Какие профессии немыслимы без отзывчивости?

В декабре в издательстве МИФ вышла книга «Выигрывает каждый» [1] . Автор — Кристофер Кукк, профессор политологии и социологии Государственного университета западного Коннектикута.

На основе научных исследований Кукк последовательно развевает миф о том, что ради успеха надо отказаться от человечности. Исследования показывают, что быть добрым и отзывчивым важно для нашего благополучия.

Этот материал подготовлен на основе ключевых идей книги. 

Понимание или действие

Что такое сострадание или отзывчивость? Это всестороннее понимание проблем и трудностей окружающих и желание решать их. Оно может возникать спонтанно или же развиваться со временем. Самое главное, что нужно знать о сострадании, — оно подразумевает готовность действовать. Именно это и отличает сострадание от эмпатии.

Если эмпатия — это понимание переживаний другого человека, то для сострадания одного понимания недостаточно. В самой сути этого чувства лежит действие — помощь.

Директор Института Макса Планка по изучению когнитивных процессов и мозга человека Таня Зингер обнаружила, что «сострадание и эмпатия — два феномена, каждый из которых связан с активностью разных участков мозга» [2]. 

Когда мы испытываем сострадание, включаются те же нейронные цепочки, что отвечают за любовь, а при эмпатии задействованы нейронные связи, отвечающие за боль. Активная работа последних приводит к ощущению выгорания.

Именно поэтому эмпатия сама по себе не ведет к стабильности. А вот испытывая сострадание, в основе которого лежит любовь, мы чувствуем заботу и безопасность, что подготавливает наш мозг к новым достижениям и успеху.

Какие профессии немыслимы без отзывчивости? Кадр из фильма «Приключения Паддингтона»

© kinopoisk.ru

Сострадание равно успех 

Отзывчивость традиционно считалась человеческой добродетелью, и лишь недавно ее начали связывать с успехом. Под успехом можно понимать достижение какой-либо цели, поэтому быть успешным для каждого значит что-то свое.

Не важно, хотите ли вы получить повышение по службе, достичь финансового благополучия, написать диссертацию или научить ребенка читать, — сострадание поможет вам добиться желаемого быстро и эффективно.

Сами же достижения будут стабильными, принесут вам больше удовлетворения и радости.

Другими словами, сострадание — это беспроигрышный вариант. Неожиданно, да? Мы ведь привыкли к тому, что нельзя быть одновременно успешным и помогать другим, — необходимо выбирать.

Кооперация и конкуренция

Согласно теории выживания сильнейшего, человек должен пробиться в жизни, полагаясь только на собственные силы, а тот, кто поднялся на вершину, заслуживает всех наград, которые получает.

Есть только две роли — победитель и проигравший, — и каждый при этом сам за себя.

Успешная эволюция человека строится в основном как раз на принципе выживания сильнейшего, согласно которому именно борьба между представителями вида приводит к возвышению этого вида над остальными. 

Однако биологи — от Чарльза Дарвина до Эдварда Уилсона — уверены, что кооперация в эволюции человека сыграла куда более важную роль, чем конкуренция, и что она гораздо более необходима для успешности группы, чем соревновательный настрой.

Получается, что именно сострадание лежит в основе не просто выживания человека как вида, но и его дальнейшего процветания. 

Дарвин весьма четко выразился по поводу несостоятельности теории выживания сильнейшего и убедительности «гипотезы сочувствия», написав: «Общества, где большинство членов проявляют сочувствие, будет более процветающим и оставит большее потомство».

Затем Дарвин в своих аргументах пошел еще дальше и связал успешность человеческой эволюции с эволюцией сострадания.

В четвертой главе «Происхождения человека» он подчеркивает, что человеческая раса сформировалась из «мелких племен» в большую цивилизацию, беспокоясь о благополучии окружающих, и забота эта распространялась не только на незнакомцев, но и на «всех разумных существ».

Какие профессии немыслимы без отзывчивости?

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

© kinopoisk.ru

Химия отзывчивости

Учитывая роль сострадания в выживании нашего вида, для вас не должно стать сюрпризом то, что в ходе новейших исследований выяснилась наша предрасположенность к нему. Да, может, мы и не святые от рождения, но отзывчивость в нас определенно заложена природой. Это инстинкт, вплетенный в человеческую сущность. Великодушие — не что иное, как базовая функция мозга. 

  • Исследования Леонардо Кристофа-Мура и других ученых, опубликованные в журнале Social Neuroscience, говорят, что «фундаментальная движущая сила человечества заключается в действиях, направленных на благо общества, вытекающих, возможно, из рефлексивной формы эмпатии, размывающей границы между индивидами» [3].
  • Проще говоря, на эгоистичные действия наш мозг тратит больше сил, чем на альтруистические, потому что мы, кажется, на нейронном уровне предрасположены к состраданию и эмпатии.
  • Когда мы получаем удовольствие — например, едим любимое блюдо или занимаемся любовью, — наш мозг выделяет пептидный гормон окситоцин [4], который, в свою очередь, активирует нейротрансмиттер дофамин (отвечающий за вознаграждение) и серотонин (снижающий тревожность), вследствие чего возникают ощущение счастья и оптимизм.

Именно два этих чувства, согласно исследованиям, способствуют достижению успеха, укрепляя как когнитивный, так и эмоциональный интеллект. Интересно, что окситоцин также выделяется, когда мы проявляем сострадание и совершаем альтруистические поступки. Другими словами, сама химия нашего мозга устроена таким образом, что стимулирует нас быть отзывчивыми. 

Социальная нечувствительность

Как именно отзывчивость делает нашу повседневную жизнь лучше? Исследования в этой области более чем исчерпывающие. Достижение долгосрочного успеха строится на обретении смысла и цели в жизни.

Это касается всего, будь то подъем по служебной лестнице, достижение личных целей или помощь окружающим.

Люди, чьи дни наполнены смыслом, живущие истинными ценностями, достигают большего и продолжительного успеха в отличие от тех, кто живет преходящими сиюминутными ценностями, стремясь только к материальному благополучию и статусу.

Люди, стремящиеся к достижению сиюминутных целей, ведомые желанием заработать деньги и положение в обществе, как правило, рассматривают окружающих лишь в качестве инструментов.

Стремясь к собственным высотам, они обычно перерезают страховочные тросы всем, кто находится рядом.

Такая социальная нечувствительность в итоге делает их менее эффективными сотрудниками и коллегами, потому что с ними никто не хочет работать.

Более того, как только очередная сиюминутная цель достигнута, мотивация человека снижается — ведь он получил то, к чему стремился.

Позитивный же эффект от сострадания проявляется как на короткой, так и на длинной дистанции, и он абсолютно реален.

Недавний эксперимент, в котором участвовало одиннадцать тысяч студентов Военной академии в Вест-Пойнте, показал, что, «помогая людям сконцентрироваться на осмысленности и результатах их работы вместо, скажем, финансовых показателей, мы повышаем не только качество их деятельности, но и (каким бы противоречивым это ни казалось) ведем их к финансовым успехам» [5]. 

Какие профессии немыслимы без отзывчивости?

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф»

© kinopoisk.ru

Почему сострадание — это хорошо

Однако финансовые достижения — это лишь верхушка айсберга. Ниже представлены другие, хотя и весьма общие ответы на вопрос, почему сострадание — это хорошо.

  •  Сострадание способствует повышению самооценки и укреплению здоровья. Рэйчел Пифери из Университета Джонса Хопкинса и Кэтрин Лоулер из Университета Теннесси продемонстрировали, что у людей, проявляющих сострадание к окружающим, снижается кровяное давление и повышается самооценка. Эти люди «также менее подвержены депрессии и пагубным последствиям стресса». 
  •  Сострадание помогает справляться с трудными ситуациями. Проявление сострадания — один из способов противостоять стрессу, не поддаваясь отчаянию под натиском обстоятельств. Джерилин Росс, президент и исполнительный директор Американской ассоциации по изучению тревожных расстройств, утверждает: «Когда вы думаете о других, делаете что-то для других, ваш мозг отвлекается от отчаяния. Это, в свою очередь, вызывает чувство удовлетворенности, повышает уровень эндорфинов, а следовательно, и благополучия».
  •  Сострадание помогает создать благоприятную атмосферу на рабочем месте, стимулирует работоспособность и улучшает итоговые показатели. Сигал Барсейд из Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете и Оливия О’Нилл из Бизнес-школы Университета Джорджа Мейсона обнаружили явную положительную связь между отзывчивостью, удовлетворенностью работой и общим успехом компании [6]. Очевидно, что «сострадание способствует осмысленной деятельности, а когда сотрудники чувствуют, что их работа важна, вероятность того, что они останутся в компании, увеличивается в три раза».
  •  Сострадание повышает показатели в учебе. В 2011 году было проведено большое исследование программ социально-эмоционального обучения (SEL — Social Emotional Learning), которые помогают ученикам лучше понимать собственные эмоции и справляться с ними. В исследовании участвовало более 270 000 учащихся школ. Полученные результаты подтвердили, что школьники, прошедшие программы SEL, более успешны как в учебе, так и в поведенческом плане по сравнению со сверстниками, которые не участвовали в подобных программах.
  •  Сострадание оздоравливает общество в политическом, гражданском и экономическом плане. Пол Зак обнаружил прямое влияние окситоцина на политическую и экономическую стабильность в обществе. Поскольку сострадание повышает уровень окситоцина в мозге, а этот гормон способствует установлению доверия между людьми, то, согласно данным Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), там, «где уровень доверия высок, уровень преступности и коррупции пропорционально ниже»[7]. 

LUCA: четыре шага к развитию сострадания

Нет единого стандарта в том, как быть отзывчивым, но есть определенные качества, которые можно развивать.

Они объединены в аббревиатуру LUCA: 

  • L — listening (слушание);
  • U — understanding (понимание);
  • C — connecting (объединение);
  • A — acting (действие).

В биологии (особенно в эволюционной биологии) термин LUCA обозначает «последнего универсального общего предка» (Last Universal Common Ancestor), то есть наиболее недавний организм, от которого произошли все живущие ныне на Земле организмы. Кроме того, Лука (Люк, Лукас) — довольно распространенное во многих языках имя, означающее «несущий свет». 

1. Слушать, чтобы лучше изучить проблему или задачу

Умение слушать — первый шаг на пути к развитию сострадания. Действие довольно простое, однако оно может принимать множество разных форм.

Слушать — значит не столько получать исчерпывающую информацию, сколько концентрироваться на том, что слышишь.

Слушание включает в себя и владение искусством задавать правильные вопросы, потому что именно они ведут к ответам, необходимым для успешного обучения. Не менее важно уметь услышать и то, что не было сказано.

Молчание и паузы порой могут открыть больше, чем слова.

2. Понимать, как помочь 

В сострадании понимание играет одну из ключевых ролей. Понимание — это не просто сбор необходимых фактов. Это осознание того, как разрозненные кусочки информации сочетаются или не сочетаются между собой.

Понять — значит изучить идеи и мысли с разных точек зрения, рассмотреть их в разных контекстах и обстоятельствах. Ведь знание контекста, в котором рождается та или иная мысль, не менее важно, чем сама мысль.

Простое слово «огонь», например, в разном контексте имеет совершенно разное значение. Звучащее как предупреждение о пожаре, оно может спасти жизни, а как приказ на поле боя — погубить. Умение соотносить факты и превращать их в идеи позволяет получить доступ к возможностям.

3. Находить возможности для решения проблем 

Возможности не всегда лежат на поверхности, и порой нужно потрудиться, чтобы отыскать их. От развитости ваших навыков и широты круга общения во многом зависят и варианты решения проблем. Ищите способы по-новому взглянуть на ситуацию, чтобы увидеть неожиданные выходы из нее. Используйте разные возможности для эффективных действий.

4. Действовать, чтобы решить проблему или задачу 

Второе ключевое понятие сострадания — действие. Преодоление страхов и сомнений, так же как развитие ответственности, крайне важно для начала действий. В то же время, как бы парадоксально это ни звучало, бездействие иногда тоже может стать решением.

Когда дело касается сострадания, действия порой так же важны, как бездействие. Иногда лучший способ найти выход из сложившейся ситуации — принять пассивную позицию, как Махатма Ганди или врач, не прописывающий никаких лекарств.

Сила сострадания может выражаться по-разному, но всегда она неизбежно ведет к успеху.

Быть лидером

Те, кто выбирает принципы LUCA, преуспевают в своих стремлениях. Отзывчивые люди сплачивают разных людей, чтобы укрепить позиции каждого в отдельности. И становятся лидерами.

Декларируя себя отзывчивым лидером, вы делаетесь сильнее, а ваш конечный успех превосходит сумму всех ваших достижений: ведь к нему прибавляются и свершения окружающих.

Дорога сострадания начинается с простого утверждения, которым вы признаете себя тем, кто вы есть: «Я отзывчив!» 

«Что такое отзывчивость?» Итоговое сочинение (декабрьское) –

Что же такое отзывчивость? Ради ответа на этот вопрос мне пришлось прочитать несколько словарей, благодаря которым у меня сформировалось своё определение.

Читайте также:  Сочинение: Мое отношение к повести Владимира Короленко «В дурном обществе»

Отзывчивость – это положительное качество человека, которое заключает в себе склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость. Отзывчивость выражается в поступках и словах, но она не носит в себе мысль о какой-либо похвале или награде.

Отзывчивость – значит отзываться на проблему ближнего человека, не требуя ничего взамен. Вот, что является важным её компонентом.

По моему мнению, отзывчивость – это то качество, которое нужно воспитывать с самого детства. Из этого плавно вытекает вопрос: «Каким образом можно воспитать в человеке отзывчивость?». В раннем возрасте человека может обучить отзывчивости обычная детская книжка, которая в простых словах может объяснить то, как следовало бы действовать в тех или иных ситуациях.

Какие же произведения могли бы представить то, как действует отзывчивый человек? Одним из таких произведений является рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». В ходе рассказа мы узнаём, что семье Мерцаловых приходится очень туго не только с едой, но и с деньгами.

Родителям приходится всеми силами поддерживать своих детей, но как же помочь единственной дочке, которая так не кстати сильно заболела? Именно в самый отчаянный момент для главы семейства появляется он – «Чудесный доктор».

Именно доктор Пирогов проявил в этой ситуации отзывчивость, бескорыстно оказав первую помощь малышке, а также оставив деньги для её дальнейшего лечения. А что сделал бы на его месте другой? Вероятно, потребовал бы оплату за свою помощь, усугубляя ситуацию в семье, в которой и так не особо водятся деньги.

В прочем не один этот рассказ можно привести как пример настоящей отзывчивости. При прочтении романа Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», я смогла увидеть в нём то, как отзывчивость зарождается в раннем возрасте. Автор показал нам страшную сторону тех времен, когда немцы держали еврейский народ в концлагерях.

Однако действие, которое нам нужно, разворачивается вокруг двух мальчиков. Бруно – обычный мальчик из немецкой семьи. Шмуэль – еврейский мальчик, закрытый от Бруно за проволокой концлагеря. Бруно, наблюдая за ситуацией своего друга, продолжает помогать ему, принося какие-нибудь игрушки или вещи.

Такая неловкая детская отзывчивость, которая закрепляет за собой по истине уважаемый поступок. Никакой просьбы платы за это, никакой гордости или хвастовства. Бескорыстный поступок, выражающий настоящую личность. Явно можно увидеть, какие бы прекрасные люди выросли из этих двух ребят.

Как я считаю – отзывчивость является тем качеством, которое нужно непременно в себе воспитать, если ты хочешь быть уважаемой личностью. Уважаемой не только обществом, но и самим собой. Я думаю, что отзывчивость является тем важным фактором, который поможет человечеству встать на ноги и быть на ступень выше.

Отзывчивость – что это такое, как стать отзывчивым

Что такое отзывчивость

Отзывчивость — качество характера человека, которое учит сопереживать, проявлять щедрость, терпение и великодушие. Отзывчивость помогает видеть в людях их истинные качества.

Это умение оказать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается; способность принимать чувства других людей, сопереживать им, а также помогать в преодолении жизненных трудностей.

Быть отзывчивым человеком — значит относиться к людям терпимо, учтиво и с пониманием.

У отзывчивого человека сильно развито чувство эмпатии, он является отличным собеседником, другом. Такой человек умеет слушать, слышать и чувствовать других людей.

Какими качествами обладает отзывчивый человек?

  1. Толерантность;
  2. Терпение;
  3. Доброжелательность;
  4. Воспитанность;
  5. Деликатность;
  6. Щедрость;
  7. Великодушие;
  8. Тактичность;
  9. Душевность;
  10. Внимательность;
  11. Доброта;
  12. Общительность.

Проявление в общении

Отзывчивость человека легко заметить в процессе общения с ним

Его выдаёт уместная учтивость, тактичность, умение принимать во внимание разницу в возрасте и статус других оппонентов, а также иные качества, которые можно заметить при беседе

Такие люди всегда отслеживают и анализируют реакцию остальных участников разговора на свои и чужие слова или действия. Им не составит труда извиниться, объяснить логику сказанной им фразы.

Впрочем, отзывчивые люди редко попадают в неловкие ситуации при общении, поскольку им не свойственно задавать неловкие, нетактичные, каверзные и неделикатные вопросы. Не затрагивают они и тем соответствующего характера. Ведь это те люди, которые умеют общаться.

Они идеальные собеседники, которые никогда не поставят оппонента в неловкую ситуацию, так как им важны чужие чувства.

Примеры отзывчивости в жизни

  1. Помогать другим людям. Помощь может быть в любых областях: участие в благотворительности, отклик на просьбу другого, поддержка в трудной ситуации близкого человека.
  2. Пример отзывчивости из литературы можно взять из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Сонечка Мармеладова и Дмитрий Разумихин — очень отзывчивые персонажи, они готовы всегда прийти на помощь. Сонечка ради обеспечения своей семьи жертвует собой. Она следует за Раскольниковым в ссылку, дает ему поддержку, помощь и человеческое тепло, несмотря на содеянное им преступление.

    Разумихин же в каждом своем поступке проявляет отзывчивость: помогает другу, дает ему денег, покупает одежду и заботиться о нем.

Как выработать в себе это качество

Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:

Стать внимательнее к происходящему. Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Иногда речь идет буквально о том, чтобы видеть, как человек нуждается в вашей помощи.

Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие? Надо постараться избавиться от эгоизма.

Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути. Необходимо пообещать себе стать добрее.

Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы неопытному коллеге… Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.

Как и в чем проявляется отзывчивость

  • Профессиональная деятельность. Во многих профессиях, связанных с взаимодействием с людьми, отзывчивость — необходимое качество характера. Не обладая им, человек не сможет справляться с работой.
  • Отношения. К отзывчивому человеку тянутся другие люди. Это качество необходимо в дружбе, любви, построении семьи.
  • Личностный рост. Отзывчивость — одно из важнейших качеств в построении взрослой, полноценной личности.
  • Психологическое здоровье. Отзывчивый человек намного легче справляется со стрессом, испытывает больше положительных эмоций.
  • Обучение. Отзывчивому человеку намного легче находить контакт с другими, соответственно легче найти помощь и поддержку в обучении новому.
  • Физическое здоровье. Отзывчивость ведет к укреплению тела и духа и положительным эмоциям — все это важные составляющие физического здоровья.
  • Творчество. Отзывчивый человек — это человек глубокий, многогранный, он погружается в суть вещей и может бесконечно черпать из них вдохновение.

Как развивать отзывчивость?

Для развития отзывчивости стоит обратить внимание на несколько важных моментов в восприятии окружающего мира. Дело в том, что мы часто привыкаем делать что-то для того, чтобы получить что-то взамен

Подобное отношение начинает формироваться у нас в процессе нашей жизни.

Но, если мы вернёмся к изначальным, материнско-отцовско-детским отношениям, то родители отдают многое своим детям для того, чтобы видеть их радость, рост, да и просто – жизнь. Именно это восприятие радости является отдачей на труды.

И человек отзывчивый получает своё обратное вознаграждение в виде созерцания и понимания позитивных эмоций других или, по крайней мере, уменьшения негативных

Поэтому, для развития отзывчивости важно научиться не ждать «спасибо», а видеть его в изменениях других

Ещё одним немаловажным фактором является развитие эмпатии и уважения к людям, которые отличаются от вас своими убеждениями, мировоззрениями и установками.

Некоторые психологи советуют начинать развивать отзывчивость, общаясь с теми, кто по сути и не может ничего нам дать взамен, кроме эмоционального отклика. Имеется в виду, животных и растения. Доброе отношение к ним и понимание без слов их потребностей развивает внутренние нравственно-духовные качества личности.

Но, есть и другой, несколько отличающийся подход. Он утверждает, что такие понятие как отзывчивость, чувство долга, мораль и т.д. – это составляющие более высокого порядка.

И для их формирования с одной стороны – необходимо минимальное удовлетворение более низших потребностей (при понимании сути проблемы), а с другой – социальный ориентир, демонстрирующий пример таких качеств.

То есть, человеку, который всё время посвящает борьбе за выживание и нахождение пропитания, будет просто не актуально развивать в себе такие составляющие личности. Но, с другой стороны, человек испытывающий перенасыщение во всём, не будет сопереживать неприятностям других, ведь он сам ни разу не был в их шкуре и ему не понятны эти эмоции.

  Симптомы шизофрении. Разновидности бреда

Рассмотрим пример с социальными ориентирами. Допустим, что семья имеет минимум или даже средний уровень для удовлетворения базовых и не только потребностей.

Ребёнок при этом видит пожилого человека, который испытывает возрастные боли и нуждается в какой-либо помощи. Естественно, что он не понимает, как именно эта помощь оказывается. А ему говорят значимые взрослые: «Да зачем это нужно, да сдать его в дом престарелых, чтобы настроение не портил. И дело с концом.

» Естественно, что у ребёнка, при всех имеющихся предпосылках, не будет развиваться никакая отзывчивость.

Природа происхождения чуткости

Многие люди задумываются: а отзывчивость – это результат воспитания или качество, данное от природы? Это сложный вопрос, и однозначного ответа не существует.

Безусловно, очень важно влияние родителей, семейного микроклимата, воспитания в ребёнке доброты и сострадательности. Но в то же время существует и возможная предрасположенность.

Периодически случается так, что дети из хороших семей, вырастая, превращаются в безразличных и хладнокровных людей. Иногда происходят и прямо противоположные изменения.

Интересное исследование было проведено американскими учёными. Специалисты методами эксперимента и наблюдения выяснили, что предрасположенность к доброте и чуткости обусловлена воздействием на человеческий организм гормонов вазопрессина и окситоцина.

Участникам этого исследования необходимо было пройти подробное интервью, в ходе которого они давали развёрнутые ответы на вопросы социального характера. Также они предоставили учёным своё ДНК для анализа.

Оказалось, что больше отзывчивости и сострадания в ходе интервью проявили люди с повышенной выработкой окситоцина и вазопрессина.

Врачи дозируют сочувствие к пациентам

Модель общения между врачами и пациентами меняется. Доктора оказывают больным медицинскую помощь, но минимизируют сопереживание. Они все чаще ощущают себя обычными рыночными игроками. Пациенты же ждут от медиков внимания и эмпатии.

Компромиссом служит формула, которой следуют многие врачи: лечение без человеческого сочувствия к больным невозможно, хотя эти эмоции и нужно дозировать, выяснила стажер-исследователь Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Евгения Подстрешная.

Диалог докторов и больных выстраивается непросто. Пациенты нередко жалуются, что врачи общаются с ними слишком сухо – предоставляют медицинскую помощь, но не оказывают человеческого внимания, которое, по идее, изначально заложено в профессии медика. Но при таких претензиях не всегда учитывается, что нагрузка на врачей выросла, а их временные и психологические ресурсы ограничены.

У докторов к больным тоже немало упреков. Врачи сетуют на потребительское отношение к ним со стороны пациентов, связанное с усилением консьюмеризма в здравоохранении. Впрочем, и сами медики уже порой считают себя рыночными игроками, а это означает более обезличенное отношение к клиентам.

Чтобы удовлетворить запрос пациентов на сопереживание и в то же время самим эмоционально не выгореть, многие врачи придерживаются в профессиональном поведении модели элементарного (а в другой терминологии – минимального) человеческого внимания, выяснила Евгения Подстрешная в ходе качественных интервью с врачами-травматологами и их пациентами.

Не случаен выбор травматологии. В этой области медицины врачи ежедневно видят примеры сильного физического страдания.

Они не могут относиться к пациентам эмоционально безучастно (как, впрочем, и настоящие профессионалы в других областях медицины).

В то же время, чужую боль нельзя принимать слишком близко к  сердцу: это чревато душевной усталостью. Поэтому врачи, сопереживая пациентам, дозируют сострадание.

Есть и другая причина, по которой медики «экономят» на сочувствии. В новых условиях они ощущают себя поставщиками услуг и не хотят испытывать в процессе работы «ничего личного».

Впрочем, такое излишне хладнокровное отношение к больным редко встречалось в интервью. Большинство опрошенных докторов считают, что, если врач не готов к сочувствию, ему нужно уходить из медицины. Нельзя забывать о том, что профессия медика опирается на принципы гуманизма и служения людям, пусть даже эти ценности и не лидируют в современном обществе.

Так или иначе, преобразования в организации медпомощи приводят к конфликту идентичностей – «идентичности профессионала и идентичности рыночного игрока», подчеркнула исследователь в статье «Тема боли в дискурсе о врачебном профессионализме на примере травматологического отделения», вышедшей в «Журнале исследований социальной политики» НИУ ВШЭ, том 13, № 4 за 2015 год.

Интервью с девятью травматологами и девятью пациентами проводились в 2014-2015 годах в одном из столичных государственных учреждений здравоохранения. Стаж работы врачей – от одного года до 22 лет.

Доктора воспринимают боль пациента многомерно

Врачи разделяют боль пациентов на физическую (из-за травмы) и психологическую (переживания из-за немощи и пр.). На первом плане для медиков, разумеется, физическая боль – ее идентификация и лечение. А вот возможности оказания психологической помощи ограничены.

Это обусловлено дефицитом времени, лимитом душевных сил медиков и «отсутствием четких указаний в отношении того, как врач должен осуществлять помощь такого типа», считает исследователь.

По сути, внимание к психологическому самочувствию пациента оказывается по усмотрению самого врача.

В восприятии врачом чужой боли есть три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Первый – когнитивный – связан с медицинскими знаниями и  инструментальным подходом: врач знает, как купировать боль и излечить больного. Пациенты-респонденты единодушны в позитивных оценках этой стороны взаимодействия с лечащим врачом.

Подтверждение тому – высокий уровень доверия. «Есть лечащий врач, который отвечает… за мое здоровье… я полностью доверяю», – отметил один из пациентов, одновременно подчеркивая профессионализм медика.

Высокий уровень компетентности доктора  легитимирует для пациента сильный социальный контроль со стороны врача.

Без сочувствия к пациенту работать нельзя

Сами медики в интервью признавались, что с возрастом у них становится больше переживаний по поводу «неидеального» оказания помощи. Тема переживаний отсылает нас ко второму – эмоциональному – восприятию боли пациентов.

Вопреки распространенному мнению о дегуманизации современной медицины и высоком уровне цинизма среди врачей, субъективные аспекты страдания пациентов не остаются без внимания, выяснила Подстрешная.

В отзывчивости докторов к чужой боли проявляется не только их медицинская, но и человеческая идентичность.

С одной стороны, это можно рассматривать как моральное основание для осуществления медицинской деятельности в целом,  особенно в условиях недостаточного финансирования, «кризиса профессионализма в связи с вторжением неоменеджериализма в медицину», неуважения пациентов.

«Если тебе стало безразлично, нечего и работать, – сказал один из травматологов. – То есть вообще невозможно доктором работать без сочувствия к страданиям больного…». Таким образом, врачи четко понимают, что не могут опуститься до «обыденного» отношения к боли.

С этой точки зрения живой отклик на боль оценивается медиками положительно и рассматривается как воплощение гуманистических принципов медицинской профессии. В то же время, эмоции в работе могут отвлекать от лечения, а также вести к эмоциональному выгоранию врача. Если каждую боль проецировать на себя, «с ума сойдешь», формулирует один из медиков.

По мере накопления опыта врачи учатся справляться с эмоциями и  дозировать количество сострадания. «Сознательное сопереживание» – такой термин информанты использовали для описания своих чувств к пациентам.

По сути, врачи тренируют защитную реакцию, сглаживая эмоции на сознательном и бессознательном уровне. «Я знаю про его боль – мне этого достаточно», – пояснил один из врачей.

Но притупленное восприятие боли пациента компенсируется деятельным сочувствием – медицинской помощью больному.

Сочетание таких элементов, как сглаженная эмоциональная реакция, знание о боли и сочувствие, позволяет говорить, что профессиональное восприятие боли пациентов подразумевает для врачей выработку «минимального внимания».

«Мы можем одновременно наблюдать сохранение интереса к переживаниям пациента, с одной стороны, а также объективное, более спокойное отношение – с другой», – пояснила Подстрешная.

За счет этого достигается сохранение необходимого уровня эмпатии в отношениях врача и пациента без особой угрозы душевному состоянию медика.

Врач должен помочь в любом случае

Третий аспект восприятия врачом боли пациентов – поведенческий: те действия, которые предпринимает доктор в ходе лечения. Пациенты в первую очередь ждут от него медпомощи, избавления от боли. Так же видят свою задачу и врачи.

Бессилие перед лицом боли (или вынужденное ее причинение, например, в ходе медицинских манипуляций) нередко ощущается докторами как угроза их статусу профессионалов и становится причиной их переживаний. Даже накопление опыта не всегда ведет к решению этих проблем.

По мере профессионального развития врача нарастает не только его компетентность, но и требовательность к самому себе.

Вместе с тем, больные надеются получить от врачей и чисто человеческое участие. Желание найти время и силы для того, чтобы лишний раз поговорить с пациентом, служит индикатором профессионализма, убеждена исследователь.

Институциальные перемены «изгоняют» эмпатию

В силу развития неоменеджериализма в области медицины ценность этических принципов – заботы, равенства, уважения и доверия, сходит на нет, а экономические интересы актуализируются, подчеркнула автор исследования.

В таких условиях врачи «постепенно лишаются ощущения призвания к профессии, осознания некоей миссии», а коммуникация между медиком и пациентом оказывается более обезличенной, пишет Подстрешная. «Нагрузка возросла, и… с пациентом у нас уже…

отношения, выстроенные по бумаге», – характеризует ситуацию один из травматологов. В таком контексте «призвание» и «миссия» уже не упоминаются.

Слова респондента означают, что произошла некая трансформация идентичности врача – переход от профессионала к рыночному игроку. Это ставит сочувствие к больному под угрозу, что едва ли приемлемо. Врач не должен забывать о моральных основаниях своей профессии, даже если она претерпевает серьезные изменения, считает исследователь.

См. также:

Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства Социальная работа в приходах становится профессией Забота о других помогает заботиться о себе Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 2 февраля, 2016 г. Здоровье здравоохранение социальная психология

Подпишись на IQ.HSE

Темы итогового сочинения (изложения) 7 февраля 2018 года

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём собственного текста участника.

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт».

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критерию № 1 «Соответствие теме» и критерию № 2 «Аргументация.

Привлечение литературного материала» (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев: № 3 «Композиция и логика рассуждения»; № 4 «Качество письменной речи»; № 5 «Грамотность».

  • Республика Бурятия
  • Комплект тем итогового сочинения
  • № ИС07022017-12
НОМЕР ТЕМА
129 Ценности, которым изменить нельзя.
226 Какие профессии немыслимы без отзывчивости?
322 Каково Ваше отношение к выражению «цель оправдывает средства»?
427 Почему смелость часто связывают с «силой духа»?
521 Всегда ли общество ценит достойных людей?

Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления
в соответствии с последовательностью направлений:

  1. Верность и измена
  2. Равнодушие и отзывчивость
  3. Цели и средства
  4. Смелость и трусость
  5. Человек и общество

Отзывчивость – что это такое, как стать отзывчивым

Что такое отзывчивость

Отзывчивость — качество характера человека, которое учит сопереживать, проявлять щедрость, терпение и великодушие. Отзывчивость помогает видеть в людях их истинные качества.

Это умение оказать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается; способность принимать чувства других людей, сопереживать им, а также помогать в преодолении жизненных трудностей.

Быть отзывчивым человеком — значит относиться к людям терпимо, учтиво и с пониманием.

У отзывчивого человека сильно развито чувство эмпатии, он является отличным собеседником, другом. Такой человек умеет слушать, слышать и чувствовать других людей.

  Детский и подростковый негативизм. Методы коррекции

Какими качествами обладает отзывчивый человек?

  1. Толерантность;
  2. Терпение;
  3. Доброжелательность;
  4. Воспитанность;
  5. Деликатность;
  6. Щедрость;
  7. Великодушие;
  8. Тактичность;
  9. Душевность;
  10. Внимательность;
  11. Доброта;
  12. Общительность.

Проявление в общении

Отзывчивость человека легко заметить в процессе общения с ним

Его выдаёт уместная учтивость, тактичность, умение принимать во внимание разницу в возрасте и статус других оппонентов, а также иные качества, которые можно заметить при беседе

Такие люди всегда отслеживают и анализируют реакцию остальных участников разговора на свои и чужие слова или действия. Им не составит труда извиниться, объяснить логику сказанной им фразы.

Впрочем, отзывчивые люди редко попадают в неловкие ситуации при общении, поскольку им не свойственно задавать неловкие, нетактичные, каверзные и неделикатные вопросы. Не затрагивают они и тем соответствующего характера. Ведь это те люди, которые умеют общаться.

Они идеальные собеседники, которые никогда не поставят оппонента в неловкую ситуацию, так как им важны чужие чувства.

Примеры отзывчивости в жизни

  1. Помогать другим людям. Помощь может быть в любых областях: участие в благотворительности, отклик на просьбу другого, поддержка в трудной ситуации близкого человека.
  2. Пример отзывчивости из литературы можно взять из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Сонечка Мармеладова и Дмитрий Разумихин — очень отзывчивые персонажи, они готовы всегда прийти на помощь. Сонечка ради обеспечения своей семьи жертвует собой. Она следует за Раскольниковым в ссылку, дает ему поддержку, помощь и человеческое тепло, несмотря на содеянное им преступление.

    Разумихин же в каждом своем поступке проявляет отзывчивость: помогает другу, дает ему денег, покупает одежду и заботиться о нем.

Как выработать в себе это качество

Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:

Стать внимательнее к происходящему. Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Иногда речь идет буквально о том, чтобы видеть, как человек нуждается в вашей помощи.

Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие? Надо постараться избавиться от эгоизма.

Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути. Необходимо пообещать себе стать добрее.

Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы неопытному коллеге… Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.

Как и в чем проявляется отзывчивость

  • Профессиональная деятельность. Во многих профессиях, связанных с взаимодействием с людьми, отзывчивость — необходимое качество характера. Не обладая им, человек не сможет справляться с работой.
  • Отношения. К отзывчивому человеку тянутся другие люди. Это качество необходимо в дружбе, любви, построении семьи.
  • Личностный рост. Отзывчивость — одно из важнейших качеств в построении взрослой, полноценной личности.
  • Психологическое здоровье. Отзывчивый человек намного легче справляется со стрессом, испытывает больше положительных эмоций.
  • Обучение. Отзывчивому человеку намного легче находить контакт с другими, соответственно легче найти помощь и поддержку в обучении новому.
  • Физическое здоровье. Отзывчивость ведет к укреплению тела и духа и положительным эмоциям — все это важные составляющие физического здоровья.
  • Творчество. Отзывчивый человек — это человек глубокий, многогранный, он погружается в суть вещей и может бесконечно черпать из них вдохновение.

Отзывчивость: природное качество или результат воспитания

Вопрос о том, как в человеке появляется такое качество, как отзывчивость, не имеет однозначного ответа.

Существенную роль в этом играет воспитание, данное семьей и учебным заведением. Если воспитывать в ребенке доброту, отзывчивость, сострадательность, то во взрослом возрасте он будет проявлять эти качества неосознанно.

Между тем, существует мнение, что отзывчивость это врожденное качество. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что отзывчивость и доброта человека вызваны воздействием на его организм гормонов окситоцина и вазопрессина.

Участники эксперимента давали ответы на вопросы, связанные с отношениями в социуме, гражданским долгом. Исследователям подопытные предоставили образцы ДНК для анализа генетически обусловленного уровня гормонов в организме.

В результате эксперимента было выявлено, что те лица, у кого генетически была обусловлена повышенная выработка таких гормонов, проявили себя как более отзывчивые и сострадательные люди.

Отзывчивость: что значит быть отзывчивым человеком?

Определение отзывчивости дать нелегко, ведь это сложное, многосоставное качество человеческого характера.

Ответ на вопрос, что такое отзывчивость, содержат толковые словари. Так, в словаре Ожегова указано, что это способность легко отзываться, откликаться на что-либо, готовность помочь, сочувственно относиться к другим.

Понимание чужих проблем и нюансов души – редкое качество, присущее лишь отзывчивым людям. Чтобы проявить отзывчивость, недостаточно не совершать плохих поступков. Напротив, необходимо оказывать помощь.

И не только тогда, когда о помощи просят, а тогда, когда очевидно, что она необходима. При общении отзывчивый человек всегда уловит просьбу о помощи без слов. Откликнуться на такую просьбу может не любой.

Только истинная отзывчивость человека позволит бросить собственные дела и ринуться на помощь.

  Эгоизм: Что Это Такое? (Как Распознать Эгоиста)

  • Отзывчивый человек при общении принимает во внимание разницу в возрасте, статус собеседника, присутствие третьих лиц при разговоре, и иные обстоятельства разговора.
  • Уважать, ценить, сочувствовать, оказывать помощь, проявлять доброту к другим – это умения отзывчивого человека.
  • Отзывчивость включает в себя способность вовремя и точно отслеживать реакцию собеседника на сказанные слов и действия, способность сказать «прости» в нужный момент.

Быть отзывчивым значит проявлять благородство и щедрость, принося добро, не требуя ничего взамен. Отзывчивость предполагает бескорыстность. Отзывчивый человек не задаст неделикатного вопроса и не создаст неловкой ситуации. Отзывчивость не существует отдельно от тактичности и соблюдения норм общения.

В присутствии третьих лиц отзывчивый человек никогда не спросит друга о личных проблемах. Вежливость к окружающим – одна из граней отзывчивости, как и способность признавать ошибки.

Добрый отзывчивый человек испытывает тепло к окружающим, принимая их такими, как есть, не стремясь изменить их. Бескорыстную помощь другим, людям и братьям нашим меньшим, в состоянии оказать лишь отзывчивые люди. Зачастую у них нет своей семьи, ведь они живут для других.

Иногда отзывчивость подразумевает поступки, сопряженные с жертвами и нелегким выбором.

Синонимы к слову отзывчивость

Именно потому, что отзывчивость это многогранное качество, синонимы к слову отзывчивость многочисленны. Эти слова отражают отдельные грани отзывчивости.

Среди них:

  • Душевность
  • Сердечность
  • Чуткость
  • Участливость
  • Внимательность
  • Доброта
  • Человечность
  • Сострадательность
  • Добродушие.

Отзывчивость: природное качество или результат воспитания

Вопрос о том, как в человеке появляется такое качество, как отзывчивость, не имеет однозначного ответа.

Существенную роль в этом играет воспитание, данное семьей и учебным заведением. Если воспитывать в ребенке доброту, отзывчивость, сострадательность, то во взрослом возрасте он будет проявлять эти качества неосознанно.

Маленький ребенок, как губка, впитывает то, что слышит и видит вокруг себя, поэтому важно не только говорить о плохом и хорошем, но и самому быть примером для подражания.

Между тем, существует мнение, что отзывчивость это врожденное качество. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что отзывчивость и доброта человека вызваны воздействием на его организм гормонов окситоцина и вазопрессина.

Участники эксперимента давали ответы на вопросы, связанные с отношениями в социуме, гражданским долгом. Исследователям подопытные предоставили образцы ДНК для анализа генетически обусловленного уровня гормонов в организме.

В результате эксперимента было выявлено, что те лица, у кого генетически была обусловлена повышенная выработка таких гормонов, проявили себя как более отзывчивые и сострадательные люди.

Польза отзывчивости

Научными сотрудниками Мичиганского университета (США) было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что отзывчивые люди реже болеют, а продолжительность жизни у них больше. На протяжении нескольких лет вели наблюдение за четырьмя сотнями супружеских пар старше 50 лет. Те из них, кто был отзывчив по отношению к другому супругу, заболевали гораздо реже.

Имеется статистика, говорящая о том, что продолжительность жизни у отзывчивых людей в среднем больше на 8-9 лет.

Добрые участливые люди реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Совершая добрые деяния, организм активнее синтезирует гормон эндорфин, имеющий обезболивающий эффект, успокаивающий и дарящий ощущение счастья.

Совершая добрые дела, человек испытывает чувство, что он нужен и полезен. Добрые поступки увеличивают для делающего их круг общения, поднимают настроение и восполняют запасы жизненной энергии.

Как выработать в себе это качество

Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:

  • 1.Стать внимательнее к происходящему. Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Иногда речь идет буквально о том, чтобы видеть, как человек нуждается в вашей помощи. Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие?
  • 2.Надо постараться избавиться от эгоизма. Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути.
  • 3.Необходимо пообещать себе стать добрее. Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы неопытному коллеге…
  • 4.Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.
  • Источник: сайт www.sunmag.me от 23.03.2014
  • Пожертвовать

10 октября 2021г.

#бескорыстнаяпомощьлюдям #милосердие

Поделиться в социальных сетях

Польза отзывчивости

Научными сотрудниками Мичиганского университета (США) было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что отзывчивые люди реже болеют, а продолжительность жизни у них больше. На протяжении нескольких лет вели наблюдение за четырьмя сотнями супружеских пар старше 50 лет. Те из них, кто был отзывчив по отношению к другому супругу, заболевали гораздо реже.

Добрые участливые люди реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Совершая добрые деяния, организм активнее синтезирует гормон эндорфин, имеющий обезболивающий эффект, успокаивающий и дарящий ощущение счастья.

Совершая добрые дела, человек испытывает чувство, что он нужен и полезен. Добрые поступки увеличивают для делающего их круг общения, поднимают настроение и восполняют запасы жизненной энергии.

Сочувствие в литературе

Сочувствие или бессердечие по отношению к людям — одна из главных тем в литературе. Примеры отзывчивости и безразличия:

  1. А. И. Солженицын основное внимание в своих произведениях уделял равнодушию властей к жизни простого человека. Центральной фигурой рассказа «Один день Ивана Денисовича» является Шухов. Мужчину обвинили в предательстве и отправили в лагерь. Его вина в том, что он провёл несколько дней в немецком плену. Это неединичный факт из истории СССР. Тоталитарная система в лице государства оказалась глуха к судьбе обычного гражданина. Иван Денисович, попавший по ложному обвинению в лагерь, отбывает срок, пытаясь не утратить в себе человеческие качества.
  2. Повесть «Прощание с Матёрой» рассказывает о принудительном переселении пожилых жителей в городские жилища. Это происходит в связи с затоплением острова Матёра. Старики обращаются к администрации, но власть имущим неинтересны их чувства. Им не понять, что кладбище — дом покинувших этот свет родных. Сюда приходят, чтобы поговорить с предками, а после смерти надеются оказаться здесь же. Жителей лишают такой возможности против их воли. Главная сюжетная линия — безразличие власти к народу. Чиновникам несвойственна отзывчивость, любое действие они оправдывают благими намерениями.
  3. Главный герой романа «Евгений Онегин» — юный столичный аристократ с типично светским воспитанием. Он молод, но многое изведал, ему всё надоело. Жизнь для него бессмысленна, ко всему он проявляет равнодушие. Молодой человек сбегает в деревню и там знакомится с Татьяной. Дочь местного помещика влюбляется в юношу, но тот отвергает её. Причина — нежелание создавать семью. Равнодушие к происходящему и желание покоя не дали развиться настоящим чувствам. Последующее одиночество станет его наказанием.
  4. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывает о герое, который равнодушен к жизни. Печорин наделён неординарными способностями: умён, склонен к глубокому анализу, решителен и обаятелен. Вместе с тем он не может найти место в жизни и мучается этим. Время для него потеряно, ничего значимого уже не произойдёт. Окружающие отмечают безразличие и холодность Григория. Он сам чувствует, что прошлое имеет над ним непреодолимую власть. Его судьба могла сложиться иначе, прояви он больше отзывчивости к окружающим людям.

Умение сочувствовать — качество, которое необходимо в себе воспитывать. Только в этом случае можно стать уважаемой личностью.

Отзывчивость способствует развитию человека и уменьшению зла во всём мире.

Профессиональная чуткость в произведениях

Тема отзывчивости раскрывается в литературе и по отношению к профессиональному долгу. Примеры таких произведений:

  1. «Уроки французского». Героиня рассказа В. Г. Распутина — внимательный к детям преподаватель. Она не может остаться равнодушной к ученику, оказавшемуся в трудной ситуации. Лидия Михайловна приглашает его к себе домой, чтобы подтянуть фонетику «загадочного языка». Но главная её цель — накормить голодного ребёнка, в семье которого нет денег на еду. Мальчику стыдно садиться за стол в доме учителя. Лидия Михайловна придумывает игру на деньги. Под видом проигрыша она обеспечивает его небольшими средствами. Теперь он вновь покупает себе молоко. Преподаватель понимает, что за это будет уволена из школы. Но её выбор — помощь и спасение ребёнка любыми доступными средствами.
  2. «Чудесный доктор». Рассказ А. И. Куприна повествует о бедной семье Мерцаловых, в которой нет денег на еду, дрова. У несчастных родителей уже умерла одна дочь, другая серьёзно больна. Совсем потеряв надежду, глава семьи повстречал в парке пожилого мужчину, которому поведал о своём положении. Тот сразу же направился в дом бедняков. Незнакомец оказался врачом. Он назначил лечение маленькой Машутке, оставил денег на пропитание, лекарства и дрова. Чудесный доктор просто и бескорыстно отозвался на чужую беду. Уже в аптеке Мерцалов узнал, что ему помог знаменитый хирург Пирогов.
  3. «В аптеке». Рассказ А. П. Чехова показывает иное отношение к профессиональному долгу. Молчаливый, высокомерный и чёрствый провизор не обращает внимания на просьбу больного продать лекарство, хотя тому не хватает шести копеек. В помощи нуждается учитель Свойкин. Он пытается поговорить с аптекарем, взывает к его чувствам, обещает погасить долг. Преподаватель уходит ни с чем, он не был услышан и понят. Педантичный провизор остался равнодушен. Главная тема произведения — отзывчивость. Без сострадания можно стать пустым местом. Рассказ остаётся незавершённым. Читатель может самостоятельно представить дальнейшую судьбу учителя.
Ссылка на основную публикацию