Русский народ в сказке «Левша»

У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

Русский народ в сказке «Левша»

Сочинение на тему: Лучшие качества русского народа в сказе Левша

Произведения Николая Лескова отличаются оригинальностью и глубоким чувством характера русского народа. Одно из самых известных творений в истории автора, или, как сам автор назвал его, сказка «Левша». В этом романе читатель может увидеть всю сущность характерных национальных особенностей русского языка.

Главный герой, этот левша, Лесков изображает читателя под углом, с родимым пятном на щеке, а также с вырванными во время учебы волосами. Показывая внешнюю непривлекательность героя, Лесков подчеркивает, что левша — искусный мастер своего дела. Он, мастер из Тулы, сумел подтолкнуть английскую стальную блоху, когда английские мастера были.

Николай Семенович не называет своего героя по имени, что не выделяет его, а подчеркивает его характер. Слева — коллективный образ, наполненный лучшими качествами русского первобытного человека.

Это прежде всего доброта. Из-за своего характера русский человек склонен проявлять доброту даже к тем, кто не всегда ее заслуживает. Мы видим, что главный герой не хочет обидеть англичанина, если он откажется остаться. Для Платова Левша так же дружелюбна, несмотря на жестокость атамана.

Смелость и выносливость находят отражение и в герое Ховете. Кажется, что Левша, работающий две недели без перерыва, не в человеческих условиях, с закрытыми дверьми и окнами, может выдержать эти невзгоды, никому не жалуясь.

«Русская вера — самая правильная», — говорит Левша, показывая тем самым еще одну характеристику русского народа, а именно религию. Верность своей религии, еще одна причина для того, чтобы герой покинул Англию.

Патриотизм, пожалуй, самая важная характеристика русского народа, есть и в нашем герое. Он не может быть увлечен ни возможностью хорошей работы в Англии, ни красотой невесты, ни возможностью завести семью. Ничто хорошее в чужой стране не может заменить нашего героя Родины.

Трудолюбивый левак закрыл пояс за пояс английских мастеров, благодаря другой характеристике русского человека, а именно трудолюбию. Поскольку он не обладал особыми тонкими знаниями в области ювелирных изделий, он смог толкнуть блоху таким образом, что ее невозможно было даже разглядеть в «штрафе».

Характер русского народа уникален, патриотичен, бескорыстен и не мстителен, часто не понятен другим народам. Левша — своеобразный символ этого персонажа, символ русского народа. Простой, но с широкой душой, добрым сердцем и золотыми руками.

Русский народ в сказке «Левша»

Какие лучшие качества русского народа изображены в сказе "Левша"?

Лесков в сказе о Левше стремился показать лучшие качества людей из русского народа. Причём не только простого умельца как Левша, но и казачьего атамана Платова и одного из государей Российских, Николая I.

Александр I (Благословенный) приехав в Англию, отдавал предпочтение английским мастерам, принижая российских, только Платов противостоял ему, доказывая обратное.

Например, показанную государю в кунсткамере диковинную пистолю “неизвестного, неподражаемого мастерства”, которым хвалились англичане, Платов вмиг отвёрточкой разобрал и предъявил обалдевшим англичанам, что на сугибе разобранного пистолета написано:

Русский народ в сказке «Левша»

Оконфузил Платов англичан. Тут они Александра I удивить решили, блоху заводную показали. Купил государь нимфузорию за большие деньги, приговаривая, что русским мастерам такое невозможно превзойти.

Новый государь, Николай Павлович I, хоть братом был Александру, но в русский народ верил, в его мастеровитость и преданность. Разбирая наследство, на шкатулку с диковиной наткнулся, никто про блоху не помнил уже. Но разговоры пошли. Платов услыхал, примчался во дворец, объяснил про невидаль. И опять говорит, блоху нужно тульским или сестрорецким мастеровым показать, чтобы превзойти могли.

Николай I иностранцам неуступчив был, российских людей уважал. Дал добро Платову, свезти невидаль лучшим оружейникам.

Здесь появляется Левша со товарищи, трое подковки на блошиные ножки сделали, а сам он гвоздики для подков выковывал.

Не поверил грубый казак Платов в мастерство тульских оружейников. Думал, обманули они атамана. Те секрет говорить передумали, мол, только царю скажем. Сгрёб Левшу Платов за химок, тумаков надавал и к государю повёз, пусть сам отвечает.

Как ни уверяли Николая I, что блоха испорчена, прыгать не может, только шевелится, государь не поверил. Говорит, подайте мне мастерового, кто превзойти блоху пытался, пусть сам расскажет. Только в мелкоскоп Левша смог показать, что на блохе подковы есть.

Тут наградили бедного побитого Левшу и в Англию отправили. Разведал секреты там Левша англицких оружейников. Жить остаться отказался, хотя женить обещали, на родину хотел, где престарелые родители. Только знания Левши ненужными оказались.

Умер, пытаясь донести государю, что кирпичной крошкой ружья нельзя чистить, пули в стволе хлябать начинают и целкости нет.

  • Вот такой срез разных людей, болеющих за Родину, один царь, другой атаман, третий просто Левша-мастеровой.
  • Каждый патриот по-своему.
  • Жаль, русского бардака в стране много бывает.)

Образ русского человека в сказке Лескова «Левша»

Русский народ в сказке «Левша»

Такая подпись к произведению, сделанная самим автором, по началу насторожила читателей и, в первую очередь, критиков, которые спешили обвинить Лескова в бездумной записи услышанного, приписав себе авторство. Но даже первого прочтения произведения хватило, чтобы понять, что это великолепное произведение с абсолютно авторскими неповторимыми приемами ведения повествования, главными из которых является жанр сказа, чем по сути является это произведение.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

«Левша» имеет предисловие и рассказчика, что опять заставляет читателей думать о полной правдоподобности описанного. Но это всего лишь определенный прием, добавляющий произведению ноту достоверности. А значит все, о чем он будет говорить в произведении, начнет восприниматься с особым вниманием.

По этой же причине он делает главным героем простого мастерового по прозвищу Левша, ведь главной его задачей было обратить внимание на проблемы простого народа.

Левша — оружейник из Тулы, хорошо знавший свое дело, тихий и добропорядочный, очень трудолюбивый, способный сделать своими руками многое, казалось бы невозможное. По велению императора Николая I Левша подковывает блоху, причем малюсенькие подковы на ее лапках видны лишь через микроскоп.

Таким образом, туляки в лице Левши превзошли в своем мастерстве англичан, которые несколькими годами ранее создали маленькую танцующую блоху.

Лесков восхищается огромным трудолюбием русского мужика, его талантом и открытостью души. Автор отмечает, что простой мужик готов был работать во имя славы своей страны и ее императора, а не ради материального блага. Левше не обещали никаких денег за работу, но он начал свое дело и довел его до конца.

Лесков доказывает, что русский мужик предан своей стране, он настоящий патриот своей Родины и не видит себя в ином месте, нежели там, где родился. Левше во время поездки по Европе показали местные заводы, то, как отлично организован рабочий процесс, и предлагали остаться.

Но Левшу не соблазнили ни хорошая оплата труда, ни достойные условия, он поспешил вернуться домой, чтобы работать в своей маленькой темной кузнице и до конца сажать свое и так плохое зрение.

Он стремился трудиться на благо лишь своей Родины и искренне не понимал, как можно бросить места, где живет твоя семья, где похоронены твои родственники.

В конце произведения Лесков показывает ту страшную несправедливость, царившую в стране по отношению к простому народу. На обратном пути Левша на спор пил с подшкипером судна. По возвращению на Родину, подшкипера отправили в больницу и привели в чувства.

Ведь он имел статус и деньги.

А бедный Левша, сделавший невозможное, прославивший свою страну на всю Европу и не взявший за это ни гроша, умер в простонародной больнице, куда отправляли умирать, не стремясь оказать особой помощи, всех представителей неведомого сословия.

Особое внимание следует обратить на то, что Левша умирает от чрезмерно выпитого алкоголя. Лесков считал, что пьянство — одна из главных бед простого народа нашей страны. Оно сгубило тысячи талантливых интересных людей, и с ним необходимо бороться.

Несмотря на драматизм и несправедливость своего положения, Левша вовсе не держит ни на кого за. Он до последнего вздоха предан Родине и его последними словами стала просьба передать государю секрет чистки оружия.

В данном произведении Лескова главной становится национальная тема и тема патриотизма человека. Через образ Левши, некий собирательный образ умельцев, коих по всей России огромное множество, автор призывает читателей к осознанию роли каждого отдельного человека в развитии и процветании государства.

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Меремьянина Е.С. 11МБОУ “СОШ № 1 г. Строитель”
Смольякова Е.В. 1Барышникова Н.В. 11МБОУ “СОШ № 1 г. Строитель”

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Загадочная русская душа…

  • Она, предмет восторгов и проклятий,
  • Бывает кулака мужского сжатей,
  • Бетонные препятствия круша.
  • А то вдруг станет тоньше лепестка,
  • Прозрачнее осенней паутины.
  • А то летит, как в первый день путины
  • Отчаянная горная река.
  • Е. Долматовский
Читайте также:  Характеристика Ларисы Гишар

Характер русского человека многогранен. Многие столетия отшлифовывались лучшие черты нашего народа. Терпение и несгибаемая воля, которые проявились и в самые тяжелые годы войны, и на рубеже становления Великой Руси, когда наш народ находился под гнетом татаро-монгольского ига. Щедростью и добротой, безграничной самоотверженностью и трудолюбием знаменит наш человек.

Существует такое понятие, как русский национальный характер. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского национального характера остаются неизменными. И зарубежные, и русские мыслители постоянно обращались к тайне “загадочной русской души”, потому что эта тема всегда была и остаётся актуальной и интересной.

Меня давно интересовала тема национального характера в произведениях русских писателей. Прочитав «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С.Лескова, я была восхищена, насколько автор глубоко и всесторонне раскрыл характер русского человека.

  1. Там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”, – говорил сам Николай Семёнович Лесков.
  2. Темой нашего исследования является «Изображение русского национального характера».
  3. Актуальность темы вызвана острым в наши дни интересом к писателям с ярко выраженным национальным сознанием, к которым относится и

Н. С. Лесков. Проблема русского национального характера приобрела особую остроту в современной России. К тому же изучение заявленной темы позволяет понять мировосприятие писателя, его концепцию мира и человека.

Объектом исследования является «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С.Лескова

  • Предмет исследования – образ главного героя – Левши как человека с ярко выраженными чертами русского национального характера.
  • Гипотеза исследования: основные черты характера Левши являются отражением русского национального характера
  • Цели и задачи работы:
  • 1) Изучив существующую и доступную литературу, выявить глубоко народные истоки повести «Левша».

2) Раскрыть особенности и черты русского национального характера, которые запечатлены в сказе Н.С. Лескова как определённая духовная, нравственно этическая и мировоззренческая целостность.

Работа основывается на изучении литературоведческой, критической литературы; выводы, полученные в работе, сделаны на основе наблюдений над художественным текстом «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881).

Часть 1. Проблема русского национального характера в русской философии и литературе XIX века

«Загадочная русская душа»… А так ли загадочна русская душа, так ли уж непредсказуема? А что это значит – быть русским? В чем заключается особенность русского национального характера?

Очень точно особенности характера русского человека подмечены в народных сказках и былинах. В них русский мужик мечтает о лучшем будущем, но претворять в жизнь свои мечтания ему лень.

Он все надеется, что выловит говорящую щуку или поймает золотую рыбку, которая исполнит его желания. Но, с другой стороны, у русского человека есть чистота веры, пронесенная и сохраненная в веках.

Он никогда не таится, а за веру идет на казнь, идет с высоко поднятой головой, поражая врагов.

Такая черта русского характера, как долготерпение, частенько переходит границы разумного. Русский человек испокон века безропотно терпит унижения и притеснения.

Но как ни велико терпение народа, оно всё-таки не безгранично. Приходит день и смирение трансформируется в необузданную ярость. Тогда горе тому, кто встанет на пути.

Не зря русского человека сравнивают с медведем – огромным, грозным, но таким неуклюжим.

Но всё же в основном русские люди стремятся к добру. В русском национальном характере есть множество положительных черт. Русские глубоко патриотичны и обладают высокой силой духа, они способны до последней капли крови защищать свою землю. Издревле на борьбу с захватчиками поднимался и стар и млад.

Говоря об особенностях русского характера, нельзя не упомянуть веселый нрав: русский поёт и пляшет даже в самые тяжелые периоды своей жизни, а уж в радости и подавно! Русский человек открыт к тому, чтобы им интересовались, проявляли к нему интерес, опекали, равно, как и сам склонен интересоваться жизнью окружающих: и своя душа нараспашку, и любопытно – что там за душой у другого.

Среди всех русских классиков XIX века М. Горький указывал именно на Н.С. Лескова как писателя, который с величайшим напряжением всех сил своего таланта стремился создать «положительный тип» русского человека, найти среди «грешных» мира сего кристально чистого человека, «праведника».

Часть 2. Как раскрывается русский национальный характер через образ Левши в произведении Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Лесков – автор огромного числа произведений самых разных жанров, интереснейший публицист, чьи статьи не утратили актуальности до сих пор, знаток самых разных слоёв русской речи, психолог, проникший в тайны русского национального характера и показавший роль национально – исторических основ в жизни страны, писатель, по меткому выражению

М. Горького, «пронзивший всю Русь» [Скатов, с. 323].

Создавая своих «праведников», Лесков берёт их прямо из жизни. Наиболее ярким произведением на тему о «праведниках» является «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». лес русскиациональный характер

Это произведение впервые напечатано в журнале «Русь», в 1881 году (№ 49, 50 и 51) под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Сказ про «Левшу» – произведение невесёлое. В нём все время слышится боль, обида писателя, что такие замечательные тульские мастера должны делать глупые вещи, что даром гибнут народные силы. В центре повествования – характерный для сказки мотив состязания.

Русские мастера во главе с тульским оружейником Левшой без всяких сложных инструментов подковывают танцующую стальную блоху английской работы. Победа русских мастеров над англичанами одновременно представлена и серьезно, и иронически: присланный императором Николаем I Левша вызывает изумление тем, что смог подковать блоху. Но подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает танцевать.

Работают они в отвратительной обстановке, в маленькой тесной избенке, в которой «от безотдышной работы в воздухе такая спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть». Начальство с мастерами обращается свирепо: так, Платов везет Левшу на показ к царю в ногах у себя, брошенного за шиворот в коляску, как собаку.

Платье мастера нищенское: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван». Тяжелому положению русского мастерового в рассказе противопоставлено приукрашенное положение английского рабочего. Английские порядки понравились русскому мастеру, «особенно насчет рабочего содержания.

Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть…»

Левша ничего не может возразить англичанам, которые, восхищаясь его мастерством, в то же время разъясняют ему: «Лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, – то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь полусонник.

Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть, а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может». Левше остается только сослаться на свою «преданность отечеству».

Коротко и вразумительно показано и различие в гражданских правах англичанина и подданного российской монархии. Подшкипера (капитан на корабле) английского корабля и Левшу, державших пари на море – кто кого перепьет, – мертвецки пьяными вынесли с корабля, но… «повезли англичанина в посланнический дом на Аглицкую набережную, а Левшу в квартал».

И в то время как английского подшкипера хорошо подлечили и любовно спать уложили, русского мастера после тасканья из одной больницы в другую (нигде не принимают – документа нет) отвезли наконец «в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».

Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и пока бегали в поисках то Платова, то доктора, Левша уже кончался. Так и умер чудесный мастер, который и перед смертью думал только о том, что должен сообщить военный секрет англичан, который и передал доктору, «что у англичан ружья кирпичом не чистят».

Но не дошёл важный «секрет» до государя – кому нужны советы простолюдина, когда генералы есть. Автор не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев мастерства, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей – это невыдуманный факт. Ружья чистили толчёным кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то – резьба… Вот и уничтожали её солдатики от избытка усердия.

Левша – искусный мастеровой, олицетворяющий поразительные таланты русского народа. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера.

Герой повести соединяет в себе и достоинства, и пороки простого русского человека.

Какие же черты русского национального характера раскрывает образ Левши? Религиозность, патриотизм, доброта, сила духа и стойкость, терпение, трудолюбие и одарённость.

Религиозность проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе «мценского Николы» – покровителя торгового и военного дела.

Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии.

«Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы».

Религиозность Левши переплетается с его патриотизмом. Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела.

Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.

Левша не представляет свою жизнь вне России, любит её обычаи, традиции. «Мы,- говорит,- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить». Левша прошел через множество испытаний и даже в смертный час он остался истинным патриотом.

Левше присуща природная доброта: отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»,- говорит о своем русском товарище «аглицкий полшкипер».

Когда Левша вместе с тремя оружейниками в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой, проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой «от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть».

Не раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов «словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели», и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину: правда его терпение и бескорыстие неразрывно связаны с забитостью, с ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша привык к постоянным угрозам и побоям, которыми грозят ему власти на Родине.

И, наконец, одной из основных тем повести является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека.

Сам сюжет этого произведения рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог «переплюнуть» английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши.

Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь.

Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

Заключение.

В настоящей работе мы рассмотрели русский национальный характер на примере «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С.Лескова. Анализируя текст, мы обнаружили, что “Левша” является произведением, в котором Н.С. Лесков, непревзойдённый мастер сказа, выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героев, в особенности Левши.

Левша – символ русского народа. Левша олицетворяет русский народ, он религиозен, патриотичен, трудолюбив, добр и свободолюбив. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.

Таким образом, в завершении данной работы, следует сказать, что русский национальный характер, безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них.

Та внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстиеи, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире.

Сложен русский характер и многогранен, но этим он и прекрасен. Прекрасен своей широтой и открытостью, веселым нравом и любовью к отчизне, детским простодушием и боевым духом, смекалкой и миролюбием, хлебосольностью и милосердием. И всей этой палитрой лучших качеств мы обязаны своей родине – России, стране сказочной и великой, теплой и ласковой, как руки матери.

Список литературы

1. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. М., 1986.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997.

3. Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.

4. Л.А.Капитонова. Н.С.Лесков в жизни и творчестве. М., 2002

5. Касьянова Н.О. О русском национальном характере. – М., 1994.

6. www.roman.by

Урок литературы по теме "Познание характера русского человека (народа). Сказ «Левша» Н.С. Лескова". 6-й класс

Класс: 6

Цели.

Обучающие:

  • – помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора – патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;
  • – увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
  • – раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
  • – учить школьников анализу литературного произведения;
  • – выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;
  • – вырабатывать навыки комментированного чтения.

Развивающие:

  1. – развивать навыки аналитического чтения произведения;
  2. – развивать умение выделять главное в художественном произведении;
  3. – развивать творческие способности учащихся и устную речь;
  4. – развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: литературоведы, исследователи, историки;
  5. – развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
  6. – расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Воспитывающие:

  • – воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • – воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • – воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Оборудование:

портрет Н.С. Лескова; иллюстрации (работы) детей к сказу; эпиграфы к уроку; презентация к уроку; несколько книжичек-миниатюр.

Тип урока:

обобщающий.

Форма урока:

урок-анализ лиро-эпического произведения.

Методы:

  • беседа по вопросам;
  • аналитическое чтение;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • эвристический;
  • частично-поисковый.
  • Виды самостоятельной работы учащихся:

    работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета.

    Виды контроля знаний и обратной связи:

    формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя, чтение в лицах сцены “Левша и государь Николай”, художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

    Ход урока

    Эпиграфы к уроку:

    “…там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”.

    (Н.С. Лесков)

    “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”.

    (Н.С. Лесков)

    I. Организационный момент.

    Приветствие обучающихся. Установка дисциплины. Формирование учебно-методического аппарата урока. (Слайд № 1). Презентация

    II. Активизация деятельности обучающихся.

    1. Беседа по первому и второму эпиграфу к уроку.  

    (Cлайд № 2)

    – Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Какое значение вкладывает автор в словосочетание “русский народ”? Почему же слово “левша” написано с маленькой буквы? Почему автор использует слова “овечкина” и “человечкина”?

    – Левша –  главный герой, талантливый мастер, герой с “человечкиной душой” душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия.

    2. Появление главного героя

    (В кабинет входит главный герой, Левша. Он обращается со словами к детям и гостям на уроке). (Слайд № 3):

    – Мы народ простой, неграмотный, по-ангельски говорить не умеем. Думаем, что читатель понял задумку автора и то, что существующий порядок владения крестьянами не может оставаться неизменным. Всё случится 19 февраля 1861 года. Манифест об освобождении крестьян от крепостного права.

    Государь – батюшка перед подписанием этого великого закона сказал: “ Хочу остаться наедине со своею совестью”. А далее: “Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного”, – написал он, заканчивая манифест.

    (Левша уходит в сторону и садится в угол, наблюдая за происходящим)

    3. Слова учителя.

    (Слайд № 4):

    – Подписанный Александром II манифест был объявлен в обеих столицах в Прощеное воскресенье, 5 марта, а в других городах — в ближайшую неделю нарочно для этой цели посланными от государя доверенными лицами. Написан сказ в 1881 году, спустя 20 лет после отмены крепостного права.

    Просмотр ролика из Интернет “150 лет назад в России отменили крепостное право” от 03 марта 2011г. на канале “ТВЦ”.

    III. Основная часть урока.

    1. Работа в группах для актуализации деятельности обучающихся.

    – Итак, мы с вами незря поделились на группы. Теперь наша задача будет шаг за шагом пролить свет на вопрос урока: Познание характера русского человека (народа). В чём оно? Какова суть характера русского человека по сказу Н.С. Лескова “Левша”? Что автор хотел сказать читателю?

    – 1-я группа ребят “ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ”, 2-я группа – “ИСТОРИКИ”, 3-я группа – “ИССЛЕДОВАТЕЛИ”. У каждой группы своя роль: “ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ” работают над особенностями речи сказа и над самим жанром сказ; “ИСТОРИКИ” – над биографией Александра I и Николая Павловича; “ИССЛЕДОВАТЕЛИ” – над биографией Н.С.Лескова и миниатюристами современности.

    (Обучающиеся выступают по заданиям)

    Для справки.

    Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

    Чем сказ отличается от сказки?

    В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи – сказителя.

    Сказ

    (от “сказывать”) – особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.

    Поищем приметы сказа в главе 1. Это и просторечные, разговорные обороты (“через свою ласковость”, “дерябнул хороший стакан”); каламбуры (“на свою сторону преклонять хотели” – “Платов…

    этого склонения не любил”); повторы (“проездиться” – “объездил”); интонационный, ритмический рисунок (“И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит…”); даже рифма (Платов “этого склонения не любил и…

    все государя домой манил”); наконец, необычное употребление слов (“междоусобные разговоры” вместо “междоусобные войны”), а также словообразование (“чужестранность”).

    Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – Александр I и Платов – показаны с точки зрения простолюдина.

    Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 года, названное “смятением”.

    2. Работа над идеей и содержанием произведения.

    Слова Левши:

    – “Сказ” (не “сказка”) – звучит значительно. “Стальная блоха” – нелепость? Некая забавная безделка? Хотя попробуй, сделай ее! “Тульский”: Тула – город мастеров. Главный герой явно неказист – левша, к тому же косой. Что такой сотворит?

    Вопрос учителя:

    – Как возник замысел “Левши”? (Слайд № 5, 6, 7)

    – Замысел “Левши” возник из поговорки “Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал”, или эта пословица в старых сборниках записана так “Туляки блоху подковали”.Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.

    Работа между группами:

    – Предоставим возможность группам поработать с текстом сказа и заполнить таблицу примерами. Задача в том, чтобы ребята задали вопросы друг другу, между группами. После этого ребята обмениваются мнениями по каждому пункту характеристики. Вопросы заранее подготовлены и лежат на столах.

    (Слайд № 9)

    1-я группа: О чём говорит речь персонажа? (О его простоте)

    2-я группа: Какими чертами характера наделяет автор своего героя? (Главная черта характера Левши – трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.)

    3-я группа: Есть ли у этого человека чувство собственного достоинства и как оно проявляется? (Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.)

    1-я группа: В сказе часто говорится о вере в Бога. Верует ли в Него Левша? (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к “камнесечённой статуе Николая угодника”; а когда англичане безуспешно пытались Левшу “сбить, чтобы он на их жизнь польстился”, для него важным было и то, что дома можно “в свой приход в церковь сходить”, как делали его родители).

    2-я группа: Что восхитило англичан в Левше? (Мастерство восхитило, но удивило, что он нигде не учился, что он талантливый самородок, в котором искра Божия)

    3-я группа: А что за границей произвело на Левшу впечатление? (Хозяйственные порядки) Почему вдруг Левша стал “беспокойно скучать” и “затосковал”? (При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой.)

    1-я группа: О какой черте характера говорит этот эпизод? (О любви Левши к Отечеству, а для него это, прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера.

    Изменить Родине – отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях.

    Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии (зачитывают).

    – 2-ая группа: Как ведёт себя герой рядом с царём и что нового вносит этот эпизод в раскрытие характера Левши? (не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие).

    Работа по слайду № 8. Какой эпизод сказа отражён на иллюстрациях?

    3. Введение дополнительного материала в урок.

    (Слайд № 10, 11).

    Слово учителя:

    – Герой Левша из Тулы, поэтому неслучайно, что это его родина. Тула – город мастеров. Что мы с вами знаем об этом городе? (Рассказ о Туле)

    – Слово для обучающихся: (рассказ о городе Тула см. Приложение 1).

    Слова учителя:

    – Вот такой вот город, который стал родиной русского Левши.

    4. Работа в тетради.

    1. – Итак, мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа “Левша” (ученики записывают в тетрадь):
    2. 1) Поразительные способности русского народа.
    3. 2) Истинный патриотизм Левши, народа.
    4. 3) Невежество, ограничившее его возможности.
    5. 4) Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей.

    5. Просмотр эпизодов мультфильма. Использование ИКТ.

    • – Теперь мы можем посмотреть несколько эпизодов из мультфильма “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”, хронометраж:
    • 1. 00:00 – 00:30
    • 2. 01:30 – 02:05
    • 3. 13:50 – 14:25
    • 4. 16:00 – 16:25
    • 5. 17:54 – 19:25
    • 6. 19:50 – 21:00
    • 7. 21:08 – 22:19
    • 8. 24:10 – 25:55
    • 9. 26:55 – 27:48
    • 10. 28:02 – 28:35
    • 11. 29:35 – 30:00
    • 12. 30:22 – 31:10
    • 13. 31:07 – 32:22

    6. Введение познавательного материала в урок.

    (Слайд № 12, 13)

    14. 33:45 – 34:29

    Обратимся к современности. В наше время тоже существуют народные умельцы, левши.

    1. 15. 37:12 – 39:17
    2. Послушайте небольшую заметку, а затем посмотрите на слайды.
    3. 16. 40: 12 – 41:45

    IV. Домашнее задание (носит дифференцированный характер)

    (слайд № 14): 1.

    17. 41:45 – 42:22 (м.б.) подготовить презентацию по жизни и творчеству Н.С.Лескова “Левша” для сильных обучающихся; 2.

    написать сочинение на темы: “Как я себе представляю Левшу?”, “О чём меня заставил задуматься сказ “Левша”?”, “Русь, рождающая умельцев” и др. – для обучающихся со средними учебными возможностями; 3. написать отзыв о сказе Н.С.

    Лескова “Левша” – для слабых обучающихся. Или дать возможность обучающимся самостоятельно выбрать себе подходящее домашнее задание.

    V. Итог урока.

    – Чем же для каждого из вас стал  Левша, этот  герой, имени которого  мы  не знаем,   да и кличка его пишется с маленькой буквы?   

    Предполагаемый ответ: Левша –  главный герой, талантливый мастер, герой с “человечкиной душой” душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия.

    Учитель подводит итог: “Левша – это символ русского народа”.

    (Слайд № 16) VI. Рефлексия.

    Рефлексия проводится по Листу рефлексии, также можно спросить мнение обучающихся в устной форме (см. Приложение).

    Слово учителя/обучающегося в завершении урока (если останется время). (Слайд № 15). Чтение стихотворения:

    – Из года в год: От старины глубокой До наших дней, Уж как тут не крути, Героями Руси огромной Являются, конечно же, левши. Для них не важен социальный статус, Нет зависти к надутым богачам. Их смысл жизни – это лишь работа, Которая приносит радость им и нам. Их руки называют “золотыми”, А сердце доброе, открытая душа. Такие люди и творят историю,

    • И носят гордо звание – “левша”! (Шевченко Полина)
    • – Спасибо за работу, за внимание!

    12.07.2014

    Ссылка на основную публикацию