История души человеческой в «Герое нашего времени»

Все мы со школьной программы знакомы с потрясающим лирико-психологическим романом Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».

Отрывок из предисловия произведения: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения…» В «Герое нашего времени» нет назиданий и нравоучений, но есть живые люди и мысли, которые вполне могут стать  путеводным маршрутом по таинственным лабиринтам человеческой личности и помогут найти ответы на важные нравственные и моральные, социальные и духовные вопросы, в той или иной степени волнующие каждого из нас.

В феврале 2019 года в репертуаре Московского Театра им. Моссовета появился «Герой нашего времени», спектакль по великому роману Лермонтова, который очень ждала неравнодушная к классическим постановкам русского психологического театра публика.

История души человеческой в «Герое нашего времени»

Опять же, к большой радости зрителей, режиссёром-постановщиком и сценографом нового спектакля выступил один из лучших интерпретаторов классики на российской сцене Юрий Ерёмин.

Юрий Иванович – личность, которая не ставит эксперименты на классических произведениях, не утоляет на них свои эгоистичные амбиции и фантазии путём эпатажа, а напротив – раскрывает глубинные смыслы, задаёт вопросы и находит ответы, размышляет о всегда актуальных проблемах – глобальных нравственных ценностях и непостижимой природе человеческой личности.

Юрий Ерёмин умеет найти формы и интонации, чтобы герои с книжных страниц естественно и органично ожили на сцене со своими достоинствами и недостатками, сомнениями и стремлениями, надеждами и разочарованиям.

В двух действиях спектакля «Герой нашего времени» режиссёр уместил основные части одноимённого романа – «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист» и «Княжна Мери».

 Первое действие – «В горах» рассказывает трагическую историю черкешенки Бэлы глазами штабс-капитана Максим Максимыча. Также в эту часть спектакля органично вплетены главы «Фаталист» и «Максим Максимыч».

Второе действие – «На водах» повествует о событиях истории «Княжна Мери».

История души человеческой в «Герое нашего времени»

Связующим звеном всей постановки является рассказчик, писатель М.Л. –в блистательном воплощении актёра Антона Аносова, который портретно удивительно похож на Лермонтова.

Этот герой – не просто попутчик Максим Максимыча, в руках которого случайно оказался дневник Печорина, но и определённый кодекс чести героев. На протяжении всего спектакля со стороны М.Л.

чувствуется неподдельный интерес и симпатия к Печорину, поступки которого он, как и зрители, пытается не осудить, а понять и оправдать. Аносову удалось найти такие краски роли, что у зрителей возникает ощущение присутствия на сцене Михаила Лермонтова.

История души человеческой в «Герое нашего времени»

Образ Максим Максимыча (актёры Захар Комлев/ Роман Кириллов) – большая удача спектакля. Искренний, открытый, порядочный и простой штабс-капитан наделён и мужеством, и честью, и достоинством, ему чужды лицемерие и коварство. Такими сынами во все века была сильна Россия и про таких принято говорить: «Как за каменной стеной!»

История души человеческой в «Герое нашего времени»

Нил Кропалов в роли Григория Печорина статен, благороден, сдержан, интеллигентен и эрудирован.

Природная красота, мужская харизма, обаяние: перед таким офицером едва ли устоит какая-либо барышня.

При этом манеры, интонации и взгляд героя пронзает отчаяние, то самое, которое «не лечится по дулом пистолета»: «Холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

Кажется, что апогей этой неизбывной тоски настал в сцене встречи Печорина в горах с Максим Максимычем, невольным свидетелем которой стал Лермонтов.

То, что штабс-капитан расценил как высокомерие, помпезность и заносчивость, на самом деле оказалось болью и разочарованием – в мире, в жизни, в самом себе. «Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились…»

История души человеческой в «Герое нашего времени»

В спектакле чутко и тонко затронута тема напрасно потраченной человеческой жизни, «лишнего человека», ищущего свой путь. Вопрос поиска смысла жизни актуален во все времена и эпохи независимо от территориального положения, государственного устройства или социальных благ.

Также в другом составе роль Печорина играет Дмитрий Подадаев, который под чутким руководством режиссёра находит свои детали образа.  

История души человеческой в «Герое нашего времени»

Небольшая роль фаталиста Вулича в воплощении Дмитрия Щербины прекрасно демонстрирует уверенность определённой категории людей в предопределении судьбы и раскрывает важные черты характера Печорина– как, например, склонность к авантюрам.

Таинственный Кавказ, с самобытными традициями и особым укладом жизни, характерными деталями воплощён в других героях – Бэла (Кристина Исайкина/Анастасия Пронина), Азамат (Павел Усачёв), Казбич (Владимир Андриянов). Конь Казбича, незримо присутствующий на сцене,  также выполняет важную смысловую нагрузку.

История души человеческой в «Герое нашего времени»      История души человеческой в «Герое нашего времени»

Сценографию по реалистичности можно сравнить с кинематографическими декорациями.

На заднем пространстве сцены величественно возвышаются громады Кавказских гор, с острыми пиками и резкими обрывами.

Благодаря видеоинсталляциям пейзаж этих гор трансформируется – от зыбкого туманного рассвета, где «ночует тучка-золотая на груди утёса-великана», до грозного урагана и снежной пурги.

  • Горная стилистика продолжена и в других пространства сцены – по бокам расположились огромные мрачные зеркала, которые, словно горы, монументально поднимаются, демонстрируя в отражении героев борьбу добра и зла, непрерывно бушующую в их душах, то складываются, превращаясь в ступенчатое продолжение сцены.
  • Во второй части спектакля действие переносится на курорты Пятигорска, где проходят лечение и реабилитацию офицеры с Кавказа и укрепляет здоровье столичная светская публика, которую Печорин в своих дневниках иронично называет «водяным обществом».
  • История души человеческой в «Герое нашего времени»
  • Во втором действии спектакля гораздо больше персонажей, чем в первом, однако, согласно задумке режиссёра, значительная часть «водяного общества» безмолвна – толпа молчалива и предсказуема, весь акцент строится на центральных персонажах.

Княжна Мери в воплощении хрупкой Анастасии Прониной изящна, кокетлива, но не надменна. В юной ранимой девушке чувствуется и интеллект, и внутренний стержень, и способность любить.

История души человеческой в «Герое нашего времени»

Пожалуй, единственная любовь в жизни Печорина Вера (Галина Боб/Лилия Волкова) также вызывает сочувствие и сострадание – мечты Веры разбились о суровые айсберги реальности, молодая женщина, словно птичка в золотой клетке, ради благополучия сына вынуждена жить с престарелым нелюбимым мужем.

Слом человека обществом хорошо показан на примере Грушницкого (Алексей Трофимов).

Молодой парень, излучающий настоящую искренность и неуёмную энергию юности в начале действия, сменив солдатскую шинель на офицерский мундир, словно трансформирует душу: боится отличаться от других и становится игрушкой в коварных интригах Драгунского капитана (Сергей Зотов), что в конечном итоге приведёт его жизнь к трагедии.

Однако в финале своей жизни Грушницкий всё же поступает как настоящий мужчина, позволяя перезарядить оружие. Его смерть нелепа и трагична, но Печорин в этой дуэли не выглядит злодеем и  убийцей – он до последнего давал противнику шанс извиниться за клевету и прекратить поединок.

  1. Сцена дуэли Печорина и Грушницкого решена режиссёрам в форме театра теней на обрыве ущелья на фоне небесно-голубого неба и живописных гор.
  2. Это одна из финальных сцен спектакля, которая атмосферно напоминает зрителю, что от вершины до пропасти – всего один шаг или роковая ошибка.
  3. О световой партитуре спектакля следует сказать отдельно – на протяжении всего действия на кромешную тьму сцены прицельно направлены белые  прожектора, которые снова и снова символизирует борьбу света и тьмы в каждом  человеке.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление…»

Одна из многочисленных цитат романа, отражающих его суть.

После просмотра спектакля хочется сказать спасибо его создателям за классическую трактовку, не обременённую опостылевшими трендами эпохи. «Герой нашего времени» невероятно пронзителен, честен и актуален и сейчас, в 21 веке.

Возможность взглянуть на него в лучах Мельпомены – шанс не только вновь соприкоснуться с многоликими героями, прекрасным, не замусоренным современным лексиконом русским языком, но и уникальная возможность исследовать глубинные лабиринты своей собственной души и найти в ней что-то чистое и светлое, то, до чего пока не добрался налёт цинизма и снобизма.

  • Ближайшие даты путешествий «В горы» и «На воды»: 8, 22 августа и 14 сентября.
  • На Кавказ и в Пятигорск «путешествовала» корреспондент  Бурулёва Юлия
  • Елена Лапина

История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Одной из основных задач Лермонтова в контексте данного творения была цель изобразить портрет внутреннего и внешнего облика «современного» человека.

Писатель словно рисует портрет эпохи посредством изображения души отдельно взятой личности.

Так что история человеческой души в данном случае отображает историю целого отрезка времени, образ мыслей и позицию, свойственную для представителей конкретной эпохи.

Несмотря на некий свет внутри своей души, Печорин – довольно жестокая, эгоистичная натура. Это видно невооруженным глазом.

Гибель Бэлы, игра чувствами княжны Мери,  флегматичность по отношению к Максиму Максимовичу – герой достаточно безразличен к другим людям, его не заботит тот факт, что он может стать причиной человеческого несчастья, разочарования. Именно поэтому для некоторых он становится «хуже убийцы».

Тем не менее, Печорин достаточно самокритичен.  Он называет себя «нравственным калекой». Что же касается обаяния героя – оно заключается в остром уме, в желании быть кузнецом своего счастья, в богатых душевных возможностях. Но только эти возможности не могли найти полноценного предназначения.

Скептицизм и разочарование – это также «веяние» времени. Как и «печоринский» флегматизм по отношению к чувствам и убеждениям других.

Зачастую герой слышит только себя – но порой может «раскаяться» и укорять себя за подобный подход. Тем не менее, это не делает его более чутким по отношению к людям и к человечеству в целом.

Его душа, как и прежде, имеет несовершенства, она довольно черствая и неблагодарная.

Можно сказать, что автор изображает эпоху людей, наполненных идеями  и мыслями, которые вынуждены молчать о своих замыслах, поскольку вряд ли реализуют их ввиду существующих реалий.

Без сомнения, Печорина можно назвать «лишним» в том времени, в котором он живет. Возможно, именно поэтому его жизнь протекает далеко не так, как хотелось бы. Но, увы, герой не может кардинально повлиять на ситуацию.

Душа Печорина достаточно возвышена и многогранна – однако отчего – то создается впечатление некоей неполноценности картинки. Словно в данной мозаике отсутствуют какие – либо элементы. Чувствуется, что для душевного подъема и эйфории герою всегда  чего – то не хватает – возможно, самой маленькой, но очень нужной доли.

Довольно часто Печорин пускается в размышления, испытывает различного рода терзания, порой он сам не может понять своего предназначения и мотивов своих поступков. История человеческой души в данном случае если не трагична, то не так уж весела.

2 вариант

Михаил Юрьевич Лермонтов, автор первого психологического романа «Герой нашего времени», в предисловии к роману указал, что это не история жизни главного героя романа, а это история души человеческой.

Главный герой, Григорий Печорин, сталкивается с предательством и неприятием, это ранит его душу, душа начинает черстветь. Ещё в детстве Григорий был умным и отзывчивым мальчиком. Он стремился помочь ближним, но его отвергали. Никто не понимал его ума, Печорин был отвергнут, это больно ударило по нему. Сам герой утверждал, что ещё тогда, в детстве, он лишился половины своей души, она умерла.

Читайте также:  Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Со смертью первый половины души Печорин понял, что нужно беречь вторую её часть. Он стал чёрствым к окружающим его людям, он боялся подпустить кого-нибудь близко к себе, чтобы не привязаться к человеку.

Печорин любил играть с душами других людей. Ему нравилось иметь власть над юной и целой душой человека, так он думал о княжне Мэри. Он смог заставить её полюбить его, а затем растоптал её душу. Она стала ненавидеть того, кого полюбила всей душой, она стала безразлична ко всему. Боль от предательства полностью поглотила её.

Точно так же Печорин забавлялся и с душой дикарки Бэлы. Она тоже полюбила героя, на этот раз Печорин чувствовал интерес к девушке, к Мэри же он был равнодушен. Но интереса Печорина ненадолго хватило, он охладел к Бэле. Девушка это почувствовала, ей стало больно, что любовь её не разделена.

Но Бэле повезло больше, она погибла, поэтому ей не пришлось испытать такую же боль, как Мэри.

Но Печорин всё же пустил одного человека в остаток своей души и в своё сердце. Это была его возлюбленная — Вера. Вера подарила Печорину надежду на спасение, он понял, что может любить так, как не умеют многие. Он поверил, что может спасти душу.

Печорин был счастлив от осознания того, что он любим другим человеком. Эта любовь была его единственным счастьем, она была его спасательным кругом. Но Вере пришлось невольно покинуть своего любимого. Печорин гнался за ней, но не смог догнать. Это разбило его сердце.

А вторая часть души начала умирать.

Печорин чувствовал, что скоро он умрёт. Нет, он уже умер вместе со своей душой, умрёт лишь тело. Незадолго до кончины Григорий приехал повидать своего давнего наставника и друга, Максима Максимыча.

В нём мало что осталось человеческого, он казался просто оболочкой, под которой нет ничего. Так и было. Вскоре Печорин умер в Персии.

Он был молод, но душа его, казалось, быстро постарела от пережитых несчастий.

Сочинение 3

Герой нашего времени является одним из главных написанных произведений Лермонтова. В данном рассказе у автора была одна единственная цель, показать читателям, как выглядели люди в те времена, не только внешне, но и внутренне.

Душа, которую он взял в качестве примера, должна была показывать читателю, какая была эпоха в те времена.

Именно благодаря одной личности, автор смог передать мысли, убеждения, а также историю не только одного человека, но и в общем всего народа.

Главным персонажем данного рассказа является Григорий Александрович Печорин. Он является офицером, который по стечению жизненных обстоятельств, в своё время был отправлен на Кавказ. Возможно потому что совершил, какой-то проступок.

При всём этом, он не является бедным, это аристократ произошедший из очень обеспеченной семьи, проживающей в Санкт-Петербурге. Однако несмотря на свой статус, этот человек очень холоден с посторонними людьми.

Он относится к чувствам других людей с пренебрежением.

Например, он отвергнул чувства княжны Мери, только потому что ему было так удобно. Он не думал о том, что думает и что сопереживает, данная девушка. Главный герой является человеком, которого не волнуют чужие мысли и чувства, именно поэтому большинство персонажей в данном произведении, считают данного персонажа хуже всех. И его совершенно не волнует тот факт, что по его вине погибает Бэла.

Однако Печорин является человеком который не лишен последних чувств, он считает что у него глубокая нравственная травма, которую никто никогда не сможет залечить.

Несмотря на свою образованность и ум, он читает тебя абсолютно лишним человеком в этом временном пространстве. Так как он не может найти предназначение своим талантам и умениям.

Он много умеет и много чего знает, однако то время в котором он живет, не готово к тем переменам, о которых подумывает главный персонаж.

Таким образом автор пытается показать, через главного персонажа, что для тех времен характерны люди, у которых было много жизненной энергии, а также планов на будущее, которым просто не суждено было сбыться, в соответствии с теми условиями, которые существовали в те времена. Но важной проблемой главного персонажа, является то, что он не понимает в чём его жизненное предназначение, ведь он появился на этом свет, а также что он может свершить за свою недолгую жизнь. В этом и содержится вся история души человеческой.

История души человеческой в «Герое нашего времени»

«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым  и изданный в 1840-м году. Главный герой данного произведения – Григорий Печорин, «лишний человек» с противоречивыми убеждениями и взглядами, но ставший одним из самых харизматичных и привлекательных персонажей русской классики.

Печорина никто не понимает, а прелести жизни он познал с детства, и больше они его не прельщали. Лермонтов в предисловии отозвался, что Григорий Александрович Печорин – собирательный образ «золотой молодежи» времени Михаила Юрьевича. Благодаря композиции романа читателю позволяется узнать о Печорине от разных людей, что и демонстрирует его с разных сторон.

Печорин – скептик, и настоящими своими друзьями он не считал никого. Любил он лишь один раз в своей жизни, и дамой его сердца была ни Бэла, ни княжна Мэри, в честь которых названы две главы «Героя нашего времени». По-настоящему Григорий любил лишь Веру.

Григорий Александрович черств и эгоистичен, чувства окружающих людей его не беспокоят. Но, несмотря на внешнее безразличие, Печорин искренне восхищается утренним пейзажем, небом и солнцем.

Сразу после этого Григорий цинично рассуждает о дружбе, любви, счастье. Позже, в ответ на радушное приветствие Максима Максимыча, он ведет себя равнодушно. Не колеблясь, главный герой убивает на «нечестной» дуэли Грушницкого.

Кажется, что Григорий Александрович Печорин абсолютно бессердечен и бесчувственен.

На самом деле в данном романе Лермонтова продолжается тема, поднятая Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине» — тема «лишнего человека» и влияние современного, для 19-го века, светского общества. По мнению писателей, оно развращает людей, и они пересыщаются такой жизнью, больше не могут испытывать положительных эмоций, их жизнь становится бессмысленной, однообразной и скучной.

Что нравилось Печорину, так это служба, и постоянное ощущение веяния смерти. Как говорил он сам, из-за обстоятельств жизни и людей вокруг, он «научился ненавидеть».

Показывая такую историю человеческой души, Михаил Лермонтов остерегает своих читателей, поднимает острый социальный вопрос, актуальный и по сей день. Автор показывает, что жизнь таких людей, как Григорий Печорин – трагична.

Он мог сделать многое со своей жизнью и с собой, но судьба распорядилась иначе, и Григорий одиноко, скрывая свои искренние чувства, скитался по жизни до смерти в Персии.

Лермонтов не желает, чтобы такая судьба была у кого-либо еще.

Картинка к сочинению История души человеческой в романе Герой нашего времени

ПредыдущаяСледующая

История души человеческой в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени"

Сочинение

Тема: «История души человеческой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

ЭПИГРАФ

«История 
души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» М.Ю. Лермонтов

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя

 Сам Пеҹорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. Мы не способны более к великим жертвам ни для блага ҹеловеҹества, ни даже для собственного нашего сҹастья, потому ҹто знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению.

Задаҹа воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противореҹивый характер героя.

 В «Герое нашего 
времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном проявлен в психологии романа. Печорин – типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя.

Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма.

В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин 
потерпел крах, но его раздумья – это 
наболевшие мысли лучших людей того времени. Его глазами читатель видит 
«водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия.

 В поступках и мыслях Пеҹорина много жестокого и эгоистиҹного. Он подҹеркнуто холодно обходится с Максимом Максимыҹем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является приҹиной гибели Бэлы; играет ҹувствами княжны Мери, поэтому она сҹитает, ҹто он хуже убийцы.

Он циниҹно рассуждает о дружбе (Из двух друзей всегда один раб другого), о любви (Женщины любят только тех, кого не знают), о сҹастье (А ҹто такое сҹастье? Насыщенная гордость), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.

Пеҹорин приносит страдания всем, с кем встреҹается: Бэле, ҹестным контрабандистам, Мери, Грушницкому, Максиму Максимыҹу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя нравственным калекой, палаҹом (я разыгрываю жалкую роль палаҹа, я играл роль топора в руках судьбы).

Он осознает, ҹто прожил жизнь пустую и бесцельную: Заҹем я жил? Для какой цели я родился? Он не видит смысла и радости в жизни: Я как ҹеловек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, ҹто еще нет его кареты.

Поколение 30-х годов 
застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии

 Однако душа Пеҹорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его холодное, бессильное отҹаяние.

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагиҹескую любовь к Вере, способность ҹувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние лиҹности Пеҹорина в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу.

Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, ҹто меня ожидает. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности лиҹности Пеҹорина его жизнь ровный путь без цели. Это трагедия героя своего времени.

На ҹто мог направить свои богатые душевные возможности Пеҹорин? Социально-психологиҹеские условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой лиҹности.

Таким образом, МЮ Лермонтов необычайно остро ставил вопрос поколения.

С одной стороны, перед нами открывается широкая 
панорама света, представителей пошлого 
«водяного общества» с их мелкими 
страстями, с другой стороны – черты 
поколения находят свое выражение 
в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности

Читайте также:  Какие профессии немыслимы без отзывчивости?

Сочинение на тему История души человеческой в «Герое нашего времени» ( : Лермонтов М. Ю.)

История “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова потрясает своим психологическим мотивом. Именно здесь Лермонтов поднимает такую тему, как история души человеческой, на примере Григория Печорина.

Печорин — умная, привлекательная личность, при этом являющаяся также и противоречивой. В общении с каждым человеком он показывает свое “я”, своё эго, своё превосходство над другими.

Герой старается удовлетворить себя в каждой ситуации, пытается найти выгоду, ему абсолютно не важно, как чувствуют себя другие, и приносит ли им это боль. Григорий воспринимает людей как марионеток, сам являясь их кукловодом, он управляет их судьбами. Душа Печорина эгоистична и начинена множеством пороков.

Герой является причиной всех несчастий окружающих его людей: он похищает Бэлу, отвергает Максима Максимыча, убивает на дуэли Грушницкого, рассекречивает банду контрабандистов, разбивает сердце княжне Мэри, соглашается на судьбоносное пари с Вуличем. Оправдывает он это плохим воспитанием и общением не в том окружении.

Печорина невозможно не запомнить. Он представляет собой человека-загадку, именно того, при общении с которым каждую секунду открываешь для себя новую грань его характера.

Первое впечатление о Печорине весьма сомнительно — перед нами предстаёт настоящий подлец, но, общаясь с ним, каждый выделяет для себя в нем что-то особенное.

Так, Лермонтов разделяет всех главных героев на пары с Григорием, заставляя испытывать их свои разноплановые чувства.

С каждой строчкой романа мы всё больше познаем состояние души Героя. Печорин признается, что прожил жизнь “пустую и никчёмную”, лишённую всякого смысла, это и показывает нам истосковашуюся душу Печорина. Печорин многогранен.

И, несмотря на все его отрицательные стороны, в закоулках его души также есть и положительные: в минуты смерти Белы Григорий искренне скорбит и даже страдает из-за потери девушки; Печорин ценит красоту природы, даже идя на дуэль, он любуется её величием. А самое главный факт, подтверждающий всё-таки неокончательную закаменелость души Героя — страстная любовь к Вере.

Григорий готов на всё для неё, а она, хотя и разделяет его чувства, вынуждена попрощаться с ним, подвергая Печорина самым настоящим мукам.

Печорин — самолюбивый, гордый молодой человек, обладающий особыми лидерскими качествами, но, к сожалению, он не смог их применить и лишился цели в жизни, потерял всякий её смысл. Его душа истерзана, и виновато в этом общество, которое в самом начала становления его личности обломало ему крылья.

Тема души в романе “Герой нашего времени” занимает главное место. М. Ю. Лермонтов точно раскрывает душевное состояние всех персонажей (особенно, Григория Печорина), тем самым, позволяет увидеть нам совершенный психологический анализ, тянущийся через весь роман.

«История души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Черты романтизма и реализма в романе

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Это очень умный, образованный, тонкий человек, не лишенный понятий о чести, достоинстве.

Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя. Сначала Печорин дается глазами других людей. О нем рассказывает странствующему офицеру штабс-капитан Максим Максимыч.

Так мы узнаем о Печорине, возмущаемся его отношением к молодой черкешенке Бэле, переживаем вместе с Максимом Максимычем ее трагическую гибель. Но штабс-капитан лишь схематично очерчивает образ Печорина, с его слов нельзя понять всей глубины, сложности и противоречивости этой натуры.

Затем сам странствующий офицер видит Печорина и передает читателям свои ощущения: угадывает скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность (морщины на благородном лбу, «обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева ли душевного беспокойства»), злой нрав или, вернее, «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер. Затем на страницах романа появляется дневник самого Печорина. В нем герой очень точно, глубоко, правдиво описывает свои ощущения, переживания. Читатель погружается в сложный внутренний мир героя. «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» – это яркий психологический автопортрет Печорина.

Несмотря на то, что Лермонтов писал «историю души человеческой», ни в романе в целом, ни в «Журнале» нет истории души Печорина. Все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено.

Но в повести «Княжна Мери» перед нами особенно детально предстает внутренний мир героя. Лермонтов использует все виды психологического самоанализа: герой рассказывает о событиях своей жизни в форме дневника-хроники.

В «Герое нашего времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном заключает в психологичности романа. Печорин – типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя.

Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя.

Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма. Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. Но Лермонтов не идеализирует горцев, их нравы описаны достаточно реалистично. Романтичен сам образ Бэлы и ее трагическая гибель.

В «Тамани» романтичен образ «честных контрабандистов», особенно девушки Ундины.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Повесть «Фаталист» напоминает романтическую новеллу на философскую тему. В центре поступков и размышлений героев оказалось «предопределение», то есть судьба, рок.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» соединяются реалистические и романтические черты.

Проект по литературе Тема: «История души человеческой» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам.

Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства.

Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить.

Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.

С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере.

Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.

д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

Тайна истории души Григория Печорина

Критики писали: «Тайна у Лермонтова — антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни». Мне кажется, к такому отрицанию движется Печорин. Он любит разгадывать чужие тайны, но никакой отрадной для себя цели не достигает. Для Печорина исчезают тайны, их нет — все объяснимо, он способен «все знать, все чувствовать, все видеть».

Но судьба играет с ним злые шутки: кто оказывается на его пути, становится жертвой его очередного эксперимента. В «Герое нашего времени» нет однозначных выводов. Мы не можем быть уверенными и твердо заявить, что Печорин плохой или хороший, добрый или злой. На протяжении всего романа мы замечаем, что «положительное» в Печорине оказывается одновременно «отрицательным».

Ироничный и независимый ум, гордое нежелание слиться с толпой, жажда действия и свободы приводят к равнодушию к чужой боли. Но надо ли в этом винить одного Печорина? Получив возможность выговориться, открыть, что тяжелым камнем лежит у него на сердце, Печорин говорит: «.я был готов любить весь мир, — меня никто не понял! И я выучился ненавидеть».

Печорин уподобляет жизнь дурному подражанию прочитанной в юности книги. Он видит жизнь, представляет ее как роман в лицах, как спектакль. «Завязка есть, — восклицает он, узнав от Вернера об интересе княжны Мери к Грушницкому, — о развязке этой комедии мы похлопочем». И конечно же, Печорин непременно ощущает себя главным героем каждого спектакля.

Конечно, Печорину свойственны поэтические порывы: его описания кавказской природы тому свидетельство. Однако ирония остается как главным средством восприятия мира, так и главной защитой от него, защищает его от страдания. Иронией и логикой Печорин желает оградить себя от боли.

Но другим людям его ирония приносит несчастья, ибо он смотрит на страдания и радости других только как на «пищу, поддерживающую его душевные силы». «На первом месте у него всегда он сам, его желание», — замечал Белинский. Печорин любит власть: «. первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает».

Но что бы он ни предпринимал, развязка во всех случаях трагическая: гибнет Бэла, разрушен круг «честных контрабандистов», убит Грушницкий, в слезах княжна Мери, в отчаянии Вера, наконец, гибнет Вулич, которому Печорин предсказывает смерть. Печорин говорит, что во всем виновата судьба: именно она приводила его к развязке чужих драм.

Судьба в романе становится незримым врагом Печорина, с которым он спорит, силу которого стремится победить своей волей. Белинский писал: «Печорин бешено гоняется за жизнью, а судьба вместо жизни предлагает ему набор литературных ситуаций». И Печорин устает от этой погони. Жизнь прочитана, дальнейшее чтение не сулит ничего нового.

На вопрос Максима Максимыча, что он делал, Печорин отвечает: «Скучал». Печорин стал таким; он разочаровался во всем, не видел смысла продолжать жить. «Скучающий эгоист, воспитанный жестоким обществом» — вот сущность его натуры, смысл тайны души Печорина.

Читайте также:  Чем доброта отличается от великодушия?

А почему он стал таким гордым, одиноким, равнодушным «героем нашего времени», мы узнаем из его дневника, в котором он изливал свою душу. Он доверял чувства бумаге. На земле не было человека, которому бы он рассказал про свою боль, про свои страдания, потому что Печорин не нуждался в этом и одновременно боялся, что его не поймут. Он сторонился людей, и, может, к нему подходит фраза: «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Сочинение: История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(458 слов) «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» – писал М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». На примере противоречивого внутреннего мира возможно отразить эпоху, изучить психологию, задаться вопросами судьбы. В поэме «Мцыри» писатель раздумывал: «А душу можно ль рассказать?».

Автор создал образ человека, который одновременно отталкивает и притягивает, раскрыл пороки современников и вызвал к ним сочувствие. Герой получился неоднозначным и живым из-за истории его души. Лермонтов пожертвовал логикой повествования остросюжетных произведений ради глубокого и детального погружения в психологию героя.

Внутреннее напряжение – принцип замысла и композиции.

https://www.youtube.com/watch?v=8ag4hY1Ccns

Лермонтов принес императору Николаю I роман в составе двух книг. Первая из них государю понравилась. В ней описывалась душа Максима Максимыча, опытного и доброго офицера, чья жизнь – верное служение. Штабс-капитан — открытый и мудрый человек. Его голос и поступки подарили рассказчику саму историю, но не сберегли Бэлу, к которой старый солдат проявлял отцовскую заботу.

Во второй книге автор от простого внутреннего мира Максима Максимыча с понятной моралью перешел к сложному и запутанному нутру молодого дворянина. История его души состоит из условного круга: всего мало – получение желаемого – пресыщение – скука и страдание.

В повести «Бэла» герой очаровывается красотой черкешенки, с помощью манипуляций разыгрывает план, похищает бедную девушку, заставляет полюбить, затем Григорию надоедает времяпровождение с дикаркой, а после ее настигает смерть от кинжала несчастного и озлобленного мужчины, у которого брат Бэлы украл коня благодаря Печорину.

В части «Тамань» дворянин стремится разгадать тайну слепого мальчика и сказочной ундины, узнает их секрет и чуть не умирает, нарушает спокойствие «мирных контрабандистов», впервые предполагает, что приносит несчастье.

В главе «Княжна Мери» молодой офицер завидует чувствам Грушницкого к девушке, жаждет насладиться ее невинностью, реализует замысел по соблазнению, разбивает Мери сердце, убивает на дуэли человека, навсегда теряет Веру, которая понимает и любит Григория. Его душа «живет» продуманными интригами с врагами.

Печорин разрушает мир других людей в угоду самолюбию и увеселению, сравнивает себя с Вампиром. Ему чужды дружба и любовь, у него есть только потребность в них. Его глаза «не смеются», когда смеется он. Григорий рассуждает: «Полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов», — однако в попытке оправдать ужасные поступки он обманывает себя.

В двух откровенных монологах для Максим Максимыча и Мери герой признается в том, что беспрерывно разочаровывается в материальных благах, светских обществах, науках, человеческих чувствах, потому и не может спокойно жить. Печорин много рефлексирует. Ему плохо в бесконечном кругу, его душа обессилена. В последней главе «Фаталист» Григорий разочаровывается в самой судьбе, уверенно считает себя «топором» в ее руках. Тогда наступает смертельная скука, единственный выход от которой – путешествие. Печорин подтверждает свое пророчество и погибает.

«Герой нашего времени» – психологический роман. В нем главы расставлены не в хронологическом порядке, чтобы показать историю души человеческой, которая заинтересовала читателей больше, чем самые остросюжетные авантюры. Роман стал классикой, закрепившей за автором место на литературном Олимпе России.

Евгения Васильева

В этом романе есть что-то неразгаданное.

В.Белинский

Век М.Ю.Лермонтова в романе.

Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе. Николай I находил роман «отвратительным”, показывающим «большую испорченность автора”.

Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П.

Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя нашего времени” В.Г. Белинский, оглубокое знание человеческого сердца и современного общества”. А что же автор? Ко второму изданию «Героя нашего времени” М.Ю.

Лермонтов пишет «Предисловие”, в котором настаивал на том, что «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабристского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов, с точки зрения «коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. «С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М.

Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности.

Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить «разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором. Идейный кризис – кризис идей.

Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья.

В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности.

Потребность освоить «ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характерная черта эпохи 20-30 годов 19 века.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать.

Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое.

Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, «глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина.

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти частей-повестей, каждая из которых имеет свое заглавие, свой сюжет и отличается в жанровом отношении. Но основной герой объединяет все эти повести в единый роман. Гвардейский офицер Печорин едет к месту своего назначения. По дороге заезжает в Тамань («Тамань»).

Отсюда он приезжает в Пятигорск (”Княжна Мэри”). За дуэль с Грушницким Печорин сослан на службу в дальнюю крепость, где происходят события, о которых в повести «Бэла» рассказывает хорошо знавший Печорина штабс-капитан Максим Максимыч.

Как эпизод из этого периода жизни Печорина представлена повесть «Фаталист” — часть дневника («Журнала») главного героя произведения. Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз с Максимом Максимычем (”Максим Максимыч”). Лермонтов нарушает этот порядок повестей.

На первое место он ставит повесть «Бэла”, потом «Максим Максимыч”, далее идут «Тамань” и «Княжна Мэри”, и заканчивается роман повестью «Фаталист”.

Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из идейного замысла — шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина.

Автор писал: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?

Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..” — говорит Лермонтов в предисловии к роману. Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина”.

Печорин — это «Онегин нашего времени, герой нашего времени”, — так сказал о нем критик Белинский. «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”. Положение Печорина трагичнее, он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Это сильная, волевая натура, жаждущая деятельности.

Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному признанию, — «нравственный калека”.

  • Лермонтов видел трагедию своего поколения. Это нашло свое отражение уже в стихотворении «Дума»:
  • Печально я гляжу на наше поколенье!
  • Его грядущее — иль пусто, иль темно,
  • Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
  • В бездействии состарится оно…

Эта тема была продолжена М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени».

Полный текст работы скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы.

Ссылка на основную публикацию