Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»

В основу сюжета «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой положил реальный случай, случившийся с ним, когда он служил на Кавказе. Он вместе с товарищем едва избежал плена. Его спасло то, что горцы хотели поймать их живыми и не стали стрелять. Боевым товарищам удалось доскакать до крепости и спастись.

Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»

Анализ произведения

Сюжетная линия

В сюжетную линию рассказа положены события, которые развернулись на фоне Кавказской войны с русским офицером Жилиным. Рассказ начинается с повествования о том, как Жилин получил письмо от матери. Старушка просила сына навестить ее.

Жилин берет отпуск и отправляется в путь. По дороге он встречается с другим офицером – Костылиным. Теперь оба товарища едут вместе. Им на пути встречаются горцы, Жилина ловят, а Костылин убегает. Главного героя продают в плен богачу Абдул-Мурату.

Костылина ловят позднее. Обоих пленников держат в сарае.

Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»

Татары задумали получить выкуп за пленных. Они заставляют Жилина и Костылина писать письма домой. Жилин знает, что за него выкуп никто не даст, поэтому пишет ложный адрес. Плененных русских офицеров водят по селу на прогулку. Жилин забавляет детей тем, что делает для них куклы. Он сумел расположить к себе хозяйскую дочь Дину. Жилин не расстается с мыслью о побеге и делает подкоп в сарае.

Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»

В одной из прогулок Жилин узнает дорогу домой. Но побег пришлось отложить из-за похорон, которые проходят в ауле. Через три дня, когда похороны заканчиваются Жилин и Костылин убегают. Но их очень быстро ловят. Теперь беглецов держат под усиленной охраной в яме, из которой нет никакой возможности убежать. Его подкармливает Дина, она время от времени бросает в яму баранину и лепешки.

Дина узнает, что Жилина и Костылина собираются убить. Она приходит к ним на помощь и приносит длинную палку. Герои убегают из плена повторно.

Главные герои

Иван Жилин

Толстой создает положительный образ главного героя. Перед читателем предстает честный, открытый человек. Он уважительно относится к своим близким, сослуживцам и даже к тем, у кого в плену он оказался.

Несмотря на то, что из-за Костылина с главным героем приключились все его беды, он не держит на него зла. Уважение заслуживает верность и надежность Жилина.

Планируя побег, он заботится о том, чтобы и Костылин сбежал.

Костылин

Костылин физически непривлекательный, неуклюжий и грузный офицер. Толстой изображает Костылина слабым как духом, так и физически. Он трусливый и подлый. Из-за его трусости герои попадают в плен, он становится обузой Жилину в первом побеге. Настойчивость и целеустремленность не в его натуре. Он предпочитает смиренно принять роль пленника и дожидаться своей участи.

Лев Николаевич Толстой собрал воедино в этом герое такие человеческие пороки как трусость, подлость, предательство, малодушие, слабости воли. Он не способен преодолеть свои слабости и становится помехой для энергичного и свободолюбивого Жилина.

Общий анализ

Рассказ Льва Николаевича Толстого основан на идее противопоставления главных героев. Положительный образ крепкого, оптимистичного Жилина противопоставляется слабохарактерному, безынициативному Костылину.

Главный герой добивается успеха благодаря своему упорству, мужеству и смелости.

Главный посыл рассказа: нельзя опускать руки даже в безвыходных ситуациях, в каких бы трудных ситуациях ты не оказался, никогда не сдавайся.

Рассказ Толстого сродни притчи, в которой он иносказательным языком доносит до читателя главную мысль, что судьба благосклонна к храбрым. Она способна наградить инициативного и мужественного человека спасением.

Кавказский пленник анализ произведения

Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»Кавказский пленник анализ

1. Введение. Рассказ “Кавказский пленник” Л. Н. Толстой включил в свое знаменитое пособие для детей “Азбука” (1872 г.).

Еще при жизни писателя произведение пользовалось широкой популярностью. Простым и доступным для детей языком Толстой рассказывает о простом русском офицере, попавшем в плен к кавказским горцам.

2. История создания. Источником для рассказа могли быть воспоминания самого Льва Николаевича, которые в 1850-е гг. служил на Кавказе. Он приводил реальный случай из жизни, когда сам чуть не попал в плен. При этом один из его товарищей не смог уйти от погони и был зарублен горцами.

Также при создании рассказа Толстой использовал “Воспоминания кавказского офицера” Ф. Ф. Торнау. В них автор описывал свое пленение и жизнь в плену, неудачный первый побег, дружбу с кавказской молодой девушкой и ее помощь, а также избавление от неволи.

3. Смысл названия. “Кавказский пленник” – главный герой произведения. Название также отсылает читателей к известной поэме А. С. Пушкина.

4. Жанр. Рассказ для детей. Иногда произведение называют повестью.

5. Тема. При написании рассказа Толстой руководствовался воспитательными целями. Он стремился познакомить детей с суровыми реалиями войны на Кавказе. При этом писателю было важно показать человеческую доброту и отзывчивость. Поэтому центральными темами произведения являются осуждение войны и гуманность.

Толстому был глубоко чужд показной патриотизм. В рассказе нет прямого указания на правых и виноватых. Даже непримиримая позиция старика-мусульманина, который требует смерти пленников, вполне понятна: все его сыновья были убиты русскими. Хозяин Жилина и Костылина вообще настроен вполне доброжелательно. Он только требует выкупа за пленников.

После своеобразного торга с Жилиным за сумму выкупа Абдул-Мурат признает стойкость и мужество русского офицера и соглашается на 500 рублей. Человеческая доброта и отзывчивость ярче всего показана в образе Дины. Кавказская девочка привязывается к Жилину. Она не понимает жестокости своих единоверцев. С огромным риском для собственной жизни Дина в конце концов помогает пленнику бежать.

6. Проблематика. Главная проблема рассказа – многолетняя вражда и ненависть между горцами и русскими. Толстой избегает описания обоюдной жестокости.

Детям достаточно знать о горе старого мусульманина и положении пленников после неудачного побега. Взаимная неприязнь двух народов усиливается огромной разницей между мусульманской и православной культурами.

Даже добрый Жилин с некоторой насмешкой относится к “вонючим татарам” и их похоронному обряду.

Жилин испытывает огромную любовь к своей родине. На протяжении всего плена он постоянно думает о побеге. Уважение Абдул-Мурата не может заменить ему родного дома и старушки-матери. Еще одна важная проблема – поведение человека в плену. Костылин – слабохарактерный человек. Он сразу же согласился на условия горцев (5 тысяч рублей) и стал безропотно ждать выкупа.

Жилин обладает твердым и решительным характером. Он всегда проявляет инициативу. Благодаря своим умелым рукам Жилин добивается уважения горцев и, что самое главное, “привязывает” к себе Дину. Жилин тащит на себе Костылина в прямом и переносном смысле. Не его вина в том, что товарищ остается в плену в ожидании выкупа.

7. Герои. Жилин, Костылин, Дина, Абдул-Мурат

8. Сюжет и композиция. Жилин попадает в плен в горцам. Там он встречается со своим товарищем Костылиным. Горцы требуют выкупа за пленников. В противном случае их ждет смерть. Жилин готовит побег и знакомится с дочерью хозяина – Диной Пленники совершают побег, но их вновь ловят и садят в яму.

Дина узнает о готовящейся казни и помогает Жилину опять бежать. Костылин остается, так как совершенно обессилел в плену. Жилин чудом избегает смерти и добирается до русских солдат. Сюжет рассказа предельно прост и ясен. В отличие от поэмы Пушкина он имеет счастливый конец: о помощи Дины никто не узнает, а Костылин также получает свободу.

9. Чему учит автор? Нравоучительный смысл рассказа заключается в том, что человек никогда не должен терять надежды на спасение. Жилин упорно идет к намеченной цели и добивается успеха.

Критический анализ рассказа Толстого “Кавказский пленник”

Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке.

Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне, если можно так выразиться, законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.

Надо сказать, что подробное, “бытовое” описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В

его повествовании нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. Грязная обыденность страшнее!

Сюжетная конструкция схожа: “Плен, попытка бегства, утешители (у Лермонтова – монах, у Толстого – девочка). У Лермонтова конец трагичный: лучше смерть, чем неволя. У Толстого – хэппи-энд, в лучших традициях американских боевиков. Нам можно даже увидеть некий юмор в последних словах Жилина: “Вот я и домой съездил, женился!” Так и хочется сказать: “Ничего себе, сходил за хлебом!”

Сразу оговорюсь, мне лично ближе история, записанная Лермонтовым. В ней нет этого смиренного восприятия рабского бытия, нет мелочной антисобытийности, какой-то вещественной меркантильности.

И нет того, что со временем оттолкнет от Толстого многих его почитателей и что проглядывает уже и в ранних произведениях – убогой терпимости. Той, которой в полной мере обладают блаженные и юродивые.

Я люблю Толстого, когда он сочными красками рисует подробные холсты своего времени.

Могут нравиться или не нравиться батальные сцены, характеры, судьбы его многочисленных полотен, но не восхищаться объемом и глубиной перспективы этих картин нельзя.

Но когда Толстой начинает поучать, когда он с фанатичной тупостью (что смотрится в его величественном образе как душевная болезнь) начинает вещать и проповедовать, я закрываю книгу.

Вернемся к “Кавказскому пленнику”. Возможно, до войны в Чечне мы воспринимали бы это произведение стандартно. И в сочинениях писали бы, что Толстой всю свою жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами.

Читайте также:  Вся россия – наш сад (сочинение по пьесе чехова «вишневый сад»)

Что веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе “Кавказский пленник”. Что он великолепный стилист и что он создал народные книги для чтения, по которым учил крестьянских детей…

Сидел себе в Ясной Поляне длиннобородый патриарх, которому не надо платить за свет и газ и которому не досаждают соседи-алкоголики, и рассказывал чистеньким, специально для барина умытым и приодетым мужицким детям о том, как надо жить. Так, например, как “Филипок”. Или – как Лев Николаевич.

Недавно на экранах кинотеатров торжественно демонстрировался новый “Кавказский пленник”. Надо сказать, что режиссеру удалось глубже выразить мысль, затронутую Львом Николаевичем. Предметнее, с предельным, почти документальным реализмом.

И такой фильм действительно заставляет задуматься: почему люди столь враждебны друг к другу, зачем они воюют.’ Более того, появляется фантастическая мечта: сделать так, чтобы все взрослые с планеты исчезли, а остались только дети, не умеющие различать друг друга по национальности или вероисповеданию. Да и о самом вероисповедании ничего еще не знающие.

Я ни в коей мере не противопоставляю кинофильм творчеству великого писателя. Меняются времена, меняется оценка определенных предметов искусства. Да и восприятие меняется. Но вот почему-то Мцыри мы принимаем безоговорочно, без попыток анализировать или – упаси Боже! – критиковать.

Что, кстати, можно сказать о почти всех талантливых произведениях любого времени и любого авторства.

Анализ произведения Толстого Кавказский пленник

История создания

Лев Николаевич Толстой – выдающийся писатель, общественный деятель и педагог. В 1859 году Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, а также помог организовать 20 школ в окрестностях.

В 1871 году Лев Николаевич начинает составление «Азбуки» – школьного пособия, предназначенного для обучения детей чтению, письму и арифметике. В свою «Азбуку» наряду с методическими пособиями и рекомендациями для учителей, писатель помещает поучительные былины, басни, короткие истории и рассказы.

Рассказ «Кавказский пленник» был написан для «Азбуки», первое издание которой состоялось в 1872 году. В основу сюжета произведения легли «Воспоминания кавказского офицера», автором которых был Ф.Ф.Торнау, полковник кирасирского полка.

Офицер сообщает о том, как попал в плен к горцам, о своей неудачной попытке побега, о местной девушке Аслан Коз, полюбившая полковника. Девушка помогла офицеру освободиться из плена.

Лев Николаевич, воспользовавшись воспоминаниями Торнау, написал рассказ «Кавказский пленник».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин служит на Кавказе. Получив письмо от матери, Жилин решает съездить в отпуск домой. Но по дороге его и сослуживца Костылина горцы берут в плен.

Герои живут в сарае, их заставляют написать письма родным, чтобы те выкупили офицеров из плена. Жилин нарочно пишет неправильный адрес, герой не надеется на выкуп. Офицер делает местным детям игрушки из глины, особенно такие игрушки, нравятся Дине, дочери горца, в чьем плену он находится.

Жилин не теряет надежды спастись, он роет подкоп. Через некоторое время вместе с Костылиным герой направляется к свободе. Однако тучный и неповоротливый Костылин быстро устает. Герои не могут передвигаться быстро, и горцы, догнав беглецов, возвращают их в плен.

Условия содержания офицеров становятся хуже: их сажают в глубокую яму, надев колодки. Дине становится жалко Жилина, она слышит разговор горцев, о том, что они ходят убить пленного. Девочка помогает Жилину сбежать. Герой добирается до своих и остается служить на Кавказе, так и не сходив в отпуск.

Костылина через месяц выкупили родные.

Характеристика главных героев

Жилин – небогатый дворянин, офицер, несущий службу на Кавказе. Попав плен, Жилин не теряет надежду на спасение. Его отличает твердость характера и уверенность в собственных силах.

Для спасения из плена офицер прилагает усилия: старается найти способ сбежать от горцев, роет подкоп, не оставляет своего товарища в плену. Все это характеризует Жилина как мужественного, смелого, решительного человека.

Оказавшись в плену, офицер не пал духом, смог вернуться к своей армии.

Костылин – офицер, сослуживец Жилина. Вместе с главным героем Костылин находится в плену у горцев. Это тучный неповоротливый человек, смирившийся со своей участью. Костылин слаб духом, он не предпринимает никаких действий для своего спасения.

Главная мысль

Главная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не сдаваться, как бы не было трудно и тяжело. Герой рассказа полагается лишь на собственные силы, он не ждет спасения или выкупа. Жилин сам спасает себя из плена. Этот сильный духом человек не сдался, он приложил все усилия, чтобы вернуть себе свободу.

Тематика

Тема дружбы, товарищества. Жилин готов защищать Костылина, он верный искренний товарищ и друг. Главный герой не отставляет Костылина в плену. Со стороны же Костылина проявляется лишь «дружба по обстоятельствам», герой способен на подлость и предательство.  

– Тема подвига в рассказе заключается в образе главного героя. Жилин в любой ситуации готов защищать своего товарища, он не посылает письмо старушке-матери, потому что не хочет тревожить ее, Героизм, подвиг, который совершает главный герой, защищая ближнего, оберегая родных, служа отечеству, естественное состояние Жилина, герой тк живет.

– Тема сострадания и милосердия раскрывается в образе Дины. Девочка пожалела пленного офицера, проникшись к нему дружеской симпатией и уважением. Дина помогла спастись умному и доброму человеку.

Проблематика

– Бессмысленность и жестокость войны. Кому нужна война? Власти, высшим кругам, которые остаются в стороне от ее последствий. Простым людям война чужда и не нужна. Попав в плен к горцам, Жилин находит таких же людей, страдающих от войны, как и его соотечественники.

– Проблема предательства отражается в поступке Костылина, который оставляет товарища в беде. Из-за Костылина офицеры попадают в плен, из-за него же терпит не удачу первая попытка бегства от горцев. Костылин, человек слабый духом, лишенный смелости и отваги.

Чему учит рассказ?

Рассказ «Кавказский пленник» учит никогда не сдаваться, верить в свои силы. В ситуации Жилина, казалось, надежды на спасение нет: родные не смогли бы заплатить за главного героя выкуп. Но мужественный и сильный офицер не терял веры в лучшее, он решился на побег, хотя знал, что если враги вновь поймают его, то убью. У Жилина можно научиться смелости и стойкости перед лицом опасности.

Еще одна важная вещь, которой учит произведение – война бессмысленна и жестока. Люди должны стараться не допускать войны, губящей судьбы людей, отбирающей жизни. Каждый из нас, несмотря на различие национальностей, религий, бытовых и культурных ценностей стремится к одному – счастью, спокойствию, мирной жизни. Как говорит пословица: «лучше худой мир, чем война». 

Несколько интересных сочинений

Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План

Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская война, которая произошла в средине девятнадцатого века.

Тогда Николай Первый отправил свои войска на Кавказ, чтобы завоевать земли на окраине. Наши солдаты боролись с горцами, и те, чтобы не отдать свои земли, устраивали засады, пленяя солдат. Побывал на войне и Толстой, который чуть было не попал и сам в плен.

В последствии писатель создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке.

Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в свет 1852 году и сегодня для всех учащихся и тех, кто интересуется творчеством Толстого мы предлагаем произведение Толстого Кавказский пленник для читательского дневника, дабы познакомиться с произведением и выделить главную мысль данной работы.

Толстой Кавказский пленник

Пересказывая Кавказского пленника Толстого мы знакомимся с офицером Жилиным, которому пришлось служить на Кавказе.

Однажды, после полученного от матери письма, офицер отправляется проведать мать, но по дороге, где он встречает Костылина — другого офицера, его пленяют горцы, несмотря на то, что Жилин смело бросился в бой, готовый умереть, но не сдаться. Однако его захватили.

Сам же Костылин убежал, захватив единственное оружие. Жилина продают Абдул-Мурату. Но, Костылину также было суждено попасть в плен к тому же Абдул-Мурату.

И вот Костылин и Жилин оказались в одном плену. Костылин сломался, а вот Жилин нет, он не сломался и не испугался. Предводитель горцев заставляет написать пленников письма домой, чтобы родные внесли за них выкуп.

Костылин быстро воспользовался этим предложением, сам же Жилин, хоть и написал письмо, но адрес указал неверный, чтобы не расстраивать мать, тем более она все равно не сможет его выкупить. Жилин надеется только на себя.

Он разработал план побега и даже осуществил его, но из-за Костылина, которого офицер захватил с собой, их поймали.

Потом будет и вторая попытка, где Жилину поможет бежать дочь предводителя Дина, которой понравился офицер и его доброта. Жилин доберется до русской армии, а Костылина впоследствии выкупят.

Читайте также:  О каком человеке говорят, что он витает в облаках?

Толстой Кавказский пленник главные герои

В произведении Толстого Кавказский пленник главными героями есть два русских офицера: Котылин и Жилин. Они противопоставляются друг другу. Так, Жилин, смелый и решительный, он трудолюбивый, мастер на все руки.

Несмотря на то, что он в плену, он помогал и своим врагам, тем самым, располагая многих к себе. Он умеет любить и заботится, поэтому всегда думал о матери, жалел ее чувства.

Он не смирился со своей судьбой и разрабатывает план побега.

Костылин же слабый и духом, и физически. Он надеется только на кого-то, например, на то, что его выкупят. Костылин с легкостью может пойти на предательство и без проблем оставить товарища врагам, лишь бы спасти свою шкуру.

Кстати, наверное не спроста автор подобрал для своих героев такие фамилии. Фамилии офицеров говорят сами за себя. Так Жилин представляется сразу сильным, жилистым, сильным и морально, и физически. А вот Костылин ассоциируется с костылями, теми палками, что предназначены для хромых. И этот герой таковым и являлся, хромым в переносном значении и никчемным.

Толстой Кавказский пленник главная мысль

Как мне кажется, в произведении Толстого Кавказский пленник главная мысль — никогда не сдаваться, в какую бы ситуацию вы ни попали. Опускать руки и раскисать нельзя, ведь из любой ситуации есть выход, главное идти к своей цели. Автор показывает нам, насколько важно иметь такие качества, как преданность, храбрость, смелость, трудолюбие.

План

1. Жилин получает письмо от матери 2. В дороге офицер попадает в плен 3. Костылин также в плену 4. Письма о выкупе 5. Место жительства в плену и условия проживания 6. Первая попытка побега. Неудачный побег 7. Помощь Дины и второй побег. Удачная попытка

«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – моя главная книга жизни

  • Муниципальное образовательное учреждение
  • «Лицей № 4»
  • Секция «Мои главные книги жизни»

«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого –

  1. моя главная книга жизни
  2.                                         Афанасьева Анастасия,
  3.                                                      учащаяся 5в класса
  4.                                                                            МОУ «Лицей № 4» г. Саратова

                                                            Научный руководитель: Абакуменко С. В.,

  •                                                                     учитель русского языка и литературы
  • Саратов, 2010 г.
  • Содержание
  • Введение ……………………………………………………………….2

Глава I «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни………3

  1. «Мысль народная» в рассказе «Кавказский пленник»…..3
  2. Особенности человеческих отношений в рассказе………4

Заключение……………………………………………………………..7

Литература………………………………………………………………8

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..……….9

Введение

В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, писателей, которые составляют славу и гордость нации.

Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Льву Николаевичу Толстому, великому творцу, создавшему бессмертные образы и характеры, которые остаются актуальными и в наши дни.

Таковым становится и образ «кавказского  пленника» –  человека высокой нравственности.

Вообще, в XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.

 Так, в рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное – правду, правду о человеке и о месте этого человека в обществе, причем в обществе ему чуждом, совершенно чужом. Эта тема не теряет своей актуальности на протяжении уже нескольких веков.

Цель работы заключатся в отслеживании и объяснении причин становления и развития характеров героев рассказа, их нравственности.

Перед нами стоят следующие задачи:

    1.    провести анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»;

    2.    выделить отличительные черты каждого из героев;

    3. определить, в чем же заключается нравственная ценность «Кавказского пленника».

  1. Объектом исследования выступает  характер героя, как носителя нравственности, нравственных ценностей.
  2. Предметом исследования становится непосредственно сам художественный текст – «Кавказский пленник».
  3. Глава 1

«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни

  1. «Мысль народная» в рассказе «Кавказский пленник»

«Кавказский пленник» – последнее произведение в «Русской книге для чтения». В письме к Н. Н. Страхову писатель называл эту повесть лучшим своим произведением, потому что, по его мнению, именно здесь ему удалось наиболее естественно использовать лучшие художественные средства народной поэтики.

Лев Толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования, произведение написано в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла. Здесь, как в большой его эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, – «мир».

И здесь есть своя «мысль народная» – утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь.

И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что «самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью.

Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере –  все то, что людям кажется привычным и нормальным»[1].

Поэтому Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, помочь им следовать добру.

Он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. «Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза – спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим  анализом.

Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину – хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого»[2].

Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Он бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя.

Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин). Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.

  1. Особенности человеческих отношений в рассказе

Надо сказать, что подробное, “бытовое” описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала.

«Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Характер главного героя соответствует фамилии, он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.

Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников. Костылин – словно на костылях, подпорках. Но обратите внимание: на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит название, хотя в рассказе два героя.

Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хочет донести до читателей автор.

Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был»[3], «Хоть невелик ростом, а удал был»[4], — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л.

Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел»[5]. Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин.

В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка»[6].

Костылин – находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Читайте также:  Сочинение: Природа в поэме «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов)

Но Л.Н. Толстой – художник и человек – хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание.

Аналогичные чувства испытывает к нему и автор, который видит каждого человека человеком, а главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании, а не в революциях. Так в данном рассказе утверждаются любимые мысли Л. Н.

Толстого, проявляются его знание психологии человека и умение изобразить внутренний мир, переживание; умение ярко и просто нарисовать портрет героя, пейзаж, обстановку, в которой живут герои.

Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности.

Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала»[7].

Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.

«Кавказский пленник» – это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика.

Ко времени написания рассказа Толстой окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, простоте и мудрости, умению “прижиться” в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи свои беды.

Писатель в это время всецело занят народным образованием, он пишет “Азбуку” для крестьянских детей, все художественные тексты в которой просты, занимательны, поучительны.

“Кавказский пленник” напечатан в 4-й книге “Русских детских книг для чтения”, то есть рассказ написан Толстым специально для детей, и поэтому он так поучителен.

Также, нами был проведен опрос среди 5-7 классов (60 человек) нашего лицея. Результаты анкетирования представлены в приложении.

Заключение

Итак, чтение рассказа «Кавказский пленник» увлекает читателя. Все сочувствуют Жилину, презирают Костылина, восхищаются Диной.

Эмоциональность восприятия, способность к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе – вот особенности восприятия литературного произведения, но читатель должен и развиваться, обогащать восприятие, учиться проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения. Обращает на себя внимание нравственная проблематика рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека.

В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает следующую  проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких – нет и почему?

Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и глубоко актуальны, потому что в жизни все большее место занимают отношения дружбы, товарищества.

Литература

  1. Афанасьева Т.М., Толстой и детство, М., 1978 г.
  2. Буланов А.М., Философско-этические искания в русской литературе 2 половины XIX века, М., 1991 г.
  3. Войнова Н.М., Русская литература XIX века, М., 2004 г.
  4. Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература.        5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.
  5. Ломуков К.Н. Л.Толстой. Очерк жизни и творчества, М., 1984г.
  6. Толстой Лев Николаевич//Краткая литературная энциклопедия.-т.7.-М., 1972.
  7. Храпченко М.Б., Толстой как художник, М., 2000 г.
  8. Шкловский В. Лев Толстой.-М.,1963 – (ЖЗЛ).

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Знаком ли Вам рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?
  • «Да, знаком» – 54 человек.
  • «Что-то слышал» – 5 человек.
  • «Затрудняюсь ответить» – 1 человек.
  1. Помните ли Вы, кто является главным героем рассказа?

«Да, помню» – 54 человека.

«Затрудняюсь ответить» –  6 человек.

  1. Какими, на Ваш взгляд, чертами характера обладает главный герой – Жилин?
  1. «Храбрость, отвага»  – 45 человек.
  2. «Честность, преданность, благодарность»  – 31 человек.
  3. «Заботливость, доброжелательность»  – 22 человека.
  4. «Предупредительность, дальновидность»  – 14 человек.
  1. Как Вы считаете, является ли образ главного героя «характером народным»?
  • «Да, считаю»  – 48 человек.
  • «Скорее нет, чем да»  – 8 человек.
  • «Нет, это не «народный характер»  – 4 человека.
  1. Считаете ли Вы рассказ «Кавказский пленник» своеобразной книгой жизни?
  1. «Да, считаю»  – 40 человек.
  2. «Скорее нет, чем да»  – 16 человек.
  3. «Нет» – 4 человека.

[1] Ломуков К.Н. Л.Толстой. Очерк жизни и творчества, М., 1984г.

[2] Храпченко М.Б., Толстой как художник, М., 2000 г.

[3] Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.

[7] Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.

Анализ «Кавказский пленник»

Начало рассказа «Кавказский пленник» основано на личных воспоминаниях Л. Н. Толстого, связанных с его военной службой на Кавказе. Писатель с несколькими товарищами подверглись нападению чеченцев в 1853 г., но смогли отбиться. Основная часть произведения, вероятно, основана на воспоминаниях полковника Ф. Ф. Торнау, который в середине 30-х гг. XIX в. находился в плену у горцев.

Рассказ был написан Толстым в марте 1872 г. и вскоре напечатан в журнале «Заря». С незначительными стилистическими изменениями произведение было включено писателем в четвертую «Русскую книгу для чтения». В 1885 г. «Кавказский пленник» был издан отдельной брошюрой.

Тема и сюжет

Главная тема произведения — война на Кавказе.

Толстой писал рассказ специально для детей, поэтому сюжет довольно-таки прост и понятен. Два русских офицера попадают в плен к горцам. Находчивый Жилин не может смириться с пленом. Он не сидит сложа руки и постоянно думает о побеге.

Слабовольный Костылин покорился судьбе и надеется только на то, что его смогут выкупить. По инициативе и стараниями Жилина офицеры совершают побег, но из-за Костылина вновь оказываются в плену.

Во второй раз Жилин бежит в одиночку и добивается успеха.

Жилин — ярко выраженный положительный персонаж. Этот образ наделен лучшими качествами русского офицера: мужеством, бесстрашием, смелостью, находчивостью. Даже непримиримые враги (горцы) относятся к нему с невольным уважением.

Костылин, напротив, является образцом трусости и малодушия. В самом начале рассказа он предает Жилина. В плену ведет себя пассивно и недостойно. Костылин, по сути, срывает первый побег. В финале он даже отказывается от второй попытки.

Проблематика

«Кавказский пленник» — не просто занимательный патриотический рассказ. Толстой обращает внимание юных читателей на причины кровавой вражды и пути ее преодоления. В этом плане большое значение имеет образ Дины.

Молодая дочка Абдул-Мурата еще никогда не видела русских. По рассказам взрослых у нее сложился четкий образ врага, мало напоминающий человека. Она, не отрываясь, смотрит на Жилина «как на зверя какого».

Постепенно Дина привыкает к виду пленников. Она видит, что это — точно такие же люди. Лед недоверия окончательно ломается, после того как Жилин начинает делать для девочки забавные куклы. Когда старуха разбивает игрушку, предпочтения Дины явно оказываются на стороне доброго Жилина.

Дружба русского офицера с кавказской девочкой доказывает, что даже абсолютно противоположные по языку, вере, традициям и обычаям люди могут найти общий язык. В этом заключается гуманистический смысл рассказа, осуждение писателем войны, как способе решения межнациональных проблем.

Без помощи Дины Жилину вряд ли бы удалось совершить второй удачный побег. В детской, еще не успевшей зачерстветь душе пробуждается чувство жалости к несчастному пленнику, которого ждет неминуемая смерть.

Нельзя сказать, что и Жилин просто воспользовался доверчивостью ребенка.

Он предупреждает ее об опасности («Снеси на место [шест], Дина, а то хватятся — прибьют тебя») и испытывает жалость при расставании («Кто тебе без меня кукол делать будет?»).

Многолетняя вражда и неприязнь русских и горцев во многом основаны на огромной разнице в культурных традициях. В плену Жилин обращает внимание на многие непонятные ему детали образа жизни своих врагов: «Едят руками, и руки все в масле»; «подули во все стороны и молитвы прочли»; «завернули мертвого в полотно, без гроба».

Некоторые жители аула постепенно избавляются от чувства неприязни к мастеру на все руки Жилину, остальные продолжают смотреть на него, «как на зверя». Легко объяснима ненависть к пленнику одного старика, у которого русские убили семь сыновей.

Нравоучительный смысл

В рассказе для детей Толстой, естественно, не углубляется в философские размышления, осуждающие войну.

Его задача заключается в том, чтобы пробудить в читателях любовь к положительным персонажам: Жилину и Дине. Представители воюющих народов резко отличаются от окружающих.

Для русского офицера и кавказской девочки войны словно бы не существует. Их отношения основаны исключительно на добре и милосердии.

Контраст между двумя русскими офицерами призван дать ребенку пример для подражания. Жилин и в плену остается мужчиной, не утрачивает, подобно Костылину, чувство собственного достоинства.

Оказавшись в казалось бы безвыходном положении, он не теряет надежды. Жилин оказывается на свободе благодаря своему упорству в достижении поставленной цели.

Таким, по мнению автора, и должен быть настоящий русский воин.

Ссылка на основную публикацию