта.

Бесприданнице приходилось всё безропотно терпеть, надежды на искреннюю, взаимную любовь почти не оставалось.

Популярные сочинения

  • Сочинение Смысл названия рассказа Хамелеон Прочитав название рассказа Хамелеон, читатель вряд ли сразу догадается о чем он. Быть может, автор решил описать природу или чье-то диковинное домашнее животное? А может хамелеон — это игрушка?
  • Сочинение по картине Маковского Воззвание Минина к нижегородцам Полотно величайшего художника Константина Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованию» больше известная под названием «Воззвание Минина к нижегородцам»
  • Сочинение Как головотяпы превратились в глуповцев Глуповцы — жители Глупова, герои сатирического романа М.Е.Салтыкова-Щедрина История одного города. Изначально глуповцы назывались головотяпами
Ссылка на основную публикацию