Вся россия – наш сад (сочинение по пьесе чехова «вишневый сад»)

Антон Павлович Чехов во многих своих произведениях описывает родину, и мы видим Россию его глазами. Автор за свою такую недлинную жизнь написал более трехсот произведений. Он всегда работал упорно, и своими врагами называл лицемерие и ложь.

Произведение “Вишнёвый сад” поднимает много проблем, таких как деградация дворянства, угасание “дворянского гнезда”, перерастание феодальных отношений в капиталистические. Одной из ключевых тем является будущее родины. Автор пишет: “Вся Россия – наш сад”.

На страницах пьесы мы видим героев, которые олицетворяют разные этапы становления России, Лопахин является представителем настоящего, Раневская и Гаев – прошлого, а Аня с Петей – будущего. В само первом акте мы видим Раневскую, являющуюся женщиной довольно пустой, не видящий вокруг себя совсем ничего.

Она лишь стремится к красивой и беззаботной жизни. Раневская бездумно раздает золотые, а при этом на кухне старикам дают один горох. Она говорит о материнских чувствах, вспоминает погибшего сына, а при этом оставляет дочь на попечение дяди.

Брат Раневской, Гаев, считает себя аристократом из самого высшего круга. Он пытается поставить на место “этого хама” Лопахина, любит разглагольствовать.

Старый слуга Фикс тоже является человеком из прошлого, он очень любит своих хозяев и готов им слепо поклоняться, и когда они уезжают, он теряет смысл жизни, ложится и умирает. Лишаясь дома, бывшие хозяева даже и не пытаются ничего сделать, а просто плывут по течению.

Лопахин представляет собой настоящее России. Он расчетливый и продумывающий хоть что-то наперед. Сейчас он – предприниматель, по его словам можно судить, что дела идут неплохо. Лопахин – человек своего времени, ухвативший идею устройства страны на данный момент. Он живет сегодняшним днем.

Аня и Петр олицетворяют будущее страны. Трофимов вроде бы смотрит на многие вещи верно, однако его призывы к работе, к свободе носят лишь мечтательный характер. Он только говорит, а до дел пока ничего и не доходит. Он выступает, как революционер будущего.

Автор верил в наступление лучшего будущего, и новое поколение считал творцами этого будущего. Однако революция прошла, а жизнь народа не улучшилась.

У Чехова в пьесе много различных героев, каждый образ может что-то сказать об устройстве страны, к сожалению, сейчас все больше становится таких людей, как лакей Яша, стремящихся лишь к праздной красивой жизни.

Пример 2

“Вишнёвый сад” — это прощальная песня по дворянской России, с её родовыми усадьбами, огромными наделами земли, с вековыми устоями быта.

С началом XX века в мире происходят необратимые перемены. Машины заменяют ручной труд, поезда — почтовых лошадей, прагматичные дельцы приходят на смену расточительным помещикам.

Примером уходящей эпохи становится цветущий вишнёвый сад. Брат и сестра, Любовь Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, приезжают в родной дом, чтобы попытаться спасти его от продажи с аукциона за долги. Они совершенно не приспособлены к решению таких проблем.

Она ужасно расточительна и ветрена, мы знаем, что не так давно её обобрал любовник. Брат образован и интеллигентен, но в современных реалиях так и не прижился: живет в долг, играет в бильярд, беседует с половыми в ресторане об декадентстве завести. Эти люди — символы уходящей России. Они порядочные, воспитанные, утонченные.

У них высокие нравственные идеалы. Но они никогда не работали, они беспечны, не умеют задумываться о будущем, не могут позаботиться ни о своих детях, ни о себе. Все что у них есть из материального — родовое имение, с содержанием которого не справились, и иссякшее наследство.

 Раздобыть денег, по их мнению, можно, выдав Аню замуж или получив помощь от тетушки из Ярославля.

С вишневым садом связана вся жизнь Раевской: воспоминания о детстве, о маме, о маленьком сыне. Когда-то и доход с сада был хороший. Теперь его выставили на аукцион за долги.

Рядом проложили железную дорогу, а значит вместо сада можно разбить сотни дачных участков. О таком кощунство Раневская и слышать не хочет, а Гаев дачные участки называет пошлостью. Это обеспечило бы всей семье стабильный доход, но для Раневской это неприемлемо.

 Вырубить прекрасный цветущий сад — значит лишить ее лучших воспоминаний, всей жизни!

Символично, что выкупает сад купец Лопахин. Его дед и отец были крепостными в этом поместье, а теперь их потомок поверить не может в такое счастье: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…»

Мне кажется, что Чехов сочувствует своим растерянным героям. Они оказались на разломе жизни, они не знают, что делать дальше. Любовь автора к родному, исконному, фамильному переносится и на персонажей.

Он видит их недостатки и знает, что уход дворянской России в прошлое неизбежен. Вряд ли кто-то из бывших приспособится, как-то доживут свой век, потому что не так стары, как Фирс.

Старого и немощного слугу просто забыли в имении.

Сочинение рассуждение на тему вся россия наш сад

Свое последнее произведение А.П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен.

Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее.

Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишнёвый сад» – «Вся Россия – наш сад», вложенная в уста одного из героев.

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «ё» в слове «вишнёвый».

Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишнёвый» – воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев.

Он соотнес их с чувствами к родной земле, тем самым олицетворив им Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.

«Вся россия — наш сад. «

Сочинения по литературе: Вся россия — наш сад. «Вишневый сад» — это вершинное произведение А. П. Чехова. Комедия закончена в 1903 году.

Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении драматурга.

В «Вишневом саде» сказалась общедемократическая позиция Чехова.

В пьесе в критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни. Чехов откликался на самые злободневные запросы времени.

Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма, поразила современников своей необычайной правдивостью. Хотя «Вишневый сад» основан целиком на бытовом материале, в нем быт имеет обобщающее символическое значение.

Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символически сад — это вся Родина.

Поэтому темой пьесы является судьба России, ее будущее. Уходят со сцены ее старые хозяева — дворяне, приходят на смену капиталисты. Но их господство недолговечно, потому что они — разрушители красоты. Однако придут настоящие хозяева жизни, и они-то превратят Россию в цветущий сад.

  Печорин и Максим Максимыч – сочинение об их отношениях

Идейный пафос пьесы в отрицании дворянско-поместного строя, как изжившего себя. Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушение.

Посмотрим, каковы представители прошлого в «Вишневом саде». Любовь Андреевна Раневская — легкомысленная, пустая женщина, не видящая вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремления жить красиво, легко.

Она проста, внешне обаятельна, так же внешне и добра: пьяному нищему бродяге дает пять рублей, запросто целуется с горничной Дуняшей, ласково обходится с Фирсом.

Но доброта ее условна, существо ее натуры — в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает большие милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги; внешне она заботится о Фирсе, распоряжаясь отправить его в больницу, но его забывают в заколоченном доме.

Раневская пренебрегает и материнскими чувствами: ее дочь в течение пяти лет оставалась на попечении безалаберного дяди. Родным местам она радуется лишь в день приезда, она опечалена продажей имения, но здесь же радуется возможности отъезда в Париж.

А когда она говорит о любви к Родине, то прерывает себя замечанием: «Однако же надо пить кофе»! Привыкшая повелевать, Раневская приказывает Лопахину дать ей деньги. Переходы Любови Андреевны от одного настроения к другому неожиданны и быстры: от слез она переходит к веселью.

По-моему, характер этой женщины очень отталкивающий и неприятный. Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Все в нем смешно и нелепо: и его горячие заверения, что проценты за имение будут заплачены, сопровождаемые отправкой леденца в рот, и патетическая речь, обращенная к шкафу.

О несерьезности и непостоянстве этого человека говорит и то, что плачет, привезя известие о продаже имения, но, услышав стук бильярдных шаров, перестает плакать. Слуги в комедии — это тоже символ старой жизни.

Они живут по правилу «мужики при господах, господа при мужиках» и другого представить себе не могут.

Горький, характеризуя бывших хозяев сада писал, что они — «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», «паразиты, лишенные сил снова присосаться к жизни». Особое значение придавал Чехов купцу Лопахину: «… роль Лопахина центральная.

Если она не дастся, то значит и пьеса вся провалится». Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевым.

Относительную прогрессивность этого буржуа драматург видит в том, что он энергичен и деловит, умен и предприимчив; он работает «с утра до вечера».

Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение. У Лопахина «тонкая, нежная душа», тонкие пальца, как у артиста. Однако он признает лишь утилитарную красоту.

Преследуя цели обогащения, Лопахин уничтожает красоту — вырубает вишневый сад. Господство Лопахиных преходяще. Им на смену придут новые люди — Трофимов и Аня. В них воплощается будущее страны.

В Пете Чехов воплотил устремленность в будущее. Трофимовы вовлекаются в общественное движение.

Именно Петр прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства Трофимову не ясны. Он лишь декларативно зовет к будущему.

И драматург наделил его чертами чудаковатости (вспомним эпизод поисков калош или падения с лестницы). Но все же его призывы пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед. Трофимова поддерживает Аня, девушка, поэтически настроенная, восторженная. Петя призывает дочь Раневской перевернуть жизнь.

И в финале комедии Аня и Трофимов прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь.

«Прощай, старая жизнь!» — говорит Аня. А Петя вторит ей: «Здравствуй, новая жизнь!» Этими словами и сам писатель приветствовал новую эпоху в жизни своей страны. Итак, в «Вишневом саде», как и в других пьесах Чехова, есть реалистическая символика.

Символично само название — «Вишневый сад». Сад напоминает о тяжелом прошлом.

«Ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…

» — говорит Трофимов. Но цветущий сад — это символ вообще красоты Родины, жизни. Символичны звуки, особенно в конце пьесы: удар топора по дереву, звук лопнувшей струны. С ними ассоциируется конец старой жизни.

Символика здесь очень прозрачна: уходит старая жизнь, на смену ей идет новая. Очень сильно чувствуется оптимизм Чехова. Писатель считал, что придет светлая, радостная жизнь.

Однако как бы это грубо ни звучало, сегодняшняя Россия — это нищая свалка мировых отходов, а не цветущий сад.

И современная жизнь заставляет усомниться в словах великого драматурга. Но надежда умирает последней…

Читайте также:  Какие качества присущи великодушному человеку?

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам.

А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость.

Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем.

Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости.

Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней.

Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля.

Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению.

Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»

Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становиться понятны социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонники и противники, причем они были во всех слоях общества. А самых социальных слоев было не так уж и много.

Дворяне, кто-то беднее, кто-то богаче, как правило, они занимались умственным трудом, и все высокие посты были заняты именно этим сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных. Свободными они становились, выкупив себя, или хозяева их освобождали по доброй воле.

Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы, и благодаря этому качеству могли выбиться в интеллигенцию. Лопхин именно из такой семьи. Дворяне, не занимающиеся государственной или иной службой, после отмены крепостничества, очень быстро разорялись, что и произошло с Раневской и Гаевым.

И пути выживания были различными, что, в прочем, в пьесе показано, а их детям приходилось уже самим выбирать себе дорогу, что и продемонстрировала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями очень ярко показаны, заставляя думать о них.

Продажа сада и последовавший за этим разъезд ее обитателей в разные стороны весьма символичен. Именно в начале ХХ века началось разрушение «дворянских гнезд», разрушение родственных связей, приведших к длительной гражданской войне через 15-16 лет. Возможно, Антон Павлович предчувствовал это, создав героев, не способных слышать друг друга.

Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» показано очень туманно и неопределенно. А самой оптимистичной фразой становится: «Мы насадим новый сад». Вот только персонажей, способных на это, по мнению самого автора, в пьесе нет.

Отражение Россия в пьесе Чехова и описание её роли могут пригодится 10 классам при подготовке материалов для сочинения на тему «Вся Россия наш сад!».

Тест по произведению

Сочинение: Россия в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

(376 слов) А. П. Чехов был подлинным патриотом своей страны. В своей последней пьесе «Вишневый сад» он уместил всю Россию, мастерски воплотив ее в образе сада. В комедии мы видим философские размышления писателя о судьбе своей родины, о своих современниках и потомках, о приближающихся переменах.

Пьеса была написана в начале 20 века. Наша страна тогда стояла на перепутье. После отмены крепостного права дворянство потеряло свои силы. Данное сословие в комедии представлено Раневской и Гаевым. Эти герои много лет беззаботно жили за счет труда своих крестьян.

Теперь же они сталкиваются с множеством проблем, тонут в долгах и теряют имение. Эти люди не способны справляться с трудностями, они слабохарактерны и нерешительны.

С помощью этих героев Чехов показывает, что дворянам не место в будущем России, они не смогут сохранить и повести страну вперед.

В то время быстро разрастающимся классом была буржуазия, которую представляет персонаж Лопахин. Он предприимчивый, прагматичный купец, который завладевает садом и безжалостно вырубает его. Для него вишневый сад – лишь средство заработка, он не видит в нем памяти о прошлом:

«Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает».

Срубив все вишни, герой с одной стороны стирает воспоминания о минувших днях, с другой же – дает начало новому периоду истории страны.

Будущее сада, как и страны, весьма туманно. Из всех героев пьесы лишь Аня и Петя Трофимов полны стремлений и готовы к изменениям. Именно Петя олицетворяет сад с родиной: «Вся Россия — наш сад». Эти герои считают, что можно высадить новые молодые вишни, которые будут лучше старых.

Аня успокаивает свою мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…». Они верят в светлое и счастливое будущее сада. В их образах автор показал молодое поколение, за которым стоит судьба страны.

Но справится ли молодежь с возложенной на их плечи ответственностью проложить достойный и благополучный путь России в будущее? Ответа на это вопрос автор не дает.

Начало 20 века для России было временем кардинальных перемен. Люди понятия не имели, что их ждет завтра. Именно такое настроение общества и страны в общем показал в комедии А. П. Чехов.

Атмосфера неопределенности, неуверенности и нерешительности царит как в произведении, так и в стране. Будущее расплывчато и неясно.

Автор лишь надеется, что найдутся люди, которые смогут рассеять эту неясность и повести страну в счастливое и солнечное будущее.

Дарья Ефремчева

Образ России и пьеса "Вишневый сад"

Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым 
в 1904 г. – на последнем году жизни 
писателя. Она была воспринята читателем, как творческое завещание талантливого сатирика и

даматурга. Одной из главных тем этой пьесы 
является тема будущего России, связанная 
в

ней с образами Пети Трофимова и Ани – дочери Раневской.

Образ России воплотился в самом названии пьесы “Вишневый сад”. “Вся Россия – наш сад,” – говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата 
Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни.

Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье: “.. люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…”.

Но для Раневской и Гаева вишневый сад – символ прошлого.

Другой герой – деятельный Лопахин 
смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность 
получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирующий собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития.

Лопахин чувствует себя хозяином жизни. «Идет новый владелец вишневого сада!» «Пусть все как я желаю!» говорит он.

Лопахин не забыл своего прошлого, и теперь настала минута его торжества: «битый, малограмотный Ермолай» купил «имение, прекраснее которого нет ничего на свете», имение, «где отец и дед были рабами».

Но Ермолай 
Лопахин так и остался «мужичком», несмотря на то, что вышел «в люди» Он не способен понять одного: вишневый сад – это не только символ красоты, это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящем. Нельзя рубить свои же корни. И то, что Лопахин этого не понимает, является главной его ошибкой.

 Будущее процветание России 
Чехов связывает с молодым 
поколением, представленным в пьесе 
Петей Трофимовым и Аней. Именно 
им предстоит строить новую 
Россию, сажать новые вишневые 
сады. Петя Трофимов – сын аптекаря, разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь.

Он беден и знаком с тяжелой жизнью народа. Когда бывает зима, Петя встревожен, часто голоден, потому что ему приходится жить в дворянской усадьбе, хозяев которой он осуждает за бездействие и паразитизм.

Он верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетенное положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умен, горд и честен в свою помыслах. Он живет верой в прекрасное будущее России и с восторгом делится этой верой с окружающими: “Вперед! Не отставайте, друзья!”.

Его речь светла, убедительна, полна патриотизма. Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ или излишне категоричен, как это свойственно молодости. Однажды он заявляет Раневской: “Мы выше любви!”.

Такие случайности в его поведении позволяют старшему поколению считать его недотепой или “облезлым барином”, как назвала его Варя. Но светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей Родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани – дочери Раневской.

В пьесе Чехов отдает дань тому хорошему и ценному, что осталось в жизни русского дворянства на тот период.

Мы, наблюдая крайнюю непрактичность Гаева и Любовь Андреевны, видим их обреченность – у них есть поэтическое, по-своему возвышенное прошлое, которое в детских воспоминаниях Гаева и Раневской, связанных с садом.

Настоящее, как показал Антон Павлович, весьма и весьма печально, будущего же читатель не видит вовсе… его нет этого будущего…на смену этим типажам неминуемо должны придти другие. История показала, что чеховская мысль была пророческой.

        Настоящее: настоящая жизнь протекает 
нелепо и нескладно, никому 
не приносит она ни радости, 
ни счастия.

 Для всех без 
исключений героев несчастлива 
эта жизнь, вспоминаем: Шарлотта 
одинокая и никому не нужная со своими фокусами, Епиходова, с его постоянными неудачами, Симеонова-Пищика, с его вечной нуждой в деньгах… Драма пьесы заключается именно в трагическом положении настоящего, в разладе самых существенных, корневых её основ.

Передалось нам это опять-таки через деталь – у всех героев есть ощущение временности своего пребывания в этом мире. Более конкретно – фраза Лопахина: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Обратили внимание!?

    Думаю для понимания ключевого 
смысла данного произведения, следует 
так же рассмотреть образ самого 
вишневого сада. По словам Трофимова 
– вся Россия – вишневый 
сад. И это была не случайная 
реплика. Вот именно здесь, 
в этой детали, и находится отношение автора к будущему России.

Следите за мыслей: Россия – вишневый сад. Его вырубка для Гаева и Раневской – конец всему. Ведь сад – это последнее, что у них осталось, что связывает их с прошлым. Для Лопахина – это способ увеличить капитал. Петя и Аня согласились с вырубкой его. Так? Так.

Читайте также:  Образ евгения онегина: сочинение

С условием – они посадят новый сад, который станет «роскошнее этого»! Именно в этой детали Чехов передает нам свое представление о будущем. Сад вырубят, но придут люди и насадят еще лучше сад. Расшифровать можно так – Россию ждут потрясения, но после них её восстановят, сделают свободной и процветающей.

Но кому суждено стать творцом новой жизни? Кто насадит новый сад? Как будто есть персонаж – Петя Трофимов. Да, он говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой.

Характерная черта революционера, да? Но, может быть вы заметили, что в его разглагольствованиях нет личной силы, иногда даже чувствуется пустая громогласность в его речах. К тому же напоминаю: он – «вечный студент» и «облезлый барин». Такие люди не овладевают жизнью.

Аня – полна 
надежд, жизненных сил, но в ней 
еще столько неопытности и 
детства. По складу характера она 
во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня 
беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению.

Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах.

Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.

Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости 
и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Россия, по мысли Чехова, на рубеже двух веков еще не выработала в себе действительный идеал человека. Поэтому и показывает нам автор, что в настоящем нет ответа на этот жизненно важный вопрос. В пьесе время уходит для всех героев.

Чехов видел в будущем не только террористов и стяжателей, но и людей широких взглядов, которые преобразуют его родину и сделают ее свободной и процветающей. Показывая Петю, автор дает понять, что рождается новый человек, не похожий на предыдущих. Между строк мы чувствуем надежду, что такие деятели появятся уже скоро.

И Петя – является только прототипом этих людей. Будущее в пьесе – за теми, кто придут на смену им всем потому, что все образы, отражают настоящее в пьесе.

Такие горячие 
движения души и благородные порывы сближают между собой Петю и Аню. Они символизируют надежду на лучшее будущее.

Именно с их жизнью связываем Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли.

Несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, ' что придут новые люди и посадят новые сады, “прекраснее которых нет ничего на свете”.

В финале пьесы у нас, по задумке 
Чехова, появилось ощущение, что 
настоящее кончается для всех без исключения героев пьесы. Этим Чехов 
еще раз продемонстрировал нам, что в настоящем пока нет людей, готовых создавать «новый сад» – 
людей, создадущих развивающуюся, свободную Россию. Творцами новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России.

“Вишневый 
сад” – великое создание Чехова, поставившего комедию в один 
ряд с драмой и

трагедией, поднявшего ее на недосягаемую высоту.

Чеховский "Вишневый сад". Сочинение

Перед нами пьеса с прозаическим названием «Вишневый сад». Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? «Вся Россия — наш сад», — говорит один из персонажей пьесы Петя Трофимов.

Интересно, что Антон Павлович Чехов сам выращивал сад в Мелихове. В Крыму писатель рядом со своим домом на высоком возвышении разбил южный сад, который стал его детищем. Он растил его по хорошо продуманному плану и создавал его как художественное произведение.

Вишневый сад в пьесе — воплощение всего прекрасного, олицетворение красоты и поэзии. Это один из героев пьесы. Он возникает в ней постоянно, как бы напоминая о себе. Введенный в реплики действующих лиц, сад становится участником действия.

Великолепный чеховский сад связан в пьесе с судьбами трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Тем самым Чехов очень широко раздвигает время, запечатленное в своей пьесе. Сам сад воплощает прошлую культуру и красоту. Так воспринимает его Раневская и Гаев. Для них он связан с детством.

По словам Раневской, «счастье просыпалось» вместе с нею каждое утро, когда она глядела из окна на эти деревья.

Для Лопахина сад чудесен лишь как удачное «местоположение». По его словам, «замечательного в этом саду только то, что он очень большой». Для него это деловой коммерческий участок. Он считает, что вишня «доходов ныне не приносит», другое дело — маковое поле! Он собирается вырубить старый вишневый сад, и теперь угроза висит над деревьями как дамоклов меч.

Лопахин чувствует себя хозяином жизни. «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!» Сколько в этих словах цинизма и куража! «Настроим мы дач!» — проговаривается он. В финале пьесы угроза приведена в действие: стучит топор, падают деревья.

Равнодушие к тому, что происходит, чувствуется в словах Пети Трофимова. К вечной человеческой ценности — красоте — он подходит с узко классовых позиции и начинает порочить вишневый сад, усматривая почему-то за каждым деревом замученного раба-крепостного. «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест», — так успокаивает он Аню.

Только Аня, светлая, нежная и восторженная, устремленная в будущее, готова посадить новый сад прекраснее прежнего. Она одна достойна той красоты, которая заключена в вишневом саде.

В пьесе представлены как бы два мира: мир грез и мир действительности. Раневская и Лопахин живут в разных мирах. Поэтому и не слышат они друг друга. Любовь Андреевна живет в мечтах, она вся в своей любви, в своих фантазиях.

Ее как бы нет здесь: часть ее осталась в Париже, несмотря на то, что сначала она даже не читает сообщения оттуда, а часть вернулась в этот дом, в этот сад, но только не сегодняшний, а в тот, который она помнит с детства. Из своей скорлупки, наполненной розовым эфиром мечты, она видит жизнь, но не может ощутить ее такой, какая она на самом деле.

Ее фраза: «Я знаю, мне писали», относящаяся к смерти няни, ее отношение к Варваре — это вовсе не жестокость, не безразличие. Просто Раневская не здесь, она в своем мире.

Принято утверждать, что Гаев, брат Раневской, — как бы ее искаженное изображение. В этом есть явная «натяжка». Он просто находится на границе этих двух миров. Он не праздный мечтатель, но, по-видимому, его существование не вполне реально, если в его возрасте о нем говорят «молодо-зелено».

А вот Лопахин — это, пожалуй, единственный человек из действительности. Но все не так просто. В Лопахине сочетается и реальность, и мечта. Но его «грезы» ведут к действию: память о всем том добром, что сделала для него Раневская, заставляет его искать выход из той ситуации, в которую они попали. Но дело заканчивается покупкой вишневого сада.

Очень точным кажется сравнение режиссера Эфроса, который говорил, работая в театре на Таганке над этим спектаклем, что все герои пьесы — дети, играющие на минном поле, и лишь Лопахин, серьезный человек, предупреждает об опасности, но дети увлекают его своей игрой, он забывается, но вскоре вновь вспоминает, как бы просыпается. Только он один постоянно помнит об опасности. Один Лопахин.

Вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе «Вишневый сад» отразился и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора. Пьеса Чехова «Вишневый сад» — это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить.

Никаких способов переустройства жизни, никаких конкретных действий в пьесе нет. Принято считать, что будущее России Чехов видел в образах Трофимова и Ани. Но ведь владельцы сада — потомственные дворяне Гаев и Раневская. Этот сад принадлежит их роду много-много лет. И автору эти люди глубоко симпатичны, несмотря на праздность и безделье. И здесь встает вопрос о неоднозначности пьесы.

Взять хотя бы образ самой хозяйки сада — Раневской. Известно, что Чехов с большим увлечением работал над этой ролью и предназначал ее для актрисы О. Л. Книппер, своей жены.

Этот образ всегда вызывал противоречивые толки и стал одной из загадок Чехова.

В ответ на вопрос, как следует играть этот образ, Чехов ответил: «Пальчики, пальчики в кольцах; она за все хватается, но все валится у нее из рук, а в голове пусто». Таков ключ к образу, предложенный самим автором.

Раневская обладает такими замечательными свойствами характера как доброта, преданность чувству любви. Она хлопочет об устройстве приемной дочери Вари, жалеет слугу Фирса, отдает свой кошелек крестьянам, которые пришли с ней проститься.

Но порой эта доброта — просто результат достатка, которым она обладает и который и обнаруживает себя в сверкании колец на пальцах. Она сама признается в своей расточительности: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая».

Свою заботу о людях Раневская не доводит до логического конца. Варя остается без средств к существованию после продажи имения и вынуждена идти к чужим людям. Фирс остается в запертом доме, потому что Любовь Андреевна забыла проверить, отправили ли его в больницу.

Для Раневской характерно легкомыслие, быстрая смена чувств. Так, она обращается к Богу и молит простить ее прегрешения, но в это же самое время предлагает устроить «вечерок». Двойственность переживаний сказывается и в отношении России.

Она нежно относится к своей родине, к вишневому саду, к своему старому дому с огромными окнами, в которые лезут непослушные ветви. Но чувство это неустойчиво. Как только она получает телеграмму от бывшего любовника, который обобрал ее, она забывает обиду и собирается в Париж.

Создается впечатление, что Раневская лишена внутреннего стержня. Ее легкомыслие и безалаберность приводят к тому, что сад продан, усадьба отходит в чужие руки.

Станет ли новым хозяином Лопахин? Ясно, что перед нами представитель нового класса, и этот класс вытесняет родовых дворян из российской жизни. Лопахин и привлекает и страшит Чехова.

Писатель дает понять, что Лопахин лишь временный хозяин жизни. Он представляется Раневской признательным другом, а сам начинает рубить сад еще до ее отъезда.

Нет, он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец.

«Вишневый сад» — последняя пьеса в творчестве Чехова, его «лебединая песня». В пьесе вишневый сад соединил всех основных действующих лиц и стал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого. Он стал символом страны, России. Правда, пока не осуществилась мечта писателя, чтобы вся Россия была садом. Но от нас зависит, останется это мечтой или воплотится в жизнь.

Сочинение на тему "Вся Россия – наш сад"

Свое последнее произведение А.П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен.

Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее.

Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишнёвый сад» – «Вся Россия – наш сад», вложенная в уста одного из героев.

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «ё» в слове «вишнёвый».

Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишнёвый» – воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев.

Он соотнес их с чувствами к родной земле, тем самым олицетворив им Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.

Читайте также:  Современная балканская литература: милорад павич

Вся Россия — наш сад

Гавриш Ангелина, 11 класс

«Вся Россия – наш сад»

В октябре во многих селах Песчанокопского района прошла акция «Вишневый сад», посвященная 150-летнему юбилею А.П.Чехова. Жители Поливянки, в том числе и мы, школьники, посадили более ста саженцев вишни, воплощая в жизнь мечту писателя о том, что в будущем « вся земля превратится в цветущий сад».

Мне очень близки и дороги слова Антона Павловича Чехова: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Сам писатель очень много сделал для тех мест, где ему довелось жить. «Он любил, — вспоминал о писателе А.М.Горький, — строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда. С какой трогательной заботой наблюдал он, как растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники».

Когда Чехов приобрел усадьбу в Мелихово, она была очень запущенной, неуютной, заросшей бурьяном. За короткое время трудолюбивая чеховская семья превратила её в цветущий уголок. Антон Павлович всё свободное время проводил в саду: сажал деревья и цветы, ухаживал за ними.

В первый же год он посадил шестьдесят вишен, восемьдесят яблонь и сто кустов сирени. Больше всех цветов Чехов любил розы, поэтому сажал их в большом количестве. В чеховском парке и сегодня растут посаженные им огромные вязы, липы, сирень, березы, ели, жасмин и розы.

Антон Павлович очень любил садоводство, любил все, что дает земля. На своей ялтинской даче он высаживал выписанные со всех уголков России деревья, кустарники, фруктовые деревья.

С большой любовью растил он березку, напоминавшую ему северную природу, ухаживал за штамбовыми розами и очень гордился ими.

Были в его саду и японские деревца, и развесистая слива с красными листьями, крупнейших размеров смородина, росли виноград, пирамидальный тополь и миндаль – всё это, по словам сестры писателя М.П.

Чеховой, «принималось и росло с удивительной быстротой благодаря любовному глазу Антона Павловича». Он с особенной любовью относился к своему саду. Часто соседям по даче и прохожим доводилось видеть, как писатель по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдергивал сорняки из клумб.

Природа для Чехова – важнейшая часть его существования. В одном из писем сестре он писал: «Я люблю вот эту воду, деревья, небо, я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать».

Природа во многих его произведениях, в том числе и в рассказе «Крыжовник», выступает как символ прекрасной жизни: «Теперь, в тихую погоду, когда природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

В чеховских пейзажах красота окружающего мира усиливает ощущение ценности жизни и с собой ясностью проявляется стремление писателя и его героев к единству добра и красоты: «У самого пруда заливались соловьи.

В пруду, сердито, надрываясь, перекликались лягушки.

Какой был шум! Казалось, что все эти твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все дорожили и наслаждались каждой минутой: ведь жизнь дается только один раз!» (рассказ «В овраге»).

Когда читаешь эти строки, то по-новому воспринимаешь и яркое цветение сада, и влажный от росы лепесток цветка, и трепещущую на ветру березку.

Чехов как-то сказал Куприну: «Знаете ли, через триста-четыреста лет вся земля превратится в цветущий сад. И жизнь тогда будет необыкновенно легка и удобна».

Мысль о красоте грядущей жизни, так печально и прекрасно отозвавшаяся в его произведениях, была и в жизни писателя одной из самых задушевных, самых дорогих мыслей. Как часто, наверное, он думал о будущем счастье человечества, когда по утрам, один, подрезал свои розы, ещё влажные от росы, или внимательно осматривал раненый ветром побег.

А.П.Чехов твердо верил, что истинная культура, понимание красоты мира и ценности каждого прожитого дня облагородят человечество.

И мне хочется, чтобы и мы, молодое поколение, осознали это как можно раньше и в полной мере успели сделать на земле своей всё, что назначено судьбой каждому человеку, чтобы превратить эту землю в цветущий сад, в котором не будет места наркотикам, пьянству, воровству и убийствам.

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам.

А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость.

Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем.

Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости.

Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней.

Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля.

Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению.

Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Сочинение «Вся Россия – наш сад!» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Сравнение «Вся Россия – наш сад!» в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень символично, ибо с той красотой вишневого сада, которая гибнет от стука топора, умирает и вся Россия. Образ сада – образ самой родины.

Именно тема родины – внутренняя поэтическая тема «Вишневого сада», этой глубоко патриотической пьесы, проникнутой от первой до последней строки страстной и нежной любовью к родине, заботой о ней. Такой глубокий смысл был вложен Чеховым в название произведения. Мне кажется, что Гаевы и Раневские не достойны ни красоты будущего, ни даже красоты умирающего прошлого.

Они – вконец измельчавшие, выродившиеся потомки, даже не последователи прежней культуры, а просто смешные призраки. В «Вишневом саде» ситуация из жизни отдельных людей внутренне соотнесена с ситуацией в жизни страны.

Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие хода вещей или понимающие его частично, связан с судьбами нескольких поколений – прошлых, настоящих и будущих. Многогранно символическое наполнение образа вишневого сада: красота, прошлая культура, наконец, вся Россия. Сад в пьесе А. П.

Чехова – это образ-призма, через которую, преломляясь, показаны персонажи, выявлена их сущность. Действительно, вишневый сад – это сама жизнь, сама Россия, в которой находится место и Гаеву, и Раневской, и Лопахину, которую в полной мере познал Фирс, в которую с протестом вошел Петя Трофимов и Аня.

В «Вишневом саде» Чеховым последовательно проведен принцип скрытой общности между персонажами, – принцип, который в большей или меньшей степени определил построение всех его главных пьес. В этой пьесе «незнание», которое охватывает всех, выявляется в отношении к саду. Каждый из героев вносит свой вклад в его конечную судьбу.

Кто-то видит сад таким, каким он был в невозвратном прошлом, кто-то, думая о спасении сада, губит его, кто-то гибель этого сада приветствует. К гибели сада по-своему причастен каждый. Вновь – «виноваты все мы». Чехов говорит об ответственности каждого за существующий порядок, за общий ход вещей.

И выражая эту мысль, драматург, безусловно, имеет в виду далеко не только вишневый сад из своей пьесы, а то, что символически скрывается за этим образом. Чехов говорит о всей стране, о ходе ее развития, оглядывается назад и видит плоды жизни прошлой.

Что же такое вишневый сад? Прошлое ли России, ее настоящее или будущее? Что же именно он олицетворяет? Вот уже более века прошло со времени создания пьесы, но поставленные вопросы остаются без ответа. Видимо, в этом состоит уникальность и самой пьесы, и образа сада. Да, ответить на вопрос трудно, но соотнести персонажей и временные пласты возможно.

Для Фирса сад – это его прошлое, та жизнь, которую он практически прожил, что-то неотделимое от него самого, то, чего так невыносимо больно лишаться. Наверное, это объясняет то, почему он оказывается один в закрытом доме. Для Раневской и Гаева сад – отчасти тоже ушедшие дни. Но это более молодое поколение, чем Фирс, они думают о дне завтрашнем.

То, что будет с садом, определит их дальнейшую судьбу. Для Пети и Ани за этим образом скрыта вера в светлое будущее. Осознавая происходящие в имении события, предвидя судьбу их сада, они понимают, что стремиться надо к иному.

«Отдаленный, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный», стук топора, возвещающий о гибели сада, как и сам образ вишневого сада, воспринимались современниками Чехова как глубокие и емкие символы. Вообще, чеховские символы, не уводя от земного (об этом говорит то, что звук – не с неба, а «точно с неба»), всегда раздвигают горизонты изображаемого.

Сам уровень осмысления бытового, единичного в поздних произведениях писателя такова, что в них просвечивает бытийное, общее. В своей последней пьесе, завершенной за год до первой из революций XX века, Чехов зафиксировал то состояние русского общества, когда от всеобщего разъединения, слушания только самих себя до окончательного распада и всеобщей вражды оставался лишь один шаг. Писатель призвал не обольщаться собственным представлением о правде, не абсолютизировать многие «правды», которые на самом деле оборачиваются «ложными представлениями», а осознать вину каждого, ответственность каждого за общий ход вещей. И закончить мне хотелось бы словами Л. Н. Толстого о Чехове: «Это был несравненный художник… Художник жизни… И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому человеку, но и всякому человеку вообще… А это главное!».

Ссылка на основную публикацию