Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» — это яркий луч, направленный на человеческие пороки, представленные в лице Григория Печорина. Юная, невинная, дикая красота противопоставлена пресыщенному жизнью мужчине, который обрел в ней жертву своей опустошенной заскучавшей души.

Портрет героини

Характеристика образа Бэлы в «Герое нашего времени» раскрывается через описание от лица пожилого штабс-капитана Максима Максимыча. Рисуя национальную картинку горного народа, он рассказывает историю про прекрасную черкешенку, которая стоит в центре развивающихся событий. Бэла обладает самобытными особенностями:

  • «…она была хороша: высокая, тоненькая…»
  • «…азиатская красавица…»
  • «…румянец разыгрался на щеках…»
  • «…черные локоны…»

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Гордая и преданная традициям своей семьи. Свободная и необузданная, что проявлялось в ее нраве:

  • «…веселая, и все надо мной подшучивала…»
  • «…я не раба его.»
  • «…дьявол, а не женщина!..»

Бэла — молодая дочь татарского князя, на внешность ей не дать больше шестнадцати лет. Черноволосая, с проницательным взглядом «сверкающих, как два угля» глаз.

Свободная пленница

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Максим Максимыч и Григорий Алексадрович получают приглашение от князя на свадьбу его старшей дочери. Там они впервые встречают Бэлу. Девушка сразу же выделяет Печорина из толпы, обращая к нему свою песню: «…стройны наши молодые джигитыа русский офицер стройнее их только не расти, не цвести ему в нашем саду». Мужчина ответил ей поклоном и уважительным жестом.

Между ними возникает взаимная симпатия. В глазах друг друга они диковинны, экзотичны. Бэла оказалась недостижимой целью, навязчивой мыслью. Уставший от мирских благ юноша решается на похищение и запускает цепочку ужасных событий.

Ему удается выкрасть юную девушку с помощью ее собственного брата, юного и меркантильного Азамата. За его сестру он обещал украсть для юного джигита Карагёза, любимого коня разбойника Казбича. Каждый выполняет свою часть сделки.

Связанная, с чадрой на голове, дочь князя попадает в руки к офицеру. Азамат сбегает со своей добычей, а мстительный разбойник чинит расправу над его отцом.

Заточённая в крепости, как птица в клетке, Бэла отказывается подчиниться чужому желанию обладать ею.

Сколько бы главный герой ни старался, она не принимает подарков, не отвечает на его привязанность, а лишь тоскливо затягивает родную песнь, бросает короткие ответы и плачет.

Ее свободолюбивый нрав можно описать одной цитатой: «Я твоя пленница,ты можешь меня принудить». Даже испытывая чувства к своему похитителю, она не смеет предать себя.

У Печорина были свои принципы, один из которых не мог позволить ему отступиться от желаемого: «…таков уж был человек: что задумает, подавай…». Его азарт не имел границ — для него это очередное захватывающее приключение. Он заключил пари со штабс-капитаном, что добьется ее за неделю: «…даю мое честное слово, она будет моя…»

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Чем больше черкешенка сопротивлялась его воле, тем изощреннее проявлял себя офицер.

Находясь взаперти долгое время, получая лучшие дары и испытывая постоянное давление со стороны увлеченного мужчины, девушка постепенно начала привыкать к нему: «она стала ласковее, доверчивее…» — но этого было недостаточно, чтобы растопить между ними лед.

Гриша решается на решающий шаг, разыгрывая сцену своего уезда: «оставайся полной хозяйкой всего, вернись к отцу, — ты свободна». Он нашел слабое место в душе княжны и дал ей то, чего она хотела.

Наивная, неопытная, она отказывается от неприступности, доверив себя в чужие руки.

Трагическая судьба

Четыре месяца княжна прожила в крепости — короткий срок любви.

Приручив Бэлу, имея над ней полную власть, молодой человек начал постепенно остывать: «любовь дикарки немногим лучше знатной барыни; невежество и простосердечие одной надоедают».

Бэла, чувствуя отверженность, погружается в уныние, страдает от отсутствия взаимности. На все вопросы отвечает кратко, молчит. Когда-то живая, цветущая красота, начинает увядать, меркнет блеск черных глаз.

Тоска и одиночество стали спутниками ее высокого чувства. Офицер все реже появляется дома, что дает разбойнику Казбичу отличный шанс совершить очередную расправу. Подкравшись к деве, он похищает ее. Слышны выстрелы, но пули не задели его. Капитан и Печорин устроили погоню, но тщетно. Лихая рука Казбича наносит Бэле смертельный удар.

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Испуская дух, она мечтала вернуться домой, в горы, но сожалела об одном — что не встретится со своим возлюбленным «на том свете».

Ей предложили креститься перед смертью, но княжна выбрала умереть с той верой, с какой родилась. Искренняя любовь, которой она отдалась всей душой, не вытеснила преданности своей национальности.

Последний шаг в ее жизни был сделан стопой настоящей черкешенки, княжеской дочери, простодушной, чистой и верной.

Встреча с Печориным сыграла решающую роль в судьбе дикарки. Она подарила ей прекрасное чувство, которое впоследствии ее погубило. Для него это нравственное испытание, которое он не прошел. Совершил преступление, разрушил не одну жизнь и погубил ту, которой клялся в любви. Как могло сложиться будущее погибшей, не появись в ней равнодушие Печорина?

Характеристика Бэлы из «Героя нашего времени» показывает, насколько это показательное и трагическое сочинение Михаила Юрьевича Лермонтова, которое положило начало циклу повестей и сполна раскрыло несовершенство натуры главного персонажа.

Характеристика Бэлы в романе "Герои нашего времени"

В романе «Герой нашего времени» достаточно много внимания уделяется любовным связям главного героя – Григория Печорина.

На примере взаимодействия с женщинами автор раскрывает характер и особенности личности центрального персонажа, демонстрируя его личную трагедию.

Примечательно, что почти все люди, которые тесно общались с Печориным, в результате получали от него только боль, обиду или разочарование. Это не обошло и Бэлу: первую девушку, которое читателю показывают в романе как любовный интерес Печорина. 

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении ????

Краткая характеристика

Бэла – совсем еще молодая девушка, которая выросла на Кавказе. Она воспитана в строгих национальных традициях, имеет сильную волю и горячее сердца.

Несмотря на свою неудачную историю любви с Печориным, девушка не ломается: она сохраняет достоинство и стойкость духа, хотя и продолжает испытывать любовь к Григорию. Тем не менее, она помнит о том, что является дочерью татарского князя, и не позволяет обходиться с собой неуважительно.

История красавицы Бэлы заканчивается трагически: она погибает от рук разбойника Казбича, которого разозлил поступок Печорина. 

Подробный образ и характеристика

Бэла является второстепенным персонажем романа, но она играет большую роль в понимании характера Печорина. Будучи богатой и красивой дочерью князя, она привлекает к себе мужчин: Бэлой проникся даже отпетый разбойник Казбич, но был отвергнут (именно это в дальнейшем послужит причиной его разгорающийся ненависти к девушке).

Татарская красавица привлекает и главного героя романа – Григория Печорина, который сначала увлекается девушкой, но потом охладевает к ней. Бэла понимает это и предчувствует скорый разрыв: она переживает, но даже любовь к эгоистичному и своенравному Печорину не ломает ее духа.

Она сохраняет честь и достоинство до самого последнего своего дня: и даже на пороге смерти не отрекается от своей веры. Этот поступок лишний раз доказывает, что Бэла всегда остается верной себе и своим принципам. 

Место героя в произведении

В «Герое нашего времени» в честь Бэлы была названа первая часть романа. Именно на фоне их отношений с Печориным читатель может сделать первые выводы о характере главного героя. 

Бэла – это своеобразный укор Печорину. Девушка демонстрирует только лучшие свои качества: верность себе и своему возлюбленному, искренность, теплота по отношению к окружающим, но она становится жертвой Печорина и в прямом, и в фигуральном смысле. 

С одной стороны – Бэла попадается на «крючок» Григория и влюбляется в него, в то время как сам Печорин быстро охладевает. Это очень давит на девушку, но она не ломается и сохраняет гордость, хоть и предчувствует скорое завершение отношений.

С другой стороны – Бэла погибает из-за того, что Печорин и брат девушки, Азамат, совершает безрассудную кражу коня у местного разбойника. В смерти девушки не было никакой ценности, ведь она погибла просто из-за глупости, совершенной двумя молодыми людьми с горячей головой.

С другой стороны – смерть героини имеет огромное значение для понимания характера Печорина и его роли в жизнях окружающих. На примере Бэлы автор показывает глубину эгоизма главного персонажа: он настолько любит только себя, что готов был поставить на кон жизнь нескольких людей ради собственного развлечения. 

Общественное положение

Дочь татарского князя Бэла с рождения была всеобщей любимицей. Она богата и красива, но при этом строго воспитана, поэтому ведет себя с достоинством и не позволяет себе неуважительно относиться к людям. Например, у нее теплые отношения с обычным штабс-капитаном Максимом Максимычем. 

Люди восхищаются Бэлой. Они говорят и о ее красоте, и об умении держать себя, и о ее талантах: например, окружающие очень уважают ее за умение потрясающе вышивать золотом и петь национальные песни. Бэла – завидная невеста, но свое сердце она отдает Печорину, которому оно, собственно, и не нужно. 

Семейное положение и обстановка, в которой живет

Бэла родилась и всю жизнь провела на Кавказе. Ее отец – татарский князь, у которого есть еще дети: старшая сестра Бэлы (на ее свадьбе девушка и знакомится с Печориным) и младший брат Азамат (он становится косвенной причиной гибели Бэлы и сбегает из семьи).

Дети росли только с отцом. Впоследствии можно будет сделать вывод, что именно отсутствие матери станет причиной трагического увлечения Бэлы Печориным: если бы рядом с ней была мудрая и любящая женщина, то она бы подсказала девушке истинные мотивы поведения Григория.

 

Бэла выросла в достатке, но не была избалована благодаря строгому национальному воспитанию. Она занималась рукоделием, любит природу и свой родной край. Бэла очень красива и привлекает внимание мужчин, но не отвечает им взаимностью: она ждала того, кого полюбит всем своим горячим сердцем, и по трагическому стечению обстоятельств этим человеком оказывается Григорий Печорин. 

Внешность и манера держаться

Бэла считается настоящей кавказской красавицей. Ей всего 16 лет, но она уже вполне сформировалась как женщина, и привлекает взрослых мужчин. У нее высокий рост и стройная фигура, милое, еще немного детское лицо. Бэла поражает мужчин привлекательностью своих глубоких черных глаз, темных локонов и загорелой кожей. Она настоящая азиатская красавица. 

Бэла понимает свою привлекательность, но не спешит ей пользоваться. С мужчинами она держится гордо и неприступно, в соответствии с традициями своего народа. И только когда Печорин долго добивается ее и решает сдаться, Бэла, наконец, сама проявляет свои чувства. В дальнейшем она страдает от неразделенной любви, но, преисполненная гордостью, ни с кем не делится своей печалью. 

Речь героя

У Бэлы совсем немного реплик, хоть она и играет большую роль в первых нескольких частях романа. Читатель узнает, что сама девушка почти не говорит по-русски: с Максимом Максимычем она говорит на татарском, и тот постепенно учит ее русскому языку. 

Одна из самых запоминающихся реплик Бэлы – «я не раба его – я княжеская дочь!». Это страстное заявление девушка сделала, когда хотела освободиться от Печорина: его чувства угасли, а она, как бы не любила мужчину, не готова была терпеть от него неуважение. 

В одном из эпизодов Максим Максимыч замечает, что Бэла разочаровалась в своей любви и сильно потускнела. Он расспрашивает девушку о ее состоянии, но получает только односложные ответы «Да» или «Нет». В момент душевных терзаний Бэла стала неразговорчивой и задумчивой, а от ее былой живости не осталось и следа. 

Поступки и особенности поведения

Во всех поступках и поведении Бэлы можно заметить черты ее национального колорита. Она – настоящая «дикарка» с горячей кровью и открытым сердцем.

Сначала неприступная с мужчинами, своему единственному возлюбленному Бэла отдается без остатка, и очень переживает из-за того, что чувства Печорина к ней угасли.

Несмотря на свою любовь, девушка сохраняет достоинство и помнит о том, что она княжеская дочь. 

Бэла достаточно отважна, чтобы принять даже собственную смерть, при этом единственное, о чем она сожалеет – это о том, что она не сможет увидеться с любимым на том свете (она принадлежит к другой вере). Но когда Бэле предлагают перед смертью перейти в другую веру, она отказывается: даже в последние часы своей жизни девушка остается верна себе. 

Читайте также:  Итоговое сочинение: Как нужно относиться к своим поступкам?

Цели жизни и интересы

На примере Бэлы автор показывает традиции и ценность кавказских народов того времени. Бэла, как и положено достойной жене, отлично умеет управляться с домашним хозяйством, она хорошо вышивает, уметь петь и плясать. Она любит природу и свою родину. 

Бэла очень открытая и искренняя. Она всегда говорит правду и не терпит какого-либо неуважения к себе. Она помнит о том, что даже в период сильных душевных терзаний она остается дочерью князя, поэтому она всегда сохраняет достоинство. 

Отношение других лиц к герою

Печорин был очарован Бэлой с первой встречи. Его привлекла и ее красота, и недоступность, что отличало кавказскую девушку от русских. Испытывая интерес, Григорий активно ухаживает за девушкой, но, получив ее любовь, остывает. Бэла же продолжает искренне любить его и не допускает внимания со стороны других мужчин (разбойник Казбич также был неравнодушен к девушке). 

У Бэлы были теплые отношения с Максимом Максимычем. Он искренне переживал за Бэлу, как за свою дочь, и очень грустил из-за ее смерти. Максим Максимыч так никогда и не простил Печорину его безрассудного поступка, который привел к трагическим последствиям (и Бэла, и ее отец были убиты Казбичом в отместку за нанесенное оскорбление и кражу коня). 

Отношение автора

На примере Бэлы М. Ю. Лермонтов показывает пример достойной девушки с Кавказа. При этом он не делает большого акцента на ее национальном образе: он просто показывает гордую, независимую и искреннюю женщину, которая выбрала себе не того возлюбленного.

При этом ее увлечение никак нельзя назвать глупым или безрассудным, ведь Печорин первым проявил к ней интерес и начал добиваться расположения.

В итоге Бэла становится первой показанной в романе жертвой эгоизма и беспринципности Печорина: ее история заканчивается трагически. 

Бэла появляется только в первой и третьей частях романа, но автор выделяет ей достаточно большую роль в произведении. Он показывает свое уважение к таким людям, как Бэла. 

Цитатная характеристика

Чтобы лучшее понять характер и поведение Бэлы, рассмотрим несколько цитат из произведения, где затрагивается героиня:

Девушка гордится своих происхождением и не позволяет себя унижать даже когда ее сердце разбито:

«…я не раба его – я княжеская дочь!..»

Бэла не является легкодоступной девушкой, ее сердца нужно долго добиваться. Именно и привлекает Печорина изначально, так как неприступность Бэлы резко контрастирует с более доступными дамами из светского общества, привычного Григорию:

«Первые дни она молча гордо отталкивала подарки…»

Бэла открыта к веселью и остро чувствует жизнь. У нее горячая кровь: 

«…я буду весела. – И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня…»

У Бэлы нет хорошего образования или светских манер. Она очень простая девушка, для которой главная ценность – это национальные традиции и вера:

«…невежество и простосердечие одной так же надоедают…»

Образ Бэлы остается неизменным на протяжении всего ее появления в романе. Это гордая и неприступная девушка, которая всем сердцем полюбила недостойного человека, который не просто сломал ей жизнь, но и действительно оборвал ее. 

Критика об образе

В «Герое нашего времени» образ Бэлы воплотил в себе характерные национальные признаки кавказских народов. Критики говорят о Бэле, как о воплощении гордости, женственности и духовной чистоты: ее нравственный образ противопоставлен Печорину, которому чужды вера, моральные принципы и любовь. 

Отзывы читателей

Большинство читатель испытывает жалость к Бэле. Это связано с тем, что девушка показана как исключительно положительный персонаж: честный, добропорядочный и верный своим принципам.

При этом она пала жертвой любви к Печорину: и духовно, и физически. Поскольку история Бэлы показывается в самом начале романа, читатель делает вывод, что главный герой – бесчувственный, беспринципный и эгоистичный человек (только в дальнейшем у персонажа Печорина будет шанс открыться читателям с другой стороны).

Бэла же представлена как упрек Печорину и первая жертва его эгоизма и образа жизни, она вызывает сочувствие читателей. 

А что вы думаете о героине? Опишите свою точку зрения в х!

Образ Бэлы в романе Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

Образ Бэлы в романе “Герой нашего времени” является одним из самых трогательных и трагичных в русской литературе. Эта юная черкешенка благодаря Лермонтову стала символом чистоты и преданности. Интересно, что само имя Бэла, придуманное автором, впоследствии широко распространилось на Кавказе. Сама страна с ее природными данными, снежными вершинами гор, нравами и бытом местного населения всегда являлась лакомым кусочком для поэтов и писателей. В этом смысле Михаил Юрьевич не стал исключением.

Характеристика и образ Бэлы

Образ Бэлы во многом противостоит Печорину. Она искренна, красива, горда, наивна и свободолюбива. Она не искусна в любви, но факт, что она влюбилась в молодого офицера, говорит о ее незаурядном уме. Ведь черкесов Лермонтов изображает страстными, горячими, грубыми, а Печорин внешне более, чем хорош собой.

В главе «Максим Максимыч» автор подробно описывает портрет героя, его тонкие руки, статную, тонкую фигуру, нервный нрав, который прельщает женщин.

Он страстен, его недюжинный ум и интуиция (об этом можно судить по главе «Фаталист») помогают «раскусить» неопытную черкешенку, дав ей полную свободу.

Бэла цельная натура, по сути она счастливый человек, которому пришлось испытать настоящую жертвенную любовь, которая не всем дается.

Встреча Бэлы с Печориным произошла на свадьбе старшей сестры. Несмотря на скромность, по местному обычаю незамужняя девушка должна была спеть небольшой комплимент тому юноше, который ей понравится. Бэла выбрала русского офицера. Это был храбрый поступок с ее стороны, ведь он был чужаком. По сути девушка первая протянула руку навстречу своей судьбе.

Семья

О семье Бэлы Лермонтов дает краткую характеристику. Она дочь местного князя, то есть достаточно обеспечена и получила то воспитание, которое и полагалась девушке в ее положении. Ей не приходится зарабатывать себе тяжелым и грязным трудом. За шестнадцать лет она научилась всему тому, что должна была уметь княжеская дочь. 

«Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» – говорит ее младший брат, и это действительно так.

Анализ главы показывает, что княжеская семья была небольшая: отец, две дочери и сын. Мать видимо рано ушла из жизни.

Сам князь был кунаком, то есть другом Максим Максимыча, а это означало, что они должны были поддерживать добрые, приятельские отношения.

Бэла принадлежала к гордому, горному самобытному народу, которого автор охарактеризовал словами: «разбойники, голыши, зато отчаянные башки». Ведь они действительно храбро защищали свои земли от врагов, в лице русского воинства. 

По вероисповеданию черкесы были мусульманами, и этот факт огорчал героиню. Будучи воспитанной в своей среде, она не захотела стать христианкой, хотя понимала, что в той жизни больше не встретится с Печориным. В этом проявилась ее преданность своему народу.

Внешность

В повести «Бэла» описание главной героини занимает немалое место.

Она достаточна высока (что не типично для горных народов), с тонкой талией, стройна, с глазами как у горной серны, которые казалось заглядывали прямо в душу.

Так могут смотреть только дети или люди с чистой, светлой душой. Такой была и молодая княжна. Ее глаза порой сверкали по выражению самого автора «как два черных угля» от радости, а то тускнели от грусти.

Впервые увидев девушку на свадьбе, Печорин был поражен ее внешностью, кротким нравом и скромностью.

Этот светский лев, после истории с княжной Мэри и Грушницким, был направлен в «горячую точку», в место, где постоянно велась скрытая война местного населения с «захватчиками».

И даже в таком месте Григорий не мог не потешить собственное самолюбие, влюбив в себя молодую, как он сам называл Бэлу, дикарку.

Характер

Первое, на что обращает автор внимание читателей — это гордый и независимый характер молодой черкешенки. После того, как Печорин узнал про страсть брата девушки: во чтобы то ни стало завладеть конем Казбича, он разработал и воплотил в жизнь план похищения Бэлы.

Будучи в плену, она не забывала, что является княжеской дочерью и никто не смел посягать на ее свободу, даже такой симпатичный похититель. Главный персонаж первой главы романа «Герой нашего времени» каждый по своему упрям, независим, свободолюбив. 

Но, в отличие от Печорина, Бэла искренна, верна и преданна как любимому человеку, так и своему народу. Гибель девушки является кульминационным моментом в главе.

Печорин и Бэла

История любви Печорина и Бэлы ярко характеризует такое понятие как «любовь», которая может быть недолговечной, но прекрасной, гордой и страстной. Печорин в этой главе показывает себя храбрым, наблюдательным, искусным в бое. В нем тлеет надежда, что благодаря горной нимфе от него отойдет тоска.

Действительно, пока девушка была непокорна, он добивался ее всяческими способами. Ему нравилось быть завоевателем, хотелось покорить черкешенку. Однако, добившись своего, Григорий Печорин быстро охладевает.

Этот несчастный человек, больше других страдающий от собственного равнодушия, отдает себе отчет, что не способен глубоко переживать. Даже такая удивительная девушка как Бэла не смогла вылечить его от хандры.

В итоге гибель молодой черкешенки ложится тяжким бременем на душу еще юного человека, испорченную светом.

Как сложилась судьба героини Лермонтова

Судьба молодой и трепетной черкесской княжны сложилась на первый взгляд трагично.

Бедную героиню жаль за ту недолгую жизнь, что была ей предначертана, но при этом этот небольшой период становится самым счастливым в судьбе Бэлы.

Ведь не зря на смертном одре она говорит только о Печорине и совсем немного об отце и брате, полностью забыв о Максим Максимыче, к которому относилась нежно, как к отцу.

Взаимоотношения молодых героев вошли в тупик благодаря Григорию, а не Бэле, поэтому ее гибель Максим Максимыч видит как лучший выход из положения, так как гордая девушка рано или поздно погибла бы, не смирившись с судьбой нелюбимой жены.

Заключение

Михаил Юрьевич Лермонтов обладал тонким знанием человеческой души. Произведение «Герой нашего времени» — это попытка показать современника, много лет ищущего идеальный образ в каждой личности. Печорин совершал поступки, на которые не каждый решится за всю жизнь.

Он украл самую красивую и гордую девушку в ауле, не побоялся головореза Казбича, смеялся над жадностью и страстью Азамата, любил, как мог Бэлу, при этом оставаясь глубоко несчастным и, как он сам чувствовал, лишним человеком в обществе. Краткий эпизод, где он размышляет о любви, показывает все особенности этой незаурядной личности. Для него любовь дикарки так же неинтересна, как и любовь знатной барыни.

Если б он был верующим человеком, то пошел бы в монастырь, где есть ответы на все вопросы и терзания незрелой души. Чувствуя скорую гибель, Печорин едет в Персию, где хочет побыстрей уйти из этой жизни, чтобы не страдать от пустоты, которая гнетёт его изнутри.

Бэла – М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

   Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе».

Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина.

Читайте также:  Аргументы на тему: Доброта и жестокость в произведении «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

   Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры.

Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз».

Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

   Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

   Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза.

Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Свободолюбие

   Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной.

Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе.

Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

   Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

   До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать.

Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась.

«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..»

   Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

Искренность

   В романе «Герой нашего времени» Бэла предстаёт перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своём проявлении. Для неё отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому «ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие…»

Преданность вере

   В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа её в раю никогда не встретится с душой любимого.

Но в ответ на предложение окрестить её говорит, что умрёт в той вере, в какой родилась.

Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, всё делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Бэла – укор Печорину

   Обычно говорят – «живой упрёк». А вот Бэла из романа «Герой нашего времени» – это «мёртвый упрёк». Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, её судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем.

Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой.

Но оправданий нет – и ему остаётся признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлён, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: «Да, вот такой я негодяй».

На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, «был долго нездоров, исхудал», ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил её, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Характеристика Бэлы (Герой нашего времени)

Печорин на протяжении всего произведения сталкивается с разными людьми. Для них его появление в их жизни не проходит бесследно. Он приносит одни страдания и разочарования. Несчастный сам делает несчастными других.

Образ и характеристика Бэлы в романе «Герой нашего времени» помогут лучше раскрыть образ и характер самого Печорина. Бэла стала очередной жертвой его психологических комбинаций в играх с людьми.

Юная и наивная девушка не могла предугадать последствия связи с сердцеедом, за что и поплатилась.

Бэла дочь князя. Один из центральных персонажей романа.

Семья

Семья Бэлы старшая сестра, отец и брат. Матери у девушки не было.

Внешность

Девушка азиатской внешности. Совсем юная. На вид ей давали не более 16 лет. Высокого роста. Стройная. Хороша собой. Длинные черные волосы.

«…Глаза черные, как у горной серны…». Сверкали, словно два уголька, прожигая насквозь, до глубины души. Она обращала на себя внимание скромностью и непохожестью на других. По национальности черкешенка. Мусульманка по вере.

Характер. Особенности

Бэла свободолюбива, горда и независима. Она не могла жить в неволе, трепеща, как птица в клетке, задыхаясь без свежего воздуха и с подрезанными крыльями. Печорин не сразу понял причину странного поведения по отношению к нему.

Он видел, что нравится ей, но Бэла оставалась холодна и неприступна. Она боялась потерять свободу и не хотела этого. Устав терпеть ее выходки, Печорин решил отпустить красавицу на волю.

Получив долгожданную свободу, Бэла передумала покидать крепость, решив остаться.

Бэла могла не только грустить и печалиться. Она умела веселиться, петь и отплясывать так лихо, что пятки сверкали.

«…А уж как плясала! Видал я наших губернских барышень…только куда им! Совсем не то…» На досуге девушка занималась рукоделием. Любила вышивать, когда выпадала свободная минута.

Любовь в жизни Бэлы

В любви женщины, как Бэла раскрываются полностью, показывая глубину и искренность чувств. В отношениях с Печориным проявились лучшие стороны ее характера и души. Страстная, верная, внимательная к партнеру, чуткая, преданная. Мечта любого мужчины. Для Бэлы других не существовало. Любовь к Печорину одна и до конца жизни. Она не играла с ним, в отличие от него.

Когда Григорий охладел, сердце Бэлы сжалось в комок. Исчез привычный блеск в глазах. Девушка осунулась, потускнела. Словно из нее выжали все соки. Понимая, что Печорин перестал нуждаться в ней, Бэла принимает ситуацию как данность.

Страдая, не высказала слов упрека, не предъявила обвинений, не осуждала любимого. Она была создана для любви. Без любви ей жизни не было.

Последний аккорд

Бэла, сама не ведая приблизила смерть. Выйдя за пределы крепости, была похищена разбойником Казбичем. От раны, нанесенной им, девушка умерла, промучившись несколько суток.

В смертельном бреду Бэла не переставала повторять имя Печорина, признаваясь в любви. Единственное, что волновало умирающую перед уходом в мир иной невозможность быть с любимым на небесах. Разные религии мешали.

Уходя просила об одном, чтобы помнил и не забывал.

Печорин понимал причастность к смерти девушки. Жизнь несчастной могла сложиться по-другому не пойди он на поводу низменных желаний. В глубине души Печорин переживал случившуюся трагедию, стараясь не показывать виду. Разлюбив ее, Печорин не потерял уважения к Бэле. Она единственная женщина в его жизни, любившая по-настоящему. Отдававшая себя целиком, без остатка.

Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

  • Краткое содержание
  • Анализ главы “Бэла”
  • Анализ главы “Максим Максимыч”
  • Анализ главы “Тамань”
  • Анализ главы “Княжна Мэри”
  • Анализ главы “Фаталист”
  • Статья Белинского о романе (кратко)
  • Цитаты из романа
  • История создания
  • В чем противоречивость характера Печорина?
  • Образ и характеристика Печорина
  • Образ и характеристика Максима Максимыча
  • Образ и характеристика Грушницкого
  • Образ и характеристика Веры
  • Образ и характеристика Бэлы
  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера
  • Отношения Печорина и Бэлы
  • Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча
  • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
  • Взаимоотношения Печорина и Мэри
  • Женские образы в романе

Бэла — образ и характеристика героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…» М. Ю. Лермонтов «Княжна Мери» (из журнала Печорина).

Вся структура романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» и система образов построены так, чтобы ярче и многостороннее осветить образ Печорина. Но и второстепенные герои сами по себе интересны и имеют самостоятельное значение. Хотя каждую часть романа можно считать отдельным законченным повествованием, общий герой и замысел делают его единым целым.

Печорин на протяжении всего романа сталкивается с разными людьми, его вмешательство в их жизни не только не проходит для них бесследно, но всем приносит одни страдания и разочарования. Чем наполнена человеческая душа, тем она и делится с другими. Несчастный сам делает несчастными и других.

Характеристика образа Бэлы из одноимённой повести помогает раскрыть характер самого Печорина. Бэла — его очередная жертва.

Личность

Бэла — дочь мирно́го князя (то есть горца, подчинившегося русской власти). Ей 16 лет. Она живёт в доме отца вместе со старшей сестрой и младшим братом Азаматом.

Бэла выросла в горах, она характеризуется как «дикая черкешенка», хотя точно определить её национальность трудно: так на Кавказе в то время называли женщин различных национальностей.

Что можно сказать совершенно точно – так это то, что она мусульманка по вероисповедованию. Русского языка она не знала и начала учить его уже в период жизни у Печорина.

Говоря о характере Бэлы, Лермонтов не следует романтической традиции описания горцев как гармоничных «детей природы». У него каждый герой — личность со сложным и часто противоречивым характером. Цельность их натуры, сила страстей соединены с неразвитостью жизни, патриархальной ограниченностью мировоззрения. Гармония их жизни основана на силе традиций, а не на развитости сознания.

Внешность

Внешность девушки описана фрагментарно и в основном со слов других персонажей: Максима Максимыча, Печорина.

Она была «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Печорин любовался её красотой, её большими чёрными глазами, чёрными локонами, которые любил целовать. При первой встрече с ней он не сводил с неё глаз.

Максим Максимыч рассказал, что за время нахождения Бэлы в их крепости она очень похорошела, потеряв загар. На её щеках разыгрался румянец.

Характер

По словам Максима Максимыча, это была «милая, славная, добрая девушка». В первое время гордость не позволяла ей принимать подарки от Печорина, которые он закупал для неё в большом количестве. Она обладала твёрдым характером, чем ещё больше раззадоривала Печорина, который обещал, что всё равно она будет его.

Читайте также:  Сочинение: Подвиг Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Когда Бэла освоилась на новом месте, привыкла к Максиму Максимычу и Печорину, она стала более раскованной, весёлой, часто пела, танцевала, подшучивала над старым штабс-капитаном. Её искренность и простосердечность нравились Максиму Максимычу, и он очень привязался к девушке, как к дочери.

Она была искусной рукодельницей, очень хорошо вышивала золотом.

Бэла и Печорин

Отношения Бэлы и Печорина сложились не сразу, но закончились трагически: смертью девушки.

Приехав в крепость N. после дуэли с Грушницким под руководство Максима Максимыча, Печорин с первого взгляда влюбляется в младшую дочь мирно́го князя Бэлу. С помощью Азамата, её младшего брата, Печорин похищает Бэлу из отцовского дома. Он надеется, что, узнав его лучше, Бэла ответит взаимностью.

Сначала она не открывает своего чувства к Печорину, но позже признается, что ни один мужчина не производил на неё такого впечатления, как Печорин, и что она тоже влюбилась в него с первого взгляда.

Но вначале он старался завоевать её сердце дорогими подарками, которые она с гордостью отталкивала. Затем она стала принимать подарки, но не более того, Печорину она так и не покорилась.

Он решает (или просто делает вид) отпустить её домой, но она бросается ему на шею и не уходит.

Из рассказа Максима Максимыча читатели узнают, что 4 месяца они жили счастливо, Печорин наряжал её, лелеял, заботился о ней.

Но постепенно он теряет к ней интерес, по полдня проводит на охоте, обращается с ней холодно. Она надоела ему.

Бэла видит изменение в поведении и Печорина и понимает, что он её разлюбил. Лицо её осунулось, большие глаза потускнели.

Максим Максимыч стал укорять Печорина за такое отношение к бедной девушке, на что тот ответил, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Он признался, что всё ещё любит Бэлу, но ему с нею скучно.

Однажды Печорин и Маским Максимыч были на охоте, и в это время Казбич похитил Бэлу, которая вышла за крепостной вал к речке. Похитителя они заметили уже поздно, но бросились в погоню и ранили его лошадь. Тогда Казбич соскочил с лошади и ударил Бэлу кинжалом в спину. Она прожила ещё два дня и умерла.

«Нет, она хорошо сделала, что умерла!»

Так сказал Максим Максимыч. Далее он продолжил: «Ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно…»

И в этом старый штабс-капитан был прав. Печорин бы точно её покинул, к этому всё шло. И пришлось бы бедной девушке возвращаться в свой аул, где не было уже ни отца, ни брата. Без всякой защиты, опозоренная, она вряд ли смогла благополучно устроить свою жизнь.

Но если бы даже он её не покинул, а взял с собою в Петербург, она не была бы там счастлива, т. к. не смогла бы вписаться в светское общество, нравы которого надо усваивать с самого детства. Вырванная из родной почвы по прихоти Печорина, она не смогла бы прижиться на почве чужой.

Вывод

Душевная опустошённость Печорина не позволяет ему найти себя даже в личной жизни. Он обречён на трагическую развязку любви и дружбы, потому что умеет только брать, ничего не отдавая взамен. Он разрушает всё, к чему прикасается. Похитив Бэлу, он берёт на себя слишком большую ответственность, но как будто этого не осознаёт.

Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — самый светлый и чистый. И горько оттого, что такие вот «герои» любого времени легко и безнаказанно вмешиваются в судьбы других людей и ломают их.

Характеристика образа Бэлы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ Бэлы, одной из героинь романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», представлен в 1 части романа, в 1 главе, которая называется «Бэла». Историю любви Печорина и Бэлы рассказывает повествователю его попутчик штабс-капитан Максим Максимыч.

Портрет

Бэла — младшая дочь одного из черкесских князей, подчинившихся русской власти. Ей лет 16. Это была красивая девушка: тоненькая, высокая, с чёрными локонами. Максим Максимыч говорит, что её чёрные глаза напоминали глаза горной серны и «так и заглядывали к вам в душу» «и сверкали, будто два угля».

Когда Бэла оказалась у Печорина, она не понимала русскую речь, но со временем стала понимать и говорить по-русски. Речь Бэлы была понятна Печорину и Максиму Максимычу, девушка уже могла хорошо передавать свои мысли по-русски.

Отношения Печорина и Бэлы

Печорин впервые увидел Бэлу на свадьбе её старшей сестры, на которую его и Максима Максимыча пригласил их кунак (друг) черкесский князь.

Бэле сразу понравился этот красивый русский офицер, и потом он часто грезился ей во сне (об этом она впоследствии призналась ему).

Прекрасная черкешенка тоже произвела большое впечатление на Печорина. Она подошла к нему на свадьбе сестры и пропела комплимент. Максим Максимыч спросил приятеля: «Ну, что, какова?» Тот ответил: «Прелесть!»

Печорина привлекло к Бэле её девичье обаяние, красота, прекрасный голос, и он решился на её похищение. Помог Печорину украсть Бэлу 15-летний Азамат, который доводится Бэле братом. Он согласился отдать сестру Печорину за коня, которого тот пообещал помочь украсть у Казбича.

Печорин получил Бэлу, но долго она дичилась его. Похититель добивался любви этой гордой девушки, каждый день что-нибудь ей дарил, но она отталкивала подарки. Тогда он объяснил ей, что «аллах для всех племён один и тот же», поэтому нет запрета для любви между людьми разной веры и национальности.

Он сказал девушке, что хочет, чтобы она была счастлива, а если она будет грустить, он умрёт. Бэла согласилась быть веселее, но заплакала, когда Печорин стал уговаривать, чтобы она его поцеловала. Тот разозлился и во что бы то ни стало решил добиться её любви.

Он купил множество персидских материй, но эти «подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее — да и только».

Тогда Печорин зашёл к своей пленнице прощаться. Он сказал, что уезжает, так как она его не любит, и оставляет ей всё, что имеет. Печорин попросил её вспоминать о нём и простить, если он погибнет. Когда он подошёл к двери, девушка заплакала и бросилась ему на шею.

Счастье этих людей длилось недолго. Вскоре Печорин разлюбил Бэлу. Он охладел к ней из-за того, что, как он признался Максиму Максимычу, «невежество и простосердечие» дикарки ему уже надоели.

Бэла погибла от руки Казбича, подкараулившего её у речки. Печорин воспринял её гибель, с точки зрения Максима Максимыча, странно: когда тот постарался его утешить, Печорин засмеялся. Затем он долго болел, исхудал и никогда не говорил о бедной девушке.

Характер и поступки Бэлы

Младшая дочь черкесского князя получила традиционное воспитание кавказских девушек. Она прекрасно пела, танцевала, была весела, простосердечна.

Девушка осознавала, что дочь князя должна быть гордой и неприступной, поэтому долго не показывала своей любви к Печорину и отвергала его богатые подарки.

Гордость Бэлы проявилась в том, что, поняв, что Печорин её разлюбил, она решила уйти от него. «Я не раба его — я княжеская дочь!..» — сказала она Максиму Максимычу, но он постарался её успокоить и уверил, что, если она будет грустить, то скорее наскучит своему любимому. Простосердечная девушка поверила, что став веселее, удержит любовь Печорина.

Своеволие гордой черкешенки проявилось в том, что она, несмотря на запрет Печорина ходить на крепостной вал, вышла к речке, поэтому и погибла от кинжала Казбича.

Этот разбойник хотел похитить девушку, а когда это ему не удалось из-за того, что подстрелили его коня, он убил Бэлу. Умерла она не сразу и долго мучилась перед смертью.

Максим Максимыч сказал своему попутчику: «Нет, она хорошо сделала, что умерла! Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул? А это бы случилось, рано или поздно…»

Заключение

Яркий и выразительный образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» придаёт 1-ой главе этого произведения романтичность. Образ прекрасной черкешенки, как и другие женские образы романа, подчёркивает противоречивый душевный мир Печорина, так как именно в любви сильнее проявляется особенность души человека.

Характеристика образа Бэлы, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Бэла

Герой нашего времени > Главные герои > Бэла

Бэла – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Не упоминается.

«Ну что, какова?» – «Прелесть! – отвечал он. – А как ее зовут?» – «Ее зовут Бэлою», – отвечал я.

Лет 16.

и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати

Влюбленное. Бэла очень сильно любила Печорина:

  • Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. (к Печорину)
  • Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная,
  • Я вчера целый день думала, – отвечала она сквозь слезы, – придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы… А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.
  • Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие…
  • Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…
  1. И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.
  2. устоит ли азиатская красавица против такой батареи?
  3. бледность покрыла это милое личико!
  4. она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках
  5. Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля
  6. Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия…
  7. целовал ее черные локоны

Младшая дочь мирного князя, жившего в шести верстах от крепости N.

Мы с Печориным сидели на почетном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина

я не раба его (Печорина) – я княжеская дочь!..

Убита Казбичем.

Такой злодей; хоть бы в сердце ударил – ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар!

– И Бэла умерла? – Умерла; только долго мучилась, и мы уж с нею измучились порядком

Характер у Бэлы огненный: в ней переплетаются гордость, упрямство, веселость, шутливость, чувственность и нечто разбойничье.

  • Григорий Александрович каждый день дарил ей что-нибудь: первые дни она молча гордо отталкивала подарки
  • Долго бился с нею Григорий Александрович
  • Дьявол, а не женщина!

А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..

глаза ее сверкали. … и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!»

Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала…

«Я умру!» – сказала она. Мы начали ее утешать, говорили, что лекарь обещал ее вылечить непременно; она покачала головой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать!..

Она, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку… А уж как плясала!

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Ссылка на основную публикацию